Правления константина. Правление Константина Великого (306–337 гг.)

История древнего мира [Восток, Греция, Рим] Немировский Александр Аркадьевич

Правление Константина Великого (306–337 гг.)

Вскоре после отречения Диоклетиана между его наследниками разгорелась борьба за власть (306–324 гг.). В июле 306 г. в Эбораке умер 56-летний Констанций I Хлор, и его легионы провозгласили цезарем сына Констанция, 20-летнего Гая Флавия Валерия Константина (306–337 гг.). Вместо Констанция Галерий назначил августом Севера и скрепя сердце признал цезарем Константина. В конце октября 306 г. власть в Риме захватил Максенций, сын Максимиана Геркулия: сначала он объявил себя цезарем, а в следующем году – августом. Вскоре к власти вернулся и сам 66-летний Максимиан. Он заключил союз с Константином, выдал за него свою дочь и признал его августом. Так в 307 г. в империи оказалось сразу 5 августов.

Потерпев поражение в борьбе с Максенцием и Максимианом, в апреле 307 г. погиб Север. В ноябре 308 г. Галерий объявил августом Валерия Лициния, а в 309 г. – Максимина Дазу. Вскоре столь же неуемный в своем властолюбии, сколь и вероломный Максимиан, рассорившийся с сыном и предавший зятя, потерпел полное поражение и погиб (310 г.). В мае 311 г. в Никомедии умер самый активный враг христиан Галерий. Перед смертью он издал эдикт о веротерпимости, в котором покаялся за 8-летнее преследование христиан. Преемником Галерия на Востоке стал Лициний. В 312 г. Константин во главе своей галльской армии вторгся в Италию и наголову разгромил войска Максенция в сражении у Вероны. В конце октября того же года в битве у Мульвийского моста Максенций был окончательно побежден и погиб. Константин вступил в Рим и, казнив двух сыновей Максенция, объявил всеобщую амнистию, чем снискал расположение римлян.

Летом 313 г. в борьбе с Лицинием погиб Максимин Даза. Все восточные провинции оказались под властью Лициния. В том же году Константин и Лициний издали т. н. Медиоланский (или Миланский) эдикт, в котором признавалось равноправие христианства со всеми остальными религиями. Конфискованное у христианских общин имущество подлежало возврату или компенсации. Константин и Лициний поделили империю: первому достался Запад, второму – Восток. В 314 г. между ними произошел конфликт, за которым последовал передел владений: потерпевший поражение Лициний отдал Константину Балканский полуостров (за исключением Фракии). Мир продержался около 10 лет. В 324 г. между Константином и Лицинием началась война из-за спорной Фракии. В сентябре того же года Лициний потерпел полное поражение, капитулировал и спустя несколько месяцев был убит по приказу Константина. Последний стал единоличным властителем империи (324–337 гг.).

Политический курс Константина стал прямым продолжением политики Диоклетиана. В 314 г. он провел новую денежную реформу. В обращение на Западе империи (с 324 г. и на Востоке) была введена новая золотая монета – солид (чеканился из расчета 72 монеты на фунт). Кроме солида, в провинциях имели хождение разменные серебряные денарии. Нововведение дало возможность стабилизировать финансовую систему и несколько оживить рынок.

При Константине продолжался начавшийся при Диоклетиане процесс прикрепления к месту жительства и работы куриалов, ремесленников и колонов. Обязанности куриалов, материально ответственных за налоговые поступления с горожан, являлись пожизненными и наследственными. Ряды разорявшихся куриалов в принудительном порядке пополнялись состоятельными людьми. Членство в ремесленных коллегиях также стало наследственным. В частности, закрепощению подверглись объединения ремесленников, обслуживавших императорские мастерские. В отношении несения повинностей члены корпораций были связаны круговой порукой. Прикрепление к земле колонов получило свое юридическое оформление в конституции Константина «О беглых колонах» (332 г.), где впервые было зафиксировано принудительное возвращение беглых колонов к месту жительства. Число колонов увеличивалось за счет захваченных в плен варваров. Непосильный налоговый гнет и злоупотребления имперских чиновников вызвали к жизни такой юридический институт, как патроциний. Крестьяне, ремесленники и куриалы добровольно переходили под патроциний местных магнатов и становились их колонами. Свою прежнюю земельную собственность они получали уже на правах прекарного (условного) владения. Взамен магнаты обеспечивали своим колонам защиту от притеснений властей.

Константин продолжил военную реформу Диоклетиана. Он распустил преторианские когорты (312 г.), а из состава маневренных войск выделил привилегированные дворцовые части, расквартированные в Риме и резиденциях императора. Армия пополнялась отрядами варваров, которые за свою службу получали римское гражданство, а с ним и возможность сделать карьеру в военно-бюрократических структурах Поздней империи. Постепенно военная профессия тоже стала наследственной. Время Константина (если не учитывать кровавую борьбу за власть) было относительно спокойным: при нем велись лишь незначительные пограничные войны (в частности, на Дунае).

При Константине территория империи была поделена на 4 крупных административных округа – префектуры во главе с префектами претория. Военное командование находилось в руках 4 военных магистров. Префекты претория и военные магистры назначались императором. Сохранилось прежнее административное деление на провинции и диоцезы. Громоздкая военно-бюрократическая система была основана на принципе строгой иерархии и подчинении низших управленцев высшим по рангу. Все чины верхнего эшелона административного аппарата подразделялись на 6 категорий: «благороднейшие», «сиятельные», «почтеннейшие», «светлейшие», «совершеннейшие» и «выдающиеся» (низший ранг). Их обладатели рассматривались как личные слуги императора (comites, domestici). Дворцовые должности, связанные с обслуживанием «священной особы» императора, считались высшими в империи (начальник «священного ложа», конюший, хранитель «священной одежды», начальник главной канцелярии и т. д.).

В области религиозной политики Константин проводил принципиально иной курс, нежели Диоклетиан. Он увидел в христианском вероучении и церковной организации потенциальную опору абсолютной власти императора. Будучи трезвомыслящим и прагматичным политиком, он прекрасно осознавал бесперспективность политики гонений. Сам Константин, как и его отец, изначально имел среди христиан репутацию властителя, вполне лояльного по отношению к христианству. Поэтому издание в 313 г. Медиоланского эдикта явилось вполне логичным и политически оправданным шагом (что касается его коллеги Лициния, то его отношение к христианам не отличалось последовательностью: в 320 г. он снова подверг их преследованиям). Еще раньше Константин освободил христианский клир от всех личных повинностей в пользу государства. Эдикт 315 г. гарантировал христианам свободное проведение молитвенных собраний. Христианам вернули гражданские права, отнятые у них при Диоклетиане и Галерии. Сам Константин оставался язычником (он крестился лишь накануне смерти). Тем не менее он закрыл некоторые языческие храмы, упразднил ряд жреческих должностей и конфисковал часть храмовых ценностей.

Между тем саму церковь сотрясали конфессиональные споры. Появились такие массовые ереси, как донатизм и арианство (последнее вскоре широко распространилось по империи). В интересах императора было не допустить церковного раскола, поэтому он неизменно выступал на стороне ортодоксального епископата и жестоко преследовал еретиков. Чтобы покончить с разногласиями, Константин созвал всех епископов Востока и Запада на I Вселенский собор, состоявшийся в 325 г. в малоазийском городе Никее. На соборе под давлением императора большинство епископов (около 300 человек) осудило арианство. Тогда же был принят первый Символ веры. Правда, спустя несколько лет Константин стал склоняться к арианству и в 337 г., находясь на смертном одре, принял крещение из рук епископа-арианина Евсевия Никомедийского. Тем не менее заслуги Константина перед церковью были настолько весомы, что после смерти императора клир почтил его именем «Великого» и канонизацией (хотя этот вероломный и жестокий деспот убил старшего сына и племянника, казнил жену и совершил множество других преступлений).

В 330 г. Константин торжественно перенес столицу империи в Константинополь (Новый Рим), стоявший на европейском берегу Боспора Фракийского на месте древнегреческого города Византия. На строительство и украшение Константинополя были израсходованы колоссальные средства. В городе, окруженном мощными укреплениями (т. н. «стена Константина»), были построены дворцы, стадион, ипподром, термы и библиотеки. Из Рима в новую столицу вывезли огромное количество статуй. Перенесение столицы на Восток имело символическое значение: произошел полный и окончательный разрыв с традициями «республиканской монархии». Отныне император больше не являлся «первым среди равных». Он был абсолютным монархом, перед которым подданные подобострастно простирались ниц, как перед каким-нибудь восточным деспотом. Диоклетиан и Константин носили диадему и роскошные, усыпанные драгоценными камнями одежды. При дворе был введен строгий церемониал с поклонами и целованием рук и ног властителя.

Последние годы жизни Константин провел на Востоке. Он умер в мае 337 г. на 52-м году жизни в предместье Никомедии и был по традиции обожествлен. При нем завершилось оформление системы домината, которая базировалась на трех мощных опорах: реформированной армии, пронизанном стройной иерархией бюрократическом аппарате и быстро набиравшей авторитет и влияние христианской церковной организации. Потенциал, заложенный в недрах этой системы, не только продлил на несколько десятилетий существование Римской империи, но и лег в основу тысячелетней византийской государственности.

Из книги Продолжатель Феофана. Жизнеописания византийских царей [Без приложений] автора Продолжатель Феофана

Самодержавное правление Константина 1. Двадцатого декабря третьего индикта года 6454 остался его зять Константин единодержавным правителем. Он сразу возвел Варду, сына Фоки, в сан магистра и как человека, в течение долгого времени не раз выказывавшего мужество в войнах,

Из книги История Византийской империи. Т.1 автора

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор. Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

Из книги История искусства всех времен и народов. Том 2 [Европейское искусство средних веков] автора Вёрман Карл

автора Васильев Александр Александрович

Глава 2 Империя от времен Константина до Юстиниана Великого Константин Великий и христианство. «Обращение» Константина. Арианство и первый Вселенский собор Основание Константинополя. Реформы Диоклетиана и Константина. Императоры и общество от Константина Великого до

Из книги История Византийской империи. Время до крестовых походов до 1081 г. автора Васильев Александр Александрович

Императоры и общество от Константина Великого до начала шестого века После смерти Константина его три сына Константин, Констанций и Констант, приняли каждый титул августа и разделили между собой власть в империи. Вскоре между тремя правителями вспыхнула борьба, в

автора

2.3. ПУШКИ = «ЗНАКИ КРЕСТА» В ВОЙСКЕ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО ЧТО ТАКОЕ ЗНАМЕНИТЫЙ ЛАБАРУМ?Обратимся теперь снова к «древне»-римской истории. Одним из знаменитых ее событий является явление Креста императору Константину Великому перед его сражением с Максенцием. Летописи

Из книги Крещение Руси [Язычество и христианство. Крещение Империи. Константин Великий – Дмитрий Донской. Куликовская битва в Библии. Сергий Радонежский – изоб автора Носовский Глеб Владимирович

5. ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕДЫ КОНСТАНТИНА ВЕЛИКОГО = ДМИТРИЯ ДОНСКОГО «В битве у Мильвийского моста победило христианство. Эта победа знаменовала начало новой эры в истории человечества» , с. 94.Старинные источники единогласно подчеркивают роль победы Константина = хана

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Из книги Всеобщая история [Цивилизация. Современные концепции. Факты, события] автора Дмитриева Ольга Владимировна

Оформление системы домината. Правление Диоклетиана и Константина Тенденции установления деспотических режимов, наметившиеся в III веке, окончательно оформились при императоре Диоклетиане, правившем с 284 по 305 гг. Он был родом из Далмации и являлся сыном

Из книги История времен римских императоров от Августа до Константина. Том 2. автора Крист Карл

Век Константина Великого. От второй тетрархии к единоличной власти Константина Великого Как и у большинства солдатских императоров, так и у Константина Великого начало жизни покрыто мраком неизвестности. На основании целого ряда заключений можно только предполагать,

Из книги Очерки по истории архитектуры Т.2 автора Брунов Николай Иванович

Монументальные постройки Константина Великого в Иерусалиме Вслед за признанием христианства официальной государственной религией правительство Константина принялось за обширную строительную деятельность в области культовых зданий нового типа. Особенно важны

Из книги Обращение Грузии (Перевод с древнегрузинского Е. С. Такайшвили) автора История Автор неизвестен --

19. Елена – мать Константина Великого. 20. Речь идет о первом христианском царе Армении Трдате III (298 – 330 гг.), который, будучи язычником, жестоко расправился с прибывшими в его страну христианскими миссионерками. Отправление Рипсиме и ее подруг из империи армянские

автора Болотов Василий Васильевич

I. Обращение к христианство Константина Великого В деле установления новых отношений между этими новыми союзниками многое зависело от личных воззрений первого христианского императора, от мотивов, которыми он руководствовался в усвоении христианства, от

Из книги Лекции по истории Древней Церкви. Том III автора Болотов Василий Васильевич

1. Религиозная политика Константина Великого и его сыновей. В чем же выразились фактически эти отношения между церковью и государством в первое царствование христианского императора? Признавало ли государство за церковью право на существование ее, как

Император Константин христианин или тайный язычник?

3 (60%) 2 votes

Император Константин Великий, известен в истории как первый римский император, принявший христианство. Однако легенды и археологические свидетельства говорят об обратном. Похоже, Константин скрывал свои религиозные убеждения и этот секрет был под замком многие века.

Константин построил много христианских церквей, включая собор Святого Петра в Риме, Святой Софии в Константинополе, собора в Иерусалиме, Бетлееме и много других.

Он стал императором в 306 году н.э. и правил 31 год.

Согласно легенде, перед битвой у моста Милван в 312 году он увидел огненный крест в небе с надписью «с ним покоришь».

Он понял это знамение как сигнал от Бога принять христианство. Он верил, что получит небывалую силу, божескую поддержку и величайшее в мире королевство, если последует этому знамению.

Его указом христианство стало официальной религией Рима в 324 году.

Вопрос, действительно ли он был истинным христианином или просто искал поддержки влиятельных отцов церкви для достижения своих политических целей?

Его ближайшими совет нивами были бишопы Хосиус, Лактантиус, Эусебус. Кроме этого он назначил на высокие посты много своих людей, принявших христианство. Эти так сказать христианские министры имели много привилегий. Кроме этого он назначил многие привилегии языческим священникам, принявшим христианство. Так они получали солидное денежное вознаграждение и были освобождены от налогов.

Бишопы и их паства были религиозной армией Константина. Но, кроме создания законов, строительства церквей и поддержки священников не заметно чтобы Константин был истинным христианином.

Он поддержал бишопов, выступавших против волшебства частных богослужений языческим богам. Следить за этими законами он поручил второстепенным священникам и сам не был заинтересован в их выполнении.

Он приказал разрушить многие языческие храмы, например, храм Афродиты в Ливане. В качестве предлога он использовал недовольство населения новой религией, а если такого не было, то храмы оставались нетронуты. Кроме этого, если бишоп чувствовал угрозу его деятельности от языческого храма, то храм разрушался под предлогом запрета жертвоприношений или еще чего.

Помимо политических мотивов поддержки растущего числа священников у него был и скрытый мотив, о котором знал бишоп Рима и поддерживал Константина в его тайне.

Секрет заключался в том, несмотря на принятия христианства, Константин по-прежнему поклонялся Богу Солнца и языческим символам.

Истоки его религиозных верований лежат в его детстве. Он вырос в свите императора Константина Хлоруса, который был сторонником неоплатонизма и последователем культа Непокоренного солнца.

Его мать, императрица Елена была христианкой и много путешествовала по Ближнему востоку, разыскивая артефакты, связанные с жизнью Христа.

Согласно ранним преданиям, она была первой, то опознал наиболее важные места, связанные с библией. Константина не интересовали религиозные увлечения матери, и он поклонялся Солнцу или Митраизму.

После принятия христианства Константин построил триумфальную арку в Риме и что интересно она была посвящена не символам христианства, а Непокоренному Солнцу. Во время своего правления он изменил много символов, связанных с язычеством, но не прекратил следовать старым традициям. Он много переименовал из них, но по-прежнему разрешал им поклоняться.

Так, в 321 году он законодательно закрепил празднование Дня солнца как выходного дня для всех.

В 330 году Константин построил колонну, которая является ключом для понимания его религиозных предпочтений. Это была колонна со статуей Бога солнца. Она была построена в центре форума, сейчас известно это место, как площадь Кимберлита в Стамбуле. Сейчас она высотой 35 метров, а в древние времена она была на 15 метров выше.

На вершине ее статуя императора Константина. Она украшена языческими и христианскими символами. Константин изображен как Аполлон с золотой короной, величайшим символом всех королей времен Александра Македонского.

Говорят, что в руках у него фрагмент истинного Креста, а в ногах корзина с фрагментами Креста, амфора, принадлежавшая Марине Магдалене, деревянная статуя Афины Пал лаской их Трои и другие вещи из библейских сказаний.

Византийский император Мануэль Камненос (1143-1180) посчитал этот монумент слишком языческим и приказал поместить на вершине Крест. Монумент много раз был поврежден, но сохранился до сих пор. Сама статуя Константина находится в музее.

Итак, кто Константин? Язычник, христианин или бог?

После смерти Константин стал языческим богом. Археологические свидетельства доказывают, что, как и прежние римские правители Константин считал себя сыном древних богов.

p style=»text-align: justify;»> Трудно поверить, что его вера в Христа была такой же сильной как у его матери Елены. Он более похож на умного политика, чем на человека, хотевшего обратить мир в христианство.

КОНСТАНТИН I (Flavius Valerius Constantinus) (ок. 285–337), первый римский христианский император, более известный как Константин Великий Святой, «Равноапостольный». Отцом Константина (полное имя Флавий Валерий Константин) был Констанций Хлор, матерью – его сожительница (конкубина) Елена (ум. ок. 327, причислена к лику святых), родился он в Наисе (совр. Ниш, Сербия) в провинции Верхняя Мезия. К 293, когда Констанций получил титул цезаря, он был уже женат на падчерице императора Максимиана. В ранней молодости Константин служил в армии при Диоклетиане в Никомедии, участвовал в походах в Персию и Египет. Когда в 305 Диоклетиан и Максимиан сложили с себя власть, отец Константина сделался императором на Западе, куда он и вызвал к себе Константина, который присоединился к экспедиции отца в Британии против пиктов . В 306 Констанций умер в Эбораке (совр. Йорк), и войска сразу провозгласили Константина августом, однако Галерий скрепя сердце признал его лишь цезарем (т.е. младшим императором).

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана, одного из своих соперников, который теперь признал его августом. Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Когда в 311 Галерий умер, осталось всего четыре августа: Валерий Лициний и Максимин Даза на Востоке и Максенций (сын Максимиана) и Константин на Западе. Константин заключил союз с Лицинием, выдав за него свою сестру Констанцию, и двинулся на Рим против Максенция. В 312, накануне битвы у Мульвиева моста возле Рима, Константину, по преданию, было видение. Согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь». Согласно же Лактанцию, Константину приснился сон, из которого следовало, что он должен поместить на щиты воинов греческую монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р). Как бы то ни было, на следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб вместе с сыном, и в качестве символа победы Константин поместил на своем лабаруме (императорском знамени) означенную монограмму.

В 313 Константин совместно с Лицинием издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Христианство по этому эдикту становилось «дозволенной религией», имущество, отобранное у церкви во время гонений, возвращалось. В тот же году Лициний разбил Максимина Дазу, и в течение 10 лет зятья Лициний и Константин вместе управляли империей, Константин на Западе, Лициний на Востоке. Однако в 323 вспыхнул новый конфликт. Формальным предлогом явилось нарушение войсками Константина границ восточной части Империи при отражении набегов готов и сарматов. Лициний объявил войну. Но и сам Константин, должно быть, ощущал необходимость окончательного решения вопроса о власти. К тому же с 321 Лициний возобновил в своей части Империи преследования христиан. В 324 Лициний был разбит в двух сражениях, вначале при Адрианополе (совр. Эдирна) на европейском континенте, а затем при Хрисополе (совр. Юскюдар) в Малой Азии и отстранен от власти, а со временем казнен. Константин сделался единоличным влистителем всей Римской империи.

Правление Константина стало поворотным пунктом в истории Европы. Каковы бы ни были мотивы императора, Константин поощрял рост христианской церкви. В 325 он созвал Никейский собор (Первый Вселенский собор) с тем, чтобы урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение, и лично председательствовал на многих его заседаниях. В 330 он основал на месте древнего Византия Константинополь (совр. Стамбул) и перенес туда свою столицу. Впоследствии Константинополь стал центром Восточной Римской (Византийской) империи, просуществовавшей до 1453. У Константина было множество превосходных качеств, однако убийство в 326 вначале сына Криспа, оговоренного мачехой Фаустой, а затем, когда выяснилась невиновность сына, – уже самой Фаусты, показывает его нам с другой стороны. Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, во время подготовки к войне с Персией; перед смертью он был крещен. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.

К 285 году когда император Диоклетиан утвердил новую систему управления империей. Римская империя трещала по швам. В провинциях постоянно вспыхивали восстания и армии все труднее было их подавлять.

Богатые государства, которые можно было завоевывать, в ближайшем окружении Рима кончились, а экономика не в силах была прокормить армию. Разогнать армию не представлялось возможным поскольку на границах империи происходили стычки с варварскими племенами. Сама же экономика стала давать сбои, поскольку империя была уже не в силах наводить порядок на всей своей территории.

В это время самой империи новую силу набирало христианство. Настало время реформ.

В 293 г. Диоклетиан организовал тетрархию («четверовластие»). Двое более молодых соправителей, Констанций Хлор и Галерий, получили титулы цезарей, и империя неофициально разделилась на четыре части.

Диоклетиан оставался главным августом и руководил восточными провинциями, Галерий получил в управление область Дуная, Максимиан – Италию и Африку, а Констанцию достались прочие западные провинции. Такая система не только упрощала управление и оборону, но и должна была решить вопрос о престолонаследии, поскольку было решено, что двое цезарей займут место августов, когда последние откажутся от своей должности.

Сенат был низведен до городского совета. Таким образом была упразднена фикция двойной власти императора и сената. Император сделался абсолютным монархом, присвоив все атрибуты восточных деспотов.

В 305 году, спустя 20 лет после установления тетрархии, оба августа подали в отставку и Констанций I Хлор с Галерием стали полноправными правителями империи (первый на западе, а второй на востоке). Констанций вызвал к себе своего сына — Константина (285 -337 гг.) . Когда Констанций умер в 306 году войска провозглавили Константина Августом.

Начался период политического неустройства, когда на власть в Римской империи претендовали сразу шесть соискателей. В 307 Константин, закрепившийся в Галлии, женился на Фаусте, дочери Максимиана (соправителя Диоклетиана, откершигося от власти в пользу Констанция Хлора).

Однако в 310, в отсутствие Константина, Максимиан попытался устроить переворот, после чего тот принудил его покончить с собой. Тем временем Максенций (сын Максимиана) поднял восстание и захватил власть в Риме. Накануне битвы с Максенцием в 312 году Константину было ведение: согласно историку церкви Евсевию, Константин увидел в небе огненный крест, под которым была надпись по-гречески «Сим знаменем победишь».

На следующий день Константин одержал победу, Максенций погиб, и в качестве символа победы Константин поместил на своем императорском знамени означенную монограмму, означавшую имя Христа (буквы Х и Р).

В 313 Константин совместно с Лицинием (тогда император восточной римской империи) издали Миланский эдикт, предоставивший гражданам империи свободу вероисповедания. Лициний и Константин совместно управляли империей до 323 года. Тогда между ними вспыхнул конфликт в котором выиграл Константин. После капитуляции Лициния Константин становится единовласным правителем империи.

В 325 император созвал Никейский собор. На нем нужно было урегулировать разногласия относительно арианского учения и сформулировать христианское вероучение. Константин лично председательствовал на многих заседаниях.

В 330 император на месте древнего Византия основывает город Константинополь и перенес туда свою столицу. Рим больше не является резиденцией императора.

Константин умер в Ахироне, пригороде Никомедии, 21 мая 337, перед смертью он принял крещение. Константин заранее разделил Римскую империю между своими тремя сыновьями: Константин II (правил 337–340) получил Британию, Испанию и Галлию; Констанций II (правил 337–361) получил Египет и Азию; Констант (правил 337–350) получил Африку, Италию и Паннонию, а после смерти его брата Константина II в 340 к нему полностью отошел Запад. Иллирик, Армения и Понт достались двум племянникам Константина, Делмацию и Ганнибалиану. Нельзя сказать, чтобы такое разделение было дальновидным: сразу после смерти Константина почти все его родственники были истреблены армией, которая желала оградить престол от новых претендентов. Столкновения между наследниками продолжались и дальше, до тех пор пока (в 350) не остался один император, Констанций II.

Константин Великий. Бронза. IV в. Рим.

Около 285 г. н. э. в Наиссусе, у цезаря Флавия Валерия Констанция I Хлора, римского наместника в Галлии, и его жены Елены Флавий родился сын Флавий Валерий Константин. Сам Констанций Хлор был человеком скромным, мягким и учтивым. В религиозном отношении он был монотеистом, поклонялся богу солнца Солу, который во времена Империи отождествлялся с восточными божествами, в особенности с персидским богом света Митрой - богом солнца, богом договора и согласия. Именно этому божеству он и посвятил свою семью. Елена по одним источникам, была христианкой (в окружении Констанция было много христиан, и он относился к ним очень доброжелательно), по другим - язычницей. В 293 г. Констанций и Елена вынуждены были развестись по политическим мотивам, но бывшая жена занимала по-прежнему почётное место при его дворе. Сына Констанций должен был с юных лет отправить ко двору императора Диоклетиана в Никомедию.

К тому времени Христианская Церковь играла уже очень большую роль в жизни Империи и христианами были миллионы людей - от рабов до высших чиновников государства. Много христиан было и при дворе в Никомедии. Однако в 303 г. Диоклетиан под влиянием своего зятя Галерия, грубого и суеверного язычника, решил уничтожить Христианскую Церковь. Начались самые страшные гонения на новую религию общеимперского характера. Тысячи и тысячи людей были зверски замучены за одну принадлежность к Церкви. Именно в этот момент юный Константин оказался в Никомедии и был свидетелем кровавой вакханалии убийств, вызвавшей в нём скорбь и сожаления. Воспитанный в обстановке веротерпимости, Константин не понимал политики Диоклетиана. Сам Константин продолжал чтить Митру-Солнце, и все его помыслы были направлены на то, чтобы укрепить своё положение в той сложной обстановке и найти дорогу к власти.

В 305 г. император Диоклетиан и его соправитель Максимиан Геруклий отказались от власти в пользу преемников. На востоке Империи власть перешла к Галерию, а на западе - к Констанцию Хлору и Максенцию. Констанций Хлор был уже тяжело болен и просил Галерия отпустить его сына Константина из Никомедии, но Галерий оттягивал решение, опасаясь соперника. Только через год Константину, наконец, удалось получить согласие Галерия на отъезд. Смертельно больной отец благословил сына и передал ему командование войсками в Галлии.

В 311 г. страдающий неизвестным недугом Галерий решил прекратить гонения на христиан. Видимо, он подозревал, что его болезнь - "месть бога христиан". Поэтому он позволил христианам "свободно собираться на свои сходки" и "возносить молитвы о безопасности императора". Через несколько недель Галерий умер; при его преемниках гонения на христиан возобновились, правда в меньших размерах.

Максенций и Лициний были двумя Августами, а Константин провозглашён сенатом Главным Августом. На следующий год на западе Империи началась война между Константином и Максенцием, поскольку Максенций претендовал на то, чтобы стать единоличным правителем. Лициний примкнул к Константину. Из 100-тысячного войска, расквартированного в Галлии и находящегося в распоряжении Константина, он смог выделить только четвёртую часть, а у Мак-сенция было 170 тыс. пехоты и 18 тыс. конницы. Поход Константина на Рим начинался, таким образом, в неблагоприятных для него условиях. Языческим богам были принесены жертвы, для того чтобы боги приоткрыли будущее, и их предсказания были плохими. Осенью 312 г. небольшая армия Константина подошла к Риму. Константин как бы бросал вызов вечному городу - всё было против него. Именно в это время религиозному цезарю стали являться видения, укрепившие его дух. Сначала он увидел во сне в восточной части неба огромный огненный крест. А вскоре ему явились ангелы, говорящие: "Константин, сим победишь". Вдохновлённый этим, цезарь приказал начертать на щитах солдат знак имени Христа. Дальнейшие события подтвердили видения императора.

Повелитель Рима Максенций не покидал города, получив предсказание оракула, что погибнет, если выйдет за ворота Рима. Войсками успешно командовали его полководцы, опираясь на огромный численный перевес. Роковым днём для Максенция стала годовщина получения им власти - 28 октября. Сражение вспыхнуло под стенами города, и солдаты Максенция имели явный перевес и лучшую стратегическую позицию, но события как бы подтверждают пословицу: "Кого Бог хочет наказать, того он лишает разума". Внезапно Максенций решил обратиться за советом к "Сивиллиным книгам" (сборник изречений и предсказаний, служивший для официальных гаданий в Древнем Риме) и прочёл в них, что в этот день погибнет враг римлян. Воодушевлённый этим предсказанием, Максенций покинул город и появился на поле боя. При переходе Мульвинского моста возле Рима мост обрушился за спиной императора; войска Максенция охватила паника, они бросились бежать. Сдавленный толпой, император упал в Тибр и утонул. Даже язычники видели в неожиданной победе Константина чудо. Сам же он, конечно, не сомневался, что обязан своей победой Христу.

Именно с этого момента Константин стал считать себя христианином, однако крещения пока не принимал. Император понимал, что укрепление его власти неизбежно будет связано с поступками, противоречащими христианской нравственности, и поэтому не спешил. Быстрое принятие христианской веры могло не понравиться сторонникам языческой религии, которых было особенно много в армии. Таким образом, сложилась странная ситуация, когда во главе империи стоял христианин, формально не являющийся членом Церкви, потому что пришёл он к вере не через поиски истины, а как император (кесарь), ищущий Бога, защищающего и освящающего его власть. Это двусмысленное положение впоследствии стало источником многих проблем и противоречий, но пока, в начале своего правления, Константин, как и христиане, испытывал воодушевление. Отражением этого является Миланский эдикт о веротерпимости, составленный в 313 г. императором Запада Константином и императором Востока (преемником Галерия) Лицинием. Этот закон существенно отличался от указа Галерия 311 г., к тому же плохо исполнявшегося.

Миланский эдикт провозглашал веротерпимость: "Свободы в религии стеснять не должно, напротив, нужно предоставить право заботиться о Божественных предметах уму и сердцу каждого, по собственному его произволению". Это был очень смелый шаг, имевший огромное значение. Провозглашённая императором Константином религиозная свобода надолго осталась мечтой человечества. Сам же император впоследствии не раз изменял этому принципу. Эдикт предоставлял христианам право распространять своё учение и обращать других людей в свою веру. До сих пор это им было запрещено как "иудейской секте" (обращение в иудаизм по римским законам каралось смертью). Константин приказал вернуть христианам всё имущество, конфискованное во время преследований.

Хотя в период правления Константина провозглашённое им равноправие язычества и христианства соблюдалось (император разрешал родовой культ Флавиев и даже строительство храма "своему божеству"), все симпатии власти были на стороне новой религии, и Рим украсила статуя Константина с поднятой для крестного знамения правой рукой.

Император внимательно следил за тем, чтобы Христианская Церковь обладала всеми привилегиями, которыми пользовались языческие жрецы (например, освобождением от казённых повинностей). Более того, вскоре епископам дали право юрисдикции (ведения суда, судопроизводства) в гражданских делах, право отпускать рабов на свободу; тем самым христиане получили как бы свой собственный суд. Через 10 лет после принятия Миланского эдикта христианам было разрешено не участвовать в языческих празднествах. Таким образом, новое значение Церкви в жизни Империи получило юридическое закрепление почти во всех областях жизни.

Политическая жизнь Римской империи между тем шла своим чередом. В 313 г. Лициний и Константин остались единственными властителями Рима. Уже в 314 г. Константин и Лициний вступили в борьбу между собой; император-христианин победил в двух сражениях и добился присоединения к своим владениям почти всего Балканского полуострова, а ещё через 10 лет между двумя соперничающими владыками произошло решающее сражение. У Константина было 120 тыс. пехоты и конницы и 200 небольших судов, а у Лициния - 150 тыс. пехоты, 15 тыс. конницы и 350 больших трёхвёсельных галер. Тем не менее войско Лициния было разбито в сухопутном бою под Адрианополем, а сын Константина Крисп разгромил флот Лициния в Геллеспонте (Дарданеллах). После ещё одного поражения Лициний сдался в плен. Победитель обещал ему жизнь в обмен на отречение от власти. Однако драма на этом не закончилась. Лициний был выслан в Фессалоники и через год казнён. В 326 г. по приказу Константина был убит и его десятилетний сын, Лициний Младший, несмотря на то что его мать, Констанция, была сводной сестрой Константина.

Одновременно с этим император повелел убить и своего родного сына Криспа. Причины этого неизвестны. Одни современники считали, что сын участвовал в каком-то заговоре против отца, другие - что его оклеветала вторая жена императора, Фауста (Крисп был сыном Константина от первого брака), стремясь расчистить дорогу к власти для своих детей. Через несколько лет погибла и она, заподозренная императором в нарушении супружеской верности.

Несмотря на кровавые события во дворце, римляне любили Константина - он был сильным, красивым, вежливым, общительным, любил юмор и отлично владел собой. В детстве Константин не получил хорошего образования, но образованных людей уважал.

Внутренняя политика Константина заключалась в постепенном содействии превращению рабов в зависимых крестьян - колонов (одновременно с ростом зависимости и свободных крестьян), укреплении государственного аппарата и увеличении налогов, в широком предоставлении сенаторского звания богатым провинциалам - всё это усиливало его власть. Император распустил преторианскую гвардию, справедливо считая её источником внутригосударственных заговоров. К службе в армии широко привлекались варвары - скифы, германцы. При дворе было очень много франков, и Константин первым открыл варварам доступ к высшим должностям. Однако в Риме император чувствовал себя неуютно и в 330 г. основал новую столицу государства - Новый Рим - на месте торгового греческого города Византия, на европейском берегу пролива Босфор. Через некоторое время новая столица стала называться Константинополем. С годами Константин всё больше и больше тяготел к роскоши, и его двор в новой (восточной) столице был очень похож на двор восточного владыки. Император одевался в пёстрые шёлковые, расшитые золотом одежды, носил накладные волосы и ходил в золотых браслетах и ожерельях.

В целом 25-летнее правление Константина I проходило мирно, если не считать начавшейся именно при нём церковной смуты. Причиной этой смуты кроме религиозно-богословских споров было то, что взаимоотношения императорской власти (кесаря) и Церкви оставались невыясненными. Пока императором был язычник, христиане решительно защищали свою внутреннюю свободу от посягательств, но с победой императора-христианина (пусть пока и не принявшего крещения) ситуация принципиально менялась. По традиции, существовавшей в Римской империи, именно глава государства был верховным арбитром во всех, в том числе и религиозных, спорах.

Первым событием был раскол в Христианской Церкви Африки. Часть верующих были недовольны новым епископом, так как считали его связанным с теми, кто отрёкся от веры в период гонений при Диоклетиане. Они выбрали себе другого епископа - Доната (их стали называть до-натистами), отказались подчиняться церковным властям и обратились к суду кесаря. "Какое безумие требовать суда от человека, который сам ожидает суда Христова!" - воскликнул Константин. Действительно, ведь он даже не был крещён. Тем не менее, желая мира для Церкви, император согласился выступить в роли судьи. Выслушав обе стороны, он решил, что донатисты не правы, и тут же проявил свою власть: их вожди были отправлены в изгнание, а имущество Церкви донатистов конфисковано. Это вмешательство власти во внутрицерковный спор противоречило духу Миланского эдикта о веротерпимости, однако было воспринято всеми как совершенно естественное. Ни епископы, ни народ не возражали. Да и сами донатисты, жертвы гонений, не сомневались в том, что Константин имеет право разрешить этот спор, - они лишь требовали, чтобы гонения обрушились на их противников. Раскол породил взаимное озлобление, а гонения - фанатизм, и настоящий мир в Африканскую Церковь пришёл ещё очень не скоро. Ослабленная внутренними смутами, эта провинция через несколько десятилетий стала лёгкой добычей вандалов.

Но самый серьёзный раскол произошёл на востоке Империи в связи со спором с арианами. Ещё в 318 г. в Александрии возник спор между епископом Александром и его диаконом Арием о личности Христа. Очень быстро в этот спор оказались втянуты все восточные христиане. Когда в 324 г. Константин присоединил восточную часть Империи, он столкнулся с ситуацией, близкой к расколу, что не могло его не удручать, поскольку и как христианин, и как император он страстно желал церковного единства. "Верните мне мирные дни и спокойные ночи, чтобы я, наконец, нашёл утешение в чистом свете (т. е. - единой Церкви. - Прим. ред,)", - писал он. Для решения этого вопроса он созвал собор епископов, который состоялся в Никее в 325 г. (I Вселенский или Никейский собор 325 г.).

Прибывших 318 епископов Константин принял торжественно и с большим почётом в своём дворце. Многие епископы были жертвами гонений Диоклетиана и Галерия, и Константин со слезами на глазах смотрел на их увечья и шрамы. Протоколы I Вселенского собора не сохранились. Известно лишь, что он осудил Ария как еретика и торжественно провозгласил, что Христос единосущен Богу-Отцу. Собор проходил под председательством императора и решил ещё несколько вопросов, связанных с богослужением. В целом для всей империи это было, конечно, торжеством христианства.

В 326 г. мать Константина Елена совершила паломничество в Иерусалим, где был найден крест Иисуса Христа. По её инициативе крест подняли и медленно поворачивали на четыре стороны света, как бы посвящая Христу весь мир. Христианство победило. Но до мира было ещё очень далеко. Придворные епископы, и прежде всего Евсевий Кесарийский, были друзьями Ария. На соборе в Никее они согласились с его осуждением, видя настроения подавляющего большинства епископов, но потом пытались убедить императора в том, что Арий осуждён ошибочно. Константин (всё ещё не принявший крещения!), конечно, прислушивался к их мнению и поэтому вернул Ария из ссылки и предписал, вновь прибегнув к своей императорской власти, принять его обратно в лоно Церкви (этого не произошло, так как Арий умер по дороге в Египет). Всех непримиримых противников Ария и сторонников Никейского собора, и прежде всего нового александрийского епископа Афанасия, он отправил в ссылку. Это происходило в 330-335 гг.

Вмешательство Константина привело к тому, что арианский раскол растянулся почти на весь IV век и изжит был только в 381 г. на II Вселенском соборе (Константинопольский собор 381 г.), но это случилось уже после смерти императора. В 337 г. Константин почувствовал приближение смерти. Всю жизнь он мечтал креститься в водах Иордана, но политические дела мешали этому. Теперь, на смертном одре, больше откладывать было нельзя, и перед смертью его крестил всё тот же Евсевий Кесарийский. 22 мая 337 г. император Константин I скончался в Аквирионском дворце, близ Никомедии, оставив трёх наследников. Прах его погребён в Апостольской церкви в Константинополе. Церковные историки нарекли Константина Великим и провозгласили его образцом христианина.

Значение Константина I Великого огромно. По сути с него началась новая эпоха и в жизни Христианской Церкви, и в истории человечества, получившая название "эпохи Константина", - период сложный и противоречивый. Константин первым из кесарей осознал всё величие и всю сложность сочетания христианской веры и политической власти, первым попытался осознать свою власть как христианское служение людям, но при этом неизбежно действовал в духе политических традиций и нравов своего времени. Константин дал Христианской Церкви свободу, выпустив её из подполья, и за это был назван равноапостольным, но однако он слишком часто выступал арбитром в церковных спорах, подчиняя тем самым Церковь государству. Именно Константин первым провозгласил высокие принципы веротерпимости и гуманизма, но не смог их претворить в жизнь. Начавшаяся дальше "тысячелетняя эпоха Константина" будет нести в себе все эти противоречия её основателя.