Понятие пола и гендера в социологии. Гендерная социология и её функции

  • 1. Раскройте сущность, предмет, объект, функции социологии труда и занятости.
  • 9.2. Категории социологии политики
  • 9.3. Гражданское общество и правовое государство
  • 9.4. Политическое сознание и политическая культура
  • Тема 10. Социология общественного мнения
  • 10.1. Общественное мнение как социальное явление
  • 10.2. Формирование общественного мнения
  • 10.3. Общественное мнение как фактор социальных изменений
  • 10.4. Основные методы изучения общественного мнения
  • Тема 11. Социология коммуникаций
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 11.1. Объект, предмет, история возникновения массовой коммуникации
  • 11.2. Основные подходы к изучению массовой коммуникации
  • 11.3. Особенности функционирования средств массовой информации
  • 2. Охарактеризуйте основные подходы к изучению массовой коммуникации.
  • 3. Проанализируйте особенности функционирования сми.
  • Тема 12. Социально-поселенческая структура общества
  • 12.1. Социология города
  • 12.2. Социология села
  • Тема 13. Этносоциология
  • 13.1. Этносоциология как научная отрасль социологии
  • 13.2. Этнические общности: племя, народ, нация
  • 13.3. Национально-этнические отношения
  • 13.4. Национально-этническое возрождение
  • Тема 14. Социология образования
  • 14.1. Предмет социологии образования. История ее развития
  • 14.2. Образование и общество. Социальная сущность образования
  • 14.3. Система образования: ее структура и функции
  • Тема 15. Социология науки
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.1. Социология науки: история возникновения и предмет
  • 15.3. Определение ключевых понятий социологии науки
  • Вопросы для самопроверки:
  • Тема 16. Социология молодежи
  • 16.1. Сущность, предмет, объект, функции социологии молодежи. Место и роль социологии молодежи в системе гуманитарных наук
  • 16.2. Молодежная проблематика в зарубежной и отечественной социологии
  • 16.3. Субкультура молодежи как социологическое понятие
  • 16.4. Государственная молодежная политика, ее основные направления
  • Тема 17. Социология семьи и брака
  • 17.1. Социальная сущность и функции семьи
  • 17.2. Классификация семейно-брачных отношений
  • 17.3. Кризис семьи и ее будущее
  • Тема 18. Социология конфликта
  • 18.1. Понятие конфликта, его социальные предпосылки
  • 18.2. Функции социальных конфликтов и их классификация
  • 18.3. Механизм социального конфликта и его стадии
  • Тема 19. Поколения как субъекты общественной жизни
  • 19.1. Понятие поколения: сущность и содержание
  • 19.2. Возрастная стратификация общества
  • 19.3. Отношения поколений: преемственность и конфликты
  • Тема 20. Гендерная социология
  • 20.2. Основные положения гендерной социологии
  • 20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии
  • 20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления
  • 1. Раскройте сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы Проблемные вопросы и индивидуальные контрольные задания
  • Литература
  • Литература
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Семинар №11. Социальные конфликты (2 часа) План
  • Темы рефератов и докладов
  • Задания для самостоятельной работы
  • Литература
  • Типы семей
  • Словарь ключевых социологических понятий и терминов
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов дневной формы обучения
  • Контроль (определение рейтинга) учебной работы студентов
  • Оценка видов учебной, организационной и научной деятельности студента в рейтинговой системе
  • Методические указания для самостоятельной работы студентов заочной формы обучения Методические рекомендации к подготовке рефератов (контрольных работ)
  • Темы рефератов для студентов-заочников
  • Вопросы к экзамену (зачету)
  • 49. Сущность и содержание основных категорий гендерной социологии.
  • 50. Феминизм: сущность, этапы, направления.
  • Тема 20. Гендерная социология

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    20.2. Основные положения гендерной социологии

    20.3. Проблема гендерных отличий в мировой социологии

    20.4. Феминизм: сущность, этапы, направления

    Основные понятия : гендерная социология, гендер, гендерные отличия, феминизм

    20.1. Сущность, основные категории гендерной социологии

    На рубеже XX-XXI вв. постсоветская социология стала осваивать новые подходы и направления, среди которых и гендерные исследования, хоть эту проблематику немало исследователей рассматривают как экстравагантную.

    Гендерная тематика вошла в научное обращение в западноевропейских странах, США и Канаде в начале 80-х годов XX в. А еще в 60-ые годы понятие «гендер» в современном понимании - «соотношение людей разного пола», «социальный конструкт пола» - было неизвестно и употреблялось лишь для обозначения грамматической категории, которая дословно переводится как «род». Активное использование во многих европейских странах понятия «гендер» в новом значении свидетельствует, что в последние десятилетия произошло не только переосмысление проблемы отношений полов, но и о том, что их теперь стали рассматривать как форму социальной организации.

    Английским аналогом понятия «пол» является «sex». Традиционно оно использовалось для обозначения морфологических и физиологичных отличий людей. Однако в 70-ые годы XX в. социологи предложили различать понятия «sex» и «gender», поскольку, кроме биологических отличий, между мужчинами и женщинами существует деление на социальные роли, формы деятельности. Они отличаются поведением, ментальностью, эмоциональностью. Внедрение этого понятия было вызвано необходимостью переосмысления взглядов на разные половые черты и роли как проявление «природных» качеств. Следовательно, в конце XX в. гендерную роль рассматривали не только как проявление природой заданных особенностей, но и как систему ожиданий адекватного поведения; не как естественный пол, а как «социально-культурный конструкт». С этой точки зрения, некоторые характеристики женщин (например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию, ориентированность на семью и детей) становились не природными качествами, а характеристиками, сформированными определенным типом общества.

    Считается, что впервые понятие «гендер» было внедрено в научное обращение американским психоаналитиком Робертом Столлером в труде «Пол и гендер: о развитии мужества и женственности» (1968). «Гендер» он рассматривал как понятие, которое выражает психологические, социальные, культурные особенности, независимые от тех, что характеризуют биологический пол. Поэтому необязательно связывать сущность женщины с «женственностью», а сущность мужчины с «мужественным» поведением. Такой подход был поддержан многими социологами, он положил начало новому направлению социальных исследований - гендерных. Теперь это понятие употребляется в разных значениях: как обозначение пола - «социальный пол»; как ожидание того, что должны делать мужчины и женщины. Но понятийное поле этого понятия еще не до конца очерчено, а под гендерным подходом понимают:

    а) отдельную гендерную теорию, которая изучает семью и социальные отношения полов;

    б) универсальную концепцию патриархата как системы господства в обществе;

    в) общеметодологический подход, который рассматривает отношения полов как отношения власти.

    Стержнем научного интереса современной гендерной социологии является проблематика, которая раньше считалась второстепенной: сфера повседневного, интимного (гендерные роли, домашние обязанности, брак и др.). Ее интерес концентрируется на проблеме идентичности (самоопределенности). Гендерные исследования, не игнорируя количественных методов, отдают преимущество качественным: глубинному интервью, методу устных историй, биографическому методу, культурологическому анализу, психологическим и этнографическим техникам, которые передают драматизм субъективного опыта людей. Часто они применяют специфические методики: принцип «партнерства», соучастия, диалог, которые предают исследованию эмоциональную окраску. При этом отношение исследователя к объекту исследования имеет особое социальное проявление: гнев, радость, симпатия, которые возникают в процессе взаимодействия и могут влиять на результат исследования. Это предопределяет повышенное внимание к этике гендерных исследований. Гендерная социология должна учитывать в своих исследованиях отличия в экономическом, семейном и социальном статусах, особенности состояния здоровья, возраста, политических взглядов объектов. Ее интересует не обезличенное большинство, а отдельные специфические социальные группы. Не препятствуют этому немногочисленность и нерепрезентативность этих групп, поскольку лишь учет всех разногласий дает возможность адекватно познать реальность во всем ее разнообразии.

    Гендерная социология – отрасль социологии, изучающая закономерности дифференциации мужских и женских ролей, половые отличия на всех уровнях и их влияние на человеческое существование, сосуществование, на особенности социальной организации, специфику мужского и женского социальных сообществ.

    Понятие «гендер » (gender) означает социальное ожидание от представителей каждого пола. Но, в отличие от понятия «пол», оно характеризует не биологические особенности, по которым различаются мужчины и женщины, а социально сформированные черты. То есть если с полом связанны только физические различия в телосложении, то с гендером - психологические, социальные, культурные различия между мужчинами и женщинами. Соответственно понятие «пол » охватывает комплекс репродуктивных, поведенческих, телесных, социальных характеристик, которые определяют индивида как мужчину или женщину. В мировой социологии биологический пол определяют понятием «sex», а социальный – понятием «гендер».

    Не связанны с биологическим полом понятия «маскулинность » (лат. masculinus - мужской; здесь - мужество, сила) и «феминность » (лат. femina - женщина, самка; здесь - женственность). Они характеризуют различные психологические характеристики, исторически сформированные особенностями культуры определенного общества. Маскулинность ассоциируется с активностью, независимостью, самоуверенностью, а феминность - с зависимостью, несмелостью, сентиментальностью. Характеристики, объединяющие черты маскулинности и феминности, свойственные для в одного человека, свидетельствуют о его андрогенности (грец. androgynos - двуполый). Маскулинность, феминность и андрогенность являются предпосылками определенной модели социального поведения. Андрогенная личность имеет больший выбор вариантов моделирования поведения, она гибче в отношении социального приспособления. Профессор психологии Сандра Бем (США) объясняла андрогенность как индивидуальную способность индивида в зависимости от конкретных ситуативных условий действовать или по-женски, или по-мужски.

    Понятие «сексизм » (лат. sexus - пол) было внедрено в научный оборот феминистами по аналогии с расизмом и означал систему установок, которая оправдывает социальное неравенство женщины, ссылаясь на существенные недостатки (изъяны) женской природы, якобы неспособной к социальному творчеству. В наше время понятие «сексизм» получило более широкое значение и указывает на дискриминацию по половому признаку как женщин, так и мужчин. Как социальное явление, сексизм близок к патриархату. В начале 90-х годов XX в. профессор социологии Сильвия Волби (США) дала определение понятия «патриархат » как системы взаимоувязанных социальных структур, посредством которых мужчины подавляют и эксплуатируют женщин. В связи с этим категория «патриархат» является одной из самых употребляемых в феминизме, одна из представительниц которого американка К. Миллет считает, что патриархальными были все исторические цивилизации. Ведь под руководством мужчин всегда были армия, индустрия, технология, образование, наука, политика и финансы - все, из чего состоит власть. Современные общества тоже патриархальные, отличаются лишь степенью и особенностями социального неравенства, обусловленного социальным статусом мужчин и женщин, то есть гендерным неравенством. В отличие от патриархата, биархат является по форме общественным строем, при котором мужчины и женщины имеют равное положение в обществе. Он тесно связан с гендерной симметрией (совокупностью представлений об исконном равенстве людей).

    Актуальность современных гендерных исследований обусловлена социальными трансформациями общества, которые знаменуют выход на историческую арену такого феномена как «женская революция». Речь идет не только о новых женских проблемах и осложнении существующих. Женский фактор настойчиво и стремительно врывается в современную картину мира, нуждаясь в переосмыслении многих основ цивилизации, в том числе места и роли женщины в современном мире, без решения которых невозможно поступательное развитие. Осмыслить радикальные изменения положения женщины, укрепления и расширения женского начала в обществе призвана гендерная наука.

    Гендерные исследования не являются сугубо женскими, они сориентированы и на проблемы мужского сообщества, сравнительный анализ женских и мужских особенностей, отличий и проблем (в социальном контексте), но именно женский вопрос привлекает внимание научных работников больше всего. Теория гендера акцентирует внимание не на проблемах женщин, а на отношениях женщин и мужчин в обществе, на невозможности адекватно понять положение женщины в обществе без анализа и понимания гендерных отношений.

    гендер , означающее

    .

    Предпосылки возникновения гендерных исследований

    Аристотель считал женщин низшими существами,тк у них нет души.Разделение полов по Ар-лю несет не биологические основания.В сред.века:Аквинский, Августин продолжают актив.различение формы-материи,души-тела,маскулинного-феминного. Далее Шпренгер, Инститорис-представили систему доказ-в справедливости подавления и физич.уничижения женщин на основе их изначальной греховности. Они утверждали, что женщины маловерны и доказывали это этимологией названия»женщины»(фемина)они попадают под козни дьявола, они-носители зла.Кант-поддерживал идею о более низших ментальных способностях женщин, считая это необходимым условием сущ-я общества. женское феминное он считал вторичным по отнош. к маскулинному. Эпоха просвещения не могла не признать женщину полноценным человеком среди философов, атаковавших движение за эмансипацию женщин выделялся- Шопенгауэр.он выступал идеологом мужского господства в обществе, где у женщина одна роль - супруги и матери. Зиммель(нач20века)-рассмотрение чел.цивилизации не нейтрально в отношении пола, очевидна мужская доминанта. ошибка была в том, что не учитывается ассиметрия на эмпир.и метафизическом уровне.роль женщины первична.Соврем.авторы дают пон»гендера», что позволяет учитывать вариативность различий женщин в соответствии с возрастом,семейным положением, соц и этнич.группой, как между собой так и в отношениях с мужчинами поэтому понятие гендера не явл.естественным,это процесс создания,воспроизводства институтов идентичностей.но он зависит от кул,соц,контекста,от специфических отношениях в обществах,историч периодах,в этнич группах,соц классах и поколениях.

    Феминизм

    Феминизм (от лат. femina, «женщина» ) - общественно-политическое движение, целью которого является предоставление женщинам всей полноты гражданских прав. В широком смысле - стремление к равноправию женщин с мужчинами во всех сферах общества. В узком смысле - женское движение, целью которого является устранение дискриминации женщин и уравнение их в правах с мужчинами. Возникло в XVIII веке. Особенно активизировалось с конца 1960-х годов.

    Термин «феминизм» не подразумевает единую идеологию и внутри этого движения существует множество течений и групп. Это связано с различными историческими прецедентами, различиями в положении и общественном статусе женщин в разных странах, а также с другими факторами. Ниже приводится список некоторых течений феминизма. Многие течения дублируют друг друга и феминистки и феминисты могут являться последователями нескольких течений.

    Анархо-феминизм.

    Вуманизм (от англ. woman - женщина).

    Духовный феминизм.

    Культуро-феминизм.

    Лесбийский феминизм.

    Либеральный феминизм.

    Индивидуалистский феминизм.

    Мужской феминизм.

    Марксистский феминизм.

    Материальный феминизм.

    Многокультурный феминизм.

    Поп-феминизм.

    Постколониальный феминизм.

    Постмодернистский феминизм (включающий в себя queer theory).

    Психоаналитический феминизм.

    «Пушистый» феминизм («легкомысленный феминизм»).

    Радикальный феминизм.

    Ролевой феминизм.

    Сексуально-либеральный феминизм (секс-позитивный феминизм, про-секс феминизм).

    Сепаратистский феминизм.

    Социалистический феминизм.

    Социально-обусловленный феминизм.

    Трансфеминизм.

    Феминизм амазонок.

    Феминизм стран третьего мира.

    Французский феминизм.

    Экофеминизм.

    Экзистенциальный феминизм.

    Некоторые течения, подходы и люди также могут быть описаны как прото-феминисты или пост-феминисты.

    Радикальный феминизм

    Радикальный феминизм рассматривает в качестве определяющего фактора угнетения женщин контролируемую мужчиной капиталистическую иерархию, которая описывается как сексистская. Сторонники этого течения считают, что женщины смогут освободиться только тогда, когда избавятся от патриархальной системы, которую они считают изначально угнетательской и доминантной. Радикальные феминистки полагают, что в обществе существует основанная на мужском начале структура власти и подчинения, и эта структура является причиной угнетения и неравенства, и пока вся эта система и ее ценности продолжают существовать, никакие значительные реформы общества невозможны. Некоторые радикальные феминистки не видят другой альтернативы, кроме полной ломки и реконструкции общества для достижения своих целей.

    Либеральный феминизм

    Либеральный феминизм провозглашает равенство мужчин и женщин через политические и правовые реформы. Это индивидуалистическое направление в феминизме, которое фокусируется на способности женщин добиваться равных прав с мужчинами на основе собственных действий и решений. Либеральный феминизм использует личное взаимодействие между мужчинами и женщинами, как отправную точку, от которой идет преобразование общества. По мнению либеральных феминисток, все женщины способны самостоятельно утверждать свое право быть равными с мужчинами.

    Исходя из этого, изменения положения женщин могут осуществляться без радикального изменения общественных структур, как это предполагают другие направления феминизма. Для либеральных феминистов важны такие вопросы, как право на аборт, вопрос о сексуальных домогательствах, возможность равноправного голосования, равенство в образовании, «равная оплата за равный труд», доступность ухода за детьми, доступность медицинского обслуживания, привлечение внимания к проблеме сексуального и бытового насилия в отношении женщин.

    «Чёрный» феминизм

    «Чёрный» феминизм утверждает, что сексизм, классовое угнетение и расизм неразрывно связаны между собой. Формы феминизма, которые стремятся к преодолению сексизма и классового угнетения, но игнорируют расизм, могут быть дискриминационными по отношению ко многим людям, включая женщин, через расовые предубеждения. В Заявлении «чёрных» феминистов, разработанном «черной» феминистской лесбийской организацией «Коллектив реки Комби» в 1974 году, говорится, что освобождение чернокожих женщин влечет за собой свободу для всех людей, поскольку это предполагает конец расизма, сексизма и классового угнетения.

    Постколониальный феминизм

    Постколониальные феминистки утверждают, что угнетение, связанное с колониальным опытом, в частности, расовое, классовое и этническое угнетение, оказало маргинализующее воздействие на женщин в постоколониальных обществах. Они ставят под сомнение гипотезу о том, что гендерное угнетение является главной движущей силой патриархата. Сторонники постколониального феминизма выступают против изображения женщин незападных обществ в качестве пассивных и безгласных жертв, а женщин западных стран как современных, образованных и обладающих гражданскими правами.

    Феминизм «третьего мира» - условное название для группы теорий, разработанных феминистами, сформировавшими свои взгляды и участвовавшими в феминистской деятельности в так называемых странах «третьего мира». Феминисты из стран «третьего мира», критикуют западный феминизм на том основании, что он этноцентричен и не принимает во внимание уникальный опыт женщин из стран «третьего мира». Женщины в странах «третьего мира» считают, что западный феминизм основывает своё понимание женщины на «внутреннем расизме, классизме и гомофобии».

    Вопрос. Теория конфликта.

    Теория конфликта подходит к объяснению семейной структуры на различных уровнях. Одни исследователи делают упор на анализе порядка распределения власти внутри семьи, придавая особое значение механизму принятия решений. Как правило, члены семьи, в большей мере владеющие материальными средствами, приобретают в семье большую власть Л Сафилиос-Ротшильд (1976) утверждает, что любовь оказывает влияние на распределение власти между супругами. По его мнению, более любящий супруг имеет меньшую власть, поскольку находится в большей психологической зависимости. Супруги, в одинаковой мере любящие друг друга, обычно имеют одинаковую власть в семье. Как считает Л. Сафилиос-Ротшильд, поскольку жена обычно в большей мере проявляет любовь по отношению к мужу, брак можно рассматривать как своего рода обмен: жена отдает любовь за доступ к социально-экономическим благам, которых больше у мужа Согласно другой точке зрения, больше сосредоточенной на конфликте, семья рассматривается как микрокосм конфликта в "большом" обществе. В прошлом эту идею высказали Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Они утверждали, что промышленная революция способствовала преобразованию семьи в совокупность денежных отношений. Например, в результате использования детского труда дети в семьях рабочего класса стали товаром и орудиями труда. В семьях среднего класса с женщинами обращались как с домашними рабынями. Женщины из рабочего класса были вынуждены работать вне дома, чтобы заработать деньги, необходимые для выживания семьи. Но поскольку они получали зарплату, их положение в большей мере приближалось к статусу мужчин, чем положение женщин из среднего класса.

    Современный вариант теории конфликта, касающийся семьи, предложил П Хартманн. Она называет его "марксистско-феминистским". По ее мнению, подлинное понимание сущности семьи не связано с анализом эмоциональных или родственных отношений между ее членами; семья – «место борьбы». В семье осуществляются экономическое производство и перераспределение материальных благ, при этом интересы каждого ее члена вступают в конфликт с интересами других членов и общества в целом

    Семья в состоянии конфликта

    Источник конфликта Конфликты внутри семьи Конфликты между семьями и более крупными организациями
    Производственные споры Домашняя работа: Кто должен ее выполнять? Каким образом? По каким стандартам? Следует ли женщинам работать вне дома или мужчинам заниматься домашним хозяйством? Производство в секторе домашнего хозяйства против производства, организованного капиталистами и государством: следует ли питаться на ходу в кафе или готовить еду дому? Что предпочтительнее: совместно воспитывать детей дома обоим родителям или отдавать их в центры ухода за детьми, организуемые государством?
    Споры по перераспределению материальных средств Зарплата: каким образом тратить деньги? Кто решает этот вопрос? Следует ли тратить зарплату мужа на предметы роскоши или удовлетворение потребностей семьи? Налоги: Кто должен принимать решения об использовании средств, имеющихся в семье – члены семьи или представители государственного аппарата?

    К ним относятся споры по поводу того, кто должен зарабатывать деньги, выполнять домашнюю работу, какую часть семейного дохода следует выплачивать государству и т.д. Само развитие капиталистической патриархальной системы привело к концентрации экономических средств в руках капиталистов и мужчин. Для обеспечения выживания низших классов (т.е. рабочих и женщин) должны быть созданы механизмы перераспределения материальных средств. Труд за деньги является способом перераспределения некоторой доли богатства капиталистов в пользу рабочих, а в семье осуществляется главным образом перераспределение богатства мужчин, в результате чего какую-то долю этого богатства получают женщины. Согласно этой точке зрения, помимо всего прочего, семья становится полем боя, где происходят конфликты по поводу перераспределения средств, в том числе и за труд по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей, при этом более тяжелые обязанности женщин по дому являются формой эксплуатации, сложившейся внутри капиталистическо-патриархальной системы.

    7. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов - социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуроине - процесс создания и воспроизводства пола/ гендера в процессе взаимодействия. Второй - концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения. Структурные факторы системы гендерных отношений задают институциональные возможности, в рамках которых происходит воспроизводство поло-ролевого поведения. Социальная дифференциация в разнообразных сферах общественной жизни воспринимается как набор объективных предписаний и реализуется в механизмах взаимодействия и социализации посредством таких институтов как семья, школа, ближайшее окружение, СМИ и сфера занятости, политика и пр.

    Структурно-конструктивистский подход к анализу гендерных отношений разрабатывается Р. Коннеллом (12, 25). Проблема организации гендерных отношений рассматривается им как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений и рассматривается как основание практической политики, исходящей из нового понимания субъекта как агента и действующего лица, ограниченного структурами и изменяющего их (по аналогии с Бурдье и Гидденсом).

    В рамках объединительной парадигмы Р.Коннелл разрабатывает теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция - это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы - труд и экономики, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Коннелл отказывается от термина «система» как коннотирующего с функционализмом, и указывает, что метафора «композиция» более адекватна для описания совокупности структур и практик гендерных отношений.

    Три сферы структурных возможностей (названные выше) создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. Эти относительно устойчивые гендерные режимы, определяемые правилами игры в разных контекстах, находят свое выражение во множественных практиках уместной и поощряемой мужественности и женственности, а также в гендерном новаторстве временных аутсайдеров.

    В рамках такого варианта гендерного подхода основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений.

    Концепция андрогении Бем

    Под удар попала даже сама концепция андрогинии (Ashmore, 1990; Sedney, 1989). Сама Бем (Bem, 1981, 1993) сокрушалась по поводу того, что концепция андрогинии подразумевает, что некоторые из одобряемых качеств являются «мужскими», а некоторые «женскими», - ведь это в корне противоречит нашему намерению уменьшить гендерную поляризацию. Многие психологи предлагают совсем отказаться от терминов «мужественность» и «женственность», которые только укрепляют гендерные различия и стереотипы (Betz, 1993). Спенс и Хельмрих (Spens & Helmrich, 1981) предложили вместо этих терминов использовать следующие: инструментальность, что отражает способность к самоутверждению и компетентность (ключевые аспекты традиционной мужественности), и экспрессивность, представляющая качества, традиционно связываемые с женственностью, например, забота, внимание к окружающим, эмоциональная экспрессивность и чувственность (Betz, 1993). В своей книге (1993) Бем признается, что концепция андрогинии далека от реального положения дел: исходя из нее, перемены должны произойти на личностном уровне, тогда как в действительности ликвидация гендерного неравенства неизбежно потребует изменений в структуре общественных институтов. Другая трудноразрешимая проблема кроется в возможной утрате позитивной социальной идентичности, которую повлечет за собой сглаживание дихотомии мужского-женского. В главе 5 мы увидим, какую пользу для нашей самооценки приносит сильная идентификация со своим полом и подчеркивание его отличий от противоположного пола. Тем не менее мир, состоящий из людей, одновременно инструментальных и экспрессивных, представляется мне заманчивым. Я соглашусь с Бем в том, что андрогиния, несмотря на скрытые в ней проблемы, дает возможность построить картину утопии, где человеку не нужно отказываться от тех своих качеств и моделей поведения, которые его общество считает несоответствующими гендеру. Важность этой концепции также в том, что она дает осознать одинаковую привлекательность качеств, традиционно считающихся женскими, и качеств, которые мы привыкли считать мужскими. Это особенно важно в свете того, что мужские качества до настоящего времени стараются представить более нормативными и желательными (ср.: Bem, 1993; Miller et al., 1991; Tavris, 1992).

    Проблема насилия

    Насилие - это не только физические действия в отношении индивида причиняющие боль и травмы, насилие может быть и социальным

    Проблемы насилия тесно связаны с вопросами агрессии. Оно выступает одной из форм проявления агрессии. Агрессия представляет собой тенденцию или совокупность тенденций, проявляющихся в реальном поведении или фантазировании, цель которых заключается в том, чтобы нанести ущерб, вред другому человеку, группе, уничтожить, унизить, принудить к каким-либо действиям и т.д.

    1. Физическое насилие: толчки, хватания, бросание, плевки, нанесение ударов ладонью и /или кулаком и/ или посторонними предметами, удерживание, удушение, избиение, пинки, использование оружия, причинение ожогов, контроль над доступом жертвы к социальной или медицинской помощи и т.п.

    2. Сексуальное насилие: постоянное сексуальное давление, принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или шантажа (изнасилование; принуждение к половым отношениям в неприемлемой для женщины форм; принуждение к половым отношениям в присутствии других людей; принуждение к половым отношениям с детьми или третьими лицам; физическое принуждение к сексу или причинение боли и вреда здоровью жертвы посредством действий сексуального характера, и т.п.).

    3. Психологическое насилие: вербальные оскорбления; шантаж; акты насилия по отношению к детям или другим лицам для установления контроля над партнером; угрозы насилия по отношению к себе, жертве или другим лицам; запугивание посредством насилия по отношению к домашним животным или разрушение предметов собственности; преследование; контроль над деятельностью жертвы; контроль над кругом общения жертвы; контроль над доступом жертвы к различным ресурсам (получению социальной и медицинской помощи, медикаментам, автотранспорту, общению с друзьями, получению образования, работе и т.п.); эмоциональное насилие; принуждение жертвы к исполнению унижающих ее действий; контроль над распорядком дня жертвы и т.п.

    4. Экономическое насилие: отказ в содержании детей; утаивание доходов; трата семейных денег; самостоятельное принятие большинства финансовых решений - это, например, может проявляться в том, что при покупке продуктов не учитываются потребности детей или жены, и в результате дети могут не получать необходимое для их возраста питание; жена, совершая покупки, должна отчитываться чеками, и т.п.

    Формы насилия в семье весьма разнообразными: изнасилование, убийство на сексуальной почве, нанесение телесных повреждений.

    Способы борьбы с насилием: с помощью законодательства.

    Гендер как социологическое понятие

    Современная социальная наука различает понятия пол и гендер. Традиционно первое из них использовалось для обозначения тех анатомо-физиологических особенностей людей, на основе которых человеческие существа определяются как мужчины или женщины. Пол (т. е. биологические особенности) человека считался фундаментом и первопричиной психологических и социальных различий между женщинами и мужчинами.

    Помимо биологических отличий между людьми существуют разделение их социальных ролей, форм деятельности, различия в поведении и эмоциональных характеристиках. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском": то, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Отмечающееся в мире разнообразие социальных характеристик женщин и мужчин и принципиальное тождество биологических характеристик людей позволяют сделать вывод о том, что биологический пол не может быть объяснением различий их социальных ролей, существующих в разных обществах. Таким образом возникло понятие гендер , означающее совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.

    Термен предложен в 1968 г Столером .

    Гендер создается (конструируется) обществом как социальная модель женщин и мужчин, определяющая их положение и роль в обществе и его институтах.. Гендерные системы различаются в разных обществах, однако в каждом обществе эти системы асимметричны таким образом, что мужчины и все "мужское/маскулинное" (черты характера, модели поведения, профессии и прочее) считаются первичными, значимыми и доминирующими, а женщины и все "женское/фемининное" определяется как вторичное, незначительное с социальной точки зрения и подчиненное. Гендерная система как таковая отражает асимметричные культурные оценки и ожидания, адресуемые людям в зависимости от их пола. С определенного момента времени почти в каждом обществе, где социально предписанные характеристики имеют два гендерных типа (ярлыка), одному биологическому полу предписываются социальные роли, которые считаются культурно вторичными. Социальные нормы меняются со временем, однако гендерная асимметрия остается. Таким образом, можно сказать, что гендерная система - это социально сконструированная система неравенства по полу. Гендер, таким образом, является одним из способов социальной стратификации общества, который в сочетании с такими социально-демографическими факторами, как раса, национальность, класс, возраст организует систему социальной иерархии.

    Конструирование гендерного сознания индивидов происходит посредством распространения и поддержания социальных и культурных стереотипов, норм и предписаний, за нарушение которых общество наказывает людей. С момента своего рождения человек становится объектом воздействия гендерной системы (от пола зависит - цвет одежды, колясок, набор игрушек и др).

    Существует несколько направлений разработки гендерного подхода:

    1)теория социального конструирования - понимание гендера как стратификационной категории и интерпретация гендера как культурного символа. 2) псевдогендерный подход - псевдогендерными исследованиямия называю те, где это понятие используется как якобы синоним слова пол или как синоним социополовой роли.

    Гендерная социология

    Определение 1

    Гендерная социология представляет собой социологическую теорию, которая занимается изучением закономерностей дифференциации мужских и женских социальных ролей. Объектом исследования для неё выступают неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин, сложившиеся исторически.

    Предмет исследования – социальная несправедливость и гендерное неравенство в отношении женщин.

    Само понятие «гендер» в переводе с английского языка означает «пол», «род». Этот термин появился с началом рыночных преобразований 1990-х годов и в отечественную современную социологию пришел из англоязычных стран.

    Замечание 1

    Основополагающими понятиями гендерной социологии являются гендер, патриархат, матриархат, сексизм, феминизм. Основой теории двух систем и теории однородности являются два понятия «патриархат» и «капитализм».

    Теории создавались в полемике представителями разных направлений социологии гендерной. Первая теория утверждала, что общество строится вокруг двух систем эксплуатации. В структурном плане они друг от друга независимы – патриархат эксплуатирует женщин, и капитализм эксплуатирует рабочую силу.

    Система полов и экономическая система разделены в целях анализа, хотя существуют вместе. Семейная оплата труда в конце XIX века якобы служила интересам, как работодателей, так и мужчин рабочих. Подобное положение существовало с той целью, чтобы держать женщин в экономической зависимости от мужчин.

    Женщина должна была заниматься хозяйством, воспроизводить и воспитывать новую рабочую силу. Патриархат воспринимается в этом случае, как часть семейной структуры, а капитализм выступает за её пределами.

    Сторонники теории однородности считают, что капитализм не является нейтральным в отношении пола и его ядром становится эксплуатация женщин. Таким образом, если патриархат и капитализм проявляются в одной социально-экономической структуре, то совершенно логично говорить об одной системе, материальная база которой заключается в разделении труда по признаку пола.

    Замечание 2

    Причина эксплуатации женщин, как считает большинство авторов той и другой теории, является разделение труда по половому признаку. Современная гендерная социология выделяет пол как важную составляющую в анализе разделения труда, социальной структуре, образе жизни, поведении в семье и в профессиональной деятельности.

    Анализ сексуального насилия над женщинами в семье, и сексуальных домогательств на службе, является новым направлением гендерных проблем.

    Важной проблемой современной гендерной социологии является выбор методов исследования. В отечественной гендерной социологии широкое применение находят традиционные методы опроса, данные социальной статистики и относительно новые западные методы, например, метод устной истории Д. Берто.

    Все гендерные исследования обязательно должны учитывать социально-экономический уровень развития и специфику культуры страны, а также особенности её исторического развития, потому что для ряда развивающихся стран Азии, Африки, стран Восточной Европы целый ряд методов просто неприменим.

    Сущность гендерной социологии

    Гендерная социология и социология пола имеют между собой принципиальное отличие.

    Гендерная социология отличается тем, что на первый план выдвигает особенности мужской и женской социальной общностей, их социальное поведение и статус. В России гендерной социологией стали интересоваться после перестройки. Основная причина этого интереса заключалась в том, что произошло резкое падение уровня жизни населения и особенно это коснулось женщин и детей.

    Практически во всех сферах жизни общества открыто стала проявляться дискриминация женщин, причем, в больших масштабах. С 1990 г. научный коллектив «ГАЛСИ» проводит в России социологические исследования положения женщин и женских движений.

    За это время разрозненные российские центры и лаборатории собрали опыт изучения гендерных проблем. Начиная с 1989 г. ВЦИОМ проводил общенациональный мониторинг общественного мнения. Он касался экономических и социальных проблем, включая положение российских женщин.

    Результатом этой работы стал сформированный банк данных. В журнале «Социологические исследования» регулярно появляются соответствующие публикации.

    Для развития гендерной социологии в России существует достаточно обширная, но, правда, слабо востребованная эмпирическая база данных. Исходя из этого, можно дать следующее определение гендерной социологии - это частная социологическая теория, изучающая процессы развития и социального взаимодействия двух общностей – мужской и женской.

    Теория анализирует эволюцию их социальных статусов с учетом культурных традиций, рассматривает влияние биопсихологических особенностей пола на поведение и сознание мужчин и женщин.

    Методологическая база представлена диалектическим подходом к изучению социального взаимодействия мужчин и женщин, как друг с другом, так и с их социальным окружением.

    Принцип социального детерминизма дает возможность исследовать социогендерные отношения в конкретных исторических условиях в их динамике. Есть необходимость дополнить социологический анализ изучением демографических факторов, особенностями мужской и женской психологии, использованием теории ролей.

    Замечание 3

    Если говорить другим словами, то гендерная социология при рассмотрении положения мужчин и женщин и их социальных статусов, предполагает применение междисциплинарного подхода. Она имеет тесную связь с социологией семьи, социологией личности, социологией безопасности и с социальной геронтологией.

    Функции гендерной социологии

    Для гендерной социологии характерны свои функции, среди которых важнейшими являются:

    • мировоззренческая,
    • прогностическая,
    • управленческая,
    • информационная,
    • прикладная.

    Мировоззренческая функция объективно связана с социально-политической жизнью общества и выражается в использовании выверенных количественных данных, потому что именно они могут убедить современного человека в чем-либо. Социологическое знание является мощным инструментом социально-политической жизни общества. На каких позициях сегодня стоит общество, кто главный в этом обществе – мужчина или женщина.

    Прогностическая функция выполняет важную задачу, прогнозируя будущее общества. Прогностическая функция может иметь дело с конструированием моделей социальных объектов, создавая образ будущего.

    Выводы и рекомендации, которые делают специалисты в результате своих исследований того или иного социального объекта являются основой для принятия решений, в этом заключается суть управленческой функции. Решения, которые принимаются на основании социологического знания, всегда более аргументированы и весомы, поэтому оспорить их непросто. Решения могут носить очень серьезный характер, так использование социологического знания, например, позволяют вырабатывать решения по преобразованию общества, его политической и экономической системы.

    Информационная функция связана со сбором информации, его систематизацией и накоплением. В крупных социологических центрах она сосредотачивается в памяти ЭВМ. Данные социологических исследований могут быть полезны не только специалистам, ученым, студентам, но и разным структурам гражданского общества. Социологическая информация является методологической базой для феминизма.

    В результате разделения понятий био­логического и социального в 1960-е гг. в научный оборот вводится понятие «гендер».

    Гендер понимается как совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

    Однако не пол, а нормы социальной культуры определяют мужские и женские психологические качества, модели пове­дения, виды деятельности, профессии. Быть в обществе мужчиной или женщи­ной означает не просто обладать теми или иными физиологическими особен­ностями - это означает выполнять те или иные предписанные гендерные роли.

    Гендер создается или конструируется обществом как социальная модель женщин и мужчин и определяет их положе­ние (статус) и роль в обществе и его институтах - семье, политике, эконо­мике, образовании, СМИ и др. Он выс­тупает как система, создающая различия в положении женщин и мужчин в соци­уме через соотношение власти и подчи­нения.

    Гендерная идентичность означает, в какой мере чувствуют себя представи­тели того или иного пола мужчинами или женщинами.

    По мере развития научных исследо­ваний стало ясно, что единственное чет­кое и значимое биологическое различие между мужчинами и женщинами заклю­чается в их роли в воспроизводстве по­томства. «Если пол имеет отношение к физическим, телесным различиям меж­ду мужчиной и женщиной, то понятие «гендер» затрагивает их психологические, социальные и культурные особенности.

    Гендерная социология - это специаль­ная социологическая теория, которая изу­чает процессы развития и социального вза­имодействия двух гендерных общностей: мужской и Формирование гендера происходит с самого рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека. С маль­чиками и девочками родители обраща­ются совершенно по-разному, даже если они уверены, что не делают никаких различий. С момента рождения человек становится объектом воздействия гендер­ной системы: в зависимости от пола ре­бенка выбирается цвет коляски, одежды, набор игрушек. В процессе социализа­ции семья (родители и другие родствен­ники), система образования (воспитатели дошкольных учреждений, учителя), куль­тура в целом (книги и средства массо­вой информации, театр, кино и пр.) вне­дряют в сознание детей гендерные нормы, формируют определенные правила пове­дения и создают представления о «насто­ящем мужчине» и «настоящей женщи­не». Внедренные в сознание индивидов гендерные нормы поддерживаются куль­турными механизмами, например, через гендерные стереотипы в СМИ.

    Устойчивые представления о долж­ном и не должном, дурном и праведном, положительном и отрицательном скла­дываются из устойчивых представлений, но имеют свойство меняться с течением времени. Гендерные стереотипы в СМИ представляют «хороших» и «плохих» муж­чин и женщин, показывают исполняемые ими социальные роли и особенности взаимодействия друг с другом.


    Идеальные стереотипы мужествен­ности (маскулинности) и женственности (фемининности) существенно отличают­ся друг от друга в зависимости от исто­рически сложившихся стереотипов той или иной культуры. Для аграрных об­ществ характерен идеал женщины-матери, хозяйки в доме, хранительницы очага, богобоязненной и почитающей мужа жены.

    В советский период идеальным ста­новится образ работницы и матери, ак­тивистки, строящей счастливое будущее и готовой на любые жертвы во благо стра­ны, а равноправие женщины понимается как обязанность работать вне дома, так как зарплаты мужчины не хватает для нор­мального существования семьи, и одно­временно исполнять обязанности хозяй­ки дома, жены и матери.

    В постсоветский период стала доми­нировать идея «естественного предназна­чения женщины» как матери и жены. Контент-анализ публикаций в газетах за пять лет, проведенный российской ассо­циацией журналисток в 2000 г., показал, что в СМИ доминируют преимуществен­но два типа женщин: это сексуальный объект и счастливая домохозяйка - под­руга мужчины. Стереотипно представлен и образ мужчины, его ролевая модель - это, как правило, удачливый бизнесмен, претендующий на звание супермена во всем.

    Базовым элементом конструирова­ния являются гендерные установки, они состоят из трех компонентов. Первый - когнитивный компонент - представле­ния молодого человека о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как, для чего и почему он или она должны быть; знания, убеж­дения и суждения о разных полах, сово­купность взглядов на гендерные отно­шения в обществе и определение своего места в этих отношениях. Второй - эмо-тивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка чувств, связан­ных с гендерной принадлежностью, от­ношением к своему и противоположно­му полу, чувства, которые испытываются к условиям и изменениям в гендерных отношениях. Третий - поведенческий (конативный) компонент - последова­тельное гендерное поведение молодого человека, т.е. предрасположенность к ре­альным положительным или отрицатель­ным действиям в отношениях между полами, общая направленность деятель­ности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирова­ние и путь достижения своих жизненных планов, целей.



    Существуют также гендерные стерео­типы как особые социальные установки - простые по форме, примитивные и не­точные по содержанию, сопровождаемые преувеличенной чувственной оценкой представления о мужчинах и женщинах, их ролях и статусе. Гендерные идеалы отражают совокупность представлений о мужском и женском поведении. Ген­дерные системы различаются в разных обществах, но в любом обществе эти си­стемы асимметричны. Асимметрия про­является в том, что все мужское (мас­кулинное) - черты характера, модели поведения, профессии - считается зна­чимым, а женщины и все женское (фе-минное) определяется как вторичное, под­чиненное и незначительное.

    Гендерная асимметрия означает дисп­ропорцию удельного веса мужчин и жен­щин в конкретной сфере жизнедеятель­ности общества (экономике, политике, образовании и т.д.) и отражает явное или скрытое неравенство по признаку пола в этой сфере. Понимается как непропор­циональная представленность соци­альных и культурных ролей обоих полов, а также представлений о них, в различ­ных сферах жизни.

    Анализ проблем гендерной социоло­гии тесно связан с рассмотрением тако­го явления, какфеминизм. Что касается феминистских теорий, то все они осно­ваны на утверждении, что путь освобож­дения женщины лежит через изменение ее сознания - освобождение от устарев­ших стереотипов поведения. Феминизм позиционируется как социальное движе­ние с более чем 150-летней историей, выступая за ликвидацию всех форм дис­криминации женщин.

    Первая волна феминизма приходит­ся на XIX - первую половину XX в., характеризуется максимальным сосредо­точением усилий на достижении юри­дического равноправия полов. В сере­дине XX в. начинается вторая волна феминизма - борьба за фактическое ра­венство женщин и мужчин. В конце 1980-х годов активизируются такие на­правления в феминизме, как феминизм цветных, постколониальный феминизм, культурный феминизм. На третьей вол­не феминизма происходит усложнение и дробление современного феминист­ского дискурса (И.Н. Тартаковская, 2005). Между различными феминистскими на­правлениями (радикальным, либераль­ным, неофеминизмом и другими) и даже внутри них существуют концептуальные разногласия. Однако можно выделить основные феминистские идеи. Сторон­ники феминизма, рассматривая личную жизнь мужчин и женщин, считают, что наши представления о себе (гендерная идентичность), наше поведение (гендер­ные роли) и социальное положение пола (гендерная стратификация) обусловлены обществом, в котором мы живем.

    Феминизм как общественно-полити­ческое течение указывает на важность изменений в современном обществе. Его сторонники критикуют существующее положение вещей и добиваются изме­нений, направленных на достижение реального социального равенства жен­щин и мужчин. Феминистки считают, что культурные гендерные представле­ния делят весь спектр человеческих ка­честв на две противоположные группы: женский мир эмоций и сотрудничества и мужской мир рациональности и со­перничества. В качестве альтернативы они предлагают «реинтеграцию человечества», которая означает дозволенность прояв­лений всех свойств и качеств личности как мужчинам, так и женщинам.

    Феминизм, выступающий за искоре­нение гендерной стратификации, пред­полагает равные возможности женщин на получение образования, доходов и ра­боты. Прекращение сексуального насилия позволит преодолеть последствия патри­архата в семье и обществе, ибо он иска­жает отношения между мужчиной и жен­щиной, поощряет жестокое обращение, сексуальное преследование. Современ­ное женское движение ставит своей це­лью сделать невозможным сексуальное насилие. Но одновременно выдвигается лозунг содействия сексуальной свободе. Женщины сами должны контролировать свою сексуальность и рождаемость, не позволять мужчинам контролировать их репродуктивные функции.

    В современной социологии понятие "гендерная роль" приобрело два значения.

    В первом случае гендерную роль понимают как способ, каким человек выражает свою гендерную принадлежность . Иначе говоря, то, насколько он является настоящим мужчиной или идеальной женщиной. В некоторых случаях человек затрудняется, с каким полом себя идентифицировать, попеременно исполняя то роль мужчины, то роль женщины. Тогда употребляют термин "третий пол" или говорят о транссексуалах и трансгендерах.

    Во втором значении гендерная роль подразумевает ролевой репертуар , т.е. совокупность различных моделей поведения, занятий или функций, которые приходится выполнять человеку, уже определившемуся со своей гендерной идентичностью. Скажем, современная женщина (социальная роль) должна быть домохозяйкой, матерью, женой, работницей (ролевой репертуар).

    Известно, что помимо биологических отличий между людьми, принадлежащими к двум полам, существуют также социальные различия, обусловленные разделением труда, разграничением социальных ролей, распределением видов деятельности и занятий. Антропологи, этнографы и историки давно установили относительность представлений о "типично мужском" или "типично женском". То, что в одном обществе считается мужским занятием (поведением, чертой характера), в другом может определяться как женское. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями. Это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли – модели поведения, которые предписывает общество мужчинам и женщинам, а также совокупность ожиданий, которые предъявляют окружающие к людям, выполняющим эти роли. Внешними признаками, позволяющими отличить субъектов одной, женской, от другой, мужской, роли служат биологические различия между двумя полами, а также особенности речи (тон, высота, громкость, интонация голоса) и языка (набор употребляемых слов), манера поведения, соблюдение норм этикета, культура жестов, одежда, направленность интересов, установок, склонностей и увлечений.

    Мужские и женские гендерные роли являются, как считают специалисты, взаимоисключающими, а в некоторых обществах образцы ролевого поведения могут быть даже поляризованы.

    Гендерные роли определяют, например, что человеческим особям, имеющим женские половые признаки, подобает красить губы и варить щи, а не наделенным таковыми – носить галстук и зарабатывать деньги. Напротив, в современной культуре формируется так называемый универсальный стиль одежды и поведения – унисекс (англ. unisex – [о моде] бесполый), который в одинаковой мере свойствен мужчинам и женщинам, а потому не способен четко отличить представителей разных полов.

    Сегодня взаимоотношения полов, определение ролей каждого из них коренным образом меняются. Новые условия, с одной стороны, обеспечивают большее равенство полов, а с другой – стирают различия между ними. Пассивность, терпение, верность и альтруизм больше не считаются только женскими чертами. Они очень выгодны мужчинам, научившимся эксплуатировать эти качества, но не всегда проявляющим в ответ равные мужские достоинства – рыцарство или благородство. Честолюбие, активность и независимость все чаще становятся также и женскими чертами. А приобщение мужчин к процессу деторождения и обязанностям материнства формирует у них черты, которые традиционно считались чисто женскими: нежность, привязанность, стремление заботиться о малышах .

    Женщинам сегодня гораздо легче войти в общественную жизнь, чем их матерям и бабушкам. Теперь у них больше свободы передвижения: минули те времена, когда женщина могла выходить из дому только с компаньонкой, подругой или родственницей. Но, кажется, и за это они вынуждены расплачиваться. Статистика свидетельствует, что молодые женщины нередко становятся жертвами сексуальной агрессии со стороны мужчин.

    Гендерная роль, считает российский социолог И. С. Кон, обозначает нормативные предписания и ожидания, которые соответствующая культура предъявляет к "правильному" мужскому или женскому поведению и которые служат критерием оценки маскулинности/фемининности ребенка или взрослого. Предписания, принимаемые обществом по отношению к каждой роли, определяются половозрастным разделением и разным участием женщин и мужчин в хозяйственной жизни. Так повелось исстари.

    В частности, исключительно мужской деятельностью в традиционном обществе считалось все, что связано с религиозно-магической стороной жизни общины: отправление культовых обрядов и ритуалов, усвоение и трансляция другим поколениям священных мифов, магических заклинаний, религиозных песнопений. Все священные ритуалы мужчины совершают втайне от женщин и жестоко наказывают (вплоть до убийства) тех мужчин, которые не могут хранить тайну, и тех женщин, которые проявляют чрезмерное любопытство. Женщинам запрещено подходить к местам священных ритуалов, смотреть на культовые эмблемы, прикасаться к предметам, задействованным в обрядах, знать священные мифы, песни, историю племени. По представлениям первобытных людей, мужчины во время своей религиозной деятельности общаются с духами предков, священными животными, существами – покровителями племени или рода, словом, осуществляют посредничество между миром людей и священным миром, стремясь обеспечить благополучие всех членов коллектива. Колдовство, черная магия также находятся в ведении мужчин. С их помощью осуществляется как обеспечение успехов в различных начинаниях, так и отмщение врагам .

    Преимущественно мужским делом является организация внутриобщинной жизни. В мужских домах, отдельно от женщин, мужчины принимают решения, связанные с важнейшими вопросами жизни коллектива. Это и распределение пищи, и использование общинной территории, и организация празднеств, решение брачных вопросов, урегулирование внутренних споров и конфликтов, контроль за членами коллектива и наказание провинившихся и т.д.

    С давних времен мужчины монополизировали сферу межобщинных, а затем и международных отношений, превратив сугубо женскую (по названию) область деятельности – дипломатию – в свою вотчину. Будь то установление дружеских межплеменных отношений и следующий за этим многодневный пир, куда допускались опять-таки лишь особи мужеского пола, или объявление войны и дальние завоевательные походы, все тяжести которых мог перенести только сильный пол. Первобытные мужчины производили поиск и разведку новых территорий, первыми осваивали места будущей стоянки, первыми стали распахивать земельные участки. Мужчины в большей степени, чем женщины, связаны внешними обязательствами: они вовлечены в комплекс родственных и общинных отношений, которые предполагают обмен пищей, вещами или определенными услугами. Женщины, как правило, в эти дела не вовлекаются.

    Неудивительно, что мужчины оккупировали все самые главные для общины виды занятий – от политики, религии, экономики до решения сугубо социальных проблем. Вот почему они составляли ядро первобытного социума, выполнявшее цементирующую функцию, организующую первобытный коллектив изнутри. Вся жизнь женщин сконцентрирована внутри общины, и они цементируют ее изнутри не организационными решениями и контролем, а многочисленными межличностными контактами и связями.

    Женская сфера периферийна и ограничивается главным образом семьей, домом, заботой о детях и муже. Если положение мужчины двойственно: он как бы находится между общиной и семьей, то положение женщины определенно – она принадлежит семье, будучи ее центром. Целью всей ее активности является благополучие этого "женского" мира. Оно достигается путем поддержания экономического обеспечения собственной семьи, а также установлением должного взаимодействия с аналогичными группами (женскими ячейками) в рамках общины, в частности через обмен пищи, взаимопомощь при уходе за детьми, участие в совместных с другими женщинами работах по доставке воды и топлива и других коллективных мероприятиях.

    Элементами гендерной роли выступают также одежда, жесты, манера речи. Гардероб, как и система правил, у одного человека могут меняться на протяжении дня: утром она домохозяйка (халат, бигуди, нервные сборы на работу), днем – деловая женщина (строгий костюм, начальственный тон, макияж), вечером – театральный зритель (вечернее платье, свободные манеры, иной имидж) или заботливая мать (рис. 8.2).

    В супружестве женщина выполняет целый ряд ролей, необходимых мужчине: роль подруги, с которой можно посоветоваться по важным жизненным вопросам и "излить душу", вместе провести свободное время или отпуск, с которой можно разделить повседневные проблемы, довериться ей; роль квазиматери, которая одаривает его вниманием и заботой, роль хозяйки, которая заботится о порядке, уюте, чистоте. Одна из важных ролей женщины – роль любовницы.

    Тема гендерных ролей будет раскрыта неполно, если мы ограничимся двумя полами и станем рассматривать роль

    Рис. 8.2.

    лишь как модель поведения, заданную биологическими границами одного пола. С давних времен известен феномен смены пола , которая может происходить как хирургически (через операции на половых органах), так и символически (путем переодевания и смены культурного имиджа). В антропологической и социологической литературе данное явление получило общеродовое название "третьего пола".

    Ритуальное переодевание мужчин в женскую одежду сохранилось и но сей день в различных племенах, унаследовавших обычаи древних культур. Так, например, в племени намши юноши надевают юбки для обряда инициации, а в племенах народа масаи мальчики носят юбки с момента ритуала обрезания до полного заживления ран. Танцовщики катакали на Цейлоне надевают драгоценные украшения и красятся, стараясь вызвать таким образом милость богов, Зулусы в таких одеяниях вызывают дождь, а индийские бхоты танцуют в женском, чтобы отпугнуть алых духов.

    Исполнители женских ролей в японском театре Кабуки делают очень тщательный макияж, говорят фальцетом и двигаются, подражая женской ходьбе и жестам. Культура мужчин Кабуки настолько высока, что многие японские женщины, как это ни парадоксально, до сих пор приходят в театр учиться у мужчин искусству быть женщиной. Они стараются перенять у них манеру держать спину, копируют жесты и многое другое.

    Примерно с XVI в. во многих европейских странах существовала традиция одевать мальчиков в платья и называть их девичьими именами до того, пока им не исполнится семь лет. Таким способом, по всей видимости, родители пытались оградить сыновей от злых духов. Лишь после семи лет мальчикам разрешалось сменить платья на панталоны и стать членами мужского общества. Эта традиция распространялась на все классы общества. Так, на фамильных портретах, изображавших детей, различить кто это, мальчик или девочка, можно было только по игрушкам, которые дети держали в руках. У мальчиков это были либо хлыстик, либо деревянная лошадка, у девочек – куколка. Традиция эта была настолько устойчивой, что в отдельных местах сохранилась вплоть до середины XX в.

    • См.: Бадинтер Э. Указ. соч. С. 56.
    • Подробнее см.: История первобытного общества. Эпоха первобытной родовой общины. М., 1986; Управителева Л. Н. Пол как культурно- исторический феномен: эпоха первобытности. URL: irbis.asu.ru
    • maya.cltn.ru