Полезные ископаемые в хозяйственной жизни людей. Полезные ископаемые,без которых сложно было бы жить

Как происходит использование полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека, Вы узнаете из этой статьи.

Использование полезных ископаемых в жизни людей

То, что находится под поверхностью нашей планеты, называется недрами. А вот недра Земли являются настоящей кладовой природных ресурсов и частью земной коры. Земная кора это наружный тонкий слой, в котором находится большое количество полезных ископаемых — нефть, руды для получения металлов, газ, уголь. Кора складывается из горных пород. Большинство из них образовались миллионы лет тому назад. Горные породы состоят их минералов.

Использование природных ископаемых человеком в своих целях происходит постоянно, путем их превращения в самые необходимые разнообразные вещи, которые обогревают, обеспечивают безопасность, кормят и перевозят. В современном мире они необходимы всюду. Вся электроэнергия, которая вырабатывается на станциях, работает благодаря нефти, углям, мазуте, газе и радиоактивным веществам. Основная часть транспорта и машин работает на энергии, получаемой из горючих ископаемых.

Использование полезных ископаемых человеком в промышленности

Основу строительной промышленности составляют горные породы. Цветная и черная металлургия также полностью зависят от минерального сырья, равно как и химическая промышленность, в которой доля горных пород составляет 75%. Большая часть сплавов и металлов используются как конструкционные в машиностроении (легирующие, черные, цветные) и в электронике. В ювелирном деле нашли свое применение поделочные камни (рубин, яшма). Такой минерал как алмаз обладает твердостью и прочностью и благодаря этим качествам его используют для резки твердых материалов. Для огранки подходит бриллиант. Для производства фосфорных удобрений необходим такой горный минерал как апатит. В оптических приборах применяются прозрачные кристаллы барита.

Использование полезных ископаемых в быту

В быту без полезных ископаемых также не обойтись. Парафин (производное от нефти) является составляющей губной помады, без которой не может обойтись ни одна женщина. Лак для ногтей, корректировочные карандаши для губ и глаз, тени для век – все это содержит частичку природной субстанции в своем составе. Домохозяйки не мыслят жизни без такого продукта – пластика. Ведь из него делают корпуса для бытовой техники, а полиэтиленовые пакеты обладают высокой прочностью, выдерживая даже самые тяжелые покупки. Даже одежда содержит в себе синтетический материал. Из нефтепродуктов делают пластиковую посуду, мебель, кубики, детские куклы и неваляшки.

Использование ископаемых человеком в медицине

Из минерального сырья в процессе сложных химических превращений получают аспирин – эффективное средство от боли, салициловые кислоты, которые входят в состав антибактериальных и противотуберкулезных препаратов. Из нитробензола научились выделять анилин, помогающий бороться с вредными микроорганизмами. Также из производного материала полезных ископаемых делают протезы (из медицинской пластмассы). Лекарственные препараты, в составе которых имеются производные нефти, помогают от аллергии.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, как происходит использование человеком свойств важнейших полезных ископаемых.

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека

Цели урока: Организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи: 1. Создать условия для:

а) усвоения учащимися знаний о терминологии, характеризующей полезные ископаемые, о возможностях применения полезных ископаемых;

б) осознания учащимися ценности изучаемого материала о полезных ископаемых.

2. Содействовать развитию познавательной активности учащихся и связной речи; умения работать с вопросами, различными источниками информации и с поисковыми системами Интернета; умения структурировать информацию; умения делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; умения работать и взаимодействовать в группе одноклассников.

3.Создать условия для формирования ценностного отношения к природе.

Сдайте на проверку.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Продолжите мои фразы:

Я познакомился с…

Было непросто…

Хотелось бы…

Мне запомнилось…

9. Домашнее задание.

Приложение 1

Опорные карточки

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение:

1. Что называется горючими полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают горючие полезные ископаемые?

4. Применение горючих полезных ископаемых.

1. Что называется рудными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают рудные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение рудных полезных ископаемых

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

1. Что называется строительными полезными ископаемыми?

2. Какими свойствами обладают строительные полезные ископаемые?

3. Месторождения на территории России

4. Применение полезных ископаемых этой группы

Найти ответы на вопросы и подготовить сообщение.

Какие способы добычи полезных ископаемых существуют?

Приложение 2


Приложение 3



Кроссворд


Кроссворд

    1. Места, где в глубинах земли или на её поверхности залегают полезные ископаемые. 2. Открытый котлован. 3. Жидкое полезное ископаемое. 4. Горные породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве.



































































Вопрос 1. Из чего состоит земная кора?

Она состоит из нескольких слоев. Верхний - слой осадочных горных пород. Мощность этого слоя до 10-15 км. Под ним залегает гранитный слой. Горные породы, которые его слагают, по своим физическим свойствам сходны с гранитом. Толщина этого слоя от 5 до 15 км. Под гранитным слоем располагается базальтовый слой, состоящий из базальта и горных пород, физические свойства которых напоминают базальт. Толщина этого слоя от 10 до 35 км.

Вопрос 2. Что такое горные породы и минералы?

Горными породами называют тела, состоящие из нескольких минералов. По происхождению выделяют магматические, осадочные и метаморфические горные породы. Минералы - это тела, имеющие однородный состав.

Вопрос 3. Какие существуют виды горных пород и минералов?

По происхождению горные породы делятся на три группы: Магматические, Осадочные, Метаморфические.

Вопрос 4. Меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества?

Да, количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества меняется. Это связано с тем, что человек добывает полезные ископаемые и их становится все меньше и меньше.

Вопрос 5. Какие горные породы называют полезными ископаемыми?

Породы, которые человек использует в повседневной жизни и хозяйственной деятельности называют полезными ископаемыми.

Вопрос 6. На какие группы делятся полезные ископаемые?

В зависимости от характера использования выделяют топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые.

Вопрос 7. Что такое геологическая разведка?

При поиске полезных ископаемых знание особенностей рельефа, геологической истории территории даёт основание для предположений о том, могут ли в этом месте находиться полезные вещества или нет. Этот процесс называют геологической разведкой.

Вопрос 8. Какие металлы называют чёрными, какие - цветными, а какие - драгоценными?

Чёрные металлы - железо и его сплавы (стали, ферросплавы, чугуны). Цветные металлы по физическим свойствам и назначению условно делятся на тяжёлые (медь, свинец, цинк, олово, никель) и лёгкие (алюминий, титан). Драгоценные металлы - золото, серебро, платина и металлы платиновой группы.

Вопрос 9. Каковы основные закономерности размещения полезных ископаемых?

Полезные ископаемые осадочного происхождения чаще всего добываются на равнинах, а магматического и метаморфического происхождения - в невысоких горах.

Вопрос 10. Приведите примеры использования полезных ископаемых в повседневной жизни, в хозяйственной деятельности человека.

Выплавка различных изделий, переплавка различных руд, изготовление различных украшений, производство бензина, использование природного газа для бытовых нужд, использование угля в качестве топлива для котельных и т. д.

Урок познания мира:

« Полезные ископаемые»

Подготовила и провела

Рыбникова Е.В.

Тема: Полезные ископаемые и их значение в жизни человека.

Цели урока: организация деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний о видах полезных ископаемых и их роли в жизни человека.

Задачи:

Формы организации учебно-познавательной деятельности: технология критического мышления, фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Дидактический материал и оборудование: географическая карта Казахстана , презентации; компьютер, мультимедийный проектор, экран; карточки для индивидуального опроса.
Ход урока


  1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.
-Три клада у Природы есть:
Вода, земля и воздух –
Три ее основы.
Какая бы ни грянула беда –
Целы они –
Все возродится снова.

  1. Проверка знаний.
- Составление кластера.


    1. Индивидуальная работа по карточкам.
(Проводится в ходе проверки домашнего задания.)

1. Запиши названия горных пород, встречающихся в нашей местности.

2.Перечисли возможные способы применения гранита и песчаника.

3.Приведи примеры использования песка и глины, с которыми ты сталкивался в своей жизни.

1. Составление плана изучения:

- Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить в ходе изучения этой темы?

(В ходе обсуждения составляется кластер.)

2. Работа в поисковых системах Яндекс и Google, со словарем С.И.Ожегова:

1 группа - Что называют полезными ископаемыми?

2 группа – Что такое месторождения?

3 группа - Что называют шахтой, карьером?

3.В учебнике на с.62-64 прочитайте материал о полезных ископаемых. При чтении делайте пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. В таблицу кратко занесите сведения из текста.

Таблица «Инсерт»

4. Составление кластера.


Термины

Полезные ископаемые Шахта Строительство

Месторождение Карьер Машиностроение

Физминутка.

Сядьте поудобнее и закройте глаза... Сделайте три глубоких вдоха и выдоха и найдите внутри самих себя точку внутреннего спокойствия – такое место в душе, где тихо и спокойно.

Представьте себе прекрасный солнечный летний день. Ты находишься посреди чудесного леса , садишься в траву. Дотронься до нее руками и почувствуй ее приятную прохладу. Теперь ты ложишься и растягиваешься на траве. Вдохни один раз глубоко-глубоко. Пусть твое тело станет таким же мягким и расслабленным, как y тряпичной куклы. (Учитель сам делает один явно очень глубокий вдох-выдох, чтобы дети могли последовать его примеру .) Ты лежишь в траве совершенно безмятежно, слушаешь прекрасное пение птиц. (Пауза 30 секунд .) Ты чувст­вуешь, как расслабляются твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи, руки и ладони становятся все мягче и рас­слабленнее, твои ступни расслабляются и становятся мягкими. (Пауза 15 секунд .)

Теперь поблагодари этот лес за то, что он тебя так чудесно расслабил... Немного потянись, выпрямись, подви­гай пальчиками рук и ног. Энергично выдохни и открой глаза.

5. Материал самостоятельно изучается учащимся с помощью опорной карточки и обсуждается в группах. Если возникают вопросы, учитель консультирует и оказывает помощь.
Карточка для первой группы учащихся:

Карточка для второй группы учащихся:

Карточка для третьей группы учащихся:


  1. Закрепление изученного

    1. Работа в парах.

    2. - Поставить знак «+» или «-» в зависимости от правильности предположения.


1. Полезные ископаемые добывают из земной коры.

2. Полезные ископаемые используются только на больших заводах и фабриках.

3. Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым.

4. Для добычи полезных ископаемых, находящихся глубоко в земле, строят шахты.

5. На территории Казахстана не ведется добыча нефти и газа.

1. Места залегания полезных ископаемых называют месторождениями.

2. Существуют две основные группы полезных ископаемых.

3. Гранит относится к нерудным полезным ископаемым.

4. Самое большое месторождение угля на территории Казахстана находится в Актюбинской области.

5. Полезные ископаемые, залегающие близко к поверхности земли, добывают из открытых карьеров.


  1. Рефлексия.
1. Урок был – полезный, познавательный…

2. На уроке чувствовал себя….

3. Я доволен (не доволен) своей работой на уроке…

Домашнее задание.

1. Работа с материалами учебника.

2. С помощью дополнительной литературы и материалов сети Интернет подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых (по выбору).

1)полезные ископаемые,известняк.Запах есть или нету,пропускает ли воду,другие свойства. 2) Приведи примеры использования полезных ископаемых. 3)Разгадай

кроссворд.1)движение воздуха 5 букв.2)летательный аппарат 7 букв.3)газ,которого больше всего в воздухе 4 буквы.4)газ,необходимый для дыхания 8 букв.5)ветер разрушительной силы 6 букв.6)отражение звуков от предметов,передающееся по воздуху 3 буквы. 4)Какие меры принимают люди для охраны воздуха от загрязнения?

Привет,помогите с кубановеденьем.Это будет 4 класс страница 12-13.Тема "Полезные ископаемые". 1.Всё то,что добывается из недр земли и

используется человеком,называют_____________.

Они накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание)

2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь.

Полезные скопаемые Кубани

Горючие Строительный материалы Нерудные

__________________ _____________________ _________

__________________ ______________________ __________

__________________ ______________________ ___________

3.Узнай полезное ископаемое по описанию.

1.Бурого иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки для скота-__________________________.

2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________.

3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________.

4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут.

5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________

Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.

ривет,помогите с кубановеденьем.Это будет 4 класс страница 12-13.Тема "Полезные ископаемые". 1.Всё то,что добывается из недр земли и

Используется человеком,называют_____________. Они
накапливались в течении многих миллионов лет.Некоторые из ник
возобновляются.Поэтому использывать их надо экономно.На Кубани
обнажруженол более 60 видов полезных ископаемых.(Это 1 задание) 2.Заполни схему.Используй физическую карт Краснодарского края и словарь. Полезные скопаемые Кубани Горючие Строительный материалы Нерудные __________________ _____________________ _________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ __________ __________________ ______________________ ___________ 3.Узнай полезное ископаемое по описанию. 1.Бурого
иои коричневого цвета,образуется из остатков растений,хорошо
горит,вптывает влагу,используется как удобрение и в качастве подстилки
для скота-__________________________. 2.Плотная горная порода черного цвета,блестит на солнце,тонет в воде,горючая-_____________________________. 3.Прочная,ковкая горная порода,добывается в шахтах и карьерах,используется для выплавки чугуна-________________________. 4.Горючая темная маслянистая жидкость с резким запахом.Из неё получают безин,керосин,мазут. 5.Горная порода,обладает поастичностью,используется в строительстве и гончарном деле-_________________ Ну это пока что все((Пишите пожалуйста мне поподробней.Спасибо!.