Пол пот камбоджа империя. Пол пот и красные кхмеры

Целый народ стал жертвой коммунистического эксперимента

Салот Сар, прославившийся под партийной кличкой Пол Пот, был совершенно нетипичным диктатором. Находясь на вершине власти, он придерживался абсолютной аскезы, питался скудно, носил неброскую черную гимнастерку и не присваивал ценности репрессированных, объявленных «врагами народа». Огромная власть не развратила его. Для себя лично он ничего не хотел, всего себя посвятив служению своему народу и построению нового общества счастья и справедливости. Он не имел ни дворцов, ни автомобилей, ни роскошных женщин, ни личных счетов в банке.

Перед смертью ему нечего было завещать жене и четырем дочерям - у него не было ни своего дома, ни даже квартиры, а все его скудное имущество, состоявшее из пары заношенных гимнастерок, палки для ходьбы, да бамбукового веера, сгорело вместе с ним в костре из старых автомобильных покрышек, в котором его кремировали бывшие соратники на следующий же день после его смерти.

Вождь.
Не было никакого культа личности и не было никаких портретов вождя. Никто в этой стране даже не знал, кто ими правит. Вождь и его соратники были безымянны и называли друг друга не по именам, а по порядковым номерам: «товарищ первый», «товарищ второй» - и так далее. Сам же Пол Пот взял себе скромный восемьдесят седьмой номер, он так и подписывался под своими декретами и приказами: «Товарищ 87».

Пол Пот никогда не позволял себя фотографировать. Но один художник как-то по памяти набросал его портрет. Потом рисунок был размножен на ксероксе, и изображения диктатора появились в казармах и бараках трудовых лагерей. Узнав об этом, Пол Пот приказал все эти портреты уничтожить, а «утечку информации» пресечь. Художника забили мотыгами. Та же участь постигла и его «сообщников» - копирователя и тех, кто получил рисунки.

Правда, один из портретов вождя все-таки успели увидеть его родные брат и сестра, отправленные, как и все прочие «буржуазые элементы», на перевоспитание в трудовой концлагерь. «Оказывается, нами правит маленький Салот!», - в шоке воскликнула сестра.

Пол Пот, конечно, знал, что его близкие родственники оказались репрессированными, но он, как истинный революционер, считал, что не имеет права ставить личные интересы превыше общественных, и потому не предпринял никаких попыток облегчить их участь.

Имя Салот Сар исчезло из официальных сообщений в апреле 1975 года, когда армия «красных кхмеров» вошла в столицу Камбоджи Пномпень. Был пущен слух, что он погиб в боях за столицу. Позже было объявлено, что главой нового правительства становится некто по имени Пол Пот.


Таким Салот Сар, будущий Пол Пот, вступал в борьбу с империализмом


На первом же заседании политбюро «верхних товарищей» - Ангка - Пол Пот объявил, что отныне Камбоджа будет называться Кампучией, и пообещал, что за несколько дней страна превратится в коммунистическую. А чтобы в этом благородном деле ему никто не помешал, Пол Пот сразу отгородил свою Кампучию «железным занавесом» от всего мира, разорвал дипломатические отношения со всеми странами, запретил почтовую и телефонную связь и наглухо закрыл въезд и выезд из страны.

СССР «горячо приветствовал» появление на карте мира еще одной маленькой ячейки, закрашенной красным цветом. Но очень скоро «кремлевских старцев» ждало разочарование. На приглашение советского правительства посетить с дружеским визитом СССР руководители «братской Кампучии» ответили грубым отказом: приехать не можем, очень заняты. КГБ СССР пытался создать в Кампучии агентурную сеть, но даже советским чекистам это оказалось не под силу. О том, что творилось в Кампучии, практически никакой информации не поступало.

Смерть очкарикам! Едва армия «красных кхмеров» вошла в Пномпень, Пол Пот сходу издал декрет об отмене денег и приказал взорвать национальный банк. Всех, кто пытался собирать разлетевшиеся по ветру банкноты, расстреливали на месте.

А уже на следующее утро жители Пномпеня проснулись от выкрикиваемого в громкоговорители приказа Ангки незамедлительно покинуть город. Красные кхмеры, одетые в традиционную черную форму, колотили в двери прикладами и беспрерывно стреляли в воздух. Одновременно с этим была прекращена подача воды и электричества.

Однако было невозможно сразу вывести из города организованными колоннами три миллиона горожан. «Эвакуация» растянулась почти на неделю. Отделяя детей от родителей, расстреливали не только протестующих, но и непонятливых. Красные кхмеры обходили жилища и стреляли в каждого, кого находили. Другие же, безропотно подчинившиеся, в ожидании эвакуации оказались под открытым небом без еды и воды. Люди пили из пруда в городском парке и сточных канав. К числу павших от рук красных кхмеров добавились еще сотни умерших «естественной» смертью - от кишечной инфекции. Через неделю в Пномпене остались лишь трупы и стаи собак-людоедов.


Камбоджа была превращена в большую свалку трупов...


Инвалидов, не способных идти, обливали бензином и поджигали. Пномпень стал городом-призраком: находиться там запрещалось под страхом смерти. Только на окраине уцелел квартал, где поселились вожди «красных кхмеров». Рядом находился «объект С-21» - бывший лицей, куда привозили тысячами «врагов народа». После пыток их скармливали крокодилам или сжигали на железных решетках.

Та же участь постигла и все остальные города Кампучии. Пол Пот объявил, что все население превращается в крестьянское. Интеллигенция объявлялась врагом номер один и подвергалась поголовному уничтожению или каторжным работам на рисовых полях.

При этом интеллигентом считался всякий, кто носил очки. Очкариков красные кхмеры убивали сразу, едва завидев на улице. Не говоря уже об учителях, ученых, писателях, артистах и инженерах, были уничтожены даже врачи, так как здравоохранение Пол Пот отменил, считая, что тем самым освобождает будущую счастливую нацию от больных и хворых.

Пол Пот не стал подобно коммунистам других стран отделять религию от государства, он попросту ее отменил. Монахи были безжалостно уничтожены, а храмы превращены в казармы и скотобойни.

С той же простотой был решен и национальный вопрос. Все другие нации в Кампучии кроме кхмеров подлежали уничтожению. Отряды красных кхмеров при помощи кувалд и ломов уничтожали по всей стране автомобили, электронику, промышленное оборудование и строительную технику. Уничтожались даже бытовые приборы: электробритвы, швейные машинки, магнитофоны, холодильники.

За первый год своего правления Пол Поту удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты. Были уничтожены библиотеки, театры и кинотеатры, запрещены песни, танцы, традиционные празднества, сожжены национальные архивы и «старые» книги.


Пол Пот руководил железной рукой


В проведении своих «реформ» Пол Пот опирался на армию, почти сплошь состоявшую из фанатиков двенадцати-пятнадцати лет, ошалевших от власти, которую давали им автоматы. Их приучали к убийствам с детства, спаивали смесью пальмового самогона с человеческой кровью. Им внушалось, что они «способны на все», что они стали «особыми людьми», потому что выпили человеческую кровь. Потом этим подросткам разъясняли, что, если они проявят жалость к «врагам народа», то после мучительных пыток будут убиты сами.

Пол Поту удалось сделать то, что не удавалось прежде ни одному из революционных вождей - он полностью отменил институт семьи и брака. Прежде чем попасть в сельскую коммуну, мужья отделялись от жен, и женщины становились собственностью нации. Каждой коммуной руководил сельский староста, камафибал, который по собственному произволу назначал мужчинам партнерш. Однако мужчины и женщины жили раздельно в разных бараках и могли встречаться лишь один раз в месяц, в выходной день. Правда, и этот единственный день можно было назвать выходным лишь условно. Вместо работы на рисовых полях коммунары по двенадцать часов подряд работали над повышением своего идеологического уровня на политических занятиях. И лишь на исходе дня «партнерам» предоставлялось время для краткого уединения.

Машина смерти. Целый народ с его традициями древней культуры и почитанием веры был жестоко изуродован марксистским фанатиком. Пол Пот при безмолвном попустительстве всего мира превратил цветущую страну в огромное кладбище.

Представьте себе, что к власти приходит правительство, которое объявляет запрет на деньги. И не только на деньги: запрещены коммерция, промышленность, банки - все, что приносит богатство. Новое правительство объявляет своим указом, что общество вновь становится аграрным, каковым оно было в средневековье. Жители больших и малых городов насильственно переселяются в сельскую местность, где они будут заниматься исключительно крестьянским трудом. Но членам семьи нельзя жить вместе: дети не должны попадать под влияние «буржуазных идей» своих родителей. Поэтому детей забирают и воспитывают в духе преданности новому режиму. Никаких книг до совершеннолетия. Книги больше не нужны, поэтому их сжигают, а дети с семилетнего возраста работают на государство «красных кхмеров».


Такими инсталляциями пытаются воссоздать ужасы правления Пол Пота


Для нового аграрного класса устанавливается восемнадцатичасовой рабочий день, каторжный труд сочетается с «перевоспитанием» в духе идей марксизма-ленинизма под руководством новых хозяев. Инакомыслящие, проявляющие симпатии к прежним порядкам, не имеют права на жизнь. Подлежат истреблению интеллигенция, учителя, вузовская профессура, вообще грамотные люди, так как они могут читать материалы, враждебные идеям марксизма-ленинизма, и распространять крамольную идеологию среди трудящихся, перевоспитанных на крестьянской ниве. Духовенство, политики всех мастей, кроме разделяющих взгляды правящей партии, люди, нажившие состояние при прежних властях, больше не нужны - они тоже уничтожаются. Сворачиваются торговля и телефонная связь, разрушаются храмы, отменяются велосипеды, дни рождения, свадьбы, юбилеи, праздники, любовь и доброта. В лучшем случае - труд в целях «перевоспитания», иначе - пытки, муки, деградация, в худшем случае - смерть.

Этот кошмарный сценарий - не изощренный плод воспаленного воображения писателя-фантаста. Это олицетворение ужасающей реальности жизни в Камбодже, где кровавый диктатор Пол Пот повернул ход времени вспять, уничтожив цивилизацию в попытке воплотить свое извращенное видение бесклассового общества. Его «поля смерти» были устланы трупами тех, кто не вписывался в рамки нового мира, формируемого им и его кровожадными приспешниками. Во время правления режима Пол Пота в Камбодже погибло около трех миллионов человек - столько же, сколько несчастных жертв сгинуло в газовых камерах нацистской фабрики смерти Освенцим во время Второй мировой войны. Жизнь под Пол Потом была невыносимой, и в результате трагедии, разыгравшейся на земле этой древней страны в Юго-Восточной Азии, ее многострадальное население придумало Камбодже новое жутковатое название - Страна Ходячих Мертвецов.

Трагедия Камбоджи - это следствие вьетнамской войны, впервые вспыхнувшей на обломках французского колониализма, а затем переросшей в конфликт с американцами. На полях сражений полегло пятьдесят три тысячи камбоджийцев. С 1969 по 1973 год американские бомбардировщики Б-52 методом «коврового» бомбометания сбросили на эту крошечную страну столько тонн взрывчатки, сколько было сброшено на Германию за последние два года Второй мировой войны. Вьетнамские бойцы - вьетконговцы - использовали непроходимые джунгли соседней страны для устройства военных лагерей и баз в ходе операций против американцев. По этим опорным пунктам и наносили бомбовые удары американские самолеты.

Принц Нородом Сианук, правитель Камбоджи и наследник ее религиозных и культурных традиций, отказался от королевского титула за десять лет до начала вьетнамской войны, но остался главой государства. Он старался вести страну по пути нейтралитета, балансируя между воюющими странами и конфликтующими идеологиями. Сианук стал королем Камбоджи - французского протектората - еще в 1941 году, но в 1955-м отрекся от престола. Однако затем, после свободных выборов, вернулся к руководству страной как глава государства.


Обреченные Пол Потом. Инсталляция Ербосына Мельдибекова


Во время эскалации вьетнамской войны с 1966 по 1969 год Сианук попал в немилость политического руководства Вашингтона за то, что не принимал решительных мер против контрабанды оружия и создания лагерей вьетнамских партизан в джунглях Камбоджи. Однако он был также весьма мягок в критике карательных воздушных рейдов, проводимых США.

18 марта 1970 года, когда Сианук находился в Москве, его премьер-министр генерал Лон Нол при поддержке Белого дома совершил государственный переворот, вернув Камбодже ее древнее название Кхмер. Соединенные Штаты признали Кхмерскую Республику, но уже через месяц осуществили вторжение в нее. Сианук оказался в изгнании в Пекине. И здесь экс-король сделал выбор, заключив союз с самим дьяволом.

О Пол Поте известно немногое. Это человек с обликом благообразного старца и сердцем кровавого тирана. Именно с этим монстром и объединился Сианук. Вместе с вождем «красных кхмеров» они поклялись слить свои силы воедино ради общей цели - разгрома американских войск.

Пол Пот, выросший в крестьянской семье в камбоджийской провинции Кампонгтхом и получивший начальное образование в буддийском монастыре, два года был монахом. В пятидесятых годах он изучал электронику в Париже и, как и многие студенты того времени, оказался вовлеченным в левое движение. Здесь Пол Пот услышал - до сих пор не известно, встречались ли они, - о другом студенте, Кхиеу Самфане, чьи противоречивые, но будоражащие воображение планы «аграрной революции» подогревали великодержавные амбиции Пол Пота.

По теории Самфана Камбоджа, чтобы достичь прогресса, должна была повернуть вспять, отречься от капиталистической эксплуатации, жирующих вождей, вскормленных французскими колониальными правителями, отказаться от девальвированных буржуазных ценностей и идеалов. Извращенная теория Самфана гласила, что люди должны жить в полях, а все соблазны современной жизни следует уничтожить. Если бы Пол Пот в ту пору, скажем, попал под машину, эта теория, вероятно, так и заглохла бы в кофейнях и барах, не перешагнув пределы парижских бульваров. Однако ей суждено было воплотиться в чудовищную реальность...


Под конец жизни Пол Пот внешне превратился в доброго дедушку...


С 1970 по 1975 год «революционная армия» Пол Пота превратилась в Камбодже в мощную силу, контролирующую обширные аграрные районы. 17 апреля 1975 года мечта диктатора о власти стала реальностью: его войска, маршируя под красными флагами, вошли в столицу Камбоджи Пномпень. Через несколько часов после переворота Пол Пот созвал особое совещание своего нового кабинета министров и объявил, что страна отныне будет называться Кампучией. Диктатор изложил дерзкий план построения нового общества и заявил, что его реализация займет всего несколько дней. Пол Пот объявил об эвакуации всех городов под руководством новоиспеченных региональных и зональных вождей, приказал закрыть все рынки, уничтожить церкви и разогнать все религиозные общины. Получив образование за границей, он питал ненависть к образованным людям и приказал казнить всех учителей, профессоров и даже воспитателей детских садов.

Умереть первыми было суждено высокопоставленным членам кабинета министров и функционерам режима Лон Нола. За ними последовал офицерский корпус старой армии. Все были похоронены в братских могилах. Одновременно убивали врачей из-за их «образованности». Уничтожали все религиозные общины - они считались «реакционными». Затем началась эвакуация городов и деревень.

Осуществлению извращенной мечты Пол Пота - обратить время вспять и заставить свой народ жить в аграрном обществе марксистского толка - помогал его заместитель Иенг Сари. В своей политике уничтожения Пол Пот использовал термин «убрать с глаз долой». «Убирали» - уничтожали тысячи и тысячи женщин и мужчин, стариков и младенцев.

Буддийские храмы осквернялись или превращались в солдатские бордели, а то и просто в скотобойни. В результате террора из шестидесяти тысяч монахов в разрушенные храмы и святые обители вернулись только три тысячи.

Как уже было сказано, декретом Пол Пота фактически искоренялись этнические меньшинства. Использование вьетнамского, тайского и китайского языков каралось смертной казнью. Провозглашалось чисто кхмерское общество. Насильственное искоренение этнических групп особенно тяжело отразилось на народности чан. Их предки - выходцы из нынешнего Вьетнама - населяли древнее Королевство Чампа. Чаны мигрировали в Камбоджу в XVIII веке и занимались рыбной ловлей по берегам камбоджийских рек и озер. Они исповедовали ислам и были наиболее значительной этнической группой в современной Камбодже, сохранив чистоту своего языка, национальную кухню, одежду, прически, религиозные и ритуальные традиции.

Молодые фанатики из «красных кхмеров», как саранча, набросились на чанов. Сжигались их поселения, жители изгонялись в болота, кишащие москитами. Людей насильно заставляли употреблять в пищу свинину, что категорически запрещалось их религией, духовенство безжалостно уничтожалось. При оказании малейшего сопротивления истреблялись целые общины, а трупы сбрасывались в огромные ямы и засыпались известью. Из двухсот тысяч чанов в живых осталось менее половины.

Те, кто пережил начало кампании террора, в дальнейшем осознали, что уж лучше мгновенная смерть, чем адские муки при новом режиме.
По мнению Пол Пота, старшее поколение было испорчено феодальными и буржуазными взглядами, заражено «симпатиями» к западным демократиям, которые он объявил чуждыми национальному образу жизни. Городское население сгонялось с обжитых мест в трудовые лагеря, где сотни тысяч людей были до смерти замучены непосильным трудом.

Людей уничтожали даже за попытку заговорить по-французски - самое большое преступление в глазах «красных кхмеров», так как это считалось проявлением ностальгии по колониальному прошлому страны.
В огромных лагерях без каких-либо удобств, кроме соломенной циновки в качестве подстилки для сна и миски риса в конце рабочего дня, в условиях, которым не позавидовали бы даже узники нацистских концлагерей времен Второй мировой войны, трудились торговцы, учителя, предприниматели, выжившие только потому, что им удалось скрыть свои профессии, а также тысячи других горожан.

Эти лагеря были организованы таким образом, чтобы посредством «естественного отбора» избавиться от стариков и больных, беременных женщин и малолетних детей. Люди гибли сотнями и тысячами от болезней, голода и истощения, под дубинками жестоких надсмотрщиков.
Без врачебной помощи, за исключением традиционных методов лечения травами, продолжительность жизни узников этих лагерей была удручающе короткой.

На рассвете людей строем отправляли в малярийные болота, где они по двенадцать часов в день расчищали джунгли в безуспешных попытках отвоевать у них новые посевные угодья. На закате, опять же строем, подгоняемые штыками охранников, люди возвращались в лагерь к своей чашке риса, жидкой баланде и кусочку вяленой рыбы. Затем, несмотря на страшную усталость, им еще предстояло пережить политзанятия по марксистской идеологии, на которых выявлялись и подвергались наказанию неисправимые «буржуазные элементы», а остальные, как попугаи, все повторяли фразы о радостях жизни в новом государстве. Через каждые десять рабочих дней полагался долгожданный выходной, на который планировалось двенадцать часов идеологических занятий. Жены жили отдельно от мужей. Их дети начинали работать с семилетнего возраста или отдавались в распоряжение бездетных партийных функционеров, которые воспитывали из них фанатичных «бойцов революции».

Время от времени на городских площадях устраивались огромные костры из книг. К этим кострам сгонялись толпы несчастных замученных людей, которых заставляли хором скандировать заученные фразы, в то время как пламя пожирало шедевры мировой цивилизации. Организовывались «уроки ненависти», когда людей пороли кнутом перед портретами руководителей старого режима. Это был зловещий мир ужаса и безысходности.

Полпотовцы разорвали дипломатические отношения со всеми странами, не работала почтовая и телефонная связь, въезд в страну и выезд из нее были запрещены. Камбоджийский народ оказался изолированным от всего мира.

Для усиления борьбы с реальными и воображаемыми врагами Пол Пот в своих лагерях для заключенных организовал изощренную систему пыток и экзекуций. Как во времена испанской инквизиции, диктатор и его приспешники исходили из предпосылки, что те, кто попадал в эти проклятые места, были виновны и им оставалось только признать свою вину. Чтобы убедить своих последователей в необходимости жестоких мер для достижения целей «национального возрождения», режим придавал пыткам особое политическое значение.

Документы, захваченные после свержения Пол Пота, свидетельствуют о том, что офицеры кхмерской службы безопасности, обученные китайскими инструкторами, в своей деятельности руководствовались жестокими идеологизированными принципами. «Руководство по допросам S-21» - один из документов, позже переданных в ООН, - гласило: «Целью применения пыток является получение адекватной реакции на них со стороны допрашиваемых. Пытки применяются не для развлечения. Боль надо причинять так, чтобы вызвать быструю реакцию. Другой целью является психологический надлом и потеря воли допрашиваемого. При пытках не следует исходить из собственного гнева или самоудовлетворения. Бить допрашиваемого надо так, чтобы запугать его, а не забить до смерти. Прежде чем приступить к пытке, необходимо обследовать состояние здоровья допрашиваемого и осмотреть орудия пыток. Не следует стараться непременно убить допрашиваемого. При допросе главными являются политические соображения, причинение боли вторично. Поэтому никогда не надо забывать, что вы занимаетесь политической работой. Даже во время допросов следует постоянно вести агитационно-пропагандистскую работу. В то же время необходимо избегать нерешительности и колебаний в ходе пыток, когда есть возможность получить от врага ответы на наши вопросы. Необходимо помнить, что нерешительность может замедлить нашу работу. Другими словами, в агитационно-воспитательной работе такого рода необходимо проявлять решительность, настойчивость, категоричность. Мы должны приступать к пыткам без предварительного разъяснения причин или мотивов. Только тогда враг будет сломлен».

Среди многочисленных изощренных методов пыток, к которым прибегали палачи из числа «красных кхмеров», наиболее излюбленными были пресловутая китайская пытка водой, распятие, удушение целлофановым мешком. Объект S-21, который и дал название документу, был самым печально известным лагерем во всей Камбодже. Он находился на северо-востоке страны. Здесь было замучено по меньшей мере тридцать тысяч жертв режима. Выжили только семеро, да и то лишь потому, что административные навыки узников были нужны их хозяевам для управления этим страшным учреждением.

Но пытки не были единственным орудием устрашения и без того запуганного населения страны. Известно множество случаев, когда охранники в лагерях заставали узников, доведенных голодом до отчаяния, за поеданием своих умерших товарищей по несчастью. Наказанием за это была страшная смерть. Виновных зарывали по шею в землю и оставляли на медленную смерть от голода и жажды, а их еще живую плоть терзали муравьи и другая живность. Затем головы жертв отрезали и выставляли на кольях вокруг поселения. На шею вешали табличку: «Я - предатель революции!».

Дит Пран, камбоджийский переводчик американского журналиста Сиднея Шенберга, пережил все ужасы правления Пол Пота. Нечеловеческие испытания, через которые ему пришлось пройти, документально отражены в фильме «Поле смерти», в котором перед всем миром с потрясающей обнаженностью впервые предстали страдания камбоджийского народа. Душераздирающее повествование о путешествии Прана из цивилизованного детства в лагерь смерти повергло зрителей в ужас.

«В своих молитвах, - рассказывал Пран, - я просил Всевышнего избавить меня от невыносимых мук, которые я вынужден был переносить. Но некоторым из моих близких удалось бежать из страны и укрыться в Америке. Ради них я продолжал жить, но это была не жизнь, а кошмар».

Прану посчастливилось выжить в этом кровавом азиатском кошмаре и соединиться с семьей в Сан-Франциско в 1979 году. Но в удаленных уголках опустошенной страны, пережившей страшную трагедию, еще сохранились массовые захоронения безымянных жертв, над которыми немым укором возвышаются курганы из человеческих черепов...

В конце концов, благодаря военной мощи, а не морали и праву, удалось прекратить кровавую бойню и восстановить на истерзанной земле хотя бы подобие здравого смысла. Следует отдать должное Великобритании, выступившей в 1978 году против нарушений прав человека после поступления сообщений о разгуле террора в Камбодже через посредников в Таиланде, но этот протест остался без внимания. Британия выступила с заявлением в Комиссии ООН по правам человека, но представитель «красных кхмеров» истерично парировал: «Британские империалисты не имеют права говорить о правах человека. Всему миру хорошо известна их варварская сущность. Лидеры Британии утопают в роскоши, тогда как пролетариат имеет право только на безработицу, болезни и проституцию».

В декабре 1978 года вьетнамские войска, на протяжении многих лет конфликтовавшие с «красными кхмерами» из-за спорных приграничных районов, силами нескольких мотопехотных дивизий при поддержке танков вступили на территорию Камбоджи. Страна пришла в такой упадок, что из-за отсутствия телефонной связи приходилось доставлять боевые донесения на велосипедах.

В начале 1979 года вьетнамцы заняли Пномпень. За несколько часов до этого Пол Пот покинул опустевшую столицу на белом бронированном «мерседесе». Кровавый диктатор спешил к своим китайским хозяевам, предоставившим ему убежище, но не поддержавшим его в борьбе против вооруженных до зубов вьетконговцев.

Когда всему миру стало известно об ужасах режима «красных кхмеров» и о разрухе, царившей в стране, в Камбоджу мощным потоком устремилась помощь. «Красные кхмеры», как в свое время нацисты, были очень педантичны в регистрации своих преступлений. Следствие обнаружило журналы, в которых ежедневно подробнейшим образом фиксировались расстрелы и пытки, сотни альбомов с фотографиями приговоренных к казни, включая жен и детей интеллигентов, ликвидированных на начальных этапах террора, детальную документацию о пресловутых «полях смерти». Эти поля, задуманные как основа трудовой утопии, страны без денег и нужд, на самом деле оказались братскими могилами дня захоронения людей, раздавленных ярмом жестокой тирании.

Пол Пот, который, казалось, ушел в небытие, потом вновь возник на политическом горизонте как сила, претендующая на власть в этой многострадальной стране. Как все тираны, он утверждает, что его подчиненные допускали ошибки, что он столкнулся с сопротивлением на всех фронтах, а погибшие были «врагами государства». Вернувшись в Камбоджу в 1981 году, на тайном собрании среди своих старых друзей у границы с Таиландом он заявил, что был слишком доверчив: «Моя политика была правильной. Слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали мои приказы. Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать».

«Недоразумение» ценой в три миллиона жизней, почти четверти населения страны, - слишком невинное слово для обозначения того, что было совершено от имени Пол Пота и по его приказам. Но, следуя известному нацистскому принципу - чем чудовищнее ложь, тем больше людей способно поверить в нее, - Пол Пот по-прежнему рвался к власти и надеялся собрать силы в сельских районах, которые, по его мнению, все еще верны ему.

Он стал крупной политической фигурой и ждал удобного случая снова появиться в стране как ангел смерти, ищущий отмщения и завершения ранее начатого дела - своей «великой аграрной революции».

В международных кругах ширится движение за признание резни, учиненной в Камбодже, преступлением против человечества - подобно гитлеровскому геноциду в отношении евреев. В Нью-Йорке работает камбоджийский центр документации под руководством Йенг Сама. Как и бывший узник нацистских лагерей Симон Визенталь, который долгие годы собирал по всему миру свидетельства против нацистских военных преступников, Йенг Сам, переживший кампанию террора, накапливает информацию о зверствах преступников в своей стране. Вот его слова: «Те, кто наиболее виновен в камбоджийском геноциде - члены кабинета полпотовского режима, члены ЦК компартии, военачальники «красных кхмеров», чьи войска принимали участие в массовых убийствах, должностные лица, надзиравшие за казнями и руководившие системой пыток, - продолжают активную деятельность в Камбодже. Укрываясь в приграничных районах, они ведут партизанскую войну, стремясь вернуться к власти в Пномпене. Они не были привлечены за свои преступления к международной правовой ответственности, и это трагическая, чудовищная несправедливость. Мы, выжившие, помним, как нас лишали семей, как зверски убивали наших родных и друзей. Мы были свидетелями того, как люди умирали от истощения, не в силах вынести рабский труд, и от нечеловеческих условий жизни, на которые обрекли камбоджийский народ «красные кхмеры». Мы также видели, как полпотовские солдаты уничтожали наши буддийские храмы, прекращали занятия в школах, где учились наши дети, подавляли нашу культуру и искореняли этнические меньшинства. Нам трудно понять, почему свободные, демократические государства и нации ничего не предпринимают для наказания виновных. Разве эта проблема не вопиет о справедливости?».

Как-то жена Пол Пота перед сном пришла натянуть над кроватью сетку от москитов и увидела, что муж уже окоченел. Пол Пот скончался от сердечного приступа 14 апреля 1998 года. Его тело возложили на груду ящиков и автомобильных покрышек и сожгли...

Незадолго до своей смерти семидесятидвухлетний Пол Пот успел дать интервью западным журналистам. Он сказал, что ни о чем не жалеет...

Владимир СИМОНОВ, «Наша власть: дела и лица»

Камбоджийский политик, лидер «красных кхмеров» и премьер-министр Камбоджи. Являлся одним из лидеров крайне левого режима «красных кхмеров», за 3,5 года уничтожившего от полутора до двух миллионов человек – около четверти всего населения Кампучии, включая убийство нескольких сот тысяч человек из числа буржуазии и интеллигенции, поддерживающей режим Лон Нола. Следует помнить, что при проведении расчетов демографических потерь, часто вообще не учитывались или принимались заведомо заниженные данные потерь населения от предшествующих американских бомбардировок, когда на Камбоджу было сброшено около 3 миллионов тонн бомб.


Салот Сар родился в 1928 году в деревне Прексбаув в семье зажиточного крестьянина. В возрасте девяти лет был отправлен в Пномпень к родственникам. После переезда несколько месяцев провёл прислужником в буддийском монастыре Ват Ботум Ваддей, где изучал кхмерский язык и основы буддизма. В 1937 году Сар поступил в католическую начальную школу École Miche, где получил основы классического образования. После её окончания в 1942 году Сар продолжил учёбу в Колледже Нородома Сианука в Кампонгтяме. Попытка Сара в 1948 году продолжить образование в престижном Лицее Сисовата закончилась неудачей, он не сумел сдать экзамены и был вынужден продолжить обучение в Технической школе в Пномпене. В 1949 году Салот Сар получил правительственную стипендию для получения высшего образования во Франции. Предполагалось, что он продолжит обучение в профессиональной школе в Лиможе или Тулоне.

Годы учёбы во Франции

Прибыв во Францию, Сар отправился в Париж, где начал изучать радиоэлектронику. Вспоминая о первом годе своей студенческой жизни, Сар позже отмечал, что много работал и был хорошим студентом. Летом 1950 года вместе с другими студентами Сар отправился на работу в Югославию, где около месяца работал в Загребе. В конце того же года в Париж прибыл старый друг Сара - Иенг Сари. Иенг Сари познакомил Салот Сара с Кенг Ваннсаком, патриотически настроенным националистом, с которым учился в Лицее Сисовата. Именно на квартире Кенг Ваннсака начал работать марксистский кружок, инициаторами создания которого были Иенг Сари и Рат Самоён. Среди обсуждаемых в рамках кружка работ - «Марксизм и национальный вопрос» Сталина и «Капитал» Маркса.

В середине 1952 года Салот Сар под псевдонимом Кхмер Даом выступает со своим первым политическим произведением - в специальном выпуске журнала камбоджийских студентов «Khmer Nisut» выходит его статья «Монархия или демократия?». Вероятно в том же году Салот Сар вступил и в Коммунистическую партию Франции. К этому времени Салот Сар потерял интерес к учёбе и был отчислен из университета. 15 декабря 1952 года Салот Сар покинул Францию.

Возвращение в Камбоджу

В январе 1953 года Салот Сар вернулся в Камбоджу и поселился в Пномпене у своего старшего брата Лот Суонга. Через месяц он предпринял попытки установить контакт с антифранцузскими партизанскими отрядами, а затем познакомился с местным представителем Коммунистической партии Индокитая (КПИ) - Фам Ван Ба. Салот Сар обратился к нему с просьбой принять его в КПИ на основании своего членства в КПФ. Фам Ван Ба связался с Парижем через Ханой, и в августе 1953 Салот Сар вступил в КПИ, начал работать в отделе массовой пропаганды штабной ячейки, посещать школу для партийных кадров. Наставником Сара стал Ту Самут. В 1954 году Салот Сар занимался подготовкой будущих выборов.

Через некоторое время Салот Сар основал движение, известное под названием «красные кхмеры». В 1967 году «красные кхмеры» начали партизанскую войну против центрального правительства. В 1975 году отряды Пол Пота захватили Пномпень. В стране установился режим жесточайшего террора против представителей буржуазии, чиновников и военнослужащих прежнего режима, интеллигенции, уничтоживший за 3,5 года несколько сот тысяч человек. (Протокол "О преступлениях клики Пол Пота - Иенг Сари - Кхиеу Самфана по отношению к кампучийскому народу в период 1975-1978 годов") Общее сокращение населения Кампучии за это время составило 3 374 768 человек (около 40 % населения страны).

В январе 1979 года режим красных кхмеров был свергнут вторгшимися вьетнамскими войсками. При этом Вьетнам, свергая режим «красных кхмеров» и оккупируя Камбоджу, преследовал исключительно собственные политические цели.

До 1998 года года Пол Пот скрывался в джунглях в труднодоступных районах Камбоджи с отрядами «красных кхмеров». Умер 15 апреля 1998 года от сердечного приступа.

В 2010 году правительство Камбоджи приняло решение превратить дом, в котором жил Пол Пот, а также его могилу, в национальный музей.

Происхождение псевдонима

Салот Сар начал использовать псевдоним «Пол Пот» в 1976 году. К псевдониму «Пол» он начал прибегать ещё в 1950-е годы. Псевдоним «Пол Пот» является сокращением от французского «politique potentielle» - «потенциальная политика».

Пол Пот (1925-1998) – кровавый диктатор, уничтоживший за 3,5 года своего правления 3 миллиона соплеменников. Находясь на вершине власти, он вел аскетичный образ жизни, не имел даже собственного дома. Несчастного художника, который однажды осмелился его нарисовать, забили мотыгами. Пол Поту удалось сделать то, что не удавалось прежде ни одному из революционных вождей – он полностью отменил институт семьи и брака, и в коммунах женщины становились собственностью нации.

Салот Сар (партийная кличка - Пол Пот) родился в небольшой деревне в семье зажиточного крестьянина китайского происхождения. В девять лет родители отправили его в Пномпень, где он прислуживал в буддийском монастыре, изучал кхмерский язык и основы буддизма.

Далее он получает основы классического образования в католической школе и даже едет во Францию, где в Сорбонне изучает радиоэлектронику. В Европе в его голове поселяются идеи марксизма и он теряет интерес к учебе. Его отчисляют из университета и в 1953 году он возвращается в Камбоджу, где начинает свою партийную деятельность.

С 1963 года он становится Генеральным секретарем Коммунистической партии Кампучии. Но постепенно сторонники Салот Сара (Пол Пота) стали ядром красных кхмеров, отделившись от коммунистической партии. Их численность стремительно росла за счет вступления в ряды малограмотных крестьян, которыми руководит Товарищ 87 (конспиративная кличка Пол Пота).

В 1975 году, победив в кровопролитной гражданской войне, красные кхмеры вошли в Пномпень. Посол США бежал, держа в одной руке чемодан, а в другой - американский флаг. Вскоре было объявлено, что Камбоджа будет называться Кампучией, и за несколько дней превратится в коммунистическую.

Все преобразования Пол Пот решил делать тайно от мирового сообщества, обидев даже своих «братьев» - Советский Союз, ответив грубым отказом на приглашение посетить с дружеским визитом Москву. Диктатор разорвал дипломатические отношения со всеми странами мира, запретил почтовую и телефонную связь, въезд и выезд из государства. Даже КГБ не удалось создать в новоиспеченном государстве свою агентурную сеть.

Таким образом, из Кампучии практически никакой информации не поступало. То, что там творилось, стало известно через несколько лет, поселив ужас в самые жестокие сердца.

Войдя в Пномпень, Пол Пот приказал взорвать национальный банк, ведь теперь деньги были не нужны. После взрыва над домами долго кружились банкроты, но революционеры расстреливали на месте тех, кто пытался их собирать. Также была прекращена подача воды и электричества в дома.

Утром три миллиона горожан проснулись от приказов, несшихся из громкоговорителей – немедленно покинуть город. Чтобы люди поторапливались, красные кхмеры в черной форме колотили в двери прикладами и стреляли в воздух. Позже они стали стрелять в людей, которые либо замешкались, либо выражали недовольство. Инвалидов обливали бензином и поджигали.

Начался настоящий хаос. Вояки отделяли детей от родителей, жен от мужей. Даже те, кто безропотно подчинялись, оказались в критическом положении - под открытым небом без еды и воды. Отчаявшиеся люди пили из сточных канав, а потом умирали от кишечной инфекции.

Через неделю Пномпень опустел, а на некогда оживленных красивых улицах лежали трупы, да рыскали стаи одичавших собак, ставших людоедами. Только на окраине теплилась жизнь. Здесь жили вожди «красных кхмеров», а также находился «объект С-21», куда привозили «врагов народа», которых после пыток скармливали крокодилам или сжигали на железных решетках.

Пол Пот объявил, что теперь все население будет заниматься сельским хозяйством по 18 часов в день, живя в коммунах, где мужей отделялись от жен, так как женщины становились собственностью нации. Сельский староста сам составлял новоиспеченные пары, но это происходило раз в месяц, да и то на исходе дня, а весь день, который считался выходным, замученные люди слушали политические доклады.

Естественно, крестьянам были не нужны автомобили, строительная техника и электроника. Поэтому все это уничтожили обезумевшие красные кхмеры при помощи кувалд и ломов. В немилость попали даже электробритвы, швейные машинки, магнитофоны и холодильники. Сжигались библиотеки, театры и кинотеатры, национальные архивы.

Интеллигенция планомерно уничтожалась, а выжившие работали на рисовых полях, как каторжане. При этом человека могли расстрелять лишь за то, что он носил очки. Убивали врачей, так как Пол Пот считал, что будущая счастливая нация должна быть здорова. С монахами также особенно не церемонились, а в храмах разместились казармы и скотобойни.

Когда надо было казнить много людей, их собирали в группу, опутывали стальной проволокой и пропускали ток от генератора, установленного на бульдозере, а затем сталкивали потерявших сознание людей в яму. Детей же связывали по рукам и ногам, и кидали в ямы, заполненные водой, где те тонули.

Впоследствии Пол Пота спросили: «Зачем вы убивали детей?», на что тот ответил: «Потому что из них могут вырасти опасные люди». Армия красных кхмеров состояла из подростков двенадцати – пятнадцати лет, которых приучали к убийствам, спаивая смесью пальмового самогона с человеческой кровью.

Несмотря на творящийся ужас, было запрещено плакать, жалеть слабых и больных. Впрочем, без особого политического повода смеяться также было запрещено. Если же кто-то не соблюдал эти революционные правила, то его зарывали по шею в землю, а затем голову отрезали и выставляли на кольях с табличками: «Я – предатель революции!». Трупы преступников запахивали в болотистую почву в качестве удобрения. Люди даже придумали название своему многострадальному отечеству – Страна Ходячих Мертвецов.

За один год Пол Поту с соратниками удалось полностью разрушить всю экономику страны и все ее политические и социальные институты. И лишь Мао Цзэдун высоко отозвался о достижениях Пол Пота: «Вы одержали блестящую победу. Одним ударом вы покончили с классами. Народные коммуны в деревне, состоящие из бедных и средних слоев крестьянства, по всей Кампучии – вот наше будущее».

Неизвестно, сколько бы времени продолжалось кровавое правление Товарища 87, но он совершил ошибку, начав этническую чистку вьетнамцев. В декабре 1978 года вьетнамские войска перешли кампучийскую границу и, не встречая серьезного сопротивления, вступили в Пномпень. Остатки десятитысячной армии вместе с Пол Потом бежали в джунгли на север страны, где начали партизанскую войну.

Новые власти Кампучии вынесли диктатору заочно смертный приговор, обвинив в геноциде. Однако полностью разгромить красных кхмеров не удалось. Пол Пот обосновался на границе с Таиландом, получая помощь от врагов Вьетнама. В джунглях он прожил еще несколько лет.

В конце семидесятых годов стали ходить слухи, что Пол Пот умер, но потом поступило опровержение. В 1981 году он даже вернулся в Камбоджу, где на тайном собрании среди своих старых друзей заявил, что ни в чем не виноват, а слишком усердные региональные командиры и руководители на местах извращали его приказы.

«Обвинения в массовых убийствах - гнусная ложь. Если бы мы действительно уничтожали людей в таком количестве, народ уже давно перестал бы существовать», - высказывался Пол Пот. Незадолго до своей смерти семидесятидвухлетний Пол Пот успел дать интервью западным журналистам. Он также сказал, что ни о чем не жалеет.

Вначале объявили, что причиной смерти послужила сердечная недостаточность, но последующая медэкспертиза показала, что смерть наступила в результате отравления. Товарищ 87 ничего не оставил жене и четырем дочерям: все его скудное имущество состояло из пары заношенных гимнастерок, палки для ходьбы, да бамбукового веера. Его тело со скудным имуществом сгорело на костре из старых автомобильных покрышек, который разожгли соратники в джунглях.

19 мая 1925 года родился Салот Сар, более известный под псевдонимом Пол Пот. Его правление в Камбодже было совсем недолгим, но запомнилось всему миру навсегда. Об ужасах и жестокостях трёхлетнего правления лидера красных кхмеров написано много. Именно в его период правления в слаборазвитой и нищей стране столкнулись интересы сразу трёх могущественных сверхдержав: СССР, США и Китая.

До середины 50-х годов Камбоджа оставалась колонией Франции. После получения независимости к власти пришёл король Нородом Сианук. Он считался весьма прогрессивным деятелем, получил европейское образование. По ходу правления он неожиданно отрёкся от престола в пользу отца, но при этом пересел в кресло премьер-министра, сохранив за собой полноту власти. Им также была создана собственная политическая доктрина, которую можно было бы назвать "За всё хорошее и против плохого". Доктрина одновременно объединяла элементы практически всех известных политических течений: социализма, монархизма, либерализма, национализма и т.д.

Как и всякому руководителю бедного и неразвитого государства, Сиануку предстояло решить, с кем дружить и от кого получать финансовую поддержку. Сианук решил дружить со всеми, пока есть такая возможность. Он регулярно разъезжал по крупным странам, заверяя их в вечной дружбе и получая финансовую помощь. В СССР Сианук пользовался поддержкой и совершил в Москву несколько визитов. В конце 50-х Советский Союз в знак дружбы построил в камбоджийской столице современную больницу, а чуть позже ещё и институт. Китайцы тоже помогали, но в основном деньгами. Но главным спонсором Камбоджи оставались США, ежегодно передававшие им несколько десятков миллионов долларов.

Меж трёх огней

Однако в 60-е ситуация резко изменилась. Во Вьетнаме вспыхнула гражданская война, в которую на одной стороне вмешались США, на другой СССР и Китай (по отдельности). Поскольку Камбоджа удобно граничила с Вьетнамом, через неё шёл основной поток китайских военных поставок вьетнамским коммунистам.

США такая ситуация не устроила, и они надавили на Сианука, потребовав соблюдать нейтралитет, угрожая прекратить его финансовую поддержку. Сиануку пришлось выбирать, и он выбрал более близкий Китай, который делал вторые после США финансовые вливания в страну и заодно не уставал льстить Сиануку и хвалить его.

Глава Камбоджи демонстративно отказался от американской помощи и переориентировался на Китай. Поскольку Москва и Пекин тогда уже находились во враждебных отношениях, Сиануку пришлось сделать отношения с СССР более прохладными. После нескольких прокитайских заявлений СССР отменил очередной визит Сианука в Москву. После этого обиженный премьер организовал в столице шумный митинг, на который явился лично и заявил, что он не лакей Москвы и СССР в Камбодже своих лакеев не найдёт.

Далее Сианук разорвал дипломатические отношения с США и по настоянию Китая разрешил вьетнамским отрядам создавать базы на территории его страны. Вьетнамцы после боевых операций отступали в Камбоджу, атаковать которую американцы не могли из-за её формального нейтралитета.

Однако пребывание в стране вьетнамских солдат породило неожиданные проблемы. Солдаты нуждались в большом количестве продовольствия, а Камбоджа была беднейшей страной. Её основным экспортным материалом был рис. Вьетнамцы скупали значительную часть риса у местных крестьян по более высоким ценам, из-за чего крестьяне не желали продавать его правительству, которое лишалось главного экспортного продукта. Попытки послать для изъятия риса по низким ценам солдат обернулись восстанием в нескольких регионах, которое координировали лидеры красных кхмеров - группа золотой молодёжи с дипломами Сорбонны, недавно вернувшаяся из Франции и вступившая в борьбу за власть в стране.

Началась вялотекущая война между коммунистическими повстанцами и армией. В этот момент до Сианука стало доходить, что он основательно запутался в своих хитрых комбинациях и вот-вот лишится власти. Он постепенно начал давать обратный ход. Восстановил отношения с американцами и дал разрешение на тайные авиаудары американских ВВС по базам вьетнамцев на территории страны. Попытался наладить отношения и с СССР. Москва начала поставки оружия в страну и отправила военных советников для подготовки армии.

В 1970, когда Сианук был с визитом в Москве, его сверг его собственный премьер-министр Лон Нол. Сианук попросил политического убежища в СССР, но ему отказали, припомнив его дружбу с Китаем. Тогда свергнутый политик перебрался в Пекин, где создал королевское правительство в изгнании при поддержке Китая.

Лон Нол отличался стопроцентно проамериканскими взглядами и сразу же запретил вьетнамцам использовать территорию его страны в качестве убежища. Кроме того, он перекрыл транзит китайского оружия через Камбоджу.

Фактически все эти действия были не в интересах Северного Вьетнама. Однако СССР официально признал режим Нола, тогда как китайцы разорвали со страной отношения и продолжали считать Сианука легитимным правителем. В Кремле прагматично подошли к этой ситуации. Советские поставки во Вьетнам проводились по другим маршрутам, и хотя проамериканский режим был им не выгоден, он ослаблял влияние Китая, который в тот период считался противником № 1.

Приглашение к войне

Однако вьетнамцы с этим были не согласны, камбоджийские базы были им крайне выгодны, поэтому они отказались подчиняться приказам Нола, а при попытках их изгнать вступали в вооружённое противостояние с камбоджийской армией. Поскольку вьетнамцы уже имели большой опыт, а камбоджийцы были плохо вооружены и обучены, Нол запросил поддержки США.

Американцы и южные вьетнамцы вторглись в Камбоджу и начали наступление на силы коммунистов. Однако в Америке новая война была воспринята крайне негативно и после бурных студенческих протестов американцы вывели войска из страны. Это произошло уже через несколько месяцев. Вместо этого они начали оказывать поддержку режиму Нола.

Тем временем под крылом Китая Сианук создал коалицию со своими недавними врагами - красными кхмерами - ради свержения Нола. По результатам нескольких лет войны повстанцы укрепились в большинстве провинциальных рисопроизводящих районов, тогда как режим Нола контролировал только столицу и несколько городов. Сдерживали повстанцев только бомбардировки американской авиации по запросам Нола. Некоторые изменения произошли и в коалиции, китайцы теперь оказывали приоритетную поддержку красным кхмерам, а Сианук превратился в декоративную фигуру.

Верховной организации"). Так называлась организация той самой золотой молодёжи из Сорбонны, объединённой родственными связями. Она не развешивала на улицах своих плакатов, напротив, прятала имена членов за порядковыми номерами: брат № 1, брат № 2.

Китай, немало вложивший в кхмеров, хотел получить какую-то отдачу. Камбоджа и без того была нищей страной, а после нескольких лет войн и бомбардировок - и вовсе лежала в руинах. Единственным экспортным ресурсом был рис. А в Китае как раз были некоторые проблемы с продовольствием в связи с урбанизацией. Дабы отблагодарить Китай за помощь и расплатиться за новые поставки китайских товаров, весь экспорт риса кхмеры направили туда. Но риса требовалось много, а без инвестиций возможности были ограничены.

Поэтому лидеры кхмеров пришли к весьма простому решению. Они просто упразднили города, а всё население страны вывезли в лес. Под предлогом американских бомбардировок (которых даже не намечалось) всё население городов за трое суток вывезли в леса. Там людей расселили в импровизированных лагерях-казармах, где они бесплатно от зари до зари занимались выращиванием риса. Раз в неделю, в качестве поощрения за ударный труд, супругам разрешалось встретиться в комнатах для свиданий при лагерях. Частная собственность отменялась, деньги, в связи с их полной бессмысленностью в таких условиях, тоже.

Более-менее образованные слои населения были отправлены в лагеря или уничтожены, поскольку считалось, что они всё равно не примут "новую демократическую Кампучию", а тратить время на их переубеждение бессмысленно, есть дела и поважнее.

Ничего не изменилось только для беднейшей части крестьянства. Они как выращивали рис примитивными способами, так и продолжали это делать. Но хотя бы могли позлорадствовать над городскими (антагонизм города и деревни в то время был силён в неразвитых странах).

Вскоре лидеры красных кхмеров начали воинственную антивьетнамскую риторику. Вообще, вьетнамцы не делали им ничего плохого за последнее время, даже наоборот. Вьетнамцы помогали повстанцам-кхмерам против войск Лон Нола и передавали районы, в которых находились их базы. Кроме того, вьетнамцы оказывали небольшую финансовую поддержку кхмерам. Однако Китай хотел наказать Вьетнам за "предательство" руками своих сателлитов и заодно ослабить резко укрепившееся после победы в войне государство.

Кхмеры провозглашали, что если каждый житель страны убьёт 30 вьетнамцев, то для победы в войне придётся пожертвовать всего двумя миллионами человек (при общем населении страны около семи миллионов). Такие потери совсем не пугали Пота, который был убеждён, что для строительства прекрасной демократической Кампучии будущего достаточно и одного миллиона.

По мере нарастания антивьетнамской риторики отношение к новому режиму в СССР становилось всё более враждебным. СМИ писали о кровавом режиме китайских марионеток и его зверствах, а в стране стала популярной частушка "Я тебя замучаю, как Пол Пот Кампучию".

Тем временем кхмеры перешли от угроз к действиям. Их небольшие отряды стали тайно переправляться через границу, нападать на приграничные сёла, убивать местных жителей и уходить. Вьетнам некоторое время не отвечал на эти действия, опасаясь вступления в конфликт Китая. Однако после того как в апреле 1978 года кхмерский отряд вырезал большую деревню Батюк (погибло более трёх тысяч человек), терпение вьетнамского руководства лопнуло.

Через несколько месяцев вьетнамские войска вторглись в Камбоджу. Плохо вооружённая камбоджийская армия, значительную часть которой составляли набранные в диких районах сельские подростки, фактически не оказывала сопротивления и тут же разбежалась. Кроме того, во многих частях и раньше существовало недовольство репрессиями Ангки, поэтому некоторые бригады и дивизии в полном составе перешли на сторону вьетнамских войск. Война продлилась всего пару недель. Новым главой государства стал Хенг Самрин - бывший офицер армии красных кхмеров, незадолго до того поссорившийся с ними и бежавший во Вьетнам.

Первая социалистическая война

Свержение прокитайского режима в Камбодже и его замена провьетнамским, а значит, и просоветским, вызвала ярость у Пекина, и он начал планировать ответные действия. Китай установил дипломатические отношения с США и через месяц после окончания вьетнамско-камбоджийской войны вторгся во Вьетнам. Некоторые исследователи называли этот конфликт Первой социалистической войной, поскольку оба воюющих государства придерживались социалистической модели и открытый вооружённый конфликт между такими странами происходил впервые. СССР перебросил в регион крупную эскадру, но в боевые действия она не вмешивалась.

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="

Пол Пот; Народная Республика Кампучия (Камбоджа). Жертвы палачей Пол Пота в деревне Тол провинции Кампучии. Фото: © AP Photo/Kyodo News, РИА Новости / РИА Новости

">

Пол Пот сосредоточился на руководстве партизанским движением, поскольку отрядам красных кхмеров удалось оставить под контролем отдалённые и труднодоступные районы страны. Американская и китайская помощь не ограничивалась дипломатической поддержкой. И те и другие помогали деньгами и оружием сторонникам свергнутого режима. Только американцы в основном помогали Сиануку и Санну, а китайцы - полпотовцам.

США удалось одержать дипломатическую победу. Вплоть до конца 80-х годов официальным представителем Камбоджи в ООН были не представители действующего режима, а коалиционное правительство в изгнании с участием красных кхмеров.

СССР довольствовался сохранением влияния в регионе. Однако на фоне начавшихся процессов распада вьетнамские войска, более не субсидируемые Москвой, покинули Камбоджу. Власть в стране при посредничестве ООН была в очередной раз передана Сиануку, который объявил об амнистии партизанам-кхмерам и одновременно поставил организацию вне закона. Им это не понравилось, и между ними продолжилась вялотекущая гражданская война, длившаяся до конца 90-х годов.

В истории любого народа есть периоды, которые хочется вычеркнуть, выжечь из памяти – столько горя и страданий они принесли людям, откинули страну в экономическом и эволюционном развитии на десятки лет назад. Таким периодом по праву можно назвать время правления режима Пол Пота в Камбодже.

Детство и юность Салот Сара

Биография Салот Сара, именно так в действительности звали Пол Пота, до сих пор скрывает в себе множество тайн и неизвестных моментов. Однако как бы диктатор не пытался скрыть свое прошлое, все же некоторые факты из его жизни стали достоянием общественности.

Родился будущий диктатор 19 мая 1925 года в крохотной рыбацкой деревушке Прексбаув расположенной на берегу озера Тонлесап на северо-востоке Камбоджи. Он был восьмым из девяти детей в зажиточной крестьянской семье этнических кхмеров.

В детские годы маленький Сара, не без помощи довольно влиятельных родственниц, служивших при королевском дворе, смог получить образование в различных учебных заведениях страны, а позже воспользовавшись государственной стипендией, отправился продолжать обучение во Францию.

В Париже, сблизившись с другими студентами из юноша впервые проникся коммунистической идеологией. Вместе с единомышленниками он создал марксистский кружок и вступил в Коммунистическую партию Франции.

Начало революционного пути

Однако в настоящую борьбу за «светлые» идеалы коммунизма Салот Сара вступает, вернувшись из Франции в Камбоджу. Остановившись в Пномпене, столице Камбоджи, молодой человек вскоре пополняет ряды Коммунистической партии Кампучии, а спустя десять лет становится её генеральным секретарем.

К этому времени в стране начинается активная фаза борьбы партизан с правительственными войсками. Салор Сара вместе с группой соратников создает коммунистическое течение аграрного толка – красные кхмеры. Наиболее фанатичные сторонники Салот Сара становятся ядром нового движения. Боевые отряды состояли в основном из 12–15-летних этнических кхмеров, представителей беднейших слоев общества.

Как правило, это сироты, люто ненавидящие представителей интеллигенции и просто жителей городов, которых они считали предателями и пособниками капиталистов.

Новая реальность – Демократическая Кампучия

Весной неспокойного 1975 года, под грохот проходившего по всему миру парада суверенитетов, почти незамеченным в прессе остался факт прихода к власти в Камбодже Коммунистической партии во главе с Пол Потом. Именно в эти апрельские дни, по легенде, в бою якобы погибает Салор Сара.

И уже в середине апреля, после ожесточенных боев, в столицу Камбоджи Пол Пот вводит отряды красных кхмеров. Жители города радостно встретили победителей, еще не догадываясь, что с этого дня жизнь большинства из них превратится в кромешный ад.

С первых дней после захвата власти коммунисты начали воплощать в жизнь свои жуткие планы. Так как новое провозглашенное Пол Потом коммунистическое государство Кампучия является аграрной страной, то соответственно, все население превращается в крестьянское.

В течение нескольких дней все жители Пномпеня и других крупных городов, независимо от возраста и пола, были принудительно собраны в колонны и под конвоем вооруженных отрядов красных кхмеров, отправлены в дальние провинции. После насильственной эвакуации население Пномпеня сократилось с 2,5 миллиона до 20 тысяч жителей.

В трудовых концентрационных лагерях, по замыслу Пол Пота, жители городов должны были перевоспитываться созидательным трудом на благо Коммунистической Кампучии. Однако в сущности, миллионы людей были обречены на мучительную смерть от болезней, голода и холода в трудовых лагерях.

Буквально с первых дней правления Пол Пота в Камбодже установилась жесточайшая диктатура. Он имел грандиозные планы по превращению когда-то красивой процветающей страны в аграрный коммунистический рай, поэтому на принудительном выселении горожан новая власть не собиралась останавливаться.

Полпотовцами методично уничтожалось все, что хоть как-то могло связывать страну с человеческой цивилизацией. Указами партии в одночасье были упразднены медицина, образование, науки, коммерция, торговля. По всей стране были закрыты или разрушены сотни больниц, школ, институтов и лабораторий.

Особым образом полпотовцы решили вопрос религии. Её просто объявили вредоносной и отменили. Храмы и мечети стали использовать как скотобойни и склады. Служители культа были либо казнены на месте, либо сосланы в трудовые лагеря.

Не лучшим образом дело обстояло и с этническими меньшинствами. В стране была провозглашена кхмерская гегемония, которая не оставляла шансов на выживание представителям других народов. Всем гражданам не кхмерской национальности предписывалось изменить имя и фамилию на кхмерскую, а в случае отказа их ожидала мучительная смерть. За короткие сроки в стране были казнены десятки тысяч представителей различных национальностей.

Одним из необходимых элементов построения успешного коммунистического государства, по мнению диктатора, являлось тотальное уничтожение интеллигенции.

Опьяневшие от безнаказанности малолетние головорезы из отрядов красных кхмеров, устраивали облавы и без суда и следствия истязали и казнили представителей духовенства, врачей, инженеров, учителей. Даже ношение очков обрекало человека на смерть, так как являлось признаком интеллигентности.

Новая власть разорвала дипломатические связи со всеми странами, запретила телефонную и телеграфную связь, наглухо закрыла границы. Страна полностью отгородилась от внешнего мира.

За всю историю человеческой цивилизации существовало множество диктаторских режимов. Однако очень сложно найти аналог организованного Пол Потом ужасного эксперимента над собственным народом в Кампучии.

Но к счастью в 1979 году, над истерзанной кровавым диктатором страной, забрезжил робкий луч рассвета. Осмелевший от своей безнаказанности внутри страны, Пол Пот начал все чаще напоминать о легендарном прошлом Кампучии, о Великой Ангкорской империи, которая располагалась там, где сейчас находятся Камбоджа, Таиланд, Лаос и Вьетнам. Он призывал начать борьбу за возрождение империи «в её былых границах».

После многочисленных пограничных конфликтов с Вьетнамом противостояние перешло в фазу полномасштабной войны. Вьетнамские войска, наголову разбив отряды полпотовцев, вошли в Пномпень. Кровавый режим красных кхмеров пал, а сам Пол Пот сбежал.

Скончался 73-летний Пол Пот в Камбодже, так и не построив свою ужасную империю на костях. Но даже его смерть окутана тайной и до сих пор неясно умер Пол Пот сам или был отравлен.

Страшные итоги коммунистического эксперимента

Результаты управления Камбоджей Пол Потом и красными кхмерами ужасают.

За неполные четыре года кровавый режим уничтожил, по разным данным, от 1,5 до 3 миллионов своих граждан. Сотни тысяч детей остались сиротами.

Некогда процветающее государство превратилось в средневековую пустошь. Все народное хозяйство нужно было поднимать с нуля. А невосполнимые утраты в среде интеллигенции ощущаются в стране по сей день.

В чем же заключался феномен этого человека? Как он смог повести за собой миллионы сограждан, благословив их на совершение страшных преступлений во имя утопической идеи? Возможно, благодаря своей фанатичной вере в построение идеального коммунистического государства, а также редкому аскетизму, который был образцом для многих.

Как бы там ни было, но это был зловещий период ужаса и безысходности.