Подъем национально-освободительных движений в странах Юго-Восточной Азии. Особенности национально-освободительного движения в африке

Пробуждение Азии. Начало XX века ознаменовалось ростом массового национального освободительного движе­ния в странах Азии. Тому было несколько причин.

Первая причина - антиколониализм, широко распрос­транившийся в начале XX века по всему Востоку в ответ на жестокость и притеснения колонизаторов и объединив­ший самые разнородные в социальном отношении группы населения. Второй причиной был небывалый подъем на­ционального самосознания, объединивший разные органи­зации и потоки освободительной борьбы: стихийные выс­тупления крестьян и ремесленников, забастовки рабочих, тайные общества и секты, профессиональные объединения городских и сельских предпринимателей.

В качестве третьей причины можно назвать влияние по­литических ценностей метрополий. Нормы и традиции пар­ламентской демократии европейских стран активно воспри­нимались интеллигенцией, предпринимателями, служащи­ми и студентами стран Востока. Даже самых умеренных из них не могло не возмущать явное противоречие между ли­беральными идеями Запада и реальной политической прак­тикой метрополий в колониях. Отсюда вытекало и требова­ние осуществления колониальными властями принципов и законов метрополий, то есть распространения на жителей Востока прав граждан Англии, Франции, Голландии и дру­гих европейских стран. Естественно, колониальные влас­ти отвергали это требование, что только способствовало


росту напряженности и усилению радикального крыла на­ционально-освободительного движения.

Пробуждению Азии содействовали и такие события на­чала века, как русско-японская война 1904-1905 гг. и пер­вая русская революция 1905-1907 гг. Под непосредствен­ным влиянием последней происходили революционный подъем 1905-1908 гг. в Иране, Младотурецкая революция 1908-1909 гг. в Османской империи, Синьхайская револю­ция 1911-1913 гг. в Китае. Эта волна освободительных движений на Востоке носила в основном антиколониаль­ный и антимонархический характер. Но ввиду слабости национального предпринимательства* интеллигенции со­временного типа, тем более - рабочего класса, почти ниг­де эти революции не смогли разрушить оковы колониаль­ной зависимости, освободить общество от груза патриар­хальных докапиталистических отношений/Тем не менее, всюду, где эти революции произошли, был сделан значи­тельный шаг на пути к национальному освобождению.

Последствия первой мировой войны также способствова­ли активизации освободительной борьбы в странах Азии. Ввод войск немецкого блока, а затем Антанты на террито­рию Османской империи и Средней Азии предельно рево­люционизировал обстановку в этих регионах, вызвав к жизни радикальные повстанческие движения. Достаточно упомянуть освободительные восстания в Ираке, Сирии и Палестине и некоторые другие политические движения 1918-1922 гг. Среди них стоит выделить национальную борьбу турецкого народа в 1919-1923 гг. под руковод­ством Мустафы Кемаля Ататюрка и египетскую револю­цию 1918-1919 гг. как важные этапы становления нацио­нальных государств в Турции и Египте.

В других странах Востока последствия войны ощущались в основном в социальной сфере, прежде всего, через участие в военных действиях местных уроженцев, мобилизованных в колониальные войска (в Сенегале, Индии, Алжире, Туни­се, странах Индокитая), и усиление колониальной эксплуа­тации в условиях тягот военного времени (там же, а так­же в ряде стран Африки). В ряде стран дополнительным фактором воздействия явилось участие трудовых мигран­тов из колоний в работах на военные нужды метрополий.


В период между первой и второй мировыми войнами практически весь колониальный мир был охвачен анти­империалистическими восстаниями (в Египте в 1919 г., в Ливии в 1917-1932 гг., в Марокко в 1921-1926 гг., в Ираке в 1920 г., в Сирии в 1925-1927 гг.). Революция 1925-1927 гг. в Китае открыла новые перспективы перед этой страной, сильно осложнившиеся после оккупации Японией в 1931 г. Маньчжурией и тем более после начала в 1937 г. открытой войны Японии против Китая.

Кемалистская революция в Турции. Участие Турции в первой мировой войне на стороне германского блока при­вело Османскую империю к гибели, а турецкий народ по­ставили на грань национальной катастрофы. Капитуля­ция султанского правительства перед державами Антанты создавала возможность раздела страны государствами-по­бедителями. И вскоре такая опасная перспектива начала реализовываться. По условиям нового мирного договора, подписанного султаном, Турция по существу делилась меж­ду Англией, Францией, Италией и Грецией и прекращала свое существование как самостоятельное государство.

Условия договора вызвали волну возмущения в турец­ком обществе, - началась освободительная борьба турец­кого народа против Антанты, которую возглавил генерал Мустафа Кемаль (Ататюрк). Заручившись поддержкой Совет-ской России, турецкая армия смогла нанести реша­ющее поражение противнику и заставить его покинуть тер­риторию Турции.

Победа в войне укрепила позиции Ататюрка и его сто­ронников, выступавших за ускоренное самостоятельное раз­витие страны. Турецкий парламент принимает закон об упразднении султаната, Турция была провозглашена рес­публикой. Упрочению власти кемалистов способствовало и решение о ликвидации халифата. Этими актами завер­шился процесс слома старой политической системы и со­здания национального государства, получившей название кемалист-ской революции.


дорожный транспорт, а в дальнейшем и в остальные от­расли хозяйства. Наряду с этим всемерно поощрялась и частная инициатива. Этатизм - форма государственного капитализма - способствовал ограничению сферы деятель­ности иностранного капитала, вел к укреплению позиций турецкой национальной буржуазии. В годы мирового эко­номического кризиса правительство окончательно берет инициативу в свои руки, перейдя к активному строитель­ству предприятий за счет бюджета или под контролем го­сударства. Данные меры способствовали экономическому подъему страны.

Ряд преобразований был направлен на отделение церкви от государства: упразднено министерство по делам рели­гий, духовенство лишено принадлежащих ему богатств. Из ведения духовенства изымалось судопроизводство. Вслед за этими реформами вводилось новое административное деле­ние на губернии, непосредственно подчиненные центру.

Реформы государственного строя легли в основу первой республиканской конституции, принятой в 1924г., и офор­мившей господство национальной буржуазии и связанных с ней групп помещиков. Конституция не носила демократи­ческого характера: основная масса населения наделялась формальными правами, которые не были обеспечены реаль­ными условиями их осуществления. Кроме того, Конститу­ция объявляла всех граждан турками, тем самым законода­тельно отрицалось существование в Турции национальных меньшинств и санкционировалась их ассимиляция.

С середины 20-х годов в стране фактически устанавлива­ется однопартийный режим НРП (Народной республикан­ской партии). Происходит сращивание партийного руко­водства с государственным, что благоприятствовало укоре­нению авторитарных методов осуществления политической власти.

Все же необходимо признать, что кемалистские преоб­разования принесли ряд положительных результатов: уп­рочилось политическое и экономическое положение госу­дарства, возрос авторитет Турции в соседних странах. В этот период были заложены основы для будущего эконо­мического процветания страны. ,

Китайская революция и японо-китайская война. По­ражение Синьхайской революции и итоги первой мировой


войны способствовали захвату власти в Китае нескольки­ми военно-политическими группировками. Милитаристс­кие режимы были одним из проявлений регионализма в китайском обществе первой четверти XX века, являясь продуктом экономической обособленности и культурного своеобразия отдельных регионов Китая. Внутриполитичес­кий курс этих режимов был двойственным: пытаясь зару­читься поддержкой провинциальных элит, они поддержи­вали идею создания федеративного государства и принятия конституций отдельных областей, одновременно выступая под лозунгом политического единства Китая. Весьма нео­днозначна была и экономическая политика милитаристов, добывавших средства на содержание армии всеми возмож­ными способами - от откровенного грабежа до поощрения торговли и капиталистического предпринимательства.

Годы милитаристских войн были временем быстрого эко­номического развития Китая. Значительно возросло ко­личество национальных предприятий и банков. Стреми­тельно росли промышленные города в прибрежной зоне. В стране складывались условия для второго этапа нацио­нальной революции, призванного окончательно устранить препятствия для модернизации китайского общества. В 1921 г. образуется революционное правительство, в 1924 г, формируется единый фронт национальной партии Гоминь­дан и коммунистической партии (КПК), приступивших к созданию революционной армии.

Заручившись широкой поддержкой по всей стране, войс­ка Национального правительства начали военные действия против милитаристов, захватив весь Северный Китай. Рези­денцией правительства стал город Нанкин. С победой рево­люции союз Гоминьдана и коммунистов распался. После­дние установили свой контроль в ряде глубинных сельских районов, тем временем гоминьдановскому правительству удалось подчинить себе весь внутренний Китай. Выход из кризиса лидеры Гоминьдана (как и лидеры КПК) пыта­лись найти не в парламентском правлении, а в установле­нии диктатуры своей партии.

Период 1927-1937 гг. принято называть «нанкинским десятилетием». Этот период ознаменовался устойчивым ро­стом промышленного производства. Значительную роль в


экономике играл государственный сектор. Рабочее законо­дательство устанавливало продолжительность рабочего дня и минимальный уровень заработной платы, предоставля­ло рабочим крупных предприятий право создавать проф­союзы. В деревне гоминьдановское правительство пыта­лось осуществить «аграрную перестройку», которая све­лась к созданию кредитных и потребительских кооперати-. вов и технической модернизации сельского хозяйства. Во внешней политике нанкинское руководство добивалось поддержки западных держав, одновременно стремясь по­кончить с приниженным положением Китая.

Несмотря на успехи в деле объединения и развития Ки­тая, глава Гоминьдана Чан Кайши не смог создать стабиль­ный политический режим. Верхушка партии была раско­лота на несколько соперничавших фракций. Большим уда­ром для центрального правительства стала потеря Маньч­журии, оккупированной в 1931г. японскими войсками. В 1937 году Япония начала открытую агрессию против Ки­тая и за полтора года захватила почти все восточные и северные районы страны, а также важнейшие порты на южном побережье. В этих условиях гоминьдановскому пра­вительству удалось договориться с коммунистами, создав единый антияпонский фронт. После капитуляции Японии в 1945г. инициатива перешла к коммунистам, овладевшим всем континентальным Китаем. В 1949 году была образо­вана Китайская народная республика (КНР). Китайская республика продолжала существовать на острове Тайвань.

Национальный конгресс и борьба за независимость Индии. Движение за политическую независимость Индии прошло в своем развитии несколько этапов. Первый этап охватывает период до начала 20-х годов XX столетия, когда социальная база национального движения была ог­раничена средними слоями городского населения крупных промышленных центров и части торгово-промышленной буржуазии, а основной формой движения была умеренно-конституционная деятельность. Главенствующую роль в ос­вободительном движении играет Национальный конгресс - орган индийского самоуправления, созданный с благосло­вения англичан еще в конце XIX века. Первоначально в его состав входили ассоциации предпринимательства и ин­теллектуальной элиты индийского колониального обще-


ства. С начала 20-х годов ситуация меняется. Лидером, сумевшим превратить Конгресс в массовую партию, стал М.К. Ганди.

Основной политической целью, которую доставил пе­ред Индией Ганди, стало постепенной и поэтапное продви­жение к независимости, а главной политической задачей для достижения этой цели - объединение всех социально-классовых групп и партийно-политических сил под руко­водством -Национального конгресса.

Основной метод политической борьбы был определен как мирный, конституционный, основанный на философс­ком принципе непричинения зла всему живому, характер­ном для религий Индостана. В соответствии с этой уста­новкой Конгресс во главе с М. Ганди проводит массовые общеиндийские кампании гражданского «несотрудниче­ства». Первый этап акции предполагал такие формы ко­лониального бойкота, как отказ от почетных должностей и званий, бойкот английских судов, товаров, учебных за­ведений, бойкот выборов в законодательное собрание, вто­рой - уклонение от уплаты государственных налогов.

Наряду с проведением массовых акций гражданского несотрудничества Конгресс принял так называемую «кон­структивную программу», состоящую из трех пунктов: все­мерного развития ручного ткачества и прядения, борьбы за налаживание отношений между индусской и мусульманс­кой общинами, ликвидации института «неприкасаемости». Данная программа позволила привлечь к национально-ос­вободительной борьбе те группы населения, которые ранее не участвовали в политике: ремесленников, кустарей, крес­тьян, фабрично-заводских рабочих, мелких торговцев и т. п. К середине 30-х годов ИНК, впитав в себя настроения самых различных слоев индийского общества, фактически становится политической партией, являющейся выразите­лем общенациональных интересов. Конгресс получает час­тичный доступ к исполнительной власти, узаконенной кон­ституцией 1935 года, и вступает в последнюю фазу борьбы, завершившуюся в 1947 году предоставлением стране стату­са доминиона в рамках Британского содружества наций.

Колониальный период, таким образом, стал периодом становления институтов буржуазной демократии в Индии,


заложил основы современной государственности и полити­ческой жизни, предопределил особенности функциониро­вания политической системы в период независимости.

У колонизации Африки длинная история, самая известная фаза связана с европейским захватом Африки в девятнадцатом столетии.

С середины второго тысячелетия нашей эры до XIX столетия самым главным африканским товаром были люди -- рабы. Завершение эпохи работорговли, стоившей континенту порядка 15 миллионов человеческих жизней, и бурное развитие товарно-денежных отношений в Европе приковало интерес новоявленной индустриальной цивилизации к природным богатствам Африки. Начался ее кровавый захват, раздел и передел между европейскими метрополиями: Португалией, Великобританией, Францией, Германией, Италией, Испанией, Голландией и Бельгией. Африканские колонии по метрополиям по состоянию на 1900 год представлены в таблице 1 Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век, часть 1. М., 2001. С. 329..

Таблица 1 - Африканские колонии по метрополиям (по состоянию на 1900 год)

Метрополии

Свободное государство Конго (с 1908 года Бельгийское Конго, сейчас Демократическая Республика Конго)

Алжир, Тунис, Марокко, Французская Западная Африка, Мавритания, Сенегал, Французский Судан (сейчас Мали), Гвинея,

Кот д"Ивуар, Нигер, Верхняя Вольта (сейчас Буркина Фасо), Да

гомея (сейчас Бенин), Французская Экваториальная Африка,

Габон, Среднее Конго (сейчас Республика Конго), Убанги-Шари (сейчас Центральноафриканская республика), Чад, Французское Сомали (сейчас Джибути), Мадагаскар, Коморские острова

Германия (до 1919 г.)

Германская Восточная Африка, Руанда-Урунди (с 1919 мандат Бельгии, сейчас Бурунди и Руанда), Танганьика (с 1919 мандат Великобритании, сейчас часть Танзании), Германская Юго-Западная Африка (с 1919 мандат Южно-Африканского Союза, сейчас Намибия), Германская Западная Африка, Германский Камерун(с 1919 мандат Франции, сейчас Камерун), Германское Того (с1919 раздел между Францией и Великобританией, сейчас Того)

Итальянская Северная Африка (с 1934 Ливия), Триполитания, Киренаика, Феццан, Эритрея, Итальянское Сомали (сейчас формально часть Сомали)

Португалия

Ангола, Португальское Конго (Кабинда) -- сейчас эксклав Анголы, Португальская Восточная Африка (сейчас Мозамбик), Португальская Гвинея (сейчас Гвинея-Бисау), Острова Зелёного мыса (сейчас Кабо-Верде), Сан-Томе и Принсипи

Испанская Сахара (сейчас Западная Сахара -- часть Марокко вопреки решениям ООН), Рио де Оро, Сагвия аль-Хамра, Испанское Марокко, Сеута, Мелилья, Испанское Южное Марокко (сектор Тарфая), Ифни, Рио-Муни (сейчас континентальная часть Экваториальной Гвинеи), Фернандо-По (сейчас Биоко, островная часть Экваториальной Гвинеи)

Великобритания

Египет, Англо-Египетский Судан, Британская Восточная Африка

Кения, Уганда, Занзибар (сейчас часть Танзании), Британское Сомали (сейчас формально часть Сомали), Южная Родезия, (сейчас Зимбабве), Северная Родезия (сейчас Замбия), Ньясаленд (сейчас Малави), Британская Южная Африка, Капская провинция (сейчас часть ЮАР), Наталь (сейчас часть ЮАР), Оранжевое Свободное Государство (сейчас часть ЮАР), Трансвааль (сейчас часть ЮАР), Бечуаналенд (сейчас Ботсвана), Басутоленд (сейчас Лесото), Свазиленд, Гамбия, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Маврикий, Нигерия, Золотой берег (сейчас Гана)

Независимые

государства

Либерия, Абиссиния (Эфиопия)

Международная зона

Танжер, под совместным управлением Великобритании, Франции, Германии и (с 1928) Италии (сейчас часть Марокко)

К началу XX века большая часть Африканского континента была подчинена колониальным державам. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX века были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век, часть 3. М., 2000. С. 5.

Вытеснение африканских средств обмена европейскими деньгами и введение рыночной экономики, строительство дорог и создание инфраструктуры, инвестиции капиталов преобразовали традиционные африканские общества.

Африканское население не мирилось со своей участью, отказывалось быть в положении рабов у европейских колонизаторов. После окончательного покорения Африки в течение многих лет и десятилетий в разных частях континента вспыхивали массовые крестьянские восстания. Так было, например, в Нигерии и Камеруне, где они не прекращались до первой мировой войны. Беспрерывной чередой восстаний была охвачена Французская Западная Африка. Упорная борьба за восстановление независимости длилась с переменным успехом в течение 20 лет (с 1899 по 1921 гг.) на территории Сомали. Наиболее значительными по своим масштабам были выступления крестьян в Юго-Западной Африке против немецких колонизаторов в 1904-1907 гг.

В период первой мировой войны страны африканского континента играли важную роль в обеспечении государств-метрополий стратегическим минеральным сырьем, продуктами и людскими ресурсами. Страны-метрополии увеличивали в своих колониях добычу полезных ископаемых, повышали экспортные пошлины, снижая при этом закупочные цены на местные товары. Эти меры предпринимались для того, чтобы переложить издержки военного времени на коренное население Африки.

Наиболее продолжительными оказались бои на обширных пространствах восточной части Африканского континента.

Первая мировая война, сопровождавшаяся огромными людскими жертвами, усилением экономического гнета способствовала росту антиколониальных настроений и стала побудительной причиной большого числа восстаний среди коренных жителей Африканского континента. И, несмотря на то, что стихийные и неорганизованные выступления африканцев были в итоге подавлены, тем не менее, принесенные жертвы и обретение опыта стали толчком для антиколониальной борьбы, вступившей позже в новую фазу. Гренвилл Дж. История XX века. Люди. События. Факты. М., 1999. С. 647.

Межвоенные годы были для большинства африканских стран временем экономического роста, связанного в первую очередь с расширением и увеличением производства на экспорт. Вместе с тем Африка попадала во всё большую зависимость от мировых рынков сырья, испытывала на себе влияние экономических спадов в мире. Особенно ощутимыми были последствия мирового кризиса 1929--1933 гг. когда в африканских колониях заметно сократились доходы от экспорта и внешней торговли в целом, разорились многие мелкие и средние предприятия и компании. В эти годы в Африке укрепились позиции иностранного капитала, возникли новые гигантские колониальные компании.

Межвоенный период богат примерами установления африканцами связей с демократическими кругами европейских стран, с национально-освободительными движениями стран Азии, с Советской Россией. Участие во второй мировой войне заметно изменило экономическую, внутриполитическую и социально-психологическую обстановку во многих странах Тропической и Южной Африки. Аксенова М.Д. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история, 4-е изд. М., 2000. С. 626.

Победа Советского Союза над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. и возникновение мировой социалистической системы создали благоприятные условия для дальнейшего роста национально-освободительного движения и распада колониальной системы.

В метрополиях чувствовали, что в Африке назревают перемены, но отказаться от контроля над своими африканскими владениями ещё не были готовы. В Англии, Португалии, Бельгии принимались широковещательные планы развития африканских колоний, но они в гораздо большей мере учитывали интересы самих метрополий, белых общин в Африке, чем интересы её коренного населения.

И всё же перемены становились реальностью. Менялся социально-классовый состав африканского населения. Только с 1945 г. по начало 50-х гг. число наёмных рабочих в Тропической и Южной Африке выросло с 4 миллионов до 7,5 миллионов человек. Заметно увеличились миграции временных рабочих из глубинных сельских областей в районы быстро развивающейся горной промышленности и сельскохозяйственного производства на экспорт.

Перемены затронули и африканскую деревню, но здесь они происходили гораздо медленнее.

В начале 50-х годов XX века Африка почти целиком находилась под колониальным гнетом. Из всех стран континента только три - Эфиопия, Либерия и Египет имели государственную самостоятельность. К концу 50-х годов в Африке насчитывалось уже 9 независимых государств, а затем только в течение 1960 года, вошедшего в историю как «год Африки», число их увеличилось до 26. Но очень скоро после шумных празднеств по этому поводу становится ясно, что самое трудное ещё впереди: проблемы, возникшие в доколониальное и колониальное время, остались; новые, не менее сложные проблемы только появляются. Громыко А. А. Страны и народы. Африка. Общий обзор. Северная Африка. М., 1982. С. 8.

Путь Африки к политическому освобождению не был лёгким. Во многих странах антиколониальную борьбу пришлось вести с оружием в руках. В конце 40-х гг. по Мадагаскару, в 50-е гг. по Кении и Камеруну прокатились мощные антиколониальные восстания. В начале 60-х гг. к вооружённой борьбе против режима апартеида в Южной Африке перешли некоторые африканские организации Южной Африки, в частности запрещённый властями в 1960 г. Африканский национальный конгресс. Аксенова М. Д. Энциклопедия для детей. Т. 1. Всемирная история. 4-е изд. М., 2000. С. 629.

Одновременно во многих странах появлялись крупные антиколониальные организации, использовавшие ненасильственные средства и методы борьбы. Они представляли собой объединения различных политических партий и групп, этнических и культурных объединений, профсоюзов и пользовались массовой поддержкой населения. В названиях многих организаций присутствовало слово «национальный» (хотя наций как таковых ещё не было), означавшее, что они считают себя выразителями интересов всех национальных и этнических групп, всего населения своих стран.

Были у антиколониальных организаций Африки и свои внутренние проблемы. В борьбе за независимость участвовали разные силы, включая чисто этнические, которые, прежде всего, стремились к власти, к установлению (или восстановлению) консервативных и даже реакционных порядков. Сказывались племенные, региональные различия и соперничество. Так было в Нигерии, Бельгийском Конго, Кении, Уганде, Анголе, Мозамбике, Руанде, Бурунди, Южной Родезии и других странах. Родригес А.М. Новейшая история стран Азии и Африки, XX век. учеб. часть 3. М., 2000. С. 229.

В 60 -- 70-е гг. общеафриканской и международной проблемой первой величины становится проблема юга Африки. Большинство независимых африканских государств объявили о своём намерении добиваться всеми возможными средствами ликвидации режима апартеида.

Болезненными для независимой Африки оказались поиски своего будущего. Большинство стран склонялось к выбору собственного пути, который дал бы им экономическую и политическую независимость от соперничавших в то время мировых держав. Многие страны объявили о своей приверженности идеям так называемого африканского социализма и национализма приняли, основываясь на этих идеях, программы социально-экономического и культурного развития.

Реально же общественное развитие африканских стран протекало в тесном взаимодействии с капиталистическим миром, в условиях сохраняющейся экономической, а иногда и политической зависимости от бывших метрополий. Допускались экономические ошибки и просчёты, возможно понятные, когда речь идёт о выборе нового пути общественного развития. Но они дорого обходились африканскому населению. Назаров В. И. Защита традиционного колониализма в Африке в американской исторической и политической литературе. История Африки: сб. статей. М., 1971. С. 122.

Безудержно росли безработица и нищета. Вместе с тем проводимая повсеместно в независимых странах Африки политика африканизации -- перехода руководящих постов во всех сферах экономической, политической и социальной жизни в руки африканцев -- при всех её очевидных положительных последствиях одновременно открыла дорогу к быстрому обогащению нечестных людей. Расцвели взяточничество, казнокрадство, семейственность; вокруг министров и руководителей политических партий, влиятельных парламентариев нередко собирались их соплеменники и родственники, создавая большие и малые этнополитические группы.

Были страны, руководители которых заявляли об отказе от капиталистического пути, провозглашали сверхрадикальные лозунги и программы развития. Говорилось о необходимости изучения и применения экономического, политического и идеологического опыта СССР и других социалистических стран, предпринимались шаги в этом направлении. В начале 80-х годов в Африке насчитывалось более 10 стран социалистической ориентации, на которые приходилось около 30 % территории и почти 25 % населения континента. В конце 80-х гг. несколько африканских стран отказались от ориентации на социализм.

К этому же времени в экономической политике многих, если не большинства, стран Африки утвердилась идея так называемой смешанной экономики, предполагающая сосуществование и сотрудничество в экономической области государства с частным (местным и иностранным) капиталом. Во внутренней политике всё больше стран склоняются к необходимости создать государственно-политические системы, которые вобрали бы в себя лучшее из собственного прошлого и современного мирового опыта; в международных отношениях -- к честному равноправному сотрудничеству со всеми странами, разделяющими идеи и принципы международного сообщества.

Поражение Японии во Второй мировой войне открыло новые перспективы для борьбы колониальных и зависимых народов Юго-Восточной Азии за свое национальное освобождение и независимость. Однако в этой своей борьбе борцы с колониализмом столкнулись с попытками европейских колонизаторов восстановить довоенный статус-кво.

Индонезия. 17 августа 1945 г., уже после решения японского правительства капитулировать, группа индонезийских националистов во главе с Сукарно провозгласила образование Республики Индонезия. Между самопровозглашенным правительством и голландскими колониальными властями начались непростые переговоры, которые завершились в ноябре 1946 г. подписанием так называемых Лингаджатских соглашений между Индонезией и Нидерландами об образовании единого федеративного государства Соединенные Штаты Индонезии под верховенством нидерландской короны. Правительство Индонезии должно было вернуть имущество иностранцам.

Однако нидерландское правительство не доверяя индонезийским националистам, предъявило в мае 1947 г. индонезийскому правительству ультиматум с требованием немедленно выполнить Лингаджатские соглашения. Два месяца спустя, в июле 1947 г., началось вторжение в страну 100-тысячного голландского воинского контингента. 17 января 1948 г. на борту американского военного корабля "Ренвиль" представители Индонезии и Голландии подписали соглашение о прекращении огня. Ренвиль- ское соглашение, по сути дела, подтверждало Лингаджатское соглашение.

В декабре 1948 г. голландские войска возобновили наступление. Была захвачена столица страны, Джакарта, а индонезийское правительство во главе с Сукарно - арестовано. Москва и Вашингтон, однако, выступили с энергичным осуждением действий Гааги. Единодушная позиция сверхдержав позволила принять резолюцию СБ ООН с требованием освобождения правительства Индонезии и предоставления Индонезии полной независимости. Под нажимом со стороны великих держав голландским властям пришлось пойти на возобновление переговоров.

В результате конференции "круглого стола" в Гааге (август - ноябрь 1949 г.) были подтверждены Лингаджатские соглашения, а голландские войска были выведены из Индонезии. 15 августа 1950 г. в Джакарте, вопреки Лингаджагским соглашениям, была провозглашена унитарная

Республика Индонезия, а в апреле 1956 г. индонезийские власти официально расторгли все соглашения "круглого стола".

Вьетнам. По сходному сценарию развивались и события в Индокитае: 25 августа 1945 г. вьетнамский император Бао Дай, французский ставленник, отрекся от престола, а неделю спустя, 2 сентября, вьетнамскими коммунистами с Хо Ши Мином во главе была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам. Решительная антиколониальная позиция коммунистической партии Вьетнама нашла поддержку не только широких вьетнамских патриотических кругов, но и внешних сил, включая Москву, Вашингтон и Нанкин.

Однако Париж стремился восстановить свой контроль над Вьетнамом и Индокитаем в целом. В сентябре 1945 г. французские войска оккупировали Сайгон; началась война в Индокитае.

В условиях партизанской войны в джунглях французам не удалось использовать свое военно-техническое превосходство для достижения победы. Французским властям пришлось вступить в переговоры с вьетнамскими коммунистами. 6 марта 1946 г. президент Хо Ши Мин и представитель французского правительства подписали предварительное соглашение, которое предусматривало признание французским правительством Демократической Республики Вьетнам. Последняя, в свою очередь, вступала в Индокитайскую федерацию и Французский союз. Однако это соглашение было сорвано, поскольку Париж взял курс на отделение юга страны - Кохинхины - от северного Вьетнама.

В конце ноября 1946 г. французские войска внезапно захватили Хайфон - главный порт Северного Вьетнама. Военные действия возобновились. Хотя французам удалось захватить крупнейшие города Северного Вьетнама, ушедшие в джунгли коммунисты продолжали партизанскую борьбу.

Как Вашингтон, так и Москва на первых порах воздерживались от активного вмешательства в конфликт в Индокитае. Однако ситуация резко изменилась после победы КПК в гражданской войне в Китае. Китайская Народная Республика (а через нее - и Советский Союз) получили возможность оказать военно-техническую помощь своим вьетнамским товарищам.

Именно эта помощь во многом позволила вьетнамским патриотам переломить ход борьбы с французскими агрессорами. К 1953 г. в руках французов оставались лишь Ханой и Хайфон. Все попытки французских войск перехватить стратегическую инициативу закончились провалом.

По мере расширения советско-китайской поддержки возглавляемому коммунистами Демократическому фронту борьбы за независимость Вьетнама ("Вьет-Минь"), неуклонно росла и американская помощь своему французскому союзнику. Американская помощь французам в 1953 г. возросла до 385 млн долл., покрывая 60% военных расходов Франции в Индокитае.

Отчаянная попытка нового командующего французскими войсками во Вьетнаме - генерала Анри Эжена Наварра - перейти в наступление в долине Дьенбьенфу (ноябрь 1953 г.) завершилась катастрофой. Французские войска потерпели полное поражение.

Следует отметить, что не только СССР, но и другие великие державы исходили из того, что конфликт в Индокитае затянулся, и необходимо мирное решение. Так, к 1954 г. в Лондоне были твердо уверены в необходимости скорейшего мирного урегулирования: бесконтрольная эскалация конфликта угрожала британским интересам в Индии, Бирме и Малайе. Великобритании была нужна некоммунистическая буферная зона в виде Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, которая отделяла бы страны Британского Содружества от коммунистических режимов, и поэтому раздел Вьетнама, с английской точки зрения, был бы наилучшим вариантом.

После сокрушительного поражения французских войск под Дьенбьенфу (май 1954 г.) в Париже также начали склоняться к мирному решению индо- китайской проблемы. Новый французский премьер, Пьер Мендес-Франс, обещал, что соглашение по Индокитаю будет достигнуто через четыре недели после его прихода к власти (т.е. к 20 июля 1954 г.). При этом правительство П. Мендес-Франса исходило из того, что раздел Вьетнама на северный (коммунистический) и южный (некоммунистический) будет лучшим решением.

Наконец, в Пекине также считали раздел Вьетнама и нейтрализацию Камбоджи, Лаоса и Южного Вьетнама наилучшим вариантом урегулирования ситуации в Индокитае.

Таким образом, в ходе Женевской конференции министров иностранных дел СССР, КНР, США, Великобритании, Франции, а также других заинтересованных государств по мирному урегулированию в Корее и Индокитае (26 апреля - 21 июля 1954 г.), был фактически оформлен, выражаясь языком коммунистической пропаганды, "империалистический сговор" четырех старых колониальных держав - России, Англии, Франции и Китая - по разделу сфер влияния в Индокитае. При этом не имело ровным счетом никакого значения, что некоторые из присутствовавших в Женеве дипломатов называли себя "коммунистами": В. М. Молотов и Чжоу Эньлай сумели быстро найти общий язык с такими "акулами империализма", как Э. Иден и П. Мендес-Франс. И этот общий язык был языком классической дипломатии XIX в. с такими понятиями, как "буферные зоны", "сферы влияния", "жизненно важные интересы", и т.п.

Действия советской дипломатии накануне и в ходе конференции, представляются совершенно безупречными. Во-первых, МИД СССР добился предварительного согласования с КНР и Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ) общей позиции на предстоящей конференции, и на всем ее протяжении советская делегация поддерживала самые тесные связи и контакты с делегациями своих союзников. Во-вторых, Москве удалось наладить взаимопонимание с Лондоном и Парижем, которые, как уже было сказано, также были заинтересованы в мирном урегулировании в Индокитае. Наконец, советской дипломатии удалось добиться полной изоляции Соединенных Штатов в Женеве, и досрочный отъезд с конференции государственного секретаря США Дж. Ф. Даллеса стал, бесспорно, свидетельством полного дипломатического фиаско Вашингтона с его непримиримой антикоммунистической позицией.

В целом Женевская конференция стала большой внешнеполитической победой Москвы: в Советском Союзе хорошо понимали, что кризис

в Юго-Восточной Азии может перерасти в мировой конфликт с непредсказуемыми последствиями. Женевские соглашения отодвинули эту опасность, по крайней мере, на время. Москва поддержала своих вьетнамских союзников и обеспечила Хо Ши Мину территорию, которая могла стать ядром нового коммунистического государства в Азии, тесно связанного с социалистическим содружеством. СССР также вывел из изоляции другого своего союзника, коммунистический Китай, и ввел Пекин в клуб великих держав, увеличив тем самым внешнеполитические возможности КНР.

А вот США оказались на конференции в отнюдь не блестящей изоляции; потратив более 4 млрд долл, на помощь Франции в войне в Индокитае, они остались у разбитого корыта. Чтобы компенсировать последствия этого провала, в Маниле 8 сентября 1954 г. был подписан договор о создании Организации Договора Юго-Восточной Азии - СЕЛТО (от англ. South-East Asia Treaty Organization). В этот блок вошли США, Англия, Франция, Пакистан, Филиппины, Таиланд, Австралия и Новая Зеландия. В зоне ответственности СЕАТО оказался и Индокитай. Положения договора были достаточно туманны и подлежали различной трактовке.

Филиппины. 4 июля 1946 г. США предоставили независимость Филиппинам. В то же время Соединенные Штаты сохраняли ведущие позиции в экономике страны; на архипелаге сохранялись крупнейшие американские военные базы (Субик-Бей и Кларк-Филд). В марте 1947 г. было подписано американо-филиппинское Соглашение о взаимной помощи, которое легализовало американское военное присутствие в стране. Однако вплоть до начала 1950-х гг. власти Филиппин не могли подавить повстанческое движение Хукбалахап на острове Лусон.

Малайзия. Капитуляция Японии привела к возвращению в Малайю англичан. Однако планы Лондона сохранить систему колониального управления страной столкнулись с решительным сопротивлением со стороны малайцев.

В июле 1946 г. под нажимом со стороны малайских политических организаций колониальным властям пришлось согласиться на создание Малайской федерации с существенными элементами автономии и самоуправления. Значительная часть партий и организаций Малайи приняла эти реформы. Однако коммунистическая партия Малайи выступила против них и начала вооруженную борьбу.

На протяжении нескольких лет в стране бушевала гражданская война, в ходе которой силы вооруженного сопротивления реформам постепенно иссякали. Тем временем в легальной политической жизни Малайзии шел процесс консолидации антиколониальных сил. В 1957 г. была провозглашена независимость Малайи, а в сентябре 1963 г. Федерация Малайзия.

Выводы

"Холодная война" в Азии существенно отличалась от "холодной войны" в Европе. В Азии коммунисты не были марионетками Москвы; вооруженные конфликты были не угрозой, а реальностью. Неспособность "сверхдержав" надежно контролировать обстановку в регионе вынуждала их относиться к Восточной Азии с повышенным вниманием. Динамично

развивающаяся военно-политическая ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе рассматривалась Вашингтоном через призму "сдерживания коммунизма"; именно это обстоятельство стало причиной прямого вооруженного вмешательства США в гражданские войны в некоторых странах региона, включая Корею и Вьетнам.

Вторая мировая война, оказавшая большое влияние на все стороны жизни, способствовала дальнейшему развитию борьбы народов колониальных и зависимых стран за свое освобождение. Победа демократических сил над фашизмом, главную роль в которой сыграл СССР, плодотворно повлияла на развертывание национально-освободительного движения в Азии, Африке и Латинской Америке. После второй мировой войны наступила новая эра в борьбе народов за освобождение. Колониальная система начала распадаться.

В конце Второй мировой войны вИндокитае, Индонезии, Малый развернулось массовое национально-освободительное движение против японских оккупантов и колонизаторов.

Факторы, которые влияли на ход национально-освободительное движение в регионе

1. Борьба против японских захватчиков в годы Второй мировой войны.

2. Гражданская война в Китае, победа в ней коммунистов.

3. Начало «холодной войны ».

4. Стремление бывших метрополий восстановить свои колониальные владения в регионе (Франция, Англия. Голландия).

К моменту окончания II Мировой войны колонии Азиатского региона уже были охвачены национально-освободительным движением . В результате японской оккупации Бирмы, Малайи, Индонезии, Индокитая и Филиппин были ликвидированы европейские и американские колониальные органы власти. Местное население, создав вооружённые партизанские отряды и целые армии, вели борьбу сначала с оккупантами, а затем и с метрополиями.

Особенно широкий размах движение приобрело во Вьетнаме , входившем в состав французского Индокитая .

Во время августовской революции 1945 г. повстанцы во главе с Хо Ши Мином разоружили японский гарнизон и свергли власть марионеточного правительства императора Бао-Дай .

2 сентября 1945 г. , в день капитуляции Японии, Национальный комитет освобождения , возглавляемый компартией, провозгласил независимость Вьетнама , первым президентом которого стал Хо Ши Мин .

Не желая мириться с потерей колонии и властью коммунистов, французское правительство встало на путь силовых методов, развязав самую изнурительную и кровопролитную из всех колониальных войн, длившуюся с 1946 по 1954 гг. В ходе этой войны, названной в истории «грязной войной », французские колонизаторы широко использовали пытки, убийства и массовые репрессии против мирного населения, что лишь усиливало сопротивление.

К 1954 г. французские войска оказались в окружении в районе Дьенбьенфа , что побудило Париж обратиться за помощью к США. Однако американское предложение использовать атомное оружие французов не устроило, т.к. в результате подобной акции пострадал бы и окружённый французский корпус.



После 2-месячной блокады французский гарнизон во Вьетнаме капитулировал , а в июне 1954 г. на совещании министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета Безопасности иДемократической Республики Вьетнам (ДРВ) в Женеве было подписано соглашение о прекращение военных действий в Индокитае и разделе территории Вьетнама по 17 параллели .
Впоследствии на всей территории Вьетнама планировалось провести демократические выборы, но это решение, как и в Германии и в Корее, не было выполнено.

Во Вьетнаме возникло 2 государства: опирающийся на западную помощь Южный Вьетнам со столицей Сайгон , и коммунистический ДРВ со столицей Ханой .

17 августа 1945 г. о независимости объявила голландская Индонезия , первым президентом которой стал лидер Национальной партии Сукарно .

В английской Бирме Япония многими была расценена как союзник в борьбе за независимость. В 1941 г. здесь была создана Армия независимости Бирмы во главе с Аун Саном , сотрудничавшим с японцами. Однако, осознав, что японцы стремятся сохранить контроль над Бирмой даже после провозглашения в 1943 г. её независимости, Аун Сан изменяет свои взгляды. В 1944 г. была созданаАнтифашистская лига народной свободы , которая в марте 1945 г. подняла против японцев восстание. Послевоенные попытки англичан сохранить контроль над колонией провалились и в 1947 г. Бирма обрела независимость, а первым главой правительства стал Аун Сан.

Расширение антиколониального движения крайне обеспокоило метрополии, заставив их активизироваться.

Англия , как самая крупная колониальная держава, пошла по пути предоставления колониям прав доминиона , преобразовав империю в Британское содружество наций . Доминионы получали самоуправление и формальное равенство в союзе, сохраняя свое подданство британской короне.



По похожему пути пошла и Франция , провозгласив образование со своими колониями Французского союза .

Однако не все колонии удовлетворились данными уступками, заставляя метрополии либо признать их независимость, либо начать полосу колониальных войн .

15 августа 1947 г. Англия объявила о разделе Индии по религиозному признаку на 2 государства: индуистскую Индию и исламский Пакистан , и предоставлении им права доминиона .
Первым главой новой Индии стал выдающийся деятель индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру .
Главой Пакистана стал лидер Мусульманской лиги Лиакат Али Хан .

И Индия и Пакистан оказались очень сложными государственными образованиями, имеющими множество проблем и противоречий, наиболее острыми из которых были религиозные и территориальные.

Индия на своем начальном этапе была союзом, состоящим из княжеств. Причем со времен завоеваний Великих Моголов княжеская аристократия, в большинстве своем, исповедовала ислам и тяготела к Пакистану. Население же, преимущественно, было индуистским, что и предопределило принадлежность княжеств.

Продолжала активно влиять на развитие доминионов и Англия, в 1948 г. предоставив право доминиона входившему в состав бывшей колонии Индии о. Цейлону (ныне Шри-Ланка) .

Пакистан, в свою очередь, состоял из двух частей – на востоке и западе от Индии, что в 1971 г. привело к отделению восточной части и провозглашении там государства Бангладеш .

Добившись самоуправления, правящие группы и население доминионов продолжило движение к полной независимости.
В 1950 г. Индия отказалась от статуса доминиона и провозгласила республику, в 1956 г. подобный шаг сделал Пакистан .

США , добившиеся в результате разгрома Японии преобладания в тихоокеанском регионе, в отношениях со своими колониями больше заботились о сохранении своего военного влияния в регионе. Предоставляя колониям независимость, американцы стремились сохранить свои военные базы.

Так, предоставив в 1946 г. независимость Филиппинским о-вам , Вашингтон заключил с филиппинским правительством ряд соглашений, позволяющим сохранить на островах военно-морские базы США, и предоставляющие американцам экономические привилегии.

Добившиеся независимости бывшие колонии составили особую группу так называемых развивающихся стран или стран «третьего мира ». Их связывало много общего: отсталость в развитии, зависимость от иностранного капитала, отсутствие перерабатывающей промышленности. Но главное, все они были подвержены страху перед возможной потерей независимости.

В политическом плане у бывших колоний очень велик был авторитет СССР, как главного поборника свободы и н езависимости колоний, но экономически они были тесно связаны с бывшими метрополиями. Это и побуждало их искать новые подходы во взаимоотношениях с Западом.

Бывшие метрополии также понимали, что только экономическими связями можно сохранить свое влияние в молодых государствах, и избежать их чрезмерного сближения с СССР. Стремясь сохранить свои завоевания страны «третьего мира» пошли по пути единства целей и действий в борьбе за свободу.

В июне 1954 г. премьер-министр Индии Джавахарлал Неру и премьер Госсовета КНР Джоу Эньлай провозгласили «Пять принципов мирного сосуществования », ставшие стержнем для всех взаимоотношений бывших колоний с более развитым миром:

взаимное уважение территориальной целостности и суверенитета;

ненападение;

невмешательство во внутренние дела друг друга;

равенство и взаимная выгода;

мирное сосуществование.

В 1955 г. эти «Пять принципов » были одобрены конференцией 29 стран Азии и Африки в Бандунге (Индонезия) . Присутствующие страны выступили с резкой критикой расовой дискриминации и колониализма, заявляя о необходимости их скорейшего искоренения. Кроме того, была принята Декларация о содействии всеобщему миру и сотрудничеству , призывавшая к разоружению и запрещению атомного оружия.

Объединив свои усилия страны «третьего мира» рассчитывали добиться определенного влияния на мировую политику. Но экономическая отсталость и зависимость большинства из них от финансовых вливаний более развитых стран, не позволили им занять равное с другими странами положение. А дальнейшая история большинства бывших колоний изобилует межэтническим, религиозными и территориальными конфликтами, усиленными восточным фанатизмом и непримиримостью.

60. Рост национально-освободительной борьбы народов Африки и образование независимых государств.

ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА, ОКАЗАВШАЯ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ, СПОСОБСТВОВАЛА ДАЛЬНЕЙШЕМУ РАЗВИТИЮ БОРЬБЫ НАРОДОВ КОЛОНИАЛЬНЫХ И ЗАВИСИМЫХ СТРАН ЗА СВОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ. ПОБЕДА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ СИЛ НАД ФАШИЗМОМ, ГЛАВНУЮ РОЛЬ В КОТОРОЙ СЫГРАЛ СССР, ПЛОДОТВОРНО ПОВЛИЯЛА НА РАЗВЕРТЫВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ В АЗИИ, АФРИКЕ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКЕ. ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ НАСТУПИЛА НОВАЯ ЭРА В БОРЬБЕ НАРОДОВ ЗА ОСВОБОЖДЕНИЕ. КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА НАЧАЛА РАСПАДАТЬСЯ.

УПОРНУЮ БОРЬБУ С КОЛОНИЗАТОРАМИ ВЕЛИ НАРОДЫ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА.

Вслед за государствами Ближнего Востока борьбу против колонизаторов развернули страны Северной Африки.

В 50-е гг. независимости добилась итальянская Ливия, французские Ливан и Тунис , после 8-летней колониальной войны независимым стал Алжир .

Но к самым серьезным последствиям в ходе антиколониального движения мог привести «Суэцкий кризис » 1956 г.

В 1952 г. в Египте произошла антифеодальная и антиимпериалистическая революция.
Свергнув монархию, к власти в стране пришло патриотически-настроенное офицерство во главе с Гамалем Абдель Насером .
26 июля 1956 г. Насер объявил о национализации компании Суэцкого канала , в которой доминировал англо-французский капитал, с последующей компенсацией и гарантиями свободного прохода по каналу судов всех стран.

Подобная акция нанесла мощный удар по экономическим и политическим интересам Англии и Франции, что вызвало немедленную ответную реакцию.

В ночь на 30 октября 1956 г. ближневосточный союзник Англии Израиль вторгся в Египет и через Синайский п-ов устремился к Суэцкому каналу .
31 октября англо-французская авиация нанесла бомбовые удары по египетским городам.

Мировая общественность резко осудила эту агрессию, а Чрезвычайная сессия ООН 2 ноября приняла резолюцию с требованием прекращения огня.

Однако агрессора не отреагировали и на следующий день, 3 ноября высадили в Порт-Саиде свой десант. Египет не мог противостоять сразу трем столь мощным державам, но на его стороне выступил СССР .

5 ноября Москва потребовала немедленного прекращения военных действий и очищение Египта, заявляя о готовности оказать египетскому правительству военную помощь любым видом оружия.
Единственным, кто мог уравнять силы, были США , но американское правительство предпочло сохранить нейтралитет. Оно не желало из-за чужих интересов развязывать атомную войну с СССР и, кроме того, ослабление позиций Англии и Франции на Ближнем Востоке привело бы к усилению в этом регионе американских позиций.

«Суэцкий кризис » завершился выводом из Египта англо-франко-израильских войск. И уже в январе 1957 г. правительство президента США Д.Эйзенхауэра провозгласило доктрину, согласно которой именно США призваны заполнить «вакуум силы », образовавшийся на Ближнем Востоке.

Конституция Франции 1958 г. предусматривала новый вариант объединения - так называемое Сообщество, куда вошли 17 африканских колоний, получивших местную автономию. Остальные территории сохранили прежний статус. Статья 77 Конституции провозглашала самоуправление и "свободное распоряжение собственными делами" государств, входящих в Сообщество. Вместе с тем, согласно ст. 78, из компетенции отдельных членов Сообщества были изъяты внешняя политика, оборона, денежная система и некоторые другие важнейшие области государственной жизни. Президент Франции, являвшийся и президентом Сообщества, был представлен в каждом государстве Сообщества верховным комиссаром, наблюдавшим за деятельно­стью местной администрации. В Конституции предусмат­ривалась возможность изменения статуса государства - члена Сообщества на основании решения законодательного собрания этого государства с последующим подтверждени­ем такого решения на местном референдуме. С соблюдени­ем этих условий государство - член Сообщества могло стать независимым и выйти из объединения. Однако в 1958 г. толь­ко в Гвинее удалось на референдуме добиться отклонения Конституции 1958 г. и завоевания независимости мирным путем.

На протяжении двух десятилетий после второй миро­вой войны распад колониальных империй в основном за­вершился. В конце 40-х гг. завоевали независимость круп­нейшие колонии Южной и Юго-Восточной Азии, в 50-х гг. - большинство стран Среднего Востока. В конце 50-х - начале 60-х гг. произошел распад колониальной системы в Африке. Последние крупные колонии в Африке, принадлежавшие Португалии, освободились в 70-х гг. XX в., а в 1990 г. был реализован план ООН по предоставлению независимо­сти Намибии.

Вопрос о путях развития, типологии освободившихся государств является одним из самых сложных как в политическом, так и научном плане. В условиях раскола мира на две социально-политические системы освободившиеся или "развивающиеся" страны обычно зачислялись в так назы­ваемый "третий мир", который стоял перед выбором двух альтернативных путей развития - капиталистического или некапиталистического. Следует отметить, что этот выбор в гораздо большей степени определялся идеологической и внешнеполитической ориентациями правящих группировок этих стран, нежели объективными условиями их развития.

Таким образом, в подавляющем большинстве стран не­зависимо от "ориентации" сложились, как правило, автори­тарные политические режимы с характерной концентраци­ей власти в руках главы государства, особой ролью армии, слиянием партийного и государственного аппарата, сверх­централизацией государственной структуры, отсутствием единой системы представительных органов власти и пр.

Всем развивающимся странам было присуще также выдвижение государства на ведущую роль в общественной жизни, усиление его регулирующих функций, которые ох­ватывали все сферы жизни общества.

Тотальное вмешательство государства в общественную жизнь как средство модернизации общества тем не менее не смогло решить важных проблем социально-экономиче­ского развития новых, освободившихся стран. В конце XX в. продолжала возрастать их зависимость от мирового капи­талистического хозяйства, а внешняя задолженность веду­щим западным странам превратилась в одну из глобальных проблем современности. Углубляется неравномерность развития освободившихся стран. Если “новые индустриальные” и некоторые нефтедобывающие страны Азии (Южная Корея, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Саудовская Аравия, Кувейт) набрали темпы экономического роста, то ряд других государств Азии и Африки переживает стагнацию и даже деградацию своей экономики. В последнее время многие развивающиеся страны заявили об отказе от авторитарных моделей развития, начали вводить в экономическую струк­туру и политическую надстройку различные элементы, до­казавшие свою эффективность и общечеловеческую значи­мость (равноправие форм собственности, рыночные отно­шения, многопартийность, парламентаризм и т. п.).

Ликвидирован режим апартеида в ЮАР, в 1994 г. там была принята временная Конституция. В начале 90-х гг. в странах Африки принято более 30 новых конституций, пре­дусматривающих разделение властей, существование не­скольких партий, юридические гарантии прав человека. Однако ситуация во многих странах продолжает оставаться нестабильной, новые институты не могут укрепиться, дей­ствуют зачастую неэффективно. В меньшей степени ука­занные перемены затронули страны Азии, хотя в некото­рых из них были ликвидированы авторитарные режимы (Филиппины, Южная Корея и др.).

Ливия входила в состав Османской империи в качестве двух административных единиц: историческая область Феззан была частью вилайета Триполи, а Киренаика была одноименным санджаком.

18 октября 1912 г. между Османской империей и Италией был подписан У ши-Лозаннский договор, согласно которому турки передавали суверенные права на Триполитанию и Киренаику Италии, но сохраняли религиозную юрисдикцию над жителями этих областей, поскольку османский султан был еще и халифом, т.е. духовным главой всех мусульман-суннитов.

Ливийцы не признали Уши-Лозаннский договор и начали борьбу против итальянских колонизаторов, которые в свою очередь сначала надеялись, что ливийцы встретят их как долгожданных освободителей от османского гнета.

В годы Первой мировой войны Италия была занята военными действиями в Европе, что не позволяло ей проводить успешную колонизацию Ливии. Однако восстание племен, начавшееся в Ливии в 1915 г., спасло итальянский колониализм от полного поражения.

В 1917 г. в городе Акраме было подписано соглашение между главой суфийского ордена ас-сенуси, будущим королем Ливии Идрисом, и итальянцами о прекращении военных действий в Киренаике и установлении там двух зон контроля - сенуситской и итальянской - со свободой передвижения местных жителей между ними.

Подписание соглашения 1917 г. способствовало объединению патриотических сил Киренаики. В октябре 1919 г. итальянцы были вынуждены ввести в этой области «Основной закон», наделявший племена внутренних районов Киренаики правом самоуправления. Аналогичный закон был принят и для Тринолитании, однако там его реализации помешала сложная внутриполитическая ситуация, выходом из которой стало провозглашение 16 ноября 1918 г. Триполитанской Республики, управлявшейся советом из четырех человек.

В апреле 1919 г. в Эз-Зайтуне между Триполитанской Республикой и Италией было подписано соглашение о прекращении военных действий и заключении мира. Соглашение, однако, не было реализовано, в первую очередь вследствие разногласий внутри «квартета» руководителей Триполитанской Республики.

Создание элементов государственности в Триполитании и Киренаике и их стремление активизировать антиколониальную борьбу привели к сближению двух областей. 21 января 1922 г. в Сирте между ними был подписан Национальный пакт, предусматривавший совместную борьбу против итальянцев. Это соглашение стало важным шагом на пути достижения общенационального единства. Однако 3 марта 1922 г. Триполитанская Республика заключила сепаратное перемирие с Италией и начала с ней переговоры.

В ходе переговоров триполитанцы быстро осознали ошибочность своих действий, поэтому уже в апреле 1922 г. они направили в Киренаику официальную делегацию, которая предложила главе ордена сенуситов Идрису стать эмиром Триполитании. Идрис дал свое согласие только в ноябре 1922 г., желая оттянуть момент неизбежного столкновения с итальянцами.

В том же 1922 г. в Италии к власти пришли фашисты, которые уже в 1923 г. начали проводить политику жестокого подавления национально- освободительного движения в Ливии.

К 1924 г. сопротивление триполитанцев начало ослабевать вследствие разногласий между лидерами отдельных районов. Сильные очаги сопротивления сохранялись до 1928 г. лишь в Сиртике и Гибле. В 1930 г. итальянцы взяли под свой полный контроль Феззан. В Киренаике, благодаря героизму шейха сенуситов Омара аль-Мухтара и его сторонников, борьба с колонизаторами продолжалась до 1931 г. и пошла на убыль после казни аль-Мухтара итальянскими фашистами.

В годы Второй мировой войны Ливия стала ареной жестокого противоборства между итальянцами, пытавшимися вместе с немцами сделать страну плацдармом для оккупации Северной и Восточной Африки, и британцами, которые старались вытеснить из Ливии итальянцев и укрепить свои позиции в Северной Африке. Опорой Великобритании в Ливии был Идрис ас-Сенуси.

К концу 1940 г. итальянцы потеряли Киренаику в результате неудачной попытки оккупации Египта, а к началу февраля 1943 г. вся территория Ливии была освобождена от итало-германских войск.

По итогам Второй мировой войны Ливия была оккупирована Францией и Великобританией. В Феззане действовала французская администрация, а Триполитания и Киренаика были превращены в отдельные провинции, управляемые оккупационными администрациями. Между двумя историческими областями Ливии были прерваны торгово-экономические связи, была ограничена свобода передвижения местного населения.

Британские колониальные власти поощряли трайбализм , сохранение и консервацию традиционных племенных отношений, восстанавливая институт племенных вождей, в котором усматривали свою опору в стране. В частности, Великобритания возлагала большие надежды на Идриса ас-Сенуси и орден сенуситов.

Трайбализм - форма социально-политического устройства обществ, основанная на представлении об особом, доминирующем значении своего племени, этноса, группы, его приоритетной роли в прошлом и настоящем, обычно сопровождаемая враждебностью по отношению к другим группам. Члены одного племени называют себя братьями, ревностно соблюдают узы солидарности, которые их охраняют или противопоставляют другим племенам всякий раз, когда целостности племени или интересам его членов что-нибудь угрожает.

В 1947 г. британцам удалось привести к власти Идриса, который пошел на предоставление Великобритании права иметь военные базы в Киренаике взамен на провозглашение Идриса королем Киренаики и всей Ливии.

В 1949 г. было оформлено самоуправление Киренаики. В феврале 1950 г. Франция, последовав примеру Великобритании, издала Положение о временном режиме. В соответствии с документом в Феззане было создано автономное правительство.

В 1947 г. между державами-победительницами и Италией был подписан мирный договор, согласно которому Италия отказывалась от всех прав на Ливию, однако Ливии не была предоставлена независимость. Под давлением США, желавших получить право пользования военным аэродромом в Меллахе, Великобритания согласилась передать Триполитанию под опеку Италии (соглашение Бевин - Сфорца от 7 мая 1949 г.). Киренаика на 10 лет становилась подопечной территорией Великобритании, а Фез- зан - Франции.

Раздел Ливии спровоцировал подъем национально-освободительных движений во всех трех областях. Их консолидированные действия при поддержке СССР привели к тому, что 21 ноября 1949 г. ГА ООН приняла резолюцию о предоставлении Ливии независимости не позднее 1 января 1952 г.

24 декабря 1951 г. Ливия была провозглашена независимым федеративным королевством, возглавляемым Идрисом ас-Сенуси. По форме государственного устройства она была конституционной монархией с двухпалатным парламентом.

В 1914 г. Великобритания объявила Египет своим протекторатом. В 1919 г. в стране началось антиколониальное восстание, ставшее первым на Арабском Востоке. Оно оказало огромное влияние на национально-освободительную борьбу народов Ближнего Востока и Магриба, хоть и окончилось поражением восставших.

В 1921 г. в Египте разразилось новое восстание, которое также было жестоко подавлено. Однако оно подтолкнуло Великобританию к выводу о необходимости признания независимости Египта.

  • 28 февраля 1922 г. британское правительство опубликовало декларацию об отмене протектората и признании Египта «независимым и суверенным государством». При этом Лондон сохранил права на оборону Египта и охрану имперских торговых путей, проходивших через территорию страны, и на «соуправление» Суданом. Британские оккупационные войска также оставались в стране. Таким образом, независимость Египта была формальной и неполной.
  • 19 апреля Египет был провозглашен конституционной монархией с двухпалатным парламентом.
  • 26 августа 1935 г. был подписан англо-египетский Договор о дружбе и союзе, провозглашавший прекращение оккупации Египта (английские войска оставались лишь в зоне Суэцкого канала). Несмотря на ряд положительных сторон договор в целом был неравноправным. Великобритания фактически сохраняла контроль над Египтом. Египет добился лишь отмены режима капитуляций, а также права на увеличение численности армии.

После окончания Второй мировой войны в Египте начался новый этап национально-освободительной борьбы. Египтяне выступали за отмену условий договора 1936 г. и вывод британских войск с территории страны.

Поражение арабов в войне 1948-1949 гг. против Израиля активизировало антиправительственную и антибританскую деятельность в Египте.

В июне 1950 г. начались англо-египетские переговоры о расторжении договора 1936 г., однако они ни к чему не привели. В этой связи 8 октября 1951 г. на рассмотрение египетского парламента были вынесены законопроекты о денонсации договора 1936 г. и двух соглашений 1899 г. с Англией о кондоминиуме над Суданом.

Кондоминиум - совместное владение, совместное управление одной и той же территорией двумя или несколькими государствами, осуществляемое по договору.

15 октября 1951 г. парламент единогласно утвердил оба законопроекта. Судан был объявлен неотъемлемой частью Египта. Таким образом, пребывание британских войск в Египте утратило легитимность.

Лондон не желал мириться с таким положением дел, поэтому решил расширить свою зону оккупации. Это привело к народным волнениям и началу партизанской войны египтян. Но вследствие эрозии политической системы монархического Египта борьба не приносила существенных результатов.

В ночь с 22 на 23 июля 1952 г. организация «Свободные офицеры» во главе с Гамалем Абдель Насером захватила власть в Каире.

«Июльская революция» 1952 г. по характеру была антимонархической, антиимпериалистической и антифеодальной. Она стала завершением длительной национально-освободительной борьбы Египта и началом его независимого развития.

  • 18 июня 1953 г. Египет был провозглашен республикой. Первым президентом страны стал генерал Мухаммед Нагиб.
  • 19 октября 1954 г. в Каире было подписано англо-египетское соглашение, в соответствии с которым британские войска должны были покинуть Египет в течение 20 месяцев с момента подписания документа. 13 июня 1956 г. завершился вывод британских войск из Египта, что ознаменовало окончание 74-летней оккупации Египта англичанами.
  • 23 июня 1956 г. была утверждена конституция Республики Египет, а президентом страны был избран Г. А. Насер.

Развитие национально-освободительной борьбы в Судане тесно связано с национально-освободительным движением Египта.

С 1899 г. Судан был англо-египетским кондоминиумом, хотя объем полномочий Египта был значительно меньше, чем у Англии.

В 1924 г. британцы, нарушив соглашение 1899 г., отстранили Египет от участия в управлении Суданом. Кондоминиум был восстановлен только в 1936 г.

Подъем национально-освободительного движения в Судане, как и в большинстве колониальных стран, начался после Второй мировой войны и поражения в ней держав «оси». Летом 1951 г. по Судану прокатилась волна анти- британских выступлений, которые были жестоко подавлены.

После обнародования решения Египта о расторжении договора 1899 г. в Судане активизировались патриотические силы, призывавшие к бойкоту колониальных законов и распоряжений властей.

«Июльская революция» 1952 г. в Египте сильно подорвала позиции Великобритании в Судане. Правительство Г. А. Насера поставило перед Лондоном вопрос о ликвидации кондоминиума и пошло на предоставление суданцам права самим определять свой политический статус. В этих условиях Лондон был вынужден вступить в переговоры с Каиром.

12 февраля 1953 г. в Каире между Великобританией и Египтом было подписано соглашение о Судане, в соответствии с которым договор 1899 г. аннулировался. Судану предоставлялось право на самоуправление, а через три года он должен был получить независимость. В течение трехлетнего переходного периода власть в Судане должны были осуществлять генерал- губернатор и комиссия из представителей нейтральных и заинтересованных государств.

Генерал-губернатор всячески затягивал процесс передачи власти в руки суданцев. Подрывная деятельность Великобритании привела к тому, что Судан начал экономическое сближение с социалистическими государствами, а затем стал участником Движения неприсоединения.

В ответ Великобритания спровоцировала на юге Судана мятеж, переросший в расовую резню. Мятеж был подавлен суданскими национальными войсками, но он заложил основы для будущей гражданской войны между арабами-мусульманами Севера и негроидным христианским населением Юга.

Несмотря на все меры Великобритании пришлось уйти из Судана. В ночь с 31 декабря 1955 г. на 1 января 1956 г. Судан был провозглашен унитарной демократической республикой с коллективным главой государства.

Алжир, самая большая и значительная колония Франции в Африке, прошел сложный и долгий путь к независимости - с 1830 по 1962 г.

В XIX-XX вв. Алжир служил Франции плацдармом для колонизации остальной Африки. В годы Первой мировой войны Алжир был поставщиком кадров для вооруженных сил Франции. Именно тогда в Алжире начали вызревать патриотические силы, которые выступали против Франции и даже рассчитывали добиться независимости при помощи Германии и Османской империи.

Важной силой в национально-освободительном движении Алжира были улемы (мусульманские ученые), которые с 1931 г. выступали против ассимиляции алжирцев французами и вытеснения арабского языка. Антиколониальная деятельность улемов, пользовавшихся большим влиянием среди коренного населения, способствовала формированию национального самосознания алжирцев.

С началом Второй мировой войны Франция начала «закручивать гайки» в Алжире, запрещая партии одну за другой. После поражения Франции в июне 1940 г. коллаборационистское (сотрудничающее с оккупантами) «правительство Виши» допустило в Алжир Германию и Италию и позволило им выкачивать ресурсы из страны.

В ноябре 1942 г. войска союзников высадились в Северной Африке и быстро заняли территории Алжира и Марокко. К маю 1943 г. Алжир был полностью освобожден от итало-германских войск, а в июне 1943 г. был образован Французский комитет национального освобождения (ОКНО) во главе с генералом Ш. де Голлем.

В 1942-1943 гг. представители патриотических сил Алжира направили французским властям ряд документов, содержащих требование предоставить Алжиру право на самоопределение. Однако ФКНО отверг это требование, согласившись только на предоставление полных прав французских граждан верхушке алжирского общества (ордонанс от 7 марта 1944 г.).

В мае 1945 г. в Алжире вспыхнуло крупное восстание, подавленное французскими колониальными властями ценой жизней нескольких десятков тысяч демонстрантов. Майское восстание показало, что Франция не «отпустит» Алжир без борьбы.

В сентябре 1947 г. парламент Франции утвердил Статут Алжира, который фактически сохранял колониальный режим в стране, поскольку законы, действовавшие в Алжире, принимались французским правительством. Таким образом, в 1948-1954 гг. в Алжире наблюдался кризис, вызванный систематическими нарушениями Францией Статута, дискриминацией алжирцев в социально-экономической сфере и политическими репрессиями.

  • 1 ноября 1954 г. по всему Алжиру вспыхнули аитифранцузские восстания, положившие начало войне за независимость 1954-1962 гг. Франция, пользуясь поддержкой НАТО, продолжала кровавое «умиротворение» Алжира, не желая выпустить из своих рук богатства этой страны - нефть и газ.
  • 19 сентября 1959 г. генерал де Голль, возглавивший Францию в 1958 г., признал право алжирцев на самоопределение, на что французы, проживающие в Алжире, отреагировали попыткой мятежа, имевшей место в январе 1960 г. Де Голль был вынужден учесть недовольство алжирских французов, предложив Алжиру внутреннюю автономию при сохранении за Францией полного контроля над его внешней политикой, экономикой, финансами и обороной. Алжир не был согласен на это, и война продолжилась.

Лишь 18 марта 1962 г. в Эвиане было подписано франко-алжирское соглашение о прекращении военных действий, а 1 июня 1962 г. в Алжире был проведен референдум, в котором 99% голосов было отдано в поддержку независимости страны.

Режим французского протектората в Тунисе был оформлен двумя документами: Бардоским договором 1881 г. и Ла-Марсской конвенцией 1883 г. В соответствии с документами вся полнота власти в Тунисе перешла в руки французской колониальной администрации во главе с генеральным резидентом Франции в Тунисе.

Национально-освободительное движение в Тунисе активизировалось после Первой мировой войны, ведущую роль в нем играла национальная буржуазия, представленная партией Дустур, а с 1934 г. - Новый Дустур во главе с Хабибом Бургибой. Бургиба выступал за предоставление Тунису «внутренней автономии».

Накануне Второй мировой войны Новый Дусгур развернул антиколониальное движение сопротивления, по всему Тунису была создана сеть подпольных организаций.

В годы Второй мировой войны Тунис страдал от политики «правительства Виши»: в стране была восстановлена цензура, ограничены демократические свободы, началось преследование деятелей Нового Дустура и других антиколониальных партий.

В 1942 г. началась итало-германская оккупация Восточного и Южного Туниса, а Западный Тунис находился под контролем англо-американских войск. Только в марте 1943 г. союзникам удалось изгнать итало-германские войска и их ставленников из оккупированных регионов Туниса.

После войны национально-освободительная борьба тунисцев продолжилась. В 1951 г. в стране прошла стачка протеста, на которую французские власти отреагировали арестами активистов национально-освободительного движения, вооруженным подавлением выступлений, а также восстановлением цензуры печати.

Одним из инструментов антиколониальной борьбы в Тунисе была партизанская война («феллагизм», от «феллага», как именовали партизан- «бандитов» французы).

В 1952 г. в связи с обострением обстановки в Тунисе тунисская проблема была вынесена на обсуждение Генеральной Ассамблеи ООН, хотя и там ни к какому значимому решению прийти не удалось.

31 июля 1954 г. премьер-министр Франции П. Мендес-Франс объявил о даровании Тунису статуса «внутренней автономии», который был подтвержден франко-тунисскими соглашениями от 3 июня 1955 г.

Соглашения 1955 г. позволили безболезненно осуществить переход к независимости. 20 марта 1956 г. в Париже был подписан протокол о признании Францией независимости Туниса. Таким образом, режим протектората был ликвидирован.

Протекторат Франции над Марокко был установлен в 1912 г. Области Риф, Джибала и анклав Ифни были переданы Испании и управлялись из Мадрида.

В 1923 г. крупный морской порт Танжер в результате острой борьбы между Францией, Испанией и Великобританией был объявлен международной зоной с режимом постоянного нейтралитета. Ему была предоставлена законодательная и административная автономия.

Национально-освободительное движение в Марокко носило характер вооруженной борьбы, в которой далеко не последнее место занимали берберские племена. В 1921 - 1926 гг. существовала независимая Республика Риф, созданная берберами рифских племен. Борьба против Республики Риф привела к серьезным потерям среди французов и испанцев.

После разгрома Республики Риф Франция продолжила вооруженное «усмирение» Марокко. Захват страны проводился руками иностранных легионеров, алжирских, тунисских и сенегальских стрелков. Сопротивление племен было сломлено в 1934 г., и тогда национально-освободительная борьба переместилась на улицы марокканских городов.

Французы, пытаясь не допустить сплочения марокканцев, использовали берберов в качестве проводников своих интересов. Поощряя, с одной стороны, берберский национализм, а с другой - «встраивая» берберов в свою систему образования и приглашая их к себе на службу, французы сеяли вражду между арабским и берберским населением Марокко.

В межвоенный период испанское Марокко стало прибежищем итало- германской агентуры, а после начала гражданской войны в Испании Германия и Италия установили полноправный контроль над испанским Марокко.

После оккупации Франции А. Гитлером в 1940 г. в Марокко установилась власть «правительства Виши», которое допустило включение Танжера в состав испанского Марокко. Танжер был возвращен под суверенитет Марокко в 1945 г. на Парижской конференции держав-победительниц.

В ноябре 1942 г. англо-американские войска высадились в Северной Африке, что привело к разрыву связей между метрополией и протекторатом.

После войны Франция столкнулась с соперничеством США в Марокко. Некоторые силы внутри национально-освободительного движения, в частности султан Мухаммед бен Юсуф и его сторонники, рассчитывали, что франко-американское соперничество облегчит получение Марокко независимости.

С 1947 г. национально-освободительное движение в Марокко опиралось на Лиг}" арабских государств как выразительницу и защитницу общеарабских интересов.

В декабре 1952 г. марокканский вопрос был поставлен на повестку дня ГА ООН, однако вследствие действий западных держав это ни к чему нс привело.

В августе 1953 г. ведомые Францией антисултанские силы организовали государственный переворот в Марокко. Их целью было низложить султана Мухаммеда бен Юсуфа, который был значимой фигурой, символом национально-освободительной борьбы марокканцев против французского колониализма. В результате переворота на престол взошел двоюродный брат Мухаммеда бен Юсуфа - Мухаммед бен Арафа, а Мухаммед бен Юсуф был выслан на Корсику, а затем - на Мадагаскар.

Новый султан подписал все предложенные Францией указы, урезавшие и без того ничтожные полномочия монарха.

Государственный переворот вызвал шквал народного возмущения по всей стране; марокканцы не признали нового султана и продолжили называть Мухаммеда бен Юсуфа своим повелителем. Администрация испанской зоны также не признала результаты переворота.

Свержение Мухаммеда бен Юсуфа только разожгло национально-освободительную борьбу в Марокко, что привело к кризису французской колониальной политики. Народные волнения 1954-1955 гг. вынудили Париж начать переговоры с лидерами антиколониальных сил Марокко. Была достигнута договоренность о низложении Мухаммеда бен Арафы и формировании национального правительства.

  • 30 октября 1955 г. Мухаммед бен Арафа официально отрекся от престола в пользу Мухаммеда бен Юсуфа, а 5 ноября Париж официально признал Мухаммеда бен Юсуфа законным султаном Марокко.
  • 16 ноября 1955 г. состоялось триумфальное возвращение Мухаммеда бен Юсуфа в Марокко.
  • 2 марта 1956 г. по итогам франко-марокканских переговоров были подписаны заявления и протокол о признании Францией независимости Марокко.
  • 5 апреля 1956 г. независимость Марокко официально признала Испания, а 7 апреля был подписана декларация о независимости Марокко. Однако вопрос о статусе приморских городов Сеута и Мелилья так и не был урегулирован.
  • 29 октября 1956 г. был отменен международный статус Танжера, город перешел под юрисдикцию Марокко.

Таким образом, Марокко спустя 44 года борьбы обрело независимость, султан Мухаммед бен Юсуф принял титул короля и стал именоваться Мухаммедом V.