Почему магеллан. Интересные факты Фернана Магеллана. Магеллана: ожидаемые экономические выгоды

Португальский мореплаватель Фернан Магеллан вошел в историю как первый человек, которому удалось совершить кругосветное путешествие. Он стал первым европейцем, которому удалось переплыть из Атлантического океана в Тихий, и таким образом доказать наличие единого и неделимого Мирового океана.

Краткая биография

Будущий мореплаватель появился на свет в 1480 году в небольшом португальском городке Понти-да-Барка. Будучи потомком знатного, но обедневшего дворянского семейства, в отроческие годы Фернан служил пажом при королевском дворе.

В 1505 году Фернан поступил на службу на флот, и в течение последующих пяти лет верой и правдой служил своему королю в Восточной Африке. Его планы вернуться на родину не смогли сразу осуществиться из-за начавшихся военных сражений в Индии, в которых Магеллан принял участие. За проявленную отвагу он получил звание офицера, и после полученных тяжелых ранений был отозван в Португалию.

Рис. 1. Фернан Магеллан.

Из-за сильной хромоты, вызванной ранением в Индии, Магеллан был вынужден подать в отставку. Он мечтал снарядить экспедицию к родине пряностей - Молуккским островам, однако португальский король отказал ему. Оскорбленный незаслуженной несправедливостью и отсутствием признания, Магеллан переехал в Испанию.

Подготовка к экспедиции

В Севилье Магеллану удалось добиться расположения молодого короля Карла I и убедить его снарядить корабли к Молуккским островам, сулящим большую прибыль. Король назначил опытного мореплавателя главнокомандующим флотилией, главная цель которой был поиск морского пути к заветным островам с запада.

Экспедиция, которая стала делом всей жизни Магеллана, включала в себя 265 человек и 5 судов. Стоит отметить, что все корабли отличались слабой маневренностью, скромными размерами и плохой оснащенностью. У Магеллана не было географических карт и надежных навигационных приборов, за исключением компаса и песочных часов.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана

В плавание экспедиция отправилась 20 сентября 1519 года, взяв курс на Канарские острова. Далее маршрут пролегал через Бразилию на юг вдоль побережья Южной Америки. Перед мореплавателем стояла непростая задача - отыскать проход в Южное море. При этом флотилия передвигалась лишь днем, чтобы ночью в темноте ненароком не пропустить этот проход.

Во время вынужденной зимовки, которая затянулась на 4 месяца, на трех кораблях поднялся мятеж. Магеллану удалось подавить восстание, отдав приказ убить капитанов-бунтарей. В этот же период флотилия потеряла один корабль, который во время разведки разбился о подводные скалы.

Лишь в октябре 1520 года Магеллану удалось достичь своей цели и отыскать едва заметный вход в пролив, который в дальнейшем был назван Магеллановым. Пройдя опасный узкий пролив, мореплаватели оказались в водах неизвестного моря. Это был Тихий океан, который был так назван Магелланом благодаря удивительно спокойной погоде, царившей во время всего путешествия.

Рис. 2. Тихий океан.

Спустя сто дней плавания по Тихому океану флотилия достигла острова Гуам, а вскоре Магелланом был обнаружен Филиппинский архипелаг.

Запугав местное население, мореплаватель заставил подчиниться их испанскому королю и принять христианство. В 1521 году Фернан Магеллан трагически погиб в одной из стычек с туземцами. В Испанию смог вернуться лишь один корабль, на борту которого осталось в живых только 17 матросов. Его капитан получил все почести и славу, в то время как главнокомандующий флотилией был незаслуженно забыт.

Однако значение путешествия Магеллана трудно было переоценить. Он не только отыскал западную дорогу к Молуккским островам, но и совершил важнейшее открытие, изменившее мировоззрение миллионов людей и доказав, что Земля - круглая.

Великим путешественником, впервые в мире совершившим кругосветное путешествие, был португалец . Родился он в Португалии в 1480 году, в семье знатного, но обедневшего рыцаря. С детских лет Магеллан мечтает о море, о дальних странствиях и удивительных открытиях. В 25 лет он нанимается на корабль, направляющийся в Индию, здесь он стремится освоить все корабельные профессии. До 1513 года он побывал в разных странах, участвовал в различных военных сражениях. Во время одной из военных экспедиций в Северной Африке, направленной на подавление восстания в Марокко, Магеллан был ранен копьем в левое колено. Ранение оказалось серьезным, хромота осталась на всю жизнь. В Мозамбике он стал капитаном и в 1513 году Магеллан возвращается в Португалию.

Магеллан высказывает предположение, что на юге Южной Америки имеется пролив, который позволяет добраться до Молуккских островов западным путем и в 1517 году он представляет проект маршрута к этим островам португальскому королю. Однако, Мануэль I посчитал этот проект невыгодным для Португалии и отклоняет его. Оскорбленный Магеллан решает предложить свои услуги испанскому королю. Весной 1518 года Карл I — король Испании подписывает документ, согласно которому Испания выделяет из государственной казны средства на путешествие Магеллана, для чего были снаряжены пять кораблей с припасами на два года. Магеллан также получает титул наместника всех земель, открытых им и 20-ю часть дохода от них. Магеллану предстоит преодолеть много трудностей по набору команды — ведь в успехе путешествия никто не был уверен, сомневался даже сам Магеллан. Приходилось пресекать и раздоры на суднах, где португальцы сеяли смуту, а некоторые испанские моряки отказывались подчиняться ему, т.к. он был португальцем.

Наконец, 20 сентября 1519 года флотилия состоящая из пяти кораблей и 270 человек экипажа вышла из порта Сан-Лукар. Суда, пересекая Атлантический океан, шли юго-западным курсом и через три месяца достигли Южной Америки. Они продолжают продвижение на юг вдоль побережья, пытаясь найти пролив в Тихий океан. В конце марта 1520 года во время зимовки в бухте Сан-Хулиан измученный и недовольный экипаж трех судов поднимает мятеж. Магеллан быстро и жестоко подавляет мятеж, бунтовщиков высаживает на берег. Наконец, в октябре 1520 года флотилия находит пролив, известный сегодня, как Магелланов пролив, и в ноябре 1520 года они вышли в океан, названный Магелланом Тихим. Они проходят самую пустынную часть океана, где открыли лишь два необитаемых острова. В марте 1521 года ими были открыты Марианские острова.
Путешествие проходит в невероятно сложных условиях — на кораблях заканчивались запасы воды и провианта, некоторые моряки начали умирать от цинги. У Магеллана осталось лишь три корабля после того, как один корабль дезертировал в Испанию в октябре 1520 г., а другой — утонул.

Наконец, 16 марта 1521 года экспедиция прибыла до Филиппинских островов. Чтобы запастись водой и продовольствием, а также дать отдохнуть своим людям, Магеллан останавливается на необитаемом острове Хомонхон. Жители соседнего острова сообщают испанцам, что здесь находится много островов, они приносят им фрукты, вино, кокосовые орехи. Магеллан стремится покорить открытые земли, занимается грабежами деревень, вмешивается в местные распри. Он заключает союз с правителем одного из островов и совместными усилиями они организуют карательную экспедицию на остров Мактан. Магеллан лично принимает участие в этом походе и 21 апреля 1521 года погибает в стычке с туземцами. Здесь, на острове Мактан, ему установят памятник из двух кубов, которые венчает шар. Лишь один корабль «Виктория» с 17 членами экипажа на борту вернулся в Испанию в сентябре 1522 года. Так завершилось первое кругосветное путешествие под командованием Великого путешественника Фернандо Магеллана.

Спросите любого школьника, кто такой Магеллан, и он без запинки ответит, что это был великий мореплаватель и путешественник. Задайте вопрос тому же школьнику: «Что открыл Фернан Магеллан?», и опять услышите быстрый ответ: «Магелланов пролив!». Однако уже далеко не каждый скажет, что Магелланов пролив был только прелюдией к гораздо более значимому событию, стоящему в одном ряду с открытием Америки: знаменитый португалец первым вошел в Тихий океан и нанес его на карту (во всяком случае, ту небольшую часть, которую успел исследовать). Вспомним, как это было.

Человек, рожденный в свое время

То было время дерзких людей, не слишком отягощенных муками совести и моральными проблемами. Бесшабашные авантюристы, мало ценящие свою жизнь и еще меньше чужую, бороздили океаны и моря нашей планеты во всех направлениях. Однако, наверное, именно такие личности нужны были в эпоху великих походов и географических открытий. Фернан Магеллан, без сомнения, отвечал всем этим требованиям.

В 1480 году (20 ноября) в небольшом португальском городке Саброза произошло знаменательное событие, которому местные жители не придали никакого значения, – на свет появился будущий знаменитый мореплаватель, чье имя навсегда останется в истории человечества.

В 12 лет Фернан был отправлен к королевскому двору на пажескую службу, а в 25 – ушел в свое первое плавание. Семь бурных лет он провел в морских походах, приняв участие не в одном сражении. Потом была военная экспедиция к берегам Марокко с целью привести к покорности местного властителя. Там Магеллан был серьезно ранен в одной из многочисленных схваток. Память об этой ране осталась на всю жизнь в виде хромоты. Однако это ни на грамм не охладило горячего португальца. Неутомимый дух искателя приключений толкал его к новым путешествиям и открытиям.

Больше месяца продолжалось плавание по загадочному проливу. Счастливо избежав всех опасностей, неизбежных при прохождении таких мест, 28 ноября 1520 года поредевшая флотилия (в строю оставалось 4 корабля из 5) вышла на огромные водные просторы. Так было сделано одно из величайших географических открытий – был найден новый океан, который отважный мореплаватель окрестил Тихим – в честь хорошей погоды, сопутствующей морякам во время плавания в его водах.

Эпилог

Труден был путь домой. Всего 18 человек из 256 сумели вернуться на родной испанский берег. Через 3 года после отплытия, 6 сентября 1522 года, единственный уцелевший корабль («Виктория») вошел в порт Санлукар-де-Баррамеда.

Легендарного капитана не было среди выживших. Он погиб в межплеменной стычке на острове Гуам. Магеллан встал на сторону одного из вождей островных аборигенов и, как говорится, пал смертью храбрых в бою. Впрочем, для людей такого склада это естественный конец. Смерть в постели – не их вариант. Свершив все, что должно, великий командор закончил свой жизненный путь так, как ему и было положено, – в смертельной схватке с врагом.

В заключение можно сказать, что жизнь подобных личностей всегда была и будет примером для человечества. Мужество, отвага, непоколебимая сила духа – вот те качества, которые позволили этим людям подняться над толпой и совершить великие деяния.

П

осле того как Бальбоа открыл Южное море, испанцы стали очень подозрительно относиться к появлению в карибских водах португальских судов. Испанские власти на о. Эспаньола (Гаити) в конце 1512 г. получили от короля Фердинанда распоряжение «следить за несуществующим проливом» и захватывать любой корабль. Первым пострадавшим от этого приказа стал португальский капитан Иштеван Фроиш в 1512 г., охотившийся за рабами у северных берегов Южной Америки. Его каравелла требовала ремонта, и он решил подойти к берегам Эспаньолы. Здесь он сразу же был схвачен и со всей командой брошен в тюрьму. Сопровождающей Фроиша другой каравелле под командой уже знакомого нам Жуана Лижбоа удалось исчезнуть и благополучно добраться до Мадейры; затем, видимо, уже без опаски он зашел в испанский порт Кадис, где продал свой груз бразильского дерева. В порту или на Мадейре у него, как теперь говорят, взял интервью «корреспондент» маленькой газетки, выходившей в г. Аугсбурге. Лижбоа рассказал «журналисту», что где-то в Южной Америке существует длинный пролив, по которому можно пройти к «Восточным Индиям». Заметка об этом открытии, опубликованная не позднее 1514 г., сообщала, не упоминая имен и названий судов, о плавании «к реке Плате». Историки открытий в наши дни, считают, что И. Фроиш и Ж. Лижбоа достигли приблизительно 35° ю. ш., вошли в залив Ла-Плата, но не исследовали до конца - длина его 320 км - и потому приняли за пролив. Можно, следовательно, говорить, что они открыли побережье Южной Америки от 26° 15" ю. ш. до 35° ю. ш. на протяжении более 1,5 тыс. км.

Т

рудно сказать, знали ли испанцы о плавании Фроиша и Лижбоа, но точно известно, что король Фердинанд, в 1514 г. получивший известия об открытии Южного моря, решил направить на поиски пролива флотилию из трех кораблей. Ее командиром он назначил Хуана Диаса Солиса, ставшего с 1512 г. (после Америго Веспуччи) главным пилотом Кастилии. Солис отплыл не ранее 8 октября 1515 г., но не известно, где коснулся Южно-Американского материка, и, двигаясь вдоль уклоняющегося к юго-западу бразильского берега, у 35° ю. ш. достиг нового «Пресного моря». Затем он обогнул незначительный выступ (Монтевидео) и прошел на запад около 200 км, вероятно убежденный, что нашел проход в Восточный океан. Но открыл он устья двух больших рек - Параны и Уругвая. Солис высадился на берег в середине февраля 1516 г. и был там убит индейцами. Два судна его флотилии в сентябре того же года вернулись в Испанию. Позднее Магеллан назвал общее устье двух рек Рио-де-Солис (с середины XVI в. - Ла-Плата).

Проект Магеллана и состав его экспедиции

В

завоевании Индии и Малакки с 1505 по 1511 г. участвовал бедный португальский дворянин Фернан Магеллан - так его принято называть; подлинная же его фамилия - Магальянш.Он родился около 1480 г. в Португалии, в 1509 и 1511 гг. на португальских судах достигал Малаккии, а по С. Мориcону, даже «Островов пряностей» (о. Амбон). В 1512 - 1515 гг. он воевал в Северной Африке, где был ранен. Вернувшись на родину, он просил у короля повышения по службе, но получил отказ. Оскорбленный Магеллан уехал в Испанию и вступил в компанию с португальским астрономом Руй Фалейру , который уверял, что будто нашел способ точно определять географические долготы. В марте 1518 г. оба явились в Севилью в Совет ИндииУчреждение, ведавшее делами новооткрытых территорий. и заявили, что Молукки, важнейший источник португальского богатства, должны принадлежать Испании, так как находятся в западном, испанском полушарии (по договору 1494 г.), но проникнуть к этим «Островам пряностей» нужно западным путем, чтобы не возбудить подозрений португальцев, через Южное море, открытое и присоединенное Бальбоа к испанским владениям. И Магеллан убедительно доказывал, что между Атлантическим океаном и Южным морем должен быть пролив к югу от Бразилии. Магеллан и Фалейру потребовали сначала тех же прав и преимуществ, какие были обещаны Колумбу.

После долгого торга с королевскими советниками, выговорившими себе солидную долю ожидаемых доходов, и после уступок со стороны португальцев с ними был заключен договор: Карл I обязался снарядить пять кораблей и снабдить экспедицию припасами на два года. Перед отплытием Фалейру отказался от предприятия, и Магеллан, несомненно, душа всего дела, стал единоличным начальником экспедиции. Он поднял адмиральский флаг на «Тринидаде» (100 т). Капитанами остальных судов были назначены испанцы: «Сан-Антонио» (120 т) - Хуан Картахена , получивший также полномочия королевского контролера экспедиции; «Консепсьон» (90 т) - Гаспар Кесада ; «Виктория» (85 т) - Луис Мендоса и «Сантьяго» (75 т) - Хуан Серрано . Штатный состав всей флотилии исчислялся в 293 человека, на борту находилось еще 26 внештатных членов экипажа, среди них молодой итальянец Антонио Пигафетта , будущий историк экспедиции. Поскольку он не был ни моряком, ни географом, очень важным первоисточником служат записи в судовых журналах, которые Франсиско Альбо, помощник штурмана, вел на «Тринидаде». В первое кругосветное плавание отправился интернациональный коллектив: кроме португальцев и испанцев, в его состав вошли представители более 10 национальностей.

сентября 1519 г. флотилия вышла из порта Сан-Лукар в устье Гвадалквивира. При переходе через океан Магеллан выработал хорошую систему сигнализации, разнотипные корабли его флотилии ни разу не разлучались. Несогласия между ним и капитанами-испанцами начались очень скоро: за Канарскими о-вами Картахена потребовал, чтобы начальник советовался с ним относительно всякой перемены курса. Магеллан спокойно и гордо ответил: «Ваша обязанность следовать днем за моим флагом, а ночью за моим фонарем». Через несколько дней Картахена снова поднял этот вопрос. Тогда Магеллан, отличавшийся, несмотря на малый рост, большой физической силой, схватил его за шиворот и приказал держать под стражей на «Виктории», а капитаном «Сан-Антонио» назначил своего родственника, «сверхштатного» моряка Алвару Мишкиту .

26 сентября флотилия подошла к Канарским о-вам, 29 ноября достигла побережья Бразилии близ 8° ю. ш., 13 декабря - бухты Гуанабара, а 26 декабря - Ла-Платы. Штурманы экспедиции были лучшими в то время: выполняя определения широт, они внесли коррективы в карту уже известной части материка. Так, мыс Кабу-Фриу, по их определению, находится не у 25° ю. ш., а у 23° ю. ш. - их ошибка составила менее 2 км от его истинного положения. Не доверяя сообщениям спутников Солиса, Магеллан около месяца обследовал оба низменных берега Ла-Платы; продолжив открытие равнинной территории Пампы, начатое Лижбоа и Солисом, он послал «Сантьяго» вверх по Паране, и, конечно, не нашел прохода в Южное море. Далее простиралась неведомая, малонаселенная земля. И Магеллан, боясь пропустить вход в неуловимый пролив, 2 февраля 1520 г. распорядился сняться с якоря и двигаться как можно ближе к побережью только днем, а к вечеру останавливаться. На стоянке 13 февраля в обнаруженном им большом заливе Баия-Бланка флотилия выдержала ужасающую грозу, во время которой на мачтах судов появились огни святого Эльма.Электрические разряды в атмосфере, имеющие форму светящихся кисточек. 24 февраля Магеллан открыл другой крупный залив - Сан-Магиас, обогнул выявленный им п-ов Вальдес и укрылся на ночь в небольшой гавани, которую назвал Пуэрто-Сан-Матиас (залив Гольфо-Нуэво наших карт, у 43° ю. ш.). Южнее, в районе устья р. Чубут, 27 февраля флотилия наткнулась на огромное скопление пингвинов и южных морских слонов. Для пополнения запасов пищи Магеллан направил к берегу лодку, но неожиданно налетевший шквал отбросил суда в открытое море. Оставшиеся на берегу матросы, чтобы не погибнуть от холода, укрылись телами убитых животных. Забрав «заготовителей», Магеллан двинулся к югу, преследуемый штормами, обследовал еще один залив, Сан-Хорхе, и провел шесть штормовых дней в узкой бухте (эстуарий р. Рио-Десеадо, близ 48° ю. ш.). 31 марта, когда стало заметно приближение зимы, он решил зимовать в бухте Сан-Хулиан (у 49° ю. ш.). Четыре корабля вошли в бухту, а «Тринидад» стал, на якоре у входа в нее. Офицеры-испанцы хотели заставить Магеллана «выполнить королевские инструкции»: повернуть к мысу Доброй Надежды и восточным путем пройти к Молуккам. В ту же ночь начался бунт. Картахена был выпущен на свободу, мятежники захватили «Викторию», «Консепсьон» и «Сан-Антонио», арестовали Мишкиту, а Кесада смертельно ранил помощника, преданного Магеллану. Они навели пушки на «Тринидад» и потребовали, чтобы Магеллан явился к ним для переговоров. Против двух кораблей адмирала были три мятежных, приготовившихся к бою. Но мятежники не доверяли своим матросам, а на одном судне даже разоружили их.

В тяжелых обстоятельствах Магеллан обнаружил спокойную решимость. Он послал верного ему альгвасила (полицейского офицера) Гонсало Гомеса Эспиносу с несколькими матросами на «Викторию» - пригласить ее капитана для переговоров на адмиральский корабль. Тот отказался, тогда альгвасил вонзил ему в горло кинжал, а один матрос добил его. Шурин Магеллана, португалец Дуарти Барбоза, немедленно завладел «Викторией» и был назначен ее капитаном. Теперь у мятежников было только два судна, а чтобы они не дезертировали, предусмотрительный адмирал, как сказано выше, заранее занял удобную позицию у выхода из бухты. «Сан-Антонио» пробовал было прорваться в океан, но матросы после залпа с «Тринидада» связали офицеров и сдались. То же произошло на «Консепсьоне». Магеллан круто обошелся с бунтовщиками-капитанами: он приказал отрубить голову Кесаде, четвертовать труп Мендосы, высадить на пустынный берег Картахену вместе с заговорщиком-священником, но остальных бунтовщиков пощадил.

В начале мая адмирал послал на юг на разведку Серрано на «Сантьяго», но 3 мая корабль разбился о скалы у р. Санта-Крус (у 50° ю. ш.) и команде его с трудом удалось спастись (погиб один матрос).

Магеллан перевел Серрано капитаном на «Консепсьон». К месту зимовки подходили индейцы очень высокого роста. Они были названы патагонцами (по-испански «патагон» - большеногий), их страна с того времени именуется Патагонией. Пигафетта преувеличенно описывал патагонцев как настоящих великанов.Название этого племени техуэльчи. Накидки из шкур гуанако с высокими капюшонами и мокасины делали их выше, чем они были в действительности: рост индейцев по замерам конца 1891 г. составлял от 183 до 193 см. 24 августа флотилия вышла из бухты Сан-Хулиан и достигла устья Санта-Крус, где пробыла до середины октября, ожидая наступления весны. 18 октября флотилия двинулась на юг вдоль патагонского берега, который образует на этом участке (между 50 и 52° ю. ш.) широкий залив Баия-Гранде. Перед выходом в море Магеллан заявил капитанам, что будет искать проход в Южное море и повернет на восток, если не найдет пролива до 75 ю. ш., т. е. он сам сомневался в существовании «Патагонского пролива», но хотел продолжать предприятие до последней возможности. Залив, или пролив, ведущий на запад, был найден 21 октября 1520 г. за 52° ю. ш., после того, как Магеллан открыл неизвестное ранее Атлантическое побережье Южной Америки на протяжении около 3,5 тыс. км (между 34 и 52° ю. ш.).

Обогнув мыс Дев (Кабо-Вирхенес), адмирал выслал вперед два корабля, чтобы выяснить, существует ли на западе выход в открытое море. Ночью поднялся шторм, который длился два дня. Посланным кораблям грозила гибель, но в самый тяжелый момент они заметили узкий пролив, устремились гуда и оказались в сравнительно широкой бухте; по ней они продолжали путь и увидели другой пролив, за которым открылась новая, более широкая бухта.

Молодой Карл I, король Испании (позднее - император Карл V), внук Фердинанда и Изабеллы
Художник: Бернард ван Орли

Тогда капитаны обоих кораблей - Мишкита и Серрано - решили вернуться и доложить Магеллану, что, видимо, нашли проход, ведущий в Южное море. «...Мы увидели эти два корабля, подходившие к нам на всех парусах с развевающимися по ветру флагами. Подойдя к нам ближе... они стали стрелять из орудий и шумно приветствовать нас». Однако до выхода в Южное море было еще далеко: Магеллан шел несколько дней на юг через узкие проливы, пока не увидел два канала у о. Доусон: один - на юго-восток, другой - на юго-запад. Он послал «Сан-Антонио» и «Консепсьон» на юго-восток, а на юго-запад - лодку. Моряки вернулись «через три дня с известием, что видели мыс и открытое море». Адмирал прослезился от радости и назвал этот мыс Желанным.

«Тринидад» и «Виктория» вошли в юго-западный канал, простояли там на якоре в ожидании четыре дня и вернулись назад для соединения с двумя другими кораблями, но там был только «Консепсьон»: на юго-востоке он зашел в тупик - в залив Инутиль - и повернул обратно. «Сан-Антонио» попал в другой тупик; на обратном пути, не застав на месте флотилию, офицеры ранили и заковали в кандалы Мишкиту и в конце марта 1521 г. вернулись в Испанию. Дезертиры обвинили Магеллана в измене, чтобы оправдать себя, и им поверили: Мишкита был арестован, семья Магеллана лишена казенного пособия. Жена его и два ребенка вскоре умерли в нищете. Но адмирал не знал, при каких обстоятельствах исчез «Сан-Антонио». Он полагал, что корабль погиб, так как Мишкита был его испытанным другом. Следуя вдоль северного берега сильно сузившегося Патагонского пролива (так называл его Магеллан), он обогнул самую южную точку Южно-Американского континента - мыс Фроуорд (на п-ове Брансуик, 53°54" ю. ш.) и еще пять дней (23–28 ноября) вел три корабля на северо-запад будто по дну горного ущелья. Высокие горы (южное окончание Патагонской Кордильеры) и голые берега, казалось, были безлюдны, но на юге днем были видны дымки, а по ночам - огни костров. И Магеллан назвал эту южную землю, размеров которой он не знал, «Земля Огня» (Тьерра-дель-Фуэго).По другой версии, он назвал южную страну «Землей Дымов» (очагов) - Тьерра-де-лос-Умос (так показано на испанской карте 1529 г) Но Карл I переименовал ее в «Землю Огней» на том основании, что «нет дыма без огня». На наших картах она неточно называется Огненной Землей. Через 38 дней, после того как Магеллан нашел атлантический вход в пролив, действительно соединяющий два океана, он прошел мыс «Желанный» (теперь Пилар) у тихоокеанского выхода из Магелланова пролива (около 550 км).

так, Магеллан вышел 28 ноября 1520 г. из пролива в открытый океан и повел оставшиеся три корабля сначала на север, стараясь поскорее покинуть холодные высокие широты и держась при мерно в 100 км от скалистого побережья. 1 декабря он прошел близ п-ова Тайтао (у 47° ю. ш.), а затем суда удалились от материка - 5 декабря максимальное расстояние составило 300 км. 12 - 15 декабря Магеллан вновь довольно близко подошел к берегу у 40° и 38°30" ю. ш., т. е. не менее чем в трех точках видел высокие горы - Патагонскую Кордильеру и южную часть Главной Кордильеры. От о. Моча (38°30" ю. ш.) суда повернули на северо-запад, а 21 декабря, находясь у 30° ю. ш. и 80° з. д.,- на запад-северо-запад.

Нельзя, конечно, говорить, что во время своего 15-дневного плавания на север от пролива Магеллан открыл побережье Южной Америки на протяжении 1500 км, но он по крайней мере доказал, что в диапазоне широт от 53°15" до 38°30" ю. ш. западный берег материка имеет почти меридиональное направление.

«...Мы... погрузились в просторы Тихого моря. Три месяца и двадцать дней мы были совершенно лишены свежей пищи. Мы питались сухарями, но то уже не были сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями... Она сильно воняла крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловьи кожи, покрывающие реи... Мы вымачивали их в морской воде в продолжение четырех-пяти дней, после чего клали на несколько минут на горячие уголья и съедали. Мы часто питались древесными опилками. Крысы продавались по полдуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать» (Пигафетта). Почти все болели цингой; 19 человек умерло, в том числе бразилец и патагонский «гигант». К счастью, погода была все время хорошая: потому-то Магеллан и назвал океан Тихим.

Вероятно, именно во время перехода через Тихий океан в южном полушарии спутники Магеллана обратили внимание на две звездные системы, получившие позднее название Большого и Малого Магеллановых облаков. «Южный полюс не такой звездный, как северный, - пишет Пигафетта, - здесь видны скопления большого числа небольших звезд, напоминающие тучи пыли. Между ними расстояние небольшое, и они несколько тусклые. Среди них находятся две крупные, но не очень яркие звезды, двигающиеся очень медленно». Он имел в виду две звезды околополярного созвездия Гидры. Испанцы обнаружили также «пять необычайно ярко сверкающих звезд, расположенных крестом...» - созвездие Крест, или Южный Крест.

Пересекая Тихий океан, флотилия Магеллана прошла не менее 17 тыс. км, из них большую часть в водах Южной Полинезии и Микронезии, где разбросано бесчисленное множество небольших островов. Поразительно, что при этом моряки встретили за все время лишь «два пустынных островка, на которых нашли одних только птиц да деревья». По записям Альбо, первый (Сан-Пабло), открытый 24 января 1521 г., находится на 16°15", а второй (Тивуронес, т. е. «Акулы», 4 февраля) - на 10° 40" ю. ш. Магеллан и Альбо очень точно для того времени определяли широту, но так как о правильном исчислении долготы в XVI в. не приходится говорить, то нельзя уверенно отождествить эти островки с какими-нибудь островами на наших картах.Наиболее вероятно, что Сан-Пабло - один из северо-восточных островов архипелага Туамоту, Тивуронес, - один из южных островов Лайн (Центральная Полинезия). На этом отрезке Магеллан выполнил первое измерение морских глубин, которое может быть классифицировано как «научное». Достичь дна с помощью шести связанных линей в несколько сотен морских саженей он не смог и пришел к выводу, что обнаружил самую глубокую часть океана.

Историки недоумевают, почему Магеллан пересек экватор и зашел за 10° с. ш. - он же знал, что Молукки находятся у экватора. Но ведь именно там лежит Южное море, уже известное испанцам. Возможно, Магеллан хотел убедиться, действительно ли оно является частью новооткрытого океана.

6 марта 1521 г. на западе наконец появились два обитаемых острова (Гуам и Рота, самые южные из группы Марианских). Десятки лодок с балансирами вышли навстречу чужеземцам. Они плыли с помощью треугольных «латинских» парусов, сшитых из пальмовых листьев. У Гуама (13°30" с. ш.) жители - смуглые, хорошо сложенные люди, голые,Женщины носили набедренные повязки, «узкую полоску тонкой, как бумага, коры ». но в небольших шляпах из пальмовых листьев - взобрались на корабль и хватали все, что им попадалось на глаза, вследствие чего эта группа названа была «Разбойничьими островами» (Ладронес).

Когда островитяне похитили лодку, привязанную за кормой, раздраженный Магеллан высадился на берег с отрядом, сжег несколько десятков хижин и лодок, убил семь человек и вернул лодку. «Когда кто-нибудь из туземцев бывал ранен стрелами из наших арбалетов, которые пронзали его насквозь, он раскачивал конец стрелы во все стороны, вытаскивал его, рассматривал с великим изумлением и так умирал...»

15 марта 1521 г., пройдя на запад еще около 2 тыс. км, моряки увидели встающие из моря горы - это был о. Самар восточно-азиатской группы островов, позднее названных Филиппинами. Магеллан тщетно искал место для якорной стоянки - скалистый берег острова не представил ни единого шанса. Суда продвинулись немного на юг, к островку Сиаргао близ южной оконечности о. Самар (у 10°45" с. ш.) и там провели ночь. Длина пути, пройденного Магелланом от Южной Америки до Филиппин, оказалась во много раз больше расстояния, которое показывали на картах того времени между Новым Светом и Японией. На деле Магеллан доказал, что между Америкой и тропической Азией лежит гигантское водное пространство, гораздо шире Атлантического океана. Открытие прохода из Атлантического океана в Южное море и плавание Магеллана через это море произвело настоящую революцию в географии. Оказалось, что большая часть поверхности земного шара занята не сушей, а океаном, и доказано было наличие единого Мирового океана.

з осторожности Магеллан 17 марта перешел от Сиаргао к необитаемому острову Хомонхон,Акватория к западу от него стала знаменитой в наше время: 24–26 октября 1944 г. американские военно-морские силы разгромили здесь японский флот; в итоге американцы заняли все Филиппинские о-ва, кроме о. Лусон. лежащему к югу от большого о. Самар, чтобы запастись водой и дать отдохнуть людям. Жители соседнего островка доставляли испанцам фрукты, кокосовые орехи и пальмовое вино. Они сообщили, что «в этом краю много островов». Магеллан назвал архипелаг Сан-Ласаро. У местного старейшины испанцы видели золотые серьги и браслеты, хлопчатобумажные ткани, вышитые шелком, холодное оружие, украшенное золотом. Через неделю флотилия двинулась на юго-запад и остановилась у о. Лимасава (10° с. ш., 125° в. д., южнее о. Лейте). К «Тринидаду» подошла лодка. И когда малаец Энрике, раб Магеллана, окликнул гребцов на своем родном языке, они его сразу поняли. Через пару часов прибыли две большие лодки, полные людей, с местным правителем, и Энрике свободно объяснялся с ними. Магеллану стало ясно, что он находится в той части Старого Света, где распространен малайский язык, т. е. недалеко от «Островов пряностей» или среди них. И Магеллан, побывавший на о. Амбон (128° в. д.) в составе экспедиции А. Абреу, завершил таким образом первое в истории кругосветное плавание.

Правитель острова дал Магеллану лоцманов, которые сопровождали корабли до крупного торгового порта Себу. В журнале Альбо и у Пигафетты появляются новые для европейцев названия островов - Лейте, Бохоль, Себу и т. д. Западноевропейские историки называют это открытием Филиппин, хотя они давно уже посещались азиатскими мореходами, и Магеллан и его спутники видели там китайские товары, например фарфоровую посуду. В Себу они встретили порядки настоящего «цивилизованного» мира. Раджа (правитель) начал с того, что потребовал от них уплаты пошлины. Платить Магеллан отказался, но предложил ему дружбу и военную помощь, если тот признает себя вассалом испанского короля. Правитель Себу принял предложение и через неделю даже крестился вместе со своей семьей и несколькими сотнями подданных. Вскоре были крещены, по утверждению Пигафетты, «все жители этого острова и некоторые с других островов». На о. Себу он беседовал с несколькими арабскими купцами, сообщившими ему сведения о других островах архипелага. В итоге впервые в географический обиход с незначительными искажениями вошли такие названия, как Лусон, Минданао и Сулу.

В роли покровителя новых христиан Магеллан вмешался в междоусобную войну правителей островка Мактан, расположенного против города Себу. В ночь на 27 апреля 1521 г. он отправился туда с 60 людьми на лодках, но они из-за рифов не могли подойти близко к берегу. Магеллан, оставив в лодках арбалетчиков и мушкетеров, с 50 людьми переправился вброд на островок. Там, у селения, их ожидали и атаковали три отряда. С лодок начали стрельбу по ним, но стрелы и даже мушкетные пули на таком расстоянии не могли пробить деревянных щитов нападающих. Магеллан приказал поджечь селение. Это разъярило мактанцев, и они стали осыпать чужеземцев стрелами и камнями и кидать в них копья. «...Наши, за исключением шести или восьми человек, оставшихся при капитане, немедленно бросились в бегство... Узнав капитана, на него накинулось множество людей... но все же он продолжал стойко держаться. Пытаясь вытащить меч, он обнажил его только до половины, так как был ранен в руку... Один [из нападающих] ранил его в левую ногу... Капитан упал лицом вниз, и туг его закидали... копьями и начали наносить удары тесаками, до тех пор, пока не погубили... наш свет, нашу отраду... Он все время оборачивался назад, чтобы посмотреть, успели ли мы все погрузиться в лодки» (Пигафетта). Кроме Магеллана, погибли восемь испанцев и четверо союзных островитян. Среди моряков имелось немало раненых. Подтвердилось старое изречение: «Господь бог дал португальцам очень маленькую страну для жизни, но весь мир для смерти».На пустынном берегу о. Мактан, где нашел смерть Магеллан, ему поставлен памятник в виде двух кубов, увенчанных шаром.

осле гибели Магеллана капитанами флотилии были избраны Д. Барбоза и X. Серрано. Новокрещенный правитель Себу, узнав, что корабли собираются уходить, пригласил своих союзников на прощальный пир. 24 моряка, в том числе Барбоза и Серрано, приняли приглашение и сошли на берег, но двое - Г. Эспиноса и пилот «Консепсьона» португалец Жуан Лопиш Карвалью - вернулись, заподозрив недоброе. Услышав на берегу крики и вопли, они приказали кораблям подойти ближе к берегу и обстрелять из орудий город. В это время испанцы увидели Серрано раненого, в одной рубахе; он кричал, чтобы прекратили стрельбу, иначе его убьют и что все его товарищи убиты, кроме переводчика малайца Энрике. Он умолял выкупить его, но Корвалью запретил шлюпке подойти к берегу. «...И поступил он так с целью, - пишет Пигафетта,- чтобы они одни остались хозяевами на кораблях. И несмотря на то, что Хуан Серрано плача молил его не поднимать так быстро паруса, так как они убьют его... мы тут же отбыли». Сразу же Карвалью был объявлен начальником экспедиции, а капитаном «Виктории» избран Эспиноса. На судах осталось 115 человек, среди них много больных. Управлять тремя кораблями с таким экипажем было затруднительно, поэтому в проливе между о-вами Себу и Бохоль обветшалый «Консепсьон» был сожжен.

«Виктория» и «Тринидад», выйдя из пролива, прошли мимо острова, «где люди черного цвета, как в Эфиопии» (первое указание на филиппинских негритосов); испанцы назвали этот остров Негрос. На Минданао они впервые услышали о расположенном к северо-западу большом о. Лусон. Случайные лоцманы вели корабли через море Сулу к Палавану, самому западному острову Филиппинской группы.

Пигафетта - точный и тщательный хроникер - не был профессиональным картографом. Но как беспристрастный художник он сделал грубые зарисовки ряда островов Филиппинского архипелага, которых коснулась экспедиция Магеллана. Они не имеют сходства с оригиналами и могут быть идентифицированы лишь по названиям: Самар, первый из посещенных островов, Хомонхон, где произведена первая высадка, Мактан, место гибели Магеллана, а также Панаон, Лейте, Себу и Палаван. От о. Палаван испанцы прибыли - первые из европейцев - к гигантскому о. Калимантан и 9 июля стали на якорь у г. Бруней, по имени которого весь остров они, а затем и другие европейцы стали называть Борнео. Испанцы заключили союзы с местными раджами, покупали продукты и местные товары, иногда грабили встречные суда, но все еще не могли узнать дорогу к «Островам пряностей».

Пигафетта продуктивно использовал месячную стоянку «Виктории» - почти весь июль он провел в качестве гостя султана города Бруней и собрал первые достоверные сведения об о. Калимантан: «Этот остров настолько велик, что потребуется три месяца, чтобы обогнуть его на прау» (малайское судно).

7 сентября испанцы отправились в плавание вдоль северо-западного берега КалимантанаПри этом обходе Пигафетта усмотрел скалистую вершину и окрестил ее «горой Св. Петра» - это Кинабалу (4101 м), высшая точка Малайского архипелага. и, дойдя до его северной оконечности, простояли почти полтора месяца у небольшого острова, запасаясь продуктами и дровами. Им удалось захватить джонку с малайским моряком, знавшим путь к Молуккам. Карвалью скоро был смещен «за неисполнение королевских указов» и адмиралом избран Эспиноса. Капитаном «Виктории» стал бывший помощник штурмана на «Консепсьоне» баск Хуан Севастьян Элькано , иначе - дель Кано. 26 октября в море Сулавеси корабли выдержали первый шторм после того, как оставили Магелланов пролив. 8 ноября малайский моряк привел суда к рынку пряностей на о. Тидоре, у западного берега Хальмахеры, самого большого из Молуккских о-вов. Здесь испанцы дешево закупили пряности - корицу, мускатный орех, гвоздику. «Тринидад» нуждался в ремонте, и было решено, что по его завершении Эспиноса пойдет на восток, к Панамскому заливу, а Элькано поведет на родину «Викторию» западным путем - вокруг мыса Доброй Надежды.

декабря «Виктория» с экипажем в 60 человек, в том числе 13 малайцев, захваченных на островах Индонезии, двинулась от Тидоре на юг. В конце января 1522 г. лоцман-малаец привел корабль к о. Тимор. 13 февраля испанцы потеряли его из виду и взяли курс на мыс Доброй Надежды, потратив на блуждание среди Малайских о-вов в три раза больше времени, чем на переход через Тихий океан.

Элькано сознательно держался подальше от обычного пути португальских кораблей, встреча с которыми грозила испанцам тюрьмой и, может быть, казнью. В южной части Индийского океана моряки усмотрели только один остров (у 37°50" ю. ш., Амстердам). Это произошло 18 марта. 20 мая «Виктория» обогнула мыс Доброй Надежды.

Пройдя первым в этой части Индийского океана, Элькано доказал, что «Южный» материк не достигает 40° ю. ш. За время перехода по неведомым морским просторам Индийского океана экипаж судна сократился до 35 человек, включая четырех малайцев. На о-вах Зеленого Мыса, принадлежащих Португалии, где была сделана остановка с целью пополнения запасов пресной воды и продовольствия, выяснилось, что моряки «потеряли» один день, обходя землю с запада;За эту «потерю» все оставшиеся в живых члены экипажа «Виктория» были подвергнуты унизительному наказанию - публичному покаянию: с церковной точки зрения подобная «небрежность» привела к неправильному соблюдению постов. Этот факт - яркая иллюстрация невежественности церковников, отказавшихся даже предположить возможность естественного объяснения интересного факта «потери» дня, впервые проявившегося в ходе кругосветного плавания Магеллана и его спутников. здесь, у Сантьягу, отстали еще 12 испанцев и один малаец, арестованные по подозрению в том, что они попали на Молукки восточным путем. 6 сентября 1522 г. «Виктория» потерявшая в пути еще одного матроса, достигла устья Гвадалквивира, совершив за 1081 день первое в истории кругосветное плавание.

Из пяти кораблей Магеллана лишь один обогнул земной шар, а из его экипажа в 265 человек вернулись на родину только 18 (на борту были три малайца).13 моряков, арестованных на Сантьнгу, прибыли на родину позднее, отпущенные португальцами по требованию Карла I. Но «Виктория» привезла столько пряностей, что продажа их с лихвой покрыла затраты на экспедицию, а Испания получила «право первого открытия» на Марианские и Филиппинские о-ва и предъявила претензии на Молукки.

Магеллан своим кругосветным плаванием доказал, что между Америкой и Азией простирается величайшее водное пространство, и установил наличие единого Мирового океана. Магеллан навсегда положил конец спорам о форме нашей планеты, предоставив практическое свидетельство ее шарообразности. Благодаря ему, наконец, ученые получили возможность установить истинные размеры Земли не умозрительно, а на основании неопровержимых данных.

емонт «Тринидада» затянулся более чем на три месяца, и он отплыл от Тидоре под командой Эспиносы (штурман Леоне Панкальдо ) с экипажем 53 человека и почти 50-тонным грузом пряностей только 6 апреля 1522 г. Обогнув северный конец о. Хальмахера, Эспиноса сразу взял курс на восток, к Панаме. Однако противные ветры вскоре заставили его повернуть на север. В начале мая он обнаружил о-ва Сонсорол (у 5° с. ш., на крайнем западе Каролинской цепи), а между 12 и 20° с. ш. - 14 других островов из группы Марианских. С одного из них, скорее всего с о. Агрихан (у 19° с. ш.), на борт был взят туземец. Борясь с восточными ветрами, штормовой погодой и холодом, 11 июня Эспиноса достиг 43° с. ш. Как далеко к востоку продвинулось судно, ныне можно лишь предполагать - вероятно, испанцы находились между 150 и 160° в. д. 12-дневный шторм, плохая пища и слабость вынудили моряков повернуть назад. От голода и цинги к этому времени умерло больше половины команды. На обратном пути 22 августа Эспиноса открыл еще несколько северных Марианских о-вов, в том числе Мауг на 20° с. ш., и вернулся к Молуккам около 20 октября 1522 г. Дезертировавший у Мауга матрос Гонсало Виго перешел позднее на лодке к о. Гуам с помощью коренных жителей. Ознакомившись таким способом почти со всеми значительными островами между Маугом и Гуамом, он завершил открытие Марианской цепи, протянувшейся более чем на 800 км.

Между тем в середине мая 1522 г. к Молуккам подошла португальская военная флотилия Антониу Бриту . Выполняя задание - завладеть архипелагом и не допускать нарушения португальской монополии, он построил форт на о. Тернате. Получив в конце октября известие, что близ Молукк находится европейское судно, Бриту послал три корабля с приказом захватить его, и они привели к Тернате «Тринидад», на котором было 22 человека. Бриту наложил арест на груз и забрал мореходные инструменты, карты и, несомненно, судовой журнал. Этим объясняется осведомленность португальцев о пути экспедиции Магеллана, его гибели и позднейших событиях, а дополнительные сведения Бриту получил путем допроса «с пристрастием» захваченных им моряков. После четырехлетнего тюремного заключения из команды «Тринидада» выжили и в 1526 г. вернулись в Испанию только четверо, в том числе и Гонсало Эспиноса, также завершив кругосветное плавание.

Веб-дизайн © Андрей Ансимов, 2008 - 2014 год

Семья португальского рыцаря де Магальяйшна отличалась большой скромностью. Отец служил комендантом крепости, дополнительных доходов не было. Чтобы прокормить пятерых детей, приходилось частенько приносить в дом остатки от обеда крепостного гарнизона. Чтобы устроить будущее хотя бы старшего, всеми правдами и неправдами, через многочисленные унижения и просьбы, Магальяйнш устроил Фернана в королевские пажи. Во время службы получил отличное образование, обзавелся знакомствами и связями, но, как показала жизнь, ничем воспользоваться так и не смог. Всё дело в характере: Магеллан (так его фамилия звучала в , которой он служил большую часть своей жизни) не умел хитрить и интриговать, отличался настоящей рыцарской честностью и прямотой. Подобные качества привели к тому, что друзей при португальском дворе у него было немного, а вот враги плодились быстро. Век пажа недолог. Обычно те, кто состоял при особе королевы, получали назначения на другие придворные должности. С Фернандо Магелланом вышло иначе: ему было предложено попытать счастье в морских экспедициях. Всё дело в том, что после возвращения , корабли в отправлялись едва ли не каждую неделю. Путешествие это было небезопасным, возвращались немногие. К тому же, катастрофически не хватало моряков. Доходило до того, что у штурвала оказывались люди не вполне себе представляющие что такое "право", а что "лево". Магеллану предложили отправиться в путешествие в качестве "сверхштатного" офицера, с условием, что половина добытого им во время путешествия богатства останется ему (вторая половина — налоги, плата за стол и спальное место на корабле). Выхода не было и бывший паж отправляется в своё первое морское путешествие.


Солдат португальского короля

Романтические времена первооткрывателей быстро прошли. Разведку сменил захват земель. Теперь уже никто не искал союза с аборигенами, ведь путь был известен и нанесен на карты. Наступило жестокое время. Экспедиции искали богатств, строили укрепленные крепости и захватывали города. Путешествие Магеллана в Индию и Юго-Восточную Азию затянулось на долгие семь лет. Он принимал участие в захвате земель Восточной Африки, строил город в Мозамбике, воевал в Индии и дошел до . Всё это время служил честно, воевал храбро и за достаточно короткое время приобрел авторитет, пользовался доверием вице-короля и командующих крупными эскадрами. Во время одной из операций, в результате которой большая группа португальских моряков осталась без корабля, а спасательных шлюпок хватило только на половину несчастных, он оказался единственным дворянином, который согласился ждать с простолюдинами второй рейс, чем предотвратил бунт моряков. Индийско-Азиатская компания не прошла бесследно для здоровья: был ранен несколько раз, одно из ранений сделало его хромым на всю жизнь.Единственное, чего не удалось сделать Магеллану — разбогатеть. Он пытался заняться торговлей в Индии, поначалу даже удачно — ему даже удалось одолжить одному дворянину довольно солидную сумму (правда возвращал он её со скандалом, через суд). Но все попытки поправить своё материальное положение обернулись крахом. Воины редко бывают удачливыми коммерсантами. В 1512 году мореплаватель, теперь уже опытный и знающий, возвращается на родину. Ему 32 года, он хромает и снова нуждается в средствах. Королевский казначей назначает ему пенсию, самую маленькую, которую назначают дворянам за военные заслуги. Назначенное содержание было настолько унизительно малым, что само казначейство вскоре увеличивает его вдвое, что, разумеется, положение Фернана Магеллана не улучшает. За время отсутствия Магеллана его родная сильно изменилась. Страна процветала — пряности и богатства Востока сделали её такой. Нищенская пенсия заставляет Фернана Магеллана снова пойти на военную службу, на этот раз в Марокко. Окрепшая Португалия расширяла сферы своего влияния. Сражался мореплаватель славно, но ранение и потеря в бою коня привели к тому, что ему поручили охранять угнанный у мавров скот. Должность безопасная и весьма прибыльная: строгий учет не велся, а мавры были готовы свой скот выкупать. Магеллан воровство пресекал, нажил врагов. Скоро против мореплавателя было выдвинуто обвинение в воровстве и продаже скота врагу. Еще до суда Фернан Магеллан решается лично прибыть к королю и оправдаться. Его визит был неслыханной наглостью. Король был не просто недоволен, он был в бешенстве: его офицер покидает поле боя без приказа! Магеллан отправлен обратно в Марокко. Суд оправдал его, но отношения с монархом испорчены навсегда.


В Испанию за мечтой

После Марокканской компании, путешественник Магеллан продолжает активно искать способ поправить своё материальное положение, прославиться и занять подобающее место при дворе. Старательно изучая опыт испанских завоевателей, консультируясь с астрономами и капитанами, Фернандо Магеллан постепенно начинает понимать, что путь к Островам Пряностей короче, если плыть на Запад, по следам испанских конкистадоров.

Добиваясь аудиенции у короля, надеялся на поддержку и финансирование прибыльной экспедиции. Король отказал. Во-первых, португальцы не собирались воевать с испанцами, а в случае организации плавания к Новому Свету столкновение интересов было неизбежным, во-вторых, зачем финансировать рискованное предприятие, если проверенный путь в Азию вокруг Африки и так приносит баснословные прибыли. Магеллан не был нужен королю. Более того, сам монарх официально разрешил мореплавателю предложить свои услуги другим монархам. Больше с Португалией Магеллана ничего не связывало, он переселяется в Испанию. К этому времени в Испании образовалась целая колония португальцев, по тем или иным причинам покинувшим родину. Здесь в 1518 году Фернан Магеллан наконец женится, у него рождается сын. Но проект достижения Островов Пряностей через Запад всё больше захватывает португальца.

Доклад Фернана Магеллана испанской "Палате контрактов", которая занималась финансированием морских экспедиций, впечатления не произвел, его проект был отклонен. Дальнейшие события вполне укладываются в понятную и такую привычную нам схему: автора проекта приглашает к себе один из начальников палаты, некто Хуан де Аранда — аристократ и вельможа. Предложение у де Аранда такое — в обмен на 20% прибыли от экспедиции, поддержка проекта от "палаты" гарантирована. Истосковавшийся по морю Магеллан не торгуется. Проект поисков пути к Островам Пряностей представлен королю. Представлен "правильно", поэтому и поддержан монархом. Благодаря активному вмешательству соратника Магеллана, астронома Фалеру, аппетиты вельможного коррупционера были значительно "укрощены" и по условиям договора лишь восьмая часть чистой прибыли предназначалась для кошелька аристократического начальства.

Первое кругосветное путешествие Магеллана: от подготовки до финала


Подготовка

К моменту подготовки экспедиции Магеллана , Европе была известна Центральная и часть Южной Америки, известно, что за новыми землями расположен океан (одна из испанских экспедиций преодолела Панамский перешеек и увидела безграничные воды нового океана), несколько экспедиций были отправлены на поиски пролива между Атлантикой и "Южным морем", во время одной из них было обнаружено широкое устье реки Ла Плата, которое исследователи приняли за пролив. Прибыли эти экспедиции не приносили, а приносили они постоянные конфликты между Испанией и Португалией. После открытия Америки, предчувствуя конфликт интересов между двумя католическими монархиями, папа римский разделил между Испанской и Португальской коронами сферы интересов: Восток — Португалии, Запад — Испании. Но даже папа не мог предположить, что возможен еще один путь — на Восток через Запад. Главная идея проекта Фернандо Магеллана — доказать, что Острова Пряностей находятся ближе к Новому Свету, а не к Азии, а значит источник пряного богатства располагается в сфере влияния Испании, а не Португалии. Фернан Магеллан и не думал совершать кругосветное путешествие. Его задачи были связаны с поиском пролива в Южной Америке, достижения Островов Пряностей, закупка этих самых пряностей и возвращение домой тем же путем. Для нужд экспедиции Магеллана были снаряжены пять крупных кораблей. Недостатка в финансах не было, поскольку в организации предприятия активно принимали участие многие европейские купцы, давно мечтавшие о прямом доступе к пряностям, в обход португальцев. В Лиссабоне засуетились. Настойчивый, отважный и честный Фернан Магеллан и правда мог найти новый путь к португальской вотчине в Азии. Разведка старалась во всю: что только не делали, чтобы очернить доблестного мореплавателя! К счастью, клевета не помогла, экспедиция была тщательно подготовлена. Всё было бы замечательно, если бы не скандал... Испанцы не испытывали никакого восторга от того, что руководителем плавания будет португалец (враг, конкурент, перебежчик). К тому же, Фернану Магеллану по договору полагалась пятая часть всех доходов экспедиции, двадцатая часть доходов от всех открытых земель, а также право собственности на треть всех открытых островов. Вознаграждение в глазах испанцев просто чудовищно огромное! Когда над флагманом был поднят личный штандарт Магеллана, схожий с португальским флагом, вспыхнул бунт. Благодаря хладнокровию командующего экспедицией, а также поддержке властей, бунт удалось подавить, но и на определенные уступки бунтовщикам пришлось пойти: количество португальцев на кораблях ограничивалось пятью моряками, штандарт на флагмане был изменен. И 20 сентября 1519 года экспедиция Магеллана отправилась в море.


Первый конфликт среди офицеров

Кроме адмирала эскадры в экспедиции принимал участие представитель королевской семьи, а по совместительству капитан одного из кораблей — Хуан де Картахена. Испанский дворяни, пользующийся неограниченным доверием короля, сразу невзлюбил Магеллана и ждал только повода, чтобы "совершить переворот". Повод нашелся быстро. Досконально и точно зная о морском пути португальцев и их стремлении всеми силами помешать экспедиции к Островам Пряностей, от Канарских островов повел эскадру не к Американским берегам, а в сторону Африки. Изменение намеченного маршрута возмутило де Картахену и других испанских офицеров. Заподозрив командующего в измене, испанские капитаны отказались выполнять приказы адмирала. На одном из совещаний произошла стычка между Магелланом и Картахеной, закончившаяся дракой. В результате скандальный испанец был смещен с должности капитана своего корабля и отправлен "пассажиром" на один из небольших кораблей. Увидев решительность и непреклонность Магеллана, капитаны приутихли и сложный путь до побережья Бразилии прошел относительно спокойно.


Ла плата — не пролив

Первым серьезным результатом экспедиции стало доказательство того, что устье Ла Платы — это не пролив. На исследование был отправлен один из кораблей эскадры, который вернулся с сообщением, что по мере продвижения вглубь суши вода становится всё менее соленой. Сообщение не просто расстроило моряков, многих оно напугало: зная настойчивость адмирала, можно было предположить, что экспедиция продолжится далее, а далее была полная неизвестность... Эскадра повернула на юг, подробно исследуя всякий залив, который мог оказаться проливом. Продвижению мешали постоянные штормы, а встреченные на пути пингвины (европейцы видели их впервые) добавили страха, как и всё невиданное ранее. В конце марта 1520 года эскадра остановилась, чтобы переждать наступающую в Южном полушарии зиму.


И снова бунт

Воспользовавшись недовольством матросов от уменьшения "кормовых" норм, испанские офицеры составляют заговор. На этот раз они действуют решительно и захватывают три корабля. Капитаны бунтовщиков доходят до убийства одного из офицеров, отказавшихся принять участие в заговоре. Фернан Магеллан начинает настоящую войну. Хитростью он захватывает крупный корабль заговорщиков и блокирует два других корабля. Заговорщики идут на попятную. Адмирал устраивает суд над бунтовщиками. Главные из них — де Картахена и один из священников, активно призывавшие к смещению командующего, — казнены не были. Когда эскадра двинулась дальше на юг, два главных бунтаря были оставлены на побережье Аргентины, среди пингвинов и скал. Больше этих людей никто и никогда не видел.


Зимовка

Зима принесла эскадре первые потери: потерпел крушение один из кораблей, предназначенный для разведки. Цинга и другие болезни унесли около тридцати жизней. Магеллан добивается, чтобы капитанами стали надежные ему люди (в конце концов, капитанами стали португальцы). Во время зимовки члены экспедиции контактировали с местными жителями. задумал нескольких представителей аборигенов взять на борт и отвезти в Европу. Индейцы отказывались посещать корабли, а испанцы не хотели портить отношения с местным народом. Пришлось идти на хитрость: аборигенам предлагались подарки, а когда рук, чтобы удержать все подношения, уже не хватало, испанцы "дарили" кандалы, которые сами надевали на ноги наивных индейцев. Увы, но из пятерых захваченных аборигенов до Европы не дожил ни один...


Долгожданный пролив

Эти 38 дней, за которые был впервые пройден Магелланов пролив, войдут в историю мореходства, как пример навигаторского искусства и безпримерной смелости великого мореплавателя. Ни одного корабля не было потеряно, ни одно судно не пострадало во время сложнейшего перехода. 28 ноября 1520 года эскадра из трех оставшихся кораблей выходит в Южное море, которое совсем скоро Фернан Магеллан назовет Тихим океаном. Почему же только три корабля? Всё дело в трусости и предательстве. Когда пролив был уже практически пройден, на одном из кораблей, под командованием португальца Мишкиты, поднялось восстание. Предводитель восстания — кормчий Гомеш (тоже португалец) — сумел убедить команду, что экспедиция достигла края света и если они не повернут обратно, то погибнут все как один. Команда поверила трусу и, арестовав капитана, повернула судно обратно в Испанию. Сам Магеллан и остальные участники были уверены в том, что корабль погиб в проливе и оплакивали своих товарищей. А товарищи благополучно достигли Испании и сообщили там об "измене" Фернана Магеллана. Донос был составлен настолько безграмотно и глупо, что власти решили арестовать всю команду, вернувшуюся без согласия адмирала. На всякий случай была установлена слежка за женой командующего эскадрой.


Тихий океан

Оказавшись в "Южном море", эскадра преодолела около 15-ти тысяч километров, не встретив на своем пути обитаемых островов. Команда голодала: в ход пошли крысы (за этот деликатес приходилось выкладывать по пол дуката и позволить их могли себе не все), а также кожаная обшивка бортов и матч. Переход длинною в три месяца измотал команду. Голодал вместе со всеми и Магеллан. Остров Гуам, населенный весьма приветливыми, но вороватыми аборигенами, позволил пополнить запасы провианта и пресной воды. Легкая стычка с местным населением, раздраженным невозможностью поживиться за счет того, что плохо лежит на кораблях пришельцев, не смогла испортить настроения команде, ожидающей главного — Островов Пряностей! Совсем скоро, в апреле 1521 года, испанцы достигли , на одном из островов раб Магеллана, уроженец Суматры, встретил людей, говорящих на его родном языке. Земля таки оказалась круглой!


Трагический финал

На Филиппинском архипелаге Магеллан развел бурную деятельность. Благодаря неожиданной поддержке арабских торговцев (они отговорили местных правителей воевать с испанцами), руководителю экспедиции удалось уговорить одного из правителей — Хумабон — принять христианство и стать вассалом испанского короля. А когда новый королевский подданный жалуется адмиралу на непокорность соседнего раджи, Фернан Магеллан берется "решить" эту проблему. Битва была жаркой и неожиданно сложной для испанцев. Аборигены не боялись огнестрельного оружия, пули едва пробивали их деревянные щиты. Противников же они легко поражали стреляя им в ноги, не защищенные броней. В жесткой схватке был убит и Фернан Магеллан . Когда же весть о смерти адмирала достигла ушей Хумабона, его отношение к "гостям" резко изменилось. Оставшимся в живых испанцам пришлось чуть ли не спасаться бегством.


Путь домой

Обратный путь эскадры не был легким. Нужно было закончить путешествие:

  • уберечься от португальцев, которые охотились за экспедицией Магеллана;
  • достичь Молуккских "пряных" островов и закупить товар;