Отношение учителя к ученикам аргументы егэ. Учитель в художественной литературе: классика и современность

Уму-разуму и наставить на путь истинный?! Учитель - это тоже по-своему герой, от которого зависит будущее страны. Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой будут представлены в статье, покажет, насколько работа учителя способна менять жизни людей.

В далеком ауле

Говоря о таком понятии, как проблема влияния учителя на ученика, аргументы, что ее хорошо опишут, можно найти в произведениях литературы. Например, в повести «Первый учитель» Чингиз Айтматов рассказывает об одном человеке, который, не имея никакого образования и с трудом читая по слогам, решает идти против системы и создает в ауле школу. Одной из его учениц была девчушка по имени Алтынай. После смерти родителей она жила у родственников, от которых редко можно было услышать доброе слово, что было бы адресовано ей. От своего учителя она впервые узнала, что такое доброта. Позже бывшая ученица говорила, что он сделал невозможное - открыл перед детьми, ничего не видевшими в жизни, целый мир. Благодаря этому человеку Алтынай смогла учиться в интернате, поступить в университет и стать доктором философских наук.

Все на благо детей

В этом примере достаточно точно обозначена проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из литературы часто акцентируют внимание на том, что учителя меняют жизни детей к лучшему. Вопреки правилам разрешают играть на деньги, чтобы ребенку было на что жить (Валентин Распутин «Уроки французского»). Жертвуют жизнями ради своих учеников (Василий Быков «Обелиск»). Простыми словами похвалы вселяют веру в свои силы, что открывает перед учениками большое будущее (А.И. Куприн «Тапёр»).

Нелегко рассматривать такой вопрос, как проблема влияния учителя на учеников. Аргументы по этой проблеме всегда выглядят как две стороны медали. С одной стороны, учитель дарит знания и открывает дверь в светлое будущее, но с другой - может воспитать в ученике отрицательные качества характера.

Вспомнить хотя бы строки Пушкина из «Евгения Онегина», где рассказывается об учителе французского языка главного героя. Он не был особенно строгим, давал лишь поверхностные знания, чтобы ребенок сильно не утруждался, водил мальчика гулять в сад и время от времени говорил, что хорошо, а что плохо. В итоге он научил относиться к жизни беспечно и потребительски, брать от мира все, но не напрягаться, чтобы отыскать свое место в жизни.

Можно найти множество примеров в романах и книгах, но не меньше историй можно услышать из реальной жизни.

Истории из жизни

В реальности, особенно сегодняшней, учителей, в частности строгих, дети чаще ненавидят и критикуют, нежели прислушиваются к их советам. Конечно, можно привести примеры учителей, которые пренебрежительно относятся к своим обязанностям. Но все равно хороших учителей большинство.

Итак, проблема влияния учителя на ученика. Аргументы из жизни можно представить историей, которую рассказал однажды Виктор Астафьев. В одной из публикаций он написал о своем учителе по русскому языку, Рождественском Игнате Дмитриевиче.

Виктор Астафьев вспоминает, как учитель вводил их в экскурс по русскому языку, рассказывая забавные и запоминающиеся истории. Но он был очень строгим во всем, что касалось оценок. Виктор говорит, что впервые, когда учитель похвалил его за сочинение, у него появилось желание творить и писать еще лучше. Похвала от такого строгого к оценкам человека много значила для учеников. Если кто-то вместо обычного, учительского «Недоросль» слышал «Молодец!», это говорило, что он действительно хорошо постарался и все его усилия не были напрасными.

Проблема взаимоотношений

Когда рассматривается проблема влияния учителя на ученика, аргументы могут многое рассказать. Однако они не всегда отображают трудности взаимоотношений. Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда одних учителей забывают сразу же по окончании школы, а других помнят всю жизнь. Здесь все зависит от преданности учителя своему делу. Если он любит свой предмет, рассказывает не только скудную школьную программу, но и множество других интересных фактов из реальной жизни, подбадривает учеников и пытается донести свои знания каждому, вне зависимости от личных предпочтений и предрассудков, тогда и ученики будут его уважать, а уроки запомнят на долгое время.

Но в ситуации, когда учитель - это профессия, а не призвание и страсть, тогда ученики будут пренебрегать его уроками. А сам наставник станет для них просто еще одной безликой тенью школьного прошлого.

Проблема влияния учителя на ученика, аргументы которой представлены в публикации, будет актуальной в любое время. Ведь учитель - это тот, кто за руку вводит нового человека в мир, где тому предстоит жить. И только от его влияния и воспитания зависит, каким впоследствии окажется этот новый человек: станет он очередным Онегиным или превратится в выдающегося ученого. Все зависит от работы учителя.

Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович - учитель химии.



Сочинение

На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.

Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников - они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.

В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.

В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.

В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.

Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.

В рамках темы, которую я выбрал для своего доклада «Отношения между учителем и учениками…», я рассмотрел проблему «Учитель-ученик - родитель. Как строить отношения и избегать конфликтов». Предметом моего внимания являются отношения «учитель - родитель - ученик» ведь, как правило, конфликты «учитель-ученик» или «учитель-родитель» редко протекают без участия третьего лица.

Что такое конфликт? И причины его возникновения.

Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей.

В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения, либо несовпадение интересов, желаний.

Кризисный период в жизни нашего общества породил множество проблем, приводящих человека в отчаяние, к срывам, конфликтным ситуациям. Это не могло не отразиться на жизни школы

Конфликты возникают во всякой социальной и развивающейся системе в результате совместной деятельности. Не исключение и образовательные системы.

Школа - одна из основных ступеней социализации. В ней происходят два независимых относительно друг друга процесса: обучение и подготовка учащихся к самостоятельной жизни. Эти процессы учителями и учащимися воспринимаются по-разному. Проблемой в образовательных учреждениях занимались многие ученые: А. Бодалев, В.Богуславский, Л.Божович, Я. Коломинский, В. Кутьев, Н.Левандовский, М. Шульц, И. И. Рыданова и др. Однако еще далеко не все аспекты межличностных отношений в системе «учитель-учащийся» изучены подробно, поэтому она одна из актуальнейших проблем педагогики и педагогической психологии на современном этапе развития. Решение этой проблемы диктуется не только задачами школы сегодняшнего дня, но и потребностями воспитания. Разработка проблемы межличностных отношений учителя и учащегося заключает в себе мощный резерв повышения профессионального мастерства педагога, совершенствования педагогической деятельности и всего педагогического процесса.

Главной целью доклада является представить конкретные рекомендации учителям и родителям по предотвращению конфликта и в его совместном решении.
Хороший учитель учеников себе не выбирает. И рядовой ученик не может выбрать себе учителя по вкусу. А ведь все мы люди разные. Проблема несовместимости преподавателей и учеников порой делает невозможным учебный процесс.

Идеальный ученик - честный, способный, умный, аккуратный, внимательный, вежливый, терпимый, сдержанный, аккуратный, дисциплинированный, внимательный. Но полностью соответствовать представлению учителя об идеальном ученике могут не все. К тому же исследования показывают, что некоторые учителя считают принимаемыми качествами пассивность, слабоволие, а непринимаемыми - самостоятельность, жизнерадостность, общительность.

Однако ученики не могут соответствовать образу “удобного” ребенка, они чаще веселы, общительны, дружелюбны, решительны, а, следовательно, не слабовольны и часто импульсивны и несдержанны.

Идеальный учитель - это человек, в котором:

  1. Есть способность к пониманию, эмоциональному отклику; есть сердечность, т. е. в учителе хотят видеть друга.
  2. Профессиональная компетентность, уровень знаний сочетаются с качеством преподавания.
  3. Присутствует умение справедливо распоряжаться данной ему властью.

Для младших школьников это - добрый, спокойный, веселый, красивый, заботливый, но, естественно, все качества сочетаются в одном лице не так часто. Поэтому возникают конфликты.

Одна моя знакомая сказала, что завтра везет дочку к врачу. У той, похоже, начинается дерматит. Для девочки, которая занимается в балетной школе, это катастрофа. А все из-за учительницы математики, она никак не хочет понять, что будущей балерине математика не нужна. К тому же считает, что девочке стоит поучиться вежливости.

Сын другой знакомой - Саша - учится в языковой гимназии. Когда его родители в конце полугодия обнаружили, что у него проблемы с химией, они, конечно, пошли к учительнице.

Отец попытался выяснить, что происходит.
- Нет, мальчик неглупый, но ведет себя плохо.
- Как плохо? Нарушает дисциплину, хамит, мешает другим?
- Нет, он заносчивый очень.

Разбираться с личными качествами Саши не стали. Отец спросил, что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию, и услышал, что сделать ничего нельзя. Но позже выяснилось, что Саше нужно было сдать все незачтенные темы иначе ребенку грозит отчисление, Отец пошел к директору. Главным мотивом было возмущение. Он был глубоко оскорблен тем, что его, взрослого человека, такой же взрослый - интеллигентный учитель - ввел в заблуждение, не объяснив, как можно решить возникшую проблему.

Речь не о том, нужна ли будущему филологу химия, а будущей балерине математика, а об отношениях учителя и ученика, учителя и родителей.

В этих ситуациях есть много общего: Дети не считали предмет, с которым возникала проблема, важным и нужным для себя. Учителя считали, что дети ведут себя по отношению к ним как минимум неуважительно. Учителя не проявляли заинтересованности в том, чтобы ребенок все-таки усвоил упущенный учебный материал. Учителя не обращались за помощью к родителям сами, а иногда сознательно избегали с ними общения.

Семья и школа

Похоже, созревают плоды социальной униженности, в которой учитель оказался в последние десятилетия. Учитель не чувствует себя равным взрослым людям за стенами школы, наоборот, он чувствует некоторую исключенность из жизни общества. Родителей стараются не замечать, в родительскую помощь не верят.

Автор статьи спрашивает: «Почему учитель спокойно смотрит, как ученик «тонет», и не протягивает ему руку помощи?» Вряд ли можно согласиться с этим высказыванием, особенно в условиях обучения в маленьком городе, где почти каждый ученик или знакомый или родственник. Однако следует прислушаться к этому мнению, если оно было высказано публично.

Но с чем можно согласиться, так это с тем, что порой учитель всерьез обижается на ученика, забывает, что ученик - ребенок, а он, учитель, - взрослый. Почему иногда он противостоит ребенку на равных? Но ребенок - это еще не зрелая личность, его выбор не всегда хорош. Должностные обязанности учителя предполагают работу над развитием этой личности. Профессиональный учитель помимо знаний и навыков формирует у ребенка права, обязанности, долг, совесть, уважение, добро и зло в конце концов. Дело это всегда было непростым, а сейчас особенно.

Учитель недоволен учеником. Родители в претензии к учителю. Ученик в оппозиции и к учителю, и к родителям. Как им выстроить гармоничные отношения?
Кто виноват?

Неуважительное отношение общества к учителю сказывается и на отношении к нему детей. Ситуация со школьными конфликтами занимает чуть ли не лидирующее место среди рейтинговых тем на нашем телевидении. Каждый раз темы эти с завидным смаком обсуждают и специалисты и рядовые обыватели.

Средства массовой информации совсем недавно рассказывали о произошедшей в одной из школ истории шантажа.

Ученик, которому грозила не удовлетворяющая его итоговая оценка, устроил на уроке провокацию: громко разговаривал, пререкался с учителем, мешал вести урок. Когда, исчерпав возможности убедить парня словами, учитель попытался вывести его из класса, сцена «насилия» с криками «потерпевшего» была снята приятелем на мобильный телефон. Запись позже показали учителю с ультиматумом: либо хорошая оценка, либо эти кадры будут представлены прокуратуре. То, что история стала достоянием гласности, говорит в пользу учителя, он поступил как взрослый, не стал играть по предложенным детьми правилам.

Кто виноват в том, что дети могут по-хамски вести себя с учителями? Вы скажете, сами учителя? Нет. Виноваты все. Учителя, которые мало заботятся о своем личностном росте, человеческом достоинстве, душевной гармонии и профессионализме. Родители, которые забывают о том, что воспитание ребенка - это прежде всего их дело. Виновато государство и общество, которое принизило статус учителя. И все в той или иной мере страдают от сложившейся ситуации.

Следующий традиционный вопрос: «Что делать?». С моей точки зрения, всем стоит начинать с себя.

Дорогие родители! (памятка родителям)

  1. Ваш ребенок - это ваш ребенок, и никто, кроме вас, его любить не обязан. Учитель должен его учить, а вы - обеспечить учителю поддержку в виде положительной установки к учебе и контроля успеваемости. Внушайте ребенку, что если он будет выполнять все требования учителя, то у него будет все хорошо.
  2. Будьте открыты с учителем, говорите не только о достоинствах своего ребенка, но и о проблемах. Учитель должен почувствовать, что вы ищете в его лице союзника. Спросите прямо. Постарайтесь заранее подготовить несколько вопросов. Задавайте их прямо, не стесняясь. Избегайте предвзятости. На встрече не ведите себя агрессивно.
  3. Конечно, среди учителей есть и такие, с которыми вам трудно наладить контакт. Все равно придется. Поговорите с учителем без претензий, вместе легче найти выход.
  4. Если ваш ребенок идет в первый класс, а вы познакомились с его учителем только первого сентября, то вы плохая мать. Практически в любой школе есть возможность выбрать учителя в заявлении при приеме в первый класс. Если у вас трудный ребенок, ориентируйтесь в первую очередь на учителя, а не на престиж школы. Первая встреча ребенка с учителем - Это очень важный момент для ребенка, родителей и для учителя.
  5. Будьте дипломатичны. Никогда не говорите плохо об учителях при ребенке, но и не бросайте его на произвол судьбы с трудным учителем. Разбирайте каждый конфликт и обязательно находите разрешающий выход. Никогда не обсуждайте с ребенком недостатков учителя. Лучше объясните, как тяжело ему работать
  6. Принимайте самое активное участие в общественной работе класса и школы, знайте по именам всех одноклассников, родителей и учителей.
  7. Составьте план совместных действий учителя и родителей. Поддерживайте связь. Обязательно поддерживайте установленный контакт с учителем. Обсуждайте успехи (и неудачи) в выполнении плана
  8. Никогда не откладывайте встречу с учителем. Не тешьте себя надеждами, что все рассосется само собой. Не запускайте ситуацию. Не ждите, когда пламя конфликта заденет администрацию школы. Разрешите ситуацию в самом начале.
  9. Во избежание конфликтов и неприятных ситуаций, лучше готовится к ним заранее.
  10. Подумайте, какие установки по отношению к учебе и учителю вы формируете в своих детях.

Наверняка вам приходилось слышать подобное.

№1 Мама и сын, тяжело дыша, в последнюю минуту успели заскочить в трамвай. Мама радостно посмотрела на сына:
- Вот видишь, успели. Какой у тебя урок первый?
- Труд.
И тут радость на лице мамы сменилась явным разочарованием:
- Ну и что ты меня дергал? На труд нельзя опоздать, что ли?

№2 Мальчику было лет десять-одиннадцать. Он всего лишь хотел выполнить школьное (и не только) правило: прийти без опоздания и не получить порицание учителя. А мама своими неосторожными словами заронила в нем мысль, что правила - это ерунда, замечание учителя - пустые слова.

11. И еще. Одно из важнейших качеств, которые определяют жизненную успешность, - это умение устанавливать и поддерживать хорошие отношения с людьми. Разве вам всегда нравится ваш начальник? Но от того, как вы налаживаете с ним отношения, зависит ваше благосостояние, карьера, самочувствие. Учитель для ребенка в какой-то степени начальник. Он может быть в чем-то неправ, но с ним все равно надо поддерживать корректные рабочие отношения. Учитель - человек, у него могут быть свои слабости и недостатки. Но норм делового общения это не отменяет.

Какой бы способ решения проблемы вы не выбрали, в любом случае, не оставляйте ребенка наедине с его проблемами. Помните, ему необходима ваша помощь и поддержка.

Постарайтесь решить проблему вместе, сообща, подключив учителей и все свое внимание. Только так вы сможете сдвинуть дело с мертвой точки.

Дорогие учителя! (памятка учителям)

  1. Не дайте хулигану распоясаться; с самых первых дней сразу дайте ему знать, что его выходки на ваших уроках не пройдут.
  2. Не тратьте силы, не кричите. От вашего крика плохо будет прежде всего вам. Не стоит говорить: “Как ты себя ведешь?”, или “Чтобы этого больше не было”. Скажите лучше, что вас очень расстраивает то, что он вам конкретно сказал. Добейтесь, чтобы извинение было не формальным.
  3. В разговоре с родителями не обрушивайте на них свои жалобы. Сначала похвалите ребенка, скажите о нем что-нибудь хорошее. Будьте уверены, теперь родители будут на вашей стороне. Предложите им конкретную тактику разрешения конфликта. Никогда не просите просто “повлиять” на ребенка, укажите сначала, как это сделать.
  4. Берегите свои нервы, не старайтесь совершить непосильный подвиг научить всех. Относитесь философски к отстающим ученикам. Среди них есть и неплохие ребята.
  5. Не избегайте родителей. Вы вместе делаете одно дело - учите и воспитываете. Сотрудничая, вы можете достичь многого. Большинство родителей - вполне вменяемые люди, которые только порадуются, если почувствуют в вас союзника. Многие родители - люди занятые и без помощи учителя могут не увидеть тех трудностей, которые возникают у их детей. Выходите на контакт с родителями сами,
  6. Спрашивайте, как видит ситуацию родитель, какие у него предложения, как бы он поступил на вашем месте и что готов сделать на своем. Согласуйте план совместных действий и установите «контрольные точки».
  7. Заметную роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина: умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения порядку;
  8. Большое влияние на оказывает личность учителя Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером;

Приемы конструктивного общения легко осваиваются людьми с чувством собственного достоинства, высокой самооценкой, уверенными в себе и своем профессионализме.

Именно эти качества не позволяют взрослому человеку по-детски обижаться на ученика, сторониться успешных взрослых, бояться администрации, перекладывать ответственность за свою неудачу на другого и проецировать неудовлетворенность собственной жизнью на общение с учениками.

Выводы:

  1. Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия;
  2. Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным;
  3. Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации;
  4. При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.
  5. Не нужно затягивать конфликты, преодолевая их на ранней стадии развития
  6. При решении конфликта важно умение поставить себя на место конфликтующей стороны
  7. Не давайте конфликту разрастись, чтобы в него не втягивались новые участники; проблемы должны решаться преимущественно теми, кто их создал
  8. Преодолеть конфликт помогает общая деятельность и постоянная коммуникация между партнерами.
  9. Пользоваться рекомендациями для правильного решения и предотвращения конфликтных ситуаций

Все родители лелеют мечту о том, чтобы их ребенок ходил в школу с удовольствием. А еще, было бы неплохо, если при этом он и учился на отлично. Но иногда случается так, что учитель и ученик не ладят. А в результате такого личного конфликта, может пострадать успеваемость ребенка. Да и качество работы учителя, вполне вероятно, это тоже затронет, поэтому в скорейшем преодолении конфликта заинтересованы и родители и учителя. Чтобы ребенок мог успешно учиться, получать знания, формировать навыки учебной деятельности, осваивать социально значимые ценности, нормы поведения, чтобы он сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, растущему человеку нужна поддержка.