Отличия икон знамения богородицы. Икона Божией Матери Знамение. Молитва

Ико-на эта про-сла-ви-лась в XII ве-ке в Нов-го-ро-де, ко-гда вла-ди-ми-ро-суз-даль-ский князь Ан-дрей Бо-го-люб-ский всту-пил в со-юз с кня-зья-ми смо-лен-ским, по-лоц-ким, ря-зан-ским, му-ром-ским и дру-ги-ми и за-мыс-лил с их по-мо-щью по-ко-рить Ве-ли-кий Нов-го-род и для это-го по-слал сы-на сво-е-го Мсти-сла-ва. Со-ста-ви-лась гро-мад-ная рать, — по сло-вам ле-то-пис-ца «ма-ло не вся зем-ля рус-ская со-во-ку-пи-ся, еди-ных бо кня-зей то-гда бя-ше 72». Еще за-дол-го до Нов-го-ро-да лю-ди ста-ли гра-бить и жечь се-ла, из-би-вать муж-чин, а де-тей и жен-щин брать в плен, чтоб сде-лать из них сво-их ра-бов. Зи-мой 1170 го-да гро-мад-ное опол-че-ние это об-ло-жи-ло Нов-го-род, по-тре-бо-вав сда-чи. Не раз обе сто-ро-ны на-чи-на-ли пе-ре-го-во-ры, но не мог-ли прий-ти к со-гла-сию.

На-ча-лось сра-же-ние. Яс-но бы-ло, на чьей сто-роне прав-да, и нов-го-род-цы с чи-стым серд-цем мог-ли про-сить Бо-га о по-мо-щи и ждать небес-но-го за-ступ-ле-ния. Так они и по-сту-пи-ли. Хра-мы не за-тво-ря-лись ни днем ни но-чью, и пе-ние цер-ков-ное сме-ши-ва-лось с пла-чем на-ро-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн с тех пор, как под Нов-го-род под-сту-пи-ли вра-ги, три дня и три но-чи неустан-но мо-лил-ся в со-бо-ре св. Со-фии — Пре-муд-ро-сти Бо-жи-ей о спа-се-нии го-ро-да. В тре-тью ночь, стоя пе-ред ико-ной Все-ми-ло-сти-во-го Спа-са, он вдруг по-чув-ство-вал свя-щен-ный тре-пет, и то-гда от ико-ны раз-дал-ся го-лос:

— Иди в цер-ковь Гос-по-да на-ше-го Иису-са Хри-ста, что на Ильин-ской ули-це, возь-ми там об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, воз-не-си его на го-род-ские сте-ны, и то-гда узришь спа-се-ние гра-да.

Чуд-ное успо-ко-е-ние про-ли-лось то-гда в ис-том-лен-ное серд-це свя-ти-те-ля. В го-ря-чей, уми-лен-ной мо-лит-ве без слов пал он ниц пе-ред ико-ной и про-вел в мо-лит-ве всю ночь. Утром со-брал он ду-хо-вен-ство и го-род-ских пред-ста-ви-те-лей и рас-ска-зал им о та-ин-ствен-ном го-ло-се. То-гда у скорб-ных нов-го-род-цев по-яви-лась на-деж-да. Ар-хи-епи-скоп Иоанн по-слал про-то-дья-ко-на и кли-ри-ков в цер-ковь Спа-са на Ильин-ской ули-це, чтоб при-не-сти от-ту-да ико-ну Бо-го-ма-те-ри, а сам стал петь со-борне мо-ле-бен. Но несмот-ря на все уси-лия по-слан-ных они ни-как не мог-ли сдви-нуть ико-ну с ее ме-ста, и с этим из-ве-сти-ем воз-вра-ти-лись к ар-хи-епи-ско-пу. То-гда сам свя-ти-тель Иоанн во гла-ве крест-но-го хо-да, со-про-вож-да-е-мый на-ро-дом и ду-хо-вен-ством, по-шел в цер-ковь Спа-са. Там упал он на ко-ле-ни пе-ред ико-ной Бо-го-ма-те-ри и со сле-за-ми взы-вал:

— О Пре-ми-ло-сти-вая Вла-ды-чи-ца Бо-го-ро-ди-ца, упо-ва-ние и за-ступ-ни-ца гра-ду на-ше-му, не пре-дай нас за гре-хи на-ши вра-гам на-шим. Но услышь плач наш и по-ща-ди лю-дей Тво-их.

Ста-ли слу-жить мо-ле-бен, и ко-гда за-пе-ли: «Пред-ста-тель-ство хри-сти-ан непо-стыд-ное, хо-да-тай-ство ко Твор-цу непре-лож-ное, не пре-зри греш-ных мо-ле-ний гла-сы», ико-на са-ма за-ко-ле-ба-лась, как бы дви-га-ясь к ар-хи-епи-ско-пу. Ви-дя это чу-до, на-род и клир ра-дост-но взы-ва-ли: «Гос-по-ди, по-ми-луй!».

Ар-хи-епи-скоп при-нял на ру-ки чу-до-твор-ный об-раз, при-ло-жил-ся к нему, и за-тем ико-ну с тор-же-ством по-нес-ли на го-род-скую сте-ну и по-ста-ви-ли ее ли-цом к на-па-дав-шим. Но во-и-ны Мсти-сла-ва не смяг-чи-лись и пу-сти-ли на это ме-сто сте-ны це-лые ту-чи стрел. И вот од-на из них ра-ни-ла свя-щен-ный лик. То-гда со-вер-ши-лось но-вое чу-до: ико-на об-ра-ти-лась са-ма ли-ком к го-ро-ду, и из очей ее по-тек-ли сле-зы. В то же вре-мя на на-па-дав-ших на-пал ужас. У них по-мра-чи-лось зре-ние, и они ста-ли по-ра-жать друг дру-га. Нов-го-род-цы, обод-рен-ные зна-ме-ни-ем, от-во-ри-ли во-ро-та, бро-си-лись на вра-гов, раз-би-ли их на-го-ло-ву и мно-гих уве-ли в плен. Те же, ко-то-рые спас-лись бег-ством, не мог-ли най-ти се-бе про-пи-та-ния там, где рань-ше са-ми про-из-ве-ли без-жа-лост-ное опу-сто-ше-ние. Они гиб-ли от го-ло-да и бо-лез-ней, и как с ужа-сом го-во-рит ле-то-пи-сец, в Ве-ли-кий пост пи-та-лись мя-сом сво-их ло-ша-дей.

Ар-хи-епи-скоп Иоанн то-гда же уста-но-вил празд-но-ва-ние в па-мять чу-дес-но-го за-ступ-ле-ния, ока-зан-но-го Бо-го-ма-те-рью Нов-го-ро-ду. Так как 25 фев-ра-ля — день, ко-гда со-вер-ши-лось это со-бы-тие — по-чти все-гда при-хо-дит-ся на мас-ле-ни-цу или Ве-ли-кий пост, то празд-ник пе-ре-но-сит-ся на 27 но-яб-ря.

По-чти два ве-ка чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ма-те-ри сто-я-ла на Ильин-ской ули-це, в де-ре-вян-ной церк-ви Спа-са. В 1357 го-ду ее пе-ре-нес-ли во вновь по-стро-ен-ную на той же Ильин-ской ули-це ка-мен-ную цер-ковь во имя Зна-ме-ния.

В 1566 го-ду в Нов-го-ро-де вспых-нул силь-ный по-жар, охва-тив-ший мно-го улиц. Ни-ка-ки-ми уси-ли-я-ми нель-зя бы-ло оста-но-вить гроз-ную сти-хию. То-гда мит-ро-по-лит Ма-ка-рий по-шел с крест-ным хо-дом в цер-ковь Зна-ме-ния и там, пре-кло-нив ко-ле-ни пе-ред чу-до-твор-ной ико-ной, мо-лил-ся о пре-кра-ще-нии бед-ствия. За-тем, под-няв ико-ну, он по-нес ее крест-ным хо-дом по бе-ре-гу Вол-хо-ва. Ско-ро ве-тер по-дул в сто-ро-ну ре-ки, и по-жар от это-го стал ути-хать.

В 1611 го-ду Нов-го-ро-дом овла-де-ли шве-ды. Из-би-вая нов-го-род-цев, они гра-би-ли до-ма и их хра-мы. Ико-ны они под-вер-га-ли по-ру-га-нию, а свя-щен-ную по-су-ду и утварь уно-си-ли. Как-то несколь-ко шве-дов по-до-шли к церк-ви Зна-ме-ния, где в то вре-мя со-вер-ша-лась служ-ба, и две-ри по-это-му бы-ли от-кры-ты. Они ри-ну-лись в цер-ковь, чтобы огра-бить ее, но неви-ди-мая си-ла от-бро-си-ла их на-зад. Они сно-ва бро-си-лись к две-рям и сно-ва бы-ли от-бро-ше-ны. Это ста-ло из-вест-но всем шве-дам, и ни-кто из них уж боль-ше не пы-тал-ся вой-ти в Зна-мен-скую цер-ковь.

В 1636 г. за-ду-мал обо-красть эту цер-ковь се-реб-ря-ных дел мас-тер Лу-ка Пла-виль-щи-ков. По окон-ча-нии ве-чер-ней служ-бы на 27 но-яб-ря он при-та-ил-ся в церк-ви, а но-чью во-шел в ал-тарь, со-брал се-реб-ря-ные со-су-ды с жерт-вен-ни-ка, вы-сы-пал день-ги из кру-жек и, на-ко-нец, стал под-хо-дить к чу-до-твор-ной иконе, чтобы со-рвать с нее дра-го-цен-ные укра-ше-ния. Но ед-ва он кос-нул-ся ри-зы, как был от-бро-шен от ико-ны и без чувств упал на пол. Пе-ред утре-ней явив-ший-ся в цер-ковь по-но-марь вы-вел его, по-ла-гая, что Лу-ка в пья-ном ви-де остал-ся в церк-ви. Он не за-ме-тил при этом, что при Пла-виль-щи-ко-ве бы-ли цер-ков-ные со-су-ды. Кра-жа об-на-ру-жи-лась, ко-гда ста-ли слу-жить утре-ню, и все на-шлось в до-ме Лу-ки. Вор на вре-мя по-те-рял рас-су-док и толь-ко впо-след-ствии рас-ска-зал о быв-шем от ико-ны чу-де.

Чу-до-твор-ная ико-на «Зна-ме-ние» Бо-го-ро-ди-цы сто-ит в ико-но-ста-се Зна-мен-ско-го со-бо-ра, сле-ва от цар-ских врат. Она име-ет 13 1/2 верш-ков вы-ши-ны и 12 ши-ри-ны. Над ле-вым оком Бо-го-ма-те-ри остал-ся след от стре-лы. По сто-ро-нам ико-ны име-ют-ся изо-бра-же-ния ве-ли-ко-му-че-ни-ка Ге-ор-гия По-бе-до-нос-ца, му-че-ни-ка Иа-ко-ва Пер-си-я-ни-на и пре-по-доб-ных Пет-ра и Онуф-рия Афон-ских. В 1565 го-ду ико-на воз-об-нов-ле-на мит-ро-по-ли-том Ма-ка-ри-ем. На иконе зо-ло-тая ри-за ве-сом свы-ше 71/2 фун-тов с дра-го-цен-ны-ми ка-ме-нья-ми.

Ико-на «Зна-ме-ние» пред-став-ля-ет Бо-го-ма-терь с мо-лит-вен-но под-ня-ты-ми ру-ка-ми и яв-ля-е-мым на лоне ее Бо-же-ствен-ным Мла-ден-цем. Изо-бра-же-ние это по-ме-ща-лось на пе-ча-тях епи-ско-па Нов-го-род-ско-го. Оно весь-ма древ-не-го про-ис-хож-де-ния, так как в Ри-ме, в ка-та-ком-бах св. Аг-нии, есть изо-бра-же-ние IV в. Бо-го-ма-те-ри с мо-лит-вен-но рас-про-стер-ты-ми ру-ка-ми и с Пред-веч-ным Мла-ден-цем на ко-ле-нях. В Гре-ции та-ким изо-бра-же-ни-ем озна-ча-лось обык-но-вен-но Рож-де-ство Хри-сто-во, и толь-ко у нас, в Рос-сии, ико-ны по-лу-чи-ли на-име-но-ва-ние «Зна-ме-ния», т. е. зна-ка ми-ло-сти Бо-го-ма-те-ри. На неко-то-рых го-род-ских ико-нах в трех де-я-ни-ях изо-бра-жа-ет-ся са-мо чу-дес-ное со-бы-тие 1170 го-да: ввер-ху — пе-ре-не-се-ние ико-ны из церк-ви Спа-са на го-род-скую сте-ну; ни-же — пе-ре-го-во-ры меж-ду обе-и-ми сто-ро-на-ми, а вни-зу — са-ма бит-ва, где нов-го-род-цам по-мо-га-ют ан-ге-лы с длин-ны-ми пи-ка-ми.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


Чудотворная икона Божией Матери Донская пробудет в этом году в Донском монастыре дольше обычного. 31 августа ее доставили в монастырь из Государственной Третьяковской галереи, где она обычно хранится. Смотрите наш фоторепортаж.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье


В этом году в России праздник в честь Иверской иконы отмечается 2 дня подряд -- 6 мая второе обретение московского образа в 2012 году, а 7 мая -- традиционное празднование во вторник Светлой седмицы, память обретения первообраза в море у Афонской горы. ФОТОГАЛЕРЕЯ


Процессия со свечами, небольшая фигурка Пресвятой Девы, которая делает шаг на лестницу к храму, навстречу первосвященнику – переход от земного к небесному, от Ветхого Завета к Новому подчеркивается в композиции иконы Введения Божией Матери во храм


В православном искусстве редко святые представляются с атрибутами. На иконе «Похвала Богородицы» пророки предстоят Божией Матери, держа в руках символы своих пророчеств: Иаков - лестницу, Гедеон - руно, Моисей - купину, Араон - расцветший жезл. Необычную иконографию разбирает Ирина ЯЗЫКОВА


Двенадцатилетний Иисус в храме поражает учителей Израиля своим знанием Закона и мудрыми ответами. Отрок изображается сидящим на троне, ведь Он находится «в том, что принадлежит Отцу». Об иконе Преполовения из Пскова рассказывает Ирина ЯЗЫКОВА


Равноапостольные мать и сын, утвердившие христианство, Константин и Елена – святые, которые на иконах изображаются символически. А как они выглядели на самом деле? Показываем и их прижизненные изображения с портретными чертами, и иконописные. ФОТОГАЛЕРЕЯ


История икон Пресвятой Богородицы «Знамение»



Иконы Богородицы под именем "Знамение" стали известны на Руси в XI - XII веках. Называются они так после чудесного знамения от Новгородской иконы, что произошло в 1170 году.

Икона Божией Матери "Знамение" изображает Пресвятую Богородицу, которая сидит с молитвенно поднятыми руками. На груди ее, на фоне круглой сферы или щита - благословляющий Спас Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образцов. В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками овальный щит с образом Спаса Эммануила.

На Руси икона Божией Матери "Знамение" прославилась в ХI - XII веках, в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и многими другими послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года Новгород был осажден. Бессильные новгородцы всю свою надежду возложили на Господа и пресвятую Богородицу. По преданию, на третью ночь архиепископ Новгородский услышал в алтаре Божией Матери "Знамение" Софийского собора голос. Он повелевал ему взять из церкви Спаса Господа Иисуса Христа на Ильиной улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены. Икону, после слезных молений перед ней, вынесли и поставили близ того места, где ожидался приступ неприятеля. Одна из стрел суздальцев попала в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архипастыря. Этот чудотворный образ Божией Матери подал знак, то есть знамение, что Царица небесная молится перед Сыном своим об избавлении города. Увидев это, нападавшие смешились, и новгородцы их разбили. В 1357 году икону перенесли из деревянной церкви Спаса в каменную церковь Знамения на той же Ильинской улице. В 1356 году пожар, возникший в церкви, утих после молебна перед иконой. В 1611 году из церкви Знамения были выброшены шведы, пытавшиеся ее ограбить.

Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение»


Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» - самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрии русского рассеяния.
Память 8 марта (21 марта н. ст.) - в день чудесного спасения иконы от посягания революционеров в 1898 году, 10 июня (23 июня н.ст.), 8 сентября (21 сентября н. ст.) - в день обретения в 1295 году, 27 ноября (10 декабря н. ст.) - в день празднования иконы "Знамение".

Икона Богородицы «Знамение» - одна из древнейших икон Русской Церкви. Икона Богоматери «Знамение» обретена в XIII веке, во время татарского нашествия. Город Курск, разоренный полчищами Батыя, пришел в запустение. 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, во время охоты, один из дружинников нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамением» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они срубили на этом месте часовенку, в которой поставили обретенную икону. Жители Рыльска, узнав о новоявленной иконе, стали посещать ее для поклонения, и от иконы Божией Матери «Знамение» стали происходить многочисленные чудотворения.

Князь Василий Шемяка приказал перенести икону в Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу крестного хода чудотворной иконы. Но Василий Шемяка уклонился – и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою он опять прозрел. В благодарность Василий Шемяка воздвиг в городе храм Рождества Пресвятой Богородицы во имя иконы, и с тех пор 8 сентября празднуется ее явление.

Но недолго пробыла икона Божией Матери "Знамение" в Рыльске. Трижды икона исчезала из города, и ее находили в том месте, где икона Богоматери "Знамение" явилась впервые охотнику. Рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона "Знамение" оставалась на месте явления, они возвели для нее новую часовню.

В 1385 году Курское княжество было снова опустошено татарами. Они хотели сжечь часовню и икону, но деревянная часовня не загоралась. Служивший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил, что причина чуда - в иконе Богородицы "Знамение". Тогда разъяренные татары разрубили икону и разбросали половинки, а часовню сожгли. Священника пленили, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду. По возвращении домой и поссле долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа, и только по шву выступило нечто, «аки роса».

В конце ХVI века по повелению царя Феодора Иоанновича икона Юожией Матери «Знамение» была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, предвещавших о Божией Матери. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления иконы при корне дерева.

В 1598 году, при нашествии крымских татар на юг России, святая икона была перенесена в Курск, а в пустыне оставлен точный список с нее. В 1603 году Лжедмитрий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивле, а затем в Москву. Там икона Божьей Метери «Знамение» находилась до 1615 года. По повелению царя Михаила Феодоровича она вернулась в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года икона «Знамение» проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что икона Богородицы «Знамение» должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни святая икона Пресвятой Богородицы переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда икона отбыла за границу.

Икона Пресвятой Богородицы «Знамение» в походах

Икона и её списки сопровождали русское воинство во многих походах. В 1676 году икона Пресвятой Богоматери «Знамение» путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список с иконы, повелевая, чтобы он сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году икона Пресвятой Богородицы «Знамение» посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с иконы Пресвятой Божией Матери «Знамение» был послан к князю Кутузову в действующую армию.

Также перед этой иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» молился и ещё ребенком получил свое первое исцеление преподобный Серафим Саровский.

В ночь с 7 на 8 марта 1898 года революционеры-безбожники решили взорвать чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Знамение», но, несмотря на страшные разрушения в соборе, сама икона осталась невредима.

12 апреля 1918 года икона была украдена из собора Курского Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять найдена и возвраащена на свое место. Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Курского и Обоянского Феофана и братиев Знаменского монастыря, икона «Знамение» ушла за границу, через Константинополь, в братскую Сербию. В 1920 году икона Божьей Матери «Знамение», по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии генерала Врангеля в 1920 году.

Икона Богородицы «Знамение» возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда вместе с Архиерейским Синодом Русской Зарубежной Церкви, выехала за границу, и оказалась в Мюнхене. В 1950 году митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. Тогда же под Нью-Йорком была создана Ново-Коренная пустынь для принятия чтимого образа, который прибыл в США 5 февраля 1951 года в сопровождении архимандрита Аверкия (Таушева). Встреченная епископом Серафимом в аэропорту, святая икона Божией Матери была немедленно доставлена на монастырской машине в Ново-Коренную пустынь. С 1957 года икона Пресвятой Богородицы «Знамение» пребывает в посвященном ей главном соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Иконография иконы Божией Матери «Знамение».



Икона Божией Матери «Знамение» представляет собой поясное изображение Богоматери с распростертыми к небу руками и с Младенцем, правой рукой благославляющим мир, а в левой держащим свиток. Изображение на иконе "Знамение" происходит от древнего константинопольского типа Марии Влахернитиссы, восходящего к римским изображениям Богоматери IV века. В Византии такое изображение называлось Оранта, или Великая Панагия.

В византийском и древнерусском церковном искусстве этот образ был очень популярен. Обычно Христос изображается в круглом медальоне, либо чуть видимо (полупрозрачно) на уровне груди Матери. В русской традиции данный тип иконографии получил наименование - «Знамение». Основной смысл икон Знамение переместился с посреднической заступнической молитвы Богоматери Оранты к Боговоплощению Христа. Знамение - это образ Благовещения и предзнаменование Рождества и следующих за ним евангельских событий вплоть до Второго Пришествия.

На иконах «Знамения» Богородица может изображаться в рост, как, например, на Ярославской Оранте или Мирожской иконе, либо по пояс, как на Новгородском Знамении или Курско-Коренной иконе.

Развитием иконографии «Знамения» стали композиции таких икон, как Неупиваемая Чаша.


На некоторых Новгородских иконах «Знамения», кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.

Что такое Оранта

Оранта (от лат. - молящаяся) - один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми, и разведенными в стороны руками. Это традиционный жест заступнической молитвы.

Подобная молитвенная поза известна с ветхозаветных времён. Первые изображения Богородицы Оранты без Младенца встречаются в римских катакомбах. Наиболее широкое распространение иконографический тип получает в послеиконоборческий период. Так, в церкви Неа в Константинополе, возводимой при императоре Василии I с 867 по 886 г. было изображение Оранты в конхе апсиды. Оно становится традиционным местом для мозаичного или фрескового изображения Богородицы Оранты. В апсиде Софийского собора в Киеве (XI в.) находится известнейшее мозаическое изображение Оранты. Один из эпитетов изображения - «Нерушимая Стена».

От прочих иконографических типов изображения Богородицы Оранту отличает величественность и монументальность. Её поза статична, композиция симметрична, что отвечает замыслам стенных росписей и мозаик. Этот образ входит в состав других композиций, в частности, в изображение праздников Вознесения или Покрова.

Оранта - иконографический тип стоящей Богородицы с высоко поднятыми в жесте неустанного моления руками. Наименование типа восходит к раннехристианской традиции, к изображениям в катакомбах фигур молящихся - орантов, орант, однако смысл Богородицы Оранты гораздо более глубокий и всеобъемлющий. Богородица Оранта - символ Церкви, неустанно подвизающийся молитвенном служении о спасении верных. Не случайно именно этот образ явился Андрею Юродивому в виде¬нии, послужившем основой композиции «Покрова Богоматери». По одному из предположений, образ Богоматери Оранты наибо¬лее полно отражает роль Богоматери как чистой Девы и служительницы храма - диакониссы.

Молитвы Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение”

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение” Новгородская

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшаго Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающе дивное знамение Твоего заступления, великому Новуграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле отцем нашим на помощь ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего Матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под кровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой, всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, Госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия хри-стианския кончины и добраго ответа на Страшнем Суде Его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение” Корчемная

О, Пресвятая Владычице Богородице, Небеснаго Царя Мати, Богоизбранная Отроковице! Ненадежных надеяние, больных исцеление, сирым предстательнице, скорбящим утешение и радость, обидимым покровительнице и всем в бедах и напастях сущим скорое поможение и заступление! Помози, о Мати Божия, и нам грешным в скорби нашей, возвесели радостию сердца людей Твоих; управи в мире и тишине жизнь нашу и не даждь во отчаяние впасти. Ты бо Едина еси паче всех святых и паче всех Горних умов Предстательница наша к Богу, яко Всеблагаго Царя Благая Мати. Темже мы, грешнии, на Пречистый Твой образ "Знамения” взирающе, умиленно преклоняем колена и, благоговейно лобызающе, молим Тя, Благосердая Мати: не отрини смиреннаго моления нашего и яви нам знамение милости Твоея: никтоже бо, к Тебе прибегая со упованием, исходит от Тебе посрамлен, но просит благодати и приемлет дар к полезному прошению, прославляя Сына Твоего и Бога, и Тебе с Ним, во веки веков. Аминь.

Молитва Пресвятой Богородице перед Ея иконою, именуемою "Знамение” Курская-Коренная

Царица наша Преблагая, надеждо наша, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице, зриши нашу беду, зриши нашу скорбь; помози нам, яко немощным, окорми нас, яко странных, обиду нашу веси, разреши ту, яко волиши, избави отечество наше, страждущую землю Российскую, от лютаго безбожников обстояния, спаси и сохрани рабов Твоих (имярек) и всех нас, зде предстоящих и молящихся, и покрый нас от всякаго зла честным Твоим Омофором, яко не имамы иныя Помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши нас и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой "Знамение”

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену/ и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем./ темже молим Тя,/ мир отечеству нашему даруй/ и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем/ всечестнаго образа Богоматере чудное явление/ и от того благодать почерпающе,/ первообразней умильно возопиим:/ радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Икона Божией Матери «Знамение» – почитаемое Русской Православной Церковью 10 декабря изображение Богородицы с Божественным Младенцем. Подробности в статье!

Икона Божией Матери «Знамение»

Эта икона изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) - благословляющий Божественный Младенец - Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

История иконы Божией Матери «Знамение»

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI - XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году.

В этот год соединенные силы русских удельных князей, возглавляемые сыном Суздальского князя Андрея Боголюбского, подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцы молились, прося Господа не оставлять их. На третью ночь услышал архиепископ Новгородский Илия дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.

Когда икону переносили, - враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

Иконография

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемся Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия. Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения. Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления. Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери «Знамение» - одна из древнейших и наиболее почитаемых в русском православии икон. Главная святыня русского Севера. Она принадлежит к иконописному типу Оранта и изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

В усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку. Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Иконы Божией Матери, известные под именем «Знамение», появились на Руси в XI-XII веках, а называться так стали после чудесного знамения от Новгородской иконы, случившегося в 1170 году .

Суздальский князь Андрей Боголюбский задумал образовать на севере русской земли одну державу и хотел одним ударом сокрушить силу новгородскую. Возглавляемые им соединенные силы русских удельных князей — Смоленского, Муромского, Полоцкого и Рязанского — подошли под стены Великого Новгорода. Новгородцам оставалось уповать лишь на Божию помощь. Дни и ночи молились они, умоляя Господа не оставлять их.

На третью ночь архиепископ Новгородский, молившийся перед образом Господа нашего Иисуса Христа, услышал глас: «Иди в церковь Святого Спаса на Ильину улицу, и возьми икону Святыя Богородицы, и постави ю на острог противу ратных». Совершив молебен в церкви Святого Спаса, архиепископ Илия в присутствии молящегося народа вознес икону на городскую стену.

Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в святой образ. При этом лик Пресвятой Богородицы обратился к городу и оросил своими слезами фелонь архиепископа и тот воскликнул: «О дивное чудо! Из сухого дерева текут слезы. Царица Небесная!» Осаждённые восприняли случившееся как знамение того, что Царица Небесная молится пред Своим Сыном об избавлении города от неприятеля. На врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, у них помрачилось зрение и они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября). Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Великий Новгород)

В 1352 году по молитве пред этой иконной получали исцеление пораженные чумой. В благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, новгородцы построили особый храм, и в 1356 году икона из церкви Спаса Преображения была с торжеством перенесена в воздвигнутый в 1354 году новый храм «Знамения Пресвятой Богородицы», впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Знаменский собор в Великом Новгороде

Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес. Самые известные из них: Абалацкая (1637, главная святыня Сибири), Царскосельская (в Знаменской церкви Царского села; считалась семейной святыней Романовых), Серафимо-Понетаевская (1879, главная святыня женского Серафимо-Понетаевского монастыря), Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» — самая почитаемая икона в Русской Зарубежной Церкви, получившая наименование Одигитрии русского рассеяния.

Взирая на святые иконы Пресвятой Девы, верующие люди возносятся духом в молитве, испрашивая милостей и щедрот, ходатайства о спасении и ниспослании мира стране нашей и всему миру.