Отличие аутизма от шизофрении. Отличия аутизма от шизофрении

Чтобы более эффективно лечить людей, страдающих шизофренией и аутизмом, необходимо более детальное изучение различий между этими болезнями. Отличие аутизма от значительное, расстройства аутистического спектра имеют свои характеристики, так же, как и . В то же время, имеется определенное сходство в социальных дисфункциях, поэтому некоторые люди считают, что это проявления одного и того же заболевания. Достаточно длительное время подобные заблуждения приводили к заблуждениям при проведении диагностики. Нередко происходило так, что пациенты с диагнозом шизофрения в реальности страдали расстройством аутистического спектра. Специалисты доказали, что имеются четкие различия, разграничивающие аутизм и шизофрению.

Если имеет место аутизм, то его проявления заметны вскоре после рождения. Что касается признаков шизофрении, то их проявление дает о себе знать, когда ребенок становится старше. Кроме того, страдающие шизофренией люди часто имеют , у них возникают типичные для данной болезни бредовые мысли. У лиц с аутизмом подобные состояния наблюдаются реже. Ранее учеными были проведены исследования, позволяющие понять механизмы, на которых основаны социальные ограничения страдающих данными заболеваниями людей. Как выяснилось, различий немало, и их понимание имеет ключевое значение, так как поможет разработать максимально действенные методики лечения.

В настоящее время известно, что идеально подходящее лечение для лиц с шизофренией может оказаться неуместным, если человек страдает аутизмом. Для обеих групп характерно наличие аспектов , возникающих в социальной ситуации. Тем не менее, для каждого заболевания ее причины различны. Страдающие шизофренией люди считают, что окружающие недоброжелательны. В то время, как больные с аутистическими расстройствами в наибольшей степени проявляют социальную циничность. Данные различия, в том числе, разное поведение пациентов в обществе, позволяет находить новые методики, которые эффективно противостоят негативному социальному опыту пациентов.

Результат выявления отличий

Разграничить проявления шизофрении от схожего с ней аутизма крайне важно, так как такой подход позволяет в значительной мере изменить в лучшую сторону способность пациентов к самореализации в обществе, наладить свою жизнь. Не секрет, что ранее среди исследователей разных стран существовало мнение, что аутизм является именно разновидностью шизофрении. Считалось, что аутизм и детская шизофрения представляют собой один и тот же синдром, а детский аутизм переходит во взрослую шизофрению. Однако, в Израиле отличие аутизма от шизофрении давно известно. Кроме того, и другие современные специалисты подтверждают, что это далеко не одно и то же. Медики доказали, что аутизм следует считать самостоятельной отдельной патологией, которая отличается не только от шизофрении, но и от других нарушений.

Несомненно, имеются и некоторые объединяющие черты, в определенной степени связывающие аутизм и шизофрению, так как и то и другое нарушение проявляет себя в спектре. Нередко признаки чрезмерной самоизоляции и уклонение от эмоциональных и социальных контактов, которые типичны для шизофрении тяжелой формы, являются симптоматикой аутизма. Чтобы не допустить неправильной диагностики, клиницисты обращают внимание на существующие различия, способствующее отделению шизофрении от аутизма. Возникновение аутизма отмечается уже в младенчестве, либо болезнь обнаруживается в раннем детстве. Что касается шизофрении, то это заболевание не дает о себе знать до более позднего детского возраста.

Изредка встречаются случаи, когда начало шизофрении происходит раньше, уже в раннем детстве. В данном случае у ребенка возникают галлюцинации, для описания иррациональных мыслей малыш использует речь. Что касается аутичных детей, то они не пользуются речью, чтобы передать свои иррациональные мысли. Наоборот, такие дети абсолютно не используют речь, как средство общения с окружающими. В то же время, у больных аутизмом не бывает галлюцинаций, и чаще всего, они не страдают . Обычно для шизофрении типичны периоды ремиссии, когда отмечено нормальное функционирование. Аутичные люди подобных колебаний не проявляют, их состояние более стабильное, без особых изменений.

Наличие специфических нарушений

Довольно часто аутизм имеет сходство с различными специфическими нарушениями, возникающими при развитии речи. Одним из главных симптомов болезни, в данном случае, является отставание речевого развития. Характерно, что именно на этот признак родители обращают внимание в первую очередь. Речь может иметь значительное отставание, а в некоторых случаях имеется полное ее отсутствие. Обнаружив у ребенка проблемы с речью, родители обычно обращаются за помощью к логопеду-дефектологу. В дальнейшем врач решает, болен ли ребенок аутизмом, страдает ли он каким-либо другим нарушением, связанным с развитием речи. Для выявления трудностей, связанных с развитием речи, специалисты изучают историю развития данного малыша, анализируют его интересы, обращают внимание на стиль игры, отношения с окружающими.

Отличие аутизма от шизофрении в любом случае, проводится лишь специалистами, имеющими огромный опыт в данной сфере, и поэтому к проблеме всегда особый подход. При отсутствии речи выясняется, имеет ли место аутизм, или это элективный

21 век чреват многими трудностями не только для взрослых, но и для детей. К сожалению, на сегодняшний день участились различные психические заболевания встречающийся у детей с ранних лет. И эти расстройства могут быть врожденными или же приобретенной со временем. Среди расстройств у детей часто встречается детский психоз.

Как распознать детский психоз?

Несмотря на все продвижения в науке, все же вопросы, связанные с детским психозом, являются открытыми, и там есть много разногласий. Все же в общих чертах можно привести те основные моменты, которые различают аутизм от шизофрении. Главным симптомом психоза являются значительные задержки у ребенка в развитие разных навыков и интеллектуальных способностей. Это встречается у 50% детей. Давайте рассмотрим отличительные различия между аутизмом и шизофренией у детей.

Больше чем половина детей, которые страдают аутизмом имеют в некоторых областях нормальный уровень навыков и знаний. Например, несмотря на характерные отставания в развитии, дети с аутизмом могут быть очень способны к математике или же могут обладать исключительным музыкальным талантом. Дети же с шизофренией не имеют таких качеств. Практика показывает, что очень сложно отличать психические расстройства от умственной отсталости.

Кроме социального приспособления и умственного развития есть и другие отличительные черты, по которым различают детскую шизофрению от аутизма. Часто у детей бывает маниакально-депрессивный психоз с задержками в развитии.

Как распознать аутизм?

Аутизм проявляется почти с рождения, а шизофрения бывает скрытой и дети с этим нарушением могут не отличаться от своих сверстников, до определенного возраста.

Дети с аутизмом делают много усилий, для того, чтобы приспособиться к жизни, в то время как страдающие шизофренией не заботятся об этом. Это им просто неинтересно.

Из внешних отличий можно привести идеальную моторику рук у детей аутиков, в то время как у страдающих шизофренией есть большие нарушения, связанные с координацией и равновесием.

Аутиков очень интересуют механические предметы, в то время как шизофреники безразличны к ним.

Аутики относятся к окружающей среде безразлично, в то время как шизофреники искажают реальность.

Ученные также выявили следующую закономерность: аутизмом чаще страдают те дети у которых благополучные и успешные родители, в то время как шизофрения встречается у детей в необеспеченных семьях.

Напоследок

Как бы это грустно ни было, все же основная причина, что приводит к психическим расстройствам не определена.

Специалисты предполагают, что это многофакторный генезис. Так как исследования показали, что физиологические механизмы в подобных отклонениях играют большую роль.

Все же исследования идут и будем надеяться, что в скором времени ученные смогут дать однозначный ответ на столь важный вопрос.

Чтобы более эффективно лечить людей, страдающих шизофренией и аутизмом, необходимо более детальное изучение различий между этими болезнями. Отличие аутизма от шизофрениизначительное, расстройства аутистического спектра имеют свои характеристики, так же, как и шизофрения. В то же время, имеется определенное сходство в социальных дисфункциях, поэтому некоторые люди считают, что это проявления одного и того же заболевания. Достаточно длительное время подобные заблуждения приводили к заблуждениям при проведении диагностики. Нередко происходило так, что пациенты с диагнозом шизофрения в реальности страдали расстройством аутистического спектра. Специалисты доказали, что имеются четкие различия, разграничивающие аутизм и шизофрению.

Если имеет место аутизм, то его проявления заметны вскоре после рождения. Что касается признаков шизофрении, то их проявление дает о себе знать, когда ребенок становится старше. Кроме того, страдающие шизофренией люди часто имеют галлюцинации, у них возникают типичные для данной болезни бредовые мысли. У лиц с аутизмом подобные состояния наблюдаются реже. Ранее учеными были проведены исследования, позволяющие понять механизмы, на которых основаны социальные ограничения страдающих данными заболеваниями людей. Как выяснилось, различий немало, и их понимание имеет ключевое значение, так как поможет разработать максимально действенные методики лечения.

В настоящее время известно, что идеально подходящее лечение для лиц с шизофренией может оказаться неуместным, если человек страдает аутизмом. Для обеих групп характерно наличие аспектов паранойи, возникающих в социальной ситуации. Тем не менее, для каждого заболевания ее причины различны. Страдающие шизофренией люди считают, что окружающие недоброжелательны. В то время, как больные с аутистическими расстройствами в наибольшей степени проявляют «социальную циничность». Данные различия, в том числе, разное поведение пациентов в обществе, позволяет находить новые методики, которые эффективно противостоят негативному социальному опыту пациентов.

Результат выявления отличий

Разграничить проявления шизофрении от схожего с ней аутизма крайне важно, так как такой подход позволяет в значительной мере изменить в лучшую сторону способность пациентов к самореализации в обществе, наладить свою жизнь. Не секрет, что ранее среди исследователей разных стран существовало мнение, что аутизм является именно разновидностью шизофрении. Считалось, что аутизм и детская шизофрения представляют собой один и тот же синдром, а детский аутизм переходит во взрослую шизофрению. Однако, отличие аутизма от шизофрении давно известно. Кроме того, и другие современные специалисты подтверждают, что это далеко не одно и то же. Медики доказали, что аутизм следует считать самостоятельной отдельной патологией, которая отличается не только от шизофрении, но и от других нарушений.

Несомненно, имеются и некоторые объединяющие черты, в определенной степени связывающие аутизм и шизофрению, так как и то и другое нарушение проявляет себя в спектре. Нередко признаки чрезмерной самоизоляции и уклонение от эмоциональных и социальных контактов, которые типичны для шизофрении тяжелой формы, являются симптоматикой аутизма. Чтобы не допустить неправильной диагностики, клиницисты обращают внимание на существующие различия, способствующее отделению шизофрении от аутизма. Возникновение аутизма отмечается уже в младенчестве, либо болезнь обнаруживается в раннем детстве. Что касается шизофрении, то это заболевание не дает о себе знать до более позднего детского возраста.

Изредка встречаются случаи, когда начало шизофрении происходит раньше, уже в раннем детстве. В данном случае у ребенка возникают галлюцинации, иллюзии, для описания иррациональных мыслей малыш использует речь. Что касается аутичных детей, то они не пользуются речью, чтобы передать свои иррациональные мысли. Наоборот, такие дети абсолютно не используют речь, как средство общения с окружающими. В то же время, у больных аутизмом не бывает галлюцинаций, и чаще всего, они не страдают иллюзиями. Обычно для шизофрении типичны периоды ремиссии, когда отмечено нормальное функционирование. Аутичные люди подобных колебаний не проявляют, их состояние более стабильное, без особых изменений.

Довольно часто аутизм имеет сходство с различными специфическими нарушениями, возникающими при развитии речи. Одним из главных симптомов болезни, в данном случае, является отставание речевого развития. Характерно, что именно на этот признак родители обращают внимание в первую очередь. Речь может иметь значительное отставание, а в некоторых случаях имеется полное ее отсутствие. Обнаружив у ребенка проблемы с речью, родители обычно обращаются за помощью к логопеду-дефектологу. В дальнейшем врач решает, болен ли ребенок аутизмом, страдает ли он каким-либо другим нарушением, связанным с развитием речи. Для выявления трудностей, связанных с развитием речи, специалисты изучают историю развития данного малыша, анализируют его интересы, обращают внимание на стиль игры, отношения с окружающими.

К проблеме всегда нужен особый подход. При отсутствии речи выясняется, имеет ли место аутизм, или это элективный мутизм. Известно, что у детей с мутизмом проявляются определенные навыки по привлечению внимания других к интересующему их объекту либо предмету. Например, они указывают на предмет, чтобы его получить, или же, демонстрируют его другим для привлечения внимания. В то же время, в общении дети с аутизмом редко применяют жесты. Если у ребенка имеется определенная задержка, речь плохо развивается, то специалисты выясняют, применяет ли ребенок речь для коммуникации.

Для шизофрении свойственны более тяжелые проявления, при данном расстройстве мозга нарушаются психические функции.

http://www.psyportal.net/9706/otlichie-autizma-ot-shizofrenii/

Клинические особенности

Основой шизофренического аутизма является специфическая шизофреническая диссоциация, процессуальная дезинтеграция психики и личности. Это проявляется как в поведенческих особенностях и данных психологического обследования, так и при их сопоставлении. При медленном развитии процесса удаётся, как правило, проследить динамику формирования аутизма на основе многообразных, но характерных проявлений диссоциации. Трудности адаптации диссоциированной личности значительно увеличивают вероятность возникновения психотравмирующих ситуаций и значение психогений для развития аутизма.

При клинико-психологическом обследовании удается отметить связанную с диссоциацией структурную неоднородность аутизма. С одной стороны, отчётливо проявляется отгороженность, автономность, ограничение общения, снижается или утрачивается связь содержания мышления с реальностью, возникают асоциальные деструктивные тенденции. С другой стороны, больных характеризует потребность быть понятыми, поиск особо глубоких и тесных контактов, парадоксально высокая откровенность ("аутизм наизнанку"),мышление может утрачивать самостоятельность. Эти противоположные тенденции сосуществуют у одного больного, близки к тенденциям амбитендентности-амбивалентности и отражают диссоциативный характер нарушений общения.

Проведенное изучение показало, что аутизм может возникать на разных этапах течения шизофрении и в разных соотношениях с продуктивной психопатологической симптоматикой и что эти его особенности коррелируют с типом течения шизофренического процесса. При непрерывно-прогредиентном течении процесса аутизм может в течение более или менее длительного времени определять клиническую картину. В случаях вялого, минимально-прогредиентного течения особенно ярко выявляется генетическая связь аутизма с диссоциацией. В последующей на фоне аутизма и в связи с ним может развиваться продуктивная симптоматика. Этот тип аутизма мы условно обозначаем как "первичной".

Приступообразно-прогредиентная шизофрения дебютирует, как правило, продуктивной симптоматикой. С интенсивностью, глубиной и содержанием последней связаны и совпадают интенсивность и глубина аутизма. Изучение динамики становления ремиссий в таких случаях обнаруживает уменьшение аутизма по мере дезактуализации продуктивных расстройств. Этот тип аутизма мы обозначаем как "вторичный".

Черты "первичности" и "вторичности" аутизма отчётливо прослеживаются на начальных этапах течения шизофрении. В дальнейшем, особенно - при злокачественном течении, они сплавляются в едином синдроме аутизма, к которому присоединяется психогенная (по В.В. Коваливу) аутизация. Углубление аутизма входят в понятие о шизофреническом регрессе. Однако, и самому аутизму присуща регрессивная динамика, проявляющаяся в указанном структурном усложнении и содержательном обеднении, внутреннем запустевании мира аутистических переживаний. Соотношение диссоциации, аутизма и продуктивной симптоматики схематически показано на рис.1.

Диссоциативные изменения предпосылок общения создают тот индивидуально различающийся, но в целом особый и присущий шизофрении рисунок коммуникативного поведения, тот общеклинический контекст, который придаёт шизофреническому аутизму особое качество (Г.К. Ушаков). Нарушения общения тотальны и диссоциированы. При наличии потребности в установлении особо глубоких и тесных контактов нарастает погружение в мир болезненных переживаний с отгороженностью от реальности. Психотическая трансформация психики изменяет способы и пути общения. Качественным изменениям подвергаются средства общении (речь, мимика, пантомимика). Нарушается познавательная сторона общения. Общение становится всё более формальным и утрачивает регулятивное влияние на мышление и поведение. При раннем - до 5 лет - начале шизофрении перечисленные особенности не только сохраняют свою актуальность, но в ряде случаев выступают и более рельефно.

Нередко можно наблюдать своеобразные проявления шизоидного или прешизофренического аутизма в виде "сверхсоциальности". Это - тихие, незаметные, не беспокоящие родителей и воспитателей дети, которых поэтому часто считают "образцовыми". Родители иногда говорят, что "не заметили", как ребёнок вырос. Однако, эти дети мало реагируют или не реагируют на направленные педагогические воздействия. Их "хорошее" поведение лишено необходимой гибкости, за ним часто не удаётся выявить соответствующей личностной позиции. Детальный клинико-психологический анализ показывает, что их внутренний мир переживаний и внешнее поведение либо относительно независимы, либо противоположны. Отправляясь от известной метафоры Э. Кречмера можно сказать, что эти дети похожи на дом с нарисованными окнами, за постоянно благополучной панорамой которых идет своя скрытая от посторонних глаз внутренняя жизнь. Их "образцовость" является своеобразным аутистическим барьером, защищающим от необходимости общения на личностном уровне. Изучение спонтанного творчества и поведения, обследование при помощи некоторых методик (например, по ТАТ) позволяют выявить своеобразие личностных установок, диссоциативные феномены, аналоги немотивированной агрессии и т.д. Эти особенности становятся явными при переходе к процессуальному течению, признаки которого отчётливо определяются клинически.

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения. . . . Детская шизофрения.

В моем носу заключена власть, и я могу контролировать то, что показывают по телевизору, и то, что люди говорят и делают.

(М. Nichols, 1995, стр. 73)

Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания. Шизофрения - это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином "детская шизофрения" обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

Появление проблем в более позднем возрасте.

Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.

Наличие периодов ремиссий и рецидивов (relapse).

Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД, COS), по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

Ряд клинических признаков детской шизофрении можно проследить на примере Марии, девочки, у которой первые симптомы болезни начали проявляться в десятилетнем возрасте.

Мария: Депрессия, дезорганизованность, обреченность.

Мария всегда была очень робким ребенком. Временами она вообще не разговаривала, с трудом сходилась с друзьями, нередко проявляла дух противоречия, а иногда мочилась в постель. К десяти годам, вдобавок к постоянной социальной изоляции, у нее появились проблемы в школе. У Марии также начались депрессии. Она говорила, что дьявол подстрекает ее на совершение плохих поступков; считала, что учительница хочет причинить ей вред; кроме того, она стала бояться заразиться инфекционным заболеванием. Ее поведение становилось все более дезорганизованным. Она говорила, что убьет себя, перестала следить за своим внешним видом и однажды перебежала дорогу перед движущимся автомобилем, очевидно, пытаясь покончить с собой.

В результате этого происшествия ее поместили на обследование в больницу где Мария продолжала проявлять признаки аномального поведения. Временами у нее наступали периоды повышенной тревожности, а также имел место случай безудержного крика. Иногда она просто сидела, уставившись в пространство, и нередко становилась совершенно немой. Хотя состояние Марии в период госпитализации улучшилось и она вернулась в семью, на протяжении всего периода детства и юности ее мучили страхи и галлюцинации. Марию посещали мысли, что другие за ней следят; у нее периодически наступали приступы депрессии, часто сопровождавшиеся попытками самоубийства. Она по-прежнему испытывала отчуждение, находилась в полной изоляции и плохо училась. В возрасте 17-ти лет, после ряда кратковременных госпитализаций, она была помещена в муниципальную больницу где оставалась до 19-летнего возраста. На протяжении этого периода ее эмоциональные проявления были все более бледными, а психотические симптомы не ослабевали. Через неделю после выписки из больницы Мария заперлась в своей комнате и приняла повышенную дозу прописанных ей медикаментов. На следующее утро ее нашли мертвой (адаптировано из J. R, Asarnow & Asarnow, 1996).

Трагический пример Марии иллюстрирует ключевые признаки детской шизофрении.

Хотя в большинстве случаев начало болезни приходится на поздний подростковый или юношеский возраст, шизофрения встречается и у детей (Nicholson & Rapoport, 1999).

Детская шизофрения развивается постепенно, а не наступает внезапно; при этом у больных детей проявляется целый ряд различных нарушений, предшествующих появлению психотических симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al, 2000).

Если болезнь начинается в детстве, симптомы продолжают проявляться также в юношеском и в зрелом возрасте.

Детская шизофрения влечет за собой самые серьезные негативные последствия для общего развития и школьной успеваемости ребенка.

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии шизофрении приведены в табл. 10.3. Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством (mood disorder), либо шизоаффективным расстройством (schizoaffective disorder), употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Таблица 10.3. Основные диагностические критерии шизофрении, согласно Руководству DSM-IV-TR

Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

(2) Галлюцинации

(3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

(4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

(5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие (affective flattening, alogia, or avolition)

В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

(Источник:. DSM-IV-TR Copyright 2000 by АРА.)

Использование общих диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает сравнение шизофрении, наступающей в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и позволяет определять, в каких случаях имеет место непрерывное течение болезни на протяжении всего периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и нарушения логического (formal) мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет; если они все же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте, структуру и содержать детскую тематику (Caplan, 1994). Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет диагностирована у детей, у которых проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста.

Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний (А. Т. Russell, 1994).

Психотические симптомы.

У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться такие психотические симптомы, как бред и галлюцинации. Бред - это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей (disordered thought content), а также в твердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия , при которых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления (Caplan, 1994; Caplan, Guthrie, Tang, Komo & Asarnov, 2000; Russell, Bott & Samons, 1989). Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены во врезке 10.7.

Врезка 10.7

Психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией

Галлюцинации

Слуховые: Не связанные с аффективными состояниями. Заявление семилетнего мальчика: "Все говорит - стены, мебель; я просто знаю, что они говорят".

Слуховые: Командные. Заявление восьмилетнего мальчика: "Однажды я слышал голоса, идущие с юга и с востока; один из них велел мне прыгнуть с крыши, а другой - ударить свою мать".

Слуховые: Диалоговые. Заявление восьмилетнего мальчика: "Я могу слышать, как говорит дьявол - Бог перебивает его, а дьявол говорит: "Заткнись, Бог". Бог и дьявол всегда враждуют".

Слуховые: Религиозные. Одиннадцатилетний мальчик слышал голос Бога, говорящего: "Прости, Д., но сейчас я не могу тебе помочь, я помогаю другому". Он также говорил о том, что слышал голоса Иисуса и дьявола.

Слуховые: Преследующие. Девятилетний мальчик сообщил, что слышал, как голоса обзывают его и угрожают ему, что если он не сделает того, что ему говорят, с ним случится что-то плохое.

Слуховые: Комментирующие. Восьмилетняя девочка сообщила, что слышала голос ангела, произносящего фразы типа: "Ты сегодня не плакала" и "Сегодня ты была хорошей девочкой".

Зрительные. Двенадцатилетний мальчик видел призрака (мужчину) с красным, обожженным, изрезанным шрамами и ранами лицом в различных ситуациях и в разных местах. Он видел его, начиная с пятилетнего возраста.

Тактильные. Восьмилетний мальчик ощущал, как дьявол трогал его и передвигал его тело: "так что он может заставить меня прийти к нему и жить с ним".

Соматические. Восьмилетняя девочка сообщила, что ощущала ангела, младенцев и дьявола в своей руке, и что она чувствует, как они дерутся.