Откуда родом конфуций. ​Конфуций – гений, великий мыслитель и философ Древнего Китая

Огромная восточная страна, где любят поедать насекомых, изготавливают всевозможные предметы обихода и с пелёнок учатся каллиграфично рисовать иероглифы, давно манит исследователей своей загадочностью и тонким менталитетом. Китай всегда может удивить: экзотикой, интересным укладом жизни, непонятным для нас, славян, мышлением. Одной из его изюминок является конфуцианство, кратко охарактеризовать которое можно как воспитание людей на благо обществу и самим себе.

Общая информация

Слово "конфуцианство" имеет европейское происхождение. Оно образовалось от латинизированной формы титула и фамилии его основателя и означает "мудрый учитель Кун". Одновременно его китайский аналог "жу-цзяо" переводится как "учение просвещённых, благовоспитанных людей". Исходя из этого, многие древние исследователи утверждали, что конфуцианство - религия учёных. Но это не совсем так. Назвать рассматриваемое течение строго верованием трудно, скорее, это уклад жизни, способ мышления и восприятия окружающего мира.

Несмотря на это, конфуцианство всегда рассматривается как религиозно-философское учение, наполненное традициями Востока. Его влияние на китайское общество было настолько великим и глубоким, что с помощью принципов этого течения формировались ценности людей, житейская мудрость. С веками значение его нисколько не уменьшилось, оно ощущается в любой сфере жизни. Кроме того, конфуцианство - религия, философия и учение - на протяжении почти двух тысячелетий оставалось главной идеологией Китайской империи. Фактически её значение было аналогичным католической церкви и Ватикана в Европе в Средние века.

Основатель учения Конфуций

Жил он в VI-V веке до нашей эры. Это был период междоусобиц и раздробленности страны. Поэтому в учении отобразилось стремление переделать хаотичный порядок вещей и принести обществу стабильность и процветание. Будущий великий философ родился в семье бывших аристократов, которые обанкротились. Он очень рано осиротел и жил довольно скромно, пока ему не повезло раздобыть денег на путешествие в государство Чжоу - царственный домен, где он благополучно устроился на работу в книгохранилище. Именно тут Конфуций познакомился с Лао-цзы, с которым проводил много времени в беседах и дискуссиях.

Вернувшись на родину, он увлёкся древними ритуалами и музыкой, которая, по китайским убеждениям, отражала вселенскую гармонию и воссоздавала её среди людей. Все эти принципы позже впитало в себя и учение - древнее конфуцианство. Вскоре философ открыл собственную школу и стал первым педагогом-профессионалом в истории Китая. Самое интересное то, что его ученики непременно становились важными государственными деятелями. Сам же Конфуций никогда не получал высокой должности, хотя и стремился к этому. Умер учёный в родном городе Цюйфу.

"Лунь Юй"

Эта книга - основа всего конфуцианства. В ней записаны все высказывания, мысли и утверждения Конфуция. Ученики философа по крупицам собирали эти ценные сведения, в результате появился сборник, состоящий из коротких бесед философа со своими последователями. Они формируют все принципы и догмы, которые проповедует конфуцианство. Кратко и точно в книге передан весь Конфуция:

  • 15 лет. Помыслы обращены к образованию.
  • 30 лет. Обретение самостоятельности.
  • 40 лет. Избавление от сомнений.
  • 50 лет. Познание воли Неба.
  • 60 лет. Умение отличать правду от лжи.
  • 70 лет. Следование за желаниями сердца и умение не нарушать Ритуал.

В этих коротких строчках - весь Конфуций. Его длинный путь от образования до свободного следования желанием сердца и соблюдения норм поведение стал ориентиром, нравственным и священным, для всей Конфуцианство (философия этого учения и передаются из поколения в поколения) почитается всеми жителями Китая.

У истоков философии

Учение Конфуция, как и другие великие китайские религиозные и философские течения, зародилось в Китае в VI-V веках до нашей эры. Именно в это время на смену золотой эре государства приходят хаос и разруха. Был нарушен главный принцип империи "кто богат, тот знатен". Люди, не имевшие к аристократии никакого отношения, обладали богатством за счёт железа, которое начали активно добывать. Все это нарушило гармонию и спровоцировало междоусобицы.

Возобновить порядок должны были массовые течения и учения, которые возникали как грибы после дождя. Некоторые просуществовали всего пару десятилетий. Другие же - конфуцианство, даосизм, легизм - настолько прочно внедрились в культуру Китая, что просто невозможно представить сегодняшнюю страну без них. Таким образом, учение Конфуция на пустом месте не возникло. Во время разрухи и бедствий великий философ размышлял над принципами и методами, которые смогли бы навести порядок. И главным способом достижения гармонии, по его мнению, был сам человек, его воспитание, мораль и поведение.

Государственная этика

Так как учение должно было в первую очередь привести в порядок дела страны, оно имело и политический характер, основанный на этических принципах. Следует сначала воспитать человека, и тогда все остальное, включая политику, станет на круги своя. Надо проявлять больший интерес к душе народа, говорил философ. То есть решение важных аспектов правления империи учение Конфуция рассматривает через призму общества, где людской фактор играет основную роль.

Время показало, что это действительно работает. Самое трудное оказалось в следующем: заставить человек вести себя так, как того предполагают принципы этики и морали. Люди, даже те, которые хотят измениться в лучшую сторону, не сразу могут перевернуть свой внутренний мир с ног на голову. Часто это не получается. Другие же просто не хотят работать над собой. Потребовался особый подход, и Конфуций его отыскал. Он воспользовался поклонением китайцев культу предков. Образы ушедших в мир иной были более значимы и реальны, чем абстрактное небо. Известно, что легендарные предки - образ для подражания в Китае. Таким же символом нации стал впоследствии и сам Конфуций.

Ритуал

Это священный закон, которого придерживается конфуцианство. Кратко описать его значение можно так: ритуал - это не заученные правила поведения человека, а осмысленные им поступки, жесты и слова. Это самостоятельное явление, которое люди должны перенимать с молоком матери. Это данный от природы дар жить правильно и красиво. Понятие ритуала сложное, многогранное. Конфуций не раз говорил, что не всегда удаётся его соблюдать. Даже праведные предки часто сбивались с дороги.

По Конфуцию, человек должен любить ближнего, чувствовать ответственность за исполнение своего долга перед обществом и страной, быть искренним и преданным, заботиться о младших и почитать старших. На этих качествах и основывалось учение философа. Нормы поведения в семейном кругу он переносил на огромную империю. Залог спокойствия и процветания Поднебесной в том, что каждый находится на своём месте и чётко исполняет возложенные на него функции, говорил Конфуций. Он называл это "да лунь" - принцип взаимоотношений между людьми, основным стержнем которых выступает человеколюбие. И это основное правило гармоничного общества.

Человеколюбие

Что же подразумевал под этим понятием Конфуций? По его мнению, чтобы стать таковым, китаец должен обладать пятью качествами характера: уметь держаться достойно и не попадать впросак, широтой кругозора завоёвывать толпу, внушать другим доверие, управлять с помощью милосердия и быть успешным за счёт собственной сообразительности. Но часто великий учитель признавался своим ученикам, что он не может назвать себя полностью человеколюбивым. Ведь эти качества - только верхушка айсберга.

Принципы конфуцианства всегда были более широки, чем казалось на первый взгляд. То же человеколюбие, по утверждению философа, - это не только способность любить и ценить людей. Это даже не гуманность как признание бесценности жизни индивида. Человеколюбие включает в себя понятия ответственности, наследия, поклонения традициям и многие другие.

Например, однажды Конфуций строго осудил человека, который вместо положенных трёх лет носил траур по родителям всего год. Философ назвал его аморальным и полностью лишённым человеколюбия.

Гуманность

Ещё один принцип, лежащий в основе конфуцианства. Это почтительность по отношению к старшим людям, братская любовь, взаимопомощь и покровительство над младшими. всегда гуманен. Так говорит конфуцианство. Философия этого понятия тесно переплетается с человеколюбием. Именно они определяют истинность человека, а не его образование или воспитание.

А был ли гуманен сам великий учитель? Ответить на этот вопрос можно, проанализировав ситуацию, в которую однажды попал Конфуций. Как знатока тонкостей и особенностей ритуала, его пригласили в дом аристократа. Началось представление и зазвучала музыка, выбежали актёры, которые должны были показать тематическую сцену. Но Конфуций внезапно прервал представление и приказал казнить всю труппу. Жестоко ли это? Да, определённо такое поведение не соответствует гуманности и человеколюбию. Но тут философ продемонстрировал другое важное правило конфуцианства как восточной религии: чётко исполняй инструкции, соблюдай все догмы и принципы, иначе будешь наказан. Именно это и произошло с актёрами, которые отошли от сценария.

Благородство и культура

Каждый уважающий себя человек должен обладать этими качествами. Так считал Конфуций. При этом соблюдение ритуала - неотъемлемая часть жизни культурного и благородного китайца. То есть люди обязаны в первую очередь думать не о еде, а о высших материях. всегда размышляет о возвышенном: о пути, о жизни и культуре. Принципы конфуцианства всегда делают акцент на духовном, а не на плотском насыщении.

Другой стороной культуры, по мнению Конфуция, является чувство меры. Животное не контролирует свои инстинкты, и когда видит пищу, то полностью её заглатывает. Хищник будет преследовать свою добычу до полного изнеможения и упадка сил. Человек - существо высшего ранга. Он во всём должен соблюдать золотую середину, не уподобляться зверю, даже если речь идёт о таком его врождённом инстинкте, как утоление голода.

Что касается благородства, им обладает тот китаец, который сможет до конца пройти три дороги: отшельника, чиновника и военного. При этом он должен соблюдать следующие правила: в первом случае быть человеколюбивым и не беспокоиться, во втором - знать и не сомневаться, в третьем - оставаться смелым и не бояться.

Школа Конфуция

Образование - важная часть ритуала. Такой вывод можно сделать, изучая конфуцианство. Кратко и логично мыслить, быть в курсе всех событий, знать основные принципы развития той или иной сферы - всё это должен уметь любой уважающий себя китаец. Именно в учении проявляется совершенствование человека, говорил Конфуций. Он был первым в Поднебесной, кто открыл бесплатные школы. Философ стал учителем всего народа.

Школа конфуцианства обучала своих подопечных правильно выбирать жизненный путь и не сворачивать с него. Философ не читал лекции, а беседовал с учениками, считая, что правильная мысль и утверждение рождаются именно в диалоге. Разговаривая, люди делятся знаниями, переживают за собеседника, поддерживают его. Также Конфуций часто рассказывал о жизни далёких предков, сопоставляя её с современностью. Учитель всегда был снисходительным. Он требовал много от тех, кто действительно являлся мудрым и проникновенным. От заурядных умов он не ждал великих достижений, просто пытался их совершенствовать и развивать.

Роль конфуцианства

Безусловно, она огромна. В нынешнем мире Конфуций - символ своей нации, который подарил Китаю духовное и моральное долголетие. В учебниках истории его часто изображают в виде старца, окружённого детьми. Каким же был на самом деле его облик, не знает никто. философа покрыто множеством легенд и мифов. Что касается его учения, то за многие века оно видоизменилось и трансформировалось.

История конфуцианства тысячелетняя, поэтому современный вариант учения существенно отличается от древнего. В наши дни это особый стиль жизни, который не понять европейцам. "Восток - дело тонкое", - говорят они, что абсолютно логично и неизменно. Даже в XXI веке китайские чиновники пытаются соблюдать учения и вести себя так, как проповедовал Конфуций. Их поступки продиктованы наследием древнего философского и религиозного течения, которое делает китайцев не похожими на другие народы, а Поднебесную - особенной, не такой, как большинство государств. Роль конфуцианства при этом велика. Его влияние чувствуется во всех сферах жизни китайцев.

Конфуций (годы жизни - 551-479 до н. э.) появился на свет и жил во время больших политических и социальных потрясений, когда в состоянии внутреннего кризиса находился чжоуский Китай. Власть правителя (вана) ослабла уже давно. Патриархально-родовые нормы разрушались, родовая аристократия гибла в междоусобицах. Крушение древних устоев, междоусобные распри, алчность и продажность чиновников, страдания и бедствия простого народа вызывали резкую критику со стороны ревнителей старины.

Основы учения Конфуция

Учение Конфуция, в общем-то, понять совсем не сложно. Истины его довольно просты. Конфуций, высоко ставя минувшее время и выступая с критикой современности, создал на основе этого противопоставления собственный идеал цзюнь-цзы (совершенного человека). Он должен обладать высокой моралью и двумя достоинствами, важнейшими в его представлении: чувством долга и гуманностью. Гуманность (жень) подразумевала сдержанность, скромность, бескорыстие, достоинство, любовь к людям. Жень - практически недосягаемый идеал, представляющий собой совокупность различных совершенств, которыми обладали только древние. Философ считал гуманным из современников лишь себя, а также Янь Хуэя, своего любимого ученика. Учение Конфуция также подразумевает, что для цзюнь-цзы недостаточно одной гуманности. Другим важным качеством он должен был обладать - чувством долга, то есть моральными обязательствами, которые в силу своих добродетелей гуманный человек сам на себя накладывает. Как правило, чувство долга обусловлено высшими принципами и знаниями, а не расчетом. Еще одна его концепция - это "следование срединному пути" (по-китайски - "чжун юн"). Мудрец предостерегает своих учеников от увлечения крайностями. Это лишь основные постулаты учения, которое предложил Конфуций. Философия его не ограничивается ими, с ней можно ознакомиться более подробно. Тема нашей статьи - биография, а не учение этого мыслителя. Поэтому мы решили ограничиться лишь кратким изложением того, о чем говорил и писал Конфуций. Философия и жизнь его неразделимы, в чем вы вскоре убедитесь.

Появление на свет Конфуция

Великий мыслитель родился в 551 году до н. э. Конфуций, биография которого нас интересует, появился на свет в царстве Лу. Отец его, Шулян Хэ, принадлежал к знатному княжескому роду, был храбрым воином. У него родились в первом браке лишь девочки, девять дочерей, но не было наследника. Во втором браке родился столь долгожданный мальчик, но он оказался, к несчастью, калекой. Тогда, уже в преклонном возрасте (63 лет), он решается вступить в третий брак. Женой его соглашается стать девушка, принадлежащая к роду Янь, посчитавшая, что следует выполнить волю отца. Появление великого человека предвещали видения, которые после свадьбы посещали эту девушку. Рождению этого ребенка сопутствовали многие чудесные обстоятельства. На теле его, согласно традиции, имелось 49 знаков, говорящих о будущем величии. Так появился на свет Кун-фу-цзы, известный на Западе как Конфуций. Биография его была необычной с самых ранних лет.

Детство будущего мудреца

Отец его умер, когда будущему философу исполнилось всего три года. Молодая мать решила посвятить всю свою жизнь воспитанию сына. Постоянное ее руководство сильно повлияло на формирование характера Конфуция. Он отличался уже в раннем детстве талантом предсказателя и выдающимися способностями. Конфуций любил играть, подражая различным церемониям, повторяя бессознательно священные ритуалы древности. Это удивляло окружающих. В детстве Конфуций был далек от свойственных его возрасту игр. Основным его развлечением были беседы со старцами и мудрецами. В возрасте семи лет пошел в школу Конфуций. Биография его открывается новой страницей. Школьные годы дали множество знаний, пригодившихся в дальнейшем. Обязательным было усвоение шести умений: слушать музыку, выполнять ритуалы, управлять колесницей, стрелять из лука, считать и писать.

Успешная сдача экзаменов

С огромной восприимчивостью к учению родился Конфуций, биография которого представлена в этой статье. Его выдающийся ум заставлял мальчика постоянно читать и усваивать все изложенные в классических книгах того времени знания. Впоследствии из-за этого о нем говорили, что у него не было учителей, а были лишь ученики. Конфуций по окончании школы единственным среди всех учащихся сдал со стопроцентным результатом сложнейшие экзамены.

Первые должности Конфуция

Он занимал уже в 17 лет должность хранителя амбаров, государственного чиновника. Конфуций говорил, что он должен заботиться единственно о том, чтобы были верны его счета. Позже в ведение его поступил также скот царства Лу. Мудрец отмечал, что его забота теперь в том, чтобы овцы и быки были хорошо откормлены. Он говорил, что не следует беспокоиться о том, какой пост ты занимаешь. Следует лишь думать, хорошо ли служишь ты на этом месте. Точно неизвестно, в каком возрасте стал служить Конфуций (в 20 или в 26-27 лет), а также как долго длилась эта служба. Значительно большее внимание в древних трактатах уделено одной из основных черт этого мыслителя в молодости: он не только не боялся спрашивать, но и при этом добивался исчерпывающего ответа.

Женитьба и рождение сына

В 19 лет мудрец взял себе жену из семьи Ци, которая проживала в Суне, царстве его предков. Это вряд ли было бы возможно без благосклонности луских аристократов. У Конфуция через год родился сын. Чжаогун, луский правитель, послал философу крупного карпа, что являлось в то время символом пожелания всех благ семье. Сына назвали поэтому Бо Юй ("бо" означает "старший из братьев", а "юй" - "рыба"). Конфуций хотел иметь еще детей, однако судьба распорядилась иначе.

Посещение столицы

За бесспорные достоинства в 25 лет Конфуций был отмечен уже всем культурным сообществом. Приглашение правителя посетить столицу Китая стало одним из самых важных моментов в его жизни. Это путешествие позволило мудрецу осознать себя в полной мере хранителем древней традиции и наставником. Он решил открыть школу, которая основана была на традиционных учениях. Человек учился здесь познавать законы этого мира, людей, а также открывать в себе новые возможности.

Ученики Конфуция

Своих учеников Конфуций хотел видеть целостными людьми, которые были бы полезны обществу и государству. Поэтому он обучал их различным областям знания. Конфуций с учениками был тверд и прост. Он писал, что не просвещает того, кто не хочет знать. Среди учеников Конфуция своими знаниями уже на начальном этапе выделялись Цзы Лу, Цзэн Дянь, Янь Лу и другие. Самым преданным оказался Цзы Лу, который проделал со своим учителем весь жизненный путь и похоронил его торжественно, с соблюдением этических норм.

Конфуций - министр правосудия

Далеко распространилась слава о нем. Такой степени достигло признание его мудрости, что ему в возрасте 52 лет предложили пост министра правосудия - наиболее ответственную в государстве должность в те времена. Значительно изменилась жизнь Конфуция. Он заведовал теперь политическими преступлениями и уголовными делами. По сути, у Конфуция были функции верховного прокурора. Благодаря этому он становился ближайшим советником царя.

Как проявил себя Конфуций на ответственном посту?

На посту мудрец был очень активен. Он проявил себя как опытный и умелый политик, ценящий и знающий ритуалы, как усмиритель вассалов, не желавших покориться правителю, а также как справедливый судья. Его правление было в целом довольно успешным. Конфуций так много сделал для своей страны, что близлежащие государства начали опасаться блестяще развивающегося благодаря усилиям одной личности царства. Наветы и клевета привели к тому, что советам Конфуция перестал внимать правитель Лу. Конфуцию пришлось покинуть родное государство. Он отправился в путешествие, наставляя нищих и правителей, пахарей и князей, стариков и молодых.

Путешествие Конфуция

В то время ему исполнилось 55 лет. Конфуций был уже мыслителем, умудренным опытом, уверенным, что знания его пригодятся правителям других государств. Он сначала отправился в Вей, где пробыл 10 месяцев. Однако он был вынужден покинуть его после анонимного доноса и отправиться в Чэнь. По дороге Конфуция схватили крестьяне, принявшие его за аристократа, притеснявшего их. С достоинством держался мудрец, и вскоре вейские аристократы его вызволили, после чего он вернулся в Вей. Здесь местный правитель обращался к нему за советами. Однако через некоторое время из-за разногласий с ним Конфуций вынужден был покинуть Вей. Философ отправился в Сун, после чего - в Чэнь, где получил скромное жалование и ничего не значащий пост. Однако вскоре из-за надвигающейся войны и опасности, связанной с ней, он покинул Чэнь и отправился в Чу. Здесь он провел несколько встреч с Шэ-гуном, первым советником Чу. Эти беседы касались обеспечения процветания государства и достижения в нем стабильности. Везде, куда бы он ни шел, жители умоляли его остаться. Личность Конфуция притягивала многих. Однако мудрец всегда отвечал, что долг его распространяется на всех людей. Он считал членами одной семьи всех населяющих землю. И для всех них он должен был исполнить миссию наставника.

Жизнь Конфуция как часть его учения

Добродетель и знание для Конфуция были неразделимы. Неотъемлемой частью его учения стала сама его жизнь, которая соответствовала философским убеждениям этого мыслителя. Подобно Сократу, он со своей философией не отбывал лишь рабочее время. С другой стороны, Конфуций не уходил в свое учение и не отдалялся от жизни. Для него философия была не моделью идей, выставленных для осознания, а системой заповедей, являющихся неотделимыми от поведения философа.

Летопись "Чунь-цю"

В последние годы своей жизни Конфуций написал летопись под названием "Чунь-цю", а также отредактировал 6 Канонов, которые вошли в классику культуры Китая и сильно повлияли на национальный характер жителей этого государства. Цитаты Конфуция и сегодня знают многие, причем не только в Китае, но и во всем мире.

Последние годы жизни Конфуция

Его сын скончался в 482 году до н. э., а в 481-м - Цзы Лу, его самый любимый ученик. Смерть учителя ускорили эти беды. Конфуций умер на 73-м году жизни, в 479 году до н. э., предсказав перед этим заранее свою смерть ученикам. Несмотря на скромные биографические данные, этот мудрец остается великой фигурой в истории Китая. Китайский философ Конфуций не любил рассказывать о себе. Он лишь в нескольких строчках описал свой жизненный путь. Перескажем содержание одной известной цитаты Конфуция. В ней сказано, что в 15 лет он обратил к учению свои помыслы, в 30 - обрел прочную основу, в 40 - смог освободиться от сомнений, в 50 - познал волю Неба, еще через десять лет научился различать правду и ложь, в 70 лет начал следовать зову собственного сердца.

Могила Конфуция

Похоронили учителя у реки под названием Сышуй. Его вещи также положили в могилу. Место это вот уже более 2000 лет является местом паломничества в Китае. Имение, гробница и храм Конфуция расположены в провинции Шаньдун, в городе Цюйфу. Храм в его честь был построен в 478 году до н. э. Он разрушался и впоследствии восстанавливался в различные эпохи. Сегодня этот храм насчитывает более ста строений. На месте захоронения находится не только могила Конфуция, но и гробницы более 100 тысяч его потомков. Громадной аристократической резиденцией стал небольшой когда-то дом семьи Кун. От этой резиденции сохранилось сегодня 152 здания.

Поистине великим человеком был Конфуций. И сегодня многие люди стараются следовать его мудрости. Конфуций вдохновляет не только жителей Китая, но и людей из самых разных уголков нашей планеты.

Конфуций является древним мудрецом и философом Китая. Родился примерно в 551 году до н. э. его мать Янь Чжэнцзай являлась наложницей, которой было 17 лет. Отцу Шулян Хэ в это период было 63 года, он был потомком Вэй-цзы, полководца императора. Мальчику при рождении было дано имя Кун Цю. Когда ребенку было полтора года, отец скончался.

У Конфуция было тяжелое детство, с малого возраста ему приходилось работать. Мать Янь Чжэнцзай рассказывала о его предках и об их великой деятельности. Это являлось огромным стимулом для возвращения великого титула, который был утерян. Поэтому он стал заниматься самообразование. В подростковом возрасте Конфуций теряет мать.

В 20 лет он получает признание и создает целое учение – конфуцианство, которое имело огромное значение в развитии Китая. Стал основателем первого университета и написал правила для всех сословий. Преподавал литературу, язык, политику и мораль в своей же частной школе, в которую принимали всех желающих независимости от сословия и материального достатка.

Когда Конфуцию было 44 года, занял пост резиденции княжества Лу. Он был очень активен на своем посту,являлся опытным и умелым политиком. Спустя какое-то время он отдал в отставку, после чего стал проповедовать совместно с последователями философское учение. Его идея заключалась в проповедовании знания нищим, пахарям, старикам и молодым.

В возрасте 60 лет возвращается на родину, которую не покидает до самой смерти. Остальную часть жизни он работает над своими творениями «Книги Песен», «Книги перемен» и над многим другим.

Конфуций умер на 73-м году, перед этим он предсказал свою скорую гибель, о чём поведал ученикам.

Об этом выдающимся человеке известно очень мало, но это не мешает считать, что Конфуций является влиятельной фигурой в развитии Китая.

Биография Конфуция о главном

Примерно в 551 году до нашей эры появился на свет будущий мыслитель и философ Конфуций. На тот момент его отцу исполнилось примерно 63 года, а матери только лишь 17. После смерти отца маленького Конфуция, между двумя женами и молоденькой наложницей происходили небывалые ссоры, что и вынудили покинуть их дом. Переехав в город Цюйфу, стала жить сама с сыном. Детство прошло в бедности, потому приходилось много трудиться. Слушая рассказы матери, про своего отца и его знатный род, Конфуций понимал, что бы быть достойным своего рода необходимо заниматься самообразованием.

Для начала он изучил основу системы образования молодых аристократов - шесть искусств этом он преуспел, и его назначили на должность чиновника распорядителя амбаров, потом - чиновником, отвечающим за скот. Свою успешную карьеру он начал примерно в 20-25 лет. Примерно в 19 лет женился, и у него родилось двое детей.

Кроме того, занимался преподаванием, им было открыта первая частная школа, куда принимали всех детей, несмотря на их происхождение или материальное состояние. Там преподавалось 4 дисциплины: политику, мораль, язык, литературу.

Примерно 583 году до нашей эры у него умирает мать и по традициям он должен оставить государственную работу на 3 года. В этот период он полностью погрузился в размышления создать идеальное государство.

В скорости, страну охватили большие перемены. На смены стабильным правления династиям, пришли продажность жадность чиновников, междоусобные распри. Осознав свою безысходность, Конфуций подал в отставку и вместе со своими учениками подался путешествовать по Китаю. В это время он старался донести свои идеи до правительств разных провинций. Примерно в 60 лет он окончил свои странствование и осел на одном месте. За свое обучение брал символическую плату, жил на средства выделенные состоятельными учениками. Занялся обучением новых учеников и систематизацией древних книг Ши дзин и И дзин. Сами же ученики составили книгу Лунь Юй. Она стала основополагающей книгой конфуцианства, в которой содержится краткие высказывания, заметки, поступки их учителя.

Интересно, по подсчетам ученых у него было примерно 3000 учеников, но по именно насчитывается примерно 26.

Хотя конфуцианство считают религией, в ней нет ничего связанного с теологией. Она отражает принципы создания гармоничного общества. Основное правило, которое сформулировал Конфуций это: «Не делай человеку то, что не желаешь самому себе».

Умер примерно в 479 году в возрасте 72 лет, и бытует мнение, что перед этим он 7 дней просто спал. Похоронен был на кладбище, где предполагалось хоронить его последователей. Конечно, вокруг биография Конфуция частично покрыта легендами, но не стоит преуменьшать тот факт влияния его учений на будущие поколения.

На месте дома после его смерти был построен храм, который не раз перестраивали, увеличивали его площадь. Дом Конфуция с1994 года находиться под охраной ЮНЕСКО. В Китае принято давать премию имени Конфуция за достижение в сфере образование.

Интересные факты и даты из жизни

Александр Потемкин предложил мировому сообществу новый вариант оценки интеллекта - HIC (“эйч-ай-си» - higher intelligence consciousness, высшее выражение сознания). Он связан с интеллектуальным вкладом в развитие мировой цивилизации выдающихся личностей, среди которых Конфуций, Аристотель, Ньютон, Кант, Бетховен, Достоевский, Менделеев, Планк, Эйнштейн, Бор, Дали и Гинсбург. Их вклад в развитие научной, творческой, философской мысли соответствует максимальному показателю - 200 HIC.
Предлагаем вашему вниманию статью о великом китайском мыслителе и философе Конфуции.

Конфуций родился в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». По окончании школы Конфуций, один из всех учащихся, сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу.

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах.

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.

В 30 лет - я обрёл прочную основу.

В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.

В 50 лет - я познал волю Неба.

В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.

В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

Подчеркивая свою приверженность традиции, Конфуций говорил: «Я передаю, но не создаю; я верю в древность и люблю ее» Золотым веком для Китая Конфуций считал первые годы правления династии Чжоу (1027-256 до н. э.). Одним из любимых героев для него был Чжоу-гун. Однажды он даже заметил: «О как же ослабла [моя добродетель, если] я давно уже больше не вижу во сне Чжоу-гуна» (Лунь юй, 7.5). Напротив, современность представлялась царством хаоса. Нескончаемые междоусобные войны, все усиливающаяся смута привели Конфуция к выводу о необходимости новой моральной философии, которая опиралась бы на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке. Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, когда старшие любят младших и заботятся о них (жэнь, принцип «человечности»), а младшие, в свою очередь, отвечают любовью и преданностью (и, принцип «справедливости»). Особенно подчеркивалась важность исполнения сыновнего долга (сяо - «сыновняя почтительность»). Мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед «ритуалом» (ли), то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству. Отношения в государстве во всем должны быть подобными отношениям в хорошей семье: «Правитель должен быть правителем, подданный - подданным, отец - отцом, сын - сыном» (Лунь юй, 12.11). Конфуций поощрял традиционный для Китая культ предков как средство сохранения верности родителям, роду и государству, в состав которого как бы входили все живые и умершие. Долгом всякого «благородного мужа» (цзюньцзы) Конфуций считал бесстрашное и нелицеприятное обличение любых злоупотреблений.

Учение Конфуция можно разделить на три тесно взаимосвязанные условные части, объединяемые идеей центральности человека во всем конфуцианстве.

Первое и главное во всех трех учениях - само Учение о человеке.

Учение о человеке

Конфуций создавал свое учение на основе личного опыта. На основе личного общения с людьми пришёёл к выводу о том, что нравы в обществе со временем падают. Разбил людей на три группы:

Распущенные.

Сдержанные.

Приводя примеры, характеризующие поведение людей, принадлежащих к определенной группе, доказал это утверждение и попытался найти причины данного явления, и, как следствие, силы, движущие людьми в процессе жизнедеятельности. Анализируя и делая выводы, Конфуций пришел к мысли, выраженной в одном изречении: «Богатство и знатность - вот к чему стремятся все люди. Если не установить для них Дао в достижении этого, они этого не достигнут. Бедность и презренность - вот что ненавидят все люди. Если не установить для них Дао в избавлении от этого, они от этого не избавятся». Эти два основные стремления Конфуций считал заложенными в человеке от рождения, то есть биологически предопределенными. Поэтому эти факторы, по мнению Конфуция, определяют как поведение отдельных индивидуумов, так и поведение больших коллективов, то есть и этноса в целом. К природным факторам Конфуций относился отрицательно, и высказывания его на этот счет очень пессимистичны: «Я никогда не встречал человека, который, заметив свою ошибку, решился бы сам осудить себя». На основе далеко не идеальности природных факторов Конфуций даже вступил в противоречие с древнекитайскими учениями, принимавшими идеальность природных творений за аксиому.

Целью своего учения Конфуций ставил постижение смысла человеческой жизни, главным для него было уяснить скрытую природу человека, то, что движет им и его стремлениями. По обладанию определенными качествами и отчасти положению в обществе Конфуций разделил людей на три категории:

Цзюнь-цзы (благородный муж) - занимает одно из центральных мест во всем учении. Ему отведена роль идеального человека, примера для подражания двум остальным категориям.

Жэнь - обычные люди, толпа. Среднее между Цзюнь-цзы и Сло Жэнь.

Сло Жэнь (ничтожный человек) - в учении используется в основном в сочетании с Цзюнь-цзы, только в отрицательном значении.

Конфуций выразил свои мысли об идеальном человеке, написав: «Благородный муж думает, прежде всего, о девяти вещах - о том, чтобы видеть ясно, о том, чтобы слушать четко, о том, чтобы лицо было приветливым, о том, чтобы речь была искренней, о том, чтобы действия были осторожными, о необходимости спрашивать других, когда возникают сомнения, о необходимости помнить, о последствиях своего гнева, о необходимости помнить, о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу».

Смысл жизни благородного человека заключается в достижении Дао, материальное благополучие отходит на второй план: «Благородный муж беспокоится лишь о том, что не может постичь Дао, его не волнует нищета». Какими же качествами должен обладать Цзюнь-цзы? Конфуций выделяет два фактора: «жэнь» и «вэнь». Иероглиф, обозначающий первый фактор, можно перевести как «благорасположенность». По мнению Конфуция, благородный человек должен относится к людям очень гуманно, ведь гуманность по отношению друг к другу является одним из основных положений учения Конфуция. Составленная им космогоническая схема рассматривает жизнь как подвиг самопожертвования, в результате которого и возникает этически полноценное общество. Еще один вариант перевода - «человечность». Благородный человек всегда правдив, не подстраивается под других. «Человечность редко сочетается с искусными речами и умильным выражением лица».

Определить наличие в человеке этого фактора очень сложно, практически невозможно со стороны. Как считал Конфуций, стремиться к достижению «жэнь», человек может лишь по искреннему желанию сердца, и определить, достиг он этого или нет, может также лишь он сам.

«Вэнь» - «культура», «литература». Благородный муж должен иметь богатую внутреннюю культуру. Без духовной культуры человек не может стать благородным, это нереально. Но в то же время Конфуций предостерегал от чрезмерного увлечения «вэнь»: «Когда в человеке одерживают верх свойства натуры, получается дикость, когда образованность - одна ученость». Конфуций понимал, что общество не может состоять из одних «жэнь» - оно потеряет жизнеспособность, не будет развиваться, и, в конце концов, регрессирует. Однако нереально и общество, включающее в себя одних «вэнь» - прогресса не будет и в этом случае. По мнению Конфуция, человек должен сочетать в себе естественные страсти (т.е. природные качества) и приобретенную ученость. Это дано не каждому и добиться этого может лишь идеальная личность.

Как же узнать, определить принадлежность человека к определенной категории? В качестве индикатора здесь используется принцип «хэ» и противоположного ему «тун». Этот принцип можно назвать принципом правдивости, искренности, независимости во взглядах.

«Благородный муж стремится к хэ, но не стремится к тун, маленький человек напротив, стремится к тун, но не стремится к хэ».

Более полно характер этого принципа можно уяснить из следующих изречений Конфуция: «Благородный человек вежлив, но не льстив. Маленький человек льстив, но не вежлив».

Обладатель хэ - человек, лишенный жесткого сердца, обладатель тун - человек, обуреваемый льстивыми намерениями.

Благородный муж стремится к гармонии и согласию с другими и с самим собой, ему чуждо быть со своей компанией. Маленький человек стремится быть заодно со своей компанией, ему чужды гармония и согласие.

Хэ - важнейший ценностный критерий Благородного Мужа. Приобретая хэ, он приобретал все то, что не могли дать ему вэнь и жэнь: самостоятельность мышления, активность и т.д. Именно это превращало его в важную, неотъемлемую часть теории управления государством.

В то же время Конфуций не осуждает и маленького человека, он просто говорит о разделе сфер их деятельности. Сло жэнь, по мнению Конфуция, должны выполнять неподобающие благородным людям функции, заниматься черновой работой. Одновременно Конфуций использовал образ маленького человека в воспитательных целях. Придав ему практически все отрицательные человеческие свойства, он сделал Сло Жэнь примером того, к чему скатится человек, не пытающийся совладать со своими природными страстями, примером, подражания которому все должны избегать.

Во многих изречениях Конфуция фигурирует Дао. Что это такое? Дао - одна из основных категорий древнекитайской философии и этико-политической мысли. Лучше всех это понятие попытался раскрыть знаменитый русский ученый-востоковед Алексеев: «Дао - есть сущность, есть нечто статически абсолютное, есть центр круга, вечная точка вне познавания и измерений, нечто единственно правое и истинное... Оно - самопроизвольное естество Оно для мира вещей, поэта и наития есть Истинный Владыка... Небесный станок, лепящий формы... Высшая Гармония, Магнит, притягивающий не противящуюся ему человеческую душу. Таково Дао как высшая субстанция, инертный центр всех идей и всех вещей». Таким образом, Дао - предел человеческих стремлений, но достичь его, дано не каждому. Но Конфуций не считал, что достичь Дао невозможно. По его мнению, люди могут осуществить свои стремления и даже избавиться от ненавистных состояний, если будут неуклонно следовать «установленному для них Дао». Сопоставляя Дао и человека, Конфуций подчеркивал, что человек - центр всего его учения.

Учение об обществе

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы доносов. Умудренный опытом, он понимал, какую опасность несло распространение доносительства, тем более на близких родственников - братьев, родителей. Более того, он понимал, что такое общество просто не имеет будущего. Конфуций улавливал необходимость срочной выработки каркаса, укрепляющего общество на нравственных началах, и добиться, чтобы общество само отторгало доносительство.

Именно поэтому решающей мыслью в учении проходит забота о старших, о родне. Конфуций считал, что это должно было установить связь между поколениями, обеспечить полную связанность современного общества с предыдущими его стадиями, а значит, обеспечить и преемственность традиций, опыта и т.д. Также важное место в учении занимает чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, очень сплочено, а значит и способно к быстрому и эффективному развитию.

Взгляды Конфуция базировались на нравственных категориях и ценностях тогдашней китайской деревенской общины, в которой главную роль играло соблюдение традиций, заложенных в глубокой древности. Поэтому древность и все, что с ней связано, ставилось Конфуцием в пример для современников. Однако Конфуций внес и много нового, например, культ грамотности, знаний. Он считал, что каждый член общества обязан стремиться к знанию, прежде всего собственной страны. Знание - атрибут здорового общества.

Все критерии нравственности объединялись Конфуцием в общий поведенческий блок «ли» (в переводе с китайского - правило, ритуал, этикет). Этот блок прочно связывался им с жэнь. «Преодолеть себя, чтобы вернуться к ли - жэнь». Благодаря «ли» Конфуцию удалось связать воедино общество и государство, соединив две важные части своего учения.

Конфуций считал, что благополучное материальное состояние общества было немыслимо без воспитательной правоведческой деятельности. Он говорил, что благородные люди должны оберегать и распространять в народе нравственные ценности. В этом Конфуций видел одну из важнейших составных частей здоровья общества.

В отношениях общества с природой Конфуций также руководствовался заботами о людях. Чтобы продлить свое существование, общество обязано рационально относится к природе.

Конфуций вывел четыре основополагающих принципа взаимоотношения общества и природы:

Чтобы стать достойным членом общества, нужно углублять свои знания о природе. Эта мысль вытекает из вывода Конфуция о необходимости образованности общества, особенно развития знаний об окружающем мире, и дополняет его.

Только природа способна дать человеку и обществу жизненную силу и вдохновение. Этот тезис напрямую перекликается с древнекитайскими учениями, пропагандирующими невмешательство человека в природные процессы и лишь созерцание их в поисках внутренней гармонии.

Бережное отношение, как к живому миру, так и к природным ресурсам. Уже в то время Конфуций предостерегал человечество от бездумного расточительного подхода к использованию природных ресурсов. Он понимал, что в случае нарушения существующих в природе балансов могут возникнуть необратимые последствия как для человечества, так и для всей планеты в целом.

Регулярное благодарение Природе. Этот принцип уходит корнями в древнекитайские религиозные представления.

Учение о государстве

Конфуций высказывал несколько своих пожеланий об устройстве и принципах руководства идеальным государством.

Все управление государством должно базироваться на «ли». Значение «ли» здесь очень объемно. Жэнь здесь включает в себя и любовь к родственникам, и честность, и искренность, стремление к собственному самоусовершенствованию, вежливость и пр., причем вежливость, по мнению Конфуция, обязательный элемент для людей, исполняющих государственные функции.

Согласно схеме Конфуция, правитель возвышается над главой своей семьи лишь на несколько ступенек. Подобный универсальный подход превращал государство в обычную семью, только большую. Следовательно, править в государстве должны те же принципы, что и в обществе, то есть проповедуемые Конфуцием отношения гуманности, всеобщей любви и искренности.

Исходя из этого, Конфуций отрицательно отнесся к вводимым в то время в некоторых царствах Китая фиксированным законам, считая, что равенство всех перед законом базируется на насилии над личностью и, по его мнению, нарушает основы управления государством. Была и еще одна причина неприятия Конфуцием законов, он считал, что все, насильственно навязываемое человеку сверху, не дойдет до души и сердца последнего, а значит, неспособно эффективно функционировать. Каркас модели государственного устройства, предложенной Конфуцием, - Правила. Принципом, придающим им жизнеспособность, является принцип «хэ».

К тому же в создании их, по мысли Конфуция, принимали участие все члены общества. В условиях, когда управление государством и народом предполагалось на основании «ли», эти Правила выполняли роль закона.

Правитель обязан следить за выполнением Правил, а также смотреть, чтобы общество не сошло с истинного пути. Концепция заданности с ориентацией на древность оказала огромное влияние на дальнейшее ход развития политической мысли Китая. Политики искали решения насущных проблем в «идеальном» прошлом.

Людей Конфуций разделил по отношению к управлению государством на две группы:

Управляющие.

Управляемые.

Наибольшее внимание в этой части Учения уделяется первой группе людей. По мнению Конфуция, это должны быть люди, обладающие качествами Цзюнь-цзы. Именно они должны осуществлять власть в государстве. Их высокие нравственные качества должны быть примером для всех остальных. Их роль заключается в воспитании народа, направлении его на правильный путь. При сравнении с семьей видна явная аналогия между Цзюнь-цзы в государстве и отцом в семье. Управляющие - отцы народа.

Для управляющих Конфуций вывел четыре Дао:

Чувство самоуважения. Конфуций считал, что только уважающие себя люди способны проявить уважение к народу при вынесении каких-либо решений. Это просто необходимо, учитывая беспрекословное подчинение народа правителю.

Чувство ответственности. Правитель должен чувствовать ответственность за управляемый им народ. Это качество также присуще Цзюнь-цзы.

Чувство доброты при воспитании народа. Правитель, обладающий чувством доброты, способен лучше воспитать народ повысить его моральные качества, образованность, а значит, и обеспечить прогресс всего общества.

Чувство справедливости. Это чувство должно быть развито особенно у людей, от чьей справедливости зависит благосостояние общества.

Даже будучи сторонником авторитарной системы, Конфуций был противником излишней абсолютизации царской власти, и в своей модели ограничивал права царя, большое значение придавая тому, чтобы основные решения принимались не одним человеком, а группой лиц. По мнению Конфуция, это исключало возможность субъективного подхода к решению различных проблем.

Оставляя главное место в своей системе человеку, Конфуций, тем не менее, признавал высшую над людьми волю, Волю Неба. На его взгляд, Цзюнь-цзы способны правильно интерпретировать земные проявления этой воли.

Уделяя основное внимание управляющим людям, Конфуций подчеркивал, что главный фактор стабильности государства - доверие народа. Власть, которой не доверяет народ, обречена на отдаление от него, а значит, на неэффективность управления и в этом случае неизбежен регресс общества.

Родился Конфуций в 551 г. до нашей эры в царстве Лу. Отец Конфуция Шулян Хэ был храбрым воином из знатного княжеского рода. В первом браке у него родились только девочки, девять дочерей, а наследника не было. Во втором браке столь долгожданный мальчик родился, но, к несчастью, был калекой. Тогда, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и его женой соглашается стать молодая девушка из рода Янь, которая считает, что нужно выполнить волю отца. Видения, которые посещают ее после свадьбы, предвещают появление великого человека. Рождению ребенка сопутствует множество чудесных обстоятельств. Согласно традиции, на его теле имелось 49 знаков будущего величия.

Так родился Кун-фу-цзы, или Учитель из рода Кун, известный на Западе под именем Конфуция.

Отец Конфуция умер, когда мальчику было 3 года, и молодая мать посвятила всю жизнь воспитанию мальчика. Ее постоянное руководство, чистота личной жизни сыграли большую роль в формировании характера ребенка. Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. И это не могло не удивлять окружающих. Маленький Конфуций был далек от игр, свойственных его возрасту; главным его развлечением стали беседы с мудрецами и старцами. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение 6 умений: умение выполнять ритуалы, умение слушать музыку, умение стрелять из лука, умение управлять колесницей, умение писать, умение считать.

Конфуций родился с беспредельной восприимчивостью к учению, пробужденный ум заставлял его читать и, самое главное, усваивать все знания, изложенные в классических книгах той эпохи, поэтому впоследствии о нем говорили: «Он не имел учителей, но лишь учеников». При окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. «Мои счета должны быть верны - вот единственно о чем я должен заботиться», - говорил Конфуций. Позже в его ведение поступил и скот царства Лу. «Быки и овцы должны быть хорошо откормлены - вот моя забота», - таковы были слова мудреца.

«Не беспокойся о том, что не занимаешь высокого поста. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься».

В двадцать пять лет за свои бесспорные достоинства Конфуций был отмечен всем культурным обществом. Одним из кульминационных моментов в его жизни стало приглашение благородного правителя посетить столицу Поднебесной. Это путешествие позволило Конфуцию в полной мере осознать себя наследником и хранителем древней традиции (таковым считали его и многие современники). Он решил создать школу, основанную на традиционных учениях, где человек учился бы познавать Законы окружающего мира, людей и открывать собственные возможности. Конфуций хотел видеть своих учеников «целостными людьми», полезными государству и обществу, поэтому учил их различным областям знания, основывающимся на разных канонах. Со своими учениками Конфуций был прост и тверд: «Почему тот, кто не задает себе вопросы «почему?», заслуживает того, чтобы я задавал себе вопрос: «Почему я его должен учить?»

«Кто не жаждет знать, того не просвещаю. Кто не горит, тому не открываю. А тот, кто по одному углу не может выявить соотношения трех углов, - я для того не повторяю».

Слава о нем распространилась далеко за пределы соседних царств. Признание его мудрости достигло такой степени, что он занял пост Министра правосудия - в те времена самую ответственную должность в государстве. Он сделал так много для своей страны, что соседние государства стали опасаться царства, блестяще развивавшегося усилиями одной личности. Клевета и наветы привели к тому, что правитель Лу перестал внимать советам Конфуция. Конфуций покинул родное государство и отправился в путешествие по стране, наставляя правителей и нищих, князей и пахарей, молодых и стариков. Везде, где он проходил, его умоляли остаться, однако он неизменно отвечал: «Мой долг распространяется на всех людей без различия, ибо я считаю всех, кто населяет землю, членами одной семьи, в которой я должен исполнять священную миссию Наставника».

Для Конфуция знание и добродетель были едины и неразделимы, и поэтому жизнь в соответствии со своими философскими убеждениями являлась неотъемлемой частью самого учения. «Подобно Сократу, он не отбывал «рабочее время» со своей философией. Не был он и «червем», зарывшимся в свое учение и сидящим на стуле вдали от жизни. Философия была для него не моделью идей, выставляемых для человеческого осознания, но системой заповедей, неотъемлемых от поведения философа». В случае Конфуция можно смело ставить знак равенства между его философией и его человеческой судьбой.

Умер мудрец в 479 году до нашей эры; свою смерть он предсказал ученикам заранее.

Несмотря на внешне скромные биографические данные, Конфуций остается величайшей фигурой в духовной истории Китая. Один из его современников говорил: «Поднебесная давно пребывает в хаосе. Но ныне Небо возжелало сделать Учителя пробуждающим колоколом»

Конфуций не любил говорить о себе и весь свой жизненный путь описал в нескольких строчках:

«В 15 лет я обратил свои помыслы к учению.
В 30 лет - я обрёл прочную основу.
В 40 лет - я сумел освободиться от сомнений.
В 50 лет - я познал волю Неба.
В 60 лет - я научился отличать правду от лжи.
В 70 лет - я стал следовать зову моего сердца и не нарушал Ритуала».

В этом высказывании весь Конфуций - человек и идеал традиции, известной как конфуцианство. Его путь от учёбы через познание «воли Неба» к свободному следованию желаниям сердца и соблюдению правил поведения, которые он считал священными, «небесными», стал нравственным ориентиром всей культуры Китая.

Конфуций (видоизмененная форма китайского имени Кун-цзы), китайский мудрец, мыслитель, основатель конфуцианства и государственной религии Китая родом из нынешней провинции Шаньдун, родился около 551 до н. э. Происходит из обедневшего знатного рода.
Конфуций был мелким чиновником, но благодаря трудолюбию и способности к обучению ему удалось открыть частную школу, для учеников вне зависимости от их происхождения и состояния.
Большую часть жизни провел в царстве Лу, существовавшем с XI до III в. до н. э. Из числа приписываемых Конфуцию книг несомненно ему принадлежит только «Чунь-цю» (летопись удела Лу 722-481 гг.). Учение Конфуция, основываясь на естественном стремлении человека к счастью, занималось исключительно вопросами этики и житейского благоразумия и совершенно не касалось сверхчувственной области веры. Всеобщее признание учение Конфуция получило только при его учениках, после смерти самого учителя.
В высказываниях Конфуция отражена классовая направленность его учения. Он решительно противопоставлял цзюнь цзы («благородных мужей») простолюдинам - сяожэнь («мелким людишкам»): первые должны управлять вторыми и служить им примером. Когда конфуцианство стало господствующей доктриной (после 136 г. до н. э.), Конфуций был провозглашен «учителем 10 тысяч поколений» и его культ официально поддерживался вплоть до 1911 г. (начало буржуазной Синьхайской революции). Конфуцианство оказывало огромное влияние на развитие духовной и политической жизни Китая на протяжении свыше двух тысяч лет.
В 136 г. до н. э. император У-ди провозгласил его официальной государственной доктриной, а сам Конфуций был обожествлен. Последователи учения Конфуция после его смерти написали книгу «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), которая стала каноном его учения. Это запись изречений и бесед Конфуция с его ближайшими учениками и последователями. Важным понятием этико-политического учения Конфуция является жэнь (гуманность) - совокупность этических и социальных норм, определяющих взаимоотношения людей, основывающиеся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, преданности государю и т. д.