Основная часть рассказа муму. Анализ рассказа "муму"

Всем известно, что сюжет "Муму" имеет реальный источник: эта история произошла в лутовиновском имении, герои, Герасим и Капитон, не придуманы. В барыне сразу узнавалась Варвара Петровна Лутовинова, которая так утонченно умела мучить своих крепостных. Однако смысл рассказываемого в "Муму" значительно превосходит и содержание фабулы произведения, и саму лутовиновскую историю о дворнике Андрее и его собаке.

Тургеневский рассказ сразу же был воспринят как антикрепостнический. Критика писала, что хотя сюжет его "незначителен", но он производит сильное, потрясающее впечатление.

Вместе с тем некоторые исследователи полагают, что в рассказе присутствует более широкое проблемное иоле, нежели сфера чисто социального конфликта эпохи крепостничества. В частности, С. Бровер связывает образ Герасима с персонажами христианской мифологии и русского фольклора. Кстати заметить, еще Ив. Аксаков, размышляя о Герасиме, писал, что у Тургенева в характере героя "слышится... присутствие другой, глубокой мысли, лежащей за рамками произведения и не исчерпываемой произведением".

Каким впервые предстает перед читателем Герасим? Он силен и высок. В вершке 4,45 сантиметра. Но когда в русской народной речи говорят о росте в вершках, то прибавляют их к 2-м аршинам (аршин — 71,1 см). Следовательно, рост Герасима получается равным 1,95 м, что, конечно, удивительно, но все-таки реально возможно.

Использование Тургеневым в исчислении роста героя оборота простонародной речи вполне органично. Его Герасим — крестьянин, пахарь. О нем уместно говорить народным языком. Уместно также и авторское изображение героя-пахаря великаном двухметрового роста. Для славянской традиции характерно возвеличивание крестьянского труда, а с ним и образа земледельца.

Прежде его огромные ладони" налегали" на соху, сильные руки держали косу, которой он сокрушительно "орудовал, и трехаршинный цеп". Теперь и его руках метла и лопата, символ скучной прозы городской цивилизации (С. Бровер).

Для Герасима, взявшего в руки метлу и лопату, скука действительно становится неотступным спутником, так как занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово.

Скучна ему новая должность еще и потому, что все сопряженное с ней — это навязанный труд, вмененный в обязанность. Тогда как тяжкие крестьянские работы, органичные рожденному для земли (потому и дана Герасиму-пахарю богатырская сила), доставляют ему истинную радость.

Это был вечный ("неистомный") радостный труд под открытым небом, на огромной земле. Ничто не стесняло движений пахаря (никаких тулупов и кафтанов!) и он по-богатырски "взрезывал" сохой огромные ломти земли, пахнущие разнотравьем, размашисто косил, "безостановочно" молотил.

В городе же Герасим обречен на монотонные и не отвечающие его представлениям о труде занятия (оттого и скука!): двор содержать в чистоте", "два раза в день привезти бочку с водой", "натаскать и наколоть дров для кухни и дома", "чужих не пускать и по ночам караулить".

Следует подчеркнуть, что в замкнутом пространстве городской жизни героя преобладает исключительная заданность движений (туда — обратно), в то время как природный цикл (весна-лето-осень) не делает крестьянскую жизнь монотонной. Это особенно подтверждает одухотворенность занятий Герасима.

Барыня — капризное, самодурствующее существо. Но вместе с тем она необыкновенно жалка, хотя бы потому, что не может повлиять на многое из происходящего в своем доме, например, урезонить пьяницу Капитона. Гаврила с ключницей нещадно обкрадывают ее, дворня барыни лжива и ленива. И власть-то ее проявляется исключительно в капризах и жалких причудах, но которые тем не менее коверкают судьбы людей.

Наделенное властью, жалкое существо способно навязывать собственную волю другим: обречь девушку па беспросветную жизнь с пьяницей, превратить великана, богатыря в дворника, а челядь в толпу холопов (можно красть у хозяина, но по-прежнему оставаться его рабом)...

Чужая воля делает человека не только бесправным. Будучи противоестественным человеческой природе началом, она способна деформировать качества его души.

Теснота, замкнутость Герасимова нового житья сталкивают его, всегда отчужденного несчастьем своим от сообщества людей, лицом к лицу с теми, кого называют челядью в барском доме.

И все же почему Герасим самое замечательное лицо в дворовом окружении барыни? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо составить "коллективный портрет" челяди старой барыни.

Все, кто был знаком с В. П. Лутовиновой и ее имением в Спасском, могли подтвердить документальную основу картины дворовой жизни в рассказе "Муму". Подобно матери писателя (дворни в Спасском было до нескольких десятков семейств), прислугу старая барыня держала "многочисленную": прачки, швеи, столяры, портные и портнихи, шорник, горничные, башмачник, домашний лекарь госпожи, "беспрестанно подносивший барыне лавровишневые капли" (эти капли были в ходу и у домашнего доктора Варвары Петровны).

Что же касается атмосферы в доме старой барыни, то здесь, как и в Спасском, все трепетало, двигалось, суетилось, лукавило, ловило знаки одобрения или гнева. И, право, было от чего. Как и Варвара Петровна, старая барыня любила испытывать челядь на преданность и покорность, разыгрывая при этом целое театральное представление: Герасим — труженик; именно труд составляет содержание его жизни и в деревне, и в городе. Челядь же изображена Тургеневым праздной. В рассказе домашние слуги никогда не показываются работающими; они пьют, спят, сплетничают, болтаются по двору, следят за Герасимом и только. В этом отношении нагляден образ дворового Брошки, вообще без определенного рода занятий. У барыни он считался садовником. Однако примечательна реплика дворецкого Гаврилы, когда он поручает Брошке сторожить вход в каморку Герасима:" ...Что тебе делать? Возьми палку да сиди тут..." — подтверждающая абсолютное бездействие этого слуги при дворе барыни. Единственное исключение из заведенного дворней правила пребывать в праздности — Татьяна, которая работала за двоих. Не будет лишним подчеркнуть, что и в этом она родственная душа Герасиму (в деревне тот трудился за четверых и в городе усердно исполнял... свою обязанность).

Знаменателен и тот факт, что даже мастеровые люди из числа господской дворни являются либо пьяницами (как башмачник Капитон Климов), либо не умеющими делать свое дело, как, например, домашний лекарь Харитон.

Но, конечно, особенно выделялся из числа дворовых пьяница-башмачник Капитон, почитавший себя существом "обиженным и не оцененным по достоинству". Сколько чванства и спеси несет в себе этот человек! Чего стоит только его передергивание плечиками и жалобы на жизнь в Москве — в каком-то захолустье! Вместе с тем мы видим перед собой, как говорит дворецкий Гаврила, "забубенного человека!", разгульного, беззаботного, в потасканном и оборванном сюртуке, в "заплатанных панталонах" , и, самое впечатляющее, в дырявых сапогах. Воистину сапожник без сапог, кстати сказать, отчаянно жалующийся на то, что живет без дела.

Но чем безукоризненно владеет челядь, так это умением попадать в такт с настроением хозяйки. Показательно поведение приживалки, теряющейся в догадках относительно реакции барыни на впервые увиденную ею Муму. Но апогей угодничества дворни приходится на события, развернувшиеся вокруг Муму и ее хозяина.

Совершенно потрясает сцена, в которой показано, с какой фантастической скоростью усердные слуги передают по цепочке известие о ночном лае собаки Герасима и соответственно страданиях барыни. В картине же решительного натиска на Герасимово убежище Тургенев изображает такой прилив холопского усердия, что многое в поведении челяди с трудом поддается разумному осмыслению.

В произведении есть несколько сцен, которые вызывают откровенное недоумение и даже смех. Например, если возможно объяснить, почему на каморку Герасима наступает целая толпа людей (лакеи и повара под предводительством дворецкого Гаврилы), то совершенно непонятно, отчего дворецкий в ходе этого броска придерживал картуз, хотя ветра не было? Разве только представить наступление на Герасимово убежище до такой степени стремительным, что у его участников на бегу даже шапки срывало.

Или почему, стоя под дверями каморки Герасима, Гаврила крикнул: "Отвори... Говорят, отвори!"? Должно быть, от чрезмерного усердия даже забыл о глухоте дворника. Непонятно также, почему, когда дверь каморки быстро распахнулась и вся челядь тотчас кубарем скатилась с лестницы, Гаврила, стоявший, как известно, под самой дверью Герасима, оказался прежде всех на земле?

Вообще со стороны весь этот решительный натиск на каморку Герасима напоминает наступление полчищ лилипутов на спящего Гулливера. Но если свифтовский герой, принимая законы страны Лилипутов и ее обитателей, внутренне уподобляется им, по сути, становится таким же лилипутом, то Герасим Тургенева был и остается Человеком-Горой. С силой распахнув двери своей каморки и тем самым заставив челядь скатиться по лестнице вниз, он, великан, продолжал стоять наверху и смотрел с усмешкой на возню этих людишек.

Великан и людишки — таков итог размышлений Тургенева о богатыре-пахаре и чужих людях, среди которых он оказался по господской воле.

Особо следует подчеркнуть, что если для автора Герасим — богатырь, могучий человек, то у окружения барыни он ассоциируется с нечистым ("этому, прости Господи, лешему", "черта этакого", "кикимора лесная")..

В мире людишек Герасим попадает в разряд отверженных, изгоев. Следуя сформированной обществом морали, "людишки" во все времена отказывались принимать не таких, как они. Они постоянно шпионят за "великанами". Вот и в Муму дворня следит за Герасимом ("Из-за всех углов, из-под штор за окнами глядели на него"; "Скоро весь дом узнал о проделках немого дворника"; "Антипка подсматривал сквозь щелку за Герасимом").

Но самое главное даже не это, а равнодушие большинства дворовых к страданиям Герасима. Когда он пытается отыскать украденную Степаном Муму, те, кто знали, лишь подсмеивались ему в ответ...! Все это так напоминает сцену из сказки Пушкина о семи богатырях, в которой королевич Елисей в поисках своей невесты идет к людям. "Но кто в глаза ему смеется, кто скорее отвернется...". И тогда Елисей обращается к силам природы — ветру, месяцу, солнцу...

И разве не похожа на описанную Тургеневым дружбу одинокого человека с собакой история Ивана Ивановича (Г. Троепольский. "Белый Бим, Черное Ухо"), чье одиночество тоже разделил пес, а не люди. Но Тургенев показывает попытки героя стать частью того мира, в который он был насильно ввергнут. Для этого писателю понадобилась история Татьяны в рассказе "Муму".

Иван Тургенев написал рассказ "Муму", отразив в нем свои переживания и беспокойства о российских судьбах и будущем страны. И это совершенно понятно, ведь чтобы написать произведение, его автор должен быть чем-то впечатлен и одухотворен, тогда эти чувства можно ясно выразить на бумаге. Известно, что Иван Тургенев , как истинный патриот, много размышлял, что ждет страну, а события в России в те времена были далеко не самыми радостными для народа.

Делая анализ "Муму" Тургенева и рассуждая об образе Герасима, мы ясно увидим, что автор построил сюжет вокруг проблемы крепостного права, что было весьма актуально в ту эпоху. Мы читаем о вызове Тургенева крепостному праву. Действительно, действие рассказа "Муму", анализ которого непременно нужно сделать, чтобы полнее понять идею Тургенева, происходит в деревне России, но всё это побуждает глубоко поразмышлять и сделать важные выводы о характере русского человека и его душе.

Образ Герасима в рассказе Тургенева "Муму"

Перед читателями рассказа "Муму" предстает образ Герасима. В этом образе раскрыты великолепные качества. Тургенев показывает доброту, силу, трудолюбие и сострадание. Герасим обладает всеми этими качествами, и на его примере видно, каким Тургенев хотел бы видеть русского человека. Например, Герасим обладает немалой физической силой, он хочет и может много трудиться, дело спорится в его руках.

Также Герасим аккуратный и чистоплотный. Он работает дворником, и с ответственностью подходит к своим обязанностям, потому что благодаря ему хозяйский двор всегда чист и прибран. Проводя анализ "Муму" Тургенева, невозможно обойти стороной образ Герасима. Автор показывает его несколько затворнический характер, поскольку Герасим нелюдимый, и даже на дверях его каморки всегда висит замок. Но этот грозный вид не соответствует доброте его сердца и великодушию, ведь Герасим открыт душой и умеет сочувствовать. Поэтому видно: нельзя по внешнему виду судить о внутренних качествах человека.

Что еще видно в образе Герасима при анализе "Муму"? Его уважала вся дворня, что было заслуженно - Герасим много трудился, точно исполнял приказания хозяйки, при этом не потеряв чувство самоуважения. Главный герой рассказа Герасим так и не стал счастливым, ведь он простой деревенский мужик, а жизнь городская строится совсем иначе и течет по своим законам. В городе не чувствуется единение с природой. Вот и Герасим, попав в город, понимает, что его обходят стороной. Полюбив Татьяну, он глубоко несчастлив оттого, что она становится женой другого.

Щенок в жизни главного героя "Муму"

В тяжелый момент жизни, когда главному герою особенно грустно и больно на душе, вдруг виден луч света. Образ Герасима продолжает раскрываться перед читателем, а анализ "Муму" дополняется важной деталью - вот она, надежда на счастливые минуты, маленький милый щеночек. Герасим спасает щенка, и они привязываются друг к другу. Щенка зовут Муму, и собака всегда со своим большим другом. По ночам Муму сторожит, а с утра будит хозяина.

Кажется, что жизнь наполняется смыслом и становится радостнее, но барыне становится известно о щенке. Решив подчинить себе Муму, она испытывает странное разочарование - щенок ее не слушается, но барыня не привыкла приказывать дважды. Можно ли приказать любить? Но это уже другой вопрос.

Барыне, привыкшей видеть, как ее указания исполняются в ту же минуту и безропотно, не перенести непослушания маленького существа, и она приказывает убрать с глаз долой собаку. Герасим, образ которого здесь хорошо раскрывается, решает, что Муму можно спрятать в своей каморке, тем более, что к нему никто не ходит, но своим лаем щенок обнаруживает себя. Тогда Герасим понимает, что ему ничего не остается, как только прибегнуть к решительным мерам, и он убивает щенка, который стал его единственным другом. На вопрос "Почему Герасим утопил Муму" мы ответим в другой статье, а пока в анализе "Муму" Тургенева подчеркнем, что в образе Герасима автор показал несчастного крепостного мужика. Крепостные "немые", они не могут заявить о своих правах, они просто подчиняются режиму, но в душе такого человека есть надежда, что когда-нибудь его угнетению придет конец.

Настоятельно рекомендуем вам к прочтению полную версию произведения или хотя бы в ознакомительных целях краткое содержание рассказа . Надеемся, для вас оказалась полезной эта статья, в которой мы показали анализ "Муму" Тургенева и образ Герасима.

Одной из наиболее ярких литературных работ Ивана Сергеевича Тургенева по праву считается рассказ «Муму». Анализ произведения позволит лучше понять глубину социальных проблем, раскрытых писателем. К тому же, тщательный разбор по плану «Муму» поможет ученикам 5 класса при подготовке к уроку по литературе, а для выпускников станет важным подспорьем к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1852 год.

История создания – Материалом для написания рассказа послужили личные воспоминания Тургенева. Главные герои в произведении имели свои прототипы в реальной жизни.

Тема – Центральная тема - беспросветно тяжелая жизнь крепостных крестьян, жизнь которых находится в полной зависимости от барских прихотей. Вместе с тем, в рассказе подняты темы любви, доверия, внутренней свободы.

Композиция – Композиция рассказа отличается логической последовательностью. В экспозиции автор знакомит читателей с главными героями рассказа. В завязке сюжета Герасим вынужден отказаться от своей любви к прачке Татьяне, но находит отраду в спасенной им собачке по кличке Муму. Кульминация рассказа потрясает своей силой – Герасим вынужден утопить свою любимицу. В развязке он покидает усадьбу и отправляется в родную деревню, и остаток своих дней проводит в одиночестве.

Жанр – Рассказ.

Направление - Реализм.

История создания «Муму»

Рассказ Тургенева «Муму» был написан весной 1852 года. У прочитавших его он вызывал, без исключения, очень сильные, порой, противоречивые эмоции и чувства. Опубликован он был лишь в 1854 году в третьем номере журнала «Современник», после долгой борьбы с цензурой.

В основу рассказа легли реальные воспоминания Тургенева о своем детстве и юношеских годах. Мать писателя, Варвара Петровна, имела славу тяжелой, бескомпромиссной женщины. Именно с нее была списана модель поведения барыни, вобравшая все отрицательные черты помещичьего класса.

Прототипом Герасима был крепостной Варвары Петровны, дворник Андрей по прозвищу Немой. Он также был крупным, трудолюбивым мужчиной с недюжинной силой.

Имела место быть и история с собакой по кличке Муму, однако финал ее был несколько иным. По приказу Варвары Петровны Андрей утопил свою любимицу, однако не покинул жестокую барыню, продолжая и далее безропотно служить ей.

В своем произведении Иван Сергеевич, всегда тяжело переживавший за тяжелую судьбу крепостных, сделал главного героя более сложным и драматичным. В нем он видел весь простой народ, угнетенный помещичьим режимом, и мечтал, что рано или поздно он скинет оковы рабства.

Тема

Главная тема произведения - тяжелое положение крепостных в России. Сейчас трудно себе это представить, но всего полтора века назад крепостной крестьянин был собственностью помещика, и находился в полной зависимости от него: его могли продать, проиграть в карты, подарить, а побег зачастую карался смертью.

По сути, Герасим - это собирательный образ русского народа, вобравший в себя самые лучшие черты: трудолюбие, доброту, выносливость, неисчерпаемые запасы физической и духовной силы, способность сопереживать. Однако вся эта мощь безропотно соглашается с угнетенным положением, и даже не стремится обрести свободу. В этом заключается основная мысль произведения и смысл названия - крепостные были так же безмолвны, как и Герасим, и единственным ответом на жестокое обращение было безропотное «мычание».

История жизни Герасима в поместье барыни и его трогательная привязанность к Муму заканчивается трагично: Герасим, не способный пойти на конфликт, собственноручно топит собаку. В этом поступке заключена рабская привычка беспрекословно подчиняться господской воле. И лишь пережитое сильное душевное потрясение пробуждает в Герасиме внутренний протест. Тем самым автор наталкивает читателей на вывод - только потеряв все самое дорогое, можно обрести свободу.

Кроме того, автором поднята и проблематика человека в социуме (немота Герасима сделала его изгоем в обществе), любовь и преданность (сильная любовь Герасима к Татьяне и привязанность к Муму, которой он не изменил на протяжении всей жизни). Но, несмотря на все пережитые жизненные испытания, Герасим не ожесточился, не перестал быть добрым и отзывчивым человеком. Это то, чему учит произведение - при любых обстоятельствах нужно оставаться человеком.

Композиция

Проводя в «Муму» анализ композиции произведения, следует отметить, что сюжет характеризуется логической последовательностью. Достаточно большое место в рассказе занимает экспозиция , в которой автор дает общую характеристику месту, в котором некогда происходили события. Он рисует образы челяди, среди которых особенно сильно выделяется немой дворник Герасим, привезенный барыней из деревни в поместье. Огромной силы богатырь, тосковавший по родному краю, исправно выполняет свою работу, но среди дворовых слывет нелюдимым затворником.

В завязке центральной сюжетной линии сумасбродная барыня решает женить прачку Татьяну на пропойце-башмачнике. Эта новость становится настоящим ударом для Герасима, тайно влюбленного в молодую беззащитную женщину. В этот же период он спасает маленькую собачку, которой дает прозвище Муму. Герасим всей силой своего большого доброго сердца привязывается к собачке, в которой видит отраду своей безрадостной жизни.

В произведении несколько кульминационных моментов , и все они неразрывно связаны с образом Герасима. Эмоционально тяжелым становится эпизод прощания главного героя с Татьяной - становится понятно, что их личное счастье навсегда разрушено по барской прихоти.

Трогает сердце и сцена, в которой проданная по приказу барыни Муму перегрызает веревку и возвращается к любимому хозяину. Однако по-настоящему сильным кульминационным моментом рассказа является трагическая гибель собаки: повинуясь капризу истеричной барыни, Герасим вынужден утопить своего единственного верного друга.

Развязка не менее печальна: Герасим, никого не предупредив, отправляется в родную деревню, где доживает свой век бобылем, чураясь женщин и собак.

Главные герои

Жанр

«Муму» обладает всем признаками, характерными для рассказа. Это краткость произведения, наличие одной главной сюжетной линии и небольшое количество героев.

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.

Жанр этого произведения — рассказ. Завязка. В Москву привезли из деревни глухонемого Герасима. Он стал дворником у барыни. Развитие действия. Самодурство барыни ломает судьбу Герасима. Сначала крестьянина срывают с земли, привозят в город, заставляют делать чуждую ему работу. Потом по прихоти барыни выдают Татьяну, полюбившуюся Герасиму, замуж за пьяницу Капитона. В конце концов лишают Герасима единственного дорогого существа — Муму. Кульминация. Барыня приказала убрать собаку со двора. Развязка. Герасим исполнил приказ барыни, утопил в реке Муму и ушел обратно в деревню.

Герасим до приезда в город жил в деревне, занимался нелегким крестьянским трудом. Эта работа не только кормила его, но и доставляла удовольствие. Он, «будто сам, без помощи лошаденки», с легкостью пахал неподатливую землю и вообще напоминал богатыря. Смена образа жизни не радует. Тургенев с помощью образов природы объясняет, насколько тяжело для Герасима его новое положение. То герой рассказа похож на быка, которого везут неизвестно куда, и он при всей своей мощи и силе не в силах изменить свою жизнь, то часами лежит во дворе барского дома лицом вниз, как пойманный зверь. Понять характер Герасима помогает и описание интерьера его каморки: «истинно богатырская кровать» на четырех чурбанах, маленький, но очень прочный столик, трехногий стул — все было сделано им самим. Герасим улыбается, видя, что стул не теряет своей устойчивости даже после ударов о землю.

Герой рассказа - крепостной крестьянин, собственность барыни. Этот факт очень важен для его характеристики. Он обязан приносить своей хозяйке пользу и не докучать какими-то своими желаниями. Его внимание к Татьяне, прачке из многочисленной дворни, его хозяйке совсем не интересно.

Герасим выделяет Татьяну из всего окружения, потому что сердцем умеет угадывать тех, кому может понадобиться его помощь и защита.

Любовь Герасима к несчастному спасенному щенку, найденному в день расставания с Татьяной, возникает сразу и надолго. Устроив свою находку, Герасим заснул каким-то очень светлым, счастливым сном. Муму отвечает Герасиму вниманием и любовью.

Почему Герасим все-таки выполняет волю вздорной барыни? Он человек подневольный и, как всякий крепостной, должен беспрекословно выполнять барский приказ. Он не может даже жениться по своему выбору. Выполнив приказ убить Муму, он лишился последнего, что ему было дорого. Герасим бунтует, уходит из города, от барыни, возвращается в родную деревню. Это волевой поступок смелого и решительного человека. В образе Герасима воплощена мысль о том, что чувство собственного достоинства присуще человеку независимо от его происхождения, этот образ проникнут авторским сочувствием.

Барыня — вздорная, своевольная, властная женщина. Капризы, смена настроения, самодурство руководят ее поступками. Ради развлечения она решает затеять свадьбу Татьяны и Капитона, а увидев, что ничего из этой затеи не получилось, отсылает их с глаз долой. Интерес к Муму сменяется гневом и желанием избавиться от нее. Барыня считает себя вправе рас-

поряжаться чужими судьбами. Любая отдельно взятая жизнь для нее ничего не значит. К счастью для Герасима, она расценила его уход только как неблагодарность и не стала разыскивать беглеца и учинять суд.

Наблюдая за судьбами героев рассказа, можно представить себе жизнь крепостных крестьян в России того времени. Тургенев показывает, что крепостное право уродует не только крестьян и дворовых, но и самих господ. Глухонемота Герасима не только его собственный изъян. Это знак невозможности выразить себя, быть услышанным.

Иван Сергеевич Тургенев был смелым автором, произведения которого нередко попадали под тщательный обзор органов цензуры. Рассказ «Муму», известный сегодня каждому школьнику, долгое время был запрещен к публикации. И если бы не дипломатические способности автора, мир так бы никогда и не узнал об этой трогательной и трагической истории.

История создания

В середине 50-х годов XIX в. Тургенев находился под домашним арестом, а потом был отправлен в ссылку за некролог на смерть Гоголя. Находясь под присмотром частных приставов, весной 1855 г. Тургенев пишет рассказ «Муму». Этой вещью он делится с семьей издателя Аксакова, которая положительно реагирует на произведение, но не может опубликовать его из-за протеста цензуры. Спустя год, в журнале «Современник» «Муму» все-таки появляется, что становится причиной рапорта чиновника и официального рецензента журнала. Представители органов цензуры недовольны, что аудитория может проникнуться состраданием к персонажам, и поэтому не позволяет распространять рассказ в другие издания. И только весной 1956 г. в главном управлении цензуры после многочисленных ходатайств друзей Тургенева было принято решение включить решение включить «Муму» в собрание сочинений Ивана Сергеевича.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Главные герои

Реальным прототипом персонажа послужил слуга Варвары Тургеневой Андрей Немой. Автор рисует образ замкнутого человека, который необычайно трудолюбив и достаточно положительно настроен к людям. Этот деревенский крестьянин был способен на самые настоящие чувства. Невзирая на внешнюю мощь и угрюмость, Герасим сохранил в себе способность любить и держать свое слово.

Татьяна

Этот портрет молодой служанки включает в себя все черты типичной женщины из русского поместья XIX века. Забитая, несчастная, не имеющая собственного мнения, эта героиня получает защиту только в период любви Герасима. Не имея морального права и реальной возможности перечить своей хозяйки, Татьяна собственными руками рушит свои шансы на счастливую судьбу.

Гаврила

(Дворецкий Гаврила справа на иллюстрации )

Дворецкий в рассказе предстает простоватым и глупым мужичком, который стремится за счет заискивания остаться в плюсе и найти для себя выгоду. Нельзя сказать, что Тургенев рисует характер Гаврилы злым, но его непосредственная роль в гибели собаки и разрушении жизни Татьяны и Герасима накладывает существенный отрицательный отпечаток на восприятие его как личности.

Капитон

(Лакей Капитон на иллюстрации стоит слева рядом с сидящим Гаврилой )

Образ башмачника можно охарактеризовать как портрет образованного лакея. Этот человек считает себя умным, но при этом не обладает должной силой воли и высокими жизненными стремлениями. В конечном итоге, он превращается в пропойцу и бездельника, которого не способна изменить даже женитьба.

Из всех персонажей «Муму» пожилая барыня - основной негативный персонаж. Именно её поступки и решения приводят к череде страданий и необратимым трагедиям. Тургенев описывает эту героиню как капризную и вспыльчивую женщину, которая упряма и своенравна в своем желании вершить судьбы других людей. Единственными положительными чертами барыни можно рассматривать её хозяйственность и умение распоряжаться домом.

Заключение

Рассказ «Муму» Ивана Сергеевича Тургенева нельзя считать простым произведением о тяжести крестьянской жизни. Это философский текст, который помогает читателю разобраться в вопросах добра и зла, ненависти и любви, единения и разлуки. Писатель уделяет большое внимание вопросу привязанности человека и важности присутствия близких людей, как в жизни богатых, так и в жизни бедняков.