Организация труда инвалидов на производстве. Проблемы при трудоустройстве инвалидов и методы их решения Требования к оборудованию рабочих мест

Трудоустройство инвалидов и сегодня остается острой проблемой. Несмотря на то что государство активно работает над созданием доступной среды для людей с ограниченными возможностями, на практике до реализации госпрограммы в полном объеме еще очень далеко. В статье обсудим важнейшую составляющую полноценной жизни инвалида - возможность трудиться.

Обязанность работодателя принять на работу инвалида

Трудоустройство инвалидов — дело проблематичное. Руководители организаций обычно ссылаются на различные негативные моменты, касающиеся обеспечения им особых условий, на присутствующие риски и т. п. А некоторые просто не знакомы с порядком трудоустройства этой категории граждан и отказывают им по иным причинам.

Однако многие работодатели попросту забывают о том, что отказ в трудоустройстве инвалиду по причине его физического недостатка является недопустимым, о чём говорится в ст. 64 ТК РФ. Единственными причинами для отказа могут стать недостаточный уровень профессиональной подготовки, невозможность выполнять определенную работу. Если инвалид обладает необходимым для работы уровнем знаний и навыками, имеет возможность трудиться на определенной должности, работодатель обязан принять его на работу.

Инвалиду — претенденту на вакансию в случае отказа в заключении с ним трудового договора предоставлено право требовать от работодателя обоснования причин отказа в письменной форме. В случае несогласия с выводами работодателя за инвалидом сохраняется право на обращение в суд. Результатом обжалования решения работодателя может стать понуждение последнего к заключению трудового договора с гражданином, имеющим ограниченные физические возможности.

Обсуждая данную тему, стоит вспомнить и о положениях ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. В ст. 21 закреплена обязанность работодателей, в компаниях которых численность сотрудников превышает 100 человек, осуществлять трудоустройство инвалидов согласно предусмотренной в субъекте квоте. Эта квота может составлять от 2 до 4 % среднесписочной численности сотрудников организации. Что касается обязанности соблюдения квоты (действующей в конкретном территориальном образовании), то она ложится на все предприятия вне зависимости от формы их собственности.

Помимо этого, вышеназванный закон указывает, что субъекты РФ вправе устанавливать собственные квоты по трудоустройству инвалидов для предприятий, имеющих численность работников от 35 до 100 человек. В этом случае нужно сказать о том, что далеко не во всех территориальных образованиях на сегодняшний день разработаны и действуют правовые акты такого рода.

Что касается объединений инвалидов или предприятий, созданных ими (когда уставный капитал состоит из взносов общественного объединения инвалидов), у таковых обязанность по соблюдению квоты отсутствует.

Какие есть специальные рабочие места для людей с ограниченными физическими возможностями

Помимо того, что работодателю законодательно вменяется в обязанность принятие на работу граждан с ограниченными возможностями, для него еще устанавливается обязанность соответствующим образом оборудовать рабочие места для данной категории лиц.

Согласно ст. 22 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» работодателю надлежит создать специальные рабочие места, приспособленные для работы инвалидов.

Специальным рабочим местом считается то, в отношении которого работодателем были приняты дополнительные меры по организации труда, включая адаптацию оборудования, дополнительного технического и организационного оснащения приспособлениями, позволяющими работнику-инвалиду осуществлять трудовую функцию, несмотря на какие-либо нарушения.

Не знаете свои права?

Подчеркнем, что технические и организационные приспособления, как и оборудованные рабочие места, должны соответствовать основным требованиям, которые разработаны федеральным органом исполнительной власти. Речь идет об органе, осуществляющем функции по выработке и реализации госполитики в сфере правового регулирования труда и соцзащиты россиян.

Помимо того, согласно положениям ст. 23 указанного ранее закона необходимые условия труда на предприятии (вне зависимости от формы его собственности) должны создаваться с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Особенности трудовых правоотношений с инвалидами

В ст. 23 федерального закона № 181-ФЗ указывается на то, что установление в коллективных или индивидуальных трудовых договорах с инвалидами условий труда, ухудшающих положение работника с ограниченными физическими возможностями по отношению к другим работникам предприятия недопустимо. Так, например, запрещено устанавливать во внутренних соглашениях пониженный размер зарплаты, уменьшать продолжительность ежегодного отпуска, создавать неблагоприятный режим труда и отдыха и т. д.

Не стоит забывать и о том, что для работников с ограниченными физическими способностями законодательно закреплены и дополнительные гарантии, имеющие место при трудоустройстве инвалидов. К таковым относятся:

  1. Меньшая продолжительность рабочего времени для инвалидов I и II групп. На основании ст. 23 упомянутого закона и ст. 92 ТК РФ для данной категории граждан гарантируется 35-часовая рабочая неделя, без какого-либо снижения зарплаты.
  2. Инвалидам всех групп устанавливается увеличенный основной ежегодный отпуск, составляющий 30 календарных дней (ст. 23 ФЗ № 181).
  3. Вне зависимости от группы инвалидности каждый гражданин с ограниченными физическими возможностями осуществляет трудовую деятельность, дневная (сменная) продолжительность которой не превышает норматива, установленного в его медзаключении.
  4. Законодатель предоставляет работнику с ограниченными физическими возможностями право воспользоваться дополнительным отпуском без сохранения зарплаты, суммарная продолжительность которого в год не должна превышать 60 календарных дней.
  5. Инвалидам предоставлена возможность отказа от сверхурочных работ. Несмотря на то что в соответствии со ст. 99 ТК РФ у работодателя в определенных случаях имеется право привлекать работающих на предприятии лиц к работам такого рода, в т. ч. и без их согласия, на инвалидов это правило не распространяется. При любой ситуации привлечение работника с ограниченными физическими возможностями к сверхурочной работе допустимо только с его письменного согласия и только в том случае, если он под расписку был уведомлен о своем праве отказа.
  6. Инвалиды могут отказаться и от работы в ночное время. Ситуация аналогична предыдущей: привлечь к работе в ночные часы инвалида можно только с его письменного согласия и только после ознакомления его под расписку с имеющимся у него правом отказаться от выполнения таких работ.

Более того, и в этом, и в предыдущем случае привлечение инвалидов к работам такого рода возможно только в случаях, когда они не запрещены работнику с ограниченными физическими возможностями в соответствии с имеющимся у него медзаключением.

Каковы дополнительные гарантии лицам с ограниченными физическими возможностями

Из всего вышесказанного напрашивается закономерный вывод относительно того, что в трудоустройстве инвалидов есть свои особенности. Но помимо перечисленного ранее законодательно предусматриваются дополнительные гарантии для некоторых категорий лиц с ограниченными физическими возможностями в случае их сокращения.

В соответствии со ст. 179 ТК РФ преимущественное право на сохранение за собой рабочего места в период сокращения имеют:

  • инвалиды ВОВ;
  • лица, ставшие инвалидами во время участия в боевых действиях по защите Отечества.
  • лица, получившие инвалидность ввиду воздействия радиации во время чернобыльской катастрофы из числа тех, кто принимал участие в ликвидации ее последствий; военнослужащие, военнообязанные и сотрудники ОВД и Государственной противопожарной службы, привлеченные к ликвидации последствий катастрофы (причем не имеет значения, в каком месте дислоцировалась часть и какие именно работы выполнялись этими лицами);
  • лица, эвакуированные из зон отчуждения/отселения либо выехавшие из указанных зон самостоятельно после принятия решения о проведении эвакуации граждан, при условии что до своего отъезда они столкнулись с воздействием радиации, ставшим причиной их инвалидности;
  • доноры, пожертвовавшие костный мозг для спасения людей, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы (в этом случае не имеет значения, сколько времени прошло с момента трансплантации органического материала и когда наступила инвалидность лица, связанная с таким донорством);
  • лица, ставшие инвалидами вследствие воздействия радиации при аварии 1957 года на производственном объединении «Маяк» и сбросе радиоактивных отходов в реку Теча, который сопутствовал аварии.

Отметим, что преимущественное право сохранить рабочее место также распространяется на членов семей таких инвалидов и на семьи, потерявшие кормильца из числа указанных лиц с ограниченными физическими возможностями, если их смерть явилась следствием вышеназванной аварии и сброса радиоактивных отходов.

Изменения в законодательстве

Говоря о соцзащите инвалидов, стоит упомянуть про последние изменения в законодательстве, внесенные законами «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014 № 419-ФЗ и «О внесении изменений в ст. 169 ЖК РФ и ст. 17 ФЗ "О соцзащите инвалидов в РФ"» от 29.12.2015 №399-ФЗ. Данные изменения, в первую очередь, направлены на обеспечение доступности окружающей среды для людей с ограниченными возможностями.

На предприятия всех форм собственности теперь возложена обязанность по обеспечению:

  • свободного доступа инвалидов;
  • свободы в получении информации;
  • оказания помощи инвалидам при получении услуг и приобретении товаров.

Если говорить об изменениях в Жилищном кодексе, то они затрагивают вопросы предоставления инвалидам I и II групп, а также детям-инвалидам и семьям, в которых они проживают, субсидий на оплату капремонта общего имущества в многоквартирном доме в размере, не превышающем 50% минимального размера взноса за капитальный ремонт дома, установленного за 1 квадратный метр жилой площади и действующего на территории соответствующего субъекта РФ.

Еще больше материалов по теме в рубрике: "Инвалидность ".

Организация трудового устройства инвалидов.

Подготовка личных дел получателœей пособий в территориальном органе социальной защиты населœения.

24.11.95 ᴦ. был принят Федеральный Закон ʼʼО социальной за­щите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1. Медицинскую реабилитацию.

2. Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3. Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1. осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединœений инвалидов;

2. установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3. резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4. стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5. создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6. создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединœения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединœения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определœения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населœения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целœевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населœения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединœениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места͵ требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счёт средств федерального бюджета͵ средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населœения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счёт средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счёт средств работодателœей, обязанных возмещать вред, причинœенный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1. создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2. создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3. предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селœения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места͵ определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, принято понимать система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1. Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

3. При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населœения.

4. Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5. Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2. На специализированных предприятиях, цехах, участках. Οʜᴎ создаются по решению местных органов, министерств, ведомств. На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3. Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в т.ч. и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. Сегодня распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населœения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.

Организация трудового устройства инвалидов. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Организация трудового устройства инвалидов." 2017, 2018.

Трудоустройство инвалидов - сложный и многоплановый процесс их возвращения или приобщения к общественно-полезному труду в соответствии с состоянием здоровья, пособностями и личными склонностями, который осуществляется с помощью системы государственных и общественных мероприятий, проводимых на сложившейся организационной основе. Организационной основой трудоустройства инвалидов является его этапность и комплексность.

Первым этапом в процессе трудоустройства инвалидов является экспертиза их трудоспособности и профессиональная ориентация при освидетельствовании в медико- социальной экспертной комиссии. На этом этапе происходит клинико-функциональное и профессиографическая диагностика больных трудящихся, определение клинического и трудового прогноза. Разработка индивидуальной программы реабилитации инвалида. Следующим этапом в процессе трудоустройства инвалидов при определенных условиях и наличии необходимости являются мероприятия по подготовке их к показательным видам труда . Профессиональное обучение имеет особое значение для дальнейшего успешного и стабильного трудового устройства инвалидов с детства.

Основные принципы реабилитации инвалидов - раннее начало мероприятий и их

непрерывность, индивидуальный подход и осуществление мер реабилитации в коллективе

В полной мере относятся и к трудовому устройству.

Подготовка инвалидов к профессиональному труду осуществляется в виде профессионального обучения в учебных заведениях разного типа, в том числе и специализированных, или непосредственно на производстве.

Четвертый этап трудового устройства инвалидов включает в себя общеорганизационные вопросы содействия занятости инвалидов, а также последующий контроль их рационального трудоустройства.

Организация труда инвалидов на производстве во многом зависит от характера инвалидности. Специальные меры необходимы для приспособления к труду инвалидов вследствие психических болезней, заболеваний центральной и нервной периферической системы. Организация труда инвалидов зависит не только от характера патологий, но и от

степени нарушения функции пораженных систем.

Организация труда инвалидов, живущих в городе и в сельской местности, имеют также свои специфические особенности. Трудовое устройство горожан на промышленных

предприятиях различных областей обеспечивается специальным комплексом организационных мероприятий. В него входит создание при профсоюзных комитетах крупных предприятий комиссий по трудоустройству инвалидов.

Для обеспечения взаимосвязи подразделений предприятий и должностных лиц, различных служб предприятия, имеющих отношение к трудоустройству контингента работающих инвалидов, выделяется ответственное должностное лицо. На предприятии с небольшим числом работников и, соответственно, инвалидов в их составе, все перечисленные меры осуществляются уполномоченным представителем администрации



или непосредственно собственником предприятия.

Важнейшим направлением в организации трудового устройства инвалидов на предприятиях является приспособление производства к трудовым возможностям инвалидов с конкретными формами патологии, создание специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. К этому направлению работы относится приспособление производственного оборудования к имеющемуся у инвалида дефекту или заболеванию. Ряд организационных и организационно-технических мероприятий, проводимых на предприятиях, обеспечивает подготовку к труду и самих инвалидов. К ним относятся, например, снабжение инвалидов рабочими приспособлениями к рабочим протезам и обучение их пользованию.

Важным направлением в организации производства для рационального применения труда инвалидов является использование специальных режимов труда, в том числе предоставления инвалидам возможности работать сокращенный рабочий день, с дополнительными перерывами в течение рабочего дня. В ряде случаев, совершенствование технологии и модернизации производства, исключающие тяжелый физический труд, расширяет возможности рационального трудоустройства инвалидов.

Организационные мероприятия при трудоустройстве некоторых категорий инвалидов включает введение в штат предприятия специального персонала и руководства в процессе производственной деятельности.

Некоторые категории инвалидов, из числа высококвалифицированных рабочих, нуждаются не в руководящем персонале, а в подсобной малоквалифицированной рабочей силе для выполнения более тяжелой физической работы, которая стала для них недоступной. Они могут работать и в качестве инструкторов, бригадиров, контрольных мастеров.

Все перечисленные организационные мероприятия могут обеспечить рациональное трудоустройство инвалидов, как в обычных, так и специально созданных условиях и реализуются по мере необходимости на соответствующих предприятиях.

Организация трудового устройства инвалидов в специальных цехах предприятий регламентируются соответствующими положениями с учетом особенностей работающего контингента инвалидов. В специальном цехе для инвалидов с нервно-психическими болезнями практикуются мелкие слесарные, сборочные работы и так далее. В специальные цеха для инвалидов вследствие сердечно-сосудистых заболеваний направляются инвалиды 2 группы. Санитарно-гигиенические условия в таких цехах должны предусматривать оптимальную температуру и влажность помещения, отсутствие запыленности, загазованности, шума и вибрации.

Специальные цеха для больных туберкулезом предназначены для трудоустройства инвалидов 3 группы следствия данного заболевания. В них не могут работать больные с распространенными формами легочного туберкулеза в фазе распада и обсеменения и с явлениями значительных расстройств функций кровообращения и дыхания. Работа в таких специальных цехах не должна быть связана со значительными физическими и нервными напряжениями, неблагоприятным микроклиматом. Продукция должна подвергаться соответствующей дезинфекции. Не допускается выпуск изделий детского обихода, для пищевой промышленности и общественного питания.

Положения о специальных цехах составляются на основании типового проекта и утверждаются местной администрацией с учетом местных условий.

Наряду со специальными цехами, трудоустройство инвалидов в специально созданных условиях осуществляется на специализированных предприятиях, в том числе - учебно-производственных предприятиях Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества глухих, предприятиях Всероссийского общества инвалидов, а также предприятиях, ранее принадлежавших к системе ликвидированных министерств местной, легкой промышленности и бытового обслуживания, а ныне представляющих разные организационно-правовые формы и формы собственности, но обеспечивающих инвалидам специально созданные условия труда.

Специализированные предприятия при наличии в их составе не менее 30% инвалидов пользуются налоговыми и иными льготами.

Все изложенные выше основы организации труда инвалидов в специально созданных условиях могут быть реализованы в современном производстве и на предприятиях с различными формами собственности. Организация труда на таких предприятиях, в зависимости от характера патологии у работающих контингентов, основывается на тех же принципах, что и в специальных цехах обычных предприятий.

Специфические организационные мероприятия проводятся на предприятиях, предоставляющих работу инвалидам в надомных условиях . При организации надомного производства администрация предприятия обеспечивает надомников всем необходимым для их работы, в том числе материалами и полуфабрикатами, а также оборудованием.

Для тех, кто имеет тяжёлую форму инвалидности, организуется индивидуальная трудовая деятельность на дому или самозанятость. В основном это ремесленные виды труда, не требующие дорогостоящего оборудования или сырья: рукоделие, шитьё, плетение из лозы, изготовление сувениров и так далее.

Уровень организации труда инвалидов в промышленном производстве неодинаков на предприятиях общего типа, на специализированных предприятиях и в специальных цехах, предназначенных для трудоустройства инвалидов с тяжелыми формами патологии.

Труд инвалидов, проживающих в сельской местности, до настоящего времени реализуется преимущественно в колхозах и совхозах, в том числе преобразованных в акционерные общества и товарищества разного типа. При этом используются разнообразные формы организации их труда. Ограниченно трудоспособные инвалиды трудоустраиваются на различных должностях и рабочих местах в соответствии с трудовой рекомендацией медико-социальной экспертной комиссии. При наличии в хозяйстве достаточного числа инвалидов из них формируются специальные бригады и звенья, часто при участи пенсионеров по возрасту и здоровых лиц . Широко практикуется надомный труд инвалидов по производству промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также трудоустройство в подсобных цехах и промыслах хозяйств.

Многие люди с ограниченными способностями желают и могут работать. Развитие информационных технологий, автоматизация производственного процесса и остальные достижения технологического прогресса повлияли на характер человеческого труда, появились различные профессии и работы, где незначительные физические ограничения не препятствуют труду.

Это дает возможность инвалидам адаптироваться в обществе, чувствуя себя полноценными личностями. При этом государство играет важную роль в предоставлении таким лицам занятости.

Что об этом говорится в законодательстве РФ?

Согласно ст. 64 ТК РФ, организации не могут ограничивать права, определять косвенные или прямые преимущества при подписании трудового договора исходя из национальности, расы, оттенка кожи, статуса, возраста, пола, места жительства и других обстоятельств, которые не связаны с деловыми характеристиками инвалида.

Чтобы работодатели выполняли законодательные требования относительно запрета в ограничении прав граждан, установлены дополнительные требования. Законом ФЗ №181 от 24.11.1995 г. «О соцзащите инвалидов в РФ» предписывается:

  • для органов исполнительной власти субъектов РФ — определять наименьшее число специализированных мест работы для устройства инвалидов в каждой компании в пределах квоты;
  • для органов госвласти РФ — в законодательных актах определять организациям, где число специалистов превышает 100 человек, квоту для принятия инвалидов в % относительно среднесписочного количества специалистов (не меньше 2-4%). От квотирования освобождаются общественные инвалидные объединения и сформированные ими фирмы, в уставной капитал которых входит доля общественного объединения лиц с ограниченными возможностями.

Квотирование мест работы не распространяется на компании с численностью сотрудников до 35 человек и фирмы, которые связаны с общественным объединением инвалидов.

То есть, территориальные центры занятости создают информационную базу по квотируемым вакансиям, предоставляют нуждающимся лицам направления для устройства на работу, проверяют реализацию квот и поступление выплат. Также предоставляется помощь в переквалификации или профподготовке работников, субсидирование на стандартных основаниях.

На уровне государства выполняются следующие мероприятия по трудоустройству таких лиц:

  • льготная кредитная и финансовая политика для организаций, трудоустраивающих инвалидов;
  • стимуляция организации специальных мест;
  • создание для работников оптимальных рабочих условий по ИПР;
  • организации места работы специальным оборудованием и приспособлениями.

Подробную информацию о приеме на работу таких граждан вы можете почерпнуть из следующего видео:

Обязаны ли работодатели брать их на работу?

Согласно установленной квоте, работодатель должен создавать и выделять места для работы инвалидов, предоставлять трудоустройство согласно реабилитационной программе, предоставлять информацию для фирм по занятости лиц с ограниченными возможностями.

Согласно Трудовому кодексу (ст.64), закону о соцзащите и другим нормативным актам, даже при отсутствии специальных мест работодатель не имеет права на отказ в приеме на работу (если трудовые условия по должности, куда претендует инвалид, отвечают условиям по реабилитационной программе).

При отказе работодателя в принятии гражданина по установленной квоте накладывается административный штраф в размере 2-3 тысячи рублей.

Исключением может быть справка МСЭ, где указывается нетрудоспособность лица или противопоказание на данный вид деятельности.

Процедура приема на работу

К основным документам, подтверждающим состояние инвалида, относится справка медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальная реабилитационная программа . В справке должны быть сведения об уровне ограничения трудоспособности и группе инвалидности. В реабилитационной программе прописывается механизм реабилитации.

При трудоустройстве соискатель может не предоставлять эту документацию, так как она не указана в перечне (ст. 65 ТК). Но если будущим местом работы предусмотрены требования к состоянию здоровья, тогда он должен предоставить справки МСЭ и ИПР.

К основным предоставляемым работодателю документам относят:

  • паспорт или другой документ удостоверения личности;
  • трудовую книжку (кроме первичного заключения трудового договора или взятии работника по совместительству);
  • документацию воинского учета (для лиц, призываемых на воинскую службу или военнообязанных);
  • СНИЛС;
  • диплом об образовании, документ о повышении квалификации или специальных навыках;
  • справку об отсутствии или наличии судимости, уголовном преследовании.

Инвалид может самостоятельно обратиться к работодателю или направляться центром занятости по установленной квоте. После предоставления потенциальным работником всех документов он составляет заявление, оформляется , работодатель издает приказ. Также специалист ознакамливается с должностной инструкцией и другими нормативными актами компании, составляется и личное дело, в трудовую книжку вносится запись.

Независимо от группы инвалидности, работодатель должен предоставить рабочее место. Обращается внимание на степень ограниченности к труду, указанную в ИПР.

При приеме инвалидов 1 и 2 группы устанавливается рабочая неделя до 35 часов, для 3 группы такие ограничения в ТК РФ не предусмотрены.

Оплата работ выполняется в полном окладе независимо от сокращенного времени. Привлечение лиц с ограниченными способностями к труду в праздничные и выходные дни разрешается при отсутствии в ИПР медицинского запрета и согласии работника. В договоре может указываться раздел о дополнительном страховании специалиста. Инвалидам можно брать отпуск за свой счет на 2 месяца, а длительность оплачиваемого отпуска равна 30 дням .

Специалисты, имеющие 1 и 2 группу инвалидности, инвалиды с детства могут получать налоговые вычеты по НДФЛ в объеме 500 рублей, которые предоставляются независимо от вычета на детей. НДФЛ не удерживается с сумм, которые платит компания за средства реабилитации и профилактики инвалидов, покупку и содержание собак-проводников. НДФЛ не облагается материальная помощь в сумме 4000 рублей на приобретение медицинских препаратов и величиной 400 рублей, предоставляемая бывшим специалистам, которые вышли на пенсию. Чтобы освободиться от налога, работодатель должен предоставить подтверждение фактических расходов на данные мероприятия.

Для таких работников не предоставляется испытательный срок, они могут расторгать при ухудшении здоровья и невозможной реализации трудовых обязанностей.

Нюансы обеспечения условий труда

Специальные места работы требуют проведения дополнительных мероприятий по организации труда, в том числе: адаптацию вспомогательного и основного оборудования, дополнительного, организационного и технического оснащения, предоставление технических приспособлений в соответствии с индивидуальными возможностями инвалидов.

Министерством здравоохранения был принят закон о повышении выплат организации-работодателю за оборудованное место работы для инвалида в размере 30-50 тысяч рублей . Рабочее место должно отвечать санитарным правилам, располагаться не на подвальном или цокольном этаже, быть просторным и иметь вентиляцию.

Выгоды для работодателя

Из-за невысокого спроса на работников с ограниченными возможностями государство предоставляет организациям льготы и выплаты (по налогам и страховым взносам).

Налоговые льготы распространяются только на уплату и . Но претендовать на их получение могут не все компании, а только общественные организации инвалидов (число инвалидов не должно быть меньше 50%, и ФОТ трудящихся работников должен составлять от 25% от общего фонда оплаты труда) или фирмы, имеющие в доли таких общественных организаций.

В действительности, государство предоставляет не настолько значительные льготы для предприятий, чтобы их активно стимулировать к трудоустройству лиц с ограниченными возможностями.

Подготовка личных дел получателей пособий в территориальном органе социальной защиты населения.

24.11.95 г. был принят Федеральный Закон «О социальной за­щите инвалидов в Российской Федерации». Этот закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвали дов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмот­ренных Конституцией Российской Федерации.

Реабилитация инвалидов - система медицинских, социальных, психологических, педагогических, социально-экономических ме­роприятий, направленных на устранение ограничений жизнедея­тельности.

Реабилитация включает в себя:

1.
Медицинскую реабилитацию.

2.
Профессиональную реабилитацию, которая состоит из про­фессиональной ориентации, профессионального образования, про­фессионально-производственной адаптации и трудоустройства.

3.
Социальную реабилитацию.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости фе­деральными органами государственной власти, органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации путем проведе­ния следующих специальных мероприятий, способствующих по­вышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1.
осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций обществен­ных объединений инвалидов;

2.
установления в организациях независимо от организацион­но-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

3.
резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее под­ходящим для трудоустройства инвалидов;

4.
стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специ­альных) для трудоустройства инвалидов;

5.
создания инвалидам условий труда в соответствии с инди­видуальными программами реабилитации инвалидов;

6.
создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

7) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Организациям независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых состав­ляет более 30 человек, устанавливается квота для приема на рабо­ту инвалидов в процентах к среднесписочной численности работ­ников (но не менее трех процентов).

Общественные объединения инвалидов и находящиеся в их соб­ственности предприятия, учреждения, организации, хозяйствен­ные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.


Органы исполнительной власти субъектов Российской Федера­ции вправе устанавливать более высокую квоту для приема на ра­боту инвалидов.

Порядок определения квоты утверждается указанными органами.

В случае невыполнения или невозможности выполнения квоты для приема на работу инвалидов работодатели вносят обязатель­ную плату в установленном размере за каждого нетрудоустроенно­го инвалида в пределах установленной квоты в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации. Полученные средства расходуются целевым назначением на создание рабочих мест для инвалидов.

По представлению Федеральной службы занятости России Госу­дарственный фонд занятости населения Российской Федерации пе­речисляет указанные суммы организациям независимо от организа­ционно-правовых форм и форм собственности на создание рабочих мест для инвалидов сверх утвержденной квоты, а также обществен­ным объединениям инвалидов на создание специализированных пред­приятий (цехов, участков), применяющих труд инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов - рабочие места, требующие дополнительных мер по организации труда, включая адаптацию основного и вспомогательного обору­дования, технического и организационного оснащения, дополни­тельного оснащения и обеспечения техническими приспособле­ниями с учетом индивидуальных возможностей инвалидов.

Минимальное количество специальных рабочих мест для тру­доустройства инвалидов устанавливается органами исполнитель­ной власти субъектов Российской Федерации для каждого пред­приятия, учреждения, организации в пределах установленной квоты для приема на работу инвалидов.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов создаются за счет средств федерального бюджета, средств бюдже­тов субъектов Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, за исключением ра­бочих мест для инвалидов, получивших трудовое увечье или про­фессиональное заболевание. Специальные рабочие места для тру­доустройства инвалидов, получивших заболевание или увечье при исполнении обязанностей военной службы или в результате сти­хийных бедствий и межнациональных конфликтов, создаются за счет средств федерального бюджета.

Специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание, создаются за счет средств работодателей, обязанных возмещать вред, причиненный работникам в результате увечья, профессионально-

го заболевания либо иного повреждения здоровья, связанного с исполнением работниками трудовых обязанностей.

1. Работодатели вправе запрашивать и получать информацию, необходимую при создании специальных рабочих мест для трудо­устройства инвалидов.

2. Работодатели в соответствии с установленной квотой для при­ема на работу инвалидов обязаны:

1.
создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов;

2.
создавать инвалидам условия труда в соответствии с инди­видуальной программой реабилитации инвалида;

3.
предоставлять в установленном порядке информацию, не­обходимую для организации занятости инвалидов.

3. Руководители организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нарушающие порядок вне­сения обязательной платы в Государственный фонд занятости на­селения Российской Федерации, несут ответственность в виде уп­латы штрафа: за сокрытие или занижение обязательной платы - в размере скрытой или недовнесенной суммы, а в случае отказа в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты - в размере стоимости рабочего места, определяемой органами ис­полнительной власти субъектов Российской Федерации. Суммы штрафов взыскиваются в бесспорном порядке органами Государ­ственной налоговой службы Российской Федерации. Уплата штра­фа не освобождает их от внесения задолженности.

Под трудоустройством граждан, частично утративших трудо­способность, понимается система государственных и обществен­ных мероприятий, обеспечивающих вовлечение таких лиц в обще­ственно-трудовую деятельность.

Трудоустройство осуществляется на следующих принципах:

1.
Общественно-полезный труд в сочетании с лечебно-оздоро­вительными мероприятиями по восстановлению здоровья и тру­доспособности.

3.
При участии предприятий, профсоюзов, органов здравоохра­нения, общественных органов и контроля со стороны органов со­циальной защиты населения.

4.
Трудоустройство по профессиям, близким к тем, которые ин­валиды имели до наступления инвалидности.

5.
Обучение, переобучение инвалидов, создание специальных условий и режима труда.

Существуют следующие формы трудоустройства: 1. На обычных предприятиях. На них трудоустраивают, как пра­вило, инвалидов IIIгруппы и престарелых. Здесь могут приме­няться неполная рабочая неделя или неполный рабочий день.

2.
На специализированных предприятиях, цехах, участках. Они создаются по решению местных органов, министерств, ведомств.
На таких предприятиях работают как правило, инвалиды I и II групп, страдающие тяжелыми заболеваниями (туберкулезом, сер­дечно-сосудистыми, нервно-психическими заболеваниями). Здесь
создаются благоприятные условия труда (отсутствие шума, повы­шенная влажность воздуха и т.д.). Уменьшаются нормы выработ­ки, устанавливается сокращенный рабочий день, дополнительные
перерывы, отпуск не менее 24 рабочих дней.

3.
Работа на дому. Это самая перспективная форма трудоустрой­ства инвалидов, особенно для инвалидов I и II групп. Предприя­тие заключает договор, поставляет сырье, материалы, забирает
готовую продукцию. Пенсионеру компенсируются расходы по элек­троэнергии, затраты на содержание средств производства, в том числе и личных.

Инвалиды I и II групп, как правило, сами устанавливают ре­жим работы и нормы выработки, к инвалидам III группы приме­няются нормы выработки, установленные для специализирован­ных предприятий.

4. Работа в учебно-производственных предприятиях (УПП) ВОГ и ВОС - это специализированные предприятия для инвалидов с нарушениями слуха и зрения. На них создаются оптимальные и безопасные условия труда, обеспечивающие сохранение остаточ­ного зрения и светоощущения, а также слуха и осязания.

Ведущими отраслями, с которыми кооперируются ВОГ и ВОС, являются: электрорадиотехническая, машино- и приборостроитель­ная, металлообрабатывающая. На УПП ВОГ и ВОС инвалидам III группы нормы выработки снижены на 10 %, инвалидам I и II групп - на 20 % . Им устанавливается шестичасовой рабочий день.

5. В кооперативах. В настоящее время распространены кооперативы инвалидов, они имеют льготы по налогообложению. Характер труда в них самый разнообразный.

6. Индивидуально-трудовая деятельность. Органы социальной за­щиты населения должны помогать в оформлении документов на занятие этим видом деятельности.

31. Организация работы по профессионально-техническому обучению инвалидов.