Оптинская молитва на каждый день. Утренняя молитва оптинских старцев

Молитвы Оптинских старцев отличаются простотой и понятностью. Благодаря особым дарам Духа подвижники при жизни привлекали тысячи богомольцев, помогают святые и сейчас. К ходатайству старцев прибегают в ежедневных молитвах на благословение дня, просят о благополучии в семье и здоровье детей. Преподобные вразумляют, как лучше поступить, учат полагаться во всем на Бога, помогают в исправлении жизни, отводят гнев Божий.

Молитвы Оптинских старцев

Угодники Божии оставили богатое духовное наследие для православных - письма, записки, молитвы и правила. Молитвы Оптинских старцев отличаются понятностью, сосредоточенностью мысли и духовного устремления. Некоторые из них совсем короткие, но от этого не менее действенные, чем древние. Их добавляют в состав ежедневного правила, но можно прочитывать тексты и отдельно.

Благословение дня

Молитва последних Оптинских старцев приписывается руке святого Амвросия, но некоторые ее стихи написаны другими насельниками обители. Ее читают при жизненных затруднениях. Короткий текст моления:


Полная версия на каждый день (можно использовать как утреннюю и вечернюю молитву):

Старец Варсонофий сказал: «Всегда на­дей­тесь только на Бога, но никак не на человека. Тогда всякое зло будет отпадать от вас, как отрубленная ветка».

Просим о детях

Старец Амвросий - самый известный подвижник обители, нес свой подвиг 30 лет. Он отличался высокой духовностью и являл многочисленные чудеса. Его руке принадлежит следующая молитва о детях:




Молитву о детях читают в следующих случаях:

  • при болезни ребенка;
  • при плохой успеваемости;
  • для небесной помощи в воспитании детей;
  • для вразумления при вредных пристрастиях;
  • для нахождения собственной стези.

При сильной занятости текст прошения можно прочитывать не полностью, а соответствующую нужде часть.

Молитвы о семье

Святые написали молитву о семье, которую можно читать ежедневно. Это сильное прошение о благополучии в доме, здоровье всех членов семьи. Ее читают женщины при чувстве тревоги, когда задерживается в дороге домой супруг или ребенок.


Если муж скандалит, оскорбляет жену и детей, следует прочитывать моление старца Антония: «Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным».

Об обители

По Преданию, монастырь основан раскаявшимся разбойником по имени Опта (в монашестве - Макарий) в XV веке. Монастырь то упразднялся, то строился, количество насельников составляло несколько человек. Все изменилось в 1821 году, когда при монастыре устроили скит. В него устремились пустынники - иноки, которые совершали подвиг уединения и непрестанной молитвы. Духовной жизнью в скиту стал руководить старец, опытный монах с даром наставничества и прозорливости. Старчество в Оптиной пустыни началось в 1829 г. и продолжалось сто лет.

Введенская Оптина Пустынь находится в Калужской области, в 265 км от Москвы. При обилии монастырей в XIX веке богомольцы стремились попасть именно в Оптину, не мешало им и отсутствие транспортной связи. К старцам приезжала вся русская интеллигенция. Были тут Достоевский, Гоголь, Лев и Алексей Толстые, Тютчев, Чайковский и многие другие. Федор Достоевский под впечатлением от поездки создал некоторые эпизоды в романе «Братья Карамазовы». Так, в старце Зосиме изображен оптинский подвижник Амвросий.

В 1918 году обитель закрыли и лишь в 1987 году возвратили церкви. К лику святых причислено 14 насельников скита. Их память совершается 24 октября как Собор преподобных Оптинских старцев. Родоначальником старчества стал подвижник Лев, он был наставником святых Макария и Амвросия. Угодники Божии обладали духовными дарами: исцелением, сильной молитвой, духовным рассуждением. От Бога они получали вразумление и указывали людям волю Божию, верно оценивали их духовное состояние, распознавали тайны, имели дар прозорливости, напоминали забытые согрешения.

(любителям аффирмаций)

Один из моих любимых философов - Блез Паскаль, однажды сказал: «Если бы Бог время от времени не «укладывал нас на лопатки», нам некогда было бы посмотреть на небо»...

Неправильный подход...

  1. Как правило, люди обращаются с серьёзными вопросами к религии тогда, когда у них в жизни что-то не ладится. И обратившись, они ждут - чуда. Потому что хорошо помнят (даже если им никто особенно и не преподавал) суть притчи о блудном сыне - вот он: вернулся, а его приняли и более того - в честь возвращения закололи упитанного тельца! Правильно, в общем-то. Но всё тут не совсем так как надо.
  2. Как правило, люди обращаются с серьёзными вопросами к психологии тогда, когда у них в жизни всё идёт наперекосяк. И обратившись, они ждут тоже чуда. Но мотивируют это несколько иными вещами. Вера в науку... Правильно верить в науку. Но всё тут не совсем так как надо.

Правильный подход

Интерес к науке (психологии) и религии должен быть, конечно же, не «скоропомощной». Иначе мало проку человеку будет и от того, и от другого.

Желательно интересоваться обеими тогда, когда на душе у нас спокойно и хорошо.

Ведь любая мудрость будет не впрок, если мы кидаемся к ней в стрессе, обиде, с головой, затуманенной злостью и дырами на башмаках...

Представьте себе, что вас хорошо обсчитали в магазине (потому что Вы, предположим, с детства плохо считаете) и Вы зачем-то (хотя вполне логично)... кинулись к математику, изучать с ним азы алгебры и чтобы с Вами больше такого никогда не повторилось. Но позвольте... До азов алгебры ли будет Вам, когда душат слёзы и руки трясутся?

Однако же...

Когда нам - хорошо, мы предпочитаем не связываться с серьёзными вопросами. Психология нас интересует - чисто развлекательная («эрзац-психология»), религия интересует (если интересует вообще) - обрядовая.

Сегодня я хочу предложить всем читателям отличную профилактику того отношения к жизни, которое приводит нас затем в церковь или к психологу.

Это - утренняя медитация, это молитва оптинских старцев. Мы можете читать её каждый день как аффирмацию, как мантру. Если Вы ещё практикуете «Утренние записи Джулии Кэмерон»:-), то лучше всего делать это - сразу ПОСЛЕ того, как Вы закрыли блокнот и положили на место ручку.

Сначала Вы выплеснули суету, негатив или просто глупость. А только затем - зарядились спокойствием и мудростью. Вот она, эта мудрость:

Молитва последних оптинских старцев на начало дня

«Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить всё, что принесёт мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.

На всякий час сего дня во всём наставь и поддержи меня.

Какие бы я ни получил известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя.

Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что всё ниспослано Тобой.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня и все события в течение дня.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь»

Этот текст молитвы оптинских старцев - практически вне-конфессионален и очень психотерапевтичен. Человек, начавший своё утро с осмысленного и неторопливого произнесения этих или подобных этим слов, имеет самую серьёзную защиту от любых неожиданностей и стрессов, особенно тех, которые вызваны нашей собственной глупостью и обилием нервных, поспешных и суетливых жестов.

Преподобный Амвросий говорил, что молиться надо сразу же, пробудившись от сна. Такая молитва будет плодотворной. Она будет приносить благие плоды. Амвросий также говорил, что молится нужно не взахлёб, с утра до вечера. Достаточно прочесть две разные молитвы старцев, и этого будет достаточно, чтобы получить заряд бодрости на психологическом уровне. Не нужно заставлять себя молиться, молиться нужно желать и хотеть. Молиться нужно с чистым сердцем, не ради «галочки», а ради настройки на нужные волны. Если заставлять себя молиться, то молитвы скоро наскучат, человек перестанет молиться, ибо ему будет невыносимо скучно. Вот это будет уже грех пред Богом. Также, чтобы молитва старцев не наскучила своей однообразностью, её нужно перемежать с другими молитвами, такими как «Отче наш». Можно также почитать и псалмы, или помолиться своими словами, если познания в православных молитвах невелики.

Молитва Оптинских старцев на начало дня

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле Твоей святой. На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня. Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все святая воля Твоя. Во всех словах и делах моих руководи моими мыслями и чувствами. Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая. Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня. Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Другие молитвы Оптинских старцев

Молитвы преподобного Антония Оптинского

О начале всякого дела

Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися. Управи, Господи, все, еже дею, читаю и пишу, все, еже мыслю, глаголю и разумею, во славу Имене Твоего Святаго, да от Тебе на начало приемлет и в Тебе всяко дело мое кончится. Даруй ми, Боже, да ни словом, ни делом, ни помышлением прогневаю Тя, Создателя моего, но вся дела моя, советы и помышления да будут во славу Пресвятаго Имене Твоего. Боже, в помощь мою вонми, Господи, помощи ми потщися.

О семье

В руце превеликаго милосердия, о, Боже мой, вручаю: душу мою и многоболезненное тело, мужа, от Тебе мне даннаго, и всех возлюбленных детей. Ты буди Помощником нашим и Покровителем во всей жизни нашей, во исходе нашем и по кончине, в радости и печали, в счастии и несчастии, в болезни и здоровье, в жизни и смерти, во всем да будет с нами воля Твоя святая, яко на небеси и на земли. Аминь.

За врагов

Ненавидящих и обидящих нас, рабов Твоих (имена), прости, Господи, Человеколюбче: не ведят бо, что творят, и согрей их сердце на любовь к нам, недостойным.

Молитва преподобного Макария Оптинского

При плотской брани

О, Мати Господа моего Творца, Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О, Богородительнице! Ты ми помози, немощному плотскою страстию и болезненну сущу, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога имам заступление. Аминь.

Молитва преподобного Иосифа Оптинского

При нашествии помыслов

Господи Иисусе Христе, отжени от мене всякия неподобныя помыслы! Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь… Ты бо еси Бог мой, содержай ум мой, да не преодолеют его помыслы нечистыя, но в Тебе, Творце моем, (он) да услаждается, яко велико есть Имя Твое любящим Тя.

Молитва преподобного Никона Оптинского исповедника

При скорби

Слава Тебе, Боже мой, за посланную мне скорбь, достойное по делом моим ныне приемлю. Помяни мя, егда приидеши во Царствии Твоем, и да будет на вся воля Твоя едина, благая и совершенная.

Молитва преподобного Анатолия Оптинского (Потапова)

От антихриста

Избави мя, Господи, от обольщения богомерзкаго злохитраго антихриста близгрядущаго, и укрый мя от сетей его в сокровенней пустыне спасения Твоего. Даждь ми, Господи, крепость и мужество твердаго исповедания Имени Твоего Святаго, да не отступлю страха ради диавольскаго, да не отрекуся от Тебе, Спасителя и Искупителя моего, от святыя Твоея Церкве. Но даждь ми, Господи, день и ночь плач и слезы о гресех моих и пощади мя, Господи, в час Страшнаго Суда Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Нектария Оптинского

На изгнание злых духов

«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живых и мертвых, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни, и имиже веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего».

Господи, даруй мне благодать Твою.

«Господи, даруй мне благодать Твою, - так учил молиться преподобный старец Нектарий и говорил: «И вот идет на вас туча, а вы молитесь: Дай мне благодать, - и Господь пронесет мимо тучу».

От антихриста

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, грядый судити живым и мертвым, помилуй нас, грешных, прости грехопадения всей нашей жизни и ими же веси судьбами сокрый нас от лица антихриста в сокровенной пустыне спасения Твоего. Аминь.

Молитва преподобного Льва Оптинского

О некрещеных, умерших без покаяния и самоубийцах

Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя.

Молитвы старцев на разные случаи жизни

При поношении от близких

«Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагий, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь».

Молитва собору Отцев и Старцев, в Оптиной Пустыни просиявших

Тропарь, глас 6
Православныя веры светильницы, монашества непоколебимии столпи, земли Российския утешителие, преподобнии Старцы Оптинстии, любовь Христову стяжавши и души своя за чада полагавши, молитеся ко Господу, да утвердит земное отечество ваше в Православии и благочестии и спасет души наши.

Кондак, глас 4
Воистину дивен Бог во святых своих, Пустынь Оптину якоже вертоград старчества явивый, идеже богопросвещении отцы, тайная сердца человеческого ведущее, народа Божия печальницы доблии явишася: сии бо на путь покаяния грехом отягощеннныя наставиша, в вере колеблющияся светом Христова учения просветиша и Божией премудрости научиша, страждующим и немощным спострадаша и исцеления дароваша. Ныне же, во славе Божией пребывающе, молятся непрестанно о душах наших.

Молитва
О Преподобнии и Богоноснии Отцы наши, Старцы Оптинстии, Богомудрии учители веры и благочестия, столпи и светильницы всем взыскующим спасения и жизни вечнвыя: Амвросие, Моисее, Антоние, Льве, Макарие, Иларионе, Анатолие, Исаакие, Иосифе, Варсанофие, Анатолие, Нектарие, Никоне исповедниче и священномучениче Исаакие, молим вас присно мы, недостойнии, да сохранит Христос Бог предстательством вашим Церковь Свою Святую, страну Российскую, обитель Оптинскую и всякий град и страну, идеже славится и православно исповедуется имя Его Божественное.
О Преподобнии, молите и Матерь Света, Царицу Небесную, Пречистую Богородицу, да отверзет двери милосердия Сына Своего и Бога нашего, да узрим баззакония наша и принесем пред Ним покаяние многослезное, да очистит многие грехи наша и дарует нам времена мирныя и ко спасению благоуспешныя, да укротится суета века сего под крепкую руку Божию, дабы стяжать нам дух мира, кротости, братолюбия и милосердия к страждущим.
О Преподобнии и верни угодницы Божии, Старцы Оптинстии, паче же молите Христа Господа да сподобит и нас добраго ответа на Страшном Судищи Своем, вечных мук да избавит и купно с вами удостоит во Царствии Небесном славити и воспевати пречестное и великолепное имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Молитва преподобному Амвросию Оптинскому

Тропарь, глас 5

Яко к целебному источнику, притекаем к тебе, Амвросие, отче наш, ты бо на путь спасения нас верно наставляеши, молитвами от бед и напастей охраняеши, в телесных и душевных скорбех утешаеши, паче же смирению, терпению и любви научаеши, моли Человеколюбца Христа и Заступницу Усердную спастися душам нашим.

Кондак, глас 2

Завет Пастыреначальника исполнив, старчества благодать наследовал еси, болезнуя сердцем о всех с верою притекающих к тебе, темже и мы, чада твоя, с любовию вопием ти: отче святый Амвросие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Молитва первая

О великий старче и угодниче Божий, преподобне отче наш Амвросие, Оптинская похвало и всея Руси учителю благочестия! Славим твое во Христе смиренное житие, имже Бог превознесе имя твое еще на земли тебе суща, наипаче же увенча тя небесною честию по отшествии твоем в чертог славы вечныя. Приими ныне моление нас, недостойных чад твоих, чтущих тя и призывающих имя твое святое, избави нас твоим предстательством пред престолом Божиим от всех скорбных обстояний, душевных и телесных недугов, злых напастей, тлетворных и лукавых искушений, низпосли Отечеству нашему от великодаровитаго Бога мир, тишину и благоденствие, буди непреложный покровитель святыя обители сия, в нейже в преуспеянии сам подвизался еси и угодил еси всеми в Троице славимому Богу нашему, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

О преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Ты поработати Господеви желая, зде вселился еси и неленостно во трудех, во бдениих, в молитвах и постех подвизался еси, и был еси наставник монашествующим, всем же людям учитель ревностный. Ныне убо, по отшествии твоем от земных Небесному Царю предстоя, моли благость Его, еже ущедрити место селения твоего, святую обитель сию, идеже духом любве твоея неотступно пребываеши, и всем людем твоим, с верою к раце мощей твоих припадающим, во благая прошения их исполнити. Испроси у милостиваго Господа нашего, да ниспослет нам обилие благ земных, паче же яже на пользу душ наших да дарует нам, и скончати житие сие привременное в покаянии да сподобит, в день же судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Своем да удостоит во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О всечестный старче преславныя и дивныя Оптины пустыни, преподобне и богоносне отче наш Амвросие! Церкве нашея доброе украшение и благодатный светильниче, небесным светом всех озаряяй, красный и духовный плод России и всея подсолнечныя, души верных обильно услаждаяй и увеселяяй! Ныне с верою и трепетом припадаем пред цельбоносною ракою святых мощей твоих, ихже на утешение и помощь страждущим милостивно даровал еси, смиренно молим тя сердцем и усты, отче святый, яко всероссийскаго наставника и учителя благочестия, пастыря и врача душевных и телесных недуг наших: воззри на чад твоих, зело согрешающих в словесех и делех, и посети нас многою и святою своею любовию, еюже славно преуспел еси еще во дни земныя. А наипаче по праведней твоей кончине, наставляя в правилех святых и богопросвещенных отцев, вразумляя нас в заповедех Христовых, в нихже добре поревновал еси до последняго часа твоея многотрудныя иноческия жизни; испроси нам, немощствующим душею и бедствующим в скорбех, благоприятное и спасительное время на покаяние, истинное исправление и обновление нашего жития, в нем же мы, грешнии, осуетихомся умом и сердцем, предахом себе непотребным и лютым страстем, пороком и беззаконием, имже несть числа; приими убо, соблюди и покрый нас кровом твоея многия милости, ниспосли нам благословение от Господа, да понесем благое иго Христово в долготерпении до конца дней наших, чающе будущаго живота и Царствия, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь и радость бесконечная, изобильно проистекаемая от единаго, всесвятаго и блаженнаго источника безсмертия, в Троице покланяемаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Слава Оптиной пустыни с 19-го века до сегодняшних дней распространилась далеко за пределами мужского монастыря. И все благодаря ее насельникам — преподобным оптинским старцам.

Эта тихая обитель находится вблизи города Козельска Калужской области. И нет практически ни одного храма Русской Православной Церкви, где на аналое не лежала бы икона святых старцев с частичками их нетленных мощей. К ней могут приложиться все желающие.

Подвиг оптинских старцев

Нужно понимать, что эти старцы были не простыми людьми. Каждый из них сподобился определенного дара от Господа. Все они были прозорливцами, творили чудеса и исцеляли больных, составляли правила и монашеский устав, а еще написали одну молитву, перед которой особенно благоговеют православные верующие. Это молитва оптинских старцев «На начало рабочего дня».

Такое почитание народа имеет свою историю. За один девятнадцатый век эта обитель подарила миру четырнадцать монахов святой жизни, или, как их называют, старцев. Понятие «старец» в монашестве никак не связано с возрастом. Им может быть и молодой, и пожилой монах. Если провести параллель, то в миру так называют великих педагогов, учителей, крестников и даже родителей.

Но, в отличие от мирских людей, старцы пекутся о душах своих подопечных (послушников), и если есть на то благословение, помогают всем богомольцам, которые к ним обращаются. К счастью, православная вера и РПЦ в настоящее время не подвергаются гонениям, и все, кто хоть немного интересуется верой, найдут литературу про Оптину пустынь и про старцев.

Молитва

Молитва «На начало дня» оптинских старцев приобрела популярность еще и за то, что написана на понятном русском языке. Это редкость в православной традиции, обычно службы (Всенощное бдение, Литургия и так далее) ведутся на церковнославянском языке.

Но и на русском языке написанная молитва («На начало дня») Оптинских старцев, если ежедневно ее читать с утра, дает заряд оптимизма и любви не только всем верующим до единого, но и другим людям, которые ищут веры и с благоговением относятся к церкви.

Создание Оптиной пустыни

Точное время основания Оптинского монастыря неизвестно. По одному преданию, его возвел князь Владимир Храбрый, а по другой версии — на этом месте построил монастырь раскаявшийся разбойник Опта. Скорее всего, это место облюбовали не пожелавшие открыть свои имена отшельники для несения подвигов. Земля там была непригодна для землепашества, никому не принадлежала и никому не была нужна.

Известно, что в 1625 году игуменом обители был отец Сергий, а в 1630 году от Рождества Христова там стояла деревянная церковь, было шесть келий и двенадцать братий, настоятелем которых стал иеромонах Феодор.

Расцвет обители произошел в начале 19-го века при игумене Моисее. А схимонах Лев (Леонид) стал родоначальником старчества в Оптиной пустыни. Отец Лев (Наголкин) в Оптину приехал в возрасте 61 года вместе с шестью учениками. До этого ему пришлось пройти сквозь «огонь, воду и медные трубы».

Настоятель обители, преподобный Моисей, увидев старца, признал за ним духовное лидерство и поручил ему окормлять (помогать в духовном деле) братию и богомольцев, а сам стал заниматься хозяйством монастыря. Молитву, которую все знают как молитва «На начало дня» оптинских старцев, написана (большей частью) преподобным Львом. Известно также, что чтимый в народе преподобный Амвросий стал прототипом героя Достоевского — отца Зосима.

Старцы

В Оптине было много монахов, но только четырнадцать старцев приобрели любовь и почитание народа. Вот имена этих светильников веры: иеросхимонах Лев, иеросхимонах Макарий, схиархимандрит Моисей, схиигумен Антоний, иеросхимонах Иларион, иеросхимонах Амвросий, иеросхимонах Анатолий, схиархимандрит Исаакий, иеросхимонах Иосиф, схиархимандрит Варсанофий, иеросхимонах Анатолий (Потапов), иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий. Молитва оптинских старцев "На начало дня" (полная версия) считается одной из любимых молитв верующих.

Эти прозорливые старцы еще задолго до Великой Октябрьской революции предсказали о той страшной разрушительной силе, которая произойдет в сознании человека, и их предсказание сбылось. Преподобные отцы за свое смиренное служение в двадцатом веке были канонизированы и причислены к лику святых.

Что дает молитва «На начало дня» оптинских старцев

Каждый верующий человек придерживается определенного устава. Ежедневно утром и вечером им читается утреннее и вечернее правило. Это собранные во единое целое молитвы, которые придают дню определенный смысл. Монашеский устав намного строже и длительнее, монахи становятся на молитву и в течение дня, и ночью.

А молитва оптинских старцев «На начало дня» дополняет и обогащает утреннее правило. Чтобы ее читать, верующему человеку необходимо брать на то благословение у духовника или священника, у которого он исповедуется. Помимо вышеперечисленных благодатных свойств, молитва составлена так, что помогает человеку правильно организовать свои мысли и достойно встретить все неурядицы дня.

Заключение

Молитва оптинских старцев "На начало дня" пережила своих создателей на много лет, и хотя она не включена в сборник молитв, слова этой молитвы верующие знают либо наизусть, либо листок с ее словами висит около икон в святом уголке.

Последние преподобные оптинские старцы Анатолий, иеросхимонах Нектарий, иеромонах Никон, архимандрит Исаакий пережили революцию, НЭП, сталинский террор, были изгнаны, сидели в тюрьмах, а преподобный Исаакий, четырежды претерпев тюремное заключение, в преклонном возрасте был расстрелян комиссарами.

Молитва последних оптинских старцев «На начало дня» несколько сокращена, но это не делает ее менее сильной. Она помогает и дает благодать всем, кто с верой читает ее слова.

Оптину пустынь можно назвать как угодно: символом православия, намоленным местом, святой землей - все будет соответствовать действительности. Само ее расположение: близость к Козельску, городу русской славы, державшему до последнего жителя 7-недельную оборону против войск Золотой орды - предполагает присутствие на этой земле особого духа.

Возникновение пустыни

Огородившая опушку леса, делала этот уголок идеальным местом для последователей Иоанна Предтечи, который прославился еще и тем, что был первым пустынножителем, то есть отшельником. Не известны ни дата, ни история возникновения Оптиной пустыни. Но ее названия (второе - Макарьинская) свидетельствуют в пользу версии о лихом человеке Опте, промышлявшем в XIV веке разбоем. Прячась от преследователей, он хотел просто отсидеться в тихом месте, но сошедшая на него благодать перевернула всю его разбойничью жизнь. Он стал первым отшельником Макарием. Можно предположить, что молитва Оптинских старцев на каждый день уходит своими корнями именно в это время.

Долгое время Оптина пустынь подвергалась набегам, захватам, опустошениям силами внешних и внутренних врагов России. И только в 1796 году стараниями митрополита Платона настоятелем монастыря становится отец Авраамий, при котором началось возрождения скита и появление первых старцев, людей, достигших определенных вершин духовного совершенства.

Расцвет Оптиной пустыни

Всероссийская слава, как и настоящий расцвет монастыря, началась в 20-х годах XIX века, когда пост настоятеля занял архимандрит Моисей, святой человек и замечательный хозяйственник. При нем отец Лев в 1829 году официально основал старчество. Преподобные старцы селились в небольшом скиту, который был построен в 1821 году. Сподвижниками основателя Оптиной пустыни были святые отцы Клеопа и Феодор. Молитвослов еще не был сложен, и молитва Оптинских старцев на каждый день была им в трудах подспорьем. Значение Оптиной пустыни в духовной жизни России очень велико. Достоевский и Соловьев подолгу жили в ней, набираясь душевных сил, посещали ее Лев и Алексей Толстые. «Отец Сергий» был написан под впечатлением от Оптиной пустыни.

Собор - явление уникальное, особая форма святости, процветающая в течение 100 лет в Оптиной Пустыни. Что-то подобное имеет место быть разве что на Афоне.

Собор преподобных Оптинских старцев

Первых старцев было всего 6, появившийся здесь в 1829 году иеросхимонах (титул монаха-схимника, имеющего церковный сан) Лев принес скиту всероссийскую славу, не угасавшую вплоть до 1917 года. Всего преподобных старцев было 14 человек, каждый из них добавил величия Оптиной пустыни. Все они, обладая особым духом, имели дар прозорливости, пророчества и чудотворения. Многое из предсказанного ими сбылось.

Наследие старцев включает в себя книги, советы, письма, молебны. Молитва Оптинских старцев на каждый день - также часть этого наследия. Исаакий II (после него старцев уже не было) и ряд его сподвижников, обитателей Оптиной пустыни, были расстреляны в 1937 году. Настоятель скита Нектарий умер в 1928 году у себя в келье, предупредив свой арест на один день.

Самые тяжелые годы православия на Руси

Судьба сотен представителей духовенства в 30-е годы XX века была трагичной. Поэтому молитва последних Оптинских старцев содержит только мольбу Господу о смирении, о спокойном и достойном принятии вызовов действительности, трактуя их как проявление его воли, мольбу о ниспослании душевной крепости, отсутствия сомнений и способности преодоления утомления в конце дня. Без такой молитвы (она входит сейчас во все православные молитвословы) трудно было, наверное, сохранить веру. Один специалист назвал молитву внеконфессиональной и психотерапевтической. Безусловно, повторяя ее все время, как заклинание, можно было как-то просыпаться и засыпать в условиях репрессий 37-го года. (Речь идет о тех людях, которые были обречены на эту участь, конкретно - о духовенстве).

Уникальные молитвы старцев

Оптинские старцы советовали при обращении к Господу избегать многословия, быть лаконичным и конкретным, поэтому их молитвы понятны и любимы многими православными. Так, примером может служить молитва Оптинского старца Льва. Она известна как келейная молитва за самоубийц. Короткая и лаконичная, она обращена к Господу с единственной просьбой - принять и по возможности простить душу самоубийцы, а самого просящего за это не наказывать. Ведь церковными канонами запрещалось поминать в церкви и хоронить на территории кладбища самоубийц, погибших на дуэли и при разбое, утопленников. Мудрые старцы понимали, что до самоубийства человека могут довести непереносимые жизненные обстоятельства. Они разрешали келейно, минуя официальную церковь, молиться об успокоении души человека, наложившего на себя руки.

как заклинание о счастье

Особого внимания заслуживают еще две молитвы, одна из них - молитва утренняя Оптинских старцев. Ознакомившись с ними впервые, невозможно не отметить их несхожести с молитвами вообще. В них, и в утренней, и в вечерней, заключено столько экспрессии и страсти, что, действительно, они могут исполнить роль аффирмации (краткая фраза, при неоднократном повторении которой в подсознании человека может укрепиться необходимый образ или установка). Установка на счастье, на радость, на жизнь в согласии со всеми. Эта молитва напоминает, скорее, гимн и заклинание одновременно. Неоднократное признание Господу в любви звучит как несокрушимая вера во взаимность. Человек, творящий эту молитву, искренне верит в то, что трудно не откликнуться на такую искреннюю просьбу о помощи в делах только светлых и добрых, на признание в любви ко всему и всем. А поток горячей благодарности, неоднократное «аминь» способны привести в состояние радости и благостного отношению ко всему миру.

Оригинальность молитв Оптинских старцев

Оптинских старцев тоже способна вызвать и чувство удивления, и желание читать ее вновь и вновь. Эффект усиливают неоднократные, повторяющиеся обращения и восторженность, подчеркнутая восклицательными знаками. Остается ощущение, что эти две молитвы подразумевают дружеское расположение Господа к молящемуся. Безусловно, они уместны в устах человека жизнелюбивого, радостного и удачливого, убежденного в том, что завтрашний день будет таким же замечательным, как и сегодняшний. Он докладывает вечером Богу о счастливо прожитом дне. Радостно благодарит его за помощь, прощает все и всех (и себя в том числе) за допущенные огрехи, не сомневается в том, что Господь поступит так же.

Хорошие молитвы, понятные, близкие - в этом и заключается, наверное, великая мудрость преподобных старцев.

Собственно, молитва Оптинских старцев на каждый день - это любаямолитва, взятая из молитвослова и подходящая к конкретному случаю. Роль ежедневной может выполнять как утренняя, вечерняя, так и акафист и служба иконе Божьей Матери, именуемой «Спорительница хлебов».