Океаны земли на карте полушарий. Что посмотреть на географической карте мира. Проверка проводится в виде блиц опроса

Поверхность Земли имеет крайне неравномерный рельеф. Глубокие впадины наполнены водой, остальная часть планеты представлена сушей. Все это вкупе - океаны и материки. Они различаются между собой по размерам, климату, очертаниям, географическому положению.

Взаимодействие океанов и материков

Несмотря на то что мировая вода и суша обладают рядом отличительных свойств, между собой они неразлучно связаны. Карта материков и океанов является тому свидетельством (см. ниже). Вода непрерывно влияет на процессы, протекающие на суше. В свою очередь, континенты формируют особенности мирового океана. Кроме того, взаимодействие происходит и в животном мире, и в растительном.

География материков и океанов демонстрирует четкие границы между водными и наземными территориями. Континенты размещаются на поверхности планеты неравномерно. Большая их часть располагается в Именно поэтому Южное в науке называется гидрологическим. Материки и также делятся на две группы относительно экватора. Те, что стоят выше линии, принадлежат к северной половине, остальные - к южной.

Каждый континент граничит с мировой акваторией. Так какие океаны омывают материки? Атлантический и Индийским граничат с четырьмя континентами, Северный Ледовитый - с тремя, Тихий - со всеми, кроме Африки. Всего же на планете 6 материков и 4 океана. Границы между ними неравномерные, рельефные.

Тихий океан

Имеет самую большую акваторию среди прочих бассейнов. Карта материков и океанов показывает, что он омывает все континенты, кроме африканского. В него входят десятки крупных морей, общая площадь которых составляет порядка 180 миллионов кв. км. Через соединяется с Северным Ледовитым океаном. С остальными двумя имеет общий бассейн.

Максимальной глубиной акватории является Марианский желоб - более 11 км. Общий объем бассейна равен 724 миллионов куб. км. Моря занимают всего 8% от площади Тихого океана. Изучение акватории началось еще в 15 веке китайскими географами.

Атлантический океан

Занимает второе место по величине в мировом бассейне. Как принято, каждое происходит от древнего термина или божества. Атлантический именуется так в честь известного греческого титана Atlas. Акватория простирается от Антарктиды до субарктических широт. Граничит со всеми остальными океанами, даже с Тихим (через мыс Горн). Одним из самых больших проливов является Гудзон. Им Атлантический бассейн соединяется с Северным Ледовитым.

Моря составляют порядка 16% от общей акватории океана. Площадь бассейна - чуть более 91,5 млн кв. км. Большинство атлантических морей являются внутриконтинентальными, и лишь малая часть из них - прибрежными (до 1%).

Северный Ледовитый океан

Имеет наименьшую по площади акваторию на планете. Полностью располагается в Северном полушарии. Занимаемая территория - 14,75 млн кв. км. При этом объем бассейна составляет порядка 18,1 млн куб. км воды. Максимально глубинной точкой принято считать впадину Гренландского моря - 5527 м.

Рельеф дна акватории представлен окраинами материков и большим шельфом. Ледовитый океан условно делится на Арктический, Канадский и Европейский бассейны. Отличительной особенностью акватории является толстый ледяной покров, который может сохраняться все 12 месяцев в году, постоянно дрейфуя. Из-за сурового холодного климата океан не столь богат фауной и флорой, как остальные. Тем не менее через него проходят важные торговые судоходные пути.

Индийский океан

Занимает пятую часть всей мировой водной поверхности. Примечательно, что каждое название океанов имеет либо географическую, либо теологическую подоплеку. Единственным отличием является Индийский бассейн. Его наименование имеет скорее историческую подоплеку. Океан назвали в честь первой азиатский страны, которая стала известна Старому Свету, - в честь Индии.

Акватория занимает площадь в 76,17 млн кв. км. Ее объем составляет около 282,6 млн кубических км. Омывает 4 материка и граничит с Атлантическим и Тихим океанами. Имеет самый широкий бассейн в мировых водных просторах - более 10 тысяч километров.

Евразийский материк

Является самым большим континентом на планете. Евразия находится преимущественно в Северном полушарии. По территории континент занимает почти половину мировой суши. Его площадь составляет порядка 53,6 миллионов кв. км. Острова занимают лишь 5% Евразии - менее 3-х миллионов кв. км.

Все океаны и материки связаны между собой. Что касается Евразийского континента, то его омывают все 4 океана. Линия границы сильно изрезана, глубоководна. Материк имеет в своем составе 2 части света: Азию и Европу. Граница межу ними проходит по Уральским горам, рекам Маныч, Урал, Кума, Черному, Каспийскому, Мраморному, Средиземному морям и ряду проливов.

Южная Америка

Океаны и материки в этой части планеты располагаются преимущественно в Западном полушарии. Континент омывается Атлантическим и Тихим бассейнами. Граничит с Северной Америкой через Карибское море и Панамский перешеек.

В состав материка входят десятки средних и малых островов. Большую часть внутриконтинентального водного бассейна представляют такие реки, как Ориноко, Амазонка и Парана. Вкупе они составляют акваторию в 7 миллионов кв. км. Общая площадь Южной Америки - порядка 17,8 млн кв. км. Озер на континенте немного, большая их часть находится близ гор Анд, например озеро Титикака.

Стоит отметить, что на территории материка находится самый высокий в мире водопад - Анхель.

Северная Америка

Располагается в Омывается всеми океанами, кроме Индийского. В прибрежную акваторию входят моря (Берингово, Лабрадор, Карибское, Бофорта, Гренландское, Баффина) и Святой Лаврентий, Гудзон, Мексиканский). Северная Америка имеет общие границы с Южной по Панамскому каналу.

Самыми значимыми островными системами считаются Канадский и Александрийский архипелаги, Гренландия и Ванкувер. Континент занимает по площади более 24 миллионов кв. км, без учета островов - порядка 20 млн кв. км.

Африканский материк

По территориальной площади стоит на втором месте после Евразии, с которой граничит на северо-востоке. Омывается только Индийским и Атлантическим океанами. Самым большим прибрежным морем является Средиземное. Примечательно, что Африка представляет собой одновременно и континент, и часть света.

В этой области планеты океаны и материки пересекают сразу несколько климатических зон и экватор. В свою очередь, Африка тянется от северного до южного субтропического пояса. Именно поэтому здесь крайне низок уровень выпадающих осадков. Отсюда возникают проблемы с пресной водой и орошением.

Материк Антарктида

Это самый холодный и безжизненный континент. Располагается на Южном полюсе Земли. Антарктида, как и Африка, является материком и частью света. К территориальным владениям принадлежат все прилегающие острова.

Антарктида считается самым высоким континентом в мире. Средняя его высота колеблется в районе 2040 метров. Большую часть суши занимают ледники. Населения на материке нет, только несколько десятков станций с учеными. Внутри континента существует около 150 подледных озер.

Австралийский материк

Континент находится в Южном полушарии. Вся территория, которую он занимает, относится к государству Австралия. Омывается такими морями Тихого и Индийского океана, как Коралловое, Тиморское, Арафурское и другие. Самыми крупными прилегающими островами являются Тасмания и Новая Гвинея.

Континент входит в состав части света, именуемой как Австралия и Океания. Его площадь составляет порядка 7,7 миллионов кв. км.

Через Австралию проходят 4 часовых пояса. На северо-востоке материка побережье представлено самым большим в мире коралловым рифом.

Физическая карта мира позволяет увидеть рельеф земной поверхности и расположение основных материков. Физическая карта даёт общее представление о расположении морей, океанов, сложном рельефе и перепадах высот в различных частях планеты. На физической карте мира можно хорошо рассмотреть горы, равнины и системы хребтов и надгорий. Физические карты мира широко используются в школах при изучении географии, так как является базовой для понимания главных природных особенностей различных частей света.

Физическая карта мира на русском языке - рельеф

ФИЗИЧЕСКАЯ КАРТА МИРА отображает поверхность Земли. Пространство земной поверхности вмещает все природные ресурсы и богатства человечества. Конфигурация земной поверхности предопределяет весь ход человеческой истории. Измените границы материков протяните иначе направление главных горных цепей поменяйте направление рек, уберите тот или иной про­лив или залив, и вся история человечества станет иной.

«Что такое поверхность Земли? Понятие поверхность имеет тот же смысл, что и понятие географическая обо­лочка и предложенное геохимиками понятие биосфера... Земная поверхность объемна - трехмерна, а принимая географическую оболочку однозначной биосфере, подчер­киваем первостепенное значение живого вещества для ге­ографии. Географическая оболочка кончается там, где кончается живое вещество».

Физическая карта полушарий Земли на русском языке

Физическая карта мира на анлийском языке от National Geographic

Физическая карта мира на русском языке

Хорошая физическая карта мира на английском языке

Физическая карта мира на украинском языке

Физическая карта Земли на английском языке

Подробная физическая карта Земли с основными течениями

Физическая карта мира с границами государств - Physical world map with state borders

Карта геологических областей земли - Geological map of the world"s regions

Физическая карта мира со льдами и облаками - A physical map of the world with the ice and clouds

Физическая карта земли - Physical map of the Earth

Физическая карта мира - A physical map of the world

Великое значение строения материков для судеб человечества бесспорно. Пропасть между восточным и западным полушарием исчезла только 500 лет назад со времен путешествий испанцев и португальцев в Америку. До этого связи между народами обоих полушарий существовали в основном лишь в северной части Тихого океана.

Глубокое внедрение северных материков в Арктику долго делало недоступными пути вокруг их северных берегов. Близкое схождение трех главных океанов в области трех средиземных морей создавало возможности их соединения между собой естественным (Малаккский пролив) или искусственным путем (Суэцкий канал, Панамский канал). Цепи гор и расположение предопределили движение народов. Обширные равнины вели к объединению людей под одной государственной волей, сильно расчлененные пространства способствовали хранению государственной раздробленности.

Расчленение Америки реками, озерами и горами привело к образованию индейских народов, которые вследствие своей изолированности не могли противостоять европейцам. Моря, материки, горные цепи и реки образуют естественные границы между странами и народами (Ф. Фатцель, 1909 г.).

Цель: изучить карту полушарий.
Задачи:

  • Образовательные: Познакомить с понятиями “материк”, “океан”. Научить показывать на карте все материки и океаны.
  • Развивающие: Развивать познавательный интерес, речь, память, мышление. Активизировать эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждать у них интерес к своей Земле, к её прошлому.
  • Формировать умение: воспринимать проблему; выдвигать гипотезу; добывать информацию в соответствующей литературе, делать выводы и обобщения.
  • Расширять кругозор, работать над развитием речи.
  • Воспитательные: Воспитывать любовь к родной земле, чувство локтя своего товарища..

Тип урока: Урок овладения знаниями, умениями, навыками.

Форма проведения урока: Индивидуально-групповая.

Методы обучения: Словесные, наглядные, практические.

Оборудование: Компьютер, карта полушарий, рисунок зайца и Дельфина, разноуровневые карточки, глобус, пластилиновые модели Земли, слайды, схемы-условные обозначения на карте. карточки для моделирования Земли, карта древнего материка Пангея, мультимедийная презентация, контурные карты, карточки с очертаниями материков, «Бортовые журналы».

Литература:
Учебник-тетрадь для 2-го класса “Наша планета Земля”. Часть 1 (Авт. Коллектив: А.А.Вахрушев, О.В. Бурский, Н.В. Иванова, А.С. Раутиан).
Учебник-атлас часть 4.

Ход урока

Организационный момент.

Учитель: Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем блиц опрос.

Актуализация опорных знаний

Блиц опрос.

  1. Что мы называем космосом?
  2. Назови небесные тела.
  3. Что называется планетой?
  4. Назови 3 планету солнечной системы.
  5. Как можно изобразить Землю?
  6. Что такое глобус?
  7. Куда направлена ось Земли?

Работа в группах

Дети работают по разноуровневым карточкам. Два ученика - у компьютера.

С На контурной карте обозначить .

Рисунок 1 .

  1. Линию, которая делит Землю на Северное и Южное полушарие красным цветом..
  2. Голубым цветом отметь линии идущие от полюса к полюсу.
  3. Желтыми – линии параллельные экватору.
  4. Белым - обозначь полюса.

В На пластилиновых макетах Земли нитками обозначить

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубыми нитками отметь меридианы.
  3. Желтыми – параллели.
  4. Белой бумагой обозначь полюса.
  5. Правильно прикрепи на подставку.

А На экране смоделировать модель Земли.(2 ученика работают на компьютере )

  1. Красным цветом экватор.
  2. Голубым цветом отметь меридианы.
  3. Желтым цветом – параллели.
  4. Серым цветом закрась полюса.
  5. Обозначь розовым цветом тропики.
  6. Обозначь черным цветом полярный круг.

Проверка проводится в виде блиц опроса.

  1. Что такое экватор?
  2. Назови тепловые пояса.
  3. Почему различаются эти пояса на Земле?
  4. Как называется холодный южный пояс?
  5. Как называется северный холодный пояс?
  6. Назови линию на глобусе, которая ограничивает холодный пояс.
  7. Назови линию, которая ограничивает жаркий пояс.
  8. Что такое меридианы?
  9. Что такое параллели?
  10. Для чего нужны параллели и меридианы?

Повторение домашнего задания.

Учитель: Поверхность Земли не ровная: на ней есть высокие горы и глубокие впадины. Но на глобусе и карте не видны все эти неровности.Что же нам поможет прочитать изображение на глобусе и карте?

Индивидуальный опрос.

Учитель : Расскажите, что обозначают синим цветом? А коричневым? Для чего нужен зеленый и желтый цвет?

Игра «Назови условные обозначения на карте».

Рисунок 2.

Проверка практической домашней работы.

Учитель: Дома вы вылепили из пластилина участок сказочной страны с горами и равнинами, рекой и озером. Вам нужно было составить его карту.

Учитель : Напомните мне, а что такое КАРТА? Давайте посмотрим, какие карты составили вы.

Один ученик показывает составленную карту, а другой ученик, не видя муляжа, рассказывает что изображено. Потом сверяют рассказ с муляжом.

Изучение новой темы. Постановка проблемы.

Актуализация опорных знаний.

(На доске рисунок щенка и дельфина, карта полушарий).

Рисунок 3.

Учитель: Сегодня на урок к нам пришли щенок и дельфинёнок. Они хотят совершить кругосветное путешествие. Кто такие путешественники?
Дети: Путешественники – это люди, которые путешествуют.
Учитель: Но щенок плохо плавает, а дельфинёнок не может передвигаться по суше. Что им понадобится для решения этой проблемы?
Дети: Карта, с помощью которой они будут путешествовать.

Учитель: Правильно, для кругосветного путешествия им понадобиться карта. А какая карта?

Дети: Карта полушарий.
Учитель: Что такое полушарие?
Дети: Это половина шара.
Учитель: А какие линии на карте делят Землю на два полушария?
Дети: Это экватор, который делит на северное и южное полушарие, а также нулевая меридиана – на восточное и западное полушарие.
Учитель: Карта каких полушарий нам сегодня поможет?
Дети: Карта полушарий Западного и Восточного.
Учитель: Правильно.
Учитель: Мы отправимся в путь вместе с нашими друзьями. Какой транспорт выберем для путешествия? Посмотрите на карту?

(Дети совещаются.)

Дети: Нам кажется, что это будет корабль, т.к. почти все пространство занимает вода.

Постановка проблемы.

Учитель: В любом плаванье принято вести бортовой журнал. Там сведения о том, что произошло в дороге или о том, что встретилось на пути. У вас ваши бортовые журналы.
Учитель: Будем двигаться на запад, начиная с Западного полушария.
Учитель: И так, счастливого плавания!

Бортовой журнал.

Учитель: Докладывает 1-е направление (Северное).
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.
Учитель фиксирует на доске.
Учитель : Докладывает 2-е направление (Южное):
Дети : Мы обнаружили Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку
Учитель: На какие две группы можно разделить перечисленные объекты и почему?
Дети: Суша и вода.

Учитель: Ребята! А какого цвета больше?
Дети: Голубого.
Учитель: Если быстро вращать глобус, то покажется, что он голубой. А все потому, что этой краски на нем больше всего, больше, чем белой, зеленой, коричневой. Что общего в увиденных вами участках воды?
Дети: Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого.

Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 77, проверти свои предположения.
Учитель:
Дети: Океаны. Вывешиваю название.
Учитель: Раньше они были предметом нашего обсуждения?
Дети: Нет.

Работа с атласом.
Учитель: Прочитайте название океанов по атласу. Сколько их?
Дети: Четыре.
Учитель: Какого океана не хватает у нас на доске? Подпишите названия океанов на своих картах, (дети подписывают).

Проверка групповой работы.
Учитель показывает на карте океаны, учащиеся хором называют его.
Приложение 5.

Учитель: Опишите увиденные вами участки суши. Что в них общего?
Дети: Это огромные участки суши, которые окружены со всех сторон водой.
Учитель: Какое общее название они имеют?
(Дети в замешательстве).
Учитель: Как думаете, чему будет посвящен урок?
Дети: Мы познакомимся с названием участков суши и воды, научимся находить их на карте.

Знакомство с материками.
Учитель: Как думаете, ребята, как можно было бы назвать такие участки суши?
(Дети предлагают свои названия)
Учитель: Сверим ваши предложения с материалом учебника с.77
Дети читают. Огромные участки суши, окруженные водой, называются материками. Всего материков шесть.
Учитель: Заменяю слово суша на материк.
Учитель: Все ли материки нам повстречались?
Дети: Нет, мы не встретили Антарктиду (выставляю на доску).

Показ мультимедийной презентации.
Наложение учителем очертаний материков на карту (каждый материк имеет свой цвет и условное обозначение)
Африка – самый жаркий материк; (желтый с солнышком).
Второй по величине территории материк – Африка, который находится в Восточном полушарии. (Учитель показывает материк – Африка). Его название произошло от воинствующего народа из племен авриг или африк.
Австралия – самый сухой материк (коричневый с кенгуру). Самый маленький материк – Австралия. Материк кенгуру и собаки бинго. Он находится в Южном полушарии.
Антарктида – самый холодный материк (белый со снежинкой). Самый мощный ледник, наш Эльбрус можно спрятать под этим ледником. Пятый материк – Антарктида – это единственный материк на Земном шаре, где нет постоянных жителей. Произошло от греческого названия созвездия Большой Медведицы «Арктос».
Южная Америка – самый влажный материк; (зеленый с тучкой и дождиком).
Северная Америка - самый освоенный материк; (серый с высотным зданием).
Посмотрите на Западное полушарие, в котором находятся 2 материка – Северная и Южная Америка. Здесь обитало золотое племя индейцев, которые называли себя «амеррика».
Евразия – самый большой материк (разноцветный с мальчиком и девочкой).
Приложение 6

Учитель: Самый большой материк называется Евразия. Скажите, в каком полушарии он находится?
Дети: В восточном.
Учитель: К северу или к югу от экватора?
Дети: К северу.
Учитель: Правильно. И на этом большом материке находится наша Родина – Российская Федерация. (Учитель показывает границы РФ).
(Выполнение надписи материков учащимися на контурной карте).

Проверка и закрепление знаний.
Учитель: Я показываю материк на доске.
Дети хором называют его. Один ученик показывает этот же материк на карте.

Рубрика «Это интересно».
Учитель: Попробуем заглянуть в безлюдный мир 200 миллионов лет назад. Что было с Землей? Когда-то все вместо нынешних шести материков, на нашей планете был только один единственный. Ученые называют его "Пангея", что в переводе с греческого означает "вся земля". Единственный материк омывался единственным океаном. Затем, благодаря движению земной коры, Пангея дала несколько трещин и части единого целого - будущие Америки, Африка, Евразия, Австралия - стали расползаться в разные стороны. Между материками появились моря и океаны - Мировой океан.

Рисунок 4.

Работа в группах.

Учитель: Внимание, путешественники! Какие океаны омывают Австралию? (1 группа)
Африку? (2 группа)
Евразию? (3 группа)
Северную Америку? (4 группа)
- Кто готов? Назвать и показать.

Работа группами с карточками. Игра «Пилот и штурман»

Определите маршруты будущих экспедиций.

Рисунок 5.

Дети, работая в парах, надписывают океаны и материки, встречающиеся на маршруте их будущих экспедиций. После выполнения работы они обмениваются работами с парой в своей группе и оценивают работы.

Определи путь по географическим координатам на карте полушарий.

Одна пара учащихся работает за столом, а другая - у доски, отмечая точки флажками.

Полученные результаты работ сверяют в своих группах.

Итог урока.

Учитель: Что нового узнали на уроке?
-Где пригодятся знания? Смогут ли теперь наши друзья, зная карту полушарий, совершить кругосветное путешествие?

Учитель читает стихотворение Я. Акима “Планета дом”.

Есть одна планета сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету.

Домашнее задание:

Решить кроссворд на странице 78, найти интересные сведения о материках и океанах.

На одном листочке карты может уместиться целый мир, со всеми океанами, материками, горами и равнинами, странами, городами, полезными ископаемыми, животными и птицами. Только нужно уметь правильно читать карту. На этом уроке мы узнаем, какие карты были в древности, а какие виды карт есть сейчас, какие преимущества карты перед глобусом, что такое масштаб, легенда карты. Научимся пользоваться шкалой глубин и высот, определять координаты земных объектов.

Тема: Планета, на которой мы живём

Люди начали рисовать карты еще до того, как задумались о том, круглая Земля или плоская. Ученые обнаружили на Камчатке рисунок на кости, изображающий путь к богатому добычей месту. Это, вероятно, одна из древнейших карт. Карты рисовали на кусках коры, вырезали на деревянных дощечках, которые удобно было брать в дорогу. Некоторые народы процарапывали карты острым предметом на сырых глиняных плитках, которые после высушивания становились прочными, с четким изображением.

Этой карте мира , в центре которой расположен город Вавилон, более 3 тысяч лет.

Рис. 1. Карта мира Древнего Вавилона ()

Так же были найдены наскальные рисунки местности в пещерах, где люди обитали тысячи лет назад.

Рис. 2. Наскальный рисунок местности ()

С изобретением бумаги карты стали рисовать на ней. На карты наносились все сведения, полученные учеными и путешественниками во время странствий по разным землям.

Рис. 3. Древняя карта мира на бумаге ()

Изготовление карты было длительным процессом, ведь все детали прорисовывались вручную, поэтому карты стоили очень дорого.

Долгий период времени на картах присутствовали только четыре : Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка. Прошло много лет, прежде чем мореплаватели отрыли Австралию и Антарктиду.

Когда ищешь какую-нибудь страну на глобусе, видишь только одно полушарие. А чтобы увидеть другое, глобус нужно повернуть.

На глобусе невозможно обозначить большое количество географических объектов, не увеличив его размеров. А глобус большого размера неудобен для использования в путешествиях.

Масштаб - это отношение длины линий на карте или чертеже к действительной длине. Масштаб физической карты России говорит нам, что каждый сантиметр карты соответствует 200 км на местности.

Рис. 7. Физическая карта России ()

На карте можно показать сразу две половины Земли. Если делить земной шар по экватору, получится карта Северного и Южного полушарий ,

Рис. 5. Северное и Южное полушария

а если по линии нулевого меридиана - Западного и Восточного полушарий .

Рис. 6. Западное и Восточное полушария

На карте полезных ископаемых особыми значками отмечены места залежей полезных ископаемых.

Рис. 9. Карта полезных ископаемых ()

На картах обитания животных указаны места обитания различных видов птиц и животных.

Рис. 10. Карта обитания птиц и животных ()

На контурных картах нет цветовых обозначений и изображены, но не подписаны, всевозможные географические объекты. Они удобны для прокладывания маршрутов.

Рис. 11. Контурная карта

На политической карте мира изображены страны и их границы.

Рис. 12. Политическая карта Евразии ()

На синоптических картах условными значками показаны наблюдения за погодой.

Рис. 13. Синоптическая карта ()

Разные карты объединяют в атласы .

Рис. 14. Географический атлас ()

Карты изображают различные территории. Есть карты районов, городов, областей, государств, материков, океанов, карты полушарий и мировые карты.

Условные обозначения на карте такие же, как и на глобусе. Они называются легендой и обычно помещаются внизу карты.

Найдем на физической карте России Западно-Сибирскую равнину.

Рис. 16. Западно-Сибирская равнина ()

Мелкие горизонтальные черточки, покрывающие немалую часть её территории, означают болота.

Здесь находятся одни из самых больших мире болот - Васюганские. Линиями изображаются реки, границы и дороги, кружочками - города.

Рис. 17. Васюганские болота

Моря и горы имеют реальные очертания и окрашиваются разными цветами. Синим и голубым - водоемы, желтым - возвышенности, зеленым - низменности, коричневым цветом - горы.

В нижней части карты размещают шкалу глубин и высот, с помощью которой можно увидеть какую высоту или глубину означает тот или иной оттенок цвета на карте.

Чем глубже океан, тем темнее цвет. На карте Северного Ледовитого океана самый темный оттенок синего в Гренландском море, где глубина достигает 5 тысяч 527 метров; самый светлый оттенок бледно-голубого цвета, там глубина моря - 200 метров.

Рис. 18. Физическая карта Северного Ледовитого океана

Чем выше горы, тем темнее цвет, которым они обозначены. Так, Уральские горы, которые считаются сравнительно невысокими (высочайшие вершины от 1000 до 2000 м над уровнем моря), на карте окрашены светло-коричневым цветом.

Рис. 19. Уральские горы

Гималаи - самые высоки горы в мире (10 вершин с высотой более 8 км) обозначены темно-коричневым цветом.

Рис. 20. Гималайские горы

В Гималаях расположена Джомолунгма (Эверест) - высочайшая вершина мира (8848 м).

Пользуясь шкалой высот, легко определить высоту Кавказских гор.

Рис. 23. Кавказские горы

Их коричневый цвет указывает, что высота гор более 5 тысяч метров. Наиболее известные вершины — гора Эльбрус (5642 м) и гора Казбек (5033 м) покрыты вечными снегами и ледниками.

С помощью карты можно определить точное местоположение какого-либо объекта. Для этого нужно знать его координаты : широту и долготу, которые определяют по градусной сетке, образованной параллелями и меридианами.

Рис. 26. Градусная сетка

Экватор служит началом отсчета - на нем широта равна 0⁰. Широта отсчитывается от 0⁰ до 90⁰ по обе стороны от экватора и называется северной или южной. Например, координата 60⁰ северной широты означает, что эта точка лежит в Северном полушарии и находится под углом 60⁰ к экватору.

Рис. 27. Географическая широта

Долгота отсчитывается от 0⁰ до 180⁰ по обе стороны от Гринвичского меридиана и называется западной или восточной.

Рис. 28. Географическая долгота

Координаты Санкт-Петербург - 60⁰ с.ш., 30⁰ в.д.

Координаты Москвы - 55⁰ с.ш., 37⁰в.д.

Рис. 29. Политическая карта России ()

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 3. М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 3. М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А.Окружающий мир 3. М.: Просвещение.
  1. Академик ().
  2. Выживание ().
  1. Найдите на физической карте мира Тихий океан. Определите его глубочайшее место, укажите его название и глубину. Опишите, как Вы определили это место.
  2. Составьте короткий тест (4 вопроса с тремя вариантами ответа) на тему «Географические карты».
  3. Подготовьте памятку с правилами работы с картами.

Наша планета условно разделена на четыре полушария. Как обозначаются границы между ними? Какие особенности имеют полушария Земли?

Экватор и меридиан

Имеет форму немного сплюснутого у полюсов шара - сфероида. В научных кругах её форму принято называть геоидом, то есть «подобной Земле». Поверхность геоида перпендикулярна по направлению силы тяжести в любой точке.

Для удобства характеристики планеты используют условные, или воображаемые, линии. Одной из них является ось. Она проходит через центр Земли, соединяя верхнюю и нижнюю части, называемые Северным и Южным полюсом.

Между полюсами, на равном от них расстоянии, находится следующая воображаемая линия, которая называется экватором. Она горизонтальная и является разделителем на Южное (все, что ниже линии) и Северное (все, что выше линии) полушария Земли. составляет чуть больше 40 тысяч километров.

Ещё одна условная линия - Гринвичский, или Это вертикальная линия, проходящая через обсерваторию в Гринвиче. Меридиан разделяет планету на Западное и Восточное полушария, а также является начальной точкой для измерения географической долготы.

Разница Южного и Северного полушарий

Линия экватора горизонтально делит планету пополам, пересекая при этом несколько материков. Африка, Евразия и Южная Америка частично находятся сразу в двух полушариях. Остальные материки расположены в пределах одного. Так, Австралия и Антарктида полностью находятся в южной части, а Северная Америка - в северной.

Полушария Земли имеют и другие отличия. Благодаря Северно-Ледовитому океану на полюсе климат Северного полушария в целом более мягкий, чем Южного, где находится суша - Антарктида. Времена года на полушариях противоположны: зима в северной части планеты приходит одновременно с летом на юге.

Разница наблюдается в движении воздуха и воды. На север от экватора речные потоки и морские течения отклоняются вправо (справа берега рек обычно более крутые), антициклоны вращаются по направлению часовой стрелки, а циклоны - против. На юг от экватора все происходит с точностью наоборот.

Отличается даже звездное небо над головой. Рисунок в каждом полушарии разный. Главным ориентиром для северной части Земли является полярная звезда, в ориентиром служит Южный крест. Выше от экватора преобладает суша, поэтому и основное количество людей проживает здесь. Ниже экватора общее число жителей составляет 10 %, так как океаническая часть преобладает.

Западное и Восточное полушария

На восток от нулевого меридиана располагается Восточное полушарие Земли. В его пределах находится Австралия, большая часть Африки, Евразии, часть Антарктиды. Здесь проживает примерно 82 % населения всего мира. В геополитическом и культурном смысле его называют Старым светом, в противовес Новому свету американских континентов. В восточной части находится глубокий желоб и самая высокая гора на нашей планете.

Земли находится на западе от Гринвичского меридиана. Оно охватывает Северную и Южную Америку, часть Африки и Евразии. В него полностью входит Атлантический океан и большая часть Тихого. Здесь находится самая длинная горная цепь в мире, крупнейший вулкан, самая сухая пустыня, наиболее высокогорное озеро и полноводная река. Проживает в западной части мира всего 18 % жителей.

Линия перемены дат

Как уже говорилось, Западное и Восточное полушария Земли разделяет Гринвичский меридиан. Его продолжением является 180-й меридиан, который очерчивает границу с другой стороны. Он является линией перемены дат, именно здесь сегодняшний день превращается в завтрашний.

По обе стороны меридиана фиксируются разные календарные дни. Это связано с особенностями вращения планеты. Линия перемены дат в большинстве своем проходит по территории океана, но также пересекает некоторые острова (Вануа-Леву, Тавиуни и т. д.). В этих местах для удобства линия сдвинута по границе суши, иначе жители одного острова существовали бы в разных датах.