Неврозоподобный синдром: симптомы, причины, разновидности и лечение. Что такое неврозоподобный синдром: разновидности, симптомы и лечение Неврозоподобное состояние лечится

Неврозы и неврозоподобные состояния

Врач-невролог Ю.М. Амдур

Нервное расстройство или невроз – это следствие психологической травмы, возникшей в результате сильного испуга, страха или затянувшейся психотравмирующей ситуации. Невротические расстройства могут проявляться по-разному, например, навязчивыми действиями (сосание пальцев, кусание ногтей и т.д.), тиками, заиканиями, энурезом. При неврозе обычно присутствуют три характерных симптома: сниженное настроение, расстройство сна и нарушения аппетита.


Нервные расстройства можно разделить на три степени:

Кратковременная невротическая реакция (длится от нескольких минут до нескольких суток);

Невротическое состояние (длится несколько месяцев);

Невротическое развитие личности (временный невроз перерастает в хронический и искажает развитие личности).

Предпосылки и причины неврозов у детей

Первое, на что хочется обратить внимание , это то, что существуют определенные возрастные периоды, характеризующиеся повышенной ранимостью нервной системы, это 2 - 3 года (кризис 3-х лет, при котором ребенок вступает в «борьбу» с родителями) и 5 - 7 лет, когда ребенок особенно близко принимает к сердцу травмирующие ситуации, но ещё не умеет влиять на них и не обладает психологической защитой.

Кроме того, разные дети подвержены неврозам в разной степени. Наиболее склонны к нервным расстройствам дети, обладающие следующими особенностями характера, нервной системы и здоровья:

неуверенность в себе;

Повышенные:ранимость, стеснительность, впечатлительность, зависимость, внушаемость, раздражительность, возбудимость, тревожность, гиперактивность;

Повышенное стремление к первенству , желание всегда быть лучше других.

Социально-психологические факторы:

Завышенные требования со стороны родителей к ребенку, формальные отношения в семье, подавление инициативы ребенка, чрезмерная опека, авторитарное воспитание;
- непоследовательность в воспитании; отсутствие единого стиля воспитания, несогласованность взглядов на воспитание между родителями;
- «запугивающее» воспитание, при котором ребенка постоянно пугают («Не будешь спать, сейчас прилетит баба Яга и заберет тебя») или «беспокойное» воспитание, при котором родители постоянно волнуются за ребенка («Не бери нож в руки, ты порежешься»).

Также для возникновения невроза имеют значение:

Биологические факторы (особенности психики и физиологии ребенка): наследственность, темперамент (сильный или легковозбудимый тип нервной системы), перенесенные заболевания, общее физическое здоровье, течение беременности матери и роды , пол и возраст, особенности телосложения и т.д.

Общеистощающие факторы: хроническое недосыпание, физические и умственные перегрузки (всевозможные кружки и секции) , острые и хронические болезни.

Можно выделить три основные формы невроза:


1. Неврастения (астенический невроз)

Если ребенок мнителен, робок, раздражителен, плохо переносит любое психическое напряжение, частоболеет, то у него имеется предрасположенность к заболеванию неврастенией.

Астенический невроз возникает на фоне общей ослабленности ребенка (повышенная утомляемость, головокружения, головные боли, желудочно-кишечные расстройства), нарушения сна, вегетативные расстройства (боли в области сердца, похолодание рук и ног, потливость, ощущения, что «внутри что-то сжимается»). При волнении или физической нагрузке эти расстройства усиливаются. Часто возникают после перенесенных инфекционных заболеваний, продолжительного стресса или психотравмирующей ситуации, недосыпания, переутомления, чрезмерной умственной или физической перегруженности.

Ребенок при неврастении вступает в конфликт с самим собой: «Я хочу», но «Я не могу». Он становится раздражительным, легко огорчается и плачет. Поведение его зачастую непредсказуемо: то он труслив, то отчаянно решителен, то берется за непосильное задание, то пасует перед простой задачей.

Часто неврастения возникает на фоне завышенных требований со стороны родителей, их неспособности принять ребенка таким, каков он есть на самом деле. При этом ребенок, постоянно чувствуя эти завышенные ожидания (должен быть самым умным в классе, знать английский, как родной и т.д.), начинает чувствует себя «неполноценным», испытывает хроническое нервное напряжение, в результате чего и развивается неврастения.

Другой причиной неврастении может быть переключение внимания родителей на появившегося в семье другого ребенка. Старший ребенок, лишившись родительского внимания, испытывая ревность и обретя новые обязанности (помощь по уходу за малышом), начинает страдать нервными срывами.

2. Истерический невроз

Если ребенок эгоистичный, капризный, "демонстративный", любит внимание, инфантильный, несамостоятельный, легко внушаем, капризен и часто всем недоволен, устраивает истерики (катается по полу, топает ногами, швыряет вещи), то есть большая вероятность, что он будет подвержен истерической депрессии или истерическим припадкам.

Внутренний конфликт такого ребенка заключается в ущемлении его эгоистической позиции «хочу/не хочу», при которой возникает обида и недовольство. Ребенок еще не умеет отстаивать свои интересы, поэтому добивается своего доступными ему путями.

Например, в первые два года после рождения ребенку всё разрешалось, а после двух лет родители ввели строгие ограничения. Другой вариант: родители придерживаются одной позиции в воспитании (строгость и всевозможные ограничения), а бабушка с дедушкой – противоположной (вседозволенность).

Истерический невроз может также развиться вследствие отсутствия элементарного внимания к ребенку. И по мере накопления дефицита внимания, ребенок устраивает демонстрации - впадает в истерики, бьется головой или, как мы уже говорили, заболевает (температура, рвота и т.д.). Этим он привлекает к себе внимание, показывая свои переживания и страдания.

3. Невроз навязчивых состояний

Если ребенок неуверен в себе, боязлив, чрезмерно осторожен, тревожен и мнителен, и, в то же время, педантичен, принципиален, дотошен и рассудителен, то существует вероятность того, что у него вследствие хронической травматизации психики (когда то и дело потребности и желания ребенка входят в конфликт с установкой «надо» ) разовьется невроз навязчивых состояний.

Этот невроз характеризуется непроизвольными, навязчивыми переживаниями и страхами. Как сопутствующий симптом могут появиться нервные тики - однообразные движения (мигания, наморщивание лба, пожимание плечами, покашливания) - или однообразные действия (частое мытьё рук, пощипывание подушки), которые несут защитную и успокоительную функцию, снимают нервное напряжение.

Корни этого невроза – нарушения семейных отношений (повышенная требовательность и принципиальность родителей, излишняя строгость и авторитарность).

Как быть с детским неврозом

Невроз легче предотвратить, чем лечить.

Неврозы – психогенные заболевания, они порождаются не органическими нарушениями, а дисгармонией в межчеловеческих отношениях, поэтомуведущая роль в данной ситуации принадлежит психологу.

И основной способ лечения невроза – это выявление, устранение или смягчение причин, вызывающих стресс. Седативная (успокоительная терапия) является лишь помощником.

Необходимо изменить стиль воспитания , укрепить характер ребенка , развить его эмоциональную сферу . Психолог или психотерапевт поможет успокоить ребенка, вселить в него уверенность , помочь повторно пережить травму (если это для ребенка не слишком болезненно), чтобы прояснить и проработать её.

Неврозоподобные состояния

Неврозоподобные состояния у детей чаще всего возникают в возрасте от 2 до 7 лет. В отличиие от неврозов, в происхождении таких нарушений отсутствует психотравмирующий фактор. Патология имеет органическую природу и зачастую связана с нарушениями деятельности головного мозга. Началу течения неврозоподобного состояния могут способствовать некоторые болезни внутренних органов.

Возникновение патологических состояний у детей может быть вызвано нарушением процесса внутриутробного развития, врожденной детской нервностью (невропатией), аллергическими заболеваниями и др. Расстройство может возникнуть на фоне перенесенных заболеваний, травм головы, токсических факторов. Большую роль играют врожденные факторы, наследственность, алкоголизм родителей и т. д.

Клиническая картина

Неврозоподобные состояния у детей часто проявляются гиперактивностью с синдромом двигательной расторможенности, наличием страхов и ночных кошмаров, состоянием депрессии, плаксивостью, недовольством, агрессивностью и т. д.

Дети находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, жалуются на усталость. Частыми спутниками заболевания являются нервные рвоты с отказом от еды (анорексия), ночное недержание мочи, заикание, тики, страхи и т. д. Патология характеризуется замедлением или учащением пульса, тошнотой и рвотой, сухостью кожи или повышенной потливостью, задержкой стула или диареей и другими болезненными проявлениями.

Диагностика и лечение

Главными диагностическими признаками, на основании которых неврозоподобное состояние можно отличить от невроза, являются отсутствие связи заболевания с психотравмирующими ситуациями, а также меньшая результативность психотерапии. При обнаружении и устранении причины НС постепенно восстанавливается и здоровье больного. Медикаментозное лечение в комбинации с психологической помощью, физиотерапией и созданием спокойной домашней обстановки с доброжелательным отношением к ребенку гарантирует благоприятный исход.

Когда речь идет о неврозе, практически каждый из нас примерно представляет, что это такое и от чего он появляется. А вот диагноз «неврозоподобный синдром» может поставить в тупик не только пациента, но даже некоторых врачей. Что же это за состояние и как с ним можно бороться?

Как и в случае с неврозами, у неврозоподобного синдрома отсутствует код по МКБ-10. То есть, официальная медицина такого понятия не признает. Однако это не значит, что его не существует, просто симптомы, похожие на невротические, сопровождают течение многих заболеваний и органических патологий.

Особенностью неврозоподобного синдрома (НС) является то, что он возникает не после психологической травмы и не на фоне хронического стресса, как обычные синдромы невротического уровня. Наоборот – «нервные» симптомы происходят из-за какого-то реального, не психологического заболевания. Неврозоподобный синдром не имеет психологических причин возникновения, хотя у конкретного пациента может быть врожденная предрасположенность к возникновению подобного синдрома.

Считается, что НС может проявляться при любом тяжелом заболевании. Перечислим лишь некоторые из них:

  1. Бронхиальная астма, пищевая или кожная аллергия.
  2. Эндокринные и гормональные нарушения типа диабета или гипертиреоза.
  3. Некоторые пороки головного мозга.
  4. Заболевания печени, желчного пузыря и поджелудочной железы.
  5. Сердечно-сосудистые заболевания.
  6. Болезни желудочно-кишечного тракта (язва желудка, гастрит, дисбактериоз).
  7. Психические болезни типа шизофрении, параноидального синдрома и тд.

У детей есть свой «перечень» специфических возрастных (и не только) отклонений, которые также могут вызывать НС:

  • нарушения внутриутробного развития;
  • влияние на будущего ребенка негативных факторов (курение, алкоголь и тд);
  • наследственная неполноценность некоторых систем и отделов мозга;
  • родовые травмы;
  • перенесенные в раннем детстве нервные заболевания.

В общем же неврозоподобный синдром относится специалистами к промежуточному состоянию между собственно неврозом и органической патологией. И чаще всего он встречается у детей от 2 до 7 лет. В этом случае возникновение НС можно связать с патологиями развития головного мозга у ребенка. Впрочем, иногда данное нарушение может проходить само, как говорят в народе – ребенок «перерастает» его со временем, так как детский мозг имеет огромный потенциал для регенерации. Так что примерно после 12 лет, с началом полового созревания, симптомы расстройства могут сойти на нет, но уповать на это не стоит – лечение и профилактика необходимы в любом возрасте.

Симптоматика неврозоподобного синдрома

Как и при неврозах, она может быть очень обширной и разнообразной.

Неврозоподобное состояние у взрослых проявляется резкими перепадами настроения, при этом больной чаще бывает злым или раздражительным, чем спокойным и доброжелательным. Пациенту сложно контролировать свои эмоции и приступы агрессии. При этом может отмечаться быстрая утомляемость и снижение концентрации внимания. Все перечисленные признаки напоминают первую и вторую стадию неврастении, однако стоит напомнить, что психологических причин у неврозоподобного синдрома нет – они могут лишь незначительно усиливать симптомы.

К телесным проявлениям НС можно отнести:

  • нарушения сна;
  • запоры и жидкий стул;
  • рвоту в стрессовых ситуациях;
  • отсутствие аппетита, которое может даже привести к анорексии;
  • перепады давления и пульса;
  • слезливость, повышенное потоотделение.

Как правило, больному свойственны также: мнительность, постоянно тревожное состояние и большое количество страхов.

Важно! Для НС совершенно необязательно проявление сразу многих симптомов – это зависит от заболевания, которым вызван синдром, и в некоторой степени личностью самого пациента, его мировоззрением (хотя эту гипотезу некоторые специалисты активно отвергают, так как она противоречит основному признаку неврозоподобного синдрома: не «болезни от нервов», а «нервы от болезни»).

Неврозоподобное состояние у детей имеет свои особенности и свою симптоматику. В том числе:

  • Гиперкинетический синдром (синдром дефицита внимания и гиперактивности);
  • Плаксивость или агрессия;
  • Нарушения стула, такие как запор или наоборот – диарея, боли в животе;
  • Повышенная тревожность, ночные кошмары, страхи и фобии;
  • Проявления астении, сниженный тонус;
  • Тошнота и рвота, отказ от пищи;
  • Энурез, тики, заикание;
  • Чрезмерная потливость или же сухость кожи.

Диагностика и лечение

Первое, что необходимо сделать – выявить природу недомогания. Это значит, что специалист должен четко определить, с чем он имеет дело – с неврозом или все-таки неврозоподобным синдромом. Тактика лечения этих состояний достаточно сильно различается – например, основным методом терапии неврозов является работа с психологом, а при неврозоподобном синдроме она будет недостаточно эффективной.

Поэтому пациенту следует пройти полное обследование, которое назначается, исходя из имеющихся симптомов. На первом этапе этим занимается врач-невролог, который назначает в том числе МРТ мозга и ЭЭГ. Если по результатам исследований никакой органической патологии не обнаружено, то доктор имеет право предположить, что речь идет все-таки о неврозе – и направить больного к врачу-психотерапевту или психиатру.

При неврозоподобном состоянии во время исследований будут выявлены отклонения в работе мозга и других систем организма. Основное лечение пациенту назначит врач-невропатолог, но в некоторых случаях понадобится помощь и других узких специалистов – кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога и тд. Это обусловлено тем, что в первую очередь нужно вылечить первопричину синдрома – то есть, имеющееся органическое заболевание, и лишь потом (или параллельно) восстанавливать нарушенные функции мозга и нервной системы в общем.

Главным направлением при лечении неврозоподобного синдрома является медикаментозная терапия, направленная на устранение причины заболевания и улучшение работы головного мозга.

Широко используются физиопроцедуры, особенно – для лечения детей. Также может понадобиться помощь психолога, так как сами проявления синдрома могут восприниматься пациентом достаточно тяжело.

В рамках терапии взрослым больным рекомендуется изменить образ жизни в сторону более здорового, отказаться от вредных привычек и уменьшить количество стрессов (например, на работе). Детям в той же ситуации необходима спокойная и доброжелательная атмосфера в семье, отсутствие серьезных потрясений (переездов, перелетов в отпуск, смены детского учреждения или школы). На период лечения пациент должен находиться в максимально спокойной обстановке – это будет способствовать скорейшему выздоровлению.

Профилактика неврозоподобных состояний

Специфической профилактики данного синдрома нет, но существуют общие рекомендации, которые будут полезны пациентам любого возраста.

Необходимо внимательно прислушиваться к «сигналам» организма, вовремя проходить обследования и лечиться, если было выявлено какое-либо заболевание. Именно затягивание с лечением может спровоцировать осложнения со стороны нервной системы.

Для детей профилактика неврозоподобного синдрома начинается еще в утробе матери. Беременной женщине стоит обращать пристальное внимание на рекомендации врачей, не отказываться от назначенных препаратов, анализов и вмешательств. Все это повышает шансы родить здорового ребенка. Если же патология была выявлена, то у матери будет время, чтобы найти необходимых специалистов, которые окажут помощь малышу сразу после рождения.

Если неврозоподобный синдром у ребенка выявлен после 2 лет, либо диагноз официально не поставлен, но ребенок беспокойный, имеется отставание в психомоторном развитии, плаксивость, истеричность и другие особенности поведения, свидетельствующие о возможном неблагополучии, не стоит затягивать с обращением к врачу. Мозг маленького ребенка обладает колоссальным ресурсом для восстановления и регенерации, но лечение народными средства, у бабок и знахарок в данном случае не принесет эффекта, но усугубит проблему. Поэтому единственное, что могут сделать любящие родители – найти для своего чада хорошего врача-невропатолога и строго соблюдать все его рекомендации, включая и прием назначенных медикаментов.

Для полного понимания такой проблемы, как неврозоподобный синдром у детей, что это такое, и к каким последствиям он приводит, следует рассмотреть причины возникновения такого состояния. Решение данного вопроса позволит предотвратить появление неврозов у подростков.

Виды детских неврозов

Под неврозом понимается функциональное и обратимое расстройство нервной системы. Первичные признаки психических нарушений возникают обычно в возрасте старше трех лет. В некоторых случаях подобные расстройства могут развиваться еще раньше.

В медицинской практике принято выделять следующие виды неврозов у детей и подростков:

  • истерия;
  • неврастения;
  • энурез;
  • пищевой невроз.

Появление истерических реакций у детей вызывает частую смену настроения и эгоцентризм.

При такой форме нарушений у пациентов как истерический невроз отмечаются судорожные задержки дыхания. Однако клинические явления в данном случае обусловлены поведением ребенка. Дети искусственно вызывают истерию, стремясь привлечь к себе внимание взрослых. Головная боль при неврозе этого типа либо спазмы желудка возникают при условии, что расстройство обусловлено соматической патологией.

При неврастении возникает депрессия. У детей дошкольного возраста неврологические расстройства этого типа вызывают стремление спать дольше необходимого. Они в состоянии депрессии не выказывают интереса в отношении игрушек или подарков.

У подростков на неврастению указывают частые жалобы на боли, локализующиеся в районе сердца или желудка. Ребенок в этом состоянии полагает, что страдает от смертельной патологии.

Неврозы навязчивого состояния вызывают появление беспричинного страха. Причем в качестве объекта, провоцирующего тревожное состояние, могут выступать как реальные вещи или животные, так и абстрактные понятия. Например, подростки опасаются наступления скорого конца света.

Навязчивые состояния характеризуются тем, что дети постоянно выполняют повторяющиеся действия: почесывают нос, теребят ухо, потирают руки и так далее. При таком типе расстройства требуется психологическая коррекция. Дети не способны силой воли избавиться от навязчивости. Но даже если им удается, например, прекратить почесывать нос, в стрессовом состоянии это действие будет заменено другим повторяющимся движением.



Энурез как проявление неврозоподобного синдрома часто выступает в качестве единственного признака, указывающего на психические нарушения. В отсутствии лечения данное состояние делает пациентов замкнутыми, излишне ранимыми.

При пищевом неврозе у детей наблюдается отсутствие аппетита, а после еды возникает рвота. Этот тип расстройства возникает у людей любого возраста вплоть до новорожденных. Без лечения пищевые нарушения провоцирует развитие авитаминоза и анорексии. Часто к расстройству приводят насильственные действия со стороны родителей, которые силой заставляют малыша есть то, что ему не нравится.

Причины неврозов у детей

Причины неврозов у детей носят разнообразный характер. Появление расстройств в первые годы жизни обычно обусловлено биологическими факторами:


Позднее неврозы у детей возникают по следующим причинам:

  • физическое и умственное переутомление;
  • недостаток сна;
  • особенности психики пациента (мнительность, повышенная чувствительность).

Также расстройства нервной системы возникают из-за органической патологии головного мозга. Однако основная причина возникновения неврозов в детском возрасте кроется в поведении родителей и социального окружения. В данном случае речь идет о психологической травме.

Неврозы у детей возникают из-за неспособности адаптироваться к изменяющимся условиям. Внешние факторы оказывают угнетающее воздействие на психику, поэтому и возникают нарушения в работе нервной системы.

Особую роль в этом играют родители.Ошибки в воспитании, семейные конфликты могут спровоцировать невротическое состояние. Подобные явления часто возникают у детей с повышенной самооценкой. Из-за эгоцентризма дети постоянно испытывают потребность во внимании со стороны близких людей. В случаях, когда они не получают удовлетворения, у них возникает страх перед одиночеством и другие навязчивые состояния.

Отдельного внимания заслуживает так называемый школьный невроз. Постоянные учебные нагрузки, неправильное поведение со стороны учителей и сверстников вызывают у детей неприятие подобного образа жизни, что приводит к нервным расстройствам.

В действительности самостоятельно выявить причины неврозоподобного состояния достаточно сложно. Поэтому при появлении симптомов нервных расстройств необходима помощь психолога.

Общие признаки и симптомы неврозов

Невроз у детей вызывает различные симптомы. Характер клинической картины определяется множественными факторами. В частности, признаки психического расстройства зависят от возраста пациента. У детей до 6-7 лет патологическое состояние характеризуется боязнью темноты, одиночества, неизвестности. Пациент, испытывающий страх, становится беспомощным и теряет способность совершать простые действия.

У подростков на неврастению могут указывать следующие клинические явления:


Приступы невроза характеризуются повышением температуры тела. Психические расстройства также изменяют поведение пациента. У детей отмечаются:

  • ранимость, мнительность;
  • зацикленность на конфликте;
  • нарушение когнитивных функций;
  • непереносимость яркого света, громких звуков;
  • проблемы со сном;
  • приступы тахикардии.

Во время сильного стресса возможно непроизвольное выделение кала и мочи.

Как лечить невроз у детей?

Диагностика и лечение невроза осложнена тем, что при таких нарушениях симптомы во многом напоминают проявления различных заболеваний.

Поэтому при подозрении на психические расстройства требуется комплексное обследование пациента, в ходе которого уточняются все обстоятельства, которые могут привести к развитию рассматриваемой проблематики.

Какие врачи лечат детский невроз?

При подозрении на детский невроз лечение определяет врач-невропатолог. При этом пациента отправляют на обследование к кардиологу, психологу, эндокринологу и другим специалистам. Такой подход позволяет исключить течение заболеваний, вызывающих описанные выше симптомы.

Медикаментозное лечение

Лечение неврозов у детей медикаментами дополняет психотерапевтическую коррекцию. Лекарственные препараты восстанавливают работу нервной системы и устраняют депрессивное состояние. В зависимости от характера клинической картины медикаментозное лечение включает в себя прием:


При сильной возбудимости пациента лечение дополняется «Сонопаксом». Принимать антидепрессанты и транквилизаторы необходимо под непосредственным контролем со стороны врача. В ином случае снизится эффективность психотерапии при неврозоподобном синдроме.

Психотерапия

Основу лечения детских неврозов составляют психотерапевтические методики. Для восстановления психического состояния пациента применяются:

  • гипноз;
  • арт-терапия;
  • рациональная терапия;
  • игровая терапия;
  • суггестивная психотерапия.

Каждый метод лечения подбирается, исходя из характера развития невроза, индивидуальных особенностей психики и причинного фактора.

Психотерапевтическое вмешательство направлено на коррекцию поведения пациента. В особых случаях (особенно, когда лечатся неврозы у подростков) занятия с больным проводятся в группах.

Семейная терапия

Чтобы повысить эффективность лечения неврозов у детей дошкольного возраста, нередко проводятся сеансы семейной терапии. Такой подход позволяет выявить истинную причину развития психического расстройства.

На начальном этапе врач в рамках данного метода лечения устанавливает особенности поведения и взаимодействия внутри семьи. В дальнейшем проводятся консультативные беседы с родителями. Затем назначаются сеансы совместной психотерапии, в которых участвуют взрослые и дети. На этом этапе врач прорабатывает с пациентов и его родителями сценарии, которые могут вызвать негативную реакцию.

Лечение неврозов у подростка также часто проводится в рамках семейной терапии, так как часто именно из-за негативного отношения со стороны взрослых возникают нервные расстройства.

Как снизить риск развития неврозоподобного синдрома?

Профилактика неврозов у детей предусматривает комплексный подход к решению данной проблемы. Важную роль в предотвращении развития нервных расстройств играет психологический климат в семье. Родители не должны конфликтовать между собой на глазах у ребенка. Также им следует скорректировать тактику поведения с детьми, отказавшись от чрезмерного давления.

Кроме того, необходимо постоянно общаться с ребенком, чтобы сразу выявить наличие у того проблем со сверстниками или учителями.

К профилактике неврозов нужно прибегать сразу после появления малыша на свет. Родители должны внимательно следить за поведением детей, отмечая излишнюю требовательность или капризность.

Невроз - психогенное (как правило, конфликтогенное) нервно-психическое расстройство, которое возникает в результате нарушения особенно значимых жизненных отношений человека и проявляется в специфических клинических синдромах.

Невроз характеризуется

3 вида неврозов


1) неврастению;
3) истерию.

Неврозоподобные состояния

От неврозов отличают неврозоподобные состояния , возникшие после инфекций, черепно-мозговых травм, интоксикаций, гиповитаминозов и др. Несмотря на иные причины происхождения этих заболеваний, протекают они с теми же синдромами, что и неврозы.

Невроз характеризуется , во-первых, обратимостью болезненных нарушений, независимо от их длительности, во-вторых, психогенной природой заболевания и, в-третьих, особенностью проявлений. Неврозы могут продолжаться недели, месяцы и даже годы.

Неврозы

Лечение неврастении

Невроз навязчивых состояний

Истерический невроз

Депрессия у пожилых людей

Хлорпротиксен

Гелариум Гиперикум

Грандаксин

Мелипрамин

Профлузак

Тизерцин

Энерион

3 вида неврозов

В отечественной неврологии принято выделять три вида неврозов:
1) неврастению;
2) невроз навязчивых состояний;
3) истерию.

Неврозы протекают в сочетании специфических синдромов: астенического, фобического, обсессивного, ипохондрического, депрессивного.

Синдромы неврозов

Выделяют следующие основные синдромы неврозов.

Астенический синдром

Астенический синдром - состояние нервно-психической слабости - входит в клиническую картину различных нервно-психических заболеваний. В легкой степени астения - постоянный симптом почти любого заболевания; нередко встречается она и у здоровых людей в состоянии утомления и переутомления. Астенический синдром - один из самых частых в клинике неврозов. Описаны десятки симптомов, составляющих невротическую астению: основные из них - склонность к слезам, одышка, раздражительность, околосердечные боли, головокружение, ощущение слабости, тревога, беспокойство, чувство усталости.
Для астенического синдрома наиболее типична триада следующих болезненных нарушений: собственно астения, вегетативные проявления и расстройства сна.
Собственно астения включает в себя повышенную утомляемость, снижение трудоспособности, ухудшение памяти и внимания. Снижение способности к концентрации внимания приводит к рассеянности и вторично - к затруднениям запоминания. Весьма характерно также механическое чтение без усвоения содержания прочитанного. Указанные нарушения сопровождаются, как правило, повышенной возбудимостью, раздражительностью, эмоциональной неустойчивостью и колебаниями настроения, которое неадекватно повышается при незначительной удаче и резко ухудшается при малейшей неудаче. Эмоциональная реакция неадекватна силе раздражителя. Кроме того, для больных типичны нетерпеливость и плохая переносимость ожидания.
Одним из постоянных проявлений собственно астении является повышенная чувствительность к громким звукам, шуму, яркому свету и др., а также к ощущениям со стороны собственного тела. Это разнообразные неопределенные и неприятные ощущения со стороны кожных покровов, слизистых оболочек, мышц и внутренних органов. Вегетативные расстройства выражаются в колебаниях частоты пульса и уровня артериального давления, повышенной потливости и др. Часто отмечаются головные боли.
Последним проявлением астенической триады является нарушение сна. Для астенического синдрома характерны нарушение засыпания и сон с пробуждениями ночью. После ночного сна больные обычно жалуются на чувство разбитости, отсутствие ощущения бодрости, отдыха. Субъективная оценка ночного сна, как неполноценного, недостаточного, влияет на настроение и самочувствие не только утром, но и в течение дня. Снижение работоспособности многие больные относят за счет отсутствия полноценного сна, возникает тревожная мысль об истощении мозга от недосыпания и тревожное ожидание следующей ночи. Однако выраженной сонливости днем у подавляющего большинства больных неврозами с указанными нарушениями не наблюдается.
Выделяют три формы астенического синдрома: гиперстеническую, раздражительной слабости и гипостеническую, которые рассматриваются либо как последовательные стадии астенического синдрома, либо в качестве самостоятельных его форм. Признакам и гиперстенической формы являются повышение раздражительности, несдержанность, нетерпеливость. Имеющаяся повышенная активность беспорядочна, отсутствует ее целенаправленность, больные легко переходят от одного вида деятельности к другому. Однако ввиду отсутствия достаточных сил каждый из этих видов деятельности остается незавершенным. Повышенная возбудимость часто выражается в слезливости, которая не была свойственна больному раньше.
Противоположная форма астении - гипостеническая - отличается, прежде всего, более выраженным компонентом собственно астении, как психической, так и физической. У больных снижаются работоспособность и интерес к окружающему. Они постоянно чувствуют себя усталыми, вялыми, иногда сонливыми.
Форма раздражительной слабости занимает промежуточное положение. При ней наблюдаются повышенная возбудимость и в то же время слабость, истощаемость, а также легкие переходы от гиперстении к гипостении, от чрезмерной активности к апатии.

Обсессивный синдром

Обсессивный синдром (от лат. «obsessio» - одержимость). При обсессивном синдроме навязчивые явления могут встречаться не только при различных нервно-психических заболеваниях, но и у здоровых людей в момент усталости, при боязливости, неуверенности. Механизм образования навязчивых состояний считается близко стоящим к механизму образования привычек. Феномен навязчивости - это внезапное появление мысли, представления и других явлений, не связанных в данный момент с содержанием сознания и поэтому воспринимаемых больными как чуждые, эмоционально неприятные, однако с пониманием того, что все это его собственное, а не навязанное извне. Феномен навязчивости разыгрывается на фоне ясного сознания. Ясность сознания, с одной стороны, и «чуждость» навязчивых явлений его содержанию с эмоциональной оценкой их - с другой, порождают критическое отношение к ним и побуждают больного бороться с этими болезненными явлениями, что и отличает их от бреда.
Обсессии при неврозах сопровождаются тягостным аффективным состоянием, определяющимся бессилием перед ними. Нередко больные не отдают себе отчета в том, от чего им тяжелее: от навязчивых мыслей или от переживаний своей беспомощности в момент их преодоления. Навязчивые явления разделяются на две формы: отвлеченные и образные. К первой форме относятся бесплодное мудрствование («умственная жвачка»), навязчивый счет, навязчивое воспроизведение в памяти забытых имен, фамилий, определений и др., ко второй - навязчивые воспоминания, хульные, кощунственные мысли (контрастные представления), навязчивые сомнения, навязчивые опасения в удачном выполнении привычных действий и др. Навязчивые состояния подразделяют также на навязчивости в интеллектуальной (обсессии), эмоциональной (фобии) и в моторной (импульсии) сферах. Навязчивые явления типа («умственной жвачки») проявляются в навязчивых сомнениях и размышлениях, сопровождающих любые занятия больных. Будучи бесплодными, не дающими удовлетворения, они мучительны для больных, так как последние не могут от них отказаться.
Навязчивые сомнения могут проявляться мучительной неуверенностью в правильности и завершенности различных действий с постоянным стремлением проверять их выполнение; больные многократно проверяют, выключен ли газ, заперта ли дверь и т.д. Навязчивый счет (аритмомания) чаще встречается в структуре фобического синдрома, приобретая охранительно-ритуальный характер: больной испытывает навязчивое желание считать какие-либо предметы (оконные переплеты, ступени, ножки стульев, производить в уме счетные операции и др.), чтобы не заболеть раком или другой опасной болезнью.
Навязчивые воспоминания обычно проявляются в непреодолимо возникающем в сознании больного воспоминании, чаще всего касающемся психотравмирующей ситуации, явившейся причиной невротического срыва, или каких-либо неприятных событий в прошлом. Обычно это чрезвычайно яркие образные воспоминания, которые могут сопровождаться чувством стыда и раскаяния.
Навязчивые движения или действия при неврозах могут встречаться самостоятельно либо чаще входят в сложную структуру фобического синдрома (см. далее) и выступают в качестве ритуалов. Навязчивый характер могут иметь как простые движения (постукивания, стряхивания и др.), так и более сложные действия (строго последовательное, по определенному плану, проведение утреннего туалета, продолжающееся иногда часами, расположение в определенном порядке вещей на письменном столе и т. д.).
Что касается описываемых в группе навязчивых движений - тиков - в виде стереотипно повторяющихся непроизвольных подергиваний мышц, обычно относящихся к лицевой мускулатуре, и часто встречающегося при неврозах блефароспазма (спазм век), то хотя они и могут иметь несомненно невротическое происхождение, но в ряде случаев требуют тщательной дифференциальной диагностики с органическими заболеваниями центральной нервной системы.
Наряду с более частыми обсессивными явлениями в виде навязчивых действий, встречаются симптомы, выражающиеся в навязчивом опасении невозможности произвести какое-либо действие, например функции мочеиспускания (невозможность помочиться в присутствии посторонних).
Навязчивые двигательные ритуалы чаще имеют место у больных неврозом навязчивых состояний и истерией, реже при неврастении.

Фобический синдром

Фобический синдром (от лат. fоbiа - страх) - частота фобий при неврозах колеблется в пределах 15-44% случаев. Невротические фобии представляют собой навязчивые переживания страха с четкой фабулой, обостряющиеся в определенных ситуациях при наличии достаточной критики. Другой особенностью этих состояний является их яркий, образный, чувственный характер. Обычно они переносятся больными чрезвычайно мучительно из-за двойственного отношения к ним - продолжающегося переживания страха при понимании его необоснованности. Существенным признаком невротических фобий является выраженная борьба с ними.
Полная сохранность критики при навязчивых страхах характерна иногда только для больных вне острых приступов фобии, в то время как в течение самих острых приступов страха больные могут считать испытываемую ими опасность на самом деле вполне реальной.
Из всего многообразия навязчивых страхов при неврозах чаще всего встречаются следующие их виды: агoрафобия - навязчивая боязнь открытых пространств (площадей, широких улиц и др.), клаустрофобия - навязчивая боязнь закрытых помещений, гипсофобия - навязчивый страх высоты, эрейтофобия - навязчивый страх покраснения, оксифобия - навязчивая боязнь острых предметов и др.
У больных с социофобиями, испытывающих трудности в обществе людей, страх усиливается накануне или во время ответственных ситуаций. Почти все они активно стремятся преодолеть страх. Эти фобии условно объединяются под названием «фобии внешнего стимула».
В отличие от них, существуют фобии «внутреннего стимула», т.е. такие, при которых причина страха находится в самом больном, а не во внешней среде. К ним относят: нозофобию (страх заболеть чем-либо), лиссофобию (навязчивый страх сумасшествия), канцерофобию (навязчивый страх заболевания раком), обсессивно-компульсивную фобию (страх совершить какое-либо действие), мизофобию (страх загрязнения). Нозофобии являются наиболее разнородной группой, относить к ним следует только тех больных, у которых доминируют фобические переживания, представление о возможной болезни, а не реальные болезненные ощущения. Более половины больных с нозофобиями составляют пациенты с кардиофобией (навязчивый страх за состояние своего сердца).
При лиссофобии пугает не столько само сумасшествие, сколько возможность возникновения состояния, которым больной не сможет управлять. Страху сопутствуют чувство напряженности, снижение настроения, повышенный самоконтроль, нарушение сна, снижение трудоспособности. В клинике больные чувствуют себя спокойнее, поскольку страх усиливается лишь в определенных условиях, в которых, по их мнению, могут пагубно сказаться последствия болезни: при большом скоплении людей, наедине с детьми, в одиночестве.
При канцерофобии больные фиксируют внимание на малейших изменениях телесных ощущений, внешнем виде, любых проявлениях, которые, как им кажется, могут свидетельствовать о наличии опухолевого процесса. Их угнетает мысль об ожидаемых невыносимых страданиях, беспомощности, мучительной смерти. Они тревожны, ипохондричны, у них отмечается плохой сон и сниженный аппетит.
Характерным для больных с обсессивно-компульсивными фобиями является то, что фобии внедряются в сознание больных, несмотря на очевидную их нелепость, и продолжают существовать вопреки всем попыткам избавиться от них. Основному содержанию обсессивно-компульсивных фобий сопутствует боязнь острых предметов, веревок, беелья и т. д., т. е. того, что может стать средством исполнения навязчивого побуждения.
У больных с мизофобией страх загрязнения обычно сопровождается очень частым и длительным мытьем рук с мылом, протиранием их спиртом, ежедневной стиркой белья и сменой белья и обуви. Исполнение таких ритуалов приносит облегчение лишь на короткий срок. Попытки не выполнять ритуальные действия приводят к резкому усилению тревоги, подавленности, напряжения. Невротические фобии встречаются при различных формах неврозов.

Ипохондрический cиндром

Ипохондрический cиндром - ипохондрия - характеризуется чрезмерным страхом за свое здоровье, сосредоточением внимания на представлениях, относящихся к собственному здоровью, наклонностью приписывать себе болезни, которых нет. При каждом неврозе существует меньший или больший ипохондрический компонент.
Больные предъявляют упорные разносторонние жалобы на необычные болезненные ощущения в различных частях тела.
Для неврозов весьма характерны ипохондрические симптомокомплексы: «ипохондрия родителей», и «ипохондрия детей» (в первом случае это проявление чрезмерной заботы родителей о здоровье детей, во втором - чрезмерная боязнь детей за состояние здоровья родителей); конформные ипохондрии, вызванные, например, соседями по палате, в клинической картине которых значительно выражены ипохондрические проявления; «ятрогенные (вызванные посещением врача) ипохондрии» и др.
Ипохондрические проявления встречаются при всех формах неврозов. Для больных неврастенией весьма типична гиперестезия (повышенная чувствительность кожных покровов), гиперпатичность (неприятные ощущения) в отношении внутренних органов с тревожно направленным на них вниманием, с нарушенным общим самочувствием, плохим фоном настроения и чрезмерной заботой о своем здоровье. У больных с неврозом навязчивых состояний ипохондрические расстройства проявляются, прежде всего, в форме более стойких ипохондрических фобий.
При длительном неблагоприятном течении органического заболевания наблюдается так называемый ипохондрический сдвиг личности. В этих случаях изменяется все поведение больных, они разрабатывают для себя и строго придерживаются особого режима поведения - щадящего и одновременно активирующего, посещают врачей, стремятся к проведению различных самых современных обследований, стремятся попасть в центральные медицинские учреждения. В структуре личности при этом нередко появляются психастеноподобные и истероподобные черты.
В отдельных случаях наличие мучительных болезненных ощущений становится причиной того, что больной настойчиво требует оперативного вмешательства.

Синдром невротической депрессии

Синдром невротической депрессии всегда возникает психогенно и в своих симптомах отражает психотравмирующую ситуацию. Основным компонентом его является сниженный фон настроения, не доходящий до степени тоски. Сниженное настроение обычно сочетается с выраженной эмоциональной неустойчивостью, нередко с астенией, легкой тревогой, ухудшением аппетита и бессонницей. Пессимистическое отношение больного носит не генерализованный характер, а ограничено лишь зоной конфликтной ситуации. Закономерные суточные колебания настроения отсутствуют, хотя иногда к вечеру под влиянием утомления ухудшается и настроение. Нет психической и моторной заторможенности, идей самообвинения, суицидальных тенденций. Симптомы невротической депрессии не столь стойки, такие сопутствующие соматические нарушения, как снижение аппетита и нарушение сна, слабее, более динамичны и легче поддаются лечению.

Лечение неврозов

Наряду с методами психотерапии в последние десятилетия более широкое распространение при лечении неврозов получили фармакологические, в особенности психотропные (оказывающие влияние на психическую сферу) средства. Это объясняется, с одной стороны, несомненными успехами фармакологии, а с другой, по-видимому, невозможностью удовлетворения в настоящее время потребности в квалифицированной психотерапевтической помощи всех, кому она показана и у кого может быть эффективной, прежде всего из-за больших затрат времени. Напротив, фармакологические препараты широко доступны и на современном этапе отличаются высокой избирательной эффективностью и быстротой действия.
Хотя использование психотропных средств ориентируется скорее на эмоциональное состояние и лишь опосредованно через него на травмирующие обстоятельства и личность, тем не менее, существует ряд положительных сторон их действия. Сторонники использования психотропных средств, не противопоставляя психотерапии фармакотерапию, видят основное назначение последней в том, что она «открывает двери для психотерапии». Даже кратковременное улучшение состояния в начале лечения облегчает психотерапевтический контакт, в частности, повышая веру больного в выздоровление. Психотропные средства, оказывая нормализующее влияние на эмоциональную сферу больных, создают условия для быстрого и более конструктивного участия индивида в разрешении психотравмирующих обстоятельств, вызвавших невротическую декомпенсацию и поддерживающих ее.
Всех больных неврозами можно разделить на лиц, положительно и отрицательно относящихся к фармакологическим препаратам. Первые считают лекарственные средства, особенно новейшие, обязательным условием своего выздоровления, они нередко крайне негативно относятся к психотерапии. Эти больные, будучи, как правило, самолюбивыми, скрытными, не склонны делиться с врачом своими переживаниями, нередко считают это ненужным, уверяя при этом, что в их жизни все обстоит благополучно. Вторая группа больных выражает отрицательное отношение к фармакотерапии, что обусловлено рядом причин: отсутствием эффекта от ранее назначавшихся препаратов, опасением некоторых побочных эффектов и даже минимальных изменений самочувствия, вызванных действием лекарств. Нередко источником отрицательного отношения больных неврозами к лекарственным препаратам является неправильная информация, полученная от других больных, среднего медицинского персонала или при чтении аннотаций, на основании чего делается вывод, что тот или иной медикамент применяется только при шизофрении, маниакально-депрессивном психозе и других психических заболеваниях. Подобное негативное отношение больных неврозами к назначаемым лекарственным препаратам крайне затрудняет проведение фармакотерапии и в отдельных случаях даже искажает истинное действие психотропного средства.
Адекватная психотерапевтическая коррекция, нередко с компонентами прямого или косвенного внушения, является непременным условием последующего эффективного использования препаратов в общем комплексе лечения больных неврозами.
Из всех основных групп психофармакологических средств, применяемых при неврозах, наиболее широкое применение получили транквилизаторы. Название «транквилизаторы» происходит от латинского «tranquillo» - делать спокойным, безмятежным. Транквилизаторы, или, как их еще называют, анксиолитики (от anxios - страх, тревога; litic - устранять), как правило, обладают четырьмя основными эффектами: анксиолитическим (уменьшают эмоциональную напряженность, тревогу и страх), гипнотическим (выражается в облегчении наступления сна, усилении действия снотворных, наркотических и обезболивающих препаратов), миорелаксирующим (мышечно-расслабляющим) и противосудорожным. Помимо присущих эффектов, транквилизаторы обладают рядом недостатков: длительный прием ведет к снижению краткосрочной памяти, процессов восприятия, способности переработки информации и принятия решений; возможна сонливость, головокружение, нарушение половой потенции, заторможенность. Транквилизаторы нельзя назначать водителям транспорта, диспетчерам и другим лицам, которые по роду своей деятельности должны обладать быстрой реакций. После многократного применения часто возникает «синдром отмены» (нарушение сна, раздражительность, иногда судороги). Транквилизаторы несовместимы с алкоголем, который усиливает их действие и оказывает угнетающее действие на ЦНС; при частом применении развивается привыкание и лекарственная зависимость (психическая и физическая).
Помимо транквилизаторов, при неврозах используются и другие психотропные средства - психостимулирующего, нейролептического (малые нейролептики) и антидепрессивного действия (антидепрессанты-седатики).
Традиционно при неврозах широко применяются лекарственные препараты общеукрепляющего, седативного, стимулирующего действия, вегетативные «гармонизаторы», ноотропы. Арсенал этих средств постоянно пополняется.

Неврозоподобный синдром — очень распространенное заболевание, которое обусловлено и стрессом, и соматическими нарушениями. Фактор стресса оказывает дополнительное провоцирующее воздействие, а основное ухудшение состояния человека происходит на органическом фоне. Заболевание встречается как у взрослых, так и у детей.

Как проявляется неврозоподобный синдром?

Деятельность психики тесно связана с работой нейронов головного мозга, поэтому любые отклонения от нормальной деятельности гипоталамуса и лимбических зон немедленно сказываются на эмоциональном фоне пострадавшего. Какие физические заболевания увеличивают вероятность неврозоподобного синдрома?

  • аллергические реакции: кожная аллергия, пищевая аллергия, бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания: ишемия, вегетососудистая дистония и др.;
  • желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язва, дисбактериоз кишечника;
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчного пузыря;
  • резидуально-органические пороки головного мозга;
  • психические заболевания: эпилепсия, параноидальный синдром, шизофрения и др.;
  • эндокринные нарушения: гипертиреоз, сахарный диабет и др.

Практически все тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться неврозоподобным синдромом. У некоторых людей возможности психики позволяют избежать этого осложнения, но в основном не удается устранить все симптомы за счет собственных ресурсов. Какие симптомы позволяют предположить неврозоподобное состояние?

  • резкие перепады настроения, преобладают негативно-окрашенные эмоции: тревога, раздражительность, злость;
  • сложности с контролем над своим поведением, вспыльчивость, агрессивные поступки;
  • тошнота и рвота в стрессовых ситуациях;
  • жидкий стул, запоры;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, сонливость;
  • отсутствие аппетита, отказ от пищи;
  • скачки артериального давления и пульса;
  • большое количество необоснованных страхов, тревожность, мнительность;
  • повышенное потоотделение и слезливость;
  • недержание мочи, особенно в ночное время у детей.

Конкретные проявления могут различаться по степени интенсивности в каждом клиническом случае: некоторые пациенты страдают всем списком симптомов, а у кого-то проявляется 2-3 признака.

Так как характер заболевания в основном невротический, в первую очередь нужно обращаться к невропатологу. При необходимости могут быть подключены и другие специалисты:

  • психотерапевт или психиатр;
  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог.

Для того чтобы ребенку была оказана комплексная и эффективная помощь, родителям не следует скрывать симптомы нарушения. Часто из-за ложных опасений родителей дети вынуждены страдать из-за своего плохого самочувствия. Без должных оснований никто не вправе ставить ребенка на учет в психдиспансер, госпитализировать или выписывать ему сильнодействующие и опасные медикаменты.

Если родители опасаются государственных медицинских учреждений, можно обратиться в частные, но никуда не обращаться нельзя. Категорически нельзя лечить неврозоподобный синдром методами народной медицины — это является потерей времени и продлевает страдания ребенка.

Лечение неврозоподобного состояния должен проводить квалифицированный невролог, а не бабки, колдуны и шаманы с бубном.

Вернуться к оглавлению

Что такое неврозоподобный синдром?

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют несколько разнообразных по своим проявлениям расстройств, для каждого из которых характерны специфические нарушения. Что входит в эту категорию? Астенический синдром. Пострадавший испытывает головные боли, мигрени неясного происхождения. Появляется быстрая утомляемость даже без адекватной нагрузки. Поведение становится неконтролируемым, человек эмоционально неуравновешен, ведет себя резко и несдержанно.

В течение дня имеется сонливость, в ночное время — бессонница, поверхностный сон, неприятные и кошмарные сновидения. Периоды раздражительности сменяются периодами апатии и безразличия к происходящему. Человек остро реагирует на внешние стимулы: на громкие звуки, яркий свет, контакты с другими людьми, запахи и прикосновения. Со стороны соматики наблюдается расстройство сердечного ритма, потливость, нарушения пищеварения, отсутствие аппетита и переедание. Астенический синдром без лечения прогрессирует и приводит к более тяжелым недомоганиям.

Обсессивно-компульсивный синдром. Появляется характерное поведение для пострадавшего: чтобы избавиться от тревоги, человек совершает действия, которые временно его успокаивают. Это может быть мытье рук, покупки ненужных вещей, употребление алкоголя, занятия сексом с посторонними людьми. Патологическое нарушение поведения проявляется в том, что пострадавший повторяет эти действия вновь и вновь, даже если они не дают устойчивого облегчения его состояния. У человека появляются навязчивые мысли, страхи приобретают нереальную форму. Пациент начинает верить в знаки, приметы, гороскопы и предзнаменования, обзаводится личными ритуалами на удачу.

У обсессивного синдрома возможны рецидивы в стрессовых ситуациях и ремиссии в относительно спокойное время.

Ипохондрический синдром. Человека чрезмерно тревожит состояние его здоровья, в любом незначительном недомогании он склонен видеть приближение смерти. На этой почве обостряются все хронические соматические заболевания, усиливаются мигрени, расстройство пищеварения и раздражительность. Страдающие ипохондрическим синдромом часто упрекают врачей в некомпетентности, поскольку обнаружить смертельный недуг медицина не в силах. Пациенты с ипохондрическим синдромом верят в то, что их прокляли, наложили на них порчу, испортили им карму какие-то посторонние колдуны или недоброжелатели, соответственно, они обращаются к другим адептам магии и шарлатанства для того, чтобы нейтрализовать этот магический урон. Лечить пострадавших методами официальной медицины очень сложно, поскольку они не выполняют рекомендаций врача, ведут себя агрессивно и самовольно.

Гиперкинетический синдром. Чаще появляется у детей, чем у взрослых. Сопровождается беспорядочной и деструктивной двигательной активностью. Ребенок постоянно испытывает желание рвать бумагу, поджигать вещи, убегать, ломать и портить игрушки, крутить в руках какие-то вещи. Со стороны соматических нарушений проявляются нервные тики, подергивания конечностей, тремор, повторяющиеся и избыточные движения, например, очень частое моргание. У взрослых обычно достигается некоторый контроль над поведением, но в стрессовых ситуациях пациентам сложно избавиться от лишней активности.

Истерический синдром. Отличительной чертой является эмоциональная несдержанность, гипертрофированные проявления эмоций. Часто пациенты изображают падения в обморок, вселенскую скорбь, плачут напоказ, симулируют судороги и припадки. На нервной почве возможно ухудшение зрения и слуха, появление параличей и парезов. Формы, в которых выражается неврозоподобный синдром, могут свободно перетекать друг в друга при определенных обстоятельствах, однако чаще всего больной останавливается на одной форме и придерживается ее в течение длительного времени.