Наречие в форме сравнительной степени примеры. Степени сравнения наречий в русском языке

Качественные наречия в русском языке имеют две формы степени сравнения – сравнительную и превосходную. Сравнительная степень наречий также имеет две формы – простую и составную, а превосходная – только сложную. Посмотрим подробнее примеры их использования в речи.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Простая сравнительная степень наречия образуется при помощи суффиксов – ЕЕ (- ЕЙ), -Е

Не существует разницы между употреблением суффиксов – ЕЕ или –ЕЙ

Весело – веселее (веселей)
медленно – медленнее (медленней)
смело – смелее (смелей)

Черепаха передвигается медленнее ежа. – - The turtle moves more slowly than the hedgehog.

Суффикс –Е используется, если в основе слова встречается чередование согласных букв:

Громко – громче
Долго – дольше
Богато – богаче
Редко - реже
Ты смеёшься громче меня. – – You are laughing louder than me.

Кроме того, существует ещё и альтернативная сравнительная степень наречия, которая образуется при помощи приставки –ПО.

Дорого – подороже
Тяжело – потяжелей

Эти туфли стоят подороже моего костюма. – – These shoes are more expensive than my costume.

Для обозначения сравнительного качества наречия также можно добавлять союз ЧЕМ. В этом случае тогда нужно обращать внимание на правильное употребление падежных окончаний.

→ Наречия – исключения, в которых меняется не основа, а всё слово:
Мало – меньше
Много – больше
Хорошо – лучше
Плохо – хуже

В Москве находится больше музеев, чем в Санкт-Петербурге. – There are more museums in Moscow than in Saint Petersburg.
Составная сравнительная степень наречия образуется при помощи слов БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

Шумно – более шумно
Грустно – менее грустно

Этот двигатель работает более шумно, чем тот. – - This engine runs noisier than that one.

ПРЕВОСХОДНАЯ СТЕПЕНЬ НАРЕЧИЙ

Данная степень образуется при помощи
→ сочетания слов НАИМЕНЕЕ, НАИБОЛЕЕ (иногда МАКСИМАЛЬНО) + наречия
Максимально точно, наименее сложно, наиболее удобно

Очень важно максимально точно понять речь иностранца. – - It is very important to understand accurately the speech of a foreigner.

→ простой сравнительной степени наречия + слов ВСЕХ, ВСЕГО
Этот повар готовит лучше всех. – – This cook cooks best.

ВСЕХ мы используем, когда сравниваем похожие предметы (лучше других поваров, как в показанном примере)
Больше всего мне нравится плавать. – – Most of all I like to swim.
Меньше всего я люблю мороженое. – – The last thing I like is ice cream.

ВСЕГО мы используем, когда нужно сравнить:
действия (больше всего плавать, а не петь)
разные предметы (меньше всего мороженое, а не шоколад)

Тема: Степени сравнения наречий.(7 класс)

Язык никогда не устанавливается окончательно:

Он непрестанно живет и движется,

развиваясь и совершенствуясь.

(В.Г.Белинский)

Цели и задачи:

Образовательная:

1. Продолжить формировать умения образовывать сравнительную и превосходную степени наречий, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени.

2. Сформировать умения различать сравнительную степень прилагательного и наречия.

3.Познакомить с этимологией наречий вдребезги и дотла.

Развивающая: развивать логическое и образное мышление, сосредоточенность внимания

Воспитательная: воспитание уважения к труду

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, исключение.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, коллективная.

Оборудование: тексты с заданиями, тест, учебник.

Ожидаемый результат: сформировано умение различать сравнительную степень прилагательного и наречия, выявлены роль и правила употребления наречий в художественной речи.

Ход урока

I. Орг. момент. Эмоциональный настрой учащихся.
Прозвенел звонок для нас. Все вошли спокойно в класс Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Вижу класс наш хоть куда! Мы начнем урок, друзья.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться со степенями сравнения наречий, будем учиться отличать их от прилагательных в сравнительной и превосходной степени, определять синтаксическую роль наречий в сравнительной степени, научимся правильно употреблять их в речи. Будьте активны, внимательны, и у вас все получится.

(Записываем число и тему урока.)

    Разминка.

Для начала немного разомнёмся. (Устно).

Подберите к фразеологизмам синонимы-наречия.

Ни свет ни заря – рано;

с минуты на минуту – скоро;

рука об руку – вместе;

на скорую руку – быстро;

на край света – далеко;

как снег на голову – неожиданно;

кот наплакал – мало;

душа в душу – дружно.

А скажите, все ли из данных наречий образуют степени сравнения?

II . Проверка домашнего задания.

1. Фронтальный опрос с последующей письменной проверкой.

Сколько степеней сравнения имеет наречие? (Две).

Назовите степени сравнения наречий. (Сравнительная и превосходная).

Сколько форм имеют эти степени сравнения, назовите их. (Две формы: простая и составная).

Как образуется простая сравнительная степень наречия? (При помощи суффиксов -ее, -ей, -е, -ше ).

(наречие + более, менее).

Что вы можете сказать об образовании превосходной степени сравнения наречия? (Превосходная степень сравнения наречия имеет только составную форму, простые формы встречаются крайне редко, в основном в архаичных словах типа покорн ейше , ниж айше , строж айше ).

Как образуется составная степень сравнения наречия? (Сравнительная степень наречия + местоимение всех).

- Молодцы.

2. Проверка знания теории на практике.

Образование степеней сравнения наречий. Работа в тетради по вариантам.

От данных наречий образуйте все возможные степени сравнения.

ГРОМКО громче, более(менее) громко, громче всех

ПРЕКРАСНО прекраснее, более (менее)прекрасно, прекраснее

всех

ХОЛОДНО холоднее, более (менее)холодно, холоднее всех

ЗВОНКО звонче, более(менее) звонко, звонче всех

КРАСИВО красивее, более(менее) красиво, красивее всех

ПЛАВНО плавнее, более(менее) плавно, плавнее всех

3. Создание, решение (поиск ответа), разработка (закрепление) проблемной ситуации.

Ребята, прочитайте предложения и скажите, в чем схожесть и различие предложений

Обратите внимание, что в этих предложениях встречается одно и то же слово, но в одном случае это прилагательное, а в другом – наречие. Как отличить прилагательное от наречия? Обратимся к таблице

Наш класс дружнее, чем шестой.

И лес шумит дружней, когда деревьев много

Имя прилагательное

Наречие

Обозначает

Признак предмета

Признак действия

Относится

К имени существительному

К глаголу

Отвечает на вопрос

Какой? Какая? Какое ?

Как? Каким образом?

В предложении является

Сказуемым

Обстоятельством

А теперь посмотрим в учебнике на Стр.81.

4. Отрабатываем алгоритм действия

1. Надо посмотреть, от какой части речи зависит слово в сравнительной степени:

Наречие – от глагола Прилагательное – от существительного или

местоимения

2. Поставить вопрос:

как? какой? каков?

3.Определить слово как член предложения:

обстоятельство сказуемое

Возвращаемся к предложениям, записанным на доске. Оформляем запись в тетради.

III . Закрепление

1) Запись под диктовку, подчеркнуть прилагательные и наречия (2- 3 обучающихся у доски):

1) Сегодня ты выглядишь веселее.

2) Сейчас твоё настроение намного веселее, чем минуту назад.

3) Ребята нашего класса дружнее.

4) Мы дружнее берёмся за интересную работу.

5) Худой мир лучше доброй ссоры.

6) Сокол выше солнца летает.

Физкультминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись.

1 ) Продолжим работу. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Над наречиями в сравнительной степени надпишите букву н., а над прилагательными – п.

1. Бледне…т ночь. Туманов п…лена в л..щинах и лугах ст..новится белее, звучнее лес, бе..жизненней луна и серебро росы на стеклах холоднее. 2. Свеже…т с кажд..м днем и молоде...т сосны чернеет лес, сине…т мягче даль, - сд...ется наконец сырым ветрам февраль, и пот…мнел в л…щинах снег наносный. 3. Ветер снес сырой туман с полей заг...релись звезды и в д..линах зашумели воды веселей.

Проверка

А теперь нам предстоят

2)Этимологические раскопки (проверка индивидуального задания).

Индивидуальные сообщения об истории появления фразеологизма сгореть дотла , наречия вдребезги.

Составьте с данным фразеологизмом предложение и запишите его. Выполните его синтаксический разбор.

А теперь поработаем устно.

3 ) « Говорите правильно » (устно).

1) Как можно быстрее (нельзя: «возможно быстрее») .

2) Заходите как можно чаще (нельзя: «возможно чаще») .

3) Было жутко в темноте (нельзя: «жутко нравится», «жутко скучает») .

4) Получить даром, бесплатно (нельзя: «получить задаром») .

5) Много. Вы получили много. Дали вам так много (нельзя: «столько много») .

6) Приехал, óтдал совсем, навсегда (нельзя: «отдаю насовсем») .

7) Разделим пополам (нельзя: «разделим напополам») .

Устно составьте предложения с этими словосочетаниями.

Вы неплохо справились со всеми заданиями, а теперь я предлагаю проверить, как вы усвоили эту тему с помощью небольшого теста.

4) Контроль усвоения изученного.Тест (2 – 3 мин.)

Тест

1.Выбрать предложение с наречием в сравнительной степени:

а) Весной солнышко светит веселее.

б) Этот цветок красивее прежнего.

в) Саша смелее Паши.

2.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) С возрастом годы бегут быстрее.

б) Городские дома выше сельских домиков.

в) Водолаз погружается в воду глубже аквалангиста.

3.Выбрать предложение с прилагательным в сравнительной степени:

а) По утрам мороз намного сильнее, чем днём.

б) Чтобы не опоздать на урок, надо просыпаться раньше.

в) Говори, пожалуйста, тише.

4.Укажите наречия в сравнительной степени:

а) читает внимательнее

б)медленнее всех бежал;

в) книга интереснее.

5. Найдите предложение с ошибкой в употреблении наречия:

а)Он слушает меня более внимательно.

б) Ты сделал работу лучше всех.

в) Я стараюсь писать более красивее

г) Мой брат рисует хуже меня.

Проверь себя! 1.а;2.б;3.а;4. а; 5. в.

Взаимопроверка теста

IV .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Мне понравилось, как вы работали на уроке. Думаю, что вы сегодня еще больше узнали о нашем родном языке.

V. Домашнее задание. 7 – 10 пословиц со сравнительной степенью наречий и прилагательных.(оценки за урок)

Качественные наречия – это самая богатая в количественном отношении семантическая группа наречий. Эти наречия, как правило, мотивированы именами прилагательными и наследуют от них не только лексическое значение корня, но и степени сравнения. Формы степеней сравнения наречий во многом совпадают с формами сравнительной степени имени прилагательного.

Степени сравнения наречий Сравнительная

1)простая (синтетическая) –громче, быстрее;

2) аналитическая – более громко, быстро.

Превосходная

1) простая (синтетическая) – отсутствует;

2) аналитическая – более громко, громче всех; более быстро, быстрее всех.

Сравнительная простая форма наречий образуется с помощью суффиксов -е: громко – громче; -ее: сильно – сильнее; -ше: рано – раньше.

Некоторые наречия имеют две вариантные формы сравнительной степени: далеко – далее, дальше; рано – ранее, раньше; поздно – позднее, позже. Возможна добавка префикса по-: выше – повыше; медленно – помедленнее.

Аналитическая форма сравнительной степени образуется, как и у прилагательных, путем присоединения к положительной степени слова более (наиболее): более громко, наиболее громко. По поводу включения слова менее существуют разные мнения. В.В. Виноградов писал: «…сочетания прилагательных со словом менее (вследствие отсутствия соотносительных форм превосходной степени) не сливаются в грамматическое целое, не «морфологизируются». Они сохраняют характер свободного синтаксического сцепления. Менее выступает лишь как антоним к более ». [Виноградов, 1972, с. 203–204].

Мнение о том, что в качестве компонента аналитической формы может выступать только слово более, основывается на том, что сравнительная степень выражает большую интенсивность признака, а слово менее разрушает эту теорию.

Возможно образование супплетивных форм сравнительной степени: хорошо – лучше, мало – меньше.

Существует мнение, что аналитические формы сравнительной степени имеют не только наречия качественной характеристики, но и некоторые наречия, оканчивающиеся на –ски, по…ски, по…ому, например: дружески – более дружески.

Формы превосходной степени у наречий образуются так же, как и у прилагательных, – с помощью суффиксов –айше, -ейше, но встречаются крайне редко, в небольшой группе слов: строжайше, глубочайше, покорнейше, почтеннейше, почтительнейше, высочайше, милейше, нижайше, подробнейше, ближайше. Эти устаревшие формы используются в стилистических целях.

Аналитические формы имеют компоненты: 1) форму сравнительной степени и слов всего, всех: быстрее всех, удобнее всего; 2) положительную форму наречия и слово наиболее: наиболее понятно.

  1. Степени качества наречий

Как и прилагательные, наречия, образованные от качественных адъективов, выражают степень качества без сравнения с помощью суффиксов субъективной оценки и особых приставок.

Степени качества наречий образуются:

1) с помощью суффиксов -оньк-(-еньк-), -оват-(-еват-), -онечк-(-енечк-), -охоньк-(-ёхоньк-): тихонько, давненько, легонечко, тихонько, близёхонько и т. д. При этом часть суффиксов используется для усиления признака (частенько, быстренько и т. п.), другая – для выражения ослабленности признака (маловато, рановато );

2) при помощи приставок пре-, раз-, все-, архи-, сверх-: преспокойно, распрекрасно, архисовременно, сверхизысканно;

3) путём повторения наречий: далеко-далеко, быстро-быстро и т. д.

    Словообразование наречий

Наречия образуются от имён прилагательных, существительных, причастий, деепричастий и т. д. Наиболее продуктивными являются суффиксальный и префиксально-суффиксальный способы словообразования. Кратко остановимся на основных способах.

1. Суффиксация . Самым продуктивным является образование наречий с помощью суффикса –о от имён прилагательных: вольно, быстро, умеренно, трудно, удобно, ежедневно, высоко, верно, ловко, задорно, незаслуженно, упорно, грустно, весело .

От имён прилагательных на ский, -цкий образуются наречия с суффиксом –и : братски, дружески, варварски, начальнически, молодецки.

Наречия вызывающе, угрожающе, раздражающе, волнующе, умоляюще, любяще и под., имеющие суффикс –е , мотивированы соответствующими причастиями настоящего времени действительного залога.

Наречия могут мотивироваться именами существительными (днём, утром, весной, порой, рысью, верхом, кругом, мигом, домой, гуськом ), числительными (пятью, трижды, единожды ), глаголами (молчком, трусцой, настороже ), наречиями (маловато, частенько, кратенько, давненько, тихохонько, вразвалочку ). В некоторых случаях словообразование тесно переплетается с адвербиализацией – пополнением наречий за счёт перехода из других частей речи. Так, адвербиализации подверглись имена существительные вечер ом , весн о й , в которых бывшее окончание превратилось в суффикс.

2. Префиксация. Наречия образуются от соответствующих наречий с помощью приставок не- (недалеко, ненадолго ), за- (засветло, заранее ), до- (доныне ); от местоимений (навсегда, досюда, отсюда ).

3. Префиксация с суффиксацией . Наречия могут быть мотивированы именами прилагательными (по-деловому, по-прежнему, по-видимому, по-товарищески, по-собачьи, вручную, вдалеке, взаперти, досуха, заново, изредка, направо, навеселе, сгоряча, исстари ), местоимениями (по-нашему, по-моему ), именами существительными (вправду, вничью, наполовину, вверху, сверху, впереди, наутро, замужем ), именами числительными (втроём, вдесятером, вдевятеро ), глаголами (вприглядку, вприкуску ), наречиями (подолгу, помногу ).

4. Сложение : полулёжа, полушутя.

5. Суффиксация со сложением : мимоходом, самоходом.

6. Префиксация с суффиксацией и сложением : вполсилы, вполголоса, втридорога.

Каждая из существующих частей речи имеет свои характерные черты. Все они поделены на группы по значению, поэтому их особенности абсолютно разные. Некоторые части речи помогают сравнивать один предмет или качество с другим. Благодаря этому появились такие категории, как сравнительная и превосходная степень. Что они собой представляют, разберемся подробнее в нашей статье.

Степени сравнения

Каждый школьник знает, что и наречие отличаются от других групп речи тем, что могут образовывать различные Ими называют такую форму слова, которая изменяется благодаря сопоставлению одного качества с другим.

Выделяют, как правило, три подгруппы:

  • Положительная степень. В такой стоит тогда, когда его не сравнивают ни с каким другим. Например: красивый (сам по себе), холодно (без сопоставления с тем, что было ранее, или будет позже). Еще ее называют начальной степенью, а в лингвистике по-научному определяют как позитив.
  • Сравнительная степень. Слово в этой форме употребляют в случае, когда соотносят одно качество предмета или какого-либо явления с другим. Например: большой — больше (чем первый), грустно — грустнее (чем было до этого).
  • Превосходная степень. Ее используют, если хотят выразить самый высокий показатель качества среди остальных, подобных ему. Например: светлый — светлейший (самый), весело — веселее всего.

Прилагательное

Из всего многообразия частей речи роль образовывать степени отведена лишь именам прилагательным и наречиям. Объяснить это несложно: каждое из них обозначает качество предмета и его состояние. А их совсем нетрудно сравнивать между собой.

Образуется двумя разными способами:


В трудных случаях нет возможности образовать простую сравнительную степень. Тогда используют лишь сложную. К таким примерам отнесем слово «тяжкий».

Превосходная степень имеет два метода образования:

  • Простой. К основе (прилагательное) прибавляют суффиксы -ейш или -айш: милый — милейший.
  • Сложный. Образуется с помощью вспомогательных слов «самый», «всех»: самый добрый, добрее всех.

Иногда для усиления добавляют приставку -наи: лучший — наилучший.

Наречие

Эта особенная часть речи практически не изменяется, не имеет окончаний и системы склонений. Но при этом она обладает другой способностью. Так же, как у прилагательного, у наречия имеется форма превосходной степени и сравнительной.

Последняя образуется с помощью:


Наречие в превосходной степени редко образуется с помощью суффиксов -айше, -ейше: покорнейше, строжайше. Такие формы мы часто можем встретить в литературе прошлых веков.

Как правило, чаще используются слова «всего» (быстрее всего), «максимально» (максимально коротко).

Для усиления применяют приставку -наи: наиболее.

Итог

Мы ежедневно сравниваем один предмет, качество или явление с другим. В устной речи мы даже не задумываемся над способами, которые нам в этом помогают. Теперь мы знаем, как на письме образуются сравнительная и превосходная степень. Не стоит забывать, что этой особенностью обладают лишь и наречия. Не важно, как вы будете выполнять это — при помощи суффиксов или воспользуетесь специальными словами, не забывайте, что не все формы имеют существование. В таком случае стоит проверить их по словарю.

Наречия на -о (-е) , образованные от качественных имён прилагательных, могут иметь степени сравнения, например: взлетел высоко - взлетел выше , взлетел более высоко , взлетел выше всех . У наречий имеются две степени сравнения: сравнительная и превосходная .

Сравнительная степень наречий имеет две формы - простую и составную . Простая форма сравнительной степени образуется с помощью суффиксов -ее (-ей), -е, -ше , при этом отбрасываются конечные -о (-е), -ко :

больно - больней (-ее ), стало легко - легче , тонко - тоньше .

Составная форма сравнительной степени наречий - это сочетание слова более и исходной формы наречия, например: отрезал более тонко , относился более внимательно .

Превосходная степень наречий имеет, как правило, составную форму, которая представляет собой сочетание двух слов - сравнительной степени наречия и местоимения всех (всего): сделал лучше всех .

234. Образуйте от данных наречий формы простой сравнительной степени и запишите их по образцу. Прочитайте в рамке синонимы к выделенному слову. С тремя из них составьте предложения.

Грациозно - грациознее ; уверенно, необузданно , устойчиво, красиво, взволнованно, величественно, энергично, удобно.

Жарко - жарче ; громко, дорого, звонко, крепко, строго, сухо, тихо, просто, резко, ярко, круто, твёрдо, часто, дёшево.

Близко - ближе ; гладко, жидко, коротко, низко, редко, узко, сладко, высоко, широко.

неистово
буйно
безудержно
неукротимо
необузданно
яростно
удобнее
шире
слаще

235. Прочитайте текст. Определите его тему. Вначале выпишите словосочетания с наречиями в сравнительной степени, затем с остальными. В каком ещё значении слово «сабантуй» употребляется в русском языке? Расскажите об одном из русских национальных праздников или о празднике других народов России.

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПРАЗДНИК ТАТАРСТАНА - САБАНТУЙ

    Сабантуй - старинный праздник татарского народа, он проводится после окончания полевых работ, в июне. К Сабантую готовятся заранее - тщательнее убирают в доме, больше припасают угощений для гостей, вдумчивее выбирают подарки для победителей состязаний.

    Сбор подарков проводят накануне праздника, в субботу. В деревнях юноши с весёлой песней разъезжают на лошадях, собирая подарки - полотенца, платки и т. д. Их прикрепляют к уздечкам коней. Чем больше собрано подарков, тем богаче украшен конь наездника.

    Место для праздника определяется заранее, больше всего оно похоже на стадион для соревнований. Торжественно открывая Сабантуй, один из руководителей района поздравляет собравшихся с национальным праздником. Далее следует его развлекательная часть - выступления певцов, танцоров.

    Затем проводятся различные состязания, больше всего внимание зрителей привлекает национальная борьба - кэрэш. Весёлое оживление вносят различного рода шуточные соревнования: бег с ложкой во рту с положенным на неё яйцом, бег с вёдрами на коромысле, наполненными водой. Много смеха вызывает бой с мешками, набитыми сеном. Очень популярны перетягивание каната, палки, лазанье на высокий гладкий столб, наверху которого подвешен приз, и т. д. Одновременно проводятся состязания певцов, чтецов, танцоров. Молодёжь увлечённо водит хороводы, устраивает танцы.

Назовите одинаковые по звучанию слова. Поставьте к ним вопросы. Какими членами предложения они являются?

  1. Мой брат выше меня.
  2. Мой брат через планку прыгает выше меня.

Сравнительная степень наречия является обстоятельством, относится к глаголу и отвечает на вопрос как? И лес шумит (как?) дружней, когда деревьев много. (Пословица)

236. Прочитайте русские пословицы и поговорки. Спишите, подчеркните наречия в сравнительной степени. Придумайте две ситуации, в которых можно использовать эти пословицы и поговорки.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Больше науки - умнее руки. Выше лба уши не растут. Больше дела, меньше слов. Выше головы не прыгнешь. Меньше говори, больше услышишь. Шире рта не зевнёшь. Сильнее кошки зверя нет. Ниже среднего. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Хуже некуда. Тише едешь, дальше будешь. Днём позже, днём раньше - какая разница. Белее снега не будешь.

237. Диктант. Подчеркните наречия. Что они обозначают? Составьте три предложения с причастными оборотами.

Ра(с, з)калённым докрасна камнем, сильно реде..щую тайгу, недавно построе(н, нн)ую электростанц..ю, отаплива..мая снизу теплица, промышле(н, нн)ая древесина, кое-где обогреваемые подземными источ(?)никами, предутре(н, нн)ий час, разгорающаяся (на)небе полоска, подн..ма..щаяся кверху лава, огне(н, нн)ый поток, ра(с, з)бросанные повсюду глыбы, густой окута(н, нн)ый паром гейзер.