Написание ь знака после шипящих. Методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему: Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих

Тема урока:

« Мягкий знак после шипящих на конце слова»

(тема урока показывается на слайде, после её формулировки учениками в процессе урока )

ОТД: способствовать формированию стремления к грамотному написанию слов с мягким знаком после шипящих в конце слова, потребности развивать интеллектуальную культуру учащихся.

Цели урока:

1) познакомить учащихся со способами действия при выборе написания мягкого знака после шипящих на конце слов разных частей речи; способствовать закреплению умения выбирать орфограмму с шипящим на конце слова;

2) способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы;

3) содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку (цель определяется учениками в процессе урока ).

Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Оборудование: дифференцированные карточки-задания, тест, автоматизированное рабочее место учителя, презентация к уроку по теме: «Мягкий знак после шипящих на конце слова», карточки для рефлексии.

Ход урока

I . Оргмомент.

II . Проверка выполнения домашнего задания.

Для проверки домашнего задания ученикам раздаётся тест (приложение 1)

III . Актуализация субъективного опыта учащихся. Подготовка учащихся к работе на основном этапе.

Устно повторить вопросы, на которые отвечают имена существительные, имена прилагательные, в том числе и краткие, глаголы, наречия. Записать по 2 примера на каждую часть речи.

Мобилизующий этап урока при освоении нового материала (Неожиданный вопрос)

Ребята, знаете ли вы, кто такие археологи и чем они занимаются?

(Предполагаемые ответы: археологи раскапывают старинные предметы, затем исследуют их.)

А вы хотите попробовать себя в роли археологов, вернее, исследователей языка и разгадать тайну написания помещённых на доске слов? А результатом нашего исследования будет выведенное вами самостоятельно правило, без моей подсказки. Если согласны, тогда вперёд!

IV . Изучение нового материала (поэтапное исследование)

1 этап. Наблюдение над языковым явлением.

Перед вами ряд слов: (1 слайд)

Беречь, настежь, горяч, отвечаешь, плащ, вскачь,

отрежь, пригож, наотмашь, (с) крыш, вещь, всемогущ.

Посмотрите, на какие согласные оканчиваются эти слова? Назовите их. (Ч, Ж, Ш, Щ) Как называют в русском языке данные согласные? (ШИПЯЩИЕ)

Для нас это важнейший опознавательный сигнал.

(Записать на доске и в тетради: Ч, Ж, Ш, Щ НА КОНЦЕ СЛОВА!)

А теперь посмотрите на абсолютный конец слов. Одинаков ли он?

Что мы здесь наблюдаем? (В одних словах есть Ь знак, в других нет).

2 этап. Самостоятельная формулировка темы и цели исследования.

А теперь, учитывая наш опознавательный сигнал и последнее наблюдение, сформулируйте тему нашего занятия.

А что мы должны выяснить? Какова цель нашего исследования?

(Учитель четко проговаривает тему и цели урока). (Слайд 2)

3 этап. Сопоставление, поиск сходных и отличительных признаков.

Вернемся к словам на слайде (слайд 1). На первый взгляд все слова кажутся разными. Но посмотрите внимательно, есть ли между отдельными словами какое-нибудь сходство, не считая наличия или отсутствия ь знака? Какой-то общий признак? (Все эти слова относятся к одной части речи или к разным?)

Какие же части речи здесь представлены? (Глагол, наречие, прилагательное, существительное).

4 этап. Классификация, выделение групп однородных явлений (самостоятельно).

Распределите слова по группам согласно их части речи – 4 колонки. (Последовательность назвать: глагол, наречие, прилагательное, существительное). Можно использовать опорный конспект (приложение№2)

(По окончании работы учащиеся озвучивают группы слов. Учитель демонстрирует готовые группы слов) (Слайд 3)

5 этап. Установление причинно-следственных связей.

Рассмотрим каждую группу отдельно. Что мы наблюдаем у глаголов на конце? У наречий? У прилагательных? Можем ли признак принадлежности к определённой части речи положить в основу выбора – писать или нет ь знак?

Сделаем выводы относительно 3-х первых групп.

Осталась группа существительных. Что мы здесь наблюдаем? (В одних существительных ь знак пишется, в других нет). Значит, нам нужен ещё один отличительный признак. А чем отличаются первое и последнее слово? (мужской род – женский род) Чем отличается от них «(с) крыш»? (Это множественное число). Сделаем относительно них выводы.

6 этап. Окончательные выводы, самостоятельная формулировка правила.

Вот мы и закончили наше исследование. Давайте теперь подытожим: сформулируйте правило написания ь знака, начиная с опознавательного сигнала: после шипящих на конце слова ь знак пишется у глаголов и наречий и т. д.

Осталось добавить:

Запомните исключения у наречий: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЁЖ (записать ).

Для закрепления правила проговорите рифмовку: (Слайд 4)

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда.

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда.

Существительное – много ,

Существительное – мой

Знак не нужен никакой.

А поставь она, одна

Мягкий знак пиши всегда.

Физкультминутка:

Пять маленьких мышек забрались в кладовку,

В бочонках и банках орудуют ловко.

В сыр забирается первая мышка,

В сметану ныряет вторая мышка,

Третья с тарелки всё масло слизала,

Четвёртая в миску с крупою попала,

Пятая мышка медком угощается.

Все сыты, довольны.

Вдруг, кот просыпается.

«Бежим!» - закричала подругам малышка.

И спрятались в норку проказницы-мышки.

V . Первичная проверка понимания изученного

1. Орфографическое чтение .

Прочитайте слова и объясните их написание. (Чтение по цепочке, первое комментирует учитель.) (Слайд 5)

Ковш, видишь, мощь, умываешься, хорош, навзничь, туч, увлечься, колюч, встреч, упряжь, невтерпёж.

2. Задание логического характера «Четвёртое лишнее». (Слайд 6)

Спишите слова из каждого ряда, вставьте, где необходимо, мягкий знак, обозначьте орфограмму: «Мягкий знак после шипящих». Найдите и поместите в скобки лишнее слово. Задание выполняется по рядам.

А) Привлеч(?), намаж(?), кумач(?), делиш(?).

Б) Тягач(?), задач(?), хрящ(?), брош(?).

В) Настеж(?), дремуч(?), могуч(?), линюч(?).

Проверим это задание.

VI . Закреплени новых знаний и способов деятельности.

1 . Выполнение заданий на дифференцированных карточках. (Приложение 3)

2. Комплексное задание. (Слайд 7)

«Соберите» пословицы и поговорки из двух частей (одна из которых – в левом столбике, другая – в правом). Прокомментируйте орфограмму на месте пропусков.

Что посееш_, и сутки проч_

Под гору вскач_, неделей раньше пожнеш_

День да ноч_ - то и пожнеш_

Обожжёш_ся на молоке - а на гору хоть плач_

Днем раньше посееш_ - дуеш_ на воду

3.Задание игрового характера . (Коллективная устная работа)

Отгадай загадки. (Слайд 8)

1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш)

2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач)

3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш)

4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь)

4. Задание творческого характера . (Слайд 9)

Напишите миниатюру (2-3 предложения) по опорным словам, не меняя их формы:

полноч(?), камыш(?), мыш(?), чудовищ(?), ёрш(?), сыч(?), свеж(?), тиш(?), пахуч(?), слышиш(?), ощущаеш(?), проч(?).

5. Повторить изученную орфограмму (несколько учеников)

VII . Подведение итогов урока

VIII . Домашнее задание: повторить п. 59, упр. 302. Подготовить 4-5 пословиц с ь на конце слова.

IX . Рефлексия.

Подумайте над такими вопросами:

    Все ли было понятно на уроке?

    Усвоил ли каждый из вас тему? Может быть, кто-то испытывал трудности?

    Если вы считаете, что сможете в любых словах самостоятельно решить орфографическую задачу: когда писать ь после шипящих в конце слова, то поднимите карточку со знаком +.

    Если вы считаете, что вы не совсем уверены и надо еще потренироваться, то покажите карточку?.

После шипящих. Изложим вам правила, гласящие, когда этого делать не следует и когда делать это строго обязательно.

Эти правила отталкиваются от того, о какой части речи идёт речь, в каком склонении и в какой части слова.

Мягкий знак после шипящих - правило постановки

Ставим мягкий знак:

  1. Мягкий знак после шипящих необходимо писать в существительных женского рода, если они находятся в единственном числе в именительном и

Пример слов: ночь, брешь, дочь, ложь, вещь, плешь.

Пример в предложении: Родила царица в ночь не то сына, не то дочь.

2. В глаголах второго лица в единственном числе при условии настоящего или будущего времени на окончаниях после шипящих.

Пример в слове: будешь, станешь, варишь, помнишь, веришь, сделаешь.

Примеры в предложениях: Если ты знаешь, если ты веришь, то со мною ты будешь и не скоро разлюбишь.

- ся , мягкий знак сохраняется. Пример: возвращаешься, напрягаешься, намереваешься.

3. В глаголах единственного числа в в окончаниях после шипящих.

Пример в слове: Режь! Съешь! Спрячь!

Дополнение: Если к данным глаголам добавить окончание - ся , мягкий знак сохраняется. Спрячься! Не дурачься!

Примеры в предложениях: Вадик, не дурачься и не прячься!

4. В глаголах, находящихся во и повелительном наклонении перед окончаниями - те, - тесь.

Пример: намажь - намажьте - намажьтесь.

Пример в предложении: Дети! Не плачьте!

5. В глаголах неопределённого лица, в том числе и перед окончанием -ся .

Пример слов: печь - печься, лечь - разлечься.

Пример в предложении: Этим рекам долго течь.

6. В наречиях положено вписывать мягкий знак после шипящих, находящихся в конце слова.

Пример: Сплошь, вскачь, наотмашь, настежь.

Пример в предложении: Он пустил лошадь вскачь, и наотмашь рубил воздух мечом.

Исключения: Уж, невтерпёж, замуж.

7. В частицах с шипящими окончаниями: бишь, вишь, ишь, лишь.

Пример слов: то бишь, всего лишь.

В предложении: Ишь какой хулиган!

Почему иногда мягкий знак после шипящих не пишут?

Не надо писать:

  1. В существительных именительного падежа.

Пример: грач, калач, рогач, лещ, нож.

Предложение: К нашему окну подлетел стриж.

2. В существительных, находящихся во множественном числе и родительном падеже.

Пример: туч, круч, плеч, Гриш, меж, луж .

Пример предложений: К сожалению, к завтраку сегодня не подали груш.

3. В в краткой форме.

Пример: могуч, горяч, хорош, летуч, певуч, пригож.

Предложение: Он был и душою хорош, и собою пригож…

4. В местоимениях с шипящими на конце.

Примеры: ваш, наш.

Учитывая изложенное, правописание мягкого знака после шипящих различается в зависимости от многих факторов - части речи, склонения, числа, а также наличия исключений из правил.

Учителя младших классов дают своим ученикам рифмованные варианты правил - для более лёгкого запоминания.

Правила в стихах!

Существительные «много»,

Существительные «мой» -

Знак не ставим никакой!

В глаголах и наречиях

Знак пишется всегда,

А в кратких прилагательных

Не пишем никогда!

В русском языке в конце слов шипящие (Ж, Ш, Щ и Ч) возможны в шести частях речи:

В существительных (НОЧЬ, СТОРОЖ, МНОГО ЗАДАЧ),
в прилагательных (ГОРЯЧ),
в глаголах (ПИШЕШЬ),
в наречиях (НАСТЕЖЬ),
местоимениях (НАШ),
частицах (ЛИШЬ).

Каждая из этих частей речи для употребления мягкого знака имеет свое, особенное правило.

1. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
2. Если слово отвечает на вопрос КАКОВ? и является кратким прилагательным, то после шипящего на конце мягкий знак не нужен (ГОРЯЧ, МОГУЧ).
3. Глаголы с шипящим на конце всегда пишутся с мягким знаком. Например: СМОТРИШЬ или ПОСМОТРИШЬ (в форме второго лица ед. числа настоящего или будущего времени), РЕЖЬ (в повелительном наклонении), ЖЕЧЬ (в неопределенной форме). Обратите внимание, что в глаголах мягкий знак может оказаться после шипящей и не на самом конце слова, а перед постфиксами –СЯ или -ТЕ, например: КУПАЕШЬСЯ, СПРЯЧЬТЕ.
4. На конце наречий после шипящих мягкий знак пишется всегда (НАСТЕЖЬ, ВСКАЧЬ, ПРОЧЬ), кроме исключений: УЖ, ЗАМУЖ, НЕВТЕРПЕЖ.
5. Местоимения с шипящими на конце пишутся без мягкого знака, например: НАШ, ВАШ.
6. Всегда с мягким знаком пишутся частицы ИШЬ, ЛИШЬ, БИШЬ.
Упражнение

Мы уж_ это знали и не мешали ему хозяйничать по-своему; но между нами находился офицер, недавно к нам переведенный. («Выстрел», А. С. Пушкин)

На шее у Петровича висел моток шелку и ниток, а на коленях была какая-то ветош_ . («Шинель», Н. В. Гоголь)

Это точ_ -в-точ_ как сначала они забрали и заподозрили этих, как биш_ их... Коха да Пестрякова. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Наконец сделалось бедняге, в некотором роде, невтерпеж_ , решился во что бы то ни стало пролезть штурмом, понимаете. («Мертвые души», Н. В. Гоголь)

Выражение это говорило, что она решилась, не жалуясь, переносить свое несчастие, и что ее муж_ есть крест, посланный ей от Бога. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Солнце только начинало подниматься из-за туч_ ; в воздухе было свежо и росисто. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

И как подумаеш_ , что и кто – какое ничтожество может быть причиной несчастья людей! («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Он знал, что этот рассказ содействовал к прославлению нашего оружия, и потому надо было делать вид, что не сомневаеш_ся в нем. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Как только он начинал говорить что-нибудь такое, что не удовлетворяло цели обвинения, так принимали желобок, и вода могла теч_ , куда ей угодно. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Говорят, что его мать была очень хороша собою, и мне странно кажется, почему она так неудачно вышла замуж_ , за такого незначительного человека... («Бедные люди», Ф. М. Достоевский)

Я ему говорил... Не плач_ обо мне: я постараюсь быть и мужественным, и честным, всю жизнь, хоть я и убийца. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Все сраженье состояло только в том, что сделали казаки Орлова-Денисова; остальные войска лиш_ напрасно потеряли несколько сот людей. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Оно само упадет, когда будет зрело, а сорвеш_ зелено, испортиш_ яблоко и дерево, и сам оскомину набьеш_ . («Война и мир», Л. Н. Толстой)

Николай в два слова купил за шесть тысяч_ семнадцать жеребцов на подбор (как он говорил) для казового конца своего ремонта. («Война и мир», Л. Н. Толстой)

На той стороне ограды старик строгал обруч_ и не видал Левина. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Кроме фальши и лжи, ничего не могло выйти теперь; а фальш_ и лож_ были противны его натуре. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Никто не объявлял войны, а люди сочувствуют страданиям ближних и желают помоч_ им, - сказал Сергей Иванович. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

И вот в Москве, где каждая встреча ей нож_ в сердце, она живет шесть месяцев, с каждым днем ожидая решения. («Анна Каренина», Л. Н. Толстой)

Наступила ноч_ - мать благословила доч_ свою и пожелала ей кроткого сна, но на сей раз желание ее не исполнилось; Лиза спала очень худо. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

Но иногда - хотя весьма редко - златой луч_ надежды, луч_ утешения освещал мрак ее скорби. («Бедная Лиза», Н. М. Карамзин)

И там один ключ_ есть всех больше, втрое, с зубчатою бородкой, конечно, не от комода. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач_ и отправился вслед за ними. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Но, уходя, осмелюсь заметить, что впредь надеюсь быть избавлен от подобных встреч_ и, так сказать, компромиссов. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Плач_ бедной, чахоточной, сиротливой Катерины Ивановны произвел, казалось, сильный эффект на публику. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзнич_ назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Дич_ ! - завопил взбешенный до ярости Лужин, - дич_ вы все мелете, сударь. («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Марфа Терентьевна не унималась, а все больше и больше приставала к градоначальнику: вынь да полож_ Бонапарта, то под конец он изнемог. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Что ни выпалит из ружьеца, то сердце насквозь прострелит, что ни махнет сабелькой, то голова с плеч_ долой. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Многократно делал походы против недоимщиков и столь был охоч_ до зрелищ_ , что никому без себя сеч_
не доверял. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

«Довольно! - произнес он решительно и торжественно, - проч_ миражи, проч_ напускные страхи, проч_ привидения!..» («Преступление и наказание», Ф. М. Достоевский)

Думалось, что небо обрушится, земля разверзнется под ногами, что налетит откуда-то смерч_ и все поглотит, все разом... («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Долго он торговался с ними, просил за розыск алтын да деньгу, головотяпы же давали грош_ да животы свои в придачу. («История одного города», М. Е. Салтыков-Щедрин)

Упражнение подготовили Н. Соловьева и Б. А. Панов («Лига Школ»).

Мягкий знак - одна из тех букв, которые нередко заставляют пишущего испытывать затруднения в выборе правильного варианта написания. Тем более что с ним связано несколько видов орфограмм. Попробуем разобраться с одной из них.

Зачем нужен мягкий знак?

Мягкий знак не обозначает никакого звука. Тем не менее он достаточно часто используется нами на письме.

Мягкий знак в русском языке никогда не используется после гласной, Й или в начале слова.

Мягкий знак выполняет три основные функции :

  • обозначает мягкость согласных в середине перед согласными и на конце слова (смягчающий знак ).
  • указывает на то, что Е, Ё, Ю, Я после согласного обозначают два звука; также «разделяет» согласный и следующий за ним И, иногда О (разделительный знак ).
  • помогает определить грамматические признаки слова (после шипящих на конце слова - грамматический знак ).

Именно о правописании мягкого знака после шипящих мы сейчас и поговорим.

Зачем нужен мягкий знак после шипящих?

Так зачем же мы пишем мягкий знак поле шипящих на конце слов? Ведь разделять он ничего не может (после него нет гласной).

Не может он выполнять и смягчающую функцию: все шипящие либо всегда мягкие (зачем им еще и мягкий знак?), либо всегда твердые (и мягкий знак изменить это положение не в силах).

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте понаблюдаем за словами.

Предположим, существуют такие слова: чучь, мяш и пинь . Это существительные. Можем ли мы определить их род и склонение?

Мы можем с уверенностью сказать, что слово «чучь» женского рода 3 склонения, а «мяш» – мужского рода 2 склонения. Про «пинь» же сказать ничего невозможно. Почему? Потому что мы знаем: только в существительных женского рода 3 склонения после шипящих на конце пишется мягкий знак. А после других букв - не шипящих - он может писаться и в 3-м склонении (степь), и во 2-м (конь). И это объяснимо: после других, парных по твердости - мягкости, согласных мягкий знак обозначает мягкость, а не грамматическую категорию.

Мягкий знак сам по себе не может являться окончанием слова, хотя и стоит на конце; он может входить в состав окончания (-ешь, -ишь) или корня (мышь, запечь, отрежь, настежь).

Правила

Правописание мягкого знака после шипящих на конце зависит от части речи. Поэтому прежде чем писать или не писать Ь, надо определить, какая часть речи перед нами. Часть правил, связанных с этим вопросом, изучается в начальной школе (мягкий знак на конце существительных и в глаголах 2 лица единственного числа), часть - в 5 классе (написание кратких прилагательных), часть - в 6 классе (глаголы повелительного наклонения) и, наконец, наречия и частицы рассматриваются в 7 классе.

Итак, мягкий знак на конце после шипящих пишется :

  • В существительных 3 склонения: дочь, сушь, пустошь, помощь.
  • В глаголах 2 лица единственного числа, в повелительном наклонении и в неопределенной форме - то есть везде, где мягкий знак может оказаться на конце слова после шипящей: прилечь, узнаешь, назначь.
  • В наречиях (исключения: Уж замуж невтерпёж): навзничь, наотмашь, прочь.
  • В некоторых частицах: лишь, вишь, бишь.

Мягкий знак в глаголах сохраняется перед -ся или -те: назначьте, испечься, расстанешься .

Мягкий знак не пишется :

  • В существительных 2 склонения: малыш, плащ, плач.
  • В существительных 1 и 2 склонения во множественном числе родительном падеже: туч, плеч, рощ.
  • В кратких прилагательных: могуч, живуч, линюч.
  • В наречиях, являющихся исключениями: уж замуж невтерпеж.

РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 класс

ТЕМА: правописание Ь в глагольных формах после шипящих.

ЦЕЛЬ: формирование знаний о правописании Ь в глагольных формах

Повторить правописание слов с шипящей на конце;

Развить критическое мышление;

Воспитывать нравственность на основе устного народного творчества.

ЗАДАЧИ: учить написанию ь после шипящих в глаголах; систематизировать знания учащихся о правописании ь после шипящих в словах разных частей речи; развивать орфографическую зоркость, мыслительную деятельность учащихся, коммуникативные способности; воспитывать культуру учебного труда, прививать интерес, любовь к родному языку.

ОБОРУДОВАНИЕ: учебники, тетради, презентация, карточки для работы.

ТИП УРОКА: комбинированный.

МЕТОДЫ: репродуктивный, информационно - развивающий, частично-поисковый, беседа.

ХОД УРОКА

1.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.Улыбнулись друг другу, мысленно пожелали успехов себе и товарищам.

Долгожданный дан звонок –

Начинается урок.

Звуки с буквами пришли,

Чтоб порядок навести.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Приготовьте ваши ручки,

Разомните пальчики.Слайд 1

Откройте тетради, запишите число классная работа.

2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

Расскажите, что же мы знаем о правописании ь после шипящих на конце слов?

ь
дружит не дружит
сущ. 3 скл. 1. Сущ. м.р.
2. Сущ. ж.р. мн. ч. р.п.
3. Кратк. прил.

Какая чась речи не попала в таблицу? (Глагол)
– Определите тему урока, как она звучит?
(Мягкий знак после шипящих в глаголах.)

Изучение нового материала

Для того, чтобы ответить на вопрос: пишется ли ь после шипящих на конце глаголов, давайте подумаем!
– Внимательно прочитайте предложения. Это просто предложения или что-то иное?
(Пословицы)
– В них содержится народная мудрость!
– Определите, какой частью речи являются выделенные слова, в каких формах они стоят.

    За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.

    Без теста пирога не испечёшь.

    Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

    Семь раз отмерь, один отрежь.

(Глаголы в н.ф., во 2л. ед.ч., повел накл.)

Что интересного вы заметили в написании глаголов? (На конце после шипящих пишется ь )
– Что наш учебник говорит о написании ь в глаголах?
– Как мы можем дополнить это правило?

Сделаем вывод: Во всех глагольных формах после шипящих пишется ь.

А) Работа в группах

Ребята, а теперь, давайте, мы с вами немного выполним задания на повторение. Каждой группе я раздаю карточку с определенным заданием, выполнив карточку, поднимите руку.

1 группа

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Б) Проверка и обобщение

Учитель: Итак, первая группа выполнила свою карточку. Прочитайте задание.

Ученики: Ученики зачитывают задание к карточке. Читают слова, выбрав правильное написание Ь после шипящих. Объясняют свой выбор.

Ученик: Слова, которые нам были даны – существительные ж.р, ед. ч и ж.р. мн. ч, а также одно слово (грач)- м.р. В именах существительных ж.р мягкий знак пишем, у существительных мн.ч и сущ. М..р.– не пишем.

Учитель: Молодцы, ребята! Правильно!

Учитель: Вторая группа готова?

Ученики: Готова!

Учитель: Прочитайте задание вашей карточки. Объясните свой выбор.

Ученики: Читают задание к карточке. У нас были существительные м.р.+ ж.р. (дрожь). В существительных м.р. Ь не пишем, а в слове дрожь, так как оно ж.р. ь знак пишем.

Учитель: Хорошо, ребята! Вы тоже справились с заданием!

Учитель: 3 группа, прочтите какое задание было у вас. Объясните выбор данной орфограммы.

Ученики: Нам нужно было определить написание слов с шипящей на конце.

Слова, данные нам,- прилагательные, а точнее краткие прилагательные с шипящей на конце + одно слово имя существительное (полночь). В кратких прилагательных с шипящей на конце Ь знак мы не пишем, а в слове полночь –пишем, так как это имя существительное ж.р.

В) Частично-посковый метод

Учитель : Молодцы, ребята, вспомнили правила написания слов с шипящей на конце имен существительных ж.р, м.р, ж.р мн.ч, а так же краткие прилагательные. Но у нас есть еще одна часть речи, у которой есть похожее правило. Как вы думаете, что это за часть речи?

Ученики: Это глагол. (У учащихся могут быть и ошибочные версии, которые нельзя игнорировать, а просто сказать: « Может, кто думает иначе?»)

Учитель: Правильно, ребята. Давайте мы с вами постараемся определить это правило, выполнив определенное задание.

Работая в группе, определите глагол 2 лица, ед.ч. Образовав данный глагол, один из группы выйдите и запишите его на доске. Выделите окончание, и спряжение.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Учитель: Выполнив задание, кто-нибудь может мне сформулировать правило написания ь знака у глагольных форм?

Первичное закрепление

А сейчас закрепим наши новые знания на практике.

Распределительный диктант

Записать глаголы в 3 столбика.
Н.ф. 2л.ед.ч. повел.накл.

(Попутная работа над гласными в корне слова)

Приберечь к обеду
Стучишься в окно,
Истолочь в порошок, украсишь комнату,
Остричься наголо,
Намажь масло на хлеб,
Уберечься от опасности,
Расположиться у опушки,
Отрежь ровно.

Физминутка

А теперь немного отдохнём.
Я буду называть слова. Если в слове надо писать ь, вы приседаете, если ь писать не нужно – делаете 1 хлопок над головой.
Рожь, шалаш,скрипач, спишь, дружишь, беречь, кирпич, могуч, пишешь, думаешь, желаю удач.
– Итак, повторим, когда же пишем ь знак после шипящих, когда – не пишем.

Вторичное закрепление

Прочитайте отрывок. Из какого произведения эти строки? Кто их автор?

Ветер, ветер! Ты могуч…,
Ты гоняеш… стаи туч….
Ты волнуеш… сине море,
Всюду вееш… на просторе,
Не боиш…ся никого,
Кроме Бога одного…

Всавьте пропущенные буквы, объясните написание.
– Какие изобр. выр. средства использует автор?
(Олицетворение, метафора – «стая туч»)
– Объясните знаки препинания.
(Обращение, сложное предложение, однородные члены)

Теперь немного поиграем. «Четвёртый лишний»

    Ночь, луч, тишь, вещь.

    Кирпич, колюч, могуч, похож.

    Без туч, пять задач, шустрая мышь, исчез с крыш.

Вывод:

Когда же пишется ь после шипящих на конце слов?

Соедини линией, когда нужно писать ь.

Сущ. ж.р. 3 скл кр.прил
Сущ. м.р. Ь глаг. Н.ф.
Глаг 2 л.ед.ч. глаг повелит.наклон.

Самостоятельная работа

А теперь снова обратимся к мудрости народа.

Дописать пословицы. Обозначить орфограмму ь в глаголах.

    С кем поведёш..ся, от того и … .

    Шила в мешке не ….

    Слово – не воробей, вылет..т не…

    Что посееш.., то и … .

3.ИТОГ УРОКА.

А теперь, заканчивая наше путешествие, подведём итоги урока.
– Что узнали мы, путешествуя по городу Глагол?
– Чему научились?
– Кому на уроке было интересно и всё понятно – поставьте на полях (!). Если были затруднения (?).
– Не переживайте, завтра мы продолжим разговор на эту тему.
– Передайте вперёд свои тетрадочки. откройте дневники, запишите домашнее задание.

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Мыш__ вещ__, печ__, брош__, около луж__, гореч__, грач__, ветош__, молодеж__,много туч__,доч_.

2 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Камыш__, шалаш__, врач__, гараж__, дрож__, плащ__, сургуч__, мяч__, ключ__, сторож__,товарищ__.

3 группа

Определите написание слов с шипящей на конце

Дремуч__, хорош__, тягуч__, полноч__, скрипуч__, неуклюж__, шипуч__, свеж__,колюч__,пахуч__,горяч__.

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут

Задание: Выделите окончание, определите спряжение. Образуйте форму 2-го лица, ед.числа. Запишите на доске эту форму.

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. сижу 1 л. сидим

2 л.____________ 2 л. сидите

3 л. сидит 3 л. сидят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. смотрю 1 л. смотрим

2 л.____________ 2 л. смотрите

3 л. смотрит 3 л. смотрят

Ед.ч. Мн.ч.

1 л. иду 1 л. идем

2 л.____________ 2 л. идете

3 л. идет 3 л. идут