Н.А. Некрасов "В дороге": анализ стихотворения. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге

Стихотворение «В дороге» написано Некрасовым в 1845 году, поэту только 24 года. Это жанровая сценка, созданная в виде диалога между барином и ямщиком (перевозчиком на длинные дистанции). Ямщики часто пели песни и рассказывали истории заскучавшим седокам, так что Некрасов описывает типичную жизненную ситуацию. Песня-жалоба ямщика как жанр существовала в фольклоре.

Литературное направление, жанр

Стихотворения Некрасова реалистичны. Они описывают типичного героя в типичных обстоятельствах. Во времена крепостного права крестьяне нередко становились игрушкой в руках господ. Иногда это происходило как будто случайно, как описано в стихотворении «В дороге»: крепостную девочку взяли в господский дом в подруги и компаньонки дочери хозяина. Когда барышня выросла и вышла замуж, а старый хозяин умер, его зять отправил девушку, привыкшую жить как барышня, в деревню и выдал замуж. Помещики не думали о судьбе своих крепостных. Изменение жизни сделало барышню-крестьянку несчастной и грозит ей гибелью. Справедливости ради надо сказать, что случались и неравные браки между помещиками и крепостными, но они редко были счастливыми.

Стихотворение относится к гражданской лирике и обличает общественное устройство крепостнической России.

Тема, основная мысль и композиция

Сюжет стихотворения – жалобы ямщика на свою жену, выросшую в господском доме. Груша была научена наукам, шить, вязать, читать, играть на фортепиано. Она по-господски одевалась, ела господскую пищу (кашу с мёдом). К ней даже сватался учитель, «да, знать, счастья ей Бог не судил». После того как в дом приехал новый хозяин, Груша почему-то была отправлена в деревню и выдана замуж, и жизнь её, а также её мужа, стала невыносимой. Муж не считает её ленивой, но делать она ничего не умеет, «ни косить, ни ходить за коровой». Женщине тяжело выполнять любую физическую работу. Муж-ямщик жалеет её и утешает, как это принято у крестьян, но даже обновки её не радуют, непривычная одежда и обувь неудобны. Груша плачет, мало ест и, очевидно, недолго проживёт на свете. Она читает какую-то книжку (может быть, единственную, которая у неё есть), смотрит на какой-то портрет (не на портрет ли учителя?) Ямщик совершенно не понимает своей жены, не видит собственной вины, ведь он обращался с ней по-крестьянски хорошо, даже почти не бил. Его беспокоит ещё и судьба сынишки, которого мать воспитывает как барчонка.

Основная мысль рассказчика заключена в двух строчках: «Погубили её господа, А была бы бабёнка лихая». Ямщик подразумевает, что крестьянку сгубило барское воспитание. Барин, который просил развлечь его рассказом, останавливает крестьянина на словах о том, что жену он бил только под пьяную руку. Барин-то понимает, насколько девушку должна угнетать такая жизнь. Не потому, что она должна выполнять грязную крестьянскую работу, а потому, что она унижена. Тема стихотворения - несчастная судьба человека с чувством собственного достоинства. Барин осознаёт всю безнадёжность и безотрадность судьбы несчастных супругов и вообще всех людей в классовом обществе, которым была крепостная Россия. Идея стихотворения антикрепостническая.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, напоминающим тонические русские песни-жалобы. Этот ритм ложится на стук копыт. Живость речи передаёт чередование женской и мужской рифмы, а также разнообразная рифмовка, которая чередуется неупорядоченно: перекрёстная, парная и кольцевая.

Тропы и образы, речь

Реалистичной речь ямщика делают просторечные выражения: слышь ты, понимаешь-ста, тоись, врезамшись, баит, сам-ат, патрет . Некрасов точно сумел передать состояние крестьянина, не знающего, чем помочь своей жене и в чём его собственная вина. Барин в начале диалога спокоен и равнодушен: ему безразлично, какую историю послушать. Но он не бессердечен. Речь барина иронична. В последней фразе «Разогнал Ты мою неотвязную скуку» чувствуется сарказм: было грустно, а стало ещё грустнее и безнадёжней.

В речи ямщика нет тропов, да и откуда бы им взяться у крестьянина. Есть два простонародных сравнения ревёт, как шальная, как щепка худа и бледна и один эпитет - высшая крестьянская похвала бабёнка лихая . Эпитет барина неотвязная скука подчёркивает его горечь от услышанного.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

Произведение «В дороге» было написано Некрасовым в 1845 году. Оно представляло собой первое стихотворение, которое было показано В. Г. Белинскому, крайне высоко его оценившему. Когда Некрасов впервые прочитал ему это произведение, Белинский воскликнул: «Знаете ли вы, что вы - поэт, и поэт истинный?»

Реализм в творчестве Некрасова

Проводя анализ стихотворения Некрасова «В дороге», можно упомянуть, что по своей форме произведение может быть отнесено к ямщицким песням, однако оно также содержит в себе и элементы рассказа. Произведение построено в форме диалога между ямщиком и седоком. Оно повествует о трагической жизни женщины, выросшей в барском доме, но отправленной снова на село. Многие из стихотворений поэта достаточно реалистичны - например, таковым является произведение «Железная дорога» Некрасова. Анализ стихотворения, кратко проведенный учеником, показывает: это стихотворение также описывает несчастья простых людей. Оно будет интересно всякому заинтересовавшемуся этой непростой тематикой. Все произведения Некрасова близки к народу, страданиям простого человека, оказавшимся жертвой господского произвола.

Еще одно стихотворение Некрасова - «Железная дорога»

Вышеупомянутое произведение также может быть задано школьнику в рамках темы «Творчество Некрасова». Анализ стихотворения «Железная дорога» Некрасова по плану может содержать в себе следующие пункты.

  1. Название произведения.
  2. Описание композиции произведения (оно состоит из четырех частей).
  3. Тема обманутого народа в стихотворении. Кто в действительности строит железную дорогу.
  4. Художественные средства.
  5. Мнение школьника о стихотворении.

Знакомство с главной героиней

Но вернемся к главной теме данной статьи. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге», кратко проведенный учащимся, можно начать с описания начала произведения. Это реплика барина - седока. Он просит ямщика рассказать ему какую-нибудь историю, которая могла бы разогнать его скуку. И тот решает рассказать печальную историю собственной жизни. Поначалу он высказывает своему седоку жалобу на то, что его «сокрушила злодейка жена». Однако по мере рассказа ямщика читатель узнает о том, какая жизнь была уготована Груше. Она провела свои детские годы в барском доме, где ее учили музыке, грамоте, наукам. Однако после того, как старый барин отошел в мир иной, ее возвратили на село. Без согласия Груши ее выдали замуж, однако она никак не может привыкнуть к своей новой жизни.

Два мира произведения

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» показывает, что страдает Груша не столько от непосильной работы, сколько от той повседневности, в которой ей приходится жить. И ее муж, ямщик, до конца не понимает всего трагизма ее положения. Он уверен, что относится к ней вполне хорошо. В произведении противопоставляется два мира: мир зажиточных бояр, из-за которых погибают невинные люди, и мир крепостных крестьян, у которых нет никаких прав. Последние не могут распоряжаться собственной жизнью, у них нет права на выбор.

Все сочувствие, которое выражает поэт в своем произведении, обращено к таким представителям простого народа. Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» также показывает, что произведение содержит в себе необычайно острый социальный аспект. Ведь всего лишь из-за одной барской прихоти оказалась искалеченной судьба молодой женщины. Только этот факт уже может вызывать негодование читателя. Но обличением не исчерпывается содержание произведения. Внутренний его драматизм в действительности намного глубже.

Моральная сторона трагедии

Духовная сторона той истории, которая произошла с Грушей, не описывается Некрасовым прямо. Чтобы ее почувствовать, необходимо вообразить те обстоятельства, которые происходили с девушкой. Конечно, внешняя тяжесть тех обстоятельств, в которые попала Груша, не может быть недооценена. Хотя при этом она оказывается способной к тяжелой физической работе. Те слова ямщика, которыми он описывает свою супругу («Белоручка, вишь ты, белоличка»), нельзя воспринимать слишком буквально. Ведь когда он говорит о слезах своей жены, этим в некоторой степени опровергается его ирония.

Изломанная судьба женщины

Груша не презирает физическую работу - просто она ей практически не по силам. Ведь этот труд, лежавший на плечах крепостных крестьянок, был сравним с мужским. И в этом отношении вина господ заключается не только в том, что они отправили девушку снова в деревню, но и в том, что они не стали приучать ее к тяжелому труду с юности. Ямщик упоминает о том, что его жена «читает какую-то книжку» мимоходом. Однако эта фраза может послужить пищей для размышлений, в том числе и о духовной стороне этой драмы, о тех моральных страданиях, которые выпали на долю Груши. Что может ее томить помимо работы? Может быть, она плачет не только от непосильного труда? На какой портрет она постоянно смотрит? Об ответах на эти вопросы совершенно не дает себе труда задуматься ямщик, однако читатель, проводящий анализ стихотворения Некрасова «В дороге», не должен довольствоваться этим поверхностным взглядом.

Может быть, она рассматривает портрет своего возлюбленного, который был мил ее сердцу, когда она находилась еще в барском доме? Однако это предположение не может быть оправдано психологически. Ведь жена-крестьянка не стала бы в присутствии своего мужа предаваться тоске по другому человеку. Вернее было бы сделать иное предположение - скорее всего, это портрет писателя или поэта, книга которого дорога для нее. Скорее всего, это тот человек, который вызвал в ней искреннее стремление к счастью, настоящей любви.

Анализ стихотворения Некрасова «В дороге»: несчастье образованной женщины

Груша, которая научилась наукам и чтению, уже стала жить осознанно - ее душа обладает высшими устремлениями. И страшат ее не столько физические тяготы, сколько духовная изоляция. Муж не способен разделить ее взглядов. Интересно, что заботу жены о сыне ямщик воспринимает как барский каприз: «Словно барченка, каждый день чешет…». О том, какой была повседневная крестьянская жизнь, можно судить только опосредованно. Груша, возможно, ненадолго и утешается своими заботами о сыне. Однако они приносят ей и новую боль - какая жизнь ждет его в будущем? То стремление к счастью и духовному развитию, которое было привито Груше, не может быть осуществимо в тех социальных условиях.

Ямщик и его жена

Непростая доля женщины у каждого читателя вызовет глубокое сочувствие. Ведь она страдает более всего, оказывается виноватой без вины. И даже недалекий муж называет ее «злодейкой». Все «злодейство» Груши заключается в том, что у нее нет никаких душевных или физических сил, чтобы совладать с той ситуацией, в которой она оказалась. Однако и самому ямщику сложно позавидовать. Ведь и ему досталась тяжкая доля. И он всей душой сокрушается о том, что его супруга вот-вот может погибнуть от такой тяжелой работы. По-своему, как умеет, он готов ее не только «одевать и кормить», но также и «потешать». Анализ стихотворения Некрасова «В дороге» по плану должен также содержать и пункт, описывающий отношение ямщика к своей жене. Его нельзя обвинять в том, что он недалек - ведь у него нет злых намерений по отношению к жене. Он также является жертвой господского произвола. Его женили без желания. Согласия в его семье нет и быть не может. А впереди его ждет вдовство, одиночество. Быть может, если бы супругой ямщика стала простая русская крестьянка, они могли бы сойтись по нраву, им было бы веселее и проще прожить свой трудный век. Правда, всей трагичности судьбы своей супруги ямщик до конца не понимает. Но ведь и Груша не делит с ним тех забот, которые его тяготят.

«В дороге» создано в 1845 году. Некрасову на тот момент шел всего лишь 25-й год, и для своего молодого возраста он проявил удивительно тонкое понимание русской души и знание особенностей русской жизни.

Стоит отметить, что 1845 — это самый расцвет эпохи крепостного права, когда, с одной стороны, слухи о «воле» уже начали бродить среди земледельцев, с другой — до отмены крепостничества было еще более 15-ти лет. Крестьяне страдали под гнетом помещиков, обращавшихся с ними как с имуществом, и сами не всегда осознавали это.

Главная тема стихотворения

Центральная тема произведения, ставшего одним из лучших образцов гражданской лирики — крепостное право, точнее, его обличение. Не напрямик, разумеется — в середине XIX века писать напрямую, откровенно и полностью честно могли позволить себе разве что подпольщики. Но, тем не менее, в истории крестьянки, которая раскрывается перед читателем, ужасы крепостничества предстают в полной мере. Затронул Некрасов и внутрисемейные отношения, и тяжелую работу в поле, и домашнее насилие — тогда, впрочем, считавшееся совершенной нормой.

Стихотворение написано в форме диалога. Барин, едущий куда-то с ямщиком, просит ямщика развлечь его разговором, и тот пересказывает историю своей супруги, Груши. Она была «компаньонкой» в барском доме, не работала в поле, была «белоручка, белоличка». Грушу научили читать и играть на фортепиано, к ней даже сватался один учитель. Но после того, как барыня, компаньонкой которой была Груша, вышла замуж, и в поместье появился новый хозяин, он отправил Грушу обратно в деревню.

Как и любую другую женщину детородного возраста, ее выдали замуж за первого, кто оказался более-менее подходящей кандидатурой — за ямщика-рассказчика. Тот, в свою очередь, предстает перед читателем человеком незлым, по-своему сострадательным, ему жаль жену, хотя она в крестьянском труде оказалась почти бесполезной. Груша не ленива, вовсе нет — она просто не имеет физических сил, чтобы «ходить за коровой», выполнять непривычную работу по дому. По словам ямщика, она целыми днями читает книгу и пытается воспитывать сына как маленького барчонка.

Ямщик не понимает горестей и проблем Груши, он рассказывает барину — и именно на этом тот прерывает его, - что даже бил жену лишь выпивши. Между ним и Грушей — пропасть, они совершенно разные люди по уровню образования, по мировоззрению. Но в образованности кроется и Грушина беда. Она знает, что могла бы жить по-другому, но ее жизнь не принадлежит ей самой. Грушей распоряжается владелец поместья, для него она — имущество, которое можно держать при себе, а можно перенаправить куда-то еще.

Ярко выраженный антикрепостнический характер стиха заметен с первых же строк. История ямщика, рассказываемая даже без жалоб, лишь с удивлением, мол: видишь, барин, и так, оказывается, в жизни бывает, потрясает современного читателя. Невозможно даже представить себе такое бедственное положение женщин — и мужчин тоже, которых вырывали из привычной жизни, выдавали замуж, переставляя, словно куклы на игровой доске. Своей поэзией Некрасов протестует против крепостничества и бесчеловечного обращения с людьми.

Структурный анализ стихотворения

Для большей схожести с традиционными песнями-жалобами русского народа Некрасов использовал 3-хстопный анапест. Чередующиеся типы рифмы (женская — с мужской, перекрестная, кольцевая и парная сменяют друг друга) подчеркивают живость речи.

В произведении использовано большое количество просторечных выражений — это делает речь ямщика настоящей, не искусственной. Состояние крестьянина и печаль, тоска, снедающая его жену, передаются эпитетами и сравнениями.

В произведении «В дороге» Некрасов поднимает непростой вопрос о крепостничестве, подчеркивает, что владение людьми, как вещами, нередко ломает их судьбы.

Стихотворение «В дороге» — это исполненный возмущения протест против крепостного права, с наибольшей выразительностью сформулированный в словах: «Погубили ее господа». «Господа» погубили не только ее, т. е. насильно выданную за крестьянского парня интеллигентную девушку; они исковеркали жизнь и ее мужу, соединив его жизнь с «белоручкой», «белоличкой», которая и рада бы выполнять тяжелую крестьянскую работу, но сил у нее на это не хватает. В будущем на тех же «господ» падет ответственность за возможную гибель маленького сынишки Груши, которого она воспитывает на барский лад и который после смерти матери, конечно, не в состоянии будет выдержать тяжести быта закрепощенной деревни. Есть известные основания считать загубленным господами и «учителя», влюбленного в Грушу и, по видимому, пользовавшемся взаимностью.

Сколько загубленных человеческих жизней! Сколько мучительных переживаний! Виновники, повторяем, не возбуждают сомнений. За их образами, т. е. образами и старого и молодого барина, чувствуется образ отвратительного чудовища, имя которому — крепостное право. Стихотворение Некрасова «В дороге», созданное одновременно с романом Герцена «Кто виноват?», и в котором затронута та же социальная тема (вспомним образ незаконной дочери генерала Петрова — Любоньки), заняло одно из почетнейших мест в ряду антикрепостнических произведений русской поэзии. Неудивительно, что его так восторженно приветствовали и Белинский («да знаете ли вы, что вы поят — и поэт истинный?») и Герцен.

Отношение автора к истории бедной Груши и ее участникам достаточно ясно выражено и в самом содержании стихотворения, и в том, как дается в нем образ автора. Он, вообще говоря, играет пассивную роль, но все же показательно, что, выслушав рассказ ямщика, он реагирует на него следующими знаменательными словами:

— Ну, довольно, ямщик! Разогнал

Ты мою неотвязную скуку!..

Эти слова не лишены иронического привкуса: скука, конечно, разогнана, ибо история Груши не только не скучна, а полна захватывающего драматизма, но она пробуждает сугубо мрачные мысли о невыносимо тяжелом положении народа, и эти мысли ложатся на душу автора несравненно более тяжелым бременем, чем самая «неотвязная скука».

Нет никакого сомнения, что сюжет стихотворения «В дороге» в основном навеян непосредственными впечатлениями жизни. Однако возможно предположить, что Некрасов в данном случае имел некоторую оглядку на содержание 26—28 глав второй части романа Квитки Основьяненко «Жизнь и похождения Столбикова», с которым был хорошо знаком, так как совсем недавно переделывал его в комедию. В названных главах рассказывается история Настеньки, незаконной дочери помещика Прямикова, насильственно выданной его вдовой замуж за парня Сидорку.

как-то так

В этом стихотворении поднимаются темы, которые были традиционны для творчества Некрасова,- жизнь и страдания простого народа. Автор рассказывает о судьбе крестьянской девушки, выросшей в господском доме, но впоследствии выданной замуж за простого мужика.
В стихотворении присутствует образ рассказчика, обращением которого открывается лирическое
повествование. Это барин, находящийся в дороге. Чтобы скоротать время, он предлагает ямщику позабавить его песней, рассказом. Ситуация вполне естественная. Но барин хочет послушать мужика только ради забавы, не интересуясь на самом деле его судьбой. А ямщик внезапно начинает рассказ о серьёзных вещах, рассказ, который не может оставить слушателя безучастным. Слова "Скучно! скучно!.. ", которыми начинается стихотворение, заслуживают особого внимания. Автор понимает под ними не только дорожную скуку. Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно".Имеется в виду "скучно" в значении "печально", "грустно", "безнадёжно". Это относится и к рассказу ямщика, и к жизни всего народа.
“Самому мне невесело”, - говорит ямщик барину. И рассказывает о судьбе своей жены - девушки, воспитанной в господском доме вместе с молодой барышней. Здесь скрыт намёк на один из главных конфликтов деревенского общества - противопоставление крестьян и дворни. Дворовые слуги хорошо одеты ("Одевалась не то что... "), перенимают манеры своих господ, но становятся игрушками в их руках. Перестав быть нужными господам ("Не нужна... "), они уже не могут заниматься хозяйством, так как всю жизнь были оторваны от земли. Им только и остается, что терпеть злобу и насмешки своих братьев-крестьян ("Белоручка... ").
В те времена очень остро стояла проблема оброка и барщины. Барин полностью распоряжался жизнью всех крепостных. Умер старый господин - и новый переводит их с барщины на оброк. Оброк был более выгодной формой хозяйства по сравнению с барщиной (труд на господских полях) . Но крестьяне не могли сразу поменять тип ведения хозяйства. Таким образом, барин только усложнял их жизнь. Судьба женщины и её мужа в центре внимания автора стихотворения. Возможно, Груша была незаконной дочерью старого барина. В тексте об этом не говорится прямо, но иначе положения Груши в доме объяснить нельзя. Это было обычным явлением в то время. Об этом говорят и строки: "Отдал богу господскую душу, сиротинкой оставивши Грушу".
Когда её прежний господин умирает, девушке приходится терпеть домогательства нового барина ("А потом... " и далее) . История жизни в господском доме заканчивается тем, что её отсылают в деревню, а она не приспособлена к сельской жизни. Против воли её выдают замуж за мужика. Супруги не понимают друг друга, у них разные интересы, образование, воспитание. Прихоть помещика ломает судьбы двух людей. Некрасов принадлежал к литературному направлению натурализма. Он глубоко затрагивал тему народной жизни - самый острый вопрос того времени. Творчество Некрасова трагично, он обращал внимание на серьёзность проблемы и призывал к этому всех, видя в этом основу бед всего русского народа. В стихотворении автор использует множество деталей. Они очень ярко изображают интерьер барского дома, шитьё и вязанье. Показываются жители села - девушки в сарафанах, типичные обитатели усадьбы -
учитель и кучер. Некрасов создал стихотворение в форме "монолога в монологе". Композиция состоит из обращения путника и рассказа ямщика. Этому соответствует стиль - повествование. В речи мужика во множестве используются простонародные слова и выражения (порядок слов, вводные элементы "слышь ты", "понимаешь- ста", слова "баит", "али", искажённое произношение "тоись" и др.) . Это позволяет сделать речь реалистичной. Напевное звучание под аккомпанемент стука копыт создаётся в стихотворении с помощью размера (это трёхстопный анапест) . Оно созвучно народной речи, благодаря чему стихотворение напоминает народную песню-жалобу.