Можно ли исправить дефекты речи у взрослых? Как исправить произношение во взрослом возрасте

С , З , СЬ , ЗЬ , Ц

Во время произ не сения согласных звуков С, З межзубное р ас стояние не больше 1 мм. Губы находятся в положении следующ ег о за С или З гласного. Положение яз ы к: кончик упирается в нижние резцы, спинка выгнута, боковые края пр иж аты к верхним зубам, посередине яз ыка находится продольный желобок по которому выдыхаемый воз д ух идет к передним зубам. При м яг ких СЬ , ЗЬ язык выгнут к твердому нёбу, напряжен. Кончик сил ьн о упирается в резцы. З вук Ц образуе тс я от сочетания Т и С , произносится слитно.


Дефекты свистящих зв уков имеют такие разновидности:

1. Шепелявость . Когда кончик языка нахо
ди тся между зубами. Для исп ра влении этого дефекта надо кончик языка опустить за н иж ние резцы и прижать к ним. Зубы при этом с бл изить. Следите, чтобы гласные после С , З , Ц не произносились скв оз ь зубы. Также, для исправления ше пелявости возьмите спичку, оберните её ватой и нажмите спичкой на ко нч ик языка. Задвиньте язык за ни жн ие резцы. В спинке языка появится желобок, который нужен для пр ох ода воздуха.

2. Сигматизм губно-зубной - когда звуки С , З , Ц произ но сятся при подтягивании ни ж ней губы к верхним зубам. Для исправления на до оттянуть пальцем нижнюю губу, обнажив н иж ние зубы и произносить звук в этом положении.

3. Сигматизм призубной - звуки
С , З , Ц пр ои зносятся тупо, без характерного с ви ста. В этом положении кончик языка находится между нижними и ве рхними зубами, спинка не обр аз ует желобка и язык закрывает проход воздуху. Для исправл ен ия этого дефекта надо, при пом о щи уже известной нами спички, образовать желобок на спинке языка, опу сти ть кончик языка за нижние пер ед ние зубы. Таким образом мы даем возможность воздуху идти по же л обку, производя характерный свист.

4. Сигматизм шипящий - когда ко нчи к языка либо оттянут от нижних зубов, а с пин ка выгнута к твердому нёбу, либо кончик языка под н ят к альвеолам и поэтому вме ст о свиста происходит мягкое шипение (шь). Чтобы исправить такой де фе кт надо не напрягать язык и оття ну ть его в глубь рта. Либо поднять его к альвеолам и произнести - С , З , Ц , при эт о м прижимайте кончик язы ка к нижним зубам. Также для исправления упо мя нутых недостатков пользуйтесь скороговорками для развития звуков С , З , Ц и пословицами, поговорками .

Дефекты речи при произнесении Ш , Ж , Ч , Щ

При произ не сении согласных звуков Ш, Ж губы выдвинуты вперед. З уб ы: сжаты, видны, межзубное расстояние - 1 мм. Язык: при по днят за альвеолами верхних перед ни х зубов к твердому нёбу, не касается нёба, образуя щель. Б ок овые края языка прижимаются к верхним зубам. И но гда у дикторов наблюдаются отклонения от но рм альной установки артик. аппарата. Это случа е тся, когда кончик языка не поднят, а опущен и оттянут н аз ад. В некоторых же сл у чаях диктор либо очень сильно выдвигает губы в пе ред (получается что-то похожее на ф), либо мало выдвигает г уб ы (выходит недостаточно твердое ш). А бывает, яз ык хоть и поднят, но прижимается или к альве ол ам, или к твердому нёбу, чего быть не д ол жно.

Для испра в ления дефекта при произнесении Ш , Ж надо постараться доб иться абсолютно правильной установки этих зв уко в и тренироваться на скороговорках и посл ов ицах для звуков Ш , Ж . Можно, также ставить звуки Ш и Ж от С и З . Н ад о выдвинуть губы вперед, кончик языка по дн ять по направлению к нёбу, но не касаться нёба, т.е. пр ед лагается положение нормальной установки Ш и Ж . Но при этом произносить СА , ЗА . В результате получатся пра ви льные звуки.

Звук Ч – сложный, . Он обра
з уется путем слитного произношения с мя гченных ТЬ и ШЬ . При пр оиз несении Ч губы выдвигаются вперед, но меньше, че м при Ш . Зубы сжаты, видны. Кончик языка поднят, напряжен и прижи мае тся к твердому нёбу за альвеолами. Если диктору не ср азу удается добиться правильного звучания Ч , предлаг ае тся, прижимая кончик языка к началу т вё рдого нёба, произносить «ать», «оть», «уть» и т.д., в результате получ и тся правильный Ч . Тренируйте Ч на скороговорках и поговорках для звука Ч .

Дефект речи приносит много дискомфорта. Картавость – распространенное нарушение у детей и взрослых. Особенно волнуются женщины. Когда девушка картавит, то краснеет, заикается, смущается. Многие задают вопрос: почему некоторые люди картавят? Причины бывают разного характера. Для того чтобы точно установить диагноз и выбрать метод коррекции, подключают логопеда, стоматолога, ЛОРа. Они посоветуют, как избавиться от картавости эффективно и в домашних условиях.

Что такое картавость (дислалия)?

Картавость (ротацизм) – это неправильное образование звука «Р» речевым аппаратом. Явление провоцируют разные причины. В норме язык поднимается к верхнему небу, в район передних зубов, и вибрацией в правильном положении образует звук.

Дефект речи приносит дискомфорт, нервное напряжение. Когда человек не может произносить звук правильно, то начинает смущаться и даже заикаться. Исправление картавости – длительный процесс. И чтобы избавиться от дефекта речи, нужно запастись терпением.

Виды ротацизма

Картавость существует нескольких типов:

  • Увулярная форма картавости. происходит из-за неправильной вибрации маленького язычка неба;
  • Велярная. Нарушение речи провоцирует все верхнее небо;
  • Боковая. Язык или его часть смещается набок;
  • Двогубная. Неправильное положение губ нарушает образование звука;
  • Проторная. Язык и мягкое небо неправильно взаимодействуют при построении звука.

Диагноз картавости ставит взрослому или ребенку логопед. Для этого определяются причины, и проводится диагностика.

Почему люди картавят: причины

Причины дефекта картавости:

  1. Нарушения функциональных возможностей слухового аппарата (врожденные патологии или воспалительные процессы, сниженный слух);
  2. Травмы языка;
  3. Неправильный прикус, отсутствующий передний верхний или нижний зуб, укороченная или удлиненная челюсть;
  4. Патологии речевого аппарата. Неправильная уздечка – самая распространенная причина картавости;
  5. Генетическая предрасположенность. Заболевание передается по наследству;
  6. Паралич или атония языка, его части.

Диагностика

Диагностика картавости – комплексный процесс. К нему подключают логопеда, стоматолога и ЛОРа. Логопед оценивает ситуацию с речью, стадию не проговаривания звука и определяет вид заболевания. Определить анатомические отклонения речевого аппарата или слухового механизма могут стоматолог и ЛОР. Они помогают убрать картавость разными методами.

Лечение картавости

Медицина предлагает эффективные методы для коррекции картавости в любом возрасте. Исправление дефекта речи – дело длительное. Логопед проводит лечебный массаж для языка взрослому человеку и ребенку, подбирает специальные упражнения для четкости речи, преподает специальные техники целебной вибрации речевого аппарата, говорит скороговорки и тренировочные фразы.

При нарушениях в слуховом аппарате подключают ЛОРа. С помощью фармакологических средств или оперативного вмешательства он восстанавливает функциональные возможности органа.

Рот – главная часть речевого аппарата. Стоматолог при необходимости оперирует уздечку, проводит протезирование и другие манипуляции в ротовой полости. Выправление зубов, прикуса дает отличные результаты для четкости речи, твердой буквы «р». Правильный прикус, полный зубной ряд восстанавливают четкость речи.

Как избавиться от картавости: упражнения

Избавиться от картавости помогают специальные упражнения. Они укрепляют мышцы языка и связки ротовой полости, мягкая буква «р» становится твердой. Чтобы устранить дефект, необходимо:

  1. Лечебная улыбка . Открыть широко рот. Не закрывая его, языком погладить небо. Упражнения повторяют 10 раз;
  2. Поглаживание . Откройте рот максимально широко. Положите на нижнюю губу язык. Делайте им движение поглаживания вниз и вверх. Дополнительно добавляйте к движению звук «р»;
  3. Чистка зубов . Растяните губы в широкой улыбке. В таком положении проведите кончиком языка по внутренней стороне верхнего зубного ряда. Кончик двигается плавно влево и вправо;
  4. Желобок . Открыв рот, языку придайте форму желобка. В таком положении произносите букву «ф». Старайтесь при произношении выпускать узкую струю воздуха. В идеале она проходит посередине желобка языка. Вибрация, которая создается, позитивно влияет на речевой аппарат, гарантирует исправление речи.

Возраст не станет помехой для тех, кто хочет убрать картавость. Главное, в 1 день делать несколько подходов. В таком случае регулярный комплекс принесет быстрый результат.

Как исправить картавость у взрослого человека?

Исправить картавость можно самостоятельно, в домашних условиях. С задачей справится взрослый и ребенок:

  • Медленное проговаривание слогов «ТЭ», «ЛЭ» и «ДЭ». Сначала проговаривайте при картавости каждый слог отдельно, медленно и четко по 10 раз. После, говорите 3 слога слитно, одни словом;
  • Те же слоги повторяйте медленно. Убираем язык вверх, дотрагиваясь кончиком десны верхнего зубного ряда. Выполнение – медленное, произносить звуки – громко;
  • Постепенно начинайте в таком режиме проговаривать слова с одной буквой «р». Медленно обычно и дотрагиваясь десны над верхними зубами. После тренировок со слогами мышца окрепнет, нарушение речи со временем исчезнет.

Некоторые пациенты говорят, что не избавились от дефекта самостоятельно. Но при ежедневных 3- разовых подходах у картавости не останется шансов.

Видео: как убрать картавость у подростка в 13-16 лет

Убрать картавость в 13-14-15-16 лет реально с помощью специального видео. В нем показана простая древняя техника, которая восстановит речь, быстро уберет дефект. Для этого не понадобиться специальные дорогие тренажеры или приспособления. Подручными средствами с помощью видео реально убрать картавость речи, добиться поразительных результатов у детей и взрослых.

Скороговорки для постановки речи

Скороговорки от картавости исправляют произношение, тренируют ротовой аппарат. Чаще всего логопеды советуют преодолевать ротацизм с помощью предложений:

" В грозу от груза арбузов развалился кузов "

" Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры, до поры остры топоры "

" Рыла свинья белорыла, тупорыла; Полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла " .

Нарушение звукопроизношения, более твердый звук «р» появится после нескольких дней ежедневных тренировок. Главное правильно и четко повторять упражнение, и картавость отступит.

Профилактика

Чтобы предупредить развитие дефекта речи у ребенка, необходимо:

  1. Следить за правильностью произношения звуков и слогов. При проблемах немедленно обращаться за помощью к логопеду или дефектологу;
  2. Профилактическое посещение ЛОРа. Мероприятие поможет выявить на ранних стадиях воспалительные процессы слухового аппарата и избежать картавости;
  3. Неотложное лечение стоматологических заболеваний и патологий. Манипуляции и специальные системы помогают восстановить функциональные способности ротовой полости, сделать речь более чистой и правильной.

Сложно, но можно. Научиться произносить правильный звук можно достаточно быстро. Сложность состоит в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Вам придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Скачать видео "Сам себе логопед. Курс самокоррекции речи для взрослых."

    Из-за чего может быть нарушено произношение звуков у взрослых?

    Довольно часто это - результат привычки, закрепившейся с детства. Как правило, такую привычку сопрождают слабость и небольшая раскоординированность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти. Нередко встречаются и различные дефекты строения речевого аппарата (их может определить стоматолог или ортодонт): неправильный прикус, укороченная подъязычная связка («уздечка»), высокий нёбный свод и др.

    Более серьезные причины нарушения звуков определяются, как правило, еще в детстве.

    Можно ли самостоятельно исправить произношение?

    Лучше всего, конечно, заниматься под руководством опытного логопеда. Специалист поможет справится с проблемой наиболее быстро и качественно. К логопеду также стоит обратиться, если у вас:

    Нарушены не один-два, а три или более звуков;

    Возможны нарушения строения речевого аппарата (неправильный прикус, короткая «уздечка» т.п., см. выше);

    Хотя бы незначительное снижение слуха;

    Неврологические проблемы;

    Проблемы с речью появились после травмы или сильного стресса.

    Если же вышеописанное «не про вас», вы можете попробовать заниматься самостоятельно. Однако, помните, что в случае отсутствия каких-либо результатов после двух-трех недель регулярных самостоятельных занятий, стоит все-таки обратиться за помощью к логопеду. Возможно, вам понадобится несколько советов, после которых вы продолжите самостоятельную работу. А может оказаться, что в вашем случае необходима более глубокая помощь, чем кажется на первый взгляд, и оказать ее может только квалифицированный специалист.

    С чего начать?

    С определения, какие именно звуки нужно исправлять. Иногда люди не замечают недостатков собственного произношения, и узнают о них со слов других людей или записав свою речь на диктофон. Услышать свою речь со стороны - хороший способ установить, какие звуки у вас нарушены. Например, можно воспользоваться следующими словами и фразами.

    1. Группа свистящих (нарушаются, как правило, все вместе) – [с], [з], [ц].

    Коси, коса, пока не высохла роса.
    В зоопарке Зина видела разных зверей.
    В конце деревни цветет акация.

    2.Группа шипящих (могут нарушаться как вместе, так и по отдельности) – [ш], [ж], [ч], [щ].

    У Наташи новая шуба и шапка.
    У ежа ежата, у ужа ужата.
    У причала кричали чайки.
    Волки рыщут, пищу ищут.

    2. Звук [л].

    Клава надела на голову белый платок.
    У Лёни болит левое колено.

    3. Звук [р].

    В порту разгружают пароходы.
    Марина принесет грецкие орехи.

    4. Все звуки.

    Галин черный щенок резвится около дома.
    Бабушка сушит на веревке мокрое бельё.
    Съешь еще этих мягких французских булок, да выпей чаю.

    Начать можно с любого из нарушенных звуков. Главное, работать над звуками по очереди, а не над всеми разом. То есть, только после того, как исправлен один, можно переходить к следующему.

    Процесс работы над звуком

    включает в себя четыре обязательных этапа:
    - подготовительный;
    - этап постановки звука;
    - этап автоматизации;
    - этап дифференциации;
    а также один дополнительный этап:
    - введение звука в речь.
    О том, почему он дополнительный, речь пойдет ниже.

    При прохождении всех этих этапов весьма важна преемственность и последовательность. Нельзя перескочить через этап или перейти к следующему, не освоив предыдущего. Результат вас явно не обрадует.

    Подготовительный этап.

    Помогает подготовить речевой аппарат к правильному произношению звука. Начните с изучения правильной артикуляции звука, т.е. какое положение занимают органы речи и как они двигаются при произнесении каждого конкретного звука. Возможно, у вас сразу же получится правильный звук. Если нет, придется поделать специальные упражнения артикуляционной гимнастики, но сначала обязательно прочтите рекомендации по ее выполнению. Артикуляционный уклад наиболее часто нарушающихся звуков, а также упражнения специальной гимнастики можно найти в разделе "Эти трудные звуки!.."

    После того, как речевые органы будут достаточно подготовлены (упражнения выполняются четко, без ошибок, в достаточно быстром темпе), можно переходить к постановке звука.

    Этап постановки звука.

    Постановка звука может осуществляться различными способами, в зависимости от артикуляции каждого конкретного звука. Рекомендации по постановке того или иного звука смотрите в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Конечной целью этого этапа является постановка правильного произношения изолированного звука. Звук считается поставленным, если вы можете правильно произносить его изолированно, т.е. рычать: "р-р-р", шипеть «ш-ш-ш» и т.д.

    Автоматизация.

    Поставленный звук нужно обязательно автоматизировать, то есть довести произношение его в речи до автоматизма.

    Автоматизацию начинают с произношения слогов - прямых (ра, ро, ру, ша, шо, шу и т.д.) и обратных (ар, ор, ур, аш, ош, уш…). Поначалу удобнее произносить слоги в медленном темпе, растягивая все звуки, как бы пропевая их - ааа-ррр, ррр-ааа. Это позволяет органам речи занять правильное, но пока еще не совсем привычное для них положение. Постепенно темп произнесения слогов можно увеличивать, приближая его к нормальному темпу речи и даже чуть быстрее.

    После успешной автоматизации звука в слогах можно переходить к словам, а потом и к предложениям. Не спешите сразу же приняться за скороговорки. Это наиболее трудная, а потому последняя часть этапа автоматизации, к ней нужно хорошо подготовится. Материал для автоматизации наиболее часто нарушающихся звуков также есть в разделе “Эти трудные звуки!..”.

    Дифференциация.

    Это различение, разграничение похожих звуков, например, [р] и [л], [с] и [ш]. На этапе дифференциации мы учимся не путать эти звуки в речи. Этот этап особенно важен для тех, кто в своей речи смешивает эти звуки или смешивал раньше. Однако, и остальным не стоит пренебрегать дифференциацией.

    Начинаем дифференциацию, так же, как и автоматизацию, с различения звуков в слогах (ра-ла, со-шо), затем переходим к словам (рожки-ложки, миска-мишка) и фразам. На этом этапе можно активно использовать скроговорки (Шла Саша по шоссе. Карл у Клары украл кораллы и др.) Материалы для дифференциации различных звуков также есть у нас на сайте.

    Этапы, описанные выше обязательно нужно пройти, чтобы научиться правильно произносить тот или иной звук. Как правило, после завершения последнего этапа дети уже свободно употребляют ранее нарушенный звук в своей речи. Однако, у взрослых это проиходит не всегда. В этом случае на помощь приходит еще один вид работы.

    Введение звука в речь.

    Введению звука в речь хорошо способствует заучивание наизусть стихов, содержащих слова с нужным звуком, пересказывание текстов и составление рассказов (устных сочинений). Поскольку звук/звуки вводятся в речь уже после этапа дифференциации, работа проводится, как правило, сразу над группой звуков, например, группой свистящих, группой шипящих, соноров ([р] и [л]) и т.д.

    Работа над текстом.

    1.Возьмите любой текст. Лучше, если он будет содержать слова и выражения, которые вам часто приходится употреблять в своей профессиноальной деятельности. Например, можно использовать доклад, с которым предстоит выступить перед коллегами или просто текст из профильного учебника. Но, в принципе, любой художественный текст или газетная статья тоже подойдут.

    2.Прочитайте выбранный текст про себя, подчеркивая все встречающиеся буквы, обозначающие нужный звук/звуки. Обратите внимание, что в русском языке многие буквы могут обозначать не один, а несколько звуков. Так, например, буква «з» может обозначать звук [з] в слове “замок”, мягкий звук [з’] в слове “зима”, звук [с] в слове “мороз”, мягкий звук [с’] в слове “гвоздь”. Буква “ч” в некоторых словах читается как звук [ш]: “что”, “чтобы”, “конечно” и т.д.

    3.Прочитайте текст вслух несколько раз, стараясь произносить нужный звук/звуки правильно.

    4.Перескажите, стараясь произносить звуки правильно.

    Устное сочинение.

    Это может быть рассказ на любую тему, например, «Как я провел выходные» или «Предложение по увеличению объема продаж в условиях экономического кризиса».

    1. Продумайте план рассказа. Можно набросать его на бумаге, а можно держать в голове.

    2. Подумайте, какие слова с нужным звуком/звуками там могут встретиться.

    3. Рассказывайте, стараясь произносить звуки правильно. Запишите свой рассказ на диктофон.

    4. Прослушайте запись. Во всех ли словах звуки были произнесены правильно?

    5. Поработайте над ошибками, если они были. Выпишите на бумагу слова, которые были произнесены неверно, и произнесите их вслух, стараясь выговаривать правильно.

    6. Еще раз расскажите свое сочинение, стараясь правильно выговаривать звуки.

    Если вы обнаружите, что занимаясь регулярно, «застряли» на каком-либо этапе больше месяца, или у вас возникнут вопросы, обратитесь за консультацией к логопеду.

  • Логопед занимается исправлением дефектов речи. К дефектам речи относится не только неправильное звукопроизношение, но и слишком быстрый темп речи либо задержка речи. Дефекты речи могут возникать из-за неправильной постановки речи либо наличия врожденных пороков развития. Логопед лечит также заикание, шепелявость, картавость, гнусавость, даже неспособность произносить слова в определенном порядке. Дефекты такие встречаются даже у взрослых. Речевые проблемы требуют особого внимания. Наиболее часто встречается неправильное звукопроизношение.

    До какого возраста можно не обращать внимания на некоторые неправильно произносимые звуки?

    Развитие правильной речи у каждого ребенка происходит по-своему. Это все зависит от индивидуальных особенностей речи ребенка. Чаще всего проблемы возникают в произношении не одного звука, а нескольких сразу. Это обычно такие звуки, как «ж», «ш», «з», «с». Нормой считается, если ребенок не выговаривает звуки до возраста 4 лет. Но если проблема сохранилась и на пятом году жизни, то не откладывайте поход к логопеду. Только занятия с квалифицированным специалистом помогут решить эту проблему.

    Проблема останется на всю жизнь, если своевременно ее не устранить. Иногда даже у взрослых людей можно обнаружить нарушения речи. Чаще всего сами люди привыкают к своим недостаткам и даже их не замечают. Бытует мнение, что исправление дефекта речи у взрослых людей и недостатков произношения невозможно. Но это неверно. Если постараться и прибегнуть к помощи логопеда, то и взрослый может улучшить свою речь, устранив дефекты произношения.

    Проблемы взрослых людей:

    Нарушение речи при волнении. Иногда можно услышать, что человек при разговоре особенно с незнакомыми людьми начинает волноваться, а его речь становится непонятной для окружающих. Если вам предстоит важный разговор, нужно вначале успокоиться. Неплохо будет проделать некоторые , которые восстановят ваше дыхание.

    • Для выполнения диафрагменного упражнения нужно при глубоком вдохе надуть живот, а при глубоком выдохе втянуть живот. Перед важным разговором стоит заранее подготовить текст, проговорить его вслух. Во время разговора разговаривать надо спакойно. Если вы вдруг заметили, что темп речи у вас ускорился, сделайте паузу, глубокий вдох, и только после этого продолжайте беседу.
    • 2-3 раза в день делайте миогимнастику. Миогимнастика – это упражнения, которые помогают формировать функции артикуляции:

    1) Набрав в рот воды, нужно удержать воду секунд 15, не разжимая губ.

    2) Закрыв рот, надо надуть щеки. К щекам прижмите кулаки. Выдавливайте воздух медленно через сжатые губы.

    3) Улыбаясь, обнажите сомкнутые зубы. Удерживайте улыбку в течение 5секунд.

    4) Нижнюю губу вытяните вперед, захватите ею верхнюю губу. Проделайте аналогично с верхней губой.

    5) Губы и зубы должны быть сомкнуты, губы сверните в трубочку. В таком положении пробудьте секунд 5.

    У человека гнусавый голос. Проявление гнусавости можно объяснить тем, что не участвует носовая полость в процессе артикуляции и голосообразования. Исправление дефекта напрямую связано с лечением заболеваний, которые вызывают затруднение носового дыхания. Это может быть при полипах, при искривлении носовой перегородки, при аденоидах и т. д. Голос получается глухим, а носовые звуки «м» и «н» искажаются. Практически во всех случаях при обращении за консультацией к врачу можно избавиться от гнусавости. Как только основные причины гнусавости устранить, при помощи логопедических упражнений речь можно будет исправить.

    Речевой имидж. Речевой имидж, основанный на правильной речи, на мимике во время разговора, формирует первое впечатление о самом человеке. Речевой имидж иногда называют вербальным. С латинского языка verbum переводится как «слово». Уделите внимание манере своего разговора, управляйте своими эмоциями. Особенно это касается публичных выступлений. В создании речевого имиджа вам помогут групповые тренинги. Практически во всех логопедических центрах проводятся такие занятия. Красивая, правильная речь располагает аудиторию. Исправление дефекта речи у взрослых не только возможно, но и необходимо для карьерного роста. Только человек, который прекрасно владеет речью, добьется успехов в жизни. Но для этого нужно постоянно работать по развитию и закреплению необходимых навыков.

    Этапы логопедического процесса:

    Диагностика. Путем обследования выявляют речевые нарушения, разрабатываются индивидуальные программы по коррекции.

    Коррекция. К коррекции относятся, исходя из мотивации обучаемого, процесс подготовки органов артикуляции, процесс отработки правильного речевого дыхания, процесс постановки звуков, процесс автоматизации звуков в самостоятельной речи и процесс дифференциации смешиваемых звуков.

    Оценка и контроль. Динамика процесса обучения связана с отсутствием рецидивов.

    Для успешных занятий очень важны и самостоятельные занятия по исправлению дефектов речи. Для того чтобы выработать четкую дикцию, вам придется, прежде всего, заняться укреплением мышц языка, губ и нижней челюсти и наладить правильное речевое дыхание.

    Правильное речевое дыхание. Это не только вдох, производимый через нос, а выдох – через рот. При правильном речевом дыхании вы дополнительно проводите профилактику простудных заболеваний. При вдыхании через нос воздух увлажняется, согревается, а затем очищается и попадет в легкие. Наличие каких-либо простудных заболеваний может послужить причиной нарушения произношения звуков, а также стать причиной изменения интонации голоса или даже гнусавости из-за заложенного носа.

    Работа над дикцией.

    Дикция – это четкое произношение всех звуков с правильной их артикуляцией. Правильная дикция обеспечивается правильной артикуляцией каждого звука. Если рот открывать не достаточно широко, то и звуки будут не четкими. Специальные упражнения позволяют развивать подвижность мышц нижней челюсти. Если у человека губы недостаточно подвижны, то это также негативно скажется на четкости произношения многих гласных и согласных звуков. Работа языка также влияет на отчетливость речи. Трудности возникают при произношении слов со стечением согласных. Для такого произношения нужно научиться быстро, менять положения языка. Такие слова надо произносить на одном выдохе.

    Ваш очаровательный кудрявый карапуз с сосредоточенным выражением лица декламирует: «Наса Тая голько пачет улоила в еску мясик» ? Безусловно, если крохе 1-2 года, то подобное прочтение известного стихотворения Агнии Барто вызывает у родителей только улыбку, а вот если ребенку уже исполнилось 5-6 лет, то ситуация принимает достаточно серьезный оборот. Как реагировать на подобные проявления «фефектов фикции» у ребенка и к кому из специалистов необходимо обратиться, если вы заметили проблемы с у своего малыша, попробуем выяснить в нашей статье.

    Когда обратить внимание

    Для начала, давайте определимся, в каком же именно возрасте физиологическая детская незрелость речевого аппарата переходит в серьезные проблемы, помочь в решении которых могут занятия со специалистом-логопедом или дефектологом.

    Итак, в возрасте 1 год малыш должен уметь говорить от 5 до 10 слов. Если же он не произносит ни одного - это тревожный сигнал, но когда ребенок молчит и в 3 года , не замечать этой детской «особенности» просто нельзя.

    К трем годам в норме ребенок уже оперирует небольшими фразами, и если ваш малыш до сих пор говорит односложно, это сигнал для визита к логопеду. Также необходимо обратить внимание на речь ребенка, если и после трех лет ребенок неправильно произносит один или несколько звуков , визит к логопеду также лучше не откладывать.

    Инна Бас, логопед : «Родители часто ждут, пока малышу исполнится 3 года, и он заговорит сам, но эти ожидания редко оправдываются, а упущенное уже сложнее наверстывать. Если родители не помогают ребенку освоить речь в раннем возрасте, это может привести к появлению целого ряда последствий недоразвития речи. Лучше всего управлять процессом овладения речью в раннем возрасте, в период лепета. Часто причиной долгого молчания ребенка становится то, что у родителей не всегда есть время на занятия с ребенком, а иногда просто не хватает желания».

    Чаще всего у детей возникают «р», «с», «з», «ц», «ш», «ж», «щ», «ч», «л», в образовании которых принимает участие передняя часть и кончик языка, а движения языка должны быть очень мелкими и точными. Также причиной плохого звукопроизношения может быть неправильное строение артикуляционного аппарата, например укороченная подъязычная уздечка, массивный язык, высокое нёбо или неправильный прикус. Разобраться в причинах дефектов речи ребенка и устранить их поможет визит к логопеду .

    Куда обращаться за помощью

    Итак, родители решили, что ребенка следует показать логопеду. Возникает логичный вопрос: куда именно следует обращаться ?

    Виды дефектов речи

    Итак, вы попали к специалисту и он поставил ребенку диагноз. Давайте разберемся, что же означает пугающая запись в медицинской карточке, ведь существуют определенные виды дефектов речи :

    Дислалия - самое распространенное нарушение детской речи, когда при нормальном слухе и правильно построенной речи у ребенка наблюдается фонетические дефекты. Наиболее частыми проявлениями дислалии являются нарушения произношения свистящих и шипящих звуков (сигматизмы) или их затрудненное произношение (парасигматизмы). Среди них чисто фонетические сигматизмы (межзубный, боковой, губно-зубной, щечный и т.п.) и парасигматизмы (призубный, свистящий, шипящий и т.п.). Именно к дефекту дислалии относится ротацизм или в просторечии «картавость» и ринолалия (гнусавость).

    Заикание - нарушение темпа, ритма и плавности речи вследствие судорожного состояния мышц речевого аппарата. Ребенок часто повторяет отдельные звуки, слоги или целые фразы, в неестественных растягиваниях звуков (при клонической форме заикания звуки, слоги повторяются, например: «м-м-м-м-м-м-м-м-м-мячик», «па-па-па-па-па-паровоз», при тонической форме заикания часто возникают паузы в речи, например: «м….ячик», «авт…обус»).

    Мария Савинова, врач-педиатр, гомеопат: «При симптомах заикания в первую очередь можно обратиться к педиатру, а уже потом к логопеду, психологу и неврологу. Также стоит пойти в , в Киеве таких несколько. В этих центрах проводят лечение заикания с помощью разных методик».

    Заикание почти всегда сопровождается напряжением, тревогой и страхом перед речью, у малыша во время разговора возможны неестественные движения, гримасы лица или тики, с помощью которых заикающийся ребенок пытается преодолеть заикание.

    Ринолалия (гнусавость) — расстройство звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба. Различают ринолалию открытую, закрытую и смешанную.

    Ринофония (греч. rhinos нос + греч. phönê голос) — носовой (гнусавый) оттенок голоса, возникающий из-за неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо механических дефектов носоглотки, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств функции мягкого неба. Различают ринофонию закрытую и открытую.

    Дисфония или афония — заболевание, которое включает в себя полную или частичную потерю голоса. Человек не может говорить или говорит только шепотом. Заболевание может быть вызвано как физиологическими, так и психологическими причинами.

    Тахилалия - ускоренный темп речи. При тахилалии больной произносит около 20-30 звуков в секунду, что примерно в 2 раза превышает нормальный темп речи. Зачастую тахилалия сопровождается повторением (пропуском) слогов, не замечаемым говорящим.

    Брадилалия — замедленный темп речи вследствие затрудненной способности издавать расчлененные звуки, в противоположность брадифразии — замедлению речи, происходящему от ослабленного процесса мышления.

    Дизартрия - нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, которые связывают речевой аппарат с центральной нервной системой. При дизартрии ограничена подвижность мягкого нёба, языка и губ, из-за чего затруднена артикуляция и страдает произношение всех групп звуков, у ребенка «смазанная» речь, нарушено голосообразование, ритм, интонация и темп речи.

    Алалия - отсутствие или недоразвитие речи у ребенка в результате поражения речевых областей полушарий головного мозга, травм или заболеваний в доречевой период. Обычно в таких случаях слух у ребенка нормальный, первичный интеллект сохранен, затруднено усвоение чтения и письма. Существует моторная алалия, когда ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить и сенсорная алалия, когда ребенок не понимает чужую речь; автоматически повторяет чужие слова, например, вместо ответа на вопрос ребенок повторяет сам вопрос.

    Афазия - полная или частичная потеря речи, которая наступает вследствие локального поражения головного мозга.

    Аграмматизм — нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений.