Моральное разложение человека. Моральное разложение. Снижение энергетического потенциала

Разложение личности и внутренняя жизнь

Мы далеко еще не освободились от власти отошедшей эпохи - той, что завершилась Войною, - и во многом мы все еще только покорные продолжатели основных тенденций ненавистного 19-го века. В частности, чувство личности, как оно определилось в ту эпоху, в значительной мере остается господствующим и теперь. Его основная особенность - это решительное перенесение центра тяжести извне - во внутрь. Отсюда, расцвет так называемой «внутренней жизни» и, как его последствие, некий основной разлад: сознательно-принятая и оправдываемая несогласованность между нашим Я и его проявлениями в мире.

Правда, разлад этот намечался уже давно, но лишь в 19-м веке он становится господствующим явлением и даже провозглашается нормою всякой подлинной жизни. В довоенные десятилетия он достигает своих предельных форм, а в наши дни - очень медленно - идет на убыль.

Рассмотрим сначала это явление на крайне упрощенном и схематизированном примере.

Некто X. («средний» человек 19-го столетия) спит, ест, ходит на службу туда-то и т. д…. Допустим, что подобным образом нам даны все внешние проявления его личности. Знаем ли мы Икса? Оказывается, нет. Ибо X. решительно откажется отождествить себя со своими собственными обнаружениями. Настоящий X. нечто иное и большее: он собственно и начинается только там, где эти обнаружения кончаются. Место, которое он занимает во вселенной, - в значительной мере случайное: оно не определено всецело его внутренней сущностью. Действия, которые заполняют каждый день его жизни, всю его жизнь, - отнюдь не являются адекватным выражением его действительных желаний, вкусов, мыслей - словом, его подлинного Я. Это Я живет скрытно, как-то в стороне от своих же собственных актов, почти в них не участвуя.

Итак, X. верит, что он есть нечто совершенно иное, нежели то, чем он является во вне. Он мыслит, чувствует, страдает, радуется, - и все это почти ни в чем не изменяет хода его жизни, которая предоставлена своей инерции и движется по каким-то своим, чуждым ему, законам. Он живет одновременно как бы в двух несоизмеримых планах. У него нет силы согласовать свои поступки со своим душевным состоянием, но он ни за что не откажется и от душевных состояний, поскольку те явно опровергаются его же собственными поступками. Он принимает разделение и, в конце концов, начинает находить в нем особую, болезненную сладость. Притом же, у него всегда есть под рукой разнообразные и дешевые суррогаты жизни, избавляющие от надобности действительно жить: роман, газеты, алкоголь… Ими он и питает свою «внутреннюю жизнь». И «внутренняя жизнь» усложняется, крепнет за счет внешней и, в конце концов, уклоняет все активные энергии его существа от действия (которое требует решимости и выбора) к мечтательному самоуглублению (которое требует только косности). Несогласованность между внешним и внутренним растет, и чем дальше, тем труднее восстановить единство.

Накопляя свои внутренние сокровища, X. лишь идет по линии наименьшего сопротивления. И при этом его притягательное бессилие оправдывает себя услужливой софистикой: он гордо верит, что эти мнимые богатства законно избавляют его от необходимости бороться с действительной скудостью его жизни.

Что X. совсем не исключение, - тому свидетельством чуть не вся художественная литература 19-го века. Более того - X. герой этой литературы. То, что он живет в разладе с самим собой и своей жизнью опровергает самого себя, - вызывает умиление. Наоборот, какой-нибудь Y., который смеет быть тем, что он есть и адекватно выражает свою (обычно ничтожную, но зато реальную) сущность, - Y. вызывает негодование и презрение. Кончается тем, что Y. сам начинает стесняться своей цельности и хочет уверить себя и других, что и он не без разлада: занимаюсь, де, коммерческим представительством, но ежели б вы заглянули в мою душу… и т. д. В конце концов, Y. и на самом деле заболевает внутренней жизнью, и эпидемия растет.

Для того чтобы обозначить этого рода явления, Жюль де Готье даже придумал слово «боваризм» (в честь флоберовской героини, которую он считает классическим выражением этого разлада). Слово привилось, - лишнее доказательство того, что оно выражает существенный факт. Впрочем, сам Готье видит здесь не временную аномалию, но некий основной и извечный закон; его определение «боваризма» таково: всякое бытие сознает себя иным, чем оно есть в действительности. Если несколько видоизменить эту формулу, звучащую чуть не по-гегелевски, и должным образом ограничить сферу ее применения, то получается простое и несомненное утверждение: человек 19-го века обыкновенно не смеет быть тем, чем он себя сознает, и не хочет сознавать себя тем, что он есть.

Рассмотренный нами случай - простейший и банальный. Но на верхах культуры и жизни разлад еще глубже. Здесь он принимает разнообразные и крайне сложные формы, тем более опасные и заразительные, что у поэтов и философов они облекаются всеми соблазнами таланта и изощренной диалектики. Искусство и философия превращаются в могучие наркотики. Техника забвения достигает высокого совершенства. Не жить, не действовать, не хотеть; создать в себе самом пленительный и призрачный мир, всецело покорный твоему капризному произволу, - затвориться в нем!

Впрочем, внешняя жизнь такого человека может быть иногда крайне сложной и богатой событиями. Но это ничего не меняет. Все эти события для него лишь острые возбудители, которыми он неустанно раздражает, тревожит и усложняет свою внутреннюю жизнь. Он может менять страны, города, любовниц. Но где бы он ни был, с кем бы ни был, - всюду, всегда он ищет только себя: свою грусть, свою гордость, свою радость, свое отчаяние. Только они ему и нужны. Он безысходно заточил себя в своей внутренней тюрьме. Все многообразие мира для того, чтобы вновь и вновь, во все новых условиях, по все новому поводу, разнообразить, изощрять и дегустировать свои реакции на мир. То есть, он уже не живет в мире, уже не судит мира, но лишь забавляется его капризными отображениями в себе самом.

Возможен и обратный случай. Вместо того чтобы укрыться от внешней жизни, можно, наоборот, стать «человеком действия», но только затем, чтобы забыть себя, уйти от мучительного ритма своего раскрепощенного сознания, потерять себя в событиях и делах…

Во всех этих случаях обнаруживается одно: форма личности (то, как она проявляет себя вовне) и ее содержание (то, как она сама сознает себя изнутри), - иначе говоря, действие и сознание - перестали быть двумя нераздельными аспектами единого Я. Потеряв свое единство, личность теряет и свою живую связь с миром. И причина всего этого - так называемое «богатство внутренней жизни», которым так гордился человек 19-го века.

Но что такое «внутренняя жизнь»? Это сознание, утерявшее прямое соприкосновение с реальностью, сделавшееся самоцелью и переставшее поэтому быть силой, оформляющей жизнь.

Дерево, которое растет и, покорное ритму времен, медленно развертывает свою сущность в зримый образ; стервятник, плавно кружащий и круто падающий на добычу; жаворонок, взмывающий в лазурь, и хищник, собравшийся для стремительного прыжка, - все они цельно и без остатка присутствуют в каждом своем акте, их существо всецело осуществляет себя в любой данный момент своего бытия. Отсюда то впечатление недостижимого, как бы божественного совершенства, которое поражает нас в формах и явлениях космической жизни.

Здесь облик и сущность, орган и его функция, желание и акт, чувство и выражение, бытие и явление - словом, внешнее и внутреннее - неразделимо одно. То есть форма здесь вовсе не чуждая оболочка, облекающая и скрывающая содержание, а наоборот - его чистейшее выражение. Скрытая сущность восходит к зримому облику, бытие расцветает явлением и радостно обличает себя в нем до последних глубин.

Природа и есть неустанное творческое прорастание незримого в зримое, живое тождество внешнего и внутреннего. Это внушило Гете знаменательную формулу, которая послужит как бы лейтмотивом дальнейшего изложения:

Ничто не внутри, ничто не вовне, Ибо все, что внутри, - вовне!

Но из этого существенного единства, из этой живой цельности космоса человек чувствует себя как бы исключенным:

Невозмутимый строй во всем,

Согласье полное в природе;

Лишь в нашей призрачной свободе

Разлад мы с нею сознаем.

Откуда, как разлад возник?..

Да, откуда возник разлад? Какой новый фактор вырос и словно клином вошел между нами и нашими актами, между нашим внутренним Я и его зримым обнаружением в мире, - и разорвал наше древнее единство? Имя этому новому фактору - сознание.

Но что такое сознание? Возможность колебания и выбора, т. е. свобода.

Выражаясь точнее, сознание - как отчасти и определяет его Бергсон - есть не что иное, как возможность выбирать между несколькими, равно осуществимыми, актами. Там, где внешнее воздействие, желание или представление автоматически, с необходимостью вызывают акт, - там сознанию, в собственном смысле, нет места. Между желанием (или внешним поводом) и сопутствующим ему актом не происходит никакой задержки, никакого колебания. Отсюда то впечатление цельности и совершенства в природных явлениях, о которых я говорил. И отсюда же - возможность разлада в человеке. Возможность, но еще не факт.

Ибо сознание есть свобода, а всякая свобода двойственна. С одной стороны, оно - положительная свобода выбирать между возможностями, т. е. сознательно и твердо перейти от переживания к акту, иначе говоря: вольным усилием утвердить свое единство.

Но, с другой стороны, сознание есть и отрицательная свобода: свобода уклониться от активного выбора, остановиться на переходном моменте, т. е. предаться бесплодному созерцанию неосуществляемых или неосуществимых возможностей. Это значит - отдаться самосознанию без самоосуществления, т. е. «внутренней жизни».

Итак, то единство, которое дано всему сущему самым фактом его бытия, - человек должен его силою завоевать и волею осуществить. Ему одному предоставлена высокая и опасная свобода: он волен быть или не быть цельным.

Вот почему приведенные только что слова Гете, которые лишь устанавливают факт, наличествующий в космической жизни, по отношению к человеку звучат как призыв и долженствование.

Определив функцию сознания как выбор между несколькими возможными актами, мы тем самым установили и его нормальную функцию. Оно - лишь обратная сторона акта, лишь переходное состояние, как бы предварительная стадия готовящегося и назревающего действия. И только по отношению к этому - им предваряемому - действию сознание получает свой смысл и свое место. Если же оторвать его от акта, к которому оно тяготеет как к своему нормальному завершению, и превратить в самоцель, - тогда и возникает «внутренняя жизнь» и, как ее неизбежное следствие, разрыв между формою и содержанием личности.

Подчеркиваю, что именно это я разумею под «внутренней жизнью» (т. е. сознание, ставшее самоцелью, самосознавание помимо самоосуществления). Если же этого нет, если оно властно тяготеет к акту и с ним нераздельно, то неуместно говорить о «внутренней жизни», это уже просто жизнь, т. е., в согласии с предыдущим: творческое тождество внешнего и внутреннего, неустанное прорастание незримого в зримое.

Но как слагается эта «внутренняя жизнь» и где ее исток? Ответ покажется, на первый взгляд, несколько странным.

Внутренняя жизнь зарождается из трусливого сластолюбия и бессильной жадности. Этими же чувствами она питается и живет.

В самом деле, ведь прорастание сознания в акт, внутреннего во внешнее, как мы только что видели, осуществляется в выборе. А «выбрать», по прямому смыслу слова, это значит: утвердить одни возможности, мужественно отвергнув другие, неисчислимые. Ибо, чтобы только одна из них стала действительностью, приходится отказаться от множества других. Итак, действительный выбор предполагает прежде всего готовность к отречению.

Если этой готовности нет, если дух сластолюбиво и жадно цепляется за все раскрывающиеся перед ним противоречивые возможности и не хочет ничем поступиться из этого, еще призрачного, богатства, - тогда ему остается только одно: уклониться от осуществления (ибо таковое ведь предполагает отказ от многого и желанного). И вот он останавливается на переходном моменте сознания и предается любованию возможностями ради них самих.

Ведь поступившись осуществлением, дальше уже ничем поступаться не приходится: во «внутренней жизни» все смешивается, все сочетается, все воссоединяется, самые противоречивые элементы уживаются рядом и сладостно восполняют друг друга - только бы не пытаться их осуществить!

Так сластолюбец населяет свой душевный мир этими мертворожденными актами - призраками актов, которым не суждено стать действительностью - и услаждается ими втихомолку. Сферу сознания - где через отречение должен осуществляться выбор - оно превращает в место болезненных услаждений, а мысль - в пустую игру духа с самим собой.

Итак, «внутренняя жизнь» не имеет собственно никакого положительного содержания. Она слагается - каждый может проверить это на себе самом - из образов того, что неосуществимо или не осуществилось, чего мы не умеем или не смеем или не хотим осуществить, - но от чего мы все-таки не решаемся до конца отказаться, властно оттолкнуть в забвение. Наоборот, мы тщательно культивируем эти образы; отвращаясь от мира, мы жадно всматриваемся в их смутное протекание и ищем в нем - свое Я. Погружаясь в эту мелькающую муть, мы верим, что «погружаемся в себя» - в свою сокровенную и существенную глубину…

Знаменательно, что как раз в те моменты высшего напряжения, когда человек бывает в наибольшей степени собою, он менее всего думает о себе: его взор обращен не внутрь, на свое Я, но вовне, в мир, на объект действия. Он весь в своем акте. И так бывает во всех сферах жизни: все равно, будь то теолог, размышляющий о природе первородного греха, или начальник, ведущий в атаку свой эскадрон, хирург, оперирующий больного, или любовник в постели своей возлюбленной. Внутреннее конкретно отождествляется с внешним; чувство себя, своей цельности и полноты пронизывает самый акт, нераздельно сопутствует его ритму и, как острый привкус, сопровождает его осуществление.

Всякий, в той или иной форме, изведал это и может вспомнить, что это, настоящее, чувство личности менее всего похоже на самоуглубление и самосозерцание. Нет, для самоуглубления и самосозерцания надо предварительно распуститься, размякнуть, т. е. уже перестать быть собою. Поэтому немудрено, что все самосозерцатели, пускавшиеся на поиски собственного Я через самоанализ и интроспекцию, никакого Я в конце концов не находили: под их ищущим взором оно неизменно распадалось на душевные атомы, на какие-то психические клочки и обрывки, не связанные ни в какое единство. Вся художественная литература психологически-аналитического склада, завершенная Прустом, иллюстрирует это явление, смысл которого можно резюмировать словами одного из ее характерных представителей - Амиэля: «Через самоанализ я упразднил себя». Под влиянием этой литературы многие решительно провозгласили, что личность лишь фикция, миф, понятие юридического происхождения или пустое собирательное имя для ничем между собою не связанных психологических состояний.

Что «внутреннего Я» не нашли, это понятно, ибо такового действительно нет. Я - субъект действия и, постольку, наличествует только в действии, раскрывает себя только в нем. Оно не есть нечто чисто внутреннее, столь же мало, впрочем, как и нечто чисто внешнее. Как каждый акт подлинной жизни, как сама жизнь, личность есть тоже живое тождество внешнего и внутреннего.

Поскольку это тождество нарушено, личности уже нет. Остается только материал, из которого она может быть создана: разрозненные психологические состояния и случайные, не связанные с ними, акты. Поэтому бессмысленно было искать в себе единство личности, которое сам же разрушил, и удивляться потом, что его не находишь.

Это единство нельзя просто найти в себе в готовом виде, его можно только осуществить: неустанным усилием возводить свою скрытую сущность в свое зримое обнаружение, всей волей, всем сознанием прорастать в акт, в действие, в мир. - Чтобы все, что внутри, было вовне.

Из книги Капитал автора Маркс Карл

2) РАЗЛОЖЕНИЕ МЕНОВОЙ СТОИМОСТИ У СМИТА НАv+m. Согласно догме А. Смита, цена, или «меновая стоимость» («exchangeable value») каждого отдельного товара, а следовательно, и всех вместе взятых товаров, составляющих годовой продукт общества (он правильно повсюду предполагает

Из книги Оседлать тигра автора Эвола Юлиус

РАЗЛОЖЕНИЕ ИНДИВИДА

Из книги Демократия и тоталитаризм автора Арон Реймон

РАЗЛОЖЕНИЕ ЗНАНИЯ - РЕЛЯТИВИЗМ

Из книги Ницше. Введение в понимание его философствования автора Ясперс Карл Теодор

22. Разложение современного искусства Говоря о современном искусстве, необходимо прежде всего упомянуть свойственную ему в целом тенденцию к отражению так называемых «душевных переживаний», которая является характерным выражением женской духовности, не желающей

Из книги Шпаргалки по философии автора Нюхтилин Виктор

Х. Неизбежно ли разложение? Неизбежно ли разложение конституционно-плюралистических режимов? Что ждет разложившийся режим? Дано ли ему продлить свое существование, или же его неизбежно сметет какая-нибудь революция? Это - классические вопросы в политической литературе.

Из книги Введение в философию религии автора Мюррей Майкл

XI. Разложение французского режима В предыдущей главе я рассматривал проблему разложения конституционно-плюралистических режимов. При этом я исходил из трех гипотез: саморазрушение, растущая уязвимость режима, отсутствие эволюции в строго определенном направлении. В

Из книги Этика. Очерк о сознании Зла автора Бадью Ален

Разложение разума Разум вообще ставится под сомнение не тем, что Ницше осознаёт границы науки, но, пожалуй, тем, что истину он толкует как мнимость и круг снятия всякой истинности, в некотором роде самоубийственного, повторяется во всё новых формах. Идёт ли речь о морали, о

Из книги Душа человека автора Франк Семен

45. Культура и духовная жизнь общества. Культура как определяющее условие становления и развития личности Культура - это сумма материальных, творческих и духовных достижений народа или группы народов.Понятие культуры многогранно и вбирает в себя, как глобальные

Из книги Огненный Подвиг. часть II автора Уранов Николай Александрович

9.3. Жизнь после смерти и тождество личности Итак, мы рассмотрели несколько разных концепций продолжения жизни после смерти, а кроме того, кратко обсудили вопрос, какого рода существами - материальными или нематериальными - мы являемся. Теперь мы уже готовы обратиться к

Из книги Бытие как общение автора (Зизилуас) Иоанн

4. Этика как разложение религии Чем же может стать эта разновидность, если постараться устранить или хотя бы замаскировать ее религиозное значение, целиком сохранив абстрактную схему ее внешней организации («признание другого» и т. п.)? Ответ ясен; чепухой на постном

Из книги Философия автора Спиркин Александр Георгиевич

II. Слитность душевной жизни с абсолютным бытием и внутренняя духовная жизнь Какое теоретическое, объективное значение имеет эта своеобразная сторона нашей душевной жизни? Что она сама по себе, в качестве переживания или определенной черты душевной жизни, есть

Из книги Империя автора Хардт Майкл

IV. Духовная жизнь, как единство жизни и знания Творчески-объективное значение личности, как единства духовной жизни Здесь, в лице этих элементарных, общедоступных и для эмпирической психологии все же столь непостижимых явлений так называемого «вчувствования», лежит,

Из книги автора

ВОЗНОШЕНИЕ ИЛИ РАЗЛОЖЕНИЕ Тайны и молчание окружают вопросы пола. Всякое обсуждение этих вопросов усиливает давление половой энергии. Не только обсуждение, но и одиночное размышление на эту тему вызывает прилив похоти. Все люди интуитивно чувствуют, что ПОЗОРНО

Из книги автора

1. От маски к личности: Зарождение онтологии личности 1. Многие писатели представляют древнегреческую мысль в основном"без -личностной". В её платоновском варианте всё конкретное и"индивидуальное"в конечном итоге относится к абстрактной идее, которая составляет ее

Из книги автора

10. Тоталитарное разложение души Тоталитарный режим действует разлагающе на души людей, навязывая им целый ряд болезненных уклонов и стереотипов, которые, как волны в ветреную погоду, распространяются в виде психической заразы и въедаются в ткань души. К ним, говорит И.А.

Из книги автора

4.2 Порождение и разложение Нельзя пропить каплю американской крови, не пролив при этом кровь целого мира… Наша кровь как течение Амазонки, образованное тысячей величественных потоков, сливающихся воедино. Мы не столько нация, сколько целый мир; ибо пока мы не назовем

    Моральное разложение - ♦ (ENG moral corruption) состояние людей, к рые находятся под столь сильным влиянием греха, что не в состоянии совершать правильный этический выбор при решении нравственных проблем …

    moral corruption - Моральное разложение … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Деморализация - моральное разложение, упадок нравственности, дисциплины, духа. При Д. личного состава войска утрачивают необходимые боевые качества. Д. обычно подвергаются армии, ведущие несправедливую, захватническую, реакционную войну, цели которой… … Словарь военных терминов

    Деморализация Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ - моральное разложение, утрата нравственных критериев, упадок духа, дисциплины … Педагогический словарь

    - (франц. demoralisation, от de от, и лат. moralis, от mosmoris нрав). Развращение нравов, упадок нравственности. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ развращение нравов, понижение… … Словарь иностранных слов русского языка

    И; ж. [франц. démoralisation] 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Д. общества. Д. молодёжи. Д. нравов. 2. Упадок дисциплины, силы духа, потеря способности к действию. Д. войск противника. Д. коллектива. * * * ДЕМОРАЛИЗАЦИЯ… … Энциклопедический словарь

    I. Литература шляхетской Польши. 1. Средневековая Польша (X XV вв.). 2. Шляхетская Польша (конец XV и XVI вв.). 3. Разложение шляхты (XVII в.). 4. Разложение шляхетского государства (XVIII в.). II. Польская литература нового времени. 1.… … Литературная энциклопедия

    Пповесть, имеющая подзаголовок «Чудовищная история». При жизни Булгакова не публиковалась. Впервые: Студент, Лондон, 1968, №№ 9, 10; Грани, Франкфурт, 1968, № 69; Булгаков М. Собачье сердце. Лондон, Flegon Press, 1968. Впервые в СССР:… … Энциклопедия Булгакова

    - [дэ], деморализации, мн. нет, жен. (франц. demoralisation) (книжн.). 1. Упадок нравственности, моральное разложение. Взяточничество свидетельствовало о полной деморализации служащих. 2. Упадок духа, дисциплины, разложение. Деморализация царской… … Толковый словарь Ушакова

    У этого термина существуют и другие значения, см. План Даллеса (значения). План Даллеса (Доктрина Даллеса) описанный в популярной в России теории заговора план действий США против СССР в эпоху холодной войны, заключающийся в скрытом… … Википедия

Книги

  • Элиза Ожешко. Собрание сочинений (комплект из 4 книг) , Элиза Ожешко. Элиза Ожешко (1841-1910) - польская писательница белорусского происхождения. Творчество Элизы Ожешко вместе с произведениями ее талантливых современников Генрика Сенкевича и Болеслава Пруса…

Содержание

Личностные черты человека становятся очевидными после позднего подросткового периода и либо остаются на протяжении жизни неизменными, либо немного изменяются или угасают с возрастом. Диагноз расстройство личности (код по МКБ-10) – это несколько видов психических патологий. Данный недуг затрагивает все сферы жизни человека, симптомы которого приводят к выраженному дистрессу и нарушению нормальной работы всех систем и органов.

Что такое расстройство личности

Патология характеризуется поведенческой тенденцией человека, которая существенно отличается от принятых культурных норм в социуме. У пациента, страдающего этой психической болезнью, наблюдается социальная дезинтеграция и сильный дискомфорт при общении с другими людьми. Как показывает практика, специфические признаки расстройства личности возникают в подростковом возрасте, поэтому поставить точный диагноз можно только в 15-16 лет. До этого психические отклонения связаны с физиологическими изменениями в организме человека.

Причины

Психические расстройства личности возникают по разным причинам – от генетических предрасположенностей и родовых травм до перенесенного насилия в разных жизненных ситуациях. Нередко болезнь возникает на фоне пренебрежения ребенка родителями, надругательства интимного характера или проживания малыша в семье алкоголиков. Научные изыскания показывают, что мужчины более подвержены патологии, чем женщины. Факторы риска, провоцирующие болезнь:

  • склонность к суициду;
  • алкогольная или наркотическая зависимость;
  • депрессивные состояния;
  • обсессивно-компульсивное расстройство;
  • шизофрения.

Симптомы

Люди, у которых наблюдается расстройство личности, характеризуются антисоциальным или неадекватным отношением ко всем проблемам. Это провоцирует сложности в отношениях с окружающими людьми. Больные не замечают своей неадекватности в поведенческих паттернах и мыслях, поэтому самостоятельно очень редко обращаются за помощью к профессионалам. Большинство индивидов с патологиями личности недовольны своей жизнью, страдают от постоянного повышенного беспокойства, плохого настроения, нарушения пищевого поведения. К основным симптомам болезни относят:

  • периоды утраты реальности
  • сложность во взаимоотношениях с партнерами по браку, детьми и/или родителями;
  • чувство опустошения;
  • избегание социальных контактов
  • неспособность справляться с негативными эмоциями;
  • наличие таких чувств, как ненужность, тревожность, обида, гнев.

Классификация

Чтобы поставить диагноз личное расстройство по одному из МКБ-10, надо, чтобы патология удовлетворяла трем или более из перечисленных критерий:

  • расстройство сопровождается ухудшением профессиональной продуктивности;
  • психические состояния приводят к личностному дистрессу;
  • аномальное поведение является всеобъемлющим;
  • хронический характер стресса не ограничивается эпизодами;
  • заметная дисгармония в поведении и личностных позициях.

Болезнь классифицируют еще по DSM-IV и DSM-5, группирующие все расстройство на 3 кластера:

  1. Кластер А (эксцентричные или необычные расстройства). Их подразделяют на шизотипическое (301.22), шизоидное (301.20), параноидное (301,0).
  2. Кластер В (колеблющиеся, эмоциональные или театральные расстройства). Они делятся на антисоциальные (301.7), нарциссические (301.81), истерические (201,50), пограничные (301.83), неуточненные (60,9), расторможенные (60,5).
  3. Кластер С (панические и тревожные расстройства). Они бывают зависимыми (301,6), обсессивно-компульсивными (301.4), избегающими (301. 82).

В России до принятия классификации по МКБ существовала своя ориентация личностных психопатий по П. Б. Ганнушкину. Использовалась система известного российского психиатра, разработанная доктором еще в начале 20 века. Классификация включает в себя несколько типов патологий:

  • неустойчивый (безвольный);
  • аффективный;
  • истерический;
  • возбудимый;
  • параноидный;
  • шизоидный;
  • психастенический;
  • астенический.

Виды расстройства личности

Распространённость заболевания достигает до 23% ото всех психических расстройств человеческой популяции. Патология личности имеет несколько видов, которые различно по причинам и симптомам проявления болезни, способу интенсивности и классификации. Разные формы расстройства требуют в лечении индивидуального подхода, поэтому к постановке диагноза следует отнестись с особой внимательностью, чтобы избежать опасных последствий.

Транзиторное

Это нарушение личности представляет собой парциальное расстройство, возникающее после сильных стрессов или моральных потрясений. Патология не приводит к хроническому проявлению болезни и не является тяжелым психическим недугом. Транзисторной расстройство может длиться от 1 месяца до 1 дня. Затяжные стрессы провоцируются при следующих жизненных ситуациях:

  • регулярное перенапряжение из-за конфликтов на работе, нервной обстановки в семье;
  • утомительное путешествие;
  • прохождение бракоразводного процесса;
  • вынужденное расставание с любимыми;
  • нахождение в тюрьме;
  • домашнее насилие.

Ассоциативное

Характеризуется быстрым течением ассоциативных процессов. У больного мысли настолько быстро сменяют другу, что он не успевает их проговаривать. Ассоциативное расстройство проявляется в том, что у пациента мышление становится поверхностным, Больной склонен к ежесекундному переключению внимания, поэтому очень сложно уловить смысл его речи. Патологическая картина болезни проявляется и в замедлении мышления, когда больному очень трудно переключиться на другую тему, невозможно выделить основную мысль.

Когнитивное

Это нарушение в познавательной сфере жизни. В психиатрии указывается на такой важный симптом когнитивного расстройства личности, как снижение качества работоспособности мозга. При помощи центрального отдела нервной системы у человека происходит постижение, взаимосвязь и взаимодействие с окружающим миром. Причинами когнитивного нарушения личности может быть множество патологий, отличающимися условием и механизмом возникновения. Среди них понижение массы мозга или атрофия органа, недостаточность его кровообращения и прочие. Основные симптомы болезни:

  • ухудшение памяти;
  • трудности с выражением мыслей;
  • ухудшение концентрации внимания;
  • сложности в подсчете.

Деструктивное

В переводе с латинского слово «деструктивность» означает разрушение структуры. Психологический термин деструктивное расстройство указывает на отрицательное отношение индивидуума к внешним и внутренним объектам. Личность блокирует у себя выход плодотворной энергии из-за неудач в самореализации, оставаясь несчастной даже после достижения цели. Примеры деструктивного поведения метапсихопата:

  • разрушение естественной среды (экоцид, экологический терроризм);
  • порча произведений искусства, памятников, ценных предметов (вандализм);
  • подрыв общественных отношений, социума (теракты, военные действия);
  • целенаправленное разложение личности другого человека;
  • уничтожение (убийство) другого человека.

Смешанное

Это тип нарушений личности учеными изучен меньше всего. У больного проявляется то один, то другой вид психологических расстройств, не носящих стойкого характера. По этой причину смешанное нарушение личности называется еще и мозаичной психопатией. Неустойчивость характера у пациента появляется из-за развития некоторых видов зависимости: игровой, наркомании, алкоголизма. Психопатические личности нередко соединяет параноидальные и шизоидные симптомы. Пациенты страдают повышенной подозрительностью, склонны к угрозам, скандалам, жалобам.

Инфантильное

В отличие от других видов психопатии, инфантильное расстройство характеризуется социальной незрелостью. Человек не может противостоять стрессу, не умеет снимать напряжение. В сложных ситуациях индивидуум не контролирует эмоции, ведет себя как ребенок. Инфантильные расстройства впервые возникают в подростковом периоде, прогрессируя по мере взросления. Пациент даже с возрастом не учится контролировать страх, агрессию, тревогу, поэтому им отказывают в групповой работе, не берут на военную службу, в полицию.

Гистрионическое

Диссоциальное поведение при гистрионическом расстройстве проявляется в поиске внимания и повышенной эксцессивной эмоциональности. Пациенты постоянно требуют от окружения подтверждения правильности своих качеств, действий, одобрения. Это проявляется в более громком разговоре, сильно звонком смехе, неадекватной реакции, чтобы любой ценой сконцентрировать на себе внимание окружающих. Мужчины и женщины с гистрионическим нарушением личности неадекватно сексуальны в одежде и с эксцентричным пассивно-агрессивным поведением, что является вызовом для общества.

Психоневротическое

Отличие психоневроза состоит в том, что пациент не теряет контакта с реальностью, полностью осознавая свою проблему. Психиатры разделяют три вида психоневротических расстройства: фобия, навязчивые состояния и конверсионная истерия. Спровоцировать психоневроз могут большие умственные или физические нагрузки. Часто с таким стрессом сталкиваются первоклассники. У взрослых психоневрологические потрясения вызывают такие жизненные ситуации:

  • заключение брака или развод;
  • смена работы или увольнение;
  • смерть близкого человека;
  • неудачи в карьере;
  • нехватки денег и другие.

Диагностика расстройства личности

Основные критерии дифференциальной диагностики личностного расстройства – это плохое субъективное самочувствие, потеря социальной адаптации и работоспособности, нарушения в других сферах жизни. Для правильной постановки диагноза врачу важно определить устойчивость патологии, учесть культурные особенности пациента, сравнить с другими видами психических отклонений. Основные диагностические инструменты:

  • контрольные списки;
  • опросники для определения самооценки;
  • структурированные и стандартизированные интервью пациента.

Лечение расстройства личности

В зависимости от атрибуции, коморбидности и степени тяжести заболевания, назначается лечение. Медикаментозная терапия включает в себя прием серотониновых антидепрессантов (Пароксетин), атипичных антипсихотиков, (Оланзапин) и солей лития. Психотерапия проводится в попытках изменить поведение, наверстывании пробелов воспитания, поиске мотиваций.

Видео: личностные расстройства

Внимание! Информация, представленная в статье, носит ознакомительный характер. Материалы статьи не призывают к самостоятельному лечению. Только квалифицированный врач может поставить диагноз и дать рекомендации по лечению, исходя из индивидуальных особенностей конкретного пациента.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим!

Обсудить

Виды психических личностных расстройств - признаки, симптомы, диагностика и лечение

Под распадом личности обычно понимают некую стадию негативных психических расстройств. Негативные расстройства имеют ранги:


  1. Истощаемость психической деятельности

  2. Субъективное осознаваемая измененность «Я»

  3. Объективно определимая изменненость личности

  4. Дисгармония личности

  5. Снижение энергетического потенциала

  6. Снижение уровня личности

  7. Регресс личности

  8. Амнестические расстройства

  9. Тотальное слабоумие

  10. Психический маразм

Каждый последующий ранг включает в себя предыдущий.

1. Истощаемость психической деятельности

Характерно то, что изменения имеют количественный, а не качественный характер. Т.е. меняется скорость мышления, глубина запоминания и т.п., но в целом психика функционирует нормально.

2. Субъективное осознаваемая измененность «Я»

Изменению подвергается в основном темперамент, характер, самосознание. Пациент сам начинает замечать изменения.

3. Объективно определимая изменненость личности

В данном случае изменения уже заметны и другим людям: родным, близким, знакомым. Идет нарастание утраты свойств личности, прежде всего характера и темперамента. Некоторые черты характера заостряются, некоторые сглаживаются.

4. Дисгармония личности

Здесь под дисгармонией понимаются психопатии. Существуют астенический, психоастенический, возбудимый, эпилептоидный, паранойяльный, истерический, шизоидный, гипотимический и гипертимический варианты. Дисгармония затрагивает уже всю личность и часто приводит к социальной дезадаптации.

5. Снижение энергетического потенциала

Нарастают изменения характера, направленность личности становится столь выраженной, что начинает сказываться на отношении к самому себе, работе, отдыху. В первую очередь снижается психическая активность, продуктивность. Становится сложно использовать весь объем знаний и опыта. Появляется аутизм, обеднение эмоций. Эмоции становятся тусклыми, смазанными, теряют свою силу и скорость. Развивается черствость, эгоистичность, холодность, иногда жестокость.

6. Снижение уровня личности

Снижение энергетического потенциала набирает такую силу, что личность теряет свою индивидуальность. Сужается круг интересов, интересы ограничивают утилитарные потребности. Гипобулия, нивилировка эмоций, оторванность от реальности, соскальзывание, резонерство, разноплановость, паралогичность, символизм. Мышление стойко непродуктивно.

7. Регресс личности

Характерен выраженный распад индивидуального облика личности. Равнодушие, безразличие к окружающим, к себе. Апатия, абулия. Целенаправленные волевые действа практически невозможны. Мышление апродуктивно, аморфно. Моторика угловатая, причудливая, вычурная. Утрата пластичности. Полное отсутствие критики. Снижение интеллекта и памяти.

8. Амнестические расстройства

В первую очередь страдает память. Память становится прорешливой, бедной. Нарастает амнезия по закону Рибо (от настоящего к прошлому). Многие больные не в состоянии удержать в памяти даже текущие события. Долговременная память сохраняется.

9. Тотальное слабоумие (глобальная деменция)

Происходит разрушение ядра личности. Грубо нарушаются высшие интеллектуальные функции, такие как образование новых суждений, возможность делать выводы, умозаключения, понятийное мышление, анализ и синтез. Мышление бедное, апродуктивное, стереотипичное, разорванное. Идет потеря опыта и багажа знаний. Настроение может быть беспечным, либо немотивированно злобным.

10. Психический маразм

Полный распад психической деятельности. Отсутствие мышления, внимания, памяти, восприятия, возможности контакта. Сохраняется только пищевой инстинкт самосохранения.
Каждое заболенивание имеет свой максимально допустимый уровень негативной симптоматики. Например, при шизофрении это апатико-абулическое слабоумие, которое соотверствует 7 уровню. Человека с таким слабоумием иногда сравнивают со шкафом полным книг, который не хотят открывать. В данной стадии человека ничто не интересует и ничто не способно его спровоцировать на действия или мысли. Он полностью погружен в себя и там живет сам с собою...

Консалтинговое подразделение PwC компания Strategy& выпустила доклад о кадровой ситуации в среде высших руководителей компаний. Эксперты обнаружили, что в 2018 году существенно выросла доля руководителей, смещенных с постов за нарушение морально-этических норм - на 50% по сравнению с ростом в 26% годом ранее.


Доклад Strategy&, подразделения PwC по оказанию услуг в области стратегического консультирования, посвящен текучести и преемственности высших руководящих кадров в компаниях (CEO Success Study). Эксперты отмечают, что по итогам 2018 года текучесть кадров среди глав компаний во всем мире достигла рекордного уровня в 17,5%. При этом остается и группа руководителей, сохраняющих стабильные позиции в своих фирмах. В рамках исследования проведен анализ смены руководителей 2500 крупнейших публичных компаний мира за последние 19 лет. Согласно результатам, 19% респондентов оставались на своей должности в течение 10 и более лет, хотя средняя продолжительность работы руководителя составляет пять лет.

В 2018 году текучесть среди руководителей заметно выросла во всех регионах, кроме Китая.

Текучесть оказалась самой высокой в странах, относимых к категории «прочие страны с развитой экономикой» (таких как Австралия, Чили и Польша), и составила 21,9%, то есть стала почти такой же, как в Бразилии, России и Индии (21,6%).

Чуть менее высокие показатели оказались в Западной Европе (19,8%), а самый низкий уровень текучести сохраняется в Северной Америке (14,7%) . При анализе по отраслям эксперты обнаружили, что самая высокая текучесть руководящих кадров в 2018 году была характерна для телекоммуникационных компаний (24,5%), за которыми следует сырьевой (22,3%) и топливно-энергетический секторы (19,7%).

Самая низкая текучесть руководящих кадров в 2018 году наблюдалась в сфере здравоохранения (11,6%). В докладе сообщается, что, «несмотря на появление новых прорывных технологий, жесткую конкуренцию и активность инвесторов, средняя продолжительность работы в этой группе руководителей с большим опытом составляет 14 лет, при этом они отличаются более высокой эффективностью, а вероятность их вынужденной отставки ниже, чем среди руководителей с меньшим стажем».

Говоря о региональных отличиях, исследователи указывают на более высокую вероятность продолжительной работы руководителей в Северной Америке (30%), несколько меньшую в Западной Европе (19%), далее следует Япония, Бразилия, Россия и Индия (по 9%), а в Китае положение топ-менеджмента является одним из самых неустойчивых (7%).

В 2018 году впервые за всю историю данного исследования число руководителей, отправленных в отставку из-за нарушений этического характера , оказалось больше (доля 39% от всех увольнений) , чем из-за недовольства финансовыми показателями или разногласий в совете директоров - наиболее распространенных ранее причин. Число уволенных за неэтичное поведение топ-менеджеров в 2018 году выросло на 50%, годом ранее рост числа таких увольнений составил 26%.

Еще одной тенденцией стало снижение доли женщин среди новых руководителей в 2018 году до 4,9%.

В 2017 году новых женщин-руководителей было 6%. Однако в докладе уточняется, что по сравнению с самым низким уровнем в 1% в 2008 году тенденция к росту по-прежнему сохраняется. Ирина Гайда, партнер Strategy& в России считает, что «только скоординированные усилия бизнеса, академических кругов, государства и общественных организаций позволят полностью реализовать потенциал женщин и мужчин в бизнесе и на руководящих постах».

В отличие от 2017 года, когда причиной скачка доли женщин среди новых руководителей стало резкое увеличение этого показателя до 9,3% в США и Канаде, в 2018 году самый высокий процент пришелся на группу стран Бразилия, Россия и Индия (8,8%), Китай и другие развивающиеся страны. Больше всего женщин-руководителей появилось в сфере коммунальных услуг, торговли и других сферах обслуживания (9,5%), за которыми следуют сектор услуг связи и финансовых услуг (7,5% и 7,4% соответственно).