Методы исследования политических процессов. Гуманистические теории личности

Человек выражается в своих поступках. Каждое утро он встает с кровати и начинает что-то делать. Когда происходит взаимодействие с другими людьми, он поступает одним образом, а его собеседники – другим. Почему люди совершают разные поступки в одних и тех же ситуациях? Все, что касается поведения человека, изучается бихевиоризмом в психологии, теорию, направления и представителей которых следует рассмотреть.

Что такое бихевиоризм?

Бихевиоризм – психологическая идея социальной психологии, которая занимается изучением поведения человека. Она основывается на идеях И. Павлова, который занимался изучением реакций животных, а также Дж. Уотсона, желавший сделать психологию более точной наукой, которая имеет объективные и видимые доказательства.

Большой вклад совершил Б. Скиннер, который занимался сопоставлением поведенческих действий с умственными реакциями. Он пришел к выводу мнимости и иллюзорности свободы воли, морали и прочих высокодуховных норм, поскольку человек действует исключительно с позиции манипулирования и влияния на окружающих.

Поведение – набор поступков, реакций и эмоционального настроя, которые выражает человек в определенной ситуации. Поведение выделяет человека либо, наоборот, напоминает о других людях, с которыми вы ранее общались и наблюдали у них подобную манеру. Это компонент любого индивида, зачастую регулируемый им самим.

Почему поведение людей бывает настолько отличным или похожим друг на друга? Почему одни люди поступают так, а другие — иначе в одной и той же ситуации? Все зависит от источника. Поведение регулируется следующими факторами:

  • Мотивами человека.
  • Социальными нормами, принятыми в обществе.
  • Подсознательными программами, алгоритмами поступков, которые человек усвоил в детстве или которые продиктованы инстинктами.
  • Сознательным контролем, то есть человек понимает, что он делает, зачем и сам контролирует процесс собственного поведения.

Сознательный контроль — это высший уровень развитости человека. Люди очень редко могут контролировать свое поведение, так как зачастую включаются в эмоциональный фон происходящего, подчиняясь эмоциям, а они уже диктуют им определенную программу поведения, которую они привыкли выполнять в конкретной ситуации. Но когда человек включается в ситуацию без чувственного восприятия, тогда он способен контролировать собственное поведение.

Подсознательные программы очень важны для человека особенно на первых годах жизни. Пока индивид не достиг сознательного возраста, он руководствуется инстинктами и моделями поведения, которые наблюдает в окружающем мире. Данный способ копирования позволяет человеку выжить, отрепетировать наработанные другими способы контакта с другими людьми и определиться, какие эффективные для него, а какие нет.

Социальные нормы усваиваются человеком уже в более сознательном возрасте. Оно зачастую продиктовано лишь желанием вызвать симпатию или интерес у других людей, а также наладить с ними деловые контакты. Социальные нормы очень хороши на первых этапах знакомства с новым человеком, но затем поведение меняется в зависимости от участников знакомства.

Мотивы человека также регулируют его поведение. Они занимают фоновую позицию, когда человек делает что-то, что не противоречит его желаниям. Но когда индивид начинает «наступать себе на горло», то есть делать что-то во вред собственных интересов, тогда его мотивы начинают занимать главенствующую позицию в алгоритме поведения.

Бихевиоризм в психологии

Когда психологов заинтересовал вопрос, что побуждает человека совершать конкретные действия, это привело к развитию целой науки – бихевиоризма, что берет свое название от английского слова «behavior» — в переводе «поведение». Бихевиоризм в психологии занимается изучением поведения. не становятся абстрактными явлениями, а проявляются как реакции организма.

Согласно мнению бихевиористов, мысли и чувства не могут влиять на поведение человека. Полезными становятся лишь реакции, которые возникают у человека вследствие воздействия на него определенных стимулов. Соответственно, здесь действует формула «стимул – реакция – поведение».

  • Стимул – это воздействие внешнего мира.
  • Реакция – это ответ человеческого организма на попытку отвергнуть или приспособиться к возникшему стимулу.

Между стимулом и реакцией может находиться подкрепление – это дополнительный фактор, который воздействует на человека. Подкрепление может быть:

  • положительным, то есть побуждает человека совершать ту реакцию, на которую он настроен (похвала, вознаграждение и пр.);
  • отрицательным, то есть побуждает человека не совершать тех поступков, на которые он настроен (критика, наказание, боль и пр.).

Положительное подкрепление побуждает человека в дальнейшем совершать те действия, которые он совершил. Отрицательное подкрепление говорит человеку о том, что необходимо отказаться от предпринятых действий, изменить модель поведения.

Бихевиористы не рассматривают внутренние мотивы поведения, поскольку их трудно изучить. Рассматриваются лишь внешние стимулы и реакции. Бихевиоризм идет в двух направлениях:

  1. Предугадывание реакции на основе имеющихся стимулов.
  2. Определение потенциального стимула по реакции человека.

Научение данной области позволяет изучать индивида, на которого хочется воздействовать. Ранее считалось невозможным предвосхитить поведение человека, однако бихевиоризм рассматривает механизмы влияния на людей. Люди, которые знают, какие стимулы смогут побудить на совершение нужных им поступков, могут создать такие условия, которые помогут им в достижении желаемого, что и является влиянием, .

В дополнении ко всем имеющимся данным были взяты учения Павлова – условные рефлексы, их формирование и закрепление.

Психолог Толмен не так упрощенно смотрел на схему «стимул – реакция», указывая, что в возникновении тех или иных поступков участвуют его физическое и психическое состояние, опыт, наследственность. Таким образом, данные факторы влияют на человека сразу после стимула, побуждая его на конкретные поступки, которые с годами могут меняться.

Синнер опровергал иллюзию свободы воли, поскольку указывал на выбор тех или иных поступков в зависимости от результатов, которых он достигнет или желает достичь. Таким образом было введено понятие оперантного воздействия, когда человек сначала ориентируется на последствия своих поступков, а потом выбирает, какие из них совершить.

Бандура основывал свои учения на склонности человека к подражанию. Более того, он копирует лишь то поведение, которое, как ему кажется, является наиболее благоприятным для него.

Направления бихевиоризма

Основоположником различных направлений бихевиоризма является Джон Уотсон (классический бихевиоризм). Он изучал лишь видимые явления, полностью исключая внутренние (психические) стимулы. В его концепции существовали только стимулы и реакции, которые у многих живых существ были одинаковыми. Это помогало ему сформировать теорию о том, что при создании определенных внешних условий окружающей среды можно влиять на развитие тех или иных склонностей, качеств, моделей поведения человека.

Павлов изучал рефлексы живых существ, которые формировались в зависимости от стимула и подкрепления. Чем значимее становилось подкрепление, тем глубже укреплялся рефлекс.

Бихевиоральное направление позволило дополнить психологические знания, которые лишь со временем были правильно скорректированы. Так, значимыми стали «что желает человек выразить через свое поведение», «что необходимо сделать, чтобы изменить ситуацию», «что индивид хочет изменить в собственном поведении».

На определенном этапе упрощенная схема «стимул – реакция» не вызывала одобрения со стороны специалистов, что разрешилось лишь со времен внесения в данную схему переменной. Таким образом, не только стимул влиял на поведение человека, но и прочие составляющие его психики и физиологии.

Необихевиоризм ставил своей задачей «программирование» действий человека с целью достижения им положительных результатов. Здесь неважным становилось воспитание человека. Главное – достижение цели через совершаемые поступки.

Ошибкой бихевиористов являлось исключение индивидуальных особенностей личности. Не замечалось, что разные люди неодинаково реагируют на одни и те же стимулы и ситуации. Всех людей можно объединить в группы по поступкам, но не сказать о том, что все действуют одинаково.

Теория бихевиоризма

В основе классических учений лежала теория бихевиоризма Павлова и Бехтерева. Павлов изучал рефлексы живых существ, а Бехтерев внес понятие «коллективной рефлексологии». Человек, который находится в группе, сливается с нею, образуя единый организм, при этом практически не участвует в выборе действий. Он совершает те поступки, которые совершает вся группа.

Айзенк рассматривал поведение человека в зависимости от ситуации, в которой он пребывает. Есть постоянная модель поведения, которая характеризуется постоянством индивида пребывать в определенных условиях, и изолированные поступки, которые совершаются в неординарных ситуациях.

Патопсихология – наука об анормальном поведении и анормальных психических процессах. Вводя такое определение, поднимается проблема соотношения нормы (нормальности) и отклонения от нее (анормальности).

Под анормальным подразумевают ненормальное – то, что находится за пределами обычного и общепринятого. Общество имеет свои стандарты поведения и стереотипы образа действий, устанавливающие, что допустимо, а что нет. Для индивидов, семей, а также для других групп населения определяются свои нормы, или стандарты, поведения. Если люди нарушают эти стандарты, общество закрепляет за подобным поведением либо человеком, действующим вне установленных шаблонов, ярлык «ненормальности».

Анормальное поведение определяется как такое низкоадаптивное поведение и такие психические процессы, которые способны причинить кому бы то ни было физический и психологический ущерб.

Понятие психического заболевания пришло из психиатрии, раздела медицины, посвященного психическим нарушениям. Начиная с XIX века, лечением людей с анормальным поведением занимались врачи. При этом они рассматривали «безумцев» именно как больных, а не как морально несостоятельных или одержимых. Таким образом, анормальное поведение было возведено в ранг одной из медицинских проблем и стало рассматриваться как недуг, поддающийся диагностике и лечению. Подобная точка зрения известна как медицинская модель психического заболевания. Когда задумались о существовании иных, отличных от медицинской модели способов оказания помощи психически больным людям, к процессу поиска подключились .

Представители бихевиоризма

Основным отличием бихевиоризма является изучение поведения живого существа, а не его сознания. Здесь главным являлось то, что можно изменить или пощупать, и отвергалось все, что не поддается чувственному изучению. Представителями бихевиоризма были:

  1. Джон Уотсон — основоположник.
  2. Эдвард Торндайк.
  3. И. Павлов.
  4. У. Хантер.
  5. Л. Карл.
  6. Э. Толмен.
  7. Б. Скиннер.

Каждый внес свою лепту в данную науку, основывая свои опыты лишь на реакциях живых существ. Благодаря им существует множество теорий того, как формируются поступки, чем они мотивируются, как на них можно влиять и даже программировать.

Фильмы, передачи, сериалы, мультфильмы и прочие телевизионные программы, которые человек постоянно смотрит, программируют его. Демонстрируемое героями поведение откладывается в подсознании, что потом влияет на то, как он сам поступает в реальной жизни. Вот почему многие люди предсказуемы и однообразны: они ведут себя так, как поступают те персонажи или их знакомые, за которыми они постоянно наблюдают. С самого детства каждому человеку дано качество – повторять, как обезьянка, все, что видишь в других людях. Люди ведут себя одинаково, поскольку наблюдают за одними и теми же персонажами (особенно по телевизору), которые и программируют их на определенные модели поведения.

Если все люди на похоронах плачут, то и вы сами вскоре начнете плакать, хотя в первые разы можете не понимать, почему должны делать это. Если мужчины бьют своих жен, то и сами начинаете бить свою жену, хотя вначале были против насилия. Постоянно наблюдая за поведением окружающих людей или любимых персонажей по телевизору, вы приучаете себя поступать так же. И этот закон действует независимо от того, нравится вам это или нет.

Однако можно применить данные знания и в благих целях. Например, можно выработать в себе качества и свойства, которые вас привлекают в других людях. Почаще наблюдайте за ними, общайтесь, обращайте внимание на те проявления личности, которые вас привлекают, и вскоре вы за собой заметите эти же качества. Ведь можно не только плохое, но и хорошее в себе выработать, постоянно контактируя с людьми, которые на собственном примере демонстрируют положительные модели поведения. Учитесь у них, используя простой закон «обезьянки»: становитесь лучше, просто наблюдая за теми, чьи качества и поведение вам нравятся.

Итог

Человек является сложным существом, чью жизнь во всех аспектах еще следует изучать. Бихевиоризм лишь частично раскрывает завесу. Если подкрепить знание информацией из других областей, то можно получить более полную картину. Итог познания бихевиористских учений – понимание собственного и чужого поведения, а также способность создавать такие обстоятельства, которые побудят окружающих на нужные действия.

Если у человека возникли проблемы с познанием собственных поступков, тогда рекомендуется обратиться за помощью психолога на сайте сайт. Специалисты займутся рассмотрением мотивов, стимулов, а также прочих факторов, которые участвуют в формировании того или иного поведения.

Когда человек научится управлять собственным поведением, он сможет изменить свою жизнь. Ведь окружающие люди видят лишь то, что человек делает. Они не умеют читать мысли и не обладают психологическими познаниями, чтобы понимать мотивы других. Человек должен понимать, что его поступки являются теми стимулами, которые вызывают у окружающих совершение тех или иных действий. Если поступки других людей не нравятся, значит, необходимо пересмотреть сначала собственное поведение.

Порой необходимо исходить не из понятий, «правильно или неправильно я поступаю», что означает моральность действий, а из категорий, «как интерпретируются мои поступки другим человеком». Ваши поступки – это стимул для другого человека, который полностью зависит от отношения к ним и вызываемых эмоций. Даже самые правильные поступки могут восприниматься негативно, что и приводит к непредсказуемым реакциям.

17. Сторонники бихевиоризма утверждают, что развитие:

а) предопределено врожденными особенностями

б) совершается под действием непознанных сил

в) это результат конвергенции внутренних задатков с внешними условиями

г) есть приобретение нового опыта

18. Отождествление развития с научением - это ведущая идея:

а) психоанализа

б) бихевиоризма

в) биогенетического направления

г) теории конвергенции двух факторов

19. Бихевиористский подход рассматривает личность как результат …

а) постижения им последствий своего поведения

б) когнитивной интерпретации различных ситуаций

в) конфликтов между подсознательными силами и реальностью

г) взаимодействий между людьми.

20. Фрейд занимался проблемой :

а) игровой деятельности

б) психосексуального развития детей

в) развития интеллекта ребенка

г) психосоциального развития ребенка

21. Предметом исследования психоанализа является:

а) глубинные чувства и переживания

б) сознание

в) интеллект

г) поведение

22. Либидо в концепции 3. Фрейда - это:

а) психическая энергия, лежащая в основе сексуальных влечений человека

б) структурная часть психики человека

в) защитные механизмы

г) сексуальный комплекс

23. По определению 3. Фрейда, в структуре психики «Оно» - это:

а) носитель идеала, цензор поведения

б) посредник между «Сверх-Я» и «Я»

в) врожденная часть, влечения, инстинкты

г) продукт влияния общества

24. С точки зрения 3. Фрейда, цензором поведения в структуре человеческой психики является:

в) «Сверх-Я»

г) все перечисленное

25. В центре анализа Э. Эриксона находятся:

а) инстинктивные влечения ребенка

б) отношения ребенка с близкими взрослыми

в) отношения ребенка со сверстниками

г) внутренние конфликты ребенка

26. Задача младенческого возраста по Э. Эриксону:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

27. Задача дошкольного возраста по Э. Эриксону:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

в) достижение автономии, независимости и самостоятельности

г) формирование базового доверия к миру

28. Задача школьного возраста с точки зрения Э. Эриксона:

а) формирование трудолюбия

б) развитие инициативности

в) достижение автономии, независимости и самостоятельности

г) формирование базового доверия к миру

29. Задача подросткового возраста с точки зрения Э. Эриксона:

а) формирование трудолюбия

б) обретение эго-идентичности, осознание себя и своего места в мире


в) достижение интимности, установление близких и дружеских связей

г) развитие творчества, продуктивности

30. Одно из понятий в концепции Ж. Пиаже:

а) эго-идентичность

б) схема действий

в) новообразование

г) либидо

31. Приспособление новой ситуации к старым, уже существующим структурам, Ж. Пиаже определяет как:

а) экстериоризация

б) интериоризация

в) аккомодация

г) ассимиляция

32. Ассимиляция в теории Ж. Пиаже есть:

а) приспособление новой ситуации к старым, уже существующим структурам

б) модификация старых схем с целью приспособления к новой ситуации

в) способ обработки информации

г) формирование внутренних структур

33. Ж. Пиаже выделил три стадии развития интеллекта. Одна из них:

а) наглядно-действенная

б) сенсомоторная

в) наглядно-образная

г) словесно-логическая

34. Стадия конкретных операций в концепции Ж. Пиаже соответствует возрасту:

а) от 11-12 лет и старше

б) от 6-7 до 11-12 лет

в) от 2 до 11-12 лет

а) Л.С.Выготский

б) Д.Б.Эльконин

в) С.Л.Рубинштейн

г) Л.И.Божович

36. Понятие «социальная ситуация развития» введено в науку:

а) Л. С. Выготским

б) Д. Б. Элькониным

в) С. Л. Рубинштейном

г) А. Н. Леонтьевым

37. Понятие «ведущая деятельность» ввел в науку:

а) Л. С. Выготский

б) Д. Б. Эльконин

в) С. Л. Рубинштейн

г) А. Н. Леонтьев

38. Понятие «новообразование» введено в науку:

а) Л. С. Выготским

б) Д. Б. Элькониным

в) С. Л. Рубинштейном

г) А. Н. Леонтьевым

39. Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие - это процесс взаимодействия реальных и идеальных форм. Под идеальными формами он понимал:

а) высший уровень развития человеческой психики

б) уровень развития психики конкретного человека и социальную среду

в) социальную среду

г) духовное и культурное богатство общества

а) когнитивной

б) эпигенетической

в) культурно-исторической

г) деятельностной

41. С точки зрения Л. С. Выготского, человек есть существо:

а) биологическое

б) социальное

в) биосоциальное

г) историческое

42. С точки зрения Л. С. Выготского, источник развития психики:

а) среда

б) наследственность

в) обучение

г) активность самой личности

43. В качестве условий развития психики Л. С. Выготский рассматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение

в) обучение

г) задатки

44. В качестве движущих сил развития психики Л. С. Выготский рассматривал:

б) морфологические особенности мозга и общение

в) обучение

г) задатки

45. Процесс развития психики, согласно Л. С. Выготскому, происходит в форме:

а) адаптации

б) приспособления

в) усвоения

г) научения

а) Л. С. Выготским

б) А. Н. Леонтьевым

в) Ж. Пиаже

г) М. И. Лисиной

47. Ведущий вид деятельности как критерий выделения возрастных этапов рассмотрен в работах:

а) А. Н. Леонтьева

б) Д. Б. Эльконина

в) Л. С. Выготского

г) Б. Г. Ананьева

48. Деятельность, в процессе которой человек ориентируется в основных ее смыслах, задачах, мотивах, нормах отношений:

а) непосредственно-эмоциональное общение

б) учебная

в) учебно-профессиональная

г) предметно-манипулятивная

49. Деятельность, в процессе которой происходит ориентация в основных смыслах человеческой деятельности, мотивах, нормах отношений, это …

а) общение

б) учебная деятельность

в) предметно-манипулятивная

50. Деятельность, в процессе которой происходит ориентация в общественно-выработанных способах действий с предметами:

а) Непосредственно-эмоциональное общение

б) учебная деятельность

г) интимно-личностное общение

Бихевиористский подход (бихевиоризм)

Основателями бихевиоризма были Джон Бродес Уотсон(1878-1958) и Эдуард Торндайк (1874-1949) - последний подготовил бихевиоризм идейно, в своих опытах над животными с использованием «проблемного ящика» - ящика с лабиринтами. Американский психолог Уотсон в 1913 г. ввёл в науку термин бихевиоризм, что в пер. с англ. означает поведение. Он заявил, что объективно можно изучать только поведение человека в той или иной ситуации. Каждой ситуации соответствует определённое поведение, которое следует объективно фиксировать. «Психология - это наука о поведении», а все понятия, связанные с сознанием, считал он, следует изгнать из научной психологии. «Выражение «ребенок боится собаки» для науки не означает ничего, необходимы объективные описания: «слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему приближается собака». Новые формы поведения появляются в результате образования условных рефлексов (обусловливание) (Уотсон). Любое поведение определяется своими последствиями (Скиннер). Человеческие действия формируются под влиянием социальной среды, человек полностью от неё зависим. Человек склонен также подражать поведению других людей, с учетом того, насколько благоприятными могут быть результаты такого подражания для него самого (Бандура).

Поведение в бихевиоризме рассматривалось как система реакций на внешнее воздействие, на внешние стимулы. Оно описывалось формулой «Стимул- Реакция» (S-R). Изучалось, в основном, на животных (кошках, крысах, обезьянах, голубях), но выводы бихевиористы распространяли и на человека.

Внутренние мотивы и личностные факторы, влияющие на поведение, - сложные процессы сознания, творческий подход к выработке реакций, характер, - бихевиористами не учитывались, и это был главный недостаток бихевиоризма.

И на человека смотрели, как на большую белую крысу, который бегает в лабиринте жизни, где царит случай. Уотсон считал, что поведение зависит только от воспитания, а наследственность роли не играет. И это роднит его с марксизмом-ленинизмом, который отрицает генетический фактор в поведении.

Важными заслугами бихевиоризма являются: внедрение объективных методов регистрации и анализа внешне наблюдаемых реакций, действий человека, процессов, событий; открытие закономерностей научения, образования навыков, реакций поведения.

Р. Дальписал, что противоречивые интерпретации сопровождали бихевиоральный подход с самого начала. Честь введения термина "политическое поведение" принадлежит американскому журналисту Франку Кентукоторый в 1928 г. опубликовал книгу, озаглавленную "Political Behavior" ("Политическое поведение"). По Кенту, исследование политического поведения означает "циничный реализм" газетчиков. Герберт Тингштейнспас термин "политическое поведение" для политологии, опубликовав в 1937 г. работу "Political Behavior. Studies in Election Statistics", которая была посвящена выборам в Европе (Dahl R.A. The Behavioral Approach in Political Science //Contemporary Political Thought. - N.Y., 1969. - P. 119-120).

После второй мировой войны произошла так называемая "бихевиоральная революция". Сформировались новые представления о политических процессах, благодаря работам С.М. Липсета"Политический человек", С. Вербыи Г. Алмонда "Гражданская культура", А. Кэмпбела"Американский избиратель".

Основная методологическая установка бихевиорального подхода состоит в стремлении вывести структуру властных отношений из природы человека, доступной исследованию научными методами. Бихевиоральный подход как попытка обратиться к анализу политического поведения, уходит корнями в 20-30-е годы ХХ в. Эмпирическое направление в политологии, как мы отмечали выше, получило развитие в Чикагском университете США. Это направление подготовило почву для становления бихевиорального подхода после второй мировой войны.

Бихевиоральный подход исходит из двух основных принципов неопозитивизма: верификации и операционализма.

  • 1. Принцип верификации означает, что научную ценность имеют лишь те данные, которые могут быть получены или проверены путем наблюдения или количественного измерения. Бихевиоралисты считают, что такие данные могут быть получены при изучении поведения социальных групп и индивидов. Необходимо учитывать индивидуальные психологические мотивы, эмоции людей. Подлинную теоретическую значимость имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты.
  • 2. Принцип операционализма означает, что любое познание представляет собой совокупность "инструментальных операций", служащих средством обработки, получения, измерения данных. Внимание должно быть сосредоточено на исследовательских процедурах. Политолог - собиратель фактов, его главными исследовательскими инструментами являются социологические методы.

Бихевиоралисты подчеркивают, что в анализе политических явлений применение методов других наук допустимо и необходимо. Они отмечают существование закономерностей в политике, моменты повторяемости, поддающиеся обобщению.

Таким образом, политическая наука, как ее понимают бихевиоралисты, является точной наукой, опирающейся на строгие методы исследования. Бихевиоральный подход акцентирует внимание на том, как человек действует политически и какое значение придает своему поведению. Поведение является первичным.

Ярким примером бихевиорального подхода является исследование поведения во время выборов (voting behavior) - работа П. Лазарсфельдаи Б. Берельсона"The People Choise", в которой проанализированы президентские выборы 1940 года в США. Еще один пример - работа "The American Voiter" А. Кемпбела, Ф. Конверза, Д. Стокса(1956). Ряд подобных исследований значительно углубил понимание демократии и дал описание наиболее характерного поведения граждан в демократическом государстве.

Результаты эмпирических исследований 40-60-х годов показали, что участие большинства граждан в политической жизни является скорее исключением, чем правилом. Политическое участие зависит от образования, уровня доходов. Обычный гражданин, как правило, плохо информирован о политических проблемах. Очень небольшой процент граждан участвует в политике не только в качестве избирателей. Результаты выборов зависят от таких факторов, как групповая лояльность и партийная идентификация.

В конце 60-х- начале 70-х годов монополизм бихевиоралистов в политической науке пошатнулся. Обнаружилась не только сила, но и слабость эмпирических исследований. Уязвимость бихевиорального подхода политологи видели в его нацеленности на описание общества, а не на его изменение. В этот период в США развернулось движение за гражданские права, шла война во Вьетнаме. Однако существующая методология не позволяла оценить эти явления. Политическая наука оказалась вне политики (Ган Д. Политическая наука в университетах США //Советское государство и право. - 1988. - № 9. - С. 121).

В начале 70-х Д. Истонвозвестил о постбихевиоральной революции. Он считает, что важнее понять смысл актуальных социальных проблем, нежели в совершенстве владеть техникой исследования. Чрезмерное увлечение исследованием поведения ведет к утрате связи с действительностью. Политическая наука должна стать на службу действительным потребностям человека в период кризиса. Изучение и конструктивная разработка ценностей является неотъемлемой частью изучения политики. Политологи несут ответственность перед обществом, и их роль, равно как и всей интеллигенции, состоит в защите человеческих ценностей (Истон Д. Новая революция в политической науке //Социально-политический журнал. - 1993. - №8. - С. 115-129).

Таким образом, Истонпоставил вопрос о макроанализе политики. Это привело к возникновению системного и структурно-функционального подходов в политологии.

Критика функционализма, как мы видели, положила начало разви­тию бихевиоризма-направления, преобладающего в американской пси­хологии вплоть до настоящего времени. Его основатель, Дж. Б. Уотсон (J.B. Watson), провозгласил в 1913 году, что психология получит право считаться наукой лишь после того, как она выработает объективный подход - к исследуемым явлениям.

Подобно химику, который изучает плавление какого-то металла и которого интересует только изменение его состояния при данной температуре, психолог должен ограничиваться описанием и количест­венной оценкой форм поведения, возникающих в данной ситуации.

Предложенная Уотсоном схема S-R означает, что каждой ситуации (или стимулу-S) соответствует определенное поведение (или реак­ция - R).

Бихеовиористы считали, что с помощью этой схемы можно объяснить любую деятельность человека, а все понятия, связанные с созна­нием, следует изгнать из сферы научной психологии, по их мнению, например, выражения «этот ребенок боится собаки» или «я влюблен в эту женщину» в научном плане не означают ничего. Согласно бихевиористам, осознание» субъектом таких явлений слишком субъективно и совершенно бесполезно для исследователя. Напротив, объективные описания («слезы и дрожь у ребенка усиливаются, когда к нему прибли­жается собака, и слабеют при удалении собаки», или «при встрече с этой женщиной сердце у меня бьется сильнее, а зрачки расширяются») дают возможность количественно оценить эти формы поведения и «измерить» чувство страха или степень увлеченности.

70 Глава 2

За несколько лет до этого русский физиолог И. П. Павлов и его группа при изучении данных, полученных при исследовании поведения животных в лаборато­рии, очень скоро натолкнулась на ряд трудностей, связанных с искусст­венными условиями, в которых проводятся эксперименты. Так, ут­верждения бихевиористов о том, что любое поведение всецело обуслов­лено научением, подверглись сомнению со стороны этологов, проводя­щих полевые исследования в природе. Этологи, как мы видели в предыдущей главе, выяснили врожденную основу большинства форм поведения, наблюдаемых у различных животных.

Сравнительно недавно возникшая социобиология доходит даже до утверждения, что в основе всех форм социального поведения человека лежат врожденные структуры, присущие ему так же, как и всем другим представителям животного мира. Так, наш образ жизни, который, как мы считаем, создали мы сами, на самом деле в значительной мере определяется нашими генами.

Хотя эти новые данные расширили уже имевшиеся знания о поведе­нии человека, они были подвергнуты сомнениям, иногда фундаменталь­ным, со стороны представителей научной психологии.


Психофизиология. Познание функций миллиардов клеток, состав­ляющих нашу нервную систему, еще только начинается. Тем не менее благодаря созданию все более сложных приборов уже есть возможность выявлять многочисленные связи между нервными структурами и пове­дением индивидуумов.

Изучая эффекты, возникающие при раздражении с помощью вжив­ленных электродов или при повреждении различных участков мозга, удалось выяснить, например, важнейшую роль «примитивных» мозго­вых структур, которые имеются у всех животных и у человека и служат центрами таких процессов, как эмоции, проявления инстинктов или сон. Эти методы позволили также пролить свет на механизмы зрения, слуха и даже некоторых форм памяти. Все более глубокое изучение механиз­мов действия гормонов, химических передатчиков (медиаторов) и мно­гих лекарственных препаратов дало возможность лучше понять, чем обусловлен эффект некоторых стимуляторов и как можно облегчить или, наоборот, блокировать передачу информации в нервной системе.

Рис. 2.12. Австрийский ученый Конрад Лоренц (1903-1989)-один из основателей современной этологии. Широко известны его работы по импринтингу у гусей (см. гл. 1), а также книга «Агрессия», в которой он выдвигает идею о том, что «нормаль­ная» агрессивность человека искажена в результате создания изощренных видов оружия, и это приводит к риску самоуничтожения человечества.

Рис. 2.13. Наблюдения Джейн Гудолл над шимпанзе в лесу показали, что поцелуи у них так же обычны, как и у людей, и служат, выражением симпатии или приветствием.

Этология. Этология и зоопсихология пытаются понять, каким обра­зом врожденные механизмы, направляющие возникновение и развитие поведения, дополняются влиянием среды, с которой они вступают во взаимодействие.

Согласно взглядам этой школы, лишь все больше углубляя наши знания о низших организмах, мы сможем лучше понять основы поведе­ния и его эволюции в царстве животных. Например, работы Лоренца по механизму импринтинга или изучение развития пения у зяблика помогут нам многое узнать о происхождении социального поведения или об обмене информацией у высших организмов.

Более того, эволюционная теория учит нас, что человек – в конечном счете лишь один из видов отряда приматов, который просто дальше продвинулся в своей эволюции, чем другие. За последние два десяти­летия возросло число исследований в одном из разделов этологии: речь идет об этологии человека, цель которой – осветить биологические осно­вы человеческой природы (см. рис. 2.13). Один из путей достижения этой цели состоит в систематическом сборе данных о способах выражения эмоций, о чувствах и различных социальных взаимодействиях у предста­вителей различных культур. Касается ли это таких элементарных форм поведения, как улыбка или нахмуривание бровей, поцелуй или угро-

72 Глава 2

жающий кулак, роли социальных структур в отношениях между родите­лями и детьми или иерархической организации в группе индивидуумов этология человека утверждает, что во всех случаях существуют некие «универсальные» проявления, свойственные всем представителям вида Homo sapiens. Следовательно, человек, подобно всем животным, запро­граммирован, и навыки, которые он приобретает в течение жизни, могут реализоваться лишь в пределах заложенной в нем программы.

Социобиология. Это новое направление, ставшее популярным в США после публикации в 1975 году книги Уилсона (Е. Wilson). В своих представлениях о природе человека оно идет гораздо дальше, чем этология. Социобиологию определяют как «науку, систематически изу­чающую биологические основы всех форм социального поведения». Она пытается синтезировать данные, собранные экологией, этологией и эво­люционной теорией, обогащенной достижениями генетики. Социобио­логия утверждает, что живые существа постоянно конкурируют между собой, стремясь обеспечить себе наилучшие шансы на успешную переда­чу потомству своих генов, т. е. носителей наследственных признаков. Иными словами, все формы социального поведения, свойственные различным видам и в особенности человеку, существуют лишь постоль­ку, поскольку они обеспечивают передачу последующим поколениям возможно большего числа генов, исходя из чисто «эгоистических» принципов. Таким образом, идет ли речь о стремлении к власти или об альтруистическом поведении, о ксенофобии или о гомосексуализме, об отношении к религии или о морали – все эти аспекты человеческой деятельности проявляются только для того, чтобы дать индивидууму возможность передать дальше свой генетический материал. В таком случае организм – это просто некая машина, обеспечивающая сохран­ность генов, а разные формы его поведения – всего лишь стратегии для наиболее активного распространения этих генов.

Имея многочисленных сторонников, социобиологический подход встречает в то же время серьезные возражения. Некоторые критики подчеркивают ряд аспектов этой теории, которые они считают упрощен­ческими и даже абсурдными; сторонники социобиологии парируют такие замечания, указывая, что подобные упреки уже делались Дарвину, а между тем!... Самым сильным нападкам подвергается оправдание социальной несправедливости, которую такая теория как бы «вписыва­ет» в естественный порядок вещей. Другие критики упрекают социобиологию за усматриваемые в ней концепции сексизма и элитаризма (см. документ 2.9).

Окажется ли это направление в конечном счете лишь данью моде, или же оно получит признание под давлением фактического материала, собранного его создателями? Во всяком случае, несомненная его заслуга в том, что оно вызвало полемику о биологических основах социальной природы человека.

Что такое психология? 73