Ментальный план – Ледбитер Чарльз. Астральный и ментальный планыастральный план

Ментальный план , как указывала Е.П.Б., это обширнейший из всех планов, имеющих к нам отношение. Это ключевой план Солнечной системы. Это ось, вокруг которой поворачивается великое Колесо. Это место встречи трёх линий эволюции, и именно поэтому он эзотерически именуется «совещательной палатой Трех Божеств ». На этом плане три Лица логической Троицы встречаются в совместной работе. Ниже можно наблюдать соединение двух Лиц, выше функционирует другая двойственность, но только на этом плане все Трое образуют единство.

Все Логосы различных схем выражают Себя на этом плане. В системе есть несколько схем, находящих на этом плане своё низшее проявление - у них нет физического тела, как у Земли и прочих плотных планет. Они существуют в газообразной материи, и их сферы проявления составлены просто из четырёх космических эфиров и космической газообразной материи. Но все великие Жизни Солнечной системы обязательно обладают телами из нашей системной ментальной материи, поэтому на этом плане становится возможным общение между всеми этими Сущностями. Этот факт есть основа оккультной реализации и истинная почва для единения. Материя абстрактных уровней ментального плана входит в состав проводников всех этих великих Существований, и через посредство этой энергетизированной субстанции они могут устанавливать контакт друг с другом вне зависимости от индивидуальной цели Их достижения. Следовательно, и единицы в Их телах тоже могут соприкасаться со всеми другими Эго и группами, уже достигшими сознания ментального плана (каузального сознания) и знающими различные групповые «ключи», групповые тона и цвета.

Поэтому тем, кто изучает предмет внимательно, станет очевидно, что этот факт даёт основу для истинных отношений между различными группами Эго, независимо от их степени эволюции, Луча или схемы. Эту фундаментальную истину можно усвоить лучше, если разобраться в следующих оккультных фразах:

«В Зале Неведения господствует кама-манас. Человек, обуреваемый неправильным желанием, ищет объект внимания своего сердца в мрачных залах самой плотной майи. Он находит его, но умирает, прежде чем пожинает все желаемые плоды. Змея жалит его, и желанная радость ускользает. Все, кто так ищет эгоистических плодов кармы, должны презирать друг друга, и потому этот Зал полон раздора и алчности, злонамеренности и ненависти, смерти и воздаяния, наработки кармы и поражающего возмездия.

В Зале Учения властвует интеллект, которым и старается руководствоваться стремящийся. Желание высшего порядка, плод манаса и его использования вытесняет низший камический позыв. Человек взвешивает и уравновешивает, стремясь к плодам знания в сумеречных Залах Интеллекта. Он находит их только затем, чтобы осознать, что знание - ещё не все. Он умирает в открытом поле знания и, умирая, слышит крик, стучащий ему в уши: «Знай, что знающий - больше знания; Тот, кто ищет, больше искомого».

В Зале Мудрости властвует Дух; Единый внутри меньших обретает верховный контроль. Смерть неведома в этих залах, ибо двое её великих врат пройдены. Разногласие и раздор исчезают. Царит гармония. Знающие видят себя Единством; они распознают то поле, где возрастает знание, как брахмический диссонанс и дифференциацию. Они видят знание как метод, как используемый всеми инструмент для достижения цели, как всего лишь зародыш конечного распознавания. В этом зале объединение всех со всеми, сочетание всех и каждого, и единство действия, цели и мастерства отмечают каждое высокое устремление».

Если вы поразмыслите над этими словами, то поймёте, что истинное единство возникает после осознания того, что бóльшая жизнь всегда включает меньшую и что каждое расширение сознания подводит человека ближе к осознаванию Единства.

Вам хорошо известно, что на ментальном плане находятся три аспекта ума, или три фокуса ментального восприятия и активности:

  1. Низший конкретный ум , который выражает себя наиболее полно через пятый Луч Конкретной Науки, отражая низшую фазу волевого аспекта божественности и суммируя в себе всё знание, а равно и эгоическую память. Низший конкретный ум связан с лепестками знания эгоического лотоса и способен к явному душевному просветлению, оказываясь в конце концов прожектором души. Контроль над ним устанавливается в процессах концентрации. Он имеет преходящий характер во времени и пространстве. В результате сознательной творческой работы его можно соединить с постоянным манасическим атомом или абстрактным умом.
  2. Сын Ума. Это сама душа, управляемая вторым аспектом всех семи Лучей, - и я прошу вас твёрдо усвоить это. Он отражает низшую фазу божественного аспекта любви и суммирует в себе результаты всего накопленного знания, которое есть мудрость, озаряемая светом интуиции. Иначе его можно описать как любовь, располагающую опытом и знанием. Наиболее полно Сын Ума проявляется через лепестки любви, присущей его бытию. Благодаря преданному, самоотверженному служению он приводит в действие божественный План в трёх мирах человеческой активности. Таким образом, он связан со вторым аспектом Духовной Триады и приводится в функциональную активность в результате медитации. Тогда он берёт под свой контроль и начинает использовать в собственных духовных целях преданную личность через упомянутый выше просветлённый ум. Он вечен во времени и пространстве.
  3. Абстрактный ум , который раскрывается исключительно под влиянием Первого Луча Воли или Могущества, отражая высший аспект божественной воли, или атмического принципа. При полном развитии, он суммирует в себе цель Божества и принимает ответственность за выявление Плана. Он энергетизирует лепестки воли до тех пор, пока вечная жизнь души не абсорбируется в то, что ни преходяще, ни вечно, но беспредельно, безгранично и неведомо. Его сознательное функционирование начинается с построением антахкараны. Этот «сияющий радужный мост» соединяет просветлённую личность, фокусирующуюся в умственном теле и мотивируемую любовью души, с Монадой, или Единой Жизнью, что позволяет божественно проявляющемуся Сыну Божьему выражать значение слов: Бог есть Любовь и Бог есть Огонь поядающий. Этот огонь, энергетизируемый любовью, сжёг все личностные качества, оставив лишь очищенный инструмент, несущий в себе характерные черты Луча души и более не нуждающийся в существовании душевного тела. К тому времени личность целиком вбирает душу, или, точнее, душа и личность соединяются и сливаются в единый инструмент, которым пользуется Единая Жизнь.

Эта картина, или символическое описание, нужны лишь для передачи общей цели материальной и духовной эволюции, которая близится к своему завершению - в текущем мировом цикле - благодаря развитию трёх аспектов ума на ментальном плане. Описанное имеет и космический смысл, но задерживаться на нём нам не стоит. В ходе этого процесса на сцене мировой жизни и на физическом плане появляются три основных аспекта божественного проявления. Это Человечество, Иерархия и Шамбала.

Хочу подчеркнуть, что лишь когда стремящийся прочно закрепляется на ментальном плане и сохраняет там «фокус осознания», для него становится возможным реальный прогресс в божественной работе построения моста, работе призыва и приведения в сознательное сопряжение Триады, души и личности. Сознательное построение антахкараны длится от заключительной стадии Пути Испытаний до третьего посвящения.

При разборе данного процесса необходимо затронуть три аспекта ума, которые выражаются на ментальном плане и составляют на нём основу различных состояний сознания. Интересно отметить, что на более совершенной стадии своего развития (интегрированной, устремлённой, ориентированной и преданной) человек твёрдо вступает на низшие уровни ментального плана и оказывается перед семью его подпланами и их соответствующими состояниями сознания. Это значит, что для него начинается новый цикл, где - на этот раз обладая полным самосознанием - он должен развить семь состояний ментальной осведомлённости. Все они свойственны или присущи ему, и все (при овладении) приводят к какому-либо из семи главных посвящений. Вот эти семь состояний сознания, начиная с первого, или низшего:

Ментальный план 1. Низшая ментальная осведомлённость. Развитие истинно ментального понимания.
2. Душевная осведомлённость, или душевное восприятие. Это не восприятие души личностью, но регистрация того, что воспринимает душа самой душой. Позднее то же регистрирует и низший ум. Таким образом, это душевное восприятие сменяет обычный умственный подход.
3. Высшая абстрактная осведомлённость. Раскрытие интуиции и осознание интуитивных процессов низшим умом.
Буддхический план 4. Постоянная духовная осведомлённость. Это полное сознание буддхического, или интуитивного, уровня. Такое воспринимающее сознание характеризует Иерархию. Жизненный фокус человека смещается на буддхический план. Это четвёртое, или промежуточное, состояние сознания.
Атмический план 5. Сознание духовной воли, которая выражается и переживается на атмических уровнях, или на третьем плане божественного проявления. Я почти ничего не могу сказать о такой осведомлённости, ибо это состояние нирванического осознания непостижимо для среднего ученика.
Монадический план 6. Вмещающая осведомлённость Монады на её собственном плане, втором плане нашей планетарной и солнечной жизни.
Логоический план 7. Божественное сознание. Это осведомлённость целого на наивысшем плане нашего планетарного проявления. Это также аспект солнечной осведомлённости на том же плане.

Стремясь хоть как-то понять суть работы по построению антахкараны, в качестве предварительного шага стоит рассмотреть природу субстанции, из которой сознательный стремящийся должен построить «мост из сияющего умственного вещества». На востоке это «умственное вещество» называется читтой . Существует она в виде субстанции трёх типов, которые имеют общую основу, но обусловлены разными качествами.

Ментальный план идет следующим. Правильное использование интеллекта - это выдающееся достижение на нем. Он также характеризуется тремя стадиями:

  • а) стадия, на которой ум является приёмником впечатлений из внешнего мира через пять чувств и мозг. Это негативное состояние, в нем «видоизменения мыслящего принципа» вызываются посредством импульсов внешнего мира и реакций астрального мира;
  • б) стадия, на которой ум инициирует собственную активность и интеллект становится доминирующим фактором. Хотя он побуждается к активности вышеперечисленными факторами, он отзывается также и на мысленные потоки ментального плана и чрезвычайно активизируется в результате обоих этих касаний. Эти касания порождают третий вид активности, когда рассудочный принцип действует сообразно полученной обоими путями информации, направляет собственные потоки мыслей и формирует собственные мыслеформы, а также регистрирует мыслеформы других;
  • в) стадия, на которой душе благодаря сосредоточению и медитации удается наложить свои идеи и впечатления на ум, который удерживается «устойчиво в свете», что позволяет ментальному телу отзываться на впечатления и касания, эманирующие из субъективных и духовных миров.

Дэвы низших ментальных уровней работают с человеком через ментальную единицу и разделены, грубо говоря, на четыре группы, будучи в действительности первой конденсацией троичного низшего тела человека. Они образуют часть его лунного тела. Они напрямую связаны с высшими духовными сущностями и представляют собой самое низшее проявление силы, эманирующей с Космического ментального плана и устанавливающей связь с человеческой Иерархией через ментальные единицы. Они - газообразные дэвы логоического физического тела. В данный момент мы не будем разбирать их более подробно, так как при изучении пятого принципа некоторые положения станут яснее, а их работа в связи с человеком может быть раскрыта дальше по ходу нашего рассмотрения. Сейчас обилие подробностей только усложнит предмет.

Давайте выясним, что же мы рассматриваем. Это:

  1. Пятое состояние сознания, называемое ментальным планом.
  2. Субстанция этого плана, существующая в двух аспектах: рупа и арупа.
  3. Жизни, одушевляющие эту материю, особенно в их отношении к человеку.
  4. Эго, или самосознательные единицы, образующие среднюю точку проявления.
  5. Строительство каузального тела, открытие эгоического Лотоса и создание групп, которые мы называем эгоическими группами.
  6. Индивидуальность тех Существований, которые мы называем:
    • а) Агнишваттами;
    • б) Манасадэвами;
    • в) Огненными дхиани;
    • г) Солнечными Ангелами, или Солнечными Питри;
    • д) Асурами;

и многими другими именами, упоминаемыми в оккультных книгах.

В умах учащихся существует большая путаница относительно различия между Агнишваттами, которые воплотились в качестве человека, и теми, кто просто отвечал за внедрение манасической, или ментальной, искры в животного человека. Это открывает для нас тему самой индивидуализации и воплощения некоторых духовных существований, о которых, когда они находятся в телесной форме, говорят как об Аватарах, Буддах Действия или прямых проявлениях Логоса. Вся эта тайна скрыта в отношениях между индивидуальными Монадами, образующими различные центры в теле Планетарного Логоса, и самосознательной Индивидуальностью Самого Планетарного Логоса. Здесь учащийся должен учитывать тот факт, что ментальный план есть первый аспект плотного физического тела Планетарного Логоса, а буддхический план - это космический эфирный план, тот, на котором находятся эфирные центры Небесного Человека.

С буддхического плана (в планетарном или солнечном смысле) приходит жизненность и импульс, гальванизирующий плотный физический проводник для целенаправленного и согласованного действия; поэтому именно на ментальном плане этот импульс ощущается в первую очередь и контакт между двумя планами осознаётся. Здесь содержится намёк, который, если над ним подумать, послужит своей цели. Учащемуся необходимо осмыслить место и назначение ментального плана и то, как этот план соотносится с Планетарным Логосом и Солнечным Логосом. По мере все более глубокого исследования природы своего собственного эфирного тела, он должен распространить это знание на высшие уровни и стараться понять состав той большей сферы, частью которой он является. Когда им будет лучше понята природа его собственных центров и эффективность их воздействия на его плотное физическое тело, он придет к более полной оценке соответствующего процесса в теле Логоса.

Именно на ментальном плане (отражении в трёх мирах третьего и пятого состояний Плеромы ) ощущается полная сила самой эфирной жизненности. Намек на значение этого факта можно обнаружить в том, что эфирное тело человека принимает и передает прану непосредственно в физическое тело и что жизненность физического каркаса определяется, главным образом, состоянием и работой сердца. Сердце распределяет жизненность по мириадам клеток, составляющих плотную физическую оболочку. Нечто аналогичное видно в утверждении о том, что огненные дэвы - это «Сердце в теле Дхиан Чохана», поскольку их энергия поступает из Духовного Солнца, так же как энергия пранических дэв эфирного тела поступает из физического Солнца. Эта энергия Агнишватт проявляется на ментальном плане, газообразном подплане Космического физического плана, также как энергия эфирных центров, расположенных на четвертом эфирном подплане, в первую очередь и наиболее мощно воздействует на газообразную материю физического тела. Вот почему Сыны Мудрости, воплощающие буддхический принцип, жизненную силу, или аспект любви, тем не менее известны на пятом плане как самосознательные принципы; буддхи использует манас в качестве своего проводника, и оккультные авторы зачастую говорят в терминах этого проводника. Эго, или самосознательная Индивидуальность, в сути своей - поистине Любовь-Мудрость, но проявляется оно в первую очередь как мыслящее сознание.

Хотя во время четвертого посвящения происходит «разрушение храма Соломона», составлявшие его качества усваиваются проводниками, которые посвященный использует для всех Своих контактов в трех мирах. Теперь Он становится самой сутью всех Своих тел. Нужно иметь в виду - в том, что касается Его, и с технической точки зрения, - что весь ментальный план есть один из трех планов, образующих плотный космический физический план. Это часто забывается изучающими, которые почти всегда помещают тело души и постоянный ментальный атом за пределы формы и того, что они называют тремя мирами. Но в техническом плане и с высших точек зрения это не так, что соответственно меняет и обусловливает мышление и работу посвященного четвертой и более высоких степеней. Этим же объясняется и необходимость устранения эгоического тела.

Звук заполняет четыре высших подплана космического физического плана, которые являются высшим соответствиям четырех эфирных уровней физического плана в трех мирах - трех плотных физических и четырех эфирных планов. Поэтому нужно помнить, что наши столь знакомые нам планы относятся к космическому физическому плану, а тот, который мы знаем лучше всего, - самый плотный из семи, с чем в основном и связаны вся наша борьба и трудности.


В восточной литературе слово "дэва" часто употребляется нечётко - для обозначения всех видов нечеловеческих существ, зачастую включая высшие из духовных сил с одной стороны, и духов природы и даже искусственных элементалов - с другой. Однако здесь его применение будет ограничено великолепной эволюцией, которую мы сейчас рассматриваем.

Эти ангелы, хотя и связаны с нашей Землёй, ни в коей мере ею не ограничены, ведь вся наша цепь семи миров для них - как один мир, а эволюция их идёт через грандиозную систему из семи цепей. До сих пор их ряды пополнялись главным образом из других человечеств Солнечной Системы, из которых иные менее, другие более нас эволюционировали, поскольку лишь немногие из нас уже достигли уровня, на котором возможно к ним присоединиться. Но представляется несомненным, что некоторые из весьма многочисленных их разновидностей на своём пути восхождения не проходили через какое-либо человечество, вообще сравнимое с нашим.

Очень много знать о них мы в настоящее время не можем, но ясно, что то, что можно назвать целью их эволюции, значительно выше нашей. Если цель нашей человеческой эволюции заключается в достижении успешной частью человечества степени адепта-асекха до окончания седьмого круга, то эволюция дэв имеет целью за соответствующий период поднять их передовые ряды на гораздо более высокий уровень. У них, как и у нас, для тех, кто предпринимает серьёзные усилия, открывается крутой, но более короткий путь на ещё б`ольшие высоты, но каковы могут быть эти высоты, мы можем только предполагать.

Подразделения дэв

Три первых больших подразделения, начиная снизу, обычно называются кама-дэва, рупа-дэва и арупа-дэва, что можно перевести как ангелы астрального мира, низшего небесного и высшего небесного миров. Как для нас низшим телом является физическое, так для кама-дэв низшим телом будет астральное, так что они находятся приблизительно в таком же положении, в каком будет человечество, когда достигнет планеты F. Кама-дэва, живя обычно в астральном теле, может покидать его и переходить в высшие сферы в ментальном теле, точно так же, как мы пользуемся астральным. Перейти же в каузальное тело (если он достаточно развит) ему будет не труднее, чем нам - в ментальное. Таким же образом, обычным телом рупа-дэв является ментальное тело, так как их дом - четыре низших уровня ментального плана, то есть уровни рупа, тогда как арупа-дэвы относятся к трём высшим уровням того же плана, и для них наиболее плотным телом будет каузальное.

Над арупа-дэвами имеются ещё четыре класса, относящихся к царству дэв, населяющих соответственно четыре высших плана нашей солнечной системы. Ещё выше и за пределами царства дэв идут великие сонмы планетных духов, но рассмотрение столь возвышенных существ здесь было бы уже неуместно.

Каждое из тех двух главных подразделений этого царства, которые имеют местом своего пребывания ментальный план, делится на многочисленные классы. Однако жизнь их во всех отношениях настолько далека от нашей, что бесполезно пытаться передать что-либо, кроме самого общего о ней представления. Я не могу иначе передать впечатления наших исследователей этих областей, как приведя подлинные слова одного из них, сказанные во время наблюдений: "Я испытываю действие очень возвышенного сознания, великолепного за пределами всяких слов. Но оно столь необычно, такое иное, настолько отличается от всего, что я испытал когда-либо ранее, так непохоже на любой вид человеческого опыта, что совершенно невозможно выразить его в словах".

Столь же напрасным оказалось бы старание дать какое-либо описание этих могущественных существ на нашем физическом плане, так как их облик меняется с каждым новым направлением их мысли. Мы уже упоминали о величии и удивительной выразительной силе их цветового языка, а также о том, что при некоторых условиях люди, действующие на ментальном плане, могут многому у них научиться. Читатель может вспомнить, как один из дэв, оживляя фигуру ангела, созданного воображением хориста в его небесной жизни, преподавал ему музыку, намного превосходящую в своём величии любые звуки, когда-либо слышанные земными ушами, и как другой дэва, связанный с передачей и направлением некоторых планетных влияний, помогал развитию одного астронома.

Соотношение дэв с природными духами (о которых говорится в нашем предыдущем пособии) в чём-то напоминает соотношение людей и животных, только в гораздо большем масштабе. И как животное может достичь индивидуализации лишь через привязанность к человеку, так же представляется, что и природный дух может приобрести постоянную перевоплощающуюся индивидуальность лишь путём подобного сближения с членами одного из разрядов дэв.

Конечно же, всё сказанное, или даже всё то, что может быть сказано об этой великой ангельской эволюции, только слегка касается самого края этой огромной темы. Более полные сведения каждому читателю придётся приобретать самостоятельно, когда он сам станет сознательным на высших планах. Но всё же написанное, каким бы малым и неудовлетворительным наброском оно ни являлось, поможет читателю составить некоторое представление о бесчисленных помощниках, в соприкосновение с которыми может привести человека его продвижение по пути эволюции, и покажет, как каждое высокое устремление, становящееся возможным для человека по мере роста его способностей, будет более чем удовлетворено благодаря благотворному устройству, предпринятому природой.

III. Искусственно созданное население

Об этой части нашего предмета можно сказать лишь несколько слов. Ментальный план ещё более, чем астральный, населён искусственными элементалами, призванными к временному существованию мыслями его обитателей. А если вспомнить, насколько грандиознее и могущественнее мысль на ментальном плане, и что его силами пользуются не только люди, воплощённые и развоплощённые, но и дэвы, а также существа с высших планов, то сразу же становится видно, что важность влияния искусственных существ трудно преувеличить. Здесь нет необходимости снова обращаться к сказанному в предыдущем пособии об эффекте человеческой мысли и необходимости тщательной осторожности в мыслях. Достаточно было сказано при описании разницы между действием мысли на уровнях рука и арупа, чтобы показать, как искусственный элементал ментального плана вызывается к существованию, и дать некоторое представление о бесконечном разнообразии эфемерных сущностей, созданных таким образом, и огромной важности работы, постоянно совершаемой через них. Адепты и их посвящённые ученики дают им широкое применение, и излишне говорить, что искусственный элементал, созданный такими могущественными умами, является существом куда более долговечным, и соответственно тому, сильным, чем любые из описанных нами в связи с астральным планом.

Примечания:

См. книгу Ледбитера "Сны. Что это такое и как они вызываются" - прим. пер.

См. "Письма махатм", письмо №65, вопрос 2 - прим. пер.

Часто при описании такого погружения в материю в теософической литературе пользуются термином "инволюция", эволюцией же называют обратное движение от низших планов к высшим, свойственное, например, человеку. - Прим. пер.

См. об этом также "Учителя и путь" Ч. Ледбитера и "Трактат о космическом огне" А. Бэйли - прим. пер.

ГЛАВНЫЕ СВОЙСТВА

Возможно, наименее неудачным подходом к этому чрезвычайно сложному предмету будет сразу погрузиться в него и попытаться описать (хотя такая попытка и обречена на неудачу) то, что видит подготовленный ученик, когда перед ним впервые открывается небесный мир. Я намеренно применяю слово "ученик", ибо если человек не стал учеником одного из Учителей Мудрости, то существует весьма малая вероятность, что он сможет в полном сознании перейти в эту великолепную страну блаженства и вернуться на землю с ясным воспоминанием виденного. Никакой услужливый "дух" не спускается оттуда, чтобы рассказывать через посредство профессионального медиума разные банальности. Ни один обыкновенный ясновидящий не поднимается до таких высот, хотя и случалось, что лучшие и наиболее чистые из них проникали туда в моменты глубокого сна, когда ускользали из под власти своих магнетизёров. Но даже и в этом случае они редко выносили что-либо, кроме неясного воспоминания испытанного ими сильного, но неописуемого блаженства, причём воспоминание это обычно было сильно окрашено их личными религиозными убеждениями.

Когда душа, удаляясь в себя после того, что мы называем смертью, достигает этого плана, то ни тоска скорбящих друзей, ни попытки привлечь её на спиритические сеансы не могут привести её в соприкосновение с физическим миром, пока духовные силы, приведённые в движение во время её последнего воплощения, не выработают полностью свой ресурс, и пока она не станет опять готова принять новое одеяние из плоти. Но даже если бы она могла вернуться оттуда, её рассказ о пережитом опыте не дал бы нам никакого верного представления, ибо, как вскоре будет видно, передать какое-либо представление могут лишь те, кто способен войти на этот план в полном сознании, передвигаться по нему, и сполна испить удивительного великолепия и красоты этого небесного мира. Но всё это будет более подробно объяснено далее, когда мы будем говорить об обитателях этого небесного мира.

Красивое описание

В одном из ранних писем одного выдающегося оккультиста было приведено следующее высказывание, которое он процитировал по памяти. Я так и не смог выяснить, откуда оно было взято, хотя похоже, ещё она его версия, заметно дополненная, встречается в "Собрании буддийских писаний", составленном Билом.

«Наш владыка Будда сказал: Отделённая от нас многими тысячами мириад систем миров, существует область блаженства, именуемая сукхавати. Она окружена семью поясами оград, семью рядами обширных завес и семью рядами колеблющихся деревьев.

Этой святой обителью архатов управляют татхагаты, а владеют ею бодхисаттвы. В ней есть семь драгоценных озёр, в которых текут кристальные воды, у которых семь отличительных качеств и свойств, и в то же время одно. Это, о Шарипутра, и есть дэвачан. Его божественный цветок, удамбара, пускает свой корень в тень всякой земли, и распускается для всех тех, кто его достигает. И они, родившиеся в этой благословенной области, истинно счастливы. Они перешли золотой мост и достигли семи золотых гор. Для них в этом цикле отныне больше нет ни печалей, ни горестей.“ В этом отрывке под пышными восточными образами легко прослеживаются ведущие свойства ментального плана, наиболее акцентируемые в отчётах наших современных исследователей. "Семь золотых гор" не могут быть ничем иным, как семью подразделениями этого плана, разделёнными между собой преградами, хотя и не осязаемыми, но тем не менее настолько же реальными и настолько же действительными, как если бы там и в самом деле находились "семь поясов оград, семь завес и семь рядов деревьев"; "семь видов кристально чистой воды", из которых каждый обладает особыми свойствами, представляют различные способности и состояния ума, соответственно принадлежащие им, тогда как общее для них всех качество состоит в крайней степени блаженства, переживаемой во всех этих состояниях. "Цветок" этой области действительно "пускает свой корень в тень каждой земли", так как из каждого мира человек переходит на соответствующее небо, и несказанное счастье является цветком, распускающимся для всех тех, кто ведёт жизнь, делающую их годными для его достижения. Ведь они "перешли золотой мост", переброшенный через поток, отделяющий мир небесный от мира желаний;

борьба между высшим и низшим для них окончена, и потому "у них уже не будет ни печалей, ни горестей в этом цикле" - до тех пор, пока они вновь не отправятся в воплощение, оставив небесный мир позади.

Блаженство небесного мира

Полнота счастья - такова первая и главная идея, которая должна служить основанием для всех наших представлений о небесной жизни. Это не только мир, в котором из-за самого его устройства невозможны ни зло, ни печаль, и где каждое существо счастливо - действительность идёт ещё гораздо далее. Это мир, где всякое существо, благодаря уже самому факту присутствия там, испытывает самое высокое духовное блаженство, какое оно только способно воспринять - способность этого мира отвечать стремлениям человека ограничена лишь его собственной способностью стремиться.

Здесь мы впервые начинаем в чём-то понимать истинную природу великого Источника Жизни и схватывать далёкий отблеск того, чем должен быть Логос, и чем по его замыслу должны быть мы. И когда удивительная реальность всего этого возникает перед нашим изумлённым взором, мы не можем не почувствовать, что благодаря этому знанию истины, жизнь уже никогда не будет выглядеть для нас такой, как раньше.

Мы можем лишь поражаться безнадёжной негодности представлений мирского человека о счастье, и не можем не увидеть, насколько большинство этих предоставлений извращены и нереализуемы, и что в действительности он по большей части обращён спиной к самой цели своих исканий. Но здесь - истина и красота, превосходящие все мечты и грёзы поэтов, и в сверкании их непревзойдённой славы всякая другая радость кажется тусклой, бледной, нереальной и не дающей удовлетворения.

Некоторые подробности всего этого нам придётся попытаться разъяснить позже, теперь же нам достаточно подчеркнуть то обстоятельство, что это чудесное ощущение - не только отсутствие всякого зла и всякой дисгармонии, но ещё и постоянное и непреодолимое ощущение всеобъемлющей радости, - является первым и самым поразительным, которое испытывает человек, вступая в небесный мир. И пока он там находится, это впечатление никогда его не покидает - какую бы работу он ни выполнял, и какие бы высшие возможности духовного восхождения не открылись перед ним по мере получения новых знаний о возможностях этого нового мира, в котором он оказался, это странное неописуемое чувство невыразимой радости простого существования в этом царстве является фоном всего остального, и радость от изобильной радости других всегда пребывает с ним. Ничто земное на это не похоже и не может дать подходящий образ. Если бы можно было представить себе беззаботную и счастливую жизнь ребёнка, одарённого однако же нашим духовным опытом, и усиленную во много тысяч раз, тогда вы, может быть, получите об этом некоторое смутное и слабое представление. И всё же этому сравнению ужасно не хватает того, что лежит за пределами всех слов - колоссальной духовной жизненности этого небесного мира.

Одним из проявлений этой могучей жизненности является крайняя быстрота вибраций всех частиц и всех атомов ментальной субстанции. В теории мы все знаем, что даже здесь на нашем физическом плане ни одна частица материи, хотя бы она даже и представляла собою часть наиболее плотного из твёрдых тел, не остаётся в покое ни на мгновение. Но после раскрытия астрального зрения это перестаёт быть для нас простой научной теорией, а становится действительным и очевидным фактом - мы осознаём мировую всеобщность жизни таким образом и в такой степени, какие нам до сих пор были недоступны. Наш умственный горизонт расширяется, и мы, поначалу отдельными озарениями, обнаруживаем в природе возможности, которые тем, кто лишён такого зрения, должны казаться самыми безумными мечтами.

Если таков эффект приобретения обычного астрального зрения и его применения к плотной физической материи, то попробуйте вообразить себе эффект, производимый на ум наблюдателя, оставившего физический план и основательно занявшегося ещё более живыми и бесконечно более быстрыми вибрациями жизни астральной. Он обнаружит, что в нём раскрывается новое трансцендентальное чувство, развёртывающее перед его восхищённым взором целый новый мир, значительно высший покинутого им, мир, быстрота вибраций которого настолько же превосходит скорость вибраций физического мира, насколько частота световых колебаний превосходит вибрации звука; мир, в котором вездесущая жизнь, непрестанно пульсирующая вокруг наблюдателя и в нём самом, относится к совершенно иному порядку и как бы возвышается до неизмеримо большего могущества.

Новый способ познания

Само то чувство, которым мы можем всё это познавать, является вовсе не наименьшим из чудес этого небесного мира. Наблюдатель больше не должен слышать, видеть и осязать посредством органов, отделённых друг от друга и ограниченных в своих способностях, как он это делает в нашем мире, и он приобретает даже не ту расширенную способность зрения и слуха, которой он обладал на астральном плане.

Вместо этого он чувствует в себе присутствие какой-то странной новой способности, которая не является ничем из предыдущих, но тем не менее заключает в себе их все и значительно их превосходит. Она позволяет ему, когда перед ним предстаёт какой-нибудь человек или предмет, не только его видеть и слышать, но ещё и мгновенно его познавать, изнутри и снаружи - его причины, его последствия, его возможности, по меньшей мере в том, что касается ментального плана и всех других планов, лежащих ниже его. Он обнаруживает, что думать для него - означает постигать и осознавать, и в непосредственном действии этого высшего чувства нет места никакому сомнению, колебанию или задержке. Думает ли он о каком-либо месте - он уже находится там, о каком-либо друге - его друг уже перед ним. Для него более не существует возможности недоразумений, и он уже не может быть обманут или введён в заблуждение какими-либо внешними видимостями, ибо каждая мысль и чувство его друга открываются перед ним на этом плане, подобно книге.

Если ему посчастливилось иметь среди своих друзей такого, чьё высшее чувство столь же развито, их общение будет столь совершенным, что превзойдёт все земные представления. Для них больше не будет расстояний и разлук, их чувства уже более не скрыты и не выражаются лишь в неуклюжих словах, вопросы и ответы для них уже излишни, так как умственные картины читаются ими в самый момент их образования, и обмен идеями оказывается столь же быстр, как вспышки возникновения этих мыслей в уме.

Для их изысканий открывается всякое знание - всё, которое не превосходит этого плана, уже и так столь возвышенного. Прошлое открывается им так, как будто происходит сейчас - нестираемые летописи, составляющие память природы, всегда в их распоряжении, и события истории - будь то древней или современной - развёртываются перед ними по их велению. Они более не зависят уже от милости историка, который часто, благодаря малой осведомлённости, тем самым обречён на большую или меньшую пристрастность. Они могут сами изучить любое интересующее их событие, с абсолютной уверенностью, что видят только "истину, всю истину и ничего, кроме истины". А если они могут достичь высших уровней ментального плана, то перед ними, подобно свитку, развернётся длинная последовательность их прошлых жизней. Они увидят кармические причины, сделавшие их теми, кто они есть, и ту карму, работа над которой их ожидает, прежде чем "длинный и грустный счёт будет закрыт", и таким образом с безошибочной уверенностью определят своё точное место в эволюции.

На вопрос, читается ли будущее столь же ясно, как и прошлое, следует ответить отрицательно, так как способность чтения будущего принадлежит плану ещё более высокому, и хотя на ментальном плане предвидение в значительной мере возможно, то всё же оно не вполне совершенно, поскольку где бы в ткацкий станок судьбы ни вмешалась рука развитого человека, его могучая воля может внести туда новые нити и видоизменить узор будущей жизни. Судьба же человека заурядного, малоразвитого, и не обладающего совершенно никакой волей, сколько-нибудь достойной этого названия, часто может быть предвидима с достаточной ясностью, но когда его „я“ смело берёт будущее в свои руки, то всякое точное предвидение уже становится невозможным.

Среда

Первыми впечатлениями ученика, в полном сознании вступающего на ментальный план, вероятнее всего будут сильнейшее блаженство, неописуемая жизненность, необычайный прилив сил, и приходящая с ними совершенная уверенность. Что же он видит, когда испытывая свои новые способности, приступает к изучению окружающей его среды? Он оказывается посреди того, что ему представляется целой вселенной света, цветов и звуков, постоянно меняющихся, которой он никогда прежде не мог вообразить даже в своих самых возвышенных мечтах. В нашем мире, на самом деле, слава и блеск мира небесного являются вещами, которых "не видел глаз, не слышало ухо и не приходили они на сердце человеку", и тот, кто хоть один раз испытал это, будет уже всегда смотреть на мир совершенно другими глазами. И всё же, этот опыт столь непохож на всё известное нам на физическом плане, что пытаясь его описать, автор испытывает странное чувство беспомощности и своей совершенной неспособности не только быть на высоте своей задачи, так как уже с самого начала он потерял всякую на это надежду, но и полнейшей невозможности дать хотя бы малейшее понятие о небесном мире тем, кто его никогда не видели сами.

Пусть человек представит себя плавающим в целом океане живого света, с чувством глубокого блаженства и необыкновенно увеличенными силами, о которых мы только что говорили, в окружении всяких мыслимых красот, какие только могут проявиться в цвете или форме; и всё это изменяется с каждой из ментальных волн, посылаемых его умом. Как вскоре обнаружит наблюдатель, это лишь выражение его мыслей в материи ментального плана и в его элементальной сущности, или эссенции. Ведь эта материя обладает той же природой, как и та, из которой состоит само ментальное тело; и потому вибрация частиц этого тела ума, называемая нами мыслью, непосредственно распространяется в окружающей ментальной материи, устанавливая в ней соответствующие колебания, а в элементальной сущности отпечатывается с абсолютной точностью. Конкретные мысли, естественно, принимают форму объектов мышления, тогда как абстрактные мысли обычно бывают представлены всеми видами совершенных и прекрасных геометрических форм. Однако не будем забывать следующего обстоятельства: многие мысли, являющиеся в нашем низменном мире немногим более чем простыми абстракциями, на этом значительно более высоком плане становятся конкретными фактами.

Таким образом видно, что в этом возвышенном мире всякий, желающий погрузиться на некоторое время в спокойное созерцание и уединиться от всего, что его окружает, может буквально жить в своём собственном мире, не опасаясь возможности чьего-нибудь постороннего вторжения, и ещё с тем преимуществом, что он будет видеть все свои идеи до их самых конечных последствий, проходящими перед его глазами как бы в виде панорамы. Если же он, напротив, пожелает изучать план, на котором он находится, ему необходимо на время тщательно приостановить мышление, чтобы творения его мысли не влияли на окружающую его впечатлительную материю и не изменяли все окружающие его условия.

Однако, это удержание ума не следует путать с умственной пустотой, к достижению которой направлены столь многие практики хатха-йоги. В этом последнем случае ум заглушается до полной пассивности, чтобы он не мог собственными мыслями сопротивляться никакому внешнему влиянию, стремящемуся воздействовать на него.

Это состояние очень похоже на состояние медиума, тогда как в первом случае ум настолько пробуждён и положителен, как это только возможно, и ограничивает себя мгновенной приостановкой своей мысли для того, чтобы не допустить в наблюдения, которые он собирается сделать, своего личного фактора.

Когда посетителю ментального плана удастся войти в это состояние, он заметит, что хотя он сам и перестал быть центром сияния в этом удивительном мире света и красок, форм и звуков, о которых я столь тщетно пытался дать понятие, они, несмотря на это, вовсе не перестали существовать - напротив, гармония и переливающееся сияние, которыми он окружён, лишь стали полнее и грандиознее.

Подыскивая объяснение этому явлению, он начнёт сознавать, что всё это великолепие не является каким-то бесполезным и случайным зрелищем, чем-то вроде северного сияния дэвачана. Он обнаруживает, что у всего этого есть смысл, который он и сам тоже может уловить, и вскоре он усваивает тот факт, что наблюдаемое им с таким восхищением - это просто чудесный цветовой язык дэв, выражение мыслей или разговор существ, стоящих гораздо выше его на лестнице эволюции. Благодаря опыту и практике он открывает, что и сам он также может пользоваться этим новым и удивительным способом выражения мыслей и уже, в силу самого этого открытия, вступает в обладание новой и обширной областью владений, ожидающих его в этом небесном царстве - способности общаться с его возвышенными обитателями, не относящимися к человеческому царству, о которых мы расскажем полнее, когда перейдём к изложению соответствующей части нашего исследования, и учиться у них.

Теперь станет очевидно, почему было невозможно посвятить целый отдел этого сочинения описанию обстановки ментального плана, как мы это сделали относительно плана астрального - ведь в действительности ментальный мир не имеет никакой обстановки, кроме той, которую каждый решает создать для себя своей мыслью, если не считать того факта, что бесчисленные существа, находящиеся постоянно в движении перед наблюдателем, сами по себе зачастую представляют собой зрелище высочайшей красоты. Но всё же условия этой высшей жизни выразить в словах столь трудно, что лучше было бы сказать, что там существует всевозможная обстановка - она не лишена никакой из красот, которую могли бы дать земля, море или небо, только полнота и сила этого превосходит всякое воображение. Но из всего этого великолепия живой реальности всякий человек видит только то, что степень развития, достигнутого им во время его земной и астральной жизни, сделала его способным воспринять.

Великие волны

Если посетитель пожелает продвинуть свои исследования ментального плана далее и выяснить, каков он, когда его спокойствие не нарушается ничьей мыслью и никаким собеседованием его обитателей, то он может сделать это, окружив себя громадной оболочкой, непроницаемой для всех этих влияний, а затем (конечно же, сохраняя, как и ранее, умственное спокойствие) изучив условия, существующие внутри неё.

Если он проведёт этот эксперимент с достаточной тщательностью, то обнаружит, что море света стало хотя и не неподвижным, поскольку его частицы сохранили всю интенсивность и быстроту своих колебаний, но как бы однородным. Удивительной игры света и непрестанной смены форм больше не происходит, но зато он теперь может воспринимать другую, совершенно иную серию регулярных пульсаций, которую другие, более искусственные явления, прежде затмевали. Колебания эти, очевидно, повсеместны, поскольку никакая оболочка, которую в силах создать человек, не может прервать их или не пропускать. Они не производят изменений цвета и не принимают никакой формы, но с непреодолимой регулярностью протекают через всю материю ментального плана, наружу и вовнутрь, подобно вдохам и выдохам какого-то великого дыхания, превышающего наше понимание.

Есть несколько групп этих колебаний, чётко отличимых друг от друга по мощности, периоду и тону приносимой ими гармонии, но превосходит их всех одна великая волна, которая представляется самим сердцебиением всей системы, волна, которая проистекая из неведомых центров на гораздо более высоких планах, разливает свою жизнь по всему миру, а затем, гигантским отливом, возвращается к Тому, из чего она изошла. Она движется длинной волнистой линией, и сопровождающий его звук походит на рокот моря. Однако к этому рокоту присоединяется торжествующая песнь, бесконечная, блестящая, непрерываемая - сама музыка сфер. Человек, раз услышав эту великолепную песнь, никогда её уже не теряет. Одним из низших твоих тонов она доносится до него даже на нашем мрачном, обманчивом физическом плане и постоянно напоминает ему могущество, свет и великолепие истинной жизни, царящей выше.

Если наблюдатель чист сердцем и разумом, и если он достиг известной степени духовного развития, то он может отождествить своё сознание с ходом этой чудесной волны, как бы погрузить в неё свой дух и позволить течению унести себя выше, её источнику. Это возможно, но вовсе не мудро, разве только если около него будет находиться учитель, который в нужный момент сможет удержать его от могучего притяжения - его непреодолимая сила унесла бы его гораздо выше к планам, сияния которых, бесконечно более сильного, его „я“ не могло бы выдержать, и он потерял бы сознание, причём было бы совершенно невозможно точно сказать, когда, где или каким образом оно бы к нему вернулось. Верно, что предельной целью человеческой эволюции является достижение единства, но человек должен достигнуть этой конечной цели в полном и совершенном сознании, как царь-победитель, торжественно вступающий в обладание принадлежащим ему по праву, а не плыть с потоком к полному поглощению в состоянии полной бессознательности, что мало отличается от уничтожения.

Низший и высший небесные миры

Всё, что мы до сих пор пытались описать, может быть приложимо лишь к самому низшему подразделению ментального плана, так как это царство природы, подобно планам астральному и физическому, насчитывает семь подразделений. Из них четыре низших уровня называются в литературе планами "рупа" или планами формы и составляют низший небесный мир, в котором человек среднего развития проводит долгое и безмятежное существование между двумя воплощениями. Три другие подразделения называются "арупа" или не имеющими формы и составляют высший небесный мир, в котором действует перевоплощающееся „я“ - это истинный дом человеческой души. Эти санскритские названия были даны по той причине, что на подпланах "рупа" каждая мысль облекается в некоторую определённую форму, тогда как на уровнях "арупа" она выражается, как мы это сейчас объясним, совершенно иным образом. Различие между этими двумя большими подразделениями ментального плана - рупа и арупа - очень разительно, и заходит так далеко, что приводит к необходимости использовать на них разные проводники сознания.

Проводник, соответствующий низшему небесному миру, - это ментальное тело, а высшему - каузальное тело, проводник, в котором действует перевоплощающееся „я“, и в котором оно из жизни в жизнь проводит время в течение всего периода своей эволюции. Другая огромная разница между этими двумя уровнями состоит в том, что в четырёх низших подразделениях может до некоторого предела существовать иллюзия - конечно не для лица, которое вступило сюда при жизни в полном сознании, но только для человека малоразвитого, приведённого сюда переменой существования, называемой смертью. Самые высокие мысли и устремления, которые он излучал во время своей земной жизни, группируются вокруг него и окружают его родом оболочки, образуя нечто вроде его собственного субъективного мира, и в этой небесной жизни он очень смутно воспринимает истинное великолепие этого плана, или вовсе не воспринимает, обычно полагая, что видимое им и есть всё, что можно здесь увидеть.

Однако неверно было бы считать это мысленное облако ограничением. Его назначение состоит в том, чтобы позволить человеку откликаться на некоторые вибрации, а не отсекать его от других. В действительности эти мысли, окружающие человека, являются средствами, позволяющими ему черпать в неиссякаемых источниках небесного мира. Сам ментальный мир является отражением Божественного Разума, безграничной сокровищницей, которой человек, наслаждающийся небесным блаженством, может пользоваться в точности сообразно силе своих собственных мыслей и устремлений, созданных им в течение физической и астральной жизни.

Но в высшем небесном мире этого ограничения уже нет, и хотя верно, что даже там многие „я“ сознают окружающий мир только очень слабо и как бы сквозь сон, тем не менее то, что они всё же видят, они видят верно, поскольку мысль там уже не принимает тех же ограниченных форм, как на более низких уровнях.

Действие мысли

Состояния ума человеческих обитателей разных подпланов мы полнее рассмотрим в посвящённых этому главах, но знание того, как действует мысль на низших и высших уровнях, столь необходимо для верного понимания этих больших подразделений, что стоит здесь дать подробный отчёт о некоторых экспериментах, сделанных нашими исследователями в попытке бросить свет на этот предмет.

Уже с самого начала этих исследований им стало очевидно, что на плане ментальном, как и на плане астральном, существует какая-то элементальная сущность, совершенно отличная от самой материи плана и откликающаяся здесь ещё более быстро, если только это возможно, чем на низшем плане, на действия мысли.

Но здесь, в небесном мире, где всё есть ментальная субстанция, мысль непосредственно воздействует не только на элементальную сущность, но и на материю, составляющую план. Следовательно, возникла необходимость попробовать различить эти два эффекта.

После многих не столь убедительных опытов был принят один метод, который давал весьма ясное представление об этих разных результатах. Один исследователь, остающийся в низшем подразделении, посылал там мыслеформы, между тем как другие поднимались до уровня, лежащего непосредственно выше, с тем чтобы наблюдать сверху то, что произойдёт, и избежать благодаря этому многочисленных поводов к ошибкам. В этих условиях попробовали послать одному отсутствующему другу, находившемуся тогда в далёкой стране, сочувственную и ободряющую его мысль.

Результат был весьма примечателен - вокруг экспериментатора во все стороны стало распространяться нечто вроде вибрирующей оболочки, образованной из материи плана, в точности как круг, образующийся в спокойной воде и расходящийся от того места, куда брошен камень, но с той разницей, что здесь это была сфера вибраций, распространяющаяся во многих измерениях, а не только по плоскости. Эти вибрации, подобно вибрациям, наблюдаемым на плане физическом, но гораздо более постепенно, теряли интенсивность по мере удаления от своего источника, пока, по всей видимости, наконец не затухали на огромном расстоянии, или по крайней мере, становились настолько слабыми, что воспринять их было нельзя.

Таким образом, на ментальном плане всякий человек является центром излучения мысли, причём эти лучи, исходя во всех направлениях, ни в малейшей степени не мешают другим лучам, в точности как на нашем плане это происходит с лучами световыми. Описанная сфера вибраций была многоцветной и переливающейся, но с удалением от центра её цвета также становились всё слабее и слабее.

Что же касается эффекта, произведённого упомянутым опытом на элементальную сущность плана, то он был совершенно иным. Мысль немедленно вызвала к существованию ясную форму, напоминающую человеческую фигуру, одноцветную, но представляющую множество оттенков этого цвета. Она молниеносно пронеслась через океан к тому другу, к которому была направлена добрая мысль; там, облачившись в элементальную сущность астрального плана и став, таким образом, обыкновенным искусственным элементалом, свойственным этому плану, она стала ждать, как это излагается в нашем пособии "Астральный план", случая пролить на лицо, к которому она была обращена, несомые ею благоприятные влияния. Облачась в эту астральную форму, элементал значительно потерял в сиянии, хотя его яркий розовый цвет всё ещё был ясно виден через оболочку принятой им материи, показывая, что первоначальная мысль, точно так же, как она одушевляла элементальную сущность своего собственного плана, теперь вместе со своей формой, ментальным элементалом, служит душой для элементала астрального. Здесь она близко следует способу, которым предельный чистый дух принимает на себя одну оболочку за другой по мере своего нисхождения через различные планы и подпланы материи.

Дальнейшие опыты, сделанные в том же направлении, открыли, что цвет посылаемого элементала изменялся сообразно характеру мысли. Как мы только что сказали, глубоко сочувственная мысль породила создание ярко-розового цвета; сильное пожелание исцеления, направленное к больному другу, вызывало элементала очень красивого серебристо-белого цвета; тогда как искреннее умственное усилие, предназначенное к тому, чтобы успокоить и укрепить ум лица, погружённого в уныние и отчаяние, имело результатом красивого сверкающего золотисто-жёлтого посланца.

Во всех случаях читатель заметит, что к эффекту излучения цветов и вибраций, произведённых в материи плана, присоединялась чётко определённая сила в виде элементала, направлявшаяся к тому человеку, к которому и обращалась мысль. Так неизменно было всегда, однако с одним примечательным исключением. Один из экспериментаторов, находясь на низшем подразделении плана, направил мысль, полную любви и совершенной преданности к адепту, бывшему его духовным наставником, и тогда наблюдатели, находившиеся выше, сразу заметили, что результат в некоторым смысле противоположен предыдущему.

Прежде всего надо сказать, что ученик любого из великих адептов всегда связан со своим учителем постоянным током мыслей и влияний, что выражается на ментальном плане мощным лучом или потоком ослепительного света, включающего все цвета - и фиолетовый, и золотой, и голубой. И вероятно, можно было бы ожидать, что искренняя и любящая мысль ученика послала бы по этой линии особую вибрацию.

Вместо этого, однако, результатом оказалось внезапное усиления этого луча света и отчётливый поток духовного влияния по направлению к ученику. Из этого стало очевидно, что когда какой-либо ученик обращает свою мысль к учителю, то в действительности он оживляет свою связь с ним, тем открывая путь дополнительному приливу сил и помощи с высших планов. Похоже, что адепт как бы столь сильно заряжен влияниями, которые поддерживают и укрепляют, что всякая мысль, активизирующая канал связи с ним, не посылает потока к нему, как в обычном случае, но лишь шире раскрывает отверстие, через которое огромный океан его любви находит дополнительный выход.

На уровнях арупа отличие в действии мысли оказывается весьма заметным, особенно в том, что касается элементальной сущности. Возбуждение, произведённое в самой материи плана, не изменяется по своей природе, хотя в этом роде материи, гораздо более тонком, оно значительно усиливается. Но никакой формы в элементальной сущности уже не создаётся - способ действия здесь совершенно иной. Во всех опытах, произведённых на низших планах, было обнаружено, что элементал находился возле лица, намеченного мыслью, изыскивая благоприятную возможность, чтобы разрядить свою энергию на ментальное тело этого лица, на его астральное тело или даже на его тело физическое. Здесь же результат был чем-то вроде молниеносного перехода сущности от каузального тела человека, посылающего мысль, к каузальному телу того, о ком он думал; так что в то время как на низших подразделениях мысль всегда направлена просто к личности, здесь мы влияем на на само „я“, которое перевоплощается, то есть на истинного человека. Если же посланная нами мысль так или иначе касается личности, то эта последняя может её получить только свыше, через посредство своего каузального проводника - тела причинности.

Мыслеформы

Само собой разумеется, что мысли, видимые на этом плане, не все обращены к другим людям - многие просто выброшены в материю плана и плавают в ней. Их формы и цвета бесконечно разнообразны, так что изучение их составило бы целую науку, и науку в высшей степени захватывающую. Подробное описание их, если даже ограничиться главными категориями, заняло бы у нас гораздо больше места, чем мы можем посвятить этому вопросу, но некоторое представление о принципах, по которым их можно было бы классифицировать, можно получить из одной прекрасной статьи г-жи Безант в журнале "Lucifer" (который стал потом называться "The Theosophical Review") за сентябрь 1896 г. В ней она полагает в основу всего три великих принципа, на которых основывается создание мыслеформ, порождённых умственным действием: 1) свойство мысли определяет её цвет; 2) природа мысли определяет её форму; 3) точность мысли определяет ясность очертания. Приводя примеры зависимости цвета от качеств мыслеформы, она продолжает: "Если астральное и ментальное тела вибрируют под влиянием благочестия, то на ауре распространяется голубоватый цвет, более или менее яркий, прекрасный и чистый, смотря по степени глубины, возвышенности и чистоты испытываемого чувства. В церкви наблюдатель может видеть, как рождаются подобные мыслеформы, вообще довольно смутные в своих очертаниях, но образующие клубящиеся массы голубых облаков. Очень часто их цвет бывает несколько загрязнён присутствию эгоистических чувств, и тогда голубой смешивается с коричневыми тёмными тонами и теряет свою яркость и чистоту. Но набожная мысль, исходящая от чистого сердца, имеет очень красивый цвет, подобный глубокой синеве летнего неба. Через эти голубые облака часто сияют чрезвычайно блестящие золотые звёздочки, поднимающиеся в виде фонтана искр.

Гнев показывается красным цветом всех оттенков, начиная с кирпично-красного и кончая ярко-алым; зверский гнев проявляется вспышками мрачно-красного цвета, сверкающими из тёмно-коричневых облаков, тогда как благородному негодованию соответствует живой алый цвет, не лишённый некоторой красоты, но вызывающий неприятный трепет.

Любовь посылает розовые облака различных тонов - от тускло-малинового оттенка, когда любовь отличается животным характером, розово-красного цвета, смешанного с коричневым, когда любовь эгоистична, и тускло-зелёного, когда она ревнива, до утончённо-розового, подобного первым лучам рассвета, когда любовь очищена от всего эгоистичного и истекает всё ширящимися кругами великодушной и безличной нежности и сострадания ко всем нуждающимся в этом.

Интеллект производит жёлтые мыслеформы, а чистый разум, обращённый к духовным целям, даёт очень тонкий и красивый жёлтый цвет. Когда же он направлен к целям более эгоистическим и могущим иметь тщеславный характер, то даёт более тёмные тона и, в этом случае, цвет приобретает более глубокий и яркий оранжевый оттенок." ("Lucifer", т. XIX, с. 71).

Конечно же, надо учитывать, что предыдущая цитата описывает сразу и ментальные мыслеформы, и астральные, и некоторым из упомянутых чувств для выражения требуется материя как плана высшего, так и низшего. Далее там приводятся примеры прекрасных форм, подобных цветам и раковинам, и принимаемых иногда нашими самыми возвышенными мыслями. Особо упоминаются и нередкие случаи, когда мысль, принявшую человеческую форму, могут спутать с привидением: "Мыслеформа может иногда принять вид своего автора. Если человек сильно хочет присутствовать в определённом месте или же посетить другое лицо и быть им увиденным, то мыслеформа может принять его образ настолько хорошо, что присутствующий в этом месте ясновидящий вероятно счёл бы это видение за появление своего друга в астральном теле. Такая мыслеформа может даже передать послание, если это было частью её содержания. В таком случае она пробуждает в астральном теле человека, до которого она доходит, вибрации, подобные её собственным, и они от астрального тела передаются мозгу, где могут быть переведены в мысль или фразу. Наконец, мыслеформа передаёт своему творцу, через посредство соединяющей их магической связи, вибрации, запечатлевшиеся в ней самой." Читатель, пожелавший хорошенько уяснить себе эту очень сложную часть нашего предмета, должен будет весьма тщательно прочесть всё сочинение целиком. Будучи сопровождено замечательно исполненными цветными иллюстрации, оно позволяет тем, кто ещё не может видеть мыслеформы самостоятельно, приблизиться к пониманию того, что же в действительности они собой представляют, гораздо лучше, чем всё ранее написанное.

Подпланы

Если спросят, в чём же действительная разница между типами материи различных подпланов ментального плана, то нелегко будет ответить на этот вопрос, кроме как в общих словах, поскольку неудачливый писатель растрачивает все прилагательные в безуспешных попытках описать самый низший из них, и ему уже не остаётся ничего для описания остальных. И действительно, что можно сказать кроме того разве, что материя по мере того, как мы будем подниматься выше, становится всё более и более тонкой, гармонии - более полными и свет - более живым и более прозрачным?

По мере того, как мы восходим, звук обогащается обертонами, а цвет - большим количеством тонких переходных оттенков, и появляется всё больше и больше новых цветов, совершенно незнакомых физическому зрению. Правильно было сказано в выражениях поэтических, но очень точных: свет плана низшего есть темнота плана, лежащего над ним. Может быть, эта идея представится более простой, если мысленно начать сверху, а не снизу, и постараться осознать, что на высшем подплане мы найдём свойственную ему материю одушевлённой и оживлённой энергией, которая подобно свету струится сверху - с плана, который лежит всецело за пределами ментального. Переходя затем на второе подразделение, мы обнаружим, что материя нашего первого подплана служит энергией для второго, или, если выразиться точнее, первоначальная энергия плюс то материальное одеяние, которое она приняла, проходя первый подплан, является энергией, одушевляющей материю второго подплана. Таким же образом на третьем подразделении мы увидим первоначальную энергию, как бы дважды скрытую материей первого и второго подпланов, пройденных ею; так что достигнув седьмого подразделения, мы найдём первоначальную энергию, окутанную шестью слоями и ставшую потому значительно более слабой и менее деятельной. Процесс этот полностью аналогичен сокрытию атмы, изначального духа, когда в виде монадической сущности он нисходит для оживления материи планов космоса. И поскольку подобное часто происходит в природе, изучающий избавится от многих затруднений, если постарается ознакомиться с этой идеей.

Хроники прошлого

Говоря об общем характере ментального плана, мы не должны упускать из виду постоянно присутствующий фон, состоящий из записей прошлых событий и являющийся памятью природы - эту единственную действительно достоверную историю нашей планеты. Хотя на этом плане присутствует не сама запись, а лишь отражение чего-то ещё более высокого, тем не менее эта история ясна, точна и непрерывна, отличаясь в этом от несвязных и спорадических проявлений, в каковых она предстаёт в астральном мире. Потому только когда ясновидящий обладает ментальным зрением, мы можем полагаться на даваемые им картины прошлого, и даже тогда, если он не обладает способностью переходить с ментального плана на физический в полном сознании, мы должны допускать возможность ошибок в переносе оттуда воспоминаний о виденном.

Что же касается исследователя, достигшего такого успеха в раскрытии своих скрытых способностей, что они позволяют ему пользоваться чувством, присущим ментальному плану, находясь в физическом теле, то перед ним открывается перспектива исторических изысканий завораживающего интереса. Он не только может по своей воле обозреть всю известную нам историю и исправить ошибки и ложные представления, вкравшиеся в дошедшие до нас отчёты, но ещё может и просмотреть, если захочет, всю историю мира с самого его начала, наблюдать медленное развитие человеческого разума, проследить схождение Владык Пламени и развитие основанных ими могущественных цивилизаций.

Но пределы его изучения не будут ограничены только прогрессом человека - перед ним, как в музее, предстанут все странные формы, животные и растительные, которые в те времена, когда мир был ещё молод, населяли Землю. Он сможет проследить все удивительные геологические изменения и наблюдать ход великих катаклизмов, которые вновь и вновь изменяли лицо Земли.

Многочисленны и разнообразны возможности, которые открывает доступ к этим хрониками - они настолько велики, что если бы даже это было единственным преимуществом, даваемым ментальным планом, то всё равно это сделало бы его более интересным, чем все лежащие ниже миры. Но когда к этому мы прибавим новую примечательную возможность обучения - привилегию прямого и беспрепятственного сообщения не только с представителями великого царства дэв, но и с самими Учителями Мудрости, затем отдых и освобождение от изнуряющего напряжения физической жизни, который приносит неизменное глубокое блаженство этого плана, и главное - необычайно возросшую способность развитого ученика к служению своим собратьям - людям, лишь тогда мы начнём получать какое-то слабое представление о том, что приобретает ученик, когда достигает права по своей воле и в полном сознании вступить в обладание своим достоянием в этом ярком царстве небесного мира.

Из книги Тайны магии вуду автора Белов Николай

Главные loa и их характеристика DamballahDamballah, также называемый Damballah-Wedo или Большая Змея, является самым старым из предков и одним из наиболее популярных loa. Он представляет наследственное знание вуду. Damh доброжелателен, невинен, он отец любви.Он с трудом вступает в отношения с

Из книги Живые мысли автора Некрасов Анатолий Александрович

Главные задачи мужчины и женщины Редко услышишь истинный ответ на вопросы: «Какова Ваша главная задача в жизни?», «Зачем Вы родились?» Конечно, задачи мужчины и женщины перекликаются, но есть и отличия. Главная задача женщины - нести в мир любовь! Для этого у неё есть всё:

Из книги 33 секрета здоровой и счастливой жизни автора Блаво Рушель

7. Главные принципы питания Главные принципы питания, которые я предлагаю, основаны на равновесии. Не следует переедать, но также не нужно недоедать. Ваш организм сам знает, что, сколько и когда ему нужно. Ваша задача - чутко прислушиваться к нему, ловить импульсы, которые

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

Из книги Учение жизни автора Рерих Елена Ивановна

[Две главные школы буддизма] В прошлой заметке я писала Вам, что ламаизм так же относится к истинному буддизму, как наше церковное христианство к Учению Христа. В свое время меня спрашивали о двух главных школах буддизма, потому привожу мой ответ с некоторыми

Из книги О заблуждениях и истине автора де Сен-Мартен Луи Клод

Заблуждения главные Ибо истинная причина, по которой они почли себя подобными скотам, есть без всякого сомнения та, что не различили они разных своих способностей. И так смешав способности Вещества со способностями умными, Не познали они в человеке более, как единое

Из книги Энциклопедия хиромантии: Ваша судьба как на ладони автора Макеев А. В.

Главные линии на ладони Человеческая рука, относясь к миру вещественному и непосредственно личностному, может сказать о прошлом, настоящем и будущем конкретного человека гораздо больше (и, что важнее, достовернее), чем предметы так называемой символической магии (карты,

Из книги Основы коррекционной хиромантии. Как изменить судьбу по линиям руки автора Кибардин Геннадий Михайлович

Главные линии на ладонях Поиск, изучение и запоминание основных линий на ладонях человека начнем с изучения рисунка 1.Линия ЖизниВнимательно и не спеша в течение нескольких минут рассматривайте представленные на рисунке 1 основные линии на ладонях человека. Затем, глядя

Из книги Выход из тела для ленивых автора Радуга Михаил

Главные знаки денег на руке Четкие знаки денег на ладонях рук указывают на то, что по своей физиологии мозг данного человека изначально содержит устойчивые нейронные пути, позволяющие его сознанию в любой ситуации успешно делать большие деньги. Однако если внимательно

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

4 главные ошибки Чаще всего практиками совершаются 4 основные ошибки во время переживания фазы. Чтобы фазовые опыты всегда были долгие и качественные, достаточно избавиться от этих типичных недостатков:1 – нет углубления;2 – нет удержания;3 – нет плана действий;4 – нет

Из книги Я ЕСМЬ Вечность. Литературные беседы с Творцом (сборник) автора Климкевич Светлана Титовна

Из книги Самая очаровательная и привлекательная автора Шереметева Галина Борисовна

Главные принципы Творца 117 = Гелиос + Веста (Божественные родители нашей системы миров) = Мирра – знание (один из символов власти королей-жрецов) = «Числовые коды». Книга 2. Крайон Иерархия 02.09.13 г.Я ЕСМЬ ЧТО Я ЕСМЬ!Я ЕСМЬ Отец Небесный! Приветствую, Отец!Светлана, ты говорила

Из книги Самый новый самоучитель удачи. Добейтесь всего, чего хотите! автора Правдина Наталия Борисовна

Главные ошибки успешных женщин Многие года нас учат наукам, которые могут пригодиться в профессиональной деятельности. Однако, никто не учит нас жить и устраивать свое счастье. Повзрослев, мы выбираем себе вид деятельности, в котором используем те или иные знания,

Из книги автора

Практика «Мои главные цели» Лучше начать идти к своим целям прямо сейчас, так как лучшего момента не будет. Всегда лучше все делать сразу. Это, кстати, мой личный секрет успеха. Итак, начинаем…1. Составьте список своих целей, а затем переделайте его таким образом, чтобы

Мои дополнения синим курсивом.

Давайте рассмотрим ментальный план и поговорим о создании мыслеформ и их воздействии на людей и пространство. Начнем с ментального плана.

Что такое ментал
Ментальный план - это энергетический уровень, в котором энергия несет в себе информацию. Информация, заложенная в ментальной энергии, способна изменять свойства и значения других энергий. В этом и заключается ее уникальность, и в этом же заключается ее основная функция.

С помощью ментальной энергии реализуется процесс творения. Любое существо, обладающее своим собственным Сознанием, способно создавать новое. Процесс творения происходит за счет преобразования ментальной энергии в мыслеформы, которые заключают в себе информацию о строении, форме и качествах создаваемого объекта. Это позволяет сказать, что ментальный план является планом строительства новых форм и преобразования старых.
Ментальная энергия, по сути, является носителем информации. Наличие и объемы ментальной энергии говорят о развитии существа, о его потенциале. Познание, работа с информацией, ментальная активность приводят к росту ментальной сферы и увеличению ее объема.

Обратите внимание на ментальную сферу планеты Земля. Эта сфера состоит из энергии мысли всех мыслящих на планете существ, а так же того огромного количества информации и знаний, который остался нам в наследие от предыдущих цивилизаций, от наших предков.

Среди мыслящих существ на Земле можно назвать не только людей, но и Высших(представители других цивилизаций заинтересованные в развитии человечества) , тех, кто существует в телах на ментальном плане и ведет работу по распределению энергии и информации на планете, распределяя ее между народами и государствами.

Ментальная сфера Земли представляет собой огромный банк информации о всех достижениях предыдущих и нынешних цивилизаций, а так же в ней собраны все достижения науки и техники. Есть определенные места на планете, которые выполняют функцию блоков памяти на планетарном уровне. В них как раз и хранятся ментальные информационные накопления.

Кроме этого, в ментальном плане Земли есть большое количество свободной ментальной энергии, которая может быть использована людьми как сырье для построение новых мыслеформ, для всевозможного творчества.
В тех местах, где живут люди, главным образом в крупных городах, атмосфера наполнена человеческими мыслями, которые уже несут в себе определенные значения и обладают какими-то заложенными в них характеристиками. Зачастую эти мысли далеко не позитивны, и плохо влияют на окружающую среду, на психику людей, создавая общую атмосферу напряженности, уныния, безысходности.

Средства массовой информации, передавая новости, оказывает на эту атмосферу влияние, негативные новости об убийствах, войнах, катастрофах, кризисах, собираются со всего мира, и создают целые волны негативных мыслей, волны всеобщего осуждения. И нам, людям, приходиться жить вот в такой вот атмосфере, где чистую энергию вряд ли найдешь, ее приходится притягивать буквально за уши из космоса, чтобы отчистить свое биополе от негативных наслоений, чтобы зарядить себя достаточным количеством энергии для элементарной работоспособности.

Но, тем не менее, возможности осознанного человека достаточно велики, при условии, что он является осознанным человеком и грамотен в вопросах распределения энергии ментального плана. Каждый человек в состоянии привлечь нужное количество энергии из космоса, и использовать эти энергетические потоки для отчистки пространства, в котором он живет и работает. А поэтому, не стоит отчаиваться, а брать и работать над окружающей атмосферой, практиковаться в использовании ментальных ресурсов.

Хотите чувствовать себя комфортно в условиях неблагоприятной ментальной атмосферы, тогда берите процесс под свой контроль. Один человек, используя свои ментальные ресурсы в союзе с космическими потоками способен очистить квартиру в среднем за 15-30 минут, а рабочий кабинет и вовсе можно оформить за 10-20 минут.
Очистка помещений с помощью потоков энергии и ментальных импульсов имеет еще один плюс, она очищает не только ментальный план, но и астральный. А это уже напрямую влияет на возможность появления негативных сущностей или чувств. Люди, находящиеся в чистом помещении, не будут испытывать угнетающего, раздражающего воздействия, и вряд ли у них возникнет желание произвести негативную реакцию. Как правило, люди больше негативят в местах с тяжелой энергетикой. И, соответственно, если пространство очищено, то и снижается возможность произведения негативных чувств и мыслей.

Тут не соглашусь с автором, если помещение и его хозяин «чистые», то приходящему «грязному»/неосознанному человеку с его зоопарком (подселенки, лярвы и т.п.) может, как минимум, быть дискомфортно, максимум - может начать вести себя неадекватно.

Особенности ментального плана
Ментальная энергия представляет собой особый тип энергии, который обладает способностью придавать форму и качество другим видам энергии и материи. А поэтому, ментальная энергия может быть использована для преображения условий проживания, в том числе и для преображения самого себя.
Используя силу мысли, человек способен исцелять себя от негативных образований, он может защитить себя от неблагоприятных воздействий из внешней среды. С помощью ментальной энергии человек может привлекать различные энергетические потоки в нужное ему место.

Ментальные способности человека, при определенном развитии могут дать возможность человеку воспринимать информацию на расстоянии, считывать ее из ментальной сферы окружающих людей, и даже наводить контакт с информационным полем планеты и брать нужные ему знания, сведение из Хроник Акаши. Хроники Акаши - это информационная кладовая планеты Земля.

История содержит немало случаев, когда общение между человеком и Высшим (представители других цивилизаций заинтересованные в развитии человечества), приводило к появлению оккультных, эзотерических трудов. Кстати, контактеры используют именно эту способность обмена мысли на расстоянии, чтобы входить в контакт с другими существами, в том числе и не относящихся к жителям Земли. К примеру, книга Крайон, была написана именно таким способом, методом передачи информации на ментальном плане от Крайона, Высшего существа, к человеку, который все это записывал, и, в конце концов, издал книгу.

Среди тех, кто называет себя контактером, очень много тех, кто занимается спиритизмом, медиумизмом - общением с существами астрального плана, которые в большинстве своем имеют уровень развития не выше человека. Да, действительно, неграмотность некоторых людей, занимающихся контактерскими опытами с помощью автомоторного письма или маятника порой поражает. Они не в состоянии отличить существа астрального плана от сущности ментального плана, но при этом, твердо убежденны в уникальных контактерских способностях. От того и так много неясной информации, не имеющей практической пользы для людей, записанной в книгах или статьях «контактеров-домохозяек».

Мыслеформы
Мыслеформы - это образования из ментальной энергии, которые создаются разумными существами и наделяются особыми свойствами и программой для совершения действия или влияния на какой либо объект, территорию, человека или событие.

Мыслеформы бывают различного уровня сложностей и объема. Например, эгрегор является одной из высших типов мыслеформ. Он возникает в результате создания идеи, которая усиливается ментальной энергией созидателя и его единомышленников, и постепенно, развивается до уровня сущности. Эгрегор определяют настройки первоначальной мыслеформы заложенной в него, то есть это те самые настройки, которые указывают на сущность эгрегора, каким образом он будет влиять на людей, к каким изменениям приведет, какие функции будет выполнять и т.д. и т.п.(так же эгрегор может менять свои характеристики от людей находящихся в нем, если эти люди перевешивают в своей массе изначальные настройки создателя\создателей и может обладать собственным сознанием(не сразу, естественно, у него собственное сознание формируется))

Бывают мыслеформы - сущности более мелкого масштаба, которые могут исполнять функции хранителя, помощника, защитника или союзника в каком-то деле.

А есть и более простые мыслеформы, которые представляют собой краткосрочные идеи, планы, мыслеобразы каких-то конструкций, или будущих действий. Такие мыслеформы являются наиболее распространенным продуктом ментальной жизнедеятельности человека.

Мыслеформы могут создаваться не только человеком, но и Высшими (представители др. цивилизаций). В таком случае, мыслеформы направлены на корректировку уже существующих эгрегоров, или побуждают к созданию новых эгрегоров.

Мыслеформы Высших могут влиять на ход событий, и не редко оказывают решающее воздействие на ход истории, направляя ключевых правительственных деятелей на поступки, с помощью которых удается избежать ненужных международных конфликтов и войн.

Мыслеформы людей могут воздействовать также и на Землю в целом. Очень часто происходит так, что негативная ментальная активность в каком-нибудь городе приводит к геологической активности, пробуждению вулканов, землетрясениям, цунами, а так же может стать причиной урагана, тайфуна или другого природного катаклизма.

Таким образом, природа заботится об энергетической чистоте планеты, и когда количество негатива достигает максимально допустимой нормы, достается всем живущим в этом регионе.

Продолжение следует....