Мед подготовка конспект урока открытые повреждения кровотечения. Восприятие наовой темы

Урок биологии в 8 классе по теме:

«Первая помощь при кровотечении»

Цель: Научить обучающихся распознавать виды кровотечений и способствовать формированию навыков оказания первой медицинской помощи;

Обучающие: Формировать знаний учащихся о видах кровотечений и алгоритме оказания доврачебной помощи при кровотечениях.

Развивающие: Развивать умение сравнивать, анализировать при выполнении коррекционных заданий. Способствовать повышению информационной культуры.

Воспитательные: Воспитывать положительную мотивацию, бережное отношение к своему здоровью, содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему.

Тип урока : Изучение нового материала на основе командной работы, с элементами лабораторной работы

Форма проведения : Урок с использованием информационных технологий.

Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, CD диск с презентацией, доступ к сети Интернет, карточки-задания, таблица «Первая помощь при кровотечении», табельные и подручные средства оказания первой доврачебной.

Время урока : 30 минут

Ход урока

1.Организационный момент.

Приветствие.

Подготовка учащихся к работе: формирование команд учащихся по 4 человека в каждой. Мы начинаем самый замечательный и важный для нас урок биологии.

Сегодня мы будем работать на основе командной деятельности. У вас на столах прикреплены цифры, которые указывают номер вашего участника команды. Давайте посмотрим, все нашли себя. Участник №1, поднимите руки, №2,№3,№4. И здесь нумерация столов: стол№1, №2,№3.

Мотивация на начало урока . Нет ничего удивительного более совершенного строения и великого познания, чем организм человека. Каждый день, каждый час, каждую секунду по человеческому организму движется кровь.. Представьте, средний объём крови у взрослого человека – 5000-6000 мл.

В венозном русле находится 70% всего объема циркулирующей крови, в капиллярах 12%, в сосудах и камерах сердца – 3% , в артериальном русле – 15% объема циркулирующей крови. Потеря 50% крови (2-2,5 л) - смертельна для человека.

Просто человек-это обыкновенное чудо природы. Но как хорошо мы знаем свой организм. У вас на столах карточки, поднимите их, покажите всем. А теперь я попрошу вас встать, используя эти карточки создать команду, при этом вы можете двигаться, общаться, но время ограничено (дети создают команду). По какому принципу вы объединились? Произошло чудо! Имена детей перечисляются –вы теперь одна команда. Вторая, третья команда. Посмотрите, а что-нибудь всех вас объединяет? ЧТО? Покажите, что вы единая система, как надо встать, построиться? (встать в круг). Давайте встанем в круг и покажем что вы единая система (берутся за руки).

2. Постановка целей и задач урока .

Уважаемые коллеги! Обычно так обращаются друг к другу врачи. Но сегодня я хочу назвать вас, немедиков, коллегами, чтобы призвать к сотрудничеству, чтобы назвать товарищами по «медицинскому оружию», которые скорее «Скорой» могут прийти на помощь.

Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим часто оказываются люди, неимеющие медицинское образование, и от того, как они поведут себя, зависит здоровье, а иногда и жизнь людей. Помочь пострадавшему может тот, кто УМЕЕТ, а для того чтобы уметь, надо ЗНАТЬ и ТРЕНИРОВАТЬСЯ.

Как вы думаете, о чем сегодня мы поговорим? (первая помощь при кровотечении)

3. Восприятие наовой темы.

Слайд Рассмотрите рисунки. Что вы видите на рисунках.

Кровотечение – истечение крови из кровеносных сосудов при нарушении целости их стенки. Кровотечение называют наружным , если кровь поступает во внешнюю среду, и внутренним , если она поступает во внутренние полости организма или полые органы.

Давайте выясним, какие виды наружных кровотечений бывают, и заполним кластер (опорную схему) на доске. Для этого обратимся к тексту учебника на с.120. Внимание! Команда №1 находит информацию в абзаце 2 сверху, 2-третий, 3 команда-с абзаца 4.На это вам минута дается. А теперь поступим таким образом: на столах у вас карточки с названием типов кровотечений, выбираете ту карточку, которая отражает смысл полученной вами информации в ходе чтения, а участник под №1 с каждой команды выходит и закрепляет эту карточку на доске.

(Слайд) Внимание на экран! Давайте посмотрим видеофрагменты «Оказание первой помощи при кровотечении»

Внимательно смотрим и запоминаем алгоритм!

У меня в руках 2 шарика, один надут крепко, а второй практически сдут, если я сделаю дырку в надутом шарике, что будет с ним? Да, он лопнет или полетит по классу, с такой силой воздух вылетает из него, в принципе, как и из артерии, А если я проткну сдутый шарик, то как будет выходить воздух? Медленно, лениво. Так и при кровотечениях: при артериальном кровь бьёт струёй, фонтаном, а при венозном вытекает вялой, но не прерывистой струйкой.

У вас на столах лежат медицинские аптечки, содержащие средства, препараты на случаи жизни. Необходимо выбрать те средства, которые необходимы для оказания первой помощи при разных типах кровотечений. На выполнение задания вам дается одна минута. А затем участник под номером 2 каждой команды аргументирует, почему именно эти средства выбраны. Работаем.

4. Закрепление. И следующее задание называется «Прием в травмункте».

К сожалению, в современной жизни происходит много несчастных случаев, связанных с потерей крови. Гибнут люди. Как оказать помощь человеку истекающему кровью? Каждый человек должен уметь оказывать пострадавшему первую помощь, чтобы спасти жизнь.
– В ситуациях, которые описываются у вас в задачах, необходимо оказать доврачебную помощь. Какую? Как? У вас на столах лежат карточки с заданиями. Они адресованы участникам команд под №3. А оказывать помощь им будет участник №4.

Задача №1При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.

Ответ. Тип кровотечения - артериальный. Необходимо наложить жгут. Он накладывается на одежду (чтобы не повредить кожу) выше раны до остановки кровотечения. Жгут можно держать не более 1,5-2часов (чтобы не вызвать омертвление тканей). На рану- стерильная повязка. Пострадавшего необходимо доставить в медпункт.

Задача №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.
Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите ПМП.
Ответ. Тип кровотечения венозный. Кровотечение можно остановить наложением на место ранения давящей повязки

Задача №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак
Ответ. Это капиллярное кровотечение. Рану промыть кипяченой водой или раствором марганцовки, кожу вокруг раны обработать йодом или зеленкой, можно закрыть рану чистым бинтом или носовым платком, повязка не обязательна.

5. Рефлексия.

Посмотрите, какой замечательный кластер у нас получился. И я хотела обратить ваше внимание на то, что у нас в кабинете не только карточки на доске висят, но высказывания великих мудрецов. Давайте прочитаем их:

Познание начинается с удивления (Аристотель)

Как приятно знать, что я что-то узнал (Мольер)

Скажи мне- и я забуду, покажи мне-я запомню, вовлеки меня- и я научусь (Конфуций)

С каким из высказываний вы сравниваете свою деятельность на уроке? Давайте поднимемся, поближе встанем к высказываниям, которые вам больше подходят и поясним, почему.

6. Заключение.

Д/З параграф 25, и творческое задание составить алгоритм действий при носовом кровотечении, буклет «Как сохранить здоровье»

Знать организм человека очень нужно и важно следить за своим организмом, больше заниматься спортом, правильно питаться, проявлять доброе отношение к людям. И делать это надо каждый день, каждый час, каждую минуту.

Спасибо за урок! Досвидания!

Ситуация №1

При аварии у мотоциклиста повреждена рука. Из раны пострадавшего кровь сначала бьёт фонтаном, а затем идёт пульсирующей струёй ярко-алого цвета. Какой сосуд повреждён? Докажите.


Ситуация №2. Во время перемены мальчики веселились, бегали по коридору, толкали друг друга и разбили в двери стекло. После очередного неудачного толчка один мальчик упал на разбитое стекло и повредил руку. Из раны несильно идёт кровь тёмно-вишнёвого цвета.

Какой сосуд повреждён? Докажите. Окажите первую помощь.

Ситуация №3Старшая сестра вывела младшую на прогулку. Девочки бегали, догоняя друг друга. Вдруг младшая сестрёнка упала и получила ссадину на колене, кровотечение слабое, рана загрязнена. Определить тип кровотечения, назвать его признак

Анализ урока
Тема и цель урока обозначены, указаны обучающие, развивающие и воспитательные задачи. Цель деятельности учащихся на уроке формируется закреплением ранее изученного материала. Все этапы урока спланированы. Каждая часть урока: повторение, изучение нового материала, закрепление реализованы как по времени, так и по объему. В этом сказывается одна из особенностей культуры педагогического труда учителя.
Для успешного достижения цели урока продуманы различные формы организации познавательной деятельности:

    Командная работа,

    Фронтальная беседа;

    Индивидуальная работа

    практическая работа

Формы и методы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся.
Урок насыщен необходимым для работы оборудованием, наглядностью, дидактическим и раздаточным материалом. Материал урока связан с темой урока, таким образом, наблюдается логическое соответствие между темой урока и выбором заданий. Использование на уроке компьютера позволяет не только усилить наглядное представление изучаемого материала, но и способствует более осмысленному его усвоению. Слайдовая презентация содержит весь необходимый, наглядный и практический материал. Все это позволяет увеличить плотность урока и оптимально увеличить его темп Прослеживается практическая направленность урока. Это придает дополнительный интерес, усиливает познавательную мотивацию школьников.
Кроме познавательного аспекта большое внимание уделяется на уроке воспитанию милосердия, сострадания.
Домашнее задание имеет творческий характер.
Урок является инновационным, интересным, познавательным.

Опорный конспект по теме:

«Первая медицинская помощь при кровотечениях».
Кровотечение и острая массивная кровопотеря является наиболее частым осложнением травм при катастрофах.

Состояние пострадавшего во многом зависит от вида кровотечения и величины кровопотери.

Кровотечение может быть первичным – повреждение сосуда во время травмы и вторичным, которое возникает спустя некоторое время вследствие дефекта, возникает на месте ушиба.

Интенсивность кровотечения зависит от вида сосуда и характера повреждения.

Различают артериальные, венозные, капиллярные и смешанные кровотечения.

Артериальное кровотечение . Кровь ярко-красного цвета, бьет пульсирующей струей. При повреждении крупных сосудов (аорта, подключичная, бедренная артерия и др.) в течение нескольких минут может произойти кровопотеря, несовместимая с жизнью. Однако при ранении даже крупного артериального ствола смертельного кровотечения может не наступить в результате того, что поврежденный сосуд сдавливается гематомой, в его просвет ввертывается внутренняя оболочка и образуется тромб.

Венозное кровотечение . Давление в венах значительно ниже, чем в артериях, поэтому кровь вытекает медленно, равномерной и непрерывной струей. Цвет крови темно-вишневый. Такое кровотечение реже приводит к массовой кровопотере. Однако при ранении вен шеи, груди в их просвет в момент вдоха может поступить воздух, вызывает грозное осложнение – воздушную эмболию.

Капиллярное кровотечение возникает при повреждении мельчайших кровеносных сосудов (неглубокие порезы кожи, ссадины). Кровь из раны вытекает медленно, по каплям. При нормальной свертываемости крови прекращается самостоятельно.

Смешанное кровотечение наблюдается при одновременном ранении артерии и вен. Этот вид кровотечения характерен при повреждениях печени, селезенки, почек (паренхиматозное кровотечение). Сосуды паренхиматозных органов не спадаются, поэтому самостоятельной остановки такого кровотечения почти некогда не происходит.

В зависимости от того, куда изливается кровь из поврежденного сосуда, различают кровотечения наружные и внутренние.

Наружное кровотечение – кровь вытекает из раны или естественных отверстий человека.

Внутреннее кровотечение – кровь скапливается в тканях и замкнутых полостях тела .

Распознание наружных кровотечений обычно не вызывает затруднений. Диагностика внутренних кровотечений в ряде случаев представляет определенную сложность.

При внутритканевых кровотечениях больной жалуется на сильные боли в раненой конечности. Вследствие формирующей гематомы объем поврежденного сегмента конечности увеличивается, мягкие ткани становятся напряженными. Ниже уровня повреждения магистральной артерии отмечается бледность кожи, похолодание конечности. При этом пульс на периферических сосудах может отсутствовать.

Диагностика кровотечений в полости основывается на общих признаках массовой кровопотери, локальной симптоматики, появления крови в той или иной полости.

При любых травмах, сопровождающихся повреждением крупных кровеносных сосудов, следует хотя бы предположительно определить степень кровопотери. О вероятности степени кровопотери можно судить на основании характера и локализации травмы.

Условно принято считать, что при переломах бедренной кости кровопотеря достигает 1000-1500 мл; костей голени – 600-700 мл; плечевой кости – 300-400 мл; костей предплечья – 100-200 мл; таза – 1500-2000 мл. внутрибрюшные и внутриплевральные кровотечения могут сопровождаться кровопотерей до двух и более литров.

О величине кровопотери можно судить также по индексу Алговера: отношение частоты пульса к уровню систолического артериального давления (см. приложения).

При острой массивной кровопотере больной предъявляет жалобы на головокружение, потемнение в глазах и мелькание «мушек», зевоту, жажду, тошноту. У него отмечаются: бледность кожного покрова и видимых слизистых оболочек, холодный липкий пот, учащенное дыхание, частый и слабый пульс; по мере утяжеления состояния падает артериальное давление, наступает помрачение сознания, зрачки расширяются, дыхание приобретает патологический характер – типа Чейна-Стокса.

Борьба с острой кровопотерей реализуется путем остановки кровотечения и воспаления кровопотери.

При оказании первой медицинской и доврачебной помощи осуществляют временную остановку наружного кровотечения прижатием поврежденного сосуда на протяжении, резким сгибанием и фиксацией в этом положении конечности, наложением давящей повязки, кровоостанавливающего жгута или закрутки.

Прижатие поврежденного сосуда на протяжении – сдавливание артерии выше места ее ранения и вены – ниже места ее ранения.

Пальцевое прижатие сосуда к подлежащим костным образованиям обеспечивает немедленную остановку кровотечения, что позволяет выиграть время для остановки кровотечения другими способами.

Для каждого крупного артериального ствола имеются типичные места, где производят его пальцевое прижатие:


  1. Из боковой поверхности лба , щеки, верхнего и нижнего века:

    • поместить большой палец кисти на 1 см спереди от козелка ушной раковины;

    • прижать височную артерию к дуге скуловой кости.

  2. Из верхней и нижней губы, подбородка, десны, языка:

    • расположить большой палец кисти на расстоянии 1 см от угла нижней челюсти спереди от него;

    • прижать челюстную артерию к краю нижней челюсти.

  3. Из шеи:

    • уложить пострадавшего без подушки, повернуть его голову в противоположную сторону от раны;

    • поместить 3 палец кисти у наружного края грудино-ключично-сосцевидной мышцы;

    • на этот палец наложите указательный палец другой руки;

    • надавить по направлению к позвоночнику, прижимая сонную артерию к поперечному отростку 4 шейного позвонка.

  4. Из отделов верхней конечности или плечевого пояса:


    • большой палец кисти поместить в подключичную ямку;

    • остальные пальцы расположить в области трапециевидной мышцы сзади ;

    • прижать подключичную артерию к первому ребру.

  5. Из предплечья и нижележащих отделов:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • правой рукой захватить предплечье пострадавшего и поднять его вверх, согнув руку в локтевом суставе под углом 80 0 ;

    • левой рукой захватить плечо пострадавшего так, чтобы 2, 3, 4 и 5 пальцы находились во внутренней борозде двуглавой мышцы плеча, а большой палец – на противоположной стороне плеча;
четырьмя пальцами левой руки прижать плечевую артерию у средней трети плечевой кости.

  1. Из нижнего отдела бедра, голени, стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • в середине паховой складки кулаком прижать бедренную артерию к лобковой кости.

  2. Из голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на живот;

    • поместить 2, 3, 4, и 5 пальцы в середину подколенной ямки;

    • с помощью другой руки захватить голень пострадавшего и согнуть ему ноги в коленном суставе под углом 120 0 ;

    • прижать подколенную артерию к головке большеберцовой кости.

Временная остановка кровотечения наложением тугой давящей повязки:


  • закрыть рану несколькими слоями стерильного бинта (салфетками) или подушечками из ППИ;

  • поверх стерильного материала положите слой стерильной ваты или скатку бинта;

  • наложить туго круговую повязку, при этом перевязочный материал, плотно прижатый к ране, сдавливает сосуды и способствует остановке кровотечения ;
Временная остановка кровотечения наложением стандартного кровоостанавливающего жгута применяется, в основном, при кровотечении из крупных сосудов конечностей.

Методика наложения жгута:


  • придать поврежденной конечности (если это возможно) возвышенное положение;

  • на обнаженную часть конечности, выше раны, наложить марлевую салфетку, сделать несколько туров бинта или использовать любую другую прокладку из одежды, платка и т. п.;

  • сильно растянутый жгут наложить на конечность выше места кровотечения на прокладку так, чтобы 1-2 обороты жгута оставили кровотечение. Последующие туры жгута накладываются с меньшим натяжением таким образом, чтобы один перекрывал другой на 1/3, что предупреждает замещение мягких тканей, развитие боли и некроза;

  • закрепить конец жгута с помощью крючка и цепочки ;

  • поместить под жгут записку, в которой отметить дату и время наложения жгута;

  • на рану наложить асептическую повязку и ввести пострадавшего обезболивающее средство;

  • проверить правильность наложения жгута по прекращению кровотечения, пульсу на периферических артериях, цвету кожи конечности.
Примечание:

  • в зимнее время конечность, с наложенным жгутом, обернуть ватой, одеждой и т. п.;

  • время наложения жгута не должно превышать 1,5-2 часа в теплое время года и 1 час – в холодное ;

  • для предотвращения некроза тканей через каждый час, а в зимнее время – каждые полчаса, для частичного восстановления кровообращения в перетянутой конечности, жгут расслабляют на несколько минут, осуществляют при этом пальцевое прижатие артерии. Если с момента наложения жгута прошло более 2-х часов, то после расслабления жгута на несколько минут его накладывают немного выше.

Временная остановка кровотечения наложением жгута-закрутки. В качестве импровизированного жгута можно использовать косынку, платок, полотенце и т. п. Указанные предметы складывают в виде широкой ленты и ею обертывают конечность, предварительно наложив на область сосудистого пучка пелот (валик) из какого-либо плотного материала. Концы ленты связывают двумя узлами, между которыми вставляют крепкую деревянную палочку, ее вращением (закручиванием) сдавливают конечность. Палочка фиксируется куском и т. д. Закрутку накладывают по правилам наложения жгута.

Временная остановка кровотечения максимальным сгибанием конечности в суставе.


  1. При кровотечении из нижнего отдела плеча, предплечья и кисти:

    • в подмышечную впадину вложить ватно-марлевый валик, прибинтовать плечо к туловищу плотно бинтом, при этом валик сдавливает плечевую артерию и кровотечение останавливается.

  2. При кровотечении из предплечья и кисти:

    • вложить валик в локтевой сгиб ;

    • плотно прибинтовать плечо к предплечью, при этом валик сдавливает плечевую артерию, что способствует остановке кровотечения.

  3. При кровотечении из верхней трети плеча и подключичной области:

    • в подмышечную впадину на стороне ранения вложить ватно-марлевый валик;

    • согнуть руки пострадавшего в локтевых суставах и завести их за спину;

    • зафиксировать руки в области локтевых суставов с помощью ремня или бинтовой повязки.

  4. При кровотечении из нижней трети бедра, голени и стопы:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в подколенную ямку;

    • согнуть ногу пострадавшего в тазобедренном и коленном суставах;

    • плотно прибинтовать голени к бедру.

  5. При кровотечении из верхней и средней трети бедра:

    • уложить пострадавшего на спину;

    • вложить ватно-марлевый валик в паховую складку ;

    • согнуть бедро в тазобедренном суставе и максимально привести его к нижней части туловища;

    • плотно зафиксировать бедро ремнем или бинтованием к туловищу.
Сгибание конечности с последующей фиксацией ее в этом положении. Способ применим при кровотечении из ран, расположенных у основания конечностей. При ранении предплечья и голени конечность фиксируют в локтевом и коленном суставах ; плеча – руку заводят до отказа за спину и фиксируют, бедра – ногу сгибают в тазобедренном и коленном суставах и фиксируют в положении, приведенном к животу.

Давящая повязка . Показана при венозном кровотечении и ранениях небольших артерий. На рану накладывают несколько слоев марли, а сверху плотный ком ваты и туго бинтуют.

Конечность следует уложить в приподнятом положении, а поверх повязки положить пузырь со льдом (холодной водой) и умеренный груз – мешочки с песком. Сдавленные повязкой поврежденные сосуды могут затромбироваться, и поэтому данный способ временной остановки кровотечения может стать окончательным.

Кровоостанавливающий жгут . Жгут должен применяться по строгим показаниям. Абсолютными показаниями следует считать ранения с повреждением магистральных сосудов , локализирующиеся выше коленного и локтевого суставов. Относительными показаниями являются: отрывы, длительное сдавливание дистальных отделов конечности, когда жгут применяется с целью профилактики вторичного кровотечения и уменьшения последующей токсимии. Его накладывают выше места кровотечения и по возможности ближе к ране. Последовательность и правила наложения жгута:


  • место предполагаемого наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта;

  • жгут растягивают и делают 2-3 оборота вокруг конечности по подложенному бинту;

  • концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка;

  • конечность должна быть перетянута до полной остановки кровотечения и исчезновения пульса на дистальных артериях;

  • поверх жгута повязку накладывать запрещается;

  • после наложения жгута следует ввести обезболивающий препарат;

  • время наложения жгута указывается в записке, которую прикрепляют к одежде пострадавшего.
Вместо жгута может быть применена закрутка . При ее наложении используются подручные средства (ремень, полотенце, толстая веревка). Подручный материал свободно завязывают вокруг конечности и образуют петлю. В петлю вводят палку, отвертку. И вращательным движением петлю закручивают, пока кровотечение не остановится. После чего указанную палку (отвертку) надежно фиксируют. Для предупреждения ущемления кожи при закручивании под образующийся узел подкладывают какую-либо плотную прокладку. Все правила наложения закрутки аналогичны правилам наложения жгута.

Жгут (закрутку) можно держать на нижней конечности не более 2 ч, а на верхней – 1,5 ч. Пребывание жгута (закрутки) на конечности сверх указанных сроков приведет к необратимым изменениям, омертвлению конечности. Если эвакуация задерживается, то по истечении критического времени для частичного восстановления кровообращения в конечности жгут (закрутку) необходимо снять или ослабить на 10-15 минут, а затем наложить вновь несколько выше или ниже того места, где он находится. На этот период артериальное кровотечение предупреждают пальцевым прижатием артерии на протяжении.

III. Воспитательные задачи

Тип урока

Вид урока

Методы

Средства урока

План урока

  1. Организационный момент
  2. Ориентировочно - мотивационный этап.
  3. Операционно - исполнительный этап.
  4. Домашнее задание.
  5. Рефлексивно - оценочный этап.

I Организационный момент.

II . Ориентировочно - мотивационный этап.

  1. Кровь - это. (ткань)

III

ВИДЕОРОЛИК

IV . Операционно - исполнительный этап.

Кровотечение (haemorrhagia) - истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

Проверяем схему………….

По каким признакам определить артериальное кровотечение …………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?.....(записываем).

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...(записываем)

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?..(записываем)

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?.(записываем)

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные - травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Динамическая пауза

V

  1. под музыку

Наложение жгута: 1 ряд - на плечевую область правой руки

2 ряд - на область предплечья руки

3 ряд - на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд - на средний палец руки

2 ряд - на большой палец руки

3 ряд - на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Познавательное - в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно - оценочный этап.

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии -

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно - напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Просмотр содержимого документа
«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

«Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

I. Развивающие задачи

    формирование интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, выделять главное, доказывать, обобщать, разрешать проблемы

    развитие общетрудовых умений: применять знания на практике, умений пользоваться приборами и лабораторным оборудованием

    развитие воли и самостоятельности, уверенности в своих силах, инициативы, развитие настойчивости

II. Образовательные задачи

    научиться определять типы кровотечений

    научиться оказывать первую помощь при кровотечении

    формировать навыки работы с раздаточным материалом

III. Воспитательные задачи

    продолжить формирование и развитие нравственных качеств личности

    содействовать формированию опыта практического оказания первой помощи пострадавшему

    содействовать профилактике утомляемости, использовать специальные приёмы поддержания работоспособности.

Тип урока

    Комбинированный с элементами проблемного обучения

Вид урока

    С применением средств мультимедиа

Методы

    По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

    По степени взаимодействия учителя и ученика: изложение, беседа, самостоятельная работа

    По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый

    По принципу расчленения и соединения знаний: аналитический, классификационный

Средства урока

    компьютер, мультимедийный проектор

    памятка “Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях”

    текст-подсказка, таблица, бинты, ножницы, жгуты.

План урока

    Организационный момент

    Ориентировочно – мотивационный этап.

    Актуализация знаний и практических умений.

    Операционно – исполнительный этап.

    Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Домашнее задание.

    Рефлексивно – оценочный этап.

I Организационный момент.

День добрый дорогие ребята! Я рада видеть Вас сегодня на нашем уроке. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Впереди у нас интересная и полезная для всех присутствующих работа. (Скажите, все ли присутствуют в классе?).

II . Ориентировочно – мотивационный этап.

Вы даже представить не можете, какой жизненно важный материал мы сегодня будем изучать. Тему вы узнаете, если разгадаете кроссворд.

    Кровь – это... (ткань)

    Красная кровяная клетка крови называется …(эритроцит)

    Человек, которому переливают кровь … (реципиент)

    Сосуды, по которым кровь течёт к сердцу… (вены)

    Мышечный слой сердца … (миокард)

    Гормон надпочечников ускоряющий и усиливающий частоту сердечных сокращений … (адреналин)

    Прибор для измерения артериального давления у человека … (тонометр)

    Искусственный пассивный иммунитет формируется после введения лечебной … (сыворотки)

    Заболевание у человека, вызванное устойчивым низким артериальным давлением … (гипотония)

    Сокращение предсердий и сокращение желудочков сердца … (систола)

    Стойкое повышение артериального давления у человека называется … (гипертония)

    Учёный, лауреат Нобелевской премии, открывший фагоцитарный иммунитет … (Мечников)

    Способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и благодаря этому сохранять химическое и биологическое постоянство внутренней среды и собственных тканей называется …(иммунитет)

    Заболевание сердечно-сосудистой системы, которое в народе называют «Грудной жабой» … (стенокардия)

    Кровоизлияние в мозг …. (инсульт)

    Малый круг кровообращения … (лёгочный)

III . Актуализация знаний и практических умений.

«Типы кровотечений» - жизненно важный материал. Актуальность и практическую значимость её мы узнаем из видеоролика. Это будет продолжением темы нашего урока.

ВИДЕОРОЛИК

Ребята, сформулируйте тему урока? «Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях»

А каковы цели урока? «Изучить типы кровотечений, меры первой медицинской помощи при кровотечениях и научиться оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях». Ребята, вы можете делать повязки или останавливать кровотечения? А хотите научиться?

IV . Операционно – исполнительный этап.

Какое ключевое слово в теме? «Кровотечение» Ребята посмотрите в Интернете, что оно обозначает?

Кровотечение (haemorrhagia) – истечение крови из повреждённого сосуда (словарь Ожегова).

Какие типы кровотечений бывают, мы узнаем из текста, по которому ещё составим кластер «Типы кровотечений»

Типы кровотечений

Типы кровотечений

Внешнее (открытое) Внутреннее

капиллярное артериальное венозное

Пока ………………. записывает схему на доске, мы в тетради зачертим таблицу «Типы кровотечений», которую будем заполнять.

Проверяем схему………….

И начинаем совместную работу. Опираясь на текст, скажите, какими признаками обладает капиллярное кровотечение ……………….(записываем).

По каким признакам определить артериальное кровотечение ……………..(записываем).

Чем отличается венозное кровотечение от артериального………………….(записываем).

При внутреннем кровотечении мы не увидим излияния крови наружу. Но всё же можем определить по человеку. По каким это признакам?..........................(записываем).

Знать, какие бывают кровотечения мало, надо уметь оказать первую доврачебную медицинскую помощь пострадавшему.

Итак, что необходимо предпринять, если все признаки капиллярного кровотечения налицо?...........(записываем)

Промыть рану перекисью водорода.

Смазать йодной настойкой или раствором зелёнки.

Наложить марлевую повязку.

Какие действия нужно выполнить при артериальном кровотечении?............(записываем)

Выполнить пальцевое прижатие сосуда выше раны (см. рис.58 стр.127).

Наложить жгут или закрутку выше повреждённого сосуда (демонстрация + инструкция в папке).

Рану обработать и наложить давящую повязку.

Так как венозное кровотечение отличается от артериального, то каковы наши действия?....(записываем)

Обработать края раны йодной настойкой.

Наложить давящую повязку (демонстрация повязки).

При сильном венозном кровотечении наложить жгут ниже раны. Почему как вы думаете?

Немного отвлечёмся от нашей работы и узнаем, как лечат раны? (Сообщение учащегося).

У человека может случится и носовое кровотечение, когда кровь течёт из носа. Причины могут быть самые различные – травмы головы, гипертония, перегрев тела.

Посмотрите на два фото. На них изображены меры первой помощи. На одном из фото сделана ошибка, какая вы мне сейчас назовёте, если прочитаете текст учебника на стр.128.

Запишем в таблицу меры первой помощи:

Пострадавшего посадить или положить, приподняв ему голову;

На переносицу наложить холодный компресс;

В носовую полость положить кусочек ваты, смоченной перекисью водорода.

Динамическая пауза

V . Коррекция и первичная проверка знаний и умений.

    Задание по вариантам (2 варианта).

Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного списка, используя для этого цифровые обозначения. (Взаимопроверка ….). Подпишите и отложите листочки.

    Ролевая игра по рядам (3 варианта) под музыку

Наложение жгута: 1 ряд – на плечевую область правой руки

2 ряд – на область предплечья руки

3 ряд – на плечевую область правой руки

Наложение повязки: 1 ряд – на средний палец руки

2 ряд – на большой палец руки

3 ряд – на мизинец руки

VI . Домашнее задание.

Наш урок заканчивается записываем домашнее задание.

Обязательное - §25, записи в тетради.

Познавательное – в домашних условиях с помощью подручных средств произвести остановку кровотечения и потренироваться делать перевязки.

VII . Рефлексивно – оценочный этап.

Возвращаемся к цели урока. Мы её достигли? Как мы её достигали?

Оценки за урок ……………………

И в завершении нашего урока, мне хотелось узнать о вашем самочувствии –

Если вы уходите с урока с чувством полного удовлетворения и желанием оказать помощь, то спасательный кружочек поставьте на тонометре между линиями нормального давления (Какое оно – напомните мне. 120/80 мм рт.ст.)

Если же у вас тревога, что вы многого не поняли, то артериальное давление явно у вас выше нормы, поэтому кружочек поставьте выше 120 мм рт.ст.

Ну, а если у вас безразличие, то спасательный круг опускайте ниже 80 мм рт.ст.

Эпиграфа к уроку не было, но мне бы хотелось его завершить просмотром видео.

Тема: «Кровотечения. Первая медицинская помощь», 10 класс.

Место проведение: МКВСОУ «ОСОШ № 9» город Саратов

Проведение урока с использованием учебного фильма и презентации по теме.

Цели:

- познакомить с правилами оказания первой медицинской помощи при наружном кровотечении;

Развивать практические навыки обработки и перевязки ран; воспитывать осторожность,

Умение видеть опасность, внимательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Ход урока:

    Организационный момент

    Работа по теме:

1). Повторение ранее изученного.

(Деление по группам).

Групповое задание и его выполнение.

Что такое кровотечение, и какие виды кровотечений вам известны?

Кровотечением называют истечение крови из повреждённого кровеносного сосуда.

В зависимости от вида повреждённых сосудов различают артериальное, венозное, капиллярное и паренхиматозное кровотечения.

Чем они отличаются друг от друга?

2). Первая медицинская помощь при кровотечениях.

В зависимости от вида кровотечения (артериальное, венозное, капиллярное) и имеющихся при оказании первой медицинской помощи средств осуществляют временную или окончательную его остановку.

Временная остановка наиболее опасного для жизни наружного артериального кровотечения достигается наложением жгута или закрутки, фиксированием конечности в положении максимального сгибания, прижатием артерии выше места ее повреждения пальцами. Сонная артерия прижимается ниже раны. Пальцевое прижатие артерий - самый доступный и быстрый способ временной остановки артериального кровотечения. Артерии прижимаются в местах, где они проходят вблизи кости или над ней.

Височную артерию прижимают большим пальцем к височной кости впереди ушной раковины при кровотечении из ран головы.

Нижнечелюстную артерию прижимают большим пальцем к углу нижней челюсти при кровотечении из ран, расположенных на лице.

Общую сонную артерию прижимают к позвонкам на передней поверхности шеи сбоку от гортани. Затем накладывают давящую повязку, под которую на поврежденную артерию подкладывают плотный валик из бинта, салфеток или ваты.

3). Практикум по теме урока «Кровотечения. Первая медицинская помощь»

Первая медицинская помощь при незначительных ранениях .

Промойте рану антисептическим средством (перекись водорода, спиртовой раствор йода). Если нет медицинских средств промойте рану водой с мылом.

Для очистки загрязненных ран используйте чистую салфетку или стерильный тампон. Очистку раны начинайте с середины, двигаясь к ее краям.

Наложите повязку.

Помощь врача необходима в случае, если есть риск проникновения в рану инфекции.

Артериальные кровотечения .

При артериальном кровотечении может применяться метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод может применяться для временной остановки кровотечения на конечностях. Сдавливание артерии пальцем удается временно остановить кровотечение и вызвать «скорую помощь». Артерию прижимают выше места повреждения, там, где она лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости. Существует много точек пальцевого прижатия артерий, вам необходимо запомнить две основные: плечевую и бедренную.

Существует еще один способ остановки артериального кровотечения - наложение жгута.

Жгут накладывается на конечность, примерно на 5 см выше повреждения.

Он на голое тело не накладывается. (Показать учащимся, как правильно нужно наложить жгут).

В качестве жгута можно использовать полоску материи, платок, шарф и т.д. (Показать учащимся последовательность действий при наложении жгута из приспособленного материала).

Время наложения жгута записывают на листке и прикалывают ее к нему или повязке. Объяснить учащимся, что это очень важно, так как нельзя оставлять его на конечности более 2 часов в летнее время и 1 часа в зимнее время – существует опасность омертвления конечности.

При венозном кровотечении бывает достаточно высоко поднять конечность и наложить давящую повязку.

При кровотечении из крупных подкожных вен жгут может накладываться ниже места повреждения сосуда с силой, вызывающей сдавливание только поверхностных вен. Такой жгут может оставаться в течение шести часов.

В любом случае необходимо наложить на рану стерильную повязку или чистую ткань.

3. Просмотр учебного видеофильма.(3 минуты)

4. Подведение итогов урока. Выставление оценок с комментариями.

5. Домашнее задание.

Дидактический материал

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по теме «Первая помощь при кровотечениях»

Задачи:

Образовательные : обобщить, углубить и систематизировать знания по теме «Сердце. Органы кровообращения»; дать представления о различных видах кровотечений и приемах оказания первой помощи.

Развивающие : развивать умение учащихся работать с дополнительной литературой; научить оказывать первую помощь при повреждении сосудов.

Воспитательные : воспитывать чувства доброты к больным людям; раскрыть вредное влияние окружающей среды на организм человека и ознакомить с проблемами охраны окружающей среды от загрязнений.

Оборудование: презентация , опорные таблицы, жгут резиновый, закрутка, бинты.

Тип урока : изучение нового материала.

Вид урока: практикум

Формы работы : групповая, работа в парах.

План урока.

I. Организационный момент. Введение в тему.
II. Актуализация знаний.

1. Повторение о строении сердца, органах кровообращения, о видах кровеносных сосудов и о кругах кровообращения (по таблицам).
2. Тестирование по теме «Строение сердца, органов кровообращения, виды кровеносных сосудов, круги кровообращения»

III. Изучение нового материала.

1. Виды кровотечений

2. Особенности кровотечений

3.Первая помощь при кровотечениях.

4. Практикум

IV. Итог.
V. Домашнее задание.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Актуализация знаний .

1. Проводится компьютерное тестирование.
1). В аорту кровь идет:
а) из правого желудочка;
б) из левого предсердия;
в) из левого желудочка;
г) из правого предсердия

2). Сердце человека:
а) трехкамерное, находится в грудной клетке;
б) четырехкамерное, находится вне грудной клетки;
в) четырехкамерное, находится в грудной клетке.

3). Полулунные клапаны находятся:
а) между правым желудочком и правым предсердием;
б) между левым желудочком и на границе аорты;
в) между левым желудочком и левым предсердием.

4). Максимальное давление:
а) в верхних венах;
б) в аорте;
в) в правом желудочке;
г) в легочных артериях.

5). Максимальное кровяное давление:
а) 120 /80 мм рт. ст. ;
б) 100 /60 мм рт. ст. ;
в) 160 /100 мм рт. ст.

6). Скорость потока крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.

7). Малый круг кровообращения заканчивается:
а) в левом предсердии;
б) в левом желудочке;
в) в правом желудочке;

Ответы: 1в, 2в, 3б, 4 б, 5в, 6б, 7а.

III. Изучение нового материала:

Учитель : Сердце человека бьется с 18 дня зародыша до его смерти. Хотя сердце бьется постоянно, почему оно не устает? (Слушаются мнения учащихся).
Учитель: Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 объема крови является смертельно опасной, особенно в случаях быстрого ее вытекания.
Кровотечения являются наиболее опасным осложнением ран, непосредственно угрожающим жизни. Оно возникает при нарушении целостности кровеносных сосудов. Кровотечение может быть опасным для жизни, так как с уменьшением количества циркулирующей крови нарушается снабжение кислородом жизненно важных органов - мозга, сердца, печени, почек.
Временно остановить кровотечение до приезда врача или транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение должен уметь каждый: от этого нередко зависит жизнь человека. Оказав первую помощь, обязательно нужно вызвать «Скорую» или доставить пострадавшего в любое близлежащее лечебное учреждение.

В зависимости от характера поврежденных сосудов различают артериальные, венозные, капиллярные кровотечения. Очень важно знать их особенности, т. к. при разных видах кровотечения действовать следует по - разному.
Сообщения учащихся о видах кровотечения и как оказать первую помощь.
1-й ученик : «- Капиллярное кровотечение: повреждаются мелкие кровеносные сосуды. Кровь выделяется по всей поверхности поврежденной ткани.
Для остановки капиллярного кровотечения рану обрабатывают йодной настойкой и накладывают повязку, а поверх нее на область травмы - пузырь со льдом».
2 –й ученик : «- Венозное кровотечение: характерен темно - красный цвет крови, и вытекает она непрерывной струей. Для остановки кровотечения на рану накладывают стерильную салфетку, а затем тугую давящую повязку».
3 –й ученик: «- Артериальное кровотечение: цвет крови алый и вытекает она пульсирующей струей.
Для остановки артериального кровотечения необходимо крепко пережать сосуд выше места повреждения. Нажимают на точку пульса. Накладывают жгут на конечность. Максимальное время наложения жгута - 2 часа для взрослых и 40 - 60 минут для детей. Если жгут держать дольше, может наступить омертвение тканей.
Если по истечении указанного срока пострадавшего не удалось доставить в лечебное учреждение, жгут на короткое время надо снять. Делают это вдвоем - один производит пальцевое прижатие артерии выше жгута, другой медленно, чтобы напор крови не вытолкнул образовавшийся в артерии тромб, распускает жгут на 3-5 минут. Чуть выше предыдущего места жгут накладывают вновь».
4- й ученик : «-Внутреннее кровотечение: в полость организма (брюшную, грудную, черепную). Признаки: липкий, холодный пот, бледность, дыхание поверхностное, пульс частый и слабый.
При внутренних кровотечениях необходимо: полусидячее положение, полный покой, лед или холодная вода прикладывается к предполагаемому месту кровотечений. Срочно доставить к врачу».

Работа учащихся в группах : По опорной таблице ребята изучают места прижатия артерий при кровотечениях; точки прижатия артерий для временной остановки кровотечений, временная остановка кровотечений сгибанием конечностей.

Практичесая работа. Отрабатываются приемы наложения давящих повязок, жгутов и закруток (работа в парах).

IV.Подведение итогов урока:

Учитель комментирует оценки учащихся.

V. Домашнее задание. Составить кроссворд по теме « Органы кровообращения».