Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А. Ровинский. I том (1) - История искусств. Софья царевна: биография и годы правления

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА Романова (1657-1704) - правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Встреча Алексея Михайловича и Марии Милославской

Алексей Михайлович Романов (Тишайший)

Мария Ильинична Милославская

Порой случается, что сильным, оригинальным личностям не ве-зет со временем или обстоятельствами рождения. Царевна Софья могла бы стать великой правительницей, могла бы прославиться на весь мир, подобно Екатерине II, но судьба сыграла с ней злую шут-ку — она опоздала появиться на свет, а история уже начинала благо-волить ее противникам и стремительно вела к власти великого рефор-матора — Петра I. Софья оказалась обреченной.

С самого детства ее судьба, казалось, дразнила, манила иллюзи-ями, подталкивала к решительным поступкам и в конечном счете обманывала. Софья рано лишилась матери. Среди своих восьми сестер и четырех братьев она оказалась самой смышленой, а главное — самой здоровой. К несчастью, царица Мария Ильинична была плодовита, но дети, особенно мальчики, рождались болезненными — и умом сла-бые, и боязливые, и хилые. Но отец Алексей Михайлович без радости замечал, как резво опережает в развитии маленькая Софья будущего царя. И почему Бог не дал ума наследнику? Кому же передавать трон?

Софья Алексеевна родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396-453), добившейся власти при больном брате Феодосии II.

Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович (Симеон Полоцкий)

Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича.

Софья Алексеевна Романова

Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I).

После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях.

Фёдор Алексеевич Романов

Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками.

Иван V Алексеевич

Воспользовавшись восстанием стрельцов 15-17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев - Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана.

Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 - «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским - Ф.Л. Шакловитый и особенно кн. В.В. Голицын - умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И. Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны.

Василий Васильевич Голицын

Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру.

Иван Андреевич Хованский Тараруй

Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга.

Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят, потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С. Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным.

Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» - золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом.

И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен).

16 сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве - правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е. Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре, 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С. Полоцкого - Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу - под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695-1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И. Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

Патрик Леопольд Гордон оф Охлухрис

Последний всплеск стрелецких волнений Россия пережила вес-ной 1698 года. Софья ждала этих выступлений и, хотя не принимала активного участия, надеялась, что ненавистный Петр не сможет удер-жаться у власти, что разочарованные и просветленные соотечествен-ники падут у ее ног, призывая на трон. Однако и последнее восстание закончилось кровавыми расправами. А Софья не была забыта: перед ее кельями царь повелел повесить 195 человек, из которых трем, висевшим перед самими ее окнами, вложены были в руки показания о письмах, которые писала царица, подстрекая к бунту. И долго, целых пять месяцев, имела возможность царица любоваться на истле-вающие человеческие тела и вдыхать едкий трупный запах

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Новодевичий монастырь в Москве

Софья Алексеевна Романова в Новодевичьем монастыре

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694-1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 - начала 20 в. - Г.Ф.Миллером,Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева

Премудрая царевна Софья March 20th, 2016

Царевна Софья Алексеевна была одной из самых неординарных женщин в русской истории, обладала не только различными талантами, но и сильным и решительным характером, дерзким и острым умом, побудившими эту женщину захватить власть и на некоторое время стать самодержавной правительницей огромного государства…

Cудьба рассудила так, что у этой женщины был младший брат — не просто незаурядный, а гениальный. Единственный гений, когда-либо рождавшийся в династии Романовых. А родись она в другое время — немного позже, во время расцвета русского «царства женщин» — и она могла бы стать великой правительницей, подобной Екатерине II.

Родись она немного раньше — и тогда, возможно, она тоже стала бы великой правительницей, царицей-ре-форматоршей… Она могла бы даже «прорубить окно в Европу», ибо интересовалась всем европейским ничуть не меньше, чем ее младший братец Петр! Но вряд ли у женщины хватило бы сил и жестокости «Россию вздернуть на дыбы ».

Царь Алексей Михайлович и Мария Ильинична Милославская

От первого брака царя Алексея Михайловича с Марией Ильиничной Милославской родилось тринадцать детей. Шестой в порядке рождения была дочь Софья — она появилась на свет 5 сентября 1658 года.

Мария Милославская была плодовита, но был в ней какой-то изъян: все дети ее родились хилыми, девочки — некрасивыми, а мальчики — все до единого еще и слабоумными. Из тринадцати детей пять умерло в младенчестве и в детстве. Причем самыми нежизнеспособными были мальчики. Двое из сыновей, достигшие-таки взрослости — Федор и Иоанн — тоже умерли молодыми.

Новодевичий монастырь.

Историк Михаил Семеновский, исследователь жизни царевны-соправительницы Софьи Алексеевны, писал:

«Не только стола и именинных пирогов, но часто и выхода к обедне в день ангела Софьи не бывало. Без сомнения, то же случалось в дни рождений и именин других царевен. С царствования же Федора именинные пироги и столы вовсе прекращаются… Все эти мелкие подробности важны для нас в том отношении, что они показывают всю ничтожность роли, какая выдавалась царевнам с малейших лет.

Дни рождения встречались без всяких торжеств и празднеств, да и чему было радоваться: с рождением дочери прибавлялась только новая инокиня, судьбою, вековым обычаем обреченная на уединенную, тихую жизнь вдали от всего, что так сладостно в жизни, от печалей и радостей, жизни общественной.

Никакой монастырь не мог быть скромнее и благочестивее царских теремов. В глубоком уединении, частью в молитве и посте, частью в занятиях рукоделием и в невинных забавах с сенными девушками проводили свои дни дочери царя Алексея Михайловича. Никогда посторонний взгляд не проникал в их хоромы: только патриарх и ближние сродники царицы могли иметь к ним доступ.

Самые врачи приглашались только в случае тяжелого недуга, но и они не должны были видеть лица больной царевны. Так был строг полуазиатский обычай, игравший роль придворного этикета.

Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.

В церковь царевны выходили скрытыми переходами, становились в таком месте, где были никем не видимы. Если же отправлялись в монастыри вне дворца для молитвы и в окрестные дворцовые села, что случалось, впрочем, редко, то выезжали в колымагах и рыдванах, отовсюду закрытых завешанными тафтою стеклами.

Не было при дворе ни одного праздника или торжества, на которое являлись бы царевны. Только погребение матери или отца вызывало их из терема: они шли за гробом в непроницаемых покрывалах. Народ знал их единственно по имени, возглашаемому в церквах, при многолетии царскому дому, также по щедрым милостыням, которые они приказывали раздавать нищим.

Ни одна из них не испытала радостей любви, и все они умирали безбрачными, большей частью в летах преклонных. Выходить царевнам за подданных запрещал обычай, выдавать их за принцев иноземных мешали многие обстоятельства, в особенности различие вероисповедания.

Таким образом, отшельницы мира с самого младенчества, недоступные никаким надеждам или желаниям, выходившим из круга повседневной жизни, нисколько незнакомые ни с семейным, ни с общественным бытом, ни тем менее с жизнью государственной, царевны увязали в своих недоступных светлицах ».

Когда Софье было одиннадцать лет, ее мать, Мария Ильинична Милославская, умерла родами, произведя на свет очередную девочку. Отец, царь Алексей Михайлович, немедленно женился снова — на молоденькой и хорошенькой Наталье Кирилловне Нарышкиной. Которая 30 мая 1672 года родила ему здорового мальчика Петра.

Избрание Натальи Кирилловны Нарышкиной невестой царя Алексея Михайловича 1670г. Гравюра Ельвале.Начало 1840-х гг.

За сыном-первенцем последовали еще две дочери — Наталья и Фе-одора. Дети от Нарышкиной, как назло, были красивые, здоровые, живые и умные: мальчик — так просто огонь, да и девочки от него не отставали.

В 1776 году царь Алексей Михайлович скончался и на трон взошел Федор Алексеевич. Слабый, мучимый головными и желудочными болями, он почти тяготился властью… В 1681 году его первая супруга, Авдотья Гру-шецкая, родила ему сына Илью — и скончалась в родах. Мальчик прожил всего несколько дней. Федору присоветовали немедленно взять другую жену, и он обвенчался с Марфой Апраксиной — но даже не смог лишить ее девства, потому что был уже безнадежно болен.

А.Антропов. Портрет царицы Софьи.

А Софья тем временем уже двадцать три года жизни провела в затворничестве: в чтении религиозных книг, в вышивании, в беседах с нянюшками и сестрицами, в заучивании наизусть молитв, множества сказок и песен, из которых в ее затворничество лился свет жизни иной, жизни живой, украшенной любовью, расцвеченной приключениями.

Из заточения Софья решилась выйти, когда брат ее Федор, недолго правивший после смерти отца, оказался на смертном одре. Уже было ясно, что наследников Федор не оставит и править после него придется Ивану — с соправителями, конечно, потому что по малолетству и слабоумию самостоятельно править Иван не мог.

Конечно, возможен был еще вариант, что царем станет здоровый и смышленый Петр — но при нем, по его малолетству, тоже должен находиться соправитель. А Софья не желала допустить до власти Нарышкиных во главе с ненавистной мачехой. И она решилась действовать.

Московия в 1689 г.

Де ла Невилль, обычно называемый «путешественником», а на самом деле — французский разведчик, присланный в Россию под видом польского гонца, с секретным поручением разведать о переговорах русского двора со шведским, оставил небезынтересные «Записки о Московии 1689 года».

Де Невилль писал о Софье:

«Показывая брату своему, царю, любовь самую искреннюю, сердечную, дружбу самую нежную, Софья притворно или истинно, но жаловалась на обычай, который обрекает ее на разлуку с братом, лишает ее возможности видеть его светлые очи и ухаживать за ним, как за другом, здоровье которого ей бесценно.

Ежеминутно она посылала узнавать о здоровье страждущего, о ходе его болезни, не упускала ни малейшего случая передать царю свою нежную любовь к нему и отчаяние, которому предается она, не имея возможности всюду быть подле него и окружать своими заботами. Искусно подготовивши таким образом умы царедворцев, она вышла из монастыря с единственной, по-видимому, целью видеть умирающего.

Первый шаг был сделан. Она осталась у братниного одра. Все заботы о нем приняла на себя, без ее ведома никто к нему не приближался, она подавала ему лекарства и утешала его. Эта умная царевна хорошо рассчитала, чем и как можно приобрести любовь, дружбу и признательность Федора.

В самом деле, она не только снискала любовь брата, но и возбудила к себе уважение со стороны каждого из вельмож, удивляла их своим умом, своими познаниями, льстила их самолюбию, привязала и народ простой своим благочестием, щедростью. Те и другие были преданы ей, любили и уважали Софью и досадовали, что обычай воспрещает ей показываться на публике. Честолюбивая царевна не замедлила выполнить как их, так и свое задушевное желание, она оставила монастырь ».

Фёдор III Алексеевич (1661—1682), царь российский с 1676. По гравюре И. Штенглина ок. 1760-х гг. с портрета кисти И. И. Бельского.

В последние месяцы жизни брата Софья забрала над ним такую власть, что все приказы царя Федора писались согласно ее воле и чуть ли не под ее диктовку. В частности, она настояла на том, чтобы из Москвы были высланы верные друзья и советчики Натальи Кирилловны — Артамон Сергеевич Матвеев и его сын Андрей.

В ту пору у Софьи были другие заботы. В частности — как избежать осуждения за добровольное оставление монастыря. Для этого она уговорила и сестер, и теток тоже покинуть монастырь и начать появляться прилюдно хотя бы в церкви. Таким образом, возможным хулителям и поборникам старинной нравственности причлось бы осуждать не только царевну Софью, но еще почти дюжину царевен разных возрастов!

Но вот случилось неизбежное: царь Федор умер. В день его похорон на заседании Государевой думы патриарх Иоаким выступил с речью, в которой говорил об отречении Иоанна в пользу младшего брата его, Петра. Вряд ли отречение на самом деле имело место — Иван не был способен к реальному принятию решений. Скорее всего, это решение было принято за него сторонниками Натальи Кирилловны Нарышкиной. Патриарх немедля отправился в покои Нарышкиной и благословил юного государя.

Софья этого никак не могла допустить. Через своего сторонника князя Ивана Андреевича Хованского — чаявшего, между прочим, женить своего сына на одной из младших сестер Софьи и таким образом породниться с Романовыми, — Софья подняла на бунт стрельцов, сообщив им ложную весть о якобы произошедшем убийстве царевича Ивана.

Н.Дмитриев-Оренбургский."Стрелецкий бунт"

Возмущение народное подогревалось бесплатной раздачей «зелена вина» — и кончилось тем, что толпы разъяренных пьяных стрельцов ворвались в Кремль. Наталья Кирилловна вывела на Красное крыльцо обоих наследников: шестнадцатилетний слабоумный Иван трясся и плакал от ужаса, десятилетний Петр смотрел спокойно, но именно тогда появился у него нервный тик — подергивание уголка рта — по которому и многие годы спустя приближенные определяли, что государь разгневан или недоволен.

Однако, даже увидев живыми обоих царевичей, стрельцы не успокоились. Они жаждали крови. Первым убитым стал князь Долгорукий, пытавшийся не пустить стрельцов на Красное крыльцо к царевичам. Его разорвали на части. Иван при виде крови забился в припадке. Петр вцепился руками в ограду и смотрел, не отрываясь. Он на всю жизнь запомнил, как это было…

Петр видел, как рыдала мать, цепляясь за одежду брата, уходившего на расправу к стрельцам с иконой в руках. Как она валялась в ногах у Матвеева — прося прощения неведомо за что… Оба они добровольно вышли к разъяренной толпе — и были растерзаны. Петр видел их смерти. Стоит ли удивляться тому, как жестоко впоследствии сам он расправлялся со стрельцами? Можно ли было им ждать от него милосердия?

А.И. Корзухин "Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина, пока Петр утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением.

В конце концов, стрельцов утихомирил Хованский, предложив возвести на престол обоих братьев сразу, но чтобы правила за них по слабоумию старшего и по малолетству младшего — премудрая царевна Софья. Впрочем, царевной она оставалась недолго и вскоре повелела писать свое имя рядом с именами Ивана и Петра, и именовалась отныне «великой государыней, благоверной царицей Софьей».

Наталью Кирилловну с детьми — Петром и Натальей — Софья выслала из Москвы в село Преображенское. Ивана оставила при себе — к великому его огорчению. Иван любил красивую и ласковую мачеху, любил веселого братца, который никогда его, убогого, не обижал. А вот Софью Иван боялся — пугающей казалась ее постоянная угрюмость и холодный взгляд.

Так на копьях стрельцов взошла Софья на трон. Так, пролитой кровью невинных, началась эпоха ее правления. И окончилась она так же: кровью…

Андрей Артамонович Матвеев, сын растерзанного стрельцами боярина Матвеева, так характеризовал Софью:

«Царевна Софья была исполнена высокоумия и хитрости. По властолюбивому снискательству величия ее царевнина любочестия неукротимое намерение принуждало возвыситься на царское достоинство, по древнему примеру восточного греческого императора Феодосия, при котором сестра его Пульхерия самовластвовала больше того самого цесаря под его именем, о чем история царства греческого точнее объявляет, так тоже то реченное властолюбие неусыпно возбуждало Софью Алексеевну, чтобы скипетром самодержца править».

И великий русский историк Н. М. Карамзин тоже присоединился к обвинителям Софьи:

«Здесь не место описывать характер Софьи, которая есть одна из величайших женщин, произведенных Россией. Скажем только, что она по уму, свойствам души своей достойна была называться сестрой Петра Великого, но, ослепленная властолюбием, хотела одна повелевать, одна царствовать, и наложила на историка печальный долг быть ее обвинителем».

Но в период ее правления, разумеется, современники соревновались в славословиях Софье, и каких только комплиментов не делали ее уму, душевным качествам и даже внешности…

В эту эпоху правления и всеобщего восславления Софьи, сам Патриарх Цареградский писал ей в 1686 году:

«Редко самого мужа благого украшают четыре главные добродетели: теплая вера, разум, мудрость, целомудрие, ты обладаешь ими всеми. Теплую веру делами показуешь, разум показала в состязании приснопамятном, мудростью ты председательствуешь и именем, и самим делом, как вторая Марфа, а девство сохраняешь по примеру пяти целомудренных дев, с ними же вгрядешь в радость жениха».

"Царственныя большия печати и государственных великих посольских дел сберегатель, ближний боярин и наместник новгородский князь Василий Васильевич Голицын с наградной медалью".

Софья обожала, просто боготворила Василия Голицына. Сделала его первым советником и первым министром своим, забывала ради него собственную гордость и собственные властолюбивые чаяния, практически отдав государство в его руки. В разлуке Софья писала Голицыну отчаянные письма, полные нежности и страсти:

«Свет мой батюшка, надежда моя, здравствуй на многие лета! Радость моя, свет очей моих! Мне не верится, сердце мое, чтобы тебя, света моего, видеть. Велик бы мне тот день был, когда ты, душа моя, ко мне будешь. Если бы мне возможно было, я бы единым днем тебя поставила пред собою…»

Правительница Софья.

По мере развития их романа, Софья вскоре пожелала заполучить Голицына в законные мужья. Но жена его была молода, здорова и умирать не собиралась. И тогда Софья начала требовать, чтобы Голицын принудил жену постричься в монастырь. Он противился этому долго, потому что все-таки любил жену, а не Софью… Но в конце концов согласился и сказал жене о требовании царевны.

Кроткая женщина покорилась беспрекословно и отбыла в монастырь. Правда, пострига принять не успела и ей пришлось сопровождать мужа вместе с детьми в ссылку, когда рухнула власть Софьи и на трон взошел Петр.

Де Невилль, кстати, считал, что у Софьи были дети от Голицына, воспитывавшиеся «верными людьми» — дети, которых она якобы собиралась признать после того, как узаконит свой брак с Голицыным. Сомнительно. Слишком большим риском было бы рожать незамужней царевне, у которой к тому же было столько врагов при дворе!

Хотя, впрочем… Если ей хватило отваги попытаться встать во главе государства, если она вынашивала планы воссоединить православную и католическую церковь, если она почти добилась возможности сочетаться браком с любимым человеком — почему ей не могло хватить смелости и на то, чтобы рожать от него детей и передавать их доверенным людям? Тем более что доверенных людей у Софьи было даже больше, чем врагов.

Другим любовником Софьи был стрелец Федор Леонтьевич Шакловитый. Он был почти ровесник ей, тоже красавец, как и Голицын, но другого типа — высокий, жилистый, черноволосый и смуглый, как цыган, с «бешеными» глазами и острыми белыми зубами — точно как у волка! — по крайней мере, такой портрет складывается из воспоминаний современников.

Шакловитого Софья поставила командовать стрельцами, когда по ее приказу были казнены ее прежний помощник князь Хованский (тот самый, благодаря которому она и взошла на престол) и его сын Андрей, претендовавший стать супругом ее сестры Екатерины.

Хованский ей был уже не нужен и даже опасен, потому что он был сторонником староверов, а Софья планировала пойти еще дальше отца по пути обновления церкви и соединить церковь православную с церковью католической. А Шакловитый нравился ей уже тогда — но любовниками они еще не были. Зато он был ей верен и имел огромный авторитет среди стрельцов.

Маковский А.Е. "Портрет царевны Софьи".

Федор Шакловитый стал любовником Софьи, когда Василий Голицын покинул Москву, возглавив русскую армию во время Крымских походов 1687 и 1689 годов. Эти походы принесли пользу российским союзникам, сковав на время силы крымского хана, но для России закончились неуспешно. А для авторитета Голицына — и вовсе плачевно.

До Москвы дошла весть о военных неудачах Голицына, в народе поднялся ропот. Голицын возвращался—и Софья устыдилась своей измены. Она отвергла Шакловитого и вновь раскрыла объятия первому любовнику. Встретила его нежно, как победителя. И была очень разгневана на юного Петра, который отказался приветствовать Голицына по возвращении его из Крыма. Петр считал, что Голицын только зря сгубил людей, раздражил татар и обнажил русские границы.

Вообще, братец Петруша даже в своем Преображенском оставался источником постоянной тревоги для Софьи. Одни его потешные полки чего стоили! Пока мал был — он и впрямь потешался полками, с иностранцами дружил, а как подрос, так личное, хорошо обученное на западный манер войско — не чета стрелецкому! — для него сделалось надежной защитой, а для Софьи — угрозой.

В.П.Верещагин. История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей.

По мере взросления Петра, у него появлялось все больше сторонников — и все больше противников было у Софьи. Неприличным считалось, что при взрослом уже царе Россией правит женщина. Начались народные волнения. Во время одного из них Софья решила последовать историческому примеру Ивана Грозного и «напугала» народ немедленным своим отречением.

Она ожидала, что бунтовщики падут ниц и будут умолять ее остаться… И вовсе не ожидала она, что предводители мятежной толпы от имени народа ей скажут: «Полно, государыня, давно вам в монастырь пора, полно-де царство мутить, нам бы здорово цари-государи были, а без вас-де пусто не будет ». Вот тогда Софья и приняла решение устранить Петра во что бы то ни стало.

Де Невилль так трактовал замыслы Софьи и Голицына:

«Затруднение состояло лишь в том, чтобы заставить Голицына одобрить убиение обоих царей, что она окончательно порешила, видя лишь в этом возможность удержать власть за собой, своим будущем мужем и детьми.

Но князь этот, более тонкий политик, нежели влюбленный, представил ей весь ужас этого замысла, убеждая ее, что исполнение его, несомненно, навлечет на них гнев и ненависть всех и каждого…

Голицын предложил Софье путь более разумный и, очевидно, более верный, состоявший в том, чтобы женить царя Ивана и ввиду его бессилия подыскать его жене любовника, на что последняя согласилась бы для блага государства, с целью дать ему наследников.

Когда потом у Ивана родится сын, царь Петр, естественно, лишится всех своих друзей и приверженцев, царевна сочетается браком с Голицыным, а чтобы сделать их брак еще более приятным для всего света, в патриархи изберут Сильвестра, инока греческой религии, но по рождению поляка, который немедленно предложит посольство в Рим для соединения церкви латинской с греческой, что, если бы совершилось, доставило бы царевне всеобщее одобрение и уважение. Тогда царя Петра можно будет принудить постричься или, если это не удастся, то можно будет избавиться от него способом, еще более верным и не столь ненавистным, как предлагаемый Софьей.

Царь Петр I в детстве.

Когда это исполнится, надобно будет повести дело так, чтобы Иван открыто признал дурное поведение своей жены, объявив, что не он отец ее детей. Доказательства на все это приискать будет легко ввиду мер, которые они приняли для того, чтобы она не имела детей. Затем последует развод, и после заключения царицы в монастырь, царь женится вторично, но детей у него, разумеется, не будет.

Таким безвредным средством они без опасения наказания свыше будут править государством во все время жизни Ивана, а по кончине его сделаются наследниками по причине пресечения рода мужского в царском семействе.

Царевна, усматривая в этом плане выгоду для себя, весьма охотно одобряла все эти предположения и предоставила Голицыну исполнить их. Ей и в голову не приходило, что у Голицына были свои дальнейшие замыслы, что, надеясь пережить Софью, он не сомневался в том, что после совершенного им присоединения москвитян к римской церкви Папа назначит его законного сына наследником престола вместо тех детей, которые он прижил с царевной.

Голицын начал заниматься женитьбой Ивана, и так как цари московские никогда не сочетаются браком с иностранными принцессами, то приказано было представить ко двору всех красивых русских девушек… Выбрать девушку, которая была бы наиболее удобна для их намерения, оказалось нетрудно, по вступлении ее в супружество с Иваном ей был дан в любовники один итальянский хирург, от которого она вскоре и родила. Но, к несчастью, ребенок оказался женского пола…»

Ивана женили на Прасковье Салтыковой, которая имела от него пятерых дочерей. Кто на самом деле являлся отцом этих девочек — сам ли Иван или действительно некий итальянский хирург — доподлинно неизвестно. Одна из дочерей Прасковьи Салтыковой впоследствии вошла в историю под именем русской царицы Анны Иоанновны.

Наталья Кирилловна тоже решила поспешить с женитьбой сына и приискала семнадцатилетнему Петру невесту — двадцатилетнюю красавицу Авдотью Лопухину. Свадьбу сыграли в январе 1689 года и, хотя Авдотья была Петру не мила, уже весной 1689 года появились первые признаки ее беременности — к великому неудовольствию Софьи, боявшейся, что у Петра родится сын.

Лопухина Евдокия Федоровна (1670-1731 гг.), последняя русская царица, первая жена Петра I. Урожденная Авдотья Илларионовна Лопухина.

Софья решила отказаться от сложного и хитроумного плана, предложенного Голицыным, и согласилась на то, о чем давно мечтала сама и что предлагал ей Шакловитый: убить Петра. Но уже и среди стрельцов были сторонники молодого царя. В ночь на 8 августа 1689 года они донесли Петру о готовящемся убийстве, и будто бы стрельцы во главе с Шакловитым уже выступили из Москвы.

Далее, как гласят исторические хроники, Петр в одной рубахе вскочил на коня и поскакал в Троице-Сергиев монастырь, а за ним скакал его верный друг и сподвижник Алексашка Меньшиков с царскими штанами и камзолом в руках, уговаривая царя остановиться, чтобы хоть срам прикрыть. Нельзя упрекать Петра в трусости — он ведь видел, как это бывает, когда стрельцы бунтуют!

Доскакав до монастыря, юный царь, едва переведя дух, приказал привезти сюда же свою жену и мать. Их тоже подняли среди ночи и повезли в Троице-Сергиев монастырь в подпрыгивающем на ухабах рыдване. Авдотья Лопухина так перепугалась всего происходящего, что наутро у нее случился выкидыш. Но волновалась она зря: ее мужу и ей самой уже ничего не грозило, потому что стрелецкие полки один за другим переходили на сторону Петра.

Перепуганная происходящим, Софья послала к Петру патриарха, дабы он примирил брата с сестрою. Но патриарх остался рядом с Петром и в Москву уже не вернулся. Тогда пришлось ехать самой Софье и, скрепя сердце, падать брату в ноги, ибо сила теперь была на его стороне. Петр ее принял. И потребовал, чтобы Софья немедленно удалилась в Новодевичий монастырь на жительство, а еще — выдала ему Шакловитого и других заговорщиков.

Софья отказалась — но вскоре Федор Шакловитый был схвачен. Его пытали, требуя, чтобы он сознался, что это Софья наущала его убить Петра, но даже среди самых ужасных мучений Шакловитый обелял свою возлюбленную царевну и взял всю вину на себя. Шакловитый и еще двое заговорщиков были казнены.

Петр вернулся в Москву победителем. В знак покорности царской воле вдоль дороги выстроились плахи с воткнутыми топорами, на которых ничком лежали стрельцы. Но в тот раз Петр всех простил. Всех, кроме сестры — ее насильно заточили в монастыре. Правда, постричься тогда еще не заставили. Но и жить вне монастыря она уже не имела права.

Заточение царевны Софьи в Новодевичий монастырь в 1689 году. Миниатюра из рукописи 1-й пол. 18 века «История Петра I», соч. П. Крекшина.

Радостной была встреча на Красном крыльце двух братьев: Петра и Ивана. Иван бросился к Петру, шатаясь от радости, и Петр заключил его в объятия. Произошло это прилюдно и вызвало у присутствовавших толп слезы умиления.

Василий Голицын бы арестован вместе со всей семьей, но за него Петру бил челом его брат Борис Голицын — один из верных сподвижников юного царя. Он умолял пощадить брата, не казнить, не позорить всю фамилию Голицыных… А между тем во времена своей славы Василий относится к Борису без малейшей симпатии, не скрывал своего презрения к «пьянице и неучу». А теперь вот пьяница и неуч спас ему жизнь.

Василия Голицына лишили боярства, чинов, званий, имущества — но не княжеского достоинства, на эту уступку Петр пошел ради Бориса Голицына — и сослали с семьей на Север, в Архангельский край… Окончательным местом его жительства стал Пинежский Волок.

В сентябре 1689 года, когда Голицын только прибыл к месту ссылки, Софья смогла изыскать способ отправить ему собственноручно писанное ею письмо и 360 червонцев. В письме она обещала ему скорую свободу. О письме дознались — и еще суровее стали стеречь Софью в монастыре. Но — не устерегли…

Авдотья Лопухина была женщиной здоровой, и пережитый выкидыш не нанес особого ущерба ее организму. Уже осенью 1689 года она забеременела вновь, и на этот раз ее беременность проходила благополучно и она разрешилась сыном Алексеем — на радость мужу и всем подданным. После она родила Петру еще двоих мальчиков, Александра и Павла, но оба они умерли в младенчестве.

Петр был постоянным гостем Немецкой слободы и уже тогда начался его роман с прелестной белокурой Анной Монс и дружба с Францем Лефортом. В 1693 году Петр прибыл в Архангельск и начал строительство кораблей и проводил теперь уже морские «потешные баталии».

В 1694 году умерла Наталья Кирилловна и Петр горько скорбел о смерти матери. Зимой 1696 года умер Иван. В первых числах апреля того же года был спущен на воду флот Петра. В конце мая началась осада Азова и через два месяца крепость пала.

А Софья выжидала подходящего момента, когда снова можно будет нанести удар и вернуть себе корону!

Царевна Софья Алексеевна в Новодевичьем монастыре. Картина Ильи Репина.

В марте 1697 года Петр с посольством отправился в Амстердам, учился, работал на верфи, потом снова путешествовал, побывал в Лондоне, Вене, готовился отправиться в Венецию… Как вдруг из Москвы прибыл гонец с сообщением, что вновь взбунтовались стрельцы и требуют обратно на царство Софью: дескать, уж лучше царица, которая в Москве сидит, чем царь, который неизвестно где ездит!

Петр немедленно отправился в Россию. По дороге его встретил новый гонец, который сообщил, что стрельцы остановлены и разгромлены Шейным, что им не дали дойти до Москвы.

В столицу Петр вернулся 25 августа 1698 года. Уже на следующий день он решительно приступил к преобразованиям: издал указ о ношении немецкого платья, начал резать бороды боярам, удалил в Суздальский монастырь опостылевшую жену свою Авдотью Лопухину и приказал постричь ее под именем инокини Елены, восьмилетнего сына Алексея отправил за границу для получения образования, а главное — начал розыск по делу о стрелецком бунте.

Сто тридцать человек к тому моменту уже были казнены Шейным, а тысяча восемьсот сорок пять человек были арестованы. Из них сто девять сбежали, а остальных ждала страшная участь: их всех пытали, требуя признаться, что во главе бунта стоит Софья, что бунтовали они не по собственному желанию, а по ее злому умыслу. В конце концов, многие не выдержали и правда всплыла. Всплыли и «подметные письма», Софьей сочиненные и собственноручно написанные.

Далее Петр начал выяснять, как подметные письма оказались за пределами стен монастыря. Пытали приближенных к Софье женщин. По мнению ряда историков, пытали и саму Софью. Картина заговора разъяснилась, и Петр приступил к казням. 30 сентября в Белом городе были расставлены виселицы и плахи. Повесили двести одного стрельца, еще двумстам отрубили головы. Рубил головы и сам Петр, и требовал от своих верных сподвижников, чтобы они тоже рубили.

В.И.Суриков "Утро стрелецкой казни".

Софью насильно постригли под именем Сусанны.
Всю зиму у окон ее кельи провисели трупы троих стрельцов, в окостеневшие руки которых были вложены ее «подметные письма».
Царевна Софья, инокиня Сусанна, скончалась в Новодевичьем монастыре 3 июля 1704 года, в возрасте сорока восьми лет.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей.


1682 Царевна Софья, дочь покойного царя Алексея Михайловича, стала регентшей при своем брате Иване V (16 лет) и сводном брате Петре I (10 лет). Иван V был утвержден Земским собором в качестве "первого" царя, а Петр стал считаться "вторым" царем.

Софья отличалась поразительным умом. Ее тянуло к наукам любого характера. Софью с ранних лет ставили в пример сестрам и лестно высказывались о ее уме. Все это привело только к большей мании себя царицей. Софью не устраивали старые русские обычаи, которые вершили судьбы всех дочерей в царской семье. Судьба юных цариц издавна была сгублена, они находились взаперти в своих покоях и выходили лишь исповедоваться священнику. А в юном возрасте их постригали в монахине в монастыре, где они и проводили все свои оставшиеся годы. Выйти замуж для них было невыполнимой задачей. Русские женихи были их не достойны, а иностранцы исповедовали другие веры. Софья не желала такой участи. Стать монахиней для Софьи означало загубить ее ум и не воплотить ее заветную мечту - стать царицей.

Софья прекрасно понимала, что этой своей цели она сможет добиться почти сразу же после смерти отца. Больной Федор, слабоумный Иоанн и полностью подчиненные ей сестры никак не могли ей помешать войти на престол. Но лишь одно мешало ей - маленький Петр, сын второй супруги Алексея Михайловича, и эту преграду предстояло пройти Софьи сразу после смерти старшего Федора.

В 1682 году скончался царь Федор, не оставив наследника. Из двух цесаревичей старший Иоанн был слабоумен, а Петр был совсем ребенок. По издавна сложившейся преемнической традиции царем должен стать Иоанн, но возведение его на престол навлекло бы на все время его царствования необходимости опеки. Что означало передачу власти в другие руки, чего так хотела царевна Софья. Она уже после смерти отца близко общалась с боярами, участвовала в заседаниях Думы и даже принимала участие в решении важнейших вопросов.

Смерть Федора открывала перед умной царевной путь к трону. И в день его смерти, как только удар колокола возвестил Москве о кончине царя Федора, бояре съехались в кремль для решения вопроса о приемнике. Большинство бояр склонялись к избранию царем Петра, а меньшинство, в том числе и Софья, склонялись к Иоанну. Явными сторонниками Петра были братья Голицыны (Борис и Иван), четверо братьев Долгоруких (Яков, Лука, Борис и Григорий), Одоевские, Шереметевы, Куракин, Урусов и другие, которые прибыли в панцирях, опасаясь смуты.

Председателем на совете этих духовных и светских сановников председательствовал патриарх Иоаким, как самое почетное лицо после царя. Он призвал немедленно выбрать между двумя братьями - "скорбным главою" Иоанном и отроком Петром. Но совет так и не решил, тогда патриарх предложил совершить избрание царя согласием всех московских чинов. Немедленно все они съехались на площадь Кремля. Зная о слабоумии Иоанна, они естественно избрали Петра.

Новоизбранный царь в это время находился у тела покойного Федора. Патриарх и святители отправились к нему в хоромы, нарекли его царем и благословили. А после бояре, дворяне и люди других чинов принесли ему присягу, поздравляли его с восшествием на престол и подходили к царской руке. Софья вместе с сестрами тоже поздравила Петра.

На следующий день у Софьи и Натальей Кирилловной, матерью молодого царя, начались раздоры. Родственники царицы -- Нарышкины, тотчас подняли головы. Особенно царицын брат Иван Нарышкин, иму было пожаловано боярское звание, и он был назначен оружейником, что вызвало большое недовольство у бояр.

Софье было трудно оспорить законность царствования Петра. Она понимала, что изменить волю народа можно только с помощью бунта. Софья решила использовать против Нарышкиных самую сильную и грозную силу - стрелецкие полки. Волнения в стрелецких полках начались еще при правлении Федора. Стрельцы были недовольны своими полковниками, которые заставляли их работать на себя, покупать нарядную одежду на свое жалование, хотя затраты на эти покупки шли из казны, задерживали зарплату, переводили против воли из города в город и прочие. К тому же царевна обещала отменить те перемены, которые сделал Никон в церковных книгах. Для пущей уверенности, им было сказано, что именно Нарышкины погубили весь род царский, и по приказанию Натальи был отравлен царь Федор.

Стрельцы поняли, что они вскоре понадобиться одной из враждующих сторон. Они подали челобитную на своих начальников - всех полковников и одного генерал-майора. В случае отказа они грозились расправиться со своими обидчиками сами.

В угоду стрельцам Нарышкины удалили ненавистных им полковников и на их посты назначали других, угодных стрельцам. Обвиняемые были одна стрельцам для наказания и установления правды. Полковников били по ногам, до того времени пока стрельцы не скажут довольно. Данный правеж длился восемь дней. Некоторые полковники, на которых стрельцы были наиболее злы, били по два и три раза.

Стрельцы почувствовали вседозволенность и были готовы к бунтам. Этим обстоятельством решили воспользоваться Софья и ее сторонники для расправы с Нарышкиными. Главными зачинщиками были боярин Иван Михайлович Милославский и князь Иван Хованский . Хованский призывал влиятельных стрельцов и говорил, что Нарышкины готовы казнить недовольных. Была пущена сплетня, как будто, что Иван Нарышкин пытался задушить царевича Иоанна.

Терпение стрельцов иссякло вместе со сплетней, и они подняли бунт. Стрельцы с оружием, с развернутыми знаменами, сопровождающие барабанным боем двинулись к Кремлю. Попав в Кремль, стрельцы требовали выдать им Нарышкиных.

Царица Наталья Кирилловна, по совету патриарха, вышла в сопровождении бояр на Красное крыльцо, держа за руки Иоанна и Петра. Стрельцы были удивленны, что Иоанн жив, но не убавили свой пыл. Стрельцы ворвались в Кремль. Всех им не угодных поднанимали на копья, иногда совсем невинных.

Затем все насилие плавно перешло в город и длилось три дня. Все дни продолжались убийства, грабежи и поджоги. Ночью стрельцы расставили караулы, что "неверные" не могли убежать. После страшных пыток стрельцы убил Ивана Нарышкина. Отцу же царица сумела сохранить жизнь, и он был пострижен и отправлен в Кирилло-Белозерский монастырь.

Царевна Софья решившая закончить бунт пригласила к себе выборных стрельцов, наградила их и объявила о выплате задержанного жалования, которое составляло 240 000 рублей. После чего Софья уговаривала больше никого не убивать. Для уверенности главой стрельцов был назначен князь Хованский, которого стрельцы называли "батюшкой".

Теперь Софья сосредоточила в своих руках грозную и грубую силу. Но добиться того ради чего был устроен бунт - не смогла. Петр, как и раньше, находился на престоле.

По просьбе Хованского, действовавшего в пользу Софии, стрельцы принесли царевне челобитную, не только от них самих, но и от многих чинов Москвы. В челобитной было высказано пожелание, чтобы на престоле царствовали Иоанн и Петр, в случае отказа стрельцы были намерены снова взяться за оружие и устроить бунт. Софья, прочитав, передала челобитную боярской думе. Дума в свою очередь приговорила быть на престоле обои братьям и старшинство предоставить Иоанну.

Стрельцы не заставили себя долго ждать и уже через три дня подали боярам новую челобитную, в которой говорилось о малых годах обои царей, и что правление государством должно быть вручено царевне Софье Алексеевне. Бояре, еще помнящие прошедший бунт, передали правление Софьи по малолетству государей.

В 1682 году по избрании в цари Петра Софья стала во главе партии Милославский, чтобы препятствовать влиянию мачехи – царицы Наталии Кирилловны и Нарышкиных. С помощью стрельцов Софья добилась провозглашения царями Иоанна и Петра. Сама стала правительницей. В 1686 году Софья заключила вечный мир с Польшей, которая отказалась от Киева, но обязала Россию воевать с Турцией.

Оба похода князя Голицына на Крым были неудачными. По Нерчинскому договору у Китая были приобретены берега Амура.

В 1689 году, когда Петру исполнилось 17 лет, боярин Шакловитый тщетно пытался для поддержки правительницы Софьи поднять стрельцов. Молодой царь Пётр I казнил и сослал друзей своей сестры. Софья была отправлена в Новодевичий Монастырь.

СОФЬЯ АЛЕКСЕЕВНА (1657–1704) – правительница России с 29 мая 1682 по 7 сентября 1689 с титулом «Великая государыня, благоверная царица и великая княжна», старшая дочь царя Алексея Михайловича от первого брака с царицей Марией Ильиничной, урожденной Милославской.

Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила хорошее домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий , Карион Истомин, Сильвестр Медведев , которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии (396–453), добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья в действительности с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича. Потеряв в 14 лет мать (1671), она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего царя Петра I). После смерти отца (1676) начала интересоваться государственными делами: страной в 1676–1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич , на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина, но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Скоропостижную смерть Федора 27 апреля 1682 Софья восприняла как знак и сигнал к активным действиям. Попытка патриарха Иоакима провозгласить царем 10-летнего сводного брата Софьи, царевича Петра, и отстранить от престола 16-летнего Ивана V Алексеевича , последнего мужского представителя рода Романовых от брака с М.И.Милославской, была оспорена Софьей и ее единомышленниками. Воспользовавшись восстанием стрельцов 15–17 мая 1682, поднявших бунт против обременительных налогов, Софья сумела добиться провозглашения наследниками престола сразу двоих братьев – Ивана V и Петра (26 мая 1682) при «первенстве» Ивана. Это дало Софье основание быть «выкрикнутой» регентшей 29 мая 1682 – «чтоб правительство ради юных лет обоих государей вручить сестре их». Царей короновали спустя месяц, 25 июня 1682.

Фактически узурпировав верховною власть, Софья стала во главе страны. Ведущую роль в ее правительстве играли опытные царедворцы, близкие Милославским – Ф.Л.Шакловитый и особенно кн. В.В.Голицын – умный, европейски образованный и обходительный красавец, на 40-м году жизни опытный в обращении с женщинами. Статус женатого человека (он женился в 1685 повторным браком на боярыне Е.И.Стрешневой, ровеснице Софьи), не помешал ему стать фаворитом 24-летней царевны. Однако на пути задуманных этим правительством реформ оказались приверженцы «старой веры» (старообрядцы), которых было немало и среди возведших Софью на вершины власти стрельцов. Им покровительствовал князь Иван Хованский, ставший в июне 1682 главой Судного приказа и имевший обманчивые надежды на политическую карьеру. Старообрядцы хотели добиться равноправия в вопросах вероучения, настаивали на открытии «прений по вере», на которые образованная и уверенная в своем интеллектуальном превосходстве Софья дала согласие. Прения открылись 5 июля 1682 в кремлевских палатах в присутствии Софьи, патриарха Иоакима и ряда священнослужителей высокого ранга. Главным оппонентом официальной церкви в лице патриарха Иоакима и Софьи выступал «расколоучитель» Никита Пустосвят , потерпевший при этом позорное поражение.

Регентша сразу проявила решительность: она распорядилась казнить Пустосвята и его сторонников (некоторые из них были биты кнутами, самых упорных предали сожжению). Затем она принялась за Хованского, который своим властолюбием, высокомерием и напрасными надеждами на трон для себя или своего сына оттолкнул от себя не только «партию Милославских», но и всю аристократическую верхушку. Поскольку среди возглавленных им стрельцов поползли слухи о недопустимости женщин на русском престоле («Давно пора в монастырь!», «Довольно мутить в государстве!») Софья вместе с приближенными выехала из Москвы в деревню Воздвиженское рядом с Троице-Сергиевым монастырем. Слухи о намерении Хованского истребить царскую семью заставили ее спасать царевичей: 20 августа 1682 Иван V и Петр были вывезены в Коломенское, а затем в Саввино-Сторожевский монастырь под Звенигородом. По согласованию с боярством, Хованский был вызван вместе с сыном в Воздвиженское. Подчинившись, он приехал, не зная, что уже обречен. 5 (17) сентября 1682 казнью Хованского с сыном был положен конец «хованщине».

Однако положение в столице стабилизировалось лишь к ноябрю. Софья со своим двором вернулась в Москву и окончательно взяла власть в свои руки. Во главе Стрелецкого приказа она поставила Шакловитого, чтобы исключить возможность бунтов. Стрельцам были сделаны небольшие уступки, касающиеся повседневного быта (запрещение разлучать мужа и жену при отдаче в отработку долга, отмена долгов со вдов и сирот, замена смертной казни за «возмутительные слова» ссылкой и наказанием кнутом).

Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья – неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры – «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 (16) мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям.

Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына (был назначен фельдмаршалом) отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

В феврале 1689 Софья вновь отдала распоряжение начать поход против крымцев, который также оказался бесславным. Несмотря на очередную неудачу, любимец Софьи Голицын был пожалован за него «выше всех заслуг» – золоченым кубком, кафтаном на соболях, вотчиной и денежным подарком в 300 рублей золотом. И все же неудача Крымских походов стала началом его падения, а вместе с ним и всего правительства Софьи. Дальновидный Шакловитый советовал регентше немедленно предпринять радикальные меры (прежде всего убить Петра), но Софья на них не решилась.

Петр, которому 30 мая 1689 исполнилось 17 лет, отказался признать поход Голицына удачным. Он обвинил его в «нерадении» во время Крымских походов и осудил за подачу докладов одной Софье, минуя царей-соправителей. Этот факт стал началом открытого противостояния Петра и Софьи.

В августе 1689 Голицын, ощущая приближение скорой развязки, спрятался в своем подмосковном имении и тем самым предал Софью. Она пыталась собрать силы стрелецкого войска, в то время как Петр вместе с Нарышкиными укрылся под защитой Троице-Сергиевой лавры. На его сторону перешел присланный Софьей патриарх Иоаким (который не простил ей допущения иезуитов в столицу), следом стрельцы выдали Петру Шакловитого (он вскоре был казнен). (16) сентября попытался покаяться и заявить о своей лояльности сводному брату Софьи и бывший ее «сердечный друг» Голицын, но не был принят Петром. На следующий день, 7 сентября 1689, правительство Софьи пало, ее имя исключили из царского титула, а сама она была направлена в Новодевичий монастырь в Москве – правда, без пострижения в монахини. Грозной в гневе и готовой к сопротивлению изобразил ее два века спустя И.Е.Репин (Царевна Софья в Новодевичьем монастыре , 1879): на картине им изображена седовласая старуха, хотя ей было в то время всего 32 года.

Любимца Софьи Голицына Петр сослал с семьей в Архангельский край, где тот и умер в 1714. Но и в его отсутствие царевна не собиралась сдаваться. Она искала сторонников и находила их. Однако попытки организовать реальное сопротивление Петру I проваливались: доносы и слежка за нею в монастыре исключали успех. В 1691 среди казненных сторонников Софьи оказался последний ученик С.Полоцкого – Сильвестр Медведев. В марте 1697 провалился еще один стрелецкий заговор в ее пользу – под предводительством Ивана Цыклера. В январе 1698, воспользовавшись отсутствием в столице Петра, уехавшего в Европу в составе Великого посольства, Софья (которой на тот момент исполнился 41 год) вновь попыталась вернуться на трон. Использовав недовольством стрельцов, жаловавшихся на обременительность Азовских походов Петра в 1695–1696, а также на условия службы в приграничных городах, она призвала их к неподчинению начальникам и пообещала освободить от всех тягот в случае возведения ее на престол.

Петр получил известие о заговоре, находясь в Западной Европе. Срочно вернувшись в Москву, он направил против стрельцов войско во главе с П.И.Гордоном, которое и разбило заговорщиков под Новоиерусалимским монастырем 18 июня 1698.

21 октября 1698 Софья была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в заточении 3 июля 1704, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Никогда не бывшая замужем, не имевшая детей, она осталась в воспоминаниях современников личностью «великого ума и самых нежных проницательств, больше[го] мужска[го] ума исполненная дева». По словам Вольтера (1694–1778), она «имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов, но все они были омрачены громадным ее честолюбием». Реальных портретов Софьи не сохранилось, за исключением гравюры, созданной по указу Шакловитого. На ней Софья изображена в царском облачении, со скипетром и державой в руках.

Оценки личности Софьи сильно разнятся. Петр I и его почитатели считают ее ретроградкой, хотя государственные способности сводной сестры Петра были отмечены уже в историографии 18 – начала 20 в. – Г.Ф.Миллером, Н.М.Карамзиным , Н.А.Полевым , Н.В.Устрялов и И.Е.Забелин видели в ней воплощение византийского идеала самодержицы, С.М.Соловьев считал ее «богатырь-царевной», освободившей внутренней свободой своей личности всех русских женщин от теремного затворничества, трагически не нашедшей поддержки в обществе. К такой оценке склонялись и другие историки (Н.А.Аристов, Е.Ф.Шмурло, часть советских ученых). Зарубежные исследователи считают ее «самой решительной и способной женщиной, когда-либо правившей в России» (С.В.О"Брайн, Б.Линкольн, Л.Хьюз и др.).

Наталья Пушкарева

С. НИКИТИН, эксперт-криминалист и кандидат исторических наук Т. ПАНОВА.

Прошлое предстает перед нами и в виде хрупкой археологической находки, пролежавшей в земле несколько столетий, и описанием события, случившегося когда-то давно и занесенного на страницу летописи в тишине монастырской кельи. Мы судим о жизни людей средневековья по великолепным памятникам церковной архитектуры и по незатейливым предметам быта, сохранившимся в культурном слое города. И за всем этим стоят люди, имена которых далеко не всегда попадали в летописи и другие письменные источники русского средневековья. Изучая русскую историю, невольно задумываешься о судьбах этих людей и пытаешься представить себе, как же выглядели герои тех далеких событий. В силу того, что светское искусство на Руси зародилось поздно, только во второй половине XVII столетия, мы не знаем подлинного облика великих и удельных русских князей и княгинь, церковных иерархов и дипломатов, купцов и монахов-летописцев, воинов и ремесленников.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Но иногда удачное стечение обстоятельств и энтузиазм исследователей помогают нашему современнику словно воочию встретиться с человеком, жившим много столетий назад. Благодаря методу пластической реконструкции по черепу в конце 1994 года был восстановлен скульптурный портрет великой княгини Софьи Палеолог, второй жены великого московского князя Ивана III, бабушки царя Ивана IV Грозного. Впервые за последние почти пять столетий появилась возможность вглядеться в лицо женщины, чье имя нам хорошо известно по летописным рассказам о событиях конца XV века.

И давние события невольно ожили, заставляя мысленно окунуться в ту эпоху и взглянуть на саму судьбу великой княгини и на эпизоды, связанные с нею. Жизненный путь этой женщины начался между 1443-1449 годами (точная дата ее рождения неизвестна). Зоя Палеолог была племянницей последнего византийского императора Константина XI (в 1453 году Византия пала под ударами турок, а сам император погиб при защите столицы своего государства) и, рано осиротев, воспитывалась вместе с братьями при дворе римского папы. Это обстоятельство и решило судьбу представительницы некогда могущественной, но угасающей династии, утратившей и свое высокое положение, и все материальные богатства. Папа Павел II в поисках пути усиления своего влияния на Русь предложил овдовевшему в 1467 году Ивану III заключить брак с Зоей Палеолог. Переговоры по этому поводу, начавшиеся в 1469 году, затянулись на три года - против этого брака резко выступил митрополит Филипп, которого не вдохновляла женитьба великого князя на гречанке, воспитанной при дворе главы римско-католической церкви.

И все же в начале 1472 года послы Ивана III выехали в Рим за невестой. В июне того же года Зоя Палеолог в сопровождении большой свиты отправилась в долгий путь на Русь, в "Московию", как называли иностранцы тогда Московское государство.

Обоз невесты Ивана III пересек всю Европу с юга на север, направляясь в немецкий порт Любек. Во время остановок высокой гостьи в городах в ее честь устраивались пышные приемы и рыцарские турниры. Власти городов преподносили воспитаннице папского престола подарки - серебряную посуду, вина, а горожанки Нюрнберга вручили ей целых двадцать коробок конфет. 10 сентября 1472 года корабль с путешественниками взял курс на Колывань - так называли тогда русские источники современный город Таллинн, но прибыл туда лишь через одиннадцать суток: на Балтике в те дни стояла штормовая погода. Затем через Юрьев (ныне город Тарту), Псков и Новгород процессия отправилась в Москву.

Однако заключительный переход был несколько омрачен. Дело в том, что папский представитель Антонио Бонумбре вез в голове обоза большой католический крест. Весть об этом дошла до Москвы, что вызвало небывалый скандал. Митрополит Филипп заявил, что если крест ввезут в город, то он немедленно покинет его. Попытка открытой демонстрации символа католической веры не могла не беспокоить и великого князя. Русские летописи, которые умели при описании щекотливых ситуаций находить обтекаемые формулировки, на этот раз были единодушно откровенны. Они отметили, что посланец Ивана III, боярин Федор Давыдович Хромой, исполняя поручение князя, просто-напросто силой отнял "крыж" у папского священника, встретив обоз невесты за 15 верст от Москвы. Как видим, жесткая позиция главы русской церкви в отстаивании чистоты веры тогда оказалась сильнее традиций дипломатии и законов гостеприимства.

Зоя Палеолог прибыла в Москву 12 ноября 1472 года, и в тот же день состоялся обряд венчания ее с Иваном III. Так в русскую историю вошла византийская принцесса, гречанка по происхождению, Зоя Палеолог - великая русская княгиня Софья Фоминична, как стали называть ее на Руси. Но этот династический брак не принес Риму ощутимых результатов ни в решении религиозных вопросов, ни в привлечении Московии в союз для борьбы с возрастающей турецкой опасностью. Проводя вполне самостоятельную политику, Иван III увидел в контактах с итальянскими городами-республиками лишь источник передовых идей в различных областях культуры и техники. Все пять посольств, которые отправил в Италию великий князь в конце XV века, возвращались в Москву в сопровождении архитекторов и врачей, ювелиров и мастеров-денежников, специалистов в области оружия и крепостного дела. Потянулась в Москву греческая и итальянская знать, представители которой подвизались на дипломатической службе; многие из них осели на Руси.

Какое-то время Софья Палеолог поддерживала связи со своей семьей. Дважды в Москву с посольствами приезжал ее брат Андреас, или Андрей, как называют его русские летописи. Приводило его сюда прежде всего желание поправить свое материальное положение. И в 1480 году он даже выгодно выдал замуж свою дочь Марию - за князя Василия Верейского, племянника Ивана III. Однако жизнь Марии Андреевны на Руси сложилась неудачно. И виновата в этом оказалась Софья Палеолог. Она подарила своей племяннице драгоценности, которые когда-то принадлежали первой жене Ивана III. Не знавший об этом великий князь собирался, оказывается, одарить ими Елену Волошанку, жену своего старшего сына Ивана Молодого (от первого брака). И в 1483 году разразился большой семейный скандал: "...восхоте князь великий дарити сноху первой своей великой княгини саженьем, и просил у той второй княгини великой римлянки. Она же не даст, понеже много истеряла казны великого князя; брату давала, кое племяннице давала, и много...", - так, не без злорадства, описали многие летописные своды это событие.

Разгневанный Иван III потребовал от Василия Верейского вернуть сокровища и после того, как последний отказался сделать это, хотел заключить его в тюрьму. Князю Василию Михайловичу ничего не оставалось, как вместе с женой Марией бежать в Литву; при этом они едва ушли от посланной за ними погони.

Софья Палеолог допустила очень серьезный промах. Великокняжеская казна была предметом особых забот не одного поколения московских государей, которые старались приумножать фамильные сокровища. Летописи и в дальнейшем допускали не очень доброжелательные отзывы в адрес великой княгини Софьи. Видимо, иноземке было трудно постигать законы новой для нее страны, страны со сложной исторической судьбой, со своими традициями.

И все же приезд этой западноевропейской женщины в Москву оказался для столицы Руси неожиданно интересным и полезным. Не без влияния великой княгини-гречанки и ее греко-итальянского окружения Иван III принял решение о грандиозной перестройке своей резиденции. В конце XV - начале XVI века по проектам приглашенных итальянских зодчих был перестроен Кремль, возведены Успенский и Архангельский соборы, Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими же, какими они были при жизни Софьи Палеолог.

Интерес к личности этой женщины объясняется еще и тем, что в последние десятилетия XV века она принимала участие в сложной династической борьбе, развернувшейся при дворе Ивана III. Еще в 1480-е годы здесь складываются две группировки московской знати, одна из которой поддерживала прямого наследника престола князя Ивана Молодого. Но он умер в 1490 году, в возрасте тридцати двух лет, и Софья хотела, чтобы наследником стал ее сын Василий (всего в браке с Иваном III у нее было двенадцать детей), а не внук Ивана III Дмитрий (единственный ребенок Ивана Молодого). Долгая борьба шла с переменным успехом и закончилась в 1499 году победой сторонников княгини Софьи, испытавшей на этом пути немало трудностей.

Скончалась Софья Палеолог 7 апреля 1503 года. Ее похоронили в великокняжеской усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле. Постройки сей обители были разобраны в 1929 году, и саркофаги с останками великих княгинь и цариц перевезли в подвальную палату Архангельского собора в Кремле, где они находятся и сегодня. Это обстоятельство, а также хорошая сохранность скелета Софьи Палеолог позволили специалистам воссоздать ее облик. Работа была проведена в Московском бюро судебно-медицинской экспертизы. Видимо, нет необходимости описывать подробно процесс восстановления. Отметим только, что портрет был воспроизведен с использованием всех научных методик, имеющихся сегодня в арсенале российской школы антропологической реконструкции, основанной М. М. Герасимовым.

Исследование останков Софьи Палеолог показало, что она была невысокой - около 160 см. Череп и каждая кость тщательно изучались, и в результате было установлено, что смерть великой княгини наступила в возрасте 55-60 лет и что греческая принцесса... Здесь хотелось бы остановиться и вспомнить о деонтологии - науке о врачебной этике. Наверное, необходимо ввести в эту науку и такой раздел, как посмертная деонтология, когда антрополог, судебно-медицинский эксперт или патологоанатом не вправе сообщать широкой общественности то, что ему стало известно о заболеваниях умерших - даже и несколько веков назад. Так вот, в результате исследований останков было установлено, что Софья была женщиной полной, с волевыми чертами лица и имела нисколько не портившие ее усики.

Пластическая реконструкция (автор - С. А. Никитин) была осуществлена с помощью мягкого скульптурного пластилина по оригинальной методике, проверенной на результатах многолетней оперативной работы. Изготовленная затем в гипсе отливка была тонирована под каррарский мрамор.

Вглядываясь в восстановленные черты лица великой княгини Софьи Палеолог, невольно приходишь к мысли, что только такая женщина и могла быть участницей тех сложных событий, о которых мы рассказали выше. Скульптурный портрет княгини свидетельствует о ее уме, решительном и сильном характере, закаленном и сиротским детством, и сложностями адаптации к непривычным условиям Московской Руси.

Когда перед нами предстал облик этой женщины, лишний раз стало ясно, что в природе не бывает ничего случайного. Речь идет о поразительном сходстве Софьи Палеолог и ее внука - царя Ивана IV, подлинный облик которого нам хорошо знаком по работе известного советского антрополога М. М. Герасимова. Ученый, работая над портретом Ивана Васильевича, отмечал черты средиземноморского типа в его облике, связывая это как раз с влиянием крови его бабушки, Софьи Палеолог.

Недавно у исследователей возникла интересная идея - сравнить не только воссозданные руками человека портреты, но и то, что создала сама природа - черепа двух этих людей. И тогда было проведено исследование черепа великой княгини и точной копии черепа Ивана IV методом теневого фотоналожения, разработанного автором скульптурной реконструкции портрета Софьи Палеолог. И результаты превзошли все ожидания, настолько много было выявлено совпадений. Их можно видеть на фотографиях (стр. 83).

Сегодня именно Москва, Россия, располагает уникальным портретом-реконструкцией принцессы из династии Палеологов. Попытки обнаружить прижизненные живописные изображения Зои в молодые годы в музее Ватикана в Риме, где она когда-то жила, успехом не увенчались.

Так, исследования историков и экспертов-криминалистов дали возможность нашим современникам заглянуть в XV век и ближе познакомиться с участниками тех далеких событий.