Литературно-музыкальная композиция "научи меня, боже, любить"

Великий Князь Константин Романов "Научи меня, Боже, любить..."

Константин Константинович, поэтический псевдоним К. Р. (10 (22) августа 1858, Стрельна - 2 (15) июня 1915, Павловск) - член Российского Императорского дома, великий князь, генерал-адъютант (1901), генерал от инфантерии (1907), генерал-инспектор Военно-учебных заведений, президент Императорской Санкт-Петербургской академии наук (1889), поэт, переводчик и драматург. Получил разностороннее домашнее образование. В его обучении и воспитании принимали участие известные историки С. М. Соловьев, К. И. Бестужев-Рюмин, музыкальный критик Г. А. Ларош, виолончелист И. И. Зейферт, писатели И. А. Гончаров и Ф. М. Достоевский. С детства великого князя готовили к службе на флоте. В 7 лет его воспитателем был назначен капитан 1-го ранга И. А. Зеленой, состоявший в этой должности до совершеннолетия великого князя. Занятия велись по программе Морского училища. В 1874 и 1876 годах гардемарином совершил дальнее плавание в Атлантический океан и Средиземное море на фрегате «Светлана». В августе 1876 года сдал экзамен по программе Морского училища и был произведён в чин мичмана. Был известным русским поэтом, автором нескольких сборников. Первые стихотворные произведения были опубликованы в журнале «Вестник Европы» в 1882. Первый сборник, включавший стихотворения 1879-1885 годов, вышел в 1886. В 1888 издал первую поэму «Севастиан-мученик», затем сборники «Новые стихотворения К. Р.», «Третий сборник стихотворений К. Р.» (1900), «Стихотворения К. Р.» (1901).
С великим князем вели переписку И. А. Гончаров, Я. П. Полонский, А. А. Фет, ценивший его вкус и даже поручавший ему исправлять свои стихи.
Принадлежал к так называемой старой школе, был продолжателем классических традиций. Первоклассным талантом поэт К. Р. не обладал, но занял своё место в истории русской литературы. Многие его стихотворения отличались мелодичностью и были положены на музыку (самое известное - романс «Растворил я окно…» с музыкой П. И. Чайковского, сочинившего музыку также на «Я сначала тебя не любила…», «Вот миновала разлука» и другие стихотворения К. Р.). Сам написал несколько романсов на стихи В. Гюго, А. К. Толстого, А. Н. Майкова.
К. Р. перевёл на русский язык трагедию Ф. Шиллера «Мессинская невеста», трагедию И. В. Гёте, шекспировского «Короля Генриха IV». Автор удачного перевода шекспировского «Гамлета» на русский язык, над которым работал с 1889 по 1898 год; перевод с обширными комментарими в 3-х томах был издан в 1899 и неоднократно переиздавался.
Пьесу К. Р. на евангельский сюжет «Царь Иудейский» и авторские примечания к ней М. А. Булгаков использовал как материал для романа «Мастер и Маргарита».

Молитва

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи Ты меня соблюдать
Лишь Твою милосердую волю,
Научи никогда не роптать
На свою многотрудную долю.

Всех, которых пришел искупить
Ты Своею Пречистою Кровью,
Бескорыстной, глубокой любовью
Научи меня, Боже, любить!


Колокола

Несется благовест... Как грустно и уныло
На стороне чужой звучат колокола.
Опять припомнился мне край отчизны милой,
И прежняя тоска на сердце налегла.

Я вижу север мой с его равниной снежной,
И словно слышится мне нашего села
Знакомый благовест: и ласково, и нежно
С далекой родины гудят колокола.

Научи меня ходить по облакам,
Научи, ведь ты же Бог и ты всё можешь.
На Земле есть те, кто молятся деньгам,
Хотят всех заставить им молиться тоже.

Я хочу быть не над ними и не с ними.
Босиком уйти по белым облакам.
Ноги сбил, идя дорогами земными,
Средь людей здесь по ухабам и камням.

На Земле живёт народов разных много,
Хвалят все язык свой, веру и уклад.
Своего, другим навязывая Бога,
Несогласным, здесь внизу устроив Ад.

Человек слаб телом, разумом ничтожен,
Облик Твой в...

Научите меня верить в Бога,
И молитвы читать по ночам.
Покажите мне к храму дорогу,
и поставьте к святым образам.

Покажите мне, как в Бога верить,
Не прося себе блага взамен.
И поверить - есть чистые двери,
И дорога в страну перемен.

Верить надо мне в силу молитвы,
Глядя в светлые лица икон,
Чтобы с запахом воска и мирты,
Мне открылся бы Божий закон.

Чтоб под шёпот молитвы зовущей,
Видя свет от церковной свечи,
Что-то стало бы чище и лучше
Для уставшей, заблудшей души.

Научи меня забывать
Научи меня снов не видеть
Научи меня не прощать
Научи меня ненавидеть
Ну, пожалуйста, научи
Покажи мне дорогу к Свету
Я хочу погрузиться в Лету
И прошу тебя - не молчи
Ты освоил науку эту
Научи меня, научи...

Научи меня любить,
Ветер в поле, он так волен.
Полной грудью воздух пить,
Не склоняться своей доле

Научи встречать рассвет,
И ценить свободы сладость.
И росы жемчужный след.
И родного неба ясность.

Научи меня любить,
По ночам летать на воле
Заново саму себя слепить,
Не склонятся ивушкою в поле.

Научи сплетать слова,
В стихотворные куплеты.
Из букв сплетая кружева,
Убранство для родной планеты.

Научи меня любить,
Уважать свои желания.
Чувства сердца отпустить,
Завершив...

Научил меня жить, научил меня верить,
И, не глядя назад, научил меня ждать.
Этой странной любви невозможно измерить,
Невозможно простить, или просто понять.

Всё, что есть – только ты. Мне не нужно другого.
Очень жаль, что при всех мне тебя не обнять.
Между мной и тобой – три коротеньких слова.
Я хочу их на ушко тебе прошептать.

Ты прости, что порой я такой невозможный.
Может быть, это дождь не даёт мне уснуть.
Я не знал, что любить иностранца так сложно,
И порой от тоски...

Научи меня Небо молчанию,
Дай свою глубину и покой.
Подари их огромность сознанию,
Чтобы им, мир объять под тобой.

Научи меня Небо терпению,
Я устал от порывов души.
Помоги, цЕну вспомнить мгновению,
Чтобы им, наслаждаться в тиши.

Научи меня Небо возможности,
Пропустив сквозь себя всё, не брать.
И не вняв, гласу гнева и гордости,
Всегда взвесив всё, в жизни решать.

Научи меня Небо открытости,
Отрешённой от тягот мирских.
Чтобы в ней, оставаясь я личностью,
Мог принять...

«У меня есть странная привычка –
иногда слушаться хороших, добрых, умных людей»
(Захар Прилепин)

Научите меня жить
весело и ярко.
И рискну предположить –
лучше нет подарка.
Я такое замучу!
И на всю печёнку
так зажгу, что засвечу
фото-кино-плёнку…

Научите меня жить
праведно и честно.
Чтоб себе не удружить
карою небесной.
Дайте мне такой совет,
чем потом бы хвастать.
Да чтоб после сорок лет
по жаре не шастать…

Научите меня жить
сыто и богато.
И чтоб...

Научи меня пенью ручья,
Остроте соколиного взора,
Покажи первозданья очаг,
Где рождается течь небосвода.

Объясни мне закон естества,
Облачи в невесомость эфира,
Чтоб вкусить, как младая листва,
Пробежится под беглою силой.

И в янтарных стрелах светила,
Что срывают ночную завесу,
Научи меня жить в этом мире,
Как невинного чувством младенца.

Великий Князь Константин Константинович Романов (1858-1915) - военный и государственный деятель Российской Империи, генерал от инфантерии, известный поэт. Сын Великого Князя Константина Николаевича, внук Императора Николая I. Участвовал в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг., Георгиевский кавалер. С 1889 г. много лет возглавлял Академию наук. Его первые поэтические произведения появились в печати под псевдонимом «К.Р.» в 1882 г., впоследствии вышли сборники «Стихотворения К.Р.» (в 1886, 1889, 1900 гг.). Около семидесяти его стихотворений были положены на музыку. Сам Константин Константинович был музыкантом-любителем, содействовал организации Пушкинского дома, выступил инициатором создания Православного палестинского общества (1882), награждён многими российскими и иностранными орденами и медалями. Умер Великий Князь 2 июня 1915 г. в Павловске, похоронен в Великокняжеской усыпальнице Петропавловского собора Санкт-Петербурга.


НАУЧИ МЕНЯ, БОЖЕ...

Научи меня, Боже, скорбеть
О моих пред Тобой согрешеньях,
И в молитвах святых, песнопеньях,
О несчастных душою болеть.

Научи меня, Сильный, идти
Лишь стезёю святого ученья;
Одного лишь искать мне спасенья,
Правды вечной заветы блюсти.

Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить,
И всю жизнь с каждым сердца биеньем.

Научи меня верить, Святой,
Что возможно души обновленье,
Что доступно грехов искупленье
И что милостив гнев правый Твой.

Научи меня, Отче, обнять
Всех лишь чистою братской любовью,
А за Церковь родную мне мать
Научи пострадать даже кровью.

Научи меня, Щедрый, отдать
Свои силы добру на служенье,
Чтоб страдальцам нести утешенье,
С ними славить Твою благодать.

Подкрепи, научи врачевать
Моих братьев душевные муки,
Чтобы горя замолкнули звуки
И чтоб некому было стонать!..

***

Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.

Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнётся счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь?

Когда предвидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской
Я говорю, тебе сжимая руку:
Христос с тобой!

Когда в избытке счастья неземного
Забьётся сердце радостно порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
Христос с тобой!

А если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
Христос с тобой!

Любя, надеясь, кротко и смиренно
Свершай, о друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой!

***О, если б совесть уберечь,
Как небо утреннее, ясной,
Чтоб непорочностью бесстрастной
Дышали дело, мысли, речь!

Но силы мрачные не дремлют,
И тучи дети гроз и бурь
Небес приветную лазурь
Тьмой непроглядною объемлют.

Как пламень солнечных лучей
На небе тучи заслоняют
В нас образ Божий затемняют
Зло дел, ложь мыслей и речей.

Но смолкнут грозы, стихнут
И всепрощения привет бури
Опять заблещет солнца свет
Среди безоблачной лазури.

Мы свято совесть соблюдём,
Как небо утреннее, чистой
И радостно тропой тернистой
К последней пристани придём.

1907 г.

Александр Бабаликов работает на Донецком металлургическом заводе. Стихи он сочиняет с детства. Сначала многие из них посвящал своей матери, а когда в конце минувшего столетия уверовал в Бога, стал в поэтической форме описывать свои духовные переживания и искания.

Жажда по Богу

Туманным веяньем coзнанья
Я устремляюсь в высоту
И за суетной жизни гранью
Вдыхаю Бога красоту.

И утомленный безрассудством
Ум наполняющих идей,
К Нему спешу я прикоснуться
Всей жаждой немощи своей.

О бездна нежного дыханья
Тепла, заботы, чистоты,
Дающая душе познанья
И благодать от наготы.

И сердце трепетом исходит,
Услышав: «Время - как вода…
Жизнь, словно цвет листвы, проходит,
Лишь Бог пребудет навсегда.

Держи, что от Него имеешь, -
Грядет пастух собрать стада!
В Нем жизнь пожнешь, коль жизнь посеешь,
Войдя сквозь тесные врата!»

Новое рождение

Боже, дай мне начало иное,
Где вся суть - не из праха и в прах,
Чтобы жизнью своею земною
Славить Сущего на небесах.

Чтобы в книге, начатой сначала,
Больше не было грязных страниц,
И душа, трепеща, ликовала,
Не имея в полете границ.

Сотвори же меня не из злата,
А из солнечных ясных лучей,
И мой дух пропитай ароматом
Соком налитых пряных полей.

Как кристальные горные воды,
Мои помыслы, Отче, создай,
И проросшие святости всходы
Благодатью Своей орошай.

Изваяй мое сердце из хлеба,
Что, как жизнь, заповедал Христос,
Пусть глаза станут звездами с неба,
А ветра - словно пряди волос.

Дай мне льдом для греха обращаться,
А для Истины - жарким костром,
И, себя расточив, оставаться
Богатейшим на свете при том.

Пробудитесь!

Воспрянь от сна, народ Живого Бога!
Готовьте путь Грядущему с небес!
Разрушив крепость гордости убогой,
Сотрите в прах всех идолов сердец.

И слепотой своею не гордитесь,
Пустите в сердце обличенья дух.
Сквозь тернии шагая, убедитесь,
Как, усыпляя, грех смыкает круг.

Мы сеем ложь, а жаждем всходов правды,

Не внемля истине, двуличьем дорожим,

Дождавшись шторма, строим переправы,
Лелея лесть, от совести бежим.

Вкушая мудрость, глупость извергаем.
Свое дороже - липнет к праху прах.
Мы Бога чтим, а брата проклинаем,
Возводим храмы гордости в сердцах.

Слепой нам часто служит провожатым,
Немой нас учит громко говорить.
Нас нищий осыпает мнимым златом,
Лентяй стараньем хочет впрок снабдить.

Мы в грязь ныряем, будучи омыты,

Вернувшись, навсегда уходим вновь.
Идем сквозь стены, видя дверь открытой.
Нет в сердце истины, не царствует любовь.

Покайтесь же, вернитесь сердцем к Богу,
Смирите гордость, возжелав Творца
И, взяв свой крест, ступите на дорогу,
Отдав Христу и души, и сердца!

Ищите мудрости, сердца,
На всяком месте призывайте,
Дороже злата почитайте
И все сосуды наполняйте
Живой водой из недр Отца.

Ищите чистоты, сердца,
И средь греха архитектуру,
Ваяйте святости скульптуру
И светлой истины натуру
Во славу красоты Творца.

Ищите доброты, сердца,
Открывши двери, приглашайте,
Слезами раны омывайте
И жизнью мертвых наполняйте,
Себя раздавши до конца.

Торопитесь делать добро

Как росток при потоке живительном
Соком жизненным преисполняется,
Так живущий под кровом Спасителя
От премудрости Божьей питается.

Наша жизнь, как река быстротечная,
Судьбы наши - цветы полевые.
Как же часто, хмельные, беспечные,
Прожигаем мы дни дорогие.

Недоделал, не понял, не выслушал,
Не заметил, не дал, не сказал.
И однажды пред троном Всевышнего
Вдруг узнаешь, что жить опоздал.

И вина, как пустыня бескрайняя,
Иссушает мучения совести,
Оставаясь рубцами раскаянья
В сердце, словно печать безысходности.

Торопитесь же делать добро.
Сердцем к золоту не прикипайте,
Не стремитесь копить серебро,
Душу ради Иисуса отдайте.

Торопитесь заботу дарить,
Похвалы и наград не желая,
Дайте Богу ваш труд оценить
И воздать, небеса открывая.

Мы не знаем, где века предел,
И не можем вернуть время вспять,
Но живем, зная жизни удел -
В Боге силы свои обретать!

На распутье

На распутье от времени к вечности
Две дороги даны человечеству:
И одна из них - гибель в беспечности,
А другая - стремленье к Отечеству.

Как пространна и как соблазнительна
Та дорога, что ложью застелена,
Блефом легких побед опьянительна
И слепым равнодушьем подбелена.

А другая стезя - испытание,
У Голгофы она начинается,
И в сердца, что горят упованием,
Часто скорбь жадным жалом впивается.

Но ко всем на распутье стоящим
Дух взывает: «Ступи на дорогу,
Где слепой вновь становится зрячим
И немой - громко славящим Бога.

Где ни силы, ни власти, ни время,
Ни глубины и ни высота
Не погубят цветущее семя,
Что взошло у Господня креста!»

Молитва

Научи меня, Боже, любить,
Даже если весь мир презирает,
Научи меня сердце хранить
Oт сетей, что соблазн расставляет.

Научи меня, Боже, молчать,
Когда мерзость уста оскверняет,
Научи меня благословлять
Тех, кто, глядя во след, проклинает.

Научи меня, Боже, стоять,
Когда почва у ног уплывает,
Научи всей душой сострадать,
Когда враг мой от боли стенает.

Научи меня, Боже, прощать,
Когда горечь за горло сжимает,
Научи меня правду искать,
Когда ложью сердца отравляют.

Научи меня, Боже, мечтать
В нищете и в большом изобилье.
Научи меня, Боже, летать,
Даже если обломаны крылья.

Научи меня праведность чтить,
Преврати плоти бунт во смиренье,
Научи меня благодарить,
Зная цену крови искупленья.

Великий Боже

Непостижима так природа
И мощь величия Твоя,
Что пред Тобою все народы -
Как пыль в пустыне бытия…

Ты - срок в безвременном пространстве,
Твой облик свят в миру без лиц,
Ты - Млечный Путь средь вечных странствий,
Ты - огражденье без границ!

Ты - свет средь темноты кромешной,
Ты - глас средь мертвой немоты,
Ты - берега для вод безбрежных,
Ты - сладость сердца, пик мечты!

Но вот вопрос, что век из века
Все тщетно силятся понять:
За что ты любишь человека,
Что с неба сшел его спасать?

В ту ночь с престола славной силы
Явилась Истина, тогда

Печатью с неба свет излила
На Спаса новая звезда…

Как велики, мудры и дивны,
Святой Господь, дела твои!
Кто мог постигнуть их глубины,
Кто был советником любви?

В сердца чудесным эликсиром,
Любовью нежною дыша,
Течешь Ты, и блаженным миром
Переполняется душа.

Взмыть к небесам душа срывается,
Чтоб слышать, как в лучах рассвета
Хвалебной одой прославляется
Рожденье Нового Завета!

Я хотел бы зарею родиться,
Растворяющей грёзы ночи,
И жемчужной росою искриться
На наполненных жизнью почках.

Я хотел бы родиться солнцем,
Чтоб теплом согревать продрогших,
Быть с прозрачной водой колодцем,
Омовением губ иссохших.

Стать хотел бы я радугой в поле
Над пьянящим цветов ароматом,
Быть свидетельством Божьей воли
Для спасенных в ковчеге когда-то.

Жажду, Господи, жизнью своею
От истоков Твоих наполняться,
По пустыне идти с Моисеем,
На великую гору взбираться.

О сомненья, грехи и неверность
Сердце, словно скрижали, разбивши,
Вновь, цепляясь за Божию ревность,
Я к Отчизне спешу, устыдившись.

Исцеленный елеем и правдой,
Вновь с вершины в пустыню бросаюсь
И, отбившись от Божьего стада,
Грешным узником в скорби скитаюсь.

Но Господь мой благой вновь с любовью Своей,
Не гнушаясь, простер ко мне руки,
И опять в мои раны стекает елей,
Исцеляя меня от разлуки.

Как же часто в суетном потоке
Мы плывем, забывая Тебя,
И в пьянящем заботами соке
В упоении топим себя.

Твой призыв для нас -
Гром пред грозою,
Не внимаем ему, а бежим,
Как Иона во чреве, глухие,
И от страха «о Боже!» кричим!

И стоя на развалинах храма
Нашей жизни, разбитой судьбой,
Слышим голос сквозь зримую драму:
«Я люблю! Возвращайся домой!

Неужели тебя я покину?
Посмотри на Голгофу - Я здесь
Новый храм в Духе Славы воздвигнул,
В нем заблудшим пристанище есть.

Не скитаться вам больше без крова

И не сохнуть от жажды в песках.

Я Себя полагаю основой
В ваших жаждущих мира сердцах» .

И отныне не сможет губитель
Искупленных Христом унижать.
Бог нам жизни построил обитель
И туда сатане не достать!

Как хочу я, Господь мой прекрасный,
В благодати Твоей утопать,
Сердцем трепетным с верностью страстной
О любви Твоей строки слагать.

Благость славить в душевном волненье,
Мудрость нищенским разумом чтить.
Научи меня, Боже, в смиренье
Ждать, надеяться, верить, любить!

Александр Бабаликов
г. Донецк

Сценарий общешкольного мероприятия «Роль семейных и православных традиций в духовно-нравственном воспитании ребенка» в рамках Рождественских чтений

«НАУЧИ МЕНЯ, БОЖЕ, ЛЮБИТЬ"
Литературно-музыкальная гостиная

Учитель химии

Цели:

- развитие православных традиций;

- совершенствование форм организации досуга;

- включённость зрителей в эмоционально-ценностный опыт мышления и действий посредством раскрытия творческого потенциала учащихся и педагогического коллектива.

Задачи:

- воспитание у детей чувства любви, милосердия, доброты;

- развитие исполнительских способностей у учащихся, умения сотрудничать в коллективной деятельности с педагогами;

- воспитание гражданственности, патриотизма, нравственных чувств и эстетического сознания;

Оформление зала: технические средства: фортепиано, экран, мультимедийный проектор, ноутбук для воспроизведения музыкального ряда; костюмы для танца; презентация в формате Microsoft Power Point

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1. Звучит аудиозапись "Флейта, рояль и скрипка" композитор Ю.Пастернак.

2. Ведущий 1 :

Кто богу дни свои вверяет

И чтит его святой завет,

Того он чудно охраняет

Средь жизни, горести и бед.

Ведущий 2:

Все хочет петь и славить Бога

Заря, и ландыш, и ковыль,

И лес, и поле, и дорога -

Они зовут за словом слово,

И песню их из века в век

В иных созвучьях слышит снова

И повторяет человек.

3. Песня в исполнении учителей "Научи меня, Боже, любить...

4. Музыкально- поэтическая строка : О.Васичко "Рождественская звезда".... Б.Пастернак (отрывок)

Рождественская звезда

Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.

Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.

А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.

Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.

Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.

- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.

Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.

Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.

- А кто вы такие? – спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.

1947 г.

5. Ведущий 1 :

Есть один очарованный храм,

Где молюсь я и ночью, и днем,

Но не свечи колышутся там,

А лучистыеи звезды - огнем.....

6. Инсценировка притчи «Дорога в храм»

Когда-то давно один мудрый пилигрим, странствовавший по разным землям, шел мимо чистого поля по направлению к храму. В поле он увидел трех работающих людей. В этой земле пилигрим еще ни с кем не встречался, и ему захотелось поговорить с этими людьми. Пилигрим приблизился к трем работникам и, желая предложить свою помощь, обратился к тому, который выглядел самым уставшим и, как показалось пилигриму, недовольным и даже озлобленным. "Что Вы тут делаете?" - задал вопрос пилигрим. Первый работник, весь перепачканный и уставший, с нескрываемой злобой в голосе ответил: "Что, не видишь, камни ворочаю". Такой ответ удивил и расстроил пилигрима, и тогда он обратился ко второму работнику с тем же вопросом. Второй работник на мгновение отвлекся от своей работы и безучастно сказал: "Не видишь разве? Деньги зарабатываю!" Пилигрим почему-то был неудовлетворен и таким ответом, а ведь он, напомню, был мудрым человеком. Тогда он подошел к третьему работнику, чтобы задать все тот же вопрос. Третий работник остановился, отложил в сторону свой незамысловатый инструмент, отряхнул руки, поклонился страннику и, подняв глаза к небу, тихо сказал: "Я здесь строю дорогу к храму".

7. Поэтическая строка "Опять я нарушил..."

Опять я нарушил какую-то заповедь Божью,

Иначе бы я не молился вечерней звезде,

Иначе бы мне не пришлось с неприкаянной дрожью

Бродить по безлюдью, скитаться неведомо где.

Опять я в душе не услышал Господнее слово,

Господнее слово меня обошло стороной,

И я в глухоту и в безмолвие слепо закован,

Всевышняя милость сегодня побрезгала мной.

Господь, Твое имя наполнило воздухом детство

И крест Твой вселенский - моих утоление плеч,

И мне никуда от Твоих откровений не деться,

И даже в молчаньи слышна Твоя вещая речь.

8. Инсценировка притчи "СЛЕДЫ НА ПЕСКЕ"

Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним - Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные - и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья - и видел лишь одну. Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа: - Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе? Господь ответил: - Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках.

9. Фортепиано Бах «Настроение»

10. Поэтическое слово "Человек в пути "М.Алигер


Я хочу быть твоею милой.
Я хочу быть твоею силой,
свежим ветром,
насущным хлебом,
над тобою летящим небом.

Если ты собьешься с дороги,
брошусь тропкой тебе под ноги
без оглядки иди по ней.

Если ты устанешь от жажды,
я ручьем обернусь однажды,-
подойди, наклонись, испей.

Если ты отдохнуть захочешь
посредине кромешной ночи,
все равно -
в горах ли, в лесах ли,-
встану дымом над кровлей сакли,
вспыхну теплым цветком огня,
чтобы ты увидал меня.

Всем, что любо тебе на свете,
обернуться готова я.
Подойди к окну на рассвете
и во всем угадай меня.

Это я, вступив в поединок
с целым войском сухих травинок,
встала лютиком у плетня,
чтобы ты пожалел меня.

Это я обернулась птицей,
переливчатою синицей,
и пою у истока дня,
чтобы ты услыхал меня.
Это я в оборотном свисте
соловья.
Распустились листья,
в лепестках - роса.
Это - я.
Это - я.
Облака над садом...
Хорошо тебе?
Значит, рядом,
над тобою - любовь моя!
Я узнала тебя из многих,
нераздельны наши дороги,
понимаешь, мой человек?
Где б ты ни был, меня ты встретишь
все равно ты меня заметишь
и полюбишь меня навек.

11. Инсценировка притчи "Женщина плачет"

Маленький мальчик спросил маму: "Почему ты плачешь?"
- Потому что я - женщина.
- Я не понимаю!
Мама обняла его и сказала: "Этого ты не поймёшь никогда".
Тогда мальчик спросил у отца "Почему мама иногда плачет без причин?" - "Все женщины иногда плачут без причин" - всё, что смог ответить отец.
Потом мальчик вырос, стал мужчиной, но не переставал удивляться: "Почему же женщины плачут?"
Наконец он спросил у Бога. И Бог ответил:
"Задумав женщину, Я хотел, чтобы она была совершенной.
Я дал ей плечи такие сильные, чтобы держать весь мир, и такие нежные, чтобы поддерживать детскую головку.
Я дал ей дух настолько сильный, чтобы вынести роды и другую боль.
Я дал ей волю, настолько сильную, что она идёт вперёд, когда другие падают, и она заботится о павших и больных, и усталых, не жалуясь.
Я дал ей доброту любить детей при любых обстоятельствах, даже если они обижают её.
Я дал ей силу поддерживать мужа, несмотря на все его недостатки.
Я сделал её из его ребра, чтобы она защищала его сердце.
Я дал ей мудрость понять, что хороший муж никогда не причиняет жене боль намеренно, но иногда испытывает её силу и решимость стать рядом с ним, без колебаний.
И, наконец, Я дал ей слёзы. И право проливать их, где и когда необходимо.
И тебе, сын Мой, надо понять, что красота женщины не в её одежде, причёске, её красота в глазах, которые открывают дверь к её сердцу. Тому месту, где обитает любовь".

12. Инсценировка притчи "Девушка и ромашки"

Счастье бежало по полю... Так быстро, весело и безмятежно, что не заметило ямы и угодило в нее. Cидит на дне этой ямы и плачет. Люди узнали об этом и стали приходить к яме, чтобы посмотреть на это чудо. Cчастье исполняло их желания, и они уходили, счастливые и довольные. Однажды мимо этого места шел молодой человек. Он остановился у края ямы и долго наблюдал, как люди загадывают всё новые и новые желания, а потом подал руку и вызволил счастье из плена. "Что ты хочешь? Я исполню твое любое желание", - спросило Счастье. А молодой человек ничего не ответил, и пошел дальше своей дорогой. А Счастье побежало рядом...

13. Танец со свечами.

14. Ведущий 1:

Родная Русь!Как прежде ты чиста,

Хоть весь твой путь забрызган клеветою;

Ты по стопам распятого Христа

Идешь все той же светлою стезею!

Растила ты сынов, богатырей,

Вливала в них божественное пламя,

Клоня чело у правды алтарей,

Над миром зла - любви вздымала знамя...

15. Поэтическое слово "Мой лейтенант...." Д.Гранин

16. Фортепиано Бах «Прелюдия».

17.Поэтическое слово "Я попросил у Бога...."

Я попросил у Бога забрать мою гордыню …

Я попросил у Бога забрать мою гордыню, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что гордыню не забирают. От нее отказываются.

Я попросил Бога вылечить мою дочь, прикованную к постели, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что терпение - результат испытаний. Его не дают, его заслуживают.

Я попросил Бога подарить мне счастье, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дает благословение, а буду ли я счастлив, зависит от меня.

Я попросил Бога беречь меня от боли, и Бог сказал мне "нет". Он сказал, что страдания отделяют человека от мирских забот и приближают к Нему.

Я попросил у Бога духовного роста, но Бог сказал мне "нет". Он сказал, что дух должен вырасти сам, а Он лишь будет подрезать меня, чтобы заставить плодоносить.

Я попросил сил, и Бог послал мне испытания, чтобы закалить меня.

Я попросил мудрости, и Бог послал мне вопросы, над которыми нужно ломать голову.

Я попросил мужества, и Бог послал мне опасности.

Я попросил любви, и Бог послал мне нуждающихся в моей помощи.

Я попросил благ, и Бог дал мне возможности.

Я не получил ничего из того, что просил.

Я получил все, что мне было нужно.

Бог внял моим молитвам.

18. Поэтическое слово Киплинг "Молитва перед битвой"

Пала на земли и воды

Ярости мрачная тень

Восстали на нас народы

Тёмен грядущий день.

Но, извлекая из ножен

Мечи, да страшатся враги

К Тебе притекаем, Боже!

Господи, помоги!

Воинств небесных Владыка

Суди не по нашим делам

Мы в неразумии диком

Творили неистово срам.

Но каемся и умоляем -

Рабов неразумных прости,

На милость Твою уповаем

Дай силы на смерть идти.

А тот, из среды нашей воин,

Что истиной не просвещён,

Тобою дарованной, молим:

Да будет и он прощён.

Веры его неправой

Господи, в грех не вмени

А если вернёмся со славой

Вину его нам помяни.

От поисков суетной чести

О, Сущий на небеси,

И от необузданной мести

И страсти иной упаси.

И нас укрепи, недостойных,

Дабы сражённый в борьбе

Без судорог безпокойных

Сумел отойти к Тебе.

Владычице Пресвятая

Да не оставиши нас

Ныне к тебе прибегаем

В страшный и смертный час

Прощается грешному много

Молитвой твоей преблагой

Когда возвращается к Богу

Душа из юдоли земной.

Подходит воинство вражье.

Близок последний бой.

Даруй нам победу, Блаже!

Отцы побеждали Тобой!

Сияньем знамений чудных

Не Ты ли мир просветил.

День наступает судный.

Услыши нас, Боже Сил.

19. Песня в исполнении учителей : дуэт" Молитва"Окуджава Б.

20.Исполнение притчи «Ангел»

Жил в старой деревне отшельник-горбун.
Его опасались, его не любили,
Шли слухи о нем, будто Он – злой колдун,
и люди его стороной обходили.

Бродил по деревне Он с ветхим мешком
в пальто многолетнем, изъеденном молью.
И если его провожали смешком,
Он тихо вздыхал, без обиды, но с болью.

А люди глумились, шепча за спиной:
рога у него, мол, под шапкою скрыты,
И оттого этот малый хромой,
что у него вместо пальцев копыта.

Однажды в деревню вселилась беда:
то всходы пшеницы погибнут под градом,
То летом в июле придут холода,
то волки порежут на пастбище стадо.

Настали тревожные, тяжкие дни,
придётся им туго зимой без зерна.
Не зная что делать, решили они:
"Горбун виноват! Смерть тебе, Сатана!

Пойдемте, пойдемте скорее к реке!
Он там, он в землянке живет как изгнанник!"
И двинулись скопом. И в каждой руке,
зажат был в дороге подобранный камень.

Он шел им навстречу, печален и тих,
Он всё уже знал, Он не глупый, Он понял.
И Он не свернул, Он не скрылся от них
и только лицо свое прятал в ладонях.

Ни разу не вскрикнув под градом камней,
Он только шептал: «Пусть простит вас Всевышний!
Камнями по телу, но сердцу больней.
На нас не похож, значит, - злой, значит, лишний…»

Закончилась казнь. Кто-то грубо сказал:
"Давайте посмотрим уродскую спину!
Ни разу не видел такого горба!"
Пальто все в крови он с убитого скинул.

В больном любопытстве томилась гурьба.
Вдруг молча, как статуи, люди застыли,
«Злой черт», «Сатана» прятал вместо горба,
под старым пальто белоснежные крылья…

И мимо землянки, глаза опустив,
проходят жестокие глупые люди.
Всевышний, быть может, им все же простит,
но Ангела больше уж рядом не будет...

21. Фортепиано :Бах Ф.Э.«Фантазия»

22. Ведущий 2: (заключительное слово из молитвенного опыта Матери Терезы Калькуттской)

Необходимо найти время на раздумья.

Необходимо найти время на молитву.

Необходимо найти время на улыбку - это источник силы.

Необходимо найти время на отдых.

Необходимо найти время, чтобы любить и быть любимым.

Необходимо найти время, чтобы отдавать другим, - это секрет непрекращающейся любви, это привилегия, которую дал Бог.

Это признание того, что день слишком короток, чтобы быть себялюбцем.

Необходимо найти время на чтение.

Необходимо найти время на дружбу.

Необходимо найти время на труд - это фонтан мудрости.

Это дорога к счастью. Это цена успеха.

Необходимо найти время на милосердие - это ключ от Неба.