Кто придумал пиво? История появления напитка. Происхождение пива и его история Первое пиво кто первый изобрел

Ни для кого не новость, что за последние 10 лет жизнь потребителя пива в России - если говорить о крупных городах - круто изменилась. «Разливухи» стали районными центрами притяжения для любителей пропустить стаканчик-другой; само пиво давно перестало делиться только на «светлое», «темное», «нефильтрованное» и «крепкач» - появилось множество новых стилей; чего только стоит одна экспансия IPA - нарисовать эти три буквы на этикетке сейчас горазд каждый второй бренд из масс-маркета.

Наблюдая это пивное преображение, мне захотелось поговорить с человеком, который разбирается в вопросе. Например, думал я, им может быть пивной консультант из какого-нибудь большого магазина. Такой открылся (не скрою, буквально у меня на районе) год назад - тогда вы могли видеть новости о «самом большом выборе пива в Европе», которым щеголяла сеть «Беру выходной». За весь этот выбор отвечает пивной консультант Евгений Смирнов . Я немедленно встретился с Евгением и расспросил про модели потребления пива, историю элей и лагеров, становление крафта в мире и России, и действительно ли «Жигули» уже не те, что были раньше.

О первых открытиях и профессии пивного консультанта

Евгений Смирнов

Сначала была простая обычная алкогольная юность, с пивом как средством запить водку, или просто пить его с друзьями в лесу, у костра. Но 20 назад я побывал в Чехии, и меня вштырило само наличие культуры потребления пива. Сложившейся модели потребления. У нас ее тогда не было, никто не рассматривал пиво как пищевую культуру с каким-то бэкграундом.

У меня начали копиться вопросы. Я понял, что ответов ни у кого нет. Интернет тогда уже был, но не настолько развитый. Начал искать пивоваров. Это было лет больше десяти лет назад. Тогда не было никакого крафта, только масс-маркет. Но были ресторанные пивоварни, в одной из таких, в Питере, работал чех Ян Жижка, полный тезка чешского национального героя. Там можно было пощупать все этапы производства пива. Я у него недели две проработал помощником. Таскал мешки, смотрел что делает, задавал вопросы.

Очень мощным импульсом стал открывшийся завод МПК. Мне мой друг однажды пишет - ты видел такое пиво, «Моспиво»? И мы делились восторгом, что вот пиво, у которого есть запах и вкус того, что мы любим по Чехии. Пришли к тому, что это половина шага до того, что мы бы признали вкусным пивом. Потом вышла Cervena Selka, которая нас покорила окончательно - это был настоящий чешский «лежак», в полный рост, как положено. МПК уже тогда были очень продвинутым заводом - была возможность к ним приехать, пообщаться. Там мне дали потыкать пальцем живого пивовара, Мишу Ершова, с которым мы с тех пор общаемся. Там я тоже получил свою долю ответов.


В итоге, за неимением человека, к которому можно подойти, задать кучу вопросов и получить ответы, я сам стал таким человеком. Начал проводить дегустации, рассказывать базовые и не очень детали о стилях пива, историю. Одной из площадок был бар «Еще парочку». Там я познакомился с владельцем этого бара и одноименной сети магазинов - сибиряком Алексеем Лукьянцем, и с Николаем Желагиным, владельцем дружественной сети «Царь-пиво», ныне - «Беру выходной». Они предложили мне тусить в их магазинах и общаться с покупателями.

Не люблю слово «эксперт», предпочитаю- «консультант». Как Воланд.

О важности холода

До сих пор во многих точках с разливным пивом стоят проточные охладители. Это когда пиво хранится в тепле, с торговом зале, и подается через теплообменник. Подается холодненьким, но хранится в неправильных условиях. Желагин и Лукьянец тогда стартовали с дикими для Москвы проектами - колд-румы на 50-70 кранов. Это дорого, как минимум потому что жрет электроэнергию. Но холод у нас как религия.

Об основах

В современном мире все пиво можно поделить по двум типам брожения - лагер и эль. Когда мы говорим «лагер» - мы обозначаем, что это сброжено при низких температурах лагерными дрожжами, «эль» - более высокие температуры, другие дрожжи. Вопреки стереотипам, эль может может быть плоским, скучным и водянистым, а лагер - навороченным, интересным.

Об истории лагера и эля

В конце XIX века в Европе из-за прихода новых технологий пропало то, что называлось экспортным элем - т.н. october ale, октябрьский эль, как у Саймака в «Заповеднике гоблинов». Появился и рванул сначала горьковатый пльзеньский лагер, потом лет через двадцать - дортмундский, а потом, в 1890-е, пивоварня «Шпатен» со своим негорьким лагером. Они быстро взяла рынок за жабры, и все подумали - а зачем вообще что-то еще? Cиди и зарабатывай. Разновидности пива начали умирать. Потом случились две мировые войны, которые сильно ударили по пивоварению - особенно первая, во время которой в Европе снесли все пивоварни и переплавили оборудование для военных нужд. Многие так и не восстановились. В общем, из Первой мировой пивоварение выползло еле живое, а после Второй мировой рынок был зачищен, причем изнутри - остались только те, кто делал самое продаваемое.


Фритц Мейтаг - человек, без которого ты бы не коротал вечер за стаканчиком «Ипы»

Читал, что в 60-е макроэкономисты предрекали, что еще немного, и на всю Америку будет 3-4 пивоваренных завода, которые будут варить желтую воду с пузырями, и ничего не будет - «одно сплошное телевидение». Но в 75-м экспериментатор Фритц Мейтаг в своей пивоваренке сварил в честь 200-летия Войны за независимость Liberty Ale, и охмелил его хмелем сорта «Каскад». Угостил дюжину знакомых, те обалдели. Он же вдохновил Джека МакОлафа с пивоварни «Новый альбион» на эксперименты, тот вдохновил Кена Гроссмана, тот поставил «Сьерра-Неваду» - и пошло-поехало. Для понимания масштаба, сейчас эта компания больше, чем МПК. В США 6000 только крафтовых пивоварен. И все что-то придумывают.

О причинах популярности самых простых светлых сортов

Какой самый продаваемый напиток в мире? Питьевая вода. Чем ближе к воде, тем лучше продается. Чем меньше особенностей, тем большему количеству людей оно подойдет. Трагедия, хотя скорее, данность крафта и любого небанального пива в том, что у него есть особенности. А если есть особенности - то и публика должна быть особенной. Кислое не подойдет тем, кто любит горькое - и наоборот. Светлое, не горькое, никакое, бледно-желтое - близко к универсальному напитку. «Что общего у массовых лагеров и секса в каноэ? Очень близко к воде».

Большинству не нужны эти левые привкусы, а мы заморочены, любим их. Но не все. Например, у меня, кроме массовых лагеров, никакого желания пить не вызывают красные ирландские эли. Скучно! Два глотка и все - голая карамель, ни глубины, ни объема, ни оттенков.

О росте крафта

Сейчас крафтовый рынок - это %20+ от общего пивного рынка в США. В России по средним оценкам - до %1. Никто о нем не знает, не все могут позволить. Средняя зарплата по стране какая? А себестоимость крафта? Но если говорить о Москве, мы считаем ее одним из топовых городов Европы по количеству крафтовых заведений. Во многих европейских городах - Стокгольм, Барселона, Мюнхен, Вена - крафтовых заведений в разы меньше.


Возросшую популярность крафта я связываю с цивилизационными изменениями. Примерно уже как 150 лет решена проблема хранения еды. Вся существующая кухня - следы попыток увеличить срок хранения еды. Отсюда все ферментации, все сушки, вялки, жарки. Ты завалил бизона - и если не смог его закопать, у тебя через неделю тухлая гора мяса. Либо придумывай, что с этим мясом сделать, чтобы его можно было съесть попозже. Пиво из той же категории. Мы уже 100-150 лет живем в условиях не то что полного изобилия, но у нас есть другие механизмы продления срока годности еды. Есть санитария, есть представление о микробиологии, холодильное оборудование. Поэтому хмель, строго говоря, в пиве уже не нужен. Сейчас это специя, приправа, добавка. Он не участвует в брожении. Вода, солод, дрожжи - все.

Но в раннем средневековье хмель позволял за счет своих горечных, бактериостатических свойств продлить срок годности еды - оно же было едой, это ведь было то, что пили просто так. Сейчас же хмель уже используется как добавка для получения вкуса, аромата. Грубо говоря, по сравнению с крестьянином 18 века мы с жиру бесимся - и это здорово. Ну, не прямо бесимся, но в пирамиде Маслоу мы где-то уже на уровне самореализации. У нас нет необходимости думать что нам есть завтра, как хранить еду.

Видимо, вследствие этого случилась крафтовая революция. Homo Ludens: человек удовлетворил свои базовые потребности, теперь можно поиграть со вкусами.

О появлении крафта в России и домашнем пивоварении

В России - скажу нагло - ситуация с пивом менялась при нашем непосредственном участии, лет десять назад. Когда начали долетать новости о том, что на Западе происходит что-то интересное по части пищевой культуры, к которой мы все - пивняки - тут неравнодушны. Всем стало интересно не только попробовать, но и сделать самим. Начались первые экспериментальные варки. Сергей Григорьев организовал «Магерфест», Елена Тюкина, «мама русского крафта», дала путевку в жизнь многим другим пивоварам. Например, Жене Толстову, который у нее реализовал свою домашнюю, «кастрюлечную» варку в товарном объеме. Сварил тонны две «Красной машины». Сейчас он один из учредителей Victory Art Brew.


У нас есть движение домашних пивоваров, но не очень мощное. Когда в Штатах в 78-м отменили запрет на домашнее пивоварение, там так бомбануло, что конкурсы домашних пивоваров собирали огромные толпы. И классификация BJCP (Beer Judge Certification Program), которой сейчас все пользуются - это программа сертификации пивных судей, разработанная для оценки сортов домашнего пивоварения. Так что спасибо «домашникам». И у нас очень многие начинали с домашнего, и до сих пор занимаются им. Тот же Михаил Ершов из МПК до сих пор обкатывает сорта в кастрюльке на десять литров.

О «Жигулях »

Сколько ходит ноющих, что «Жигули Барное» уже не то. Я знаю из первых рук, что ничего там не менялось. Ни одна пивоварня в своем уме и здравой памяти не станет менять рецепт успешного сорта.Это ломовой сорт, он прекрасно продается. Зачем что-то менять? Это какое-то извечное желание убедиться, что тебя обманывают.

Почему когда мы предъявляем претензии к какому-либо продукту формата “как оно посмело измениться”, то забываем, что мы сами изменились? Ты десять лет назад попробовал, и тебе понравилось. Попробовал сейчас - не то. Но ты же сам на 10 лет состарился, чувак, у тебя все состарилось. Ты набрал потребительский опыт - а он набирается постоянно. Вот мы сидим сейчас тут в подсобке, рядом человек фасует закуску. До вас долетает ее запах, и потребительский опыт уже меняется. Попробовали когда-то сорт пива - обалдели от того, какой он крутой. Прошло несколько лет, вы попробовали и понюхали много всего, возвращаетесь к нему - а он водянистый. Но он не менялся, а вы просто смотрите на него из другого возраста.

О пиве в СССР

«То самое » советское пиво было водянистым, окисленным. Тогда на большинстве заводов под давлением перекачивали воздух, а не углекислый газ - отсюда все эти трехдневные сроки хранения. Тон окисления вылезал практически сразу, пиво еще завод не покинуло, а уже было окислено. Так было не везде, но было. Сомневаюсь, что был доступ к высококачественному сырью. Читал в методичках тех времен: хмель делился на первый сорт и второй. Окисленный или не очень…


При этом в советском пивоварении были интересные эксперименты.СССР присвоил себе рецептуры и переименовал их на свой лад. Например, «Жигулевское» это австрийское пиво, венский лагер, полутемное, осветлилось только в 60-70-е годы. Историк пива Паша Егоров недавно выкладывал скриншот от 37-го года, где упоминались образцы нового пива сорта «Эль» -то есть при Сталине было элевое пивоварение. Были верховые, были плотные сорта, было то, что сейчас категорически запрещено - сорта пива с добавлением спиртовых настоев. «Магаданское» и «Таежное». Настои хвои и каких-то трав. Чем не крафт?

О главной проблеме российского пивоварения и «пивном напитке »

Проблема в том, что у нас на уровне законов утверждают рецепты. По ФЗ-171, если в пиве больше 2% сахара - то это пивной напиток. Тут дело даже не в налогооблажении, а в потребительском восприятии. Люди ходят с промытыми мозгами и считают, что пивной напиток - это что-то плохое. Бельгийские великие сорта пива содержат до %15-20 карамелизованного сахара. Зачем? Чтобы не увеличивать солодовую базу во вкусе, увеличить карамельный тон и еще на брожение оставить. Разве они перестают быть от этого великими? То, что для всего мира пиво - для нас пивной напиток, потому что люди где-то наверху так решили. Это все равно что издать закон о борще: при содержании более 12% свеклы он признается борщеобразным блюдом. Вот такой уровень. Сейчас вступит новый техрегламент, где будет «специальное пиво», это даст больше свободы. Но я считаю, что если вы хотите регулировать спирт - его и регулируйте, не лезьте в рецепт.

О национальных моделях потребления пива


Бельгийские пивные традиции - наглядно

Англичане - малоградусные товарищи. У них биттер в баре - 3-4 градуса. А у бельгийцев меньше 6 - уже несерьезно. Но при этом англичане пьют пинту за пинтой, а бельгийцы… мне врезалась в память яркая картинка. Въезжаем в какую-то деревню, сидят рабочие за столиком, сапоги в навозе - видно, что только с поля пришли, пьют «Дювель» из бокалов 0,3 на тонкой ножке, не спеша, по глоточку в пять минут. А недавно специально в Генте сфотографировал - сидят абсолютно гопнического вида работяги и пьют “Вествлетерен ” из чаш.

О томатном гозе - гордости русского крафта


Томатный гозе, особенно острый - редкий случай изобретенного в России стиля пива. Если конкретно - Saldens Дениса Сальникова. Я недавно его спрашивал - как пришла идея? Фиг знает, говорит, пиво люблю, томатный сок люблю - решил совместить. Сделал его на базе гозе, то есть, такой рассол. Потом он начал экспериментировать с копчеными солодами, с выдержкой на щепе, и с перцем - и вот последняя версия окончательно зашла народу. И стиль чили-томато-гозе уже состоялся - хотя нигде официально не признан. Но есть синергия - и пивовары варят эту штуку, и народ просто упарывается этими острыми гозами. И сейчас в России нет почти ни одной пивоварни, которая бы не сварила свою версию того, что когда-то придумал Денис. На Западе были отдельные эксперименты с помидорами и перцем, но чтобы состоялся стиль - когда на одном языке говорят пивовар и потребитель - такого, по-моему, не было еще.

О пиве, которое поразило сильнее всего

Из недавних - O’Hara’s Hop Adventure Series Idaho 7 - обалдел от фруктовых тонов, которые смогла вытащить эта пивоварня. Эти мангово-клубничные оттенки хмеля очень понравились. Из давних — Alchemist Heady Topper - это было потрясение. Это double IPA, охмеленный как Vermont/New England IPA, но тогда еще не было таких понятий, так что это был адовый прорыв. Сумасшедшая тропическая ароматика. Сейчас мы уже нанюхались «Вермонтов», но 6 лет назад это был взрыв мозга.

О подаче и бокале

Чем выше плотность тем выше температура подачи. Простой лагер подают около 0-5 градусов, чем плотнее, тем выше температура. У самых плотных - ближе к комнатной, как хорошему портвейну. Как у имперского стаута, например.

И чем выше температура, тем шире бокал.Открытый верх позволяет быстро испариться первому резкому спиртовому запаху. Универсальной формой я считаю «тюльпан». А узкие стаканы и бокалы - либо под фрукты, либо под лагеры простые.

О суровых буднях пивного консультанта

Я пробую такое количество пива, что у меня уже редко возникает желание допить. Бывает, что взял на вечер хорошего пива, устроился на балконе, сел, сделал 2-3 глотка - получил удовольствие — и выливаю остальное. Мне было вкусно, и достаточно.

Много ли пью? Не сказать, что много. Некоторые сорта даже пить не приходится, — по аромату можно понять, есть ли какой-то «косяк». Остальных - хватает пары глотков на сорт. В сумме, я считал, выпиваю пол-литра - литр в неделю. И не каждую неделю.

Европу принято считать родиной пива. И в наше время лидерами производства этого напитка являются европейские страны (Anheuser-Busch InBev - Бельгия; Heineken - Нидерланды; SABMiller - Великобритания; Carlsberg - Дания). Однако история пива уходит своими корнями в очень далекое прошлое. Настоящая родина пива - Древний Восток.

Пиво действительно варили с незапамятных времён. Существует мнение, что этот напиток появился примерно в 9500 году до н.э. (когда начали выращивать злаковые культуры). Химические остатки самого древнего пива (3500-3100 года до н.э.) были найдены в Западном Иране (в горах Загрос). Более поздние следы пива были обнаружены в древнем Шумере, а затем в Египте, Ассирии и Китае.

ДРЕВНИЙ ШУМЕР И АССИРИЯ

На языке древних шумеров этот напиток назывался «каш» . Шумерская клинопись свидетельствует, что в городе Лагаш для приготовления «пива» только за два месяца перерабатывалось около 300 тонн ячменя. В 1935 году при раскопках на территории Древней Месопотамии (между реками Тигр и Евфрат) американскими учеными были найдены дощечки из глины (им около 6 тыс. лет), на которых изображены два человека в процессе работы у пивоваренного чана. Приготовление пива детально описано на клинописных табличках, которым более 5 тысяч лет. В одном из храмов Месопотамии найдена клинопись, где содержались очень интересные рецепты изготовления шумерского пива. По ним удалось установить не менее 15 сортов пива. А из разрозненных изображений 23 сцен, довольно полно удалось восстановить процесс приготовления пива.

Варили пиво из совершенно разных злаков: пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы (а в Китае использовали в основном рис), а добавляли закисшее тесто. С помощью листьев, коры деревьев, меда, пряностей готовили аромат.

Например, из солода вырабатывался пивной хлеб. Его потом крошили, опускали в бочку, заливали водой и квасили. Пили пиво только через специальные тростниковые трубочки, чтобы не растворившиеся плевела, зерна не попадали в пищевод пьющего. Это был не столько напиток, сколько еда. Приготовленная без применения хмеля, она представлял собой слегка процеженную забродившую хлебную массу. Популярность этой еды-напитка была высока. В одном из древних манускриптов при описании личных качеств важного мудреца, помимо его знаний и мудрости, приводятся также сведения о том, сколько пива он мог съесть. Существует легенда, что у шумеров не то перед, не то после свадьбы (согласно разным пересказам) отец невесты устраивал жениху «пивной месяц», то есть 30 календарных дней поил его пивом за свой счёт.

У шумеров была покровительница пивоварения Нинкаси, что в переводе означало: "Ты, которая так щедро напоила меня". Также у шумеров была поговорка: "Не знать пива - не знать радости". Шумеры, а позже ассирийцы знали более 70 сортов пива, с разными названиями в зависимости от вкуса, цвета, запаха. Пили пиво сладкое (его особенно любили женщины), пили пиво темное и светлое. Особенно распространенным в Месопотамии было темное пиво: густое, с осадком, умеренно игристое, с небольшим содержанием алкоголя, запахом кисловатого солода и освежающим вкусом. Пиво сдабривали пряностями, от чего оно становилось более или менее горьким, в зависимости, сколько и каких трав туда добавляли. Пиво пили все: и простой народ, и знать. Его подносили богам, использовали вместо платы и как бартер. Шумеры даже освобождали пивоваров от военной службы, настолько ценился этот продукт и те, кто умел его готовить.

В ассирийском Вавилоне, правила изготовления и продажи пива отражены в знаменитом своде законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Законы были выбиты клинописью (это наиболее ранняя из известных систем письма, которой пользовались шумеры, а позже - ассирийцы) на черной диоритовой стеле, найденной французской археологической экспедицией Жака де Моргана в ходе раскопок в 1901-1902 гг. в Сузах (территория древней Месопотамии). Сейчас эта стела хранится в Лувре. Там были две статьи о производстве и продаже пива, включая предельные цены на этот напиток, распоряжение о перерасчете зерна, идущего на его приготовление. Надписи гласили о суровом наказании для недобросовестных пивоваров, разбавляющих пиво водой. Если женщина, которая варила пиво, нарушала нормы назначения цен, её быстро штрафовали или немедленно бросали в воду. Тот, кто производил поддельное пиво, топили, или заставляли пить бракованное пиво до самой смерти. Древние вавилоняне были первыми строгими борцами за чистоту пива. И, по всей видимости, качество пива в Вавилоне было очень высоким.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

В Древнем Египте о пиве упоминается с 2800 года до н.э. Оно называлось «хенкет» и было довольно крепким. Его не фильтровали, иногда готовили с добавлением имбиря и можжевельника. Именно египтяне усовершенствовали технологию приготовления солода. Они стали перетирать его, прежде чем смешивать с водой, открыв, таким образом, удивительное свойство солода, крахмал из которого растворяется в воде, отдавая в нее все ферменты и витамины, а также солнечную энергию.

Древние египтяне знали немало сортов пива, начиная от обычного ячменного, темного, светлого, мягкой консистенции, пива с тончайшим ароматом, обычного пива из смеси разных видов солода и, кончая пивом, для приготовления которого использовался пшеничный солод. Выражение «пиво - это жидкий хлеб» бытовало в Древнем Египте.

Позаимствовавши секреты пивоварения от шумеров, древние египтяне так же в совершенстве владели искусством приготовления пива.Египетская настенная живопись, относящаяся к 2600-2190 гг. до н.э., показывает процесс приготовления пива (например, изображения на рельефе в гробнице Тии). Судя по рисункам, приготовление пива было тесно связано с хлебопечением: пивовар использовал аналогичные формы для выпечки хлебов, только немного шире, чем в хлебопекарне. Они расставлялись вокруг очага для прогревания, а в это время готовилось тесто в квашне из ячменя или пшеницы по особому рецепту. Оно помещалось в уже нагретые глиняные формы, и процесс выпечки контролировался до тех пор, пока хлебы не покрывались золотистой корочкой, но при условии, чтобы внутри они оставались немного не пропеченные. После приготовления хлебы смешивали с различного рода пряностями и заливали выжатым соком фиников. Эту массу процеживали, и полученная таким образом жидкость начинала бродить. Далее ее разливали по кувшинам и запечатывали для хранения или перевозки. Рецепты передавались из поколения в поколение.

Египтяне приписывали изобретение хмельных напитков самому богу Осирису. На месте древней столицы Египта были обнаружены остатки пивоварни. А принадлежала она, как оказалось, храму, и построила ее знаменитая царица Нефертити (XIV век до н.э.). На одном из настенных изображений царица разливала пиво через ситечко, чтобы очистить напиток от примесей. Сама Нефертити была незаурядным мастером приготовления ячменного напитка.

Если в Древнем Шумере и Ассирии пиво пили все слои населения, то в Древнем Египте пиво было скорее напитком бедняков и средних слоев населения. Пиво, лук и хлеб - основная еда древних египтян. А дневная норма строителя пирамид состояла из трех буханок хлеба, трех жбанов пива и нескольких пучков чеснока и лука. Тем не менее, в гробницах фараонов обязательно ставили сосуды с пивом. Из Египта секреты пивоварения перекочевали в Эфиопию, затем в Персию и на Кавказ.

Пиво пили, но при этом должны были вести себя достойно. На пьяниц уже тогда смотрели очень неодобрительно. Не случайно на одной из каменных плит было высечено наставление: «Не погуби себя, когда сидишь в пивной, не теряй разума и не забывай своих клятв. Когда упадешь и схватишься за край одежды рядом сидящего, никто не подаст тебе руки помощи. Даже приятели отвернутся и скажут с возмущением: «Пошел вон, пьяница!»».

ПИВО У ДРУГИХ ДРЕВНИХ НАРОДОВ

Из Египта пиво пришло в Эфиопию (здесь оно называлось «фока» и «мазар»), в Персию и на Кавказ. Из индоевропейских народов ранее других пиво узнали фригийцы и фракийцы. Они, а также скифы варили его из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

В IX-VII веках до н.э. на территории Древней Армении пиво готовили из ячменя, и называлось оно - «гареджур» (т.е. «ячменная вода»). При раскопках были найдены специальные сосуды для приготовления и хранения пива. Древнегреческий писатель и историк Ксенофонт (V век до н.э.), побывав в одной из деревень Древней Армении, писал:

«Там хранились также пшеница, ячмень, овощи и ячменное вино в кратерах. В уровень с краями сосудов в вине плавал ячмень, и в него воткнут был тростник больших и малых размеров, но без коленцев; кто хотел пить, должен был взять тростник в рот и тянуть через него вино. Не смешанное с водой вино было очень крепким, но для людей привычных это был очень приятный напиток».

В Древней Греции , богатой различными винами, пиво презирали. Оно считалось напитком бедняков. Тем не менее, знаменитый врач Гиппократ (около 460-377 гг. до н.э.) посвятил пиву специальную книгу. Аристотель (384-322 гг. до н.э.) пишет о странном действии пива, которое, якобы, заключается в том, что человек, опьяненный пивом, падает назад, а не шатается по сторонам, как это бывает с человеком после вина. Вероятно, следует вспомнить, что греки пили вино, сильно разбавленное водой. Выражение «он пьет неразбавленное вино» или «он пьет как скиф» - было синонимом пьяницы.

В Римской империи пиво не пользовалось популярностью, здесь предпочтение также отдавалось вину. Однако, пиво употреблялось во время праздников в честь богини земледелия и плодородия Цереры. Некоторые римские историки в начале новой эры упоминали, что германские, кельтские и другие племена пили пиво (из пшеницы, овса, ржи, проса, ячменя и полбы). В Галлии уже в I веке н.э. делали напиток «корма», который, как и кельтское пиво, сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. А в это же время ирландцы употребляли «curmi» — сбраживаемый напитк из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю тогда служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

В Александрии пользовалось большим распространением и любовью ячменное пиво, в которое примешивались ароматические вещества. Налог на пиво, введенный в Египте при царской династии Птолемеев (305-30 гг. до н..), играл значительную роль в экономике страны.

В Иберии (современная Испания) местные жители также варили и пили пиво уже в I веке до н.э. Оно называлось cerea (cerveza). В Древнем Китае варилось пиво из проросшего риса, а также из риса и фруктов.

Римский историк и писатель Публий Корнелий Тацит (около 58-117) в своем труде «О германцах» упоминает их пиво как жуткий и зловещий напиток. Предполагается, что варить пиво германцы научились у финикийцев. Под Кульмбахом (Бавария) были найдены глиняные кувшины, которые могли использоваться пивоварами еще за 3000 лет до н.э. В дальнейшем технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию.

Естественно, пиво древних германцев было совершенно иным, нежели нынешнее. На вкус оно было сладковатым и довольно противным. Пиво тогда сбраживалось при нормальной температуре воздуха, брожение часто было самопроизвольным, и результат зависел от случая. Дрожжи уже тогда использовали, но не очень умело. Для приготовления пивного сусла брали все, что казалось сколько-нибудь подходящим: от меда до любого зерна, а потом в дело шли приправы и добавки — можжевельник, мирт, тмин, анис, лавровый лист, древесная кора, листья ясеня, различные травы, ягоды, коренья и даже бычья желчь. Такое пиво с различными приправами называлось «Grut-Bier» и производилось в Германии вплоть до XV века. Горечь пиву того времени сообщал не хмель, а род вереска под названием «грут» (Grut). Позже «грутом» стали называть смесь трав и пряностей, добавляемых в пиво. Отсюда и произошло именование налога, который с крестьян и торговцев взимали средневековые князья и их вассалы, - «право грута» (Grutrecht), приносившего городам немалые доходы.

ПИВО В СРЕДНИЕ ВЕКА И ПОЗЖЕ

Хмель , который сейчас неотъемлемо используют в производстве пива, стали применять лишь только в конце Великого переселения народов (IV-VII вв. н. э). Считается, что первыми хмель в пиво стали добавлять галлы. По другим сведениям первое упоминание об использовании хмеля относится к монастырским хроникам VIII века. По мнению некоторых ученых, родоначальниками культивирования хмеля являются славянские народы. Предположительно именно от них хмель попал в Центральную Европу. В Германии его стали добавлять примерно в XII веке, в Нидерландах — в начале XIV, а в Англии - в начале XV века. Хмель придал пиву горьковатый привкус и улучшил его вкусовые качества. Это в корне изменило рецептуру и технологию пивоварения, также увеличились сроки хранения пива. Так была выработана основная концепция производства этого напитка, которая дошла, до наших дней.

К VIII веку в Европе пивоварением стали вовсю заниматься монахи (бенедектинцы, францисканцы и августинцы). Они дополнили его вкус травами и специями и довольно успешно лечили им слабых и изможденных болезнями людей.

Пиво в современном его понимании начали готовить в XIII - XIV веках в северной и центральной Европе (это Британские, Финские и Германские земли). Здешний климат не способствовал выращиванию винограда, поэтому напиток из солода и хмеля становится всё более и более популярным. На территории современной Британии кельтские и тевтонские племена также варили пиво из пшеницы с добавлением мёда.

В Чехии первый пивоваренный завод был учреждён в 1341 году в Домажлице. Чехи оценивали качество пива весьма своеобразно. Владелец пивоварни выливал на дубовую скамью пиво, куда незамедлительно садились представители оценочной комиссии, предварительно облачившись в кожаные штаны. Если через какое-то время члены комиссии не могли оторвать свои пятые точки от скамьи, пиво считалось качественным.

В Германии пивоварение начало процветать примерно в это же время. И именно Германию принято считать европейской родиной пива .Своим названием европейское пиво также обязано древним германцам. В староверхненемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово Peor (или Bior), в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое Bier или английское beer. Видимо, происходит оно от латинского слова biber — напиток. Кроме того, до нас дошло и другое старогерманское название пива — Alu, Alo или Ealo; у скандинавов это Єl, а у бриттов - английский эль (ale).

В 1516 году выходит знаменитый закон Вильгельма IV (правителя Баварии) «О чистоте пива». Закон регламентировал цены на пиво и ингредиенты, которые должны использоваться в пивоварении - «… чтобы отныне и впредь ничего более не использовалось для любого пива кроме солода, хмеля и воды», а также устанавливал наказания для тех, кто нарушит этот закон (это напоминало закон ассирийского царя Хаммурапи XVIII века до н.э.). Утвержденное Вильгельмом IV пиво из-за его состава стали называть «чистым».

В средние века пиво считалось напитком бедняков и имело более низкий статус по сравнению с вином. Виноделы, естественно, противились строительству пивоварен и стремились поддержать престиж своей продукции. В связи с этим многим пивоварам приходилось заниматься ещё и изготовлением сидра, чтобы не остаться в убытке, так как в периоды экономического роста многие могли себе позволить купить вино, что и делали.

В Средневековье по всей Европе возникло множество пивных заведений - «эльхаузы» (в Англии) и таверны. Вместо вывесок для обозначения таверны сначала использовали пук соломы, который насаживали на шест, торчащий из окна над входом в пивную, или же врытый рядом с домом. В Германии на шест вешали венки из листьев разных деревьев или венки из листьев хмеля. Некоторые таверны вешали перед входом пивной бочонок.

Также распространенным знаком пивной был колокол. Его вешали его по двум причинам. В домах, где варили пиво, колокол был средством оповещения о пожаре, который нередко там вспыхивал. Также колокол вешали, чтобы оповещать о закрытии заведения и наступлении «комендантского часа» (в некоторых английских пабах эта традиция жива до сих пор).

Лишь в конце XIV века английский король Ричард II нарушил эту традицию, повелев заменить венки и пучки соломы, обозначавшие таверны, на вывески. Он издал указ, согласно которому владельцы питейных заведений должны были обязательно обозначать свои заведения вывесками. В Лондоне на вывесках должна была красоваться личная эмблема короля - “White Hart” (Белый олень), которая до сих пор очень распространена.

В XVII веке жители исторических голландских земель Фламандии и Фландрии очень пристрастились к пьянству, курению и трактирному быту. Интенсивное курение, много вина и пива, непритязательная закуска, игры, танцы были яркими показателями голландской таверны. Сцены «таверной жизни» часто встречаются на голландских картинах того времени. В таком качестве фламандцы стали «международно» известны. Например, в чешском языке есть слова, которые связаны с фламандским способом пьянства. Например, слово «флам» означает ночное развлечение, связанное с неумеренным пьянством, «фламендр» - пьяница, «фламовать» - крепко пить. Возможно русское выражение «напиться в хлам» произошло от «флама».

В XIX веке произошел очередной прорыв в истории пивоварения. В 1876 году французский химик и микробиолог Луи Пастер обнаружил, что дрожжи, вызывающие брожение пива, представляют собой живые организмы. Это открытие позволило с большей точностью осуществлять контроль над превращением сахара в спирт. В 1881 году датский ботаник Эмиль Христиан Хансен внёс очень важный вклад в развитие пивоварения. Всю свою жизнь он исследовал и классифицировал виды дрожжей. Помимо прочего, он работал над выведением чистого штамма дрожжей для пивоварения. Его разработки буквально произвели революцию в пивоваренной промышленности.

Бурное развитие техники и технологии пивоварения привели к полной индустриализации отрасли и практически вытеснили из обихода домашнее и кустарное производство. Однако в последние годы наблюдается возврат на рынок мини- и микропивоварен, оснащённых совершенным оборудованием.

ПИВО - ОТ РУСИ ДО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Появление пива на Руси уходит своими корнями к древним славянам. Вообще, в древнеславянском языке слова «пиво» и «пить» являлись синонимами . Поэтому, можно предположить, что этим словом просто стали называть один из самых популярных напитков того времени. К сожалению, точно нельзя сказать, когда в обиходе славян появилось пиво, но это точно было до появления Древней Руси. Так что пиво старше, чем сама Русь.Слово «кружка», под которым сегодня подразумевается ёмкость в пол-литра, в старину обозначало меру жидкости (в частности пива), равную 1,23 литра.

В IX веке пивоварение на Руси имело уже широкое распространение, ячменный напиток был очень популярным и изготавливался почти в каждой семье. Во время археологических раскопок в Древнем Новгороде были обнаружены берестяные грамоты, в одной из которых нашли упоминание о так называемом «переваре» (хмельном напитке из меда и пива). Этот напиток был очень ценный. Крестьяне преподносили его в качестве уплаты дани за пользование землей наряду с солодом и хмелем. Большой популярностью также пользовался «сбитень» (напиток на основе мёда с пряностями).

Пиво на Руси варили не только дома, но и в монастырях, и различали легкое пиво (2-4%), среднее (4,5-7%), крепкое (до 17%) и очень крепкое пиво (35%). Первое упоминание о пиве в царских указах датируется периодом правления Ивана III Великого 1440-1505), когда он запретил варить пиво всем желающим и закрепил это право за государством. Так пиво на Руси стало напитком государственной важности. С XVII века крестьянам разрешили варить пиво в домашних условиях, но только по праздникам.

Петр I Великий (1672-1725) после своего "Великого посольства в Европу привез оотуда в Россию мастеров-пивоваров. Именно при Петре I в России появляются первые пивные бары, если можно так сказать. Назывались они тавернами, кабаками или питейными заведениями. Только там была разрешена продажа пива.

В 1715 году была построена пивоварня во Львове (сейчас это территория Украины), которая явилась, по сути, первым серьезным пивоваренным заводом в стране. В 1775 году, в эпоху Екатерины II Великой (1729-1796), в Санкт-Петербурге появляется завод Александра Невского. Для своего времени это был самый крупный завод. Ежегодно здесь варилось и разливалось 1,7 млн. литров пива! Приблизительно в это же время построили Калинкинский пивзавод, который специализировался на варении элитных сортов. К началу XIX века на первый план выходят московские пивоварни, которых было аж 236! Они были небольшими частными, в отличие от крупных заводов Санкт-Петербурга. Очень известным было калужское пиво, которое варили по технологии верхового брожения (его называли «калужским элем»).

В 1848 году Калинкинский пивзавод и завод Александра Невского объединились. Так возник гигант, на котором варили уже 3,3 млн. литров пива в год. Этот завод существует и сегодня, только с 1923 года он стал заводом Степана Разина. В 1863 году построили первый совместный российско-германский завод «Бавария», который стал поставщиком императорского двора. Еще через 9 лет был основан знаменитый завод «Нева», который сегодня принадлежит компании «Балтика». В 1876 году построили и запустили Трехгорный пивоваренный завод в Москве, мощностью 7 млн. литров пива в год. Все это продолжалось до Первой мировой войны. Тогда многие заводы и лавки были закрыты, и начался расцвет домашнего пивоварения, а также незаконная продажа пивных напитков с рук.

В 30-е гг. в СССР были переоснащены и реконструированы все пивоваренные заводы. Великая отечественная война приостановила развитие пивоварения, а после войны пиво вновь стало очень популярным напитком. Советским пивным брендом было пиво «Жигулевское». Также популярны были «Ленинградское» и «Мартовское». Согласно ГОСТу, в Советском Союзе существовало 4 марки светлого пива и 4 - тёмного.

После развала СССР заводы были приватизированы, а также возникли совершенно новые компании. Населения России стали приучать к употреблению пива. Это делалось через совершенно невероятные рекламные бюджеты. В результате, за 30 лет пиво стало самым популярным напитком, уровень его потребления вырос в десятки раз. Такой лакомый рынок не мог не заинтересовать мировые компании, которые вошли на российский рынок и стали скупать отечественные брэнды. Сегодня в России практически не осталось независимых местных производителей пива.

Слышал передачу,где говорится что пиво придумали древние египтяне))))Но есть и другие версии

Первые упоминания о пиве появились ещё в античности. Учёные обнаружили древний манускрипт на папирусе, в котором около 3 тысяч лет назад отец упрекал сына в том, что он часто заходит в заведения, где пьют "гаг"(один из сортов пива.
В древней столице Египта Тель-Эль-Амарне британские археологи нашли остатки пивоварни конца XV начала XIV в. до н.э. Она принадлежала храму, построенному знаменитой Нефертити. В то время пиво было неотъемлимым продуктом в рационе египтян на ряду с луком и хлебом. Одной из важнейших частей суточной нормы строителей пирамид были три жбана пива. До нас дошёл один из рецептов её приготовления, следуя которому хороший ячмень нужно несколько раз намочить до образования хлопьев, высушить; приготовить из него хлеб, добавив закваску; затем немного поджарить и снова настоять на воде.
История пива на Руси.История взаимоотношений русского человека с пивом - тема вообще достаточно любопытная. С одной стороны, пить на Руси любили искони и толк в том знали. Но с другой стороны, у пива всегда были на отечественной почве достаточно серьезные веселящие соперники, которые не меньше нашего героя были органичны самому народу и его истории, из глубины которой и произрастают. Имеются в виду брага, мед (он же в современной интерпретации - медовуха) и водка. Веками они мирно конкурировали, боролись за вкусы соотечественников с переменным успехом. В летописях, донесениях, письмах и разнообразных справках эти напитки, как правило, по-родственному соседствуют. Но никогда никто всерьез не рассматривал идею отказаться от пития вообще. Когда князя Владимира захожие исламские священники склоняли к принятию на Руси мусульманства, агитируя возможностью иметь сразу четырех жен, то перспектива гарема князю может и глянулась, однако запрещение любого спиртного этой религией напрочь пресекало возможность любых славянских поползновений в сторону зеленого знамени. Владимир этим агитаторам так в лоб и ответил: "Руси есть веселье пити, не можем без того быти". Как отрезал. С тех пор немало нашего брата стараются как можно чаще подтверждать справедливость слов князя. Взять хотя бы эпизод из фильма "Покровские ворота" (режиссер Михаил Козаков). Ученые предполагают, что в наших славянских краях первые пивовары народились в эпоху так называемой Трипольской культуры, заложившей основы земледелия в междуречье Днепра и Днестра в IV-III в. до н. э. Но доподлинно этого никто не знает. Скорее всего то самое "трипольское" пиво варили из проса.
Первые письменные упоминания о пиве на Руси относятся к XIV веку. Во время археологических раскопок в Новгороде было обнаружено около тысячи берестяных грамот, в одной из которых некий Грикша писал: "Поклон от Грикши к Есифу. Прислав Онанья, молви...Яз ему отвечал: не рекл ми Есиф варити перевары ни на кого. Он прислал к Федосье: вари ты пив, седишь на безатьщине, не варишь жито..." Смысл этого берестяного послания ясен. "Житом" в Новгороде называли ячмень, а "переваром" -- хмельной напиток из меда и пива. Его изготовление было одной из натуральных повинностей в Новгородской и прочих землях. На Руси вообще были широко распространены медовые дани и перевары. Упоминания о солоде (проросшем высушенном и перемолотом зерне) встречаются еще в Киевской Руси. Солод, пиво и хмель считались обязательной частью оброка крестьян за пользование землей. Например, в писцовых книгах новгородских земель 1499-1500 годов среди прочих оброков встречаются и бочки с хмелем и пивом. Солодом часто расплачивались с мастерами, занимавшимися ремонтом городских укреплений, со сборщиками платежей и штрафов.

История пива берет начало с древнейших времен и уходит корнями в первые цивилизации Ближнего Востока. Пиво наверняка самый древний вид алкогольных напитков, первые упоминания о нем насчитывают десять тысяч лет. Спустя такую бездну времени можно только предполагать, как появилось пиво. Однако очевидно, что культура пивоварения тесно связана с культурой земледелия, и пиво существует примерно с тех самых пор, как люди научились перерабатывать зерна злаков в хлеб.

Скорее всего, пиво появилось случайно. На территории современной Сирии и Ирана археологами обнаружены древнейшие глиняные сосуды большой емкости с узким горлом, в которых, судя по всему, хранили зерно. Наверняка в такие сосуды иногда попадала дождевая вода, в теплом климате зерно прорастало, и начинался процесс брожения.

Известно, что около шести тысячелетий назад между Тигром и Евфратом существовала мощная и во многом загадочная цивилизация шумеров. Их высокоразвитая культура и создала первое в истории пивоварение.

Шумеры растирали зерна ячменя и спельты (вид злака, от которого произошла пшеница) в каменных жерновах, заливали их водой, добавляли душистые травы и подвергали это сусло брожению. Спустя некоторое время получался вкусный освежающий напиток, который был отдаленно похож на то, что сейчас мы называем пивом. Пивоварение поддерживали крупные землевладельцы, которые снабжали пивоварни зерном и мельницами для его размалывания, глиняными сосудами для брожения, поставляли прочее необходимое сырье.

В Вавилоне существовали смешанные сорта пива из спельты и ячменя, кроме того, вавилоняне первыми начали осознанно применять проращивание солода. В пиво добавляли различные приправы, однако хмель не применялся. Быть может, он был неизвестен древним вавилонянам, возможно также, что его просто не хотели использовать. Поэтому пиво вавилонян и шумеров имело сладковатый вкус, без привычной для нас хмелевой горечи.

Уже в те времена пиво становится выгодным товаром. Появляются центры коммерческого пивоварения, так, в месопотамском городе-государстве Ур пиво производили профессионально, на продажу.

Благодаря археологическим исследованиям на юго-западе Персии стало известно, как обращались с пивом около 3500 лет назад. При раскопках города Сузы были обнаружены большие шарообразные глиняные сосуды, которые закапывались под полом домов. Эти огромные пивные кувшины накрывались сверху керамической плитой с отверстием посредине.

Через отверстие пиво либо вычерпывали, либо вставляли туда специальную трубку, и пили непосредственно через нее. Предполагается, что пить пиво через трубочку приходилось из-за обильной пены на поверхности, в которой были взвешены частицы дробленого солода, а также из-за осадка на дне сосудов. Трубочкой удавалось тянуть пиво из срединной части кувшина, где не было твердых частиц.

Процесс употребления пива через трубочку запечатлен на многочисленных наскальных рисунках той эпохи. Археологам удалось даже выяснить, что в зажиточных домах такие емкости для пива устанавливались под полом помещений, предназначенных для мужских собраний, из чего следует, что пивоварением и потреблением пива уже тогда занимались мужчины. В то время как кулинария была женской стезей.

Кстати, в конце прошлого века пивоваренный завод «Hoepfner» в Карлсруе (Германия) решил поэкспериментировать, используя историческое наследие древних цивилизаций. На протяжении нескольких месяцев испытывались различные комбинации зерновых и пряностей, после чего в соответствующем ассирийскому стилю заведении «Nacht von Susa» («Ночи в Сузах») интернациональной публике, в том числе профессионалам, были представлены три сорта пива, приготовленного по рецептам древних шумеров и вавилонян. Отзывы были самые разные – от самых негативных до восторженных. Все дегустаторы сошлись в одном – шумерское и вавилонское пиво совершенно не похоже на тот напиток, который мы называем пивом сейчас.

Пиво «отметилось» и в знаменитом ныне Кодексе Хаммурапи. Великий вавилонский царь Хаммурапи, подчинивший себе Месопотамию и Ассирию, среди прочего установил правила, связанные с производством и употреблением пива. В 1902 году под Сузами была найдена двухметровая колонна из черно-зеленого диорита с многочисленными клинописными параграфами законов. Знаменитая находка хранится в Лувре. Этот древнейший свод законов, получивший название Кодекса Хаммурапи, составлен примерно за 1700 лет до Рождества Христова.

Кодекс Хаммурапи содержит два параграфа, посвященные производству и продаже пива. Первый параграф устанавливал предельные цены на пиво (в перерасчете на зерно), был направлен против злоупотреблений торговцев, и гласил «если трактирщица поднимет цену за пиво слишком высоко по сравнению с ценой зерна и это будет доказано, тогда следует бросить ее в воду».

По всей видимости, с тех пор как до сведения широкой общественности был доведен этот параграф древнего закона, и пошла юмористическая поговорка «губит людей не пиво, губит людей вода». Второй параграф воплощал в себе заботу древних вавилонян о фальсификаторах, которых полагалось до смерти упаивать собственным же варевом. Там же было указано, что за политические дискуссии среди посетителей питейных заведений хозяева последних могли поплатиться жизнью. Помимо сведений об этих устрашающих мерах, Кодекс Хаммурапи также сообщает, что в те времена почти все лекарства либо растворяли в пиве, либо запивали пивом.

Достоверные свидетельства развитого пивоварения обнаружены археологами и в Древнем Египте. Первоначально египтяне покупали пиво в Вавилоне, и постепенно оно завоевало их симпатии. Разумеется, проделав долгий путь по жаре на верблюдах, пиво теряло большую часть своих достоинств. Жителям долины Нила не оставалось ничего другого, как самим освоить его производство, и пиво вскоре стало народным напитком, одним из основных продуктов питания.

Древнеегипетский иероглиф, обозначающий трапезу, в буквальном переводе звучит как «хлеб и пиво», т.е. тесная связь между питанием, хлебом и пивом существовала уже в те древние времена. Египтяне во времена фараонов в совершенстве владели искусством приготовления ячменного солода, а также умели варить пиво из других злаков, но делали это иначе, чем в Вавилоне. Изобретение пшеничного пива они приписывали богу Озирису.

Древнеегипетское пиво, которое называлось «хек», было сладким и крепким. Египтяне приправляли его ядовитой мандрагорой, которой приписывались чудодейственные свойства. Кроме того, в разные сорта пива добавляли шафран, анис и другие пряности.

Древнейшие из рецептов египетского пива относятся к 3500 году до Новой Эры. Особое целебное действие египтяне приписывали пивной гуще. Ее использовали для различных припарок, а также принимали внутрь. И вообще, египтяне считали, что удовольствие, в том числе и от пива, удлиняет жизнь.

Примерно в 1250 году до Новой Эры фараон Рамсес II попытался ограничить потребление пива и сам выступил в роли примера для подражания, хотя высшие слои египетского общества и без того традиционно предпочитали вино.

Торговлю пивом запрещали и даже закрывали лавки, в которых продавался хек, однако древнеегипетская антиалкогольная кампания не возымела особого успеха. Народ продолжал пить пиво. А пивовары были в Египте настолько уважаемы, что фигурки, изображавшие представителей этой профессии, помещали в захоронения.

Несмотря на то, что потребление пива в древнем Египте всегда было велико, ни одному из фараонов (даже Рамсесу II) на протяжении тысячелетий не пришло в голову облагать производство пива налогами, хотя производство других видов сельскохозяйственной продукции исправно обкладывалось невыносимыми поборами.

Первой до этого додумалась знаменитая Клеопатра, последняя представительница династии Птолемеев, правившая в Египте с 69 по 30 годы до Новой Эры.

Она хотела возобновить строительство пирамид, а для этого нужны были деньги. Разумеется, официальной версией была забота о народной трезвости. Так был введен первый налог на алкогольные напитки.

Из Египта пиво пришло в Эфиопию, а оттуда – на Кавказ. В царстве Урарту (территория нынешней Армении) в IX-VII веках до Новой Эры изготавливали крепкое пиво. С Кавказа пиво попало в Европу. Скифы делали пиво из ячменя, дробленого риса, овса и проса.

Германцы начали изготавливать пиво в III веке до Новой Эры. Галлы в I веке Новой Эры делали напиток, весьма похожий на пиво, который сохранился в северной Франции, Бельгии и Англии вплоть до конца XIX века. Примерно к этому же времени восходят свидетельства римлян об употреблении ирландцами напитка из ячменного солода с травяными добавками. Заменой хмелю служили цветки вереска, молодые побеги ракитника, полынь, ягоды лавра и плюща. Подобные добавки применялись наряду с хмелем и позже.

Как известно, древние греки и римляне пили преимущественно вино и о пиве знали не много. Более того, пиво они считали напитком варваров. Грекам еще в эпоху Аристотеля было известно об употреблении пива народами северной и центральной Европы.

Ко II веку Новой Эры центром пивоварения в Европе становятся германские земли, о чем сообщил первый «иностранный корреспондент» Римской империи Публий Корнелий Тацит, автор знаменитого трактата «О германцах».

Тацит говорил о пиве как о жутком, зловещем напитке. Впрочем, судя по всему, Тацит был прав. Известно, что германцы использовали для приготовления пивного сусла все, что им казалось подходящим, например, дубовую кору, листву ясеня и бычью желчь. Такие необычные добавки применялись вплоть до наступления эпохи христианства. Более того, некоторое время монахи даже продолжали эти сомнительные эксперименты, используя для производства пива можжевельник, чернику и грибы.

Тацит пришел к выводу, что с германцами можно покончить не только огнем и мечом, но и стимуляцией местного производства пива, что говорит о высокой степени развития военной науки в Древнем Риме. Для того времени очевидное для нас понятие геноцида – путем инициирования деградации народа посредством массового внедрения алкоголя в повседневную жизнь какой-либо национальной общности – было внове.

От германских земель технология приготовления пива постепенно распространилась в Англии и Скандинавии, а затем, благодаря экспансии европейской культуры, и по всему миру. По этой причине родиной пива принято считать Германию. Да и своим названием европейское пиво обязано древним германцам. В старонемецком языке для обозначения этого напитка существовало слово «bior», в котором нетрудно узнать сегодняшнее немецкое «bier» или английское «beer».

Хотя в том или ином виде пиво существовало во многих странах с незапамятных времен, именно хмель произвел в пивоварении подлинную революцию. Хмелеводство началось в Европе в эпоху великого переселения народов. Кстати, хмель был известен еще в Древней Руси, откуда, вполне возможно, и попал в центральную Европу.

Первое упоминание о хмеле относится к VIII веку, однако важнейшим компонентом пива он стал только в XII веке. Впервые добавлять хмель в пиво попробовали при Карле Великом, приблизительно в 800 году. В Германии хмель ценился настолько высоко, что им даже уплачивали государственные пошлины. Постепенно он превратился в европейскую валюту, на первых порах, впрочем, не вполне конвертируемую, так как в Англии до XV века хмель был запрещен к употреблению.

Надо отметить, что средневековое пиво далеко не всегда было безвредным для здоровья. Входившие в его состав галлюциногенные алкалоиды могли вызывать видения, и это служило поводом для множества суеверий. Вплоть до конца XVI века в Европе практиковалось сожжение «пивных ведьм», которых обвиняли в порче пива, хотя, конечно, дело было в несовершенстве технологии.

Видимо, именно в монастырях возникла и реализовалась идея добавлять в пиво хмель. Монахи, в отличие от ремесленников-пивоваров вели изыскания системно, кроме того, они были грамотны и записывали результаты своих опытов, сохраняя их для следующих поколений. Монастырское пиво становилось все лучше и лучше, в том числе благодаря хмелю.

Охраняемых границ в ту пору в центральной Европе не было, и секреты пивоварения со странствующими монахами перемещались из монастыря в монастырь. В конце концов, монастыри официально получили право заниматься производством и торговлей пивом, превратившись в настоящие форпосты пивоварения, а некоторые сохранили этот статус до наших дней.

Вопрос о том, почему пивоварение в Европе развивалось именно в монастырях, имеет вполне конкретный, но все же несколько комический ответ. Для благочестивых монахов производство хорошего и крепкого пива стало вопросом жизни и смерти, ведь как иначе они смогли бы выдержать долгие посты? И ладно бы еще в теплой Италии, но в холодной и суровой Германии обойтись без источника высококалорийного питания, разрешенного к употреблению в постные дни, было просто невозможно!

Несмотря на доводы оголодавших монахов, правила соблюдения поста для северных братьев во Христе не облегчались. Так появились первые сорта крепкого пива, тогда же родилось выражение «пиво – это жидкий хлеб». Пиво было настоящим счастьем для монахов, потому что клерикальный принцип гласил «жидкость не нарушает поста». От Папы, который наверняка изменил бы этот принцип, положение пива в рационе монахов мудро утаивалось.

Однако в IX веке пиво было почти запрещено для монахов, но одному из церковных иерархов пришла спасительная мысль провозгласить пиво священным напитком, в результате чего было только регламентировано максимальное количество пива, которое ежедневно могли выпивать монахи. В соответствии с этими правилами, даже в самом нищем монастыре каждый монах получал свыше одного литра пива в день, не считая полулитра вина. В богатых монастырях их счастливые обитатели могли ежедневно наслаждаться почти тройной дозой напитка.

Немало монастырей проворачивало неплохой бизнес, торгуя пивом, в том числе и пивоварня в монастыре Вайенштефан близ Фрейзинга, основанная в 1040 году. Вайенштефан можно назвать старейшим действующим предприятием в мире. Только в 1803 году монастырскую пивоварню взяли в свои руки светские власти, объединив ее с сельскохозяйственной школой. В наши дни Вайенштефан относится к Техническому университету города Мюнхена.

Пиво того времени уже вполне можно было сравнить с нынешним. Однако тогда его варили на открытом воздухе, иногда еще без добавления хмеля. Дрожжами, вызывающими спиртовое брожение, пользоваться не умели, брожение протекало самопроизвольно. В результате иногда появлялось пиво, пена которого быстро оседала, а цвет пива был в зависимости от компонентов солода то светлее, то темнее. Пиво на вкус казалось выдохшимся, хотя и было свежим и только что разлитым.

Помимо монастырей, в средние века стали появляться и муниципальные пивоварни, а пивовары объединились в гильдии. На территории нынешней Чехии, в Пльзене и Чешских Будейовицах, коммерческое пивоварение началось не позже XIII века. В начале XV века пивоварня в Чешских Будейовицах снабжала пивом королевский двор Богемии. Тогда-то у местного пива и появился девиз «пиво королей». Примерно в то же время образовали свои гильдии пивовары Германии. В Англии пиво (точнее, его разновидность – английский эль) стало главным национальным напитком к концу XIV века.

К XIII веку в северной Германии варили уже довольно неплохое пиво и притом гарантированно безвредное для здоровья. В ганзейских городах наблюдался настоящий бум пивоварения, а пик этого бума – в Бремене. К концу XV века в Гамбурге действовало около 600 пивоварен.

При ратушах Гамбурга и Любека существовали пивные и винные погреба. Пиво было основной статьей экспорта и поставлялось во многие страны Европы и даже Средиземноморья. Немецкое пиво пили и в русских городах – Новгороде и Пскове. В обратном направлении ганзейцы везли русский мед (пивной напиток), а позже стали импортировать хмель.

Огромную роль в становлении немецкой пивной культуры сыграл принятый в 1516 году баварский закон о строгом соблюдении рецептуры пива. Этот закон, названный Reinheitsgebot (заповедь чистоты), непреложно устанавливал, что пиво можно варить только из ячменя (позже – ячменного солода), хмеля и чистой воды. Поскольку дрожжи в то время еще не были известны, процесс брожения оставляли на волю случая.

Закон отличался суровостью – тех, кто разбавлял и подделывал пиво, строго штрафовали, а самых отпетых – и вовсе топили в собственном пиве. Reinheitsgebot действует в Германии по сей день, являясь старейшим законодательным актом в мире, регламентирующим производство продуктов питания и защищающим права потребителя.

Еще одной важной вехой в истории пивоварения было открытие в XIX веке Луи Пастером дрожжевых грибов – одноклеточных организмов, ответственных за брожение.

В 1881 году датчанин Эмиль Кристиан Хансен впервые получил чистую культуру пивных дрожжей, что открыло перед пивоварами новые возможности, которыми они с блеском воспользовались – в современном мире пиво является самым массовым и популярным алкогольным напитком, не знающим себе равных по объему производства и ассортименту.

» обозначалась любая жидкость, не имеющая в составе алкоголя. Ученые не могут точно установить, кто придумал пиво. Существует более тысячи разновидностей этого напитка, отличающихся ароматом и вкусовыми композициями, благодаря чему оно получило мировую популярность.

История пивоварения

История пива начинается с древнейших времен. Некоторые ученые считают, что возделывание зерновых культур началось с целью изготовления пивных отваров. Самые ранние свидетельства об изготовлении этого напитка датируются 3500-2900 гг. до н. э. Варкой занимались в Иране, Египте, Древней Месопотамии. Позже производство переняли вавилоняне и евреи.

Пивоварение было широко распространено на территории всего древнего мира. Напиток, изготовленный из пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса, употребляли в Греции, Риме, Армении. Народ древнего Китая изготавливал пенную жидкость из проросшего риса и фруктов.

Как подтверждает история пивоварения, изготовление питья было распространено преимущественно в северных районах, где из-за климатических особенностей невозможно выращивать виноград, необходимый для производства вина.

В эпоху раннего Средневековья на изготовлении ячменного питья специализировались европейские монахи, которым удалось усовершенствовать технологический процесс, добавив в состав хмель, применяемый в качестве консерванта.

В Средние века пиво употребляли взрослые и дети, т. к. в результате процесса кипячения жидкость освобождалась от болезнетворных микроорганизмов, в отличие от питьевой воды тех времен. Благодаря содержанию большого количества калорий жидкость приравнивалась к пищевому продукту.

В Новгородских письменах IX века специалистами найдены упоминания о жидкости, изготовленной на ячменной основе.

Религия и народные легенды упоминают о том, как появилось пиво. Так, согласно легенде, во время путешествия на ковчеге жене Ноя явился ангел и поведал рецепт изготовления вкусного ячменного напитка. Европейские народы считают, что эта жидкость появилась благодаря одному рассеянному крестьянину. Человек случайно оставил ячмень под солнцем и дождем, в результате чего образовалась жидкость, пришедшая ему по вкусу. Позже крестьянин специально стал оставлять ячменные зерна под открытым небом.

Историки с уверенностью утверждают, что родина пива — Древний Египет. Многочисленные находки археологов свидетельствуют об употреблении напитка египетской знатью. Была обнаружена древняя пивоварня, на одной из стен которой нанесено панно с изображением царицы Нефертити, разливающей алкоголь с помощью небольшого ситечка. Люди низших сословий, занятых на строительстве египетских пирамид, получали ежедневный паек, состоящий из хлеба, лука, чеснока и ячменного питья.

История пива в Европе берет начало в Германии, откуда произошло современное слово «пиво», которое употребляется в английском языке. Одно из названий древнего германского питья — эль — используется в языке различных народов.

В составе древнего напитка не было хмеля, придающего горьковатый вкус и улучшающего качество. Раньше в качестве пивных компонентов использовали всевозможные пряности и травы.

Кто изобрел пиво

Приписать изобретение пива какому-то периоду времени либо культуре невозможно. Наибольшей вероятностью пользуется предположение о том, что история создания пива связана со становлением сельского хозяйства в сфере выращивания зерновых культур. Возможно, что древние племена после сбора пшеницы, ячменя, кукурузы столкнулись с процессом брожения, после чего и решили заняться пивоварением.

Сколько времен существует пенный напиток, столько и распространяются по земле истории и легенды о его создании. Основными же легендами является Божественное провидение, история о забывчивом крестьянине. У каждого народа есть собственные предположения о том, кто создал пиво.

Сколько лет пиву

Ни один ученый не возьмется установить точную дату происхождения пенного напитка. При раскопках, производимых по всему миру, специалисты находят сосуды из-под пивного питья, но не было обнаружено ни одной пивоварни. Это связано с тем, что длительное время изготовление слабоалкогольной жидкости осуществлялось в домашних условиях.

Каждое жилище было оборудовано очагом и сосудами из керамики, служащими для приготовления пищи и хранения сыпучих продуктов. Сложно установить, использовалась ли кухонная утварь исключительно для приготовления пищи или могла также применяться в целях пивоварения.

История пива связана с развитием общества, появлением пивоварен, где осуществлялось централизованное изготовление напитка для элиты, солдат, рабов.

Археологические находки подтверждают, что древние люди, проживавшие на земле 11 тыс. лет назад, употребляли пиво. На территории современной Турции ученым удалось обнаружить следы этой жидкости.

Руины сооружения, которому насчитывается 3500 лет, свидетельствуют о пивоваренном процессе на Кипре. Археологи обнаружили банкетный зал и пивоварню, оборудованную печами, предназначенными для высушивания солода.

История пива на Руси и в России

Первые упоминания о пиве обнаружены в берестяных грамотах Древнего Новгорода. Первое пиво называлось переваром и изготавливалось с добавлением меда, солода и хмеля. Напиток являлся ценным и преподносился крестьянами в качестве оплаты дани. Солодовую жидкость различной крепости варили в монастырях и применяли при проведении ритуальных обрядов. В XIV веке был издан царский указ, запрещающий варить пенный напиток всем желающим. Так пивоварение стало государственной задачей.

При правлении Петра I открылся первый в стране пивоваренный завод, вследствие чего распространение напитка стала возрастать. Екатерина Великая продолжила строительство специализированных заводов. В 1775 году в Петербурге был открыт самый крупный завод, производящий ежегодно 1,7 млн литров хмельного питья. В это же время продолжается открытие заведений, специализирующихся на изготовлении элитных сортов. Интенсивное возведение пивзаводов продолжалось вплоть до введения сухого закона.

Дальнейшее развитие пивоварения продолжилось в СССР, где осуществились переоснащение и реконструкция заводов. После окончания Великой Отечественной войны хмельной напиток получил широкую востребованность, в стране даже появилась собственная марка — «Жигулевское».

После развала Советского Союза пивоваренные учреждения приватизировали, вследствие чего стали появляться новые компании. Чтобы привлечь население к употреблению хмельного напитка, проводились масштабные рекламные акции. В России пиво является самым распространенным алкогольным напитком.