Краткое содержание уроки французского коровина 2 часть. В Г Распутин "Уроки французского". " Главные герои. Уроки доброты"

Краткое содержание Уроки французского

Рассказ начинается с того, как главный герой, одиннадцатилетний мальчик из сибирской глубинки, поступает в пятый класс. Дело было в 1948 году, когда на дворе стоял голод послевоенных лет. Мальчик был старшим в семье из трех детей, отца у них не было. Мать с трудом находила хоть какие-то крохи еды, чтобы прокормить детей, а он ей помогал. Порой зерна овса и глазки проросшей картошки были единственным, что они «сажали» в своем животе. В начальной школе мальчик хорошо учился, все говорили, что он «башковитый».

Тогда мама решила пристроить его в райцентр к своей знакомой. Все равно хуже и голоднее, чем дома уже быть не могло. Так он переехал в город, где тоже хорошо учился. Единственным сложным предметом был французский. По всем остальным у него были заслуженные пятерки. А по французскому он мог запомнить правила, конструкции, слова, но вот выговорить никак не мог. Сколько не старалась Лидия Михайловна научить его произношению, все зря. Все, что он произносил вслух на французском напоминало «деревенские скороговорки», и молодая учительница лишь морщилась от этого.

В свой очередной приезд мама заметила, что мальчик сильно исхудал. Она думала, что это от переживаний и скуки по дому, хотела даже забрать его домой. Но мысль, что придется оставить учебу останавливала. На самом деле такое недоедание было связано с тем, что часть присланных мамой продуктов куда-то пропадала, а мальчик не мог понять куда. Он подозревал соседку тетю Надю, которой нужно было накормить трех детишек, но никому не говорил. В отличие от деревни, здесь даже рыбу нормальную нельзя было словить или съедобных корешков накопать, так он и оставался сутками голодный. Зачастую его ужином была лишь кружка кипятка.

Вскоре он познакомился с мальчишками постарше. В этот круг его привел Федька. Там всем верховодил Вадик – здоровый семиклассник. Ребята часто собирались, чтобы поиграть в «чику» на деньги. Правила были просты. Монеты складывались стопкой, решкой вверх. Для того, чтобы выиграть нужно было ударить по стопке так, чтобы как можно больше монет перевернулось орлом вверх. Это и был выигрыш. Туда ходил и одноклассник мальчика – суетливый Тишкин. Играть научились быстро, но выигрыш всегда был мизерный. Больше всех выигрывал Вадик, так как жульничал. Когда мальчик попытался уличить его в этом, тот его избил.

В школе это заметила Лидия Михайловна, которая и была не только учительницей французского, но и их классным руководителем. Она стала интересоваться, что с ним произошло. Мальчик хотел соврать, но Тишкин все выдал. Учительница попросила его остаться после уроков. Он боялся, что она его отведет к директору, но она просто хотела поговорить. Директор, Василий Андреевич, обычно в таких случаях любил прилюдно пытать провинившихся на линейке. Даже мог исключить из школы. Но Лидия Михайловна поступила иначе. Она расспросила о произошедшем, поинтересовалась, зачем ему деньги. Когда она узнала, что он покупает на них молоко, то очень удивилась. В итоге он пообещал больше не играть на деньги, но соврал.

Вскоре опять понадобились деньги, и он снова примкнул к компании Вадика. Когда он в очередной раз пришел в школу с синяками, Лидия Михайловна сказала, что будет оставлять его после уроков для дополнительных занятий. Для мальчика это было подобно пытке. Ему пришлось ходить домой к учительнице, где он совсем терялся. Она часто расспрашивала о его семье, хотела кормить ужином, но он убегал. Однажды мальчику пришла посылка с макаронами, сахаром и гематогеном. Он сразу понял, что это не от матери, так как у них в деревне макаронов не было. Он вернул ящик учительнице и отказался брать продукты.

На этом уроки французского не закончились. Лидия Михайловна придумала новую игру: она хотела играть с ним на деньги, только в игру своего детства «пристенку». Нужно было бросать монеты об стенку, а потом пытаться достать пальцами от своей монеты до чужой. Если достал, то выигрыш твой. Играли они тихо, чтобы директор за стенкой не услышал, так как он жил в соседней квартире. Однажды он все-таки их поймал. Учительница не стала отрицать, что играет с учеником на деньги. Тогда, он отправил ее обратно на Кубань. К зиме пришла еще одна посылка с макаронами и яблоками. Больше всего его поразили яблоки. Ведь их он раньше видел только на картинке.

Мальчик пошел в пятый класс в сорок восьмом году. Правильней сказать, поехал: у них в деревне была только начальная школа, поэтому его отправили учиться дальше в райцентр.

Голод в тот год еще не отступил, а их у матери было трое.

Трудно сказать, как решилась мать отпустить сына в район: жили они без отца, очень плохо, она, видно, рассудила, что хуже не будет — некуда. Учился мальчик хорошо и с удовольствием, писал за старух письма, и все считали его «башковитым». И мать, наперекор всем несчастьям, собрала его.

Учился мальчик и в райцентре хорошо. По всем предметам, кроме французского, были пятерки. С французским у него не ладилось из-за произношения. Лидия Михайловна, учительница французского, слушая его, бессильно морщилась и закрывала глаза.

В райцентре мальчик сильно похудел из-за тоски по дому и потому, что он постоянно недоедал. Осенью, когда из их деревни возили зерно, мать присылала еду довольно часто. Но ее не хватало.

Голод в городе совсем не походил на голод в деревне. Там всегда, особенно осенью, можно было что-то перехватить, сорвать, выкопать. Здесь же были чужие люди, чужие огороды, чужая земля.

Однажды в сентябре приятель мальчика спросил у него, умеет ли он играть в «чику», и позвал посмотреть. Игра происходила на окраине города. Мальчик понаблюдал и понял, в чем состоит суть игры. Главное — игра шла на деньги, и он понял, что это будет спасением для него.

Денег, конечно, у матери не было. Но очень редко она присылала в конверте 5 рублей. Предполагалось, что сын должен покупать на них молоко — от малокровия. И вот, когда у него снова появились деньги, он решил попробовать играть. Сначала мальчик проигрывал, но с каждым разом он чувствовал, что его рука становится увереннее. И вот наступил день, когда он выиграл свой первый рубль. Больше ему было не надо — этого хватало на пол-литровую банку молока. Голод уже не был так страшен.

Но у мальчика не хватало хитрости скрыть свое умение, и вскоре, когда после очередного выигранного рубля он собирался уходить, его остановили и избили.

На следующий день с разбитым лицом он пришел в школу. Лидия Михайловна, которая была их классным руководителем, поинтересовалась, в чем дело. И кто-то с задних парт, крикнув, раскрыл его тайну.

Мальчик ждал наказания, но учительница спокойно восприняла эту новость. Она только стала расспрашивать, сколько он выигрывает и на что тратит деньги.

— На молоко, — ответил он.

Она сидела перед ним, умная, молодая, красивая, и внимательно рассматривала его.

Перед ней крючился на парте тощий мальчишка с разбитым лицом, неопрятный без матери и одинокий.

Вздохнув, Лидия Михайловна перевела разговор на другое. Она пожалела, что у него только по французскому не пятерка, и предложила заниматься с ним дополнительно.

Так начались для него мучительные и неловкие дни. Каждый вечер после занятий Лидия Михайловна пыталась усадить его ужинать, но ученик упорно отказывался.

Однажды в школе ему сказали, что внизу, в раздевалке, для него лежит посылка. Мальчик обрадовался: конечно же, это кто-то привез от матери. Взяв фанерный ящик и тут же открыв, он с удивлением обнаружил там макароны и гематоген. И он все понял! У них в деревне никогда таких продуктов не было. Это учительница решила подкормить его таким образом. Взяв посылку, мальчик отнес и отдал ее Лидии Михайловне.

Уроки французского на этом не прекратились. Лидия Михайловна взялась за мальчика по-настоящему. И вскоре это дало результаты: произносить фразы по-французски стало гораздо легче.

Однажды учительница спросила, по-прежнему ли он играет на деньги.

— Нет, — ответил мальчик. — Ведь сейчас зима.

Лидия Михайловна стала вспоминать свое детство и их игры. Оказывается, они тоже играли на деньги. Как-то Лидия Михайловна попыталась вспомнить эту полузабытую игру, и вскоре, ползая.по полу и крича друг на друга, они азартно сражались в «пристенок».

Теперь французским они занимались мало, все время проводя в игре. Выигрывали поочередно, но мальчик — больше и чаще.

Знать бы, чем это кончится.

Стоя друг против друга, они заспорили о счете. Они кричали, перебивая друг друга, когда до них донесся удивленный, если не сказать, пораженный, но твердый, звенящий голос:

— Лидия Михайловна, что здесь происходит?

В дверях стоял директор школы.

Через три дня Лидия Михайловна уехала. Накануне она встретила мальчика после школы.

— Поеду к себе на Кубань, — сказала она, прощаясь. — А ты учись спокойно... Тут виновата я. Учись, — она потрепала меня по голове и ушла.

И больше он никогда ее не видел.

Среди зимы, уже после январских каникул, ему пришла по почте посылка. Там были макароны и три красных яблока.

/ / «Уроки французского»

Моя самостоятельная и, так сказать, почти независимая жизнь началась в 1948 году. Тогда я отправился в пятый класс в райцентр, поскольку школа от моего дома была далеко. В семье нас у матери было трое, я же был старшим. Из-за еще не прошедших последствий войны, чтобы обмануть желудок и избавиться от чувства голода, я заставлял сестренку есть глазки картошки, зерно, рожь.

Жили мы плохо, к тому же и без отца, поэтому мать решила меня отправить в район. В родном селе меня считали грамотным, а поэтому и носили мне все облигации. Люди верили, будто у меня счастливый глаз. Благодаря моей удачливости и мне выпадало с выигрыша.

Я был единственным и первым из деревни, кто учился в районе. Учился я в целом хорошо, на пятерки. Несмотря на то, что я быстро учил новые слова и справлялся с грамматикой, из-за сложности произношения французский язык мне совсем не давался.

Наша учительница, Лидия Михайловна, закрывала глаза от моего произношения. Она усердно пыталась научить меня произносить звуки, но я не мог этого сделать. Приходя с занятий, я всегда отвлекался: занимался делами, играл с ребятами. Если же я не был ничем занят, тоска по дому, пуще всякой хвори, одолевала меня. Из-за этой тоски я исхудал.

Еду мне высылали раз в неделю. По большей части это был хлеб, картошка. Очень редко мать клала мне небольшую банку творога. Также мать подкладывала в конверт с письмом мне по пятаку – на молоко. Оно было необходимо для меня, потому что я болел малокровием. Но мои продукты куда-то девались – их кто-то таскал.

Осенью Федька привел меня за огороды к ребятам, которые, спрятавшись, играли в «чику». Игра для меня оказалась абсолютной новой, на деньги. Так как копеек у меня не имелось, я лишь со стороны наблюдал за мальчишками. Правила игры показались мне незамысловатыми: в стопку монет нужно было бросать камень. Перевернутся орлом – деньги твои.

Раз на деньги, которые мать прислала на молоко, я пошел играть. В свою первую игру проиграл я девяносто копеек. Каждый вечер я тренировался, и результат не заставил себя ждать. На выигранный рубль я покупал козьего молока.

Мои выигрыши начали злить ребят, а особенно, Вадика. И вот в очередной раз я выиграл, но Вадик специально сделал монеты «не в склад». Я попытался оспорить это, но тут же ребята пнули меня. Хлюпая, с кровью из носа я поплелся домой.

С распухшим носом и ссадинами я пошел на занятия. На расспросы Лидии Михайловны я отвечал короткой фразой: «Я упал». Но Тишкин выкрикнул, что все это сделал Вадик из седьмого класса, потому что мы играли с ним на деньги. Я сильнее всего опасался, что классный руководитель поведет меня к директору школы. Василий Андреевич обычно выставлял провинившегося на общую линейку и при всех спрашивал, что побудило его заниматься этим "грязным", непристойным и позорным делом. Но, к моему счастью, Лидия Михайловна завела меня в класс. Я рассказал ей, что выигрываю рубль, на который покупаю лишь молоко. Я пообещал учительнице больше не играть на монеты, но положение в деревне у матери было совсем плохим, все мои запасы кончились. В желании найти новую компанию для игры, я обошел все улицы, но, увы, сезон закончился. Тогда я набрался сил и снова спустился к ребятам.

Птаха стало быть набросился на меня, но Вадик остановил его. Старался я выигрывать немного, но что случилось, то случилось – я начал выигрывать рубли. Тогда меня мальчишки снова поколотили. На этот раз как таковых синяков не было, была лишь раздута губа.

Лидия Михайловна решила учить меня французскому индивидуально. Каким мучением это стало для меня! Но самым страшным оказалось то, что из-за отсутствия времени в школе мне приходилось ходить к ней домой. Она ходила в домашней одежде, включала пластинки, из которых доносился мужской голос, говорящий на французском. От этого языка невозможно было убежать. От всего происходящего мне было неловко и даже стыдно.

Лидии Михайловне на вид было лет двадцать пять, и, как мне казалось, она уже побывала замужем. Во взгляде же ее чувствовалась доброта, мягкость, некая хитринка.

А еще я безумно страшился, когда эта молодая женщина после занятия звала меня с ней за стол ужинать. Тогда я вскакивал и быстро убегал. Казалось, даже краюха хлеба не полез бы тогда в мое горло. Со временем она перестала звать меня за стол, чему я был очень рад.

Однажды шофер дядя Ваня привез мне ящик. Я не мог дождаться до дома и с нетерпением открыл его. Каково было мое изумление, когда я увидел там макароны! Я начал грызть их, думая, куда убрать посылку. Но тут я опомнился... Какие макароны могут быть от моей бедной матери? Тогда я разгреб всю посылку и на дне ящика увидел гематоген. Мои сомнения подтвердились. Это была Лидия Михайловна.

Раз учительница снова спросила меня, играю ли я на деньги, а затем попросила рассказать правила игры. Тогда она показала мне игру своего детства – «пристенок» - и предложила сыграть. Я очень удивился. Так мы начали играть с ней на деньги. Лидия Михайловна поддавалась мне, и я замечал это.

Однажды, заигравшись и громко ведя споры, мы услышали голос Василия Андреевича. Он изумленно стоял в дверях и был поражен увиденным: учительница французского играет на деньги с оборванцем-учеником!

Спустя три дня Лидия Михайловна вернулась на Кубань. Больше я ее не видел.

В середине зимы мне пришла посылка: в ней были макароны и три алых яблока. Хоть до этого я и не видел их, но я понял, что это они.

Это был сорок восьмой год, тогда главному герою рассказа едва исполнилось одиннадцать лет. Мальчик благополучно отучился в четырех классах школы, но получить дальнейшее образование не имел возможности: для продолжения обучения нужно было уезжать в город.

То были тяжелы послевоенные годы, семья ребенка осталась без отца, мать его едва сводила концы с концами в попытке прокормить троих детей. Голодали все. Однако вопреки всему он все-таки смог достойно обучиться грамоте и в деревне слыл грамотеем.

Ребенок часто читал для пожилых людей, помогал писать письма и, что более важно, немного разбирался в облигациях, из-за чего часто помогал деревенским выигрывать деньги, пусть и небольшие. Те в благодарность иногда подкармливали ребенка.

Понимая, что у сына ее есть большой потенциал к учебе, и ежедневно слушая наказания других людей, в конце концов мать главного героя решилась отправить его учиться дальше. Да, жить было не на что, но и хуже быть уже не могло, а грамотность нынче дорого стояла. Женщина рассудила, что риск того стоял.

Кое-как собрала ребенка в школу, договорилась со знакомой из района поселить к ней своего сына, отправила ребенка в город. Так началась самостоятельная жизнь главного героя, и для него она была очень тяжела. Есть ему часто было совершенно нечего: тех крупиц, что кое-как отправляла мать, едва хватало, не говоря уже о том, что хозяйка дома часто забирала тайком часть еды своим детям.

Мальчику было одиноко и тоскливо в чужом городе, но обучение он свое не забросил и учился так же хорошо, как до этого в деревне. Единственной его проблемой в учебе оставался французский язык. Ребенок прекрасно понимал грамматику, спокойно учил слова, но произношение его было очень плохое. Из-за этого его учительница французского, Лидия Михайловна, оставалась им недовольна и никогда не ставила оценок выше четверки, в остальном же он был круглым отличником.

Дни шли за днями, и где-то в конце сентября к парнишке приехала мать. Навестить. Увиденное привело ее в ужас: сын сильно исхудал и выглядел крайне измученно. Но решив, что не хочет расстраивать мать, главный герой вел себя сдержанно, при ней не плакал и на жизнь не жаловался. Однако когда женщина уже собралась уезжать, он не выдержал и, зарыдав, бросился вдогонку за машиной. Мать его не выдержала и, остановив машину, предложила вернуться домой. Напуганный тем, что все ими сделанное уйдет впустую, он убежал. Дальше жизнь его пошла по накатанной.

Однажды к главному герою, это было еще в конце сентября, подошел один из его одноклассников и поинтересовался, не боится ли тот играть в Чику. Главный герой сказал, что не знает об этой игре вовсе, на что получил приглашение поучаствовать. Ни денег, ни каких-либо навыков он не имел, поэтому на первое время дети порешали просто понаблюдать за игрой. В уговоренном месте уже собралась небольшая компания детей, предводил которую старшеклассник по имени Вадик и его правая рука - Птаха.

Игра была в самом разгаре. Наблюдая за ней, главный герой смог понять правила игры и отметить, что Вадик играл не совсем честно и большую часть времени именно из-за этого выигрывал деньги, хотя и его навыки к игре были на высоте. Постепенно в голове мальчика крепла мысль о том, что и он мог бы спокойно играть в эту игру.

Время от времени вместе с посылками от мамы приходил конверт с несколькими монетами, за которые можно было купить пять небольших баночек молока. Они были нужны ребенка из-за малокровия. Когда в очередной раз в руки мальчика попала эта посылка, он решил не покупать молоко в этот раз, а разменять деньги на мелочь и попробовать сыграть в Чику. Так он и сделал. Первое время ему не везло.

Однако чем больше он играл, тем лучше его игра становилась. Он придумал стратегию, день ото дня набивал руку, и вот наконец настал тот день, когда он начал побеждать. Мальчик играл осторожно и точно, уходил, как только получал рубль, несмотря на все уговоры остаться. Жизнь его начала налаживаться. Теперь у него, по крайней мере, была еда.

Но, как позже уяснил для себя ребенок, подобный успех делать столь очевидным было нельзя. Сначала Вадик и Птаха, заподозрив неладное, начали всячески мешать главному герою, но видя, что это не помогает, решили действовать радикально. Так, во время очередной игры они пошли на откровенные жульничество, после чего избили главного героя и с позором выгнали его из компании. Идя домой избитым и с пустыми руками, мальчик чувствовал себя самым несчастным человеком на свете.

Утром в отражении зеркала ребенка встретило избитое лицо. Спрятать следы от побоев не удалось, и мальчик со страхом решил пойти в школу так, потом что прогуливать без веской причины не решался. В школе Лидия Михайловна, что очевидно, состояние мальчика заметила и поинтересовалась причиной стольких увечий. Главный герой солгал, что упал с лестницы, но один из одноклассников выболтал всю правду. На минуту воцарилась тишина. После этого, к удивлению главного героя, ябеду наказали, а его трогать не стали вовсе, но попросили зайти после уроков.

Весь день мальчик сидел как на иголках, боясь того, что его (как всех нарушителей порядка в этой школе) поставят в центр толпы учеников и при людно начнут ругать. Однако этого не произошло. Не было и скандала. Лидия Михайловна просто посадила его перед собой и тихим голосом начала расспрашивать. Пришлось все рассказать: и про голод, и про азартную игру. К его беде женщина отнеслась с пониманием, обещала ничего не рассказывать в ответ на обещание больше в такие игры не играть. На том и порешили.

Продержался он, на самом деле, долго. Но нарушить слово пришлось. С урожаем в деревне были проблемы, и больше посылок ребенок не получал. А голод никуда не уходил. В очередной раз собрав всю мелочь, мальчик начал скитаться по окрестностям в надежде наткнуться на любую другую играющую компанию, но наткнулся только на знакомую. Находясь в состоянии полного отчаяния, он, к своему же удивлению, решил подойти.

Его не выставили и не избили только потому, что Вадику с неумелой шпаной играть было уже давно скучно. Главного героя даже пустили играть. Как он не пытался играть минимально мелькая, но на четвертый день история с избиением повторилась. Счастье продлилось, увы, не долго. Путь в игру закрылся окончательно.

На утро учительница снова отметила его побитое лицо. Никак это не комментируя, она позвала его к доске и снова услышав ожидаемо ужасное произношение, сказала, что дальше так продолжаться не могло и позвала его на дополнительные занятия.

Так начались дополнительные занятия с Лидией Михайловной, которые проходили в ее доме. Мальчик чувствовал себя в связи с этим крайне неловко. Занятия шли тяжело, произношение по-прежнему было плохое, но учительница продолжала его обучать. К концу дня она неизменно предлагала ему присоединиться к ней за ужином, но мальчик не соглашался. Он не мог позволить себе попрошайничать, постоянно говорил ей, что сыт.

Женщина знала, что это не так и каждый раз после отказа тень обиды мелькала на ее лице. Вскоре после очередного отказа предлагать разделить с собой трапезу женщина прекратила. Взаимоотношения их улучшились. Ребенок прекратил видеть перед собой строгого преподавателя, но начал видеть добрую молодую девушку. Уроки также начали давать свои плоды, но чувство неловкости никуда не ушло. Помощь женщины он так и не принял, несмотря на все уговоры, но зато воспылал интересом к французскому языку.

Однажды, находясь в своей комнате, мальчик узнал о пришедшей к нему посылке. Обрадованный тем, что мать все-таки нашла для него еду, он бросился вниз, но вместо ожидаемого мешка обнаружил внизу небольшую коробку. Ребенок ушел с ней в тихое место и, открыв ее, охнул. В ней была картошка, хлеб и макароны, которых он не видел очень давно.

Для его семьи это всегда было непозволительной роскошью. Но, обезумев от голода, он принялся спешно есть это богатство. И, только утолив первый голод, внезапно понял, что эта посылка не могла быть от его матери. Неоткуда было взяться в деревне макаронам. Немного подумав, он пришел к выводу, что посылка была от его учительницы. Больше трогать содержимое коробки он не стал и к утру вернул ее женщине. Та снова попыталась уговорить его принять подарок, но ребенок, боясь быть уговоренным, просто выскочил из помещения.

Занятия с Лидией Михайловной продолжились, результат был на лицо, но работать еще было над чем. Они продолжали. В один из дней женщина поинтересовалась у мальчишки, в какую игру он играл тогда с другими детьми. Поначалу тот зарделся и не хотел рассказывать такое учительнице, но потом все таки рассказал. В ответ та удивилась, потому что, по ее словам, в ее время играли в совершенно другую игру. Она предложила научить его этой игре, чем ввела ученика в еще больший шок и стеснение.

Играть во что-то с преподавателем! На это учительница засмеялась и рассказала ему свою тайну о том, что она до сих пор чувствует себя той озорной девочкой, которой была еще совсем недавно. Что учителя - тоже люди и им не чужды веселые игры. Уговоры подействовали и они каждый день посвящали некоторое время игре. Поначалу у главного героя мало что получалось, но вскоре он приноровился и даже начал выигрывать.

Как-то после очередной победы Лидия Михайловна предложила ему попробовать сыграть на деньги, объясняя это тем, что без ставок игра теряла свою изюминку, и играть они собирались только на маленькие суммы. Снова возникла стена непонимания, но вскоре учительница добилась своего, и они начали играть с небольшими ставками.

Пару раз главный герой ловил Лидию Михайловну за попытками поддаться, чему очень обижался, но вскоре эти попытки прекратились и дела пошли гладко. Теперь у ребенка снова были деньги, а свободное время он проводил за играми с Лидией Михайловной. Наверное, именно так ощущалось его счастье.

Знал бы главный герой, к чему эти игры могли их привести… Но сделанного не воротишь. Все шло хорошо, пока однажды их за разговорами об игре не поймал директор. Шокированный, он пытался узнать правду, на что учительница спокойно ему во всем призналась. На следующий день она была уволена.

Они с главным героем встретились прямо перед ее уходом. В ту последнюю встречу учительница сказала мальчику, что ему не о чем беспокоится, женщина сама была во всем виновата и ничего плохого с ней не случится. Она просто уедет домой. Разговор был недолгий, но расстались учительница и ребенок на очень теплой ноте.

Спустя несколько месяцев главный герой получил посылку от неизвестного отправителя. В ней он нашел макароны. И самое драгоценное - несколько яблок, которых прежде не видел никогда в жизни.