Краткое описание бежин луг. Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костер, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун большой праздник для крестьянских мальчиков".

Автор объясняет де тям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров.

Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике.

Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невеселый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал поддеревом. Услышав сквозь сон, что его ктото зовет, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился.

Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться.

С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью.

Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша".

А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша". В этот момент собаки вскакивают и бегут кудато. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чегото испугались то ли ночной птицы, то ли волка.

Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотиях, потом разговор переходит на покойников.

Рассказывают о том, что в одном ш окрестных сел появлялся покойный барин и чтото искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрывтраву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму.

На возражение, что бабка Ульяна еще жива, Илыоша отвечает, что год еще не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно.

Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится.

Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акималесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти.

Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулинудурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как ее утащил на дно водяной н там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем картина наступления утра.

Записки охотника: Бежин луг

Рассказ начинается описанием великолепного летнего утра. Автор охотится в лесах. Настреляв дичи, он к вечеру решает возвращаться домой, но в наступившей темноте теряет дорогу и выходит к Бежину лугу, где видит костёр, а вокруг него крестьянских детей, которые пришли в ночное. "Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков". Автор объясняет детям, откуда он, и присаживается к костру. Следует описание ночи, той особой атмосферы таинственности, которая опускается на все в подобное время. Всего мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Старшему, Феде, на вид можно было дать лет четырнадцать. Автор подробно описывает внешность и особенности одежды всех мальчиков, и в этих деталях отчетливо просматривается разница их характеров. Мальчики варят в котелке картошку. Автор притворяется спящим, и разговор у костра возобновляется. Выясняется, что предметом обсуждения является нечистая сила и истории, с ней связанные. Илюша рассказывает историю о том, как они с приятелями якобы видели домового на бумажной фабрике. Костя повествует о слободском плотнике (остальные мальчики его хорошо знают), известном своей угрюмостью. Его невесёлый нрав объясняется случаем, произошедшим с ним во время похода в лес за орехами. Плотник заблудился и к ночи задремал под деревом. Услышав сквозь сон, что его кто-то зовёт, он встал и увидел русалку. Сделав несколько шагов к ней, он опомнился и перекрестился. Тогда русалка перестала смеяться и заплакала. На вопрос плотника о причине слез, она ответила, что лучше бы он жил с ней до конца дней в "весельи", теперь же он перекрестился, и это стало невозможно. Поэтому она плачет и убивается. Однако теперь и ему суждено до конца дней печалиться. С тех пор плотник Гаврила не смеется и даже не улыбается. Другие дети живо реагируют на рассказ, обсуждают, есть ли в этой местности русалки, Федя, как самый старший, выражает скепсис по поводу рассказываемых историй. Однако Илюша рассказывает другую быль - о человеке, утонувшем в местном пруду (отмель посередине пруда якобы обозначает именно то место, где он утонул). Местный приказчик послал псаря Ермилу на почту, тот по пути с почты забрел в кабак, выпил и возвращался уже ночью. Проезжая мимо пруда, увидел, что на отмели стоит барашек, белый и кудрявый. Несмотря на странную реакцию лошади, Ермил решает взять его с собой. По дороге Ермил замечает, что баран глядит ему прямо в глаза. Ему становится жутко и, чтобы успокоиться, он принимается гладить барашка и говорить "Бяша, бяша". А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: "Бяша, бяша".

В этот момент собаки вскакивают и бегут куда-то. Дети пугаются, но выясняется, что это просто кони чего-то испугались - то ли ночной птицы, то ли волка. Через несколько минут все успокаивается. Дети начинают говорить о волках, об оборотнях, потом разговор переходит на покойников. Рассказывают о том, что в одном из окрестных сел появлялся покойный барин и что-то искал на земле, а когда его спросили, то ответил, что ищет разрыв траву. Илюша рассказывает, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в этом году. Упоминает о некой бабе Ульяне, которая видела на паперти одного мальчика, который умер в прошлом году, и себя саму. На возражение, что бабка Ульяна ещё жива, Илюша отвечает, что год ещё не кончился. Далее разговор заходит о светопреставлении (солнечном затмении), бывшем не так давно. Крестьяне, бывшие свидетелями этого явления, перепугались, решили, что "Тришка придет". На вопрос о том, кто такой Тришка, Илюша начинает объяснять, что это такой человек, который придет, когда наступят последние времена, что он будет соблазнять парод христианский и что с ним нельзя будет ничего поделать - ни в острог посадить, ни в цепи заковать, ни убить, так как он всем сможет глаза отвести. В деревне многие ожидали, что именно во время солнечного затмения Тришка и заявится. Даже выбежали па улицу и в поле и стали ждать. Один из жителей, бочар, подшутил над ними - надел на голову пустой жбан и испугал всех. Над рекой кричит цапля, дети живо реагируют на это, Павлуша замечает, что это, возможно, душа Акима-лесника жалуется на обидчиков (лесника в прошлом году утопили грабители). Между детьми возникает спор о нечистой силе, водящейся в болоте, о лягушках, леших и прочей нечисти. Когда возникает необходимость идти за водой, припоминаются рассказы о водяных, которые затягивают в водные потоки людей, дети вспоминают Акулину-дурочку, которая якобы рехнулась именно после того, как её утащил на дно водяной и там "испортил". Затем вспоминают о мальчике Васе, который тоже утонул, и мать которого предчувствовала его гибель от воды. Вернувшийся от реки Павел сообщает, что слышал на берегу голос Васи, который звал его к себе. Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Следует описание звездного неба, ночного леса, затем - картина наступления утра. Автор встает и уходит от костра. В том же году (автор об этом узнает позднее) одного из мальчиков (Павла) не стало, но он не утонул, а ушибся, упав с лошади.

И.С. Тургенев - великий русский писатель XIX века, произведения которого вошли в золотой фонд мировой литературы. В своих книгах он описывает красоту русской природы, духовное богатство и нравственные устои родного народа. Примером такого повествования может служить рассказ «Бежин луг», краткое содержание которого приведено в этой статье.

Произведение «Бежин луг», краткое содержание которого дано в статье, - это яркий пример восхищения автора великолепием родного края. В нем он рассказывает о том, как однажды охотился в лесах целый день, а когда пришло время возвращаться домой - заблудился. В темноте он увидел огонь костра и, идя на его свет, вышел к Бежину лугу. У костра сидели крестьянские дети - пятеро мальчиков: Федя, Илюша, Ваня, Костя и Павлуша. Охотник присел к костру и прислушался к тому, о чем они говорят. Разговор шел о Мальчики с увлечением рассказывали о таинственных случаях, произошедших с ними или их знакомыми.

Так, Костя рассказал о слободском плотнике Гавриле, который, заблудившись в лесу, увидел на дереве русалку с серебристым хвостом, которая звала его к себе. Гаврила выбрался из леса, но с тех пор стал невеселым. В народе говорят, что это русалка его так заворожила.

В книге «Бежин луг», краткое содержание которой не может передать всю красоту произведения, Илюша поведал историю о человеке, утонувшем в местном пруду несколько лет назад, и о псаре Ермиле, который нашел барашка, способного говорить человеческим голосом. В темноте, при свете костра, эти истории вызвали у слушателей трепет и страх. Ребята вздрагивали от посторонних шорохов и криков но, успокоившись, продолжали разговаривать о покойниках, оборотнях, леших, о грядущем страшном пришествии Тришки.

Мальчики рассказывали о том, что люди видели, как покойный барин из окрестного села бродил по земле и искал разрыв-траву, чтобы избавиться от могильной тяжести. Илюша поведал об одном народном поверье, когда на у церкви на паперти можно увидеть тех, кому суждено в этом году умереть. Так, бабка Ульяна однажды увидела на паперти мальчика, умершего в прошлом году, а потом и себя саму. С тех пор, говорят, она стала болеть и хиреть. В рассказе «Бежин луг», краткое содержание которого отражает его основную идею, подробно описаны древние народные предания о нечистой силе.

Вскоре разговор зашел об утопленниках. Павлуша поведал о том, как в позапрошлом году от рук воров погиб Аким-лесник - они его утопили. С тех пор стали слышны стоны в том месте, где это произошло. А Илюша предостерег товарищей о том, что нужно быть очень осторожным, когда смотришь в воду - может утащить водяной. Тут же вспомнили историю мальчика Васи, который утонул в реке. Его мать, предчувствовавшая гибель сына,

В это время Павлуша собрался за водой на реку. Когда он вернулся, поведал ребятам о том, что слышал на реке голос Васи, но не испугался, а набрал и принес воды. Илюша замечает, что это плохая примета, что так Павлушу звал водяной.

В этой статье дано лишь краткое содержание. «Бежин луг» - рассказ о богатом внутреннем мире простых крестьянских детей. В нем также говорится о красоте природы, которая их окружает. Написал Тургенев «Бежин луг», краткое содержание которого здесь приводится, во времена существования крепостного права в России. Именно ненавистью и непримиримостью к крепостной зависимости, угнетающей развивающуюся человеческую личность, пронизано это произведение.

Перед вами – краткое содержание рассказа Тургенева «Бежин Луг». «Бежин Луг» входит в сборник рассказов «Записки охотника», написанных в 1847-1851 годах.

«Был прекрасный июльский день, один из тех дней, которые случаются только тогда, когда погода установилась надолго. С самого раннего утра небо ясное, утренняя заря не пылает пожаром: она различается кротким румянцем. Солнце - не огнистое, не раскаленное, как во время знойной засухи, не тускло-багровое, как перед бурей, но светлое и приветно лучезарное - мирно всплывает под узкой и длинной тучкой, свежо просияет и погрузится в лиловый ее туман. Верхний, тонкий край растянутого облачка засверкает змейками; блеск их подобен блеску кованого серебра…»

Рассказчик охотился в лесу. Он «нашел и настрелял довольно много дичи».

После этого решил вернуться домой, однако заблудился и вышел к месту, известному под названием «Бежин луг». Там горел костер, возле которого находились крестьянские ребятишки. Они стерегли табун.

«Выгонять перед вечером и пригонять на утренней заре табун - большой праздник для крестьянских мальчиков».

Охотник подсел к мальчикам.

Завязался разговор. Была удивительно прекрасная ночь. Костер был очень красив.

«Картина была чудесная: около огней дрожало и как будто замирало, упираясь в темноту, круглое красноватое отражение: пламя, вспыхивая, изредка забрасывало за черту того круга быстрые отблески; тонкий язык света лизнет голые сучья лозника и разом исчезнет; острые, длинные тени, врываясь на мгновенье, в свою очередь, добегали до самых огоньков: мрак боролся со светом ».

Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя и Ваня.

Автор подробно описывает мальчиков – они совершенно разные, но их объединяет много общего - строгость, уверенность в себе, трудолюбие. Мальчишки варят картошку в котелке. Идет неторопливый разговор о нечистой силе.

Федя задает вопросы Ильюше о домовом:

Ну и что ж, ты так и видел домового?

Нет, я его не видал, да его и видеть нельзя, отвечал Ильюша сиплым и слабым голосом, звук которого как нельзя более соответствовал выражению его лица, - а слышал… Да и не я один.

А он у вас где водится? - спросил Павлуша.

В старой рольне.

А разве вы на фабрику ходите?

Как же, ходим. Мы с братом, с Авдюшкой, в лисовщиках состоим.

Вишь ты, фабричные!

Разговор о нечистой силе очень увлекает мальчишек. Затем речь заходит о Гавриле, слоботском плотнике, которого знают все мальчишки. Гаврила – угрюм и молчалив. Мальчики объясняют его характер встречей с нечистой силой.

«Вот пошел он в лес по орехи, да и заблудился; зашел - бог знает куды зашел. Уж он ходил, ходил, братцы мои, - нет! не может найти дороги; а уж ночь на дворе. Вот и присел он под дерево; давай, мол, дождусь утра, - присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит - никого. Он опять задремал - опять зовут. Он опять глядит, глядит: а перед ним на ветке русалка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху, смеется…

А месяц-то светит сильно, так сильно, явственно светит месяц - все, братцы мои, видно. Вот зовет она его, и такая вся сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотичка какая или пескарь, - а то вот еще карась бывает такой белесоватый, серебряный…»

Русалка звала Гаврилу к себе. Он сначала пошел. Но потом одумался и перекрестился. Класть крест ему было очень тяжело. Но после того, как он перекрестился, русалка уже не смеялась, а плакала. Гаврила спросил у нее: «Чего ты, лесное зелье, плачешь?» А русалка ответила: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на весели до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней». Костя продолжил:

«Тут она, братцы мои, пропала, а Гавриле тотчас и понятственно стало, как ему из лесу, то есть, выйти… А только с тех пор он все невеселый ходит».

Все присутствующие заинтересованы рассказом. Обсуждают, есть ли поблизости русалки.

Потом Ильюша рассказывает о том, что приключилось на Варнавицах. Там похоронен утопленник. Утоп этот человек очень давно, когда пруд был глубоким. Могила его видна до сих пор. Местный приказчик отправил псаря Ермилу на почту.

Тог задержался в городе. Обратно поехал, будучи не совсем трезвым. Когда он проезжал мимо пруда, увидел на могиле барашка. Этот барашек был очень красивый, беленький, кудрявый. Ермил решил его ваять.

Однако лошадь вела себя очень странно: таращилась, трясла головой, сопротивлялась. Но Ермил все-гаки взял барашка. Едет и везет его с собой. Смотрит Ермил па барашка и замечает, что барашек смотрит ему прямо в глаза.

Мужику стало жутко. Он стал гладить барашка и говорить: «Биша, бяша». А баран в ответ зубы оскалил и тоже говорит: «Бяша, бяша».

Как только мальчик рассказал эту историю, собаки вдруг вскочили и куда-то убежали, сильно притом лая. Дети испугались. Но потом оказалось, что собаки просто что-то почуяли. Павел предположил, что они почуяли волка. Мальчики продолжают разговор. Речь заходит о покойнике, старом барине. Оказывается, он часто появляется в округе и что-то ищет. Один раз дедушка Трофимыч увидел его и спросил: «Что, батюшка Иван Иваныч, изволишь искать па земле?»

Покойный барии ответил, что ищет разрыв- траву. Она ему нужна, по тому что «могила давит» и барину «хочется вон…».

Ильюша говорит о том, что на родительскую субботу на паперти можно увидеть тех, кому суждено умереть в атом году. В прошлом году баба Ульяна ходила па паперть. Ома сидела долго, но потом вдруг увидела мальчика. Он шел и не поднимал головы. Он умер весной. Затем Ульяна увидела саму себя. Федя возражает, что баба Ульяна не умерла. Но Ильюша ответил, что год еще не кончился. Если посмотреть на нее, то непонятно, «в чем душа держится».

Мальчики увидели белого голубка и предположили, что это летит на небо праведная душа.

Костя спросил, кто такой Тришка. Ильюша ответил, что это удивительный человек, который придет, когда наступят последние времена. Ему ничего нельзя будет сделать, он будет соблазнять народ. Тришка - это антихрист.

Во время солнечного затмения началась сильная паника. Ситуация усугубилась еще и тем, что издали все увидели человека со странной головой. Все подумали, что это идет Тришка.

«А человек- то это шел наш бочар, Вавила: жбан себе новый купил да на голову пустой жбан и надел».

Мальчики засмеялись и приумолкли. Над рекой кричит цапля, дети обращают на ее крик внимание.

Павлуша вспоминает о том, что в яме с водой в позапрошлом году утопили Акима-лесника воры, и душа его жалуется. Поэтому, если проходить мимо, можно услышать стон.

Мальчики начинают говорить о лешем, о лягушках. Разговор увлекает их, они спорят. Павел собрался за водой. Ильюша предостерегает его, говорит, что может утащить водяной. Именно это и случилось с Акулиной после чего она сошла с ума.

Потом Костя вспоминает мальчика Васю, который утонул в реке. Его мать, Феклиста, очень любила сына. Она словно предчувствовала, что сын погибнет от воды. Утонул он как раз тогда, когда мать была рядом. С тех пор Феклиста тронулась умом.

Возвращается Павел и говорит, что слышал Васин голос. Тот звал его. Однако Павел успел уйти, даже набрал воды. Федя говорит, что звал его водяной. Ильюша замечает, что это плохая примета. Однако Павел возражает: «своей судьбы не минуешь», поэтому не стоит обращать внимания.

Дети слушают звуки ночи, крики птиц. Наступает чудесное утро, которое описано очень подробно. Автор уходит от костра. Позднее автор узнал, что в том же году Павел погиб. «Он не утонул: он убился, упав с лошади». Автор с жалостью творит, что Павел был замечательным парнем.

Одним июльским днем, рассказчик ездил на охоту в Чернский уезд, что в Тульской губернии. Возвращаясь вечером с охоты, он заблудился и попал в лощину. Пройдя дальше, увидел равнину, которую огибала река. Это был Бежин луг. Вокруг двух костров сидели ребята. Рассказчик стал наблюдать за мальчишками. Из разговора выяснилось, что самому старшему Феде было четырнадцать лет. Павлуша был на вид неказистый, но взгляд у него был умный. Ильюша выглядел озабоченным. Им с Павлушей было примерно по двенадцать. С ними был десятилетний задумчивый Костя и семилетний Ваня, дремавший в тот момент. Притворившись спящим, рассказчик слушал разговор. Ильюша поведал историю о том, как он ночевал на фабрике. Тут послышались шаги, наверху кто-то ходил. Шаги стали спускаться и подошли к двери. За открывшейся дверью никого не оказалось. А потом кто-то закашлялся, это были проделки домового.

Костя рассказал как заблудившийся в лесу плотник Гаврила, уснул под деревом. Он проснулся, услышав, как его зовут по имени. На дереве смеялась русалка. Гаврила перекрестился и русалка расплакалась. На вопрос Гаврилы, почему она плачет, русалка ответила, что из-за того, что он перекрестился. С тех пор русалка все время плачет, а Гаврила грустный ходит. В лесу раздался хохот, мальчишки перекрестились. Ильюша стал рассказывать, как на плотине был похоронен утопленник. Возвращавшийся ночью с почты псарь Ермил, нашел на могиле белого барашка.

Решил он его забрать. Барашек не испугался, только очень внимательно смотрел. Ермилустало не по себе. Он приговаривал: « Бяша, бяша». А барашек ему в ответ: «Бяша, бяша». Вдруг напуганные собаки бросились убегать, Павлуша побежал за ними. Возвратившись, он сообщил, что те испугались волков. Ильюша рассказал еще несколько историй: как покойный барин искал разрыв-траву, как бабка ходила гадать на паперть, кого не станет скоро. После небольшой паузы, мальчишки стали говорить о том, каковы отличия водяного от лешего. Костя поведал историю, как мальчика водяной утащил за собой. Ребята легли только к утру. В том же году, Павел погиб, упав с лошади.

  1. О произведении
  2. Главные герои
  3. Другие герои
  4. Краткое содержание
  5. Вывод