Краткий пересказ страшная месть. Энциклопедия сказочных героев: "Страшная месть"

“Страшная месть” – мистическая повесть, вошедшая в сборник “Вечера на хуторе близ Диканьки”. Произведение датируется 1831 годом. Изначально оно именовалось “Страшная месть, старинная быль”, однако в последующих изданиях часть названия была упразднена.

В повести красочно описывается украинский быт, обычаи, запорожское казачество. Рассказ изобилует образами из украинского фольклора. При прочтении становится очевидным влияние народных песен, притч и дум.

На свадьбу сына есаула Горобца приезжают казак – Данило Бурульбаш с молодой женой Катериной и годовалым сыном. Празднование проходило вполне обычно, но как только отец вынес иконы, чтобы благословить молодоженов, один из гостей вдруг обернулся чудовищем и сбежал, испугавшись образов.

После этого случая внезапно объявляется отец Катерины, пропавший без вести много лет назад. Катерину начинают мучить ночные кошмары о том, будто колдун, сбежавший со свадьбы, и есть ее отец. Во снах он просит дочь отказаться от мужа и полюбить его. Своим странным поведением отец только подтверждает ее опасения: он ничего не ест и не пьет, кроме какой-то жидкости из бутыли, которую носит при себе. Казаки из-за этого тоже начинают подозревать что-то неладное.

В это время происходят зловещие явления: ночами из могил на старом кладбище стали подниматься мертвецы, вой которых говорил о страшных муках.

Разоблачение колдуна, смерть Данилы и сумасшествие Катерины

Между Данилом и тестем произошла ссора, которая привела к драке, однако Катерине удалось помирить мужа с отцом. Но Данило по-прежнему не доверял странному тестю и решил проследить за ним. И не зря. Однажды ночью казак заметил, что в заброшенном замке, которого все остерегались, загорелся свет в одном из окон. Он отправился к замку и увидел сквозь окно, как колдун, обернувшись чудовищем, вызывал душу Катерины и требовал, чтобы она полюбила его. Но душа была непреклонна.

Данило схватил тестя и заточил за решетку, укрепленную молитвами священника так, чтобы всякое колдовство в этой темнице было бессильным. Однако колдун, сыграв на чувствах дочери и пообещав, что пострижется в монахи, уговорил ее выпустить его. Данило не догадывается о том, кто освободил узника, а Катерина испытывает сильные переживания из-за своего поступка.

Тем временем пришли известия о нападении ляхов на хутор. Данило, одолеваемый предчувствием скорой гибели, отправился в бой, велев жене заботиться о сыне.

Интуиция не обманула казака. На поле брани Данило вдруг заметил в рядах противника своего тестя. Решив расправиться с колдуном, Данило устремился к нему, но колдун точным выстрелом убил зятя.

Катерина, получив известие о гибели мужа, снова стала видеть кошмары. Во снах ей являлся отец с требованием стать его женой. В случае отказа он угрожал убить ее годовалого сына. Есаул Горобец забрал вдову в свой дом, велев своим людям охранять ее и ребенка от колдуна. Но однажды ночью Катерина вскочила с постели с криками: “Он зарезан!”. Зайдя в комнату, она действительно увидела в кроватке мертвого младенца.

Не в состоянии справиться с горем от потери мужа и сына, Катерина лишилась рассудка: распустила косы, пела и танцевала полуголой среди улицы. Вскоре она тайком сбежала от есаула домой, на хутор.

Спустя некоторое время на хутор приехал мужчина. Он рассказал, что воевал бок о бок с Данилой и был ему лучшим другом. Мужчина так же заявил, что Данило перед смертью высказал свою последнюю волю: попросил друга взять его вдову в жены.

Тогда Катерина поняла, что этот казак – вовсе не друг ее покойного мужа. Она узнала ненавистного колдуна и бросилась на него с ножом. Но он выхватил оружие из рук дочери и зарезал ее, после чего сбежал с хутора.

В нашей новой статье мы приготовили для вас краткое содержание “Тараса Бульбы” Гоголя . Это великое произведение пронизано духом героизма и уважения к великим воинам Запорожской Сечи.

Предлагаем вам ознакомиться с правдивой комедией Гоголя “Ревизор”, где автор нарисовал картину всеобщего мошенничества, взяточничества и произвола России, образы плутов и взяточников, ставших героями его пьесы.

После этого появилось под Киевом странное явление: вдруг стали видны Карпаты. По горной дороге мчался на лошади отец Катерины, пытаясь уйти от всадника с закрытыми глазами. Колдун обнаружил пещеру, в которой жил схимник (монах-затворник). Убийца обратился к нему с просьбой отпустить ему грехи. Однако схимник отказался, ведь грехи были слишком тяжкими. Тогда колдун убил схимника и вновь пустился в бега, но какой бы дорогой он не ехал, любая приводила его к Карпатским горам и всаднику с закрытыми глазами. Наконец всадник поймал колдуна и убил.

Тогда увидел колдун, как вокруг стали появляться мертвецы с лицами, похожими на его собственное. И принялись они грызть его плоть.

Развязка: песнь бандуриста

Причины всего произошедшего становятся ясны из песни старого бандуриста. Он рассказывает историю о двух братьях, Петре и Иване, живших задолго до описываемых событий. Из этого рассказа становится ясно, что судьба Катерины, ее отца, мужа и сына была давно предрешена.

Однажды король Степан пообещал щедрое вознаграждение тому, кто сможет поймать пашу, который мог изрубить весь полк с одним лишь десятком янычар. Братья решили взяться за эту миссию. Ивану улыбнулась удача, и он получил награду, но из великодушия решил отдать брату половину. Однако гордость Петра все же была задета, из-за чего он вознамерился отомстить брату. Когда они ехали на подаренные Степаном земли, Петро сбросил Ивана с обрыва вместе с ребенком, которого тот вез. Иван зацепился за сук во время падения и стал молить пощадить хотя бы сына, но брат сбросил их в пропасть.

Когда Иван после смерти предстал перед Богом, он попросил страшной участи для Петра и его потомков: никто из них не будет счастлив, а последний из рода брата станет таким извергом, какого свет не видел. После смерти его плоть будут грызть предки целую вечность. Сам Петро будет лежать в земле, тоже рваться грызть потомка, но не сможет встать, от чего будет грызть собственную плоть и испытывать страшные муки.

Влияние произведения
“Страшная месть” Гоголя по праву считается одним из знаменательных произведений раннего периода творчества автора. Именно она побудила В. Розанова к созданию “Мистической страницы у Гоголя”, повлияла на творение А. Ремизова “Сны и предсонье”. А. Белый и Ю. Манн посвятили “Страшной мести” страницы некоторых своих работ.

  • Описание природы, которое школьникам задают выучить наизусть в рамках прохождения творчества Н. В. Гоголя, является частью рассказа “Страшная месть”.
  • Фамилию Горобец также носит в “Вие” один из персонажей второго плана.
  • Король Степан, которому служат братья Иван и Петр, – реальный человек. Подразумевается король польский и великий князь литовский Стефан Баторий. Он дал разрешение запорожцам самостоятельно выбирать гетмана и распределять прочие высокие должности. Также Стефан помог казакам с организацией. Есть историческое подтверждение эпизоду повести, в котором король жалует братьям Ивану и Петру земельные наделы. Стефан Баторий действительно одаривал землями выслужившихся казаков. В повести упоминается война с турками, что также является историческим фактом.
  • Период, в который происходит основное повествование, относится ко времени правления гетмана Сагайдачного (первая половина XVII века). История о Петре и Иване происходила примерно в середине XVI века.

5 (100%) 2 votes


Николай Васильевич Гоголь

«Страшная месть»

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

В Киеве на свадьбу сына Есаул Горобец позвал названного брата Есаула Данилу Бурульбаша с молодой женой Екатериной и годовалым сыном. Народу съехалось очень много. Но не было только отца Катерины на свадьбе. Когда Есаул вынес две иконы благословить молодых, вдруг в толпе показался колдун, испугавшись образов, он внезапно исчез.

Пришлось как-то Есаулу ночью по Днепру возвращаться с семьей на хутор, проплывая мимо старого замка колдуна и кладбища. Данила опасается ляхов, которые могут отрезать путь к запорожцам. Кое-как утешив сына, пробудившегося ото сна, они добираются да хаты. Небольшой дом Данилы для семьи мал и для его молодцев.

Утром вдруг произошла ссора между Данилом и его вздорным тестем. Поделилась как-то Катерина Даниле про свой сон, что отец её – это страшный колдун. После обеда Данило решил сходить в разведку вокруг замка колдуна. Залез на дуб, заглянул в окошко, и видит колдовскую комнату, где на стенах висит дивное оружие и мелькающие упыри, а вошедший тесть начинает колдовать. Тотчас меняется облик его, он превращается в турецкого колдуна.

В подвале Данилы сидит колдун, закованный в железные цепи, горит его замок. Просит колдун Катерину отпустить его, обещая за это начать праведную жизнь. Екатерина выпускает колдуна. Несметною тучей набегают ляхи, угоняют скот, сжигают хаты. Бьётся Данило, но пуля старого колдуна настигает его. Скачет на помощь Горобец, разбиты ляхи, Днепр освобождён.

Живя у Горобца, видит Екатерина тревожные сны, боится она за сына. Проснувшись, она обнаруживает сына мёртвым и теряет рассудок. Екатерина повсюду разыскивает отца, чтобы убить. Гость некий, интересуясь о Екатерине, оплакивает Данила, беседуя с ней. Екатерина узнаёт в госте своём отца. Колдун убивает свою дочь. За Киевом стало видно далеко Крым, Карпатские горы и земли Галичины. За Киевом на высокой горе оказался колдун, который в страхе бежит к святым местам. Умер колдун, увидев поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли и брошен был в пропасть.

В 1831 году написал повесть «Страшная месть» Гоголь. Краткое содержание произведения приведено в данной статье. Это творение знаменитого автора входит в сборник его рассказов «Вечера на хуторе близ Диканьки». Читая это произведение, можно отметить, что в нем много общего с сюжетом мистической повести Гоголя «Вий»: ключевые фигуры рассказов - сказочные существа из древних народных легенд.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Вступление

Есаул Горобец праздновал в Киеве свадьбу сына. На ней было много гостей. В числе приезжих был названный брат его Данила Бурульбаш со своей красавицей женой Катериной, которая считалась круглой сиротой. Мать ее умерла, а отец пропал. Когда вынесли из дома чудотворные иконы, чтобы благословить молодых, выяснилось, что среди гостей есть колдун. Он выдал себя тем, что устрашился святых образов и исчез.

Н.В. Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание). Развитие событий

После свадьбы возвращался Данила с молодой женой домой. В народе говорили, что отец его Катерины - злой колдун, продавший душу дьяволу. Недавно он объявился в их семье. Молодцу тесть его не понравился, между ними часто вспыхивали ссоры. По хутору ходили слухи, что как только отец Катерины объявился, здесь стали происходить странные вещи: то кресты на кладбище качаются, то мертвецы встают из могил, что слышатся их стоны в полночь. Недалеко от селения стоял родовой замок колдуна, где он некогда жил. Любопытство взяло Данилу, и он решил сходить в это логово дьявола, чтобы своими глазами увидеть то, что там творится. Вечером, забравшись на высокий дуб, видит молодец, что в горит свет, что входит туда его тесть и начинает ворожить. Колдун меняется в обличии и вызывает душу дочери Катерины, уговаривая ее полюбить его. Увидев все это, Данила возвращается домой и рассказывает обо всем Катерине. Та, в свою очередь, отрекается от отца. Утром зять обвиняет своего свекра в дружбе с ляхами, которые напали на его Родину, но не в колдовстве. За это отца Катерины сажают в темницу. Его ждет Он просит дочь простить его и выпустить на волю. Катерина. Сжалившись над отцом, открывает решетки и выпускает колдуна на свободу. А тем временем Данила отправляется на войну с ляхами и погибает там. Настигла его пуля колдуна. Безутешна Катерина, узнавшая о смерти мужа. Она страшно переживает за жизнь маленького сына. Но и его погубил злой колдун, наслав злые чары. Проснувшись среди ночи, женщина находит ребенка в своей кровати мертвым.

От горя она С тех пор жители хутора стали видеть видение, как будто среди Карпатских гор скачет исполинский всадник на вороном коне. Глаза богатыря закрыты, в руках он держит младенца. А бедная Катерина ищет отца, чтобы убить его за все несчастия, которые он ей причинил. Однажды ей является странник, который уговаривает ее стать его женой. В нем она узнает колдуна и бросается на него с ножом. Но отец успевает убить свою дочь.

Н.В. Гоголь «Страшная месть» (краткое содержание). Концовка

Колдун бежит из этих мест, где появилось видение с всадником. Он явно знает, кто и зачем он здесь объявился. Старик бежит к старому схимнику, чтобы отмолить свои грехи. Но тот отказывается это делать, и колдун его убивает. Теперь, куда бы направился этот сын дьявола, дорога приводит его к Карпатам, где ждет его всадник с младенцем. Никуда не скрыться ему от этого исполина. Открыл очи всадник и засмеялся. Умер в тот час колдун и провалился в пропасть, где мертвецы вонзили в него свои зубы, чтобы он мучился. Заканчивается эта быль старины песней, которую исполняет старец-бандурист в городе Глухове. В ней рассказывается история о двух братьях Петре и Иване. Иван некогда отличился на войне, за что его щедро наградили. Несмотря на то, что он поделился с братом, Петр позавидовал ему и решил убить его. Он столкнул Ивана с маленьким сыном в пропасть, а добро его забрал себе.

Когда добрый брат оказался в Царствии Небесном, Бог позволил его душе выбрать наказание для его убийцы. Иван проклял все потомство кровного родственника и предрек ему, что последний из его рода будет ужасным злодеем. Душа погибшего явится с того света и низвергнет страшного грешника в пропасть, где его будут грызть все мертвые предки его. Захочет Петр отомстить брату, но не сможет с земли подняться. Удивился Господь такому страшному наказанию, но повелел, чтобы так было.

Вот так закрутил сюжет Гоголь. «Страшная месть» (краткое содержание повести приведено в этой статье) - это одно из менее популярных произведений мастера. Оно не изучается в школе на уроках литературы. Но для нас данная повесть представляет фольклорный интерес. Она основана на реальных древних народных преданиях. Не зря в первом издании произведение было снабжено подзаголовком «Старинная быль». Именно так охарактеризовал его Н. В Гоголь. «Страшная месть» - это рассказ, написанный более полутора веков назад. Но и сейчас мы с трепетом и интересом его читаем.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец. После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.