Короли из карточной колоды. Игральные карты

Точной версии появления игральных карт нет. Их приписывали Китаю, Египту, Индии, Европейским государствам. Большая часть исследователей склоняется к версии их появления в XII веке в Китае, где маленькие аллегорические картинки с животными и птицами, изначально бывшие способом передачи тайных посланий, со временем трансформировавшиеся в игру...

Китайскую версию происхождения карт отвергают по причине того, что они слишком непривычны для нас, больше похожи на игру в домино.
В Древнем Египте при этом играли черенками с обозначенными на них цифрами, в Индии - пластинками из слоновой кости или раковинами с изображением фигуры четырехрукого Шивы, который держал кубок, меч, монету и жезл. Некоторые считают, что эти символы четырех индийских сословий и дали начало современным карточным мастям. Но наиболее распространенная версия появления карт - Египетская. В 1785 году французский оккультист Эттейла растиражировал мнение, что в глубокой древности египетские жрецы записали всю мудрость мира на 78 золотых табличках, которые изображались также в символическом виде карт. 56 из них - "Младшие Арканы" - стали обычными игральными картами, а оставшиеся 22 "Старших Аркана" вошли в состав загадочной колоды Таро, используемой для гаданий.
Европейская версия гласит,что обычные карты появились на европейском континенте не позднее XIV века. В 1367 ее запретили, но люди не обращая внимания на запреты, все равно играли в них.

Кстати исследователи предполагают, что количество карт не случайно - 52 карты - это количество недель в году, четыре масти - четыре времени года. Зеленая масть - это символ энергии и жизненной силы, весны, запада, воды. В средневековых картах знак масти изображали с помощью жезла, посоха, палки с зелеными листьями, которые при печати карт упростились до черных пик. Красная масть символизировала красоту, север, духовность. На карте данной масти изображали кубки, чаши, сердца, книги. Желтая масть - это символ интеллекта, огня, юга, делового успеха. На игральной карте изображали монету, ромб, зажженный факел, солнце, огонь, золотой бубенчик. Голубая масть - символ простоты, порядочности. Знаком этой масти был желудь, скрещенные мечи, шпаги.

Джокер (Фрадьяволо) - казалось бы легкомысленная фигура, однако изначально в его руках был скипетр, что ставит его выше короля. Позже скипетр стали заменять на музыкальные инструменты.
Туз - слово польского происхождения от немецкого Daus - дьявол. Вполне возможно, что Daus - вариант искажения греческого "диаболос" - рассеиватель клеветы.
Интересный факт о фигуре Короля - у всех карточных изображений были реальные или легендарные прототипы. Например, четыре короля - это величайшие монархи древности: Карл Великий (черви), библейский царь Давид (пики), Юлий Цезарь (бубны) и Александр Македонский (трефы).
Дамы таким единодушием отмечены не были. В разное время они были разными персонажами. Так дама червей была то Юдифью, то Еленой Троянской, то Дидоной. Дама пик традиционно изображалась как богиня войны - Афина, Минерва и даже Жанна д"Арк. В роли дамы пик после долгих споров стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль "царицы денег", поскольку обокрала собственного отца. Дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, превратилась в Аргину - аллегорию суеты и тщеславия.
Валет (фр. valet, «слуга», «лакей», этимологически уменьшительное от «вассал»; старое русское название «холоп», «хлап») - игральная карта с изображением молодого человека. Все реальные прототипы валетов (по европейской версии) - французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), а также герои эпоса Ожье Датчанин (пики), Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).

Интересно, что на протяжении многих веков в ходу были так называемые «одноголовые» карты, то есть фигуры изображались на них в полный рост. Таким образом, карты имели «верх» и «низ». Первые «двухголовые» карты, то есть карты, на которых головы были и сверху и снизу (выделка в полкарты), выпустила Италия в начале XVII века.
Еще один факт - начиная с конца XV века, но в основном позднее, выпускались карты на которых можно увидеть рисунки на географические, хронологические, исторические, сатирические и другие темы и применялись они в педагогических и иных целях.

На фото карты Западных апачей, вторая половина 19-го века
Интересно, что колоды в разное время и в разных местах имели разное количество. Так в Венеции колода состояла из 78 карт, масти делились на чаши, динарии, мечи и палицы. Каждая масть заключала в себе 14 карт: король, королева, рыцарь, валет, очковые карты от десятки до шестерки, туз мечей, очковые карты от пятерки до двойки. Остальные карты в количестве 21, начиная от Фигляра и кончая картой, называвшейся Свет, являлись козырями, или Триумфами. Наконец, была еще одна карта, которая называлась Дурак (прообраз, кстати, будущего джокера).
Во Флоренции выпускались карты в количестве до 98 штук. К обычным Триумфам были добавлены грации, стихии и двенадцать созвездий. А в Болонье выпускался малый тарок, где в колоде было 62 карты.

В законодательстве России впервые упоминается запрет на игральные карты в Уложении 1649 года, позже игры разделили на азартные и коммерческие, с последних взимался особый налог
Налог взимался, как с приводных, иностранных карт, так и с отечественных, а предприятия печатающие карты были весьма состоятельными, ведь в год продавалось более миллиона колод. Часть доходов от продажи карт поступала в Воспитательные дома (интернаты). В 1819 году была открыта фабрика-монополист по выпуску карт - Александровская мануфактура, продукция которой оформлялась целой плеядой именитых художников и завоевывала престижные награды на всемирных выставках.
После Октябрьской революции карточная фабрика перешла в собственность Советского государства -
Государственная карточная фабрика (Госкартфабрика), переходит в ведение Комиссариата социальной помощи и с января 1918 года вновь начинает изготовлять игральные карты. Затем на период гражданской войны фабрика закрылась и была открыта в 1922 году, выпуская карты высочайшего класса.
С 1958 года фабрика, с 1935 года называвшаяся 2-й художественной литографией, была переименована в 3-ю фабрику офсетной печати. С 1964 по 1967 год она называлась Ленинградской фабрикой офсетной печати № 3, наконец с 1968 года - Ленинградским комбинатом цветной печати. Интересно, что тираж карт достиг в 1985 году 28 миллионов колод.

И немного о известных художниках, писавших эскизы карт и интересные, на мой взгляд, колоды А.И. Шарлемань (1826-1901)
Шарлемань создал четыре проекта новых игральных карт, одни из которых, так называемые «Атласные», на многие десятилетия стали самыми популярными в России. Рисунки Шарлеманя использовались при изготовлении «Атласных» карт, карт «1 сорт», «2 сорт» и «Безиг», а также карт "Экстра" уже в 30-х годах 20 века. Постепенно собственное название «Атласные» прочно закрепилось за игральными картами с рисунками Шарлеманя.

Политические карты (Франция, 19 век)

Географические карты России с изображением гербов, костюмов и назначением вёрст от двух столиц для пользы юношества". 1830. Автор-составитель К.М. Грибанов. Санкт-Петербург, Карточная фабрика при Александровской мануфактуре.

Карты "Династия Романовых". 1880-е. Санкт-Петербург Карточная фабрика при Императорском Воспитательном доме

Колода «Золотой Век», впервые изданная в Петербурге в 1890 г.:

Колода "Русский стиль" - прототипами для королей и дам в этой колоде стали участники последнего костюмированного бала при императорском дворе Романовых в 1903 г.

Антирелигиозные карты, 1926 год. худ. С.Д. Левашов

"Чёрный Палех", П. Баженов, 1937г. Одни из самых известных и почитаемых карт

Редчайшая колода "XVIII век". 1930 г. Выпускалась исключительно на экспорт

Антифашистские карты, 1942 г. Ленинград. Автор оригинала В. А. ВЛАСОВ.
колода карт, выпущенная в

Карты "Rokoko №160", фабрика Coeur (Германия), 1973г. Художник Вальтер Краусс/Walter Krauss.

Художник Виктор Михайлович Свешников создал серию рисунков, которые стали основой для разных игральных карт, например «Лубочных». Издавалась на КЦП с 1981 года.

Ленинградский Комбинат Цветной печати «Московско-Русская» колода

Ленинградский Комбинат Цветной печати «Славянская» колода

Фривольные колоды карт

Колода "Вся власть"

До сих пор не известно время точного появления карт, кроме того, не известно также и место изобретения. Основываясь на одном из старинных китайских словарей, можно сделать вывод, что карты изобрели в Китае в начале XІІ века, в 1132 году они получили массовое распространение. Здесь же объясняется и выбранные масти и количество карт. Четыре масти - символизируют четыре времени года, 52 карты в колоде - количество недель в году.

В старинных китайских словарях упоминается о похожих на картежную играх, в которую играли еще до возникновения игральных карт в Китае и Японии. Однако вместо привычных карт были использованы для игры бумажные таблички, таблички из слоновой кости или дерева, на которых изображались различные фигуры. В средневековой Японии изготовляли такие своеобразные карты даже из раковин мидий. Украшали раковины изображениями цветов, пейзажей, бытовых сцен. Японские карты первоначально были использованы для обучения и утонченных забав образованных людей. С помощью этих карт игроки могли не только играть в различные игры, но и раскладывать пасьянс. Чуть позднее, в ХІІІ веке картами стали увлекаться и в Индии, и в Египте.

Но считать родоначальником карт Китай сложно, так как по другим источникам карты изобрели в Египте. А служили они, прежде всего, для гадания. Колода, изобретенная в Египте, состояла из 78 карт. Их украшали золотые таблицы.

Существует также предположение, что появление карт идет из Европы. Но и здесь имеется в наличии несколько версий возникновения карточных азартных игр. Основываясь на первой версии, можно прийти к выводу, что карты зародились в XV столетии, одновременно с появлением на европейских территориях цыган. Другой версией является получение картами общей известности в XIV столетии. По свидетельствам иезуита Менестрие известно, что малоизвестный живописец Жикомин Грингонер придумал и нарисовал карты для развлечения короля Франции в 1368-1422 годах Карла VІ. Известно, что Карл VІ был умалишенным и вошел в историю как Карл Безумный. Карты являлись для него единственным средством, благодаря которому он мог успокоиться во время приступов сумасшествия.

Во время правления Карла VІІ в 1422-1461 годах карты усовершенствовали. Именно тогда они и получили известный нам вид и название. Достоверно проверить эту информацию не представляется возможным, поэтому эти данные появления карт являются лишь гипотезами. Таких предположений достаточно много. Например, утверждают также, что зарождение карт произошло в ХІІІ веке, это утверждение имеет историческое документальное подтверждение. При царствовании Людовика Святого был издан указ, в котором говорится о запрещении карточных азартных игр во Франции, наказанием являлся кнут. Сохранился также итальянский манускрипт, датированный 1299 годом, в котором тоже упоминалось запрещение карточных игр.

А в Германии в 1260 году основали особый цех торговцев и фабрикантов игральных карт. В Испании запретил игру в карты Орден Калатрава в 1331 году. Подтверждением существования карт в Кастилии, можно судить по указу 1332 года короля Альфонса ХІ, возлагающем запрет на игры в карты. Существует и версия о том, что карты оказались занесены в страны Европы сарацинами (древний восточный народ). Эту версию подтверждает сохранившийся документ, который относится к 1379 году. В указанном документе говорилось о том, что в Витебро была введена игра в карты, которая происходит из страны Сарацин, и получила она название наиб .

Мусульман Востока и арабов называли сарацинами. Однако, судя по законам Магомета, о запрещении делать изображения человеческих фигур, эти древние карты не могли иметь изображения людей, которые мы привыкли видеть на картах сегодня. Предполагают, что родиной карт, на которых изображены фигуры людей, является Италия. Подобный древнейший экземпляр относится к 1485 году, и гравирован он на меди. Предполагают также и о более раннем возникновении карт в Европе после крестовых походов на мусульманские земли востока в 1096-1270 годах.

Древние карты, которые использовали для игры в Европе, были довольно дорогим удовольствием. Это объясняется тем, что не было возможности тогда использовать литографическое печатание, и все карты приходилось рисовать от руки. Из Италии карты привозили во Францию. Подтверждением этому может послужить историческое свидетельствование - указ счетной камеры, датированный 1390 годом, который отражает расход на приобретение карт для развлечения короля. Того времени карты были достаточно длинными, до 22 сантиметров, и очень неудобными для азартных игр.

Относительно появления карт в России, можно с большей долей вероятности утверждать о внедрении карточных азартных игр в XVII столетии. Уже в середине этого века карты получили широкую популярность. Однако увлечение карточными играми осуждалось, так как считалось путем к преступлениям и разжиганию страстей. При правлении царя Алексея Михайловича в 1649 году в "Уложении" говорилось о наказании игроков: их били кнутом, лишали пальцев рук путем отрубания. А в указе Петра І в 1696 году говорилось об обязательном обыскивании заподозренных в намерении играть, в случае обнаружения у них игральных карт, предполагалось битье кнутом. Такие суровые карательные меры были обусловлены возникшими издержками, в результате быстрого распространения азартных игр в карты. Однако, эти запреты и очень жестокие наказания не мешали многим игрокам. Кроме азартных карточных игр, были известны также коммерческие игры в карты, раскладывание пасьянсов и применение карт для демонстрации различных фокусов.

Более интенсивному развитию невинных карточных игр поспособствовал указ Елизаветы Петровны, датированный 1761 годов. В нем говорилось о разделении назначения и применения карт, при этом азартные игры запрещались, а коммерческие и карты для раскладывания пасьянсов - дозволялись. Предполагается, что карты получили широкое распространение в России благодаря польско-шведской интервенции в начале XVIII века. Однако достоверно точно путь проникновения в Россию карт не известен.

Практически за несколько десятилетий карты трансформировались достаточно сильно, прежде чем превратились в современные. Древние карты имели различие по цветам, каждая масть имела свое объяснение:
- зеленая - символизировала энергию и жизненные силы воды, которая дает жизнь, но в то же время может нести катастрофы; средневековые карты этой масти имели знак жезла или палки, которые позже упростили и заменили черными пиками;

Желтая - символизировала интеллект, созидание нового, делового успеха; в графике она имела обозначение монеты, солнца, золотого бубенчика или же огня и зажженного факела; впоследствии - это ромб, бубны;

Голубая - символизировала простоту и порядочность, бескорыстное служение; знаком этой масти в картах служили рисунки желудя с голубым колечком, скрещенные мечи и шпаги; отсюда впоследствии возникли кресты, трефы;

Красная - символизировала красоту, радость и удовольствие; также красный был символом духовности и начала; карты с такой мастью имели в изображениях кубки, чаши и сердца, как символ милосердия; после они заменены на изображение лишь сердца, червы.

Изменилось со временем и количество карт в колоде. На сегодняшний день колода состоит из 52 карт, вместо древних 78. Карты по прежнему широко используют не только для игр, но и для гадания. Символическое толкование значения карт частично сохранилось. Количеству недель в году соответствует количество карт в колоде - 52; времена года - это четыре масти; учитывая то, что каждое время года имеет по 13 недель, то и каждая масть тоже имеет по 13 карт. Следующие вычисления немного сложнее. Каждая карта имеет обозначение очков, 1-10, карты валет, дама и король также имеют соответствующее количество очков, 11-13. Таким образом, если сложить все эти очки, то в результате получится 91 - это количество дней в каждом времени года. Если же найти сумму очков четырех времен года (четыре раза по 91), то получается 364 - количество дней в году без одного дня.

Фигурных карт, в результате изменений, в карточной колоде осталось лишь три - это король, дама, валет (фараон, сивилла, всадник). Возможно добавление в колоду и еще одной карты - Джокера, которая соответствует шуту больших арканов. Королей, дам и валетов в XIV веке стали изображать как легендарных героев древности. Короля червей, например, стали изображать в виде короля франков Карла Великого, а короля пик - в виде древнееврейского царя Давида, королем бубен стал Юлий Цезарь, а королем треф - Александр Македонский. То же касалось дам и валетов. Для того, чтобы шулера не смогли сделать на обратной стороне карт какие-то условные обозначения, в начале XVII века при Генрихе ІІ Валуа стали на обратную сторону карт наносить крапленый мелкий пунктирный рисунок.

Современный вид двухголовых карт, когда одна половинка карты как бы изображает другую, появился в XVII веке в Италии. Но широкое применение такого изображения в повседневном обиходе карты получили лишь в середине XIX века.

Сохранились и необычные итальянские карты, которые были выполнены на меди с помощью гравирования. Такие карты производились в Падуе, Флоренции или Венеции в конце ХV столетия. Эти работы приписывают известным граверам - Мантеньи либо Финигуэрру . Карты на меди отличаются довольно тонкими и необычайно красивыми узорами и рисунками, отличной гравировкой, единственным недостатком этих карт можно назвать несколько бледную печать. Размеры этих карт составляли 9 сантиметров в длину и 3,5 сантиметра в ширину (для сравнения: китайские карты имели размеры 3,5 дм и в ширину, и в длину).

Наилучшей художественной выделкой отличались карты изготовленные в Италии. Карты Испании никогда не имели подобного качества исполнения. В Италии одной из первых азартных карточных игр была изобретена игра под названием ломбер. Позже, в измененном виде эта игра появилась и во Франции и России. Название игры произошло от названия столов, предназначенных для игр в карты. Пристрастие к карточным играм в Испании было не меньшим, чем в Италии. Испанцы изготовляли свои первые карты из пальмовых листьев.

Карты и азартные карточные игры прошли долгий путь прежде чем стали легализованы и популярны во многих странах мира. Если раньше карты были развлечением для богатых, то сегодня - это страсть для всех желающих. Азартные игры сегодня не оставляют равнодушными никого.

Очень долгое время изобретение игральных карт приписывалось французскому живописцу XIV столетия Жаклину Грэнгоннеру, который якобы первым выдумал эти маленькие разрисованные картонные листки. И сделал он это с целью позабавить ими Карла VI в минуты просветления помраченного ума его величества.

Версию эту первыми опровергли в XVIII столетии два ученых литератора, аббаты де Лонгрю и Рив, которые в своих диссертациях убедительно доказали, что карты и карточные игры появились задолго до царствования этого бедного государя.

Первым же бесспорным доказательством этому служит подлинный акт Кельнского собора, воспрещавший карточную игру духовным лицам.

Этот акт появился гораздо раньше того времени, когда Грэнгоннер вручил нарисованные им карты страдавшему умопомешательством монарху. Полученный им за эти карты приличный гонорар побудил художника к творчеству, и он стал активно работать над усовершенствованием оформления карт. Он заменил некоторые фигуры на картах, а в царствование Карла VII внес дальнейшие изменения в изображения на картах и придумал фигурам те названия, которые они носят и теперь.

Так, по прихоти художника Давид, пиковый король , был эмблемой Карла VII, а король червовый был наименован Карлом Великим. Королева Регина в трефовой даме изображала Марию, супругу Карла VII.

Паллада, пиковая дама, олицетворяла Деву Орлеанскую, Жанну д`Арк. Рахиль, бубновая дама - нежную Агнесу Сорель, а червовая дама Юдифь - легкую "по нравственности" Изабеллу Баварскую. Четыре валета (оруженосцы) обозначали собою четырех храбрых рыцарей: Ожье и Лансело при Карле Великом, Гектора де Галлара и Ла-Гира при Карле VII. И другие названия карт были выдержаны художником во вкусе того времени - воинственной аллегории. Черви были эмблемой храбрости, пики и бубны представляли оружие, трефы - съестные припасы, фураж и амуницию. И наконец, туз (ас) в латинском своем значении представлял собой то, что всегда признавалось главным богатством войны - деньги.

Живописец Грэнгоннер, таким образом, хоть и не является изобретателем карт , но оставил своим соотечественникам и всем на наследство, которое во многом способствовало и способствует сейчас развлечению людей, и не только праздных, но и деловых, и привело к разнообразию занятий во всех слоях общества.

Феномен быстрого распространения карт по всему миру беспримерен. В карты играют во всех уголках земного шара. Темой исследования карты могут стать для философа и психолога, статистика и экономиста, для моралиста и служителя культа...

Надо признать, что происхождение карт до сих пор покрыто непроницаемым мраком. Слишком поздно спохватились ученые, время успело разрушить памятники, которые могли бы пролить свет на историю возникновения карт. Однако многие ученые люди посвятили большую часть своей жизни исследованию истории игральных карт.

Но, несмотря на все их усилия, история эта до сих пор изобилует многими белыми пятнами, запутана, и можно с уверенностью сказать, что едва ли кому-то удастся когда-нибудь выяснить, когда же на самом деле появились карты и когда в первый раз за игральный стол уселись первые игроки.

Из чего делали игральные карты

Вообще-то для карточной игры не обязательно иметь те игральные карты, которые мы знаем в настоящее время: прямоугольные, овальные, круглые или какой-нибудь другой формы, изготовленные из плотного картона. Они могут быть изготовлены из дерева, кожи, слоновой кости или даже из металла. Такие карты можно увидеть во многих музеях мира. В некоторых странах и до сих пор карты изготавливают из дерева, кое-где из пластиковых материалов в форме домино, особенно для таких карточных игр, как Рамс и Канаста . Таким образом, материал, из которого делают карты, может быть различным. Наиболее подходящим, однако, оказались карты, изготовленные из специальной бумаги. Причем такая бумага появилась почти одновременно во многих странах.

Если бумага действительно была изобретена в Китае еще в 105 году нашей эры, то видимо не намного позже появились и бумажные карты.

В отношении изобретения карт существует множество легенд. По одной из них, в доисторические времена одним разбойником была похищена прекрасная принцесса. Находясь в заточении, она изготовила из кожи карты и научила играть в них своего поработителя. Разбойник якобы бы так очарован игрой в карты, что в знак благодарности выпустил принцессу на свободу.

Одно греческое предание приписывает изобретение карт Паламеду, сыну эвбейского царя Навплия, очень умного и хитрого, которому удалось, например, разоблачить самого Одиссея. Одиссей хотел остаться в стороне от войны греков против Трои. Когда его в связи с этим отыскал Паламед. Одиссей прикинулся сумасшедшим. А сделал он это так: он впряг в плуг к своим быкам еще и осла, и стал засевать поле не зернами, а рассыпать в борозды соль. Однако Паламед сразу же разгадал обман. Он вернулся во дворец, взял из люльки сына Одиссея - Телемаха, принес его в поле и положил в борозду перед упряжкой волов и осла. Одиссей, конечно, свернул в сторону, выдав этим себя. Эта хитрость Паламеда явилась основанием для того, чтобы ему стали приписывать различные изобретения. Он якобы изобрел весы, буквы, игральные кости, некоторые меры, а во время многолетней осады Трои - игральные карты. И это случилось за 1000 лет до нашей эры!

Есть исследователи, которые называют другую личность, якобы изобретшую карты. Им якобы является один из семи мудрецов античной Греции, а именно философ Килон, который хотел помочь бедным забыть о еде. Для этого он изобрел карты, в которые стали играть бедняки и во время игры начисто забывали о голоде.

Перечень легенд и сказок об изобретении карт можно продолжить, но ясно, что они не являются изобретением одного единственного человека.

Каким же образом вырабатывались правила старых карточных игр

Можно предположить, что это были, прежде всего, комбинационные игры типа нынешних игр Рамс и Канаста, т. е. таких игр, в которых считалось необходимым как можно быстрее объединить карты по картинкам, цветам и т. д. Об этом свидетельствует тот факт, что были игры, в которых использовались карты не только с 3 и 4 изображениями, но и с 5, 6 и большим количеством. В Корее играют в карты с изображением 8 фигур: мужчины, лошади, антилопы, кролика, фазана, ворона, рыбы и звезды. И на каждую из этих фигур имеется по 10 различных кар, т. е. колода состоит из 80 карт.

Китайцы в старину играли даже на обесцененных денежных знаках. Так как монет было мало, а дальнее путешествие с большим количеством денег было опасным, уже в 7 столетии государство разрешило так называемые "летающие деньги". Для расточительной жизни своих дворов повелители нуждались все в большем количестве денег и велели печатать их целыми кучами. Деньги обесценивались с катастрофической быстротой, и дело дошло до того, что в 9 столетии они потеряли всякую ценность. Старые банкноты обменивались на новые в соотношении 1:100, 1:500, 1:1000, 1:2000... Именно в это время старыми деньгами начали играть в карты. И эти карты из денег просуществовали в Китае почти до конца 9 столетия. В Китае еще и сейчас играют в карты, на которых изображены генерал, два советника, слоны, лошади, боевые колесницы, орудия, а также 5 солдат. Эти 16 фигур раскрашены в красный, белый, желтый и зеленый цвета. Каждая масть повторяется дважды, и таким образом, общее число карт в колоде составляет 128 штук. Характерной для китайских карт всегда была их форма: они длинные и узкие.

Совершенно иная форма у индийских карт, они квадратные, а иногда и круглые. Индийские карты обычно имели 4 масти, но были карты и 12 цветные, и каждый цвет насчитывал 12 карт, т. е. количество карт в колоде составляло 144.

Когда игральные карты появились в России

Предположительно в России карты появились вскоре после их появления в Европе, в частности в Германии и во Франции. Они довольно быстро проникли прежде всего в правящие круги. Во всяком случае, уже при Анне Иоанновне и Елизавете Петровне карточные игры, особенно в придворных кругах, процветали, а наивысшего своего расцвета карточные игры достигли в царствование Екатерины II. Достоверно известно, что екатерининские вельможи играли почти все поголовно. Многие из них ставили на карту колоссальные состояния, при этом проигрывались земли в десятки тысяч десятин и крепостной народ. Крестьяне сплошь и рядом, просыпаясь утром, узнавали, что они по прихоти хозяина проиграны другому лицу и переходят в его собственность. Дворовые девки, особенно красивые, шли на карту иногда за колоссальную сумму, и наряду с ними на карту шли охотничьи собаки и породистые лошади.

О том, когда карты появились в России, точных сведений нет. Некоторые исследователи полагают, что это случилось довольно поздно, приблизительно во второй четверти 9 столетия. Однако это противоречит другим очевидным фактам. Исследователь Ю. Дмитриев сообщает, что еще в 1759 году механик Петр Дюмолин, приехавший в Москву, в одном из домов в Немецкой слободе демонстрировал "движущиеся карты". А другой российский исследователь А. Вяткин относит появления карт в России к еще более раннему сроку, к 7 столетию, и обосновывает это известным царским Уложением от 1649 года, в котором предписывалось с игроками поступать, "как с татями", т. е. с ворами. По мнению того же Вяткина, карты пришли в Россию через Украину, из Германии ("тамошние казаки коротали время за карточной игрой").

О том, что карты появились в России одновременно с их приходом в Европу, свидетельствует и то, что россияне "шли в ногу" с европейцами в освоении секретов многих карточных игр.

Видео: История игральных карт

Всем здравствуйте.

Сегодня я Вам расскажу одну из многочисленных версий о том,как появились игральные карты в России. Многие версия являются отражением тех эпох, в которых зарождались карты. И эта версия является одной из любопытнейших.

Современные игральные карты – это многоступенчатое развитие истории, со своими взлетами и падениями, развитие той истории, которая постоянно развивается, и ищут новые пути совершенства.

Только одним этим фактом уже стоит гордиться.
Одной из загадкой остается то, что ни кому до сих пор не известно точная дата, год происхождения игральных карт, и так же загадкой по сей день остается место их изобретения.

Место зарождения карт

Конечно, Вы наверняка читали много теорий о том или ином месте и дате зарождения. В одном старинном китайском словарике Чинг цзе Тунга (этот словарь получил популярность в 1678 году в Европе), говорится о том, что игральные карты были изобретены в 1120 году в Китае, а вот в 1132 году получили в Китае массовое распространение.

Но давайте рассмотрим сегодня несколько вариантов появления карт, помимо китайской версии, рассмотрим также версию индийскую и египетскую версию.
При всем интересе к картам, японская и китайская колода являются непривычными для нас, что и порой удивляет и вводит в заблуждение наш разум.

Внешний вид, характер игры, который похож на домино – все это вызывает интерес. Однако, есть сведения о том, что в Китае в VIII веке для игр использовались палочки, а после полосочки бумаги с различной символикой.

Эти далекие прародители карт использовались так же в качестве или вместо денег, именно поэтому было всего лишь три масти: монета, две монеты и много монет.

Спустя какое-то время у японцев появилась четвертая масть, да и значение мастей так же изменилось, теперь эти масти символизировали времена года, а количество карт (52 шт.) в колоде означало количество недель в году.

Так же существует еще одна теория происхождения игральных карт. До появления, всеми нам привычным бумажных карт, японцы играли специальными табличками, которые напоминали карты, выточенные из слоновой кости или из дерева с прорубленными фигурками.

А в Средневековой Японии, основоположниками игральных карт служили раковины от мидий, такие карты были одни из самых удивительных.

С помощью игральных карт-раковин раскладывали пасьянс на столе, в разложенных раковинах искались ракушки с одинаковыми рисунками. Такие темпами, известность карт и в Индии и в Египте стала в XIII веке.

Одним из интереснейших моментов было то, что в Индии на картинках игральных карт был изображен четырехрукий Шива, у которого в руках были кубок, меч, монета и жезл.

После таких изображений четырехрукого Шивы в Индии стало поверее о том, эти предметы в руках Шивы обозначали сословия и это послужило началом современных карточных мастей.
Но одна из самых популярных версий происхождения игральных карт – это египетская. Эта версия раскручена современными оккультистами.

Они утверждают, что в глубокие древние времена жрецы Египта записывали все мудрости и таинства мира на 78 табличках из золота, а эти таблички были изображены в виде символики игральных карт.

Таблички делились на части: 1. «Младшие Арканы» — 56 штук (позже они стали обычными игральными картами); 2. «Старшие Арканы» — 22 штуки, считались загадочными картами колоды Таро, и использовали их исключительно для гаданий.
Эта версия была запущенна в массы в 1785 году французским аккультистом Эттейлом, а многочисленные его продолжатели не только поддержали и продолжили, но и создали собственную систему интерпретацию карт Таро.

Название Таро якобы имеет происхождение от египетского слова «та рош», что означает «путь царец», а занесены они в Европу, опять же якобы, были или арабами, или цыганами, которых кстати часто считали раньше выходцами из Египта, а может и по сей день считают так.
Единственное что я могу Вам сказать, это то, что ни одного доказательства столь раннего возникновения карт Таро ни найдена, ни одному ученому не удавалось это доказать.

Появление карт в Европе

Про появление карт в Европе существует несколько версий. Одна из версий такова, что появление карт связано с появлением цыган на территории Европы в XV веке.

А другая версия приоткрывает нам интересный факт, будто малоизвестный живописец изобрел карты для развлечения, умалишенному короля Франции Карла VI (1368-1422 гг.), и в истории он всем известен как Карл Безумный. Якобы с появлением такого развлечения у короля он успокаивался и его деспотичный сумасшедший характер был отвлечен.

Мнение о том, что изобретение карт для Карла VI Безумного как развлечение и утеха – всего лишь очередная легенда. Игрой на черенках с изображениями цифр на них играли в Древней Греции уже в те времена, а в Индии – это раковины или пластинки из слоновой кости; а в Китае игральные карты похожи на наши с вами современные карты, известны с XII века.
В 1379 году было опубликовано первое документальное подтверждение о появление карт. В хронике одного из городов в Италии появилась заметка: «Введена игра в карты, пришедшая из страны сарацин и называется ими «наиб».
По названию этой игры «наиб» — можно сделать предположение того, что это игра была придумана военными, или имела военный характер, т.к. «наиб» означает «капитан», «начальник».

Арабские карты

Арабские карты имели одну особенность, которая отличала их от остальных игральных карт, на этих картах изображались только цифры, запрет был на изображение человеческих фигур, таков был закон Магомета. Поэтому французы скорее не изобрели карты, и только преобразили уже имеющиеся всевозможными рисунками.

Масти карточных колод всегда были разнообразны. В одних из самых ранних итальянских колод масти например носили названия: «мечей», «кубков», «жезлов», «денариев» (монет).

Очень похоже было на Индийскую тематику: духовенство, дворянство и торговый класс, а сам жезл символизировал королевскую власть стоявшую нам всеми нами.
А вот Французы придумали свой вариант мастей и у них вместо мечей появились «пики», кубки стали «червями», денарии превратились в «бубни», а жезлы назвались «крестами» или «трефы» «треф – с французского означает «лист клевера»).

Разнообразие названий

Эти названия, на разных языках, сейчас звучат по разному, например: Англия и Германия – это «лопаты», «бриллианты», «сердца» и «дубинки», Италия – это «копья», «сердца», «цветы» и «колокола» и «листья». А в России слово «черви» произошло от слова «червонный», т.е. красный, теперь понятно почему черви изначально относились к красным мастям.

Карты, карты, карты.. Ах это слово, у многих людей при этом слове загорались глаза, азарт брал верх нам ними, разум уже не справлялся. Быстрыми темпами карты распространялись по многих странам Европы.

Правительство наблюдая за всем этим, пыталось укротить азарт в людях, принимая меры и запрещая игры в карты, но… все попытки оказываются ничтожными. Наравне с укрощением азартных игр появлялись все новые и новые азартные карточные игры.

В Германии начали появляться ремесленные цеха, которые занимались изготовлением карт, способы выделки так же совершенствовались.
Во Франция в XV веке были установлены масти карты, которые и по сей день существуют. Считается, что масть каждой карты говорит о четырех главнейших предметах рыцарского обихода: трефы – меч, черви – щит, пики – копья, бубны – знамя и герб.

Что зашифровано в картах?

Существует мистическая связь в картах и чем-то неземным и в тоже время всем нам знакомым, например 52 карты – это число недель в году; 4 масти – соответствуют временам года; в каждой масти насчитывается 13 карт, такое же количество недель в каждом времени года; если сложить все значения карт, то общая сумма получится 364 – как и количество дней в году без одного. Удивительное рядом.
Первые карточные игры, были очень замысловатыми, ведь в игре принимали участие не только 56 стандартных карт, но и 22 карты «Старшие Арканы», и еще20 карт которые были козырными названными по стихиям и знакам Зодиака.

Из страны в страну названия этих карт путали и насколько запутались, что играть уже становилось просто невозможно. А уникальностью этих карт было то, что они раскрашивались вручную и цена на них была достаточно велика, и именно поэтому приобретать их могли только богатые люди.

Радикальные изменения произошли в XVI веке, когда исчезли почти все картинки, остались только четыре «старшие масти» и шут «джокер». Интересен тот факт, что все изображения на картах были либо реальными, либо легендарные герои.

Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Кто сыграл роль королей?

К примеру, четыре короля, удивительнейшие люди древности: Карт Великий (черви), Юлий Цезарь (бубны), библейский царь Давид (пики), Александр Македонский (трефы). Относительно дам на картах единогласия не было – дамой червей была то Юдифью, то Дидона, то Елена Троянская.

Пиковая дама олицетворяла богиню войны – Афина, Минерва, Жанна д’Арк. В роли роковой женщины, дамы пик, после многих разногласий, стали изображать библейскую Рахиль, она как ни кто лучше подходила на роль «царица денег», т.к. она обокрала собственного отца.

Дама треф выступала как добродетельная Лукреция, постепенно превратилась в Аргину – символизирует суету и тщеславие.
Одна из самых сложных карточных фигур – валет, с английского означает оруженосец.

Вначале слова «валет» было значением слуг и даже шутов, но потом утвердилось в другом значении. Французкий рыцарь Ла Гир, прозвище которого было Сатана (черви), герои эпоса Ожье Датчанин (пика), Роланд (бубна) и Ланселот Озерный (трефы).

Первые карты, были очень дорогими из-за того, что рисовались они от руки, станков по их производству еще не существовало. Длина карт была, в то время 22 см, это был очень не удобный размер, но он был удобен для рисовальщиков карт.

Атласные карты

В нашей жизни, где мы привыкли ко всему, что нам знакомо с детства – кажется обычным. Вот и атласные карты, она для нас родные и привычные, посмотрев на другие карты, нам они могут показаться какими-то нелепыми.

Не один десяток лет атласные карты распространяются по всему миру и именно поэтому так и заслужила наше доверие.

Они для нас настолько привычные, как сказки, как мифы и былины. Но карты появились в России всего лишь в середине 19 века.

Вопросами художественного оформления занимались одни из высочайших специалистов, академик Адольф Иосифович Шарлеманю (Боде-Шарлемань) и Александр Егорович Бейдеман.

Эти люди сделали эпоху своим талантом, твоим мастерством, уже спустя эпоху карточные изображения, оформленные этими людьми, являются эталоном и чудесной карточной графикой. В данный период времени эти шедевры украшают собрание Государственного Русского музея и Карточного музея Петергофа. Продолжаем расследовать как появились игральные карты.

Современность

Со временем игры в карты разделились на две составляющие: коммерческие (чисто математические расчет), азартные (воля случая). Первый вариант (винт, вист, преферанс, бридж, покер) прижился у образованных людей, которые любили поиграть, то второе направление (сека, «очко», штосс и сотни других, вплоть до безобидного «подкидного дурака») царило в простонародье.

Запад прогрессировал в направлении карт, развивающие логику и мышления игры были включены в школьную программу детей. Впрочем, что судить и рассуждать, играйте, размышляйте, выигрывайте. Моя история о том,как появились игральные карты завершилась.

Советую научиться: ,

Удачи Вам в своей истории, будьте удачливы.

Сегодня в восьми из каждых десяти домов Великобритании играют в карточные игры, но и в остальных, если хорошенько поискать, можно найти карточную колоду. Игра в карты настолько привычна большинству из нас, что нам даже кажется, что они существовали всегда.

Возможно, игральные карты были известны со времени создания человеком изобразительного искусства. Их история уходит так далеко в прошлое, что никто не может сказать точно, когда и где они появились впервые.

Кто придумал игральные карты?

Долгое время считалось, что игральные карты были изобретены китайцами, так как раньше бумажные деньги и игральные карты в Китае были практически идентичны. Мы знаем, что игральные карты существовали в Китае тысячу лет назад! Но все же в настоящее время нет ясности, кому отдать приоритет изобретения карт: китайцам, египтянам, арабам или индусам.

С самого своего появления карты стали одним из способов предсказания судьбы. Вполне возможно, что для этой цели они использовались до того, как стали применяться для различных азартных игр. В средние века с помощью игральных карт колдуны предсказывали будущее.

Когда игральные карты попали в Европу? Некоторые считают, что их привезли из своих походов крестоносцы. Другие говорят, что через сарацин они попали в Испанию или Италию, третьи - что цыгане привезли их в Восточную Европу. Несомненно, однако, что игральные карты были известны в Европе с XIII века.

Первоначально было много различных видов игральных карт. Распространены были, например, фигурные карты (их в колоде было 22, и среди них не было цифр) и цифровые карты (в этой колоде было 56 карт - и ни одной картинки). Французы первыми создали колоду из 52 карт. Они использовали цифровые карты и сохранили короля, даму, валета из фигурных карт. Эту 52-карточную колоду переняли англичане.

Самые ранние карты рисовались вручную, но с развитием резьбы по дереву игральные карты стали дешевле и очень быстро распространились среди простого народа.