Конспект занятия по художественной литературе в средней группе с использованием интерактивных технологий. "Учись отгадывать загадки". Конспект театрализованного занятия по художественной литературе в средней группе по сказке «теремок»

Тематическая неделя «В гостях у сказки»

Тема: Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка»

Цель: продолжать воспитывать у дошкольников умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.

Поддерживать желание детей к театрально-игровой деятельности; (познание).

Продолжать обучать умению вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него; (коммуникация).

При помощи моделирования способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи сказочных образов.

Развивать отзывчивость, желание помочь ближнему (социализация, коммуникация)

*Воспитывать интерес к художественному произведению.

Форма организации детей – подгрупповая.

Предварительная работа:

Чтение русской народной сказки «Рукавичка»

Беседа с детьми по прочитанному произведению

Разучивание физминутки

Оборудование: кружки разнообразного цвета и величины(серый, белый, оранжевый, коричневый, большой серый и коричневый); книжка с картинками «Теремок», следы, ширма.

Ход НОД:

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, следы. Давайте отправимся по этим следам, посмотрим, куда они приведут. (Дети проходят рядом с выложенными трафаретами следов.)

Куда они нас приведут? Какой-то снежный сугроб! Я сейчас подойду поближе и посмотрю, что там, а вы присядьте отдохните.

Ой, здесь сказка!

Показ театра по сказке «Рукавичка». (Рассказчик – воспитатель, кукловод-воспитатель).

Шел дед лесом, а за ним бежала собачка. Шел дед, шел, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка, влезла в эту рукавичку и говорит:

Тут я буду жить.

Бежит зайчик. Подбежал к рукавичке, спрашивает:

Мышка - поскребушка. А ты кто?

А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!

Вот их уже двое. Бежит лисичка:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик. А ты кто?

А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!

Вот их уже трое сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка - поскребушка, зайчик – побегайчик, да лисичка-сестричка. А ты кто?

А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!

Ну иди!

Влез и этот. Уже стало их пятеро.

А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

Кто, кто в рукавичке живет?

Мышка – поскребушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?

Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!

Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.

Да как-нибудь!

Ну уж иди, только с краешку!

Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.

А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

Гав-гав-гав!

Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Физминутка.

Вопросы по сказки:

Ребята вспоминаем кто же потерял рукавичку. Кто первый стал жить в рукавичке? Да, мышка-норушка. А какой по цвету и величине будет кружок? Почему серый и маленький?

После педагог подчеркивает, что только дружные звери могут жить вместе и не ссориться. Давайте вы мне покажите, какие вы дружные. Для этого мы встанем в круг, возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. (Звучит музыка). А какая по характеру звучит мелодия (Веселая, игривая, танцевальная). Молодцы, ребята.

Воспитатель:

Вот и сказку рассказали, и поиграли и поплясали, теперь сказка кончается. Ребята, мне очень понравилось путешествовать в сказку! А вам? А что понравилось? (вспомните, герои из какой сказки нам встречались? А они жили дружно или ссорились (дружно, они любили танцевать все вместе). А вы ребята дружно живете в детском саду? (Да). И никогда не ссоритесь (Да) Молодцы!

Конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (Чтение художественной литературы) в средней группе компенсирующей направленности.

Тема «Народная культура и традиции». Чтение русской народной сказки «Чудесные лапоточки».

Автор: Рогачкова Татьяна Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №15», город Снежинск Челябинской области.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (чтение художественной литературы) на тему «Народная культура и традиции». Данный материал подходит для возрастной категории детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети на занятии учатся слушать сказки, делать выводы по содержанию, продолжают знакомство с предметами старины.

Цель: продолжение знакомства детей с предметами старины.
Задачи:
Образовательные:
Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок.
2. Развивающие:
Развивать умение детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
3. Воспитательные:
Воспитывать умение детей слушать сказку внимательно, не перебивать читающего воспитателя.
4. Речевые:
Связная речь:
Продолжать учить детей отвечать на вопросы по тексту, составляя грамматически правильные предложения.
Словарь:
предметный – лапоточки; лапти; изба; барин; кучер; тятенька, маменька
признаки – чудесные, глубокая (река), высокие (берега);
глагольный – умаялся, сплёл, понесло.
Грамматика:
активизировать словарь по теме. Учить согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже, числительные с существительным.
Звуковая культура речи: развивать слуховую сосредоточенность детей.
Методы и приёмы:
Практические:
Неожиданное появление лаптей в группе; слушание сказки;
Наглядные:
рассматривание картинок к произведению.
Словесные:
Повторение названия и героев сказки.
Материалы: лапти, книга, картинки и иллюстрации к произведению.
Индивидуальная работа: поощрять эмоциональные реакции на сказки.
Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, картинок с изображением предметов старины.

Ход занятия:

В группе раздаётся громкий топот и из-за двери появляются лапти.
Воспитатель: ой, ребята, кто-то обувь потерял! Чья это обувь?
Дети выясняют, что это обувь не их. Воспитатель приглашает всех сесть в круг и рассмотреть загадочную обувь.
Воспитатель: Мальчики и девочки, это лапти. Раньше, в старину люди не носили кроссовки, туфли или ботиночки. А обували лапти. Их плели себе люди из соломы. А я знаю сказку про лапоточки. Хотите послушать?
Ответы детей (да, хотим послушать). Воспитатель читает сказку.

Жил-был в одной деревне мужик Иван. Задумал он брата Степана в дальнем селе проведать.
А день был жаркий, дорога пыльная. Идёт наш Иван, идёт - устал.
“Дойду, - думает, - до речки; там водички попью, отдохну”.
Приходит он к речке, а на берегу сидит незнакомый старичок. Лапти свои снял, под берёзку поставил, сидит, закусывает. Попил Иван воды, лицо умыл, подходит к старичку:
- Ты, дедушка, далеко ли собрался?
- Далеко, милый. Я в Москву иду. Удивился Иван:
- В Москву? Пешком? Да ты, дедушка, полгода протопаешь!
А дедушка отвечает:
- Нет, милый, не полгода. Я себе лапти сплёл. Не простые они, чудесные. Обуюсь в них, - ноги у меня сами и побегут.
Посидели они рядом, побеседовали; потом дедушка лёг под берёзку и заснул. А Иван думает:
“Вот бы мне такие лапти! Сниму-ка я свои да обменяюсь с дедом. В чудесных лаптях я к брату-то мигом добегу”.
Снял он свои лапти, под берёзку поставил, а дедовы-то взял потихоньку да обулся.
Только он обулся - как подхватило-то нашего Ивана, перекувырнуло в воздухе, да и понесло по дороге! Бежит он со всех ног. Перепугался, кричит:
- Ноги, вы куда? Стойте!
А лапти так его и несут. Не может Иван остановиться.
Подбегает он к селу, где брат живёт. Вот и дом брата. Влетает в сени, - ведро опрокинул, на метлу наскочил, да и повалился на кучу сухих веников. Лежит, ногами в воздухе болтает.
“Ой, - думает, - беда. Плохо я сделал, чужое добро без спроса взял. Надо поскорее лапти сбросить!”
Развязал он лапти, скинул с ног -они и остановились. Стыдно стало Ивану.
“Как же это я-дедушку-то обидел? Ой, нехорошо! Стану возвращаться - отдам ему его лапти. Ну, а уж теперь в избу пойду”.
Входит он в избу, лапти в руках несёт. А в избе гости сидят, угощаются за столом. Увидали Ивана и смеются:
- Ты что это: босой идёшь, а лапти в руках тащишь? Отвечает Иван:
- А эти лапти мне, братцы, тесноваты, ногам больно. Я и снял.
Сел он за стол. А рядом с ним сосед Аким. Поглядел Аким на лапоточки. Думает: “Эх, мне бы эти лапти как раз впору были. Обменяюсь-ка я с Иваном”.
Взял Аким чудесные лапоточки, свои на их место поставил, вышел на крыльцо, сел да обулся.
Только обулся - тр-р-рах! - снесло его со ступенек и понесло по деревне. Бежит-бежит, бежит-бежит, остановиться не может. Испугался Аким, кричит:
- Люди добрые, ловите меня! Остановите меня! Мчится он мимо своей избы. А навстречу ему сыновья выбегают. Остановились мальчики у дороги, смотрят на отца, спрашивают:
-Тятенька, ты куда поскакал-то?
А Аким кричит:
- Домой бегу! А мальчики опять:
- Да что ты, тятенька? Дом-то вон где стоит, а ты куда ж это бежишь?
На счастье, тут большущая берёза стояла. Подбежал к ней Аким, обхватил её руками да кругом её так и вертится, так и вертится. Кричит сыновьям:
- Маменьку скорее зовите!
Побежали мальчуганы домой, заплакали со страху. Кричат:
- Маменька, беги скорее на улицу! Там тятенька с ума сошёл, - вокруг берёзы так и гоняется, так и гоняется!
Побежала мать на улицу. А Аким кругом берёзы вертится да кричит:
- Ой, плохо я сделал: чужое добро без спросу взял. Снимай, моя милая, эти лапти скорее!
Бегает за ним жена, лапти развязывает. Скинул Аким лапти с ног - ноги остановились. Повели его жена и дети под руки в избу.
- Ой, умаялся! Чуть сердце не лопнуло! Кидай, Маланья, лапти в угол. Завтра отнесу их обратно Ивану. А уж теперь отдыхать стану.
Повалился Аким на лавку. Вдруг дверь отворяется - входят барин и кучер.
- Мужичок, - говорит барин, - мы на охоту ходили, - заблудились. Можно у тебя переночевать?
- Можно, барин, ночуй, - Аким отвечает. А сам еле дышит. Поглядел на него барин:
- Да ты что, мужичок, больной?
- Нет, барин, здоровый. Вот только лапти меня замучили.
- Какие лапти? - барин спрашивает. Аким рассказал ему, что с ним случилось.
Барин как схватит лапти - да к дверям.
- Не тебе, мужику, такие лапти носить! Мне, барину, они лучше пригодятся!
Оттолкнул он Акима, сам скорее обувается в лапти. Только обулся - как подхватило его да как понесло по улицам! Несётся барин, только пятки сверкают. Перепугался он, заголосил:
- Держите, помогите, остановите!
А вся деревня уже спать легла, никто его не видит. И вынесло барина в поле. Прыгал он по кочкам, прыгал, сотню лягушек раздавил. А потом потащили его лапти в лес. В лесу-то темно, звери спят, только вороны:
- Каррр! Каррр!
В лесу река бежит - глубокая, берега высокие. Не удержался наш барин - да бултых в воду! Словно камень, ко дну пошёл. Только пузыри по воде бегут.
Потонул барин. А лапоточки-то всплыли. Плыли всю ночь по реке, а к утру приплыли туда, где их хозяин сидел.
Видит дедушка, - плывут его лапоточки. Достал он их из воды, на солнышке обсушил, посмеялся, обулся, да и пошёл своей дорогой. Сам он их сплёл - они его и слушаются, не бегут, коли ему не надо.

Физминутка
После прочтения воспитатель предлагает немного поиграть в русскую народную игру «Башмачник».

Играющие встают в круг и берутся за руки, если их немного, то держат с соседом за концы свернутый жгутом носовой платок. В середину круга садится «башмачник», выбранный считалкой. Он делает вид, что шьет сапоги, приговаривает: «Хорошенькие ножки, хорошенькие ножки, примерьте сапожки!» Играющие, быстро вращаясь по кругу, отвечают: «Примеряй, примеряй!» После этих слов «башмачник» должен, не вставая со своего места, протянуть руку и «осалить» кого-нибудь из круга. Пойманный и «башмачник» меняются местами.
Воспитатель: ай да ребята! Хорошо поиграли! Понравилась игра?
Ответы детей (да, понравилась!).
Воспитатель: а теперь возвращайтесь в круг, садитесь удобнее – проверим – кто же самый внимательный и помнит сказку?

Вопросы по тексту:
1. Как звали мужчину, который решил навестить своего брата Степана? (Иван);
2. Почему он надумал водички попить? (Потому что день был жарким, и он устал);
3. Кого Иван встретил у речки? (Старичка);
4. Куда собрался старичок? (В Москву);
5. Почему старичок сказал, что до Москвы он быстро дойдёт? (Потому, что у него есть волшебные лапти);
6. Где взял Старичок Лапти? (Сам сплёл);
7. Что сделал Иван, когда старичок заснул? (Поменял свои лапти на лапти старичка);
8. Зачем он это сделал? (Хотел быстрее до брата добраться);
9. Как звали брата Ивана? (Степан);
10. Быстро ли добрался Иван до деревни брата? (Да, он побежал бегом);
11. Как остановились лапти? (Иван упал и снял лапти, они и остановились);
12. Почему Ивану стало стыдно? (Потому, что он украл чужую вещь);
13. Что Иван сказал гостям, когда его спросили – почему он босиком пришёл? (Они ему малы стали);
14. Кто забрал лапти у Ивана? (Аким);
15. Кто увидел, что Аким бежит и не может остановиться? (Сыновья);
16. Кто спас Акима? (Жена);
17. Кто зашёл в гости к Акиму? (Барин и кучер);
18. Кто обул лапти у Акима? (Барин);
19. Куда лапти затащили барина? (В лес);
20. Что с барином случилось? (Утонул);
21. Куда потом делись лапти? (Приплыли сами к старичку);
22. Почему старичок в лаптях не бежал, а шёл спокойно? (Потому, что он их сам сплёл, они его и слушались);
23. Как называлась сказка, которую мы прочитали? (Чудесные лапоточки);
24. Чему учит эта сказка? (Что брат чужое нельзя);
25. Понравилась ли вам сказка? Почему?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предлагает сделать из конструктора шкафчик для лаптей.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе
Тема: «Путешествие в деревню «Сказкино»
Воспитатель: Зуй О.В
«Путешествие в деревню «Сказкино»
Образовательные задачи:
1. Познакомить детей с историей создания сказок.
2. Уточнить знания детей о русских народных сказках.
3. Уточнить знания детей о разнообразии русских народных сказок.
4. Закрепить понятия: перед, между, за.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание читать сказки, понимать смысл сказок.
Развивающие задачи:
Развивать интерес и эмоционально положительное отношение к русским народным сказкам.
Предварительная работа:
1. Изготовление плоскостных изображений четырех домиков со съемными замками, с открывающимися окошками.
2. Заучивание физкультминуток.
Ход занятия.
- Ребята! Посмотрите. К нам в гости пришел Незнайка. Он не знает ни одной русской народной сказки. Давайте ему поможем познакомиться со сказками.
- А вы любите сказки? (Любим)
Какие русские народные сказки вы знаете? («Курочка ряба», «Колобок», «Репка», «Машенька и медведь и т.д.)
- Молодцы ребята! Вы много сказок знаете. А знаете ли вы, почему сказки называются русскими народными? Я вам сейчас расскажу. Русский народ сочинял сказки, чтобы рассказывать своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Когда дети вырастали, они рассказывали своим детям эти же сказки. И так сказки переходили от взрослых к детям.
- А сейчас я вас вместе с Незнайкой приглашаю в деревню «Сказкино», где живут сказки. Отправимся мы на паровозе. Вагончики, стройтесь!
Дети встают за воспитателем и «поезд» отправляется.
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят.
Везут в деревню «Сказкино»
Компанию ребят.
Чух, чу, чух.
Воспитатель обращает внимание детей на домики и предлагает «поезду» остановиться.
- Вот мы и приехали в деревню «Сказкино». Посмотрите, какие красивые домики. На каждом домике висит замок. А чтобы нам его открыть необходимо, отгадать загадку. Слушайте внимательно.
Отчего так получилось,
Что яичко вдруг разбилось?
Знает бабка, знает мышка,
Знает дед, а ты, малышка?
- Как называется эта сказка? (Курочка ряба)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Курочка ряба».
- Правильно! Какое яичко снесла курочка ряба сначала? (Золотое яичко)
- Что произошло с яичком? (оно разбилось).
- Как отреагировали бабка и дед? (Они заплакали)
- Как успокоила их курочка? (ответы детей)
-Какое яичко лучше золотое или простое? Почему? (Ответы детей)
- Молодцы, ребята! Давайте откроем следующий замок.
Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко.
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать.
- Как называется эта сказка? (Теремок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Теремок».
- Хорошо! Кто нашел теремок первый? (мышка – Нарушка)
- Кого пустила в теремок мышка? (Дети перечисляют героев)
- Кто пришел последним? (Медведь)
- Давайте изобразим медведя. (Дети изображают движения медведя)
- Что произошло, когда пришел медведь? (Он сломал теремок)
- Чем закончилась сказка? (Ответы детей)
- Чему учит эта сказка? (Нужно жить мирно под одной крышей)
Физкультминутка
Стоит в поле теремок, теремок
(Дети поднимают руки над головой, имитируют «крышу»)
Он не низок, не высок.
(Дети приседают и встают)
На двери висит замок, да замок
Кто бы тот замок открыть бы нам помог?
(Сцепляют пальцы рук «в замок»)
Слева зайка, справа мышка
Отодвиньте – кА задвижку;
(Качают головой вправо, влево)
Слева мышка, справа волк –
Нажимайте на замок;
Зайка, мышка, мишка, волк,
Открывайте теремок!
(Стараются расцепить пальцы рук)
- Мы немного отдохнули, а теперь давайте постараемся открыть оставшиеся замочки. Слушайте внимательно.
Ждали маму с молоком,
А впустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети?
- Кем были эти дети? (Козлятами)
- Как называется эта сказка? (Волк и семеро козлят)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Волк и семеро козлят».
- Молодцы! А скажите, всех ли козлят съел волк? (Ответы детей)
- Правильно ли поступили козлята? Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Чем закончилась сказка? (Коза спасла своих козлят)
- Как надо себя вести, когда вы остаетесь одни дома? (Ответы детей)
- Правильно! Слушайте последнюю загадку.
Он ушел от волка злого
И медведя удалого,
А лису румяный бок
Обмануть никак не смог.
- Как называется эта сказка? (Колобок)
Воспитатель снимает замок и открывает окошки домика. В окошке видно изображение сказки «Колобок».
- Какой колобок? (Круглый, румяный, непослушный)
- От кого ушел колобок? (От зайца, от волка, от медведя)
- Почему колобка съела лиса? (Ответы детей)
- А какая лиса в сказке? (Ответы детей)
- Давайте ее изобразим. (Дети имитируют движения лисы)
- Чему учит эта сказка? (Ответы детей)
- Правильно, ребята! Мы все загадки отгадали, замочки и окошечки все открыли. Ну Незнайка, теперь ты будешь знать русские народные сказки. А сейчас нам пора возвращаться домой. Ребята, образуйте «поезд».
Дети встают за воспитателем, образуют «поезд».
Вагончики, вагончики
По рельсам тарахтят,
Везут обратно в группу
Компанию ребят!
Чух, чух, чух.

Конспект занятия по художественной литературе в средней группе. Чтение произведения А. Барто «Мы с Тамарой»

Интегрируемые области.

  • «Чтение художественной литературы», «Коммуникация»,
  • «Социализация», «Безопасность», «Физическая культура», «Познание», «Художественное творчество», «Музыка».

Виды деятельности:
Игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная, продуктивная.

Цель: познакомить детей с новым произведением,учить договаривать за воспитателем стихотворный текст.

Программные задачи:

  1. Развивать грамматически правильную речь.
  2. Формировать у детей умение давать оценку действиям героев.
  3. Воспитывать чувство юмора и смелость.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, словесный, совместное проговаривание и договаривание текста, индивидуальная работа.

Словарная работа:
Пучок соломы, зола, бродячий портной, боб, компресс, красный крест, санитары, припарки.

Оборудование:
Иллюстрации к рассказу «Мы с Тамарой», кукла - Незнайка, соломинка, боб, уголёк, коробочка, картинки для дидактической игры с изображением травы, печки, огорода, наборное полотно, набор «Доктор», мольберт, цветные карандаши и рабочие тетради для каждого ребёнка.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель
- Дети, вы знаете, кого я сегодня встретила, когда шла на работу?
(Дети предполагают разные варианты)

Воспитатель
- Представляете, около нашего детского сада был Незнайка. Он был грустный. Я его спросила, что случилось, и он мне рассказал такую историю…Хотите послушать?
Воспитатель предлагает детям сесть на ковёр и послушать рассказ Незнайки.
Сюрпризный момент - появляется сам Незнайка (кукла) и здоровается с детьми.

Диалог воспитателя и Незнайки
Воспитатель
- Дорогой Незнайка, раз уж ты пришёл к нам в гости, то ты сам, пожалуйста, расскажи свою историю.

Воспитатель говорит от имени Незнайки
- Конечно, я вам расскажу.Я был у бабушки в гостях и нашёл много интересных и незнакомых предметов. Хотел спросить бабушку, но она уехала в больницу. Не поможете ли вы мне ребята?

Воспитатель
Наши дети с удовольствием тебе помогут, Незнайка!
В ходе игры дети вспоминают предыдущее произведение, а воспитатель подводит детей к новой теме.
(Незнайка показывает предметы из коробочки)

Незнайка
- Что это за предмет?
Дети
Это соломинка

Незнайка
Откуда она взялась?
Воспитатель
Кто подскажет Незнайке?
Дети по желанию выходят и выставляют картинки на наборное полотно
(соломинка - это высохший стебель травы, а трава растет в поле)

Незнайка
Что это за предмет?
Дети:
— Это боб.

Незнайка
Где его можно найти?
Дети называют предмет: «Боб - это овощ, он растёт в огороде на грядке».

Затем детям предлагается подобрать картинки, где растёт боб? (картинки — грядка и огород). Все предметы знакомы детям по предыдущему занятию. Незнайка берёт в руки уголёк и вскрикивает: «Ай, Ай, болит!»

Воспитатель: Что ты, Незнайка! Разве ты не знаешь, что уголёк - это очень опасный предмет?
Дети объясняют Незнайке, почему уголёк опасен. Выслушиваются разные версии детей.

Незнайка
Откуда он взялся?
Дети
- Из печки

Воспитатель предлагает 2- 3 детям продолжить подбор картинок - «Откуда этот предмет»? Индивидуальная работа у мольберта.

Воспитатель
Бедный, Незнайка! Дети надо срочно полечить пальчик у незнайки (предлагается одному ребёнку полечить Незнайку).
Воспитатель
- Незнайка игрушечный и его можно полечить в игре «Больница». А как вы думаете, кто может по- настоящему лечить детей?
(Дети дают разные ответы -мама, врач, бабушка)

Воспитатель
А дети могут лечить детей, пользоваться настоящими лекарствами?
(дети высказывают свои мнения, затрудняются ответить)
Воспитатель
Я знаю двух девочек, которые лечили мальчиков. Хотите, я прочитаю вам про них? Произведение А.Барто «Мы с Тамарой». А Незнайка останется с нами и будет всё внимательно слушать.

Чтение произведения со словарной работой и договариванием слов.

Физкультминутка «Ходьба парами» (под быструю музыку дети делают подскоки, а при медленной композиции - спокойная ходьба парами)

Воспитатель
Приглашаю всех в гости к доктору (Дети садятся за столы. Воспитатель надевает шапочку доктора.)
Вы доктора не боитесь? Молодцы! Значит, вы смелые ребята и всё сейчас доктору расскажете. Все внимательно слушали стихотворение?
Как звали девочек? Что они делали? Какие они были по характеру?
Кто такие санитары? Что такое красный крест,компресс, припарки?
Как интересно! Какие вы умные дети! Если я вдруг что- то забуду, то вы мне подсказывайте. Договорились?

Воспитатель
- Посмотрите на картинку. Как вы думаете, кто из девочек Тамара, а кто Таня? Что они делали? Почему мальчик поранился? (пилил и забивал гвозди). Какие правила безопасности надо помнить при работе с инструментами? Какого цвета пол и стена в комнате? (белый, как халат у доктора). Предлагаю вам раскрасить цветными карандашами стенку, чтобы героям было не так грустно, чтобы они не боялись докторов и стали смелыми.

Воспитатель
- А теперь посмотрите на маленькие картинки внизу страницы. Эти картинки подсказывают нам, о чём мы сегодня говорили на занятии и какие произведения мы уже читали. Расскажите Незнайке, про что эти картинки? Как называются произведения?
(Дети говорят, что одна картинка не цветная и им не знакома. Воспитатель сообщает, что на следующем занятии она прочитает детям про козлёнка, который умел считать до десяти)

Развлечение для детей средней группы «Друг детей – Виктор Драгунский»

Цель: знакомство детей с творчеством Виктора Драгунского

Задачи:

  • образовательные: учить детей на примере историй из рассказов В.Драгунского дружить, быть добрым, помогать товарищам; обогатить словарь детей словами: машинист, пилот, космонавт;
  • развивающие: развивать ловкость, внимание, мышление, память, мелкую моторику, закреплять навык конструирования по образцу;
  • воспитательные: воспитывать интерес к чтению.

Предварительная работа: чтение рассказов из серии «Денискины рассказы»: «Заколдованная буква», «Он живой и светится», «Кот в сапогах», «Мотогонки по отвесной стене», «Чики- брык», «Приключение».

Оборудование и материалы: иллюстрации к рассказам, заготовки для аппликации, иллюстрации видов транспорта и людей, управляющих транспортом, 2 пары больших сапог, 2 шляпы, игра «Чудо- крестики», схема «Светлячок», игра «Разноцветные веревочки».

Педагог:

— Виктор Драгунский родился в крупном городе США — Нью- Йорке. Пожив недолго со своими родителями за границей, он вернулся в Россию. У маленького Вити была мечта – стать актером. Много лет он служил в театре, снимался в кино и даже работал в цирке (показывает иллюстрацию В.Драгунского в костюме клоуна).

— Одновременно с работой в театре, Виктор Драгунский писал юмористические рассказы, короткие сценки и даже цирковые клоунады. Но больше всего его читателям запомнились «Денискины рассказы». Главным героем этих рассказов был его сын Денис и его друзья. Сюжеты некоторых забавных рассказов даже не приходилось придумывать, их автор брал прямо из жизни (показывает иллюстрацию В.Драгунского с сыном Денисом)

— «Денискины рассказы» – это веселые, забавные приключения, смешные истории, которые учат нас быть добрыми, ответственными, помогать товарищам. А иногда и просто задорные!

— Попробуйте вспомнить: в рассказе «Он живой и светится» Дениска выменял у Мишки дорогой папин подарок: самосвал на коробочек, в котором лежал маленький… (светлячок) (ответы детей)

Конструирование по образцу «Светлячок»

из элементов игры «Чудо-крестики»


— Вспомните, пожалуйста, как назывался рассказ, в котором ребята сделали карнавальный костюм из папиных резиновых сапог, маминой соломенной шляпы и соседкиного хвостика от воротника? («Кот в сапогах») (ответы детей)

Эстафета «Кот в сапогах»

Дети делятся на две команды. Первые участники от каждой команды надевают большие сапоги и шляпы, добегают до ориентира, возвращаются в команду, передают сапоги и шляпу следующему участнику.

— Денискины друзья, как и все мальчишки, интересовались транспортом. Поэтому, Виктор Драгунский написал много рассказов, в которых ребята знакомятся, катаются и путешествуют на разных видах транспорта.

— В рассказе «Мотогонки по отвесной стене» «чемпион мира и его окрестностей» по езде на велосипеде познакомился с новым видом транспорта: велосипедом с мотором и без спроса взял его покататься. А вот как остановиться, не уточнил, поэтому катался, пока не закружилась голова, и пока хозяин велосипеда с мотором не остановил и не отвесил подзатыльник. (Показывает иллюстрацию к рассказу «Мотогонки по отвесной стене»).

— В рассказе «Удивительный день» ребята придумали смастерить из пузатой бочки, самовара, кусочков железа, гвоздей, веревочек и краски настоящий космический корабль. И даже название ему придумали: «Восток – 3». (Показывает иллюстрацию к рассказу).

— Однажды Дениска со своими родителями и другом Мишкой отправились за город на электричке. И так их интересовал вид из окна, что они высунули головы в окно, а потом и плечи, и уже по пояс оказались на улице. Чтобы не случилось беды, и ребята не вывалились из окна, Денискин папа придумал показывать фокусы с отрыванием пальца, втиранием монетки в локоть и вытаскиванием ее из Мишкиного носа и с пропажей маминой новой шляпы. Это было куда интереснее, чем смотреть из окна! («Чики – брык») (Показывает иллюстрацию к рассказу)

Я, Бузулукова Валентина Леонидовна, работаю в МАДОУ «ДС КВ №16» г.Усинска с 1986 года.

Имею высшее дошкольное педагогическое образование. Стаж педагогической работы 28 лет.

Увлекаюсь чтением художественной и педагогической специальной литературы. Люблю путешествовать. Живу по принципу: «Дорогу осилит идущий» .

Уважаемые педагоги. Предлагаем Вам конспект занятий по художественной литературе в средней и подготовительной группах. Подготовила материал педагог высшей квалификационной категории Бузулукова Валентина Леонидовна.

Программное содержание:

  • Учитьдетей понимать образное содержание сказки, отвечать на вопросы воспитателя по содержанию сказки с помощью мнемодорожки. Замечать и понимать образные слова и выражения в тексте.
  • Развивать мышление, творческое воображение, речь детей.
  • Воспитывать сочувствие к сказочным персонажам, попавшим в беду.

Ход занятия:

1. Беседа. Дети, сегодня к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. А это что такое? Это письмо. От кого же это письмо? От волшебницы зимы. А тут что- то есть. Смотрите, листочки. А что мы с ними будем делать, вы узнаете, когда ответите на мои вопросы. Дети, а какое сейчас время года? Зима. Чем зима отличается от других времен года? Зимой есть снег. Какой бывает снег? Белый, пушистый, холодный, мокрый. Какие бывают снежинки? Легкие, пушистые, узорные, маленькие. Дети, а Вам нравится зима? Да, нравится. А скажите мне, что хорошо, когда на улице зима? Что плохо, когда на улице зима? А знаете ли вы сказки о зимнем времени года? Назовите их. (Зимовье, Лисичка-сестричка и серый волк, Снегурочка, Снежная Королева, Зимняя сказка) .

Посмотрите на эту картинку, к какой она сказке: «Зимняя сказка» . Где был медвежонок? Он сидел на пеньке, на опушке леса. Считал снежинки, ел их. Они ему очень нравились. Сколько снежинок он съел? 300. Это много или мало? (Много) . Когда они подлетали к медвежонку, что делали? Привставали на цыпочки. Что говорили? «Здравствуй, медвежонок» . Что он отвечал? «Очень приятно» . Почему они были заколдованные? Они не таяли у него в животе и оставались такими же пушистыми. Они с ним разговаривали. Что же с ним случилось? Он съел много снега и заболел. Кто ухаживал за Медвежонком? Ежик. Он лечил Медвежонка. Давал ему пить еловый отвар, прикладывал к животу травки.. Почему ежик ухаживал за Медвежонком? Он был добрый. И еще почему? Медвежонок был его другом. А если бы ежик не помог Медвежонку, чтобы с ним было? А мог ли медвежонку помочь кто-то другой? (составление мнемодорожки) .

Кем Медвежонок себя представлял, когда болел? Снежинкой. Давайте и мы превратимся в снежинок, и полетаем.

2. «Физминутка» под музыку.

3. А теперь давайте поиграем в сказку. Драматизация отрывка из сказки. О какой сказке мы сегодня говорили?: «Зимняя сказка» Козлова.

А как вы думаете, нужно ли помогать своим близким, друзьям или просто людям, которые попали в беду?

4. А теперь возьмите листочки, которые прислала Вам Волшебница – зима, и раскрасьте того героя, который Вам больше понравился. Покажите свои рисунки нашим гостям.

5. Итог занятия.

Дети, какое занятие сегодня было? Ознакомление с художественной литературой. Что мы делали на занятии? Говорили о зиме. Играли в игру «хорошо-плохо» , называли сказки о зиме, беседовали по сказке «Зимняя сказка» вам понравилось занятие? – Да. На этом наше занятие заканчивается.

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе

Тема:

Заучивание стихотворения С. Есенина «Береза» .

Придумывание сказки «Снежок и березка» .

Программное содержание:

  • Учить детей запоминать стихотворение и выразительно читать его наизусть. Интонацией передавать нежность, любование картиной зимней природы.
  • Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
  • Учить придумывать сказку на тему «Снежок и березка» .

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций к стихотворению, наблюдение на улице зимних пейзажей, рассматривание иллюстраций о зиме.

Ход занятия:

1. Дети, сегодня у нас будет занятие по ознакомлению с художественной литературой. Мы будем заучивать стихотворение С. Есенина «Береза» , придумывать сказку «Снежок и березка» .

Посмотрите, кто к нам пришел? Да, правильно – это лесные звери и птицы. Осенью они собираются пойти в лесную школу. А как готовиться к школе они не знают, не умеют. Как заучивать стихотворение, придумывать сказки, в какие игры играть, какие задания выполнять? И просят нас им в этом помочь. Поможем лесным читателям подготовиться к школе? Да, поможем.

Дети, какое сейчас время года? – Правильно – зима. Какие зимние месяцы вы знаете?

Какая погода бывает зимой? Да верно. Зимой часто идет снег, дует холодный ветер, бывают метели, сильные морозы, но бывают и теплые дни. Зимой один день не похож на другой. Если метет метель, хмурое небо, воет вьюга, каким тогда кажется снег? А деревья? Им холодно и неуютно зимой. А когда погода морозная, тихая, солнечная, что можно сказать о снеге? А какие деревья?

2. Физминутка:

Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балеринки
Мы танцуем день и ночь.

Станем вместе мы в кружок-
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели,

Землю бархатом укрыли,
И от стужи сберегли.
Дети показывают эти действия.

О красоте зимней природы написано много стихотворений.

3. Послушайте стихотворение С. Есенина «Береза» .

Выразительное чтение стихотворения.

Как вы думаете, любит ли поэт родную природу?

Как же вы догадались, что очень любит?

А вы заметили, как выразительно говорит о снеге поэт в своем стихотворении (Кайма, кисти, серебро, бахрома) .

В стихотворении есть такие строчки:

И горят снежинки
В золотом огне
Что значит горят?
Выразительное чтение стихотворения еще раз.

Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?

4. Чтение стихотворения детьми.

Обращаю внимание детей на иллюстрации о зиме. Рассматриваем иллюстрации, определяем, какой из этих пейзажей подошел бы к стихотворению «Береза» .

Дети, а сейчас, я вам предлагаю нарисовать березу такой, какой вы ее себе представляете.

5. Дети рисуют.

А сейчас мы с вами будем придумывать сказку на тему: «Снежок и березка» . В сказке все может быть: деревья могут говорить и дружить со снегом. Постараюсь, чтобы ваша сказка получилась небольшой интересной и законченной.

Как-то снег, пролетая мимо березки, увидел, что березка стоит грустная и печальная. И он решил узнать, в чем дело. Березка рассказала ему о том, как ей становиться холодно в самые сильные морозы и вьюги, и одиноко без своих подруг березок. Снежок решил ей помочь, он позвал своих подруг – снежинок, и они укутали ее своим теплым снегом. А чтобы ей не было так грустно, и одиноко позвали к ней в гости других березок.

Жила-была на лесной полянке березка. Все время она была одна, и решила березка поискать себе друзей. Думала она, думала, с кем бы ей подружиться. Однажды пошел снег, и вокруг нее стали кружиться снежинки. Они как будто танцевали вокруг нее. Березка заговорила со снежинками. И с тех пор березка и снежинки друзья.

Дети, что мы делали сегодня на занятии?