Конспект семинара практикума для педагогов. Конспект семинара-практикума для педагогов доу "алгоритмы разработки проекта в доу" методическая разработка. Задачи родителей и педагогов

МБДОУ» Белоярский ДС»

Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Алгоритмы разработки проекта в ДОУ»

Подготовили:

Воспитатели

О.В. Когодеева,

К.И. Плешкова

2018г.


Форма проведения: морское путешествие.
Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологии проектирования, объединить усилия коллектива детского сада для использования в практике достижений передового опыта и педагогической науки.
Задачи:
- совершенствовать педагогическое мастерство педагогов;
- повышать методический уровень педагогов в овладении ими технологии проектирования;
- способствовать творческому поиску.
Предварительная работа:
- отбор и изучение литературы по использованию проектного метода в детском саду;
- изготовление раздаточного материала.
Дидактический материал и оборудование: билеты для каждого участника, карточки с заданиями, ноутбук, аудиозапись шума моря.

Ход семинара – практикума

Воспитатель 1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы очень рада Вас видеть. Тема нашей встречи: «Алгоритмы разработки проекта»
Воспитатель 2 Использование метода проекта в дошкольном образовании, как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. А так же делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Воспитатель 1 Затрагивая эту тему, мы предлагаем отправиться в педагогическое путешествие на нашем пароходе «Сказочная полянка» к теплым берегам проектной деятельности на остров Проектов. Чтобы освежить и использовать свои знания проектного метода в своей творческой деятельности.
У Вас уже куплены билеты, поэтому прошу занять места в своих «каютах»
(педагоги рассаживаются за столы, каждый стол имеет свое название, на нем приготовлены все задания, которые понадобятся для последующей работы) .
Воспитатель 2 Итак. Отплываем. Закройте глаза, откиньтесь на спинку стула и послушайте, как шумит море (запись шума моря) . Открывайте глаза, мы с Вами уже далеко от берега, кругом океан. А пока мы плавно покачиваемся на волнах, давайте вспомним, что же такое Проект. Для плодотворной работы, я прошу вас объединиться в своих каютах вокруг столиков. Возьмите билет № 1 и обсудите задание. Одному из каюты необходимо ответить на заданный вопрос.


1 Задание: Подберите определение, что такое проект?
Проект, это………
1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов (реферат, доклад, отчет);
2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое (коммуникация);
3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата (проект);
4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты (воспитание);
5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе (сотрудничество)
Молодцы, быстро справились с заданием.


Воспитатель 1. Проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Основной целью проектного метода является развитие свободной, творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Воспитатель 2. Спецификой взаимодействия с использованием метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо ребёнку помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес, но при этом не переусердствовать с помощью и опекой..
Воспитатель 1 . Сейчас Вам предлагаю попробовать выполнить такую работу. Возьмите билет № 2 и выполните задание.

Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого. После минутного приготовления, команды приступают к выполнению задания.
Воспиатель2 Наше путешествие к острову Проектов продолжается. Откройте билет № 3 и давайте вспомним, какие же бывают проекты. Сначала прочитайте задание, обсудите, а потом ответьте на вопрос.


  • исследовательско–творческие : дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
  • ролево–игровые: (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
  • информационно–практико–ориентированные : дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересов, альбомов, витражи и др.);
  • творческие : после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, спектаклей, детского дизайна и т.д.


Воспитатель 1 А теперь предлагаем ответить на шуточные вопросы.
- Что у Бориса впереди, а у Глеба – сзади? (Буква «Б»).
-Какие часы показывают точное время только 2 раза в сутки? (Которые остановились).
- Чем оканчиваются день и ночь? (Мягким знаком).
- Растут две березы. На каждой березе по 4 шишки. Сколько всего шишек? (На березе не растут шишки).
Воспитатель 2 Предлагаем Вам открыть билет № 4 .
4 Задание: Придумать тему проекта и схематично его разработать. Время 10-15 минут.

Воспитатель 1. Работа по презентации. Обратите внимание на слайды.
Старший воспитатель А теперь мы предлагаем занять свои места в каютах, настало время возвращаться в детский сад (шум моря).

Воспитатель 2. Пока мы плывем назад, домой, я предлагаю обменяться полученными впечатлениями и продолжить фразу: «Я сегодня…»
Воспитатель 1. «Мечты – это паруса нашей жизни. Можно плыть и без них,… но медленно и недалеко. А Вам я желаю, что чтобы Ваш корабль «Работа» всегда плыл уверенно и сопровождался только положительными эмоциями. Творческих Вам успехов. Спасибо за работу.
Литература:
1. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей - М.: Айрис – пресс, 2008 г.;
2. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ, М. – 2006 г.;
3. Ступницкая М.А. Что такое учебный проект? М. 2010 г.

  1. Задание: Подберите определение, что такое проект?

Проект, это ……

  1. Сбор и представление исчерпывающей информации по заданной теме из различных источников, в том числе представление различных точек зрения по этому вопросу, приведение статистических данных, интересных фактов;
    2. Способ общения и передачи информации от человека к человеку в виде устных и письменных сообщений, языка телодвижений и другое;
    3. Работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата;
    4. Это обеспечение условий для становления у детей общечеловеческих ценностей, формирование у них нравственных смыслов и установок – отношения к миру по законам Добра, Правды, Красоты;
    5. Это стремление ребенка к согласованной, слаженной работе в детском коллективе.

2 Задание: Психогимнастика «Будь внимателен…»


Участники команды встают возле своих стульчиков. Им необходимо рассчитаться по порядку до 33. Но при каждой цифре «3», и числе, которое делится на эту цифру, необходимо сделать хлопок в ладоши. Тест выявляет такие умения, как слушать и слышать другого.

4 Задание: Придумать тему проекта и схематично его разработать. Время 15 минут.

3 Задание: Подбери определение.


Исследовательские проекты это –

Творческие проекты это-

Информационные проекты это-

Игровые проекты это-

Дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна/

Дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы/

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересов, альбомов, витражи.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника, спектаклей, детского дизайна.


Семинар-практикум

«Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ»

Кияйкина Наталья Федоровна

педагог-психолог

МБДОУ детского сада № 31 «Заря» г. Пятигорска

Ставропольского края

Цель: просвещение педагогов по вопросам эффективного взаимодействия с детьми.

Задачи:

1. Продолжать знакомить педагогов со способами конструктивного взаимодействия.

2. Формировать коммуникативные навыки и умения.

3. Создавать условия для личностного роста педагогов и гармонизации отношений в контексте «взрослый - ребенок».

Оборудование: релаксационная музыка, изображение голубя на ватмане, бумажные перья желтого и голубого цвета, клей-карандаш, массажный мяч, анкеты на каждого участника, карандаши, интерактивная доска, наборы для выкладывания картин по методике «Мозарт-развитие».

План.

1. Упражнение-приветствие «Голубь настроения».

2. Нейрогимнастика для мозга «Ухо-нос».

3. Анкетирование педагогов «Методы воздействия с детьми».

4. Игровое упражнение «Вспомним свое детство».

5. Способы эффективного общения.

6. Упражнение «Как поступить?»

7. Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение

педагога с детьми».

8. Рефлексия.

Ход мероприятия:

Звучит релаксационная музыка. Педагоги входят в музыкальный зал и рассаживаются по кругу.

Психолог. Уважаемые, коллеги! Я рада вас приветствовать на очередном семинаре-практикуме. Тема нашей сегодняшней встречи: «Эффективное взаимодействие педагога с воспитанниками ДОУ».

1 . Упражнение-приветствие «Голубь настроения»

Цель: способствовать осмыслению поставленных задач, формировать установку на позитивное сотрудничество.

Психолог . Уважаемые коллеги! Перед вами нарисованный голубь, выберите каждый перышко, которое сейчас соответствует вашему эмоциональному состоянию, приклейте его к голубю. Каждый участник выполняет упражнение.

Вывод: Посмотрите, какой интересный получился «Голубь настроения». Желтый цвет - означает ощущение комфорта, а голубой цвет - означает нечто среднее между комфортом и дискомфортом.

Предлагаю выполнить психологический настрой на активизацию мозговой деятельности и снятия напряжения.

2.Нейрогимнастика «Ухо-нос»

Каждый участник самостоятельно выполняет уже знакомое упражнение «Йоговское дыхание» (на счет 1-4: вдох, задержка дыхания, выдох) 3 раза, а затем самостоятельно выполняет нейрогимнастику: правой рукой дотрагивается до левого уха, а левой рукой до носа, ритмично меняя положения рук.

3. Анкета «Методы воздействия с детьми»

Всем участникам предлагается заполнить анонимную анкету и выполнить самоанализ часто используемых методов воздействия на детей. (Приложение1)

Вывод: Каждый педагог должен стремиться к личностному развитию и формированию умений и навыков по использованию конструктивных методов взаимодействия с детьми.

4.Игровое упражнение «Вспомним свое детство»

Участникам предлагается вспомнить свое детство. Психолог бросает мяч, а педагоги ловят его и отвечают на вопрос.

Вы были послушным ребенком?

Вы с удовольствием посещали детский сад?

Помните ли вы как зовут ваших воспитателей?

Отбирали ли вы игрушки у детей из группы?

Ругали ли вас взрослые за то, что вы плохо кушаете?

Помните ли вы свою любимую игрушку в детстве?

Нравилось ли вам убирать свои игрушки?

Мечтали ли вы в детстве поскорее вырасти, чтобы можно было делать то, что хочешь?

Что из детства вам запомнилось больше всего?

Из полученных ответов можно сделать вывод, что в детстве мы, взрослые, были веселыми, задорными, иногда капризными и непослушными, любознательными, балованными…. Все мы были очень разными… Но мы знали и чувствовали, что рядом с нами всегда добрые и строгие взрослые, внимательные и терпеливые, мудрые, красивые, а главное - ЛЮБЯЩИЕ. Главная потребность ребенка дошкольного возраста, при условии гармоничного развития личности, - это потребность в любви, принятии, понимании и уважении.

Всегда ли это так в реальности?

5.Способы эффективного общения

В повседневном общении у взрослого с ребенком возникает много проблем, стрессов, поэтому для педагога очень важным является приобретение умений и навыков эффективного общения с ребенком.

Вопросы к педагогам:

Что такое способы эффективного общения ? (Ответы педагогов)

Существующие способы эффективного общения, коммуникативные техники, обеспечивающие возможность конструктивного диалога, можно условно разделить на вербальные и невербальные.

Приведем некоторые из них. Педагогам предлагается рассмотреть на интерактивной доске таблицу «Способы эффективного общения».

Первый способ. Активное слушание

Ведущий рассказывает:

Когда ребенок расстроен, обижен или взволнован, то ему можно помочь, активно выслушав его.

Активно слушать - значит возвращать ребенку в беседе то, что он вам рассказал, показывая при этом, что вы уважаете его чувства (в активном слушании важно определить чувства ребенка).

Схема активного слушания такова: ситуация и слова ребенка; чувства ребенка; ответ взрослого.

Например: ребенок - А, Коля меня сильно ударил! (ситуация, слова ребенка). Обида, боль, гнев (чувства ребенка). - Коля тебя ударил и тебе очень больно (ответ взрослого).

Как вы думаете, что почувствовал ребенок после того, как его выслушали?

Практическое упражнение .Участники разыгрывают несколько ситуаций из педагогического опыта (4 ситуации) по схеме активного слушания.

Вывод. Использование педагогом способа активного слушания способствует:

Снижению тревоги и ослаблению переживаний ребенка;

Второй способ. Отражение

Он означает присоединение к ребенку на невербальном уровне (используя позу, жесты, мимику). Этот способ поможет достичь взаимопонимания с ним. То есть, если взрослый взглядом, позой проявляет интерес к детскому обращению, использует «язык эмоций», внимательно слушает, то ребенок поверит и доверится, а если наоборот, то взрослый не получит шанса установить контакт с ребенком.

Практическое упражнение «Мимика педагога».

Участники делятся на две команды.Ведущий озвучивает проблемную ситуацию: «В группе детского сада идет занятие, дети заняты увлекательной игрой. Вдруг раздается сильно шум. Воспитатель оборачивается и…»

Психолог раздает педагогам написанные на листах бумаги предполагаемые реакции взрослого и предлагает одному из участников команды изобразить мимикой реакцию «воспитателя», а участникам другой команды понять мимику и озвучить, то, что хотел сказать «воспитатель».

Перечень реакций «воспитателя»:: удивление («что случилось?»), осуждение («кто это?»), требование («перестаньте»), выжидание («я жду тишину»), гнев («что это такое!»), страдание («когда же это закончится?»).

Вывод. Использование педагогом способа отражения способствует:

Установлению контакта с ребенком;

Повышению у ребенка доверия к педагогу и желание общаться с ним

6. Упражнение «Как же поступить?»

Как часто можно услышать высказывания взрослых: «Ну что у тебя за вид?», «Перестань тут ползать, ты мне мешаешь», «Почему ты опять ленишься, не убираешь за собой игрушки. Меня ждешь?» Таким деструктивным образом многие взрослые предпочитают говорить с ребенком, ругать его, стыдить, используя при этом «ТЫ - ВЫСКАЗЫВАНИЕ».

Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, сообщите ему об этом.

Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.

Существует такое высказывание: «Если хочешь изменить поведение другого, следует, прежде всего, изменить себя».

Проявляя уважение к чувствам ребенка, в диалоге важно выражать свои потребности и желания. В какой форме мы их высказываем?

Существует техника речевого общения «Я-сообщение» , которая имеет ряд преимуществ перед «Ты-сообщением».

«Я-высказывания» адресуются к ситуации, а не к личности ребенка, и оказываются эффективным средством воздействия на ребенка с целью изменения его поведения.

Пример ситуации: ребенок оставил разбросанные игрушки.

Решение ситуации с использованием «Я-высказывания»: «Когда я вижу разбросанные игрушки, то чувствую недовольство, и мне хочется, чтобы они были убраны».

Ведущий просит проанализировать чувства «взрослого» и «ребенка» при такой модели общения и предлагает педагогам на интерактивной доске схему построения «Я-высказывания»: событие (когда…), ваша реакция (я чувствую…), преобладающее окончание (мне бы хотелось, чтобы..., я была бы рада...).

Практическое упражнение «Я-сообщения»

Психолог предлагает участникам встать в два круга (внешний и внутренний), участники внутреннего круга поворачиваются лицом к участникам внешнего круга, встав, таким образом, парами. Педагоги самостоятельно выстраивают конструктивный диалог по схеме «Я-сообщения».

7.Выкладывание картин по методике «Мозарт-развитие» на тему: «Общение педагога с детьми»

Цель: обобщение полученных знаний, умений, навыков.

Участники выкладывают на игровых полях картины из различных изображений, которые, по их мнению, соответствуют понятиям конструктивного общения с воспитанниками. После завершения деятельности участники представляют свои картины.

Доброе отношение к детям, ласка, принятие, внимание и любовь, - все это то, что ждет ребенок от вас, уважаемые педагоги, всегда. А ваша любовь дает свои плоды. Плоды добра!

Психолог читает стихотворение.

Ребенок - это солнышко, Ребенок - учитель,

Ребенок - это ветер, Ребенок - заслуга,

Ребенок - это главное, Он может стать врагом,

Что есть у нас на свете. А может стать лучшим другом…

Ребенок - забота, Каким же быть ему?

Ребенок - отрада, Ответственность большая

Успехи его и удача - Ложиться на тебя,

Для матери каждой награда! О, взрослый человек!

Ребенок - это волнение, Позволь ему взрослеть

Ребенок - это тревоги. Без спешки, не мешая,

Господь только знает, какие И с радостью в душе

Ждут малыша дороги… Войти в грядущий век.

Смысл этого стихотворения для вас?

8.Рефлексия

Используемая литература

Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика, упражнения, игры. - СПб.: Соц.-психол. центр, 1996. - 379 с.

Болотова Н.П. «Системный подход в психолого-педагогическом сопровождении семьи, с использованием технологии «Мозарт-развитие»

Брейн Джим «Гимнастика мозга».

Волков, Б. С., Волкова Н. В. Детская психология. / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. - М. : 1994. - 524с.

Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 238.

Горбушина. О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. СПб.: Питер, 2008.

Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. - М., 2003.

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: Владос, 1995.

Интернет-ресурсы. Сайт института новых технологий

Приложение 1.

Анкета «Методы воздействия с детьми»

Уважаемые, педагоги! Предлагаем анкету для самоанализа. Выберите часто используемые Вами перечисленные в таблице методы воздействия на детей.

Приказ, команда

Предупреждение, угроза

Уговоры, компромисс

Советы, готовые решения

Нотации, поучения

Критика, несогласие, пристыживание

Похвала, одобрение, согласие

Насмешка, обзывание

Анализ поведения, интерпретация

Утешение, поддержка

Допытывание, вопросы

Обращение в шутку

Проблема детских конфликтов всегда актуальна. Воспитатели зачастую не знают, как правильно разрешить конфликт, решают проблему не конструктивно. Педагог-психолог представляет семинар «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения», который познакомит педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.

Цель: ознакомление педагогов с особенностями протекания детских конфликтов, методами их профилактики и возможными способами их разрешения.

1. Познакомить педагогов с понятием «конфликт», а также особенностями протекания детских конфликтов.

2. Ознакомить педагогов с некоторые методами профилактики конфликтов в детских коллективах.

3. Обучить педагогов некоторым приемам профилактики детских конфликтов.

Подготовка: презентация; распечатать карточки для игры «Веревочки»; карандаши; распечатать памятки.

Психолог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара сегодня: «Детские конфликты. Методы профилактики и способы разрешения»

Семинар, условно, будет состоять из 3 частей. В первой – мы постараемся осветить особенности детских конфликтов. Во второй – некоторые методы их профилактики.А в третьей – особенности поведения педагога в конфликтных ситуациях детей, а также способы их разрешения.

Итак, начинаем. 1 часть семинара: «Особенности детских конфликтов».

Каждый человек своеобразен. И даже когда ему всего три года, у него формируются собственные представления об окружающем мире. Мировоззрение ребенка уже включает в себя общие сведения о правилах поведения, обычно это происходит через оценку взрослых. И вот, такие разные, каждый со своими детскими амбициями, они собираются вместе. В любом коллективе конфликты неизбежны, детское сообщество не является исключением.

Конфликт (от лат. conflictus - ссора, столкновение, спор) определяется как отсутствие согласия между двумя или более сторонами, столкновение противоположно направленных и не совместимых друг с другом тенденций в сознании индивидов, в межличностных или межгрупповых взаимодействиях, связанное с отрицательными эмоциональными переживаниями.

Как Вы думаете, по каким причинам происходят конфликты в группе?

С детскими конфликтами взрослые сталкиваются довольно рано. Их появление некоторые ученые относят к возрасту от одного года. У младших детей конфликты чаще всего возникают из-за игрушек, у детей среднего возраста – из-за ролей, а в более старшем возрасте – из-за правил игры. Детские конфликты могут возникать по поводу ресурсов, дисциплины, трудностей в общении, ценностей и потребностей, взаимной неприязни, соперничества, разницы в возрасте, недостаточной сплоченности детского коллектива и др.

Необходимо всегда помнить о том, что конфликтные ситуации будут возникать в любом случае. Все детские ссоры обычно разрешаются сами собой, и поэтому к ним надо относиться как к естественным явлениям в жизни. Небольшие ссоры и стычки можно расценивать как первые жизненные уроки взаимодействия с равными людьми одного круга, момент взаимодействия с окружающим миром, этап обучения методом проб и ошибок, без которого ребенок не может обойтись. Поэтому взрослым без особой необходимости не стоит вступать в ссоры детей. Надо чтобы они научились самостоятельно выходить из спорных ситуаций и прекращать конфликты.

В детской группе основной и самой частой причиной возникновения конфликта является обостренное чувство собственности. Другими словами, из-за игрушек. Как правило, дети относятся к своим предметам игр весьма трепетно, оберегают их, и нервничают, когда их берет кто-то посторонний. При этом чужие вещи ребенок часто рассматривает, как потенциально свои. Вот здесь и необходимо закладывать в ребенка основные понятия о своем и чужом. Кроме того, что «чужое брать нельзя», взрослые (родители и воспитатели) должны объяснять, почему этого нельзя делать. Желательно донести до сознания детей, какие чувства будет испытывать тот, у кого без спроса взяли или отняли вещь.

Но прежде чем у них сформируется эмпатия, великодушие, они должны установить для себя пределы безопасности: постоянство окружения близкими взрослыми, свое место в доме, отношения с людьми, со своими игрушками. Покушение на игрушку, которую ребенок считает своей, является покушением на его безопасность, на его личностное пространство. Взрослые, часто сами лишенные способности делиться чем-то с другими, постоянно требуют этого от детей.

Осознание взрослыми права ребенка на собственность очень важно, так как оно снимает многие ненужные переживания и заставляет задуматься о том, чтобы дать детям средства для разрешения конфликтов, вместо того, чтобы называть ребенка жадиной, плохим мальчиком или девочкой и т.п. Нравоучения о справедливости, угрозы, внушение чувства вины ни к чему хорошему не приводят. Задача взрослых состоит в том, чтобы помочь детям увидеть в каждом человека, научить их некоторым правилам жизни среди других людей, в которые входит умение выразить свое желание, выслушать желание другого, договориться, вместе найти выход из сложной ситуации. При этом ребенок должен быть равноправным участником этого процесса, а не просто слепо подчиняться требованиям взрослого или более сильного партнера.

Наблюдения за детьми в конфликтных ситуациях свидетельствуют о том, что часто ее участники по-разному разрешают возникшие проблемы, одни силовыми методами, другие же, хорошо владеющие коммуникативными методами, улаживают свои споры и разногласия более мирным ненасильственным способом. Это и есть два основных способа разрешения конфликтных ситуаций: деструктивный и конструктивный.

Конструктивные выходы из конфликта предполагают продвижение в ситуации и ее разрешение («Предложу другую игру», «Спрошу у ребят, во что лучше поиграть, и мы договоримся»). Сторонники конструктивного подхода более коммуникабельны, они пытаются сообща найти выход из ситуации и снять напряжение путем принятия консенсуса. Таким способам разрешения конфликтов и надо учить детей.

Деструктивные способы предполагают либо уход от ситуации («Уйду и не буду с ними играть», «Сам буду играть один»), либо агрессивное ее разрешение («Всех побью и заставлю играть»), либо привлечение внешних средств, для разрешения конфликта («Позову воспитателя, она всех заставит играть»). Применение агрессивных, насильственных методов разрешения конфликтов говорит, как правило, о затруднениях в общении, непонимании и непринятии другой точки зрения, а силовое воздействие может указывать на нарушения в эмоционально-личностной сфере ребенка.

В общении детей друг с другом часто возникают ситуации, требующие согласованности действий и проявления доброжелательного отношения к сверстникам, умения отказаться от личных желаний ради достижения общих целей. Дошкольник еще не осознает свой внутренний мир, свои переживания, намерения, интересы, поэтому ему трудно представить, что чувствует другой. Он видит только внешнее поведение другого: тот толкает, кричит, мешает, отбирает игрушки и т. д., но ребенок не понимает, что каждый сверстник - личность, со своим внутренним миром, интересами и желаниями. Важно помочь ребенку посмотреть на себя и сверстника со стороны.

Чаще всего в группе ярко выделяются дети популярные и непопулярные. Популярные дети - это ловкие, умелые, смышленые, опрятные; к непопулярным зачисляют неопрятных, тихих, плаксивых, вредных, слабых и плохо владеющих игровыми действиями и речью (в число таких детей попадают дети из конфликтных семей с остро неблагоприятной эмоциональной атмосферой, дети из семей с гипо- или гиперопекой, дисгармоничными типами воспитания, это агрессивные, плохо контролирующие свое поведение дети, тревожные дети). У сверстников вызывают раздражение и те дети, с которыми трудно договориться, кто нарушает правила, не умеет играть, медлительные, несообразительные, неумелые.

Существует даже своеобразная типология конфликтных детей чаще всего провоцирующих конфликтные ситуации в группе:

1.«Агрессивисты» – задирают других и раздражаются сами, если их не слушают, не воспринимают. Этим и вызывают к себе неприятие.

2.«Жалобщики» – часто на что-нибудь жалуются, тем самым могут спровоцировать между собой других ребят.

3.«Молчуны» – спокойные и немногословные, но узнать, чего они хотят на самом деле очень сложно. Таким поведением они создают барьеры в общении.

4.«Сверхпокладистые» – со всеми соглашаются, не имеют своей позиции.

5.«Всезнайки» – считают себя умнее других, высокомерны, снисходительны.

6.«Нерешительные» – медлят с принятием решений, боятся ошибиться, застревают.

8.«Скрытые» – затаивают обиды и неожиданно набрасываются на обидчика, мстительны.

9.«Невинные лгуны» – вводят других в заблуждение ложью и обманом.

При этом были выделены следующие способы воздействия таких детей на других участников игрового конфликта – тактики манипуляции:

1. «Физическое воздействие» – такие действия, когда дети, особенно младшие, толкают друг друга, дерутся, а также отнимают игрушки, разбрасывают их, занимают чужое место в игре и т.д.

2. «Опосредствованное воздействие» – в этом случае ребенок воздействует на соперника через других людей. Сюда отнесены жалобы на сверстника воспитателю, плач, крик с целью привлечь внимание взрослого, а также воздействие с помощью других детей, вовлекаемых в конфликт для подтверждения своих притязаний.

3. «Эмоциональное подавление» – сюда отнесены такие способы воздействия на соперника, которые адресованы непосредственно ему, но осуществляется это на уровне плача, крика, топанья ногами, гримасничанья и т.д., когда ребенок не объясняет своих притязаний, а оказывает на соперника определенное психоэмоциональное давление.

4. «Вербальное подавление» – в данном случае средством воздействия является уже речь, но это главным образом различные указания сопернику, что он должен делать или чего он делать не должен. Это высказывания типа «Отдай», «Уходи», своеобразная маркировка собственных действий – «Я буду врачом», отказ выполнять требуемое партнером действие, а также вопросы, требующие конкретного ответа, например, «Куда ты дел машину?». В последнем случае сверстник также должен выполнить определенное действие, но уже не предметное, а речевое.

5. «Угрозы и санкции» – сюда отнесены такие высказывания, в которых дети предупреждают соперников о возможных негативных последствиях их действий, - например, «А я расскажу»; угрозы разрушения игры – «Я с вами не буду играть»; угрозы разрыва отношений в целом – «Я с тобой больше не дружу», а также различные междометия и слова, произносимые с угрожающей интонацией: «Ну!», «Ах, так!», «Понял?» и т.п.

6. «Псевдоаргументы» – сюда отнесены высказывания, с помощью которых дети пытаются объяснить, обосновать свои притязания или показать неправомерность притязаний соперников. Это высказывания типа «Я первый», «Это мое», заявления о своем желании – «Я тоже хочу», апелляция к своему положению в игре – «Я учительница и знаю, как надо учить», риторические вопросы типа «Зачем ты все разломал?», «Чего ты сюда пришел?», в которых явно просматривается негативная оценка действий партнера, а также прямые оценки своих действий и действий соперников («Ты не умеешь играть», «Я лучше знаю, как надо лечить») и разнообразные обидные прозвища, дразнилки и т.д. В эту же группу отнесены и случаи, когда дети пытаются апеллировать к определенным правилам, - например, «Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т.д.

Если знать особенности этих типов детей и учитывать их возможные способы общения и взаимодействия со сверстниками, то можно научиться грамотно профилактировать детские конфликты. И вместо разрешения ссоры деструктивным способом, обучить детей социально приемлемым нормам поведения и общения.

Но самое главное, конечно же, о чем хочется сказать – это то, что конфликты в детском коллективе лучше предупредить, чем разрешить.

Итак, мы подошли ко 2 части нашего семинара: «Методы профилактики конфликтов».

Наиболее перспективно предупреждение конфликтов на ранних стадиях, на стадии их зарождения. Признаками зарождения конфликтов могут быть: стычки между детьми, нарушение дисциплины, обзывание, приставание, нарушение правил в играх, отчуждение ребенка от группы, затянувшееся выяснение отношений. Воспитатель обязан обратить внимание на каждый такой штрих и принять меры по предупреждению назревающего конфликта.

С целью профилактики конфликтов, и самое сложное, на мой взгляд, группу детей в определенное время нужно сформировать, а затем обеспечивать и поддерживать в ней здоровый нравственно-психологический климат, культивировать уважительное отношение к личности каждого, ее достоинствам и индивидуальным особенностям; воспитывать самокритичность, доброжелательность; поощрять организацию продуктивной деятельности; поддерживать высокий авторитет воспитателя. Воспитатель должен уметь вовремя замечать нежелательные поведенческие тенденции детей и, также, уметь перестроить их не приказным порядком, а психолого-педагогическим путем, используя совместные игры и занятия.

Итак, вот некоторые основные методы профилактики детских конфликтов.

1 метод. В теории и практике дошкольной педагогики большое значение придается детской коллективной деятельности на занятиях. Она выступает основным методом профилактики конфликтов дошкольников. Совместная деятельность объединяет детей общей целью, заданием, радостями, огорчениями, переживаниями за общее дело. В ней имеет место распределение обязанностей, согласованность действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или аргументированно убеждать их в своей правоте, прилаживать усилия к достижению общего результата. В общем, она способствует сплочению коллектива воспитанников.

В этом случае профилактика конфликтов происходит в процессе развития навыков общения детей со сверстниками. С этой целью можно использовать:

Сюжетно-ролевые игры (в том числе и с наличием проблемной ситуации);

Имитационные игры (имитирующие в чистом виде какой-либо человеческий
процесс);

Интерактивные игры (игры на взаимодействие);

Социально-поведенческие тренинги (направленные на обучение модели конструктивного поведения в разрешении конфликтной ситуации);

Обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

Психогимнастика;

Чтение и обсуждение художественных произведений;

Просмотр и анализ фрагментов мультипликационных фильмов с последующим моделированием новых версий;

Дискуссии и т.д.

Мы с Вами можем прямо сейчас, на себе, попробовать пару упражнений по развитию навыков общения детей друг с другом.

Упражнение «Сороконожка»

Цель: демонстрация модели поведения в конфликтной ситуации.

Время: 10-15 минут.

Ход упражнения:

Участники встают в круг, взявшись за руки. Каждый выбирает в комнате то место, куда ему хотелось бы попасть, но не произносит это вслух. В течение трех минут участники должны побывать в том месте, которое выбрали. Задание выполняется молча, участники не разъединяют рук.

На следующем этапе упражнения участникам разрешается разговаривать. Задание тоже.

Обсуждение:

1. Какие чувства вы испытывали, когда выполняли упражнения молча?

2. Что хотелось сделать?

3. Удалось ли вам достигнуть поставленной перед вами задачи, когда вам было разрешено разговаривать между собой?

Упражнение «Топтыжки»

Цель: обучение технологии формирования толерантности и конструктивного поведения в конфликтных ситуациях у детей.

Время: 10 минут.

Ход упражнения:

«Начиная с меня, выполняем задание по кругу. Правой ногой будем наступать на левую ногу соседа. Тот, кому наступили, попытается оправдать обидчика, называя по имени. Например, я наступаю на ногу Инне. Инна говорит: «Я прощаю тебя, Татьяна, потому, что ты спешила на работу» и наступает на ногу Марине. Марина говорит: «Я не обижаюсь на тебя Таня. В этом троллейбусе так тесно и всем надо ехать» и т.д.

Объяснения могут быть любыми, но не должны повторяться.

Примечание: Наступать на ногу необходимо чисто символически, без усилия.

Рефлексия.

В жизни бывают ситуации, когда случайно возникают объективные условия для возникновения конфликта. Так бывает и в детском коллективе

Согласитесь, что порой очень важно волевым усилием, своей, тактичностью, толерантностью сдержать нахлынувшее на вас раздражение и желание действовать агрессивно. Улыбнитесь, пошутите, скажите теплые слова, и вы почувствуете, что ваше раздражение улетучилось, и прошла боль. Необходимо, по возможности, готовить себя к таким ситуациям. Очень важно развивать у детей навыки контроля чувств.

2 метод. Личный пример воспитателя, как один из методов профилактики детских конфликтов. Он помогает в поддержании положительного личного примера педагога развитие самоконтроля – это процесс осознания и волевого смирения индивидуального поведения (под поведением понимаются: мысли, эмоции, действия), которое должно соответствовать определенным стандартам, правилам, регуляторам, установившимся в обществе.

Можно выделить ряд принципов, в соответствии с которыми воспитатель может повлиять на воспитанников личным примером:

1. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если чувствуют взаимную привязанность и доверие друг другу. Дети менее агрессивны у взрослых, оказывающих им эмоциональную поддержку. Речь идет об уважении и принятии ребенка.

2. Внешний контроль за поведением необходим всем детям дошкольного возраста. У ребенка формируется характер и постоянная коррекция поведения со стороны взрослого ему очень необходима. Однако средства контроля не должны представлять собой крайности (от вседозволенности до жесткого авторитаризма), такие средства непродуктивны. Воспитательные приемы могут основываться на организации деятельности ребенка, например, как уже говорилось выше, с помощью интересных сюжетно-ролевых и подвижных игр, игрушек, оборудования среды. Здесь подразумевается умение воспитателя сохранять внутренний баланс и объективность по отношению к детям.

3. Воспитательные приемы более эффективны, когда действие их постоянно, а не временно. Положительный эффект достигается в том случае, если взрослые не имеют разногласий по вопросам дисциплины. Здесь речь идет о внутренней самоорганизации и воспитательной последовательности.

4. Образование происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а наказания применяются в крайних случаях. Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективными, если ругать ребенка постоянно независимо от того, что и как он сделал. Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положительного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Здесь, конечно же, говорится о принципе опора на положительные индивидуальные особенности воспитанников.

А сейчас, предлагаю Вам немного попрактиковаться в разрешении некоторых конфликтных ситуаций, возможных в Вашей педагогической практике. В которых, на мой взгляд, и реализуется принцип личного примера воспитателя. Ведь от того, как поступит воспитатель в сложной ситуации будет зависеть его авторитет в глазах воспитанников.

Проблемные ситуации для педагогов

Ване 2,5 года. Он не просто не дает детям игрушки, но еще и очень бурно и эмоционально реагирует. Если он играет какой-то одной игрушкой, а другую в это время кто-то берет, так он все бросает, бежит отнимать, при этом еще может стукнуть, укусить (за одежду), топает ногами, рычит, фыркает и кричит: «Не дам!» Чужие игрушки он берет и при этом, если хозяин хочет забрать, реагирует так же бурно, как и в случае со своей игрушкой.

Что делать в такой ситуации, как отучить Ваню не реагировать так бурно на то, что дети берут его игрушки?

Обычно дети жадничают, когда боятся, что их игрушки заберут у них навсегда. Они не верят, что им вернут их «добро». Вам надо объяснить ребенку, что его игрушка останется у него в любом случае. Можно попробовать «проиграть», отрепетировать дележ и обмен игрушками в игре дома. Пусть игрушки поделят Мишка-жадина и Заяц-добряк. Пусть Заяц объяснит Мишке, что его игрушки другие берут на время и обязательно вернут обратно. Попросите ребенка сыграть роль и Мишки-жадины, и Зайца-добряка. И не торопите его. Ему нужно время, чтобы освоить эти правила.

Вике 2 года 1 месяц. Проблемы с другими детьми она решает тем, что кусает их. В семье девочки с самого рождения живет ее двоюродная сестра, которая на год старше Вики. Сестра часто отнимает игрушки у Вики, дерется. Теперь же Вика укусами решает все проблемы, возникающие между ней и другими детьми.

Подскажите, что делать?

Разрешение конфликтной ситуации:

Нужно объяснять девочке, что кусаться нельзя, показывать другие способы преодоления конфликтов с детьми. По возможности надо просто физически препятствовать ее укусам, следить за играми ребенка. Учите ее говорить «отдай», «не бери - это мое», прежде чем она начнет кусаться. Если двоюродная сестра все время отнимает у девочки игрушки и ее за это не наказывают и даже не делают замечания, то неудивительно, что ребенок борется за справедливость своими способами. Вам надо помочь ей освоить правила совместных игр и показать, как вести себя в случае, если ее права нарушены.

3 метод. В дошкольной практике очень широко используется метод убеждения. Особенность использования метода заключается в том, что педагог имеет дело с дошкольниками, у которых по каким-либо причинам не сформированы общепринятые нормы и правила поведения в обществе или же у него сформированы искаженные понятия об этих нормах и соответствующие формы поведения. При убеждении педагог воздействует на сознание, волю и чувства дошкольника. Однако при этом нельзя смешивать понятия «убеждение» и «морализирование», когда декларируются хорошо известные истины; а если они еще и произносятся в командном тоне, то ребенок перестает слушать взрослого или агрессивно относится к нему. Убеждение может реализовываться через такие известные в педагогике методы, как рассказ, беседа, положительный пример и т.д.

Для доверительных бесед с детьми в группе можно оборудовать такие уголки и зоны как: «Солнечный круг»; «Уголок доверия»; «Островок желаний»; «Островок доверия»; «Островок чувств»; «Секретная комната»; «Уютный уголок»; «Стол переговоров»; «Уголок тишины»; «Коврик мира»; «Мирные стулья»; «Уголок для друзей». В гости к детям могут приходить литературные герои.

Но что делать в том случае, если конфликт уже развязался?Об этом мы узнаем из 3 части нашего семинара: «Способы разрешения конфликтов в детском коллективе»

Разрешение конфликта – это минимизация проблем, разделяющих стороны конфликта, осуществляемая через поиск компромисса, устранение (полностью или частично) причин, породивших конфликт, изменение целей участников конфликта, достижение соглашения по спорному вопросу.

Так как в детском конфликте, как правило, воспитателю отводится роль наблюдателя-посредника, то главная его цель в этом случае – целенаправленное воздействие по устранению или минимизации причин, породивших конфликт, коррекция поведения участников конфликта, обеспечение нормального обмена мнениями участников конфликта, чтобы они слушали и слышали друг друга посредством того, кто между ними. Поэтому для воспитателя в конфликте важен не сам предмет и материал конфликта, а формальная сторона взаимодействия, т.е. его организованность. Деятельность воспитателя должна быть направлена на достижение соглашения сторон конфликта.

К базовым навыкам управления конфликтом, в основном, относят коммуникативные навыки и навыки принятия решений - конструктивные приемы и техники активного слушания, ведения диалога, способность к различению позиционных требований и базовых интересов, видение перспективы и др.

Становясь посредником в разрешении детских конфликтов, воспитатель должен учитывать характерные особенности таких конфликтов:

1. При разрешении конфликтной ситуации воспитатель, педагог несет профессиональную ответственность за правильное разрешение ситуации конфликта, т. к. воспитанники усваивают социальные нормы отношений между людьми.

2. Различное понимание событий и их причин участниками, конфликт глазами воспитателя и детей видится по-разному, поэтому воспитатель не может навязывать свое решение.

3. Присутствие других детей при конфликте превращает их из свидетелей в участников, а конфликт приобретает воспитательный смысл.

4. Профессиональная позиция воспитателя (педагога) - взять на себя инициативу разрешения конфликта и на первое место поставить интересы детей.

5. Детские конфликты легче предупредить, чем успешно разрешить.

Об алгоритме действий педагога при разрешении конфликтных ситуаций Вы узнаете из памяток, а сейчас предлагаю выполнить одно упражнение. Оно иллюстрирует позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении. Очень часто бывает так, что при конфликтных ситуациях между воспитанниками, воспитатель, как бы противопоставляется воспитанникам.

Упражнение «Веревочки»

Цель: иллюстрировать позицию воспитателя, который выступает посредником в детских конфликтах и их разрешении.

Время: 10-15 минут.

Инструкция:

Разделитесь на «А» и «Б» (происходит деление на пары). Сейчас вам необходимо будет разбиться на пары «А» напротив «Б» и взяться за концы карандашей.

Семинар-практикум - мероприятие, позволяющее на практике применить полученные теоретические знания. На них участникам предстоит находить ответы на проблемные вопросы или предлагать варианты выхода из проблемных ситуаций. Работа может проводиться как индивидуально, так и в мини-группах. Для успешной реализации занятия важно выбрать актуальные темы семинаров для воспитателей ДОУ, которые затрагивают все вопросы жизнедеятельности учреждения и коллектива.

При этом структура мероприятия подразумевает несколько важных этапов:

  1. Подготовительный. На этом этапе ответственный сотрудник изучает тему, определяет задачи мероприятия и в соответствии с ними формирует план занятия. Он подбирает необходимый теоретический материал и задания, которые позволят наилучшим образом усвоить информацию, применив ее на практике. Важно сформулировать желаемые результаты, чтобы в соответствии с ними оценить, в какой мере были достигнуты поставленные цели.
  2. Организационный. Необходим для конкретизации проблемы и актуализации заявленной темы. Все участники мероприятия фронтально или в группах обсуждают тему (проблему), организатор может предложить выполнение психологических упражнений или различных заданий для создания комфортной для работы атмосферы в коллективе.
  3. Теоретический. Семинар-практикум начинается с небольшой лекции по методике или психологии, оглашения важной информации, демонстрации презетации, описания спорной ситуации или события. Им может стать обновление законодательной базы, передовые педагогические технологии, методические рекомендации или конкретные примеры из педагогической практики.
  4. Практический. Участникам мероприятия предлагается высказаться по поводу услышанного, вступить в дискуссию, самостоятельно или вместе с коллегами выполнить определенные задания. Этот этап отличается в зависимости от выбранной формы занятия («круглого стола», мастер-класса или деловой игры).
  5. Рефлексия. Независимо от темы семинаров для педагогов ДОУ этап рефлексии - оценки достигнутых результатов и хода занятия является обязательным. Он позволяет сделать выводы по коллективной работе, оценить степень вовлеченности воспитателей в процесс самообразования.
  • время для заседания выбирается оптимальное для всех участников, что позволит добиться максимальной заинтересованности и создать доброжелательную атмосферу.
  • перед выбором темы занятия важно оценить аудиторию, ее потребности и возможности, поскольку общий семинар для работников разных уровней подготовки может оказаться неэффективным;
  • строго регламентировать или по возможности следовать регламенту высказываний, чтобы не допустить обострения споров и ущемления прав участников мероприятия (как правило, на высказывание участника выделяется 20-25 минут, но можно ограничиться и 10);
  • необходимо следить за культурой общения участников заседания, толерантностью высказываний, допустима критика идей, но не личностей;
  • активное участие и пассивное слушание на занятии должны чередоваться, что позволит воспитателям дольше сохранять концентрацию (если заседания затягивается, разумно сделать перерыв на кофе или перекус).

Семинар-практикум по развитию речи «Развитие речевой деятельности дошкольников в организации педагогического процесса»


Цель семинара:
создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:
1. Развитие речевой деятельности в различных видах деятельности.
2. Побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педагогического процесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения детей родному языку.
3. Углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования.

ХОД СЕМИНАРА.

Педагоги сидят на стульях в кругу, по очереди представляются и называют личное качество, начинающееся на первую букву своего имени, например, «Я – Лена и я – легкая».

К. Д.Ушинский - основоположник научной педагогики:
«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету»

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?
Мнемотехника– это «техника запоминания». Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Особое место в работе с детьми занимает дидактический материал в форме мнемотаблиц и схем – моделей, что заметно облегчает детям овладение связной речью; кроме того, наличие зрительного плана – схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы. Так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, елочка- зеленая Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, весь текст зарисовывается схематично, Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

1 задание составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения:
1 Есть на новом платье у меня кармашки.
На кармашках этих вышиты ромашки
Ромашки, ромашки, будто луговые
Ромашки, ромашки словно как живые.
2. В огороде много гряд. Тут и репа и салат
Тут и свёкла и горох, а картофель разве плох?
Наш зеленый огород нас покормит круглый год
3.
Мы купили кошке,
К празднику – сапожки.
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать,
Хвостик некуда девать.
Ира просит: «Ёжик, ёж,
Ты мне платьице сошьешь?
Ёж ответил из-под елки:
- Ниток нет, одни иголки!
На базаре ёжик накупил сапожек.
Сапожки на ножки себе,
Поменьше немножко – жене,
С пряжками сыну,
С застежками дочке.
Вывод: Мнемотаблицы- схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей.
Подчеркну, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
2. Задание: Игра: «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.

Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком - вагон.
Есть кислое слово – лимон!

А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка).

Задание: назвать предметы, которые одновременно обладают двумя признаками.
Яркий и желтый – (свет, лимон, солнце, черешня, лампа).
Сладкий и легкий – (вата, вишня, жизнь, запах, победа).
Одной из таких технологий являются игры на развитие фантазии и словесного творчества. К вашему вниманию, я хочу предложить Вам поиграть в игры и почувствовать себя детьми.

Игра «Волшебная палочка»
Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать, все что вы захотите.
Итак, первая команда будет рассказывать о том, чтобы они хотели увеличить, а другая уменьшить.
Вот что ответили дети: Хочу уменьшить зиму, увеличить лето;
Хочу увеличить конфету до размера холодильника и т. д.
Игра «Шкатулка со сказками»
В коробке лежат картинки сказочных персонажей. Участники достают из коробки картинки, поочереди придумывают, используя сказочных героев свою сказку.
Первый участник сказал 2-3 предложения, следующий достает картинку и продолжает сказку.
Игра «Придумай необычное существо»
Нарисовать и рассказать о выдуманном персонаже
Игра «Нелепицы»
Раздать черно-белые картинки и цветные карандаши. Задание найти и закрасить нелепицы. Кто быстрее и больше их назовет.
Ответы к тесту
Картинка к тесту «Нелепицы».
Примечание. Обе части инструкции выполняются последовательно. Сначала ребенок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как на самом деле должно быть.
Время экспозиции картинки и выполнения задания ограничено тремя минутами. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.
Еще одно направление по развитию речи – устное народное творчество. В детском фольклоре необходимо различать произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими, и детское творчество в собственном смысле этого слова.
Детский фольклор русского народа необычайно богат и разнообразен. Он представлен героическим эпосом, сказками, многочисленными произведениями малых жанров.
Задание: показать по одной пальчиковой гимнастике.
Предлагается показать по одному упражнению из пальчиковой гимнастики (желательно с речевым сопровождением) .
Задание: Ведущий предлагает представителям команд выбрать карточки со скороговорками. Рассказать о методике рассказывания скороговорки. Первую скороговорку нужно быстро произнести, а вторую - быстро произнести с определённой интонацией.


В образовательном процессе по пересказу литературных произведений, обучению рассказыванию об игрушке и по картине, в комплексе решаются все речевые задачи. Однако основной является задача обучения рассказыванию. Реализуя данную задачу уже со 2 младшей группы, воспитателям рекомендую, использовать различные игровые методы и приемы, дидактические упражнения в работе с детьми. Например: При рассматривании картины можно использовать игровые приемы, которые помогают выделять объект, внимательно рассматривать его: «ОКОШКИ»
Пособие. Картина, закрытая белым листом с вырезанными окошками разных геометрических форм. Картины, схожие по сюжету.
1 вариант. Одно окошко (любой формы).
2 вариант. Число окошек по количеству объектов.
Ход игры.
- Кого (что) мы видим в окошках? Какая картина спряталась?
«ВОЛШЕБНАЯ ТРУБА»
Пособие. Картина, бумага, свернутая в трубу.
Ход игры: Предложить рассмотреть картину через трубу и назвать как можно больше увиденных объектов. Предложить найти объект по описанию взрослого и ребенка.
«КТО БОЛЬШЕ НАЗОВЕТ?» Цели. Учить выделять объект на «зашумленном» фоне.
Пособие. Картина, реальные изображения объектов картины. Назови, кого ты видишь на картине.
Ход игры По ходу называния объектов задаются уточняющие вопросы на уточнение цвета,
пространственного расположения, принадлежности и т.п.) «ПОЧЕМУ?»
Цель: развивать логическое мышление, устанавливать связи между объектами,
строить предложения несложной конструкции. «ЧТО НУЖНО?»
Цель: Развивать инициативность речи, активизировать и расширять словарный запас. В средней группе уже используем символы, знаки для составления графического плана как своеобразной зрительной опоры, отражающей последовательность рассказа.

Во время занятия используем разнообразные виды детской деятельности, которые можно интегрировать между собой, например, драматизацию сказки с конструированием из строительного материала, произношение скороговорки и рисование того, о чем в ней говорится. (У осы не усы, не усищи, а усики). Интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями. При использовании ИКТ на занятиях по развитию речи даже младших дошкольников, значительно возрастает их интерес, повышается уровень познавательных возможностей. Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов. Помощником для развития речи дошкольников служат сайты сети «Интернет»: «Все для детского сада», сайт «Первое сентября», http://bukvar.edu.ruи др. Здесь можно найти иллюстрированный словарь для развития речи детей и сюжетные альбомы, которые в основном предназначены для увеличения словарного запаса детей; дидактические игры и упражнения, конспекты занятий, разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы). В целях реализации задач по формированию компонентов устной речи педагогам необходимо активно использовать метод проекта с применением технологии сказкотерапии в развитии речи и коммуникативных навыков воспитанников.
Воспитатели приводят примеры разных форм работы для речевого развития дошкольников: литератрно-музыкальные праздники, фольклорные ярмарки, игры-драматизации, разные виды театров, агитбригада, социальные акции, речевые газеты, книги самоделки, проблемные ситуации, посиделки, логоуголок, интерактивные речевые стенды, календарь событий и др.
Конструкторы ЛЕГО широко используются в дошкольных образовательных учреждениях. Они представляют собой разнообразные тематически серии, сконструированные на основе базовых строительных элементов – разноцветных кирпичиков лего. Развивая речетворчество дошкольников воспитатель может предложить детям придумать сказку о том, как одна постройка превратилась в другую, по ходу рассказывания осуществляя данное превращение
Используется ЛЕГО-элементы и в дидактических играх и упражнениях. Педагог может разработать различные пособия и использовать их для проведения упражнений с целью развития речи и психических процессов у детей, развития интереса к мешочек», в которой у детей развиваются тактильное восприятия обучению, формирования коммуникативной функции. Например, игру «Чудесный формы и речь, можно проводить с ЛЕГО.
Применение дидактических упражнений с использованием ЛЕГО-элементов достаточно эффективно при проведении занятий по подготовке к обучению грамоте, коррекции звукопроизношения, ознакомлению с окружающим миром и т. д.
В процессе конструктивно-игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, совершенствует сенсорно-тактильную и двигательную сферу, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению. В процессе конструктивно-игровой деятельности с ЛЕГО педагог может использовать разнообразные формы: задания дает педагог, выполняют дети; задания формулируются ребенком и выполняются детьми и педагогом; задания дают дети друг другу; задания дает педагог, выполняют родители с ребенком.
Поздеева С.И. отмечает, что «при организации любой образовательной ситуации, любого занятия в дошкольном образовательном учреждении педагогу важно:
- во-первых, продумывать организацию разных способов взросло-детской и детской совместности,
- во-вторых, видеть ресурсы разных этапов занятия для развития коммуникативной компетентности детей»
Таким образом, различные формы работы ресурсы в плане развития речи дошкольников, формирования коммуникативной компетентности детей, если: - дети совместно решают интересную и значимую для них учебно-игровую задачу, выступая помощникам по отношению к кому-то,
- обогащают, уточняют и активизируют свой лексический запас, выполняя речевые и практические задания,
- педагог выступает не жёстким руководителем, а организатором совместной образовательной деятельности, который не афиширует своё коммуникативное превосходство, а сопровождает и помогает ребёнку стать активным коммуникатором.