Когда отдать ребенка в школу. Сильная школа для ребенка - лучший выбор

нравятся

  • не нравятся

    Анкета

    «Хорошо ли ребёнку в школе?»

    Цель: определить, хорошо ли ребенку в школе.

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

    1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

    2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

    1. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

      Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

      Очень хочется отдохнуть.

      Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

      Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

      Я всегда боюсь отвечать у доски.

      Мои одноклассники с уважением относятся ко мне,

      Часто па уроках я чувствую, что устал,

      Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

      В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

      Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

      Я точно знаю, что мои родители любят меня.

      Мне часто кажется, что я болен.

      Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

      Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

      Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

      Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

      Я думаю, что плохо вижу.

      Мне интересно в школе.

      Мне очень нравятся ребята в моем классе.

      Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

      Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

      Обычно я спокоен и полон сил.

    Ключ к анкете

    Шкала1

    Шкала 2

    Шкала3

    Шкала4

    Шкала5

    За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

    Значение шкал

      шкала- удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

      шкала- дружеские отношения в классе,

      шкала- тревожность, связанная с учебным процессом.

      шкала- самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

      шкала - самочувствие, состояние здоровья.

    Изучение мотивационной готовности детей 6-7 лет к обучению в школе»(Методика А.Б.Эльконина и Л.Г.Венгера )

    Задача: выявить специфику мотивов готовности к школе у детей б и 7 лет.

    Описание методики

    В основу методики положен принцип «персонификации» мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Экспе­римент проводится индивидуально

    После прочтения каждого абзаца перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рисунок, который служит внешней опорой для запоминия. Дети связывают картинку с прослушанным абзацем и в своих ответах ориентируются именно на содержание. Эксперимент предваряется инструкцией.

    «Сейчас я прочитаю тебе рассказ.

    «Мальчики (если эксперимент проводится с девочкой, то в рассказе фигури­руют девочки) разговаривали про школу. Первый маль­чик сказал: "Я хожу в школу потому, что меня мама зас­тавляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил"

    На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком № 1: женская фигура, склонившая­ся вперед с указующим жестом; перед ней фигурка ребен­ка с портфелем в руках (внешний мотив).

    «Второй мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 2: схематическая фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

    «Третий мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что там весело и много ребят, с которыми можно играть».

    Выкладывается карточка с рисунком 3: схематические фигурки двух детей, играющих в мяч (игровой мо­тив).

    «Четвертый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 4: две схематиче­ские фигурки, изображённые спиной друг к другу; у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже - иг­рушечный автомобиль (позиционный мотив).

    «Пятый мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь, а выучишься и можешь стать кем захочешь"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 5: схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию: (социальный мотив).

    «Шестой мальчик сказал: "Я хожу в школу, потому что получаю там пятерки"».

    Выкладывается карточка с рисунком № 6: схематиче­ская фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тет­радь (мотив - отметка).

    После прочтения рассказа экспериментатор задает ребен­ку следующие вопросы:

    «А как по-твоему, кто из них прав? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?

    С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

    Так дети должны последовательно осуществить три выбо­ра. При этом ребенок указывает на карточку, поясняя ее содержанием соответствующего абзаца. В этом случае, если содержание недостаточно ясно прослеживается в ответе ре­бенка, экспериментатор задает контрольный вопрос: « А что этот мальчик сказал?» Для чистоты эксперимента не­обходима уверенность в том, что ребенок произвел свой выбор, исходя именно из содержания рассказа, а не слу­чайно указал на одну из шести картинок.

    Обработка результатов

    На основе полученных результатов строится таблица:

    Мотив

    Частота выбора

    Социальный

    Позиционный

    Количество

    испытуемых - чел.

    Выделенные мотивы характеризуются следующим обра­зом:

      учебный - мотив, восходящий к познавательной потреб­ности;

      социальный - широкие социальные мотивы, основан­ные на понимании общественной необходимости учения; отметка - мотив получения высокой отметки;

      игровой - мотив, неадекватно перенесенный в новую учебную сферу;

      позиционный - мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими;

      внешний - «внешний» по отношению к учебе (подчинение требованиям взрослых и тому подобное)

    Для первоклассников наиболее характерными являются следующие мотивы:

      собственно учебно-познавательный мотив, восходя­щий к познавательной потребности (учебный);

      широкие социальные мотивы, основанные на пони­мании общественной необходимости учения (социальный);

      «позиционный» мотив, связанный со стремлением занять новое положение в отношениях с окружающими (позиционный);

      «внешние» по отношению к самой учебе мотивы, на­пример, подчинение требованиям взрослых и т.п. (внешний);

      игровой мотив, неадекватно перенесенный в новую - учебную сферу (игровой);

    мотив учения высокой отметки (отметка

    Методика «Беседа о школе»

    Экспериментатор знакомится с ребенком и спрашивает его, нравится ли ему в школе (для воспитанников детского сада - хочет ли ребенок идти в школу). В зависимости от ответа задается первый вопрос «Беседы».

      «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

    Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

      Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

      Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) - договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

      Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

    Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?

    7-8. Представь, что есть две школы - школа А и школа Б

      В школе А расписание уроков в 1 классе такое: каждый день бывают уроки письма, чтения, математики, а уроки ри-" сования, музыки, физкультуры - не каждый день. А в шко­ле Б все наоборот: каждый день бывает физкультура, музыка, труд, рисование, а чтение, письмо и математика редко - по одному разу в неделю. В какой школе ты бы хотел учиться?

      В школе А от первоклассника строго требуют чтобы он внимательно слушал учителя и делал все, что он говорит, не разговаривал на уроках, поднимал руку, если надо что-то сказать или выйти. А в школе Б не делают замечания, если встанешь во время урока, поговоришь с соседом, выйдешь из класса без спросу. В какой школе ты бы хотел учиться?

      Представь себе, что в какой-то день ты очень старательно работал на всех уроках, и учительница сказала: «Сегодня ты учился очень хорошо, просто замечательно, я хочу как-то особенно отметить тебя за такое хорошее уче­ние. Выбирай сам - дать тебе шоколадку, игрушку или отметку в журнал поставить? Что бы ты выбрал?».

      К обучению учащихся 1-х классов . Психологический анализ особенностей адаптации учащихся 1 класса к школе В условиях ...

    1. Аналитический отчет о результатах самообследования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Новосибирска

      Отчет

      Выполнены следующие задачи: Психологическое сопровождения процесса адаптации к условиям обучения , создание благоприятного психологического климата. Выявление и сопровождение учащихся , имеющих проблемы в развитии...

    2. Программа организации процесса адаптации к школьному обучению учащихся первых, пятых, десятых классов

      Программа

      И общении у учеников 5 классов связано с процессом адаптации к новым условиям обучения . Поэтому основными направлениями в работе по сопровождению учащихся 5 классов являются: 1) осуществление...

    3. Рабочая программа развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»

      Рабочая программа

      Готовности учащихся 4 классов к переходу в среднее звено школы и адаптации учащихся 5 классов к новым условиям обучения »; ... О.А. Родченко Система психологического сопровождения образовательного процесса в условиях введения федеральных государственных...

  • Если ваш малыш родился осенью или зимой, вы наверняка уже задумывались, в каком возрасте отдать его в - в 6 или почти в 8 лет. Когда и как понять, стоит ли торопиться, или, наоборот, лучше продлить беззаботную жизнь ребенка еще на год - расскажем в этом материале. А также узнаем, что по этому поводу думают эксперты.

    В каком возрасте лучше отдавать ребенка в школу?

    Согласно букве закона

    Закон трактует мучающий многих родителей вопрос однозначно - согласно ФЗ РФ «Об образовании в Российской Федерации» дети должны идти в школу не раньше 6,5 лет и не позже 8. Т. е. если к 1 сентября ребенку меньше шести с половиной лет, то, каким бы умным и развитым он ни был, со школой придется повременить. Если же возраст ребенка укладывается в допустимые законом рамки, то решение о начале учебы принимают сами родители.

    «Школьная зрелость»

    Пол имеет значение

    Как правило, девочки-шестилетки быстрее и успешнее , чем их ровесники-мальчишки. Кроме того, девочки быстрее развиваются, им становится неинтересно учиться в окружении «малышни», если в классе они самые старшие. Поэтому, если вернуться к «законному» диапазону возраста первоклассника - от 6,5 до 8 лет - то девочек рекомендуется отдавать в школу ближе к его нижней границе, а мальчиков - к верхней. Но, разумеется, все дети разные и решение в каждом случае принимается индивидуально.

    Если все же сомневаетесь

    Если определить готовность ребенка самостоятельно вы затрудняетесь, вам на помощь всегда придут:

    воспитатели в детском саду - более «взрослых» детей они часто определяют еще в средней группе и, как правило, рекомендуют перевестись в группу постарше минимум за год до выпуска;
    педагоги в «подготовишке» - - оптимальный вариант, если вы хотите посмотреть, как ваш пяти-шестилетка справляется с обучением. По итогам подготовительных занятий с родителями беседует школьный , который помогает принять правильное решение.

    Важно!

    Если вы сами замечаете, что ребенок в целом развит, но не «дотягивает» до школы по отдельным параметрам, например, не может долго усидеть на одном месте, теряется в незнакомой обстановке, не может справиться с письмом, чтением или счетом, не стоит уповать, что «в школе со всем разберутся». Лучше не подвергать ребенка стрессу и подождать еще год.

    Наталья Волошина

    Комментарии специалистов

    Ольга Веденеева , психолог

    Каждый ребенок индивидуален, но, если обобщать, то лучше отдать ребенка в школу в 8 лет, чем в 6. Идеального возраста для поступления в целом нет, т.к. каждый ребенок развивается индивидуально, поэтому и говорят про психологическую готовность к школе. Психологическая готовность школе складывается из двух аспектов. Во-первых, личностной готовности, т.е. ребенок должен хотеть ходить в школу, приобрести новый социальный статус. И, во-вторых, из интеллектуальной готовности. В 6 лет ведущей деятельностью пока еще остается игровая, а не учебная, поэтому познавательная мотивации пока еще неустойчива. В возрасте 6 лет преобладает непроизвольная память, концентрировать внимание ребенок может максимум 10-15 минут, поэтому возможны проблемы с заучиванием материала и усидчивостью. Кроме того, примерно до 7 лет ребенок воспринимает оценки как характеристику всей его личности, а не просто оценку за какое-то конкретное задание. Поэтому в 1 классе ставить оценки нельзя, но учителя не всегда следуют этому правилу.

    Светлана Левченко , учитель начальных классов первой категории

    В вопросе решения дилеммы «когда отдавать ребенка в школу» решающим фактором, все-таки, должен быть именно аспект психической и эмоциональной готовности. На мой взгляд, даже сформированности первоначальных предметных умений («счет в пределах 10» или «слоговое чтение») родители часто уделяют незаслуженно больше внимания. Помимо этого, в моей практике были случаи, когда родители ориентировались на совершенно посторонние вещи, например, на то, что именно у желаемого учителя в этом году набор, или на то, что все одногруппники с детского сада идут в один класс, и им непременно надо попасть к ним. Я считаю, родители в этом вопросе должны проявить особую чуткость и ответственность, ведь именно от первых лет в школе зависит познавательная активность ребенка, которая пройдет с ним через всю жизнь. Универсального совета тут не может быть. Если ребенок в 6 лет в должной степени осознает свою новую социальную роль «ученик», если он понимает, что такое школа, если у него сформирован интерес к процессу обучения - нет смысла тянуть еще год, жалея его детство. Потому что со временем интерес может угаснуть, еще один год с бабушкой или в садике затормозит его естественное развитие. Однако если время, казалось бы, подошло, но у малыша, пусть даже в 7 лет, нет эмоциональной готовности, он еще не перешел эту психологическую границу, то без работы со специалистами приводить такого ребенка в школу - это насилие над его личностью, которое впоследствии даст негативные плоды в старших классах. Не нужно рассчитывать на то, что за лето ребенок «подтянется», или, тем более, что он «втянется» в процессе. Такие дети, независимо от их возраста, тяжело адаптируются, плохо концентрируются, как следствие - у них формируется «ситуация неуспеха», снижается самооценка. Сейчас при детских садах есть кабинеты психолога и логопеда, в которых проводятся диагностики. Родители могут обратиться к ним или в многочисленные детские центры за консультацией, если сомневаются в том, что их ребенок готов к школе. Предметные знания можно будет подтянуть, если есть главное - психологическая и эмоциональная готовность. Именно этот фактор, а не возраст будущего ученика, должен оставаться главным.

    Наталья Гриценко , врач-педиатр детской поликлиники «Клиники доктора Кравченко»

    Существует понятие «школьная зрелость» - физиологическая и психологическая. И именно она, а не паспортный возраст ребенка должна определять готовность малыша к школьному обучению. Например, ребенок родившийся глубоко недоношенным, физиологически может быть не готов к школе. Но чаще оказывается так, что недозревает к школе только нервная система. Это так называемая минимальная мозговая дисфункция, когда неврологический диагноз у ребенка снят, но полностью функции зрелой нервной системы он выполнять еще не может. Это встречается у детей, перенесших в родах острую гипоксию мозга, родовые травмы, имеющих нарушения мозгового кровообращения на первом году жизни. Мозг такого ребенка будет быстрее утомляться во время урока, нуждаться в более длительном периоде отдыха, к 3-4 уроку способность концентрировать внимание будет резко падать. Есть дети психологически неготовые к школе. При этом ребенок может прекрасно читать и считать, но не понимать, что такое школьная дисциплина, не выполнять просьбы учителя, ходить по классу во время урока, носить в школу игрушки. Очень важно отправить в школу зрелого ребенка, как физиологически, так и психологически. Потому что при сниженной работоспособности мозга, малыш будет чувствовать себя менее успешным, он не будет соответствовать ожиданиям учителя, чаще будет слышать негативные оценки в свой адрес. Вследствие чего его школьная мотивация будет падать. То есть новоиспеченный школьник смирится с тем, что у него не получается хорошо учиться, соответствовать ожиданиям родителей и учителя, и он просто опустит руки, желание стараться, чтобы получать хорошие оценки пропадет. Очень важно получить перед школой серьезную консультацию невролога и детского психолога. И при необходимости дать ребенку возможность созреть для школы, чтобы в дальнейшем он мог чувствовать себя успешным!

    Несоответствие рисунков теме указывает на: а) мотивационную незрелость ребенка, отсутствие у него школьной мотивации и преобладание других, чаще всего игровых мотивов. (В этом случае дети рисуют машины, игрушки, военные действия, узоры и прочее); б) детский негативизм. Такое поведение свойственно детям с завышенным уровнем притязаний и трудностями приспособления к школьным требованиям. (Ребенок упорно отказывается рисовать на школьную тему и рисует то, что он лучше всего умеет и любит рисовать); в) непонимание и неверное истолкование задачи. Чаще всего это свойственно детям с задержкой психического развития (дети ничего не рисуют или копируют у других детей сюжеты, не имеющие отношения к данной теме). Такие ситуации оцениваются 0 баллов. При соответствии рисунков заданной теме учитывается их сюжет: а) учебные ситуации свидетельствуют о высокой школьной мотивации, учебной активности и наличии у школьника познавательных мотивов (30 баллов); б) ситуации неучебного характера с внешними школьными атрибутами свойственны детям с положительным отношением к школе по внешней мотивации (20 баллов); в) игровые ситуации в школе свойственны детям с положительным отношением к школе, но преобладанием игровой мотивации (10 баллов). Анкета. Оценивать уровень школьной мотивации можно также и с помощью специальной анкеты, ответы на 10 вопросов которой оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ – 0 баллов, ней тральный – 1, положительный – 3 балла). Вопросы анкеты 1. Тебе нравится в школе или не очень? 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? 3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома? 4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки? 5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий? 6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? 7. Ты часто рассказываешь о школе родителям? 8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель? 9. У тебя в классе много друзей? 10. Тебе нравятся твои одноклассники? Шкала оценок. Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной адаптации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов, указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов – о негативном отношении к школе, школьной дезадаптации.

    Анкета «Хорошо ли ребёнку в школе?»

    Детям выдаются листы с утверждениями, рядом с которыми ребенок ставит «+» (да), если думает также. Если его ответ нет. т.е. он думает по-другому, то ставит знак «-» (нет).

    1. В школе я чувствую себя совершенно свободно.

    2. Ребята в нашем классе радуются, когда другие получают плохие отметки.

    3. Я очень волнуюсь, потому что часто не понимаю объяснения учителя.

    4. Я думаю, что на уроках смогу выполнять больше заданий, если потребуется.

    5. Очень хочется отдохнуть.

    6. Если бы разрешалось, я бы пропускал уроки.

    7. Ребята в классе раздражительны и обидчивы, ссорятся и дерутся.

    8. Я всегда боюсь отвечать у доски.

    9. Мои одноклассники с уважением относятся ко мне.

    10. Часто на уроках я чувствую, что устал.

    11. Когда я иду в школу, обычно мне грустно, у меня плохое настроение.

    12. В классе ребята любят посмеяться над недостатками других,

    13. Когда учитель собирается дать задание классу, я чувствую страх, думая, что не справлюсь.

    14. Я точно знаю, что мои родители любят меня.

    15. Мне часто кажется, что я болен.

    16. Почти все свободное время я трачу на выполнение домашнего задания.

    17. Когда я сравниваю ребят нашего класса с другими, мне кажется, что самые плохие учатся в нашем классе.

    18. Когда я вечером ложусь в постель, с тревогой думаю о том:, что ждет меня завтра в школе.

    19. Мне кажется, что учитель постоянно недоволен мной.

    20. Я думаю, что плохо вижу.

    21. Мне интересно в школе.

    22. Мне очень нравятся ребята в моем классе.

    23. Я стараюсь как можно лучше выполнить задание, но обычно у меня ничего не получается.

    24. Я сильно переживаю, когда сравниваю себя, с другими.

    25. Обычно я спокоен и полон сил.

    Ключ к анкете

    За каждое совпадение с ключом ставится 1 балл Средний балл по каждой шкале З. Если показатель ребенка ниже данного значения, значит, у него есть проблемы в этой области и ему необходимы помощь и поддержка.

    Значение шкал

    1 шкала - удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться.

    2 шкала - дружеские отношения в классе,

    3 шкала - тревожность, связанная с учебным процессом.

    4 шкала - самооценка. Степень уверенности ребенка в своих силах

    5 шкала - самочувствие, состояние здоровья.

    Психогеометрическая характеристика личности С.Делингер ( в адаптации А.А.Алексеева, Л.А.Громовой)

    Цель: дать характеристику личных качеств и особенностей поведения испытуемого. Описание методики: стимульный материал теста состоит из пяти геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, зигзаг и круг. Обследуемому предлагают почувствовать свою форму и выбрать ту фигуру, о которой можно сказать: это - Я (или ту, которая первой привлекла внимание). Оставшиеся фигуры ранжируются в порядке предпочтения. Инструкция: Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я! Постарайтесь почувствовать свою форму. Если Вы испытываете сильное затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла Вас. Запишите ее название под №1. Теперь проранжируйте оставшиеся четыре фигуры в порядке вашего предпочтения и запишите их названия под соответствующими номерами. Интерпритация: Первая фигура является основной фигурой или субъективной формой испытуемого. Она дает возможность определить главные, доминирующие черты характера и особенности поведения. Остальные четыре фигуры - это своеобразные модуляторы, которые могут окрашивать ведущую мелодию поведения испытуемого. Последняя фигура указывает на форму человека, взаимодействие с которым будет представлять для итспытуемого наибольшие трудности. 1. Квадраты - люди трудолюбивые, усердные, выносливые, ценят порядок, склонны к анализу, пристрастны к деталям, рациональны и эмоционально сдержанны. 2. Прямоугольники - люди непоследовательные с непредсказуемыми поступками, их основным психическим состоянием является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в проблемах и неопределенности в отношении себя на данный момент времени. 3. Треугольники - люди, рожденные, чтобы быть лидерами, они энергичны, неудержимы, честолюбивы, ставят ясные цели и, как правило, достигают их. 4. Зигзаги - люди-творцы с развитой интуицией, доминирующий стиль мышления - синтетический, они устремлены в будущее и больше интересуются возможностями, чем действительностью. 5. Круги - люди доброжелательные, искренне заинтересованные в хороших межличностных отношениях, их высшая ценность - люди, их благополучие. Согласно автору, личность нередко описывается комбинацией двух или даже трех форм, однако важно выяснить, какая из них является доминантной, а какая подчиненной.

    Интерпретация оценки уровня развития познавательной деятельности : у большинства учащихся в классе высокий уровень познавательной деятельности. Многие дети не знают отчество своих родителей, кем работают родители, путают завтрак, обед и ужин. Но есть дети которые почти полностью ответили на все вопросы. Так же один учащийся со средним уровнем познавательной деятельности и один совсем никак не реагирует на вопросы (необучаемый ребенок, т.е. все дети во II четверти уже умеют писать и читать, а этот не поддается обучению).

    Интерпретация уровня школьной мотивации: ответив на 10 вопросов учащиеся в основном набрали 15 баллов, что указывает на внешнюю мотивацию.

    На методику «Что мне нравится в школе» некоторые дети рисуют игрушки, а некоторые то как они занимаются на уроке физкультуры. Есть и те, которые нарисовали книги. Этим они объяснили, что любят ходить в библиотеку и читать сказки. Отсюда видно, что у многих детей отсутствует школьная мотивация, заметно преобладание игровой деятельности над учебной.

    Интерпретация психогеометрическая характеристика личности: первой фигурой дети выбирали круг, квадрат и треугольник. Видно, что ребята доброжелательные, трудолюбивые, усердные. Есть дети которые стремятся быть лидерами и у некоторых это получается.

    Содержание статьи:

    Когда ребенок переходит 6-летний рубеж, перед многими родителями встает трудная задача: решить, с какого возраста отдать ребенка в школу - в 6 лет 6 месяцев, 6 лет 7 месяцев, 6 и 8, 6 и 9 или после 7 лет и ближе к 8. В этой статье мы подробно рассмотрим, на какие критерии следует обратить внимание, чтобы сделать правильный выбор.

    Большинство детей идут в школу после 7 лет или, если им не хватает до 7 лет нескольких месяцев, т. е. это дети с днем рождения в сентябре, октябре, ноябре и декабре. Особенно трудный выбор стоит перед родителями детей, чей возраст на момент поступления в школу достигает 6 лет 6 месяцев и 6 лет 7 месяцев, т.е. это дети с днем рождения в январе и феврале. Этот возраст проблематичен еще и по тому, что классы считаются по годам, а ваш ребенок формально уже будет учиться на год младше. Но есть случаи, когда дети идут в школу младше 6,6 или даже с 8 лет. Давайте попытаемся решить какой вариант лучше всего для вас. Для этого мы рассмотрим основные критерии, которые следует учитывать при выборе возраста для поступления в школу.

    Закон о поступлении детей в первый класс

    Сначала расскажем о том, во сколько лет можно отдать ребенка в школу по закону. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», N 273-ФЗ от 29.12.2012 Статья 67. Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам гласит, что в 1 класс общеобразовательной школы могут поступить дети, начиная с возраста 6-и с половиной лет и до достижения возраста 8-и лет.

    Дети младше или старше этих возрастных рамок могут быть приняты в школу по усмотрению администрации с письменного заявления родителей. Такие дети должны пройти тестирование и комиссию на определение их готовности к обучению в школе.

    Такие временные рамки (от 6,6 до 8 лет) выбраны не случайно, дети такого возраста физиологически готовы к обучению в школьных условиях, у них достаточно развиты речь, внимание и память. Это выражается в умении высиживать 45 минут на месте, концентрировать и удерживать внимание, слушать учителя, запоминать новый материал в требующемся объеме.

    Состояние здоровья будущего первоклассника

    Наличие хронических заболеваний

    Дети с хроническими заболеваниями должны сначала пройти полное обследование, после которого лечащий врач должен сделать заключение о возможности обучения в общеобразовательной школе.

    Учеба в школе увеличивает нагрузку на все системы организма. Повышенная нагрузка на костно-мышечную систему может привести к нарушению осанки (сколиозу), остеохондрозу. Большая нагрузка ложиться на органы зрения, что может привести к его ухудшению. Часто в школе обостряются или появляются заболевания пищеварительной системы. Не все дети могут есть школьную еду, а в обязанности учителя не входит смотреть кто что съел, как это было в садике. Поэтому при наличии хронических заболеваний ответ на вопрос "когда отдать ребенка в школу - в 6 или 7 лет", ответ будет как можно позже, так как ребенок будет более зрелым.

    Частые простудные заболевания

    Совершенствование иммунной системы у ребенка происходит постепенно, как правило, она формируется к 4-5 годам. Есть такое правило, чем меньше ребенок, тем чаще он болеет. Если ваш ребенок относится к часто болеющим, т.е. болеет 10-12 раз в год, то ребенка лучше отдать в школу после 7 лет. Частые прогулы в школе могут негативно сказаться на обучении. А за этот год нужно приложить все силы на закаливание и оздоровление малыша. Обязательно проконсультируйтесь с отоларингологом, на предмет увеличения миндалин и аденоидов, проходимости носовых ходов. Часто болеющим детям нужно посетить иммунолога и возможно пройти курс оздоровления в санатории.

    Состояние нервной системы

    Ребенка перед школой обязательно осматривают невропатолог и психиатр, они дают свое заключение о готовности малыша идти в школу.

    Если малыш страдает повышенной возбудимостью нервной системы, то есть это гиперактивный ребенок, но с развитым интеллектом и хорошо подготовленный к школе (умеет читать, писать, считать, хорошо учит стихи), то возможно лучше его отдать в школу с 6,6 и до 7 лет, так как за год он скорее всего не станет спокойней и усидчивее. А если с учебой в школе будет складываться не очень хорошо, то можно будет остаться в первом классе еще раз. О читайте в статье на нашем сайте.

    Если ребенок отстает от сверстников в нервно-психическом развитии (плохо запоминает стихи, не развита мелкая моторика, плохо развита речь) или имеет какие-то заболевания нервной системы, то лучше малыша отдать в школу после 7 лет, даже если ему будет 7,9 или 7,10, или даже после 8 лет. Кроме этого возможно малышу понадобится обучение в коррекционном классе. Для этого ребенок должен пройти медико-педагогическую комиссию. Заставить вас ее проходить никто не может, вам ее рекомендуют, а вы вправе отказаться, так как по закону ребенок с небольшими отклонениями может учиться в обычной школе.

    Развитие речь

    Сейчас часто слышишь, что в наше время появилось очень много "логопедических" детей. Это не так, логопедические дети были всегда, только раньше этому не придавали такого значения. Если вы посмотрите советские фильмы или ералаш с участием детей начальной школы, то услышите, что многие дети имеют логопедические проблемы.

    В наши дни стало уделяться большое внимание развитию речи детей, появились логопеды и дефектологи, которые в частном порядке проводят занятия с малышами. Ведь очень важно, чтобы малыш еще до школы научился правильно и четко говорить, научился выговаривать все звуки и понимать их отличие от букв.

    Если ребенок не выговаривает какие-то звуки, то нужно их сначала поставить и автоматизировать, а потом идти в школу. Без этого ребенку будет трудно читать, а в дальнейшем писать.

    Поэтому, если у вашего ребенка не развита речь, то в школу лучше его отдать как можно позже, а за это время приложить все усилия на исправления дефектов речи. Для этого необходимы регулярные занятия с логопедом и/или дефектологом. Такие дети должны ходить в логопедический садик, а если вы поздно заметили, то лучше такого ребенка отдать в речевой класс. Там разработана специальная программа по обучению детей с логопедическими проблемами.

    Определение готовности малыша к школе

    Как отдать ребенка в школу

    Для начала нужно выбрать школу. Все начальное обучение одинаковое во всех школах общеобразовательных, гимназиях и лицеях. Какие-то уклоны начинаются с 5 класса. В начальной школе возможны только добровольные дополнительные занятия по желанию ученика и его родителей.

    Сейчас действует приказ Минобразования РФ от 15 февраля 2012 г. N 107 «Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения», который гласит, что с 10 марта по 1 августа родители могут подать заявление в школу, к которой территориально (по прописке или временной регистрации) относится ребенок. Отказать вам в поступлении не могут - вне зависимости от того, в какой срок вы подали заявление до 1 августа. А с 1 августа, если остались места в школе, заявления принимаются от родителей, не прописанных на территории закрепленной за школой. Это актуально для крупных городов Москвы и Санкт-Петербурга, в регионах легче поступить в ту школу, которую хочется.

    Список юридических документов

    Письменное заявление о просьбе зачислении ребенка в первый класс.
    Свидетельство о рождении ребенка и ксерокопия.
    Паспорт родителя, который прописан по адресу прикрепленной школы и ксерокопия.
    Справка о прописке ребенка.

    Список медицинских документов

    Медицинский полис обязательного страхования.
    026/у.
    Прививочный сертификат.
    .

    В каком же возрасте лучше всего отдавать ребенка в школу?

    Однозначно ответить на этот вопрос нельзя, так как каждый ребенок индивидуален. Но исходить следует из того, насколько ребенок готов к школе, хочет ли он учиться сам, насколько готовы к этому его родители.

    Если у вас возникают сомнения, проведите тестирование. Это можно сделать, обратившись в медико-психологический центр вашего района или поликлинику. Психолог определит какие именно компоненты готовности сформированы, а какие нет, сделает заключение готов или нет ребенок к учебе в этом возрасте. Если потребуется, он составит план работы по развитию или коррекции нужных способностей.

    Быстрый онлайн-тест на готовность ребёнка к школе вы можете пройти на нашем сайте .

    Запомните! Возраст, в котором лучше всего отдать ребенка в школу, сугубо индивидуален. Безусловно, нужно прислушиваться к мнению всех специалистов, но окончательное решение принимать только вам. Если вы считаете, что ваш ребенок готов к школе, то это ваше решение и отказать вам не могут.

    Школа - новый и очень сложный этап в жизни ребенка. Ведь это одновременно и новые отношения, и новые правила, новые навыки и новые требования, которые ребенку приходится освоить в довольно сжатые сроки и все сразу. Сложность к тому же заключается в том, что эти требования и правила применяются ко всем детям одинаково, без учета уровня развития каждого отдельного ребенка. Но дети далеко не одинаковы, и многие, в силу разных причин, приходят в школу психически или физически незрелыми.

    Что это за причины?

    Трудности, связанные с обучением в школе, не случаются ни с того, ни с сего. Львиную долю причин школьной неуспеваемости следует искать в особенностях раннего развития ребенка, его неврологического и соматического анамнеза.

    Рассказывает Даниил Андреевич Севан, клинический психолог, патопсихолог, нейрореабилитолог, ведущий нейропсихолог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

    «Условно можно выделить два основных направления. Первое напрямую связано с неврологическими нарушениями, которые попадают под компетенцию врачей-неврологов.

    Во втором случае речь идет о последствиях задержек психического и речевого развития в раннем детском и дошкольном возрасте. Причины таких задержек связаны с тем, что те или иные структуры коры головного мозга не смогли должным образом функционально сформироваться и обеспечить работу психических функций - моторной функции, функции слухового или зрительного восприятия, пространственной функции и т.д.

    Образно это можно сравнить с компьютером. Компьютер собрали, все детали на месте, осталось установить в него программы обеспечения.

    То есть что происходит? Каждая психическая функция отвечает за умение выполнять то или иное действие. Например, моторная функция отвечает за движения. Это, с одной стороны, и умение держать ложку, но, с другой стороны, это и способность рисовать карандашом. И второе действие сложнее первого. По мере взросления ребенка его деятельность должна усложняться. С возрастом ребенок должен уметь выполнять все более и более сложные задачи. Если психическая функция (в нашем примере - функция моторики) не достаточно созрела, то и выполнение более сложных действий становится ребенку не под силу. Он начинает не справляться.

    Посмотрим, что происходит в школе, если психические функции не созрели.

    Если говорить о той же моторной функции, то тех навыков, которых хватало для игр, простых манипуляций с предметами или рисунков, оказывается уже недостаточно для более сложного - для письма.

    Если недостаточно сформировалась слуховая функция, ребенок начинает испытывать трудности с переводом устной речи в письменную (в коре головного мозга не создается прочная связка «фонема-графема»).

    Незрелость пространственной функции вызывает трудности при рисовании, усвоении счета и норм грамматики языка (ведь умение ориентироваться в понятиях конца и начала, выстраивать причинно-следственные, иерархические связи, умение делить целое на составляющие, идти от большого к малому и наоборот - это и есть умение строить слово, фразу, текст).

    Недостаточность функции зрительного восприятия приводит к трудностям при письме и чтении. Ребенку тяжело различать и понимать буквы, схожие по оптическим признакам (например, «н» и «п»).

    Систематическая неуспеваемость по русскому языку, например, может быть связана с функциональной незрелостью височных (отвечающих за переработку слухоречевой информации) и/или задних лобных (отвечающих за программирование и обеспечение сложных моторных координаций) отделов коры головного мозга. Такие дети имеют проблемы с почерком, путают буквы при письме, пропускают слоги и буквы, сливают несколько букв в одну, либо не дописывают элементы букв, части слов и предложений».

    Маркеры потенциальной неуспеваемости

    Речь идет не только о детях с явными задержками речевого или психо-речевого развития. Ведь легкие отклонения могут проявляться в виде незначительных «огрех» и оговорок в речи, легких «шалостях», несколько повышенной «живости» в поведении ребенка - чуть-чуть избалован, чуть-чуть вспыльчив, чуть-чуть ошибается в произнесении некоторых слов... Но такие «чуть-чуть» - не что иное, как элементы нарушений, и, к сожалению, в школе именно они вырастают в проблему неуспеваемости.

    По каким признакам родители могут понять, готов или не готов их ребенок к школе? Придется ли ему столкнуться с трудностями усвоения школьной программы и новых навыков адаптации?

    Рассказывает Наталия Михайловна Шмагина, специалист высшей квалификационной категории, нейролингвист, дефектолог-психолог, логопед-дефектолог логопедического центра «Детская академия речи»:

    «В норме у ребенка к 5-5,5 годам (то есть за год-полтора до поступления в школу) должна сформироваться правильная связанная речь как на уровне звукопроизношения (исключение могут составлять звуки «л» и «р»), так и на уровне грамматики. Что должно насторожить родителей детей-дошкольников:

    1. В речи ребенка присутствуют фонематические замены: «небель» вместо «мебель», «транвай» вместо «трамвай» - такие оговорки могут свидетельствовать о незрелости фонематического слуха (фонетико-фонематического недоразвития речи), когда ребенок не слышит некоторых фонем родного языка.

    В норме у дошкольника уже должны быть сформированы элементарные навыки фонематического анализа. Он может определять первые и последние звуки в слове, умеет разделять слова на слоги при помощи шагов или ладошек, если взрослые ему покажут, как это делается.

    2. Не сформирован навык словоизменения: «капустовый» вместо «капустный», «зайцый» вместо «заячий», «колосы» вместо «колосья», «яйцы» вместо «яйца», «кольцов» вместо «колец» - это признаки как частичного фонетико-фонематического нарушения речи (ФФНР), так и не до конца скорректированного общего недоразвития речи (ОНР).

    В норме ребенок этого возраста умеет правильно образовывать качественные и притяжательные прилагательные и не испытывает трудностей при образовании множественного числа или родительного падежа существительных, в том числе среднего рода. Допускаются ошибки в образовании притяжательных прилагательных, т.к. это одна из самых сложных в русском языке задач словоизменения.

    3. Несформированность навыков понимания временных и пространственных отношений. Ребенок путает слоговую структуру слова (меняет слоги местами при произнесении некоторых слов), затрудняется в употреблении предлогов (на, под, над, из-под, из-за и т.д.). Путается в понятиях «лево/право», «вчера/сегодня», «дни недели», «части суток», «времена года». Не всегда может правильно ответить на вопросы: «Какой день недели после вторника?», «В какое время суток мы обедаем?» и т.п. Подобные затруднения наблюдаются у детей с различного рода нарушениями пространственного восприятия.

    4. Связная речь бедная, в ней отсутствуют прилагательные (кроме самых примитивных: «большой», «красный», «маленький» и т.п.). Это свидетельствует об общем недоразвитии речи (ОНР).

    В норме дошкольник должен свободно использовать в речи распространенные предложения, состоящие из четырех слов, минимум, в которых обязательно присутствуют разнообразные прилагательные, в том числе притяжательные.

    Кроме того, стоит обратить внимание на то, насколько легко ребенок запоминает цифры и буквы. Такого рода затруднения могут также свидетельствовать о формировании функционально некачественного зрительного восприятия. При этом необходимо учитывать, что зеркальное печатанье (не в ту сторону) букв и цифр допустимо до 7, а у левшей и вовсе до 7,5 лет».

    Что в итоге получается в школе?

    Если вовремя не обратить на это внимание, то в школе все перечисленные выше проблемы «всплывают» в виде дислексии (неспособности быстро и правильно распознавать слова, а, следовательно, читать и понимать прочитанное), дисграфии (нарушения письма, трудностей с правописанием, пропусков и перестановок букв при письме), дизорфографии (трудностей использования правил русского языка).

    В логопедии существует множество классификаций дисграфии. Среди основных можно выделить:

    • оптическую дисграфию - ребенок путает и некорректно употребляет в письменной речи похожие буквы (м-н, с-э, ц-п, ш-щ и т.д.). Оптической дисграфии могут сопутствовать сложности с пространственно-образным мышлением: восприятие форм, размеров и цветовосприятие.
    • акустическую дисграфию , которая возникает при нарушении фонематического слуха. Ребенок в письменной речи путает местами или вовсе пропускает буквы, заменяет их на парные по звучанию (е-э, ж-ш, б-п и т.д.)
    • аграмматическую дисграфию - неумение строить предложения. Ребенок некорректно использует окончания падежей, числа, предлоги, порядок слов и т.д.;
    • артикуляторно-акустическую дисграфию - неправильное «выговаривание» звуков. Ребенок пишет слова так, как слышит, вернее, так, как сам произносит.

    Как мы видим, все эти трудности школьного обучения «выплывают» из перечисленных выше дошкольных проблем.

    Сложности поведения

    Под проблемами обучения мы понимаем не только сложности усвоения учебной программы, но и также трудности, связанные с поведением.

    Д. А. Севан : «Систематические плохие оценки за поведение могут быть следствием того же самого недостаточного функционирования подкорковых структур головного мозга, отвечающих за энергетическое обеспечение функции произвольного контроля. Из-за чего ребёнку просто «не хватает сил» себя контролировать на уроке и «хорошо себя вести». После 5-10 минут интенсивной нагрузки такой ребёнок непроизвольно возвращается к более ранним, игровым формам поведения, не уместным в ситуации занятия».

    Неспособность к самоконтролю лежит в основе такого диагноза, как синдром дефицита внимания и гиперактивности. СДВГ является еще одной причиной школьной неуспеваемости, наряду с дисграфией и дислексией.

    Рассказывает Елена Борисовна Новикова, кандидат медицинских наук, доцент кафедры неврологии детского возраста РМАПО, невролог «Центра речевой неврологии «ДокторНейро»:

    «Если говорить о неврологических причинах неуспеваемости в школе, СДВГ, пожалуй, стоит определить на первое место. Ребенок, страдающий СДВГ , не способен высидеть урок, послушать, понять, услышать, он плохо концентрирует внимание, быстро отвлекается, истощается, что приводит к гиперактивному поведению, а оно в свою очередь также мешает концентрировать внимание. Формируется замкнутый круг.

    Это очень сложная, трудно решаемая проблема, требующая участия нескольких специалистов - неврологов, нейропсихологов и дефектологов.

    Еще одна проблема - это головные боли у школьников . Они могут быть связаны как с переутомлением, так и с наличием у ребенка неврологического заболевания. Это требует обязательного проведения подробного обследования для выяснения причины головной боли.

    Другая неврологическая проблема, затрудняющая обучение в школе - это различные проявления вегетативной дисфункции, такой диагноз звучит как «нейроциркуляторная дистония». Такие дети страдают головными болями, повышенной утомляемостью, склонностью к обморочным состояниям, нарушениями сна, нарушением терморегуляции, повышенной потливостью. При нарастании школьной нагрузки их самочувствие может заметно ухудшаться, и в некоторых случаях таким детям требуется предоставление дополнительного дня отдыха в неделю.

    Следующая проблема, мешающая детям учиться - это тики (навязчивые, иногда непроизвольные движения и даже насильственные звуки). Они могут быть проявлением как невротических состояний, так и иметь в своей основе органическую природу.

    Детям с неврологическими заболеваниями может потребоваться домашняя форма обучения».

    Что происходит, если ребенок сталкивается со школьной неуспеваемостью?

    Дисбаланс требований, предъявляемых к ребенку, и его реальных возможностей приводит к трудностям в обучении - ребенок по объективным причинам оказывается неспособен усваивать наравне со всеми школьную программу, и начинает отставать. В довольно скором времени это приводит потере интереса, снижению познавательной активности школьника. Ребенок оказывается в ситуации неуспеха. И тут очень важный момент: у детей в семилетнем возрасте начинает формироваться самооценка и самокритика. Появляется страх быть непринятым в обществе. Школьная неуспеваемость, невозможность себя проявить, отсутствие похвалы со стороны учителя, и, наоборот, постоянная критика начинают резко ронять самооценку ребенка. Он начинает чувствовать себя неудачником.

    Что нужно делать?

    Важно быть уверенными, что ребенок к школе и физически, и психологически готов. Специалисты рекомендуют еще за год до школы пройти диагностику - у психолога (на предмет психологической зрелости), нейропсихолога (с точки зрения зрелости психических функций) и логопеда (чтобы оценить не только звукопроизношение, но и всю структуру речи, дать четкие рекомендации по дальнейшему формированию и развитию навыков устной речи). И конечно, первый помощник - это невролог. Даже если родителям кажется, что никаких предпосылок для беспокойства нет, это не всегда так. Зачастую близкие люди этих предпосылок просто не замечают, и лишь сторонний специалист может адекватно оценить возможности и навыки ребенка.

    Фото - фотобанк Лори