«Когда, изнемогши от муки…» Н. Гумилев. Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки Я больше ее не люблю гумилев анализ

Розовый цвет. Принадлежность слов к частям речи. Диаграмма преобладания цветовых тонов. Голубой цвет. Изучение вопроса символики цвета. Рыжие глаза. Функции слов со значением цвета. Познакомиться с произведением А.Грина. Сфера использования слов со значением цвета. Классическая традиция цветовой символики.

«Николай Гумилёв» - Храм Твой, Господи, в небесах, Но земля тоже Твой приют. Избранное слово 1919. На путях зеленых и земных Горько счастлив темной я судьбою. Так много тайн хранит любовь, Так мучат старые гробницы! А потом присела на кровать И сказала: «Знаешь, в тишине Хорошо бывает помечтать! Ушел продавец, И с явной насмешкой глядит на меня покупатель.

«Урок литературы Гумилёв» - Биография. Каковы образы стихотворений? Смысл названия стихотворения? Мир образов н. Гумилёва. Какова специфика сюжета стихотворения? Николай Степанович Гумилёв. Какова тема стихотворения? Анненский. Особенности поэзии. Поэтика. Анализ цикла «Капитаны». Уйдя в 1914 г. добровольцем на фронт, получил два Георгиевских креста за храбрость.

«Тимур и его команда» - Мы тоже когда-то были пионерами. Квакин(Петров Андрей) и Тимур. Артисты после выступления. Сцена спора о том, как поступить с Квакиным. Неутомимая Софья Гинятулловна.

«Иоганн Вольфганг Гёте» - Гёте, иоганн вольфганг фон. Гёте родился 28 августа 1749 во Франкфурте-на-Майне. «В отца пошел суровый мой / Уклад, телосложенье; / В мамашу – нрав всегда живой / И к россказням влеченье» (пер. Первые стихотворные опыты Гёте относятся к восьмилетнему возрасту. Когда в 1805 скончался Шиллер, троны и империи содрогались – Наполеон перекраивал Европу.

«Александр Грин» - Александр Грин. Оригинально оформлена следующая комната музея - «Каюта гриновских странствий». Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Писатель навсегда полюбил причудливые очертания окрестных гор, лазурное море у побережья. «Ростральная» и «Каюта капитана Геза». «Кают-компания».

Всего в теме 57 презентаций

Когда я был влюблен (а я влюблен
Всегда - в поэму, женщину иль запах),
Мне захотелось воплотить свой сон
Причудливей, чем Рим при грешных папах.
Я нанял комнату с одним окном,
Приют швеи, иссохшей над машинкой,
Где, верно, жил облезлый старый гном,
Питавшийся оброненной сардинкой.
Я стол к стене придвинул; на комод
Рядком поставил альманахи «Знанье»,
Открытки - так, чтоб даже готтентот
В священное б пришел негодованье.
Она вошла спокойно и светло,
Потом остановилась изумленно,
От ломовых в окне тряслось стекло,
Будильник тикал злобно-однотонно.
И я сказал: «Царица, вы одни
Сумели воплотить всю роскошь мира,
Как розовые птицы - ваши дни,
Влюбленность ваша - музыка клавира.
Ах! Бог любви, загадочный поэт,
Вас наградил совсем особой меткой,
И нет таких, как вы...» Она в ответ
Задумчиво кивала мне эгреткой.
Я продолжал (и резко за стеной
Звучал мотив надтреснутой шарманки):
«Мне хочется увидеть вас иной,
С лицом забытой Богом гувернантки;
И чтоб вы мне шептали: „Я твоя“,
Или еще: „Приди в мои объятья“.
О, сладкий холод грубого белья,
И слезы, и поношенное платье».
А уходя, возьмите денег: мать
У вас больна, иль вам нужны наряды...
...Мне скучно всё, мне хочется играть
И вами, и собою, без пощады...»
Она, прищурясь, поднялась в ответ,
В глазах светились злоба и страданье:
«Да, это очень тонко, вы поэт,
Но я к вам на минуту... до свиданья!»

Прелестницы, теперь я научён,
Попробуйте прийти, и вы найдете
Духи, цветы, старинный медальон,
Обри Бердслея в строгом переплете.

Николай Гумилев «Когда, изнемогши от муки»

Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.

И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней любовью горят.

И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.

Николай Гумилев «Колдунья»

Она колдует тихой ночью
У потемневшего окна
И страстно хочет, чтоб воочью
Ей тайна сделалась видна.

Как бред, мольба ее бессвязна,
Но мысль упорна и горда,
Она не ведает соблазна
И не отступит никогда.

Внизу... там дремлет город пестрый
И кто-то слушает и ждет,
Но меч, уверенный и острый,
Он тоже знает свой черед.

На мертвой площади, где серо
И сонно падает роса,
Живет неслыханная вера
В ее ночные чудеса.

Но тщетен зов ее кручины,
Земля всё та же, что была,
Вот солнце выйдет из пучины
И позолотит купола.

Ночные тени станут реже,
Прольется гул, как ропот вод,
И в сонный город ветер свежий
Прохладу моря донесет.

И меч сверкнет, и кто-то вскрикнет,
Кого-то примет тишина,
Когда усталая поникнет
У заалевшего окна.

Гумилев – акмеизм. Акмеизм – борьба м.символистами и акмеистами – борьба за этот мир, имеющий форму, вес и меру. Модернистское течение в русской поэзии начала XX в., провозглашавшее, в отличие от символизма, материальность, предметность тематики и образов с позиции «искусства для искусства».

О. мандельштамп - «Утро акмеизма». Они считали, что их образы отличаются от реалистических, они рождаются впервые – после взгляда на нвоого человека.

Гумилев

С 20 по 80 гг не издавался в стране. Его 1 сборник – «Путь конквистадора» - воспевал романтичный по двиг рыцарей - Этот юношеский сборник великолепно отражал романтическую настроенность и складывающийся героический характер автора: книга была посвящена отважным и сильным героям, весело идущим навстречу опасностям, «наклоняясь к пропастям и безднам». Поэт прославляет волевую личность, выражает сою мечту о подвиге и геройстве. Он находит для себя своеобразную поэтическую маску - конквистадора, смелого покорителя дальних земель

Как конквистадор в панцире железном,

Я вышел в путь и весело иду,

То отдыхая в радостном саду,

То наклоняясь к пропастям и безднам.

Порою в небе смутном и беззвездном

Растет туман… но я смеюсь и жду,

И верю, как всегда, в мою звезду,

Я, конквистадор в панцире железном.

И если в этом мире не дано

Нам расковать последнее звено,

Пусть смерть приходит, я зову любую!

Я с нею буду биться до конца

И, может быть, рукою мертвеца

Я лилию добуду голубую.

1906 – уезжает во Фр. Изучать западную культуру. Полотна Поля гогена поразили поэта и возникло желание посетить Африку. Ее красота была противопоставлена серости современной цивилизации.

1908 г. сб «Романтические цветы» и «Жемчуга ». Они наполненны образами животных: лев – 21 раз, слон – 3 раза,носорог 4 , попугай – 3, жираф – 2. Исследователи считают, что он изобразил не о.Чад, а состояние лирич.героя.

Новое видение мира – насыщает мир яркими красками, его лирич.герой не стремится в другие миры, он скрывается под масками животного.

«Романтические цветы» (1908). Особенность стихов заявлена в первом слове названия, - романтика. Вдохновительница поэта - Муза Дальних Странствий . В своих мечтах путешествует в прошлое. Поэт противопоставляет современной серости красочный мир прошлого. В стихах упоминается много исторических персонажей.

Однако среди этих образов, рожденных пылким воображением, встречаются картины, подсмотренные в самой действительности. Многие персонажи экзотического характера увидены поэтом во время его многочисленных путешествий. Особенно много путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару.

Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник "Романтические цветы" вошло стихотворение "Жираф" (1907), надолго ставшее "визитной карточкой" Гумилёва в русской литературе.

В 1912 году появляется самый «акмеистический» сборник стихов -«Чужое небо».

В сборнике по–прежнему ощутимы романтические мотивы . Поэт широко пользуется контрастами, противопоставляя возвышенное и низменное, прекрасное и безобразное, добро и зло, Запад и Восток.

Мечта резко противостоит грубой реальности, исключительные характеры - обыденным, рядовым персонажам.

В книге в целом отчетливо сказались акмеистические черты поэзии Н. Гумилева: яркая изобразительность, повествовательность, тяготение к раскрытию объективного мира, выразительность описаний, точность детали.

Даже в военной лирике Николая Гумилева можно найти романтические мотивы. Военная тема нашла отражение в сборнике "Колчан"(1916 г), вышедшем в разгар первой мировой войны. Вот отрывок из стихотворения, вошедшего в сборник "Колчан":

И залитые кровью недели

Ослепительны и легки,

Надо мною рвутся шрапнели,

Птиц быстрей взлетают клинки.

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

Словно молоты громовые

Или воды гневных морей,

Золотое сердце России

Мерно бьется в груди моей.

Романтизация боя, подвига была особенностью Гумилева - поэта и человека с ярко выраженным редкостным рыцарским началом и в поэзии, и в жизни. Но наряду с этим пафосом в сборнике Гумилева возникают страшные зарисовки воины. По его стихам мы можем судить, что поэт не только романтизировал военный подвиг, но и видел и сознавал весь ужас войны. В сборнике "Колчан" начинает рождаться новая для Гумилева тема - тема России . Здесь звучат совершенно новые мотивы - творения и гений Андрея Рублева и кровавая гроздь рябины, ледоход на Неве и древняя Русь. Он постепенно расширяет свои темы, а в некоторых стихотворениях достигает глубочайшей прозорливости, как бы предсказывая собственную судьбу:

Он стоит пред раскаленным горном,

Невысокий старый человек.

Взгляд спокойный кажется покорным

От миганъя красноватых век.

Все товарищи его заснули,

Только он один еще не спит:

Все он занят отливанъем пули,

Что меня с землею разлучит.

Говоря о Гумилеве, конечно же нельзя не упомянуть о его отношениях с замечательной поэтессой Серебряного века – Анной Ахматовой. Гумилев был страстно в нее влюблен, много раз делал предложение, получал отказ . Но в итоге она становится его женой. Их совместную жизнь нельзя назвать безоблачной. Они разведутся в 1818 году, но Гумилев до конца дней продолжает испытывать к Ахматовой особое чувство. Эта любовь преследует его всю жизнь – великая и безнадежная...

Когда, изнемогши от муки,

Я больше ее не люблю,

Какие-то бледные руки

Ложатся на душу мою.

И чьи-то печальные очи

Зовут меня тихо назад,

Во мраке остынувшей ночи

Нездешней мольбою горят.

И снова, рыдая от муки,

Проклявши свое бытие,

Целую я бледные руки

И тихие очи ее.

Вершиной поэзии Гумилева является последняя предсмертная книга «Огненный столп». В него вошли произведения, созданные в течение трех последних лет жизни поэта, преимущественно философского характера. Стихотворение «Шестое чувство» из этого сборника стало символом творческого поиска всего Серебряного века.

Отличительной чертой поэтического мира Гумилева является подчеркнутая отчужденность от пошлой современности, влечение к романтической экзотике, ярким декоративным краскам. Поэт стремится перенеси себя и читателя в мир грез . В его стихах нет обыденной реальности, зато есть реальность экзотическая. Уже в ранних стихах проявляются романтическое и мужественное стремление к мечте, причем не утопической, как у символистов, а вполне достижимой. Романтика и героика – основа и особенность мироощущения Гумилева, его реакция на «обыкновенное» в жизни. Основной доминирующей чертой творчества Гумилева является экзотика.

Николай Гумилев знал, что жизнь его трагична. Он сам сделал свою жизнь такой – меняющейся, насыщенной событиями до краев, пульсирующей мыслью и болью, такой, что ее хватило на несколько жизней. Он пытался "сделать" и смерть. Ему казалось, что он умрет в 53 года; что"смерть нужно заработать и что природа скупа и с человека все соки выжмет и выбросит", а этих соков он чувствовал в себе на 53 года. Особенно любил он говорить об этом во время войны: "Меня не убьют, я еще нужен".

Но не в 53 года умер Гумилев. Судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним злую шутку, поменяв цифры местами. Смерть он встретил в расцвете отпущенных ему сил, в 35 лет. В остальном же умер, как и предсказывал:

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Потонувшей в густом плюще.

«Когда, изнемогши от муки…» Николай Гумилев

Когда, изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.

И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад,
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят.

И снова, рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.

Анализ стихотворения Гумилева «Когда, изнемогши от муки…»

Брак Николая Гумилева и Анны Ахматовой был неудачным и непродолжительным. Пара прожила вместе 8 лет, в течение которых чувства этих двух людей друг к другу диаметрально менялись. Если в начале семейной жизни Гумилев был безумно влюблен в свою супругу, которая не отвечала ему взаимностью, то со временем его чувства остыли. Ахматова же, наоборот, поняла, что испытывает к мужу нечто гораздо большее, чем обычное дружеское расположение.

Тем не менее, двое этих людей оказались настолько разными и так редко шли на уступки, что весной 1918 года их союз распался. Этому печальному событию Николай Гумилев посвятил стихотворение «Когда, изнемогши от муки…». Оно было написано зимой, когда после разрыва отношений с Ахматовой прошло более 6 месяцев. Только тогда Гумилев смог осмыслить то, что случилось, и признаться себе самому, что Анна Ахматова по-прежнему играет в его жизни огромную роль.

Свое увлечение этой женщиной поэт приравнивает к болезни, когда «какие-то бледные руки ложатся на душу мою». Автор не может подобрать точных определений тому, что испытывает, вспоминая бывшую супругу. Он отдает себе отчет в том, что больше ее не любит. Однако и забыть Ахматову, полностью вычеркнув из своей жизни, ему не по силам. Поэт признается: «И чьи-то печальные очи зовут меня тихо назад». Нет никаких сомнений относительно того, кому именно он адресует эти строки. Иллюзия любви еще жива в душе поэта, но он понимает, что прошлое не вернуть. Отныне между ним и Ахматовой пролегла пропасть, но поэт не может понять, почему же осознание этого причиняет ему такую боль.

Брак Гумилева и Ахматовой был расторгнут по взаимному согласию. Причем, произошло это после того, как поэт открыто признался своей избраннице в том, что больше не испытывает к ней прежних чувств. Тем не менее, мысленно он по-прежнему с ней, хотя поэтесса уже готовится ко второму замужеству. Возможно, именно это так сильно задевает Гумилева, который с самого первого дня семейной жизни чувствовал над собой превосходство женщины и не желал с этим мириться. Так или иначе, но в своих грезах поэт целует руки той, которую когда-то боготворил, «рыдая от муки» и «проклявши свое бытие». Он не смог стать по-настоящему счастливым рядом с этой женщиной, но и забыть ее поэт не в состоянии, хотя и понимает – это было бы самым лучшим вариантом развития событий для них обоих. Удивительно, но и Анна Ахматова в этот период сожалеет о разрыве в Гумилевым, но понимает, что прожить жизнь заново никому не дано.

Напишите пожалуйста красивое стихотворения Гумилёва (не длинное) и получил лучший ответ

Ответ от Пользователь удален[гуру]
ЛЮБОВЬ
Надменный, как юноша, лирик
Вошел, не стучася, в мой дом
И просто заметил, что в мире
Я должен грустить лишь о нем.
С капризной ужимкой захлопнул
Открытую книгу мою,
Туфлей лакированной топнул,
Едва проронив: «Не люблю».
Как смел он так пахнуть духами!
Так дерзко перстнями играть!
Как смел он засыпать цветами
Мой письменный стол и кровать!
Я из дому вышел со злостью,
Но он увязался за мной.
Стучит изумительной тростью
По звонким камням мостовой.
И стал я с тех пор сумасшедшим.
Не смею вернуться в свой дом
И все говорю о пришедшем
Бесстыдным его языком.

Ответ от Aннушка [гуру]
посмотри тут. выбери что понравится
мне понравилось это


Ответ от Rita Solovjeva [гуру]
Еще не раз вы вспомните меня
И весь мой мир волнующий и странный,
Нелепый мир из песен и огня,
Но меж других единый необманный.
Он мог стать вашим тоже и не стал,
Его вам было мало или много,
Должно быть, плохо я стихи писал
И вас неправедно просил у Бога.
Но каждый раз вы склонитесь без сил
И скажете: "Я вспоминать не смею.
Ведь мир иной меня обворожил
Простой и грубой прелестью своею".


Ответ от Кот учёный [гуру]
Нет уж! Щас пойду и самое длиннющее найду. 🙂


Ответ от Лоэнгрин [гуру]
Николай Гумилев
x x x
Из букета целого сирени
Мне досталась лишь одна сирень,
И всю ночь я думал об Елене,
А потом томился целый день.
Всё казалось мне, что в белой пене
Исчезает милая земля,
Расцветают влажные сирени
За кормой большого корабля.
И за огненными небесами
Обо мне задумалась она,
Девушка с газельими глазами
Моего любимейшего сна.
Сердце прыгало, как детский мячик,
Я, как брату, верил кораблю,
Оттого что мне нельзя иначе,
Оттого что я ее люблю.


Ответ от МАКСИМ [гуру]
Все мы, святые и воры,
Из алтаря и острога,
Все мы смешные актеры
В театре Господа Бога.
Множатся пытки и казни.. .
И возрастает тревога:
Что, коль не кончится праздник
В театре Господа Бога? !


Ответ от Анна Полина [гуру]
Когда изнемогши от муки,
Я больше ее не люблю,
Какие-то бледные руки
Ложатся на душу мою.
И чьи-то печальные очи
Зовут меня тихо назад
Во мраке остынувшей ночи
Нездешней мольбою горят
И снова рыдая от муки,
Проклявши свое бытие,
Целую я бледные руки
И тихие очи ее.


Ответ от Val nik [гуру]
От полярных морей и до южных
По зеленым изгибам зыбей
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей
Белокрылых ведут капитаны
Открыватели новых земель
Те кому не страшны ни туманы
Ни подводные скалы ни мель
И взойдя на трепещущий мостик
Вспоминая покинутый порт
Он сбивает ударами трости
Клочья пены с высоких ботфорт.


Ответ от Garrik [гуру]
Среди бесчисленных светил
Я вольно выбрал мир наш строгий
И в этом мире полюбил
Одни веселые дороги.
Когда тревога и тоска
Зачем-то в сердце закрадется,
Я посмотрю на облака,
И сердце сразу засмеется.
И если мне порою сон
О милой родине приснится,
Я так безмерно удивлен,
Что сердце начинает биться.
Ведь это было так давно
И где-то там, за небесами…
Куда мне плыть, не все ль равно,
И под какими парусами.
Лондон, 1918