Кн анна кашинская. Икона святой благоверной великой княгини анны кашинской

Святая благоверная Анна Кашинская (ок. 1280 - 2 октября 1368) - тверская княгиня, дочь Ростовского князя Димитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского.

В 1294 году благоверная княжна Анна вступила в брак с князем Михаилом Тверским, сыном великого князя Ярослава Ярославича. У супругов родилось пятеро детей, но дочь Феодора умерла в младенчестве. Четверо же сыновей: Дмитрий, Александр, Константин и Василий росли и воспитывались родителями, в подражании лучшим примерам своего рода (в родах и Михаила, и Анны были князья, отдавшие жизнь за веру и родную землю, причисленные к лику святых: это святые благоверные князья Михаил Черниговский, Василий Ростовский, Александр Невский).

http://radioblago.ru/arc/GrajdaneNeba/jitiya/oct/15oct/15.blg.kn.Anna-Kashinskaya-arpgg2bjhk6.mp3
Михаил Тверской и Анна Кашинская

По лествичному праву наследования в 1305 году Михаил стал великим князем Владимирским. Получив Владимирский престол, он пытался объединять разрозненные русские земли воедино. В период великого княжения вёл борьбу с московским князем Юрием Даниловичем, занимавшим ярко выраженную проордынскую позицию и Новгородом. Князь Юрий Данилович Московский, «перекупив» в Орде право на великое княжение, в 1317 г. пришел с отрядом татар на Тверскую землю и стал разорять ее. Михаил выступил против них и наголову разбил объединенные войска. Юрию же удалось бежать. Тогда Юрий оклеветал Михаила перед ханом, и тот был вызван на суд.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

Михаил, несмотря на уговоры детей и бояр, поехал. Анна провожала мужа до Нерли. В Орде, после неправедного суда, Михаил Ярославич был зверски убит. Только через год Анна и тверитяне узнали о случившемся.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. В 1294 году скончался ее отец. В 1296 году сгорел дотла великокняжеский терем со всем имуществом. Вскоре после этого сильно заболел молодой князь. В 1317 году началась трагическая борьба с князем Юрием Московским. В 1318 году благоверная княгиня прощается навечно со своим супругом, уезжающим в Орду, где он был зверски замучен. В 1325 году старший сын ее, Димитрий Грозные Очи, встретив в Орде князя Юрия Московского - виновника смерти отца, убил его, за что был казнен ханом. Год спустя жители Твери перебили всех татар во главе с двоюродным братом хана Узбека. После этого стихийного восстания вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. В 1339 году в Орде погибают ее второй сын Александр и внук Феодор: им отрубили головы и тела их разняли по суставам.

По кончине мужа испытания следовали одно за другим и, казалось, их невозможно пережить, не предавшись отчаянию, однако Анна вынесла все. Вскоре после мученической кончины сына и внука Анна приняла монашество в Тверском Софийском монастыре с именем Евфросиния. Младший сын Василий построил для неё в городе Кашине Успенский монастырь, куда она и перебралась, по просьбе Василия. Там в непрестанной молитве она провела остаток дней. За три года до её смерти всю княжескую семью выкосил страшный мор. У княгини не осталось никого из родных, кроме Василия. Неразлучные в жизни, они и умерли в один год - 1368. Перед смертью она приняла схиму с именем Анна и преставилась 2 октября 1368 года . Тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно. Чудеса при гробе святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина литовскими войсками. Святая княгиня явилась пономарю Успенского собора Герасиму и сказала, что она молит Спасителя и Пресвятую Богородицу об избавлении города от иноплеменников. Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.

В повести о перенесении мощей святой Анны Кашинской рассказывается о случившемся тогда чуде. Когда гробница внесена была уже на паперть Воскресенского собора, несшие ее вдруг остановились, потому что не могли дальше двинуться ни на шаг. Тогда царь Алексей Михайлович обратился к Анне Кашинской с умиленной молитвой, в которой просил ее пребывать тут, пока на месте обретения ее мощей не будет воздвигнут каменный храм в ее имя. После этого гроб с мощами без затруднения внесли в Воскресенский собор и с молебным пением поставили на правой стороне вблизи алтаря.

Рака с мощами Анны Кашинской

На средства Алексея Михайловича в 1666 году был построен каменный Успенский собор с приделом во имя святой Анны Кашинской. По его повелению была изготовлена серебряная позолоченная рака для ее мощей. Руками его сестер-царевен были вышиты покровы на раку мощей святой Анны Кашинской. В Успенском соборе до начала XX в. хранился запрестольный крест – дар царя.

Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников (из-за того, что пальцы правой руки её нетленного тела были сложены для двуперстного крестного знамения, а приказано было креститься тремя пальцами), и Патриарх Иоаким в 1677 году уничтожает канонизацию святой, запрещает поклонение святым мощам Анны Кашинской. Это необычайное событие — единственное в истории Русской Православной Церкви.

Несмотря на деканонизацию (которая длилась 230 лет), почитание Анны в Тверской епархии сохранялось, и тверские епископы этому не препятствовали; писались иконы, устраивались крестные ходы к месту прощания Анны с Михаилом Ярославичем, велась запись исцелений и т. п. Уже в 1818 году Святейший Синод разрешил включить имя Анны в месяцесловы, а в 1899-1901 годы началась негласная подготовка к восстановлению церковного почитания, в частности, возобновилась запись исцелений и иных чудес.

В 1908 году почитание благоверной княгини Анны было восстановлено. На повторную канонизацию было дано согласие Николая II.

Парад в день празднования святой Анны кашинской. Фото В.Колотильщикова. Нач. XX в

Ныне святые мощи почивают во вновь открытом после реставрации Вознесенском соборе , ставшем кафедральным, т.е. главным собором города Кашина . Начиная с 1994 г. 25 июня, в День города и День почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, после литургии совершается Крестный ход с ее мощами по маршруту: Вознесенского собор, церковь святых Петра и Павла, Воскресенский собор, Пролетарская площадь, Вознесенский собор.

Вид Вознесенского собора, 1909 г
Кашин. Рака с мощами Анны Кашинской

В октябре 2011 года ковчег с мощами святой княгини Анны Кашинской был помещен в новую серебряную раку. Рака весом 54 килограмма была изготовлена на пожертвования жителей Москвы, Твери, Санкт-Петербурга и других городов. Благодаря общим усилиям было собрано более 3,5 млн. рублей и создано настоящее произведение искусства. Изготовил раку опытный мастер из Сергиева Посада.

Серебряная рака для мощей святой княгини Анны Кашинской

Величание
Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.

Молитва преподобной княгине Анне Кашинской
О, преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к раце честных мощей твоих, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих: аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши, и не отступаеши от нас духом, сохраняюще нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему: аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавитися и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь
Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лоза плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя, моли о нас Человеколюбца Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Закон Божий. Благоверная княгиня Анна Кашинская

4.6 (91.11%) 18 votes

25 июня (12 июня ст. ст . ) Церковь чтит память св. блгв. княгини инокини Анны Кашинской, а 3 августа (21 июля ст.ст.) вспоминает обретение честных мощей св. блгв. княгини инокини Анны Кашинския.

По случаю праздника напомним нашим читателям непростую историю, связанную с почитанием святой благоверной княгини.

Великим старообрядческим праздником назвал день памяти св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской старообрядческий епископ Михаил (Семенов):

Праздник 12 июня (день церковного прославления благоверной княгини Анны 1650 года по старому стилю) может с чистой совестью праздновать только старообрядчество, за предания которого пострадала княгиня , – писал он. – Старообрядчество, которое не закрашивало икон святой, а благоговейно поклонялось им и лобызало их “.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых.

Ниже мы приводим непростую и поучительную историю святой от Никиты Шевцова, опубликованную на сайте Русской народной линии , а в качестве справки – интересный материал о практике «снятия святости» с канонизированных святых в господствующей Церкви уже в наше время…

Слёзы Анны Кашинской

Княгиню прославили… “Исключили” из святых… И вновь прославили …

Однажды, оказавшись в церкви на кладбище парижского предместья Сент-Женевьев де Буа, где похоронены многие наши знаменитые соотечественники, я купил церковный календарь. Просматривая его, увидел на одной из страничек короткий рассказ об издавна почитаемой на Руси преподобной Анне Кашинской. С тех пор меня не покидало желание побывать в тех местах, где обрела вечный покой эта святая – единственная, которая была канонизирована дважды .

Спустя годы я оказался в небольшом городке Кашине, на окраине Тверской области. При первом знакомстве Кашин может показаться невзрачным, если идти от вокзала к центру города. Но стоит оказаться в его исторической части, там, где река Кашинка делает невообразимую петлю, то будто оказываешься на сказочном полуострове с древними церквами и торговыми рядами.


Вид Вознесенского собора г.Кашина, 1909 г

Когда-то богатые кашинские купцы не жалели денег на украшение своих домов с причудливыми портиками и мезонинами. Подчас их запросы перехлестывали через край. В городе до сих пор сохранился дом купца Капитонова, отправившего губернским властям прошение разрешить ему позолотить крышу своего дома. Ответ не заставил себя ждать и был на редкость лаконичным: “Дурак, сам царь живет под железной крышей. А ты чего надумал!”

А купцу Капитонову просто очень хотелось, чтобы крыша его дома так же причудливо играла золотым отблеском под лучами северного солнца, как и купола тридцати соборов и церквей, насчитывавшихся в те времена в Кашине, чтобы и его особняк придавал еще больше праздничности любимому городу.

Гордились кашинцы его историей, сравнивая дела предков с подвигами былинных героев, чьими именами даже мосты называли – Ильинский, Добрынинский. Но особым почитанием пользовалась в Кашине преподобная Анна, считавшаяся покровительницей и защитницей города. Почему она решила взять его под свое окормление? Давайте перенесемся в далекий XIII век, когда истерзанная Русь оказалась под татаро-монгольским игом. В 1294 году ростовская княжна Анна была выдана замуж за тверского князя Михаила, который был “телом велик зело и крепок, мужествен и страшен взором”, как повествует Никоновская летопись. Хотел оградить он свой народ от произвола завоевателей, а потому принял мученическую смерть в Золотой Орде. Убили его, сердце вырезали. И стал Михаил единственным тверским князем, причисленным к лику святых.

Кончина Михаила Тверского в Золотой Орде

После смерти мужа вдову постигают два новых удара. Сначала там же, в Золотой Орде, был убит ее старший сын Дмитрий по прозвищу Грозные Очи, а потом другой сын – Александр. После умирает третий сын – Константин. С достоинством приняла Анна тяжкие удары судьбы. Не озлобилась она на людей, а твердо решила посвятить оставшуюся жизнь защите несчастных, обездоленных, страждущих. Свое предназначение она стала свято выполнять, когда, потеряв мужа и сыновей, ушла в монастырь.

Монашество Анна приняла, судя по всему, между 1339-1346 годами. Став монахиней, она, как повествует составленное в XVII веке житие Анны Кашинской, “цвела добродетелями и Богу угождала”, призывая своих ближних “от насилия изымать сирых и убогих”. А потом обратился к Анне ее единственный оставшийся в живых сын Василий с просьбой переехать в его удел, в Кашин, где он построил для нее монастырь.

святая благоверная княгиня-инокиня Анна Кашинская

Анне тяжело было расставаться с Тверью, которой правил ее любимый супруг и где она была так счастлива. Но в конце концов согласилась. И стал ее приезд великим праздником для кашинцев, которые всем городом вышли встречать ее. В Кашине она прожила почти двадцать лет и пользовалась всеобщим почитанием и поклонением. И великая скорбь охватила горожан, когда в 1368 году она ушла в мир иной. В тот же год умер и князь Василий.

Шли годы, и казалось, угаснет память об Анне вместе с родом удельных кашинских князей. Но вот почти три столетия спустя об Анне вновь заговорили в связи с удивительными событиями, имевшими непосредственное отношение к Кашину. В Смутное время в период между 1606 и 1611 годами трижды подходили к городу поляки и всякий раз уходили, так и не сумев овладеть Кашиным. А тут вдруг вспыхнул пожар и также быстро прекратился. И стали задумываться кашинцы: не охраняет ли их некая чудодейственная сила?

Слухи о праведнице вскоре дошли и до Москвы. Царь Алексей Михайлович объявил, что сам прибудет в Кашин, чтобы присутствовать при перенесении мощей Анны из деревянного собора в каменный Воскресенский. Царь сам вместе с боярами поднял на плечи мощи преподобной Анны и перенес их на новое место.

Не только при жизни, а и после смерти немало горьких испытаний выпало на долю Анны Кашинской. Примерно через тридцать лет после состоявшейся в 1650 году ее канонизации Великий собор во главе с Патриархом Иоакимом исключил ее из сонма святых. Столь на первый взгляд странное решение объяснялось происходившими на Руси важными религиозно-политическими событиями, связанными с борьбой со старообрядчеством. Ведь все хорошо помнили, что при первом вскрытии гроба Анна Кашинская предстала с рукой, благословляющей людей. Но на руке были соединены не три, а два пальца. Так крестились раскольники. Поэтому у церковных иерархов возникли серьезные опасения, что Анна может стать символом старообрядчества. Это и предопределило ее деканонизацию.

Но кашинцы продолжали почитать свою заступницу: войны, пожары и эпидемии на протяжении столетий обходили стороной этот тверской городок. Минуло более 220 лет, прежде чем стала возможной повторная канонизация Анны Кашинской. Она состоялась 25 июня 1909 года, вскоре после того как в России был принят закон о старообрядцах, предоставлявший им право свободного вероисповедания и гражданские права. В день повторной канонизации Анны в тихий Кашин, украшенный флагами и гирляндами, пришли свыше ста тысяч богомольцев.


Парад в день празднования святой Анны кашинской. после повторной канонизации

Казалось бы, своими слезами и страданиями святая Анна наконец-то вымолила себе вечный покой. Но, видно, еще не до конца испила она чашу страданий и гонений. Тяжкие испытания выпали на ее долю в послереволюционные годы. В январе 1930 года мощи Анны стали объектом атеистической пропаганды. В Кашин приехала комиссия, в присутствии которой были вскрыты мощи святой. Происходившее засняли на кинопленку. Вскоре в “Правде” появилась статья, автор которой со всем революционным пылом убеждал читателей, что преклонение перед представляющими собой обыкновенные кости мощами преподобной Анны – это “поповский обман”, подлежащий решительному разоблачению.

Ну а затем начались многолетние скитания ее мощей, которые прекратились лишь в начале 90-х годов прошлого столетия. После того как Воскресенский собор был закрыт, они одно время были экспонатом в краеведческом музее. Потом их перенесли в храм Вознесения, который при Хрущеве тоже закрыли. После этого мощи побывали еще в двух городских храмах. И лишь 25 июня 1993 года это неслыханное кочевье завершилось. В этот день мощи святой благоверной княгини Анны Кашинской были перенесены во вновь открывшийся кафедральный собор Вознесения, где и по сей день находятся.


Рогожское братство Честного Креста издало крайне познавательную брошюру о своём расследовании подделки покрова святой

Настоятель собора отец Дмитрий рассказал мне, что Кашин, чтобы помолиться над мощами преподобной княгини, приложиться к ним, регулярно посещают паломники со всей России. К Анне обращаются со своими горестями и надеждами, получая утешение. Удивительная вещь, говорит отец Дмитрий, очень часто в день почитания Анны Кашинской во время утренней литургии начинается дождь. Но когда вслед за ней наступает черед Крестного хода, он обычно прекращается, и небо светлеет, выглядывает солнце, иногда появляется радуга…

Немало историй связано с исцеляющей силой мощей святой Анны. Сравнительно недавно к ним поднесли тяжело больную женщину, которая не могла ходить, и, казалось, дни ее были сочтены. Но, приложившись к мощам, она встала на ноги.

Но мы не гонимся за чудесами, говорит о. Дмитрий. Главное, что, приходя к преподобной Анне, люди обретают веру, их сердца наполняются любовью к Богу и ближним.


Последние разоблачения были сделаны уже после повторной канонизации

О благоверной напоминает и минеральная вода, на базе которой несколько десятилетий назад в городе был создан санаторий. Эта вода разливается и продается в Тверской области и за ее пределами. Существует легенда, что в эту целебную воду превратились слезы Анны, которые она выплакала, молясь за Кашин и его жителей…

Ее заступничеством многие объясняют тот факт, что в годы Великой Отечественной захватившие Тверь фашистские войска так и не смогли овладеть Кашином. Они были остановлены в тридцати километрах от города. Немецкой авиации не удалось разбомбить железнодорожный мост через Волгу, находившийся примерно в десяти километрах от Кашина.


Подлинный покров святой

Интересно, что в годы войны именно в Кашин из Калинина были эвакуированы многие государственные учреждения. Хоть и считали партийцы себя атеистами, но все же многие втайне надеялись на защиту святой Анны.

Мы не знаем, как выглядела Анна Кашинская. Самое ее первое иконописное изображение относится к XVII веку. На иконе она предстает старицей со скорбным лицом и четками в руках. С теми же четками ее можно увидеть на другой иконе, только молодую и красивую. Но какой бы ни изображали ее, она по-прежнему вызывает восхищение, ее помнят и чтут.
Кашин Тверской области

ГОНЕНИЯ НА СВЯТЫХ

ИЗ КНИГИ Ф. Е. МЕЛЬНИКОВА «ИСТОРИЯ РУССКОЙ ЦЕРКВИ СО ВРЕМЕН ЦАРСТВОВАНИЯ АЛЕКСЕЯ МИХАЙЛОВИЧА ДО РАЗГРОМА СОЛОВЕЦКОГО МОНАСТЫРЯ»).

Спустя 27 лет после торжественного прославления, святая благоверная княгиня Анна Кашинская была дерзко исключена из лика святых. Поводом к этому необычайному событию послужили следующие обстоятельства. В то время как Никон и его единомышленники объявили старые обряды, в особенности двоеперстие, страшной ересью, духовенство г. Кашина, воспротивившееся никоновской реформе, стало указывать на мощи святой Анны, как на доказательство правоты и спасительности древних обрядов: мощи святой княгини почивали с рукой, сложенной двоеперстно, и на покрове, вышитом царственными руками, она была изображена также с двоеперстным сложением. Для кашинцев было бесспорно, что двоеперстие не есть ересь, а совершенно православный святой обряд, в противном случае Господь не прославил бы двоеперстие нетлением на руке святой Анны. Сведение о таком чудесном свидетельстве в пользу двоеперстия доходили до Москвы, о них узнал и патриарх Иоаким.

В конце 1676 г. новый царь, Феодор Алексеевич, стал собираться в г. Кашин на поклонение святой Анне Кашинской. Обозрение святой, ясно свидетельствовавшей своим нетлением, что в древности Русская Церковь знаменовалась двоеперстием, могло убедить юного царя в правоте и спасительности старой веры. А это повело бы к разрушению всей никоновской реформы и к уничтожению всех соборов, которые с таким жаром проклинали и еретичили старые обряды древней Церкви. Иоаким, ревностный сторонник и защитник никоновских обрядов и книг, счел нужным принять решительные меры в устранение столь убедительного свидетельства в пользу двоеперстия. Он немедленно отправил в Кашин особую комиссию «досмотреть» мощи святой Анны и произвести о них следствие. По возвращении комиссии в Москву, патриарх Иоаким созвал в феврале 1677 г. малый собор из находившихся в Москве архиереев. Собор определил впредь, до большого собора: кашинский храм, построенный во имя святой Анны, запечатать, чтобы никакой и никому не совершалось в нем службы, ни празднества, ни молебнов не петь святой Анне и доставить в Москву для рассмотрения покров с ее гроба и иконы с ее изображением. Поездка царя Феодора Алексеевича после сего не состоялась, но не известно, по каким причинам: вследствие ли этого соборного решения или по другим каким-либо обстоятельствам. Двоеперстное сложение, изображенное у святой Анны на покрове, было зашито триперстием, и в таком переделанном виде покров был возвращен в город Кашин.

Большой собор по делу святой Анны Кашинской был созван патриархом Иоакимом в Москве 1-го января 1678 г. Не отрицая нетленности мощей, почивающих в Кашине, собор высказал сомнение в принадлежности их святой благоверной княгине Анне. Он назвал их в своем определении «именуемыми великия княгини Анны» и постановил, чтобы они стояли как «простое» тело вместе с другими князьями-покойниками. Относительно самой Анны собор определил, чтобы по ней, как по обычной покойнице, пелись только панихиды и творилась милостыня. Но самой ей молиться как святой отнюдь нельзя. Храм, построенный во имя ее, переименовать в храм Всех Святых. «Житие» святой Анны собор признал неправым и ложным. Составителя его и лиц, внимающих житию святой Анны, собор уподобил чародеям и блудникам, убийцам и идолослужителям и возгласил, что всем им участь в озере, горящем огнем и серою. Под строгим запрещением собор требовал, чтобы никто не внимал житию и канонам святой Анны, чтобы все, у кого они есть, доставили их тверскому архиепископу, а также, чтобы были доставлены и иконы с изображением святой Анны. Собор повелевал, чтобы житие святой Анны было даже сожжено. Он приводил определение Шестого Вселенского собора, предающего анафеме принимающих ложные повести о святых мучениках христианах. Если же кто, заключал иоакимовский собор свое определение по делу святой Анны Кашинской, явится непокорником сему нашему соборному изречению и будет иметь у себя явно или тайно житие и каноны княгини Анны или только читать их и внимать им, таковых мы осуждаем и анафеме предаем. (стр.354-356).

О старообрядческом храме св. Анны Кашинской

Единственный старообрядческий храм во имя св. благоверной Анны Кашинской находится в посёлке Кузнецы. Это 55 км от Москвы по Егорьевскому шоссе. За несколько лет храм изменился до неузнаваемости благодаря местной общине и помощи соседней общины г.Павловского Посада.

фото храма прп. Анны Кашинской до революции. Храм был построен за четыре месяца и успел стать первым в мире храмом, освящённым во имя этой святой.

В 1990-е частным владельцем храма в Кузнецах, который не стоял на госохране как памятник архитектуры и потому был приватизирован вместе с фабрикой, цехом которой числился, оказался небезызвестный миллиардер Брынцалов. Он и отдал церковь законным владельцам – старообрядцам.


Храм св. Анны Кашинской в 1990-е

Столь активное нынешнее возрождение храма во многом связано с тем, что его настоятелем теперь является протоиерей Евгений Кузнецов, присоединённый в сущем сане от РПЦ МП в мае 2012 г. (см. п. 7: постановления Совета Митрополии от 2012 года ).


современный внешний вид храма (2013 год)

До того он около 20-ти лет служил в одном из окрестных приходов МП, пользовался уважением многих людей, и привёл с собою часть своих тамошних духовных чад. Они и составляют теперь основу местной общины, возрождают замечательный храм. Помоги им Бог!

Материал по теме

Основательное расследование сайт истории подмены церковного праздника Рождества Христова коммерческо-идеологическим суррогатом.


Иногда бывает, что историю приходится править…

Крайне любопытные материалы открытой научной конференции в РГБ по теме «Как противостоять фальсификации российской истории»

ДОКЛАД:

«Влесова книга» как историко-филологический фальсификат

Шалыгина Наталья Владимировна , кандидат филологических наук, доцент Православного университета имени св. Иоанна Богослова

Обобщен богатый фактический материал о том, что «Влесова книга» является полной исторической фальшивкой как с точки зрения лингвистического и филологического анализа, так и с точки зрения исторической несостоятельности версии о её обретении. Приводятся примеры подмен, новейших изменений и дополнений, вносимых в новых редакциях издания в ответ на аргументы научной критики, а также вероломной подмены негативных отзывов на эту книгу свидетельствами о её действительности от тех же авторов.

Научно обоснованное разоблачение наукообразной версии мировой истории от специалистов из уполномоченной комиссии Российской Академии Наук.


О рыбном дне, застое и большой политике

Удивительное расследование сайт о популярном советском мифе 1980-х – создании антиправославной диетической традиции “рыбного дня” в четверг в противовес древней Православной традиции держать пост по средам и пятницам.

Исследование сайт о том, почему сами католики исключили святого Валентина из поминовения 14 февраля, а наши не помнящие родства иваны да марьи взахлёб рисуют сердечки в надежде на взаимность.

Святой княгине Анне на протяжении многих столетий поклоняются православные христиане не только в России, но и за рубежом. Молитва перед этой иконой способна защитить ваш дом и семью от горя и потерь.

История иконы

Благоверная княгиня Анна Кашинская жила на Руси в 13 веке. Анна была дочерью Ростовского князя и княгини. С самого детства Анна проявляла усердие в молитве и росла кроткой и благочестивой. За свою жизнь княгиня претерпела множество лишений и бед. После ранней смерти отца Анна вышла замуж по большой любви, но вскоре ее муж был убит татарским ханом за отказ поклоняться языческим богам.

Смерть братьев, выросших сыновей, мстящих за смерть отца, и множество новых потерь привели святую к мысли о монастыре и постриге. Священник благословил Анну на это послушание, и она приняла постриг, поселившись в Софийском монастыре. Княгиня непрестанно молилась за своих невинно убиенных родных, и наконец, ее душа нашла покой.

Анна отошла ко Господу с молитвой на устах в 1368 году. Сразу после смерти княгини на ее могиле начали происходить чудеса исцеления безнадежно больных людей. В 1649 святая была канонизирована, а ее образ был написан иконописцами Софийского собора.

Где находится икона

Копий и списков иконы княгини множество, но первоначальный образ, так же как и нетленные мощи святой, находится в Вознесенском кафедральном соборе в городе Кашине.

Описание иконы

На иконе великая княгиня Анна изображена стоящей на берегу реки Нерль. Святая смиренно принимает благословение Божье, отправляясь на нелегкое послушание. Княгиня изображается в одеянии монахов — схиме, с четками в одной руке. Вторую руку святая прижимает к сердцу.

Этот образ указывает каждому православному человеку на то, что перед лицом любой скорби он должен быть смиренным и полагаться на волю Господа. Только этот путь является возможным для постижения благодати Божьей, и только следуя ему, можно войти в Царствие Небесное.

В чем помогает икона княгини Анны Кашинской

Святая Анна за свою жизнь пережила множество лишений и потерь. Однако ее дух не был сломлен, и она до конца осталась истинно верующей и преданной нашему Господу и Воле Его. Православные всего мира молятся святой княгине, прося об утешении, даровании сил душевных, исцелении болезней и изгнании тоски.

Молитвы перед иконой святой Анны

«О, пресвятая и благословенная княгиня Анна, кротостью и милостью своею исцеляющая раны телесные и душевные! Смиренно молю тебя: усмири греховную тоску мою и подай утешение во всяком горе и печали. Сохрани душу мою и живот мой, дабы мог я восславить Господа нашего и познать благодать Духа Святого. Аминь».

Эта молитва от тоски читается для утешения в любом горе.

«Преблагая княгине, мир осветившая нетленным светом своей души, заступница и смиренная молитвенница о судьбах наших! Смиренно молим тебя: убереги, княгине, от бед и напастей смиренных и недостойных рабов Божьих, не оставь нас в геенне огненной на поругание диавола, умоли Господа нашего указать верный путь и освети наши души своим кротким светом. Аминь».

Очистить свою душу и приблизиться к благодати Божьей вам помогут молитвы о прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и счастливой жизни. Берегите себя и не забывайте нажимать на кнопки и

25.06.2017 04:04

Казанская икона Божией Матери широко известна среди православных христиан. Заступница и защитница всех людей находится...

С вятого благоверного великого князя Михаила особо почитают в Твери, святую благоверную княгиню-инокиню Анну - в Кашине, но мало кто знает, что они являются такими же покровителями семьи, любви и супружеской верности, как, например, родители Пресвятой Богородицы Иоаким и Анна, Петр и Феврония Муромские, родители Сергия Радонежского Кирилл и Мария, мученики первых веков христианства Адриан и Наталия.

А еще Михаила Тверского и Анну Кашинскую можно считать покровителями всей православной Руси, так как Михаил Ярославич, будучи великим князем Владимирским, впервые называется в летописях «великий князь всея Руси».

Конечно, говоря о святом семействе Михаила и Анны, нельзя не обратить внимание на то, от кого они унаследовали присущие святым благоверным князьям качества: любовь к Богу и к людям, твердость в вере, милосердие, готовность положить душу свою за други своя… Кстати, Михаил и Анна - родственники. Их общий предок - князь Всеволод Большое Гнездо, а если брать выше, то Юрий Долгорукий - сын Владимира Мономаха, правнук Ярослава Мудрого, праправнук Владимира Красное Солнышко.

Если говорить о самых известных святых, то Михаил Тверской - родной племянник Александра Невского. Анна Кашинская - праправнучка ростовского князя святого Василька Константиновича, который в 1238 году был взят в плен после битвы с монголо-татарами на реке Сить и зверски замучен в Шеренском лесу (многие считают, что это был Кашинский край). В этой же битве погиб дядя Василька, тоже причисленный к лику святых, великий князь владимирский Георгий (или Юрий) Всеволодович.

Еще один святой предок Анны Кашинской — князь Михаил Черниговский, вместе с боярином Феодором первые, кто погиб в Золотой Орде за христианскую веру в 1246 году. Можно еще назвать дочь Михаила Черниговского Евфросинию Суздальскую, внука Олега Брянского и многих других благоверных князей. Хотим назвать еще святого Петра, царевича Ордынского, Ростовского чудотворца, который стал побратимом дедушки Анны Кашинской князя Бориса, в годы юности Анны он был уже старцем, с которым она, безусловно, общалась. Вот на таких примерах и в такой атмосфере воспитывались Михаил Ярославич Тверской и Анна Кашинская.

Михаил Ярославич родился в 1271 году на сороковой день после смерти отца - тверского князя Ярослава Ярославича - и был воспитан в христианском благочестии своей матерью великой княгиней Ксенией, которая была очень мудрой женщиной и фактически правила княжеством до совершеннолетия сына.

Важный момент в его жизни - закладка Спасо-Преображенского собора в Твери в 1285 году - первого каменного храма после монголо-татарского нашествия, на 50 лет раньше Москвы. До 1935 года это был главный храм Твери. Он был взорван, и только сейчас началось его восстановление. Освящение собора произошло 8/21 ноября - в день Архистратига Михаила - святого покровителя Михаила Тверского.

В этот же значимый для Михаила день, но в 1294 году, произошло еще одно важное событие - он женился на дочери ростовского князя Дмитрия Борисовича Анне. Когда настало время выбирать Михаилу невесту, княгиня Ксения узнала, что у ростовского князя подрастает дочь - девушка красивая, умная, благочестивая, добродетельная, благородного происхождения. Князь Дмитрий умер незадолго до этого, и его брат решил пристроить племянниц - Анну и ее сестру Василису, об их матери ничего не известно. Для Ксении и Михаила это был и политический союз, направленный на укрепление мирных отношений с Ростовским княжеством. Так, в 1288 году сыновья Александра Невского предприняли поход на Тверь, Дмитрий Ростовский к ним присоединился, желая извлечь для себя выгоды, они подошли к Кашину, стояли под Кашином 9 дней и всё опустошили, а Коснятин (Скнятино) сожгли. Михаил Тверской выступил против них, провел переговоры, которые закончились миром. Кстати, именно это упоминание Кашина в летописях под 1287-88 годами «подарило» городу день рождения в 1287 году. И именно это событие опровергает то, что Кашин тогда принадлежал Ростовскому княжеству и был дан Анне в приданное (и фантазии, что она могла там родиться), потому что не мог ростовский князь опустошать свои земли. Наоборот, Кашин принадлежал Тверскому княжеству и был вторым по значимости его городом, он был, как считают тверские историки, выделен Михаилом на содержание Анны (традиция княжеских сел, идущая еще от княгини Ольги).

Итак, Михаил и Анна увидели друг друга впервые только на свадьбе. Но рискнем предположить, что молодой девушке (дата ее рождения не известна, но ей было тогда не более 17 лет) невозможно было не влюбиться с первого взгляда в такого жениха, который был высок ростом, силен и отважен.

Тяжелые испытания, которые выпали на долю Михаила и Анны в начале совместной жизни (пожары в Твери, когда город дважды выгорал дотла, болезнь Михаила, неурожаи и засухи, смерть первенца - дочери Феодоры), только укрепили их брак. Так Господь готовил их к более сложным испытаниям.

Затем у Михаила и Анны родилось четверо сыновей: Дмитрий, которого впоследствии прозвали Грозные Очи, Александр, Константин и Василий.

После смерти великого князя Андрея Александровича, Владимирский великокняжеский стол должен был унаследовать московский князь Даниил Александрович, но он умер раньше, и его сыновья, согласно лествичному праву, лишились права на великий стол. Ярлык на великое княжение получил двоюродный брат Андрея - Михаил Тверской - в 1305 году. Но с этим не смог смириться московский князь Юрий Данилович, и с тех пор начал строить козни против Михаила. В 1317 году он лестью, подкупом и интригами все-таки получил ярлык, женился на сестре хана Узбека Кончаке, пошел на Михаила войной, разоряя тверские земли, но был разбит в Бортневской битве 22 декабря 1317 года. Юрий бежал, а тем временем умерла Кончака, взятая в плен Михаилом Тверским. Ее и татарского князя Кавгадыя содержали как царственных пленников, не причиняя вреда. Кончака умерла сразу после того, как был отпущен Кавгадый. Юрий объявился в Золотой Орде, и Михаила вызвали туда на суд. Он знал, что идет на верную смерть, но был готов положить душу свою за други своя, и Анна его в этом поддерживала. В житиях Михаила Тверского и Анны Кашинской описана эта трогательная сцена их прощания в Корчеве.

В Золотой Орде состоялся неправедный суд, Михаил был осужден на смерть (с ним был сын Константин - как заложник), в ожидании казни читал духовные книги, исповедовался и причащался. В то время Орда кочевала в предгорьях Кавказа, и закованного в колоду Михаила водили за ней пешком. Как сказано в летописях: «И пребывал в этом мучении 26 дней, за рекой Тереком, под великими горами Ясскими и Черкасскими, у города Тютякова, на реке Севенци, близ врат железных, у болвана медного - золотой головы, у могилы Тимурова богатыря».

Зверское убийство князя произошло 22 ноября / 5 декабря 1318 года. До недавнего времени ученые склонялись к тому, что эти события происходили на территории Северной Осетии. Но председатель Общества князя Тверского и великого князя всея Руси Михаила Ярославича, актер и режиссер Тверского драматического театра Георгий Николаевич Пономарев, еще раз сопоставив все источники, определил, что Михаила Тверского убили на территории Ингушетии, сегодня это село Средние Ачалуки.

Когда тело убиенного князя повезли на Русь, начались чудеса: оно оставалось нетленным более года, ночью оказалось отвязанным от повозки и лежало лицом вниз на земле.

А во время стоянки в городе Маджары произошло чудо светостояния: над хлевом, где положили тело Михаила, видели ночью «столп огнем от небеси и до земли, иные же - будто дугу небесную, склонившуюся к хлеву» (то есть радугу). В память об этом событии с 1721 по 1918 год данный город назывался Святой Крест. Сегодня Маджары - это археологический памятник федерального значения на территории Буденовского района Ставропольского края. Именно поэтому Буденновск с 2002 года является побратимом Твери. Тверь подарила Буденновску часовню, которая сегодня стоит на территории Буденовского кадетского корпуса. Кстати, больница, в которой боевики держали заложников в 1995 году, была построена на месте того самого хлева, где положили тело Михаила. Тогда тоже было чудо - видение Богородицы, и в память об этом событии была написана Святокрестовская икона Божией Матери. А группа «Альфа», которая освобождала заложников, с тех пор носит имя Михаила Тверского.

Семья же князя в Твери долгое время оставалась в неведении, можно только представить, что пришлось пережить Анне. Тело привезли сначала в Москву, и Юрий долго не хотел его отдавать, и только в 1320 году удалось этого добиться. Его встречал с плачем весь город, князя похоронили в Спасо-Преображенском соборе. Почитание Михаила началось сразу после его смерти, к лику святых он был причислен в 1549 году. Мощи были обретены в 1632 году, от них совершались чудеса исцелений, но на сегодняшний день они утрачены.

После смерти отца тверским князем стал старший сын Михаила и Анны Дмитрий, но он убил князя Юрия Даниловича, случайно встретив в Золотой Орде, за что был посажен в тюрьму и казнен.

В 1327 году произошло восстание тверичей против татарского сборщика дани «Щелкана Дудентьевича», в котором участвовал ставший тверским князем второй сын Михаила и Анны Александр - и княжеская семья была вынуждена бежать в Ладогу, затем в Псков, а затем Александр - «в Литву и немцы». Вернувшись, был вызван в Орду и казнен вместе с сыном Феодором в 1339 году.

Третьего сына Константина Анна женила на дочери Юрия Даниловича (видимо, тоже с целью укрепления мирных отношений), но после брата он княжил недолго, умер от болезни. Начались междоусобицы между родственниками, борьба за тверское княжение, и младший сын Василий ушел княжить в удельный Кашин. А Анна ушла в Софийский монастырь в Твери. Таков был удел всех вдов, вторые браки были не приняты. Как видим, на ее долю выпали тяжелейшие скорби, но, как сказано в акафисте, она «в женском теле мужскую крепость возымела еси», не сломалась, а посвятила себя служению Богу и людям. Василий уговорил ее переехать в Кашин, выстроив для нее Успенский монастырь. Анна пришла туда в 1367 году, но прожила недолго и преставилась в 1368 году, в один год с сыном Василием.

Анну очень любили и почитали в Твери и в Кашине, но потом забыли. В 1611 году умиравшему от болезни человеку по имени Герасим во сне явилась женщина и назвалась Анной, сказав: «Что же вы забыли меня, не почитаете, и гроб мой не почитаете, и этим меня обижаете, а ведь я храню ваш город от напастей, ходатайствую о нем перед Господом». Тогда мощи Анны Кашинской обнаружили в порядком обветшавшем Успенском соборе, но прославление ее в лике святых состоялось в 1650 году, на канонизацию приехал царь Алексей Михайлович со всей семьей и свитой. Но позже, на волне борьбы с расколом, в 1678 году церковный собор постановил прекратить почитание преподобной Анны. Как было объявлено официально, в ее житии обнаружились нестыковки с летописями, а нетленные мощи еще не повод считать человека святым. На самом же деле поводом стало то, что у мощей Анны рука была сложена двуперстием (в ходе реформ патриарха Никона было предложено вернуться к более древней форме наложения крестного знамения - троеперстию), и представители Русской Православной Церкви, видимо, опасались, что Анна Кашинская может стать символом старообрядчества.

Хотя кашинцы, конечно же, продолжали почитать свою святую покровительницу. Только после манифеста 17 октября 1905 года, когда была провозглашена свобода вероисповедания и старообрядцы перестали быть вне закона, Вторая канонизация святой благоверной великой княгини Анны Кашинской состоялась 12/25 июня 1909 года. Это был очень большой праздник. От имени царской семьи на торжестве присутствовала великая княгиня Елизавета Федоровна. В богослужениях приняли участие такие архипастыри, как будущий Патриарх Московский и всея Руси Тихон (Белавин), митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский), архиепископы Серафим (Чичагов), Макарий (Гневушев), Гермоген (Долганев). Все они будут впоследствии прославлены как новомученики и исповедники Российские.

После октябрьского переворота 1917 года начались новые испытания. На тот момент мощи Анны Кашинской находились в Воскресенском кафедральном соборе (с 1817 года). В январе 1930 года они были вскрыты и помещены в Кашинский районный музей. В 1948 году по многочисленным просьбам духовенства и верующих они были возвращены в действующий на тот момент храм Вознесения Господня. В 1963 году в связи с закрытием Вознесенской церкви мощи были перенесены в церковь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, а в связи с ее ремонтом в 1986 году - в церковь Рождества Христова на Горе. И только в 1993 году мощи преподобной Анны Кашинской вновь перенесли в Вознесенский собор, который был возвращен Русской Православной Церкви и отреставрирован, где они и покоятся по сей день.

А теперь поговорим о святых тверского княжеского дома. Тверской историк Галина Сергеевна Гадалова выделяет четыре их поколения в XIII-XIV веках. Надо заметить, что только Михаил Тверской и Анна Кашинская прославлены для общероссийского почитания, остальные - местночтимые тверские святые. Во-первых, это родители Михаила Ярослав и Ксения и сестра София. Ярослав Ярославич принял схиму с именем Афанасий незадолго до смерти, возвращаясь из Орды. Софья выбрала монашеский путь и основала Афанасьевский женский монастырь в честь святого покровителя отца, его поэтому называли Софийским монастырем, туда же потом уйдут Ксения и Анна Кашинская. Причислены к лику тверских святых и старшие сыновья Михаила и Анны Дмитрий Грозные Очи и Александр. И дети Александра - мученически погибший в Орде вместе с отцом Феодор и вполне благополучный князь Михаил Александрович, много сделавший для развития Тверского княжества.

Святая преподобная благоверная княгиня Анна Кашинская была дочерью князя Ростовского Дмитрия Борисовича, правнучка святого благоверного князя Василия Ростовского, принявшее мученическую смерть за отказ изменить святой православной вере. Побратимом деда благоверной Анны был святой Петр, царевич Ордынский, крещеный татарин, канонизированный Русской Православной Церковью.
Князья ростовские отличались благочестием, и Анна росла в традициях православной веры, любви к Церкви, почитания родственников-мучеников за веру. Она жила в те времена, когда Святая Русь несла суровые подвиги исповедничества и мученичества под татаро-монгольским игом, а также страдала от междоусобных войн.
В 1294 году скончался ее отец, когда Анне было около семнадцати. В тот же год ее выдают замуж за князя Михаила Тверского. Княгиня Ксения, мать князя Тверского, узнав о красоте и добродетелях Анны, послала сватов в Ростов. Анну привезли в Тверь, где сразу же состоялось бракосочетание. Жених и невеста увидели друг друга в первый раз, стоя в храме под венчальными венцами, но их брак был уготован на небесах: взаимную любовь и уважение, преданность и понимание пронесли супруги сквозь года, несмотря на все тяготы, выпавшие на их долю.

Много скорбей выпало на долю святой Анны. Весной 1295 г. сгорел весь город Тверь, весной 1298 г. сгорел дотла весь княжеский терем со всем имуществом, князь с княгиней спаслись от огня, выпрыгнув из окна. В тот же год была великая засуха, горели леса, погибал скот. Князь тяжко заболел. В 1299 г. было грозное солнечное затмение; родившийся в этот год самый первый ребенок Анны, дочь Феодора, умирает во младенчестве. У Анны затем было еще четыре сына.
В 1304 г. князь Тверской Михаил получил ярлык (особую грамоту, подтверждавшую права князя) на великое княжение Владимирское, но вместе с почетом первенства среди других князей он приобрел смертельного врага в лице князя Юрия Московского, также претендовавшего на великое княжение. В 1313 году в Орде воцарился новый хан Узбек, и князю Михаилу пришлось ехать к новому хану для получения ярлыка. Михаил пробыл в Орде около двух лет, княгиня же ждала, плакала и скорбела, не зная, что думать.
Вернувшись, князь вел войну с Новгородом, которая закончилась для него тяжелым поражением. В 1317 г. коварный Юрий приехал из Орды с ярлыком на «старшинство»; князь Михаил смирился и уступил ему свои права. Однако Юрий этим не удовлетворился и пошел войной на Тверь. Михаил был вынужден дать отпор и разгромил своего противника, захватив в плен татарского посла Кавгадыя и сестру хана Узбека, жену Юрия, которая, на беду, скоропостижно скончалась в Твери.
Оклеветанный врагами, в 1318 г. князь Михаил, только что одержавший блестящую военную победу, но не желавший воспользоваться ею в ущерб другим, вновь едет в Орду, чтобы отвратить от родного города угрозу татар-ского погрома и стать невинной жертвой. Князь Михаил был готов ко всему, исповедался и причастился. Все присутствующие плакали. Но святая Анна воодушевляла мужа на подвиг: «И если ты, господин мой благоверный князь, хочешь пойти в Орду и добровольно пострадать за имя Господа Иисуса, то поистине блажен будешь во все роды и память твоя будет навеки».
Через полтора месяца св. блгв. князь Михаил Тверской принял мученическую кончину в Орде, но тело святого было доставлено в Тверь только через год. Оно не истлело, хотя его везли и в жару, и в мороз, то на телеге, то на санях, и целое лето оно оставалось в Москве непогребенным. Все заботы о княжестве, о сыновьях легли на плечи Анны; посыпались все новые беды, начались набеги татар. В 1325 году ее старший сын, горячий и вспыльчивый Димитрий Грозные Очи убил в Орде князя Юрия Московского, которого считал виновником смерти отца, и за это был казнен ханом.
В 1327 году, когда в Тверь с большой свитой прибыл татарский посол Шевкал, двоюродный брат хана Узбека, жители Твери подняли стихийный мятеж и перебили всех татар. После этого вся тверская земля была опустошена огнем и мечом, жители истреблены или угнаны в плен. Такого погрома Тверское княжество не испытывало никогда. Анне Кашинской с близкими пришлось бежать и долго скрываться в изгнании, а возвращаться домой - уже на голое пепелище. Второй сын княгини Александр после многолетнего изгнания поехал испрашивать милости у хана, но в 1339 году был казнен в Орде вместе со своим сыном Феодором.
Страдания княгини достигли предела человеческих возможностей. Тем не менее, кроткое, терпеливое перенесение страданий не ожесточило глубоко верующую душу, но облекло ее великим смирением. Святая решила уйти от мира в тверской Софийский монастырь и постриглась в монахини с именем Софии (по некоторым источникам Евфросинии), святая начала подвизаться в молитве и посте. Впоследствии младший сын княгини Василий упросил мать переехать в Кашин, где был его удел. Специально для нее он построил Успенский монастырь, где многоскорбная княгиня-инокиня могла пребывать в безмолвии и затворе. Здесь преподобная приняла схиму, с прежним именем Анна. Здесь она и преставилась в 1368 году в схиме, тело ее было погребено в Успенском монастырском храме.

Благоверная княгиня умерла 2(15) октября 1368 г. Ей было 90 лет. Сын ее Василий умер от горя на следующий день, хоронили их вместе в Успенском соборе.

Имя благоверной княгини Анны с течением времени было забыто до того, что к гробнице ее относились непочтительно, и только в 1611 году вследствие явления ее благочестивому клирику пробудилось в жителях города Кашина особое благоговение к своей небесной покровительнице, невидимо защищавшей их от врагов и спасавшей их город от разорения.
В Смутное время (1606-1611 г.) Польско-литовские войска три раза подступали к Кашину, однако не только не смогли взять город, но и не причинили ему особого вреда. В то же время возник в Кашине сильный пожар, но быстро прекратился. Невольно богобоязненные горожане стали задумываться: какой же святой охраняет их город? Но вот в 1611 г. княгиня явилась во сне тяжело больному пономарю Успенского собора Герасиму, обещала его исцелить и сказала: «Гроб мой народом ни во что вменяется. Разве вы не знаете, что я молю Всемилостивого Бога и Богородицу, дабы не предан был город ваш в руки врагов ваших, и что я сохраняю вас от многих зол и напастей?» Наутро Герасим был здоров. С этого дня исцеления и чудеса при гробе преподобной Анны не прекращались. Народ сразу же стал почитать гроб благоверной княгини Анны как великую святыню.
Слух о чудесах от мощей благоверной княгини Анны дошел до благочестивою царя Алексея Михайловича и Святейшего Патриарха Никона, и на Московском Соборе 1649 года постановлено было открыть мощи княгини Анны. В 1649 г. мощи ее были освидетельствованы. Тело и одежда Анны не истлели, а правая рука лежала на груди «согбенна, яко благословляюща» (указательный и средний палец вытянуты, т. е. сложены двуперстным крестом).
Перенесение мощей благоверной Анны Кашинской из ветхой деревянной соборной церкви в каменный Воскресенский собор при участии самого царя Алексея Михайловича состоялось 12 июня 1650 года. За всю историю Русской Церкви до наших дней ни одна святая не удостоилась столь блистательного и пышного торжества.
Однако вскоре святая благоверная Анна Кашинская неожиданно становится символом раскольников, когда во второй половине XVII века начался старообрядческий раскол, и многие стали смущаться тем, что нетленные персты, по преданию, были сложены согласно обычаю, существовавшему на Руси в XIV веке (к тому же прп. Анна и на иконах иногда изображалась с рукой, сложенной для двуперстного крестного знамения). Святость благоверной княгини никто не подвергал сомнению, но чтобы не подавать повода к соблазну, Патриарх Иоаким и отцы Соборов 1677-1678 гг. уничтожают канонизацию святой, запрещают поклонение святым мощам Анны Кашинской, отменяют молебны и службы святой до времени, «пока Бог не объявит и не утвердит». Это необычайное событие - единственное в истории Русской Православной Церкви.
Хотя церковная развенчанность благоверной княгини Анны длилась 230 лет, благодарная народная память хранила крепкую веру в предстательство пред Господом своей небесной покровительницы. Перед вступлением в брак, на службу, перед постригом, перед началом учебных занятии, принимая какое-нибудь серьезное решение, не говоря уже о всяких бедах болезнях и скорбях, верующие шли молиться ко гробу благоверной Анны.
12 (25) июня 1908 г. Император Николай II, по воле Божией, вновь прославил благоверную княгиню, восстановив должное почитание святой.
И уже в 1909 году в городе Грозном в области Тверского казачества возникла женская община в честь святой благоверной княгини Анны Кашинской. В 1910 году был освящен храм во имя святой Анны Кашинской в Петербурге.
В тревожные годы войны и революции образ благоверной княгини Анны стал русским людям даже ближе и понятнее. Вспоминалось, что благоверная Анна тоже провожав мужа и сыновей в ту опасную неизвестность, откуда часто не возвращаются, хоронила и оплакивала их, тоже принуждена была бежать и скрываться, в то время как враги громили и жгли ее землю.

Молитвы преподобной великой княгине Анне Кашинской.

О преподобная и преблаженная мати Анно! Смиренно припадающе к честным мощем твоим, молимся со слезами прилежно: не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах к Богу. О преблаженная великая княгине Анно! Не забуди присещати чад твоих, аще бо телом и преставилася еси от нас, но и по смерти жива пребываеши и не отступаеши от нас духом, сохраняющи нас от стрел вражиих, всякия прелести бесовския и козней диавольских. Молитвеннице наша усердная! Не престай молящися за ны ко Христу, Богу нашему, аще бо мощей твоих рака пред очима нашима выну видима есть, но святая душа твоя, со Ангельскими воинствы у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится. К тебе убо припадаем, тебе молимся, тебе мили ся деем: молися, преблаженная Анно, Всемилостивому Богу нашему о спасении душ наших, еже испросити нам время на покаяние и невозбранно прейти от земли на Небо, мытарств горьких и вечныя муки избавится и Небесному Царствию наследником быти со всеми преподобными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу, Емуже слава, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Тропарь преподобной великой княгине Анне Кашинской.

Тропарь, глас 3

Днесь восхваляем тя, преподобная мати, великая княгине инокине Анно: яко бо лозо плодовита посреде терния, процвела еси во граде Кашине твоими добродетельми, всех удивила еси чудным твоим житием, темже Христу Богу угодила еси, и ныне, радующися и веселящися, пребываеши с лики преподобных жен, наслаждающися райския красоты и веселия. Молим убо тя: моли о нас Человеколюбца, Христа Бога нашего, даровати нам мир и велию милость.

Кондак, глас 4

Яко пресветлая звезда, явилася еси в Российстей земли, во граде Кашине, преподобная мати Анно, во всех благочестивых и верных женах, аки крин процвела еси чистым и непорочным твоим житием, во инокинях же совершенными твоими труды и подвиги, и возшла еси к Вышнему граду, радующися и веселящися, яко добре совершивши твое течение, и ныне честныя твоя мощи, аки бисерие драгое, явишася на исцеление всем, приходящим с верою. Тем и вопием ти: радуйся, всекрасная душею, и моли Христа Бога о спасении душ наших.

Величание

Ублажаем тя, преподобная мати, великая княгине Анно, и чтим святую память твою, наставнице инокиням и собеседнице Ангелом.