Клеопатра, царица Египта: биография. Интересные факты

История египетских фараонов и Древнего Египта в целом захватывающа и таинственна. А деяния великих египетских правителей поистине грандиозны. Это время - время великих походов и масштабных сооружений, прославивших древнеегипетскую культуру на тысячелетия и ставших примером и основой для новаторских идей современности.

Немного о династиях

Сам термин "династия" применялся греками в отношении правителей Объединенного Египта. Всего насчитывается 31 династия египетских фараонов за все периоды существования государства до греко-римского. Они не имеют названий, а нумеруются.

  • В Раннединастический период насчитывается 7 правителей 1-й династии, 5 - 2-й.
  • В Древнеегипетском царстве - 5 фараонов 3-й династии, 6 - 4-й, 8 - 5-й, 4 - 6-й.
  • В Первый Переходный период в составе 7-8-й династий насчитывалось 23 представителя, а в составе 9-10-й - 3. В 11-й - 3, в 12-й - 8.
  • Во Второй Переходный в династическом списке египетских фараонов перечислено 39, входящих в состав 13-й, 11 - 14-й, 4 - 15-й, 20 - 16-й, 14 - 17-й.
  • Период Нового царства открыла одна из самых известных династий - 18-я, в перечне которой насчитывается 14 фараонов, из которых одна женщина. В 19-й - 8. В 20-й - 10.
  • В Третьем Переходном периоде в 21-ю династию входили 8 фараонов, в 22-ю - 10, в 23-ю - 3, в 24-ю - 2, в 25-ю - 5, в 26-ю - 6, в 27-ю - 5, в 28-ю - 1, в 29-ю - 4, в 30-ю - 3.
  • Второй Персидский период насчитывает всего 4 фараона 31-й династии.

В греко-римский период во главе государства обосновываются ставленники Александра Македонского, а затем римского императора. В эллинистический период после Македонского, Филиппа Архерауса и Александра IV это Птолемей и его потомки, причем среди правящих особ были и женщины (например, Береника и Клеопатра). В римский период это все римские императоры от Августа до Лициния.

Женщина-фараон: царица Хатшепсут

Полное имя этой женщины-фараона - Мааткара Хатшепсут Хенметамон, что означает "Лучшая из благородных". Ее отцом был знаменитый фараон XVIII династии Тутмос I, а матерью - царица Яхмес. Она была верховной жрицей самого бога солнца Амон-Ра. Из всех египетских цариц только ей удалось стать правительницей Объединенного Египта.

Хатшепсут утверждала, что она дочь самого бога Ра, что немного напоминает историю о рождении Иисуса: Амон сообщил собранию богов, правда, не через своего посланника, а лично, что у него вскоре родится дочь, которая станет новым правителем всей земли Та Кемет. И в ее правление государство будет еще больше процветать и возвышаться. Как знак признания этого, во время правления Хатшепсут ее часто изображали в облике потомка Амон-Ра Осириса - бога плодородия и властителя Подземного царства Дуат - с накладной бородкой и ключом от Нила - ключом жизни анхом, с царскими регалиями.

Правление царицы Хатшепсут прославил ее любимый архитектор Сенмут, построивший знаменитый храм в Дейр-эль-Бахри, который известен в мировой истории как Джесер-Джесеру ("Святая Святых"). Храм отличается от знаменитых храмов в Луксоре и Карнаке времен правления Аменхотепа III и Рамзеса II. Он относится к типу полускальных храмов. Именно в его рельефах увековечены такие важные культурные начинания царицы, как морская экспедиция в далекую страну Пунт, под которой, многие считают, скрывается Индия.

Также царица Хатшепсут особое внимание обращала на возведение грандиозных архитектурных памятников в государстве: она восстановила много разрушенных завоевателями - племенами гиксосов - зданий и монументов, возвела Красное святилище в храме Карнака и два обелиска из розового мрамора в его комплексе.

Интересна судьба пасынка царицы Хатшепсут, сына фараона Тутмоса II, и наложницы Исиды Тутмоса III. Находившийся почти двадцать лет в тени мачехи, создавшей для него унизительные условия существования, после смерти ее Тутмос резко изменил политику государства, а все, что было связано с Хатшепсут, постарался полностью уничтожить. В данном случае напрашивается параллель с восшествием на российский престол императора Павла I и памятью о его матери императрице Екатерины II.

Ненависть Тутмоса распространилась и на сооружения, которые сейчас составляют мировой культурный фонд. Прежде всего речь идет о храме в Дейр эль Бахри, в котором по указу Тутмоса III были варварски уничтожены все скульптурные изображения, имеющие портретное сходство с Хатшепсут, сколоты иероглифы, увековечивавшие ее имя. Это важно! Ведь по представлениям древних египтян имя человека ("рен"), является пропуском для него в поля Вечности Иалу.

В отношении жизни государства прежде всего интересы Тутмоса были направлены не на мир и спокойствие в родном Египте, а наоборот, на войну для увеличения и приумножения. За свое правление в результате большого количества захватнических войн молодой фараон достиг небывалого: он не только расширил границы Древнего Египта за счет государств Месопотамии и своих соседей, но и заставил их платить огромную дань, сделав свое государство могущественнейшим и богатейшим среди прочих на Востоке.

С именем египетского фараона Аменхотепа III связан один из удивительных уголков Санкт-Петербурга - пристань у Академии художеств на Университетской набережной Васильевского острова. В 1834 году на ней были установлены скульптуры привезенных из Древнего Египта сфинксов, лица которых, по преданию, имеют портретное сходство с этим фараоном. Найдены они были греческим археологом Аттанази на средства, предоставленные ему английским консулом в Египте Солтом. После раскопок владельцем исполинов стал Солт, который выставил их на торги в Александрии. Писатель Андрей Николаевич Муравьев написал письмо о ценных скульптурах, но пока вопрос о приобретении сфинксов в России решался, их купила Франция, и лишь по случайности они все же попали в Санкт-Петербург. Случилось это из-за начавшейся во Франции революции. Невывезенные скульптуры французское правительство по большой уценке стало продавать, и вот тут-то Россия их смогла приобрести на гораздо более выгодных условиях, чем прежде.

Кто же такой - фараон Аменхотеп III, напоминанием о котором служат и по сей день эти скульптуры? Известно, что он был особым ревнителем искусства и культуры, и поднял статус государства на международной арене на невиданную высоту, не сравнимую даже с эпохой правления Тутмоса III. Особое влияние на деятельность фараона Аменхотепа III оказывала его энергичная и умная жена - Тийя. Она была родом из Нубии. Возможно, благодаря ней правление Аменхотепа III принесло в Египет мир и покой. Но нельзя умалчивать и о нескольких военных походах, которые все же состоялись в годы его власти: на страну Куш, на государство Унешеи, а также подавление мятежников в районе второго нильского порога. Все описания его военных доблестей указывают на высокий уровень владения воинской наукой.

Рамзес II: политические решения

Время правления этой четы весьма спорное. С одной стороны, войны с хеттами за власть над Палестиной, Финикией и Сирией, стычки с морскими пиратами - шерденами, военные походы в Нубию и Ливию, с другой стороны - широкомасштабное каменное строительство храмов и гробниц. Но общее одно - разорение из-за непомерных налогов в пользу царской казны трудового населения государства. При этом знать и жрецы, наоборот, имели возможность повысить свой материальный достаток. Увеличивало траты из казны и то, что египетский фараон Рамзес II привлекал в свою армию наемников.

С точки зрения внутренней политики Рамзеса II следует отметить, что время его правления было временем очередного подъема Древнего Египта. Понимая необходимость находиться постоянно на севере государства, фараон переносит столицу из Мемфиса в новый город - Пер-Рамсес в дельте Нила. В результате была ослаблена власть аристократии, что, однако, не повлияло на укрепление власти жрецов.

Рамзес II и его "каменная" деятельность

Необычайно плодотворное храмовое зодчество правления Рамзеса II связано прежде всего с сооружением таких знаменитых храмов, как Большой и Малый Абу-Симбел в Абидосе и Фивах, пристройки к храмам в Луксоре и Карнаке, храм в Эдфу.

Храм в Абу-Симбел, состоящий из двух храмов скального типа, был сооружен в том месте Нила, где в XX веке совместно с СССР будет возведена знаменитая Асуанская плотина. Неподалеку находящиеся каменоломни Асуана дали возможность украсить порталы храмов гигантскими изваяниями фараона и его жены, а также изображениями богов. Большой храм был посвящен самому Рамзесу и еще трем богам - Амону, Ра-Хорахте и Птаху. Именно этих трех богов изваяли в скульптурах и поместили в святилище скального храма. Вход в храм украшали сидящие каменные гиганты - изваяния Рамзеса II - по три с каждой стороны.

Малый же храм был посвящен Нефертари-Меренмут и богине Хатхор. Украшен у входа стоящими в полный рост фигурами Рамзеса II и его жены, чередующимися по четыре с каждой стороны от входа. Кроме того, Малый храм в Абу Симбел рассматривался еще и как гробница Нефертари.

Аменемхет III и коллекция Эрмитажа

Есть в экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге скульптура из черного базальта, изображающая этого фараона сидящим в канонической позе. Благодаря хорошо сохранившимся письменам мы узнаем, что Аменемхет III - правитель Среднего царства, который много сил и времени отдавал строительству прекраснейших храмов. К ним прежде всего следует отнести храм-лабиринт в районе Фаюмского оазиса.

Благодаря мудрой внутренней политике Аменемхету III удалось сильно снизить влияние управителей отдельных номов - номархов и объединить их, основав Среднее царство. Военных походов в целях расширения границ этот фараон почти не предпринимал. Исключением может служить война в Нубии и военные походы в страны Азии, в результате которых они и были открыты. Среди них была и Сирия.

Основное направление деятельности Аменемхета III - строительство и улучшение жизни колоний. Благодаря этому колонии были созданы на Синайском полуострове, богатом медными рудниками, которые и разрабатывались для Среднего царства Аменемхета III. Разрабатывались здесь и месторождения бирюзы. Масштабными были и работы по ирригации земель в районе Фаюмского оазиса. Была возведена насыпь, благодаря которой осушенные почвы на большой территории оазиса стали доступными для земледелия. На этих же территориях Аменемхетом III был основан город бога Себека - Крокодилополь.

Эхнатон-реформатор и царица Нефертити

Среди имен великих египетских фараонов особо выделяется имя Аменхотепа IV, или Эхнатона. Сын Аменхотепа III считался еретиком - он, изменив вере отца, уверовал в бога Атона, воплощенного в солнечном диске и изображавшегося на рельефах в виде солнечного многорукого диска. Имя, данное отцом и означавшее "Преданный Амону", он изменил на то, которое означало "Угодный Атону".

И столицу перенес в новый город, названный Атон-пер-Ахетатон, в область Египта Эль-Амарна. Решение такое было принято в связи с сильно укрепившейся властью жрецов, которые фактически подменяли собою власть фараона. Реформаторские идеи Эхнатона коснулись и искусства: впервые в рельефах и фресковых росписях гробниц и храмов стали изображать романтические отношения фараона и его жены - царицы Нефертити. Причем по особенностям изображения они уже не походили на канонические, скорее, их можно было бы назвать предтечей натуралистической живописи.

Клеопатра - царица египетская

Среди всех египетских фараонов и цариц самой известной, пожалуй, считается Клеопатра. В мировой истории ее часто называют и роковой, и египетской Афродитой. Она являлась наследницей великой династии египетских фараонов из македонского рода Птолемеев, назначенных на эту должность Александром Македонским. Клеопатра - жена Марка Антония и любовница Юлия Цезаря - была последней царицей Египта периода эллинизма. Она была высоко образована, музыкально одарена, знала восемь иностранных языков и с удовольствием посещала Александрийскую библиотеку, участвуя в философских беседах ученых мужей. Личность Клеопатры вызывает много фантазий и легенд, а вот фактической информации о вкладе ее в развитие Египта совсем немного. До сих пор она остается самой таинственной и загадочной из всех правительниц египетской земли.

Список египетских фараонов можно было бы продолжить, ведь были среди них еще персоны, достойные отдельного разговора. История Египта вызывает постоянное внимание людей разных поколений, и интерес к ней не иссякает.

    ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ, древнее государство в Северо Восточной Африке, в нижнем течении реки Нил. Территория Египта один из древнейших очагов цивилизации. Историю Древнего Египта принято делить на периоды Древнего (кон. 4 3 тыс. до н. э.), Среднего (до… … Энциклопедический словарь

    История Древнего Египта Додинастический период 00 · … Википедия

    - (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен … Википедия

    Царица Савская (ивр. מלכת שְׁבָא‎, Малкат Шва) «Святая Македа, царица Савская» современная икона Пол: Жен. Период жизни: X век до н. э. Имя на других языках … Википедия

    Вторая после Месопотамии по времени возникновения великая мировая цивилизация. Культуры Египта эпохи неолита, знакомые с земледелием, ирригацией и оседлым сельским образом жизни, сложились ок. 5000 до н.э. Вероятно, примерно к 3500 до н.э.… … Энциклопедия Кольера

    ЕГИПЕТ ДРЕВНИЙ - древнейшее гос во в долине р. Нил, его территория простиралась от Средиземного м. на севере до 1 го порога Нила на юге. Территория страны исконно делилась на 2 части: Нижний Е. Дельту Нила и Верхний Е. узкую плодородную долину реки, ограниченную… … Православная энциклопедия

    ДРЕВНИЙ РИМ - Римский форум Римский форум античная цивилизация в Италии и Средиземноморье с центром в Риме. Основу ее составила городская община (лат. civitas) Рима, постепенно распространившая свою власть, а затем и свое право на все Средиземноморье. Будучи… … Православная энциклопедия

В истории Древнего Египта царица Нефертити изображается как независимая, амбициозная женщина, стремящаяся к власти. Ее бюст, выставленный в египетской коллекции Нового Музея в Берлине, является одним из известнейших в мире произведений, представляющих эпоху древней цивилизации.В рамках программы изучения истории Древнего Египта и роли женщин в управлении империями на Ближнем Востоке, научным институтом Гарварда (США) были проведены исследования в этой области. Ученые пришли к выводу, что Нефертити воспринималась древними египтянами не только как властительная соправительница фараона. Но и как своеобразный живой религиозный культ красоты.

Нефертити «часто представляется в истории в качестве независимого деятеля, имеющего репутацию сильной царицы», - пояснил участник конференции по истории Ближнего Востока Гарвардского университета профессор Уильямсон. - «Однако я встретил в рисунках гробниц в Амарне совершенно другой образ Нефертити, зачастую скрытый для царя. Она изображается на возвышенности рядом с супругом. Как известно в Древнем Египте фараон имел неограниченную власть, даруемую небом».Аменхотеп IV унаследовал престол во времена, когда Египет был богат и военная мощь империи распространялась далеко на север до Сирии и на юг до Судана. Он поклонялся культу солнца Ра, чье проявление было известно как Атон. Когда он стал фараоном, то получил имя Эхнатон, что в переводе с древнеегипетского означает «тот, кто вступает в силу для Атона».

Он женился на Нефертити, дочери знатного чиновника, в первые годы своего правления. Эхнатон ввел в Древнем Египте новую религию поклонения единственному Атону, запретив все остальные культы. Изменился и погребальный обряд. Его политика была направлена на уничтожение имени и образа культа Амона. Верховный Атон был представлен в виде человека с головой ястреба и солнца над короной. Эхнатон добавил в этот образ солнечный диск с лучами, исходящими от него. Фараон построил новый город для своей семьи и поклонения культу Атона в Телль-эль-Амарне на юге государства.Традиционно роль царицы заключалась в оказании поддержки ее величественного мужа. Их статус также ассоциировался с культом Маат – прародительницей всей вселенной. И Хатхор, олицетворяющей красоту, плодородие и веселье, покровительницу влюбленных и матерей.«Через ее магическую силу плодородия она наполняла жизнь царя энергией из космоса, обеспечивая ему тем самым вечную жизнь», - считает ученый. – «Религиозные обряды в честь женщин проводились для возрождения Вселенной, которое, как верили древние египтяне, происходило каждый день на рассвете».

При правлении Эхнатона, Нефертити и их дочери заняли центральное место в обрядах религиозного поклонения в Древнем Египте. Нефертити носила корону Хатхор, символ вечной красоты, молодости и плодовитости. Образ Нефертити был помещен на саркофаг фараона на место Исиды.Традиционно Исида украшала гробницы представителей царской династии, но в то время она была заменена на Нефертити. Таким образом, царица стала воплощением магических способностей культа Исиды.

По заключению группы египтологов из университета Гарварда, храм в Ком эль-Нана, обнаруженный в 1980-х годах, был посвящен культу Нефертити. В ходе исследований были найдены тысячи фрагментов из песчаника с выгравированными иероглифами Древнего Египта. Записи подтверждают тот факт, что храм рядом с домом Атона был построен для царицы.Большое значение имеет размер скульптур и рисунков Нефертити. В ее храме эль-Нана ее изображение значительно уступает образу Эхнатона, демонстрируя его превосходство и подчинение. Тем самым было подчеркнуто значение фигуры царя в политической и религиозной жизни древнего египетского общества.

После того как закончилось время правления Эхнатона и Нефертити, этот город опустел, был заброшен культ поклонения одному Атону, а здания превратились в руины.Удивительная история судьбы царицы Нефертити не оставляет равнодушными многих людей интересующихся историей Древнего Египта. Более трех тысячелетий о ней не вспоминали, и ее имя затерялось в истории. Однако в прошлом тысячелетии один из французских ученых Ф. Шампольн сумел расшифровать древние письмена Египта.

В XX веке о Нефертити миру стало известно то, что могло навсегда остаться в забвении.Экспедиция ученых из Германии в начале 40-х годов прошлого века после раскопок в Египте, передала найденные предметы для осмотра инспекторами «Службы древностей». Среди всех найденных предметов, эксперты обнаружили на вид обыкновенный каменный блок, в котором со временем специалисты распознали голову царицы. Есть мнение, что несколько недобросовестных археологов пытались скрыть от общества древний шедевр, за что были лишены права участвовать в раскопках на территории Египта.

Имя Нефертити стремительно набирало популярность, о ее красоте складывали легенды, ее личность стала очень известной. Веками о ней не знал никто кроме современников, и вот, спустя 33 века ее имя дождалось признания и обсуждения.О самой царице Нефертити не сохранилось достаточно точных фактов, чтобы говорить о ее биографии со стопроцентной уверенностью. Тем не менее, полагается, что Нефертити была рождена в Митании, где обитали знаменитые арии,в семье безбедных людей. Год ее рождения по некоторым данным является 1370 год до нашей эры. Изначально ее звали Тадучела и будучи двенадцатилетней девочкой она попала в гарем Аменхотепа III за немалую плату отцу. После смерти фараона, по древнеегипетским устоям, весь гарем наследовал его приемник Аментохеп IV. Великолепие девушки не оставили равнодушным молодого правителя, который стал именоваться Эхнатоном, и он взял её в свои законные жены и она смогла править Египтом совместно с мужем.

Царица Нефертити активно помогала своему возлюбленному в государственных делах, ее крепкий нрав влиял на многие действия супруга. Нефертити была влиятельна и во внешних отношениях других государств с Египтом.В браке с Эхнатоном красавица родила ему шесть дочек. Супруги долго и напрасно ждали наследника, и в итоге фараон решает вступить в новый брак с девушкой из простого рода, звали которую Кийя. Новая жена порадовала Эхнатона сыном, который известен нам как фараон Тутанхамон. Царица Нефертити оказалась практически изгнанной, на воспитание ей отдали маленького Тутанхамона. Вскоре, спустя год, Эхнатон решает вернуть Нефертити обратно.Их отношения, как известно истории, не были столь теплыми и трепетными, как были прежде. Вскоре Нефертити решает научить секретам любви свою дочь и представила ее Эхнатону в жены, то есть отец женился на собственной дочери. Такие традиции кажутся, несомненно, непривычными современному человеку, но ведь речь идет о древнеегипетских традициях, которые были приемлемыми в свое время. Практика браков между родными братьями и сестрами в Древнем Египте была популярной, знатные личности не желали кровосмешения, но их род,естественно, не смог просуществовать долго.

После смерти фараона, Нефертити стала править Египтом самостоятельно, ее царским именем стало Сменхкара. Правление ее продлилось около 5 лет и трагически оборвалось от убийц-заговорщиков. Существует предположение, что тело царицы было обезображено, гробница Нефертити была уничтожена и опустошена ворами. Наверняка, если бы обстоятельства смерти были иными, ученые смогли бы предоставить более точную информацию о царице современному человеку.Внешность царицы можно описать по существующим данным, таким как скульптуры и рисунки. В соответствии с ними, Нефертити была небольшого роста с хорошо слаженной фигурой, ее грация оставалась неизменной даже после рождения шести детей. Ее лицо было неординарным для большинства жительниц Египта, она имела аккуратные изогнутые ярко-черные брови, ее губы были полными, а глаза были колоритно выразительные. Красота царицы Нефертити могла бы вызвать зависть и у многих девушек в современное время.О характере красавицы так же ходят неоднозначные слухи. Некоторые утверждают, что она имела жесткий и строптивый характер, ее нрав более был схож с мужским. Другие же наоборот настаивают на изящности и покорности Нефертити, на том что царица была необычайно для того времени благоразумна и образованна, ее толковые речи помогали супругу в управлении государством.Бытует мнение так же и о том, что же так тянула великого фараона к этой удивительной женщине: ее приятная внешность, ее здравый ум и премудрость или умение любить. Эхнатон не смог забыть о красавице и после появления молодой супруги и не расставался с ней практически до самой смерти.Бюст Нефертити, это известнейшее произведение искусства множество раз было исследовано учеными. Совсем недавно исследователи обнаружили, что многие черты лица царицы не соответствовали действительности. Исследователи из Германии решают обнародовать новоявленный облик царицы. При помощи компьютерных технологий, ученые рассмотрели скрытые черты лица девушки под ретушью краски, которая была нанесена на легендарный бюст.

Как выяснилось, у бюста царицы Нефертити на носу отображена горбинка, губы ее были не столь большими как изображено, ее скулы не являлись столь выразительными и на щеках у нее имелись ямочки. Приглашенный специалист исправил бюст царицы, а именно: сделал ее взгляд более глубоким, зона скул стала менее выпирающей. Как очевидно, изменения, которые произошли с лицом скульптуры, были скорее отрицательными, чем положительными.На самом изображении скульптуры отсутствует глаз. Предполагается, что древние египтяне верили, что при создании скульптуры, изображение обоих глаз обозначало, что душа изображенного переселялась в другой мир. Так же есть мнение о том, что при изображении фараонов, их второй глаз отсутствовал для возможности их возрождения.

Многие согласятся с тем, что нет в истории более знаменитой женщины, чем Клеопатра. Мир знал много великих правительниц, мудрых и жестоких, роковых красавиц, знаменитых актрис, легендарных спортсменок и представительниц мира искусства. Но царица Древнего Египта Клеопатра затмила всех. Она была исключительной – последняя из правителей великой страны, расположенной по берегам Нила, женщина удивительной красоты и обаяния.
Великая правительница принадлежала к династии Птолемеев, основанной одним из полководцев Александра Великого. О рождении и детстве Клеопатры сведений крайне мало. Известно, что она была одной из дочерей египетского правителя Птолемея XII Авлета. Источники тех лет говорят, что у царя была только одна законная дочь, Береника. Скорее всего, Клеопатра, царица Египта в будущем, была рождена в 69 году до н. э. от наложницы Птолемея. Впрочем, сам царь тоже был незаконнорожденным. Правление династии никогда не было спокойным из-за постоянной борьбы за власть. Клеопатра, царица Египта, биография которой хранит много тайн, в детстве стала свидетелем изгнания из страны своего отца. Правительницей Египта становится ее сестра Береника. Когда при помощи римского консула Габиния Птолемей вернулся на родину, он начал репрессии против тех, кто способствовал его отстранению от власти. Первой жертвой его гнева стала Береника.


Клеопатра, пришла к власти законным путем в 51 году до н. э. Ее вместе с младшим братом Птолемеем XIII провозгласили наследниками Птолемея Авлета, согласно завещанию последнего. Ей было примерно 17-18 лет, а мальчику и того меньше – около 9. Молодой царице пришлось в одиночку постигать азы правления и дипломатии. Сначала ей удалось отстранить от руководства государством младшего брата, но тот сумел нейтрализовать старшую сестру. Клеопатра была смещена с трона и изгнана из страны. Власть во дворце сосредоточилась в руках евнуха Потина, главнокомандующего Ахилла и учителя юного царя Теодата.
Молодая царица не смирилась и начала собирать войско против своего брата. Птолемей, узнав об этом, вышел с армией навстречу, чтобы преградить Клеопатре дорогу в страну. Клеопатра, царица Египта, и Цезарь: история отношений Пока брат и сестра боролись за власть в Египте, в Риме шла кровопролитная гражданская война, возглавляемая Юлием Цезарем и Гнеем Помпеем. Последний бежал в Египет, где намеревался заручиться помощью Птолемея, отец которого был обязан троном римскому сенатору. Советники юного царя решили, что помощь Помпею усугубит положение Египта. Ему отправили дружественное письмо с обещанием поддержки. На деле же решено было после высадки Помпея убить его. В этом акте страшного вероломства приняли участие люди из ближайшего окружения юного царя, а он смотрел на убийство римлянина, стоя на берегу. Совершая это злодеяние, Птолемей со своими временщиками хотел показать Цезарю свою преданность. Голову римского сенатора и его кольцо Теодат преподнес Гаю Юлию, когда тот через несколько дней прибыл в Александрию. Как сообщают древние историки, великий полководец не одобрил того, как поступили с его врагом.

Цезарь приказал Клеопатре и Птолемею распустить свои армии и прибыть к нему для разбирательства. Для царицы попасть во дворец без опасения быть убитой врагами не представлялось возможным. Тогда она пошла на хитрость. Преданный ей человек пронес ее в покои Цезаря в бельевом мешке. Позднее встречу Клеопатры и великого полководца приукрасят, а неромантический мешок заменят ковром. Цезарь был очарован юной царицей, и вскоре между ними завязались отношения. Несмотря на сопротивление Птолемея, он объявил его и Клеопатру соправителями, напомнив александрийцам о завещании их отца. Евнух Потин не собирался так просто упускать власть из рук. С момента прибытия Цезаря в Александрию он настраивал народ против римлян. Ему удалось поднять восстание. Египетская армия, насчитывавшая 20 тысяч воинов, двинулась на дворец Цезаря. Эта война получила название Александрийской. Римскому полководцу пришлось биться во главе небольшого войска на тесных улочках города. Вернуться на корабли он не мог – не было возможности оторваться от наседавших на римлян александрийцев. Тогда Цезарь приказал сжечь флот противника, чтобы открыть своему войску путь по морю. Надеяться он мог только на свои легионы, спешащие на помощь из Сирии. Когда они, наконец, прибыли, в состоявшейся битве Птолемей погиб. Как именно это произошло, неизвестно. Участники сражения видели, что лодка, на которой пытался спастись юный царь, была перегружена и перевернулась.

Так Клеопатра, царица Египта, биография которой необычайно увлекательна, стала единовластной правительницей. Она сочеталась браком со своим вторым братом, Птолемеем XIV, поскольку, по закону династии Птолемеев, женщина править не могла. Но фактически вся власть в стране была сосредоточена в ее руках. После отбытия Цезаря в Рим она родила ему сына, Птолемея Цезаря. Великий полководец не забыл очаровательную царицу и через некоторое время вызвал ее с братом в столицу. Поселили Клеопатру на одной из вилл Цезаря. Их отношения вызывали раздражение у римлян. Слухи о том, что он собирается жениться на египтянке и перенести столицу в Александрию, ускорили подготовку заговора против него.

Через месяц после убийства Цезаря Клеопатра, царица Египта, возвратилась на родину. Вскоре после этого умирает ее соправитель, Птолемей XIV. Скорее всего, он был отправлен по ее приказу, после рождения сына не желавшей ни с кем делить власть. Царица хорошо помнила, что случилось с ее отцом.

Анхесенамон - царица Египта XVIII династии, сестра и главная жена Тутанхамона, третья дочь фараона Эхнатона и его жены Нефертити.

Судьба молодой жены Тутанхамона окутана тайной. Личность этой египетской царицы вполне достоверная. Существуют ее изображения вместе с родителями, так что она действительно существовала. Между тем по сей день не обнаружено ни одного принадлежавшего ей предмета из погребальной утвари. Где же она похоронена? С одной стороны, было бы довольно странным, если бы ее усыпальница находилась в Ахетатоне. Такого попросту не могло быть, потому как царская чета уже давно покинула Средний Египет к тому времени, когда Анхесенамон не стало.

С другой стороны, не меньше странно то, что в Фивах не осталось никакого следа столь именитой особы: ведь она определенно проживала там, пусть и непродолжительное время. Но складывается впечатление, словно Анхесенамон исчезла без следа после того, как Эйе возжелал взять ее себе в супруги. Так что же с ней могло произойти?

После смерти Тутанхамона

Как бы там ни было, все-же нашлись два именных кольца – Эйе и Анхесенамон. Так что, вероятно, их женитьба все же могла состояться. Первое кольцо нашлось в 1931 г. в одной каирской лавке древностей. А второе сейчас выставлено в Египетском музее в Берлине. Что же до первого, то сейчас оно, скорей всего, находится в какой-то частной коллекции…

Эйе не велел изображать Анхесенамон , возможно, потому, что хотел жениться на ней и расписать ее изображениями свою собственную усыпальницу. Но, к сожалению, при Хоремхебе в этой гробнице все перевернули вверх дном, потому осмотреть ее в подробностях дело не из легких. И все-же на сохранившихся там фресках можно рассмотреть некую женщину. Но кто она – Тии, бывшая супруга Эйе, или Анхесенамон? Картуш с именем женщины оказался разбитым. И разобрать надпись не удалось. И, судя по размерам картуша, имя Анхесенамон в него никак не смогло поместится. И есть все основания предположить, что на нем было начертано имя Тии.

Итак, если Анхесенамон не была похоронена сообразно с традициями, есть ли надежда когда-то отыскать ее мумию или гробницу?

Анхесенамон, возможно, отправила послание хеттскому царю, врагу Египта, с просьбой, чтобы тот разрешил одному из своих сыновей взять ее в жены… Или это только легенда? Да и как царица Египта представляла себе свой брачный союз с хеттским царевичем?

Анхесенамон в образе богини Серкет. (Позолоченая статуя одной з 4-х богинь-охранниц из гробницы Тутанхамона, XIV век до н. э.)

Переписка царицы Египта с хеттами

После смерти Тутанхамона Анхесенамон необходимо было во что бы то ни стало вновь выйти замуж, дабы удержаться на царском престоле. Что до Эйе, может быть, ей довелось стать его женой против своей воли. Однако вместе с тем, обнаружилась интересная переписка некой египетской царицы с хеттами. Если только это не послания , в которых она после смерти требует себе заморского царевича от хеттского царя, – отправительницей сих посланий могла быть только Анхесенамон. Но, Нефертити вряд ли пережила своего мужа вопреки тому, что утверждает легенда. Значит, Анхесенамон отослала к хеттскому царю гонца с настоянием отправить ей в мужья одного из своих сыновей, при том что она наверняка это сделала без ведома Эйе и высших египетских сановников.

Насколько известно, хеттский царь, очень удивленный такого рода требованием и не менее разозленный, даже не посчитал нужным давать ответ посланнику царицы Египта. Тогда правителю хеттов было отправлено второе послание. И его содержание дошло до наших дней. Письмо это весьма странное. Анхесенамон сообщает в нем о своих опасениях. Она признается, что не хочет выходить замуж за египтянина, и заклинает хеттского царя дать благоприятный ответ на ее просьбу. Тот все-же уступает. Однако заморскому царевичу так и не суждено было прибыть к египетскому двору, где его ждала египетская царица.

Возможно, его убили – хеттского царевича, который должен был стать царем Египта? И кому было выгодно его убрать?

Хеттский царевич, вероятнее всего, успел пересечь пределы Египта, прежде чем его убили. Согласно имеющимся у нас сведениям, расправу над ним учинили египтяне. Пал он, несомненно, насильственной смертью. И в его убийстве, вероятнее всего, был повинен Хоремхеб.

Хоремхеб, похоже, никогда не любил Нефертити. И потому велел уничтожить все изображения царицы с ее супругом. Ну а собственные подвиги, которые он велел отобразить на стенах своей гробницы в Саккаре, свидетельствуют, что Хоремхеб уже начал подумывать о том, как упрочить свою власть. Перспектива войти в царскую семью открывала перед ним прекрасные возможности, так что он совсем не хотел видеть на египетском престоле какого-то пришлого хетта. К тому же хетты были извечными и грозными врагами египтян. Хоремхеб воевал с ними и страшился их могущества. Словом, он никак не мог смириться с тем, что его страной будет править враг.

Тутанхамон и Анхесенамон. Фрагмент спинки трона Тутанхамона, XIV столетие до н. э.

Действительно ли были найдены хеттские тексты?

У хеттов было заведено сохранять в архивах все важные сведения, которые относились к политике, государственному управлению и своим обычаям. Так, на территории нынешней Турции были обнаружены тысячи текстов на глиняных табличках. Что же до интересующего нас периода, письмо, которое египетская царица, безусловно, направила хеттскому царю с просьбой дать ей в мужья одного из своих сыновей, было найдено в начале XX столетия среди прочих текстов, описывающих политику царя Хеттского царства Суппилулиума со слов его сына. Это письмо Анхесенамон составляет так называемый текст №7. Сын Суппилулиума, Мурсили II, упоминает о победе хеттов в долине Амка. И уточняет, что эта битва ввергла египтян в ужас и что как раз в это время в Хеттское царство прибыл гонец от царицы Анхесенамон.

Было найдено и второе письмо, которое Анхесенамон пришлось отправить правителю хеттов, премного озадаченному и совсем не склонному оправдывать ее ожиданий. Даже если предложение стать фараоном, адресованное одному из его сыновей, и выглядело заманчиво, содержание обоих посланий было столь неожиданным, что хеттский царь невольно насторожился, чуя в этом некий подвох.

Во втором своем послании раздосадованная царица признается, что не может смириться с таким отношением к себе со стороны царя хеттов. И как он только мог усомниться в ее словах?! Отчего тянет с ответом? Царица еще раз напомнила, что она потеряла супруга, что у нее нет наследника, хотя ей очень хотелось бы родить сына, но только не от египтянина, что она нуждается в утешении и что к другим царям со своей просьбой она не обращалась.

Хеттский царь напрасно засылал в Египет лазутчиков, чтобы выведать что к чему: египетская царица не имела обыкновения кривить душой. Но тут возникает вопрос: что если два именных кольца – Эйе и Анхесенамон – однажды все же сослужили свою службу и что союз их обладателей был-таки заключен, как того хотелось «Божественному отцу»? Мы также вправе спросить себя и о том, каковы были истинные намерения Анхесенамон. Возможно, она оказалась до такой степени коварна, что злонамеренно уготовила хеттскому царевичу западню по наущению Эйе и Хоремхеба?

Другой текст, «Из молитв Мурасили II во время чумы», сообщает о решении хеттского царя, который в конце концов внял увещеваниям египетского посланника Хани. И соблаговолил отправить одного из царевичей в Египет. А следом за тем его постигла невосполнимая утрата: на пути к египетскому двору царевич нашел свою смерть. И тогда правитель хеттов, придя в ярость, объявил Египту войну. С поля брани он увел немало пленных египтян, зараженных чумой.

Кому было нужно убивать Тутанхамона и его юную супругу? Похоже, без Эйе тут не обошлось. Он вошел в историю под именем «Божественного отца». Откуда у Эйе это имя и что его связывало с царской семьей?

Разорение гробниц

После того как Тутанхамон умер, Эйе в конце концов стал царем. Его уже успели изобразить на стенах гробницы юного фараона с пшентом (двойной тиарой правителей Верхнего и Южного Египта) на голове. Правил Эйе 4 года, а когда он только взошел на престол, ему было уже 60 – возраст в то время довольно преклонный. Впоследствии его имя было стерто отовсюду, как и имя Тутанхамона: возможно, что тут не обошлось без Хоремхеба, преемника Эйе и главнокомандующего во времена его правления. Гробница Эйе тоже была разорена. Правда, его разбитый саркофаг поздней был отреставрирован в Каире. И даже ушебти, не представлявшие большого интереса для расхитителей гробниц, также оказались разбитыми. Это был важный знак: никто не хотел, чтобы в загробном мире Эйе ждала спокойная жизнь.

Анхесенамон дарит цветы, как символ любви, Тутанхамону. Фрагмент сундука

Была ли гробница Эйе открыта «случайно»?

Джованни Баттиста Бельцони остался в истории как один из самых неотразимых и неугомонных исследователей Долины Царей. Провернув большое количество различных «делишек» и отработав в цирке, Бельцони однажды смекнул, что мог бы сколотить себе состояние, покопавшись в фиванском некрополе. Так он наткнулся в Долине Царей на гробницу Сети I. Окрыленный первой удачей, Бельцони нанял несколько рабочих из египтян и отправился на поиски других усыпальниц, в надежде, как поздней и Картер, отыскать несметные сокровища. Тем более что в гробнице Сети I, хоть она и поражала его своим великолепием, уже успели раньше побывать грабители.

Пробираясь однажды через Западную Долину, по соседству с Долиной Царей, Бельцони провалился в яму – и так был открыт вход в гробницу Эйе, также оказавшейся пустой. В этой гробнице, построенной в месте, которое изначально выбрал Тутанхамон, было восхитительное убранство. На уцелевших фресках были изображены сцены, удивительно схожие с теми, что сохранились в усыпальнице Тутанхамона, – например, сцена со скарабеями и дюжиной обезьян, олицетворяющих полночь. Кроме этого, на фресках, вероятно, изображена и Тии, бывшая кормилица Нефертити, и Тутанхамон. В других сценах Эйе охотится на болотах. Вот он в сопровождении божеств и своей «ка», в точности как Тутанхамон. А вот он переправляется с одного берега Нила на другой в погребальной ладье. Его саркофаг из красного кварцита украшают образы богинь, оберегающих его в плавании через реку.

Хотя у Эйе и была гробница, которая достойна его высочайшей самооценки, ему не удалось скрыть ее от мародеров… так что опознать других героев настенных рисунков оказалось весьма трудно: их имена большей частью затерты.

Был ли Тутанхамон отравлен?

Чтобы это узнать, необходимо было провести исследования внутренних органы фараона, содержащихся в его канопах, а точней – печень, если она сохранилась неповрежденной. Ведь когда какой-то орган усопшего оказывался очень большим и не проходил в канопу, бальзамировщик разрезал его на части, чтобы тот смог вместится в сосуд. А обследование кишечника и желудка позволило бы также установить, находился ли Тутанхамон в коме перед смертью.

Смерти молодому царю желали многие. Обследование его костей дает возможность сказать определенно, что умер он в возрасти 19-ти лет. Отстранившись от опеки Эйе и Хоремхеба, Тутанхамон стал самоутверждаться как правитель. Вероятно даже, что он мечтал о наследнике: ведь не случайно в его гробнице находились плоды женского пола. Если это дети его и Анхесенамон, значит, царская чета наверняка хотела иметь и наследных царевичей. Но царские советники, возможно, считали Тутанхамона малопригодным для того, чтобы царствовать. И, решив наконец избавиться от никудышного правителя, они вполне могли замыслить против него недоброе.

Почему об Эйе забыли?

Эйе мог быть братом Тэйе, великой жены Аменхотепа III, и отцом Нефертити. Как видно, при царском дворе он появился в довольно юном возрасте. Глашатай, представитель фараонов при дворах иноземных царей, посланник, советник и уполномоченный по внутренним делам, он обретал все большее могущество при своем зяте Аменхотепе IV – Эхнатоне, при Сменхкаре и Тутанхамоне, прежде чем сам смог стать фараоном.

Отношение Эйе к смерти Тутанхамона, который, может быть, был мужем его внучки, и впрямь кажется довольно странным, потому как Эйе завладел малой усыпальницей Тутанхамона, а свою собственную велел расписать причудливыми и не совсем обычными сценами.

Теневой советник, после правитель, искушенный в политических интригах, Эйе был исключен из всех списков фараонов. И одним из первых тому способствовал Хоремхеб: ведь это с его повеления в гробнице Эйе в Западной Долине был учинен разгром. В действительности Хоремхебу хотелось внушить потомкам, будто он царствовал сразу вслед за Аменхотепом III. А посему Хоремхеб решил вычеркнуть из памяти людей все, что могло напомнить бы о правлении Сменхкары, Тутанхамона и Эйе. Так что изображения Эйе были уничтожены так же, как и образы Хатшепсут.

Эйе велел взять статуи Тутанхамона и перенести их в свою гробницу – в знак того, что он не чтил юного царя, как старался это показывать. В свою очередь и Хоремхеб завладел статуями Тутанхамона, прежде чем уничтожил изваяния Эйе. Вот почему изображения Эйе встречаются довольно редко, а стало быть, трудно представить себе, как он мог выглядеть в действительности. Только его маленькая голова выставлена в Каирском музее. Так что одним из основных свидетельств существования Эйе остается его гробница.

Образ какой женщины запечатлен в гробнице Эйе?

Учитывая маленький размер картуша, прилагающегося к женскому образу в гробнице Эйе (тому образу, что имеется там кроме изображений богинь), трудно представить себе, что речь идет об Анхесенамон. В большей степени вероятно, что это – Тии, бывшая первая супруга «Божественного отца». Та, что, возможно, была кормилицей Нефертити. И тут появляется вопрос: неужели Тии согласилась бы на брак своего мужа с Анхесенамон?… Кое-кто даже считал, что Тии могла навредить бывшей супруге Тутанхамона. А что если она-то и умертвила ее? В таком случае это объясняло бы, почему после дочери Нефертити не осталось никаких следов. Если Анхесенамон были устроены пышные похороны – с поистине царскими почестями, – Эйе не преминул бы распорядиться, чтобы она была похоронена в Долине Царей или где-то рядом. А если так, не исключено, что гробницу Анхесенамон все же когда-то удастся найти…