Карен хорни: социокультурная теория личности. Теория развития К. Хорни

Социокультурная теория личности Карен Хорни

Толчком к формированию социокультурного взгляда на личность послужили три основных соображения Хорни.

Во-первых, она отвергала высказывания 3. Фрейда относительно женщин, и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Когда 3. Фрейд , анализируя развитие и формирование женственности, утверждал, что основной движущей силой в развитии женщин является желание стать мужчиной, вне всякого сомнения, при этом речь шла об эмансипированных женщинах, у которых действительно присутствует внутреннее желание сравняться с мужчиной, достичь его духовной и нравственной свободы. Но женственная женщина не испытывает ни малейшей потребности в эмансипации. И поэтому, когда американский психоаналитик К. Хорни отвергает взгляд 3. Фрейда на психологию женщины, на ее стремление приобрести атрибуты мужского пола, стать мужчиной, то она говорит, что женщина, физически созданная для специфически женских функций, в психологическом аспекте не может быть детерминирована желанием иметь атрибуты другого пола. Можно предположить, что при этом она говорит об истинной женщине, имеющей небольшой процент мужественности или вообще не проявляющей таковую. Желание взрослых женщин быть мужчиной, утверждает К. Хорни , характерно лишь для невротичных женщин. Такие проявления, как склонность к диктаторской власти, честолюбию, к тому, чтобы завидовать другим и бранить их, – это элемент неврозов нашего времени как у женщин, так и у мужчин.

Равным образом А. Адлер полагает, что желание женщины быть мужчиной может быть связано с желанием иметь все привилегии, которые в нашей культуре считаются мужскими, такие как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбора партнера.

И если во время Фрейда считалось, что женщине свойственны также мазохизм и боязнь потерять любовь, то К. Хорни отрицает подобный взгляд на женщину, она говорит, что мазохизм не является изначально женским феноменом. К. Хорни считает, что причины не в биологии, а в культуре.

Мазохизм, утверждает она, это проявление попытки достичь безопасности и удовлетворения в жизни благодаря собственной незаметности и зависимости, такой способ помогает достичь господства над другими через слабость и страдание. Боязнь потерять любовь также заложена в культуре. На протяжении веков труд женщин ограничивался семейным кругом. Любовь и преданность стали рассматривать как специфические женские добродетели. К. Хорни считает, что существуют две причины недовольства женщины своей женской ролью: в обществе, где нарушены человеческие взаимоотношения, трудно достичь счастья в жизни; подобная ситуация и порождает чувство неполноценности, а значит, недовольство собой как женщиной. Пока ведение домашнего хозяйства считалось серьезным делом, количество детей не ограничивалось, женщина чувствовала себя конструктивным фактором экономического процесса. Эта основа исчезла, и женщина утратила свой фундамент. Любой человек чувствует себя недостойным, если его не любят и не очень ценят. Подобное обесценивание изначальной женской роли мы наблюдаем в настоящее время и в нашей культуре. У женщин, выброшенных из социума по различным причинам, появляется чувство ненужности, снижается самооценка, развиваются депрессивные состояния.

Во-вторых, Хорни была убеждена, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

В-третьих, клинические наблюдения над ее пациентами показали глубокие различия в их личностной динамике в зависимости от культурной среды, в которой они жили (Европа, США), что было подтверждением культурных факторов в развитии личности. Отмечая, как и 3. Фрейд, значение детских переживаний в формировании структуры личности взрослого человека, Хорни утверждала, что детству характерны две потребности:

Потребность в удовлетворении;

Потребность в безопасности.

Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. И хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной, по ее мнению, в развитии ребенка является потребность в безопасности. Основополагающий мотив при этом – быть любимым, желанным, защищенным. Если родители и ближайшее окружение не удовлетворяют эти потребности, то подавленные чувства обиды, негодования, враждебности проявляются во взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем (базальная тревога – «ощущение беспомощности перед лицом потенциально опасного мира») .

Хорни утверждала, что эти потребности присутствуют у всех людей. Они помогают справляться с чувствами отверженности, враждебности, беспомощности, неизбежными в жизни. Однако невротик, реагируя на различные ситуации, использует эти потребности негибко. Он принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей. Здоровый же человек легко заменяет одну другой, если этого требуют меняющиеся обстоятельства.

Хорни впоследствии разделяет все потребности на три основные категории, каждая из которых представляет собой стратегии оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире. Каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип личности. Эта ориентация предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность, беспомощность. Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали, руководили им.

Такие люди завязывают отношения с единственной целью – избежать чувства одиночества, беспомощности, ненужности.

Ориентация от людей: обособленный тип. Эта ориентация обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки «мне все равно». Такие люди руководствуются ошибочным убеждением: «если я отстранюсь, со мной будет все в порядке».

Для такого типа личности характерна установка – никоим образом не дать себя увлечь, идет ли речь о любовном романе, работе или отдыхе. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным наслаждениям. Для них характерны стремления к уединенности, независимости, самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Для этого стиля поведения характерны доминирование, враждебность, эксплуатация. Этот человек действует исходя из иллюзорного убеждения «у меня есть власть, никто меня не тронет». Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции «что я буду от этого иметь?», независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. Хорни отмечала, что этот тип личности способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все его потребности вращаются вокруг желания повысить собственный престиж, статус, удовлетворить личные амбиции. То есть основная потребность этого типа – эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Карен Хорни родилась 16 декабря 1885 г. в Гамбурге в протестантской семье. Берндт Даниельсен, ее отец, был капитаном норвежского флота и очень религиозным человеком. Мать, Клотильда Ронзелен, датчанка, напротив, отличалась свободомыслием, что, без сомнения, унаследовала ее дочь. В юности Карен иногда сопровождала отца в его путешествиях.

Решение заняться медициной, достаточно необычное для женщин того времени, Карен приняла под влиянием матери. Образование она получала в Берлинском университете. Там она познакомилась с берлинским юристом Оскаром Хорни и в 1909 г. вышла за него замуж. В университете Карен занималась психиатрией и психоанализом ив 1913 г. окончила его лучшей студенткой в группе.

В том же 1913 г. Карен Хорни получила степень доктора медицины и к тридцати годам стала одним из самых признанных преподавателей в Берлинском институте психоанализа. За основу своих взглядов она взяла теории Зигмунда. Фрейда, хотя и смотрела на них критически.

Основные положения социокультурной теории личности Хорни
Хорни подчеркивала доминирующее влияние общества, социального окружения на развитие личности человека. Она также доказывала, что развитие не предопределено только врожденными инстинктами, человек может изменяться и продолжать свое развитие в течение жизни, поэтому не существует фатальной обреченности на невроз, о которой говорил Фрейд. Хорни утверждала, что есть четкая грань между нормой и патологией и потому есть надежда на полное выздоровление даже у невротизированных людей. Разработанная ею концепция нашла отражение во многих ее работах, и прежде всего в книгах «Новые пути в психоанализ» (1939) и «Невроз и развитие человека» (1950).

Базальная тревога. К. Хорни исходила из того, что в структуре личности доминируют не инстинкты агрессии или либидо, а бессознательное чувство тревоги, беспокойства, которое Хорни называла чувством коренной тревоги. Давая определение этому чувству, Хорни писала, что оно связано с «имеющимся у ребенка ощущением одиночества и беспомощности в потенциально враждебном ему мире». Причинами развития этой тревоги могут быть и отчуждение родителей от ребенка, и чрезмерная их опека.

Хорни выделяла два вида тревоги - физиологическую (связана со стремлением ребенка удовлетворить свои насущные потребности) и психологическую (связано с развитием адекватности «образа Я»).

Введение понятия «образа Я» - одно из важнейших открытий Хорни. Этот образ состоит из двух частей - знания о себе и отношения к себе. При этом в норме адекватность «образа Я» связана с его когнитивной частью, т. е. со знаниями человека о себе самом, которые должны отражать его реальные способности и стремления. В то же время отношение к себе должно быть позитивным.

Существует несколько «образов Я» - «Я» реальное, «Я» идеальное и «Я» в глазах других людей. В идеале эти три «образа Я» должны совпадать между собой, только в этом случае можно говорить о нормальном развитии личности и ее устойчивости к неврозам.

Невротические потребности - это своего рода защитный механизм против тревоги. Хорни насчитывала 10 подобных невротических потребностей, включая сюда потребность в любви и привязанности, стремление к успеху и самостоятельности. Позднее она объединяет их в 3 большие группы:
- услужливая личность - тот, кто испытывает потребность быть рядом с другими людьми, тянется к людям, в ком сильна потребность в одобрении и любви со стороны доминантного партнера;
- отрешенная личность - тот, кто испытывает потребность в одиночестве, бежит от людей, в ком сильна потребность к независимости и совершенству, кто ведет замкнутый образ жизни;
- агрессивная личность - тот, кто нуждается в противодействии людей, кто тянется к власти, престижу, кто нуждается в восхищении, успехе и подчинении других людей.

Структура . Карен Хорни так же, как Адлер, Юнг, Эриксон и Фромм, следовала основополагающим принципам теории Фрейда. Наиболее важный вопрос, по которому она дискутировала с Фрейдом, – это решающая роль физической анатомии в обусловливании психологических различий между женщинами и мужчинами. К. Хорни также возражала против его теории инстинктов и считала, что психоанализ должен придерживаться более широкой социокультурной ориентации. В своих работах она подчеркивала важность культурных и социальных влияний на личность. Хотя ее теория относится в большей степени к больным неврозами, чем к здоровым личностям, многие из ее идей привели к значительным открытиям в понимании индивидуальных различий и межличностных отношений .

Основой для формирования социокультурного взгляда на личность послужили три ключевых момента. Во-первых, несогласие автора с мнением Фрейда относительно психологии женщин и особенно его утверждение о том, что их биологическая природа предопределена завистью к пенису. Во-вторых, ее убежденность в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума. В-третьих, клинические наблюдения над пациентами, с которыми К. Хорни работала в США и Европе, которые отражали существенные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели автора к выводу о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Процесс и развитие. Хорни соглашалась с мнением Фрейда о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого . Согласно ее убеждениям, решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно К. Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности . Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. В случае если поведение родителей препятствует удовлетворению потребности в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Однако основным результатом неадекватного обращения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В этом случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить .



Подавленные чувства злости и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. В подобном случае говорят, что у ребенка наблюдается базальная тревога , "ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира" .

Норма и патология. Как уже было отмечено, здоровая личность развивается в случае удовлетворения ключевой в этом смысле потребности – потребности в безопасности. Даже если физические условия жизни ребенка оставляют желать лучшего (недостаток питания, плохие домашние условия), любовь, душевное тепло и принятие со стороны взрослых нивелирует эти дефициты, и в целом формируется внутреннее ощущение комфорта и благополучия. Неудовлетворительное отношение окружающих фрустрирует потребность в безопасности, в результате чего появляется так называемая базальная тревога и базальная враждебность к миру. Базальная тревога является одной из основополагающих концепций в теории К. Хорни.



Базальная тревога играет ключевую роль в этиологии неврозов. Хорни не считала, что тревога является необходимым компонентом в психике человека. Это адекватный ответ на неадекватные условия жизни. С этой точки зрения, этиологию невротического поведения следует искать в нарушенных отношениях между ребенком и родителем. Выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

В качестве стратегий компенсации базальной тревоги, согласно К. Хорни, выступают невротические потребности.Онислужат утилизации чувства недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности. Будучи присущими всем людям, эти потребности помогают справляться с чувствами отчужденности, враждебности и бессилия, неизбежными в жизни каждого человека. Здоровая личность обладает способностью варьировать их, менять в соответствии со сложившимися обстоятельствами. Невротическая личность склонна использовать эти потребности негибко. Являясь, по сути, заложником какой-то одной или двух невротических потребностей, невротик во всех ситуациях актуализирует именно их, не соотнося со своеобразием текущего момента . К. Хорни описала десять таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций, каждой из которых соответствует определенный тип поведения (см. табл. 5).

Невротические потребности и их поведенческие проявления по К. Хорни

Таблица 5

№ п/п Избыточная потребность Проявления в поведении
В любви и одобрении Ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная чувствительность и восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию
В руководящем партнере Чрезмерная зависимость от других и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве; переоценка любви – убежденность в том, что любовь может решить все
В четких ограничениях Предпочтение такого жизненного стиля, при котором первостепенное значение имеют ограничения и установленный порядок; нетребовательность, довольствование малым и подчинение другим
Во власти Доминирование и контроль над другими как самоцель; презрительное отношение к слабости
В эксплуатировании других Боязнь быть используемым другими или боязнь выглядеть "тупым" в их глазах, но нежелание предпринять что-нибудь такое, чтобы перехитрить их
В общественном признании Желание быть объектом восхищения со стороны других; представление о себе формируется в зависимости от общественного статуса
В восхищении собой Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений; потребность в комплиментах и лести со стороны окружающих
В честолюбии Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия; страх неудачи
В самодостаточности и независимости Избегание любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств; дистанцирование от всех и вся
В безупречности и неопровержимости Попытки быть морально непогрешимым и безупречным во всех отношениях; поддержание впечатления совершенства и добродетели

Хорни разделила список из десяти потребностей на три основные категории. Каждая из категорий представляет собой стратегию оптимизации межличностных отношений с целью достижения чувства безопасности в окружающем мире . Иначе говоря, их действие заключается в снижении тревоги и достижении более или менее приемлемой жизни. Кроме того, каждой стратегии сопутствует определенная основная ориентация в отношениях с другими людьми.

Ориентация на людей: уступчивый тип. Ориентация на людей предполагает такой стиль взаимодействия, для которого характерны зависимость, нерешительность и беспомощность. Несмотря на свою отчужденность и страхи, такой человек пытается завоевать любовь и привязанность других, искать в них опору для себя.

Уступчивому типу необходимо, чтобы в нем нуждались, любили его, защищали и руководили им. Такие люди завязывают отношения с единой целью избежать чувства одиночества, беспомощности или ненужности. Однако за их любезностью может скрываться подавленная потребность вести себя агрессивно. Хотя и кажется, что такой человек смущается в присутствии других, держится в тени, под этим поведением часто скрываются враждебность, злость и ярость.

Ориентация от людей: обособленный тип. Ориентация от людей как стратегия оптимизации межличностных отношений обнаруживается у тех индивидуумов, которые придерживаются защитной установки: "Мне все равно". Такие люди руководствуются убеждением о пользе обособлености.

Для обособленного типа характерна установка никоим образом не дать себя увлечь и включить в какие-либо отношения. В результате они утрачивают истинную заинтересованность в людях, привыкают к поверхностным удовольствиям и бесстрастно идут по жизни. Для этой стратегии характерно стремление к уединенности, независимости и самодостаточности.

Ориентация против людей: враждебный тип. Ориентация против людей – это такой стиль поведения, для которого характерно доминирование, враждебность и эксплуатация. Враждебный тип придерживается мнения, что все другие люди агрессивны и что жизнь – это борьба против всех. Поэтому любую ситуацию или отношения он рассматривает с позиции шкурного интереса, независимо от того, о чем идет речь – деньгах, престиже, контактах или идеях. К. Хорни отмечала, что враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение в итоге всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими. Все направлено на повышение собственного престижа, статуса или удовлетворение личных амбиций. Таким образом, в данной стратегии выражается потребность эксплуатировать других, получать общественное признание и восхищение.

Как и все десять невротических потребностей, каждая из трех межличностных стратегий предназначена для уменьшения чувства тревоги, вызванного социальными влияниями в детстве. С точки зрения Хорни, эти основополагающие стратегии в межличностных отношениях когда-либо применяет каждый из нас. Более того, по Хорни, все эти три стратегии находятся между собой в состоянии конфликта как у здоровой, так и у невротической личности. Однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик не в состоянии сделать правильный выбор между этими тремя стратегиями, когда он решает встающие перед ним вопросы или строит отношения с другими. Он использует только одну из трех стратегий совладания, годится она в данном случае или нет. Из этого следует, что невротик, по сравнению со здоровым человеком, ведет себя и менее гибко, и не так эффективно при решении жизненных проблем.

Рассуждая о невротической личности нашего времени, формируемой под влиянием общественных ценностей и тенденций и являющейся отражением общественных противоречий, К. Хорни утверждает, что невротическое поведение может быть легко наблюдаемым в пяти ключевых аспектах отношений: аспект любви и привязанности; аспект оценки; аспект самоутверждения; аспект агрессивности; аспект сексуальности . В отношениях любви и привязанности невротика выдает чрезмерная зависимость от одобрения и расположения со стороны других людей. Причем эта зависимость несоразмерна значению этих людей в жизни невротической личности. Это ожидание одобрения и похвалы от малознакомых людей, от людей к которым сам человек не испытывает любви. В контексте возможной сторонней оценки невротик демонстрирует крайнюю незащищенность, ему присущи чувства неполноценности и незащищенности. Относительно самоутверждения невротик обнаруживает массу запретов: на выражение своих мыслей, желаний, контактов, интересов. Невротической личности трудно отказать, трудно защититься. Агрессивные проявления у невротиков бывают двух различных типов. Один вариант – это склонность к агрессии, сверхтребовательности, критике. Другой вариант – впечатление об агрессивности мира и собственной постоянной подверженности нападкам. В сексуальной сфере невротические проявления поведения носят схожий характер, то есть, имеет место либо чрезмерная сексуальная активность без переживания глубины и дифференциации отношений, либо запрет на сексуальность и ее проявления.

Социокультурная теория личности (Карен Хорни)

Автором социокультурной теории личности является Карен Хорни немецко-американский психоаналитик, последователь идей Фрейда. Толчком для формирования социокультурного подхода послужили три основных соображения:

1. Хорни считала, что физическая анатомия не играет решающей роли в психологических различиях между женщинами и мужчинами. Она утверждала, что заявление Фрейда о «зависти к пенису» являются нелогичными.

2. Хорни была убеждена в том, что социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивида.

3. Существуют огромные различия в личностной динамике, что явилось результатом влияния культурных факторов.

На основании этих трех предпосылок Хорни делает вывод о том, что в основе патологии личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Развитие личности

Хорни соглашалась с Фрейдом в том, что детские переживания играют важную роль в формировании зрелой личности. При этом она отвергала мнение Фрейда о существовании универсальных психосексуальных стадий. Хорни считала, что решающим фактором в развитии личности являются социальные отношения ребенка с родителями.

По Хорни, в детстве у человека существуют две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение включает все основные жизнеобеспечивающие функции ребенка: еда, сон и т.п. Хорни считала, что эти потребности не играют основной роли в формировании зрелой личности.

Главной в развитии личности ребенка является потребность в безопасности. Для маленького человека главное - быть любимым, желанным и защищенным от опасностей внешнего мира. В удовлетворении этих потребностей ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинное тепло и любовь в отношении к ребенку, то его потребность в безопасности будет удовлетворена. Если у ребенка происходит фрустрирование этой потребности по разной причине, то главным результатом будет формирование патологической личности - у ребенка появляется установка базальной враждебности . Ребенок как бы психологически разрывается - он зависит от родителей и в то же время испытывает к ним чувство обиды и враждебности.

Такой конфликт приводит к срабатыванию такого защитного механизма, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины. Эти мотивы играют роль психологической защиты, цель которой - выживание через подавление враждебных чувств по отношению к родителям.

Подавление чувства негодования и враждебности, изначально направленные на родителей, проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка наблюдается базальная тревога , т.е. ощущение одиночества и безопасности перед лицом опасного окружающего мира. Хорни считала, что именно базальная тревога является главной причиной формирования неврозов.

Невротические потребности

Чтобы справиться с базальной тревогой человек может использовать особые защитные механизмы, причем бессознательно. Эти механизмы получили название невротических потребностей.

1. В любви и одобрении - ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других, повышенная чувствительность и восприимчивость к любой критике.

2. В руководящем партнере . Чрезмерная зависимость от окружения и боязнь получить отказ или остаться в одиночестве. Переоценка любви - уверенность в том, что любовь может решить все.

3. В четких ограничениях . Человек предпочитает такой жизненный стиль, когда главное значение имеют ограничения и запреты.

4. Во власти . Доминирование и контроль над другими, как самоцель, презрительное отношение к слабости.

5. В эксплуатировании других . Человек боится, что его «кто-то» использует, поэтому боится выглядеть «тупым» в глазах других. При этом не желает предпринять что-то, чтобы их перехитрить.

6. В общественном признании . Человек хочет быть объектом восхищения со стороны других, формирует свое мнение о себе в зависимости от социального статуса.

7. В восхищении собой . Стремление создать приукрашенный образ себя, лишенный недостатков и ограничений, потребность в комплементах и лести со стороны окружающих.

8. В честолюбии . Сильное стремление быть самым лучшим, невзирая на последствия. Очень сильный страх неудачи.

9. В самодостаточности и независимости . Человек избегает любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств, дистанцируется от всех и всего.

10. В безупречности и неопровержимости . Человек пытается поддерживать впечатление совершенства и добродетели, пытается быть непогрешимым и безупречным во всех отношениях.

Хорни считала, что перечисленные потребности существуют у всех людей. Они помогают нам справляться с чувствами отверженности и беспомощности, неизбежными в жизни. Здоровый человек легко меняет одну форму поведения на другую, в зависимости от обстоятельств. Невротик же принудительно полагается лишь на одну из всех возможных потребностей.

БИОГРАФИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Карен Хорни родилась в Германии, в Гамбурге в 1885 году. В 14 лет Хорни приняла решение стать врачом. Цель была достигнута в 1906 году, когда она поступила в Университет во Фрайбурге и стала первой женщиной в Германии, получившей разрешение изучать медицину. Хорни получила медицинскую степень в Берлинском университете в 1915 году. В течение последующих пяти лет она изучала психоанализ в Берлинском психоаналитическом институте. После развода с мужем она начала делать успешную карьеру как психиатр, работая в Берлинском психиатрическом институте. В 1932 году, во время Великой депрессии, Хорни переселилась в США. Она была принята на должность помощника директора Чикагского психоаналитического института. Спустя два года она переехала в Нью-Йорк, где читала лекции в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Усиливающееся расхождение ее взглядов с доктриной Фройда. Вынудило сотрудников института дисквалифицировать ее как инструктора по психоанализу в 19 году. Вскоре после этого она основала «Ассоциацию за прогресс психоанализа» и Американский институт психоанализа. Хорни была деканом этого института до самой своей смерти в 1952году.

Основные работы: «Женская психология» (1926), «Невротическая личность нашего времени» (1937), «Новые направления в психоанализе» (1939), «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945), «Невроз и человеческий рост» (1950).

Основные концепции и принципы социокультурной теории.

В основу социокультурной теории легли три основных соображения Хорни.

1) Хорни отвергала высказывания Фрейда относительно женщин и особенно утверждение о том, что их биологическая природа предопределяет зависть к пенису. Это была отправная точка расхождения с ортодоксальной фройдовской позицией.

2) Социокультурные условия оказывают глубокое влияние на развитие и функционирование индивидуума.

3) Клинические наблюдения над пациентами в Европе и США показали поразительные различия в их личностной динамике, что являлось подтверждением влияния культурных факторов. В итоге был сделан вывод о том, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.



РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Хорни, соглашаясь с Фройдом о значении детских переживаний для формирования структуры и функционирования личности у взрослого, не принимала утверждения о существовании универсальных психосексуальных стадий и о том, что сексуальная анатомия ребенка диктует определенную направленность дальнейшего развития личности. По мнению Хорни решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями.

Согласно Хорни, для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т.д. Хотя Хорни придавала значение удовлетворению потребностей в обеспечении физического выживания, она не считала, что они играют основную роль в формировании личности. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности. В данном случае основополагающий мотив – быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. Хорни считала, что в удовлетворении этой потребности в безопасности ребенок полностью зависит от своих родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло по отношению к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности. Благодаря этому вероятнее всего сформируется здоровая личность. И, наоборот, если поведение родителей препятствует удовлетворению потребностей в безопасности, весьма вероятно патологическое развитие личности. Многие моменты в поведении родителей могут фрустрировать потребность ребенка в безопасности: неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, а также оказание явного предпочтения его братьям и сестрам. Однако основным результатом такого отношения со стороны родителей является развитие у ребенка установки базальной враждебности. В данном случае ребенок оказывается между двух огней: он зависит от родителей и в то же время испытывает по отношению к ним чувства обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такие защитные механизмы, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой – подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить.

К сожалению, подавленные чувства негодования и враждебности, причиной возникновения которых являются родители, не существуют сами по себе: они проявляются во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем так и в будущем. В подобном случае у ребенка наблюдается базальная тревога, «ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира». Базальная тревога – это интенсивное и всепроникающее ощущение отсутствия безопасности – является одной из основополагающих концепций Хорни.