Какого обещания нет в клятве гиппократова сборника. Старая, старая клятва

Клятва Гиппократа - это клятва врача, в которой содержатся основополагающие морально-этические нормы, которыми должен руководствоваться медик в своей деятельности. На самом деле подобные клятвы появились задолго до знаменитого древнегреческого целителя, «отца медицины», жившего в IV–V веке до н.э.

Существует предание, что эта клятва восходит к асклепиадам – потомкам Асклепия – бога врачевания, сына Аполлона, и в устном виде она переходила от отца к сыну как семейная традиция. Гиппократ первым записал клятву на ионийском диалекте древнегреческого языка, это было около 300 года до н. э.

Клятва Гиппократа включает 9 принципов и обязательств. Это:

  • обязательство перед коллегами, учителями и учениками;
  • непричинение вреда;
  • милосердие – оказание помощи больному;
  • забота о пользе больного и приоритет его интересов;
  • уважение к жизни (отрицание эвтаназии);
  • отрицание абортов;
  • отказ от интимных связей с пациентом;
  • личное совершенствование;
  • конфиденциальность – врачебная тайна.

Вот текст клятвы Гиппократа в русском переводе:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении - а также и без лечения - я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

С тех пор клятву Гиппократа в том или ином виде приносят те, кто собирается стать врачом. Ее принял и христианский мир, убрав из начала древнегреческих богов.

Сегодня в странах Северной Америки и Европы принят «Профессиональный кодекс врача», в Израиле - «Клятва еврейского врача», в основу которых положены принципы клятвы Гиппократа. Правда, некоторые положения древнегреческого целителя исключены (например, неучастие в абортах) как не соответствующие реалиям сегодняшней жизни. Кроме того, в США медицинская помощь террористам, реальным и потенциальным, считается незаконной и уголовно наказуема – это ограничение основано на судебном прецеденте. Еще одним камнем преткновения является принцип уважения к жизни, так как в настоящее время все чаще поднимается вопрос о легализации эвтаназии.

В России в 1971 году была создана «Присяга врача Советского Союза», в середине 1990-х ее сменила «Клятва российского врача», а в 1999 году – «Клятва врача России», которую дают врачи, получая диплома (ст. 60 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

  • честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
  • быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
  • хранить врачебную тайну;
  • внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
  • хранить благодарность и уважение к своим учителям;
  • быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
  • доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
  • постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины.

Опытным путём проверено, что любой медицинский холивар рано или поздно упирается в один вечный довод: "вы клятву Гиппократа давали"(с), а потому всем должны. Такое мнение живёт в головах домохозяек, офисного планктона и прочих представителей средне-интеллектуального населения России. В таком случае любой медицинский работник оказывается в ситуации "припёрли к стенке": вроде как человек подписавший контракт, но не вчитавшийся в мелкий шрифт, загоняющий его в рабство. То есть такая точка зрения декларирует: врач "обязан" вне зависимости от внешних условий, уровня оплаты и качества оснащения. Врач обязан - и точка. И соответственно врач несёт ответственность - только он, вне зависимости от того, кто на самом деле виноват.

Этот идиотизм, когда самопожертвование превращается из подвига в непреложную обязанность (с наказанием за уклонение от исполнения оной обязанности), произрастает из неграмотности населения. Идеологический образ врача как самоотверженного "борца с болезнью, капитализмом и за счастье народное" достался нам от СССР. Идеология знаете ли. Этот образ скрестился с клятвой Гиппократа, рождая в результате следующее представление: правильный хороший врач - такой, которого хлебом не корми, а дай жизни поспасать. Он как бэтмен мчится по первому сигналу и готов расстелиться перед пациентом, лишь бы угодить ему. Потому что - призвание такое. А дело пациента - благосклонно принимать знаки внимания врача... или вытирать об него ноги, ежели что не понравится. То есть люди массово путают "беззаветное бескорыстное служение" с "профессиональной работой" (корыстной по своему определению). Но я не об этом...
Остановиться хочу вот на чём - на мотивации такого заблуждения, а именно на пресловутой клятве Гиппократа. Потому как опыт показывает: 99,95% тех, кто начинают говорить о неё - ничего про неё не знают акромя самого названия.

Итак - Клятва Гиппократа .

Приписываемая "Гиппократу второму - отцу медицины" клятва написана вообще не им, а кем-то из его учеников или последователей. Вообще из более чем шести десятков трудов, составляющих так называемый "гиппократовский корпус" достоверно самим гиппократом написано не более десятка (самые оптимистичные предположения -18). "Клятва" входит в деонтологический раздел корпуса вместе с другими трудами: "Закон", "О враче", "О благоприличии", "Наставление"...
Сам текст клятвы неоднократно переписывался и менялся, в зависимости, например, от смены религиозных доктрин. Собственно приводимый здесь текст просто наиболее достоверно изначальный...
Вот перевод Клятвы с древнегреческого на греческий и в последующем - на русский язык:

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому

Начинаем "загибать пальцы". Итак - о чём же дословно говорит клятва?
1. обязательства перед учителями, коллегами и учениками
2. обязательство лечить "сообразно с моими силами и моим разумением" (как могу и как считаю правильным).
3. отказ от эвтаназии
4. отказ от абортивного пессария (хирургического инструмента). Кстати, нет в клятве отказа от абортов как таковых;)
5. обязательство жить "чисто и непорочно"... "Руссо туристо - облико морале, фирштейн?"(с)
6. обязательство не лечить каменную болезнь (видимо имеется ввиду "не лезть в бизнес хирургов") ***
7. обязательство об отказе от интимных связей с пациентами
8. обязательство хранить врачебную тайну
*** - стоит помнить что Гиппократ был асклепиатом, лекарем-жрецом, считавшим, что его предком был Асклепий, древнегреческий бог медицины и врачевания. Очевидно, что "врачеватели каменной болезни", прообраз хирургов, не имели происхождения от Асклепия, как не имели происхождения от него многие другие медицинские профессии.

Собственно говоря - всё.
Вышеперечисленный список обязательств (и только их) накладывает на врача клятва Гиппократа.
Что же по поводу платности-бесплатности медицины, то старик Гиппократ вообще был весьма хитрым в этом деле. Вот отрывок из его труда "Наставление", где он обращается к ученику:
"...И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, но чтобы обращал внимание и на обилие средств (у больного), и на их умеренность а иногда лечил бы и даром, считаю благодарную память выше минутной славы" (с)
Ключевое слово - ИНОГДА. Советую помедитировать на эту тему всем, требующим бесплатной медицины на основании дачи врачами клятвы Гиппократа;)

«Я хороший врач, потому что свободный, и у меня 480 свободных врачей. «Клятва Гиппократа» - это все фикция. А на самом деле есть реальная жизнь - кушать нужно каждый день, квартиру иметь, одеваться. Думают, что мы какие-то ангелы летающие. Ангел, получающий зарплату в 350 рублей? И таких врачей сегодня в России полтора миллиона. Полтора миллиона бедняков с высшим образованием, интеллектуальных рабов. Требовать, чтобы медицина хорошо работала в этих условиях- абсурд!»
(c) последнее интервью известного офтальмолога Святослава Федорова.

Виталий, никто не умоляет достоинств учителей! Я с огромным уважением отношусь к учителям и педагогам, как и люди в моем окружении. К вашему сведению, учителя тоже жалуются на низкую зарплату;) А вы полагаете, что на конференции медицинские мы ездим за чей-то другой счет? Да, конечно, есть те, для кого предоставляется оплата этих поездок (при условии что этот врач занимается научной деятельностью а порой и с наравне с лечебной), но большинство. подавляющее большинство самостоятельно обеспечивает себе не только проезд до места конгрессов и конференций, где можно получить последние новости из мира официальной, а не интернет-блог-медицины, но и вынужден оплачивать самостоятельно проживание/питание и даже (!) участие в этих самых мероприятиях. А чтобы врач мог совершенствовать навыки свои в специальности, он должен (а если повезет и вдруг руководство клиники - частной или государственной - не важно, работала и там и там и никому ничего за их счет не надо) сам оплатить свою учебу. Более того, вам, не сведущему в этой системе, расскажу: каждые 5 лет каждый врач обязан повышать свою квалификацию, подтверждать ее путем прохождения платного обучения. Как правило, гос.учреждения это обучение ставят в план и действительно именно это 5-летнее подтвержление обеспечивают финансово, а в частных организациях врач самостоятельно должен оплатить учебу. И при этом, если врач не получил очередной сертификат, он автоматически не имеет права практики. И мне непонятно, почему врач, получив образование, пройдя мягко говоря, трудную длинную (а это не менее 7-ми лет обучения), а потом пытаясь найти работу (поверьте, нам тоже кушать хочется и да, далеко не везде молодым врачам открыта дорога), после многих лет непростого, а порой и адского труда (есть конечно менее эпичное определение), получает зарплату, равную и даже меньше, чем дворник из нашего подъезда или контроллер в автобусе, труд которого тоже нелегок, но и не требует особой специализации и высшего образования. Это касаемо учебы и страстей с зарплатами. Вы хотите, чтобы врачи были не хамами и не грубыми, но при этом сами позволяете хамить в их адрес;) Есть и среди наших сообществ гадкие люди - не спорю, сама сталкивалась, но не надо говорить "ВСЕ", потому что слава Богу большинство - достойные врача и профессионалы своего дела, любящие людей и свою профессию! Мы шли в университеты в том возрасте, когда ты веришь в светлое будущее, когда ты растешь на рассказах Булгакова и представляешь себя достойным врачом...а потом..встречаешься сначала с преградами на пути к образованию, потом к работе, зарабатыванию опыта (не везде дают получить опыт, увы), а потом с быдлом, что хочет топтать ноги и при этом чтобы его обхолили, вылечили и т.д. Я знала куда шла и с детства мечтала об этой професии, и сейчас в другой себя не представляю, но это не значит, что я должна слиться со стеной, землей и позволить об себя вытирать ноги!

Гиппократ (Hippocrates) - великий древнегреческий врач, естествоиспытатель, философ, реформатор античной медицины. Текст клятвы Гиппократа доступен на нашем сайте. Клятва Гиппократа, в России была заменена на клятву Российского врача. Первоначальный вариант был написан Гиппократом в V в. до н.э. на ионийском диалекте древнегреческого языка. С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки. Клятва Гиппократа - самый ранний и наиболее впечатляющий документ медицинской этики. Ниже мы приводим текст Клятвы Гиппократа в переводе с древнегреческого языка В.И.Рудневым. Хотя Гиппократ был из рода древних эллинов, а не ветхозаветных иудеев, тем не менее, можно говорить о профетизме текста «Клятвы», его просветительском характере. Текст данной клятвы, сжато формулирующей моральные нормы поведения врача, приписывают «отцу медицины» - Гиппократу, который по преданию относился к асклепиадам. Это связано с тем, что в традиционном тексте клятвы Гиппократа упоминаются боги древнегреческого пантеона, что идёт вразрез с иудаизмом, по которому Бог один. Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда. ГИППОКРАТА КЛЯТВА – врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача (юридически ни чем не закреплена). В России "Присяга врача Советского Союза", утвержденная в 1971 г., в середине 90-х сменилась на "Клятву российского врача", а в 1999-м Госдумой был принят и президентом Б.Н. Ельциным подписан новый текст "Клятвы врача", которую новоиспеченные медики дают в торжественной обстановке при получении диплома.

«Клятва Гиппократа» на самом деле совсем не принадлежит Гиппократу . После того, как Гиппократ умер в 377 г до н.э., этой клятвы еще не было. Существовали «Наставления» Гиппократа, также потомкам достались различные варианты текстов «клятв».

Гиппократ (460 г. до н.э. – 377 г. до н.э., по другим данным – 356 г. до н.э., около Ларисы, Фессалия) – древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Придерживался в основном материалистических взглядов. Заложил основы клинического наблюдения и учения про прогнозирование последствий заболевания. Гиппократ был известным хирургом своего времени. Его считают родоначальником медицинской географии. Гиппократ сформулировал моральные нормы поведения врача, которые положены в основу текста врачебной клятвы – «клятвы Гиппократа».

О трудах Гиппократа

На самом деле большая часть трудов Гиппократа представляет собой сборник достижений разных авторов, а выделить из них настоящего Гиппократа практически невозможно. Из 72 приписываемых Гиппократу трудов, Гален признал настоящими только 11, Галлер – 18, а Ковнер – только 8. По всей видимости остальные работы принадлежат его сыновьям (врачам Фессалу и Дракону) и зятю (Полибу).

История клятвы Гиппократа

«Клятва Гиппократа», или Врачебная заповедь, опубликована в 1848 г. в Женеве, опускает большие куски исходного текста.

Текст клятвы Гиппокраа (на русском)

«Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.»

Как видим, текст «Клятвы Гиппократа» делает акценты на обязанности молодого врача перед своими учителями, коллегами и учениками, гарантии не нанесения вреда пациенту, на негативном отношении к эвтаназии, аборту, на отказе врачей от интимных связей с пациентами, на врачебной тайне.

Анализ полного текста «Клятвы Гиппократа»

В 2002 г. С Василевский провел логический анализ текста «Клятвы Гиппократа», которая существовала еще при Гиппократе. За единицу обработки информации он принял слово. Слов в «Клятве Гиппократа» оказалось всего 251.

1. Слов, посвященным отношениям «ученик – учитель» и «ученики одного учителя» - 69.

2. Слов, посвященных лечению больных – 34.

3. Слов, посвященных соблюдению врачебной тайны – 33.

4. Слов, которые относятся к «счастью» и «славе» врача «правильного», и проклятий на голову отступающего от клятвы врача – 31.

5. Слов, посвященных моральному виду врача – 30.

7. Слов, посвященным неучастии в абортах и эвтаназии – 25.

Анализируя таким образом текст «Клятвы Гиппократа», можно сделать вывод о профессиональных ценностях врача по Гиппократу.

«Клятва Гиппократа»: от античности до современности

В Древней Греции, жителем которой был и сам Гиппократ, основная масса врачей безбедно жила за счет гонораров, которые получала от пациентов. Хотя врачам не была далекой благотворительность.

В своих «Наставлениях» Гиппократ советует своему ученику дифференцировано подходить к разным пациентам. «И я советую, чтобы ты не слишком негуманно вел себя, чтобы обращал внимание и на наличие денег у больного, а иногда лечил бы и даром, считая благодарную память выше минутной славы».

Главным принципом этики Гиппократа всегда считали принцип «non nocere» - не навреди. Но придерживался ли ее сам Гиппократ? В отрывке с Врачебной заповеди, опубликованной в Женеве в 1848 г., читаем: «Мое самое первое задание – восстановить и сберечь здоровье всех моих пациентов». Однако в первой версии «Клятвы Гиппократа» было продолжение этой фразы: «однако не всех, но только способных заплатить за свое выздоровление».

В практике самого Гиппократа были два случая, когда он нарушил клятву. В 380 г. до н.э. у него начал лечение от отравления Акрахерсит. Оказывая больному неотложную помощь, Гиппократ поинтересовался у родственников, способны ли они заплатить за выздоровление больного. После отрицательного ответа, Гиппократ предложил «дать бедняге яда, чтобы тот долго не мучился», на что родственники согласились. За 2 года до своей смерти Гиппократ начал лечить Цезаря Светонского, который страдал от высокого давления крови. Когда выяснилось, что Цезарь не в состоянии заплатить весь курс лечения травами, Гиппократ передал его родственникам, не только не оказав медицинской помощи, но и сообщив им неверный диагноз – ничего страшного, больной просто страдает от мигрени. Обманутые родственники не обратились к другому врачу, и вскоре воин умер в возрасте 54 лет.

А еще Гиппократ терпеть не мог конкуренции и считал, что чем меньше будет врачей, тем более высокими будут заработки. В «Клятве Гиппократа» читаем: «наставления, устные уроки и все другое в обучении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанными обязанностями и клятвой медицинского закона, но никому другому».

В некоторых древних версиях клятвы Гиппократа упоминается, что врач должен бесплатно помогать коллегам и их семьям, и обязан не оказывать помощи бедным людям, чтобы все не потянулись к бесплатной медицине и не сломали врачебный бизнес.

Сам я никаких клятв в не давал. Женился я, когда все клятву давали и уехал на медовый месяц. Диплом, соответственно, получил по приезду и без всяких клятв. Наверное, поэтому и интересуюсь.

Тексты клятвы Гиппократа на русском и английском языке и текст клятвы врача России.


Гиппократ. Рубенс 1638

Текст клятвы в переводе на русский - Перевод не самый удачный, но специально взят из Википедии

Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

12 век, текст клятвы виде креста

Original, translated into English:
“ I swear by Apollo, the healer, Asclepius, Hygieia, and Panacea, and I take to witness all the gods, all the goddesses, to keep according to my ability and my judgment, the following Oath and agreement:
To consider dear to me, as my parents, him who taught me this art; to live in common with him and, if necessary, to share my goods with him; To look upon his children as my own brothers, to teach them this art.
I will prescribe regimens for the good of my patients according to my ability and my judgment and never do harm to anyone.
I will not give a lethal drug to anyone if I am asked, nor will I advise such a plan; and similarly I will not give a woman a pessary to cause an abortion.
But I will preserve the purity of my life and my arts.
I will not cut for stone, even for patients in whom the disease is manifest; I will leave this operation to be performed by practitioners, specialists in this art.
In every house where I come I will enter only for the good of my patients, keeping myself far from all intentional ill-doing and all seduction and especially from the pleasures of love with women or with men, be they free or slaves.
All that may come to my knowledge in the exercise of my profession or in daily commerce with men, which ought not to be spread abroad, I will keep secret and will never reveal.
If I keep this oath faithfully, may I enjoy my life and practice my art, respected by all men and in all times; but if I swerve from it or violate it, may the reverse be my lot.

Кля́тва врача ́ — федеральный закон, принятый 17 ноября 1999 года Государственной думой Российской Федерации и утверждённый президентом России Б. Н. Ельциным взамен «Клятвы российского врача», пришедшей на смену «Присяге врача Советского Союза» (1971 год). Изложена в статье 60 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан».

Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:

* честно исполнять свой врачебный долг,
* посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;

* быть всегда готовым
o оказать медицинскую помощь,
o хранить врачебную тайну,
o внимательно и заботливо относиться к больному,
o действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;

* проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;

* хранить благодарность и уважение к своим учителям,
o быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;

* доброжелательно относиться к коллегам,
o обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного,
o и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;

* постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство,
* беречь и развивать благородные традиции медицины.