Каким образом казахи оказались в составе Монголии (история). Казахи в монголии

Участники проекта "По пути Чингисхана" стартовали в Алматы, и, доехав до Республики Алтай (Россия), остановились в поселке Кош-Агач, где выступили с музыкальным концертом. Этим же вечером сюрпризом для всей команды стало возвращение голландца Роберта Эрмерса, он сам был безмерно счастлив вернуться в ряды путешественников. На следующее утро группа отправляется к границе Монголии. На фото тюрколог Напил Базылхан показывает на карте северную дорогу, которая богата древними памятниками

От российского Кош-Агача до пограничного села Ташанты 45 километров. На границе пришлось прождать несколько часов


Пока решаются формальности с документами, группа знакомится с байкерами из Польши


Тут же недалеко расположился дальнобойщик Михаил, который везет битум для строительства дорог Монголии. Как в дальнейшем показала практика, такие люди как Михаил - самые желанные люди в этой стране


Гостиница возле пограничного поста Монголии, где можно поесть. К тому времени все сильно проголодались и домашняя еда была бы в самый раз


Но каждому досталось всего по 2-3 манты и чашки чая


Зато сюрпризом стал выставленный хозяйкой гостиницы счет - около 400 долларов за обед


Организатор Бахытгуль: "Пришлось торговаться до 120 000 тугриков (12 000 тенге). В следующий раз мы будем есть по меню с ценами"


На всей территории Монголии лишь 5% автомобильных дорог с твердым покрытием, все остальные - сплошь грунтовые. Ездить по ним - сущее мучение


Наконец, появившаяся асфальтированная дорога говорит о приближении к городу Баян-Ольгей


Яркие машины c казахстанским флагом привлекают внимание и многие останавливаются, чтобы познакомиться. Мулла Куандык со своей семьей


Его дочери говорят только на казахском


На горизонте появляется долгожданный город


Певица Асем: "Я немного волнуюсь, как примут и встретят нас здешние казахи"



Необычные такси-мотоциклы смогут доставить в любую точку Монголии, цена - 400 тугриков за километр (40 тенге)



Коршуны играют роль местных ворон


Казахи Монголии в основном исповедуют ислам, однако есть и те, кто придерживается буддизма


Мулла Абдулла


Почти в каждом дворе стоят по одной-две юрты


На ночлег участники остановились в этнической гостинице, где вместо обычных комнат гостей заселяют в юрты. Внутри юрты есть все необходимое: кровати, стулья, стол, электричество, печка и даже подключен WiFi. Душевая, туалет и баня находятся в отдельном здании


Рисунки на оленьих камнях


Каменные изваяния «Бага харгай» VIII-IX вв. Монголия. Баян-Ульгийский аймак Сагсай (фото Бауыржана Булатханова)


Общая численность этнических казахов в Монголии составляет больше 140 тысяч человек, это примерно 5% всего населения страны. Из них в Баян-Ольгийском аймаке проживают около 90 тысяч человек, которые делятся на два рода: абак керей и найман. Рассказывает женщина: "Мы из рода абак керей, коренные жители этих краев. Всю свою жизнь посвятили скотоводству, это единственный доход нашей семьи"




Летом люди живут в юртах, а в холодное время возвращаются в зимовки



В Монголии существуют казахские школы, но родному языку в основном учат внутри семьи


Шолпан показывает детскую кроватку "бесик" младшего сына


Напиток, которым угощает Шолпан, называется горячий курт. Он считается лечебным средством от простудных заболеваний и туберкулеза


"Алтай Керей" Hand Craft - небольшой магазинчик национальных казахских вещей, выполненных в кочевнической технике. Стоимость изделий от 3 до 45 тысяч тенге


На втором этаже магазина находится мастерская


Все стежки и швы выполняются вручную. Одно покрывало может занять несколько месяцев кропотливой работы




В это время в Монголии проходил ежегодный национальный монгольский праздник Наадам, который состоит из трех спортивных игр: стрельбы из лука, скачек и борьбы (фото Бауыржана Булатханова)


Монгольская национальная борьба "бөх". До начала соревнования все борцы выходят на середину и взмахивая руками, словно крыльями, в танце изображают полет гордой птицы. Этот танец символизирует силу и гордость. В конце состязания танец исполняют только победители (фото Бауыржана Булатханова)


Экипировка борцов: сапоги, трусы и короткая жилетка с длинными рукавами, но с открытой грудью (фото Бауыржана Булатханова)


Открытый костюм борцов объясняет старая монгольская легенда, которая гласит, что одна женщина, одетая мужчиной, победила самого сильного борца. И побеждала всякого, кто бросал ей вызов, так были повержены все сильнейшие. Позором для мужчин стало, когда они узнали, что их победила обычная женщина. С тех самых времен, чтобы избежать повторного позора и не допустить женщину к состязаниям, было решено оголять грудь (фото Бауыржана Булатханова)


По правилам игры борец считается проигравшим, если коснется земли, например, локтем или коленом. Народное правило гласит: "нельзя тревожить землю" (фото Бауыржана Булатханова)


Монгольские борцы считаются самыми сильными. К примеру, в Японии живут и выступают на татами 33 монгольских сумоистов (фото Бауыржана Булатханова)



Казахский беркутчи на национальном празднике Наадам (фото Бауыржана Булатханова)


Из-за опоздания по графику на один день вместо северной дороги колонна движется по южной. Эта дорога менее интересная, но более короткая и безопасная. Через 37 км от города Баян-Ольгей, среди каменных скал, перед взором участников предстает озера Толбо-Нуур


По дороге группе приходится остановливаться из-за проколотых шин. Организатор Бауыржан Булатханов: "В нашей группе за всю поездку было всего пять проколов. Учитывая дороги Монголии, где камни остры как лезвие ножа, 5 единиц - это ничто. Все же хорошие шины не подкачали"


К подъезду к городу Ховд


Здесь небольшой привал для замены проколотых шин и заправка



Буддисткий храм в селе Дарви, возле него группа разбивает лагерь на ночлег



Наутро город Алтай







Каменное изваяние «Дэнгийн сүм» VIII-IX вв. возле краеведческогой музея города Алтай



На высокогорном плато между поселками Алтай и Баянхонгор колонна машин, вдруг потеряв друг друга из вида, разъехалась в разные стороны. Это был самый страшный момент за всю экспедицию: оказаться одним в незнакомой степи, где за много-много километров нет ни одной живой души, было жутковато. Прошло полтора часа прежде, чем все участники воссоединились вновь


Фотограф Рустем Рахимжан: "Когда мне сказали, что случилось, я только проснулся и сидел в машине с квадратной головой"


Музыкант Абулхаир Абдрашев при встрече обнимает отца: "Я был так переполнен эмоциями, что просто сказал ему, как сильно его люблю"


Причин разбивки колонны было несколько, - говорит Бауыржан. - Первое - это огромное количество разветвленных дорог. Второе - пыль, которая закрывает обзор и не видно автомашин, идущих сзади. И третье - неопытность водителей при движении в колонне


Только утром я говорил, что каждый немного вырос и научился работать слаженно, а тут все повели себя как дети, начали играть в гонки. Но я рад, что все мы нашлись, все здоровы и автомобили в полном порядке. Хотя и переживал, что с таким отношением, мы рискуем вообще не добраться до Улан-Батора


Уставшие и изможденные дорогой, участники добираются до небольшого населенного пункта и решают разбить рядом лагерь


До наступления темноты нужно успеть поставить палатки и приготовить ужин



Чем ближе к Улан-Батору, тем колоритнее становятся таксисты


Монголия славится на весь мир своей обработкой шерсти. Кашемир, изготавливаемый здесь, популярен в таких странах, как Италия, Франция, Англия и Россия



Сырое козье молоко считается менее опасным, чем коровье, так как козы более стойки к заболеваниям. Из козьего молока делают рассольные сыры, в том числе и брынзу




Это была последняя остановка перед третьим этапом путешествия. Только под утро колонна прибудет на родину великого полководца Кюльтегина, но об этом и других приключениях участников проекта "По пути Чингисхана" вы сможете узнать в заключительном репортаже "Великая Монголия"

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Казахи являются потомками тюркских, монгольских и индоиранских племен, а также гуннов, населявших территорию Евразии от Сибири до Черного моря.

Они ведут полукочевой образ жизни и, начиная с 19-го века, бродят со своими стадами по горам и долинам западной Монголии.

Из многих традиций и навыков казахи особенно ценят древнее искусство орлиной охоты. Они полагаются на свой клан и свои стада, следуя доисламским культам неба, огня и сверхъестественных сил в образе добрых и злых духов.

“Хорошие лошади и гордые орлы – вот крылья казахов”, – считают казахи.

На протяжении более двух столетий казахские мужчины охотятся верхом, используя в качестве помощников дрессированных золотых орлов. В горах и степях охотятся они на кроликов, сурков, лисиц и даже волков ради их меха, который является неотъемлемой частью традиционной казахской одежды.

Мастерство обучения беркутов передается из поколения в поколение. Орлиные охотники носят сапоги, черные бурки и шапки из лисьего меха, называемые “loovuuz”. Казахи живут, в основном, в провинции Баян-Ёлги (Bayan-Ölgii), что в переводе означает “Богатая колыбель”


На фото: Хан ла Хан (Khan la Khan)

У казахов жива традиция устной истории. Они во всём полагаются на свой клан и обязаны помнить хотя бы семь поколений своих предков поимённо, “чтобы не забыть, откуда мы родом”.

В последние десятилетия монгольским казахам удавалось придерживаться своих традиций и навыков в гораздо большей степени, чем их братьям в соседнем Казахстане.

На фото: Закат в Алтанцогст (Altantsogst), Баян-Ёлги




Ислам попал к предкам казахов в 8-м веке. Большинство казахов – мусульмане-сунниты, которые нередко продолжают следовать доисламским культам неба, предков, огня и сверхъестественных сил – добрых и злых духов, великанов и леших.

Они носят бусы и талисманы, чтобы защитить себя от бед. У казахов широко распространены шаманские поверья, а также вера в силу носителей этого культа – шаманов, которых казахи зовут “бакши”.

На фото: Улаанкхуз (Ulaankhus), Баян-Ёлги

До 1930 года кочевники могли свободно передвигаться между Казахстаном, Монголией и китайской провинцией Синьцзян. Однако после основания Монгольской Народной Республики в 1924 году многие из них отказались от своего полукочевого образа жизни и начали оседать в западно-монгольском высокогорье.

На фото: Кхайраткхан (Khairatkhan), орлиный охотник

Фестиваль золотого орла проводится в середине октября и сигнализирует об открытии сезона охоты. Это красочное и живописное событие привлекает лучших охотников с птицами и является важным праздником для всего сообщества.

Казахи надевают богато расшитые одежды; женщины носят яркие платки (ah jaulih), а мужчины – тюбетейки (tuhia) или шапки из лисьего меха. Казахская культура сильно отличается от монгольской: даже сёдла у Казахов другой формы.

На фото: Алтансогц (Altansogts), Баян-Ёлги

Казахи – полукочевой, пасторальный народ. Многие семьи переезжают несколько раз в год со своими стадами из одного фиксированного сезонного поселения в другое. Те, у кого стада поменьше, остаются на лето ближе к зимовке, но юрту все же ставят. Юрту они называют “кииз йи” (kiiz yi – войлочный дом). Летняя юрта (и зимняя, хотя и в меньшей степени) богато украшена вышивкой, войлоком и вязаной шерстью.

На фото: Идриш, Кхайраткхан, Нуркайрат и Башакхан (Idrish , Khairatkhan , Nurkairath & Bashakhkhan)

Большинство казахов из этого отдаленного горного региона зависят от домашних животных. С 19-го века они кочуют по горам и долинам Западной Монголии со своими стадами. В этом районе много пиков высотой от 3000 до 4000 метров. Сегодня казахи в провинции Баян-Ёлги насчитывают примерно 87000 человек, или около 88,7% от всего населения провинции, в то время как по всей стране они составляют около 4% (около 110 тыс. человек) от общего населения Монголии.

На фото: Эргалим (Ergalim)

Многие казахи являются талантливыми исполнителями традиционной музыки. Домбра – щипковая лютня с двумя струнами, и кобыз – изогнутый инструмент, на котором играют, уперев его между коленями, упоминаются в ранних источниках.

На фото: Человек с орлом

На протяжении сотен лет казахи пасли и разводили курдючных овец, верблюдов и лошадей: эти животные обеспечивают питание, одежду и транспорт. Их любимым мясом является баранина и конина. Существует широко распространенная практика соления и сушки мяса для его долгого хранения. Также они предпочитают кислое молоко, так как его легче хранить, и поэтому оно лучше подходит для их кочевого образа жизни.

На фото: Казахский портрет

Фигура Чингисхана овеяна большим количеством легенд. Несмотря на противоречивое отношение к историческому деятелю и полководцу, завоевавшему многие страны Евразии, на родство с ним претендуют сразу несколько народов. Например, некоторые исследователи считают, что потомками легендарного завоевателя и его соратников являются казахи.

От кого произошли казахи

Казахи – тюркоязычный народ, живущий на просторах Центральной Азии. Данную территорию с древних времён населяли различные племена кочевников-скотоводов, все они имеют отношение к этногенезу казахов. Считается, что этот народ произошел от скифов, гуннов, кыпчаков и представителей ряда других национальностей. Не случайно, в составе казахского этноса выделяют три больших рода (старший, средний и младший жузы), каждый из которых, в свою очередь, делится на множество групп.

Вторжение монгольских завоевателей также не могло не повлиять на этнический состав казахов, если учесть, что основатели Золотой Орды остались жить среди покоренных народов, вступая в смешанные браки. Их потомки уже не называли себя монголами, утратив за два-три столетия любые связи с исторической родиной.

Этноним «казах» (изначально – «казак»), как определение группы племен, появился лишь в XV веке, уже после распада Золотой Орды. В переводе с тюркского языка это слово означает «свободный, вольный человек». В те времена так называли себя многие люди, не желающие подчиняться официальным властям.

Одним из государств, возникшим на руинах легендарной монгольской империи, был Узбекский улус, которым правил султан Абу-л- хайр. Его властью и политикой были недовольны двое потомков Чингисхана – Керей и Жанибек. В 1458 году вместе со своими племенами они самовольно покинули берега Сырдарьи, отказавшись быть подданными Узбекского улуса.

Желая жить свободно, эти люди перекочевали в район современной Алма-Аты. Они и назвали себя казахами. Соседние племена не раз испытывали народ, образовавшийся совсем недавно, на прочность. Войны с джунгарами, регулярные стычки с калмыками и ойратами, политическое балансирование между Китаем и Россией потребовали немало мужества, решимости и умелой дипломатии.

Так или иначе, сегодня казахи – молодой народ, играющий заметную роль на территории Евразии.

Монголы и тюрки

Казахстанский писатель Турсынбай Жандаулет в статье «Кто все-таки Чингисхан, монгол или казах?» отметил, что вопрос о родстве с легендарным завоевателем вызывает жаркие споры на его родине. Одни исследователи критикуют основателя Золотой Орды за жестокость и деспотизм, другие почитают его как великого полководца. В процессе самоидентификации казахи ищут ответы на вопрос «Кто мы?» в своей истории.

Чингисхан, кем бы он ни являлся по своему происхождению, согласно мнению писателя, оказал значительное влияние на этногенез этого народа. Более того, сам легендарный завоеватель является предком казахов. Свою версию Турсынбай Жандаулет объясняет тем, что в XII-XIII веках ещё не существовало таких народов как монголы и казахи в их нынешнем понимании. Огромные пространства Центральной и Средней Азии занимали различные племена кочевников-скотоводов, которые впоследствии стали предками современных наций.

Казахи не являются исключительно тюркским народом. Они представляют собой своеобразное смешение разных племен, среди которых есть и монгольские роды. Некоторые исследователи даже утверждают, что казахов можно назвать монголо-тюрками. А тот факт, что язык этого народа относится к кыпчакской группе тюркской семьи, объясняют тем, что основатели Золотой Орды переняли речь покорённых племён, полностью ассимилировавшись в их среде.

Одним из доводов в пользу этой версии ученые считают то, что среди монголов и казахов распространен запрет на браки между родственниками до седьмого колена. Не желая нарушить данное табу, люди довольно часто создавали семьи с представителями других племен.

Впрочем, даже казахстанские историки серьезно сомневаются в том, что сам Чингисхан был представителем их народа.

Казахские ханы – потомки Чингисхана

Генеалогию легендарного завоевателя внимательно исследовал известный казахстанский ученый Гизат Табулдин. В своей книге «Казахские ханы и их потомки», изданной в 2013 году, исследователь написал, что правители этого народа являлись прямыми потомками Чингисхана.

По данным историков, у старшего наследника великого полководца – Джучи-хана – было около 40 сыновей, рожденных разными женами и наложницами. Но обладателями политической власти и основателями правящих династий Чингизидов стали лишь шестеро детей Джучи-хана: Орда-Эжен; Батый; Береке; Шибан; Бувал и Тука-Тимур. После распада могущественной империи разные ветви когда-то единого рода вступили в вооруженное противостояние, борясь за власть.

Как полагает Гизат Табулдин, Орда-Эжен и Шибан являются предками всех казахских ханов. Потомки первого возглавили государства, образовавшиеся на руинах Золотой Орды, а династия Шибанидов в 70-х годах XV века основала Сибирское ханство, располагавшееся на среднем течении реки Иртыш. То есть, вышеупомянутые ханы Жанибек и Керей произошли от Орда-Эжена – внука Чингисхана.

Именно принадлежность к потомкам легендарного завоевателя делала власть ханов легитимной в глазах простого народа. Поэтому им подчинялись беспрекословно. Среди представителей династии Чингизидов оказалось немало искусных дипломатов и храбрых полководцев, которые умело управляли своим народом, потому что сами причисляли себя к казахам, а не к монголам.

У представителей династии, правящей в Центральной и Средней Азии несколько веков, осталось много потомков. Не всем из них досталась власть. Большинство отпрысков Чингисхана и его сыновей были детьми наложниц. У них, в свою очередь, тоже рождались малыши. Поэтому – чисто теоретически – любой казах (калмык, киргиз, узбек, ногаец и т.д.) может оказаться представителем легендарной династии.

Я приехал в Казахстан из Монголии в 2012 году на учебу и остался здесь . Первый город, в который я приехал, был Караганда. Там есть специальные курсы, на которых обучают студентов, приехавших из-за рубежа. Я проучился год, после чего сдал комплексное тестирование для поступления в университет, получил грант на обучение в ЕНУ им. Л.Н. Гумилева и переехал в Астану.

Я работаю журналистом на одном из казахстанских телеканалов. Также у меня есть образовательный центр, где проходят курсы по изучению английского языка.



Единственной сложностью, с которой мне пришлось столкнуться - это язык. Я учился на монгольском языке и пересекался с казахоязычной средой, а русская речь немного шокировала. Молодежь говорила на русском, в магазине было сложно купить продукты. Однако прошло время, и стало проще. Сейчас ко мне обращаются на русском, я отвечаю на казахском.

В экономическом плане Казахстан находится на более высоком уровне, чем Монголия. Тут народ давно отошел от кочевого образа жизни. В Монголии, в свою очередь, в селах сохранился такой стиль жизни. Там хорошо развито скотоводство и на одного человека может быть отара из 1000 овец, 100 голов лошадей, 200 коров. Эти люди могут кочевать с юртой круглый год по зимовьям и кочевьям. И казахи, и монголы, которые поддерживают такой образ жизни, хоть и не живут на одном месте, у них все равно есть электричество, телевидение. Они знакомы с последними новостями. В Монголии есть несколько городов вроде Улан Батора, Дархана - они современные и ничем не уступают Астане. Большинство городов небольшие, с населением не более 100 тысяч жителей.

В Монголии есть несколько городов вроде Улан Батора, Дархана - они современные и ничем не уступают Астане

В Монголии дешево. Все продукты дешевле раз в семь-восемь. То есть если вы зарабатываете 100 тысяч тенге в Монголии, это эквивалентно тому, чтобы зарабатывать 700-800 тысяч тенге в Казахстане. Вы можете позволить себе и одеться, и поесть, и погулять. На эту сумму в Астане толком и не проживешь.

Казахи, живущие в Монголии, сохранили в себе дух тех казахов, которые жили сотни лет назад. Они внимательно следят за языком, традициями.

В Монголии уровень образования гораздо выше. И дело не в том, что там есть особенные профессора или учебники. Просто у людей другое отношение к образованию - все учатся не для того, чтобы получать оценки, а чтобы получать знания. Если у казахстанских студентов есть такая вещь, как шпаргалки, то там никто их не использует.

Просто у людей другое отношение к образованию - все учатся не для того, чтобы получать оценки, а чтобы получать знания

Еще большая часть молодежи из Монголии учится за рубежом. Многие уезжают в США. Дело в том, что в Монголии помимо монгольского люди учат английский язык. Уровень знания английского высокий, потому что много туристов из-за границы приезжает в Монголию. Если кто-то из них спросит дорогу на английском - им без проблем подскажут и ответят на английском.

Сам я бываю в Монголии раз в год. В этом году я еще не ездил, но, как только закончу дела, обязательно поезду.



Наурыз Орынбасарова, 34 года, родной город - Баян-Улгий, Монголия, предприниматель

Мы переехали из Монголии в Казахстан в 1991 году. Мои родители решили переехать вместе с бабушкой-дедушкой, родственниками. В Казахстане мы живем в Караганде. Тут я получала высшее образование и живу уже 27 лет. Старшие родственники ездят в Монголию на праздники, к знакомым.

В Монголии хорошо развиты города и культура. Бытует мнение, что в Монголии люди живут в юртах, но это не так. Условия в Монголии и Казахстане практически не отличаются. Там точно такие же цивилизованные, красивые города. Но это не отрицает того, что в степях живут люди в юртах, небольших домах. Своим образом жизни они похожи на кочевников прошлого: они занимаются скотоводством.

Большинство казахов живет в городе Баян-Улгий. Можно сказать, что все там говорят на казахском языке. И это такой казахский, который почти не изменился. Казахи в Монголии бережно относятся к традициям и культуре. Наши дальние родственники, которые живут там, когда приезжают в гости, не испытывают сложностей. Все привычно и понятно.

Медицина и образование в Монголии отличаются от тех, к которым мы привыкли в Казахстане

Медицина и образование в Монголии отличаются от тех, к которым мы привыкли в Казахстане. Например, мы все знаем, что такое образовательный грант и как он действует. В Монголии такого понятия не существует. В университете все учатся на платной основе. Бесплатные только десять лет обучения в школе.

Медицина в Монголии платная, и за любую услугу требуется оплата. К слову, зарплаты невысокие. Средняя зарплата около 30 тысяч тенге. За счет того, что там довольно много мяса, оно гораздо дешевле, чем в Казахстане. Многое приходится закупать в Китае и России, потому что таких предприятий, как в Казахстане, в Монголии нет. Однако за счет цен на мясо прокормиться на такую зарплату можно.

Казахи, живущие в Монголии, так же, как и местные, едят говядину, конину, баранину и много пьют чай. Но казахи, в отличие от монголов, не пьют чай с солью.

Нурболат Ханагат, 28 лет, родной город - Баян-Улгий, Монголия, пресс-секретарь акимата


Я жил в городе Баян-Улгий. Этот город один из самых густонаселенных казахами. Там проживает большая казахская диаспора. Сейчас я живу в Казахстане и работаю в акимате Панфиловского района, Алматинской области. Сложностей с переездом как таковых не было, и период адаптации прошел легко.

Если говорить об отличиях, то можно выделить жилищный вопрос. Если в Казахстане у людей всегда остро стоит жилищный вопрос, то в Монголии с этим всем проще. Государство обеспечивает большую поддержку, но общий уровень жизни не так хорош, как хотелось бы . К тому же, в Казахстане цены на продукты, бытовые вещи ниже и уровень жизни, условия на высоком уровне.

Мне больше нравится жить в Казахстане, потому что я казах. Если подумать, то менталитет и образ мышления у людей одинаковый. Однако казахи в Монголии большие патриоты. Они ценят свою национальную идентичность и ставят ее в качестве одного из жизненных приоритетов.

Они ценят свою национальную идентичность и ставят ее в качестве одного из жизненных приоритетов

В Монголии мне больше всего нравятся монгольские казахи. Их характер, дух, отношение к жизни - особенные.



Монгольское нашествие на Казахстан в XIII веке повлияло на этнический состав населения, развитие культуры и экономики народа. Узнайте, как образовалась империя Чингисхана и почему он напал на казахские степи.

Образование Монгольской империи и монгольское нашествие на Казахстан

Монгольская империя - государство, которое занимало самую большую территорию за всю мировую историю. Объединил земли от Японского моря до Восточной Европы полководец Чингисхан. Он родился под именем Темучин. С девяти лет обручен и жил в семье невесты по имени Бортэ.

Темучин стал правителем в возрасте 44 или 51 года (источники указывают разные даты рождения - 1155 и 1162 годы). Почетные тюркские воины и знать во время курултая провозгласили его ханом и дали имя Чингисхан.

Образование Монгольской империи началось с того, что государь навел порядки на вверенных землях. Он разделил владения на административные единицы. Выглядело это так:

  1. Три округа (улуса): Барунгар, Жонгар, Кул.
  2. Улусы делились на тумены, которые насчитывали 10 тыс. человек.
  3. Далее выделялись тысячи (аймаки).
  4. Аймаки состояли из сотен.
  5. Сотни делились на десятки.

Такой уклад позволял эффективно управлять регионами.

Чингисхан издал своеобразную конституцию - «Великую Ясу», которая делилась на такие разделы:

  • «Билик» - моральные и нормативные уставы для подданных;
  • «Джасак» - религиозные, уголовные, дисциплинарные и военные законы.

Некоторые постулаты из «Ясы» впоследствии использовались для казахского свода законов «Жеты Жаргы» в XVIII веке.

Чингисханом во всех его начинаниях двигали три идеи, а именно:

  1. Объединение кочевых народов в единое государство.
  2. Закрепление власти за своими наследниками.
  3. Подчинение кочевникам всех земель мира.

Он с помощью беспощадной войны расширял владения. Когда найманский хан Кучлук пытался подчинить канглы, уйгуров и карлуков, то их правители Арслан-хан и Барчук обратились за помощью к Чингисхану. Так монгольские воины появились вблизи Семиречья. В результате Кучлук был уничтожен.

Позднее казахская степь стала свидетелем нападения Мухаммеда II, шаха Хорезма, на сына Чингисхана Джучи. Это событие породило вражду между правителями.

Чингисхан наводил справки о военном и экономическом состоянии Средней Азии и земель Казахстана. Он отправил в город Отрар купеческий караван. Гайир-хан принял торговцев за шпионов и, посоветовавшись с Мухаммедом, казнил монгольских послов.

После этого началось монгольское нашествие на Среднюю Азию. Территория Казахстана оказалась в окружении.

Сыновья Чингисхана, Чагатай и Угэдэй, руководили войсками, которые осаждали Отрар. Город сопротивлялся пять месяцев, затем воевода Караджа-хаджиб с десятью тысячами воинов перешел на сторону монголов и открыл им ворота. Гаийр-хан с войском спрятался в крепости и еще 30 дней держал оборону, но монголы уничтожили их. Такой была гибель Отрара.

В итоге владения могучей империи Чингисхана быстро расширялись. Он продвигался дальше на северо-восток, устанавливал свои порядки на подчиненных землях, вел жестокие бои, разрушал все, что стояло на пути.

Завоевание монголами территории Казахстана: последствия

Завоевание монголами территории Казахстана кардинально изменило историю края. Южные земли и Жетысу стали частью империи. Некоторые города оказывали кровопролитные сопротивления, другие сдавались сразу.

Чингисхан действовал жестоко, его войска имели хорошую военную подготовку. Монголы использовали такие орудия:

  • баллисты для метания камней;
  • катапульты;
  • машины для запуска горшков с горящей нефтью;
  • штурмовые лестницы.

Последствия монгольского нашествия были следующие:

  1. Войска Чингисхана не щадили ни женщин, ни детей. Воины разрушали постройки, лишали людей жилья, грабили. При раскопках на месте Отрара нашли 40 черепов в одном доме, что свидетельствует о массовом уничтожении населения. Даже те города, которые сдавались без боя, не уцелели. К примеру, в районе Жетысу до войны существовало около 200 населенных пунктов, войска Чингисхана стерли с лица земли 180 из них.
  2. Казахстан в период монгольского завоевания пострадал экономически, прекратилась внешняя торговля. Люди не могли обрабатывать поля и разводить скот из-за бедности, разгрома инвентаря и построек. Забросили прежде вспаханные земли, многие ремесленники погибли или попали в рабство.
  3. Остановилось развитие культуры. Разгромлены мечети и дворцы. Множество материальных и культурных ценностей уничтожено.
  4. С монголами в Казахстане появились племена мангутов (историки утверждают, что это монгольский род). Произошло кровосмешение между этническими группами. Племена кыпчаков утратили аутентичность.

Чингисхан поделил казахские земли на округи и назначил руководителями сыновей, а именно:

  • улус Джучи состоял из севера Семиречья и степей до нижнего Поволжья;
  • улус Чагатая - это юг и юго-восточные земли;
  • в улус Угэдэя вошел северо-восток Казахстана.

Монголы заставляли жителей соблюдать законы «Ясы», за нарушение строго карали. Казнили за грабеж, убийство, супружескую измену, укрытие сбежавшего раба.

После гибели Чингисхана его преемником стал Угэдэй. Между братьями не было мира, улусы не взаимодействовали, длилась борьба за власть.

Вторжение монголов на территорию Казахстана негативно отразилось на развитии края. Погибли тысячи этнических жителей, замедлилось развитие культуры и экономики.

Регионы в составе Монгольской империи постоянно боролись за свободу. Казахи образовали отдельное ханство спустя два столетия.