Какие шипящие звуки есть в русском языке. Что такое шипящие согласные звуки

Это статья о том какие бывают шипящие звуки а алфавите. О том как они правильно произносятся, о их происхождении.

В русском алфавите 33 буквы. Буквы мы видим, а звуки произносим и слышим. Гласных звуков - 10, согласных - 21, буквы Ь и Ъ звуков не имеют. А вот согласные Ж Ш Ч Щ имеют шипяший звук и являются шипящими буквами. Ещё с начальной школы хорошо помню правило о шипящих: "жи-ши" пиши с "и", "ча-ща" пиши с "а", "чу-щу" пиши с "у", тоже полезно помнить и знать, но это уже тема для другого вопроса.)

Шипящий звук в русском алфавите дают четыре согласные буквы: Ж, Ш, Ч, Щ. Буквы "Ж" и "Ч" являются звонкими согласными, две другие буквы "Ш" и "Щ" - глухими. При произношении этих букв губы ведут себя совершенно одинаково - они напрягаются и чуть-чуть вытягиваются вперед. С сомкнутыми губами эти звуки произнести не удастся (сравните, например, с произношением буквы "М" - ее можно "проговорить" и с сомкнутыми губами). Кончик языка при этом слегка прижимается краями к небу, оставляя небольшое пространство по центру языка. Именно через это пространство (или щель) и проходит воздух, который образует шипящий звук от произношения данных букв. Воздух при этом выдыхается. При произношении звука "жжжжж" включаются голосовые связки, поэтому этот звук получается более громким.

Щипящие согласные - согласные [ш], [ж|, [«"], а также [ш"] [ж"], называемые так по производимому ими акустическому впечатлению. В др.-рус. языке Ш. с. [ш"], [ж"], [V] исконно были мягкими: они возникли в результате первой палатализации (см.) или в результате изменения сочетаний согласных с /: "chj, "sj>$", *gj, "zj, "dj>z\ "kj", "tj>c" . Исконная мягкость \ш"], [ж"], [ч"\ обусловливала то, что в памятниках письменности буквы, обозначающие эти согласные, употреблялись с последующими гласными буквами ь, и, а также л(ед) и ю: мышь, мужь, сЛчь; нессши, бежишь, чисть; несошл, жлти, часъ; пишю, кожюхъ, уюти. Вместе с тем буквы ш, ж, ч могли употребляться и с последующими а и у (но не с ы), и это свидетельствовало о том, что согласные [и/"], [ж"], [ч"] не имели твёрдой пары и не было необходимости после них дифференцировать написание гласных.

Обучение буквам

В истории рус. языка [шг] и [ж"] подверглись отвердению, а [ч"\ сохранился как мягкий согласный; отвердение Ш. с. относится к 14 в.: в этот период в памятниках появляются написания ш и ж с последующей буквой ы: живите, де-ржыть, Шышкина (Духовная грамота Дмитрия Донского, 1389). Совр. орфография сохраняет традиционные написания букв и и ъ (в конце

существительных жен. рода и нек-рых форм глаголов) после ш и ж: шить, жир, мышь, рожь, несёшь, не тревожь.

Современные долгие Ш. с. [ЯГ] и [ж"] возникли из

Древне -русские сочетаний [ш"т"ш"], [ж"д"ж"] (восходящих к сочетаниям соответственно "stj, "skj, *sk и "zdj, *zgj. "zg) в результате утраты взрывного элемента в этих сочетаниях в таких словах, как ищу - [иш"т"ш"у]> >[иш"у], леща - [л"сш"т"ш"в]>[л"еш"а], дрожжи - [др6ж"д"ж"и\>\др6Ж"и], дождик -

\д6ж"д"ж"ик]>[д6Ж"ик]. Они сохраняют мягкость во многих рус. диалектах и в старомоск. произношении, лёгшем в основу устной формы лит. языка (см. Московское произношение); в других говорах они подверглись отвердению, а

иногда сохраняются в виде [шч"}, [ждж"] или [шт"], [жд"]. В совр. рус. лит. языке наблюдается тенденция к произношению твёрдого [ж\: ёжу], [вбжы], [в"иЖат"] или сочетания [жд"]

В русском языке существует четыре буквы, именуемые шипящими. Это «ж», «ш», «ч», «щ». Существует целый ряд орфографических правил, которые предписывают выбор букв, следующих за шипящими.

Инструкция

  • Шипящими правильнее было бы назвать звуки, а не буквы. Но поскольку буквы используются для записи звуков, то и их называют шипящими. В русском языке таких букв четыре. Это «ж», «ш», «ч», «щ».
  • Иногда к шипящим относят и букву «ц». Но звук [ц] шипящим не является. Хотя если посмотреть правила русской орфографии, то буква «ц» требует к себе столь же внимания, как и вышеупомянутые.
  • Вспомните самые первые правила правописания, которые изучали еще в первом классе. Да, именно с «жи-ши» и «ча-ща» обычно начинается обучение русской грамоте. В последующих классах на уроках русского языка учащимся приходится изучать много правил, в том числе и касающихся правописания слов с шипящими.
  • Одно из таких правил – написание мягкого знака («ь») после шипящих. Так в именах существительных мужского рода, оканчивающихся на шипящий, мягкий знак «ь» не пишется («шалаш», «мяч», «плащ»), а в существительных женского рода – обязательно присутствует («ложь», «мышь», «ночь»). Наречия, оканчивающиеся на шипящий обязательно имеют на конце «ь», кроме слов «уж», «замуж», «невтерпеж». Глаголы во II лице также пишутся с «ь» («читаешь», «умываешься»).
  • Еще одно правило касается выбора букв «о» или «е» («ё»). В окончаниях имен существительных и имен прилагательных после шипящих и «ц» под ударением пишется «о», а в безударной позиции – «е». Например: «плющом», но «овощем»; «крыльцо», но «на крыльце», «большого», но «хорошего». В таких словах, как «пастушок», «зайчонок», «книжонка», обязательно после шипящего пишется «о».
  • А вот в глагольных окончаниях и суффиксах хотя и слышится «о», пишется «е» («ё»): «печет», «выкорчевывать».
  • Будьте всегда внимательны, когда встречаете на письме буквы «ж», «ш», «ч», «щ» и отчасти «ц». Помните о тех правилах, которые говорят о выборе следующих за шипящими букв.
Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие согласные звуки.

Ж, Ш – твёрдые согласные звуки.

Ч, Щ- мягкие согласные звуки.

ЖИ – ШИ - пиши с буквой И.

ЧА – ЩА

А на речке камыши

Мимо поля, мимо ржи

Шли колючие ежи.

ма ка

п ран

лан ру

да лы

ши ши

жи

ГРУШИ

ЕРШИ

МАЛЫШИ КАМЫШИ

ШАЛАШИ

ТИШИ
ШИШКИ
ЛАНДЫШИ

ДУШИСТЫЙ

МАШИНА

ШИНЕЛЬ

МУЖИ

ЧИЖИ

УЖИ
ЖИТЬ

ДРУЖИТЬ
КРУЖИТЬ
СТРИЖИ
ЖИВУТ
ЛЫЖИ
СНЕЖИНКА

ПРЕДЛОГИ- В, НА, ВО, С, ОТ, НАД, ПОД, ПО, ДО, ИЗ, БЕЗ, К, У, О, ОБ, ОКОЛО, ЗА.

Выборочный диктант.


Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

Выборочный диктант.


  1. Выписать слова с сочетанием жи-ши.
Чуть колыша камыши,

Дремлет озеро в тиши.

Отраженья в нём живут,

Тучи в озере плывут,

Бор сосновый, чуть живой,

Дремлет книзу головой.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились , снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.


  4. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать , правильно обозначая начала и конец предложений.

Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

1.Составить и записать из слов

предложения.


  1. кот, у, Тишка, жил, Миши.

  2. душистая, лугу, на, трава.

  3. Веры, лыжи, у, новые.

  4. пушистые, кружились, снежинки.

  5. груши, малыши, сочные, ели.
2. Какого слога не хватает в словах?

Летучие мы… , проворные стри… , колючие е… , густые камы… , цветные каранда … , длинные у… .


  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Определить, сколько в тексте предложений. Написать, правильно обозначая начала и конец предложений.
Пришла поздняя осень в лесу скучно и холодно птицы улетают журавли в тёплые страны кружат над болотом журавли они прощаются на всю зиму с милой родиной.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши

  1. Выборочный диктант.

Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  1. Выборочный диктант.
Выписать слова с сочетаниями жи-ши
Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

  • Выборочный диктант.
  • Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    1. Выборочный диктант.
    Выписать слова с сочетаниями жи-ши
    Шура сено ворошил. В норах живут ежи. Под деревом лежат пустые шишки. На столе лежат ножи. Куст шиповника цветёт.

    Какие слова здесь спрятались?
    БЕЙВОРО
    ВАКОРО
    КОЯБЛО
    ДЫЯГО
    КАСОРО
    КАСОБА
    КОМОЛО
    ТАКАПУС
    ТАЛОПА

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела ,


    Выборочный диктант.

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.
    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,

    Сколько чаек, отвечай? Угощала поскарей.

    Выборочный диктант.

    Выписать только слова с сочетаниями ча – ща, чу – щу.

    Подогрела чайка чайник, Щука в озере жила,

    Пригласила восемь чаек: Щёткой дно она мела,

    Приходите все на чай! Щи варила для гостей,


    ЛЕ ЖОЙ
    П О Д Н О С

    С К О В О Р О Д А

    К А С Т Р Ю Л Я

    К Р У Ж К А

    Б Л Ю Д Ц Е

    Нижегородская обл.

    р .п. Шатки МОУ « Шатковская ОШ»

    УРОК ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

    1 КЛАСС

    Тема урока:

    « ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ»

    У читель начальных классов : Орешкина Н.И.

    ТЕМА: ШИПЯЩИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ.

    ЦЕЛЬ: 1. обобщение знаний о шипящих согласных звуках [Ж] [ ш ][ч’][щ’];

      формирование правильного, выразительного чтения стихотворения, текста;

      развитие фонематического слуха, обогащение словарного запаса;

      воспитание интереса к чтению.

    ОБОРУДОВАНИЕ: презентация, учебник, карточки с читоговорками

    ХОД УРОКА

      ОРГМОМЕНТ.

    Прозвенел звонок

    Начинается урок.

    Если хочешь много знать

    Многого добиться,-

    Обязательно читать

    Должен научиться.

      Актуализация знаний.

    - На уроке будем повторять изученные буквы, шипящие согласные звуки, будем читать выразительно стихотворение, читать текст, находить слова, в которых есть шипящие согласные звуки.

      ПОВТОРЕНИЕ Слайд 2 ИЗУЧЕНННОГО Вспомните.

    -Какие звуки в русском языке всегда мягкие?

    -Какие звуки всегда твердые?

    -Какие буквы не обозначают звуков?

    -Какие гласные буквы показывают мягкость предшествующего согласного?

    -Какие гласные буквы обозначают два звука?

    - Теперь посмотрим на столбики слов и сделаем вывод Какими общими буквами связаны слова каждого столбика? Слайд 3

    По та ро..а лы…и шала…

    Ласто..ка …ётка …уК ма…ина

    Асы до..ечка у…и у..и

    - Это буквы Ж, Ш,Ч, Щ. Произнесем звуки. Дадим характеристику звуков.

    Вывод: это шипящие звуки. Это тема нашего урока. Слайд 4

      РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

    Работа в парах . Речевая разминка. Почитаем чистоговорки. Правила работы в парах.

    - Говори тихо!

    -Будь вежлив!

    - Умей договариваться! Нет согласия надо останавливаться!

    ЧА- ЧА- ЧА - горит в комнате свеча

    ЧУ -ЧУ - ЧУ - молоточком я стучу

    ОЧЬ - ОЧЬ - ОЧЬ - наступила ночь

    ЩА- ЩА -ЩА - мы несем домой леща

    АЩ - АЩ - Ащ - мы наденем плащ

    ЖИ -ЖИ -ЖИ - здесь живут ежи

    ЖУ -ЖУ -ЖУ - молоко дадим ежу

    ЖА- ЖА -ЖА - есть иголки у ежа

    ЖЕ- ЖЕ- ЖЕ - дождь прошел уже

    ША -ША -ША- мама моет малыша

    ШУ -ШУ - ШУ - другу я письмо пишу

    АШ- АШ- АШ - дам сестренке карандаш

    -Прочитайте друг другу чистоговорки. Кто желает вслух прочитать свои чистоговорки. Молодцы!

    -Какие звуки встретились в чистоговорках? Звук ж, почему отнесен к шипящим? Скорее всего звук жужжащий, чем шипящий. Но произнесите слово багаж, гараж, ёж и слышите шипящий звук Ш

      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Ща- ща -ща- (3 хлопка)

    Кто ходит без плаща? (Шаги)

    Щи - щи - щи (3 хлопка)

    Щиплем мы щавель на щи. (сбор травы)

    6. Работа по Букварю.

      1. Работа с лентой букв.

    -Прочитаем буквы.

    -Есть ли здесь шипящие? Все они здесь?

    -Какого звука нет?

      1. Чтение стихотворения В. Пивоварова

    « Ручеёк» Чтение про се бя самостоятельно. Прочитаем вслух. с. 98 Словарная работа. Слайд 6

    Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяными парами или ледяными кристалликами.

    Ручей - водный поток, текущий струей

    - В виде чего написано стихотворение? (Диалога)

    - Что такое диалог?

    - Между кем и кем идет разговор?(между автором и ручейком, может спрашивать ветер, ёжик, нам не понять)

    - На какое предложение надо обратить внимание? (на последнее)

    - Что означает такая запись? (долгий звук А)

    - Каким этот звук должен быть по громкости?(Звук постепенно должен стихать, так как ручеек удаляется, убегает от собеседника)

    - Сколько человек должны читать это стихотворение по ролям?(Трое: ручеек, воображаемый собеседник, автор)

    6.3 Чтение стихотворения по ролям.

      Сколько человек могут инсценировать это стихотворение? (два, без автора)

    ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА.

    -Разыграем сценку. Включите другие средства устного общения: жесты, мимику, движение.

    7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    8. РАБОТА С ТЕКСТОМ Н. СЛАДКОВА. С.98

    - Чтение текста учителем, читающим учеником.

    Сравнение соде ржания рассказа н стихотворения Общее: ручей бежит к реке. Различие: В стихотворении ручей совсем маленький и тихий, а в тексте он большой и шумный)

    - Как бы вы озаглавили этот текст? (« Ручей», « Весна пришла», «Ручей и река», « Просыпайся речка»)

    - Давайте восстановим путь ручья. Он рождается из родника (ключа, источника) и бежит маленьким ручьем. Затем, соединяясь с другими такими же ручейками, превращается в большой ручей. Большие ручьи, сливаясь вместе, рождают небольшую речку..

    Небольшие речки превращаются в одну большую реку, которая впадает или в озеро, или в море. Слайд 7

    - Какой темп чтения вы выберете для каждого абзаца?

      Выразительное чтение текста.

    - Найти в тексте слова, которые рассказывают о том, что делает ручей, чтобы разбудить речку.

    Журчит, шумит, булькает, гремит, плещет, будит, брызжет, щекочет. Слайд 8

    - Какие звуки в этих словах способствуют передаче бурных и шумных действий ручья?

    - С помощью шипящих звуков.

    - Почему же как вы думаете, звуки названы шипящими.

    - Поработаем с иллюстрацией на странице Букваря слева. Воспитательная беседа. Поведение весной на водоемах.

    10. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

    11. РАБОТА СО СЛОВАМИ В СТОЛБИКАХ.

    Интеллектуальный марафон. Задание на смекалку.

    Найди лишнее слово. Слайд 9

    Ручка, морж, веселье, водитель (объяснить орфограммы)

    Остальные слова связаны по смыслу и имеют общую часть.

    - Из этих слов выберите слова, которые связаны с темой прочитанных нами сегодня текстов( ручей, море, весна, вода) Слайд 10

      Работа с домиком - таблицей.

    Заселен последний домик в городе Алфавитинске

    - Какие буквы в нем живут?

    - Какие звуки они обозначают?

    -Что общего? (непарные глухие согласные)

    13. ИТОГ УРОКА.

    - Какие звуки мы сегодня повторяли?

    - Что вам понравилось, запомнилось?

    -Что показалось сложным?

    14. Рефлексия.

    - Все ли сегодня у вас получилось? Поднимите сигнальные карточки.

    Я молодец. Был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял.

    Я могу лучше работать на уроке. У меня не все получалось.

    Мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.

    Урок окон чен. Спасибо за работу! Слайд 11

    Цели: формировать умение распознавать шипящие согласные звуки в словах; дать представления о твёрдых согласных звуках [Ж] и [Ш] и мягких звуках [Ч"]и [Щ"].

    Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно произносить шипящие согласные звуки; различать шипящие согласные звуки в словах.

    Задачи урока:

    • создание условий для пополнения знаний детей о твердости-мягкости согласных звуков ([ж] – [ш] – всегда твердые);
    • содействовать формированию навыков грамотного письма;
    • развивать у учащихся связную устную и письменную речь.
    • привитие интереса к урокам русского языка через применение информационных технологий.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    Весёлый прозвенел звонок,
    Мы начинаем свой урок.
    Мы с русским языком идём в дорогу.
    А настроение хорошее берём в подмогу.
    Настроение каково?
    - ВО-О-О!

    II. Чистописание (Работа в парах постоянного состава)

    А теперь ребятки, отгадайте-ка мои загадки, а отгадки в этих загадках буквы нашего родного Алфавита. Ваша задача: вместе с соседом по парте отыскать эти буквы у себя на листочках и их зачеркнуть.

    1. Эта буква широка
    И похожа на жука
    И при этом, словно жук,
    Издает жужжащий звук.

    2. Буква эта велика:
    Буква очень хороша,
    Потому что из нее
    Можно сделать Е и Ё .

    3. Да! Вы правильно решили:
    Буква тапохожа на четыре.
    Только с цифрами, друзья,
    Буквы путать нам нельзя.

    4. На расческу такпохожа:
    Три зубца всего. Ну что же?

    А какие звуки обозначают эти буквы?

    Это вам задание для чистописания,

    III. Актуализация знаний.

    Отгадайте загадки. Запишите слова-отгадки. Подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки на конце слова. Подберите устно проверочные слова.

    1. За тобой плетётся, хоть на месте остаётся. (след)
    2. Рос сперва на воле в поле, летом цвёл и колосился, а когда обмолотили, он в зерно вдруг превратился. Из зерна – в муку и тесто, в магазине занял место. (хлеб)
    3. Не галстук он, не воротник, а шею обжимать привык. Но не всегда, а лишь тогда, когда бывают холода. (шарф)
    4. Бьют Ермилку по затылку, ну а он не плачет, только носик прячет. (гвоздь)

    Как проверить написание слов с парными согласными на конце слова? (Чтобы проверить парный согласный на конце слова нужно подобрать проверочное слово так, чтобы после согласного стоял гласный).

    IV. Самоопределение к деятельности.

    (на доске записаны буквы.)

    М, Н, К, Р, Ц, Ч, Ь, Б.

    Какая буква здесь лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ь – не означает звука. Букву убирают.)

    А теперь какая буква лишняя? Обоснуйте свой ответ. (Буква Ч – обозначает шипящий согласный звук.)

    Какие ещё буквы обозначают шипящие согласные звуки? (Ж, Щ, Ш.)

    Что вы о них знаете?

    Назовите тему урока. (Шипящие согласные звуки.)

    V. Работа по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 1 (с. 104)

    Прочитайте.

    Найдите слова, в которых есть шипящие звуки. Произнесите каждый шипящий звук. Назовите букву, которой он обозначен на письме.

    Найдите в тексте слова с шипящими согласными звуками. Назовите буквы, которыми они обозначены.

    Упр. 2 (с. 104)

    Рассмотрите рисунки. Назовите предметы.

    Послушайте звучание шипящего согласного в каждом из слов.

    Какие из шипящих согласных в этих словах твёрдые, а какие мягкие?

    Прочитайте информацию на страничке для любознательных.

    Что вы узнали?

    Упр. 3(с. 104)

    ([Ж])

    А во второй? ([Ш])

    Оба звука произносятся твёрдо.)

    Спишите любую скороговорку, подчеркнув буквы, которыми обозначены непарные твёрдые шипящие звуки.

    VI. Физкультминутка.

    (Музыкальная физкультминутка)

    VII. Продолжение работы по теме урока.

    1. Работа по учебнику.

      Упр. 4 (с. 106)

    Прочитайте скороговорки медленно, постепенно увеличивая темп до быстрого.

    Какой шипящий звук повторяется в первой скороговорке? ([Щ"].)

    А во второй? ([Ч"])

    Что общего в произношении этих звуков? (Оба звука произносятся мягко.)

    Прочитайте сведения о языке на стр.106.

    Дайте характеристику этим звукам.

    1. Работа в Рабочей тетради.

    Упр. 59 (с. 53)

      Назовите буквы. Произнесите звук, который обозначает каждая буква. Запиши звуковые обозначения букв.

    Упр. 60 (с. 53)

      Рассмотри рисунки, впиши нужную букву в название каждого рисунка.

      Подчеркни буквы, которыми обозначены твёрдые шипящие согласные звуки.

    VIII. Словарная работа. (Работа с ЭОР)

    1. Знакомство с новым словом.

      Откройте электронное приложение к учебнику “Русский язык”.

      Найдите тему сегодняшнего урока.

      Зайдите в раздел словарная работа.

      С каким словом мы сегодня познакомимся?

      Послушайте информацию об этом слове.

      Сколько в слове слогов?

      Какой ударный?

      Какую безударную гласную нам нужно запомнить?

      Разделите слова для переноса.

      Запишите слово в тетрадь с переносом и без переноса. Поставьте ударение и подчеркните безударную гласную букву А.

    2. Работа по развитию речи.

      Выполните задание №1. Вставьте подходящие по смыслу слова в предложения.

    3. Повторение ранее изученного материала.

      Выполните задание №2. Вставьте пропущенные буквы в словарные слова.

    IX. Рефлексия. (Работа с ЭОР)

      Выполните, работая в парах, проверочную работу в электронном приложении к учебнику.

      Как вы справились с заданием?

    X. Подведение итогов урока.

      Какие согласные звуки называются шипящими?