Как жить по воле Божией? Притча. Что такое церковный устав? О царе Иудейском Иосии

«Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.» Иакова 4:3.

Как же мы должны молиться? И о чём мы должны молиться? Библия говорит, что мы можем просить о чём угодно во имя Иисуса, и получим. (Иоанна 14:13) Однако, может казаться, что то, о чём мы молимся не происходит, или же происходит, но не так быстро, как мы на то надеялись. Что же является причиной этого?

«И вот какое дерзновение мы имеем к Нему, что, когда просим чего по воле Его, Он слушает нас.» 1 Иоанна 5:14. В чём же заключается воля Божья?

Воля Божья для нас заключается в том, чтобы мы не погибли, а пришли к покаянию. (2 Петра 3:9) Другими словами мы можем сказать, что Он желает, чтобы мы получили спасение от наших грехов! Именно поэтому мы встречаем различные обстоятельства в своей жизни. Несмотря на то, что наш человеческий разум зачастую не способен понять это, каждая ситуация в нашей жизни является возможностью спастись от греха. Возможно мы спрашиваем себя: «Почему это произошло именно со мной?» Однако такое отношение приведёт только к беспокойству и мрачным мыслям. Независимо от того, что происходит в нашей жизни, мы можем пребывать в покое и быть благодарными, потому что знаем, что Бог спасает нас посредством этих обстоятельств!

Когда мы взываем к Богу о помощи, желаем ли мы тогда найти выход из сложившихся обстоятельств или желаем получить спасение в этих обстоятельствах? Вместо того, чтобы просить: «Боже, сделай так, чтобы эти испытания закончились.» Ты можешь просить: «Боже, покажи, от чего я могу получить спасение здесь. Покажи зачем Ты привёл меня сюда!» Тогда Он, к примеру, может указать нам на недостаток любви к окружающим нас людям, на нетерпение, зависть или другие вещи, которые живут в нашей плоти. Мотивом наших молитв должно быть желание исполнить волю Божью, прежде всего в своей жизни, а затем и в наших молитвах за других людей.

Просить об освящении.

Мы не знаем, что является самым лучшим, но можем быть уверены в том, что Бог знает это! Он силен спасти нас! (Евр. 7:25) Давайте открывать свои желания перед Богом, (Флп. 4:6), но пусть нашим главным желанием будет исполнять Его волю в своей жизни. Это было желанием Иисуса. «Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.» Луки 22:42.

Иисус сказал перед тем, как Ему надлежало стать распятым: «Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришёл. Отче! Прославь имя Твоё!» Иоанна 12:27-28. Иисус просил в молитве не о том, чтобы Бог спас Его от обстоятельств, в которых Он находился, но чтобы Бог спас Его в этих обстоятельствах. Это помышления ученика. Несмотря на то, что мы встречаем на пути, нашими помышлениями должно быть: «Господи, помоги мне спастись!» Когда мы просим об этом в молитве, то знаем, что он слышит нас. Он покажет нам, от чего мы должны спастись и от чего мы должны очиститься.

Мы можем, к примеру, молиться об исцелении, и часто нам трудно понять, почему не всегда происходит то, о чём мы просим. Однако, возможно Бог использует эту ситуацию для того, чтобы показать нам наше беспокойство, неверие или чтобы разоблачить грех, живущий в нашей плоти. Не все получают исцеление, но все могут получить спасение! Мы можем найти утешение в том, что Он не даст нам больше, чем мы можем перенести. (1 Кор. 10:13)

Если мы понимаем, что является волей Божьей для нас, тогда мы не думаем, что родились для «такой хорошей жизни», или для жизни в комфорте. Мы здесь для того, чтобы получить спасение! Если это является нашей целью, тогда мы можем быть уверены, что Он слышит наши молитвы!

Святой Игнатий (Брянчанинов)

Все, истекающее из Божественной воли, сопровождается святым миром, по опытному учению святых Отцов; напротив того, все, сопровождаемое смущением, имеет началом своим грех, хотя бы по наружности и казалось высшим добром.

Для христианина и противный ветер бывает попутным: покорность воле Божией примиряет его с положениями самыми тягостными, самыми горькими... Не устрашимся бурь житейского моря.

Преподобный Пимен Великий говаривал: «Воля человеческая есть стена медная между Богом и человеком...»

Воля наша, в состоянии падения, враждебна воле Божией; она по слепоте своей и по состоянию вражды к Богу постоянно усиливается противодействовать воле Божией... В отречении от своей воли для наследования воли Божией заключается отречение от себя, заповеданное Спасителем, составляющее необходимое условие спасения и христианского совершенства, столько необходимое, что без удовлетворения этому условию спасение невозможно... Воля Божия открыта человечеству в Законе Божием, преимущественно же, с особенной точностью и подробностью, она объявлена нам вочеловечившимся Словом Божиим. Как превысшая постижения, она приемлется верой.

Не должно преступать воли Божией своей волей, а, сделав со своей стороны должное, остальное предоставлять Богу.

В свое время Бог устроит все; наилучшее - предаваться Его святой воле и не думать о завтрашнем дне, когда нет особенной при ины думать о нем. А то многие живут в будущем мечтами и заботами своими, а настоящее выпускают из рук.

Надо молить Бога, чтобы Он совершил над нами Свою святую волю, а не упорствовать в последовании своей, хотя она и благонамеренна.

Все мимо идет, и хорошее, и худое, а ни человеки, ни бесы не могут сделать того, чего Бог не попустит. Не волнуйтесь, но в спокойствии духа предавайтесь воле Божией. Бог ведает, что творит, и все, что ни творит, творит по великой благости Своей.

От всей души желаю, чтоб Милосердный Господь устроил Твои обстоятельства наилучшим образом и ко временному, и к вечному Твоему благу. Надо предаваться воле Божией и все помыслы непокорства смирять, сколько бы раз эти помыслы не восставали.

Игумен Никон (Воробьев):

Не беспокойтесь ни о чем, ни о ком сильно. Сами себя и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Как часто напоминает нам об этом Святая Церковь. Надейтесь на милосердие Божие.

Я сам не лезу никуда, а хотел бы всецело отдаться на волю Божию во всем, и в большом, и в малом. Советую и вам внедрять в сердце решимость отдаваться в волю Божию, не желать обязательного исполнения своей воли. Тогда будете спокойны и тверды. Если же добиваться своей воли, то всегда будешь в расстройстве.

Не гоняйся ни за хорошими отметками, ни за хорошим о себе мнением. Делай все по силе своей и по совести, а прочее отдай в волю Божию. Это самый хороший путь; он даст спокойствие и мир душе, что дороже всего.

Надо всей душой предаться благой воле Божией, спасающей нас, любящей, желающей через малые скорби земной жизни привести к вечному блаженству, во славу чад Божиих.

Не все происходит так, как мы желаем, а все же Господь ведет всех желающих спасения к Себе, хотя и не теми, может быть, путями, какими мы хотели бы. Будем покоряться воле Божией и без ропота принимать от руки Божией все, что Ему угодно будет послать.

Схииг. Иоанн (Алексеев):

Лучше же нам положиться на волю Божию и уклоняться от политической болтовни, ибо она туманит голову и является малодушием.

Старости и немощей старческих раньше времени пугаться не надо. Мы должны крепко положиться на волю Божию и веровать в Его святой Промысел.

Игуменья Арсения (Себрякова):

Волю Божию не только нужно принимать, а надо ее и творить, а для этого прежде всего ее нужно познавать. Познается же она душою, когда открывает Господь душе Свою волю Сам. Открывает же Он волю Свою душе, когда она ходит пред Ним в правоте. Эта правота состоит главным образом в нелицемерном намерении исполнять волю Божию, в совершенной готовности отречься от своей, в неуклонной решимости принять все, что пошлет Господь без всякого рассуждения и самооправдания.

Не стремитесь так усиленно узнавать волю Божию в вашем деле, чтоб не принять за волю Божию горячность собственного сердца. Надо знать и глубоко познать, что сердце наше так испорчено, так помрачено грехом, жизнь наша так спутана нашими пороками, испорчена своевольными умышлениями нашего грехолюбивого сердца, что не только творить волю Божию или познать её мы не можем, но даже действовать в нас и в нашей жизни мы не допускаем всесвятой воле Божией. ...Живущий в своих страстях живёт постоянно в противлении воле Божией. И хорошо, если он принимает то, что попускает ему выносить Господь, если он смиряется под это попущение Божие. Такое смиренное подклонение под попущение Божие есть признак грешника кающегося.

Без Бога, без Его помощи и благодати человек не может даже приблизиться к понятию о добре духовном... Что может человек сделать? Одно - подклониться под волю Божию и в смирении духа взывать к Нему: «веди, Господи, Сам, куда знаешь, и помоги мне исполнить волю Твою». И как легко, как спасительно идти по тому пути, куда ведет Господь.

Угодно ли Господу исполнить наше прошение и дать мир и спокойствие жизни? Мы даже не знаем, что для нас полезно, что вредно. Но в чем мы можем видеть помощь Божию, Его милость к себе - это в том, что Он дает нам переносить невыносимое с терпением, со смирением, с покорностью Его святой воле. Это великая милость Божия - и я вижу, что она совершается над тобой. Ты выносишь то, что человеческие силы выносить не могут. Ты терпишь со смирением и покорностью. Твое сердце не ожесточается против виновника скорбей. Не Божия ли помощь тебе содействует и укрепляет дух твой? Только веруй Господу и все Ему предавай. Он своими путями, Ему Одному ведомыми, всех приведет к себе, к миру и спасению. Будем же Ему молиться, да совершается Его святая воля над нами!

Нужно сказать однозначно: воля Божия - это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов.

Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить. Вот заповедь: «Не лжесвидетельствуй», то есть - не лги. Ложь - это опасный грех именно потому, что он как-то мало заметен и мало ощутим, особенно в форме лукавства: о чем-то умолчать, что-то исказить, чтобы или себе было выгодно, или кому-то угодно. Мы это лукавство даже не замечаем, оно проходит мимо нашего сознания, мы даже не видим, что это - ложь. А ведь именно этим страшным словом назван дьявол в единственной данной Самим Господом ученикам молитве «Отче наш». Спаситель называет дьявола лукавым. Поэтому каждый раз, когда мы лукавим, мы как бы отождествляем себя с нечистым духом, с духом тьмы. Страшно. Итак, лгать нельзя, страшно. Но вот вспомним главу с примечательным названием «о том, что не должно лгать» из поучений одного из столпов христианской аскетики аввы Дорофея. В ней кроме прочего говорится, что не ради корысти, а по любви, по состраданию иногда приходится сказать ложь. Но, правда, святой делает такую замечательную оговорку (вспомним, что эта оговорка была сделана в IV веке по Рождеству Христову для палестинских монахов): «он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет». Такова мера святых.

Таким образом, мы видим, что двухтысячелетний опыт Церкви, опыт жизни во Христе, последним критерием добра и зла поставляет не букву закона, но исполнение воли Божией («буква убивает, а дух животворит» - 2 Кор. 3, 6). И если есть воля Божия на то, чтобы взять меч и идти защищать свой народ, своих близких, то исполнение этой воли Божией является не грехом, а праведностью.
И вот со всей остротой встает вопрос: «Как познать волю Божию?»

Дмитрий Белюкин. “Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II у Генисаретского озера”.

Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский Иоанн (Максимович). Им написана замечательная книга «Илиотропион, или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. То есть это растение, которое, поворачиваясь за солнцем своей головкой, все время стремится к свету. Такое поэтическое название святитель Иоанн дал своей книге о познании воли Божией. Хотя написана она была более столетия назад, тем не менее это удивительно современная книга, как по языку, так и по духу. Она интересна, понятна и близка современному человеку. Советы мудрого святителя вполне применимы и в условиях кардинально изменившейся по сравнению с еще недавними временами жизни. Задача пересказать «Илиотропион» здесь не ставится - эту книгу нужно читать полностью. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Рассмотрим такой пример: вот перед нами лист бумаги, на котором невидимым образом поставлена некая точка. Можем ли мы сразу, не имея никакой информации, так сказать, «ткнув пальцем», определить (по сути дела угадать) местонахождение этой точки? Естественно - нет. Однако если вокруг этой невидимой точки изобразить по кругу несколько видимых точек, тогда, опираясь на них, мы можем с большой вероятностью определить искомую точку - центр окружности.
Есть ли в нашей жизни такие «видимые точки», с помощью которых мы могли бы познать волю Божию? Есть. Что это за точки? Это некие приемы обращения к Богу, к опыту Церкви и к нашей душе на пути познания человеком воли Божией. Но каждый из этих приемов не самодостаточен. Вот когда этих приемов несколько, когда они совмещены и учтены в необходимой мере, только тогда мы - сердцем! - можем познать, чего собственно Господь от нас ожидает.

Итак, первая «точка», первый критерий - это, конечно же, Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. Есть заповедь Божия: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22, 37, 39). Любовь является последним критерием. Отсюда делаем вывод: если что-либо делается по ненависти, то это уже автоматически выпадает за границу возможности воли Божией.

В чем трудности на этом пути? Парадоксальным образом в том, что делает боговдохновенное Писание подлинно Великой Книгой - в его универсальности. А обратной стороной универсальности является невозможность однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе. А это, простите, не про нас сказано… Но, тем не менее, точка есть…

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. Этот опыт огромен, бесценен и практически дает ответы на все вопросы жизни. Но и тут есть свои проблемы. Здесь трудность противоположная - дискретность опыта. Ведь именно потому, что этот опыт так огромен, он включает в себя множество различных вариантов решения духовных и житейских проблем. Применить его в конкретных ситуациях практически невозможно без благодатного дара рассудительности - опять же в современной жизни исключительно редкого.

С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств. Мы говорили о том, что промысел Божий о спасении человека может быть различен. А почему так? Потому что, как правило, человек прямым путем - путем совершенства - по своей немощи (лени?) не идет. Вот сегодня он не выполнил то, что он должен был выполнить. Что ему остается? Погибнуть? Нет! Господь в этом случае предусматривает для него какой-то другой, может быть, более тернистый, долгий, но столь же абсолютный путь спасения. Если он согрешил, а ведь нарушение воли Божией всегда есть вольный или невольный грех, то этот путь спасения обязательно лежит через покаяние. Например, сегодня старец говорит: «Ты так-то и так-то должен поступить». А человек уклоняется от выполнения духовного наказа. Потом опять приходит к старцу за советом. И тогда старец, если видит в нем раскаяние, говорит, как он должен поступить в новой ситуации. Говорит, возможно, противоположное предыдущему слову. Ведь прежний совет человек не выполнил, поступил по-своему, и это кардинально изменило ситуацию, создало новые - в первую очередь духовные - обстоятельства. Таким образом, мы видим, что индивидуальность советов старцев в конкретных случаях жизни является объективным препятствием к тому, чтобы можно было просто сказать: «Читайте советы старцев, следуйте им - и будете жить по воле Божией». Но и это - точка…

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. Удивительно и утешительно сказано апостолом Павлом, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (Рим. 2, 14–15). В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. И хотя «образ Божий» понятие многосложное, но одно из проявлений его - голос совести. Таким образом, голос совести в определенной мере можно отождествить с гласом Божиим в сердце человека, являющим ему волю Господню. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. А ведь даже и в первые века христианства, когда люди были богаты духовными дарами, святые отцы говорили: «Моли Бога, чтобы он послал тебе человека, который тебя духовно управит». То есть и тогда обретение духовника было определенной проблемой, и тогда уже нужно было особо вымаливать себе духовного руководителя. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным. Нельзя следовать механически принципу: все, что речет священник - это обязательно от Бога. Наивно предполагать, что все священники могут быть духовниками. Апостол говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (1 Кор. 12, 29). Не надо считать, что сама по себе харизма священства уже автоматически является харизмой пророчества и прозорливости. Здесь надо всегда быть осторожными и искать себе такого духовного руководителя, общение с которым приносило бы очевидную пользу душе.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере. Помните, как в кинофильме «Щит и меч» некто сказал: «Только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на опыте других». Умение воспринять опыт благочестивых людей, общение с которыми нам даровано Господом, умение прислушаться к их советам, найти в них необходимое себе и рационально это использовать - тоже способ познания воли Божией.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный Иоанн Лествичник в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние. Когда результатом нашей деятельности является обретение в душе мира о Господе - не лени и сонливости, но особого состояния активного и светлого умиротворения - то это тоже показатель правильности выбранного пути.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Всевышнего; капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами («…воля человека выбирающая…»). Можно сказать, что жизнь по воле Божией - наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства. Конечно, «естественность» должна быть христианской. Если обстоятельства жизни складываются, к примеру, так, что для обеспечения семьи нужно, как кажется, провороваться, то, конечно же, это не может быть волей Божией, ибо это противоречит заповедям Божиим.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21, 19). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел. Не надо навязывать Богу своей воли. Конечно, иногда бывает так, что нужно решиться на что-то в один миг, сделать нечто в одну секунду, что-то совершить, ответить. Но это опять же какой-то особый промысел Божий, и даже в этих обстоятельствах обязательно будет некая подсказка. В большинстве же случаев самый оптимальный способ - дать Господу возможность явить Свою волю в нашей жизни обстоятельствами так очевидно, что уже от этого никуда не денешься. Молись и жди, находясь, пока возможно, в том состоянии, в которое Господь тебя поставил, и Господь явит тебе Свою волю на дальнейшую жизнь. Практически это означает не торопиться с принятием ответственных решений (например, молодоженам о. И.К. советует в состоянии жениха и невесты «повидать четыре времени года») и без явной необходимости не менять своего житейского положения: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» (1 Кор. 7, 20).

Итак, мы наметили те критерии, «точки» - Священное Писание и Предание, совесть, молитва, благословение и духовный совет, мирное состояние души, чуткое отношение к обстоятельствам жизни, терпение, - которые дают нам возможность познавать промысел Божий о нашем спасении. И вот тут возникает совсем другой, парадоксальный вопрос: «Отдаем ли мы себе отчет - а зачем нам знать волю Божию?» Помню слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность. Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 47–48). Представьте себе: прийти на Суд Божий, и услышать: «Ты знал! Тебе было открыто, что Я от тебя жду - и ты сознательно делал противоположное!» - это одно, а прийти и смиренно взмолиться: «Господи, я такой неразумный, ничего не понимаю. Как мог, я старался делать добро, но все что-то не так получалось». Что уж с такого взять! Конечно, пребывания со Христом он не заслужил - но все же «бит будет меньше».

Мне часто приходится слышать: «Батюшка, как жить по воле Божией?» Спрашивать спрашивают, а вот жить-то по Его воле не желают. Вот почему страшно знать волю Божию - потому что тогда и жить нужно по ней, а это зачастую совсем не то, что нам хочется. От подлинно благодатного старца, о.Иоанна Крестьянкина, я слышал такие печальные слова: «Торгуют моими благословениями! Все спрашивают меня: «Что делать?» Все говорят, что живут по моим благословениям, но почти никто не выполняет того, что я им говорю». Вот это страшно.

Оказывается, «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» - это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно - Церковь оставила нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией - это личный подвиг. И легкомысленное отношение здесь недопустимо. К сожалению, понимания этого очень мало. Со всех сторон слышны стенания: «Дайте нам! Покажите нам! Укажите нам - как поступить по Божией воле?» А когда говоришь: «Бог благословит тебя поступить так-то и так-то» - поступают все равно по-своему. Вот и получается - «Волю Божию мне скажите, но жить-то я буду так, как мне хочется».

Но, мой друг, ведь наступит момент, когда отягощаемая нашим коснением во грехах Божия справедливость вынуждена будет превозмочь Божие милосердие, и ответить придется за все - и за попустительство страстям, и за «игру в волю Божию». К этому вопросу нужно относиться очень серьезно. По сути дела это вопрос жизни и спасения. Чью волю все-таки - Спасителя или искусителя - мы выбираем каждый момент нашей жизни? Здесь нужно быть и рассудительным, и трезвенным, и честным. Не следует «играть в познание воли Божией» - бегая по священникам за советами до тех пор, пока не услышишь от кого-либо ту «волю Божию», которая тебе угодна. Ведь таким образом изощренно оправдывается свое самоволие, и нет тогда места спасительному покаянию. Лучше уж сказать честно: «Прости, Господи! Конечно, Твоя воля свята и высока, но я по немощи своей не достигаю этого. Помилуй меня, грешного! Даруй мне прощение за мои немощи и даруй мне путь, на котором я бы не погиб, но смог бы придти к Тебе!»

Итак, есть промысел Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире - жизнь по воле Божией. Господь дает нам возможность познания вселенской тайны - воли Творца о спасении Своего отпавшего творения. Только нужно нам иметь твердую решимость не играть в познание воли Божией, а жить по ней - это путь в Царствие Небесное.

В заключение я хотел бы сказать несколько слов о рассудительности - без нее невозможно познание воли Божией. И действительно - мы говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах только духовным рассуждением можно верно интерпретировать как истины Священного Писания, так и опыт святых отцов, и житейские коллизии. Механическое следование букве закона вне духовного рассуждения - например, раздать имущество ради достижения совершенства (без созревания души для подвига; по сути дела вне смирения) - прямой путь либо к духовной прелести, либо к отпадению в уныние. Но дух рассуждения - это не критерий, это дар. Он не «осваивается» сознанием (как, например, опыт святых отцов) - он ниспосылается свыше в ответ на наше моление и, как любой дар благодати, почиет только в смиренном сердце. Будем же из этого исходить - и довольно.
И вновь вслушаемся в слова апостола Павла: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…»
(Кол. 1, 9–10).

На всё Воля Божия и всё на земле происходит только по Воле Божией, по Божиему Промыслу. Будет только то, что решил и определил Сам Бог! Господь говорит в Евангелии (Иоанн 15 – 5) — «Без Меня не можете делать ничего». Много замыслов, желаний и планов в сердце у человека, а состоится только то, — что определил Господь. Отсюда получается очень даже простой вывод: раз мы знаем, что если всё, абсолютно всё, происходит только строго по Воле Божией, то тогда получается, что нам просто необходимо перед всяким делом обратиться в молитве к Богу прося Его о помощи, благословения и разрешения начать какое-либо дело, и если дело, которое мы начинаем делать — угодно будет Богу, — то это дело обязательно получится Хорошо, Надежно и в срок, а не угодно будет Богу — то всё просто Остановится и Развалится, или по попущению Божиему ввергнет человека в искушение, в грех и Принесёт человеку Вред.

Нужно постараться понять, что всем существующим миром правит только один Господь и всё во всей Вселенной подвластно и подчинено только Ему одному. Если Сам Господь не благословит, не разрешит и не сделает, — то никто, ни один человек на всей земле, ничего просто не сможет сделать. Библия на этот счет говорит так: «Если Господь не построит города — Напрасно Трудятся строющие его;

Если Бог НЕ ХРАНИТ город — НАПРАСНО бодрствует, ОХРАНЯЕТ и не спит стража».

Евангелие (Матфей гл.6 31 – 34) говорит следующее: — «Итак не заботьтесь и не говорите: «Что нам есть?» или: «что пить» или: «во что одеваться?» Потому что всего этого ищут язычники и люди мира сего, и потому что Отец ваш Небесный Знает, что вы во всём этом имеете нужду. Ищите же прежде Царствия Божия и Правды Его, и это всё приложится вам. Итак не заботьтесь о дне завтрашнем, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своём: — довольно для каждого дня своей заботы».

Многие люди сильно переживают за своё будущее, не уверены в нём, и потому — боятся его, то есть, люди боятся как бы чего плохого не вышло, боятся беды и несчастий, боятся бедности и нищеты, боятся одиночества или потерять своих близких и родных, своих детей, боятся за жизни и здоровье своих ближних. А Господь говорит, что ничего бояться не надо, что всем миром и жизнью и судьбой каждого человека на земле управляет один Бог, и всё на земле Зависит только от Божией воли.

Завтрашний день, как и сама жизнь человека, его здоровье и счастье, всё это зависит только от Бога и находится в руках Господа, и от человека совершенно НЕ ЗАВИСИТ. Поэтому Господь и говорит в Евангелии всем людям на земле, чтобы люди не беспокоились о завтрашнем дне. «Довольно для каждого дня своей заботы»! То есть, Бог говорит здесь, что главное, должно быть то, чтобы люди прожили свой день Честно и по Доброму, хорошо относились ко всем людям и справедливо с ними поступали, не нарушали Законы Божии и молились, просили Бога о Помощи, и Бог всегда поможет людям, убережет каждого человека от любых бед и неприятностей и все будет хорошо.

Будущее каждого человека начинается – сегодня! Проживи сегодняшний день — Достойно, будь послушен Богу и не за бывай о Нём. Будь добрым и честным человеком и хорошо относись ко всем людям, не греши и Господь благословит тебе Завтрашний день, благословит тебе твоё Будущее, услышит твою молитву и сохранит твоих родных и близких людей! Вот весь секрет благополучной жизни человека.

Царствие Божие — означает примирение человека с Богом, полное согласие с Его Святой Волей и с Обязательным исполнением Божиих Законов, примирение и согласие со своей жизнью, и с самим собой. Обретение через это Мира и покоя в себе, в своей душе, примирения со всеми людьми, обретения чувства Страха Божия — своей полной и обязательной Ответственности перед Богом за все свои дела, поступки, слова и мысли, за всю свою жизнь.

Правда Божия — это наша личная ЧЕСТНАЯ жизнь по Законам Божиим, наши Добрые дела, сострадание и помощь ближним. Когда мы так живем как заповедал нам Бог, то только тогда Господь слышит и принимает наши молитвы и исполняет их, начинает нам во всем помогать. У нас начинает все получаться в жизни, и мы действительно добиваемся настоящего успеха в своей жизни. Бог помогает нам тогда во всех наших делах и хранит от всякого зла нас самих, наших ближних, и наше имущество.

Теперь послушайте вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проживем там один год или несколько лет, и будем там торговать и получать прибыль». Вы, которые не знаете, что может случиться с вами завтра: ибо что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того, чтобы говорить: Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое дело». / Апостол Иаков./

Многие люди совершенно не понимают почему у них не получаются те или иные дела, расстраиваются их намерения и планы, а всё потому, что забывают о Боге. Говоря в слух про свои намерения и планы, они не говорят так, как нам заповедал апостол Иаков: «Если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое дело», Не молятся и не просят у Бога помощи, и чтобы Он Благословил их дела и планы. Поэтому бесы, а они всегда всё слышат, тут же начинают нам ставить «палки в колеса», начинают Препятствовать и Разрушать все наши дела и планы.

Жизнью человека руководит и направляет ПРОМЫСЛ — План Божий, и молитва наша приносимая с глубокой верой — БЫВАЕТ всегда УСЛЫШАНА Богом.

От Бога исправляются и направляются пути человека, грешный же человек как уразумеет пути свои. Все дарования, таланты, способности, здоровье счастье, всё, что мы имеем — даны нам Богом.

Предполагая сделать какой-нибудь шаг, начать какое либо дело или дать согласие или отказ на сделанное предложение, Христианин должен запросить свою совесть, если же есть затруднения или сомнения, то обратиться с молитвой к Богу — «Господи вразуми, Господи настави меня» помня слова Спасителя Иисуса Христа — «Без Меня не можете творить и делать ничего» — и первая мысль, которая пришла после молитвы — от Бога.

Мы должны во всём — поступать с рассуждением. Всё то, что уводит и ОТВЛЕКАЕТ нас от Бога, и приводит к тому, что мы — ЗАБЫВАЕМ о Боге и Его Законах, и мы НАЧИНАЕМ — НАРУШАТЬ волю Божию — ПРОТИВНО Воле Божией и не угодно Господу.

Всё же, что ПРИВОДИТ нас к Богу, всё, что нас УЧИТ — любви, благодарности и признательности Богу, всё, что нас учит ЧЕСТНОЙ жизни, Доброму отношению и любви к нашим ближним – всё это СОГЛАСНО с Волей Божией. Эта Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда и дурных дел и желаний». И не только от блуда плотского, но и от всякого заблуждения, тем более противозаконного.

Кто почувствует в себе такое заблуждение должен подумать, хорошо разобраться и сказать самому себе: — это дело, которое я хочу начать делать, эта дружба с таким-то человеком, это приобретение или покупка, продажа или что-либо другое, такие поступки и такой образ жизни – НЕ СДЕЛАЕТ меня нравственно и духовно ЛУЧШИМ, потому что — ОТВЛЕКАЕТ меня от Бога, НАРУШАЕТ Законы Божии и может меня погубить.

По крайней мере ни это звание, ни эта профессия, ни эта работа, ни эти знания, ни эта дружба, ни такой образ жизни, ни это приобретение – НЕ ЯВЛЯЕТСЯ Божией Волей и Благословением мне для того, чтобы я имел — ПРАВО иметь такую профессию и работать на этой работе, дружить и общаться с этими людьми, приобрести данные вещи, и вести такой образ жизни с пользой для своего спасения.

Поэтому все это, что НАРУШАЕТ — Законы Божии и МЕШАЕТ моему спасению и ВРЕДИТ мне — я должен немедленно ОСТАВИТЬ.

Например: вам предлагают работу – заниматься спекуляцией и обманывать людей, торговать водкой, сигаретами, наркотиками, порнографическими газетами, журналами, видеокассетами, некачественными или испорченными товарами, продуктами или крадеными вещами – но на то мы и православные люди и должны понимать, что нам православным — НЕЛЬЗЯ спаивать людей и продавать им табак, нельзя людей приобщать к наркотикам, нельзя людей развращать – всё это очень тяжкие, смертные грехи. Поэтому от такой – Греховной работы мы должны отказываться. На несчастье людей – НЕЛЬЗЯ зарабытывать деньги – это очень опасно.

Нельзя торговать — испорченными или крадеными товарами или продуктами – это тоже тяжкий грех, поэтому, пусть даже вам бы и предлагали большую зарплату – вы не должны работать на такой работе. Или к примеру у вас появились друзья, которые постоянно ругаются матом, сквернословят, предлагают вам пойти купить вина и погулять, или провести весело время в блудном грехе с распутными девушками, или что-то, где-то украсть, или кому-то сделать зло или пакость – с такими друзьями нам дружить НЕЛЬЗЯ, мы обязаны их оставить и забыть и больше никогда с ними не только не общаться, но даже и не разговаривать. Вам предлагают пойти поиграть в казино, в игровой зал или в карты на деньги — конечно же вы знаете, что Бог всё это Запрещает – поэтому вы должны отказаться и никуда не ходить.

Вам предлагают посмотреть порнографический и или эротический фильм, или посмотреть порнографические журналы или газеты – но ведь вы знаете, что всё развратное и пошлое Богу — ПРОТИВНО и МЕРЗКО, и поэтому мы – НЕ ДОЛЖНЫ смотреть такие развратные фильмы, газеты и журналы, и должны других людей — ОБЕРЕГАТЬ от этого.

Вам предлагают подписать ЛОЖНОЕ обвинительное письмо или дать ЛОЖНЫЕ свидетельские показания на НЕВИНОВНОГО человека – это ТЯЖКИЙ, смертный грех, потому такое делать – НЕЛЬЗЯ и к тому же очень ОПАСНО – тогда сами в ещё большую БЕДУ из-за этого попадёте. Бог сурово накажет за такое Преступление.

Если это ДОБРОЕ дело и Добрые люди – значит, это УГОДНО Богу, тогда Добрые дела делаем и с добрыми людьми общаемся и дружим.

Если это ДУРНЫЕ дела и плохие люди – значит, это Богу не угодно, — потому мы дурные дела не делаем, а также – НЕ ОБЩАЕМСЯ с плохими людьми.

Промысел Божий — это ЗАБОТА происходящая от Бога. Все, что происходит по Промыслу Божиему всегда происходит и устраивается самым наилучшим образом, потому что Добрый Бог, как добрая, любящая и заботливая мама — НЕ МОЖЕТ Причинить Зло своему творению, Не может СДЕЛАТЬ что-либо во ВРЕД человеку. Поэтому, когда кто знает и верует, что Бог заботится о нем, то такой человек всегда спокоен, и никогда ни о чем не расстраивается. (старец Паисий.)

Нужно во всём довериться — Божественному Промыслу, только тогда — мы ИЗБАВИМСЯ от ПОДАВЛЕННОСТИ, уныния и всякого зла. Ибо, когда кто знает и верует, что Бог заботится о нём – тот тогда НЕ ПЕРЕЖИВАЕТ и не расстраивается ни о чём.

Однако, чтобы ввериться Божественному ПРОМЫСЛУ, нужно очистить себя от всякого мирского попечения и тогда ожидать помощь Божию. Ибо, если кто заботится НАКОПИТЬ и ЗАПАСТИ денег на «Черный день», чтобы не иметь ни в чём недостатка – тогда этот человек УТВЕРЖДАЕТСЯ только на деньгах, а не в Боге. То есть, такой человек – НАДЕЕТСЯ только на себя, на свои деньги и силы, а Богу — не верит, Богу – НЕ ДОВЕРЯЕТ и на Него не надеется. И тогда Господь такого МАЛОВЕРНОГО ненадежного человека – ОСТАВЛЯЕТ. Горе – такому человеку, если он — не раскается и не исправится.

Итак, — нужно сначала ПЕРЕСТАТЬ любить деньги и не НАДЕЯТЬСЯ более на них, и потом УТВЕРДИТЬСЯ в надежде на Бога. Не говорю, не пользоваться деньгами, но чтобы не утверждать на них свою надежду и не отдавать им своего сердца.

Даны Богом Законы — а кто их ЗНАЕТ и ИСПОЛНЯЕТ? Представьте себе, вот приняли человека на работу, а он сегодня опоздал на работу, завтра просто прогулял, послезавтра брака понаделал, обязанности свои не исполняет. Что ему скажет его начальник, он ему скажет следующее: или ты начинаешь работать так как положено, или увольняйся, вот такой будет ответ начальника.

А как мы крещеные, «верующие» поступаем: в церковь ходим редко, Посты не соблюдаем, не молимся ни утром, ни вечером, не исповедуемся, не причащаемся, Закона Божьего не знаем, Библию не читаем — ничего НЕ ЗНАЕМ о своей Православной Вере — вот потому или совсем Бог нам – НЕ ПОМОГАЕТ, или получаем от Бога столь незначительную помощь, что даже её не замечаем.

священник Михаил Шполянский

Нужно сказать однозначно: воля Божия - это единственный окончательный критерий добра и зла в этом мире. Заповеди Божии не являются абсолютом, заповеди Божии в определенном смысле статистичны. Так, в подавляющем большинстве случаев, в миллионах, миллиардах случаев против одного, убивать с точки зрения христианства недопустимо, но это не значит, что никогда нельзя убивать. Мы знаем, что наши святые вожди, благоверные князья Александр Невский и Дмитрий Донской, стяжали Царство Небесное, несмотря на то, что мечи их обагрены кровью многих врагов веры и Отечества. Если бы они механически придерживались буквы Закона, Русь до сих пор была бы улусом Чингисхановой или Батыевой империи, и православие на нашей земле скорее всего было бы уничтожено. Известно также, что Преподобный Сергий Радонежский благословил Куликовскую битву и даже послал в войско двух схимонахов.

Это самые яркие и очевидные примеры, но можно практически о любой заповеди Божией сказать, что бывают случаи, когда есть воля Божия на то, чтобы именно в этой конкретной ситуации эту заповедь нарушить. Вот заповедь: «Не лжесвидетельствуй», то есть - не лги. Ложь - это опасный грех именно потому, что он как-то мало заметен и мало ощутим, особенно в форме лукавства: о чем-то умолчать, что-то исказить, чтобы или себе было выгодно, или кому-то угодно. Мы это лукавство даже не замечаем, оно проходит мимо нашего сознания, мы даже не видим, что это - ложь. А ведь именно этим страшным словом назван дьявол в единственной данной Самим Господом ученикам молитве «Отче наш». Спаситель называет дьявола лукавым. Поэтому каждый раз, когда мы лукавим, мы как бы отождествляем себя с нечистым духом, с духом тьмы. Страшно. Итак, лгать нельзя, страшно. Но вот вспомним главу с примечательным названием «о том, что не должно лгать» из поучений одного из столпов христианской аскетики . В ней кроме прочего говорится, что не ради корысти, а по любви, по состраданию иногда приходится сказать ложь. Но, правда, святой делает такую замечательную оговорку (вспомним, что эта оговорка была сделана в IV веке по Рождеству Христову для палестинских монахов): «он должен делать это не часто, но разве в исключительном случае, однажды во много лет». Такова мера святых.

Таким образом, мы видим, что двухтысячелетний опыт Церкви, опыт жизни во Христе, последним критерием добра и зла поставляет не букву закона, но исполнение воли Божией («буква убивает, а дух животворит» - ). И если есть воля Божия на то, чтобы взять меч и идти защищать свой народ, своих близких, то исполнение этой воли Божией является не грехом, а праведностью.
И вот со всей остротой встает вопрос: «Как познать волю Божию?»

Конечно же, познание воли Божией - это вопрос всей жизни и никакими краткими правилами его не исчерпать. Пожалуй, наиболее полно из святых отцов эту тему осветил митрополит Тобольский . Им написана замечательная книга « , или о сообразовании человеческой воли с Божественною волею». «Илиотропион» означает - подсолнечник. То есть это растение, которое, поворачиваясь за солнцем своей головкой, все время стремится к свету. Такое поэтическое название святитель Иоанн дал своей книге о познании воли Божией. Хотя написана она была более столетия назад, тем не менее это удивительно современная книга, как по языку, так и по духу. Она интересна, понятна и близка современному человеку. Советы мудрого святителя вполне применимы и в условиях кардинально изменившейся по сравнению с еще недавними временами жизни. Задача пересказать « » здесь не ставится - эту книгу нужно читать полностью. Мы же попытаемся предложить лишь самую общую схему решения этого важнейшего для спасения души вопроса.

Рассмотрим такой пример: вот перед нами лист бумаги, на котором невидимым образом поставлена некая точка. Можем ли мы сразу, не имея никакой информации, так сказать, «ткнув пальцем», определить (по сути дела угадать) местонахождение этой точки? Естественно - нет. Однако если вокруг этой невидимой точки изобразить по кругу несколько видимых точек, тогда, опираясь на них, мы можем с большой вероятностью определить искомую точку - центр окружности.
Есть ли в нашей жизни такие «видимые точки», с помощью которых мы могли бы познать волю Божию? Есть. Что это за точки? Это некие приемы обращения к Богу, к опыту Церкви и к нашей душе на пути познания человеком воли Божией. Но каждый из этих приемов не самодостаточен. Вот когда этих приемов несколько, когда они совмещены и учтены в необходимой мере, только тогда мы - сердцем! - можем познать, чего собственно Господь от нас ожидает.

Итак, первая «точка», первый критерий - это, конечно же, Священное Писание, непосредственно Слово Божие. Опираясь на Священное Писание, мы достаточно четко можем представлять себе границы воли Божией, то есть: что допустимо для нас, а что является совершенно неприемлемым. Есть заповедь Божия: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим…возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь является последним критерием. Отсюда делаем вывод: если что-либо делается по ненависти, то это уже автоматически выпадает за границу возможности воли Божией.

В чем трудности на этом пути? Парадоксальным образом в том, что делает боговдохновенное Писание подлинно Великой Книгой - в его универсальности. А обратной стороной универсальности является невозможность однозначно интерпретировать Писание в каждом конкретном житейском случае вне колоссального духовного опыта жизни во Христе. А это, простите, не про нас сказано… Но, тем не менее, точка есть…

Следующий критерий - Священное Предание. Это опыт реализации Священного Писания во времени. Это опыт святых отцов, это опыт Церкви, которая 2000 лет искала ответ на вопрос, что значит жить, исполняя волю Божию. Этот опыт огромен, бесценен и практически дает ответы на все вопросы жизни. Но и тут есть свои проблемы. Здесь трудность противоположная - дискретность опыта. Ведь именно потому, что этот опыт так огромен, он включает в себя множество различных вариантов решения духовных и житейских проблем. Применить его в конкретных ситуациях практически невозможно без благодатного дара рассудительности - опять же в современной жизни исключительно редкого.

С книжными поучениями святых отцов и старцев связаны и некоторые специфические искушения. Дело в том, что в подавляющем большинстве случаев советы старцев относятся к конкретному человеку в конкретных обстоятельствах его жизни и могут меняться по мере изменения этих обстоятельств. Мы говорили о том, что промысл Божий о спасении человека может быть различен. А почему так? Потому что, как правило, человек прямым путем - путем совершенства - по своей немощи (лени?) не идет. Вот сегодня он не выполнил то, что он должен был выполнить. Что ему остается? Погибнуть? Нет! Господь в этом случае предусматривает для него какой-то другой, может быть, более тернистый, долгий, но столь же абсолютный путь спасения. Если он согрешил, а ведь нарушение воли Божией всегда есть вольный или невольный грех, то этот путь спасения обязательно лежит через покаяние. Например, сегодня старец говорит: «Ты так-то и так-то должен поступить». А человек уклоняется от выполнения духовного наказа. Потом опять приходит к старцу за советом. И тогда старец, если видит в нем раскаяние, говорит, как он должен поступить в новой ситуации. Говорит, возможно, противоположное предыдущему слову. Ведь прежний совет человек не выполнил, поступил по-своему, и это кардинально изменило ситуацию, создало новые - в первую очередь духовные - обстоятельства. Таким образом, мы видим, что индивидуальность советов старцев в конкретных случаях жизни является объективным препятствием к тому, чтобы можно было просто сказать: «Читайте советы старцев, следуйте им - и будете жить по воле Божией». Но и это - точка…

Третий критерий - голос Божий в сердце человека. Что это? Совесть. Удивительно и утешительно сказано апостолом Павлом, что «когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон, они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их…» (). В каком-то смысле можно сказать, что совесть - это тоже образ Божий в человеке. И хотя «образ Божий» понятие многосложное, но одно из проявлений его - голос совести. Таким образом, голос совести в определенной мере можно отождествить с гласом Божиим в сердце человека, являющим ему волю Господню. Итак, очень важно желающему жить по воле Божией быть честным и трезвенным в слышании голоса своей совести (вопрос в том, насколько мы к этому способны).

Еще один критерий, четвертый (конечно, не умаленный по значимости, ибо в круге все точки равноценны) - молитва. Совершенно естественный и очевидный для верующего человека способ познания воли Божией. Расскажу пример из моей жизни. Был трудный ее период: столько сконцентрировалось проблем, столько мудрований - казалось, жизнь зашла в тупик. Впереди какой-то бесконечный лабиринт дорог, куда ступить, в какую сторону идти - совершенно непонятно. И тогда мой духовник сказал мне: «Что ты мудруешь? Молись каждый вечер. Не надо никаких сверхусилий - каждый вечер говори молитву: «Господи, укажи мне путь, в онь же пойду». Каждый раз перед сном говори это с земным поклоном - Господь обязательно ответит». Так молился я две недели, и вот произошло событие в смысле житейском крайне маловероятное, разрешившее все мои проблемы и определившее дальнейшую жизнь. Господь ответил…

Пятый критерий - благословение духовника. Счастлив тот, кого Господь допускает получить благословение старца. К сожалению, в наше время - «старцы отняты от мира» - это исключительная редкость. Хорошо, если есть возможность получить благословение своего духовника, но и это тоже не так просто, не у каждого сейчас есть духовник. А ведь даже и в первые века христианства, когда люди были богаты духовными дарами, святые отцы говорили: «Моли Бога, чтобы он послал тебе человека, который тебя духовно управит». То есть и тогда обретение духовника было определенной проблемой, и тогда уже нужно было особо вымаливать себе духовного руководителя. Если нет ни старца, ни духовника, тогда можно получить благословение у священника. Но в наше время, время духовного оскудения, нужно быть при этом достаточно трезвенным. Нельзя следовать механически принципу: все, что речет священник - это обязательно от Бога. Наивно предполагать, что все священники могут быть духовниками. Апостол говорит: «Все ли Апостолы? Все ли пророки? Все ли учители? Все ли чудотворцы? Все ли имеют дары исцелений?» (). Не надо считать, что сама по себе харизма священства уже автоматически является харизмой пророчества и прозорливости. Здесь надо всегда быть осторожными и искать себе такого духовного руководителя, общение с которым приносило бы очевидную пользу душе.

Следующий критерий - советы духовно опытных людей. Это опыт жизни благочестивого человека и это наше умение учиться на добром (а может быть, и негативном - тоже опыт) примере. Помните, как в кинофильме «Щит и меч» некто сказал: «Только дураки учатся на своем опыте, умные учатся на опыте других». Умение воспринять опыт благочестивых людей, общение с которыми нам даровано Господом, умение прислушаться к их советам, найти в них необходимое себе и рационально это использовать - тоже способ познания воли Божией.

Есть и еще очень важный критерий определения воли Божией. Критерий, о котором говорят святые отцы. Так, об этом пишет преподобный в своей знаменитой «Лествице»: то, что от Бога, умиряет душу человека, то, что против Бога, душу смущает и приводит ее в неспокойное состояние. Когда результатом нашей деятельности является обретение в душе мира о Господе - не лени и сонливости, но особого состояния активного и светлого умиротворения - то это тоже показатель правильности выбранного пути.

Восьмой критерий - умение чувствовать обстоятельства жизни; воспринимать и трезво оценивать то, что вокруг нас происходит. Ведь ничто не происходит просто так. Волос с головы человека не упадет без воли Всевышнего; капля воды не скатится, веточка не сломается; никто не подойдет и не оскорбит нас, и не поцелует, если это не было попущено Господом к какому-то нашему вразумлению. Таким вот образом Бог созидает обстоятельства жизни, но наша свобода этим никак не ограничена: выбор поведения во всех обстоятельствах всегда за нами («…воля человека выбирающая…»). Можно сказать, что жизнь по воле Божией - наш естественный ответ на созданные Богом обстоятельства. Конечно, «естественность» должна быть христианской. Если обстоятельства жизни складываются, к примеру, так, что для обеспечения семьи нужно, как кажется, провороваться, то, конечно же, это не может быть волей Божией, ибо это противоречит заповедям Божиим.

И еще важнейший критерий, без которого не может быть ничего остального - терпение: «…терпением вашим спасайте души ваши» (). Все получает тот, кто умеет ждать, кто умеет вручить Богу решение своей проблемы, кто умеет дать Господу возможность Самому сотворить то, что Он о нас предусмотрел. Не надо навязывать Богу своей воли. Конечно, иногда бывает так, что нужно решиться на что-то в один миг, сделать нечто в одну секунду, что-то совершить, ответить. Но это опять же какой-то особый промысл Божий, и даже в этих обстоятельствах обязательно будет некая подсказка. В большинстве же случаев самый оптимальный способ - дать Господу возможность явить Свою волю в нашей жизни обстоятельствами так очевидно, что уже от этого никуда не денешься. Молись и жди, находясь, пока возможно, в том состоянии, в которое Господь тебя поставил, и Господь явит тебе Свою волю на дальнейшую жизнь. Практически это означает не торопиться с принятием ответственных решений (например, молодоженам о. И.К. советует в состоянии жениха и невесты «повидать четыре времени года») и без явной необходимости не менять своего житейского положения: «Каждый оставайся в том звании, в котором призван» ().

Итак, мы наметили те критерии, «точки» - Священное Писание и Предание, совесть, молитва, благословение и духовный совет, мирное состояние души, чуткое отношение к обстоятельствам жизни, терпение, - которые дают нам возможность познавать промысл Божий о нашем спасении. И вот тут возникает совсем другой, парадоксальный вопрос: «Отдаем ли мы себе отчет - а зачем нам знать волю Божию?» Помню слова опытного священника, братского духовника одного из старейших монастырей Руси: «Волю Божию знать страшно». И в этом есть глубокий смысл, который в разговорах о познании воли Божией как-то легкомысленно упускается. Волю Божию, действительно, знать страшно, ибо это знание - колоссальная ответственность. Вспомните слова Евангелия: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут» (). Представьте себе: прийти на Суд Божий, и услышать: «Ты знал! Тебе было открыто, что Я от тебя жду - и ты сознательно делал противоположное!» - это одно, а прийти и смиренно взмолиться: «Господи, я такой неразумный, ничего не понимаю. Как мог, я старался делать добро, но все что-то не так получалось». Что уж с такого взять! Конечно, пребывания со Христом он не заслужил - но все же «бит будет меньше».

Мне часто приходится слышать: «Батюшка, как жить по воле Божией?» Спрашивать спрашивают, а вот жить-то по Его воле не желают. Вот почему страшно знать волю Божию - потому что тогда и жить нужно по ней, а это зачастую совсем не то, что нам хочется. От подлинно благодатного старца, о. , я слышал такие печальные слова: «Торгуют моими благословениями! Все спрашивают меня: «Что делать?» Все говорят, что живут по моим благословениям, но почти никто не выполняет того, что я им говорю». Вот это страшно.

Оказывается, «узнать волю Божию» и «жить по воле Божией» - это совсем не одно и то же. Узнать волю Божию возможно - оставила нам великий опыт такого познания. А вот жить по воле Божией - это личный подвиг. И легкомысленное отношение здесь недопустимо. К сожалению, понимания этого очень мало. Со всех сторон слышны стенания: «Дайте нам! Покажите нам! Укажите нам - как поступить по Божией воле?» А когда говоришь: «Бог благословит тебя поступить так-то и так-то» - поступают все равно по-своему. Вот и получается - «Волю Божию мне скажите, но жить-то я буду так, как мне хочется».

Но, мой друг, ведь наступит момент, когда отягощаемая нашим коснением во грехах Божия справедливость вынуждена будет превозмочь Божие милосердие, и ответить придется за все - и за попустительство страстям, и за «игру в волю Божию». К этому вопросу нужно относиться очень серьезно. По сути дела это вопрос жизни и спасения. Чью волю все-таки - Спасителя или искусителя - мы выбираем каждый момент нашей жизни? Здесь нужно быть и рассудительным, и трезвенным, и честным. Не следует «играть в познание воли Божией» - бегая по священникам за советами до тех пор, пока не услышишь от кого-либо ту «волю Божию», которая тебе угодна. Ведь таким образом изощренно оправдывается свое самоволие, и нет тогда места спасительному покаянию. Лучше уж сказать честно: «Прости, Господи! Конечно, Твоя воля свята и высока, но я по немощи своей не достигаю этого. Помилуй меня, грешного! Даруй мне прощение за мои немощи и даруй мне путь, на котором я бы не погиб, но смог бы придти к Тебе!»

Итак, есть промысл Божий о спасении каждого человека, и есть единственная ценность в этом мире - жизнь по воле Божией. Господь дает нам возможность познания вселенской тайны - воли Творца о спасении Своего отпавшего творения. Только нужно нам иметь твердую решимость не играть в познание воли Божией, а жить по ней - это путь в Царствие Небесное.

В заключение я хотел бы сказать несколько слов о рассудительности - без нее невозможно познание воли Божией. И действительно - мы говорили о том, что в конкретных жизненных обстоятельствах только духовным рассуждением можно верно интерпретировать как истины Священного Писания, так и опыт святых отцов, и житейские коллизии. Механическое следование букве закона вне духовного рассуждения - например, раздать имущество ради достижения совершенства (без созревания души для подвига; по сути дела вне смирения) - прямой путь либо к духовной прелести, либо к отпадению в уныние. Но дух рассуждения - это не критерий, это дар. Он не «осваивается» сознанием (как, например, опыт святых отцов) - он ниспосылается свыше в ответ на наше моление и, как любой дар благодати, почиет только в смиренном сердце. Будем же из этого исходить - и довольно.
И вновь вслушаемся в слова апостола Павла: «Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас и просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его, во всякой премудрости и разумении духовном, чтобы поступали достойно Бога, во всем угождая Ему, принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога…» ().