Как выбирают папу римского. Порядок избрания папы римского

Image caption В выборах понтифика могут принимать участие кардиналы не старше 80 лет

Папа римский выбирается собранием кардиналов, известным как конклав. Эти выборы имеют очень древнюю историю и окружены завесой тайны.

Сейчас в мире есть 203 кардинала из 69 стран. Они выделяются среди других католических иерархов своими красными одеяниями.

По правилам, установленным в 1975 году, конклав не может состоять более чем из 120 кардиналов, и в выборах папы не могут принимать участия кардиналы старше 80 лет. Таких в настоящее время 118.

Теоретически папой может быть избран любой католик мужского пола. Однако на практике, практически без исключений, им становится кто-то из кардиналов.

Ватикан уверяет, что этот выбор исходит от Святого Духа. На самом же деле в этом процессе много политики. Кардиналы формируют группы, поддерживающие того или иного кандидата, и даже те из них, кто имеет мало шансов на папство, могут оказать существенное влияние на выбор понтифика.

Избранный понтифик станет духовным лидером для более чем миллиарда католиков во всем мире, и его решения будут иметь непосредственное отношение к самым насущным проблемам их жизни.

Завеса тайны

Выборы папы римского проводятся в обстановке строгой секретности, практически не имеющей аналогов в современном мире.

Image caption Голосование проходит в Сикстинской капелле

Кардиналов буквально запирают в Ватикане до тех пор, пока они не примут решения. Само слово "конклав" означает "запертая комната".

Процесс может занять несколько дней. В минувшие столетия случалось, что конклавы продолжались неделями и даже месяцами, некоторые кардиналы не доживали до их конца.

За обнародование информации о ходе дебатов на конклаве нарушителю грозит отлучение от церкви. Перед началом голосования Сикстинская капелла, где оно проводится, тщательно проверяется на предмет записывающих устройств.

После начал конклава кардиналам запрещен всякий контакт с окружающим миром, за исключением случаев, когда требуется неотложная медицинская помощь. Запрещены радио, телевидение, газеты, журналы и мобильные телефоны.

Весь обслуживающий персонал также дает клятву молчания.

Голосование

В день начала работы конклава процессия кардиналов двинется в Сикстинскую капеллу.

Здесь у кардиналов будет возможность провести первое голосование - но только первое, - которое позволит выяснить, какой поддержкой пользуется каждый из кандидатов на высший пост в церкви.

Имена кандидатов пишут на листке бумаги, стараясь делать это так, чтобы никто не мог догадаться, чье имя вписывается.

После каждого второго голосования бюллетени с именами кандидатов сжигают. Делается это после обеда и вечером, причем к бумагам добавляются специальные химические вещества, чтобы люди, следящие за выборами снаружи, были в курсе происходящего: если дым черный - значит, папа еще не избран, белый же дым означает, что у католиков мира есть новый глава.

Раньше нового Папу выбирали большинством в две трети голосов. Иоанн Павел II внес в Апостольскую конституцию 1996 года изменения, позволяющие выбрать Папу простым большинством голосов, если выбрать нового понтифика не удается после 30 раундов голосования.

Новый понтифик затем выбирает себе церковное имя, надевает папскую мантию и приветствует верующих с балкона Собора святого Петра.

Как выбирают Папу Римского? Кто такие кардиналы? В каком случает архиереев сажают на хлеб и воду? Почему человеку, избранному на престол святого Петра, меняют имя? Какое отношение к выборам Папы имеет Микеланджело Буонарроти? Рассказывает иеромонах Русской Православной Церкви, итальянский историк, исследователь Восточного христианства и писатель, сотрудник ОВЦС Иоанн (Гуайта).

Sede vacante

С 20 часов 28 февраля сего года для Римской Католической Церкви открылся период Sede vacante - вакансии папского престола.

По правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II, с этого момента лишаются мандатов руководители всех подразделений Римской курии, в том числе государственный секретарь (кардинал Тарчизио Бертоне) и кардиналы (или архиепископы), являющиеся префектами конгрегаций, председателями папских советов, и т. д. Продолжают работать секретари департаментов Ватикана, Камерленг Святой Римской Церкви (Тарчизио Бертоне), который является местоблюстителем Апостольского Престола, и декан Коллегии кардиналов (Анджело Содано), который обычно созывает и возглавляет конклав. Однако на сей раз Декан Коллегии не будет принимать участие в конклаве по причине возраста.

Также продолжают работать главный Пенитенциарий (португальский кардинал Мануэль Монтейро де Кастро), кардинал Викарий по граду Рим (итальянец Агостино Валлини), кардинал Ключарь Ватиканской базилики (итальянец Анджело Комастри, он же викарий по государству Ватикан), Элемозинарий Его Святейшества (итальянский архиепископ Гвидо Поццо), папский Церемониймейстер (монсеньор Гвидо Марини), Заместитель Госсекретаря (сардинский архиепископ Анджело Бечью), Секретарь по отношениям с государствами («министр иностранных дел» Святого Престола, французский архиепископ Доминик Мамберти) и все апостольские нунции.

Правила выборов, установившиеся в традиции Церкви

Правила избрания Понтифика устанавливались постепенно и много раз менялись по ходу развития истории Католической Церкви. В древней Церкви часто епископы назначали своих преемников; это, по всей вероятности, происходило и в римской Церкви. Но со временем епископы стали выбираться клириками и верующими данной области, чаще всего - аккламацией (per acclamationem), т. е. провозглашением; иногда в результате достигнутой договоренности между участвующими в выборах - консенсусом (per compromissum), и только намного позднее Церковь прибегла к способу тайного голосования (per scrutinium). После выхода эдикта Константина Великого, по решению папы Марка от 336 года, в выборах стали принимать участие только клирики римской Церкви. В процессе избрания епископа для значимой кафедры (например, метрополии) участвовали действующие епископы близлежащих епархий, в особенности, если эти последние подчинялись данной вакантной кафедре.

В VI веке император Юстиниан (527–565) вводит правило, по которому выборы папы требуют обязательного утверждения императором. В Средние века большое влияние на выбор Пап оказывали светские лица: Понтифика либо назначали, либо утверждали сначала Остготские короли Италии, затем византийские императоры, а с IX века - правители Священной Римской империи.

В 1059 году папа Никола II решает доверить выборы папы только кардиналам-епископам, а в 1179 году папа Александр III устанавливает правило, по которому решение о назначении папы может приниматься только полным составом Коллегии кардиналов.

Точные Правила выбора пап, частично действующие и сейчас, были приняты на II Лионском Соборе 1274 года после того, как процесс избрания папы Григория X занял почти 3 года, точнее, 1006 дней. В соответствии с этими Правилами кардиналы должны были собираться в закрытом помещении и не имели права на отдельные комнаты. Ни один кардинал не должен был иметь более одного служителя, разве что был болен. Питание доставлялось через окошко и, если выборы продолжались более 3-х дней, сокращалось до одного блюда на прием, а еще через пять дней происходило дальнейшее сокращение питания до приема только хлеба, вина и воды. Кроме того, в течение всего периода sede vacante все церковные доходы кардиналов находились в руках Камерленга (управляющего делами), который затем передавал их в распоряжение нового Папы.

Эти правила в ходе истории не раз изменялись. В 1621 году папа Григорий III ввел тайные выборы. Практически все последние папы вводили изменения, несколько меняющие процедуру выборов. Такие нововведения были приняты и при Иоанне XXIII, и при Павле VI, и при Иоанне Павле II и при Бенедикте XVI.

Кардиналы

Итак, сегодня выборы Папы Римского проходят во время Конклава - ассамблеи, на которую собираются кардиналы-избиратели. Кардинал в Католической Церкви - не чин, а достоинство. Кардинал - это архиепископ (или митрополит, или патриарх какой-нибудь Католической Церкви восточного обряда), получивший право голосовать на выборах Папы. Кардиналов единолично назначает Понтифик.

Когда Папа решает возвести в кардинальское достоинство какого-либо архиерея, он сначала сообщает свое решение заинтересованному лицу; затем предает огласке его имя перед кардинальской Коллегией. Иногда, по политическим или иным причинам (например, если человек живет в стране, где преследуют христиан), Папа может сообщить человеку о его возведении в кардиналы, но не оглашать решение, а держать его «в своем сердце» (in pectore). Если Папа умирает, не огласив имя тайного кардинала, человек больше не сможет считать себя таковым.

По древней традиции кардиналы делятся на три «ордена» -архиереев, пресвитеров и диаконов. В действительности, в Средние века кардиналами назывались непосредственные соработники Папы в качестве римского епископа, а именно настоятели главных соборов Рима и некоторые городские диаконы, а также епископы, занимающие ближайшие Риму кафедры.

Начиная с 1059 г. кардиналы стали единственными избирателями Папы, а с 1150 г. они стали образовывать кардинальскую коллегию во главе с Деканом (им являлся епископ города-порта Остии) и Камерленгом.

В XII веке в Коллегию вошли и прелаты, которые проживали далеко от первопрестольного града. Все кардиналы, даже те из них, которые имели только иерейский или диаконский сан, получили больше власти, чем простые архиереи, не являющиеся кардиналами: они могли голосовать на Соборах и пользоваться другими привилегиями. В XIII-XV вв. число кардиналов обычно не превышало 30. В конце XVI в. Папа Сикст V установил, что их должно быть 70 - 6 из епископов, 50 из иереев и 14 из диаконов.

В 1962 Иоанн XXIII решил, что все кардиналы должны быть епископами, а его преемник Павел VI три года спустя включил в кардинальскую коллегию патриархов католических Церквей восточного обряда и установил, что при исполнении 80-летнего возраста все кардиналы перестают работать в структурах римской Курии, а также теряют право участвовать в Конклаве. В 1973 г. этот же Папа решил, что кардиналов-избирателей не должно быть больше 120.

По ныне действующему каноническому праву Католической Церкви кардиналами могут стать и иереи, но пока это очень редкие случаи. Они должны получить архиерейскую хиротонию, но и здесь бывают исключения. Чешский иезуит, специалист по православной духовности о. Фома Шпидлик в возрасте 84 лет был возведен в кардинальское достоинство Папой Иоанном Павлом II. Но пожилой иезуит не пожелал получить архиерейское рукоположение и с разрешения Понтифика остался кардиналом-иереем.

Несмотря на то, что сегодня все кардиналы имеют архиерейский сан, они до сих пор делятся на традиционные три ордена: архиереи, пресвитеры и диаконы. Управляя одновременно своей епархией в какой-нибудь стране мира, каждый кардинал входит в клир града Рима или близлежащей территории.

Это значит, что каждый кардинал, в зависимости от своего «кардинальского стажа», значимости управляемой им епархии и т. д., числится диаконом или пресвитером в каком-нибудь из храмов Вечного Города или епископом в одной из 7 ближайших епархий, называемых sedes suburbicariae, т. е. «загородные кафедры» - Остия, Альбано, Фраскати, Палестрина, Порто Санта Руфина, Сабина, Веллетри. Декан Коллегии кардиналов традиционно носит титул епископа Остии.

До II Ватиканского собора старшие из кардиналов действительно управляли этими епархиями. Ныне же они только носят титул, а в действительности епархией управляют проживающие на их территории викарные епископы.

Работающие в Курии и не имеющие своей епархии кардиналы обязаны проживать в Вечном граде; те кардиналы, которые управляют своей епархией в какой-либо стране мира, должны приезжать в Рим каждый раз, когда их собирает Папа. Во главе Коллегии кардиналов стоит Декан или, в его отсутствие, Субдекан.

Декан не имеет никакой прямой власти над другими кардиналами, а является primus inter pares (первым среди равных). После смерти Декана кардиналы-епископы (которые носят титулы «загородных епархий») собираются вокруг Субдекана или старшего среди них и выбирают нового Декана. Его избрание должно быть утверждено Папой.

Приготовление Конклава

Название избирательной ассамблеи для выборов Понтифика, Конклав, происходит от латинского выражения cum clave, т. е. «(запертые) ключом». Оно связано с воспоминанием об одном реальном событии из истории латинской Церкви. В 1270 г. кардиналы, собранные для выбора Понтифика, в течение полутора лет никак не могли договориться. Тогда жители города Витербо, где тогда находилась резиденция Понтифика, заперли их в папском дворце, сильно сократили им пищу и разобрали крышу зала для голосования.

После этого кардиналам понадобилось еще 15 месяцев, и только 1 сентября 1271 они выбрали Папу Григория Х. Именно этот папа через 3 года собирает II Лионский Собор, на котором, как уже говорилось выше, и были приняты четкие правила, по которым следовало избирать Папу.

В Конклаве не участвуют те кардиналы, которым на день смерти Папы (или его ухода на покой) уже исполнилось 80 лет, однако они могут быть избраны на Римский Престол. По каноническому праву Католической Церкви Папой может быть избран не только кардинал, но любой католик мужского пола, даже мирянин, но не состоящий в браке.

Если избранник не состоит в архиерейском сане, по правилам Ordo rituum conclavis, непосредственно после его согласия он должен получить все соответствующие рукоположения. Историки полагают, что в первые века истории Церкви имели место случаи, когда Папой избирали оглашенного, который тут же получал крещение, а затем диаконское, иерейское и архиерейское рукоположения.

Если Папой избран иерей, Декан кардинальской коллегии должен возглавить церемонию его архиерейской хиротонии; если же избран диакон, то Декан сначала рукополагает его в пресвитеры, затем в архиереи, а если избран мирянин, то, соответственно, рукополагает сначала в диаконы, затем в пресвитеры и после этого - в архиереи.

В действительности с XIV века папами избираются только кардиналы: избранный в 1378 году Папа Урбан VI был последним не из кардиналов.

В настоящее время в Католической Церкви насчитывается 209 кардиналов, из которых 117 имеют право голосовать, а 92 не обладают этим правом, поскольку их возраст превышает 80 лет.

Бывший старший архиепископ украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар, родившийся 26 февраля 1933 года, не сможет принять участие в Конклаве, так как ему исполнилось 80 лет за два дня до ухода Папы на покой; а родившийся 5 марта 1933 года кардинал Вальтер Каспер примет участие, несмотря на то, что к моменту открытия Конклава ему будет уже больше 80 лет.

На сегодняшний день известно, что в Конклаве будут участвовать 115 кардиналов, так как один не сможет по состоянию здоровья и еще один, оказавшийся в центре очередного скандала, решил не появляться в Риме.

Сразу после смерти Папы (или его ухода на покой) начинают работать так называемые «конгрегации». Они, в сущности, являются своего рода временным правительством Церкви. Существуют «генеральные» и «партикулярные» конгрегации.

Генеральные конгрегации собираются каждый день, в них участвуют все кардиналы, в том числе и те, которые не могут голосовать (по причине возраста) в Конклаве. Их возглавляет Декан, или Субдекан, или старший из кардиналов, имеющих право на голос в Конклаве.

Генеральные конгрегации принимают все главные решения во время вакансии папского престола. Это, прежде всего, решения относительно похорон Папы, организационные вопросы о проживании кардиналов, назначение даты начала Конклава и др.

Во время работы одной из первых генеральных конгрегаций кардиналы произносят первую клятву - сохранять тайну относительно всего, что касается выборов Понтифика. Также во время работы Конгрегаций, до начала Конклава, кардиналы слушают первую проповедь, которую к ним обращает специально избранный для этого монах, известный своей благочестивой жизнью.

Одновременно собираются и «партикулярные конгрегации», которые решают менее важные вопросы по мере их возникновения. В них участвуют Камерленг и три кардинала (один от каждого «ордена»). Эти три кардинала выбираются жребием и меняются каждые три дня.

По нормам канонического права Конклав должен открыться не раньше, чем через 15 дней после начала вакансии папского престола, но и не позднее 20 дней.

Эти 15–20 дней нужны для организационной подготовительной работы, для того, чтобы дождаться приезда в Рим кардиналов со всего мира, а также для того, чтобы до начала голосования кардиналы успели пообщаться между собой и обсудить кандидатуры. Однако Папа Бенедикт XVI предоставил кардинальской коллегии право открыть Конклав не дожидаясь 15 дней после ухода Понтифика, если все голосующие кардиналы успели добраться до Рима.

Традиционно Конклав проходит в Сикстинской капелле. Построенная в 1475-1481 гг., эта известная во всем мире капелла называется Сикстинской в честь заказчика Папы Сикста IV делла Ровере. Капелла украшена знаменитой фреской «Страшный суд», созданной одним из самых великих художников эпохи Возрождения Микеланджело Буонарроти.

Сикстинская капелла. "Страшный суд" Микеланджело Буонарроти

Секретность

Конклав проходит в условиях строгой секретности. В Сикстинской капелле, где проходят голосования, помимо кардиналов-избирателей никто не должен находиться. Сами кардиналы, за все время Конклава живут на территории Ватикана в Доме Святой Марфы, специально построенной гостинице, где в это время никто другой проживать не может.

Как только начинается первое заседание и до обнародования результатов избрания нового Папы кардиналам строго запрещается любое общение с внешним миром: они не только не могут встречаться с людьми, не имеющими отношение к избранию Понтифика, но не могут разговаривать по телефону, писать письма, пользоваться любыми средствами коммуникации.

Кардиналы также не могут покидать территорию государства Ватикан. А если на самой ватиканской территории кардиналу встретится человек, не участвующий в Конклаве (в том числе клирик или другой кардинал, не имеющий право голосовать), он должен воздержаться от общения с этим человеком.

За все время Конклава в распоряжении кардиналов имеются два врача, несколько исповедников, говорящих на нескольких языках, и несколько человек технического персонала. Все эти люди тщательно выбираются Камерленгом, получают от него благословение на исполнение своих обязанностей и подписывают клятву о том, что если они случайно узнают что-либо, касающееся выборов, то будут хранить вечное молчание.

Нарушение этими людьми секретности является преступлением, которое наказывается отлучением по заранее вынесенному решению от Церкви latae sententiae, т. е. автоматическим отлучением, которое не предполагает вердикта церковного суда. Господа кардиналы строго призываются перед лицом своей христианской совести («graviter onerata ipsorum conscientia»), сохранять тайну и после избрания Понтифика.

После завершения строительства Сикстинской капеллы и почти до конца ХХ века во время Конклава кардиналы жили в палатах, прилегающих к самой капелле. Это было крайне неудобное для пожилых людей импровизированное жилье, часто без удобств; зато кардиналы могли попасть в капеллу, не выходя на улицу. Папа Иоанн Павел II специально для Конклава построил на территории Ватикана дом Святой Марфы. Это обычная гостиница с маленькими одноместными номерами с удобствами.

Раньше во время Конклава кардиналам не только запрещалось общение с внешним миром, но считалось, что им и между собой не стоит общаться. Каждый из них должен был голосовать по совести и «secundum Deum» - так, как вдохновлял их сам Господь. Поэтому договоренности между голосующими кардиналами, обсуждения возможных кандидатур и даже просто разговоры считались неуместными.

Во второй половине ХХ века, до начала строительных работ дома Святой Марфы, папа Иоанн Павел II велел включить в проект и небольшие залы для того, чтобы кардиналы могли свободно собираться группами, разговаривать о насущных проблемах Церкви и даже обсуждать кандидатуры.

За несколько дней до начала Конклава Сикстинскую капеллу проверяют с помощью соответствующих технических средств на предмет отсутствия в ней аудио- и видеозаписывающей или передающей техники. Во время Конклава кардиналам запрещается пользование магнитофонами, радио, фото- и видеотехникой, сотовыми телефонамии т. д. Все записи, собственноручно сделанные кардиналами за время заседаний, сжигаются в конце каждого дня.

Конклав

Итак, в пятнадцатый день после ухода Папы или позднее (но до двадцатого дня) Декан коллегии кардиналов возглавляет особую мессу Pro eligendo Papa («для выбора Понтифика»), которая может служиться в соборе Святого Петра или в другом храме. Затем кардиналы, имеющие право голосовать, собираются в определенный час пополудни в Капелле Паолине Апостольского Дворца и с пением молитвы Veni Creator, призывающей помощь Святого Духа, переходят процессией в Сикстинскую Капеллу к месту проведения выборов.

Конклав обычно возглавляет кардинал Декан или Субдекан. По правилам, установленным Иоанном Павлом II, если Декан и Субдекан не участвуют в голосовании по причине возраста, собрание кардиналов-выборщиков проходит под председательством самого старшего из них по возрасту.

Прежде всего кардиналы дают клятву. Декан или старший из избирателей читает общий длинный текст о том, что они обязуются хранить вечное и полное молчание относительно обстоятельств выборов Папы. Затем каждый кардинал по очереди, держа руку на Евангелии, завершает обет словами: «И я, кардинал N, обещаю, обязуюсь и клянусь. И да поможет мне Бог и Святое Евангелие, на котором лежит моя рука».

После того, как клятва произнесена последним избирающим кардиналом, Главный Папский Церемониймейстер объявляет extra omnes («Все вон!») и все не имеющие отношения к Конклаву лица должны покинуть Сикстинскую Капеллу. Младший кардинал диакон запирает дверь и начинается Конклав.

Остается монах-проповедник, который произносит перед кардиналами вторую проповедь. После этого и он покидает Сикстинскую Капеллу вместе с Главным Церемониймейстером. Затем следуют молитвы.

Если, как мы видели, раньше существовали различные способы избрания Папы (per acclamationem или per compromissum), то сегодня по правилам, установленным Папой Иоанном Павлом II в. 1996 г., Папа избирается исключительно тайным голосованием (per scrutinium).

В начале каждого заседания Конклава младший кардинал-диакон жребием выбирает трех ответственных за подсчет голосов (Scrutatores), трех ревизоров (Revisores) и трех помощников, которые, среди прочего, собирают избирательные бюллетени у болящих (Infirmarii).

Бюллетень - прямоугольный. На нем написано: Eligo in Summum Ponteficem «Выбираю в Верховные Первосвященники», и в него вписывается имя человека, за которого отдается голос. Каждый кардинал в порядке старшинства подходит к алтарю. Представ перед фреской Страшного Суда кисти Микеланджело, он произносит следующую клятву: Призываю в Свидетели Христа Господа, Который будет меня судить, что я выбираю того, кто, как я считаю пред Богом, должен быть выбран». Затем кладет бланк на поднос так, чтобы все могли его видеть, а уже с подноса перекладывает его в большую емкость и возвращается на свое место.

После того, как все кардиналы-выборщики опустят свои бюллетени в урну, бланки пересчитываются. Если количество бюллетеней не совпадает с количеством выборщиков, все бланки сжигаются, и сразу переходят к новому голосованию. После того, как все проголосуют, трое, отвечающие за подсчет голосов, считают бюллетени, проделывают в них дырки и сшивают. После проведения подсчета ревизоры проводят полный контроль.

Изменение имени стало правилом, но, все-таки, были и исключения; например, выходец из Голландии Адриан VI, который был папой в течение всего лишь одного года (1522–1523), при рождении был наречен именем Адриаан. А итальянец Марцелл II звался от рождения Марчелло и умер через 22 дня после избрания Папой в 1555 году.

После согласия новоизбранного Папы быть Верховным Первосвященником сжигают бюллетени без влажной соломы, чтобы получить белый дым. Если избранный Папа не имеет епископского сана, он немедленно рукополагается в епископы. Затем он препровождается в ризницу Сикстинской капеллы, в так называемую «комнату плача» (camera lacrimatoria), где подготовлены 3 папских одеяния 3-х разных размеров. Известна в связи с этим история с новоизбранным папой Иоанном XXIII, который был достаточно грузным. Для того чтобы его облачить в папские одеяния, пришлось разрезать одежды самого большого размера и скрепить их большими булавками.

После облачения в папские одежды новоизбранный возвращается в Сикстинскую капеллу и садится на кафедру. Кардинал Декан возглашает: «Избран на кафедру Петра» и зачитывает отрывок из Евангелия от Матфея 16, 13–19, в котором говорится о первенстве Петра в апостольском служении.

После Евангельского чтения и молитвы за нового Папу кардиналы подходят к верховному Понтифику с тем, чтобы засвидетельствовать ему свое почтение и послушание. В завершение исполняется гимн благодарения Господу, называемый Te Deum. На этом Конклав завершает свою работу.

Кардинал Протодиакон (в настоящее время им является француз Жан-Луи Торан) выходит на центральную лоджию Базилики св. Петра, так называемую лоджию благословения, на которую перед этим вывешивают ковёр с гербом предыдущего понтифика, и объявляет: «У нас есть Папа!» (Habemus Papam!). Текст этого традиционного обращения к пастве звучит так: «Я говорю вам о великой радости: У нас есть папа! Высокопреосвященнейший и достойнейший господин, господин [имя], Кардинал Святой Римской Церкви [фамилия], который взял себе имя [тронное имя]».

Сразу после этого обращения, новоизбранный Папа дает свое первое апостольское благословение Urbi et Orbi, «городу и миру».

Вплоть до выборов папы Иоанна Павла II не было принято, чтобы новый Понтифик произносил свою первую речь, обращаясь к народу, собравшемуся на площади Святого Петра до его благословения. Уже папа Иоанн Павел I хотел обратиться к верующим, но церемониймейстер его остановил, заметив, что такая речь не была предусмотрена ни протоколом, ни традицией.

За публичным объявлением выбора Папы и его первым благословением следует, как правило, через несколько дней, торжественная коронация в соборе святого Петра в Ватикане. Так начинается процесс вступления в должность Папы.

В последующие дни Папа посещает патриаршие базилики Святого Павла Вне Стен и Санта Мария Маджоре и процесс завершается торжественной церемонией вступления во владение Латеранской базиликой, которая является кафедральным собором первопрестольного .

1.9k (26 за неделю)

Немногие из ныне живущих знают, как выбирают папу римского, а ведь этот процесс в разные времена существенно отличался. По преданию, 24 священника и диакона были избраны святым апостолом Петром для помощи в управлении Римской Католической церковью. Именно этим священнослужителям вменили в обязанность в последующем определять преемника, который заменит Святого Петра и возглавит церковь. Теологи сходятся во мнении, что на стадии становления христианства за нового понтифика могли голосовать верующие города и духовенство, а процесс был идентичен обычному избранию епископа Рима.

История выборов Папы Римского

На основании церковного права, в прерогативу понтифика не входит выбор или назначение наследника, и такой принцип передачи власти соблюдался всегда . Например, Папа Корнелий, живший в 1 веке, избирался епископами, духовенством и простым народом Римской провинции, о чем впоследствии было заведено информировать карфагенских епископов.
В 4 веке на Никейском Соборе было утверждено, что выборами главы католической церкви должен заниматься клир, с согласия знати и жителей империи. Кандидат должен был иметь сан не ниже архидиакона и пройти через все этапы церковной иерархии. Традиционно избрание преемника проходило не раньше, чем на 3-й день после смерти предыдущего Папы. Новый понтифик уплачивал империи значительную суму денег в виде налога и просил распоряжения у императора о своем посвящении. С 8 века Константинополь официально больше не уведомляли о назначении нового Папы.

С 8 века понтификом мог стать только человек, носящий титул кардинала (дьякона или пресвитера), а правом голоса обладали особо важные персоны и духовенство.
Люди, не относящиеся к церкви, выбирать ее главу больше не могли, но миряне давали формальное разрешение понтифику на правление. Такое положение вещей вызвало недовольство среди обыкновенных людей, и в 862 году Папой Николаем I Великим право было восстановлено.
С 11 века выборщиками могли стать только кардиналы-епископы, а других церковнослужителей и народ ставили в известность и в торжественной обстановке принимали их одобрение. Императоры Германии нередко пытались вмешиваться в процесс выборов, вплоть до Х вселенского собора (1139 г), когда право избрания было передано в ведение кардиналов.

Современное избрание понтифика

На II Лионском соборе Папа Григорий Х обнародовал правила избрания понтифика, дошедшие до наших дней почти без изменений. Документ был принят после того, как Святой Престол около 3 лет существовал без преемника после смерти Климента IV, ввиду разногласий, касающихся следованию выборному праву.
Конституция имела название Ubi periculum majus и гласила, что кардиналам следует собраться для выборов нового Папы через 10 дней после кончины предшественника. Мероприятие происходило во дворце, где понтифик почил, или в населенном пункте, ближайшем к месту его смерти (если обстоятельство произошло в дороге). Впервые были даны точные указания условий: кардиналы находились в полной изоляции в зале, запертом на ключ, и под угрозой анафемы не имели права связываться с внешним миром ни в устной, ни в письменной форме.

Кормили священнослужителей через маленькое окошко, и если вердикт не был принят в течение 4-х дней, рацион урезался, а на пятые сутки кардиналам приходилось довольствоваться лишь хлебом вином и водой. В случае плохого самочувствия или болезни оставшиеся священники продолжали, до победного конца, решать судьбу Святого Престола. За соблюдением предписаний строго следили местные власти.
Общеупотребительное слово «конклав» прижилось в церковном обиходе в 13 веке. Понятие дословно переводится с латинского языка как «под ключом» и обозначает собрание Коллегии кардиналов. По традиции, выборщики закрыты на ключ в Сикстинской капелле от остального мира до тех пор, пока решение не будет принято.
В 20 веке был установлен возрастной ценз для кардиналов, которым должно быть на момент плебисцита не менее 80 лет. Количество выборщиков не превышает 120 человек, и процедура проводится только в Риме, в Апостольском дворце.
О резолюции, принятой конклавом, узнают по цвету дыма, поднимающегося из трубы над Сикстинской капеллой: черный цвет означает, что кардиналы не пришли к единому мнению, белый - что новый Папа готов предстать перед людьми. Голосуют до тех пор, пока соискатель не получит 77 голосов (из расчета 2/3 + 1 голос). Если понтифик не будет определен с 34 раза, круг претендентов сужается до двух. Урну для бюллетеней устанавливают под фреской «Страшный суд».
Самым быстрым считается избрание в 1939 году Папы Пия XII - процесс занял 24 часа, и для этого потребовалось всего 3 голосования. Самый короткий срок правления понтифика - 12 дней, печальный «рекорд» принадлежит Урбану VII, который в 1590 году, сразу после конклава заболел малярией и скончался.

12-13.03.2013, Италия | Papal Conclave - собрание кардиналов, созываемое после смерти или ухода в отставку папы римского для избрания нового папы, а также само это помещение. Проходит в изолированном от внешнего мира помещении. Выборы производятся закрытым голосованием дважды в день, для избрания необходимо собрать не менее ⅔ голосов плюс один. Помещение открывают лишь после избрания папы.
В связи с добровольной отставкой Йозефа Алоизия Ратцингера (Бенедикта XVI) 28 февраля 2013 г. католическая церковь объявила о выборах нового папы, которые начались 12 марта 2013 г. Это был второй конклав в XXI веке и 83-й с XIII века. Обычно сейчас конклавы длятся 2-3 дня, но вот первый, когда в 1268 г. выбирали папу Григория X, кардиналы заседали аж 2 года 9 месяцев 3 дня. Не очень понятно, как им удалось, в конце концов, прийти к общему решению. В этом году уложились в два дня, но они стоили собравшимся на площади верующим дорого - почти все время шел проливной дождь, а во время священной мессы и вовсе гроза с молниями, громом и градом. Для всего католического мира (а это около 1 млрд 200 млн вернующих) и мировых СМИ это было главным мировым событием прошедших двух дней.

Площадь Святого Петра или пьяцца Сан Пьетро (итал. Piazza San Pietro) - грандиозная площадь в виде двух симметричных полукружий, разбитая перед базиликой Св. Петра в Риме по проекту Джованни Бернини в 1656-67 годах. Здесь собираются толпы верующих, чтобы слушать выступления понтифика. В 1930-е года Муссолини проложил из центра Рима на площадь широкую улицу Примирения (итал. Via della Conciliazione).

Площадь обрамляют спроектированные Бернини полукруглые колоннады тосканского ордера, образующие в сочетании с собором символическую форму «ключа св. Петра». Посередине - египетский обелиск из Гелиополя, привезённый в Рим императором Калигулой и, по преданиям, украшавший цирк Нерона, в котором и был казнён апостол Пётр и на месте которого воздвигут собор. Это единственный обелиск в городе, который простоял в неизменном виде вплоть до Возрождения. Средневековые римляне полагали, что в металлическом шаре на вершине обелиска хранится прах Юлия Цезаря. От обелиска по брусчатке расходятся лучи из травертина, устроенные так, чтобы обелиск выполнял роль гномона. (Википедия)

Приглашенные на мессу добираются до базилики кто как может. Кто пешком.

Кто на автомобилях. Очень, кстати, скромных.

Ватиканские гвардейцы проверяют проезжающие машины.

Началась грандиозная церемония мессы. На нее меня не пустили, там мало места для прессы и пускали только агентства и большие журналы.

Всё происходящее в соборе транслировали на площади на четырех больших экранах.

В потом хлынул ливень - да какой: с громом, молниями и градом с горошину. Только самые стойкие остались у экранов.

Люди попрятались под коллонадой.

К монаху, пришедшему в Рим пешком, присоединился какой-то клерк в хорошем плаще. Так они и стояли вместе под дождем на мокрой брусчатке.

Месса закончилось, из собора стали выходить люди, бывшие на службе.

Настроение у всех было приподнятое, радостное.

Кардиналы удаляются на конклав - выборы пары римского. На площади начинают ждать результата.

Монахини из международной католической общины поют песни под гитару, в том числе и русские. Кого здесь только нет. И аргентинки, и египтянки, и украинки, и русские.

Все фото и видеокамеры направлены на маленькую трубу, установленную на крыше Сикситинской капеллы.

Агентство Reuters привезло суперобъектив для своего Nikon - 1500-1700мм. Слева - фотокор агентства Тони Джентиле, мы с ним мокли под проливным дождем все два дня.

А это Дима Ловецкий - замечательный питерский фотограф, работающий на Associated Press, со своим 800 мм с двумя конверторами. У AP здесь была самая внушительная команда - 12 фотокоров. У них и связь между собой, - Дима слушает наушник и говорит: «кто-то из наших снял радугу», - и первоклассное фотооборудвание, и специальные передатчики фотографий, потому что традиционные средства связи на площади с таким скоплением людей практически не работают. А задача агентских - первыми передать новостное фото.

Вот так происходит обмен опытом у фотокоров: слева направо Тони Джентиле (Reuters), Владимир Астапкович (РИА Новости) и Йоханнес Эльселе (AFP)

Под проливным дождем фотокоры пытаются передать в редакции свои фотографии.

Интересно посмотреть, как десятки тысяч, собравшихся на площади Сан-Пьетро покидают ее. Полиции почти не видно, люди спокойно расходятся по домам.

И снова мимо.

На всех экранах - труба. Картинка иногда оживляется садящейся на трубу чайкой.

Люди, стоящие в первых рядах уже изрядно устали.

Льет проливной дождь, который не прекращается уже несколько часов.

И вдруг вот он, долгожданный миг - из трубы начинает валить белый дым! На площади ликование! Viva il papa! Еще никто не знает, кого выбрали, но он уже есть!

Бьют колокола, на площадь выходит воинский оркестр, ватинская гвардия и итальянские военные разных родов войск.

Еще полчаса ожидания и на балкон выходит французский кардинал-протодьякон Жан-Луи Торан. Выдержав театральную паузу, он говорит на латыни: «Habemus papam» - У нас есть папа. Площадь взрывается криками восторга.

Шторы на балконах раздвигаются и туда выходят кардиналы, участвовавшие в конклаве. В это время молодые люди в черных костюмах вывешивают на главном балконе огромное полотнище.

Наконец, на балконе появляется сам Хорхе Марио Бергольо, нынешний папа римский Франциск. Перед тем, как в первый раз выйти на балкон, папа идет в т.н. «комнату для слез» (сamera lacrimatoria). Она находится в глубине Сикстинской капеллы. Маленькая комната, всего 9кв/м. Там папа может оценить свалившуюся на него ответственность и поплакать, хотя бы и от счастья. Там его впервые одевают в сутану.

266-й папа со времен Святого Петра. Первый американец на этом посту. Химик-технолог по образованию. На прошлом конклаве в 2005 г, был вторым после Бенедикта. Очень консервативен, резко выступает против абортов, даже после изнасилований. Пишут, что «произвел революцию папского жеста» - не поднял обе руки вместе. Вышел на балкон просто в белой сутане, без красной моцетты на плечах, «и тем самым порвал с папской традицией золота и бархата». После этой церемонии поехал домой на автобусе, вместе с остальными кардиналами. и остался спать в том же самом доме Святой Марты, где все кардиналы жили во время конклава.

В Буэнос-Айресе вел жизнь простую и скромную. Будучи архиепископом, жил в собственной маленькой квартире, а не богатой резиденции для архиепископов, ездил на метро и автобусах, сам готовил себе еду. Когда стал кардиналом в 2001, продолжал носить свой черный наряд, а не пурпурный, как положено кардиналам. Продал свою архиепархию, чтобы выручить денег для неимущих. А в 2009 г. переехал жить в трущобы к одному из священников, которому наркоторговцы угрожали смертью. Называет бедность «нарушением прав человека».

Ярый фанат аргентинского футбольного клуба San Lorenzo, имеет членскую карточку фанатского клуба.

Первая молитва с новым папой. Впервые парадигма перевернулась - не он молится за народ, а просит людей, чтобы они за него молились и просили его благословения у Господа.

После окончания церемонии вся стотысячная толпа спокойно разошлась по домам. У них есть папа.

В различные периоды истории Католической церкви процесс избрания нового понтифика был неодинаков. Сегодня выборы главы Римско-католической церкви регулируются апостольской конституцией Universi Dominici Gregis, принятой 22 февраля 1996 года.

Согласно церковному праву, понтифик не может сам выбрать себе преемника. По преданию, святой апостол Петр избрал 24 священников и диаконов, помогавших ему в управлении Римской церковью. Этим советникам вменялось избрать преемника святого Петра. Историки церкви и специалисты канонического права полагают, что в первые века порядок избрания нового епископа Рима ничем не отличался от порядка избрания других епископов — нового Папу выбирали духовенство и верующие города.

Принцип выборности понтифика соблюдался в Римской церкви всегда. Святой Киприан, епископ Карфагенский говорил, что в выборах папы Корнелия (251‑253) принимали участие епископы Римской провинции, духовенство и народ. Уже в те времена новоизбранный епископ Рима информировал епископа Карфагена о своем избрании на Римский престол.

Начиная с IV столетия, в соответствии с практикой избрания епископов, сложившейся после Никейского собора (325 год), выборы папы стали заботой прежде всего духовенства, которое заручалось согласием народа и знати. Кандидат должен был пройти через все иерархические ступени и, как правило, являлся архидиаконом — этот титул больше относился к области административного управления Римской церкви. Обычно новый папа избирался через три дня после смерти предыдущего (хотя это правило сопровождало множество исключений). Новоизбранный папа должен был просить у императора распоряжения (iusio или praeceptio) о своем посвящении, а также уплатить в имперскую канцелярию весьма внушительный налог. Кроме того, он должен был испрашивать подтверждения и у экзарха Равенны.

В 684 году, вняв просьбе Бенедикта II (684‑685), император Константин IV объявил: ждать утверждения новоизбранного понтифика императором не нужно, достаточно просто поставить его в известность. Конец формальной зависимости Рима положила иконоборческая ересь, поразившая Византию в середине VIII века: папа Захария (741‑752) после своего избрания не стал посылать известие в Константинополь.

Римский синод 769 года преградил путь к папству для всех, кто не обладал титулом кардинала — пресвитера или диакона, — в то время как избирали папу все духовенство и особо важные персоны. Участие мирян в выборах запрещалось, но после своего избрания понтифик должен получить признание мирян. Этот декрет вызвал недовольство влиятельных мирян, и папа Николай I Великий (858‑867) на синоде в Риме в 862 году восстановил выборные права мирян.

В 1059 году папа Николай II ограничил круг выборщиков до кардиналов‑епископов, к которым присоединились и другие кардиналы, имевшие священный сан. Остальное же духовенство и народ созывались для того, чтобы одобрить сделанный выбор.

Германские императоры пытались присвоить себе привилегию подтверждения кандидатуры новоизбранного понтифика, ссылаясь на договор, заключенный папой Адрианом I и Карлом Великим. Правители Священной Римской империи неоднократно вмешивались в избрание пап.

X Вселенский Собор в 1139 году передал право выбирать папу исключительно в ведение кардиналов, а III Латеранский Собор 1179 года, проходивший в понтификат Александра III (1159‑1181), установил правило, согласно которому новым папой становится тот, за кого подано не менее двух третей голосов присутствующих кардиналов. В декрете не говорилось, как следует поступать, если так и не удается собрать большинство голосов.

Сложная ситуация возникла после смерти Папы Климента IV (1265‑1268), когда Святой Престол оставался вакантным два года и девять месяцев. Чтобы в будущем подобное не повторилось, папа Григорий X (1271‑1276) конституцией Ubi periculum majus (1274), обнародованной на II Лионском соборе, установил порядок избрания понтифика, сохранившийся с небольшими изменениями до наших дней. Согласно конституции Ubi periculum majus, кардиналы должны через десять дней после смерти понтифика собраться во дворце, где он почил, или, если это невозможно (например, папа умер во время путешествия), во дворце епископа в ближайшем городе, где в полной изоляции от влияний внешнего мира должны были избрать нового папу. Зал, в котором проходило голосование, должен запираться на ключ.

Под угрозой отлучения от Церкви кардиналы не могли передать "в мир" ни устное, ни письменное послание. Пища подавалась через окно. Если кардиналы не принимали решение за три дня, урезался дневной рацион. Еще через пять дней выборщикам приходилось довольствоваться хлебом, водой и вином. Если кто‑либо из кардиналов отказывался участвовать в выборах или уважительные причины вынуждали его покинуть зал конклава, выборы проходили без него (это правило не действовало, если выборщик заболел — в случае выздоровления, он мог продолжить участие в конклаве). Городские власти были обязаны проследить за исполнением этих предписаний.

С XIII века в церковном обиходе прижилось слово "конклав" (от латинского conclave — запертая комната) — собрание Коллегии кардиналов, на котором выбирается новый Папа. Во время конклава кардиналы‑выборщики в прямом смысле закрыты от внешнего мира: по традиции, собрание проходит в Сикстинской капелле, двери которой закрываются на ключ.

Детали проведения конклава тщательно излагаются в документах папы Григория XV (1621‑1623). Папа Пий IX в 1871 году разрешил кардиналам решать большинством голосов вопрос о том, проводить ли конклав взаперти. Пий IX в 1878 году установил регламент, обязательный к соблюдению в период sede vacante, когда Апостольский Престол вакантен.

В XX веке понтифики также неоднократно уточняли нормы, обязательные к соблюдению во время периода sede vacante. Папа Павел VI в 1975 году ввел возрастной ценз для выборщиков (80 лет), подтвердил, что выборы должны проходить только в Апостольском дворце Рима, ограничил число выборщиков в 120 человек.

Современные правила регламентируют начало Конклава не ранее, чем через 15 дней, что бы дать всем кардиналам время прибыть в Рим, и не позднее 20 дней с начала периода sede vacante. Сикстинская Капелла, где проходит конклав, будет опечатана и проверена на наличие тайных устройств, способных к шпионажу. На протяжении всего Конклава Кардиналы обязаны будут проживать в Domus Sanctae Marthae («Дом св. Марты») — здание в Ватикане, расположенное недалеко от базилики Святого Петра.

Конклав начинается с Pro Eligendo Papa Mass — специальной Мессы, во время которой иерархи будут взывать к помощи Господа в избрании нового Папы. После этого они направятся в Сикстинскую Капеллу, где дадут клятву о не раскрытии тайны конклава и недопущения вмешательства посторонних в процесс избрания. Затем начнется голосование.

Списка кандидатов формально не существует. Бюллетень для голосования - это обыкновенный лист бумаги с нанесенной типографским способом фразой "Eligo in Summum Pontificem" ("Я выбираю верховным понтификом"). На свободной части бюллетеня выборщик должен написать имя кандидата, за которого он отдает голос. Единственное требование к кардиналам, заполняющим бюллетени: они должны вписывать имя кандидата так, чтобы их нельзя было определить по почерку.

Никаких ограничений по выбору кандидата нет. Выборщик имеет право вписать имя любого известного ему практикующего католика, даже не имеющего сана. Впрочем, это только в теории. Последним некардиналом, избранным на святой престол, был папа Урбан VI (1378 год)

Выборы могут закончиться в любой момент, когда после подсчета голосов один из кандидатов набирает две трети голосов выборщиков. Если этого не происходит, проводится повторное голосование. Если и оно не дает результата, бюллетени собираются и сжигаются. В огонь добавляют мокрую траву, чтобы дым от бюллетеней становился черным. В капелле устанавливают две печи - одну для сжигания бюллетеней промежуточного голосования и вторую для бюллетеней окончательного.

Если после 13 дней новый папа не избран, кардиналы могут проголосовать за то, чтобы ограничить число кандидатов двумя - теми, кто занял первые два места в последнем туре голосования. Как только кто-то из кардиналов набирает две трети голосов, старейший из Коллегии кардиналов второй по возрасту идет к избранному и говорит ему: «Согласно процедуре Кодекса Канонического Права, ты был избран новым главой престола Святого Петра. Принимаешь ли канонический выбор тебя Верховным Первосвященником?» Избранный кардинал отвечает, принимает избрание (accepto), или же не принимает (non accepto). Если избранный кардинал произнесет слово accepto («согласен» по-итальянски), он становится новым Папой Римским.

Затем бюллетени решающего голосования сжигаются вместе с сухой соломой. Белый цвет дыма над Сикстинской капеллой - сигнал о том, что папа избран. Вслед за этим с балкона папского дворца произносится традиционная фраза "Habemus papam" ("У нас есть папа"), объявляется имя нового понтифика, а сам новоизбранный понтифик дает апостольское благословение городу и миру.

Нынешний конклав по избранию нового папы откроется 12 марта. Впервые в конклаве не будут доминировать итальянцы - роль противовеса им сыграют латиноамериканцы, которые представляют континент, где живет почти половина всех католиков мира.

По материалам:

1. Энциклопедия «Кругосвет».
2. Св. Киприан Карфагенский.
3. Апостольская конституция Universi Dominici Gregis.
4. Протоиерей Максим Козлов, Д. П. Огицкий. Западное христианство: взгляд с Востока.