Как восстановить храм. Первые шаги. Почему рпц строит новые храмы вместо спасения старых

Последний раз реставрация Храма Всех Святых на Кулишках проводилась в 1995 году, тогда была завершена полная комплексная реставрация объекта - памятника государственного значения. Данная работа была отмечена на Московском конкурсе реставраторов дипломом.

Однако исследования, проводимые после реставрации, показали на ряд изменений в подземном пространстве Храма. В процессе исследований выяснилось, что за всю многовековую историю своего существования церковь ушла в землю в среднем на 3,5 метра. Наросший культурный слой превратил нижний ярус Xрама в подвал. В храме появились множественные трещины на стенах, сводах, арках, разрывы живописи стен храма, при взгляде на храм с площади видно явное отклонение колокольни от стены Храма к западу на один градус. В течение 2008 года это отклонение увеличилось особенно заметно.

В связи с аварийным состоянием памятника архитектуры в июле 2002 года были приглашены сотрудники Межобластного Научно-Реставрационного Художественного Управления и за счет средств Храма проведено обследование здания.

В настоящее время церковь, благодаря своему живописному и красочному стилю, является одним из лучших памятников архитектуры на Славянской площади и стоит на государственной охране под № 64. Однако мощный культурный слой, скрывший нижний ярус церкви, значительно исказил художественную выразительность её первозданного облика.

С 2005 года активное участие в судьбе Xрама принимают: Росохранкультура, Москомнаследие, Мэрия. Для проведения обследования конструкций Храма Всех Святых на Кулишках Мэрия направила ГУП «НИИМосстрой».

Научным руководителем уникальных работ по реставрации Храма является профессор РГГРУ Евгений Меркурьевич Пашкин, за что выражаем ему искреннюю благодарность. Проектирование и производство работ ведёт организация ООО «Реконфисс-Ярославль».

К моменту начала реставрационных работ были собраны все разрешающие документы, каждый этап был согласован с соответствующими государственными органами. С более полным материалом можно ознакомиться в разделе «Начало реставрационных работ» .

Работы по реставрация Храма Всех Святых на Кулишках разделены на три этапа, что обеспечит стабилизацию здания и сохранит памятник архитектуры.

Этапы реставрации Храма:

Этап 1. Стабилизация памятника (завершен во втором квартале 2010 года):

  • усиление фундамента;
  • установка железобетонных свай, бетонных балок, ростверков (ростверк - это часть фундамента сооружения, распределяет нагрузку на основание, в том числе свайное).

По окончании указанных работ осадки здания прекратились, что свидетельствует о технической эффективности принятых проектных решений.

Этап 2. Укрепление стен (получена вся разрешающая документация):

  • устройство функциональной щели по периметру здания;
  • исследование стен;
  • санация и реставрация стен.

Комментарий доктора д.г.-м.н., профессора кафедры инженерной геологии РГГРУ Е.М. Пашкина по проведению II этапа реставрационных работ Храма Всех Святых на Кулишках. Читать комментарий полностью .

Этап 3. Подъем храма (будет возможен после завершения 2 этапа).

В связи с тем, что культурный слой представляет историческую ценность, на объекте постоянно велись археологические исследования.

Работы по выявлению захоронений проводились с благословления настоятеля Московского подворья Александрийской Православной Церкви при Храме Всех Святых на Кулишках, митрополита Киринского Афанасия и при непосредственном участии археологических служб города Москвы.

По окончании работ, останки будут захоронены на территории Храма, с соблюдением всех православных обрядов, а над ними - установлена мраморная мемориальная плита и крест.

Приход выражает сердечную благодарность руководству компании ЗАО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп » в лице Гальчева Филарета Ильича и Григорова Кузьмы Анастасовича за безвозмездный благотворительный взнос на выполнение реставрационных работ Храма Всех Святых на Кулишках.

Виды храма

*информация размещена в ознакомительных целях, чтобы поблагодарить нас, поделитесь ссылкой на страницу с друзьями. Вы можете прислать интересный нашим читателям материал. Мы будем рады ответить на все ваши вопросы и предложения, а также услышать критику и пожелания по адресу [email protected]

В свое время на территории бывшего СССР остались брошены на произвол судьбы тысячи церквей, храмов и монастырей, которые в лучшем случае использовали для текущих хозяйственных нужд. Стоит полагать, что такое отношение к сооружениям не способствовало их сохранности.

Многие объекты сегодня передаются Русской Православной Церкви, и большинство из них нуждаются в реставрации и восстановлении. Сразу отметим, если Вас интересует курс доллара , воспользуйтесь ссылкой на сайт http://allbanks.com.ua/banks.

Каждое здание уникально своей архитектурой и художественным замыслом. Реставрация храмов и церквей требует не только современных строительных материалов и технологий, это многоэтапный процесс. Рассмотрим его подробно. Прежде чем приступить к работам, необходимо выяснить, кому принадлежит здание церкви или храма юридически. Возможно, что сооружение до сих пор числится на балансе местного округа либо оно уже передано епархии.

Если церковь или храм, которому необходима реставрация, включен в "Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ", то проведение работ необходимо согласовать с Министерством культуры. Наиболее достоверную информацию вам предоставит благочинный округа, в котором территориально располагается церковь. Найти благочинного вам предстоит в любом случае, поскольку прежде чем начать работу, необходимо получить от него благословление. Контакты можно найти в интернете, либо спросить в любой действующей по соседству церкви.

Беседуя с благочинным вы можете задать все интересующие вас вопросы, кроме того он может помочь вам советом, подсказав как лучше действовать дальше. После того, как благочинный благословит реставрационную работу, необходимо будет собрать группу добровольцев, не менее чем их 20 человек (приход). Епархия не даст добро на реставрацию, пока не убедится что церковь или храм необходимы людям, и решение проводить восстановление сооружения не просто минутный благородный порыв.

Помогать могут не только местные жители, но и все желающие, главное, это реальное участие в жизни прихода и речь идет не о материальном вкладе, а именно об участии в жизни церкви. Официальная регистрация прихода - способна решить еще один немаловажный вопрос. Когда приход зарегистрируется, для него можно будет открыть счет, это практикуют многие банки Украины и России. Данный счет будет полезен для того чтобы была возможность получать благотворительные пожертвования.

Финансовый вопрос в данной теме самый трудный, по крайней мере, на начальных этапах. Можно попробовать привлечь к делу местную администрацию. Будьте готовы к тому, что реставрационные работы могут занять продолжительное время. Главным этапом восстановления является «консервация» сооружения. Необходимо остановить или, в крайнем случае, замедлить процессы разрушения и вывести здание из аварийного состояния.

Существуют специально созданные организации, которые занимаются восстановлением храмов, церквей и монастырей. Туда следует обратиться за помощью к профессиональным архитекторам и инженерам, которые посодействуют в проведении противоаварийных мероприятий и дадут консультацию по объему работ, который необходимо будет выполнить.

Важно довести информацию о проведении реставрации храма или церкви до всех местных жителей и жителей близлежащих населенных пунктов, чтобы привлечь как можно больше людей, желающих помочь. Как правило, на видном месте устанавливается небольшая доска объявлений либо стенд, на котором регулярно вывешивается информация о ходе проводимых работ и текущих мероприятиях. Так же на стенде можно поместить информацию о реставрируемом объекте, оставить адрес и контактные телефоны.

Необходимо показать людям, что дело движется, даже если реставрация проходит медленно. Такая доска объявлений может помочь в привлечении добровольцев и меценатов, поскольку возрождение храма или церкви - общее благородное дело.

чистка куполов;
ремонт, покраска кровли;
ремонт, восстановление фасада;
отмывка стен и сводов от свечной копоти;
покраска стен и сводов;
отмывка, лакировка настенной живописи;
чистка, ремонт, установка паникадила;
чистка иконостасов и киотов;
чистка латунных, бронзовых, позолоченных элементов внутреннего убранства;
помывка, ремонт и замена высокорасположенных окон;
спил деревьев;
очистка крыш и водостоков от снега и наледи.

Работы в помещениях храма

Православные храмы, как правило, очень крупные сооружения, высота сводов измеряется в десятках метров, а площади стен - в тысячах. Поиск специалистов для проведения работ на таком объекте непростая задача, ведь те, кто занимаются внутренней отделкой, не знакомы с работами на высоте, не имеют необходимого оборудования (вышки, леса и страховочное снаряжение), а фасадные рабочие не привыкли работать в помещении, где нужна аккуратность и индивидуальный подход к каждому метру. Не говоря уже о том, что далеко не каждый рабочий со стройки подойдёт для работы в храме.

Что же остаётся – обходиться «своими силами»? Но тогда ремонт затянется на годы, а если храм действующий, то и вовсе не понятно как устроить производство работ со строительными лесами, осыпающимися материалами и прочими трудностями, не препятствуя проведению служб.

Ответ напрашивается – лучше обратиться к профессионалам. Позвоните нам и мы постараемся вам помочь. После осмотра объекта - предложим варианты решения проблем, расскажем о технологиях производства работ, посоветуем материалы, сориентируем по ценам.

Свечная копоть

Серьёзной проблемой в содержании внутреннего убранства православного храма является свечная копоть. Сажа, содержащаяся в дыме от свечей оседает на потолки и стены с их живописью, на стёкла и рамы окон, на резные иконостасы и киоты, на латунные, бронзовые, позолоченные паникадила, бра и ограды. Большое количество людей, открытые или постоянно открывающиеся двери, разная высота сводов создают непростой микроклимат и дополнительные трудности.

В холодное время года, во время многолюдных служб, на сводах храма образуется конденсат. Дым от горящих свечей вместе с тёплым воздухом поднимается вверх, под своды храма. Сажа прилипает к мокрым поверхностям, частично растворяется и после высыхания образует копоть, которую очень трудно удалить. Сажа оседает и на сухие поверхности, цепляясь за мельчайшие неровности. Впрочем, копотью покрываются даже идеально ровные поверхности, как, например, стекло.

Свечную копоть нельзя просто закрасить или стереть влажной тряпкой, она не сметается щёткой. Белые стены обычно моются щелочными растворами с последующей покраской. С настенной (монументальной) живописью всё сложнее.

Покраска стен и сводов - подбор материалов

Для правильного выбора материалов и технологии их нанесения необходимо как можно точнее определить основу, на которую новый материал будет накладываться. Другими словами - чем красили, шпатлевали, штукатурили храм ранее. Для очистки стен в храмах от пыли и сажи, с планируемой впоследствии покраской используются обычно щелочные моющие матирующие средства на водной основе. Но не всегда. С мелом, например такая технология очистки не подойдёт – его вообще нельзя мыть. Здесь нужна механическая очистка и специальная пропитка. Очень сложным случаем являются стены покрытые известью.

Определившись со способом очистки, надо выбирать грунтовку, краску и метод нанесения. Грунтовочный состав подбирается под материал основы, а краска - по цене и под желательный результат и тут всё гораздо интересней. Так – покрасить храм более дорогой краской иногда выходит выгодней чем дешёвой! Такой приятный экономический эффект достигается за счёт укрывистости краски, то есть вследствии уменьшения количества слоёв. Матовая краска лучше скрывает неровности, а глянцевая – отражает свет и более устойчива к механическим воздействиям. Подбирать материалы для покраски нужно под конкретный храм и универсальных решений здесь быть не может.

Методы нанесения

Если есть возможность произвести качественную защиту (укрывку) неокрашиваемых поверхностей и материалы позволяют, то конечно, предпочтительней вариант покраски храма аппаратом безвоздушного нанесения. Такой метод уменьшает расход материала и увеличивает скорость, что в свою очередь, снижает стоимость работ и материалов. Но и принципиально упираться в механизированный метод не стоит – покраска храма вручную тоже имеет свои плюсы.

Доступ к поверхностям

При малярных работах, внутри храмов, для доступа к высоко расположенным поверхностям, используются различные методы. Наличие в конструкции храма стягивающих металлоконструкций, позволяет работать со сводами с деревянных настилов, а на вертикальных стенах применять методы промышленного альпинизма. Ровный пол способствует передвижению туры. Отсутствие таких благоприятных условий заставляет изобретать и комбинировать.

Немаловажную роль при выборе методов доступа играет и характер самих работ. Так при необходимости штукатурить – лесенкой не обойтись, а в случае с простой покраской не хочется строить тяжёлые леса. Большой опыт выполнения различных работ в храмах с разнообразной архитектурой позволил нам накопить множество уникальных технологических решений по организации доступа к поверхностям.

Организационные вопросы

С точки зрения организации параллельного ведения служб и ремонтных работ внутри храма вариантов несколько:

1) службы проводятся на другом уровне храма (если храм имеет два этажа);
2) отдельный придел огораживается плотным занавесом, и ремонтные работы производятся в нём, не мешая службам. По завершении работ и уборки, службы проходят в отремонтированном приделе, а на ремонт закрывается соседний;
3) работы по покраске могут производиться и без применения занавесов – небольшие участки храма просто огораживаются сигнальной лентой. В таком варианте возможно использование исключительно ручного инструмента (валики и кисти). Скорость работ в таких условиях гораздо ниже;
4) работы производятся по ночам.

Обычно, покраска стен и сводов в храме осуществляется по следующей технологии:

Вынос икон;
- укрывка пола;
- оклейка иконостасов, киотов, окон, паникадил, настенной живописи защитной плёнкой;
- сборка туры;
- отмывка стен и сводов чистящим раствором или сбор загрязнений микрофиброй;
- удаление потёков и набрызгов от предыдущих покрасок;
- расшивка трещин, удаление шелушащихся, осыпающихся покрытий;
- восстановление удалённых участков;
- нанесение грунта;
- покраска стен и сводов в 2-3 слоя;
- демонтаж защитной плёнки;
- отмывка окон;
- обеспыливание иконостаса и киотов;
- чистка паникадила;
- демонтаж, вынос туры и прочего оборудования;
- уборка;
- занос и установка икон и подсвечников.

Это обычно, но часто заказчики хотят попутно решить все проблемы и забыть о ремонте храма надолго. И тогда в перечне работ появляются: покраска оконных рам, замена электропроводки, покраска оконных решёток, чистка иконостаса, монтаж подсветки, организация отвода конденсата от окон и многое другое.



Сроки

Возможно самой сложной задачей в ремонте помещений православного храма является выбор времени для этого ремонта. Достаточно взглянуть в церковный календарь для того чтобы усомниться в возможности проведения работ, а если учесть венчания, крещения и прочие таинства, то про ремонт можно и не задумываться!

Как же быть? Ремонт помещениям конечно необходим, но производиться он должен в кратчайшие сроки, без заминок и простоев - ровно столько, сколько требует технология выполнения работ и использования материалов.

Одним из важнейших факторов, влияющих на продолжительность работ, является скорость просыхания материалов. Необходимо учитывать температуру поверхностей, направление воздушных потоков, вероятность образования конденсата, степень повышения влажности воздуха от испарений... Технология нанесения материалов в шатровых храмах, купольных храмах, в храмах с плоскими потолками должна разрабатываться с учётом особенностей объекта.

Все этапы работ должны быть продуманны до их начала. Каждому специалисту необходимо чётко понимать задачу и своё место в технологическом процессе. Тогда и только тогда можно надеяться на завершение ремонтных работ в запланированные строки.

Накопленный за годы работ опыт позволяет нам, с высокой степенью точности, просчитывать время необходимое для выполнения работ по ремонту помещений храма. Косметический ремонт стен и сводов храма, с площадью поверхностей до 3 000 метров, занимает, в среднем, 14 дней, но при необходимости, может быть осуществлён и в более сжатые сроки.

Отмывка настенной (монументальной) живописи

Настенная живопись в православном храме подвергается тем же воздействиям что и все остальные покрытия, но потемнение от оседания сажи и пыли на ней менее заметны, чем на белых стенах. Тем не менее, процесс идет и за десять – пятнадцать лет, яркая и светлая картина может превратиться в «чёрный квадрат». Очистку монументальной живописи в храме, при плановом обслуживании, производят один раз в восемь лет, что равняется двум циклам очистки/покраски белых стен. То есть - один раз очищаются только белые участки храма, а на следующий - чистятся и стены, и живопись.

Очистка настенной живописи – чрезвычайно ответственная задача. Под ответственностью здесь понимается не только большая опасность случайно совершить роковую для объекта ошибку в технологии, но и буквально - чувство ответственности перед заказчиком, храмом и потомками. Объясню к чему высокий слог. На рынке чистящих и моющих средств, присутствует множество «волшебных» спреев и гелей способных справиться с задачей очистки живописи с фантастической скоростью, причём качество в первое время, на глаз несведущего человека, будет великолепным. Но жизнь картины сократится многократно, а может и прекратиться в считанные дни. Речь не об умышленном причинении вреда храму, а о том, что недобросовестный подрядчик утверждает, что знает как надо и что он сто раз так делал, а про себя думает: «Авось получится», «За то скорость», «Кто не рискует…»…

И если даже, вы своими глазами видите, что участок живописи хорошо отмылся неким средством и краски на месте, - это ещё не значит что всё и дальше будет хорошо. Дело в том, что многие вещества, такие как спирт и амиак способны проникать вглубь живописи и высветлять, разъедать, разрушать покрытия постепенно, в течении длительного времени. В итоге, осознание того что совершена ошибка приходит уже тогда, когда обработан весь объём и исправить ничего нельзя.

Публично описывать технологии, которые применяем мы не стану – чревато, ибо подбирать средства и методы необходимо под конкретный объект. Если Вы решили своими силами чистить или мыть настенную живопись самым лучшим будет посоветоваться с теми, кто её писал. Если живопись старинная - необходимо приглашать реставраторов или хотя бы художника для совместной выработки технологии.

Паникадило

Паникадило является сложным техническим устройством. Это электроустановка на системе подвесов, с обилием тонких, декоративных деталей из различных материалов. Вес такого устройства может доходить до тонны, а висит оно над людьми – следовательно - необходима периодическая проверка несущих элементов.

Электрическая часть паникадила должна отличаться особой надёжностью, так как ремонт связан с дополнительными трудностями (строительство лесов, демонтаж всей конструкции), и в то же время должна быть выполнена из малоразмерных элементов – дабы не портить внешний вид. Лампы, лучше использовать светодиодные, надёжных производителей. Это позволит сэкономить на их замене и электроэнергии.

Специалисты ООО «АЛЬП» обладают большим опытом таких работ, как сварка лопнувших или треснувших латунных элементов, замена свечей, замена электропроводки и патронов, чистка паникадил и бра, покраска цепей. Чистка паникадила осуществляется как традиционными, так и современными материалами и инструментами. Выбор метода зависит от того из чего выполнены элементы.

Чистка паникадил и бра

Чистка паникадил и бра - задача, требующая особо ответственного отношения, знания методов, понимания различий материалов и чистящих веществ, аккуратности. Последствием непрофессиональной чистки могут стать царапины от использования абразивов, раковины и пятна от применения некачественных химических средств, а в случае с глазированными и позолоченными элементами и того хуже – полное удаление покрытий.

Человеку не привычному к работам на высоте свойственно придерживаться и хвататься за то, что окажется под рукой при малейшей потери равновесия. Результат – изогнутые и треснувшие элементы паникадила. Не стоит забывать и о том, что паникадило - это всё-таки электроприбор. Очень неудачной особенностью большинства современных и практически всех старых паникадил является то, что электрические провода, прежде чем запитать лампочку, проходят через множество отверстий в жестяных чашечках, барабанах, свечках. Отверстия эти просверлены или даже пробиты, как правило, не аккуратно и безо всякой защиты острых краёв.

При непрофессиональной чистке, элементы шевелятся и смещаются по отношению друг к другу, острые края, таким образом, уподобляются ножницам и режут изоляцию. Влага от моющих средств, скапливается в чашечках, попадает в порезы и микротрещины изоляции проводов и может произойти короткое замыкание. Работы по чистке паникадила должны производиться под контролем электрика. Электрик нашей бригады всегда присутствует при работах с паникадилами и бра.

Иконостасы и киоты

Иконостасы и киоты выполняются, как правило, из ценных пород дерева, с обилием резных элементов и покрываются различными составами от марилки до позолоты. Всё это делает процесс чистки иконостаса занятием творческим и кропотливым. Дополнительной трудностью является размер иконостаса, он может быть очень высоким. В такой работе не обойтись без специального оборудования и людей, обученных работам на высоте. Комбинируя работу с передвижных лесов и методы промышленного альпинизма, мы справляемся со сложными задачами в самые сжатые сроки. Чистка иконостасов, киотов и прочих деревянных резных элементов производится, обычно, специальным раствором с использованием разнообразных инструментов. Иконы закрываются полиэтиленом.

Подготовка храма к празднику

В преддверии больших праздников, в храме, с тряпкой в руках можно увидеть не только уборщиц. За наведение чистоты берутся алтарники, охранники, служащие церковной лавки, особо ответственные прихожане и даже казначеи. Дел хватает всем – окна потемнели и плохо пропускают свет, паникадила и бра потускнели от осевшей пыли и сажи, к белым стенам и сводам прилипли паутинки, местами перегорели лампочки.

Генеральная уборка в масштабах храма – задача не простая и зачастую становится настоящей головной болью ответственных за неё лиц. В больших храмах ещё интересней – до окон, которые нужно мыть просто не достать, паникадила огромные, до паутин не дотянуться даже самой длинной шваброй. Проблема не только в доступности объектов, но и в самих работах.

Несмотря на банальность задач - протереть пыль, собрать паутину и помыть окна, в храме эти работы имеют свои подводные камни и требуют участия специалистов. Паутину с белой стены нельзя просто смахнуть веником – на ней осела пыль и свечная копоть. Всё это размажется, и останется чёрный след.

Пыль, осевшую на паникадила, бра, оградки и прочие металлические элементы можно, конечно, стереть тряпкой, но от воды теряется блеск, а на сухую - можно поцарапать поверхность. Что может быть проще, чем помыть окна в помещении? С окнами нижнего уровня это утверждение, возможно, справедливо и нанимать профессионалов действительно не обязательно. Но с верхними окнами храма всё иначе.

Первая трудность понятная и даже очевидная - это высота, на которой они расположены. Проблема с доступом решается различными способами: лестницы, тура, методы промышленного альпинизма. Но все эти, казалось бы, стандартные способы накладываются на условия работы в ограниченном пространстве, когда нужна большая аккуратность не только с предметами стоящими вокруг, но даже с поверхностями на которые придётся опирать лестницу, ставить туру или отталкиваться ногами (при канатном доступе).

Вторая трудность заключается в том, что под верхними окнами храма нет подоконников, а есть откос, зачастую белый, а если не белый, то с росписью. Поверхность таких откосов всегда покрыта некоторым слоем пыли вперемешку с сажей от свечек, и капля воды или моющего средства обязательно оставит трудно смываемое, а при белых стенах вовсе не смываемое пятно.

Третья трудность заключается в том, что работать в храме приходится среди людей, которым просто необходимо подойти именно к той иконе, над которой стоит тура или лестница. Работники должны уметь находить общий язык с прихожанами, без ругани и шума, но обеспечивая при этом их безопасность и безопасность производства работ. Не в каждом приходе есть люди готовые строить туру или лезть на высокую лестницу. Кроме того у прихожан бывают личные или рабочие дела и семейные обстоятельства, по которым они не всегда могут приехать в храм когда это нужно.

Понимая проблемы, с которыми сталкиваются служащие храмов, специалисты, ООО «АЛЬП» предоставляют услугу «Подготовка к празднику». В назначенный заранее (обычно за несколько месяцев) день, в храм приезжает бригада с лестницами, щётками для сбора паутины, средствами для чистки латуни и мытья окон и выполняет все самые сложные работы в согласованное время в кратчайшие сроки.

Принципы поведения работников при ремонте помещений православного храма

Как вести себя при работе в храме? Как ничего не нарушить, никого не обидеть, не помешать и в то же время, качественно и быстро выполнить работы, для выполнения которых тебя собственно и позвали? Эти и подобные вопросы часто становятся камнем преткновения на пути технического специалиста к выполнению своих функций в пределах православного храма.

Человек выполняющий работы внутри храма, как и на территории храма должен знать то же что и любой прихожанин, но необходимость быть сконцентрированным на технологическом процессе выполняемой работы накладывает на него необходимость смотреть не туда куда обычно смотрят прихожане и думать не о том, о чём принято думать в храме.

Как же это совместить? Независимо от опыта бригады, перед первым выходом на работу в новом для себя храме, старший работник получает инструктаж у настоятеля или иного ответственного за производство работ лица. Собственно в этот момент все вопросы и снимаются, но на внутрибригадном инструктаже, перед началом работ, можно услышать и такое:

Ремонт для храма а не храм для ремонта
- если нельзя сделать чего то, не нарушив правил храма, то это не будет делаться
- мы не спорим с прихожанами и не вступаем с ними в обсуждения техологии
- тот, кому трудно выражать свои мысли тихо и культурно работает молча
- во время работы мы не на службе и концентрируемся исключительно на выполнении поставленной задачи
- во время работ мы не пользуемся возможностью без очереди приложиться к святыням храма
- если работать приходится во время проходящей в соседнем приделе службы, мы не стремимся конкурировать в зрелищности, а напротив - стараемся не привлекать внимания

Вследствии разнообразия задач, к работам по ремонту храма, иногда приходится привлекать новых специалистов. С ними обязательно проводится беседа на тему отличия работ в храме от работ на каком либо другом объекте. Но опыт показывает, что даже надёжный, культурный, проверенный на многих промышленных объектах специалист не всегда может перестроиться и безболезненно для себя и окружающих включиться в механизм взаимодействия бригады с прихожанами и служащими, принять как данность ограничения и условия существующие при работах в храме. С таким человеком мы продолжаем сотрудничать, но уже на других не храмовых работах.

Не стоит надеяться на то, что можно взять бригаду со стройки и исключительно контролем и дисциплиной обеспечить гармоничное её пребывание в храме. Данная статья не является сборником технологических рекомендаций, а написана с целью ознакомить читателя со взглядами специалистов ООО «АЛЬП» на описываемые работы.

Наш коллектив – это монтажники, промышленные альпинисты, отделочники, кровельщики, электрики, реставраторы и художники. Материально-техническая база собрана из инструмента на все случаи жизни, мобильных строительных лесов и снаряжения для высотных работ. Опыт, приобретённый за годы работ, помогает справляться со сложными задачами. Обратившись к нам однажды, Вы всегда сможете рассчитывать на помощь квалифицированных специалистов.

Р еставрация
и некоторые принципы содержания храма

на примере организации реставрационных работ

Доклад на Собрании духовенства Павлово-Посадского церковного округа Московской епархии 5 февраля 2009 года

(скачать в формате Word)

Церковная реставрация храма (храмового комплекса) является процессом воссоздания авторского замысла в современности. Для нас с вами это означает что, приступая к реставрации храма или храмового комплекса, мы должны максимально точно представлять себе всю историю архитектурного развития реставрируемого храма. Такое представление может сложиться на основании серьезного историко-архивного исследования, проведенного компетентным лицом или организацией.

В качестве примера необходимости такого исследования можно привести проект реставрации Богородицерождественского храма Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря. В прошедшем году в Консультативно-экспертный совет при епархиальном отделе по реставрации и строительству Московской епархии был представлен масштабный проект реставрации этого храма, предусматривающий воссоздание древнего храма (1408-1420), но большего по площади, и соединение его гульбищем с храмом Рождества Богородицы (1547).

Проект был выполнен на очень хорошем уровне. Но после продолжительного обсуждения совет принял решение рекомендовать правящему архиерею отклонить этот проект, так как он не учитывал тот первоначальный авторский замысел, который был воплощен при строительстве этого уникального памятника Х VI века и был выявлен при проведении научной реставрации в 60-ые годы ХХ века.

Существует отличие церковной реставрации от исторической. Признавая безусловную ценность научной реставрации, тем не менее, необходимо отметить существующий внутренний конфликт церковного подхода и музейной системы охраны памятников. Самым ярким примером такого рода непростых взаимоотношений является так называемое «совместное использование» уникальных храмов Московского Кремля. Перед каждым богослужением, совершаемым в этих храмах, происходит освящение алтаря, так как в обычные дни алтари используются музейными работниками как служебные кабинеты. При служении литургии Преждеосвященных Даров, Святые Дары освящаются в Елоховском соборе и доставляются в эти храмы перед совершением литургии. После же совершения богослужений, едва патриарх покидает храм, по всему храму мгновенно возникают музейные таблички и ограждения, а в алтари входят музейщицы со своими вещами.

Принципами церковной реставрации является преемственность, каноничность и традиционность архитектурного облика и функциональности храма. Благочинность и удобство совершения богослужений для нас имеют большее значение, чем для музейных работников. Однако не прибегать к их профессиональным знаниям будет слишком самонадеянным. Вопиющим примером такой самонадеянности служит грубый, утилитарный подход настоятеля к реставрации церкви Входа Господня в Иерусалим, расположенной под всемирно известной звонницей Ростовского Кремля. По распоряжению настоятеля, вопреки нормам государственного законодательства и церковной традиции, в церкви, являющейся памятником культуры Федерального значения XVII века, были пробиты пять, никогда не существовавших, дверных проемов, растесан дверной проем входа в церковь, пробиты ниши под окнами для радиаторов отопления, стесаны, в нижней части, утолщения стен. После проведения этих работ церковь навсегда утратила свой изначальный интерьер. Более того, утрачена несущая способность здания. Над церковью находится знаменитая звонница, вес только колоколов, которой более 60 тонн. За самоуправство, приведшее кпричинению ущерба, памятнику истории и культуры всероссийского значения возбуждено уголовное дело по статье 243, часть 2 Уголовного Кодекса Российской Федерации.


Восстановление и благоукрашение храма мы должны рассматривать как форму христианской проповеди, способ воспитания прихожан в Духе Заповедей Божиих, возможность привития любви к храму, воспитание православного вкуса и такта. И напротив, обезображенный безвкусной реставрацией или росписью храм может стать и часто становится препятствием в обретении Богооткровенной, а не народной веры для еще чувствующих фальшь людей.

Проведение реставрации храма (храмового комплекса)

имеет следующие этапы:

1. Историко-архивное исследование с рекомендациями по режиму строительства, выполненное лицом, имеющим соответствующую лицензию;

2. Эскизный проект реставрации в объеме установленном правящим архиереем;

3. Благословение правящего архиерея на реставрацию;

4. Разработка рабочего проекта и согласование его с Министерством культуры МО;

5. Проведение реставрационных работ в строгом соответствии с проектом и под авторским и настоятельским надзором;

6. Акт приемки реставрационных работ;

7. Рапорт правящему архиерею о завершении реставрации.

Роль настоятеля в реставрации храма .

Реставрация сложный процесс, требующий высокого профессионализма и большого количества времени. Настоятелю храма в процессе реставрации уместно ответственно взять на себя функции организатора всех работ, но не прораба-исполнителя. Ответственность настоятеля подразумевает необходимость знания истории церковной архитектуры и иконописи, принципов конструктивных решений храмовых зданий, основ экономики и финансов, наличия художественного вкуса и такта. К сожалению, в настоящее время отдельные священники высказывают, на наш взгляд, довольно сомнительное мнение, что при проведении реставрации или росписи храма каждый настоятель в состоянии отреставрировать или расписать храм на свой вкус, тем самым, отрицая христианскую эстетику как учение о прекрасном, преображенном естестве. Можно напомнить, что подобный вздор еще в XIX веке высказывал в своей статье «Разрушение эстетики» двадцатилетний нигилист Д.И.Писарев (1840-1868), непререкаемый авторитет для Ульянова-Ленина. В частности Писарев утверждал: прекрасное для каждого человека есть то, что соответствует его личному вкусу. Следовательно, эстетика как наука, не может существовать: она должна быть заменена физиологией и гигиеной.

Реставрация храма, основная расходная статья содержания храма.

Стоимость профессиональных и качественныхреставрационных работ принципиально превосходит обычные возможности прихода. Очевидна необходимость концентрации всех материальных возможностей, которыми располагает настоятель (с его авторитетом) и приход в целом.

Можно выделить два основных принципа организации финансирования реставрационных работ:

1. Бюджетное финансирование реставрационных работ памятников культуры имеет свои плюсы и минусы. В данном случае

силами прихода выполняются только определенные бюрократические действия (сбор и правильное оформление документов, а так

же дальнейшее продвижение своей заявки). Проект, смета и собственно реставрационные работы финансируются бюджетом в

соответствии с принципами функционирования и взаимодействия соответствующих государственных органов истроительных организаций. Но необходимо помнить, - «Кто платит тот и заказывает музыку». Отношение к храму и богослужениям во время реставрации могут быть, мягко говоря, не церковными. Сами способы проведения бюджетной реставрации могут существенно помешать проведению богослужений или даже сделать их проведение невозможным на довольно продолжительное время.

2. Проведение реставрации за счет средств прихода; задача, которая в данном случае стоит перед настоятелем существенно превосходит его возможности. В исторической ретроспективе здание храма всегда являлось самым дорогим зданием города и тем более деревни. И подход к его реставрации, в этом смысле, должен быть традиционным. Как мы уже говорили, для успешного решения этой задачи уместно создать реставрационный фонд прихода.

Составляющие реставрационного фонда прихода:

А. Собственные средства прихода - очень важная составляющая всего фонда. Как бы ни была мала сумма собственных накопленных средств прихода по сравнению с масштабом задачи, сам факт наличия таких средств дает моральную возможность обращаться за помощью. Очень важно, глубоко и всесторонне понимать, что, обращаясь за помощью, мы просим помочь нам восстановить храм, а не сделать это за нас.

Б.Привлеченные средства. Поиск средств для реставрации храма должен стать, в определенном смысле, проповедью высоких нравственных христианских принципов. Решая тактическую задачу восстановления храма, всегда имеем стратегическую цель приобретения для Бога «храмов Духа Святого» (1Кор.3:16). В идеале, благотворители могут стать прихожанами наших храмов. Эти средства формируются из:

· Целевых финансовых пожертвований юридических и физических лиц.

· Нефинансовой благотворительной помощи (строительные материалы, строительная и специальная техника и приспособления, транспорт и т.д.).

· Благотворительной помощи проектных и строительных организаций в проведении всего комплекса работ или какой-либо их части.

· Помощи государственных, региональных и муниципальных властей в решении бюрократических вопросов и в привлечении возможных благотворителей. Нам представляется важной духовной задачей стоящей переднастоятелем в данном случае: разбудить совесть конкретных представителей различных властей, раскрыв им нравственную ответственность государственной власти в целом, за разрушение храмов и монастырей.

Расход средств на проведение реставрационных работ.

Договариваясь с исполнителями тех или иных работ нужно знать расценки на работы. Требование Договора об охране памятника культуры о выполнении восстановительных работ только лицензированной реставрационной организацией, нам представляется в настоящее время трудно выполнимым, тем не менее, следует брать на реставрационные работы рабочих после получения достоверной рекомендательной информации о них. Важное качество любого руководителя, в нашем случае настоятеля, как организатора и руководителя реставрационных работ, чувство баланса цена-качество. Необходим внимательный, заинтересованный, но не придирчивый по пустякам, надзор за производством работ. Нужно максимально, но разумно, воздерживаться от предоплат. Не заработанные деньги, особенно в церкви, развращают. Настоятель, предоставляя работу, должен знать в каких условиях будут жить работники, чем и как питаться, эти условия должны быть достойными. Необходимо добиваться, что бы поведение работников, выполняющих те или иные работы в церкви, соответствовало в свою очередь нормам, хотя бы естественного приличия. Настоятель должен провести разъяснительную беседу с работниками о принципах поведения в храме и на территории храма. Работники должны быть прилично и опрятно одеты. Курить в заранее отведенном для этого месте. За недостойное поведение в храме и на его территории необходимо строго спрашивать.

Оплата за выполненные работы должна проводиться строго в оговоренный срок и в заранее установленном размере.

Окончание реставрационных работ.

Еще только приступая к реставрации храма необходимо понимать, что через 3-5, максимум через 7 лет естественно возникнет необходимость в очередной реставрации, поэтому окончание реставрационных работ достаточно условно. Тем не менее, окончание этапа должно быть четко осознаваемо. Это позволит правильно подвести итоги и достойно подготовиться к следующему строительному сезону. Все выполненные работы должны быть внимательно приняты. Окончательные расчеты с исполнителями работ должны проводиться только после устранения всех замечаний и подписания соответствующего Акта. Неоконченные стадии реставрации должны быть профессионально законсервированы. Уместно дать отчет в расходовании средств на реставрацию жертвователям и благотворителям в любой доступной настоятелю форме.

Поданный рапорт правящему архиерею, об окончании реставрационных работ, будет свидетельствовать оцерковном понимании настоятелем, процесса реставрации храма, как послушания.

Протоиерей Сергий Шумилов