Как ты охарактеризуешь неопределенную форму глагола. Неопределенная форма глагола: правила и примеры

148. Прочитайте словосочетания. Спишите.

  1. Читаю сказку, играл в шахматы, повторим правило, слушали радио.
  2. Читать сказку, играть в шахматы, повторить правило, слушать радио.
  • Сравните глаголы в словосочетаниях первой и второй группы. У каких глаголов можно определить время? Укажите их время.
  • Назовите и подчеркните глаголы, у которых вы не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.

149. Прочитайте. Объясните смысл пословиц.

1. Жизнь прожить - не поле перейти. 2. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 3. Легко друзей найти, да трудно сохранить.

  • Спишите. Подчеркните глаголы. Можно ли определить их время и число? Задайте вопрос к каждому глаголу.
  • Вспомните, как называется форма глагола, которая отвечает на вопрос что делать? что сделать?

лу́чше

150. Прочитайте стихотворение 3. Александровой.

      Ударил гром дв..надц..ть раз
      И замер в ст..р..не.
      Природа отд..ла приказ
      С..лютовать весне.
      Приказ - ч..рёмух.. цв..сти,
      Крапив.. быть не злой,
      Дождю д..рожки подм..сти
      Сребряной м..тлой.
      ...А со..нцу - выйти из-за туч
      И в..селее греть!

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните глаголы в неопределённой форме. Выделите в них суффиксы -ть, -ти .

151. Прочитайте. Объясните, какой частью речи являются выделенные слова.

Расстояние в двести к..л..метров, идти в б..бл...теку, вести из г..зеты, вести под руку, лесть вредна, эл..ктрич..ская печь, печь п..роги, п..мочь товарищу, боярская знать, знать ру...кий язык.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите над каждым выделенным словом часть речи.

Обратите внимание! Глаголы в неопределённой форме могут оканчиваться на -чь: беречь, стеречь; -чь - это не суффикс, а часть корня.

После буквы ч у глаголов в неопределённой форме пишется мягкий знак (ь ): сжечь, постричь, достичь . Запомните написание таких глаголов: жечь, лечь, стричь .

ра ссто я́ни е

152. Прочитайте.

1. Каждый человек должен любить свою Родину. 2. В жизни всегда надо поступать по совести. 3. Мы обязаны любить и уважать родных и близких нам людей. 4. Нельзя неуважительно говорить о своих товарищах. 5. Во время представления в театре нужно хранить молчание, чтобы зрители могли следить за ходом спектакля.

  • Поставьте вопрос от выделенных слов к глаголам в неопределённой форме.
  • Выпишите из каждого предложения глагол в неопределённой форме вместе с выделенным словом.

Образец. Должен любить, ... .

153. Составьте несколько правил уличного движения. Употребите в предложениях глаголы в неопределённой форме, чтобы показать, что выраженные ими действия относятся к каждому человеку.

  • Запишите 1-2 правила.

154. Прочитайте.

  1. Веять - развеять, таять - ..., сеять - ..., учить - ..., рисовать - ... .
  2. Зажечь - зажигать, решить - ..., бросить - ..., обидеть - ..., разгадать - ... .
  • Подберите к каждому глаголу первой группы однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что сделать? Запишите пары слов.
  • Подберите к каждому глаголу второй группы однокоренной глагол, который отвечает на вопрос что делать? Запишите пары слов.

155. Прочитайте приставки и глаголы.

на-, при-, за-, под-, с-, от-, об-,
до-, в-, -у, вы-, пере-, про-, по-

говорить, думать, вести, ходить, писать, читать

  • Образуйте от каждого глагола однокоренные глаголы при помощи приставок.
  • Какой (или какие) из данных глаголов может быть употреблён с каждой из данных приставок?
  • Запишите любой из глаголов с теми приставками, с которыми он может быть употреблён.
  • Устно составьте предложение с любым образованным вами глаголом.

Обратите внимание! Перед суффиксом -ть у глаголов в неопределённой форме могут стоять глагольные суффиксы -е-, -и-, -а-, -я-, -ыва-, -ива-, -ова-, -ева-, -ну- :

156. Прочитайте. Какой частью речи является каждое слово?

Пут..шеств..е - путешествовать, св..ркание, п..беда, ч..рный, уж..н, р..сун..к, с..лют, ж..лтый, б..седа, р..бота, б..гатый, об..рона.

  • Подберите и запишите рядом с каждым словом однокоренной глагол в неопределённой форме. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в глаголах суффиксы.

Обратите внимание! Чтобы найти основу глагола, который стоит в неопределённой форме, нужно отбросить суффикс -ть или -ти :

Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом . Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, то есть эти признаки не определены.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (петь, танцевать, идти, выйти, найти, везти, ползти). Это суффиксы. Неопределенную форму можно получить при помощи других словоизменительных суффиксов: -сть (украсть), -сти (нести, грести).

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы – часть корня: стерегут – стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу – прилечь (корень ляг-, лечь-). В некоторых учебниках за начальную школу -чь считается суффиксом, а в старших классах учат, что -чь входит в корень.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается НЕ на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола .

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь . Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»). Примеры: купаться, прислушаться.

Существует путаница с неопределенной формой глагола и глаголами, употребленными в сложном будущем времени. Будущее сложное время образуется как раз от глаголов несовершенного вида и отвечает на вопросы что буду делать?, что будут делать?, образованные от глагола быть (буду писать, будет улыбаться). Хотя при этом инфинитив остается инфинитивом, учителя в начальной школе учат, что это будущее время, а не начальная форма. В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам только глагол "быть".

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив или неопределенная форма глагола является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

Вид – совершенный, обозначающий законченное действие (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать).
Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть).
Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога : действительный залог (Мама решила приготовить лазанью); страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Тренируемся в образовании глаголов неопределенной формы

Найдем в тексте глаголы в неопределенной форме.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству. Я (что буду делать? ) буду отлично проводить (сложное будущее время, ед.число, а не н.ф.) время летом.

Поставим глаголы в неопределённую форму.

Возьмём - что сделаем?, что сделать? взять

Прибавим - что сделаем?, что сделать? прибавить

Взобьём - что сделаем?, что сделать? взбить

Выльем - что сделаем?, что сделать? вылить

Добавим - что сделаем?, что сделать? добавить

Перемешаем - что сделаем?, что сделать? перемешать

Печём - что делаем?, что делать? печь

Потекла – что сделала?, прош.в., что сделать? потечь (корень тек-течь)

Стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

Сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

Увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-. Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-. Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Когда речь заходит о форме глагола, мы говорим: “Глагол строите в форме 2 лица множественного числа будущего времени”. Исходя из этого, можно сказать, что форма глагола – это лицо + число + время. Строя свой ответ по этой формуле, вы никогда ничего не упустите. А теперь перейдем к определению всех трех слагаемых.

Лицо и число, чтобы определить форму глагола

Лицо – тот, кто совершает действие. Чтобы определить его, задаем к глаголу вопрос кто? или что? Если ответ:

  • я/мы – то это глагол 1 лица, он относится непосредственно к говорящему или группе лиц, в которой он состоит. Например: я варю, мы строим;
  • ты/вы – то это глагол 2 лица, он относится к тому/тем, с кем мы говорим. Например: ты лежишь, вы идёте,
  • он/она/оно/они – то это глагол 3 лица, он относится к кому-то другому (не к говорящему и не к собеседнику). Например: он бегает, она пьет, они дружат.

Время, чтобы определить форму глагола

Определить время очень просто: это делается почти интуитивно:

  • в глаголах настоящего времени действие происходит сейчас, сию минуту. Даже если время не указано в предложении, его можно понять самостоятельно. Например: леплю (когда?) сейчас, строят (когда?) сегодня,
  • в глаголах прошедшего времени действие происходит в прошлом: вчера, неделю назад и т.д. Например: рисовал (когда?) вчера,
  • в глаголах будущего времени действие только будет происходить через час, завтра и т.д. Например: выучу (когда?) завтра.


Неопределенная форма глагола

Глаголы в неопределенной форме не имеют рода, лица и числа, но у них есть вид. Такие глаголы оканчиваются на -ть, -ти или -чь. Их вид определяется с помощью вопроса:

  • что делать? , то он несовершенного вида. Например: (что делать?) читать;
  • если к глаголу задается вопрос что сделать? , то он совершенного вида. Например: (что сделать?) прочитать.

Вид имеют и другие глаголы, но это не указывается при определении их формы. Стоит отметить, что глаголы совершенного вида не имеют настоящего времени, т.к. подразумевается, что действие либо завершено в прошлом, либо завершится в будущем.


Определить форму глагола просто, так как все делается почти интуитивно, главное – запомнить алгоритм: лицо+ число + время.

Умение образовывать неопределенную форму, узнавать ее в тексте, отличать от других форм глагола необходимо не только при изучении глагола, но и при образовании его форм. Выработать этот навык помогут различные задания, упражнения, работа с таблицами.

В школьной практике для выявления неопределенной формы учитель чаще всего использует только вопросы (что делать?) (что сделать?), уделяя мало внимания детальному знакомству с этой формой. Например, очень часты ошибки при определении глаголов типа нести, беречь. Однако эти ошибки можно предупредить, если уже при знакомстве с неопределенной формой предложить учащимся такую таблицу.

Эта таблица поможет узнавать неопределенную форму и по внешним формальным признакам (конечное -ть, -чь или -ти). Количество глаголов в неопределенной форме на -ти и –чь невелико. Учащихся следует познакомить с наиболее употребительными из них:

Глаголы на -ти:

идти, пойти, брести, везти, вести, грести, мести, нести, найти пасти, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести.

Данные глаголы можно включить в упражнения.

1. От различных форм глаголов на -ти образовать неопределенную форму: метет - мести, нес - нести и т. д.

2. Поставить данные глаголы в форме 1-го лица единственного числа: грести - гребу, найти - найду и т. д.

3. От данных глаголов с помощью различных приставок образовать новые: плести - заплести, переплести, сплести и т. д.

4. Используя глаголы везти, сгрести, мести, идти, прийти, нести, составить связный текст на тему «На субботнике».

Подобная же работа проводится с глаголами на -чь.

Глаголы на -чь:

беречь, достичь, жечь, лечь, облечь, обречь, отречься, печь, помочь, пренебречь, стричь, стеречь, сечь, течь, толочь, увлечь, запрячь

Очень часто дети образуют нелитературные формы от глаголов на -чь: «жгет», «текет» и т. д. Чтобы избежать этого, нужно подвести их к выводу, что только в 1-м лице единственного числа и в 3-м лице множественного числа у этих глаголов сохраняются звуки г и к (жгу - жгут, пеку - пекут), а в остальных формах происходит чередование г - ж и к - ч (жгу -жжешь, жжет, жжем, жжете; теку - течешь, течет, течем, течете).

Соответственно учащихся затрудняет и обратная операция, т. е. образование неопределенной формы от личных форм глаголов, например: берегу, достигнешь, ляжет, текут, увлечёшься, стригут, отрекутся, стерегу.

Испытывают учащиеся трудности также и при образовании неопределенной формы от безличных глаголов (кстати, сопоставление 3-го лица и неопределенной формы особенно важно с точки зрения орфографии), поэтому полезно практиковать такие задания, как найти неопределенную форму от безличных глаголов: рано смеркается (смеркаться).

Хочется спать, становится прохладно, чувствуется приближение весны, кажется совсем взрослым.

Насколько хорошо учащиеся научились находить неопределенную форму, от которой образован глагол, покажут результаты выполнения такого задания.

Из каждого предложения выписать глаголы и подобрать к ним неопределенную форму.

1) Мальчик шел босиком, а башмаки нес в мешке.

2) Я почистил чайник, набрал воды и подошел к костру.

3) Старик улыбается, подмигивает, садится на корточки.

4) Летняя короткая ночь уходила, на востоке уже алела заря, звезды медленно гасли.

5) На дворе смеркается, но нам не хочется возвращаться.

6) Степка раскинул руки и лежит на спине, его шляпа валяется на песке.

7) Вечерние тени ложатся на землю, сливаются, заполняют улицы темнотой.

Работа по орфографии при изучении неопределенной формы может сопровождаться и работой’ по развитию речи,

1. Подобрать к данным глаголам синонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Робеть (бояться), аргументировать (доказывать), покоряться (повиноваться), мотивировать (обосновывать), командировать (посылать), реставрировать (восстанавливать), экспортировать (вывозить), импортировать (ввозить), дискутировать (спорить), стимулировать (побуждать), пенять (упрекать, укорять), уповать (надеяться), штудировать (изучать), холить (нежить, лелеять), усердствовать (стараться), оппонировать (возражать)

2. Подобрать к данным глаголам антонимы (тоже глаголы в неопределенной форме).

Наказать (простить), торопиться (медлить), болтать (молчать), хвалить (ругать), погасить (зажечь), озябнуть (согреться), плакать (смеяться), начать (кончить), соглашаться (возражать), появиться (исчезнуть), испортить (исправить), любить (ненавидеть), взбираться (опускаться), оттаять (замерзнуть), отдыхать (трудиться), рассветать (смеркаться), охлаждать (нагревать), отчаяться (надеяться), строить (разрушать), трудиться (бездельничать).

3. Данные словосочетания заменить глаголами, близкими по значению.

Томиться от безделья (скучать), ловить рыбу (рыбачить), одерживать победу (побеждать), испытывать страх (бояться), отправлять телеграмму (телеграфировать), идти назад (возвращаться), совершенствоваться в чем-нибудь (квалифицироваться), подвергаться экзамену (экзаменоваться), разбираться в чем-нибудь (ориентироваться), прийти в сознание (очнуться), переселяться в другую страну (эмигрировать),сознаться в ошибках (каяться), освободить от обвинения (реабилитировать).

4. Объяснить значение фразеологических оборотов с помощью синонимических глаголов. С фразеологическими оборотами составить предложения.

Бить челом (просить), бить баклуши (бездельничать), вывести на чистую воду (разоблачить), зарубить на носу (запомнить), задрать нос (возгордиться), клевать носом (дремать), надуть губы (обидеться), повесить голову (приуныть), прийти в себя (опомниться).

Упражнения на различные замены следует проводить на протяжении всего изучения глагола (2-3 минуты в конце урока). Некоторое внимание следует уделить и паронимам, т. е. словам, различным по значению, но сходным по произношению, типа: зиять - сиять, импортировать - экспортировать, надеть - одеть, отвергать - опровергать, представить - предоставить и т. д. Эти слова можно проговаривать в классе, выписывать в ученический словарик, включать в диктанты, придумывать с ними предложения; полезно отыскивать их значения в толковом словаре.

При повторении морфологии в старших классах учащиеся должны вспомнить, что глаголы в неопределенной форме могут быть различными членами предложения: подлежащим (Учиться - всегда пригодится), сказуемым (Наша задача - учиться), определением (Я получил возможность учиться), дополнением (Мы договорились учиться только на хорошо и отлично), обстоятельством (Ребята приехали в город учиться).

Данные ниже предложения помогут эти сведения закрепить.

1) Я вышел на воздух освежиться (Л.).

2) Ехать на этой лошади было для Ростова наслаждение (Л. Т.).

3) Я прилег на походную кровать отдохнуть немного (Т.).

4) Я увидел необходимость переменить разговор (П.).

5) У меня врожденная страсть противоречить (Л.).

6) Солнце только начинало подниматься (Л. Т.).

Инструкция

Определить инфинитив можно по вопросу. Найдите глагол и задайте к нему вопрос. Если это глагол в неопределенной форме, то он будет отвечать на вопрос «что делать?», «что сделать?». Например, расти, печь, затопить, развести, лечь.
На конце таких глаголов всегда мягкий знак.

Трудно отличить инфинитив от личной формы, если слово записано в транскрипции. Запись финалей данных форм совпадают: [уч"ица] (учится) - [уч"ица] (учиться). В таком случае обратите внимание на , гласную перед [-ца] или контекст, где можно задать вопрос. Если эта работа невыполнима, то здесь уместны обе формы.

Неопределенная форма глагола входит в составное именное сказуемое. В таком случае в предложении находятся два неоднородных глагола. Чтобы определить, какой из них инфинитив, нужно обозначить грамматическую основу. Сказуемое будет состоять из двух глаголов. Тот, в котором заключается лексическое значение, - инфинитив, в нем надо мягкий знак. Так, в предложении «Ученики смогут позаниматься дополнительно» сказуемое «смогут позаниматься». А неопределенная форма - «позаниматься».

Неопределенная форма глагола может выступать в качестве второстепенных членов предложения. Определить ее в таких случаях можно, следуя логике рассуждений. Задайте вопрос косвенного падежа от сказуемого к инфинитиву. Если это возможно, то в данном случае он дополнение. Например, в предложении «Тренер велел нам заняться разминкой» слово «заняться» будет дополнением (велел что?). В таком случае рассуждайте так: действие, обозначенное в глаголе «велел», выполняет , а выполнять его будут другие. Значит это не сказуемое, ведь простое.

Обстоятельства, выраженные неопределенной формой глагола, чаще всего отвечают на вопросы «с какой целью?», «по какой причине?». В предложении «Я пришел в зал тренироваться» к инфинитиву задаем вопрос «пришел с какой целью?».
К определению задавайте вопрос от . В предложении «Я в совершенстве владею умением играть на гитаре» инфинитив - : умением (каким?) играть.

Видео по теме

Обратите внимание

Только в односоставных предложениях с главным членом сказуемым нет слов, от которых задается вопрос к глаголу.

Полезный совет

Вопросы задавайте от одного слова к другому. Если второстепенный член выражается глаголом, то это только неопределенная форма. Обязательно пишите мягкий знак.

Источники:

  • глаголы в неопределенной форме

Глагол – это часть речи с постоянными и непостоянными признаками. Лицо глагола является его непостоянным признаком, причем оно есть лишь у глаголов в настоящем и будущем временах. Не все его могут сразу определить. Для этого мы и приведем небольшую инструкцию, как определить лицо глагола.

Инструкция

Инструкция

Вы должны знать, что неопределенную форму глагола часто называют инфинитивом. Глагол в такой форме не изменяется ни по числам, ни по лицам. Нельзя у него определить и наклонение, и вид.

Можно, конечно, образовать неопределенную форму глагола при помощи вспомогательных вопросов «что делать?»,«что сделать?». Но такой способ не всегда может вам полезным. Так, школьникам трудно поставить в инфинитив безличные глаголы, что в дальнейшем может стать следствием орфографических ошибок.

Дети также путают глаголы в форме третьего лица с инфинитивом, а значит, не смогут определить, написать: «тся» или «ться». Например, к глаголу в синтаксической конструкции «кажется успешным» дети затрудняются поставить вспомогательные вопросы «что делать?», «что сделать?». Таким образом, они не смогут проверить написание .

Находить неопределенную форму глагола или образовывать ее проще, обращая внимание на некоторые детали. Так, вы должны знать, что инфинитив имеет окончание «ть» или «ти». Например, в «принести» окончанием будет «ти», а в слове «успеть» - «ть».

Окончание «ти» в неопределенной форме, если перед ним находится гласный звук, а «ть» - после согласного. Так, в инфинитиве «цвести» перед окончанием «ти» стоит согласный звук «с», а в слове «увидеть» - гласный «е».

Чтобы научиться образовывать неопределенную форму, необходимо поставить вопросы «что делать?» или «что сделать?» и не забывать обращать внимание на строение слова.

Источники:

  • не случится глагол в неопределённой форме

Имя существительное является отдельной частью речи русского языка. Ему присущи формы числа и падежа, классифицирующие категории рода, а также одушевленности и неодушевленности в зависимости от обозначаемых предметов.

Инструкция

Представьте несколько вариантов одного и того же : «дом», «дому», «домом». Как определить его начальную форму (или словарную форму )? Начальной формой существительного является форма именительного . Этот падеж обозначает понятие, выражаемое словом. Наиболее часто имена в данном падеже выполняют роль подлежащего в предложении, реже - сказуемого. Именительный на вопросы: «кто?», «что?» Например, «что?» – «дом», «кто?» – «птица». Задайте подобные вопросы, чтобы определить форму существительного.

Вспомните из школьной программы, что , стоящее в начальной форме, в большинстве случаев находится в единственном числе. Поэтому, чтобы определить словарную форму данной части речи, поставьте ее в единственное число: «много домов» – «один дом».

Учтите, что некоторые существительные имеют лишь форму множественного числа, и видоизменить их, приведя к единственному, невозможно. К ним можно отнести, к примеру, названия временных отрезков, парных предметов, массы вещества: «сутки», «очки», «брюки», «будни», «макароны», «каникулы», «чернила», «ножницы». Начальной формой у подобных является форма именительного падежа множественного числа.

Обратите внимание на необходимость омонимов (слов, одинаковых по звучанию и написанию, но различных по значению) друг от друга. Например: «На стене висят часы» (здесь «часы» будет иметь начальную форму только во множественном числе). Или же: «В эти часы небо обычно

Инфинитив, или неопределенная форма глагола

Глагол в начальной, или неопределенной, форме называется инфинитивом. Инфинитив всегда отвечает на вопрос «что делать?» или «что сделать?» Никогда нельзя применительно к начальной форме задать вопросы: «что делает?», «что сделает?», «что будет делать?», «что делала?», «что делал? » и т.д. То есть инфинитив по определению имеет минимальное количество морфологических признаков.

Примеры. Глагол «идти» отвечает на вопрос «что делать?». Соответственно, это глагол в неопределенной (начальной) форме, или инфинитив. Однако глаголы «идет», «будет идти», «идут» отвечают на вопросы «что делает?», «что будет делать?», « ?». Эти глаголы уже имеют морфологические признаки – лица, числа и времена - и инфинитивами не являются.

Другой пример. Глагол «написать» отвечает на вопрос «что сделать?» и является инфинитивом. От этой начальной формы образуются глаголы в прошедшем и будущем временах, первого, второго и третьего лиц, единственного и множественного чисел: «написал», «написали», « », « », «напишет».

Иными словами, глагол в инфинитиве – это всегда нулевая (неопределенная) форма, от которой всегда можно образовать разные формы этого же слова в различных лицах и числах. Этот процесс называется спряжением.

Какие признаки глагола можно определить по начальной форме

Если инфинитив – это начальная, нулевая, неопределенная форма глагола, можно ли по ней определить какие-то признаки этой части речи, или морфологические признаки? Да, можно определить постоянные, признаки глагола.

Во-первых, по неопределенной форме можно определить виды глагола – совершенный или . Глагол несовершенного вида в начальной форме отвечает на вопрос «что делать?» и обозначает незавершенное действие. Например, «гулять», « », «петь», « » и т.д. Глагол совершенного вида в инфинитиве отвечает на вопрос «что сделать?» и обозначает завершенное, законченное действие. Например, «погулять», «прочитать», «пропеть», «сочинить», «слетать» и т.д.

Во-вторых, по инфинитиву можно определить . В существует два спряжения – первое и второе. К первому спряжению относятся все глаголы, которые в инфинитиве оканчиваются на –еть, -ать, -уть, -оть, -ть, -ыть, а несколько глаголов-исключений на –ить. Ко второму спряжению относится большая часть глаголов на –ить, а также некоторые глаголы-исключения на –ать, -ять и –еть.