Как совершать пасхальный крестный ход. И тогда она будет завершена! Крестный ход в изображении Василия Перова

Что такое Пасхальное Богослужение? Как оно происходит? Что требуется делать прихожанину? На все эти вопросы Вы узнаете ответ из статьи!

Как происходит Пасхальное Богослужение и крестный ход на Пасху?

Пасхальные Богослужения особенно торжественны. Христос бо воста: веселие вечное, – поет Церковь в каноне Пасхи.
Еще с древних, апостольских времен, христиане бодрствуют в священную и предпразднственную спасительную ночь Светлого Воскресения Христова, – ночь светозарную светоносного дня, ожидая времени своего духовного освобождения от работы вражия (Церковный Устав в неделю Пасхи).
Незадолго до полуночи во всех храмах служится полунощница, на которой иерей с диаконом исходят к Плащанице и, совершив каждение окрест ее, при пении слов катавасии 9-й песни “Возстану бо и прославлюся” подъемлют Плащаницу и относят в алтарь. Плащаницу полагают на святой Престол, где она должна оставаться до Отдания Пасхи.

Пасхальную утреню, “веселие о Воскресении Господа нашего из мертвых” , начинают в 12 часов ночи. При приближении полуночи все священнослужители в полном облачении становятся по чину у Престола. Священнослужители и молящиеся в храме возжигают свечи. На Пасху перед самою полночью торжественный благовест возвещает о наступлении великой минуты Светоносного Праздника Воскресения Христова. В алтаре начинается тихое пение, набирающее силу: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». В это время с высоты колокольни льется ликующий пасхальный трезвон.
Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, – это шествие Церкви навстречу воскресшему Спасителю. Крестный ход совершается вокруг храма при непрерывном трезвоне. В светлом, ликующем, величественном виде, при пении “Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небеси, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити” , Церковь, как духовная невеста, идет, как говорится в священных песнопениях, “веселыми ногами во сретение исходящему Христу из гроба, яко жениху” .
Впереди крестного хода несут фонарь, за ним запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, далее идут двумя рядами, попарно, хоругвеносцы, певцы, свещеносцы со свечами, диаконы со своими свечами и кадильницами и за ними священники. В последней паре священников идущий справа несет Евангелие, а идущий слева – икону Воскресения. Завершает шествие предстоятель храма с трисвешником и Крестом в левой руке.
Если в храме только один священник, то на пеленах иконы Воскресения Христова и Евангелие несут миряне.
Обойдя храм, крестный ход останавливаются перед закрытыми дверями, как перед входом в пещеру Гроба Господня. Носящие святыни останавливаются около дверей лицом к западу. Трезвон прекращается. Настоятель храма и священнослужители трижды поют радостный пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию поправ и сущим во гробех живот даровав» ().
Эту песнь подхватывают и троекратно поют другие священники и хор. Затем священник произносит стихи древнего пророчества св. Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…», а хор и народ в ответ на каждый стих поют: «Христос воскресе из мертвых…»
Затем священнослужители поют стихи:
“Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его. И да бежат от Лица Его ненавидящий Его”
“Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня”.
“Тако да погибнут грешницы от Лица Божия, а праведницы да возвеселятся”.
“Сей день, егоже сотвори Господь, возрадуемся и возвеселимся в онь”
.

На каждый стих певцы поют тропарь “Христос воскресе” .
Затем предстоятель или все священнослужители поют “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ” . Певцы оканчивают “И сущим во гробех живот даровав” .
Отверзаются церковные двери, и крестным ход с этой радостной вестью шествует в храм, как и жены-мироносицы пошли в Иерусалим возвестить ученикам о Воскресении Господа.
Под пение: “Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав” – двери открываются, молящиеся входят в храм, и начинается пение пасхального канона.

За Пасхальной утреней следует Божественная литургия и освящение артоса – особого хлеба с изображением Креста или Воскресения Христова (он хранится в храме до следующей субботы, когда раздается верующим).

Во время службы священник снова и снова с радостью приветствует всех молящихся словами «Христос Воскресе!» и каждый раз молящиеся отвечают: «Воистину Воскресе!». Через короткие интервалы времени духовенство меняет облачения и и обходят храм в красных, желтых, синих, зеленых и белых ризах.

В конце службы читается . Вечером на Пасху служится удивительно красивая и радостная Пасхальная вечерня.

Празднуется семь дней, то есть всю неделю и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым – Светлый Понедельник, Светлый Вторник. Царские Врата открыты всю седмицу. В Светлые Среду и Пятницу поста нет.

Весь период до Вознесения (40 дней после Пасхи) православные приветствуют друг друга приветствием «Христос Воскресе!» и ответом «Воистину Воскресе!».

Праздник Пасхи был установлен еще во времена Ветхого Завета в память избавления еврейского народа от египетского рабства. У древних евреев Пасха праздновалась 14–21 нисана – начало нашего марта.

В христианстве Пасха – Воскресение Господа Иисуса Христа, Праздник победы жизни над смертью и грехом. Православная Пасха празднуется в первый воскресный день, после весеннего полнолуния, которое происходит в день весеннего равноденствия или после него, но не ранее весеннего равноденствия.

ДО конца 16 века Европа жила по юлианскому календарю, а в 1582 году папа Григорий XIII ввел новый стиль – григорианский, разница между юлианским и григорианским календарем составляет 13 дней. Православная Церковь не переходит на григорианский календарь, так как празднование Пасхи по этому календарю, может совпадать с пасхой иудейской, что противоречит каноническим правилам Православной Церкви. В некоторых странах, например в Греции, где Православная Церковь перешла на григорианский календарь, празднование Пасхи все равно совершается по юлианскому календарю.

Что такое пасхальный канон?

Пасхальный канон, творение св. Иоанна Дамаскина, составляющий существеннейшую часть пасхальной утрени – венец всех духовных песней.
Пасхальный канон представляет собой выдающееся произведение церковной словесности не только со стороны пышности своей внешней формы, но и по своим внутренним достоинствам, по силе и глубине заключающимся в нем мыслей, по возвышенности и богатству своего содержания. Этот глубоко содержательный канон вводит нас в дух и смысл самого праздника Воскресения Христова, заставляет нас всесторонне пережить душою и понять это событие.
На каждой песни канона совершается каждение, священнослужители с крестом и кадилом, в предшествии светильников, обходят всю церковь, наполняя ее фимиамом, и радостно приветствуют всех словами “Христос воскресе!”, на что верующие отвечают “Воистину воскресе!”. Эти многочисленные исхождения священников из алтаря напоминают о частых явлениях Господа Своим ученикам по Воскресении.

О Пасхальных часах и Литургии

Во многих храмах непосредственно за окончанием утрени следуют часы и Литургия. Пасхальные часы читаются не только в храме – всю пасхальную седмицу их читают обычно вместо утренних и вечерних молитв.
Во время пения часов пред Литургией диакон с диаконской свечой совершает обычное каждение алтаря и всего храма.
Если в храме Богослужение совершается соборно, то есть несколькими священниками, то Евангелие читают на разных языках: на славянском, русском, а также на древних, на которых распространялась апостольская проповедь, – на греческом, латинском, и на языках народов, наиболее известных в данной местности.
Во время чтения Евангелия на колокольне производится так называемый “перебор”, то есть ударяют по одному разу во все колокола, начиная от маленьких.
Обычай дарить друг другу на Пасху появился еще в I веке от Рождества Христова. Церковное предание гласит, что в те времена было принято, посещая императора, приносить ему дар. И когда бедная ученица Христа, святая Мария Магдалина пришла в Рим к императору Тиверию с проповедью веры, то подарила Тиверию простое куриное яйцо.

Тиверий не поверил в рассказ Марии о Воскресении Христа и воскликнул: “Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо вдруг стало красным”. Тут же на глазах императора свершилось чудо – яйцо стало красным, свидетельствуя истинность христианской веры.

Часы пасхальные

Трижды )
Воскресение Христово видевше, поклонимся святому Господу Иисусу, Единому Безгрешному. Кресту Твоему поклоняемся, Христе, и святое Воскресение Твое поем и славим. Ты бо еси Бог наш, разве Тебе иного не знаем, имя Твое именуем. Приидите вси вернии, поклонимся святому Христову Воскресению: се бо прииде Крестом радость всему миру. Всегда благословяще Господа, поем Воскресение Его: распятие бо претерпев, смертию смерть разруши. (Трижды )

Предварившыя утро яже о Марии, и обретшыя камень отвален от гроба, слышаху от ангела: во свете присносущнем Сущаго, с мертвыми что ищете яко человека? Видите гробныя пелены, тецыте и миру проповедите, яко воста Господь, умертвивый смерть, яко есть Сын Бога, спасающаго род человеческий.

Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне, но адову разрушил еси силу, и воскресл еси яко победитель, Христе Боже, женам мироносицам вещавый: радуйтеся, и Твоим апостолом мир даруяй, падшим подаяй воскресение.

Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в рай же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный.

Слава : Яко Живоносец, яко рая краснейший, воистинну и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего Воскресения.

И ныне : Вышняго освещенное Божественное селение, радуйся: Тобою бо дадеся радость, Богородице, зовущим: благословенна Ты в женах еси, Всенепорочная Владычице.

Господи, помилуй. (40 раз )

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков, аминь.

Честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим, без истления Бога слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав. (Трижды )

О семидневном праздновании Пасхи

Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христианским торжеством.
С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней, или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника.
Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху двери райские нам отверзающую , Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет Царские Врата отверстыми. Царские двери во всю Светлую седмицу не закрываются даже во время причащения священнослужителей.
Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных поклонов не полагается .
В богослужебном отношении вся Светлая седмица есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы Богослужение бывает то же, что и в первый день, с немногими изменениями и переменами.
Пред началом Литургии во дни Пасхальной седмицы и до Отдания Пасхи священнослужители читают вместо “Царю Небесный” – “Христос воскресе” (трижды ).
Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торжественностью, еще тридцать два дня – до Вознесения Господня .

Крестный ход в изображении Василия Перова

На фото: картина «Крестный ход на Пасхе»

В 1861 году известный русский художник Василий Перов написал картину «Сельский крестный ход на Пасхе». На холсте запечатлена типичная сцена главного православного праздника в деревне, знакомая большинству зрителей того времени. Группа крестьян, мужчин и женщин, в согласии с установленным порядком крестного хода движется по сельской улице с иконами, хоругвями и крестами. На некоторых лицах видны признаки религиозного воодушевления. Но сразу же бросается в глаза общая черта их состояния – участники крестного хода пьяны. Сильно нетрезв до степени невменяемости и священник, стоящий на крыльце дома с крестом в опущенной руке, и вся группа персонажей, окружающих его. Двое из них уже лежат, третьего с трудом удерживает от падения молодая крестьянка. В центре картины стоит крестьянка с иконой в руках и небрежно одетая (один чулок спущен). На ее лице смешанное выражение экстаза и пьяного оцепенения. Идущий рядом пожилой человек с иконой низко опустил голову, одурманенную хмелем. Слева видны темные фигуры участников процессии, один из которых читает какую-то книгу. Все они бедно одеты, и никто не выражает радости по поводу Пасхи. Заметно отчуждение этих людей друг от друга - они смотрят в разные стороны. Над избой стоит голое дерево без листьев, а небо затянуто тучами, сквозь которые еле виден солнечный свет, что усиливает общее настроение унылости, исходящее от крестного хода.

Художник выразил в своей картине резко отрицательное отношение к традиции крестного хода и, пожалуй, к религии вообще, подчеркивая низкий культурный уровень верующих. В середине и во второй половине 19 века творчество Василия Перова было популярно в России, и во многом благодаря атеистической и реалистической тенденциям в описании общественных нравов. Картина «Сельский крестный ход на Пасхе» хранится в Государственной Третьяковской галерее, напоминая нашим современникам о темных страницах истории страны. Об этом необходимо говорить в условиях искусственного возвращения в общественную жизнь церковных порядков и обычаев в последние годы, санкционированного чиновниками и принимающего явно нецивилизованные формы. Необдуманная идеализация религии в средствах массовой информации и образовании может привести нас в духовный тупик.

Трапеза в монастыре» Василия Перова - образ православного духовенства России


На фото: картина В.Перова «Трапеза в монастыре»

Картина Василия Перова «Трапеза в монастыре» продолжает линию реалистического изображения русского духовенства в творчестве художника, начатую картиной «Сельский крестный ход на пасхе». Сюжет этого монументального полотна представляет многофигурную композицию участников застолья в монастыре. Как и в предыдущей работе, духовные лица пируют с обильными алкогольными возлияниями. В этом состоянии они откровенно проявляют свое истинное отношение к людям. Монастырское начальство помыкает прислугой и лицами низкого звания, демонстрирует чванство и высокомерие. Никаких признаков «христианского смирения» у них нет и в помине. На переднем плане изображен толстый поп, он уже пьян. Напротив него другой заметно нетрезвый священник недоуменно рассматривает свою тарелку. Возле стола согнулась в низком поклоне фигура такого же пьяного монаха. В правой части картины изображена пара знатных гостей – важная дама и ее престарелый муж или покровитель, перед ними угодничает священник. Они не обращают внимания на бедную женщину с детьми, протягивающую руку за подаянием. На дальнем плане сосредоточена группа просителей и певчих. И совершенно неуместно в этой пьяной оргии выглядит изображение распятого Христа между столами.

В церковно-монастырской среде, очевидно, господствуют те же нравы, что и во всем российском обществе. Людей связывают феодальные отношения господства и подчинения. Значимость каждого человека определяется его положением в социальной иерархии. Эта мысль и составляет содержание картины Перова.

Приближается светлая Пасха – главный праздник для всех православных христиан. К этому дню верующие готовятся заранее: накануне в течение семи недель они соблюдают строгий пост, чаще проводят время в молитвах и стараются совершать больше добрых дел.

Накануне праздника, начиная со Страстной субботы, люди освящают в храмах пасхальную снедь – куличи, творожные пасхи, крашеные яйца и др.

Верующие, которые готовятся ко всенощной, которая проходит в ночь со Страстной субботы на воскресенье, интересуются, как проходит этот обряд, во сколько будет крестный ход на Пасху, в котором принимают участие не только священнослужители, но и прихожане.

Некоторые люди задают и другие вопросы: Когда проходит крестный ход на Пасху? Кто может принимать в нем участие? В какое время начинается крестный ход на Пасху? Что при этом происходит? Сколько длится пасхальный крестный ход? Мы ответим на эти и другие вопросы.

Прежде всего стоит сказать о том, что это праздничное шествие получило такое название потому, что обычно во главе его идет священник, который несет большой крест. Другие священнослужители несут иконы и хоругви (укрепленные на древках полотнища с изображением Христа или святых).

Во времена первых христиан совершался только крестный ход на Пасху, позднее этот обряд стал повсеместным и прочно вошел в чинопоследование православных богослужений. Что касается церковной истории Руси, то она началась с совершения крестного хода на Днепр, когда были крещены киевляне.

Кроме Пасхи, устраиваются крестные ходы на Крещение, на второй Спас для водоосвящения. Также подобные шествия организуются в честь каких-либо значимых церковных или государственных событий.

Иногда крестный ход проводится священнослужителями в чрезвычайных случаях, к примеру, во время природных катаклизмов, бедствий или во время войны.

Так, в старину верующие обходили с иконами поля в периоды засухи и неурожая, а также посещали различные населенные пункты во время эпидемий различных заболеваний. В основе этой традиции лежит вера в силу общей молитвы, совершаемой христианами во время подобных шествий.

Во сколько начинается крестный ход на Пасху?

Церковная служба в Страстную субботу начинается вечером, в 20.00. В это время в храм могут прийти все желающие. Люди, которые хотят попасть внутрь и находиться в церкви в течение всей службы, приходят сюда заранее. Другие же могут наблюдать за процессом с улицы.

В алтаре начинается пение, которое подхватывает пасхальный трезвон. Затем в ночь с субботы на воскресенье проходит крестный ход. Это торжественное шествие символизирует собой путь церкви навстречу благой вести о воскрешении Христа.

Сколько продолжается крестный ход на Пасху? В числе обрядов, соблюдаемых православной церковью, бывают продолжительные и короткие крестные ходы. Некоторые шествия данного типа могут длиться до двух месяцев и более. Крестный ход на Пасху, как правило, бывает недолгим.

Во сколько он начинается? Это действие, которое является частью праздничной службы, начинается ближе к полуночи – под несмолкаемый звон колоколов. Длительность шествия ограничивается временным диапазоном с 00.00 до 01.00 часов.

Все священнослужители становятся по чину у Престола. Священники и молящиеся в храме зажигают свечи. Согласно сложившейся традиции, когда проходит пасхальный крестный ход, впереди процесии несут фонарь, за ним – запрестольный крест, запрестольный образ Божией Матери, Евангелие, икону Воскресения и другие реликвии.

Завершает шествие предстоятель храма, который держит трисвечник и крест. Несомые хоругвеносцами церковные знамена символизируют победу, одержанную над смертью и диаволом. За духовенством следуют прихожане со свечами в руках, которые пришли на службу.

Все поют: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земли сподоби чистым сердцем Тебе славити». Все время, пока идет крестный ход на Пасху, верующие пребывают в состоянии торжественной приподнятости и радостного ожидания.

Процессия обходит храм трижды, каждый раз останавливаясь у его дверей, символизирующих камень, который закрывал Гроб Господень и в день воскресения Иисуса Христа был отброшен.

Первые два раза двери остаются закрытыми, а на третий раз они открываются, являя всем молящимся свет во мраке ночи. Колокола затихают, и священник первым возглашает радостную весть: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Эту песнь священнослужители и все верующие повторяют три раза. Потом священник исполняет стихи пророчества Царя Давида: «Да воскреснет Бог и расточатся врази Его…». Люди вторят: «Христос воскресе из мертвых…» О наступлении великой минуты светлого праздника – Воскресения Христова – возвещает торжественный звон колоколов.

Процессия торжественно входит в храм через открытые двери. Это действо символизирует путь жен-мироносиц, вошедших в Иерусалим, чтобы сообщить апостолам благую весть о воскрешении Христа. После этого крестный ход заканчивается. Это зрелищное и массовое мероприятие позволяет всем присутствующим по-настоящему прочувствовать дух праздника.

Затем начинается Светлая заутреня, во время которой звучат восклицания: «Христос воскресе!» – «Воистину воскресе!». Великий пост, который продолжался семь недель, заканчивается с момента символического открытия дверей храма.

После праздничной литургии и причастия, около 3-4 часов утра в воскресенье, верующие могут разговеться. Служба завершается благословением прихожан батюшкой и освящением всех принесенных для праздничного стола пасхальных блюд. Желающие могут также причаститься.

Затем всю пасхальную неделю в православных храмах проходят особые торжественные литургии. В течение Светлой седмицы, которую также называют Звонильной неделей, все желающие могут подняться на колокольни и попробовать себя в звонарном искусстве.

Пьяная процессия с хоругвями и священник с дьячком вышли из избы, где их только что на славу угостили после богослужения. Священник едва держится на ногах: чтобы спуститься с крыльца и не упасть при всем честном народе, он оперся рукой о столб. Обрюзгшее Лицо, помутневшие глаза, спутанные волосы на голове развенчивают святость духовного пастыря, «упившегося вином до положения риз».

Возле него три «падших грешника»: дьячок, растянувшийся на крыльце и беспомощно пытающийся подняться, и два мужика-мирянина: один залез под крыльцо мертвецки пьяным, а второму молодая крестьянка поливает голову холодной водой. Какая трагикомическая сцена, сколько в ней едкой сатиры.

«Богоносы» (так называли в деревне крестьян, согласившихся носить иконы и хоругви всю пасхальную неделю) тянут «кто в лес, кто по дрова» церковное песнопение («Христос воскресе из мертвых...»). Придурковатая молодая крестьянка с иконой в руках поет во все горло; видимо, она тоже приложилась к хмельному зелью.

Рядом с ней еле бредет дряхлый старик с понурой головой, в рваном армяке и лаптях. Он тоже изрядно выпил и даже не замечает, что икона перевернулась ликом к земле.

Впереди этих темных забитых людей идут три «справных», то есть зажиточных мужика в шубах и армяках. У одного в руках фонарь с зажженной свечой, у второго - развевающаяся по ветру хоругвь, у третьего - дароносица.

И так целую неделю «богоносы» ходили по деревням своего прихода, из избы в избу, разговляясь вместе с церковниками куличами и яйцами, пирогами и водкой или в крайнем случае брагой. Львиная доля пасхальных угощений с денежными приношениями отдавалась попу (его возчик принимает от хозяина избы это подаяние «в пользу господа бога»).

Погода ветреная, холодная. Все небо затянуто свинцовыми облаками. Одинокие деревья стоят голыми, только грачиные гнезда и скворечники «украшают» их. На земле лужи и грязь. Все это пасхальное шествие спускается в глубокий овраг, где виднеются почерневшие избы и церквушка.

Колористическое решение картины правдиво и выразительно. Яркие пятна то голубого цвета (на ризе и эпитрахили священника), то красного (сарафан хозяйки, изображенной на крыльце, юбка у женщины с иконой, дароносица в руках богоноса, кисти кушака и фонарь) останавливают на себе внимание. Зритель постепенно вникает в содержание картины, задумывается над ее значением.

Перов изобразил конкретный факт, но факт, типичный для тогдашней России. Смелая критика духовенства и темных сторон жизни крестьянства потрясла многих современников Перова, увидевших в картине протест художника против всего самодержавно-крепостнического строя.

«Сельский крестный ход на пасхе» был показан впервые на выставке Общества поощрения художников. Картину предложили немедленно изъять из экспозиции, но, к счастью, ее успел купить П. М. Третьяков, и «безнравственная» картина, разоблачающая ханжество и лицемерие духовенства, сохранилась.

По работе регулярно просматриваю разные шедевры живописи. Очень часто попадаются картины с очень интересной судьбой и историей. К сожалению, невозможно все картины поставить на первую полосу газеты. Буду выставлять их здесь. Первая «Сельский крестный ход на Пасхе» гениального Василия Перова. Презентация картины в свое время было встречено с большим скандалом... впрочем и в наше время, когда клерикальные настроения пропагандируются властями, картина была бы встречена негодующими воплями различными чаплинами.

Картина «Сельский крестный ход на Пасху» пронизана идеями так называемого критического реализма, расцветшего в пореформенной России. В этот период Перов вслед за разночинскими идеологами был уверен, что главным смыслом и целью искусства является обличение пороков российского общества. В этом контексте чрезвычайно характерен «Сельский крестный ход на Пасхе».

Наиболее выразительны лица пьяного священника, потерявшего человеческий образ, и молодой простоватой крестьянки со спущенными онучами. Явно захмелев, она истово поет молебен, полузакрыв глаза. Выразителен и мужичок, держащий перевернутую икону, надо понимать, тоже не совсем трезвый. Из крестьянского дома, в котором батюшка с причтом наотмечались Воскрешение Христово, предстоит нелегкий путь в церковь, виднеющуюся вдали. Судя по степени их опьянения, путь будет многотрудным.

Перову нельзя отказать в живописном таланте. Точно выверены социальные и психологические характеристики картинных персонажей. Передача фактуры материала доведена художником до иллюзии натурной достоверности. Лишь деревянная изба написана недостаточно убедительно, очевидно, она писалась по памяти, а не с натуры. Удачен пейзаж ранней деревенской весны, на фоне которого происходит церковное шествие.

Через год полотно было выставлено перед широкой публикой на петербургской ежегодной выставке Общества поощрения художников, и начался общественный скандал. Благочестивые и благомыслящие зрители были шокированы. Критика оценивала живописные особенности полотна. Нигилисты и «передовая» общественность, исповедовавшая Чернышевского и Писарева, восприняли перовское творение«на ура». Между тем Стасов заметил, что такая сатира «больно кусается». Писатель Коваленский хвалил картину за «верность с действительностью и за превосходное техническое исполнение». Известный официозный скульптор Микешин критиковал за «выхваченность … из живой действительности», «видя в этом одну грязь».

Неожиданной была реакция на картину Достоевского, после каторги не переносивший «отрицательного направления», в котором находил «язвительность и глумление, выплеснувшиеся наружу, когда стало разрешено». Но, Федор Михайлович, как ни странно, отозвался о «Крестном ходе» весьма положительно: «У Перова почти все правда, та художественная правда, которая дается истинному таланту».

Властям же картина показалась возмутительной. Ибо российское начальство, как всегда, очень болезненно относилось к любой критике существующей действительности. Картину сняли с выставки, чтобы убрать подальше, где ее никто бы не увидел. Но вмешался Павел Третьяков. Он успел купить полотно, не взирая на предупреждение, что автор может угодить и в Соловецкий монастырь по обвинению в богохульстве.

Между тем разбирательство шло, как обычно, весьма медленно: только через шесть лет следователи Хамовнического судебного участка запросили Академию художеств о демонстрации безнравственного полотна с пьяным священником. На что Академия резонно отвечала, что «последние шесть лет, картина здесь не выставлялась». Этим все и закончилось. Перов же оставался тверд в своем «критическом направлении» и ответил такими сатирическими картинами, как «Чаепитие в Мытищах» и «Монастырская трапеза» .

Вместе с тем «Сельский крестный ход» можно понимать не как выступление против христианской православной веры, но как обличение недостатков отечественных приходских священнослужителей. Советский искусствовед А.А. Федоров-Давыдов писал по поводу идейного замысла картины: «Будучи антиклерикальной, как и остальные картины Перова на ту же тему, по существу она не была антирелигиозной. В ней разоблачалось духовенство, как слуга самодержавия, показывалась мертвечина официальной религии, но отнюдь не отрицалась религия вообще...».

Живописец действительно в начале 1860-х годов разоблачал нравы российского духовенства, но его картины на евангельские темы в конце 1870-х годов – «Христос в Гефсиманском саду» (1878), «Снятие с креста» (1878), «Первые христиане в Киеве» (1880) – свидетельствуют, что автору не было чуждо религиозное сознание. Правда, поздние религиозные полотна Перова, уступают по своим живописным качествам «Сельскому крестному ходу на Пасху».

Биография художника

Василий Григорьевич Перов был незаконнорождённым сыном барона Георгия Карловича Криденера. Несмотря на то, что вскоре после рождения мальчика его родители обвенчались, Василий не имел прав на фамилию и титул отца. В официальных документах долгое время указывалась фамилия «Васильев», данная по имени крёстного отца. Фамилия «Перов» возникла как прозвище, данное мальчику его учителем грамоты, заштатным дьячком, который этим прозвищем отметил своего ученика за усердие и умелое владение пером для письма.

В.Г. Перов окончил курс в арзамасском уездном училище, был отдан в художественную школу А. В. Ступина (также в Арзамасе). В 1853 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился у М. И. Скотти, А. Н. Мокрицкого и С. К. Зарянко. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика.

Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды:

большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие» (1858),

малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин» (1860),

большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе» (1861).

Получив вместе с большой золотой медалью право на зарубежную поездку за казенный счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни («Продавец статуэток», «Савояр», «Шарманщик», «Нищие на бульваре», «Музыканты и зеваки», «Тряпичники»).

Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал картины «Очередные у бассейна», «Монастырская трапеза», «Проводы покойника», «Тройка», «Чистый понедельник», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Учитель рисования», «Сцена у железной дороги», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале».

В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве». В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году - место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок.

Художник скончался от чахотки в селе Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен на Донском кладбище.

Настроение: Так себе

Музыка: Кулио - Гэнгста парадайз

Отношение к миру: Чкрк