Как называется игра в которую играла поллианна. Полианна: игра в радость или жизнь как игра. Чему нас учит этот фильм

У позитивного мышления и радостного настроения есть очень много преимуществ перед негативным, отрицательным эмоциональным состоянием.

Вот некоторые из этих преимуществ:

  • У радостного человека всегда больше сил и энергии, при прочих равных условиях он меньше устает и меньше болеет. Радость – ведь лучшее лекарство!
  • У позитивного человека больше креативных идей, более широкое видение новых перспектив и скрытых возможностей в жизни, в работе, в бизнесе, в отношениях, в развитии. Позитивный человек поэтому всегда более успешен, удачен.
  • У радостного человека больше друзей и знакомых, с которыми он делится своими радостями. С радостным человеком всегда многократно приятнее находиться, чем с вечно недовольным брюзгой или занудой. Поэтому к позитивному человеку тянутся люди, как мухи на мёд.
  • Позитивно мыслящий человек как магнит притягивает к себе хорошее: хорошие ситуации, хороших людей, свет и любовь. Ведь, как говорили мудрецы прошлого: «Что внутри – то и снаружи»!
  • Человек становится процветающим потому, что он очень позитивен и радостен, благодарен Богу и Вселенной за возможности жить, творить, развиваться, а не наоборот: он радуется, потому что у него все хорошо. У нас настолько все хорошо снаружи, насколько велика сила нашего позитивизма в нас внутри!
  • Только радостный человек, довольный жизнь, смиренно принимающий те обстоятельства, которые он не в силах изменить, но находящий даже в проблемах и сложностях возможности и перспективы – только таой человек может быть счастливым!

Поэтому тренинг «Игра в радость» или игра «Ищите во всем хорошее»! – это очень ценный инструмент, позволяющий нам изменить свою жизнь через изменение к ситуациям и обстоятельствам нашей жизни.

Как и все гениальное, тренинг «Игра в радость» или игра «Ищите во всем хорошее» очень просты: всегда, везде, во всем, повсюду, в любых ситуациях, при любых обстоятельствах ищите хорошее, положительное и позитивное! Психологи говорят, что есть две категории людей: люди-пчелы и люди-мухи...

  • «Люди-пчелы» ищут и летят на мёд, то есть во всем ищут хорошее, положительные стороны вещей и явлений.
  • «Люди-мухи» ищут и ползают по... , по сами знаете чему.., они во всем ищут плохое и негативное…

Эти люди и оказываются в соответствующих их мышлению условиях: люди-пчелы – в «ульях с прекрасным мёдом», а люди-мухи – на помойках, мусорках и грязных уборных…
Тренинг «Игра в радость» или игра «Ищите во всем хорошее» учит нас становиться и быть «пчёлками» - искать в жизни благость, мёд жизни, нектар счастья. И таким образом оказываться во все более и более благостных условиях: постепенно привлекать к себе энергии процветания, привлекать к себе позитивных и добрых людей, формировать своим мышлением положительные ситуации вокруг себя!
Настоящим пособием по «игре в радость» является роман Элинор Портер «Поллианна». В общем-то, с этого романа «Игра в радость» и началась.

Роман Элинор Портер «Поллианна» - это удивительная история девочки-сироты (которую из «чувства долга» взяла к себе суровая тетка), умение которой при любых обстоятельствах радоваться жизни, видеть во всем лучшую сторону помогает не только ей самой, но и окружающим ее людям.
Игра заключается в том, чтобы в любом событии найти повод для радости. И чем хуже несчастье, тем сложнее, интереснее находить в нем положительное. Полианна играла в эту игру с большим мастерством, так как горя и лишений в ее жизни было предостаточно. Эта игра в сознательное переключение с минуса на плюс, в умение видеть стакан наполовину полным, а не наполовину пустым.
Впервые роман Элинор Портер «Поллианна» вышел в 1912 году. Вот уже целых 100 лет Поллианна, эта неунывающая девочка-сирота служит нам прекрасным примером позитивного отношения к жизни и ко всему в ней преисходящему.
На обложке книги написано: «Для среднего школького возраста»! Но не верьте этому, роман Элинор Портер «Поллианна» - это книга для любого возраста - от маленьких детей до взрослых! Не преувеличим, если скажем, что это маленький шедевр, волшебная книжка. Ее нужно читать самому и дать почитать всем людям вокруг.

По роману Элинор Портер «Поллианна» снят прекрасный художественный фильм, который называется также «Поллианна». Фильм «Поллианна» - это красивая и наполненная великим смыслом кино-картина об удивительной игре, помогающей людям жить. И эта кинолента и книга Элинор Портер «Поллианна» – это просто шедевры позитивного мышления! По этому роману сделано множество театральных постановок, например, известный в российских театрах спектакль «Игра в радость».

После выхода в 1912 году романа Элинор Портер «Поллианна» в США, Англии, в других европейских странах было организовано множество клубов, обществ, секций в которых люди играли в «игру в радость». Игра в радость стала такой популярной, что в нее играли в семьях, в гостях, в парках, в клубах, в коллективах, в школах… Все и везде, благодаря этому роману, стали играть в радость!
Как мы уже сказали правила игры в радость предельно просты – нужно во всем происходящем искать хорошее, например:

  • Сегодня дождь – как хорошо, после дождя воздух будет свежим, а сейчас я одену свой любимый плащ, возьму свой огромный зонт…
  • Я заболел гриппом – как хорошо буду лежать в тепленькой пастели, пить чай и смотреть свои любимые комедии…
  • Сегодня у меня бессонница – как хорошо: можно полежать и помечтать, повспоминать прекрасные моменты нашей жизни...
  • Меня уволили с работы – как хорошо: мне придется найти работу более интересную, меня ждет знакомство с новыми коллегами и друзьями…
  • Из фильма «Поллианна»: «…вы должны радоваться тому, что сломали только одну ногу, а не две»…

Несмотря на гениальную простоту игры в радость несколько правил в книге и фильме все таки прослеживаются:

  • Формулировка хорошего не должна содержать в себе негатива! Позитивная формулировка должна нести только положительные эмоции и вызывать радостные ассоциации.
  • Хорошее для нас не должно быть «нехорошим» для кого-то другого. Нельзя радоваться тому, что причиняет страдания другим.
  • Играть в радость нужно постоянно и непрерывно. Игра в радость может быть непрекращающимся тренингом, помогающим нам жить более счастливой жизнью!

По словам героини романа и фильма Поллианны более 800 стихов Библии начинаются со слов «возрадуйтесь» и «возлюбите»!.. Поэтому, друзья, радуйтесь! Играйте в радость!

На что надеяться, к примеру, одинокой малообеспеченной пенсионерке, которая мечтает посмотреть Париж? Если у вас мелькнула мысль: "Не на что", то вам полезно будет ознакомиться с мыслями Поллианны и ее позитивной психологией , которая, по мнению многих аналитиков, зародилась именно после появления на свет данной книги с ее кардинально новым положительным взглядом на окружающий мир. А если у вас в голове
все-таки возникло несколько вариантов, которые могли бы помочь нашей пенсионерке добраться до Парижа, значит, вы уже умеете "играть в радость ", даже если до этого ничего и не знали об этом.
- смешная девочка, придуманная писательницей Элинор Портер ровно столетие назад. Знаете, чтобы она посоветовала пенсионерке? Не унывать, не жалеть о том, что нет денег, поддержки, здоровья. Обиды жалобы отчаянья делают нас пассивными и блокируют свободное движения созидательной, положительной . Лучше сосредоточиться на том, что есть, и подумать, как это вас приведет к цели. Имеется свободная комната? Можно ее сдать и собрать на тур-поездку. Или где-либо подработать. Или научиться правильно экономить, ну или откладывать год-другой с пенсии... Впрочем это варианты "взрослые", скучноватые. Современные бабушки находят более оригинальные! Скажем, добираться автостопом - пенсионерка из Самарской области таким вот образом совершила кругосветное путешествие. Или в одиночку объявить велопробег: 71-летняя жительница Твери на своем "железном коне" добралась до Парижа.
В 1978 году был официально описан психологический феномен "Принцип Поллианны". Исследования показали, что наше не воспринимает отрицания, частицы "не". Скажем, говоря "Черепаха - не птица", мы представляем черепаху и птицу, а желание "не болеть", отражается в виде недуга. Поэтому нужно мечтать исключительно " ", и никак не иначе.

Почему же веселая книжка для детей произвела фурор в США во времена Великой депрессии? По всей стране создавались клубы последователей Поллианны , в том числе в больницах и тюрьмах. А еще книга считается предвестником позитивной психологии .
- сирота, которую берет на воспитание суровая тетка, обеспечивающая лишь необходимый минимум: комнату на чердаке, скудное питание. Но девочка не унывает, у нее есть секрет: "игра в радость". Правила просты: в любой ситуации искать повод для оптимизма. Но это не поверхностные советы "не унывать", а творческая, будоражащая игра.

Найти побольше "плюсов" или игра в радость

Рыжая Поллианна, своеобразная Пеппи Длинныйчулок - не кроткая страдалица-сирота, а жизнерадостный и непосредственный ребенок. Она с азартом ищет "плюсы" . Комната мрачная? Зато какой вид из окна! Нога сломана? Можно перечитать кучу книг, на которые не было времени. Старика убеждает, что его одиночество не приговор, а шанс усыновить ребенка, а врача, который устал видеть страдания пациентов, - что его профессия делает людей счастливыми, ведь он дарит им исцеление. И доктор начинает рекомендовать пациентам "дозу Поллианны".
Но нормально ли - всегда радоваться? Девочка предостерегала от притворного веселья. Когда не находила причин для позитива, искренне плакала. Подавлять свои чувства вредно для здоровья, фальшь чувствуют окружающие, а пользы от демонстрации оптимизма - ноль. Ведь цель игры - не бессмысленное переживание радости, а новые варианты решения проблемы. Чтобы не предаваться бесплодным мечтаниям, существует правило: "нельзя радоваться несуществующим вещам".

Стакан всегда полон

Критики "Поллианны" говорят: такая позиция позволяет "плыть по течению". Ведь если все хорошо, зачем стремиться к переменам? К сожалению, нездоровый оптимизм в психологии тоже называется "защита Поллианны ". В этом случаи человек полагает, что все к лучшему, несмотря на свидетельства об обратном. Например, кто-то мечтает похудеть, поедая плюшки. Безработный сидит дома и ожидает выгодного предложения. Женщина настаивает, что у нее крепкая семья, хотя муж признался, что полюбил другую. Эти люди отрицают проблемы, а нежелание их решать оправдывают лжеоптимизмом.
Поллианна из книги - не такая. Маленький борец, она находит родителей беспрезорнику, устраивает брошенных собак, придумывает развлечения и занятия для больных. Ее совет: не закрывать глаза на проблемы, ведь "чем труднее ситуация, тем интереснее играть ". Просто нужно сосредоточиться на плюсах , и тогда станет понятно, что именно делать дальше. Такой творческий подход позволяет найти неожиданные решения. Если пессимисты видят стакан наполовину пустым, а оптимисты - наполовину полным , то последователи Поллианны знают, что он целиком наполнен: частично водой, частично воздухом.

Домик мой с палисадником! Как же ты меня напугала, мисс Поллианна! - задыхаясь от бега, проговорила Нэнси, добравшись, наконец, до вершины большой скалы.

Испугала? - удивилась Поллианна, с явной неохотой спускаясь вниз. - Простите меня, пожалуйста, но я и не думала вас пугать. Правда, папа и Женская помощь тоже сначала пугались, когда я делала что-то такое, но потом они привыкли. Они поняли, что со мной всегда все в порядке, и больше не волновались.

Но я даже не знала, что ты ушла, - сказала Нэнси; она покрепче взяла ее за руку, боясь, что девочка опять куда-нибудь исчезнет. - Понимаешь, - продолжала она, быстро спускаясь с горы, - я ведь не видела, как ты ушла. И мне показалось, что ты улетела сквозь крышу. Вот так мне и показалось. Так и показалось, - несколько раз пробубнила она.

Поллианна запрыгала от радости.

А я так и сделала! - с гордостью воскликнула она. - Только я улетела не вверх, а вниз. Я спустилась по дереву.

Нэнси остолбенела.

Что ты сделала? - переспросила она.

Спустилась по дереву, которое растет возле моего окна.

Ах, чулочки вы мои, панталончики! - всплеснула руками Нэнси. - Ну и дела! Она снова поспешила вперед.

Хотела бы я послушать, что сказала бы на это твоя тетя, мисс Поллианна.

Вы правда хотели бы? - с готовностью отозвалась Поллианна. - Ну, тогда давайте я ей все расскажу, как только мы вернемся домой. Вот вы и услышите, что она мне скажет.

Да ты что! - воскликнула Нэнси. - Нет, нет, умоляю тебя, не делай этого.

Вы думаете, тете Полли это не понравится? - спросила Поллианна, явно расстроенная таким оборотом дела.

Нет, то есть, да, - замялась Нэнси, - дело в том, что я пошутила. Мне, понимаешь, совсем не хочется знать, что скажет на это твоя тетя.

Нэнси стало стыдно: ведь она же сама решила по мере сил не давать Поллианну в обиду.

Нам надо торопиться, - постаралась она перевести разговор. - Мне ведь еще нужно помыть тарелки.

Я помогу вам, - тут же предложила Поллианна.

Ну, что ты, мисс Поллианна! - смутилась Нэнси.

Какое-то время они шли молча. Солнце зашло, и небо начало быстро темнеть. Поллианна покрепче прижалась к Нэнси.

Знаете, мне кажется, я все-таки рада, что вы немного испугались. Потому что иначе вы бы за мной не пришли.

И Поллианна зябко передернула плечами - она очень боялась ходить одна в темноте.

Ягненочек мой! Бедненькая моя! - запричитала Нэнси. - Да ты, наверное, голодна! Боюсь, я не смогу тебя сегодня ничем порадовать. На ужин для тебя ничего нет, кроме хлеба с молоком, и есть тебе придется вместе со мной, на кухне. И все потому, что твоя тетя рассердилась, когда ты не пришла ужинать вовремя.

Но я не могла прийти. Ведь я была здесь!

Верно. Но она-то об этом не знала, -справедливо заметила Нэнси, которой стоило большого труда удержаться от смеха. - Конечно же, это не повод заставлять тебя есть хлеб с молоком. Как жаль, что все так получилось!

А мне не жаль. Я рада.

Рада? Чему ты рада?

Я люблю хлеб с молоком, и мне будет очень приятно поесть вместе с вами. Видите, мне совсем не трудно радоваться.

Ну, сдается мне, тебе ничему не трудно радоваться, - пробормотала совершенно ошеломленная Нэнси, вспоминая, как Поллианна пыталась полюбить свою комнатку на чердаке.

Поллианна тихонько засмеялась:

В этом-то вся и трудность нашей игры.

Ну, да. Игры в то, чтобы все время радоваться.

С тобой как, все в порядке? - сварливо осведомилась Нэнси.

Конечно. Просто это такая игра. Мой папа научил меня играть в нее, и это очень здорово, - ответила Поллианна. - Мы начали играть в нее, когда я была еще совсем маленькой. Потом я рассказала о нашей игре в Женской помощи, и они тоже стали играть. Ну, не все, а некоторые.

А как это? Я, конечно, не мастак на всякие игры, но все-таки расскажи. Никогда еще не слышала, чтобы играли в радость.

Поллианна засмеялась, потом вздохнула, и ее худое личико погрустнело.

Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли, - торжественно изрекла она.

Костыли?

Да. Мне тогда ужасно хотелось куклу, вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал, поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться.

Ну, пока я не вижу ничего забавного, - сказала Нэнси. - Что же это за игра, просто глупость какая-то.

Да вы не поняли. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали.

Домик мой с палисадником! Да как же можно радоваться, когда ты ждешь куклу, а тебе присылают костыли!

Поллианна от радости даже в ладоши захлопала.

Можно! Можно радоваться! Можно! Можно! - восклицала она. - Я тоже сначала подумала так же, как вы, - честно призналась она, - но потом папа мне все объяснил.

Может, поделишься, окажешь милость? - обиженно спросила Нэнси, ибо ей показалось, что девочка просто смеется над ней.

А вот слушайте дальше, - как ни в чем не бывало принялась объяснять Поллианна, - именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны! Вот и вся хитрость! - с победоносным видом завершила она. - Надо только знать, как к этому подступиться, и тогда играть не так уж трудно.

Просто бред какой-то! - буркнула Нэнси и с тревогой посмотрела на Поллианну.

Никакой не бред, а очень умная игра, - горячо запротестовала та. - Мы с тех пор в нее все время с папой играли. Вот только… Только… Все-таки в нее иногда очень трудно играть. Например, когда твой отец уходит в лучший мир и у тебя не остается никого, кроме Женской помощи.

Вот именно! - с жаром поддержала ее Нэнси. - И когда тебя любимая родственница запихивает в каморку на чердаке, в которой даже мебели-то пристойной нет.

Поллианна тяжело вздохнула.

Вообще-то я сначала расстроилась, - призналась она. - Особенно потому, что мне было очень одиноко. А потом, мне так хотелось жить среди всех этих красивых вещей… Знаете, Нэнси, я вдруг почувствовала, что просто не могу играть в свою игру. Но потом я вспомнила, что ненавижу глядеть на свои веснушки, и тут же порадовалась, что у меня нет зеркала. Ну, а когда я взглянула в окно, и мне из него вид так понравился… И стало совсем хорошо. Понимаете, Нэнси, когда ищешь, чему бы порадоваться, обо всем остальном как-то меньше думаешь. Это то же, что с куклой.

У Нэнси к горлу подступили слезы, и она смогла лишь хмыкнуть в ответ.

Обычно мне не приходится тратить на это слишком много времени. А иногда это вообще происходит само собой. Ведь я уже столько лет играю в эту игру, и хорошо натренировалась. Но все равно, чем больше я играю, тем больше увлекаюсь. Па… - голос ее дрогнул, - папа тоже очень любил играть. А теперь мне, наверное, будет труднее. Ведь папы-то нет, а одной играть не так легко. Я вот надеюсь… - она замялась, потом решительно выпалила: - Может быть, тетя Полли согласится играть со мной?

Ах, чулочки вы мои, панталончики! - пробормотала Нэнси себе под нос. Затем, повысив голос, обратилась к девочке:

Сдается мне, мисс Поллианна, что я не больно-то хорошо смогу играть. Но все-таки я постараюсь. Вот так я тебе и скажу. Постараюсь. Постараюсь, так вот тебе и скажу.

О! Нэнси! - воскликнула Поллианна и изо всех сил обхватила ее шею руками. - Я уверена, у нас отлично получится! И вы тоже так думаете, правда?

М-может быть, - неуверенно ответила Нэнси, - но все-таки ты не очень-то на меня надейся. Я не больно умелая до всех этих игр. Но постараться-то я постараюсь. Вот так я тебе и скажу: постараюсь. А тебе будет все-таки с кем играть. Будет, с кем играть, вот так я тебе и скажу, - завершила она, когда они переступали порог кухни.

После того, как Поллианна с удовольствием поужинала хлебом и молоком, Нэнси велела ей зайти к тете. Девочка послушно отправилась в гостиную. Тетя Полли сидела с книгой в руках. Заметив племянницу, она отрешилась от чтения ч окинула ее холодным взглядом.

Ты уже поужинала, Поллианна?

Да, тетя Полли.

Мне очень жаль, Поллианна, что все так вышло. Конечно, мне не хотелось в первый день заставлять тебя есть хлеб с молоком.

Что вы, тетя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком, и Нэнси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе.

Тетя Полли резко выпрямилась на стуле.

Тебе пора ложиться спать, Поллианна. Тебе выдался сегодня нелегкий день. Завтра мы составим с тобой расписание, а заодно и выясним, что тебе надо купить из одежды. А теперь пойди к Нэнси и попроси у нее свечу. Только смотри, будь со свечой осторожна. Завтрак в половине восьмого. Надеюсь, ты постараешься и успеешь к столу. Ну, спокойной ночи.

Поллианна подошла к тете и обняла ее так нежно, словно была с ней знакома всю жизнь.

До чего же мне у вас хорошо! - тихо воскликнула она, и вид у нее был совершенно счастливый. Я знаю, мне будет очень хорошо жить с вами. Я знала это уже тогда, когда ехала к вам.

Она повернулась и пошла к двери.

Доброй вам ночи, тетя, - сказала она, выходя из гостиной.

Н-да, - задумчиво протянула мисс Полли, когда дверь за племянницей закрылась. - Да это просто необычайный ребенок.

Она хмуро уставилась куда-то в угол.

Она, видите ли, рада, что я ее наказала и оставила без ужина, - продолжала мисс Полли тихую беседу сама с собой, - и она просит меня не переживать по этому поводу. И ей будет хорошо со мной жить. Чудеса, да и только! - подивилась мисс Полли и снова взялась за чтение.

А четверть часа спустя в маленькой каморке на чердаке одинокая девочка лежала, уткнувшись лицом в подушку, и тело ее сотрясалось от беззвучных рыданий.

О, папочка, - сквозь слезы шептала она. - Я сейчас совсем не могу играть в нашу игру. Совсем не могу. Но, боюсь, даже ты не смог бы мне сказать, чему радоваться, когда спишь в темной страшной комнате, и еще совершенно одна. Ах, если бы я была хоть чуть-чуть поближе к Нэнси, или к тете Полли, или хотя бы к кому-нибудь из Женской помощи! Тогда, наверное, я смогла бы радоваться.

Нэнси в это время внизу домывала посуду.

Если я буду играть в эту дурацкую игру, когда надо радоваться костылям вместо куклы, - твердила она, свирепо скребя щеткой молочник, - если я буду играть в эту игру, я уж в нее сыграю по-своему. Я постараюсь, чтобы бедная крошка нашла во мне опору. Уж постараюсь. Постараюсь уж! Вот так и говорю: постараюсь.

Наверное, мало кто сегодня не слышал о книге «Поллианна» английской писательницы Элинор Портер. По крайней мере, многие смотрели одноимённый фильм. Рассказ о девочке-сироте, игравшей со всеми в «радость», когда-то покорил и меня. К тому моменту я на опыте убедилась, как важно в любой ситуации находить повод для радости. Но никогда не практиковала это именно как игру. В которую тем интереснее играть, чем сложнее жизненная ситуация. И сегодня я заново обращаюсь к этой книге, чтобы вспомнить и получше усвоить её правила. Ведь игра тем и хороша, что в ней можно совершенствоваться и играть в неё с другими.


Поллианна - очень странный ребёнок. Она всегда и всему радуется. За любую мелочь восторженно благодарит людей, видит в них самое доброе, исполняет их мелкие просьбы и постоянно делится своей радостью. «Я рада» - её любимые слова. Хотя некоторых людей это раздражает. Например, суровую тётю, которая после размолвки с любимым, закрыла от всех своё сердце и сделалась очень придирчивой. Никто из слуг тёте угодить не может. И даже на всякую залетевшую в дом муху она болезненно реагирует. Ведь мухи разносят грязь...

Но Поллианне нравятся даже мухи. То, что они переносят на своих лапках, кажется ей фантастически интересным. И вскоре окружающие начинают перенимать её позитивный взгляд на мир. Кто-то раньше, кто-то позже. Но чаще - благодаря тому, что Поллианна преподносит им это как игру.

Суть игры в радость состоит в том, чтобы всё время радоваться. Поллианну, когда она была еще маленькой, обучил игре покойный отец - священник. Вот как она об этом рассказывает:
«Это началось, когда нам среди пожертвований достались костыли. Мне тогда ужасно хотелось куклу. Вот папа и попросил женщину, которая собирала пожертвования. А та леди ответила, что кукол никто не жертвовал. Поэтому вместо куклы посылает маленькие костыли. Она писала, что они могут тоже пригодиться. Наша игра в том и заключалась, чтобы радоваться, несмотря на то, что радоваться вроде бы нечему. Вот мы с этих костылей и начали. Папа мне всё объяснил. Именно потому и надо радоваться, что костыли мне не нужны. Надо только знать, как к этому подступиться. И тогда играть будет не так уж трудно. Мы с тех пор всё время с папой играли».



Постепенно игра в радость становится для девочки привычкой:
«Когда ищешь, чему порадоваться, обо всём остальном как-то меньше думаешь. А иногда это вообще приходит само собой. Ведь я уже столько лет играю в эту игру. И мой папа тоже очень любил играть».

Но сразу после смерти отца ей приходится трудно. И случается одиноко плакать:
«О, папочка! Даже ты не смог бы мне сказать, чему радоваться, когда спишь в тёмной страшной комнате. И еще совершенно одна. Папочка, я сейчас совершенно не могу играть в нашу игру. Совсем не могу».

Поэтому Поллианна пробует вовлечь в игру своих знакомых:
«Ведь папы-то нет. А одной играть не так легко. И я вот надеюсь, может, тётя Полли согласится играть со мной?»

Поллианна страстно мечтает научить игре любимую тётю. Но для этого ей самой приходится научиться радоваться в несчастьях. Преодолевая одно за другим выпавшие на её долю испытания и помогая другим людям, Поллианна добивается исполнения мечты. А читатель открывает для себя путь к обоюдному счастью.



Вот несколько примеров игры в радость, которые я взяла прямо из книги.

1. Поллианна приезжает в город к своей родной тёте. Но вместо тёти её встречает служанка Ненси. Вот, что говорит ей Поллианна:
«А вообще-то я рада, что она не приехала меня встречать. Потому что так бы я уже её узнала, а сейчас я её еще не знаю. И потом теперь у меня есть вы, Ненси» .

2. В начале поселения в новом доме девочка очень тоскует о покойных родителях. Но когда служанка застаёт её одиноко плачущей, так объясняет свои слёзы:
«Нет, Ненси. Это всё я сама. Я всё-таки ужасно недобрая и нехорошая. Я просто никак не хочу поверить, что папа больше нужен Господу и ангелам, чем мне» .

3. Тётя размещает Полианну в коморке на чердаке. В её доме много картин, ковров и зеркал, о которых мечтала девочка, но в комнате Поллианны совершенно ничего нет. Но и здесь ребёнок находит поводы для радости:
«Вообще-то я сначала расстроилась. Особенно потому что мне было очень одиноко. И потом мне так хотелось жить среди всех этих красивых вещей. Знаете, Ненси, я вдруг почувствовала, что просто не могу играть в свою игру. Но потом я вспомнила, что ненавижу глядеть на свои веснушки, и тут же порадовалась, что у меня нет зеркала. Ну, а когда я взглянула в окно, и мне из него такой вид понравился, мне стало совсем хорошо».



4. Строгая тётя не упускает возможности наказать девочку за любое нарушение правил. Но каждый раз теряется, потому что необычный ребёнок радуется даже наказаниям. Например, тому, что её оставили на кухне со служанкой ужинать скудной пищей - хлебом и молоком:
«Что вы, тётя, я очень рада. Я люблю хлеб с молоком. И Ненси мне очень нравится. Мы так хорошо поужинали вместе».

5. Иногда тётя ругает девочку за вещи, о которых та не была предупреждена. Такие обвинения были бы обидны. Но Поллианна умеет безболезненно просить за них прощения:
«Конечно, мне стыдно, тётя Полли. Я просто не подумала о том, что это мой долг. Я больше не буду открывать окон».



6. В некоторых случаях Поллианна с детской непосредственностью защищает свои интересы. Пытается договориться с тётей. Например, тогда, когда та хочет навесить на неё «долг» в виде необходимости заниматься разными вещами (читать вслух, играть на фортепиано, шить, готовить). Девочке очень хочется исполнять свои обязанности с радостью и иметь свободное время на свои увлечения:
«Но тётя Полли! Когда же я буду жить? Вы мне совсем не оставили времени. Конечно, всё время, пока я буду заниматься, я не перестану дышать или двигаться. Но это не значит, что я буду жить. Ведь вот когда я сплю, я тоже дышу. Но я же не живу! Когда я говорю «жить», тётя Полли, я имею в виду, что я могу делать то, что хочется. Ну там, например, играть на улице. Читать про себя. Лазить по скалам. Болтать с Ненси или со старым мистером Томом в саду. Вот что я называю «жить», тётя Полли. А просто дышать - это совсем не то» .

Тётя отказывается избавлять Поллианну от «долга». Но она и здесь находит выход:
«Нет, радоваться всё-таки можно. Когда этот долг уже выполнен!»



7. Все прихожане местного прихода по очереди навещают больную миссис Сноу, но никому не нравится это делать. Миссис Сноу известна своей капризностью и разборчивостью в принесённых гостинцах. Но для Поллианны это лишь повод разнообразить жизнь:
«Вот так смешная женщина. Знаешь, Ненси, мне теперь еще больше хочется на неё посмотреть. Она ведь совершенно не похожа на других! А когда люди не похожи, это так интересно!»

8. Миссис Сноу жалуется на бессонницу. Но Поллианну это приводит в восторг:
«О, миссис Сноу, как же я вам завидую! Мне всегда ужасно жалко тратить время на сон. Ведь вместо того, чтобы спать, можно просто жить. И мне так жалко, что ночь пропадает зря».

9. Несмотря на принесённые Поллианной гостинцы, сделанную ею на голове миссис Сноу красивую причёску, рассказы о тех, чьи болезни еще труднее, и обещание приходить часто, больная всё равно грустна. Ведь она лежит в постели целыми днями. И уверена, что в её положении радоваться нечему. Это и правда непростая задачка. Поллианна думала над ней несколько дней. И вот какой ответ нашла:
«Я придумала, что вы должны быть рады, что другим людям не так плохо, как вам. Ведь они не больны. И не лежат целыми днями в кровати».



10. Мрачный одинокий сосед Поллианны сломал ногу. Девочка приняла активное участие в том, чтобы вызвать врача, а теперь навещает и пытается его подбодрить:
«Я просто хотела сказать, что это у вас ненадолго. Я имею в виду сломанную ногу. Это ведь совсем не то, что у миссис Сноу. Она-то всю жизнь будет лежать в постели. А вы - нет. Вы не пролежите до страшного суда. Думаю, вы должны быть рады этому. И потом, вы ведь сломали только одну ногу. Теперь вы можете радоваться, что не сломали обе».

Труднее всего Поллианне становится играть, когда она сама оказывается прикованной к постели с переломом обеих ног. И здесь к ней на помощь приходят все те, кого она прежде учила играть в свою игру. Не сговариваясь, они решают, что Поллианну обрадует, что они сами теперь радостно живут. Ведь она так мечтала об этом. И они по очереди приходят к ней с добрыми известиями…


Роман американской детской писательницы Элеонор Портер «Поллианна» был экранизирован несколько раз, вплоть до ряда телесериалов, пользующихся различным успехом. Сам роман, его героиня и жизненные ситуации, которые переданы в сюжете, стали не только очень популярными у читателей из разных стран, но и получили уверенный культовый статус. Британская экранизация романа, выполненная режиссёром Сарой Хардинг, получилась если не самой лучшей, то уж точно одной из претендентов на такое звание, хотя испортить оптимистический сюжет книги было бы тяжело, благодаря его жизненной простоте и открытости. И, несмотря на то, что сам роман был опубликован в 1913 году, сюжет вполне актуален и для нашего времени, поскольку вечные ценности семьи, радости, доброты и внимания будут актуальны всегда.

После смерти родителей маленькая Поллианна переезжает в дом своей тётки Полли – строгой, замкнутой в себе дамы, живущей, а точнее, существующей, по тщательно выверенному распорядку. Полли принимает племянницу не от родственных чувств, а, скорее, потому, что «так принято», ведь это всего лишь её долг. Да и городок, в котором предстоит жить девочке, довольно уныл и брюзглив, что особенно видно по некоторым его жителям.

За достаточно короткое время Поллианна, благодаря своей непоседливости и удивительной непосредственности, буквально оживляет не только дом своей тётки, но и весь посёлок. Отец девочки научил её искать радость во всех жизненных ситуациях, и в эту своеобразную игру Поллианна играет сама и учит играть других.

Благодаря своей открытости, доброте и наивному характеру, девочка завоёвывает всеобщую любовь, особенно со стороны мистера Пэндлтона – старого брюзги, живущего практически отшельником в своём доме. Примерно к середине картины проявляются характеры героев, и мы видим типичные проблемы, знакомые практически всем. Мадам Полли держит в себе гордую обиду на покойных родителей Поллианны, которые поженились вопреки мнению семьи, а также обиду на человека, в которого до сих пор влюблена. Результаты обычных жизненных склок между людьми, беспринципных обид и бесполезной гордости сводятся на нет маленькой веснушчатой девочкой, сумевшей внести в отношения героев настоящие чувства, которые они пытались подавить внутри себя.

Кстати, в науке существует психологический феномен, названный именем главной героини нашего фильма, а точнее, книги: «принцип Поллианны». Он заключается в том, что люди склонны подсознательно воспринимать исключительно положительную информацию, адресованную им, оставляя весь негатив вне своего внутреннего состояния. Именно наша героиня и стала прообразом для этого феномена, ведь Поллианна приучила себя находить радость в любой ситуации, чем и заразила всех окружающих, вернув счастье в их жизнь.

Чему нас учит этот фильм?

На первый взгляд, картина получилась обычной детской сказкой о доброте, но на самом деле у маленькой Поллианны стоит поучиться даже взрослым. Вряд ли кто из зрителей не сталкивался с типичными «Пэндлтонами» или «Полли» в реальной жизни. И разве вся так называемая гордая обида стоит тех тёплых моментов взаимопонимания, согласия и любви, которыми можно наполнять свою жизнь? Возможно, что полное отсутствие негатива в характере Поллианны выглядит некоей утопией, однако, большинству из нас стоит перенять хотя бы часть подобного отношения к жизни.