Как находить совершенный и несовершенный вид. Что такое глаголы совершенного и несовершенного вида

Глаголы разных видов, за исключением отдельных частных случаев, образуются следующим образом:

1) Глаголы несовершенного вида образуются от глаголав совершенного вида посредством суффиксов:

-а- (-я-): спасти – спаса ть, ступить – ступа ть, пленить пленя ть;

-ва -; дать – дава ть, обуть – обува ть, одеть – одева ть;

-ыва-, -ива-: разглядеть – разглядыва ть, оттаять – оттаива ть.

Примечание. При образовании глаголов несовершенного вида посредством суффикса-а - (-я-) в корнях некоторых из них наблюдаются чередования звуков:

а) гласных: предло жить – предла гать, запе реть – запи рать, засо хнуть – засы хать, замкнуть – замы кать;

б) согласных: ответ ить – отвеч ать, прост ить – прощ ать, встав ить – вставл ять.

В отдельных глаголах видовые формы характеризуются более сложными различиями основ, например: сжать – сжимать, унять – унимать и т. п.

При образовании глаголов посредством суффиксов-ыва, -ива - как правило, в корне чередуютсяо са : вздро гнет – вздра гивает, раско лет – раска лывает и т. п.

Только у некоторых глаголов этого чередования не бывает: опозо рить – опозо ривать, пришпо рить–пришпо ривать, захло пнуть–захло пывать, узако нить– узако нивать, просро чить – просро чивать и нек. др.

2) Глаголы совершенного вида, обычно с оттенком мгновенности и однократности, образуются от глаголов несовершенного вида посредством суффикса -ну -: прыгать – прыгну ть; качать – качну ть.

Примечание. Перед суффиксом -ну - у некоторых глаголов отсутствуют последние согласные корня: двигать – двинуть, плескать – плеснуть, кидать – кинуть, шептать – шепнуть, утопать – утонуть.

3) Глаголы совершенного вида могут образовываться от глаголов несовершенного вида посредством приставок: делать – с делать, писать – на писать, слепнуть – о слепнуть, седеть – по седеть, строить – по строить и т. п.

Чаще всего приставки образуют глаголы совершенного вида с новым лексическим значением: писать – в писать, пере писать, с писать, под писать, над писать и т. п.

Только в небольшом количестве случаев приставки не вносят в глаголы никакого другого значения, кроме значения совершенного вида, образуя таким образом формы одного глагола (совершенного и несовершенного вида): писать – на писать; делать с делать и т. п.

4) В отдельных случаях пары глаголов совершенного и несовершенного вида образуются от разных корней: говорить (несоверш.) – сказать (соверш.); ловить (несоверш.)–поймать (соверш.); брать (несоверш.) –взять (соверш.).

5) Есть глаголы, которые в одних и тех же формах употребляются и в значении несовершенного, и в значении совершенного вида. Такие глаголы называются двувидовыми. К ним относятся слова: казнить, жениться, использовать, мобилизовать, военизировать, телеграфировать и нек. др. Сравните: Свой отпуск я уже использовал (сов. вид.).– Когда я использовал это приспособление, то обратил внимание на его конструкцию (несов. вид.).

Примечание. От глаголов с суффиксом -ова - могут быть образованы парные глаголы несовершенного вида добавлением суффикса -ыва -, но только в том случае, когда ударение падает на а в суффиксе - oва -: арестова ть – арестовывать, поторгова ть – поторговывать; поэтому от таких глаголов, как ра довать, ра товать. че ствовать, подобные образования невозможны.

Форма «использовывать» (от использовать) неправильна и в литературной речи не принята; глагол использовать употребляется в значении как совершенного, так и несовершенного вида.

От глаголов с суффиксом -ова -, имеющих приставку вы - (переносящую на себя ударение), парные глаголы с суффиксом -ыва - образуются в том случае, если при отбрасывании этой приставки ударение переносится на а в суффиксе -ова -: выкорчева ть (корчева ть) – выкорчёвывать, выторговать (торгова ть) – выторговывать; но выпестовать (пестова ть) – форма с суффиксом -ыва - не образуется.

6) Некоторые глаголы не имеют при себе парных глаголов другого вида. Так, нет глаголов несовершенного вида при глаголах ринуться, хлынуть, молвить, понадобиться и др.; наоборот, нет глаголов совершенного вида при глаголах преобладать, присутствовать, прихрамывать, расхаживать и др.

Упражнение 250. Рядом с глаголом совершенного вида напишите глагол несовершенного вида, образовав его при помощи суффиксов:

-а-, -я-: 1) пренебречь–пренебрегать, запрячь, увлечь, осесть, расцвести, разгрести; 2) взять – взимать; пожать, начать, размять; 3) послать – посылать; вырвать, призвать, выждать, создать; 4) двинуть – двигать; тронуть, дёрнуть, плеснуть, кинуть, шепнуть, утонуть; 5) заткнуть – затыкать; отомкнуть, отдохнуть, заснуть; 6) проводить – провожать; преградить, ответить, поглотить, возвратить, пригласить, известить, приготовить; 7) сгореть –- сгорать; закипеть;

-ва -; забыть – забывать; обуть, развить, одолеть, встать, сознаться, преподать;

-ыва-, -ива-: расколоть – раскалывать; выполоть, раскаяться, заказать, размежевать, заработать, размешать, заглянуть, загородить.

251. Подберите к бесприставочному глаголу несовершенного вида парный глагол совершенного вида (т. е. с тем же лексическим значением) из числа данных в упражнении.

1) Варить суп–сварить, доварить, переварить, разварить; 2) строить дом – перестроить, достроить, построить, выстроить; 3) петь песню – запеть, допеть, пропеть, спеть; 4) мыть руки – помыть, отмыть, обмыть, вымыть; 5) рисовать портрет – дорисовать, нарисовать, перерисовать, срисовать.

252. Спишите, вставляя пропущенные буквы; выделите глаголы и укажите их вид.

Ух, жарко!.. До полдня грибы соб...рали.

Вот из лесу вышли – навстречу как раз

Синеющей лентой, извил...стой, дли...ой,

Река луговая: спрыгнули гурьбой,

И русых головок над речкой пусты...ой,

Что белых грибов на полянк... лесной!

Река огл...силась и смехом, и воем:

Тут драка – не драка, игра – не игра...

А солнце п...лит их полуде...ым зноем.

Домой, ребятишки! Обедать пора.

Вернулись. У каждого полно лукошко,

А сколько pa…казов! Попался косой,

Поймали ежа, заблудились немно...ко

И вид...ли волка... у, страшный какой!

Ежу предл...гают и мух, и козявок,

Корней молочко ему отдал своё –

Не пьёт! отступились...

(Н. А. Некрасов.)

253. Спишите, вставляя пропущенные буквы; укажите, какого вида взяты глаголы при описании и спокойном повествовании и какого вида – при изображении быстрого развития событий.

Я ехал с охоты вечером один на беговых дро...ках. До дому ещ... было вёрст восемь; моя добрая рысистая кобыла бодро бежала по пыльной дорог..., изре...ка похрапывая и шевеля ушами; усталая собака, словно привязанная, н... на шаг н... отставала от задних колёс. Гроза надв...галась. Впереди огромная лиловая туча медленно подн...малась из-за леса; надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака; ракиты тревожно шевелились и лепетали. Душный жар вн...запно см...нился влажным холодом; тени быстро густели. Я ударил вожжой по лошади, спустился в овраг; перебрался через сухой ручей, весь заросший лозняком, поднялся в гору и в...ехал в лес. Дорога в...лась передо много между густыми кустами орешника, уже залитыми мраком; я подвигался вперёд с трудом. Дрожки прыгали по твердым корням столетних дубов и лип, бе...престанно пересекавшим глубокие продольные рытвины – следы тележных колёс; лошадь моя начала спотыкаться. Сильный ветер вн...запно загудел в вышине, дерев...я забушевали, крупные капли дождя ре...ко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разр...зилась. Дождь полил ручьями. Я поехал шагом и скоро принуждён был ост...новиться.

(И. С. Тургенев.)

254 . Спишите, указывая вид глаголов, в которых пропущены буквы.

1) Дуновение живой силы к...снулось сердца матери, будя его. 2) Нет ничего, что не к...салось бы честных людей. 3) Слова легко всплывали из глубины её сердца и сл…гались в песню. 4) Рисуя образы, дорогие ей, она вл...гала в свои слова всю силу, всё обилие любви. 5) Егор закинул голову, закрыл глаза и зам…р. 6) Всё странно зам...рало в сумрачной неподвижности. 7) Николай кончил говорить, снял очки, выт...р их, посмотрел стёкла на свет и стал выт...рать снова. 8) Человек шёл медленно, крепко оп...раясь на палку. 9) Три дня у Ниловны дрожало сердце, зам...рая каждый раз, как она вспом...нала, что в дом придут какие-то чужие люди, страшные. 10) Мать тщательно соб...рала кусочки разорванных черновиков прокламаций и сж...гала их.

Общие сведения

Глагол обозначает действие, отвечает на вопросы что делать? что сделать?

В русском языке глаголы делятся на совершенный вид или несовершенный:

Совершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что сделать? что сделал? что сделают? что сделаю? и обозначают действие, ограниченное в своей длительности или имеющее внутренний предел, законченность.

Сходил я в субботу на собеседование.

Родилась и выросла в Саяногорске.

Несовершенный вид глагола. Отвечают на вопрос что делать? что делал? что делают? что делаю? и обозначают действие без ограничения во времени, длительное или повторяющееся.

Я находился дома, в Бишкеке.

И. Бернштейн сам считал свою концепцию синтетической.

Сложные случаи.

Cуществуют глаголы, которые совмещают в одной форме значение совершенного и несовершенного вида. Их вид устанавливается из контекста.

Например, слова: женить, казнить, ранить, велеть, а также глаголы с суффиксами -ова(тъ), -ирова(ть): воздействовать, использовать, автоматизировать,телеграфировать и т. п.

Пушки с пристани палят, кораблю пристать велят - велят (что делают?)-> несовершенный вид глагола

Не прикажете ли, я велю подать коврик? - велю (что сделаю?)-> совершенный вид глагола

Во всех случаях сомнения выбирайте ответ Другое а в комментарии пишите: не хватает контекста .

Инструкция

Все глаголы делятся на два вида . Для начала следует дать термину «вид». Вид представляет собой глагольную категорию, которая показывает, как происходит действие во времени, выражает отношение действия к его результату. Категорию вида в любой форме, имеют все глаголы русского языка. Как , глаголы совершенного и несовершенного вида .

Определение глаголов несовершенного вида Глаголами несовершенного вида называют глаголы , отвечающие на вопрос " ?" и обозначающие действие без указания итога, а также без ограничения его по времени, действие длительное или повторяющееся ( , смотреть, говорить, сидеть, стоять).

Глаголы несовершенного и совершенного вида образуют пары по виду. Видовую пару составляют несовершенного вида и глагол совершенного вида , имеющие, одинаковое лексическое значение и различающиеся только значением вида : смотреть - просмотреть, писать - написать, строить - построить, бежать - прибежать.

Обратите внимание

на межвидовые связи глаголов

Полезный совет

для закрепления изученного материала необходимо подбирать большое количество примеров

Источники:

  • Определение видов глаголов
  • совершенный вид глагола

Термин «глагол» пришел в нашу речь из Древней Руси. В те далекие времена славяне называли свою азбуку «глаголицей». В современном языке эта часть речи занимает важное место. Глагольные слова часто встречаются в предложениях, вместе с подлежащим составляют грамматическую основу. Глагол обладает рядом грамматических признаков, может быть главным и второстепенным членом предложения.

Инструкция

Действие и состояние предмета передаются с помощью , имеющих неизменяемые признаки совершенного или несовершенного вида, переходности - непереходности, возвратности – невозвратности и спряжения.

Несовершенный более употребителен в нашей речи. Обычно морфемы помогают образовать от него совершенный: «смотреть – посмотреть», «кричать – крикнуть». Но бывает и наоборот: « – сшивать», «решить – решать». Такие глагольные варианты представляют видовые пары.

Если глаголы могут управлять существительными, которые стоят при них в форме винительного падежа, и связь между ними выражена без помощи предлога, значит, они будут считаться : «показать», «варить», « ». Непереходным несвойственна подобная подчинительная связь: «отсутствовать», «приглядеться», «посидеть».

Находящийся на суффикс –ся (-сь) говорит о том, что глагол возвратный. У невозвратных такой суффикс отсутствует. Следует запомнить, что возвратность свидетельствует о непереходности.

На спряжение указывает набор окончаний при изменении по лицам и числам. Просто узнать этот признак, если личное окончание глагола ударное. В случае если спряжение не устанавливается , необходимо обратить внимание на инфинитив. Все, исключая «брить» и «стелить», глаголы, оканчивающиеся на –ить, и несколько исключенных из этого списка (на -еть, -ать) - составляют II спряжение. Остальные представляют I спряжение. Среди глаголов выделяются несколько разноспрягаемых: «хотеть», «бежать», «чтить».

Существующая категория наклонения глагола помогает установить, как соотносятся производимые действия с реальностью. Глагольные слова в каждом из наклонений обладают определенным набором признаков. Глаголами изъявительного наклонения передаются действия, происходящие в действительности. К ним применяется понятие категории времени. Настоящему и будущему времени свойственно изменяться по лицам и числам, а прошедшему, вместо лица, по родам. Повелительное содержит побуждение к действию. Подобная форма глагола может составлять единство со словами «да», «давай(те)», «пусть». На возможность, определенные условия действий указывает условное наклонение, в котором глагол обязательно стоит в прошедшем времени и имеет при себе частицу «бы (б)».

При могут отсутствовать производящие действия лицо или предмет. Назначение подобных глагольных слов – передать различные состояния природы или человека. У них соответствующее название - «безличные». Примеры употребления таких глаголов в безличных предложениях: «За окном темнело», «Меня знобит».

Обычное назначение глагола в составе предложений – выполнять роль сказуемого. Синтаксические функции расширяются при употреблении его в : здесь он может быть подлежащим, выполнять функцию предложения. Рассмотрите разные варианты: « Свистать (сказ.) всех наверх!», «Туристы стали осторожно продвигаться (часть сказуемого) вперед», «Учиться (подлеж.) всегда пригодится», «Гости просили включить (дополн.) музыку погромче», «Мальчик изъявил желание серьезно заняться (опред.) волейболом», «Я приехал повидать (обст.) тебя».

Обратите внимание

Ученые-лингвисты имеют две точки зрения по поводу образованных от глаголов причастий и деепричастий: выделяют как самостоятельные части речи или глагольные формы.

Источники:

  • Общая характеристика глагола как части речи

Славянские языки резко противопоставлены другим индоевропейским языкам по формам выражения категорий времени и вида. Современная система видов сложилась в языкознании только в начале XX в. Для того чтобы правильно определить вид глагола в русском языке, необходимо учитывать ряд оснований.

Вид глагола - это лексико-грамматическая категория глагола, выражающая отношение действия к его внутреннему пределу. Внутренним пределом называется такая точка в протекании действия, когда действие переходит в недействие.

История категории вида глагола

До XX в. в языкознании выделяли 3 вида:


1. Неопределенный вид, совпадающий с современным несовершенным видом.


2. Многократный вид. Примерами являются : сиживал, хаживал.


3. Однократный вид, совпадающий с современным совершенным видом.


В современном языкознании грамматические виды глагола принято разграничивать на основе семантики, т.е. значения.


В русской грамматике выделяют совершенный и несовершенный виды.


Определить можно на основании следующих оснований:


1) На основании семантики.


Глаголы совершенного вида обозначают действие, достигшее внутреннего предела (например: , сделал). Глаголы несовершенного вида обозначают действие, не достигшее внутреннего предела (например: смотрел, делал).


2) По вопросам.


Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а глаголы несовершенного вида на вопрос « ?». Например: (что сделал?) посмотрел, (что делал?) смотрел.


3) На основании словообразовательного оформления.


Совершенный образуется с помощью приставок, несовершенный вид - с помощью суффиксов. Так, глаголы совершенного вида «посмотрел, сделал» имеют приставки, а глаголы несовершенного вида «смотрел, делал» не имеют.


4) По сочетаемости.


Глаголы несовершенного вида сочетаются с наречиями «долго», «медленно», со словами «каждый день» и другими, а глаголы совершенного вида не имеют такой возможности. Так, можно сказать «долго смотрел», но нельзя употребить выражение «долго посмотрел».


5) По различию в наборе словоформ.


Глаголы совершенного вида не могут находиться в форме настоящего вида, а глаголы несовершенного вида не обладают формами 3 времени.

В современном русском языке представляет собой парное (бинарное) противопоставление совершенного и .

Глаголы совершенного вида обозначают действие, ограниченное внутренним пределом .

Глаголы совершенного вида могут иметь следующие частные значения:

1. Конкретно-фактическое значение.

Указывает на единичное действие в его целостности: вошёл , написал , закричал .

  • - Я вошёл , старик читал газету в кресле…
  • (А. Н. Толстой)

2. Суммарное значение.

Указывает на целостность действия, объединённого общим результатом или целью; используются лексические показатели типа два раза, трижды, несколько раз и др.

  • Булат-Тугановский постучал три раза коротко и решительно.
  • (А. И. Куприн)
  • Мама напекла много блинов.

3. Налично-результативное значение.

Главное - конечный результат действия: школьник пришёл , отец вернулся .

  • - Ты, наверно, озяб в своих танцевальных туфлях.
  • (В. А. Солоухин)

Грамматические особенности глаголов совершенного вида

1. В глаголы совершенного вида будут иметь две формы - и . Форм у них нет! Объясняется это несовместимостью грамматических значений совершенного вида и настоящего времени.

2. Глаголы совершенного вида образуют синтетические формы будущего времени: посмотреть - посмотрю , сшить - сошью .

  • написать - написавш ий , написанн ый
  • рассказать - рассказавш ий , рассказанн ый

4. Глаголы совершенного вида образуют : сказать - сказав , посмотреть - посмотрев , посадить - посадив , написать - написав .

Одним из пунктов в изучении русского языка является изучение такой части речи как глагол. Глагол имеет несколько форм, видов, спряжений. В этой статье подробно остановимся на том, как же можно определить вид глагола. Их всего два: совершенный и несовершенный.

Определить вид глагола с помощью вопроса

Это самый простой и надежный вариант, который не требует большого количества времени и дополнительных знаний.

Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «Что сделать (сделает, сделал, сделала)?», а к глаголам несовершенного вида задаем вопрос «Что делать (делает, делал, делала)?».

Определить вид глагола по характеру действия

Совершенные глаголы обозначают действие, которое к моменту употребления этого глагола было уже завершено или завершится к определенному времени (или при достижении какой-либо определенной цели). Также обозначают действия, которые не нуждаются в повторе. Могут обозначать действия в будущем, главным пределом является само осуществление этого действия. То есть действие всегда является ограниченным какими-либо рамками.

Несовершенные глаголы не ограничены временными рамками и могут происходить в настоящий момент, обозначают длительные действия, действия, требующие повтора.

Пример. Глагол «домыть» означает, что что-то должно быть полностью вымыто к какому-то определённому моменту. Действие завершится при достижении нужного результата, значит глагол совершенного вида.

Глагол «мыть» значит, что что-то должно быть вымыто в неопределенный период времени. Из-за того, что время действия не ограничено, можно сделать вывод, что глагол несовершенного вида.

Однако, не стоит определять вид глагола только по значению. Надежнее будет дополнительно задать вопрос, как мы делали в первом пункте. Так можно избежать случайных ошибок.


Определить вид глагола с помощью разбора слова

Каждый из видов глаголов имеет некоторые определенные особенности в словообразовании. Эти признаки также могут вам подсказать, с глаголом какого вида вы имеете дело.

Для глаголов совершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ну».

Для глаголов несовершенного вида характерны следующие признаки:

  • приставки «с», «вы», «по», «на», «про» и др.,
  • суффикс «ива», «ыва», «ва» и др.


Ознакомившись с этой статьей, вы можете заметить, что определить форму глагола можно очень быстро и без особых затруднений. Нужно лишь знать несколько важных правил и особенностей, например, на какой вопрос отвечает тот или иной вид глагола или какой суффикс для него характерен.