Из истории спас-деменска. История и традиции Яблочного Спаса

Есть ли какие-то упоминания о нем в наших языческих источниках?
Архаичность спаский обрядов побудила многих исследователей высказаться в пользу языческого происхождения Спаса.

Так, Г.Дяченко, ссылаясь на Буслаева, писал: «Спас, Спаситель — это «Избавитель» от всяких бед и
несчастий.

Не следует думать, что это слово появилось одновременно с явлением христианства, напротив, оно употреблялось славянами еще в язычестве: В Краледворской рукописи уже упоминается, что «славяне называли своих Богов Спас ».

Вероятно, у славян, так же, как и в ведической традиции, рядом с именем Бога использовался его эпитет, например: Всевышний Сварог. Так же в Велесовой Книге среди названий месяцев (недель или декад) находим название Спасиць (Спасич). Можем предположить, что это были дни, предназначенные чествованию Спаса.


Спасовка — время, когда духи и души Предков (усопших родственников) посещают свои семьи, являются на землю, так же, как и в другие праздники Кола Сварожьего (например, Радуницу, Русалии). Наш народ верит, что Предки способствуют цветению и созреванию плодов, охраняют поля, сады и огороды … Поэтому в эти дни приносили жертвы Роду и Рожаницам, как семейным богам. Именно им торжественно изготавливали и зажигали спаские свечи с нового воска, крошили хлеб, выливали медовый напиток. До нас дошли древние языческие молитвы, которые читались к каждой свечи (а их было три — «троица»):

«Пресвятая плодородная Земля наша, поля, сады, огороды — свет Солнца вам!
Праведная Солнце, Месяц ясный, Зори светлые, Небо пречистое, будьте
милостивы к людям и к скотине! Леса, воды, воздух чистый, все души
праведные лада наши — всем вам во благо, полезно! ».

Как видим, здесь прославляются древние, именно языческие Боги — Солнце, Луна, Звезды, Земля, Небо и духи предков, которыми ведает Бог Велес. Недаром в обжинковому обряде Велесу посвящаются последние несжатые колосья, которые прямо на поле торжественно завязываются красной лентой и которым приносится в жертву хлеб. Этот обряд носит называние Велесовой или Спасовой Бороды (иногда — Дедова Борода). Все это красноречиво свидетельствует давность религиозной традиции, которую не смогли уничтожить тысячелетия.

Спасич (Спасовка) имеет три этапа

Первый — Маковей, или Спас на воде (Мокрый Спас) , что связано с Богиней Воды Данной или Мокошею, которая одновременно является покровительницей женщин, плодородия, растительности — вообще водной стихии.
К Первому Спасa пасечники отбирают мед, соты, топят воск; хозяйки заготавливают мак и зелья, цветы, колосья для венков — все это предназначено к освящению. В древности именно в этот день происходило богослужение у
рек и источников, которым приносились жертвы из меда и хлеба.

Мак в Украине — символ плодовитости, оберег от недоброжелательных сил.

Второй праздник этого цикла — Яблочный Спас, или Спас на горе.

Церковь к этому празднику приспособила свою легенду о преображении Иисуса на горе Фавор. Однако есть один из многих примеров наложения поздних мифов на древние языческие обычаи, ведь Боги Спасы почитались на высоких горах, скалах или у истоков (в местах, которые любят Боги). Здесь происходили также военные братчины, тризны, поминовение погибших воинов.

В Украине была очень сильно развита магия начала, поэтому и первые плоды Земли нуждались ритуального освящения, чтобы обеспечить изобилие в течение года. А это достигалось и через жертву. Приносили жертвы воде, огню, волхвам, кумовьям и соседям, которых наделяли яблоками, грушами, медом, сотами и т.п..
Вместе осуществлялось и поминовение предков, после братчины говорили: «С нами поели и те души, которых вспоминали» . Освященные «начала» сохраняли до нового урожая или к началу посева, их использовали в течение года для лечения, подкуривания, оберега, а по окончании летнего круга (Кола Сварожьего) — ритуально уничтожали остатки, т.е. бросали в костер, на огороды, на воду. Накануне Второго Спаса кое-где сохранилось таинственное заклинание Житника — Духа поля, чтобы земля была плодородной. На Яблочный Спас также бытовали обряды с водой: святой водой окропляли вспаханную под озимые землю.

Третий Спас называется Хлебного Спаса
До этого дня хозяйка выпекает первый хлеб нового урожая. С хлебом-солью сопровождает она хозяина в поле, где он засеет озимые. В языческой вере не было спаского поста, как это есть в христианстве.

Украинские веночки были возрастными, ритуальными, обычными, магическими.
Один из таких венков — венок Спаса плетут весной, как зацветет венерин башмачок и яблони. Добавляют еще вишневые листочки.
Надевают венок лишь на Спаса (19 августа).
К веночку привязывались соответствующие ленты: посередине — оранжевая, далее голубые, синие, желтые, фиолетовые — цвета Спаса. Желтый — цвет солнца.

Шел Спас к Солнцу — Ярилы и просил у него один лучик весны, чтобы освятить им весенние цветы из девичьего венчика. А Ярило отвечал: «Я тебе дам лучик мудрости и здоровья, но ты мне принести в ладонях две капельки голубой водицы (отсюда и голубые ленты), звездочки ночи синей (синие), радость жизни (желтые) и мудрость человеческую (Фиолетовые) ».
Спас дает на то согласие и через три дня все обещанное приносит Солнцу. А Солнце вручает свой луч, святить деревья. Касается каждой веточки. Яблоки. Сливы …

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, как отмечают эти праздники и какие традиции следует соблюдать.

Медовый Спас

Самый первый Спас августа, неизменно отмечается 14 августа и совпадает с началом Успенского поста . С этого дня, пчеловоды начинали собирать мед из переполненных ульев. Затем лакомство несли в церковь чтобы осветить, только после этого пробовали мед и угощали им близких. Отсюда берет начало первое, самое известное название Спаса — Медовый .

К 14 августа начинались сборы мака, из которого делались различные угощения для праздничного стола, так Спас получил свое второе название — Маковый или Макавей . Маковый Спас народная традиция связала с церковным днем поминания семи ветхозаветных мучеников Макковеев.

В этот день просили Господа и Святых о хорошем урожае и не голодной зиме. Освящали воду в источниках и собирали травы для оберегов. Отмечался Спас скромно, ведь к началу августа еще полным ходом шли работы, связанные со сбором урожая и времени для пышного праздника не было. После тяжелого трудового дня устраивались торжества, сопровождавшиеся танцами и песнями, а на столе стояли угощения с медом и маком, а также медовуха.

Яблочный Спас

Праздник урожая, который ежегодно отмечается 19 августа и приурочен к большей церковной дате — Преображению Господнему.

Согласно поверью, природа с этого дня поворачивалась к осени и отворачивалось от лета. Земля преображалась и давала людям новый урожай плодов. Яблоки, собранные в конце лета, несли в церковь, чтобы освятить, а после приготовить из них постные угощения.

Часть освященных яблок, уносили на кладбище и клали на могилы умершим родственникам и близким людям. Освещали хлебные колосья, которые от этого хорошо хранились до следующего года.

Девушки, заговаривали яблоки, чтобы в этом году выйти замуж и стать счастливой. Вкушая плоды они загадывали жениха, приговаривая: «Что загадано — то надумано! Что надумано — то сбудется! Что сбудется — не минуется!».

Несмотря на то, что работы в полях еще продолжались, Яблочный Спас особо почитался, поэтому устраивались народные гуляния с песнями и плясками.

Третий спас в августе

Третий Спас августа, который в народе называют Хлебный или Ореховый Спас, приурочен к церковному празднику, в честь обретения Образа Нерукотворного Спасителя нашего Христа.

29 августа , в праздник Спаса освящали хлеб, испеченный из муки нового урожая. Хлеб подавали на праздничный стол и угощали им близких людей и соседей. Первым, хлеб, должен попробовать самый старший мужчина в семье.

На Третий Спас люди шли в лес, собирать орехи, после весь собранный урожай высыпали на холст, а рядом стелили скатерть на которой были угощения. Праздник отмечался на природе в большем кругу гостей.

Три Спаса в августе — важные праздники для каждого православного человека. В них заключены вековые традиции, которые следует помнить. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

11.08.2015 01:20

Ежегодно в августе принято отмечать Спасы - народные и православные праздники. Узнав больше о последнем, ...

Административный центр Спас-Деменского района Калужской области. Окрестности города обделены яркими месторождениями полезных ископаемых, но ведется активная добыча гравия, торфа и песка. Лес - главное богатство города и, несмотря на то, что крупных промышленных предприятий здесь нет, градообразующей организацией считается Спас-Деменский лесхоз. На сегодняшний день он занимается производством и реализацией древесины по всей области.

Организация «Спас-Деменский карьер» занимается производством щебня, песка и успешно реализует его по всей Калужской области. Имеется швейное производство, которое представлено швейной компанией «Спас-Деменские Узоры».

Пищевая промышленность представлена хлебокомбинатом, маслосыродельным заводом и предприятием по изготовлению кондитерских изделий и продукции из муки.

Являясь небольшим городком, Спас-Деменск не располагает большим количеством вакансий, но может предложить устроиться на работу водителем, продавцом, грузчиком. Большое количество невостребованных специалистов уезжает за пределы города, чтобы устроится на высокооплачиваемую работу. Часть местного населения занята в сельском хозяйстве и зарабатывает на разведении зерновых культур: рожь, овес, пшеница и ячмень, а также крупного рогатого скота и свиней.

Через город проходят железнодорожные пути и автотрасса следованием по пути Москва-Рязань. Для школьников работают общеобразовательные школы, музыкальная школа и детская школа искусств.

Действует районная больница.Культурно-массовые мероприятия проводятся местным домом культуры в тандеме с местной администрацией.

Несмотря на маленькую территорию, которую занимает Спас-Деменск, он имеет ряд ярких достопримечательностей. Есть потрясающая возможность совершить прогулки по усадьбе Нарышкина, осмотреть разрушенную Александром Невским церковь. Верующие посещают действующий храм, построенный в честь Преображения Господня.

Недалеко от города местные жители и гости могут получить эстетическое удовольствие от живописных пейзажей Морозовского озера, и познакомиться с местной фауной.

В городе помнят и чтят воинов Великой Отечественной войны. Здесь построено несколько памятников, одним из которых является фигура солдата с автоматом. Для любителей истории, из области науки, будет интересен Минералогический музей, созданный в честь выдающегося ученого и исследователя - Кулик Леонида Алексеевича.

Сегодня отправляемся в Спас-Деменск Калужской области. Это один из старейших городов региона. По одной из версий, свое имя он получил благодаря местному кузнецу Деме. Говорят, он помог вытащить из болота карету Екатерины Великой.

Спас-Деменск - один из самых глухих уголков Калужской области. От Москвы всего триста километров. Но из столицы сюда не идет ни один поезд. А зря - здесь пуп земли.

«Мы живем на пупе! Одна река впадает в Черное море, а другая - в Каспийское море. Вот какие, где мы живем!» - хвалятся горожане.

Василий Иванович Зайцев с супругой Лидией Александровной живут в доме на три семьи. Держат огород и сарай с курами. Кормят кур отрубями. А на вопрос «Почему хозяйством занимается мужчина, а не жена?» Василий Иванович отвечает: «А потому что я физкультурой занимаюсь всю жизнь и мне нужно движение».

Результат утренней зарядки в курятнике - полная кастрюля яиц. Их Василий Иванович ест каждый день, не боясь холестерина.

Василий Иванович - по хозяйству, Лидия Александровна - на репетицию в ДК. В хоре - только бабушки.

Спас-Деменск - город старинный, но старину здесь прячут за пластиковыми панелями. Ими обкладывают купеческие дома. Многие здания ярко выкрашены.

На окраине недавно сдали новостройки. Их обживают бывшие обитатели ветхих квартир и окрестные коты.

По всей России дома престарелых закрывают, отправляя стариков восвояси, а вот, в Спас-Деменском районе открыты целых два таких учреждения. Мария Ивановна Моисеева здесь живет уже 18 лет.

«Ну что, деревня исчезла, никого в деревне не остается. Куда было деваться? У меня родственников никаких. Есть племянница, но она очень любит выпить», - говорит Мария Моисеева.

В комнате живет одна, дружит с соседками по этажу. А в деревне ей даже поговорить было не с кем. Обстановка в комнате своя, привезенная из деревни.

«Шкафчик взяла, вот. Стол взяла, этажерку свою взяла. Койку выбросили - койку брала, но койку выбросили. Государственную поставили», - добавляет Мария Моисеева.

Время перед ужином коротают в комнате отдыха. Смотрят хоккей. Казалось бы, скука смертная, но Мария Ивановна не ропщет.

Зимний вечер в Спас-Деменске. На улицах жизнь затихает, а в домах, наоборот, пробуждается. Прислушайтесь! Играет гармонь.

Душу отводит спасатель МЧС Александр Смирнов: «Первая получка моя была, как пошел самостоятельно работать, купил гармонь».

Своя гармошка есть и у малого Дениса. Но так отчаянно, как отец, меха не рвет. И больше интересуется чучелами, которые делает Александр. Обитатели спас-деменских лесов. Что-то добыл сам на охоте, что-то принесли знакомые. Лебедя, например, кто-то застрелил и бросил прямо возле пруда.

Александр Смирнов, житель Спас-Деменска: «Даю им просто вторую жизнь, чтобы он не сгнил, чтобы его лисы, волки не растащили. Так же и с другими животными».

Существует легенда, что Екатерина Великая посетила Спас-Деменск после коронации. Ее карета застряла в болоте и кузнец Дема вытащил экипаж. Неизвестно, правда ли это - в малых городах вообще любят присочинить что-нибудь про царские визиты. Но точно одно: если бы Екатерина и приехала, то лицом в грязь в Спас-Деменске бы не ударили - и выручили бы, и приютили, и развлекли.

Одна из главных достопримечательностей Спас-Деменска - Преображенская церковь. Каменное здание храма и отдельно колокольня были построены в 19 веке. С приходом советской власти святыня превратилась в зерновой склад. Богослужения там возобновились во время Великой Отечественной войны.

Спасами (сокращенная форма от слова Спаситель, Иисус Христос) называют три летних , посвященных : Медовый Спас, Яблочный Спас и Третий Спас.

Значение слова “Спас”

Само название «Спас»» указывает на то, что все помянутые события так или иначе связаны со Спасителем мира, Господом Иисусом Христом и напоминают нам о необходимости в Него и упования на Его милость. Но Спасителем может назвать Господа только тот, кто осознаёт своё положение как опасное, гибельное. И если мы это своё подлинное положение забываем, то нам его помогают осмыслить драматические события и обстоятельства, превосходящие наши силы и грозящие нам многими лишениями и даже самой .

Изнесение Честных древ для нас - это не только обряд поклонения животворящему Кресту, не только проявление благоговения, но и повод исповедовать свою немощь перед величием и сложностью этого мира, в котором человек без Божьей помощи подобен пылинке в ураганном вихре.

Мы вспоминаем Того, чьей силой орудие казни сделалось древом жизни для верующего. И тогда даже пожары, засуха, жара - могут сделаться для нас источником жизни, покаянного осмысления суетности этого мира, осознания высшего призвания души, могут стать для нас началом реального обращения к Богу.

Медовый спас

Медовый Спас - 14 (1) августа. В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Также начинается Успенский пост – самый короткий, но строгий почти как Великий пост. Пост предваряет праздник Успения Божией Матери. А его первый день – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В центр на утрени выносится Крест: до субботней вечерней все верующие могут ему поклониться.

Итория Медового Спаса

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Софии и освящали воду для исцеления болезней. Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освященную им воду и .

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, теснивших угнетенных жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Ее икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей к Богородице: «Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров». Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага.

Болгары были разбиты и обращены в бегство. По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Наконец, третий праздник дня – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана. Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец - законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья.

После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Традиции Медового Спаса

Почему же в народе этот праздник называют именно Медовым Спасом? К этому времени поспевает нового сбора и это, конечно, дар Божий, вот почему принято сбор приносить для освящения в храм, благодаря Бога и уже не просто как лакомство, а как явственное, ощутимое воплощение Божьей благодати, милости к нам, достойным «всякого осуждения и муки». В этот же день по давней традиции совершается малое освящение воды, лекарственных трав и мака.

После освящения меда в этот день угощали им всех желающих и в первую очередь раздавали мед бедным. В старину даже говорили, что «на первый спас и нищий медку попробует».

Тем не менее, нужно помнить, что освящение меда в этот день - это всего лишь благочестивая традиция. Подобные традиции (как, например, освящение яблок на праздник Преображения Господня) вполне естественны для сознания православного человека. Земля и все живущее на ней производят плоды по промыслу Божию, а человек, принимающий участие в производстве этих плодов, в знак благодарения Богу за помощь в этом деле приносил первые выращенные плоды в храм.

Поэтому сама по себе традиция освящения меда в этот день никак не связана с праздником Всемилостивого Спаса. И, конечно же, эта благочестивая традиция не должна собой затмевать тот праздник, который отмечается православной Церковью в этот день.

Яблочный спас

Плоды. Невольно хочется вспомнить о них, когда видишь на Преображение яблоки, груши, виноград,- внесенными в святилище Божие для освящения.

Это делается не только потому, что к этому времени созревают фрукты, но и потому, что тут есть СВЯЗЬ С ОБНОВЛЕНИЕМ твари. Они напоминают погубленное райское блаженство, а с другой стороны - утешают нас обещанием, что в будущем мире будут и некие обновленные, прекрасные наслаждения.

В житиях святых о сем говорится нередко. Таким образом, этот благочестивый обычай весьма приличествует именно преображению твари. Сама сладость вкусных плодов говорит о той радости, о том блаженстве, которое ожидает праведных в Царстве славы; напоминает о той духовной сладости, которую пережил апостол Петр с другими учениками на Фаворе: Господи! как нам хорошо! (Мк. 9, 5). То же пережил Н. А. Мотовилов в беседе с преподобным Серафимом во время его преображения. Конечно, Царство Божие не пища и питие, говорит апостол Павел, а правда и мир и радость в Духе Святом (Рим. 14, 17); но человек, по своему стремлению к образному, видимому пониманию невидимых вещей, да и по неизбежности, ибо для «новых» вещей нужны и новые слова (ср.: 2 Кор. 12, 4),- хочет выразить духовные истины внешними, понятными обрядами.

Так и здесь: будущее блаженство славы Царства Божия верующий христианин изображает под образом сладких плодов.

И вообще, очень часто в Святом Писании будущие духовные блага переводятся на язык вкуса; например, еще в древнем Завете царь Давид говорит: Вкусите и видите, яко благ Господъ (Пс. 33, 9). Поэтому этот псалом читается теперь после освящения пяти хлебов, пшеницы, вина и елея, и после причащения, в концелитургии. И Господь говорит, что Он будет вкушать - «пить» «новое вино» - «в Царстве Отца» (Мф. 26, 29) с учениками в Царствии Божием (Мк. 14, 25′; Лк. 13, 29), в Царстве Христовом (Еф. 5, 5; Лк. 22, 30).

И самое духовнейшее, высочайшее, непостижимейшее - таинство Тела и Крови Он дал нам под видом хлеба и вина, сказав: «ядите» и «пиите».

И у святых отцов постоянно встречаются подобные образы. Святой Макарий Египетскийговорил, что иногда человек, сподобившийся причастия Святого Духа, чувствует себя как бы «пьяный» и т. п. Но, конечно, все это нужно понимать в особом, духовном, смысле.

Ведь и Мотовилов говорил о сладости, теплоте, благоухании, конечно - не телесных, а подобных этим ощущениях. Какая уж теплота, когда на него и преподобного Серафима снег на вершок нападал, пока продолжалось все это состояние и пока святой Серафим объяснил ему все переживаемое?! Поэтому у святых отцов очень часто такие сравнения предваряются словами: «как бы». Да и о Христе, во время преображения Его, говорится: «как бы солнце»; об одеждах: «как бы снег».

Преображение празднуется после уборки хлебов (на севере, а на юге - ранее) после созревания плодов, то есть в конце трудов. И притом когда все достигает совершенства, зрелости. Особенно на юге. Это - символ совершенства, полноты будущего Царства славы, но после трудов крестной нашей жизни.

И, конечно, это - летний праздник… Царство Божие немыслимо представить в виде зимы, холода… Царство Божие празднуется под образом теплоты: и в Святое Причастие вливается теплая вода со словами: благословенна теплота Святаго Духа, ибо Дух Святой животворит, как бы согревает теплотою; причащающимся дается «теплота», соединение теплой воды с вином.

Рождество же празднуется, - ибо человечество духовно тогда умерло, как деревья, - зимою. И в Вифлееме засияло «Солнце Правды»; это время - перелом зимы.

Пасха - весною: начало пробуждения, восстания, оживления, воскресения и природы. И вся Пятидесятница - но Духов день - в теплое время празднуется.

Воздвижение - осенью: тьма, грязь непролазная; борьба, аскетизм, крест, очищение от страстей. Но что посеешь осенью, то пожнешь!

Богоявление - тоже зимою: чистота воды, белый снег, омовение от страстей, обновление - покаяние, исповедь, бесстрастие, крещение.

История и традиции Яблочного Спаса

Преображение Господне в 2017 году (19 августа) – двунадесятый праздник, который Православная Церковь отмечает 19 августа. В народе его обычно называют Яблочным Спасом.

Об этом событии повествуется в трех синоптических Евангелиях: от Матфея (17:1-6), Марка (9:1-8), Луки (9:28-36). Незадолго до Своего страдания (Предание гласит, что Преображение произошло за сорок дней до Голгофы, поэтому промежуток между Преображением и Крестовоздвижением составляет сорок дней) Христос взял троих апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору в Галилее (по Преданию - гора Фавор), где, молясь, преобразился: одежда и лицо Его просияли белым светом. Возле Христа стояли пророки Моисей и Илия и беседовали с ним.

В неизреченной радости апостол Петр простосердечно обратился ко Господу: «Наставник! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи, одну тебе, одну Моисею и одну Илии». В этот момент апостолов осеняет светлое облако, из которого раздается глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».

Сходя с горы, Христос ученикам не рассказывать о дивном явлении до Его Воскресения.

Праздник Преображения Господня отмечается с IV века - времени, когда святая царица Елена построила храм Преображения Господня на месте события.

Богословское содержание Преображения Господня трудно переоценить. Выдающийся византийский богослов и один из величайших православных святых XIV века святитель Григорий Палама сформулировал учение о Фаворском Свете - одном из проявлений благодати, через которую человек соединяется с Богом. На этом учении зиждется исихазм - восточно-христианская практика так называемой умной молитвы.

Полемика святителя Григория с другим богословом того времени, Варлаамом, выявила серьезные противоречия между православным и западным богословием. Оппонент святителя Григория Варлаам в дальнейшем принял римокатоличество и стал епископом Иеракским, его учение было принято Римо-Католической церковью.

Народное название праздника Преображения Господня - Яблочный Спас. В этот день по традиции освящаются плоды нового урожая. По уставу положено освящать виноград, но в России, где виноград не вызревает, - яблоки. На основе уставных требований, сложился благочестивый народный обычай не есть яблок нового урожая до Преображения, так называемый «яблочный пост».

По уставу Успенского поста, на шестой день которого приходится праздник, в этот день позволяется есть рыбу.

Ореховый Спас

После Успения многие люди считают, что начинаются самые трудные в духовном отношении дни – «Богородицы, дескать, на земле нет до Рождества Ее». Говорят, что тяжело на душе, на сердце. Это, вероятно, остатки культа Мокоши, которая была прихотливо милостивой и изощренно жестокой богиней.

«Увидела я, что Господь для нас – все, что есть благое и утешительное для помощи нам. Он – риза наша, что покрывает и укутывает нас по любви Своей, обнимает нас, делается нам убежищем, со всех сторон окружает нас по Своей любви, которая настолько нежная, что никогда не оставит Он нас. Итак, во всем этом увидела я, что Он есть все, что благо, как я разумею.

И в этом Он явил мне нечто малое, не больше лесного ореха, лежащего в ладони моей руки. В этой малости я увидела три вещи: первую, что Бог создал мир, второе, что Бог любит его, третье, что Бог сохраняет его», – говорила Иулиания Норичская.

Для нее орех был символом целого мира, не колдовского, но любимого Богом
. Поистине, не только яблоко, но и простой орех можно взять в руку, словно мир.

Взят в руки целый мир, как яблоко простое.
Богослужения торжественный зенит,
Свет в круглой храмине под куполом в июле,
Чтоб полной грудью мы вне времени вздохнули.
(О. Мандельштам)

Не бойтесь, – говорит Тот, Кто был пригвожден на древе – и да ликуют все древа дубравные днесь. Ибо после того, как Он стал проклятьем, нет ничего проклятого.

Фильмы о Спасе:

Преображение Господне. Православный календарь

Православный мир 19 августа отмечает Яблочный Спас

Православие, 14 августа. Какой Спас?

В августе православные отмечают Медовый, Яблочный Спас

ИЗ ИСТОРИИ ГОРОДА СПАС-ДЕМЕНСКА

FROM HISTORY of the Town SPAS-DEMENSK

Самую первуюи самую раннюю дату упоминания Спас-Деменска (как волости Демена) находим в исторических документах 1446 года – в «Литовских метриках» вдарственной грамоте короля литовского Казимира за верную службу «Князю ФёдоруВоротынскомуДемена»,адресованной князю Фёдору Львовичу Воротынскому. До этого эта земля принадлежала литовцам. Именно эту дату мы принимаем за дату основанияг.Спас-Деменска (тогда ещё волости Демина Смоленского княжества).Затем1494 год-эта дата была найдена в архивах нашим старейшим краеведом, бывшим учителем школы № 1 Т.Ф.Силаевым в документах о переговорах о волостях между Москвой и Литвой, в результате которых смоленские пригороды, которые великий князь литовский Александр Казимирович хотел оставить за Литвой, перешли в московскую сторону. Потом ещёСпас-Деменск какволость Демина упоминается в 1503 и 1505-х годах в Перемирной грамотемежду Москвой и Литвой и в завещании царя Иоанна III , государя всея Руси своим пятерым сыновьям. По административной реформе 1708 года, проведённой Петром I , спас-деменские земли вошли в Мосальский уезд Калужской провинции, которая входила в Московскую губернию. В 1796 году императрица Екатерина II провела третью реформу. Было образовано Калужское наместничество, куда вошёл Мосальский уезд с населением более 16420 человек, а через 20 лет оно было преобразовано в Калужскую губернию. В конце XVIII века Спас-Деменск был селом «Спасским, что в деменской волости». Здесь стояла деревянная Преображенская церковь, а затем было построено ещё два храма. Позднее, в 1818 году, подполковником М.П.Нарышкиным и на церковно – кошельковую сумму (собирал народ) был построен новый каменный храм Преображения Господня (сейчас называется Спасо -Преображенская церковь). По сути дела, в то время село Спас-Деменское было купеческо-ремесленным поселением. В нём жили купцы, ремесленники, мещане и крестьяне. Самыми известными купцами были двоюродные братья Николай и Михаил Дамановы. В селе Спас-Деменское ежегодно проводилось десять ярмарок – больше, чем в Калуге. Назрела необходимость в строительстве железной дороги, инициатором в прокладке которой выступило местное купечество, торговавшее зерном, льняным и конопляным маслом, пенькой, верёвочным материалом, кожами, имевшими спрос в других регионах России и за рубежом. Осенью 1897 года начались подготовительные работы, а 21 декабря1899 года было открыто правильное пассажирское движение на участке Данков – Смоленск. Также были построены и действовалишкола, аптека, больница, гимназия, почтово-телеграфная контора, гостиный двор, электростанция, паровая мельница. Так выглядел Спас-Деменск в то время: «…В городе была церковь, немощёная улица, было много лавок и лавочек, кабак, большая коновязь посреди площади, железнодорожная станция, где всегда слышалось движение – дыхание локомотивов, свистки сцепщиков, гудки стрелочников. Пульса города не чувствовалось – редкие пешеходы, ещё редкие повозки – всё как в тихом уездном захолустье ». И в это, и в последующее время именно железнодорожники вносили разнообразие в тихую жизнь нашего городка. Это было как отдельное государство- свой клуб, ясли – сад, отличный духовой оркестр. Именно по инициативе железнодорожников началосьстроительство нового района, который стал называться Черёмушки.Наступила революция. В 1921 году постановлением ВЦИК был образован Спас-Деменский уезд Калужской губернии, куда вошли 16 волостей от Мосальского уезда, а сам Спас-Деменск получил статус города ещё в 1917 году.Общая площадь уезда составляла 206079 десятин, в том числе под лесом - 70789. В 1929 году было проведено изменение в районировании страны, в результате которого Калужская область была упразднена, упразднился иСпас-Деменский уезд и образовался Спас-Деменский район, который вошёл в Сухинический округ Западной области с центром в г.Смоленске. Новое время пришло. Начали мостить дорогу на Большой Советской (нынешней Советской улице). Песок для укладки камня рыли на окраине Спас-Деменска за больницей. Так образовалась знаменитая Суховская горка. 27 сентября 1937 года была образована Смоленская область, куда и вошёл Спас-Деменский район. 5 июля 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР была образована Калужская область, в составе которой и сейчас находится наш район.

The first and the earliest date of the mentioning of Spas-Demensk (as volosti Demena) find in historical documents in 1446 - in "Lithuanian metrics" in grant credentials of the king lithuanian Kazimir for true service "Prince Fyodor Vorotynskiy Demena", addressed prince Fyodor Livovich Vorotynskiy. This land belonged to lithuanias before. Exactly this date we take as year of foundation of Spas -DEMENSK (at that time it was volost Demina Smolenskogo principality).Then 1494-this date was found in archive the most old Regional Studies, former teacher of the school1 T.F.SILAEVYM in the document about negotiations about volosts between Moscow and Lithuania, as a result smolenskie suburbs, which grand duke lithuanian Alexander Kazimirovich wanted to leave for Lithuania, have alterredin moscow side. AfterwardsSpas-Demensk as volost Demina is mentionned in 1503 and 1505 years in Peremirnoy credentials between Moscow and Lithuania and in testament reigning Ioanna III, sovereign of All Russia to his five sons. On administrative reform 1708, conducted by Peter I, the lands of Spas-Demensk fell into Mosaliskiy district Kaluzhskoy provinces, which fell into Moscowprovince. In 1796 empress Catherine II has conducted the third reform. It was formed Kaluzhskoe namestnichestvo, where Mosaliskiy district entered with population more than 16420people, but in 20 years it was transformed in Kaluzhskuyu provinces. At the end of the XVIII century Spas-Demensk was a village "Spasskim that in demenskoy volosti". There was wooden Preobrazhenskaya church, and afterwards two temples were built. Later, in 1818, lieutenant colonel M.P.NARYSHKIN and on church - purse amount (collected folk) was built new stone temple of the Transfiguration Gospodnya (presently is identified Spaso-Preobrazhenskaya church). On essences of the deal, in that time village Spas-Demenskoe was merchant"s-craft settling. Merchants, handicraftsmen, middle classes and peasants lived there. The famous merchantswere cousins Nikolay and Mihail Damanovy. In village Spas-Demenskoe was annually conducted ten fairs - more, than in Kaluga . It was an urgent problem in construction of the railway, initiators were the local merchants, traded by grain, linen and hemp mask, hemp, material, skin, trere was a great demand in the other regions ofRussia and overseas. In Autumn 1897 began starting-up work, and in December, 21 1899 was opened correct passenger motion on area Dankov - Smolensk . Also, were built and acted the school, drugstore, hospital, gymnasium, postal-telegraph office, guests courtyard, power station, steam mill. So looked Spas-Demensk in that time: " There was a church, unpaved street, many commissaries and small bench, pub, big hitching post in the middle area, railway station, where was always heard motion - a breathing locomotive, whistle of, couplers, switchman’s beep. The Pulse of the city did notfelt - a rare pedestrians, rare vehicles - all as in a quiet boondocks district ". And in this, and at the following time exactly railwaymen contributed the variety in calm life of our borough. This was as separate state- its club, creche-garden, excellent brass band. Exactly construction of the new region began on the initiative of railwayman, which was named Cheryomushki. The revolution has approached. In 1921 resolution VCIK was formed Spas-Demenskiy district Kaluzhskoy province, where entered 16 volostey from Mosaliskogo district, but itself Spas-Demensk has got the status of the town as far back as 1917.The General area of the district formed 206079 tithes, including under wood - 70789. Change was organized in 1929 in division into districts , as a result Kaluzhskaya area was abolished, abolished and Spas -Demenskiy district and was formed Spas-Demenskiy region, which fell into Suhinicheskiy district of the West area with the centre in g.Smolenske. New time came. They have begun to pave the road on Big Soviet (the present Soviet street). Sand for stowage stone snout on fringe Spas-Demenska for hospital. So was formed a famous Suhovskaya hutch. In September 27 1937 was formed Smolenskaya area, where entered Spas-Demenskiy region. In July 5 1944 Edict of the Presidium of the SUPREME SOVIET USSR was formed Kaluzhskaya area, in composition which and is presently found our region.