Иверия удел богородицы. Раннехристианские изображения в Ефесе. Апартаменты в Батуми на берегу моря, в которых мы живем

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, - Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест - и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

Иверия

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Афон

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще - убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», - сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра - Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

Дивеево

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои - да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...- сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.- И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».

В православном предании Удел (Жребий) Богородицы это святая земля, которая находится под Ее особенным покровительством. На Земле известны 4 места: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция), Киево-Печерская Лавра (Украина) и Серафимо-Дивеевский монастырь (Россия).

Иверия (Грузия)

В 44 году н.э., когда Ирод Агриппа начал преследовать христиан, и обезглавил апостола Иакова, брата апостола Иоанна Богослова, заключил в темницу апостола Петра, святые апостолы, с соизволения Богоматери, признали за лучшее оставить Иерусалим и решили метнуть жребий кому отправиться в какую страну для проповеди Евангелия. Богородице достались земли Иверии.

Когда Богоматерь была уже готова отправиться в путь Ей явился Ангел Божий и сказал:

«Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог».

Господь же возвестил Ей волю Свою:

«О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему:

«Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем».

Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела:

«Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

Св. равноапостольная Нина (Нонна) , память которой совершается 14 января, была родом из Каппадокии. Она принадлежала к числу тех посвященных Богу девственниц, которые во дни гонения Диоклетианова, спасая свою веру и девство, удалились из пределов Римской империи в Армению, где многие из них были замучены Тиридатом. В это время с одною из спутниц своих Нина, избежавшая смерти, поспешила укрыться в соседней Грузии. И здесь, будучи взята жителями в плен, своим необыкновенным постничеством, непрестанными молитвами и сохранением чистоты девственной невольно привлекла к себе общее внимание и уважение, что в дальнейшем послужило началом важнейшего переворота в судьбе Грузинского народа, принятие Христианства. Это случилось в 318 г.

Главной святыней Грузии и всего христианского мира является Риза Господа нашего Иисуса Христа , которая хранится в храме Светисцховели (Животворный столб) , кафедральном патриаршем соборе Грузинской православной церкви в г. Мцхета. Когда-то Мцхета был древней столицей Грузии, колыбелью христианства, историческим местом просветительской деятельности Святой равноапостольной Нины. Благодаря этому Мцхета — называют Вторым Иерусалимом.

публикуется к празднику Успения Пресвятой Богородицы

Когда мы говорим о почитании Пресвятой Богородицы на Руси,
мы часто склонны сосредотачиваться на внешней стороне Её почитания: количестве икон и храмов, посвященных Ей, исторических случаях Ее помощи людям…

А каково то внутреннее, молитвенное почитание Богородицы, которое стояло и стоит за Её внешним почитанием на Руси?

Молитвенное почитание Пресвятой Богородицы

Откроем повесть «Детство» (1913), написанную М. Горьким. Писатель, который сам не был православно верующим человеком, так передает веру своей бабушки: «…Проснется бабушка,… умывается наскоро, сердито фыркая, и… встает перед иконами, – вот тогда и начиналось настоящее утреннее омовение, сразу освежавшее всю ее… Она… горячо шептала:

“Богородица Преславная, подай милости Твоея на грядущий день, Матушка!”… Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием. “…Защита моя и Покров,.. Мати Господня, не дай обидеть никого, и меня бы не обижали зря!”… “Исусе Христе, Сыне Божий, буди милостив ко мне, грешнице, Матери Твоея ради…”»

С такой верой к Богородице обращаются люди на Руси с самого принятия Русью Православия в 988 г. от греков, и до сегодняшнего дня. И, конечно, эта вера, по сути, не отличается от веры православных греков, или православных сербов, или православных американцев.

Православное почитание Богородицы основывается на осознании того, какой великий подвиг духовной работы над Собой Она совершила, чтобы быть достойной стать Матерью воплотившегося Бога. И на понимании, что Та, Которая достойна быть и является Матерью Бога, после Своего успения (кончины) находится ближе к Нему, чем все святые люди. И даже ближе, чем Ангелы. Поэтому, как пишет протоиерей С. Булгаков: «Вера во Христа, не включающая в себя поклонение Богоматери, есть иная вера, иное христианство в сравнении с церковным».

На Руси, как и во всех православных странах, всегда много молились Богородице. Потому что понимали, что наши молитвы к Богу – это молитвы людей грешных, а молитва Пресвятой Девы к Богу о людях совершенно чиста и поэтому дерзновенна пред Ним.

Такой верой в помощь Богородицы обладала крестьянка Евдокия Адрианова, и поэтому ей в нескольких видениях во сне было указано найти старую забытую икону, названную впоследствии «Державная», на которой Богородица изображена в царственном виде. Обретение (обнаружение) этой иконы 2 (15) марта 1917 г. – в день отречения от престола царя Николая II, по закону являвшегося защитником Православия в государстве– было знаком того, что люди по-прежнему смогут найти защиту у Царицы Небесной.

С такой верой молились Божией Матери перед Её чудотворной Тихвинской иконой в 1613 г., в Смутное время, когда Тихвинский монастырь осаждали шведы, и Богородица три раза избавляла монастырь: каждый раз осаждавшими овладевал ужас. Шведы говорили, что они видели многочисленное воинство, выходившее из монастыря для нападения на них, хотя на самом деле защитников в монастыре было немного.

Божией Матери и Её Тихвинской иконе посвящен и наш храм.

Преподобному Серафиму Саровскому (†1833), который глубоко почитал Божию Матерь и называл себя Её «служкой» (слугой), Она являлась не менее 8-ми раз, исцеляя Его от телесных недугов и ран и благословила его на служение людям как старца.

Эти несколько примеров могут показать, как внутреннее, молитвенное обращение к Богоматери влияло и влияет на жизнь отдельных людей, городов и целых государств исторической Руси.

Да и каждый из нас, современных людей, кто с верой молился Богородице, сам знает, как скоро человек получает отклик от Неё во время молитвы.

Внешнее почитание Богородицы на Руси

Вместе с православной верой в Царицу Небесную и Ее скорую помощь Русь восприняла от греков и формы внешнего почитания Богородицы, помогающие выразить эту веру. Это и большое количество молитв Богородице за богослужением, и посвящение Ей храмов, и почитание множества Её икон.

Даже местоимения «Она», «Её», если речь идет о Богородице, принято писать с заглавной буквы, как и местоимения, относящиеся к Богу и Ангелам.

Расскажем подробнее о храмах и иконах Пресвятой Богородицы.

Десятинная церковь в Киеве, построенная еще при святом равноапостольном князе Владимире (X в.), вероятно, была посвящена Богородице. Главный монастырь Киевской Руси – Киево-Печерская Лавра (основана в XI в.) и ее Великая Успенская церковь посвящены празднику Успения Богородицы. А по примеру Киево-Печерской Лавры так поступали и во многих городах, селах и монастырях. Главный Собор России – Успенский Собор Кремля (построен в 1475-79 гг.) – тоже посвящен Богородице.

Иконы Богоматери

Распространение множества икон Пресвятой Богородицы – наверное, одно из самых характерных внешних проявлений Её почитания, как во всем Православии, так, конечно, и в Русской Церкви.

Различные образы Богоматери представляют собой различные стороны Её взаимоотношений со Своим Божественным Сыном и Её помощи людям. Например, иконы типа «Знамение» передают идею боговоплощения, на иконах типа «Одигитрия» («Путеводительница») Богородица – наша Путеводительница ко Христу – указывает на Младенца Христа, сидящего у Нее на руке… Сами за себя говорят названия икон «Скоропослушница», «Нерушимая Стена», «Всех скорбящих Радость», «Взыскание погибших»…

Типов икон Богородицы гораздо больше, чем различных икон Господа Иисуса Христа. Наверное, это связано с тем, что в отношении изображения Богородицы – человека – верующие чувствовали большую смелость, чем в отношении изображения Христа Бога. Кроме того, изображение Богоматери и Её Дитя и Их взаимной любви понятно без слов любому человеку, и оно не могло не полюбиться простому народу.

Можно отметить, что, чаще всего, именно иконы Богородицы народ украшает драгоценными украшениями, крестиками, выражая и таким образом свою любовь к Богородице.

Великие двунадесятые богородичные праздники, посвященные важным событиям из жизни Богоматери, существуют с древних времен. Это Рождество, Введение во храм, Благовещение и Успение Пресвятой Богородицы. А в более позднее время, как в Русской (в XVIв.), так и в Греческой Церкви были установлены богородичные праздники, связанные с иконами Богоматери: посвященные чудесным явлениям Ее икон или чудесам, которые Она сотворила через Свои иконы.

Существовали на Руси и искажения в почитании Богородицы. «Чисто народная стихия любви к Богоматери иногда выплескивалась через край, за рамки христианского миропонимания: образ Богородицы… размывался фольклорной стихией, сближающей его в непросвещенном народном сознании со сказочной Матерью-сырой-землей…» (И.К. Языкова. «Богословие иконы»).

Случалось также, что образ Христа и Его Пречистой Матери в народном сознании взаимно искажались: Христос Бог, Который есть Любовь (1 Послание Иоанна 4:16), воспринимался только как Грозный Судия, а Богородица – как Единственная Милостивая Заступница за людей перед Ним.

Да, мы молимся Богородице: «Не имамы (не имеем) иныя помощи…, разве (кроме) Тебе, Владычице». Но при этом необходимо понимать, что это – молитвенная поэзия, выражающая признание скорой помощи и особого дерзновения Пресвятой Богородицы в молитве к Своему Сыну. Но, конечно, Первоисточником любви, благодати и всякой помощи является Сам Сын Божий. И конечно, и иные святые, и не только Богоматерь, помогают нам своими чистыми молитвами к Богу.

Кроме того, наличие множества икон Богородицы дома и путешествия к Её чудотворным иконам в Святые места не помогут нам, если мы сами не будем работать над собой, в том числе, молитвенно обращаясь за помощью к Богородице.

Вера выше политики

Правители на Руси стремились заручиться поддержкой Богородицы и найти опору для своей власти в глазах народа и других князей, утверждая, что Богородица оказывает данному княжеству Свое особое покровительство.

Это показательно на примере святого благоверного князя Андрея Боголюбского (†1174), который перевез из Киева во Владимир икону Божией Матери, названную Владимирской. А в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери», написанном по велению князя, утверждалось, что Божия Матерь устанавливает над Владимиро-Суздальской Русью Свою особую защиту. Затем, в XIV в., название «града Богородицы» взяла на себя укреплявшая свои политические позиции Москва.

Конечно, когда правители и народ стремятся жить по-христиански, Богородица всегда поддержит их. Но когда ими руководит вражда, Богородица им Свое покровительство не окажет, хотя бы об этом и заявляли правители.

С этим столкнулся и князь Андрей: «Случалось, что Божия Матерь защищала и русских от русских, и даже от самого Андрея Боголюбского. Суздаль и Великий Новгород враждовали. Дружины Андрея Боголюбского осаждают Новгород, русские бьются с русскими, православные — с православными» (протоиерей Геннадий Фаст. «Кто Она для нас?»). По молитвам Богородицы к Своему Сыну за Новгородцев, о чем было знамение (знак) от Её иконы, войско князя Андрея стало объято неизъяснимым ужасом и поспешно отошло от города.

А теперь память этого события – праздник иконы Божией Матери «Знамение» — отмечается и Новгороде, и в Суздале, и во всей Русской Церкви 27 ноября/ 10 декабря.

Тот же князь Андрей Боголюбский в 1165 г. был инициатором установления на Руси праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1/ 14 октября). В основе этого праздника лежит то событие, когда в 930 г. Богородица защитила православную греческую столицу Константинополь от осаждавших город славян. Это были, вероятнее всего, русичи – наши предки, в то время язычники, и они потерпели поражение.

Знаменательно, что этот праздник был установлен именно на Руси. Это свидетельствует о том, что правда о помощи Богородицы тем людям, которые живут по-христиански, для святого князя Андрея была превыше политики и желания «сохранить» своё историческое «лицо» там, где мы были неправы.

Сколько уделов Пресвятой Богородицы на земле?

Не только на Руси стремились заручиться поддержкой Божией Матери.

Первым «уделом» Божией Матери стала считаться Иверия (часть Грузии), вторым – Святая гора Афон. А дальше практически во всех странах появились свои уделы Божией Матери. На Руси третьим уделом Божией Матери считается Киево-Печерская Лавра,
а четвертым – Дивеевский женский монастырь, открытый по благословению преподобного Серафима Саровского.

Кроме того, свою землю жители Руси с давних времен называли «Домом Пресвятой Богородицы».

Так сколько же уделов Божией Матери на земле? Удел Божией Матери – это не то место, которое хотят так назвать его жители. А то место, где царит Царица Небесная. Царит в душах и поступках людей, и где Она почитается ими. Так пусть же страны исторической Руси: Россия, Украина и Белоруссия – всегда остаются уделом и домом Пресвятой Богородицы!

Вячеслав Приходько,

СПб духовная семинария

Четыре места на Земле Пресвятая Богородица взяла под особое Свое покровительство. Это Ее земные жребии, или земные уделы, — Иверия, Афон, Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра и Дивеево.

В письме Императору Николаю I от 7 марта 1854 года «служка Серафимов и Божией Матери» Николай Александрович Мотовилов поясняет: «Благословение Ея для всех сих четырех мест состоит в том, что Она по три часа каждодневно обещалась быть Сама лично в каждом их сих мест — и ни одного из жителей их не допустит до погибели».

ИВЕРИЯ

По вознесении Господа апостолы в Сионской горнице бросили жребий: кому в какую страну идти проповедовать Евангелие. Богоматерь сказала, что и Она желает принять вместе с апостолами жребий и иметь страну, которую изволит дать Ей Сам Бог. Жребий пал на Иверию. Пречистая Богородица с радостью приняла Свой жребий и тотчас, по сошествии Святого Духа в виде огненных языков, хотела идти в Иверскую страну, чтобы проповедовать там слово Божие, но Ангел Божий сказал Ей: «Страна, выпавшая Тебе, просветится впоследствии, и Твое владычество утвердится там; по прошествии некоторого времени Тебе предстоит труд благовестия в земле, в какую направит Тебя Бог». Господь же возвестил Ей волю Свою: «О Матерь Моя, не отвергну жребия Твоего и не оставлю народа Твоего без участия в небесных благах ходатайством Твоим. Но пошли вместо Себя первозванного Андрея в удел Твой».

После этого явления Пресвятая Богородица призвала к Себе апостола Андрея и сказала ему: «Я буду хранительницей жизни людей Иверской страны и, воздевая о них руки к Сыну Моему, буду испрашивать им от Него помощи во всем». Вскоре после этого святой Андрей отправился на проповедь слова Божия, и вера, проповедуемая им, стала укореняться в Иверии. Окончательное же утверждение христианства и объявление ее господствующей религией в Иверии совершилось в начале IV века равноапостольной Ниной, которой Пресвятая Богородица повелела: «Иди в Иверскую страну, в Мой жребий, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа и обрящешь у Него благодать, и Я буду тебе покровительницей».

АФОН

В 48 году, Пресвятая Богородица вместе с апостолом Иоанном Богословом, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, направилась на Кипр, где епископом в то время был воскрешенный Господом четырехдневный Лазарь. Во время морского путешествия они попали в бурю и, спасаясь от непогоды, пристали к берегу Афонской горы, в том месте, где впоследствии была основана Иверская обитель.

Пресвятая Богородица, восхищенная красотой этого места и с благоговением встреченная жителями, обратилась к Сыну Своему, чтобы Он даровал Ей всю Гору Афонскую. Тогда прозвучал глас с небес: «Пусть это место станет Твоим уделом, и садом, и раем, а еще — убежищем для тех, кто жаждет спасения». Проповедь Матери Божией просветила местных жителей, и они приняли святое крещение. «Это место будет Мне от Сына и Бога Моего. Пусть же будет благодать Божия на месте этом и на живущих здесь, с верой исполняющих заповеди Сына Моего. Все необходимое для жизни земной будут иметь они, и не оскудеет к ним милость Сына Моего и Бога до конца века. Этому месту Я буду Заступницей и буду просить о нем перед Богом», — сказала Пречистая.

Сама Царица Небесная дивным образом приводила на Афон подвижников. Первым из них стал преподобный Петр, которому Божия Матерь сказала: «Для служения Богу нет лучшего места, чем гора Афонская, которую Я приняла от Сына Моего и Бога в наследство Себе, чтобы те, которые хотят отойти от мирских хлопот и соблазнов, приходили сюда и служили Богу. Велика любовь Моя к этому месту, и придет время, когда оно из конца в конец, на север и на юг наполнится многими иноками. И если они от всей души будут служить Богу и хранить заповеди Его, то еще здесь, на земле, получат они Мою помощь; Я стану облегчать болезни и труды их, дам возможность иметь все необходимое, ослаблю вражеские брани против них и плод их прославлю во всей поднебесной».

СВЯТО-УСПЕНСКАЯ КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

В первой половине XI века на Афоне, возле монастыря Эсфигмен, подвизался и принял постриг выходец из Киевской Руси монах Антоний, будущий великий преподобный. Матерь Божия открыла игумену монастыря Феоктисту, что Антонию следует идти к себе на родину. В напутствие ему игумен сказал такие слова: «Иди обратно в русскую землю, пусть там живущие через тебя преуспевают и утверждаются в вере христианской, да будет с тобой благословение Святой горы!» Антоний прибыл с Афона в 1013 году. Он ископал пещеру в горе около селения Берестово, но через некоторое время возвратился на Афон. После утверждения в 1019 году на великокняжеском престоле в Киеве Ярослава Мудрого игумену Феоктисту в афонском монастыре Эсфигмен вновь было Божественное откровение о том, что необходимо послать монаха Антония в Русскую землю. Игумен призвал к себе Антония и сказал: «Иди опять в Россию, и да будет с тобой благословение Святой горы! Ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти». В 1028 году Антоний вернулся на Русь и поселился в пещере на берегу Днепра, близ города Киева. Там он неустанно молился Богу и постился. К нему стали приходить христиане за благословением и советом. Некоторые из них постриглись в монахи. Так создалась великая Киево-Печерская лавра — Третий Удел Пресвятой Богородицы. Произошло это около 1051 года в правление великого князя Ярослава Мудрого.

Первоначально молитвенная жизнь монастыря сосредотачивалась в пещерах, где помещались и церковь, и трапезная с кельями. Но когда число братии умножилось, в пещерной церковке стало слишком тесно. Тогда преподобный Антоний благословил постройку деревянной церкви на горе. Так образовалась славная обитель, которая была названа Печерской, как основанная над пещерами. Ведя рассказ об этом, летописец замечает, что хотя и существуют многие монастыри, устроенные богатством царей и бояр, однако они не могут сравниться с теми, которые строятся молитвами святых, их слезами, пощением и бдением. Так и преподобный Антоний не имел золота, но своими трудами возрастил обитель, несравнимую с другими, которая явилась первым духовным центром Руси.

ДИВЕЕВО

Начало Дивеевской общины ознаменовано чудесным участием Матери Божией. Урожденная дворянка Нижегородской губернии Агафия Семеновна Белокопытова вышла замуж за подпоручика Мельгунова, богатого помещика, владевшего имениями в Ярославской, Владимирской и Рязанской губерниях. Вскоре она овдовела, оставшись с младенцем-девочкой. Желая сохранить в чистоте свое вдовство, Агафия Семеновна оставила мир и посвятила себя иноческой жизни в киевском Флоровском монастыре. Однажды после полунощной молитвы Агафия Семеновна сподобилась в тонком видении увидеть Пресвятую Богородицу и услышать от Нее следующее: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою. Не здесь хочу Я, чтоб ты окончила жизнь свою. Но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского Жребия Моего, Святой горы Моей, чтоб он здесь, в Киеве, основал новый Жребий Мой, лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе. Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих. И будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную великую обитель Мою. Иди же, раба Моя, в путь, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои — да будут с тобою!»

Посоветовавшись с киевскими старцами, Агафия Семеновна оставила Флоровский монастырь и пошла на север. Обходя многие места и монастыри, она направилась к Сарову. Это было около 1760 года. За двенадцать верст от монастыря, в селе Дивеево Нижегородской губернии Ардатовского уезда, она присела отдохнуть возле небольшой деревянной церкви и в дремоте сподобилась вторичного видения Богоматери. «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России...— сказала Пресвятая Богородица матушке Александре.— И вот здесь предел, который Божественным Промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих. И Я всегда буду с тобою, и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете. Это Четвертый Жребий Мой во вселенной. И как звезды небесные и как песок морской умножу Я тут служащих Господу Богу и Меня Приснодеву, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих; и благодать Святого Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных, с малыми трудами человеческими, не оскудеют от этого места Моего возлюбленного».