История употребления и злоупотребления алкоголя. Краткая история употребления алкоголя в россии

История развития человечества связана с употреблением и злоупотреблением алкогольными напитками. История развития Росийского государства формировала те условия при которых алкоголизм и наркомания стали общенациональной проблемой. Сама история нашего государства говорит о том, что культура употребления спиртных напитков и те социальные условия которые существуют, медленно и верно привели к тому, что мы имеем на сегодняшний день. Алкоголь-слово арабское. Означает оно - изысканнейший и вкуснейший. Начало целенаправленного получения сброженных напитков содержащих алкоголь многие историки относят ко времени формирования сельского хозяйства; т.е. приблизительно 6-10 тыс. лет до нашей эры. Из разбавленного водой мёда получали медовую брагу, из ячменя нечто вроде нашего пива, кочевники делали из кобыльего молока кумыс. Они использовались в качестве пищевых продуктов, а так же для жертвоприношений.

Однако алкоголь всегда был дурманом и надо сказать, что это вещество помогало человеку преодолеть, особенно в начальный период развития человечества, безотчётные страхи перед силами природы, перед невзгодами того времени, а так же для осуществления контактов между людьми. На основе исторических документов можно твёрдо считать, что целенаправленному получению спиртных напитков порядка 6 тыс. лет. Во многих древних документах Египта, Месопотамии, Китая, Греции, а так же в Библии мы находим упоминания о употреблении спиртных напитков и даже о злоупотреблении ими. Достаточно вспомнить, что первое чудо которое сделал Иисус Христос это превращение воды в вино. Из истории известно, что ещё в древние времена было отмечено отрицательное воздействие алкоголя и наркотических веществ на организм человека. Так Геродотом впервые было описано дурманящее действие дыма от сжигаемой конопли. В Спарте специально спаивали рабов для того, чтобы показать к чему это может привести, и воспитывали на этих примерах молодежь. В Индии жестоко наказывали женщин употреблявших алкоголь. В древнем Китае за 1116 лет до н.э. существовал указ императора, который назывался "извещение о пьянстве". Он гласит: " Наш народ в высшей степени распущен и потерял свою добродетель, что нужно приписать невоздержанности и употреблению хмельных напитков. Между тем разрушение государств больших и малых следует отнести к той же причине - употреблению этих напитков". Император в этом указе грозит пьяницам строгим наказанием, вплоть до смертной казни.

Попробуем рассмотреть - почему же алкоголь стал неотъемлемой частью культуры народов и так или иначе обожествлялся. В латинском языке (который имеет очень мало синонимов, где каждое слово имеет строго своё значение) спиритус имеет два значения - дух и спирт. И это показывает, что всегда в истории развития человечества спиртные напитки носили обожествлённый характер. Далеко ходить за примерами не надо. Водка - это ласкательное слово от слова вода. Во многих культурах отождествлялись понятия живой и мертвой воды. Водка относилась к живой воде.

Вообще спиртные напитки играли и играют немалую роль в истории и традициях любого народа. Это связано с тем, что в ходе развития человечества у разных народов возникали разные культовые напитки посвящённые божествам воды, божествам влаги. Люди старались принести этим божествам такую жидкость, которая свидетельствовала бы об его искусстве, об его умении, изобретательности и эта жидкость должна быть ценна и она должна быть вкусна. Люди старались показать божеству, что они достойные ученики и приверженцы божества. Напитки эти были итогом обработки человеком природных жидкостей различного вида. В странах, где был дикий, а потом окультивированный виноград стали изготавливать виноградное вино, в тропиках с успехом использовалось пальмовое вино, а в более умеренных широтах и в северных районах использовались соки ягод, молоко. Из этих субстрактов люди изготавливали напитки с совершенно новыми свойствами, иными вкусовыми качествами. Конечно занимались этим прежде всего жрецы и они были профессиональными посредниками между Богом и людьми. Они же являлись хранителями спиртных напитков. Так возникли культовые напитки на заре человеческой истории. Позднее они были перенесены на другие очень значимые в жизни человека события и стали посвящаться и другим, а не только водяным божествам. Напитки стали употреблять во все торжественные и знаменательные моменты в жизни человека. Во время похорон - при так называемых тризнах. В культуре любого языческого народа, в том числе у русского народа загробный мир находился не на небе; он находился под землёй. И для того, чтобы попасть туда надо было переплыть реку которая охранялась чудовищем. Надо было сделать так, чтобы это чудовище усыпить, усыпить его бдительность. А что могло использоваться для усыпления бдительности хранителя реки? Конечно же лучше всего подходил алкоголь. И привычка напиваться на похоронах, она ещё сохранилась.

Все народные, древние культовые напитки были связаны по своему происхождению с природными условиями обитания народов. В России за счет того, что было колоссальное количество лесов и они были на огромных пространствах, в первую очередь использовался очень доступный вид напитка - берёзовица. Она изготавливалась из берёзового сока. Но этот напиток имел очень существенный недостаток. Во первых это сезонный напиток, во вторых он быстро прокисал и третье - он требовал гигантских ёмкостей. Более притягательным напитком для человека в то время был продукт сделанный из мёда. Лесных пчёл было в достатке и бортничество всегда существовало на Руси. На Руси это был широко распространённый промысел. Доводили сок ягод до состояния морса, после этого смешивали с мёдом, заливали в ёмкости и выдерживали от 5 до 25 лет. Это так называемые ставленые мёды. Крепость этого напитка была от 50 до 60 градусов. Это в достаточной степени крепкий и дурманящий напиток. Описание потребления этого напитка, встречающееся в различных исторических источниках показывает, что даже небольшое количество этого напитка делало ноги ватными, наступал дурман и очень тяжёлый выход из этого состояния. Тяжелые сахара давали о себе знать и человек долгое время находился под дурманом. Слово мёд - индоевропейское. По гречески - это хмельной напиток. Само название - мёд говорит, что это хмельной напиток. Его и добывали-то именно из-за этого. Питный мёд вытеснил, очень быстро, берёзовицу и удерживался очень долгое время, до принятия христианства на Руси.

В 12 веке (после крещения Руси) произошло изменение культового напитка перешли на греческое вино - мальвазиу, а позже уже в 18-19 веках этим напитком стал кагор. Надо сказать, что именно так считалось можно отождествлять цвет и вкус с кровью Христа. И такое изменение культового напитка не прошло бесследно. Сам выбор веры на Руси - был связан с массой интересных вещей. Например: когда князь Владимир стоял перед выбором веры (иудаизм, мусульманство, христианство) и мусульмане ему сказали, что нельзя есть свинину и пить вино и Вы знаете эту знаменитую фразу князя Владимира - на Руси питие есть. Иудаизм не был принят на Руси по единственной причине - табу у евреев это то, что сквашено, что подвержено брожению. Иудаизм предусматривает например разрешение пить коньяк и араку - иниковую водку, но не разрешено пить даже квасу. А вся история Российского государства она как бы замешана на квасе. Надо сказать, что вот такой переход с одного напитка на другой это первая значительная революция в древнерусском обществе. Во первых она потрясла умы народа с идеологической точки зрения, бывший священный культовый напиток становился формально общедоступным и не священным. Причём сосредотачивался он в руках наиболее властной и богатой части населения. И получалось, что пьянство было доступно для тех людей у которых либо набит кошелёк, либо он не зависим от других людей.

Получилось так, что на Руси впервые вместо культового напитка предполагавшего, что пьянство есть редкое и исключительное явление связанное с определёнными праздниками - появился напиток который можно употреблять хоть каждый день. Ни что не сдерживало. И, надо ещё отметить, что хранителями питного мёда были всегда жрецы и в эти праздники от князя до смерда и даже раба все имели право пить но в строго определённое время. Причём напиток выдавался бесплатно. Теперь появились рыночные отношения. Мёд выступил продуктом товарообмена. Мёд стали продавать за границу, он стал экспортным товаром и вместо натурального хозяйства появились денежные отношения; стали брать дань в деньгах. У населения брали налоги мёдом. Мед вступил в кольцо товарно денежных отношений.

Не смотря на то, что христианство было введено в России в XII веке, существовали такие факторы которые нельзя нельзя не учитывать - это притяжённость пространства. При огромной территории в достаточной степени редкое, но многочисленное население. И ещё то, что периферия всегда не подчинялась столичным властям, либо решение столичных властей изменялось до неузнаваемости. Эти факторы всегда существовали в нашей стране. Верховную власть на Руси можно было ощутить только в столице или крупных городах, а на периферии это просто слова, поэтому христианство на Руси тормознулось на два века. И если в Киеве это произошло в XII веке то по всей России потребовалось два столетия для перехода на новый культовый напиток.

На Руси наряду с мёдом и другими напитками очень широкое распространение имели квасы. Квасов на Руси было более 600 сортов. Квас был не только повседневным напитком утоляющим жажду, но главное он служил той общепринятой пищевой жидкостью на базе которой готовилась вся пища. Квас повсеместно и непременно присутствовал в каждом доме в количестве не менее 200-250 литров. Приготавливался он порциями не менее 500-1000 литров одновременно. Это происходило потому, что тогдашние семьи насчитывали 25-ЗО человек. Чтобы обеспечить бесперебойную подачу пищи нужно было именно такое количество кваса для приготовления холодной и горячей пищи. При отсутствии пищи в доме хлебным квасом питались, сдабривая его различными травами (мята, чебрец, липовый цвет, смородина, душица и т.д.). Квас помогал и при голоде, и при полуголодном существовании, ведь это был жидкий хлеб, более того он был насыщен всевозможными ферментами и витаминами, биологически активными веществами. Обычная норма потребления кваса достигала 5 литров в сутки на человека. Его употребляли и вместе с едой и в качестве еды. Отсюда запивать за столом солёное, жирное, мучное в русском народе было принято только квасом, до тех пор пока не появилась водка. И надо сказать, что питный мёд, а потом варёные и ставленные меда подавались всегда либо до еды, как аперитив для возбуждения аппетита, либо на десерт. Во время еды ни на пирах, ни при застольях мёд не подавался. Это сыграло очень злую шутку с Русским народом. Ведь мёд пили - алкоголь ради алкоголя в течение почти 700 лет. Водку, когда она появилась, стали пить голой - без закуски. Её стали пить вместо еды, а не вместе с едой.

Спиртные напитки с высоким содержанием алкоголя, такие как водка, в Европе появляются в XIII веке, а в XVI веке водка появляется уже и на Руси. С середины XVI века с появлением в России водки её производство налаживалось на специальных винокуренных заводах. Царь Иван Васильевич Грозный после взятия Казани в 1552 году основал первый русский кабак. Кабак - слово татарское и происходит оно от названия сосуда сделанного из тыквы. Надо сказать, что татарский кабак - это постоялый двор в котором подавались спиртные напитки и всевозможные кушанья. Первый кабак был открыт Иваном Грозным в Москве (сейчас там находится 5-ти звёздочный отель "Балтика"- не далеко от Кремля, а в переводе балтика - это топь и грязь). Кабак в самом начале основан был для опричников. Опричнина - это метод удержания власти при помощи террора и насилия, люди которые шли в опричнину обычно люди без моральных устоев. Для них ограбить церковь, монастырь ничего не стоило. Они были как бы вне закона и вне той патриархальной Руси в которой веками складывались моральные ценности. Для них этих ценностей практически не существовало. Более того, когда кабаки стали приносить очень большие доходы, был издан специальный указ Ивана Грозного - чтобы смердам и другим людям разрешено было посещать кабаки. С этого времени появляется совершенно новый вид деятельности государства - открывается винная монополия. Винная монополия - это полностью государственная привилегия на изготовление спиртных напитков, цены, определение объёмов производства и точек продажи. Это полная государственная регалия. Откупная система - это когда можно откупить у государства право на производство спиртных напитков. Откупщик, выкупив это право устанавливает сам цены и обьёмы продаж.

Существует акцизная система - это когда государство в состоянии продать лицензию на производство спиртных напитков, но акцизный налог платится от того количества которое разрешено производить данному человеку. Предположим если частный предприниматель изготавливает 10 тыс. литров водки на своём производстве он платит один налог, если миллион литров, то совершенно другой налог. Налог ещё идёт и от продаж. Цены устанавливает производитель, но чем выше цена тем больше налог от продажи. Почему власти старались монополизировать продажу спиртного? Водка выступила моментально в качестве концентрированного более ценного выразителя зерновой и хлебной стоимости. Отсюда внимание к ней органов государства и частных производителей и торговцев максимально возрастала. Сырьё было крайне дешёвое, хлеба в России всегда было в достатке, ценность готового продукта в десятки и сотни раз перекрывала стоимость этого сырья и если к тому же прибавить удобство транспортировки, хранения то водка представляла собой удивительно нужный продукт. Её всегда невысокую стоимость надо учитывать в сравнении с той же перевозкой зерна.

Ценность товара в малом объеме, компактности и лёгкости деления товара. Поскольку этот продукт - спирт никогда не портился и подлежал длительному хранению, то всё это превращалось в идеальный товар для государственной торговли и монополии. Иными словами если бы водки не было, то её непременно нужно было бы выдумать. И не как объект употребления спиртных напитков, а как объект косвенного налогообложения. На смену бесконтрольному производству вина, варёного и ставленного мёда, домашнего солодового пива и браги приходит вдруг внезапно жесткая чётко выверенная государственная политика на выделку хлебного спирта.

В 1597 году для управления винной торговлей в Москве создаётся ведомство "новое честь" или четверть. Это первая русская монополия. Водка в качестве фактически первого массового продукта должна была оказать большое воздействие на экономику страны. А её внедрение должно было принести большой социальный шок. Одной из заметных особенностей водки как продукта и товара было то, что она разлагающее воздействовала на все слои общества. Она разрушала одним ударом как социальные так и старые культурные нравственные и идеологические табу. В этом отношении водка подействовала как атомный взрыв на ту патриархальную среду. Вот почему последствия просматриваются в различных исторических документах. Вот один из таких документов. В 1634 году в Россию приехал немецкий путешественник дипломат Алиарий. "Пьянство и праздность ведут к самому ценичному разврату в стране. На пирах женщины напиваются до потери сознания как и мужчины и в таком состоянии валятся на пол спать вповалку вместе с мужчинами. Подобное же пьянство и разврат царят в среде богомольцев и паломников. Однажды из кабака вышел совершенно голый человек пропивший свою одежду и обувь, сорвал на дороге пучок собачьей ромашки и закрывая им свою наготу весело с песнями отправился домой как ни в чём не бывало". Конечно моральные устои русского народа были очень высоки, религиозность и набожность всегда присущи нашему народу тем не менее. Илья Муромец - былинный герой олицетворение мужественности, честности и порядочности. Все былины 15-17 веков где упоминается Илья Муромец обязательно связаны с употреблением алкоголя. Например - чара у него была 1,5 ведра, осушал он её одним махом. Он громил царские кабаки (потому что там народу было плохо) после погрома он выкатывал бочки с вином и начиналась братовщина (ковш пускался по кругу). Это возврат к тому с чего начиналось.

Раньше пили каким образом. Собиралось большое количество народа по поводу праздника. Давайте будем так как раньше. А теперь кабак это плохо потому что это одиночное пьянство. Считалось что таким образом можно восстановить порядок и культуру пития. Скорость спаивания населения конечно увеличивалась с приходом кабаков. Описание мастерового люда было таковым: пропивалось почти всё в воскресенье, обнаруживал человек себя не понятно где, а утром он пропивал последнюю одежёнку. Это было уже в те времена трагедией. Стал один институт кружечных голов и целовальников. Целовальник разливал водку в кабаке. Кружечная голова - человек который собирал налоги. Эти люди были совершенно беспринципными им было всё равно с кого брать деньги и кого спаивать.

Надо сказать что церковь метала гром и молнии против пьянства и сопутствующих ему дерзостей и безбожия. А целовальники получали предписания от царя:" пьяных от царёвых кобаков отнюдь не отгонять и кружечный сбор сдавать в царёву казну против прошлых с прибылью". Спаивать народ поощрялось государством. Призывали всячески расширять сбыт водки. Всё это находило отражение в различных проявления общественного мнения, в общественных конфликтах и в появлении нового типа людей предерзостных. Их называли по разному к примеру - кабацкие ярыжки. Это строго определённый клан людей который всегда был либо в кабаке, либо рядом с ним, из них формировались воры-разбойники. Это были люди настолько злоупотреблявшие спиртными напитками, для которых суть существования на земле это добыча денег для того чтобы выпить. Они быстро пополняли собой новый социальный слой городского пролетариата, по терминологии того времени - посадской голытьбы. Посадская голытьба всегда была полуголодная, злобная, жестокая, циничная, не связанная ни какими нормами. Толпа - энергию которой можно было бы направить буквально за ведро водки. Чем с успехом и пользовались. Пьянству населения способствовала и культура употребления в России. Поскольку питный мёд был сильным алкогольным напитком и употреблялся как алкоголь ради алкоголя, то до введения трактиров (конец XIX века) водку пили голую без еды.

Поэтому опьянение было быстрым. Из кабака можно было вынести только ведро водки. В трактире наливалось не менее чарки. В различных источниках ёмкость чарки разная. Самая минимальная 123 грамма, максимальная 175 граммов. Наша культура оттуда XVI-XVII века. Мы принадлежим к северному типу употребления - т. е. большие дозы одномоментно. А почему? Потому, что и мёд так пили он ведь сладкий, вкусный и сразу хмеля не чувствуешь. Он не обжигал рот и пили его большими ковшами. И ведь не зря в фильмах о Руси мы не видим ни рюмок, ни стопок, а только ковши. То что можно видеть в историческом музее и в оружейной палате так это лафитник изобретение конца XIX века. И подавались четверти - нормальная ёмкость которая подавалась на стол. И опять таки стеклянная посуда появилась к концу XIX века, а так - ведро. Всё взаимно связано.

Тысячелетия из поколения в поколение передавалась культура питья. Вопрос употребления спиртного на Руси всегда был тесно связан с политикой государства. С момента появления первых царских кабаков торговля водкой сосредоточена исключительно в руках царской администрации. С тех пор производство и продажа спиртного сосредотачивается в руках кабацких голов. Они были посредниками между царской администрацией и населением. И конечно были большие финансовые злоупотребления. Против них очень часто возникали всевозможные бунты. Так в 1649-1650 годах царь Алексей Михайлович созывает после подавления кабацких бунтов земский собор - получивший наименование собора кабака. Главным вопросом на нём встаёт вопрос о реформировании питейного дела на Руси. Попытка такая была сделана. В 1651-1652 годах запрещается продажа водки в кредит, который способствовал созданию кабацких долгов и закабалению людей. Уничтожаются частные и тайные кабаки, усиливается проповедь церкви против пьянства. По совету патриарха Никона было решено продавать только по одной чарке спиртного на человека 4 дня в неделю, а за час до начало обедни его продажу прекращать вообще. Но как для Русского народа такие запреты? Не прошло и 7 лет и было внесено новое постановление согласно которому уже разрешалась повсеместная продажа алкоголя, "дабы великого государя казне учинить прибыль". И, действительно, очень много теряли на водке. Продажа водки приносила от 30% до 50% поступлений в казну. Финансовые соображения ведут вновь к ужасному разгулу пьянства в России. Теперь посмотрим на эпоху Петра-I. 1705 год Пётр-I склоняясь к тому, что для успешного ведения Северной войны необходимы большие деньги. Он разрешает откупную систему. И за очень короткое время были собраны деньги на строительство флота, оснащение войск. Но эта откупная система смогла продержаться лишь 10 лет только потому, что против неё были бунты. Ведь откупщик устанавливал свои цены на спиртное. И объёмы производства были у всех разные. Обнищание населения шло очень быстро.

После этого периода делается смешанная система. Казённая продажа была в руках государства, а свобода на винокурение ещё некоторое время сохранялась. Политика Петра была двойственна. С одной стороны он флот оснастил, войну повёл и именно при нём были введены наказания для пьяниц. Их избивали палками, сажали в ямы. Академик Миллер по указанию Петра подготовил проект открытия специального работного дома для исправления в уме больных гулящих девок и пьяниц. Так что Л.Т.П. не является изобретением советского правительства. В 1765 году правительство Екатерины вводит привилегии в винокурении для дворянства. Восхождением Екатерины на престол она обязана именно дворянам. Её муж Пётр-III был отстранён от власти, в одну ночь произошел государственный переворот.

Секрет этой тактики состоял в том, что они имели колоссальный политический выигрыш и готовы были заплатить водкой за политическую стабильность в стране. Однако цена такой платы была не только разорительна для государства но и непосредственно для народа. Как для его кармана, так и в большей степени для его здоровья. Откупная система принося гигантскую прибыль кучки людей при этом вела к резкому ухудшению качества спиртного. Его разрушительное воздействие на здоровье было и из-за всевозможных фальсифицированных напитков. Откупная система привела к невероятным злоупотреблениям, что вызвало сильнейшее негодование в народе. Вот почему в общем русле реформ она была заменена и в 1863 году (как раз отмена крепостного права) была введена акцизная система на продажу спиртных напитков. Акцизная система (15 лет она просуществовала) ничего она не дала кроме разброда и шатаний. В 1885 году была проведена частичная реформа акцизной системы и по рекомендациям правительства вместо кабака появился трактир. Трактир - это то место, где как раз подавали уже еду к спиртному. Именно в это время в Москве и Петербурге появилась стеклянная посуда. В ней уже было можно покупать водку. Надо сказать, что мастеровой люд купив четвертинку выпивал её тут же у порога трактира, поскольку стоимость посуды превышала стоимость водки. И очень длительное время именно из за этого никто не покупал бутылку водки, потому что была очень высока стоимость самой посуды. Стекло было ценнее чем сам напиток. Отсутствие элементарной культуры потребления водки в народных массах, рождённое многовековым существованием кабака, препятствовало любым реформам. И трактир был для наиболее обеспеченной части населения.

Кабаки по прежнему существовали и мастеровой люд в трактиры не ходил. Надо сказать, что интеллигенция того времени конечно понимала какой урон несёт такое распространение пьянства на Руси. Во главе с Менделеевым много государственных деятелей, юристов выступили в поддержку введения в России государственной водочной монополии. Потому, что акцизная система привела к колоссальному развитию кабацко - трактирных. Причём везде устанавливалась своя цена на водку и население очень от этого страдало.

Появились в это время и движения за трезвость. Первые, как отмечают историки, в 1858-59 году среди крестьян Саратовской, Пензенской, Владимирской, Тверской губернии возникли общества, (неофициальные общества трезвости). К маю 1859 года крестьянские общества трезвости распространились на 32 губернии. Начались массовые разгромы питейных заведений. 780 зачинщиков были преданы военному суду и сосланы в Сибирь. Лишенное организации и не поддержанное государством это стихийное движение за трезвость очень быстро заглохло. Такая деятельность общественности иногда заставляла правительство вводить некоторые ограничения на потребления алкоголя. В 1904-1905 годах в период Русско-Японской войны практически был введён запрет на торговлю водкой в ряде регионов страны. В 1905-1907 годах (первая русская революция) ограничения сохранялись или действовали частично. В 1906-13 годах водочная монополия осуществлялась во всём своём объёме и дала ряд положительных результатов. Сокращение по крайней мере внешних проявлений пьянства. Торговля водкой была упорядочена так, что лишь в столице и в крупных городах она велась с 7 утра до 10 часов вечера. В сельской местности она завершалась осенью в 18 часов а весной и летом продлевалась до 20 часов. Во время общественных мероприятий; выборов в думу, общинных собраний, сходов как деревенских, так и волостных - торговля водкой строго запрещалась. Усилены также уголовные наказания за тайное изготовление водочных изделий (самогона). И как видите введение аналогичных регулирующих мер скажем в 30-х, 60-х, 70-х годах это не особенная выдумка нашего правительства. И наконец 2 августа 1914 года правительство России вводит на период войны полное запрещение на производство этилового спирта для изготовления спиртных напитков, он используется только в медицинских целях для нужд фронта. Особого потрясения введение сухого закона в те времена не вызвало. В ночь с 31 декабря 1914 года на 1 января 1915 года Москва около Яра (знаменитый ресторан) много экипажей и автомобилей словом сьезд. Трезвый Новый Год не пугает москвичей: они также охотно идут в ресторан как и в былые дни в Метрополе, Праге, Эрмитаже, у Тестова, в Задороге - всюду было много народа. С внешней стороны в ресторанах была обычная картина - масса цветов, серпантин, сюрпризы для дам, но вместо шампанского в бутылках с золотыми и серебрянными головками подавали различные шипучие и фруктовые воды.(газета "Русское слово" за 1 января 1915 года). На этом фоне (мощно развернулось общество борьбы за трезвость поддерживаемое интеллигенцией) к сожалению всё это успеха не имело. С 1916 года потихоньку стали продавать слабоалкогольные напитки потом было разрешено пиво и именно в этот момент происходит разгул самогоноварения. В декабре 1917 года Советское правительство продлило запрет на торговлю водкой на время войны и революции. А затем в июле 1918 года ещё раз приняло постановление о запрете производства самогона и торговле водкой на период гражданской войны и международной интервенции. Люди которые жили в Петербурге так описывают Октябрьскую революцию: почему-то там слово октябрьские беспорядки. Штурм Зимнего дворца по историческим документам это 10-20 убитых. Разгром винных погребов сразу после революции это десятки тысяч убитых. Причём есть постановление Совета Народных комиссаров от 6 декабря, в котором предписано от винных погребов отгонять народ пулеметами.

Одна из причин Октябрьской революции это противодействие сухому закону. Очень легко можно было поднять на этом массы и этим воспользовались. И именно в этот момент вагонами шёл в Россию кокаин из Финляндии и Германии. Наши революционные матросы не брезговали кокаином. Матросы Балтийского флота в большей степени были наркоманами. Это к сожалению исторический факт. Но вот, например, постановление - всем владельцам вина предоставить сведения о месте нахождении напитков в Смольный, нарушившие запрет - наши враги и с ними будут поступать по всей строгости революционного закона.

Так долго продолжаться конечно не могло и в 1923 году ползучая отмена сухого закона. Официально ни в одной газете, ни по радио не было обьявлено, что вот с этого момента разрешена продажа водки. Просто постепенно она стала появляться. Первая водка была рыковка по имени председателя совнаркома. И в 1923 году работает 95 винных заводов уже а в 1924 году 145.

Можно ли в современном российском обществе представить себе человека, который бы в течение своей жизни ни разу не сталкивался бы с проблемой пьянства? К огромному сожалению, вряд ли. Прямо или косвенно, но алкоголь прочно вошел в нашу жизнь и убираться из нее в ближайшем будущем не собирается. Ведь даже если человек совершенно не пьет сам, то избежать контакта с пьяными практически невозможно: с одинаковой вероятностью с ними можно столкнуться и в общественном транспорте, и в местах общественного отдыха, и во дворе, рядом с детской площадкой.

Пьянство в России давно перестало быть проблемой отдельно взятой семьи и стало проблемой общества. Да и может ли быть иначе, если средь бела дня на улице часто можно натолкнуться на мирно или не совсем мирно почивающее на земле тело, перебравшее хмельного напитка. А о совершенных в пьяном угаре преступлениях не слышал, наверное, только глухой.

Зачем человек пьет?

Любому человеку, если только он не алкоголик в запое, чтобы выпить, нужен какой-нибудь побудительный мотив. Поэтому он придумал себе несколько удобных оправданий “на все случаи жизни”, чтобы в любой момент можно было опрокинуть рюмку-другую.

Самым универсальным оправданием является утверждение, что алкоголь повышает аппетит, взбадривает, поднимает настроение, способствует более оживленному общению в компании. Поэтому почти на всех празднованиях спиртное льется рекой. Но “развязывая” человеку язык, выпитое спиртное туманит ему разум, поэтому не случайно, что большинство преступлений, совершенных под воздействием алкоголя, приходится именно на такие разудалые застолья.

В холода люди зачастую пропускают рюмочку, чтобы согреться. Алкоголь действительно имеет свойство расширять кровеносные сосуды и увеличивать кровообращение, вследствие чего человеку становится теплее. Но беда в том, что русская душа очень часто не приемлет слова “довольно”. Поэтому “между первой и второй перерывчик небольшой”, а там третью “за милых дам” грех не выпить до дна, а в конечном результате такой “сугрев” заканчивается в больнице с отмороженными руками-ногами, а то и похуже – в морге.

Также часто любители выпить оправдываются тем, что в небольших дозах спирт имеет лечебные свойства при простуде, сердечно-сосудистых заболеваниях и болезнях желудочно-кишечного тракта. Причем нередко это в частных беседах подтверждают и сами врачи. Но так ли это на самом деле? В медицине спирт используют только как дезинфицирующее средство, и ни один врач официально не выпишет больному рецепт на спиртное для приема внутрь.

Ведь еще при жизни знаменитого врача И.И. Пирогова (1810-1881 гг.) на одном из съездов врачей была принята резолюция, что в человеческом организме нет ни одного органа, которому алкоголь был бы полезен, и что у алкоголя нет ни одного воздействия на человеческий организм, которое невозможно достичь другими лечебными средствами, менее разрушительными и надежными и полезными для организма.

Употребление хмельных напитков в древней Руси

Очень часто можно услышать, что русский народ – самый пьющий народ в мире и что эта национальная особенность заложена в русских генах издревле. Часто это даже служит причиной своеобразной гордости. Но так ли это на самом деле?

В языческую эпоху употребление хмельных напитков на Руси было в основном на праздниках (пиры, тризны, игрища). Основным сырьем для хмельных напитков в то время был мед, поэтому хмельные напитки были скорее бодрящими, чем опьяняющими: брага, медовуха, пиво. С Х века к ним добавилось и пришедшее из Византии виноградное вино.

Прием хмельных напитков обычно сопровождался обильной трапезой, поэтому особого ущерба для здоровья не представлял. Помните окончание многих народных сказок? “И мы там были, мед-пиво пили, по усам текло, а в рот не попало”.

В одной из первых древнерусских литературных памяток, “Повести временных лет”, креститель Руси, великий князь Киевский Владимир, выбирая, какую религию принять языческой Руси, сразу же отверг мусульманство, обосновав это такими словами: “Руси есть веселие пити, не можем без того быти”.

Может быть, князь не в последнюю очередь потому и выбрал православие, что православная церковь никогда не запрещала пить вино, хотя и требовала умеренности в выпитом. И пусть это шутка, но факт налицо: благодаря этой “Повести…” документальная история употребления хмельных напитков на Руси насчитывает более 1000 лет.

Историческая справедливость требует уточнить, что со времен Владимира Великого и вплоть до начала ХІV века на Руси пили или перебродивший мед, или хмельные напитки из сока винограда. Но поражает истинно русское разнообразие таких напитков: березовица, мед, сита, сикера, квас, вино!

Однако нет ни одного письменного свидетельства домосковской Руси, в котором бы говорилось, что пьянство приняло массовый характер, превратившись в социальную проблему. Употребление алкогольных напитков в то время было скорее ритуальным действием, производившимся по случаю важных событий: праздников, свадеб, поминок, т.е. было эпизодическим, к тому же с обильной и разнообразной закуской.

Патриархальный уклад жизни Киевской Руси сдерживал распространение пьянства. В те времена старики такими словами напутствовали молодежь: “Пейте вино веселия ради, а не для пьянства; пейте, да не упивайтесь”.

Может, поэтому в странах, где и в современном обществе сохранились и в наши дни древние традиции (Китай, Япония), нет столь ярко выраженной проблемы пьянства как социального явления, хотя алкогольные напитки в них не менее доступны, чем в России.

Московская Русь: начало пьянства

В первой половине ХІV века на Руси в повседневном обиходе появляются такие обозначения, как “вареное вино”, “горячее вино”, “хлебное вино”. Это уже не перебродившие мед или виноградный сок, а алкогольный напиток, полученный способом перегонки, или попросту самогон.

Когда в России начали гнать водку, точно не известно. Исторические документы свидетельствуют о том, что перерабатывать рожь и получать из нее ржаной спирт в России начали во временном промежутке с 1448 по 1474 г. Документально зафиксированный факт, что в 1533 г. в Москве по приказу Ивана Грозного был открыт первый в России “царев кабак”.

Однако напиваться каждый день в то время в нем было привилегией царских опричников. Простолюдинам разрешалось отвести душу только на Рождество, Дмитровскую субботу и Святую неделю. В другие дни попавшихся пьяниц били батогами, а “особо отличившихся” могли и в тюрьму посадить.

Пьянство как экономическое явление в России начинается с середины ХVІ века. В 1555 г. царь Иван Грозный шлет предписание своим наместникам повсеместно заводить “царевы кабаки”. Самое страшное то, что в этих кабаках высочайшим повелением разрешалось только лишь пить, а есть запрещалось. Нетрудно представить, как быстро в таком заведении человек пьянел и в хмельном угаре пропивал все ценное, что было при нем, а очень часто и на нем.

Если учесть, что к этому времени простолюдинам, крестьянам и посадским, запрещено было под страхом казни готовить дома традиционные для русского общества брагу, пиво и хмельной квас, не говоря уже о самогоне, то понятно, что такие кабаки изначально предназначались для простонародья.

Благодаря кабакам спаивание русского народа было поставлено на широкую ногу. Весь доход от торговли спиртным в этих кабаках поступал исключительно в царскую казну – это и было движущей силой питейной политики России в этот период.

Взошедший после смерти Ивана Грозного на престол Борис Годунов окончательно утвердил монополию государства в торговле водкой, уничтожив на всей территории Русского государства традиционные древнерусские корчмы, в которых прохожий мог не только выпить, но и поесть. В 1598 г. царским указом частным лицам, невзирая на социальное положение и прошлые заслуги, было запрещено торговать водкой.

Меньше чем через столетие пьянство стало настоящим бичом русского общества. Автор написанного в первой половине ХVІІ века «Описания путешествия в Московию» прусский ученый и дипломат Адам Олеарий поражался, что порок пьянства настолько распространен во всех сословиях московитов, как у духовных, так и у светских, среди мужчин и женщин, молодых и старых, что на валяющихся на улице в пыли пьяных никто уже не обращает внимание – настолько все привыкли к таким картинам.

Знакомая картина и в наши дни, не правда ли? Причина такого повсеместного пьянства была заложена в традиционных для русского народа радушии и гостеприимстве. На это прямо указывал в изданных в 1615 г. “Московских хрониках” шведский дипломат Питер Петрей. По его словам, тому, кто не пьет без остановки, не место среди русских. Если человек пьет меньше, чем русским бы хотелось, они таким человеком очень недовольны. Но если вы в состоянии выпить все, что вам нальют, русские к вам будут относиться, как к лучшему другу.

Исторический опыт борьбы с пьянством в России

В 1648 г. по многим крупным городам России прокатились “кабацкие бунты”. Их причиной стала неспособность простолюдинов платить в кабаках долги за выпитое. Да и в целях экономии качество продаваемых в этих кабаках водки стало отвратительным. О размахе и силе этих бунтов можно судить хотя бы по тому историческому факту, что для их подавления пришлось использовать войско.

Под влиянием патриарха Никона, имевшего огромное влияние на царя, царь Алексей Михайлович в 1652 г. созвал Земский собор, известный в истории России как “собор о кабаках”. После завершения собора выходит царский указ, которым ограничивалось число питейных заведений в городах. Также в этом указе были определены дни, в которые запрещалась продажа вина, общим числом более 180.

Получается, что, согласно этому Указу, русский человек полгода поневоле должен был соблюдать воздержание от спиртного. Также запрещалась продажа водки в долг и введена норма отпуска водки на одного человека – 1 чарка (в то время вмещала 143,5 г). К тому же цена на водку повышалась втрое.

По настоянию патриарха Никона особам “священнического и иноческого” чина продажа водки и вовсе была запрещена. Церковь на своих служениях значительно усилила проповеди о греховности и вреде пьянства. И такие меры дали положительный результат: отношение к пьяницам не только в церковных, но и в светских сословиях из иронично-дружелюбного превратилось в негативное.

Царский указ должен был неукоснительно выполняться. Но на историческую сцену вышла, как и не раз потом в дальнейшей истории России, очень мощная сила – экономическая выгода. Доход от водки стал к тому времени одним из главных источников пополнения царской казны. Сократить же потребление водки и при этом увеличить поступление в казну от ее продажи – задача непосильная даже для сегодняшних экономистов, что уж говорить о середине ХVІІ века!

Поэтому нет ничего удивительного в том, что царский указ строго соблюдался меньше 7 лет, а число кабаков, вопреки указу, так и не сократилось. Как и не раз потом в будущем, когда началось значительное уменьшение выручки от водки в казну, интересы государственной казны были поставлены выше интересов простого человека.

Все же следует заметить, что до царствования Петра І пьянство было распространено по большей части среди малоимущих классов, так как им приходилось свою потребность в спиртном утолять в силой навязанных кабаках. Среди аристократов и купечества пьяниц было сравнительно мало, не в последнюю очередь потому, что им было разрешено пить вино дома, где всегда присутствовала хорошая закуска.

Преимущества отрезвления народа

Если говорить о самом удачном опыте борьбы с пьянством в России, то это была кампания за трезвость, начатая в 1914 г. царским указом: на период мобилизации была запрещена продажа спиртного.

В дальнейшем право решать, торговать алкогольными напитками или нет, было передано на усмотрение местных общин. “Волею Государя право решения вопроса быть или не быть трезвости во время войны Нами было предоставлено мудрости и совести самого народа”.

Результаты такого решения стали неожиданностью даже для правительства России. Большинство регионов царский запрет поддержали. Статистика неумолима: за год употребление алкоголя уменьшилось в 24 раза – с 4,7 л/чел. в 1913 г. до 0,2 л/чел. в 1915 г.

Этот уникальный в истории человечества опыт отрезвления считавшегося безнадежной пьяницей многомиллионного народа дал поистине ошеломляющие результаты, напрочь опровергающие утверждение, что пьянство выгодно для государства.

Десятки и сотни миллионов рублей, прежде безнадежно тратившиеся на выпивку, поступили в сберегательные кассы и кассы взаимопомощи, значительно увеличилась покупательская способность населения, а производительность труда настолько возросла, что по экономическому росту Россия вышла в мировые лидеры. Появилась реальная возможность провести в ближайшем будущем крупномасштабные финансовые реформы. Но мировая война и последовавшая за ней революция не дали возможности их осуществить.

Социальная проблема пьянства в современной России

Сегодня это большая, глобальная проблема. Всемирная организация здравоохранения признала уровень в 8 литров потребления алкоголя на человека особо опасным для здоровья людей. И утешать себя ложной гордостью типа “что для русского хорошо, то для немца смерть” бесполезно и бессмысленно. Нужно смотреть правде в лицо – в современной России свирепствует эпидемия алкоголизма.

Нет никаких оснований говорить, что раньше тоже так было. Нынешние масштабы пьянства в России не идут ни в какое сравнение с тем, что было раньше. Статистика оперирует сухими цифрами. 0,2 л потребления алкоголя на душу населения в 1915 г. и 18 л чистого алкоголя на человека в 2010 г.

Меньше чем за сто лет количество потребляемого на человека алкоголя увеличилось в 90 (!) раз.

Россия давно и прочно занимает первое место в мире по потреблению алкоголя.

За этими цифрами стоят сотни тысяч разрушенных пьянством семей, миллионы искалеченных судеб. Ведь не только по уровню потребления алкоголя, но практически по всем связанным с алкоголем позициям: заболеваемости алкоголизмом, смертности от алкоголизма, преступлениям на почве злоупотребления алкоголем, женскому и подростковому алкоголизму – Россия в мировых лидерах.

Ежегодно в России непосредственно от пьянства умирает от 90 до 100 тыс. человек. Из них около 10 тыс. умирают от алкогольной болезни, около 35 тыс. – от отравления некачественным алкоголем. Около 25 тыс. погибают в авариях по вине пьяных водителей, и примерно сколько же – от рук пьяных преступников.

Маленький лучик надежды

В последние годы, если верить официальной статистике, наметилась тенденция к снижению этих показателей. Употребления алкоголя на душу населения в 2011-2013 годах стабилизировалось: официально – на уровне 8,9-9,1 литра чистого алкоголя, но по независимым исследованиям этот показатель находится в районе 13-15 л.

Немного снизились показатели заболеваемости и смертности от алкоголизма. Очень хочется верить, что это начало оздоровления нашего общества. Но успокаиваться еще слишком рано. Ведь в истории России есть множество примеров, когда начиналось все хорошо, а заканчивалось – как всегда. Очень не хотелось бы, чтобы так случилось и на этот раз.

Те же сухие цифры статистики свидетельствуют о том, что алкоголизм в последние годы имеет тенденцию к омолаживанию, т.е. алкоголизмом заболевает все больше молодых людей. А это будущее страны, причем в большинстве своем потерянное будущее.

Но все же хочется верить, что эти маленькие сдвиги обозначили точку поворота. И что объединенными усилиями правительства и широкой общественности удастся отвести от края алкогольной пропасти сотни тысяч, если не миллионы людей.

Главное – помнить, что нельзя позволять себе быть равнодушными. Ведь пока в наших душах живет любовь к ближнему, мы изменяем мир вокруг себя, делаем его хотя бы чуточку светлее и добрее и вместе с изменившимся миром изменяемся сами. Если же мы позволим нашим душам одеться в броню равнодушия, мир вокруг нас медленно умрет. И мы умрем вместе с ним.

Благодарим за отзыв

Комментарии

    Megan92 () 2 недели назад

    А у кого-нибудь получилось избавить мужа от алкоголизма? Мой пьет не просыхая не знаю уже что делать((думала развестись, но ребенка не хочется без отца оставлять, да и мужа жалко, так-то он отличный человек, когда не пьет

    Дарья () 2 недели назад

    Я столько всего уже перепробовала и только прочитав эту статью , у меня получилось отучить мужа от спиртного, теперь вообще не пьет, даже по праздникам.

    Megan92 () 13 дней назад

    Дарья () 12 дней назад

    Megan92, так я же в первом своем комментарии написала) Продублирую на всякий случай - ссылка на статью .

    Соня 10 дней назад

    А это не развод? Почему в Интернете продают?

    Юлек26 (Тверь) 10 дней назад

    Соня, вы в какой стране живете? В интернете продают, потому-что магазины и аптеки ставят свою наценку зверскую. К тому-же оплата только после получения, то есть сначала посмотрели, проверили и только потом заплатили. Да и в Интернете сейчас все продают - от одежды до телевизоров и мебели.

    Ответ Редакции 10 дней назад

Меня зовут Миша. Я наркоман. Мне 26 лет. Начал употреблять наркотики я с 14-ти лет. Сейчас мне уже 26. Проупотреблял наркотики 11 лет.

Скажи, в каком возрасте ты попробовал первый раз наркотики?

В 14 лет. Это именно химические наркотики.

И как развивалось? Прошел очень длительный срок времени. Ты можешь рассказать, как развивалась эта болезнь? Что происходило в твоей жизни?

Сначала это было «розовое» употребление. Я употреблял наркотики, чтобы как-то лучше чувствовать себя, более раскрепощено, более комфортно как бы, находить общий язык с другими людьми. Мне давал наркотик какую-то свободу, как я тогда думал. В дальнейшем, когда это уже переросло в более зависимость такую, которая уже начала мне причинять ущерб, я и себе начал причинять ущерб, и семье, своим людям. Я обманывать начал, воровать, даже не воровать, а крысить деньги.

У родителей?

У родителей, да. Причем у меня была такая иллюзия, что во дворе среди друзей крысить - это как бы плохо, а у родителей это в порядке вещей. Только потому что я понимал, что родители мне ничего не сделают за это.

Крысить - это обманывать на доверии, да?

Да. Что я не понесу никаких последствий. Ну, и у меня, вообще, в жизни была такая как бы идея попробовать все наркотики в мире. Я пошел учиться в морское училище. Ходил в море два года. И везде, где я выходил в чужих странах, первым делом я искал какое-то вещество, чтобы попробовать.

Что самое тяжелое было за эти годы? Какие последствия тяжелые были у тебя? Потому что ты говорил, было «розовое» употребление. А потом?

Самые тяжелые последствия - наверное, это перед попаданием в реабилитационный центр. Это самое такое тяжелое, когда последние эти наркотики. Название можно говорить, нет?

Да, да.

Соль, спайс. Я уже помню, что, я понимал, что я схожу с ума. Я понимал, что что-то не то. У меня были и глюки, и все, короче.

А долго ты употреблял эти современные наркотики?

Да, я употреблял где-то месяцев 9, почти год. И последние 6 месяцев я употреблял вообще как бы без каких-то ремиссий, регулярно прямо. Я только отрубался, когда спал, я их не употреблял и все. Что и привело меня к постоянному чувству страха. Я не понимал, чего я боюсь, но что-то постоянно боюсь. И употребить уже больше я не мог, чтобы достичь какого-то результата эйфорического. Потому что я боялся, что я вообще сойду с ума, спрыгну с крыши или еще что-то. Ну, и как бы не употреблять тоже не мог, потому что психологически это было очень тяжело.

Что происходило с тобой в это период: друзья у тебя, девушка, с учебой с твоей, с работой? Как жизнь складывалась, когда ты употреблял? С твоими близкими, с мамой, с папой. Хотелось бы, знаешь, без приукраски, как оно есть.

Я понял. Ну, с родителями. С отцом я вообще не разговаривал, вообще не разговаривал. У меня вообще с ним никакого контакта не было, потому что он говорил мне, что я наркоман, что со мной все понятно. Мамой я манипулировал как бы. Но я помню, что моя мама плакала, я видел это. Я просто работал у нее на работе и поэтому как бы я и работал, что у меня была директором моя мама. Я приходил туда на работу уже в таком состоянии чисто ради того, чтобы выпросить денег на наркотики или обмануть, выдумать какую-то историю. Я помню, даже как-то я приехал домой, у меня замки поменяли дома, я домой не смог попасть. И жил уже непонятно где так, по квартирам, по друзьям, в машине. С девушкой, у меня была жена. Она меня пыталась положить в «ковалевку», еще куда-то там к наркологам. Но я ей сказал, что нет, я не буду. Я тогда верил, что я смогу сам, что еще не все так плохо. Она ушла от меня. Мы развелись и все. Я перестал общаться с друзьями, которые не употребляют наркотики, просто потому что мне было стыдно с ними общаться. Я вообще, помню, смотрел на себя в зеркало, смотрел и думал: в кого я превратился? Страшно было смотреть на себя в зеркало. Я общался только с людьми, которые употребляют наркотики. Нашел себе девушку такую. Хотя раньше я считал, что это ненормально - общаться с девушкой и давать ей наркотики. В общем, плавно в моей жизни наркотик занял первое место. Я переступил все свои ценности, какие-то убеждения, жизненные принципы. Ради наркотиков я в принципе был готов на все. Единственная цель была - это достать наркотик.

Мясо , как пища, было известно человечеству всегда, во все эпохи его развития, и часто служило основой для его выживания в древние времена. «Энергетический запас», который давала богатая белками мясная пища людям, возвел мясо в ранг одного из самых распространенных и почитаемых продуктов в мире. Сохранившиеся в античной литературе описания пиров у Гомера, Платона, Ксенофонта и многих других древних авторов упоминают об очень разнообразных видах мясных блюдах. Так, на афинских пирах подавали мясо домашних и диких животных, в качестве деликатеса - зайца, дроздов; из мяса, крупы и специй делали колбасы; солёное и копчёное мясо напоминало ветчину. У римлян любимыми мясными блюдами были свинина, баранина, говядина, ослятина; мясо диких животных, особенно кабана; сосиски из потрохов с пряностями и колбасы; домашняя птица и дичь.


Подготовка к императорскому пиру
Картина Франса Снейдерса (1579 - 1657) «Кухня»

Согласно Геродоту, у скифов было распространено «нагревание камнями». Оно состояло в том, что в яму, наполненную водой, бросали раскалённые камни до тех пор, пока вода не закипала. После этого в ней варили мясо. Нередко скифы пекли мясо в золе.

До принятия христианства на Руси убой скота носил характер жертвований, но с принятием христианства население стало соблюдать христианские посты и мясоеды. Появились ремесленники-мясники, кожевенники, костерезы. До эпохи Петра I скот убивали на рынках, в сенях домов, в специальных «мясных шалашах», на пустырях, на берегах рек или на открытом месте у оврагов. Пётр I повелел строить бойни и издал указы, регламентирующие торговлю мясом.

Простейшие способы консервирования мяса были известны ещё с древности. В частности, копчением в дыму заготавливали впрок мясо животных. В середине XIX в. в России увеличивается производство свинины для изготовления копчёностей. Из-за границы стали поступать аппараты и приборы, специи и пряности для выработки мясных копчёностей и колбасных изделий.

Религиозные традиции во все времена и у всех народов накладывали отпечаток на употребление мясной пищи. В иудаизме мясо некоторых животных признаётся «кошерным» (то есть подходящим для употребления), а некоторых - «некошерным». «Кошерный» - означает пригодный в пищу. Кашрут (кошрут, кошер) – часть традиций и норм иудаизма. Иными словами – это трёхтысячелетняя история правил и законов, с непрекращающимся углубленным изучением и комментариями по сложным вопросам. Кашрут (кошер) регламентирует рациональное, здоровое питание и высокие требования к качеству пищи. То есть знак «кошер» означает, что продукт проверенный, качественный и экологичный – полезный для здоровья. «Я – то, что я ем» и, если руководствоваться такой популярной формулировкой, то кошерные продукты также более чем подходят для такой концепции здорового питания. Как известно, мясо с кровью является некошерным и не пригодным к употреблению в пишу. Существуют способы кошерования мяса - просолка и жарка на огне.


В буддизме запрещено убийство животных для поедания, так как это отрицательно сказывается на карме. Тем не менее, буддист может употреблять мясо животного, но только в случае, если он уверен, что животное не было специально умерщвлено для поедания. В индуизме корова считается священным животным, поэтому индуистам, в целом употребляющим мясо, запрещено употребление говядины, которую в своём рационе они замещают буйволятиной.


В Индии коров нельзя есть, их нельзя обижать, ругать, кричать на них

В исламе мясная пища может быть допустимой (халяль) и недопустимой, в частности, запрещается употребление свинины и мяса животных, убитых неподобающим образом. Употребление мяса жертвенного животного (обычно барана) является важной составляющей исламского религиозного праздника Курбан-байрам.


Праздничный стол на Курбан-байрам

Китайцы и корейцы предпочитают мясу многих животных мясо молодых собак, находя его вкус пикантным и ароматным и ценя его столь же высоко, как, скажем, французы ценят деликатесные лапки лягушек.


Лягушачьи лапки – изысканный французский деликатес

На Руси христианство четко разграничило мясо на «чистое» и «нечистое». Нечистым мясом на долгие десятилетия были объявлены конина (не считавшаяся прежде недостойной пищей), медвежатина, зайчатина. Грехом полагалось, есть мясо бобра, белки, кошек, собак, тетеревов. Церковь решительно запрещала употреблять «давленину», то есть мясо животных и птиц, не забитых непосредственно человеком.

Существование некоторых северных народностей (например, чукчей, эскимосов) без мяса невозможно из-за скудной растительности и сурового климата. Среди племен аборигенов Австралии и Океании также распространено употребление мяса, которое они добывают путём охоты и каннибализма.


Представители многих северных народов мясо едят сырым

Некоторые группы людей отказываются от употребления мяса вообще, или только некоторых его видов, или только на протяжении некоторого времени (например, во время религиозного поста). Причины этого бывают часто этического, религиозного, а также диетологического характера. Приверженцывегетарианства исключают из своего рациона мясо и рыбу, а также зачастую отказываются от других животных продуктов, таких как молоко и яйца.

В мире в среднем на одного человека населения планеты приходится 33 кг мяса. В то же время в Дании на человека приходится 327 кг. В структуре мирового производства мяса всех видов свинина занимает первое место - 39,1 %, на втором месте мясо птицы - 29,3 %, далее идут говядина - 25,0 %, баранина - 4,8 %, другие виды мяса - 1,8 %. В мировой торговле говядиной и телятиной лидерами экспорта являются Австралия и Новая Зеландия (более 25 % объёма мировых поставок. Главным экспортёром свинины является Дания - 951 тыс. т (18,7 %), далее идут Нидерланды - 635 тыс. т (12,5 %). Россия практически не экспортирует свинину. Основные экспортёры баранины и ягнятины - опять-таки, Новая Зеландия и Австралия . По экспорту птицы выделяются страны ЕС и США .

Реабилитационный центр “РЕЦЕНА” – это проект, который создан с целью помочь зависимым людям в освобождении от наркомании и алкоголизма, а также вести просветительскую деятельность среди молодежи по предотвращению последствий данной проблемы в Украине.

Реабилитационный центр «РЕЦЕНА» призван помочь людям, которые оказались в сложной жизненной ситуации, произвольно или не произвольно став рабами алкоголизма и наркомании.

Филиалы реабилитационного центра расположены по всей Украине, в экологически чистой местности. Он соответствует всем нормам и стандартам, кроме того, обустроен таким образом, чтобы человек чувствовал себя максимально уютно и комфортно. В такой среде лечение наркомании или лечение алкоголизма проходит с меньшим стрессом для зависимого. Благоприятная атмосфера вдохновляет человека не только вернутся к прежней здоровой жизни но и открывает перед ним новые горизонты: человек ставит цели, стремится к их осуществлению, находит в себе силы подняться над жизненными обстоятельствами.

Лечение наркомании и лечение алкоголизма проходит по комплексной программе 12 шагов.

Курс лечения длится около 6 месяцев, регулируется психологом в совете с остальными сотрудниками центра. Курс ресоциализации, восстановление человека в обществе, - длится 6 месяцев.

Коллектив реабилитационного центра «РЕЦЕНА», состоит из сотрудников и волонтеров. Есть и люди в прошлом зависимы, которые знают, что такое наркомания не понаслышке и могут помочь из собственного опыта.

Родителям и родственникам!

В лечении наркомании и лечении алкоголизма немаловажно поддержка родителей, родственников. Чаще всего близкие зависимого не понимают насколько важна их помощь и поддержка.

Статистика говорит, что 70% срывов, даже после длительного лечения, проходит по вине родителей, близких зависимого. Именно поэтому, реабилитационный центр «РЕЦЕНА» предлагает курсы для созависимых. Прийти может каждый, предварительно записавшись.

РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР «РЕЦЕНА»


Реабилитационный центр «Рецена» работает уже более 20 лет . За это время мы добились отличных результатов по лечению алькогольных и наркотической зависимости. И это подтверждено статистикой, где максимальный срок трезвости - 20 лет, самый минимальный - 1 год. За время нашей работы были созданы и восстановлены семью и семейные отношения, родились детки, ребята, которые раньше умирали от наркотиков, сейчас имеют обрахование, работу и стабильный заработок. На данный момент, в нашем центре проходят реабилитацию зависимые люди, котоыре приехали из разных городов Украины и России.

НАША КОМАНДА

У нас большая квалифицированная команда, которая состоит из 38 сотрудников, и 12 волонтеров. В число сотрудников входят консультанты, которые проходили специализированную школу по химической зависимости, и знают о проблеме наркомании и алкоголизма не понаслышке. Так же у нас есть 10 психотерапевтов и 10 арт-терапевтов, которые имеют специализированное образование в области психологии и психиатрии.

ПРОГРАММА 12 ШАГОВ

Наш наркологический центр работает по программе «12 шагов» . У многих ребят есть внутренние проблемы. которые необходимо проработать - для чего в центре работают высококвалифицированные психологи и арт-терапевты - чтобы в дальнейшем им это не помешало выздоравсивать. Мы разработали специальную тетрадь, по которой пишутся письменные работы. По этим письменным работам прорабатывается каждый шаг в отдельности, а так же, начало и последствия употребления, взаимоотношения в семье, и многое другое. Мы создали тетрадь по профилактике срыва, где каждую неделю можно просмотреть и проработать, что могло подвести к срыву. Благодаря этому, ребята учатся анализировать свое психологическое состояние, и учатся бороться с негативными мыслями, эмоциями, ситуациями.

КАК МЫ ПРОВОДИМ ВРЕМЯ

Регулярно в нашей организации, проходят терапевтические лагеря , где собираются выздоравливающие зависимые из России, Украины, Германии, Беларуси и Израиля. Это время проходит очень весело и интересно: КВНы, котоыре придумывают сами участники; общение со звездами кино и эстрады; творческие концерты; родитильские вечера; флеш-мобы - и многое другое. Два раза в год мы встречаемся летом на море, и один разз зимой, в пансионате или доме отдыха. Ребята, котоыре проходят лечение в реабилитационном центре, регулярно посещают баню, выезжают на чемпионаты по футболу, которые проводятся между организациями, различные спортивные мероприятия. Мы за здоровый образ жизни.